Скифы – кратко. Свидетельства генетической общности

Скифы – народ, населявший в древности прилегающие к Черному морю степные пространства на юге нынешней Европейской России и пришедшей, скорее всего, с востока на смену более древним «киммерийским» обитателям этой страны. Время поселения здесь народа, известного у греков под именем скифов, а у персов под именем саков (сами скифы называли себя, по словам Геродота , сколотами) трудно определить в точности. Уже Гомер говорит о живших за фракийцами и мисийцами гиппомолгах («доителях кобылиц»), галактофагах («питающихся молоком») и абиях, и некоторые современные ученые, вслед за Страбоном , готовы видеть в них скифов; но имя скифы впервые упоминается в приводимом Страбоном стихе Гесиода .

Источники истории скифов

Первые достоверные сведения о скифах мы имеем в свидетельствах древнееврейских пророков Иеремии и Иезекииля о набеге на Азию кочевников, в которых можно предполагать это племя (VII в. до Р. Хр.), в надписях воевавшего со скифами персидского царя Дария (VI в.) и наконец в «Истории» Геродота (V в.), четвертая книга которой в значительной части её посвящена описанию Скифии и похода Дария на скифов . Геродоту мы обязаны чуть ли не всеми нашими знаниями о скифах. Он побывал на северных берегах Понта, имел возможность пользоваться хорошими источниками, и новейшие археологические исследования, сплошь и рядом подтверждающие его сообщения, показывают, что мы можем положиться на его точность и правдивость. Кроме него, некоторые дополнительные сведения дают нам из древних писателей лишь Гиппократ, «Скилак», Страбон, Мела и Плиний .

Племена скифов – кратко

Геродот рассказывает, что скифы жили по берегам Меотиды и Понта Эвксинского (Азовского и Чёрного морей), от Танаиса (Дона), отделявшего их владения от земли савроматов (сарматов ), до Истра (Дуная), занимая пространство на 20 дней пути вглубь страны. Соседями скифов были на западе агафиросы, а затем (по направлению к востоку) невры, андрофаги, меланхлены, будины, гелоны и наконец савроматы за Доном. Область скифов орошалась большими реками: Борисфеном (Днепр), Гипанисом (Буг) и Тирасом (Днестр), кроме которых Геродот называет еще три, до сих пор не приуроченные окончательно к определенным пунктам на современной карте: Пантикап (Ингулец?), Гипакирис (Каланчак?) и Герр (Конка или, быть может, Молочная?). Страна скифов представляла собой безлесную степь, за исключением поросшей деревьями местности на морском побережье, к востоку от Борисфена, носившей название Гилеи (т. е. Полесья).

Карта древней Скифии и сопредельных стран около 100 г. до Р. Х.

Скифы распадались на отдельные племена. К западу от Борисфена и по обоим берегам его жили каллипиды (смешанное племя, которое Геродот называет «эллино-скифами»), алазоны, скифы-пахари и скифы-земледельцы, к востоку же от названной реки скифы-кочевники и скифы царские, которые были самым могущественным из скифских племен и «считали остальных скифов своими рабами». Западные скифские племена, как показывают уже названия «скифы-пахари» и «скифы-земледельцы» были оседлыми и земледельческими, восточные же, по-видимому более значительные, состояли из занимавшихся скотоводством кочевников.

Большинство сообщений Геродота, как и других писателей древности, о жизни скифов относятся, как можно полагать, к кочевым племенам, а некоторые авторы, как бы забывая даже о существовании земледельческих племен, изображают всех скифов кочевниками. Так, например, по словам Гиппократа и других, жилище им заменяла крытая войлоком кибитка, в которую запрягались несколько пар волов; мужчины проводили большую часть жизни на коне. Отыскивая хорошие пастбища для своих стад, скифы кочуют по степи, не оставаясь подолгу на одном месте и т. д. Во главе отдельных скифских племен стояли предводители или цари племени. Одно племя, жившее в области Герр у Днепра, имело ту привилегию, что из его среды избирался царь всех скифов.

Религия скифов – кратко

Наиболее почетным занятием считалась война. Сражались они преимущественно в качестве конных стрелков из лука. Высшими божествами в религии скифов признавались бог неба (Паппей), богиня огня на очаге и бог войны. Упоминаются и другие божества, олицетворявшие большею частью силы и явления природы. Религиозный культ у скифов был мало развит (не существовало почти вовсе ни алтарей, ни изображений богов), но сопровождался кровавыми и даже человеческими жертвоприношениями. Скифы были храбры, добродушны, беспечны и общительны, но склонны к излишествам и разгулу. Геродот сообщает много подробностей об их военных обычаях, об игравших большую роль в их быту гадателях, о существовавшем у них обычае побратимства, в особенности же об их своеобразных погребальных обрядах.

Скифская пектораль (ожерелье) из кургана Толстая Могила (Украина). Вторая половина IV века до Р. Х.

Происхождение скифов – кратко

Вопрос о происхождении скифов один из самых трудных и спорных в исторической этнографии. Одни ученые считают скифов этнически цельным народом и при этом относят их или к арийцам , или же к монголам (урало-алтайцам), другие же, основываясь на указаниях Геродота о культурном различии между скифами западными и восточными (земледельцами и кочевниками), полагают, что название скифов обнимало собою этнически разнородные племена, и причисляют оседлых скифов к иранцам или славянам, а кочевых к монголам или урало-алтайцам, или же не высказываются о них определенно. Что касается вопроса об этнической однородности скифов, то трудно предполагать, чтобы хорошо осведомленный о скифах Геродот, отмечающий всякий раз при описании соседних со скифами народов «племя не скифское», «говорит языком не скифским», не знал или умолчал об этническом различии отдельных племен самих скифов.

Вопрос о происхождении скифов до сих пор остается не решенным окончательно, хотя большинство имеющихся в нашем распоряжении данных и говорит в пользу принадлежности их к одной из ветвей индоевропейского племени, скорее всего к иранской, тем более, что исследователям, признавшим иранство сарматов, слова Геродота о родстве сарматов со скифами (см. Сарматия) дают возможность распространять и на скифов добытые наукой для сарматов выводы. С греками, основавшими многочисленные колонии на понтийских берегах , скифы вели оживленные торговые сношения и, хотя по сообщение Геродота не были склонны к заимствованию чужеземных обычаев, все же, как показывают данные археологических раскопок, в значительной мере подпали под влияние эллинской культуры.

Войны скифов с соседями

Около 630 до Р. X. скифы, по рассказам древних историков, вторглись в Мидию и проникли в область Евфрата и Тигра и в Сирию до Египта. Они сокрушили могущество Ассирийского царства , но через десять приблизительно лет снова были вытеснены из Азии царём мидян, Киаксаром . Чтобы наказать их за это нападение на Мидию (так, по крайней мере, думает Геродот), персидский царь Дарий I переправился в 515 г. с 700,000 человек по наведенному через Фракийский Боспор мосту в Европу и проник через Фракию в страну скифов. Избегая сражения скифы отступали к востоку, и персы по их следам зашли за Танаис, но утомленные бесплодным, истощавшим их силы преследованием, вернулись той же дорогой к Истру и оттуда через Фракию в Азию. Все описание этого похода у Геродота отличается совершенно легендарным характером. По-видимому Дарий, как сообщает уже Страбон, не проникал вглубь Скифии дальше так называемой Готской пустыни, т. е. области между Дунаем и Днестром.

С этого времени в течение нескольких столетий мы не узнаём почти ничего важного о скифах у древних историков. Лишь понтийский царь Митридат Великий снова вступил в войну с ними, когда под его протекторат, не будучи в силах бороться с притеснявшими их соседними скифскими племенами, поставили свои владения династы греческих городов на Понте. Митрадат очистил от скифов весь Таврический полуостров. Когда, победив Митридата , римляне подчинили своему влиянию боспорских царей и завязали торговые сношения с народами на берегах Понта и Меотиды, то и они, в особенности после покорения Дакии Траяном, познакомились ближе со страной скифов. Но во II – III в. до Р. X. скифы были уже покорены или вытеснены надвинувшимися с востока сарматами.

Скифия и Сарматия

Долгое время, впрочем, название скифов применялось древними писателями, наряду с названием «сарматы» или взамен его, для обозначения всех вообще народов, живших к северу от Понта. Впоследствии Скифией называется уже только область в Азии, смежная с азиатской Сарматией. Эта, описанная Птолемеем азиатская Скифия обнимала земли между азиатской Сарматией на западе, неизвестной страною на севере, Серикой (Китаем) на востоке, Индией на юге и разделялась на две главные части: Скифию по эту сторону и Скифию по ту сторону Имая (большого горного хребта). Из рек здесь упоминаются Парананис (Парапамис), Римн (ныне Гасури), Даик (потом Яик), Окс (Амударья) и Яксарт (Сырдарья).


Сейчас на Кубани работают десятки археологических экспедиций. Если в дореволюционное время у исследователей была цель отыскать богатые захоронения для пополнения императорского Эрмитажа золотыми и художественными изделиями древности, то в наше время археологи основное внимание уделяют раскопкам древних поселений, городов, рядовых могильников. До революции памятники эти совершенно не исследовались, между тем без их изучения невозможно воссоздать историю древних племён и народов, их хозяйство, быт, материальную и духовную культуру.

С 1936 года ведутся систематические раскопки античных городов и поселений Боспорского царства на Таманском полуострове - Фанагории, Гермонассы, Кеп и другие. В Анапе исследуются руины древней Горгипии, существовавшей здесь с 5 века до нашей эры. Около Семибратских курганов расположены остатки древнего синдского города, который в течение десяти лет раскапывался экспедицией Краснодарского музея. Сколько раскопок было осуществлено нашими экспедициями! А сколько мы из них узнали?! Мы знаем, благодаря раскопкам, что задолго до нашей эры на Кубани жили киммерийцы, скифы, меоты, сарматы и многие другие племена.

Согласно накопленным в настоящее время научным данным знаем, что "колыбелью человечества" является Северо-Восточная Африка. Именно здесь происходил процесс "очеловечивания" обезьян или, говоря научно, процесс выделения человека из животного мира. Около 5 миллионов лет назад на территории нынешних Танзании, Кении, Эфиопии жили существа, получившие название "австралопитек" (южная обезьяна). Их рассматривают, как первую ступень в становлении человека.

Примерно 2 миллиона лет назад появляется "человек умелый", который начинает использовать и первые каменные орудия труда. Из Северо-Восточной Африки начинается расселение формирующегося человека на Европе и Азии.

Сложно определить время появления человека в пределах нынешнего Краснодарского края. Сейчас известно около 50 памятников ашельского периода. По ряду особенностей археологи выделяют несколько групп: кубанская, лабинская, белореченская, сочинская и другие. Сложности определения времени их существования объясняются тем, что почти все памятники - местонахождения. То есть, каменные орудия найдены на поверхности, часто в руслах рек, далеко от мест их изготовления и использования. Пока известны только две стоянки с культурным слоем (среднехаджохская и Шаханская - недалеко от Майкопа).

Наиболее вероятное время появления человека на Северо-Западном Кавказе - поздний ашель (140 - 130 тысяч лет назад). Кавказско-северокавказский путь читается также одним из направлений заселения территории Восточной Европы. В следующую эпоху - мустье (или средний палеолит) - на территории нашего края известно более 80 памятников. Из них только некоторые являются стоянками с культурным слоем (пещерные и открытого типа). К пещерным относятся Баракаевская, Монашеская, Губская; к открытым - две Ильские стоянки. В 1979 году в Баракаевской пещере впервые на Северном Кавказе были найдены останки пятилетнего неандертальца. Ильская стоянка входит в число всемирно известных памятников, здесь найдены следы самого древнего на Кубани искусственного жилища.

Что же дало изучение всех этих памятников древнего человека? Одно обстоятельство уже отмечено - процесс расселения человека. При этом продолжалась и его эволюция - от питекантропа к неандертальцу (палеоантропу). Накоплено огромное количество каменных орудий труда - от грубых каменных рубил и простых отщепов до тщательно обработанных и разнообразных по форме и функциям орудий. Кстати, материалом для их изготовления был хорошего качества кремень и другие породы. Эволюция техники обработки камня отражает рост умений и навыков древнего человека, развитие его сознания и мышления. Примером тому - появление дистанционного оружия - копья - в эпоху мустье. Наконечники копий найдены на Ильской стоянке. Достаточно данных и для определения форм занятий.

Основными источниками существования древнего населения Северо-Западного Кавказа были охота и собирательство. Состав добычи охотников ашело-мустьерского времени во многом зависел от природно-климатических условий. Как правило, охотились древние люди на крупных животных. Интересна определённая специализация: мустьерские обитатели пещер района Сочи - Адлер предпочитали пещерного медведя, жители Ильской - бизона. Не случаен СА выбор места жительства - прикубанские районы были богатейшим источником растительной пищи. Возможность выделения локальных групп памятников, которые археологи называют культурами, показывает наличие определённой социально-экономической организации у древних обитателей края. В этих общностях из поколения в поколение передавали накопленные знания и умения, воспитывали детей. Помимо культурной просматривается (внутри общности) определённая специализация (разделение) труда - археологи выделяют долговременное жильё (стоянки, пещеры), временные охотничьи лагеря, мастерские по изготовлению орудий и другое. Судя по изученным данным, трудились древние люди сообща, обладали общей собственностью на охотничье-собирательские территории и средства труда. С учётом всей совокупности знаний по этому периоду истории человечества можно говорить об эпохе первобытного человеческого стада (по другим данным - праобщины), которая на следующем этапе - позднем палеолите - перерастает в общинно-родовой строй. Переход к позднему палеолиту совпадает также завершением формирования физического облика - появляется "человек разумный", то есть человек современного вида. В верхнем палеолите существенно изменяется техника обработки камня - разнообразные орудия изготовляют из длинных ножевидных пластин, широко используют для доводки ретушь (вторичный приём - нажим или удар костяной или деревянной палочкой).

Памятников этой эпохи в Краснодарском крае известно меньше, чем в предшествующие эпохи. Одно время существовало предположение, что человек покинул эту территорию, переселившись севернее. Но оно оказалось ошибочным. Сейчас известно до 30 памятников. Среди них следует назвать пещеры Каменномотскую и Русланову, навесы Губский № 1 и Сатанай (р. Белая и Лаба). При раскопках найдены тысячи изделий из кремня, кости различных животных (пещерного медведя, лошади, бизона и других). В одной из сочинских пещер и в навесе Сатаная обнаружены раковины моллюска, что говорит о собирательстве. Очень важно, что в Сатанай было раскопано разрушенное погребение кроманьонца (пока единственное на Кавказе). Есть предположение, что расположенные рядом по две-три пещеры составляли единую группу - "Посёлок" (родовая община). Недалеко от Губских навесов на стене одного из карнизов были найдены отпечатки кистей рук, покрытые красной краской (охрой). Не исключено, что редчайший образец позднепалеолитического искусства. Следующая, мезолитическая, эпоха (среднекаменный век) совпадает с глобальными климатическими изменениями - заканчивается ледниковая эпоха. На значительных территориях меняются ландшафт, растительный и животный мир. Так, исчезают мамонты, шерстистый носорог и другие.

На Северном Кавказе происходит заметное потепление, хотя его области оставались открытыми северным ветрам. Количество известных памятников мезолита резко сокращается - немногим более десятка. Это объясняется слабой изученностью, трудностями поисков. К мезолиту относятся Ацинская пещера (Сочи - Адлер), слои из навеса Сатанай, местонахождения. Мезолито-неолитическим временем датируют поселения у Новочепшия и станицы Дмитриевской. Основной особенностью каменного инвентаря этой эпохи является широкое использование геометрических микролитов - мелких орудий из ножевидных пластин разных геометрических форм (сегменты, трапеции, треугольники и пр.). Микролиты находили применение, как самостоятельные орудия (скребки, проколки, наконечники стрел) и как составные элементы - вставки в костяную или деревянную основу ножей, копий, гарпунов и т.п. В случае поломки достаточно было заменить сломанные микролиты новыми, орудие при этом не выбрасывалось. Важно подчеркнуть, что микролиты на Кубани появляются ещё в конце позднего палеолита. Это одно из доказательств преемственности культур. Интереснейшие находки были сделаны недалеко от Майкопа в гравийном карьере. Здесь обнаружены гальки с гравированными раннемезолитическими рисунками животных (мамонт, слон, олень, дикая лошадь, бык) и стилизованных фигурок людей. Есть на них изображения сцен охоты и загадочных знаков, напоминающих письменность.

Для мезолитической эпохи характерна большая подвижность населения. Не являются исключением и памятники нашего края. Жили же люди небольшими социально-производственными коллективами. Прокормить себя они уже были в состоянии индивидуальной охотой на средних и мелких животных, птиц. Этому помогло изобретение лука и стрел с каменными наконечниками. А для Кавказа характерным оружием становится ещё и праща.

Хронологические рамки мезолита находятся в пределах 12 - 7 тысячелетий до нашей эры. Завершается каменный век неолитом (новокаменный век) На территории нашего края он изучен очень слабо. Обычно называют два памятник. Это Нижнешиловское поселение в районе Адлера и известная уже Каменномостская пещера. Эти памятники разделены горами, но, несомненно, сходство кремневой индустрии из их культурных слоёв. Корме того, на Нижнешиловской стоянке не сохранились кости животных, а в Каменномостской пещере они найдены в изобилии, включая кости домашних. И, наоборот, в последней нет земледельческих орудий, зато они есть в районе Сочи - Адлер. Оба памятника, взаимодополняя друг друга, дают возможность характеризовать особенности развития.

Так, по-прежнему, широко используются микролиты, но появляются и крупные топоровидные орудия. Известны изделия со шлифованной поверхностью. Очень важно, что найдена посуда из обожжённой глины - керамика. Это свидетельство качественно нового отношения человека к природным материалам - он изменяет свойства обычной глины и получает материал, природе неизвестный.

Находки их этих памятников показывают, что человек начал заниматься земледелием и скотоводством. Именно это - переход от присваивающего хозяйства к производящему - составляет основное содержание неолита. В науке такой переход получил название "неолитическая революция". Доказательством существования земледелия являются находки каменных мотыжек в районе Сочи - Адлер.

А в Каменномостской пещере найдены кости одомашненных собаки, быка, козы (овцы) и свиньи. Но, надо подчеркнуть, что речь идёт лишь о начальных стадиях развития производящего хозяйства. Заканчивается эпоха неолита на Кубани примерно в 5 тысячелетии до нашей эры. Появление земледелия и скотоводства в неолите Западного Кавказа стало победой прогрессивной линии развития производительных сил. В дальнейшем, как бы ни менялась конкретно-историческая обстановка, генеральной линией развития оставалось совершенствование производящего хозяйства.

Таким образом, появившись около 130 тысяч лет назад в пределах нашего края, человек жил здесь непрерывно. Он осваивал природные богатства региона, совершенствовал технику производства, вступал в контакты с соседями, меняя постепенно свой физический облик, укрепляя общественную организацию и тем самым, закладывая основы для дальнейшего развития.

С глубокой древности в сознании людей складывается вера в загробную жизнь. Древние люди представляли себе, что и после смерти душа человека будет продолжать жить почти такой же материальной жизнью, как и на земле. Отсюда и возникают сложные обряды захоронения, иногда человеческими жертвоприношениями, помещением в могилу вместе с покойником его личных вещей, напутственной пищи, боевого коня, а с вождём - его слуг, рабов, наложниц, насильственно умерщвляемых при похоронах. И сами могилы под курганными насыпями различны. Форма, типы и конструкция их зависит как от эпохи, существующих обрядов, так и от знатности умершего. Встречаются и простые могильные ямы, и большие вырытые в земле могилы с шатровым перекрытием, поддерживаемым деревянными столбами, и с плоским бревенчатым перекрытием, с длинными спускающимися вниз коридорами, в которых помещали погребальные колесницы, и с каменными склепами, и с гробницами, обложенными сырцовым кирпичом (саманом). И с погребальными камерами типа катакомб. В 6-4 веках до нашей эры вместе со знатным покойником кладут десятки и сотни лошадей. Воина хоронят в полном боевом снаряжении - со шлемом, в панцире, со щитом, мечом, копьями, луком и стрелами; женщин в лучшей одежде, в богатом уборе, с ожерельями, серьгами, браслетами. В могилу становится и утварь. И чем знатнее был умерший, тем больше клалось вещей, тем выше насыпался курган.

С конца 19 века начинаются довольно интенсивные раскопки курганов на Кубани. Они связаны главным образом с именем профессора Петербургского университета Николая Ивановича Веселовского (1848 - 1918). Тридцать лет своей жизни он посвятил работе в Археологической комиссии, старшим членом которой состоял. Археологические раскопки Веселовской Н. И. были связаны с югом России. Десятки и сотни курганов под его руководством раскопаны на Днепре, в Крыму, на Кубани и Дону, в их числе знаменитые скифские курган Солоха, на Кубани - Майкопский, Келермесские, Уральские и другие.

Последнюю свою археологическую компанию - в 1917 году Н. И. Веселовский провёл на Кубани, в станице Елизаветинской.

Курганы являются важным историческим источником для изучения жизни племён и народов, населявших в далёком прошлом Прикубанье. Наиболее древними курганами являются курганы эпохи раннего металла - второй половины 3 и 2 тысячелетий до нашей эры. Названия племён, живших в то время на северо-западном Кавказе, неизвестны. Условно их принято называть племенами майкопской культуры, а для 2 тысячелетия племенами северокавказской культуры эпохи бронзы. В степной правобережной части Прикубанья в это время жили племена так называемой древнеямной и катакомбной культурно-исторической общности. Это были скотоводческие племена, у которых мотыжное дело играло подсобную роль. В горных районах северо-западного Кавказа в этот период жили другие племена, оставившие нам своеобразные погребальные памятники в виде наземных склепов, сложенных из огромных каменных плит, получившие в литературе название дольменов.

В горных районах нашего края и по Черноморскому побережью, по хребтам и склонам гор, в ущельях, на полянах, по высоким плато встречаются своеобразные памятники, получившие в науке название дольменов. Дословно дольмен - это каменный стол. И действительно, на западе Франции, в Бретани, дольмены похожи на огромные каменные столы.

Дольмены северо-западного Кавказа несколько иные. Типичной формой дольмена является дольмен, сложенный из четырёх массивных каменных плит и покрытый пятой плитой. Плиты тщательно отёсаны, и в продольных стенках сделаны пазы для укрепления поперечных плит. Пол большей частью земляной, но иногда состоит из каменных плит (одной - двух). В передней стенке, как правило, делалось овальное или круглое отверстие, закрывающееся каменной грибообразной втулкой (пробкой). Иногда дольмены высекались в целях глыбах или скалах. В литературе они получили название дольменов - монолитов. Такой дольмен известен в Лазаревском районе у села Волконка на реке Годлик.

Гораздо чаще, особенно на Черноморском побережье, встречаются полумонолиты, когда крыша состоит из отдельной плиты. У этих дольменов отверстие большей частью бывает в задней, реже в боковой стенке, а на передней плите имеется только имитация отверстия или пробки. Похожие по внешнему виду на каменные домики, они приводили в изумление громадными размерами и тяжестью плит.

Дольмены издавна привлекали внимание местного населения. О них складывались поэтические легенды и сказания, которые передавались их уст в уста из поколения в поколение и дожили до наших дней.

По адыгейскому преданию в давние времена в горах жили племя карликов и великанов. Карлики не имели домов, и не было у них достаточно сил, чтобы построить себе жилища. Оттого подвергались они всяческим невзгодам бесприютной жизни: мокли под дождём, мёрзли, зимой их заспало снегом. Сжалились над ними великаны и решили построить для карликов дома. Великаны были настолько сильны, что каждый из них мог вырубить огромную плиту из камня и, взвалив её на плечи, принести её к месту постройки. Из четырёх таких плит, сложенных в виде квадратного ящика, составлялся дом, прикрывающийся сверху пятой плитой. Вместо двери, сообразно росту карликов, в передней плите великаны пробивали круглые отверстия, через которые карлики въезжали верхом на зайцах. И оттого адыги назвали дольмены "спыуна", что значит карликовые дома. Давно вымерло племя карликов, и нет уже великанов, а дома карликов ещё стоят. Такова легенда.

Русское население, появившееся на северо-западном Кавказе в 19 веке, называло дольмены "богатырскими хатками".

На самом же деле это погребальные сооружения, своего рода склепы, относящиеся в основном ко второй половине 3 - 2 тысячелетий до нашей эры, то есть имеющею 3 -, 4 -, 5 - тысячелетнюю давность. Они встречаются в одиночку или образуют значительные скопления, насчитывающие несколько сот. Как правило, дольмены расположены всегда на поверхности, но встречаются и врытые в землю - наполовину или полностью. В редких случаях дольмены находятся и под курганными насыпями.

Так, в 1936 году, близ станицы Саратовской при земляных работах под курганом был обнаружен дольмен, в котором находился человеческий скелет в скорченном положении, покрытый красной каской, и вместе с ним медные топор, тесло, браслет и глиняный сосудик. В 50-х годах настоящего столетия дольмен под небольшой курганной насыпью был открыт близ посёлка Красная Поляна.

Но наиболее интересные дольменообразные гробницы под курганами были раскопаны Н. И. Веселовским в конце прошлого столетия близ станицы Новосвободной (бывшая станица Царская), расположенной в горах, к югу Майкопа, на левом берегу реки Фарс. Недалеко от Новосвободной, восточнее станицы Абадзекской, находится знаменитая "Богатырская поляна", на которой было более 300 дольменов; южнее, близ станицы Даховской, в долине реки Белой на Дегуакской поляне в недавнем прошлом насчитывалось несколько сот, а небольшие группы их встречаются повсюду. Всё это говорит о том, что во 2 половине 3 - 2 тысячелетий до нашей эры район был густо заселён. К северу от Новосвободной, в 5 километрах от её центра, в урочище, известном у местных жителей под названием "Клады", на возвышенности, поросшей лесом, расположена группа курганов, начитывающая свыше 30 насыпей и дольменов.

Ещё в 1869 году бывшим атаманом Майкопского отдела полковником Н. Л. Каменевым в этой группе был раскопан один из курганов, в котором обнаружена каменная гробница одиннадцатигранной формы с конической крышей. В основании гробницы находилась массивная каменная плита в форме правильного круга, диаметром в 3 метра. В одной из боковых плит имелось квадратное отверстие, с наружной стороны закрытое каменной втулкой. В гробнице были найдены два глиняных горшка, два бронзовых копья, кольца и пращовый мраморный шарик. Эти предметы дают основание относить погребение к началу 2 тысячелетия до нашей эры.

В 1898 году профессором Н. И. Веселовским здесь уже раскопано два наиболее значительных кургана, содержавших дольменообразные гробницы с замечательными захоронениями. Оба кургана достигают высоты около 10 метров. Раскопки велись широкой глухой траншеей. В обоих курганах на уровне почвы обнаружены своеобразные дольмены, каждый их которых состоял их двух отделений. В первом кургане дольмен представлял собой каменный домик длиной свыше трёх метров с двумя комнатами и двускатной крышей. Крыша сооружена из двух длинных плит. Стены сложены тоже их плит, хорошо отёсанных и тщательно пригнанных. Толщина их неодинакова - от 18 до 27 сантиметров. Поперечной перегородкой дольмен разделялся на два отделения: большое и маленькое. В перегородке сделано четырёхугольное отверстие (40 х 44 сантиметра). Оно было заложено специально плотно пригнанной каменной плитой и заставлено ещё камнем. Исследователи считают, что такая тщательная заделка отверстия связана с религиозными представлениями людей, которые считали, что душа умершего не должна выходить из погребального сооружения, служившего ей вечным домом.

Интересно отметить, что подобное четырёхугольное отверстие имеется у подземного дольмена, обнаруженного в недавнее время в посёлке Джубга, в то время как у большинства дольменов отверстия круглые или овальные. Продольные стенки этого сооружения состояли из двух плит, соответствующих размеру камер. Вес каждой плиты не менее 1,5 тонн, а все верней плиты, составлявшей только один скат крыши, 2,5 тонны. Пол в большой камере состоял из массивной каменной плиты, а в меньшей был земляной. В большой камере покойник был положен у западной стены, головой на юг, на правом боку, в скрюченном положении - как бы в позе заснувшего. После погребения покойник был густо усыпан суриком, а когда труп истлел, краска осела на кости скелета и окрасила их. Обряд этот был широко распространён у племён эпохи меди и бронзы юг Евразии. В могиле найдено большое количество различных предметов: украшений, оружия, орудий труда, а также глиняной и бронзовой посуды. Многие вещи сделаны из драгоценных металлов, полуценных камней, что указывает на особое положение, которое занимал умерший в роде. У головы покойника лежали: золотые серьги в виде тонких колец привесками из лазурита; золотые височные кольца; бусы золотые, серебряные, хрустальные, сердоликовые; золотая булавка в форме иглы, две серебряные булавки посоховидной формы с загнутыми верхними концами, в которых имеются отверстия.

Около груди скелета лежали медные и бронзовые орудия и оружие: три долота, три тесла, нож, восемь небольших кинжальчиков, наконечник копья, два вилообразных орудия загнутыми концами и втулкой для укрепления деревянной рукоятки, служившие, по - видимому, для доставания мяса из больших котлов; третья такая же вилка самая маленькая, но и самая интересная. В верхней части ей расположены одна против другой две человеческие фигурки высотой 3-4 - сантиметра. Т. Б. Попова, занимавшаяся изучением новосвободненских дольменов, считает, что мастер-металлург изобразил двух борцов в боевой позиции. Кроме того, у скелета были найдены четыре бронзовых небольших топора, один из которых украшен орнаментом, состоящим из жемчужинок, идущих по обуху, и насечек по гребню обуха и боковым сторонам топорика, бронзовый черпак с длиной рукояткой для разливания жидкости. У противоположной, восточной стенки камеры стояли три котла из тонкой листовой меди, два маленьких сосудика в форме горшочка и пять глиняных горшков. В одном из сосудиков находились сердоликовые, хрустальные и серебряные бусы. В меньшем отделении дольмена лежали только вещи: пращовый шарик из белой пасты, шесть листовидной формы кремневых наконечников дротиков. Четыре глиняных сосуда, два каменных точильных бруска, пять четырёхугольных медных шильев и костяные бусы (121 штука), по форме имитирующие зубы оленя, и только четыре из них являются подвесками из подлинных зубов оленя.

Во втором кургане, раскопанном Н. И. Веселовским в том же году, была обнаружена дольменообразная гробница с тем же обрядом погребения, что и в первом кургане. Гробница разделялась поперечной каменой плитой на два отделения, из которых большее с каменным полом служило погребальной камерой, а меньшее с земляным - только для вещей. Отличие заключалось в том, что во втором кургане дольмен имел не двускатную крышу, а плоскую, состоящую из двух плит. Одна из них весила около 3 тонн. Вторая плита лежала под первой, она оказалась раздавленной и провалилась частично во второе отделение. В средней поперечной плите, разделяющей обе камеры. Было сделано круглое отверстие диаметром 40 сантиметров. Оно было заложено каменным, чрезвычайно точно пригнанным кружочком, заставленным со стороны второго посещения особой заслонкой в виде каменного полукруга и заваленным каменной плитой. В камере с каменным полом у западной стенки головой на юг в скорченном положении на правом боку был положен покойник, густо посыпанный суриком. Наиболее интересными находками в данном погребении являлись остатки одежды на скелете.

Верхняя одежда. В нашем понятии подобие шубы, была чёрном меху, шерстью наружу. Под ней одежда, шитая из тонкой шерстяной ткани жёлтого цвета с чёрным узором из клеток и полос. Это говорит о высоком уровне развития ткачества и выведении породистых видов овец с тончайшей шерстью и длинным волокном. Под остатками шерстяной одежды обнаружены остатки холщовой ткани, ярко выкрашенной в пурпурный цвет и покрытой красными нитями. У черепа находились семь кремневых наконечников стрел треугольной формы, две серебряные булавки, подобие тем, что были найдены в первом дольмене, медный топор, медное тесло, нож и небольшой кинжальчик в медных ножнах. С восточной стороны скелета лежал деревянный предмет в виде изогнутой палки с медным крюком, закреплённым в деревянном стержне медным спиральным кольцом и обмотанный нитками. Над головой покойника был устроен тайник - в поперечной плите выдолблено небольшое, цилиндрической формы углубление. Куда положены: толстое и тонкое золотые кольца и золотые, серебряные, сердоликовые бусы, нанизанные на красный плетёный шнур. У колен скелета лежали три пращовых шарика из цветного камня. У восточной, противоположной стенки камеры стояли в ряд четыре глиняных горшка. Из которых два покрыты красной краской, а два - чёрные. Горшки орнаментированы нарезным орнаментом в виде ёлочек, чёрточек, выпуклин в форме жемчужинок и пр. Около горшков лежал точильный каменный брусок. Во втором отделении дольмена было найдено большое количество костяных бус, таких же, как и в первом дольмене, среди них медное шило.

Обряд погребения в обоих курганах оказался совершенно тождественным. Судя по монументальности гробниц, размерам кургана и богатству вещей, в них были погребены представители родоплеменной знати. Первоначально сооружался дольмен. Каменные плиты вырубались где-то в горах, обрабатывались и отёсывались, а потом уже доставлялись к месту постройки. Перетащить плиты в несколько тонн было делом очень трудным и сложным. Недаром возникли легенды о великанах. А на самом деле дольмены строили такие же люди, как и мы, только не имевшие подъёмных кранов и многотонных машин. Но они знали уже такие простейшие технические приспособления, как каток, рычаг, наклонная плоскость, канаты, а коллективный труд рода позволял преодолеть все трудности.

После постройки дольмена и погребения в нём покойника дни камеры и его самого посыпали красной краской, чтобы очистить могилу от злых духов, и накрывали его плитами. В данном случае очевидно, и применялась наклонная плоскость. Кругом делался кольцеобразный вал из голышей, который достигал высоты более одного метра, а сам дольмен закладывался сверху и частично с боков камнем. Поверх всего насыпался земляной курган. Был ли в кургане Олин дольмен или курган насыпался над несколькими, осталось невыясненным, так как Н. И. Веселовским не исследована вся курганная насыпь, а обнаруженные им дольмены находились не под вершиной кургана.

Дольменные погребения близ станицы Новосвободной датируются рубежом 3 - 2 тысячелетий до нашей эры. Или самым началом 2 тысячелетия. Жившие здесь племена продолжали заниматься пастушеским скотоводством и мотыжным земледелием. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней. Они освоили уже первый металл - медь для изготовления орудий труда и оружия. Химические анализы металлических предметов, найденных в новосвободненских дольменах, показали, что население использовало мышьяковистые медные руды и для большей твёрдости металла преднамеренно добавляли ещё мышьяк к медной руде. Большинство металлических предметов, отлитых из сплава меди и мышьяка, местной работы. Это проушные топоры, кинжалы, тёсла, долота, копью и бронзовая посуда. Но металл был дорогостоящим, и поэтому многие орудия труда и даже оружие делались из камня. Наконечники стрел, а также дротиков и копий были ещё кремневые. Они тщательно отделывались, имели изящную форму, покрывались тонкой ретушью, но … всё-таки были каменные.

В 1979 году раскопки на урочище "Клады", где была открыта вышеописанная дольменообразная гробница. Возобновились. Сюда приехал отряд археологической экспедиции Ленинградского отделения института АН СССР под руководством А. Д. Резепкина. Для исследования был выбран курган высотой 4,5 метра и диаметром 60 метров. Наибольший интерес представляла двухкамерная дольменообразная гробница, совершенно аналогичная раскопанным Н. И. Веселовским в 1898 году. Гробница была сооружена в насыпи уже существовавшего более древнего кургана. Сложена она была из каменных плит и делилась на две части поперечной плитой с круглым отверстием. В первой камере на каменном полу лежали два скелета - взрослого и ребёнка. При них было найдено большое количество различных предметов. Одних только вещей из бронзы и серебра около пятидесяти, в том числе семь богато орнаментированных бронзовых сосудов, два бронзовых крюка для доставания мяса из котла, пять бронзовых топоров, причём два топора покрыты орнаментом, а один инкрустирован серебром, во втулке сохранилось дерево от топорища. Уникальным является бронзовый обоюдоострый меч длинной 63,5 сантиметра. Это наиболее древний меч, найденный в Европе. Кроме металлических орудий труда, найдены две скульптурные фигурки собак - одна из бронзы, другая из серебра. Они дают представление о существовавших в то время породах. Наряду с многочисленными предметами и различных металлов, в могиле найдено более двухсот бус и других украшений из золота, серебра, горного хрусталя и сердолика. Во второй камере земляной пол был засыпан галькой, и погребения не содержал. Здесь лежали кости животных - остатки погребально пищи и вдоль западной стены стояло шесть глиняных сосудов.

25 июня 1879 года в Екатеринодаре побывал член Московского археологического общества В. Л. Бернштам. Он исследовал курганы и городища, прилегавшие к городу, и в связи с подготовкой к пятому Археологическому съезду в Тифлисе провёл раскопки меотского городища, располагавшегося вверх по течению реки Кубани, по соседству с кирпичными заводами Бурсака, Рашпиля и других, а также нескольких более поздних, средневековых курганов. "Как курганы, так и городище, - писал он, - а также всё окрестное поле покрыты дубовой зарослью, остатками недавно вырубленного дубового леса". Разведочные раскопки позволили обнаружить фрагменты керамики, глиняные вазочки, рыболовные грузила, кости домашних животных, птиц, и рыб и тд. Это были первые научные изыскания в городе. В. Л. Бернштам записал также рассказы о том, что рабочие завода Рашпиля несколько лет назад при добыче глины близ городища якобы выкопали серебряного, поднявшегося на дыбы коня. По мнению учёных, это всего лишь легенда, распространённая обычно в тех местах, Где есть курганы. Здесь же большого кургана не было, но фантазия людей "поместила" коны в городище, свидетельствуется в книжном издании "Екатеринодар - Краснодар" за 1993 год.

Все проводившиеся раскопки свидетельствуют о том, как жили наши древние предки. Каковы была их культура.

По правому берегу реки Кубани узкой полосой располагались древние поседения меотов. Они тянулись почти непрерывной цепью от нынешней станицы Марьянской и до станицы Темижбекской. Это были родовые укреплённые посёлки (городища) земледельцев. В настоящее время городища представляют собой холмообразные овальные возвышенности, расположенные на самом краю высокой террасы реки Кубани и окружённые глубокими рвами. Это внутренние цитадели посёлков, к которым примыкала основная площадь поселения, в свою очередь, защищавшаяся с напольной стороны рвом и валом. В древности по валу строили, по - видимому, ещё и деревянные укрепления. Древнегреческий историк Диодор, живший в 1 веке до нашей эры, описывал крепость Арифарна, вождя одного из меотских племён Фатеев, отмечает, что главный проход к крепости был защищён высокими башнями, а внешние укрепления состояли из деревянных палисадов. Более подробные сведения об укреплениях приводит римский историк Таций.

Он пишет, что город Успа, находившийся где-то на реке Ея, был защищён стенами и рвами. Стены были построены не из камня, а из плетней и прутьев с насыпанной между ними землёй. Такие укрепления, возможно, были и на других городищах Прикубанья. Две тысячи лет тому назад жизнь била здесь ключом. По утрам стада коров и отары овец гнали в степь. Слышался скрип повозок, лай собак. Неслись всадники на низкорослых, но выносливых лошадях, вооружённые длинными копьями, подпоясанные мечами, и с подвешенным к поясу футляром с луком и стрелами. По реке скользили челны, выдолбленные из целого ствола дерева, рыбаки забрасывали большие сети с тяжёлыми глиняными грузилами, по внешнему виду напоминающие тяпки. По узким крутым дорожках поднимались женщины, неся на плече большие глиняные кувшины, наполненные ключевой водой. Поблизости от городищ простирались поля, засеянные пшеницей, ячменём и просом. Иногда мирная жизнь посёлка нарушалась нападением кочевников. Тогда всё население пряталось за рвы и стены и отбивалось от непрошенных гостей. Жизнь в те времена была тяжёлой, и до глубокой старости мало кто доживал.

За внешними рвами поселений простирались "города мёртвых" - сплошные могильники рядового земледельческого населения, а несколько поодаль возвышались курганы. Они были насыпаны над могилами родоплеменных вождей, знатных воинов, представителей родовой аристократии. Курганы большей частью расположены группами. Иногда они бывают вытянуты в цепочку между городищами, вдоль края террасы.

С 1901 года исследованием этих курганов занялся Н. И. Веселовский. Подводя итоги своих работ в докладе на 12 Археологическом съезде, который состоялся в 1902 году в Харькове, он говорил: "В 1901 году мне посчастливилось открыть огромное курганное кладбище, тянувшееся почто сплошной, но довольно узкой полосой по правому берегу реки Кубани, от Казанской станицы далее на запад, за станицу Усть-Лабинскую к Воронежской. На этом более 70-вертном пространстве высятся сотни не особенно крупных курганов, большей частью группами, не удаляясь внутрь степи".

За три года (с 1091 по 1093) Н. И. Веселовский раскопал здесь сто двадцать курганов. Основная масса их датировалась 1 - 2 веками нашей эры. Правда, изредка встречались курганы более древние, относящиеся ещё к медно-бронзовому веку, в насыпях которых иногда обнаруживали погребения и первых веков нашей эры.

Курганы 1 - 2 веков нашей эры имеют характерную форму, отличную от других. Они не круглые, как обычно, а овальной, яйцевидной в основании формы, вытянутые с востока на запад так, что западная пола у них длиннее. Значит, насыпались эти курганы с запада. Они были окружены неглубоким рвом. Под курганом, в материке, врывалось довольно сложное погребальное сооружение, состоящее из четырёхугольной ямы - колодца, размерами в среднем 4,2 х 3,2 метра, глубиной до четырёх метров. В западной стенке, которой вырывалась довольно большая камера. Такой тип могил получил название катакомбы, хотя правильнее было бы назвать его камерной гробницей. Длина камер равнялась 2,5 - 3,2 метра при ширине от 2 до 3 метров, высотой до 1,5 метров. Камера служила погребальной комнатой, куда клали покойника вместе с вещами. Катакомба всегда находилась под западной полой кургана. Такая устойчивость в расположении погребального сооружения приводила к безошибочному проникновению грабительских ходов прямо в катакомбу. Все погребения при расследовании оказались разграбленными. Но, несмотря на ограбление, в могилах оставалось довольно много вещей, в том числе даже золотых, что дало основание Н. И. Веселовскому назвать исследованные им курганы между станицами Казанской и Воронежской "Золотым кладбищем".

Вот описание одной целой могилы, позволяющее создать представление о характере погребального инвентаря. В 1902 году Н. И. Веселовским был раскопан курган на север от станицы Тбилисской, известный у местных жителей под названием Денисова кургана. Основное погребение оказалось более древним. Катакомбы была вырыта в западной части уже ранее существовавшего кургана, а не специально для этого сооружённого. Это спасло погребение от разграбления. В катакомбе был похоронен воин. При нём найден железный панцирь, кинжал, железные наконечники копье и наконечники стрел. Близ кинжала лежали два оселка, чтобы точить оружие. На шее покойного была гривна из толстой золотой проволоки. Гривны у мужчин являлись не только украшением, но и символом определённой власти. Здесь же находились два золотых цилиндрической формы украшения с выпуклым тиснёным орнаментом. На правую руку был надет проволочный золотой гладкий браслет (браслеты в древности носили как женщины, так и мужчины), на левой голени - золотая сомкнутая цепочка. Пояс (кожа не сохранилась) был украшен золотыми пластинками.

У северной стены камеры лежала сумочка с бусами и рядом мелкие штампованные нашивные золотые бляшки. Кроме того, найдены различные бусы из полудрагоценных камней (альмандина, бирюзы, халцедона) в золотой оправе и золотые пронизки. Очень интересен бронзовый наконечник в виде скульптурной головы дикого кабана с железными клыками. Из предметов погребальной утвари в могиле были найдены: небольшая серебряная чаша с орнаментом по тулову, бронзовая чаша с двумя горизонтальными ручками, концы которых заканчиваются змеиными головами, бронзовый кувшин италийского производства с рельефным изображением у основания ручки Эрота, державшего бабочку и светильник. Недалеко от сырцовой стенки, которая закрывала вход в камеру, лежали железные удила, железные пряжки и бляхи от уздечки. Оставленные грабителями довольно многочисленные предметы в раскопанных Н. И. Веселовским курганам, дают представление о высокой культуре племён Прикубанья в 1 - 2 веках до нашей эры.

В настоящее время, благодаря изучению городищ и грунтовых могильников, проводившемуся в советское время, мы гораздо лучше знаем о племенах Прикубанья первых веков нашей эры.

В советское время археологические работы значительно расширились и приняли другой характер. Сейчас на Кубани ежегодно работают десятки археологических экспедиций. Если в дореволюционное время у исследователей была цель отыскать богатые захоронении для пополнения императорского Эрмитажа золотыми и художественными изделиями древности, то советские археологи основное внимание уделяли раскопкам древних поселений, городов, рядовых могильников. До революции памятники эти совершенно не исследовались, между тем, без их изучения невозможно воссоздать историю древних племён и народов, их хозяйство, быт, материальную и духовную культуру.

С 1936 года ведутся систематические раскопки античных городов и поселений Боспорского царства на Таманском полуострове - Фанагории, Гермонассы, Кеп и др. В Анапе исследуются руины древней Горгипии, существовавшей здесь в 5 веке до нашей эры. Около Семибратских курганов расположены остатки древнего синдского города, который в течение десяти лет раскапывался экспедицией Краснодарского музея.

В станице Елизаветинской находится меотское городище, исследованное в советские годы, и резко выделяющееся из всех городищ Среднего Прикубанья. Здесь с конца четвертого века до нашей эры возникла боспорская торговая фактория и среди меотов поселились боспорские греки - купцы и ремесленники. Это оставило след и на культуре всего поселения. Раскапывался также целый ряд меотских городищ Среднего Прикубанья. В 1969 году при раскопках одного из городищ близ станицы Старокорсунской был открыт целый квартал гончаров, существовавший здесь 1700-1800 лет тому назад. На небольшой площади было отрыто шесть гончарных печей. Интересно, что одна из них в древности полностью не была разгружена и в обжигательной камере осталась часть продукции - около ста глиняных рыболовных грузил. По-видимому, нападение врагов или какие-то другие причины привели к разорению поселения. Погибла гончарная мастерская. На её месте в более позднее время была сооружена новая гончарная печь, но меньшего размера.

Иногда археологу приходилось быть … следователем. Так, при раскопках большого меотского городища, расположенного на правобережье реки Кубани между городом Усть-Лабинском и станицей Воронежской, на глубине более четырёх метров, расчищалась большая, конусовидной формы яма, служившая в древности погребом. В одной из стенок была замечена небольшая ниша в виде узкого подбоя. При расчистке ниши в ней был обнаружен, судя по костям, скелет женщины средних лет. Он был скрючен, исковеркан, лежал в неестественной позе. Всё указывало на то, что покойник был буквально втиснут в небольшую нишу, руки и ноги были сильно согнуты, возможно, вывернуты. Здесь археологи встретились с тайным захоронением. Возможно, это было убийство, совершенное 2300 лет тому назад.

В последнее время ведутся интенсивные раскопки курганов в степной зоне правобережья Кубани. Во многих курганах, относящихся ещё к эпохе раннего металла, встречаются более поздние захоронения 2вторго века до нашей эры, принадлежащие кочевникам-сарматам.

Такие погребения были обнаружены в кургане станицы Динской, затем в курганах станиц Новотитаровской, Новоджерелиевской, Раздольной, близ хуторов Бойкопонура, Элитного Красноармейского района, станицы Старонижестеблиевской, города Кореновска и др. В них находят много золота, оружия, привозных бронзовых и стеклянных сосудов, местные бронзовые котлы и др.

В кургане близ хутора Бойкопонура был похоронен воин. При нём был найден уникальный для Прикубанья железный шлем с нащёчниками, козырьком и назатыльником. Нащёчники украшены изображениями головы быка.

Для этих курганов характерной находкой являются круглые золотые фибулы с филигранным орнаментом и вставками из сердолика. Фибулы обычно служили для закалывания плаща. С филигранным орнаментом были и золотые серьги с подвесками на цепочках (курганы станиц Динской, Раздольной). Бронзовая посуда, а исключением местных бронзовых котлов, поступала к сарматам из римских провинций или из самой Италии, а стеклянные резные чаши - из Сирии или Александрии.

Все эти находки свидетельствуют о довольно интенсивном проникновении сарматов в степную часть правобережья Прикубанья.

В 1962 году близ хутора Суповского (Теучежский район), при прорытии траншеи, в небольшом курганчике обнаружено погребение адыгского воина. При нём был длинная слабо изогнутая сабля, железные наконечники стрел, бронзовые позолоченные полые пуговицы, глиняный кувшин, частично покрытый светло-зелёной поливой. Самой замечательной находкой был серебряный ковш Дмитрия Круждовича. По своей форме ковш типичен для Древней Руси. Это сравнительно неглубокая чаша с небольшой, отогнутой к верху горизонтальной ручкой (на которой имеется изображение орла) и круговой надписи под венчиком.

Аналогичные ковши известны как княжеские, так и боярские. Ценность кубанского ковша заключается,

во-первых, в надписи на нём,

а во-вторых, в месте находки.

Надпись на ковше гласит "Се ковшъ Дмитрия Круждовича, кто испьётъ - тому (на) здоро (вье)". Последние три буквы на ковше не поместились. Очевидно, первоначальным владельцем ковша был боярин Дмитрий Круждович, а последним, - судя по месту находки, - адыгский воин. Надпись с именем Дмитрия Круждовича до этого ни разу не встречалась.

Сейчас трудно сказать, как попал ковш из Киевской Руси на северо-западный Кавказ. Во всяком случае, он свидетельствует о существовании в 12 веке тесных связей между Русью и адыгами. Такая находка вносит новую строку в историю племён и народов Прикубанья …



Кубань – моя родина, мой дом. 1 Скифы на КубаниСкифы на Кубани 2 Меоты на КубаниМеоты на Кубани 4 Суворов на КубаниСуворов на Кубани 3 ТмутараканьТмутаракань 5 Казаки на КубаниКазаки на Кубани 6 Эхо Великой Отечественной ВойныЭхо Великой Отечественной Войны


«Олени» Кубани. КОГДА-ТО в южных районах современной России, в том числе и на Кубани, жили отважные племена скифов, которые на своих мощных, выносливых лошадях продвигались по степям так быстро, что сами себя называли «оленями». Пришли скифы в Северное Причерноморье из Азии на рубеже VIII VII веков до н. э. Увиденное море показалось скифам неприветливым, поэтому они назвали его Черным. Много столетий скифы занимали огромную территорию от Алтая до Дуная.


Меоты на Кубани. Если ехать из Краснодара на восток, в сторону Кропоткина, то на берегу Кубани можно увидеть огромные земляные холмы, окруженные оплывшими, но всё ещё глубокими рвами. Здесь лежат развалины древних меотских поселений. Более двух с половиной тысяч лет назад на берегах Кубани уже кипела жизнь. Далеко в степь уходили засеянные поля, стояли поселки, а вверх по реке на гребных судах поднимались греческие купцы. Поселений были десятки; похожие, как близнецы, они располагались одно за другим. Высокий холм, мыс в излучине реки неизменно использовались как места для строительства поселков. Иногда расстояние между ними было не более километра. В этом случае предупреждение об опасности передавалось не только кострами тревоги, но и звуком рога.




Тмутаракань. Тмутаракань – удельное княжество Мстислава, сына киевского князя Владимира, по прозвищу Удалой.Являясь прочной опорой Киевской руси в дальних землях, Тмутаракань достигла наивысшего расцвета в XI веке.Последние известие о ней содержится в летописи 1094 г. В XII веке сведения о ней теряются. И лишь автор «Слова о полку Игореве» вспоминает: «…это два сокола отлетели от злата стола отцовского – града Тмутараканя себе поискать»…






Заселение Кубани После войны с турками Войско стало называться Черноморским, и по жалованной грамоте Екатерины II казакам были выделены для поселения земли на Тамани и Кубани. Тогда же на плечи казаков легли основные организационные хлопоты по переселению, отводу земель и обустройству 40 казачьих куреней. В они активно занимались вопросами переселения, созданием охранной кордонной линии против набегов горцев, строительством столицы Екатеринодара и гавани в Черноморской флотилии.
Православие на Кубани. Когда казаки переехали на Кубань с сечи, уже после 3 этапа, они начали строить православные церкви. Картина слева - одна из церквей.А ещё есть в Тамани церковь построенная в греческом стиле, колокола которой, вылиты из старых, побывавших в боях пушек запорожцев-сечевиков в память о Запорожской сечи.

Когда-то давным-давно, начиная со второй половины VIII - начала VII в. до н. э., на необъятных просторах степной и лесостепной зон Евразии от Причерноморья до Саяно-Алтая кочевали загадочные народы. Античные писатели и историки называли их «скифами».

Но уже сами древние авторы вкладывали в это понятие разные значения. Под «скифами» понимались и племена, жившие только в районе Северного Причерноморья, и прочие народы, обитавшие на достаточно удаленных друг от друга территориях. Позднее термин «скифы» нередко применялся по отношению ко всем народам, населявшим евразийские степи, будь то кочевые племена или наши предки славяне. Даже Русское государство в некоторых средневековых сочинениях именовалось Скифией.

Шли столетия. Долгое время скифы оставались загадкой . Еще в начале XX в. этот образ оставался овеянным легендами и служил благодатной почвой для поэтов, писателей, художников. Всем хорошо известны знаменитые строки Александра Блока: «Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы! С раскосыми и жадными очами!..».

Но каков был настоящий облик скифов, откуда они пришли и куда исчезли в волнах истории?

Окончательного ответа на все вопросы скифской истории нет, и вряд ли можно их получить. Но многое позволила узнать археология, открывшая удивительный мир скифских курганов, образцы великолепного неповторимого искусства, грандиозных погребальных сооружений. Древности скифов стали известны науке уже в XVIII в. Но научная база скифской археологии была создана в XX в. усилиями многих ученых. Благодаря археологии по-новому зазвучали и скудные строки античных сочинений о скифах.

В современной науке принято как узкое, так и расширенное толкование понятия «скифы». В первом случае «скифы» - это название только одного народа степей Северного Причерноморья между Дунаем и Доном. Тогда других представителей различных культур, родственных скифам, называют народами скифского мира. Это савроматы, жившие к востоку от причерноморских скифов, саки в степях Казахстана и Средней Азии, меоты в Прикубанье и иные, имена которых история не сохранила.

Во втором случае ими называют все народы, жившие на обширной территории, но имевшие когда-то общее происхождение и обладавшие близкими чертами хозяйственного уклада, культуры. Близость культуры выражается в некоторых чертах повседневной жизни, обрядов и мировоззрения. В археологии все эти черты объединены в так называемой «скифской триаде». В нее включают оружие (бронзовые наконечники стрел, железные кинжалы и мечи, боевые топоры), конское снаряжение (своеобразная узда) и предметы искусства скифского звериного стиля. Очень похожие типы этих предметов широко распространились в культурах народов, населявших степь и лесостепь Евразии со второй половины VIII в. до н. э. до первых веков новой эры. Вместе эти крупицы знаний открывают перед нами мир, на протяжении многих веков сохранявший свою самобытность и оставивший в летописи мировой цивилизации свою особую страницу.

Скифы: кто они и откуда

Происхождение этой культур и их дальнейшая судьба крайне загадочны. Причина этого - отсутствие у народов скифского мира собственной письменности и противоречивые данные о скифах в рассказах иных народов.

Изучая древние тексты, в которых античные и восточные историки упоминают имена скифских вождей, некоторые скифские слова, ученые все же могут кое что понять о происхождении скифов. Они говорили на языке иранской группы индоевропейской языковой семьи, а другие народы скифского мира имели похожие языки.

Но откуда и когда пришли представители скифской культуры в европейские степи, где с ними и познакомились , оставившие самые полные описания этого народа? До прихода сюда скифских племен здесь жили народы, также говорившие на иранских языках. Самыми известными из них были киммерийцы. История киммерийцев также полна тайн. На сегодняшний день точно не установлено, кто такие киммерийцы. Одни исследователи считают, что киммерийцы - это родственные скифам кочевые народы, существовавшие с ними в одно время. Другие ученые предполагают, что понятие «киммерийцы» может быть одним из названий самих древних скифов. По легенде, которую приводит греческий историк V в. до н. э. Геродот, скифы-кочевники, пришедшие из Азии, изгнали киммерийцев с территории Северного Причерноморья. Но тот же Геродот в своей «Истории» приводит и другие легенды скифов. Согласно им, эта цивилизация в Северном Причерноморье жила извечно.

Легенды мало помогают решению вопроса о происхождении причерноморских скифов. Не дают прямого ответа и археологические источники. Ведь большинство скифских племен вело кочевое хозяйство и могло передвигаться на огромные расстояния за короткое время. Да и выделить их предков среди множества родственных племен со сходными чертами культуры очень сложно. Все же большинство ученых склоняются к тому, что основное ядро скифов Причерноморья составляли племена, пришедшие с востока, из за Волги.

И здесь вновь начинаются споры исследователей. Где сложились характерные черты скифской культуры?

Одни из них считают, что скифы пришли в Европу вполне сформировавшимся народом. В их культуре уже существовали все особенности «скифской триады»: отличавшие их виды оружия, конского снаряжения и украшений. Эта гипотеза получила название «центральноазиатской».

Сторонники другой теории, «переднеазиатской», с ними не согласны. Нет, говорят они, все эти черты у скифов сложились во время их походов в VII в. до н. э. за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, о которых известно из письменных источников и данных археологии. Там они заимствовали передовые виды вооружений и некоторые сюжеты искусства, включили их в свою культуру и принесли обратно в степи. Только после этого можно говорить о скифской культуре как о чем-то целостном.

Обе теории имеют веские аргументы в свою пользу. И в Центральной, и в Передней Азии есть сходные со скифскими предметы оружия и украшения. Но ни в одном из этих центров нет всего набора элементов культуры, характерных для скифов.

Но исследования археологов не стоят на месте. Все больше и больше аргументов появляется у третьей гипотезы происхождения скифской культуры - «полицентрической». На огромных просторах евразийских одновременно начинали возникать сходные в общих чертах культуры скифского типа.

Рекомендуем обратить внимание на сайт Vergesso.ru. Это статьи о магии, эзотерике, мистике, жизни после смерти, НЛО и инопланетянах, Бермудском треугольнике, снежном человеке, снах и сноведениях, детях Индиго, чудесах света настоящего и будущего и великих цивилизациях прошлого.

В VII века до нашей эры в степях Причерноморья появились ираноязычные племена скифов. Вооружение скифов состояло из меча-акинака, небольшого лука и стрел с бронзовыми литыми наконечниками, бронзового литого шлема. Конскую упряжь, одежду и многие предметы быта скифы украшали изображениями животных. В связи с этим возникло понятие «звериный» стиль. Другой особенностью скифской культуры был курганный обряд захоронения.
На территории Кубани к скифским относятся Костромской, Келермесские и курганы близ аула Уляп. Многие из этих курганов исследовал известный археолог Н. И. Веселовский.
Подкурганные захоронения знатных воинов имеют форму четырёхугольных гробниц площадью 25-114 квадратных метров. Они построены из дерева или камня прямо на поверхности земли либо в четырёхугольных ямах. Над могилой насыпали курган. На его вершине ставили каменную стелу или изваяние.
В последний путь воинов «сопровождали» боевые кони. Археологи обнаруживают также в скифских курганах оружие, конскую упряжь, большое количество золотых изделий.

Свои жилища скифы устраивали на повозках. По свидетельству греческого историка Геродота (482-425 гг. до нашей эры), прозванного «отцом истории», древние скифы не имели ни городов, ни укреплений. Но там, где позволяли условия, оседлые скифы строили свои жилища. Главным их занятием было скотоводство.

Одну из легенд, по свидетельству Геродота, ему рассказали сами причерноморские скифы. «Скифы говорят, что их народ моложе всех других и произошёл следующим образом: в их земле, бывшей безлюдной пустыней, родился первый человек, по имени Таргитай.

Религиозные верования скифов, меотов и сарматов проявлялись в различных обрядах, в том числе погребальных. О почитании умерших пишет Геродот, приводя слова скифского царя: «Если бы вам крайне необходимо было ускорить сражение, то вот: есть у нас гробницы предков; разыщите их, попробуйте разрушить, тогда узнаете, станем ли мы с вами сражаться из-за этих гробниц или нет».

Быт, или материальная культура, к которой историки относят мир вещей, предметов, окружающих человека и создаваемых им. Об одежде и вооружении скифов, меотов и сарматов нам известно благодаря найденным в курганах изделиям греческих ювелиров, которые изображали сюжеты из жизни «варваров» на золотых бляшках, гривнах, сосудах, пластинах головных уборов.

Самыми яркими образцами искусства скифов, меотов, сарматов были предметы, выполненные в так называемом скифском зверином стиле. Изображения животных подчинялись форме той или иной вещи (сосуда, доспеха), с нарочитым выделением отдельных деталей. Изображаться могли и части тел животных.

Скифы с раннего детства приучались к верховой езде, считая передвижение пешком большим позором. Военному воспитанию будущих наездников они придавали первостепенное значение. Скифская конница славилась в тогдашнем мире. Правители Древнего Востока стремились заполучить скифских всадников в свою армию. Они предпочитали наладить с ними союзнические отношения, чтобы не иметь их в качестве опасных соперников. Как плацдарм для походов в Закавказье и Переднюю Азию скифы использовали богатую пастбищами территорию прикубанских степей и предгорий.
По окончании грабительских военных экспедиций скифы возвращались на Кубань. Здесь они хоронили своих вождей в курганах. Эти погребения характеризуются множеством ценных вещей. Раскопки курганов свидетельствуют о нравах того времени.
Описание жизни и обычаев скифов мы находим у Геродота, Гиппократа и других античных авторов.
Договоры о дружбе у скифов освящались клятвой и сопровождались обязательным ритуалом: в большую глиняную чашу наливали вино, смешанное с кровью участников договора, погружали туда меч, стрелы, секиры и копьё. После этого обряда произносили длинные заклинания.
Своеобразными были и погребальные обычаи. Умершего царя скифы сначала бальзамировали, а затем возили по всем племенам, входившим в состав Скифского царства.
Когда тело царя привозили в одно из племён царства, люди «отрезали себе часть уха, стригли кругом волосы, делали себе на руках порезы, расцарапывали лоб и нос, а левую руку прокалывали стрелами». Эти действия повторяло каждое подвластное скифам племя. После такой процедуры прощания умершего царя хоронили, уложив на соломенную подстилку. По обеим сторонам могилы вбивали копья, на них настилали доски и всё покрывали камышовыми циновками. Вместе с царём хоронили одну из наложниц, виночерпия, повара, конюха, приближенного слугу, лошадей, предварительно умертвив их. В могилу помещали оружие, золотые чаши. Над всем этим насыпали земляной курган, стараясь сделать его как можно выше.

По истечении одного года после похорон над царской могилой устраивалась тризна - поминальный обряд, в ходе которого в жертву приносили приближённых царя, а также лошадей.
Раскопки скифских курганов на Кубани подтверждают рассказы Геродота. В Уляпских курганах VI в. до н. э. обнаружены погребальные сооружения в форме квадратной ямы с бревенчатыми стенами и камышово-бревенчатыми перекрытиями. В них открыты массовые конские захоронения со сбруей. В одном из курганов было захоронено около 500 лошадей. Учёные-археологи предполагают, что такое большое количество коней не могло принадлежать погребённому. Скорее всего, сотни животных были подношением покойному вождю от зависимых родов и племён.

    Соседями скифов на востоке в VI-V веках до нашей эры были родственные им племена сарматов. Геродот писал, что сарматы говорят на «издревле искажённом скифском языке». В степи Правобережной Кубани они впервые проникли в IV в. до нашей эры.



gastroguru © 2017