Синдром Аспергера у детей: симптомы. Синдром Аспергера: чем опасен, признаки у детей и взрослых, методики диагностики и лечения Синдром аспергера и школьная жизнь ребенка

Длительное время СА признавали как одну из форм аутизма. Только тридцать лет назад специалисты начали выделять это заболевание отдельно. Имея достаточно похожие признаки, дети, имеющие СА, по своему состоянию отличаются от детей с ранним аутизмом.

Симптомы

Характеризуется скрытой дисфункцией, поскольку внешний вид ребенка не позволяет с первого взгляда определить, что у него есть какие-то отклонения в поведении. Синдром Аспергера у детей не сказывается на утрате интеллектуальных способностей, напротив, нередко аспи, как называют таких детей, могут добиваться больших успехов в творчестве и точных науках. Как правило, сложности возникают в межличностной коммуникации и сфере социализации. Характеризуется, так называемой триадой социальных нарушений, присущей этому состоянию:

  • . Дети с трудом налаживают контакты не только с взрослыми, но и со сверстниками. Случаются нечастые зрительные контакты, но в большинстве случаев детям-аспи не присущи такие формы отношений, как дружба, ими редко воспринимаются социальные правила, которые признаны обществом, что выражается, например, в бестактности, назойливости. При этом их характеризует отстраненность от людей, которые их окружают, они могут стремиться к уединению.
  • Коммуникации. Характерным признаком является отсутствие эмоций, дети не понимают мимику, жесты, которые сопровождают речь собеседника. Все ими воспринимается буквально. В их арсенале не встретишь сарказма, анекдотов и метафор. Помимо этого для них бывает нелегко начать разговор и способность закончить его своевременно.
  • Воображение. Такое чувство у них не исключается, напротив, они способны проявить таланты живописца и писателя. Вместе с тем, недоступной является эмпатия. Они не в состоянии предполагать альтернативные варианты разрешения ситуации, складывать мнении о ком-либо, основываясь на его эмоциональных переживаниях, не вербально выраженных.

Некоторые другие признаки:

  • Соблюдение расписания, традиций, стремление к упорядоченности.
  • Увлечение определенной тематикой, имеющее ярко выраженный характер.
  • Наличие чрезмерно высокой или напротив низкой сенсорной чувствительности.

Многие дети с данным состоянием, испытывая сложности в общении, начинают страдать от СДВ – так обозначают синдром дефицита внимания. Синдром Аспергера у детей вызывает чувство тревоги, малыши впадают в депрессию, испытывают страх. Нередко на этой почве появляются и другие психические нарушения. Здесь обязательно нужна помощь родителей.

Диагностика

Может проявляться с раннего возраста. Однако диагноз, как правило, ставится позже – в школьном возрасте, когда наступает пик проблем, связанный с социальными навыками.

В раннем детстве, как правило, нет возможностей выявить аномалии в развитии, так как ребенок может развиваться в срок и иметь спокойный темперамент, не доставляя родителям беспокойства. Он играет сам по себе, не требуя к себе лишнего внимания.

Синдром Аспергера у детей не влияет на интеллектуальные способности ребенка и не должен вызывать тревоги – они на среднем уровне или даже выше. С развитием речи в большинстве случаев тоже нет никаких проблем – она на уровне возрастных норм или даже выше.

Для установления диагноза применяется тестирование, неврологические обследования и другие методы.

При обнаружении характерных признаков учителями или воспитателями, родителями, нужно обратиться за консультацией к специалистам – педиатру, неврологу, детскому психологу и логопеду.

Чтобы своевременно выявить Синдром Аспергера у детей, родителям следует забить тревогу, если у ребенка наблюдается:

  • Негативная реакция на незнакомых людей, он начинает плакать, не хочет общения.
  • , неуклюжесть.
  • Нежелание слушать веселые сказки и смотреть мультфильмы, их непонимание.
  • Нервозность при тактильном взаимодействии и прикосновениях.
  • Огромное стремление заняться чем-то одним, он с трудом от него отвлекается и может на протяжении нескольких часов делать это в одиночку.
  • Выраженное предпочтение в еде, причем ограниченное.
  • Если в новой обстановке, он полностью становится сам не свой.

Лечение

Еще не придумано действенного способа излечения синдрома. Чтобы скорректировать тяжелые симптомы, может быть назначена медикаментозная терапия, для остальных проявлений этого состояния рекомендуется лечение у психологов, педагогов, логопедов.

На ранних стадиях при своевременном выявлении симптомов и проведении диагностики, удается добиться значительных результатов, хотя полного выздоровления не наступает. Психологами и педагогами проводится работа, которая способствует аспи-детям выработке правильных поведенческих стереотипов, учит поведению в обществе.

При этом нужно сказать, что каких-либо последствий для полноценной жизни у взрослых пациентов с синдромом Аспергера не наступает. Они могут заводить семьи, работать и достигать высоких результатов. Безусловно, этого в основном добиваются люди, прошедшие коррекцию для успешной адаптации в социуме.

Ребенок должен развиваться в атмосфере добра, понимания и любви.

  • Сдерживайте излишнюю одержимость малыша. Установите ребенку время для увлечений и не нарушайте распорядка.
  • Исключите сложные обороты речи, общаясь с ним – слова должны быть простыми и понятными.
  • С ранних лет учите малыша правилам поведения в кругу друзей и обществе.
  • Никаких угроз и обещаний, которых вы не в состоянии выполнить. Ими все воспринимается буквально.
  • Одобряйте любые правильные поступки и общение с другими.

А главное – верьте, что нет причин для расстройства о том, что ваш малыш не такой как все. Прекрасно развитая логика мышления и способность предельно концентрироваться на поставленных задачах часто приводит людей с синдромом к потрясающим успехам, особенно в областях интересных для них. Здесь все зависит не от вашего ребенка, а от того насколько сильно вы его любите и хотите помочь ему. Как можно раньше начните заниматься с ним, составьте , чтобы малыш четко понимал, когда он будет кушать, а когда смотреть мультики или гулять на улице. Прочтите несколько книг для общего развития по взаимодействию с такими детками и поймите простое и главное правило. Никто не заинтересован в успехе адаптации вашего ребенка так сильно как его родители!

После Аспергера чаще всего ставят РАС, РДА и прочее неприятные аббревиатуры для наших детей.

Синдром Аспергера многие годы считался одной из форм . Лишь 30 лет назад это состояние стало выделяться отдельным диагнозом. Однако не смотря на некоторые схожие черты, состояние детей с синдромом Аспергером отличается от проявлений детского раннего аутизма.

Типичные симптомы синдрома Аспергера

Состояние при данном синдроме называют скрытой дисфункцией, так как по внешнему виду обычно невозможно понять, что с человеком что-то не так. Синдром не влияет на сохранность интеллекта, зачастую дети-аспи, как их называют, имеют значительные успехи в области точных наук или в творчестве. Проблемы проявляются в области социализации и межличностных коммуникаций.

Типичной для данного состояния является «триада нарушений»:

  1. Социальное взаимодействие
    Сложности проявляются в налаживании контактов с окружающими. Помимо редкого зрительного контакта дети-аспи не умеют поддерживать дружеские отношения, не воспринимают принятые в обществе социальные нормы, могут казаться бестактными или назойливыми. При этом же их отличает склонность к уединению и некоторой отстраненности от окружающих.
  2. Социальные коммуникации
    Эмоции - это то, что не доступно людям с синдромом Аспергера. Они все понимают буквально. Мимика, жесты, сопровождающие нашу речь, им непонятны. Сарказм и метафоры, анекдоты ими не используются. Кроме того большие затруднения вызывает вообще само начало разговора и умение вовремя его завершить.
  3. Социальное воображение
    Воображение в широком понимании Аспергер вовсе не исключает. Носители этого синдрома могут быть писателями, художниками, Однако эмпатия им не доступна. Они не могут предположить альтернативного разрешения ситуации, не опираются во мнении о другом человеке на его чувства и эмоции, выраженные невербально.

Еще характерные признаки синдрома Аспергера:

  • Приверженность к определенному порядку вещей, расписанию, традициям.
  • Ярко выраженная увлеченность определенной темой.
  • Особенности сенсорной чувствительности - чрезмерно повышенная либо, наоборот, сниженная.

Диагностика синдрома Аспергера

«Особые» черты проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. Однако диагностируется синдром Аспергера уже позже, ближе к школьному возрасту. Это связано с тем, что наибольшие проблемы у детей-аспи вызывают социальные навыки.

В раннем детстве это может быть беспроблемный ребенок, развивающийся в срок и отличающийся спокойным темпераментом. Родителей не беспокоит малыш, который может подолгу играть с игрушкой и не требует лишнего общения.
Интеллект у таких детей тоже не вызывает беспокойств - он, как правило, средний или выше среднего. Речь развивается обычно тоже в соответствии с возрастными нормами или даже опережает их.

Черты, характерные для Аспергера, у ребенка могут заметить учителя или воспитатели, или же тревогу начинают бить родители. В обследовании должны принять участие педиатр, невролог, детский психолог и логопед (который о состоянии речи), однако последнее слово остается за детским психиатром.

Для диагностики используются различные тесты, опросники, неврологические обследования (ЭЭГ, МРТ) - для исключения поражений головного мозга.

На что обратить внимание родителям:

  • Ребенок негативно реагирует на новых людей, плачет, отказывается общаться.
  • Не принимает участие в подвижных играх, неуклюж, избегает общения.
  • В дошкольном возрасте это — «несадиковский ребенок», который с трудом отрывается от мамы, не идет на контакт.
  • Не любит и не понимает веселых сказок или мультфильмов.
  • Раздражается от прикосновений и тактильного взаимодействия.
  • Чрезмерно увлекается каким-то одним видом деятельности, не позволяет себя отвлекать, часами занимается в одиночку.
  • Имеет четко ограниченные пищевые предпочтения.
  • Новая обстановка, изменение привычных ритуалов полностью выбивают его из колеи.

Лечение синдрома Аспергера

В настоящее время не существует абсолютного лечения данного состояния. Для коррекции тяжелых проявлений синдрома назначается медикаментозная терапия, в прочих случаях работу ведут психологи, педагоги и логопеды-дефектологи.
Несомненно, чем раньше удастся выявить симптомы и провести диагностику, а значит и начать применять коррекционные меры, тем больших успехов можно добиться. Однако говорить о полном излечении нельзя.

Стоит все же отметить, что взрослые с синдромом Аспергера живут вполне полноценной жизнью, создают семьи и находят для себя работу, добиваясь в ней немалых результатов. Конечно, это те люди, которые смогли адаптироваться в социуме и прошли некоторую коррекционную работу.

Психологи и педагоги помогают аспи-детям научиться вести себя в обществе, помогают выработать правильные стереотипы поведения.

Зачем ребенку с синдромом Аспергера логопед-дефектолог?

Большое значение имеет и логопедическая коррекционная работа. Несмотря на то, что речь у детей с синдромом Аспергера развивается вовремя, она отличается многими нарушениями, решить которые и должен логопед-дефектолог:

  • Ускоренное развитие речи приводит к наличию довольно обширного словарного запаса, однако даже такой «академический» словарь не дает ребенку возможности строить общение и иногда даже отпугивает сверстников. Кроме того, узкая направленность его интересов накладывает отпечаток и на словарный запас.
  • Многократное повторение отдельных слов или целых фраз - тоже отличительная черта синдрома Аспергера. Коррекционные занятия направлены на построение правильной устной речи.
  • Характерным симптомом синдрома является также семантическая дислексия (механическое чтение). Ребенок может хорошо и быстро прочесть текст, но не понимать его содержания.
  • Речь аспи-детей отличается ускоренным или, наоборот, замедленным темпом, монотонностью. Для того, чтобы устранить этот недостаток используются различные игры и задания, позволяющие ребенку взять под контроль эту область. В занятиях используются приемы логоритмики, заданий на сочетание движений и говорения.
  • Здесь мы подходим к еще одной характерной черте синдрома — нарушению моторики и координации. Дети-аспи имеют значительные проблемы с завязыванием шнурков, имеют плохой почерк, неуклюжи и неловки. Упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений позволят им справиться с этими сложностями.
  • Большая часть логопедической работы - развитие коммуникативной речи. На занятиях используются дидактические игры, в которых дети учатся строить диалог, осознают правила общения и выстраивания социального общения.
  • Иногда у детей-аспи встречается дизартрия, которая тоже требует коррекции и развития артикуляционного аппарата.

Синдром Аспергера называют также высокофункциональным аутизмом. Многие качества людей-аспи могут стать и их сильной стороной, позволяющей им добиться многого в жизни - логичность мышления, внимательность к деталям, независимость мышления, высокий интеллект. Родители, стремящиеся помочь ребенку скорректировать негативные проявления синдрома, дают ему возможность успешно построить свою жизнь. В принципе, он в хорошей компании - рядом с Ньютоном, Эйнштейном и другими выдающимися личностями.

В некоторых странах этот синдром перестали считать самостоятельным диагнозом и рассматривают как один из видов расстройства аутистического спектра. Впрочем, не все специалисты с этим согласны, да и многие люди с таким расстройством видят у себя мало общего с аутизмом, поскольку у них нет нарушений речи и когнитивных функций.

Как бы то ни было, это расстройство серьезно осложняет повседневное существование человека и может создавать проблемы в его профессиональной и личной жизни. Вот некоторые признаки, которые часто отличают людей с синдромом Аспергера:

1. Необычная манера речи. Может показаться, что вы говорите с компьютером: собеседник обрушивает на вас поток фактов, не делая пауз и (почти) не слушая вас. Иногда у людей с этим синдромом необычный тембр голоса.

2. Трудности с невербальной коммуникацией. Вы можете заметить, что ваш собеседник почти не использует жесты, а его мимика небогата.

3. Недостаток зрительного контакта. Не то чтобы ваш собеседник не мог смотреть вам в глаза, просто он не ощущает необходимости зрительного контакта. Если обратить на это его внимание, он может постараться не отводить взгляда и даже переборщить, глядя на вас слишком пристально.

4. Проблемы с этикетом. Такой человек может казаться грубым или невоспитанным, но на самом деле у него просто отсутствует интуиция, подсказывающая, как правильно себя вести. Например, он может отвернуться и заняться своими делами, не дослушав, что вы ему говорите, или пригласить вас на ужин и не прийти, или открыть дверь, когда вы придете, посмотреть на вас и, не здороваясь, уйти в дом. Правила хорошего тона, которые приняты в обществе, для него чужды.

5. Навязчивая фокусировка на одной теме (часто необычной). Он может коллекционировать то, что другим не придет в голову собирать, у него может быть необычное хобби, он может проявлять навязчивый интерес к какому-то человеку. И говорить безостановочно о предмете своего увлечения, не замечая, как утомляет своих собеседников. Иногда он неожиданно переключается на другое увлечение. Если он потерял интерес к человеку, которого обожал, то станет с ним внезапно холоден.

6. Неспособность понимать чувства другого человека. Их зачастую считают холодными, бесчувственными, лишенными эмпатии. Но дело не в том, что они не способны к сочувствию или не хотят проявлять доброту. Просто у них самих эмоциональных переживаний меньше, чем у других. Часто они не могут понять, почему другие люди так расстроены или взволнованы, и тогда предпочитают уйти и подумать об этом в одиночестве.

7. Неразвитые навыки общения. Иногда они безостановочно говорят о своем, не замечая, что другие обижены или им уже неинтересно слушать. А когда кто-то им не нравится, они резко прекращают разговор. Такое поведение со стороны кажется несуразным.

8. Неумение разделять чувства. Вас удивляет, когда хорошо знакомый человек при встрече даже не поинтересуется, как у вас дела, и сам не расскажет о своих успехах? Но людям с синдромом Аспергера несвойственно делиться чувствами и впечатлениями.

9. Черно-белое мышление. Придя однажды к какому-то мнению или решению, они будут держаться его, несмотря ни на какие доводы. Им трудно встать на точку зрения другого человека.

10. Отсутствие гибкости. Планы поменялись в последнюю минуту? Для человека с Аспергером это испытание, чреватое психологической перегрузкой, к экспромтам он не готов. Его могут расстроить сущие мелочи, казалось бы, не стоящие внимания, или то, что для него непривычно.

11. Следование заведенному порядку. Для него чрезвычайно важна структура и сложившиеся правила. В случае нарушения привычного распорядка они чувствуют себя выбитыми из колеи и начинают паниковать.

12. Повышенная чувствительность. Они могут быть очень чувствительными к прикосновениям и всячески стараться избегать их, делая исключение лишь для партнера. Они отшатнутся, если их похлопают по спине, и не позволят себя обнять. У них также могут быть и другие аутичные черты, например повышенная чувствительность к звукам, свету и даже жестким биркам на внутренней стороне одежды.

Можно ли излечить синдром Аспергера у взрослых?

Специфических лекарств для этого расстройства нет. Но психологические консультации в этом случае могут быть очень полезны. Психолог может научить такого клиента справляться со стрессом, эффективней выстраивать коммуникацию и взаимодействовать с окружающими, что сделает его повседневную жизнь легче.

02.04.2017 09:00:00

Жозефина Мил, почетный исполнительный директор колледжа Diablo Valley, мать двоих детей и бабушка четырех внуков, углубленно исследовала с момента постановки диагноза ее внуку, и вместе с ним составила гид, благодаря которому вы узнаете основные симптомы синдрома Аспергера у детей и его особенности.

Согласно исследованиям, Аспергер и другие формы присутствует в среднем у 1 из 88 детей в США. Большинство ученых соглашаются с тем, что главной причиной возникновения расстройства являются гены. Многие известные личности проявляли синдромы Аспергера: Вольфганг Амадей Моцарт, Альберт Эйнштейн, Мария Кюри и Томас Джефферсон.

Дети с расстройством аутического спектра часто испытывают социальные и физические неудобства; у них могут быть проблемы с концентрацией внимания, заведением друзей и поглощающий интерес к определенной сфере жизнедеятельности. Но чтобы диагноз подтвердился, одного-двух признаков недостаточно — у ребенка должны проявляться различные симптомы, проблемы с социальным взаимодействием, касающиеся семьи, друзей, самооценки или школы.

Многим детям с подобным расстройством необходимо лечение, чтобы помочь улучшить концентрацию внимания, уменьшить агрессию и депрессию. Спустя какое-то время, следуя инструкция по лечению и терапии, дети могут научиться понимать социальные сигналы. Итак, разные взгляды на синдром Аспергера — с научной точки зрения от бабушки, с личной — от Ника.

Жозефина Мил с внуком

Синдром Аспергера является одной из форм аутизма; у детей с синдромом Аспергера наблюдается необычное поведение хотя проблем с речью или интеллектом нет. Чтобы помочь родителям лучше понимать симптомы синдрома Аспергера и его особенности, мы с мои 10-летним внуком Ником создали «путеводитель» по болезни. Нику поставили диагноз Аспергера в 6-летнем возрасте. Он умный, отзывчивый, честный и веселый мальчик с нестандартным мышлением. Он считает синдром своей проблемой, и хочет, чтобы люди больше о ней знали.

Фото Тимоти Арчибальда

Отчуждение

Дети с синдромом Аспергера всегда больше наблюдатели, чем участники. Они кажутся отчужденными, но на деле в стороне их удерживает недостаток социальных навыков. Просто «игра» для них слишком абстрактное понятие, поэтому им лучше удаются занятия с четкими правилами, где нужно играть по очереди, а не все вместе в беспорядочном веселье.

Ник: иногда дети думают, что я не хочу играть, но это не так. я просто не знаю, как попросить взять меня к себе, поэтому жду приглашения. Или же не понимаю, что они делают, поэтому наблюдаю и пытаюсь уловить правила.

Поведение

Многие думают, что люди с расстройством аутического спектра, имеют проблемы с поведением, но это вовсе не так. Они имеют проблему со здоровьем — когда их мозг слишком сильно стимулируется или пребывает в замешательстве, ребенок может неправильно реагировать, часто даже агрессивно.

Ник: мой мозг одновременно посылает слишком много сигналов. Это как будто 10 человек в одно и то же время будут говорить мне, что делать. Когда я теряюсь, я могу сбросить все со стола, закричать или уйти прочь из комнаты. Мне нужно пару минут, чтобы привести в порядок мысли. Например, мой учитель в школе разрешает мне пойти «остыть» в коридор, когда мне это нужно.

Разговор

Ник: мне тяжело начать или поддержать беседу, потому что я толком не знаю, что мне говорить, если не звучит вопрос. Чаще всего я отвечаю просто «да» и «нет». Но вот, если вы спросите меня о поездах, самолетах, компьютерах, электричестве или торнадо, вам меня не остановить. В любом случаем — не бойтесь завести со мной разговор.

Фото Тимоти Арчибальда

«Не такой»

Около семи лет дети узнают, что они не совсем такие, как остальные дети в школе. Возможно, ребенку сложно будет выделить то, что говорит учитель среди остального потока информации. Или визуализация на уроке, которая отлично помогает другим детям (яркие, привлекающие внимание плакаты или интерактивные доски) вызовет у такого ребенка смущение и нервозность из-за сенсорной перегрузки.

Ник: моя учительница со мной обращается иначе, чем с остальными детьми. Она знает, что если меня посадить посередине ряда, я могу разнервничаться, поэтому я всегда сижу в конце. Она также знает, что я нервничаю, когда за мной и передо мной кто-то стоит, поэтому я всегда стою в начале или конце шеренги.

Зрительный контакт

Дети с Аспергером зрительного контакта обычно избегают, даже в младенчестве. Они могут смотреть мимо вас, над вами, под вами, но не на вас. Поэтому они и не могут читать эмоции на лице и знать, когда человеку больше не интересно, он расстроен их поведением или пытается послать им какой-то сигнал.

Ник: если я не смотрю вам в лицо, не значит, что я не слушаю. Мне действительно неудобно и странно смотреть кому-то в глаза. Иногда, взглянув в глаза человека, мне сложно сфокусировать на том, что он говорит.

Фото Тимоти Арчибальда

Любимая тема

Дети с синдромом Аспергера любят специфические вещи, например, роботов, погоду, новости, чтение, игры с водой и канал Дискавери. Они всегда стараются обсудить все детали своего любимого предмета или занятия, интересно вам это или нет. Такие дети также очень любят собирать Лего, делать поделки из бумаги, песка или дерева.

Ник: я очень люблю строить. Мне понадобилось полтора месяца, чтобы построить бумажный городок, потому что у меня постоянно появлялись новые идеи. Я остановился только, когда наш кот разрушил мою постройку. Я люблю смотреть программы о науке и технике, они вдохновляют меня. У меня хорошо идет математика, орфография и точные науки, а вот с почерком, живописью и физкультурой проблемы.

Группы

Группы для таких детей — проблема, потому что у них чрезвычайно сильный слух, а уровень шума может обескураживать. Зачастую они просто начнут странно себя вести, выдавать грубые звуки или просто покинут помещение. Такая реакция может нарушить семейные встречи, походы в кино, переменки или школьные концерты. Если вы видите, что ребенок напряжен, дайте ему передохнуть, отведя в тихое уютное место.

Ник: Шума в столовой, на площадке или в классе мой мозг иногда не выдерживает. Я начинаю закрывать уши или опускать голову, чтобы стало хоть немного тише. Однажды я встал и ушел из концертного зала, потому что африканские барабаны играли настолько громко, что я весь дрожал.

Гиперактивность

Гиперактивность — обычный для детей с синдромом Аспергера симптом. Они могут сами бегать по площадке без причины, не умолкая говорить об интересующих их вещах, всю ночь не спать, стучать руками, ногами, карандашом по столу, выкрикивать слова или звуки в неподходящее время.

Ник: иногда я лаю или мяукаю, кручу карандаш или стучу по мебели пока размышляю о чем-то. Я не отдаю себе в этом отчет, пока меня кто-то не остановит. Иногда я выкрикиваю что-то — просто мой мозг требует немедленно что-то выдать, а разрешения особенно не спрашивает.

Фото Тимоти Арчибальда

Импульсивность

Импульсивное поведение ребенка может смущать родителей в социальной среде. Дети не могут увидеть ситуацию чужими глазами. К 9 годам другие дети осваивают навык контролировать импульсивное желание что-то выкрикнуть, перебить, закричать или спрятаться под стол. Для детей с синдромом Аспергера по мере взросления социальные запреты становятся проблемой. Родители должны прогонять с ними ситуацию по ролям, чтобы ребенок понял, как строится социально приемлемое поведение. И проинформируйте окружающих — родственников, друзей, соседей и учителей — о расстройстве своего ребенка и о том, каким может быть его поведение, чтобы они могли помочь и подстроиться.

Ник: когда я был в третьем классе, я попросил бабушку, которая тоже работает учителем, прийти ко мне в школу и поговорить с моим классом о синдроме Аспергера. После этого дети стали лучше ко мне относиться и больше понимать, потому что больше не считали меня придурком.

Шутки

Многие дети с синдромом Аспергера настроены исключительно на факты и поэтому воспринимают информацию буквально — вот почему им иногда сложно понять шутку. Они любят информацию, но не могут отличить юмор от серьезности.

Ник: я не понимаю шуток и розыгрышей. Мне сложно уловить интонацию или особое выражение лица. Обычно я переспрашиваю «Серьезно?» и мне становится не по себе, потому что вы, как оказалось, имели в виду не то, что говорили. Пожалуйста, предупреждайте, когда дурачитесь.

Детский сад

Детский сад — особая сложность в жизни «особенного» ребенка. Здесь все новое и незнакомое — воспитатели, дети, шум, правила, распорядок дня — и спрятаться некуда. Чтобы облегчить эту перемену в жизни для ребенка, поговорите с воспитателем заранее и осмотрите помещение. Кроме того, если есть возможность, заранее познакомьте ребенка с детьми из новой группы.

Ник: я очень хотел в садик. Но когда я там оказался, вокруг меня было много детей и шум. Мне даже дышать стало тяжело. Моя воспитательница думала, что у меня проблемы с поведением и кричала на меня каждый день, пока бабушка и мама не поговорили с директором. После этого отношение ко мне стало лучше и я снова полюбил садик.

Способность слушать

Способность слушать (и слышать) присуща всем детям с синдромом Аспергера, даже если вам кажется, что они абсолютно не обращают на вас внимания. Но если темы, которые интересны им, они могут воспроизвести без труда, то ваши слова о чем-то неинтересном для них могут остаться неуслышанными.

Ник: если мне что-то нравится, я попытаюсь рассказать вам все, что знаю, до мелочей, даже если вы пытаетесь перевести тему. Просто скажите: «Теперь моя очередь говорит» и я постараюсь выслушать вас.

Фото Тимоти Арчибальда

Моторика

У детей с расстройством аутического спектра есть сложности с мышечным контролем. Их походка может выглядеть немного по-другому; они могут недооценить местоположение движущегося мяча; и они могут иметь трудности с моторными навыками, такими как лазанье, прыжки, равновесие и бег, потому что не уверены в том, как и где в пространстве находится их тело.

Ник: мама говорила, что когда мне было 2 года, она волновалась, что я не так хорошо хожу и говорю, как мой двоюродный брат. Она отдала меня в специальную группу, где мне помогали научиться держать баланс, бегать и ползать. После школы со мной занимаются, помогают разминать мышцы и научиться играть с мячом.

Наивность

Дети с расстройством аутического спектра часто становятся мишенью насмешек и обид. Они честны и всегда имеют добрые намерения, поэтому думают, что и другие люди такие же. Такие дети часто считают обидчиков в школе своими друзьями, так как те обращают на них внимание. Они принимают на веру все, что им говорят, без сомнений и скептицизма.

Ник: Однажды по телевизору я смотрел программу про апокалипсис. Когда я рассказал бабушке, она сказала, что люди предсказывают конец света уж много лет. Я сказал: «Но в этот раз это правда. Я видел передачу по Дискавери». Она сказала мне про календарь Майя, но мы же не Майя, и волноваться я не перестал.

Порядок

Порядок очень важен для детей с Аспергером, все должно быть на своем месте. Неясно, то ли это помогает детям держать все под контролем, то ли это просто упрощает нахождение нужного предмета. Если вещи не на своих местах, быть беде.

Ник: я люблю, когда мои шорты и брюки развешены по цветами, чтобы я легко мог надеть те, которые хочу. На столе у меня тоже порядок. Игрушки я сортирую в корзинки по размеру и цвету. Я не люблю даже, когда еда на моей тарелке друг друга касается — все должно быть аккуратно и отдельно. Мне кажется неправильным все смешивать и путать.

Терпение

Если ребенок что-то хочет, у него не хватит терпения долго ожидать желаемого. Но такие дети более терпимы к детям, животным, людям с ограниченными возможностями и к людям старшего поколения. Они более общительны с этими группами, нежели их сверстники. Они не видят в них ничего необычного, поэтому легко идут на помощь и контакт. Дети с Аспергером открытые, добрые и нежные к тем, кому доверяют.

Ник: дедушке иногда нужна помощь, и я с радостью ему помогаю. Он часто не может найти нужный ему канал, а мне это несложно. Когда бабушка дает мне печенье, я всегда прошу о втором для дедушки. Мы много говорим о строительстве — дедушка был строителем и много чего знает на этот счет.

Фото Тимоти Арчибальда

Вопросы

У этих детей отсутствует социальный фильтр, поэтому они могут задавать любые вопросы в любое время, даже самое неподходящее. При чем остановить их или намекнуть, что так не следует делать, сложно. Они продолжают, пока вопрос не решится. Когда мы с внуком пошли в магазин несколько лет назад, он начал спрашивать кассира, или у нее в животе сидит ребенок. Она сказала «Нет». А он продолжал: «Почему тогда у тебя такой толстый живот?». Я сказала, что так нельзя, это невоспитанно, но он все не могу успокоить, почему же у нее такой большой живот.

Ник: я задаю много вопросов, потому что хочу узнать множество вещей. Я не понимаю, что значит воспитанный или грубый. Если есть вопрос, почему его нельзя задать? Как же тогда узнать ответ?

Распорядок дня

Приемы пищи, одевание, выход из дому, домашнее задание и время сна — самые важные элементы дня, которые обязательно надо четко устанавливать. Таким детям необходим план, распорядок, а любые отклонения от него могу вылиться в настоящую истерику. Установите план и следуйте ему всей семьей.

Ник: лучше всего я себя чувствую, когда знаю, что будет дальше. В воскресенье я пишу на большой белой доске свой план на следующую неделю. Я не люблю сюрпризы или предупреждения за 10 минут. У нашей учительницы в школе много правил, и мне нравится им следовать. Дети иногда смеются или дразнят меня, когда я указываю им, что они нарушают правила.

Усидчивость

Если только ребенок с Аспергером чем-то сильно не увлечен, усидеть спокойно ему просто не под силу. Мышцы начинают спазмироваться и дергаться, поэтому сидеть не получается. Если ребенку не интересно, сидеть он не будет — он встанет и уйдет.

Ник: мне тяжело долго сидеть, все время нужно двигаться. Еще в садике у меня начинали болеть ноги, когда мы сидели кругом на полу. Воспитательница дала мне специальную качающуюся подушку (наполненную воздухом, чтобы можно было смещать вес, не вставая). Теперь мне эта подушка уже не нужна. Я недавно ходил на спектакль и мне так понравилось, что я даже и не думал вставать.

Истерика

Ник: если я очень устаю, я уже не могу себя контролировать, потому что мой мозг больше не может ничего слышать или делать. Я бросался и ломал вещи, переворачивал стол, рвал учебники и тетради, кричал на людей и плакал. Обычно, я настолько этим изматываюсь, что сразу засыпаю, а, проснувшись, опять становлюсь собой.

Фото Тимоти Арчибальда

Понимание

Этим детям необходимо понимание, как никому другому, потому что они как раз многих вещей не понимают. Обычный мозг прогрессирует от простого к сложному, а вот у аутистов все по-другому. Наш мозг принимает информацию и перенаправляет ее, а детей с расстройством нужно научить это делать, так же, как и мыслить категориями, идеями, определять причину и следствие.
Родители должны много читать по развитию таких детей, ходить в специальные кружки и общаться со специалистами. Напоминайте окружающим, что Аспергер — это медицинская проблема, а не проблема поведения. Мозг таких людей функционирует по-другому.

Ник: мой мозг похож на недрессированную собаку. Тебе нужно постоянно повторять одно и то же, пока он не поймет. Если хотите меня понять, почитайте книги про синдром Аспергера. Моя любимая -All Cats Have Asperger’s Syndrome (У всех котов синдром Аспергера).

Когда ребенок с Аспергером читает вслух, его голос тихий и монотонный, без эмоций и интонации. Каждое слово — кусочек информации, а не часть истории.

Ник: когда я нервничаю, мой голос становится либо очень тихим, либо очень громким, либо писклявым. Иногда он похож на тот, которым говорят люди, вдохнувшие гелия из шарика. Когда я выступаю перед всем классом, может казаться, что я пою. Вначале я не могу это контролировать, но через пару предложений, когда я понимаю, что все хорошо, я снова контролирую свой голос.

Вес

Тяжелая куртка, одеяло, спальный мешок или сильные медвежьи объятия могут успокоить слишком активный мозг. Контакт с другим человеком успокаивает и расслабляет. Есть фильм «Тэмпл Грандин» , в котором повествуется о женщине с аутизмом, профессоре и изобретателе. Она создала специальную машину объятий, чтобы успокаиваться в нужные моменты.

Ник: иногда мне нужно укрыться несколькими одеялами и нагромоздить на себя подушек, чтобы быть спокойным. У моего друга есть особый жилет с утяжелителями, который он использует в тяжелые моменты. Иногда мне помогает то, что я очень сильно обнимаю маму — мне комфортно и спокойно.

Рентген

Чтобы понять причины Аспергера, врачи проводят обследования с использованием рентгена. Многие части мозга людей с синдромом были отмечены, как более активные. Ученые едины во мнении, что расстройство аутического спектра — проблема генетическая, и пытаются изолировать пораженные гены.

Ник: если бы нам сделали рентген, вы бы увидели, что мой мозг работает не так, как ваш. У меня одновременно задействованы несколько областей, посылая мне одновременно много сигналов. Я видел такое по Дискавери.

Фото Тимоти Арчибальда

Юность

Определить то, что у ребенка синдром Аспергера трудно, ведь простым анализом или тестом здесь не обойтись. Всех детей нужно проверять на задержки в развитии во время регулярных осмотров, особенно в возрасте 1.5 и 2 лет. Те дети, у которых кто-либо из родственников имеет расстройство аутического спектра, имеют больший риск его развития. Чем раньше диагностировано расстройство, тем скорее можно обеспечить ребенка всем необходимым для его счастливой жизни.

Ник: мама говорит, что раньше никогда об Аспергере и не знала, пока врач не сказал ей, что у меня такое может быть. Она понимала, что-то не так, но причина проблемы ей была неясна. Она много читала о синдроме, и какие-то мои особенности в детстве — как то, что я не смотрел в глаза, не следил за пальцем — подсказали ей, как все обстоит на самом деле.

Зона

Если ребенок с Аспергером чем-то очень увлечен, вытянуть его из этой зоны крайне сложно. Ребенок с такой атмосфере может вслух что-то произносить, если никого нет рядом. Чтобы избежать проблем, но следовать графику, его нужно, во-первых, создать и придерживаться, а во-вторых, предупреждать ребенка за 10 минут до перехода к другой деятельности.

Ник: обычно я ставлю себе таймер, чтобы знать, когда нужно закончить играть с Лего или в компьютерные игры. Я так увлекаюсь, что времени не замечаю. Однажды я играл с Лего 6 часов, и маме сказал, что я еще не закончил, когда она попросила перестать. Когда она показала мне часы, я был очень удивлен. Иногда я настолько сконцентрирован, что не слышу, как со мной разговаривают, поэтому меня надо легонько тронуть за плечо. Я не игнорирую — я просто не слышу.

Синдром Аспергера – это нарушение в развитии, которое отмечается серьезными сложностями в социальном взаимодействии, а также повторяющимся, стереотипным, ограниченным репертуаром действий, занятий, интересов. Синдром Аспергера от аутизма отличается сохранностью речевых, а также когнитивных способностей, выраженной неуклюжестью.

Больные испытывают трудности в общении, их интересы и занятия стереотипны, но при этом речь и когнитивные возможности остаются сохраненными. Статистика указывает на то, что среди детей школьного возраста синдром Аспергера встречается в 0,36-0,71% случаев. Но эти данные существенно занижены, по мнению большинства специалистов. Ученые утверждают, что нарушения подобного плана имеются у 30-50% детей, причем в 3 раза чаще от них страдают представители мужского пола. Диагноз выставляется преимущественно в возрасте между 4 и 11 годами.

Что это такое?

Синдром Аспергера - одно из пяти общих нарушений развития, характеризующееся серьёзными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий. От детского аутизма (синдрома Каннера) он отличается прежде всего тем, что речевые и когнитивные способности в целом остаются сохранными. Синдром часто характеризуется также выраженной неуклюжестью.

Синдром получил название в честь австрийского психиатра и педиатра Ганса Аспергера (Hans Asperger), который в 1944 году описал детей, отличавшихся отсутствием способностей к невербальной коммуникации, ограниченной эмпатией по отношению к сверстникам и физической неловкостью. Сам Аспергер использовал термин «аутистическая психопатия».

Известные люди

Среди видных бизнесменов, страдающих этим недугом, основатели Форда, General Electric, IBM и IKEA, не говоря уже о более свежих примерах, таких как Ричард Брэнсон (Virgin Group), Джон Чемберс (Cisco) и Стив Джобс (Apple). Этому есть логичное объяснение. Страдающие дислексией рано учатся делегировать задачи (например, заставляют других людей делать за них домашнюю работу в школе).

Причины возникновения

На сегодняшний день причины возникновения описываемого синдрома точно не установлены и изучаются. Но с твердой уверенностью можно сказать, что данное расстройство психики не является следствием воспитания и социальных обстоятельств, также синдром Аспи не возникает по вине самого пациента.

Исследователи считают, что этиология синдрома Аспи схожа с причинами аутизма. Ведущими факторами, провоцирующими данное расстройство психики, считаются:

  • токсическое действие некоторых веществ (курение, алкоголь) в первом триместре беременности;
  • генетически-наследственная предрасположенность;
  • родовые травмы и более поздние черепно-мозговые травмы.

Как рабочую гипотезу считают наличие аутоиммунной реакции организма матери, что способствует повреждению головного мозга у плода. Также заслуживает внимания множество обсуждений о негативных последствиях прививок. Например, отрицательное влияние консервантов, содержащих ртуть, на иммунную систему малыша и комплексной вакцинации, которая создает большую нагрузку на иммунитет.

Еще одной теорией причины развития данного расстройства выступает теория гормонального дисбаланса у ребенка (низкий или высокий уровень кортизола, повышение тестостерона). Но данная теория еще научно не подтверждена.

Изучается связь между аутистическими нарушениями (в том числе и синдромом Аспи) и недоношенностью.

Симптомы

Люди с синдромом Аспергера отличаются особыми проблемами в таких социальных сферах: коммуникативная сфера, сфера взаимодействия и воображения.

Классические симптомы синдрома Аспергера:

  • трудности с невербальной коммуникацией;
  • проблемы с восприятием мира;
  • дефицит эмоций, творческого воображения и мышления.

Эти признаки называют «триадой основных симптомов» высокофункционального аутизма, они могут проявляться не все сразу и быть не такими явными. Близкие должны насторожиться, если в их окружении есть человек, который подвержен:

  • повышенной подозрительности;
  • физической неуклюжести;
  • частой депрессии;
  • привыканию к определенному месту проживания;
  • вспышкам ярости, раздражительности;
  • непониманию образной речи, шуток;
  • трудностям в дружеском общении и взаимодействии;
  • шаблоны поведения.

К последнему пункту относится привыкание к определенному виду хобби, порядку расположения вещей в жилище, выполнению повторяющихся действий. Если порядок нарушается, это вызывает бурю негативных эмоций, серьезное нервное потрясение, истерику. Болезнь диагностируется в детстве, но в некоторых случаях может протекать бессимптомно до определенного толчка.

Социальное взаимодействие или сотрудничество

Людям с синдромом Аспергера очень трудно создавать и поддерживать дружеские связи. Они не понимают, что дружба требует таких понятий, как умение ждать, сопереживать и сочувствовать, поддерживать друг друга, обсуждать не только темы, которые их интересуют, но и те, что интересны предполагаемому другу.

Некорректность, а нередко и бестактность в общении с другими отталкивает людей от них. Со временем больные с синдромом Аспергера могут научиться нормам поведения и понятиям дружбы, что скорее основано не на понимании всего перечисленного, а на интуитивном копировании (такие больные обладают очень тонкой душевной организацией) других людей.

Нередко больные с синдромом Аспергера обижают окружающих своими высказываниями, сами не желая и не понимая этого.

Особенности интеллекта

Признаки синдрома Аспергера мешают социализации, но они не затрагивают интеллект. По умственному развитию такие дети не только не отстают от возрастной нормы, но и часто превышают её. Как правило, память у них феноменальная, а знания о мире поистине энциклопедические, и все же на практике эти знания применяются с трудом.

Как мы уже отмечали, круг интересов таких детей, как правило, ограничен, но зато благодаря умению концентрироваться на мелочах в своих излюбленных занятиях они добиваются ошеломляющих успехов. Обычно им импонируют такие предметы, как математика, философия, история, география.

Дети с синдромом Аспергера не охотно общаются, но отнюдь не испытывают проблем с речью. Они строят грамматически верные предложения, но произносят их монотонным и неестественным голосом, а сама речь при этом может показаться слишком книжной и шаблонной. Впрочем, письменно такие дети выражают свои мысли гораздо лучше, чем в разговоре.

Сложности социального воображения

Лица, обладающие синдромом Аспергера, славятся очень богатым воображением. Многие становятся известными артистами, писателями или же музыкантами.

Однако, у людей с синдромом Аспергера есть большие сложности в социальном воображении, а именно: невозможность прогнозирования возможных вариантов, непринятие мнения окружающих, невозможность трактовки чувств, мыслей или действий иного человека. Кроме этого, у больных синдромом Аспергера отмечаются ограничения в их творческой деятельности, поскольку для них приемлема только повторяющаяся, последовательная деятельность.

Диагностика

ля установления данного диагноза специалисты пользуются набором определенных критериев. Они разделены на несколько групп, в каждой из которых имеется несколько критериев.

Социальные трудности:

  • эмоциональная холодность, отсутствие таких чувств, как жалость, сочувствие, радость;
  • невозможность установить визуальный контакт, отсутствие мимики, человек при общении не пользуется жестами;
  • нарушение общепринятых норм поведения и общения.

Поведенческие особенности:

  • выработка определенных ритуалов поведения и неукоснительное следование им;
  • наличие стереотипных движений с частым повторением - покручивание пряди волос, пуговицы на одежде, рисование узоров пальцем;
  • ограниченность интересов - человек занимается лишь одним избранным делом, совершенно не отвлекаясь на происходящее вокруг;
  • патологическая сосредоточенность на том или ином предмете.

К этим основным критериям диагностики добавляются вторичные, которые могут иметь клиническую значимость только при наличии основных:

  • нарушение самообслуживания;
  • эмоциональная обедненность речи;
  • отсутствие интереса к окружающему миру.

Диагностику может осуществить и сам пациент или родители ребенка. Для этого существуют определенные тесты, способные выявить отклонения в развитии, которые присущи для синдрома Аспергера. Более точной расшифровкой тестов занимаются психологи.

Тесты для выявления болезни

Существуют и специфические тесты, специально используемые для диагностирования синдрома Аспергера:

  1. Тест ASSQ. Проводится у детей с 6 лет. Способен выявить некоторые аутичные черты синдрома Аспергера у ребенка, на основании его восприятия различных картинок и просьб описать характер изображенных персонажей.
  2. TAS-20. Тест направлен на определение дефицита эмоций у взрослых и детей, что очень характерно синдрому Аспергера. Испытуемого просят описывать ощущения, которые вызывает в нем просмотр определенных картинок и фотографий.
  3. Тест RAADS-R. Выявляет психические расстройства у взрослых, такие как социофобию, тревожные навязчивые состояния, клиническую депрессию и др. Во время опроса человеку предлагается выбрать один из вариантов его поступков в конкретных жизненных ситуациях.
  4. Торонтская шкала. Тест выявляет патологию, характерную для синдрома Аспергера, которая выражается нестандартными телесными ощущениями. Кроме этого, опросник проявляет сниженную способность к интерпретации символов и метафор.
  5. Опросник Aspie Quiz. Тест состоит из сотни вопросов, расшифровывающих наличие аутических черт синдрома Аспергера у взрослых, а также и их возможные причины.

Современные методики тестирования с помощью вопросов и интерпретации демонстрируемых картинок помогают выявить симптомы синдрома Аспергера и даже некоторые причины болезни, начиная с раннего возраста. На основании результатов осмотра, наблюдения и тестирования врач-специалист назначает лечение синдрома Аспергера сеансами психотерапии и, возможно, медикаментозное сопровождение.

Как отличить детский аутизм от синдрома Аспергера?

Отличия между синдромом Аспергера и детским аутизмом представлены в таблице:

Критерий Синдром Аспергера

Детский аутизм

Характеристика состояния Процесс психопатического характера Психопатия
Прогноз относительно дальнейшей социализации Неблагоприятный Относительно благоприятный
Самоощущение Ребенок замкнут в своем мире Ребенок живет в социуме, но по своим правилам
Контакт глаз Не замечает других людей, хотя может смотреть им в глаза Избегает встречаться глазами с другими людьми
Коммуникативная функция речи С помощью речи ребенок общается, хотя преимущественно в одностороннем порядке Речь не является средством для коммуникации
Моторное и речевое развитие Речевое развитие опережает умение ходить. Речевое развитие запаздывает, либо отсутствует вовсе. Ходить ребенок начнет раньше, чем говорить.
Манифестация нарушений После 3 лет Младенчество

Лечение синдрома Аспергера

Не существует специального лечения синдрома Аспергера. Фармакологическая поддержка в индивидуальном порядке включает назначение психотропных препаратов (психостимуляторов, нейролептиков, антидепрессантов). Немедикаментозная терапия состоит из тренингов по обучению социальным навыкам, занятий с логопедом, ЛФК, когнитивно-поведенческой психотерапии.

Эффективность социальной адаптации малышей с синдромом Аспергера зависит от правильной организации психолого-педагогического сопровождения ребенка на разных этапах его жизни.

Дети с синдромом Аспергера могут посещать общеобразовательную школу, однако им необходимо создать индивидуализированные условия обучения (организовать стабильную среду, создать мотивацию, способствовать академическим успехам, сопровождать тьютором и др.).

Данное расстройство полностью не преодолевается и ребенок, вырастая, остается с теми же проблемами. Треть больных людей во взрослом возрасте создают семьи, живут самостоятельно, трудятся на обычной работе. Наиболее успешными оказываются индивиды, показывающие высокий уровень компетентности в интересующих их областях.

Прогноз

По некоторым свидетельствам, у детей с синдромом Аспергера с возрастом симптомы уменьшаются; до 20 % детей, став взрослыми, уже не удовлетворяют критериям синдрома, хотя социальные и коммуникационные трудности могут сохраняться. На 2006 год не было ни одного исследования долгосрочных результатов синдрома Аспергера или систематического долгосрочного изучения детей с этим синдромом. У лиц с синдромом Аспергера средняя продолжительность жизни, похоже, такая же, как и у населения в целом, но повышена частота коморбидных психиатрических расстройств, таких как клиническая депрессия и тревожный невроз, которые могут существенно осложнить прогноз; есть вероятность суицидального поведения. Хотя социальные нарушения сохраняются на протяжении всей жизни, прогноз, как правило, более благоприятен, чем при расстройствах аутистического спектра, ведущих к более тяжёлым нарушениям функционирования; например, симптомы аутистического спектра с большей вероятностью сглаживаются со временем у детей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом. Хотя большинство студентов с синдромом Аспергера имеют средние математические способности, и их результаты математических тестов несколько ниже, чем тестов на общий интеллект, некоторые одарены в математике, и синдром Аспергера не помешал некоторым взрослым добиться значительных успехов, вплоть до Нобелевской премии.

Хотя многие посещают обычные классы, некоторым детям с синдромом Аспергера показано специальное образование из-за их социальных или поведенческих проблем. Подростки с синдромом Аспергера могут испытывать постоянные трудности с уходом за собой или организацией, а также быть возбуждены и обеспокоены проблемами в социальных и романтических отношениях. Несмотря на высокий когнитивный потенциал, большинство молодых взрослых с синдромом Аспергера остаются дома, хотя некоторым удаётся вступить в брак и самостоятельно работать. Непохожесть на других может быть травматичной для подростков. Причинами тревоги могут быть зацикленность на возможных нарушениях рутин и ритуалов, помещение в ситуацию без ясного расписания или ожиданий или из-за беспокойства по поводу неудачи в социальных взаимодействиях; стресс в результате тревоги может проявиться как невнимательность, отказ от общения, зависимость от навязчивых идей, гиперактивность, агрессивное или оппозиционное поведение. Депрессия часто появляется в результате хронической фрустрации из-за постоянных неудач в заинтересовывании собой других людей, и могут возникнуть аффективные расстройства, требующие лечения. Клинический опыт позволяет предположить, что частота самоубийств у лиц с синдромом Аспергера повышена, но это не было подтверждено систематическими эмпирическими исследованиями[.

Обучение семей критично для выработки стратегий понимания сильных и слабых сторон; помощь семье улучшает прогноз для детей. Прогноз может быть улучшен постановкой диагноза в раннем возрасте, что сделает возможным раннее вмешательство, в то время как вмешательство во взрослом возрасте менее полезно, хотя и имеет ценность. Лица с синдромом Аспергера подвержены риску эксплуатации со стороны других и могут быть неспособны понять социальные последствия своих действий.



gastroguru © 2017