Литературное чтение итоговая аттестация. Структура варианта проверочной работы

Урок в 5 классе (УМК,Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов,Л.А.Троснецова Просвещение 2007 г.)

Тема: «Корень слова. Однокоренные слова».

Цели урока:

Дать понятие о корне как морфеме;

Научиться находить корень слова, подбирать однокоренные слова.

Задачи урока:

1. Личностные :

Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения;

Способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в обсуждениях.

3. Предметные:

Освоение базовых основ лингвистики; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: проектор, ноутбук, интерактивная доска, доска, учебник, карточки.

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Структура урока.

1. Оргмомент.

2. Мотивация.

3. Актуализация знаний.

4. Введение в тему урока.

5. Объяснение темы урока.

6. Закрепление по теме.

7. Физкультминутка.

8. Тест на усвоение полученных знаний.Закрепление.

9. Итоги урока. Рефлексия.

10. Домашнее задание.

11. Выставление оценок за урок.

Ход урока.

    Оргмомент. (Слайд 1)

Добрый день, ребята! Меня зовут Ляйсан Камиловна! Вы готовы начать урок? Улыбнитесь друг другу. Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по стране “Морфемика”.

Внимательно слушайте – и всё услышите.

Внимательно смотрите – и всё увидите.

Думайте – и всё поймёте.

    Мотивация.

Во время нашего путешествия мы будем собирать “секреты”, которые помогут вам лучше разобраться в теме урока и правильно выполнить задания на уроке. Вы должны быть дружными, активными, внимательными. Только таким ребятам страна Морфемика открывает свои секреты!

Интересно, что это за страна Морфемика? Кто её жители?

    Актуализация знаний.

Давайте возьмем рюкзак, в который положим знания. Эти знания помогут нам в путешествии.

Продолжи предложение:

Морфемика – наука, которая изучает. . . . (морфемы)

Морфема – это . . . (значимая часть слова)

Я знаю морфемы : . . ., . . ., . . ., . . . (приставка, корень суффикс, окончание)

Молодцы! Страна Морфемикас радостью открывает двери перед вами!

Для этого выполним задание.

    Введение в тему урока.

Орфографическая разминка.Продолжим разминку, внимание на слайд.

Вставьте пропущенные буквы. Из вставленных букв составьте слова.

Хок…ей, м…рфема, тер…итория, извинит…, тен…ис, буд…те добры;

…делать, кол…екция, пр…стите, здра…ствуйте, бл…годарю.

(корень слова)

Молодцы! Страна Морфемика радостью открывает двери перед вами!

Вывод темы.

Верно, ребята. Сегодня на уроке мы отправимся в гости к Корню, чтобы узнать все его секреты.

- А какие цели нашего урока-путешествия? (научиться правильно выделять корень в словах, подбирать однокоренные слова…). На листах запишите число и тему.

5. Объяснение нового материала.

1. Раскрываем первый секрет!

На нашем пути первый секрет. Для того чтобы раскрыть 1 секрет, нужно выполнить задание, которое оставил нам КОРЕНЬ.

подсказка

Я, как морфема, очень важна !
“Слова не может быть без меня!”

Посмотрите внимательно, какие морфемы вы видите?

Какая морфема потерялась?

Можно ли без корня понять значение слова?

Задание №1 : запишите слова и выделите главную значимую часть.

Вывод (1 секрет): Корень – главная значимая часть слова.

Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 1 секрет!

2. Раскрываем второй секрет!

подсказка

Есть у слова корень, ветви и листва,
Ствол как
смысл , которым наша речь жива.

Что общего у всех слов? Значение

Как называются слова, каждого дерева? Однокоренные

В какой морфеме заключено общее лексическое значение?

Назовите эту морфему

А теперь присмотритесь внимательнее: Все ли слова с этого дерева? Все ли слова являются однокоренными?

Задание №2 : найти слова с другим лексическим значением. Придумать 2 предложения со словами ПРОВОД и ВОДА.

Вывод (2 секрет): В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

ТРЕНИРОВКА. Найди лишнее слово по значению. (У ребят на парте прикреплен лист со словами. Учащиеся работают в парах.

Задание № 3 : взять лист, найти лишнее слово, объяснить значение)

1 парта Соль, солонка, солнце, солнышко

2 парта Лес, лестница, лесник,

3 парта Больной, больница, большой, боль

4 парта Гора, горный, гореть,пригорка

5 парта Косичка, косить, покос,

ПРОВЕРКА: Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 2 секрет!

3. Раскрываем 3 секрет .

Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ.

подсказка

Есть у слова формы, а есть родня
Корень вам поможет найти лишь она.

Как найти корень в слове?

В каком столбике записаны слова, помогающие найти корень?

Как они называются? Как назовем остальные слова?

Задание № 4 : найдите корень слова упр.

Вывод (3 секрет): Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова.

ТРЕНИРОВКА. Задание № 5

Продолжи ряд однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень. Учащиеся выполняют задание на выбор:

1 –вариант

2 – вариант

Грязненький

Грязнуля

потемнеть

Загрязнить…

затемнение…

ГРЯЗЬ, грязевый

потемки, темень

Потемки -мрак, темнота, отсутствие света.

Темень -темнота, мгла

ПРОВЕРКА: Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 3 секрет!

4. Раскрываем 4 секрет!

Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ

подсказка

Одной или разных частей речи слова
Помогут вам корень найти всегда

6. Закрепление по теме.

Заполни таблицу, подбери однокоренные слова.

Какой частью речи могут быть однокоренные слова?

ПРОВЕРКА (по цепочке)

Вывод (4 секрет): Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.

Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 4 секрет!

7.Физминутка .

Встать, потянуться, разминка плеч.

Выполняются упражнения на снятие утомления с глаз.

8. Тест на усвоение полученных знаний. Закрепление.

Ребята, вот мы и добрались до дома Корня. Стал ли наш рюкзак тяжелее? А что принесли мы в своем рюкзаке? (Секреты корня) Корень решил проверить, хорошо ли вы запомнили все его секреты.

Ребята переворачивают листок и выполняют задания самостоятельно.

Задание № 6

1)теория - выбрать верное утверждение,

2) практика – выбрать букву в слове, подобрать проверочное слово.

Секреты КОРНЯ :

1. Теория: Выбери верное утверждение

Корень – это

А) главная значимая часть слова

Б) часть речи

В) часть предложения

В корне заключено

А) значение одного слова

Б) значение предметности

В) общее лексическое значение однокоренных слов.

Чтобы найти корень, нужно

А) изменить слово

Б) подобрать однокоренные слова

В) объяснить значение слова.

Однокоренные слова

А) могут быть только одной частью речи

Б) могут быть только разных частей речи

В) могут быть одной частью речи, а могут относится к разным частям речи.

ПРОВЕРКА

9. Подведение итогов. Рефлексия.

Мнения детей заслушиваются.

10.Домашняя работа.

11. Выставление оценок за урок.

Тема: Корень слова.

Цель: актуализировать знания о корне.

Задачи :

1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части;

2.формирование умения находить в тексте корень слова.

3. Развивать мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, анализировать и обобщать.

4.Отрабатывать каллиграфию письма;

5.Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку

Тип урока : изучение нового материала

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Методы : словесный, беседа, объяснение, наглядный.

Оборудование : учебник, карточки, компьютер, проектор

Ход урока

1.Организация класса. Эмоциональный настрой

Сегодня на уроке у нас гости

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут.

Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте друг другу хорошего настроения.

2.Фронтальный опрос

Как правильно переносить слова с двойными согласными? (одна буква остается на строчке другая переносится)

Как пишутся имена собственные? (Имена собственные пишутся с большой буквы)

Как правильно переносить слово с буквой Й в середине слова? (Буква Й при переносе не отделяется от гласной)

что такое окончание?

3. Сообщение темы урока

Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование (слайд 1)
— Все вы станете с исследователями.

Кто из вас знает, кто же такой исследователь?

А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (в толковом словаре ) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:

«Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». (слайд 2)

— Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений. А журналом наблюдения у нас будет наша тетрадь.

— Откройте тетради и запишите число, классная работа.

3. Чистописание

— Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. (слайд 3)

— Верно, сегодня повторим написание буквы К.

— Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква?

4. Сообщение темы урока

— А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов. (слайд 4) Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку в тетрадь, поставьте ударение подчеркните орфограмму.

5.Словарная работа

(1 ученик на доске, остальные в тетрадях)

· Нарисует он картину
Натюрморт или пейзаж
Остроносый, тонкий, длинный, Деревянный. (карандаш)

· Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья. (посуда)

· На стене висит давно,

На холсте всего полно:

Лес и речка, и машина…

Называется -…(картина)

· Кто учит детей всех писать и читать,
Природу любить, стариков уважать?(учителm)

· На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну, конечно, я – (пенал)

·Последний осенний месяц .(Ноябрь)

К

О

Р

Е

Н

Ь

— Какое слово получилось в вертикальном столбике? (корень)

— Как вы думаете, что же станет темой нашего исследования?

6.Работа по теме урока

— Ребята, скажите, что обозначает слово корень?

— Какие бывают корни? (слайд 5)
— У каких предметов есть корень? Для чего он нужен?

— Сколько значений у слова? (много)

— Что общего в значении этого слова? (это важная часть чего-либо. например: корень учения-основа знаний)

— Что такое корень?

— А сейчас я хочу рассказать вам одну историю. Много-много лет тому назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.

Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. Откройте учебник на странице 115.

Что общего в этих словах? (у всех одинаковый корень)

А сейчас мы с вами исследуем слово. Вам нужно составить слово с корнем ХОД.

ход

переход

входить



gastroguru © 2017