Тест опрос на тему эмоция в коллективе. Тест Р.М

Когда понадобится: поможет разобраться, какое место оцениваемый занимает в коллективе, насколько его ценят коллеги и как относится к нему руководство.

Инструкция

Выберите один из предложенных вариантов ответа на каждый вопрос и обведите его.

Тестовое задание

1. Вы решили посещать спортивный клуб, потому что там занимаются ваши коллеги. Как долго вы будете его посещать? а) с упорством будете добиваться лучших показателей; б) все зависит от настроения; в) не продержитесь и недели.

2. Если кто-то попытается влезть в очередь перед вами, что вы сделаете? а) выразите свое недовольство; б) промолчите, но не пропустите; в) пропустите свою очередь, проклиная свою застенчивость.

3. Ваши коллеги начали спорить о вопросе, в котором вы отлично разбираетесь. Как вы себя поведете? а) поможете коллегам разобраться; б) не станете вмешиваться, пока не спросят вашего мнения; в) останетесь в стороне, потому что уверены, что ваше мнение никого не интересует.

4. На улице к вам обращается с вопросом корреспондент телевидения. Какова ваша реакция? а) спокойно ответите на вопросы; б) будете разговаривать, только если тема вам интересна; в) откажетесь от разговора.

5. Парикмахер предложил вам попробовать новую стрижку. Согласитесь ли вы на эксперимент? а) полностью доверитесь мастеру; б) только если вы сами придумаете стрижку; в) останетесь верны привычной стрижке.

6. На работе вам поручили важное дело, выполнение которого зависит только от вас одного. Будете ли вы волноваться по этому поводу? а) нет, любое задание вам по силам; б) все зависит от того, что вам предстоит сделать; в) да, постараетесь отказаться от задания.

7. На какое время вы запланируете важную встречу? а) на раннее утро; б) на вторую половину дня; в) узнаете у собеседника, когда у него будет свободное время для встречи с вами.

8. Вы занялись интересным для вас делом, но вам нужно завершить работу с бумагами. Каковы ваши действия? а) работа важнее всего; б) доделаете свое любимое дело до конца, а потом приметесь за работу; в) будете заниматься своим личным делом.

9. Вы дали другу почитать вашу любимую книгу, а он возвратил ее безнадежно испорченной. Что вы предпримете? а) не станете делать из этого трагедии; б) потребуете компенсации; в) промолчите, но больше никогда ему ничего не дадите.

Ключ к тесту оценки поведения в коллективе

Описание

Тест оценки поведения в коллективе помогает разобраться, какое место оцениваемый занимает в коллективе, насколько его ценят коллеги и как относится к нему руководство.

Ключ к тесту

За каждый ответ под буквой «а» поставьте себе 1 балл, «б» – 2 балла, «в» – 3 балла.

Суммируйте полученные баллы.

Интерпретация результата

До 13 баллов. Оцениваемый – незаменимый человек в коллективе. Ни один важный вопрос не решается без его непосредственного участия. Он с легкостью справляется с любыми заданиями руководства. При полной загруженности он еще успевает дать дельный совет тем, кто в нем нуждается. Он лидер по своей природе. Часто участвует в новых проектах, так как легко ориентируется в незнакомой обстановке и быстро реагирует на меняющиеся обстоятельства. Такой человек уже давно завоевал авторитет среди коллег, и у руководства он на хорошем счету.

13–20 баллов. Оцениваемый обладает определенной амбициозностью, но ему не хватает целеустремленности. Он никогда не откажется от нового задания, но и особого энтузиазма не будет проявлять при его выполнении. Коллеги уважают такого человека, но за советом обращаются к нему редко. Он не является для них авторитетом. В ближайшем будущем продвижения по службе такой тип людей, как правило, не предвидит. Он добивается уважения и признания не напором и быстротой, а усидчивостью и верностью компании.

21–27 баллов. Оцениваемого можно охарактеризовать как очень неуверенного в себе человека. Ему трудно ориентироваться в незнакомой обстановке, а общение с новыми людьми его выбивает из привычной колеи. Он довольствуется тем малым, что имеет, и к большему даже не стремится. Коллеги часто сваливают на оцениваемого всю рутинную работу. Вероятнее всего, он так и будет занимать всю свою жизнь одну и ту же должность. Перспектива смены работы пугает его настолько, что он будет держаться за прежнее место даже в том случае, если ему полгода не будут платить зарплату. Для успеха оцениваемому необходимо поменять свои жизненные принципы.

1. Двое или более лиц, взаимодействующих и имеют взаимное влияние друг на друга — это:
а) Коллектив.
б) группа. +
в) Трудовой коллектив.

2. Форма социальной организации, которая формируется на основе совместной работы и в рамках которой реализуются основные функции личности — это:
а) группа.
б) Коллектив.
в) Трудовой коллектив. +
г) Все ответы не является верными.

3. К основным функциям личности, реализуемых в трудовом коллективе, относятся:
а) Трудовая функция.
б) Познавательная функция.
в) Общественная функция.
г) Все ответы верны. +

4. По стадиям развития трудовые коллективы бывают:
а) коллективов, формируется.
б) стабильный коллектив.
в) коллектив, распадаются.
г) Все ответы верны. +

5. По степени подчиненности трудовые коллективы бывают:
а) производственными и непроизводственными.
б) Постоянными и временными.
в) первичные и вторичные. +
г) коллектив, формируются и стабильными.

6. Информационное и эмоциональное сплочение коллектива заложено:
а) В познавательную функцию.
б) функцию общения. +

г) В регулятивную функцию.

7. Влияние на представителей трудового коллектива и координировать поведение индивида заложено:
а) В познавательную функцию.
б) функцию общения.
в) В коммуникативную функцию.
г) В регулятивную функцию. +

8. Формирование общеколлективного эмоционального состояния представителей трудового коллектива заложено:
а) В познавательную функцию.
б) функцию общения.
в) В коммуникативную функцию. +
г) В регулятивную функцию.

9. К внешним факторам, которые обуславливают динамику трудового коллектива относятся:
а) Организационные изменения.
б) Изменение качественных характеристик представителей трудового коллектива.
в) Материальную базу предприятия.
г) Верные ответы «а» и «в».+

10. Условия, влияющие на развитие трудового коллектива:
а) Уровень взаимодействия с другими коллективами.
б) Сходство состава трудового коллектива.
в) Количество участников трудового коллектива.
г) Все ответы верны. +

11. Социально-психологический климат трудового коллектива — это:


в) Характер ценностных ориентаций, личностных отношений и взаимных ожиданий пра-ков коллектива. +

12. Социальный климат трудового коллектива — это:
а) Моральные ценности, принятые большинством представителей коллектива.
б) Уровень осознанности представителями коллектива поставленных целей и задач. +

г) Характер неофициальной атмосферы в коллективе.

13. Моральный климат трудового коллектива — это:
а) Моральные ценности, принятые большинством представителей коллектива. +
б) Уровень осознанности представителями коллектива поставленных целей и задач.
в) Характер ценностных ориентаций, личностных отношений и взаимных ожиданий работников коллектива.
г) Характер неофициальной атмосферы в коллективе.

14. Психологический климат трудового коллектива — это:
а) Моральные ценности, принятые большинством представителей коллектива.
б) Уровень осознанности представителями коллектива поставленных целей и задач.
в) Характер ценностных ориентаций, личностных отношений и взаимных ожиданий работников коллектива.
г) Характер неофициальной атмосферы в коллективе. +

15. Типы социально-психологического климата бывают:
а) Благоприятный и неблагоприятный. +
б) Благоприятный и неустойчивый.
в) Неустойчивый и неблагоприятный.
г) Все три типа.

16. Какая из социальных позиций личности направлена на удовлетворение личностных интересов при безразличии к общественному или даже с возможностью ущерба для них:

б) Позиция социальной инертности.
в) Потребительская позиция. +
г) Антиобщественная позиция.

17. Какая из социальных позиций личности характеризуется слабым чувством коллективизма, ответственности
а) Позиция социальной активности.
б) Позиция социальной инертности. +
в) Потребительская позиция.
г) Антиобщественная позиция.

18. Организованность, как параметр оценки развития коллектива, определяет:
а) Цель деятельности трудового коллектива, а также коллективистскую или эгоистическую позицию его представителей.
б) Способность сохранять целостность трудового коллектива. +
в) Общность межличностных отношений, позитивный характер эмоциональных установок.
г) Все ответы не является верными.

19. Совокупность групп, формируемых по определенным признакам (пол, возраст, стаж) — это:
а) Производственно-функциональная структура трудового коллектива.
б) Социально-организационная структура трудового коллектива.
в) Социально-демографическая структура трудового коллектива. +
г) Социально-психологическая структура трудового коллектива.

20. Трудовая адаптация бывает:
а) Первичной.
б) Вторичной.
в) Прерывистой.
г) Верные ответы «а» и «б».+

21. Психофизиологическая адаптация — это:
а) Включение работника в систему взаимоотношений представителей трудового коллектива.

в) Приспособление действующих на предприятии санитарно-гигиенических норм и условиями организации труда. +

22. Социально-психологическая адаптация — это:
а) Включение работника в систему взаимоотношений представителей трудового коллективу. +
б) Принадлежность к определенному уровню овладения профессиональными навыками и умениями.
в) Приспособление действующих на предприятии санитарно-гигиенических норм и условиям организации труда.
г) Развитие устойчивого позитивного отношения к своей профессии.

23. Хронология осуществления стадий трудовой адаптации работников является следующей:
а) 1 — стадии ассимиляции; 2 — стадия ознакомления; 3 — стадия приспособления.
б) 1 — стадия ознакомления; 2 — стадии ассимиляции; 3 — стадия приспособления.
в) 1 — стадия ознакомления; 2 — стадия приспособления; 3 — стадии ассимиляции. +
г) 1 — стадия приспособления; 2 — стадия ознакомления; 3 — стадии ассимиляции.

24. Идентификация личности и трудового коллектива происходит на стадии:
а) Ассимиляции. +
б) Ознакомление.
в) Приспособление.
г) Всех стадиях.

25. На стадии приспособления наблюдается:



г) Полное неприятие корпоративной культуры предприятия.

26. На стадии ознакомления наблюдается:
а) Получение информации о нормах поведения и о ситуации в трудовом коллективе в целом.
б) Идентификация личности и трудового коллектива.
в) Переориентация, то есть признание многих элементов новой системы ценностей, при сохранении своих установок. +
г) Полное неприятие корпоративной культуры предприятия

27. Основными предпосылками успешной трудовой адаптации являются:
а) Профессиональная ориентация. +
б) Профессиональный отбор.
в) Престиж и привлекательность профессии.
г) Все ответы верны.

28. К социально-демографических личностных факторов трудовой адаптации относят:



+

29. Социологическим личностных факторов трудовой адаптации относят:
а) Уровень притязаний, восприятие самого себя.
б) Образование, стаж, квалификацию, социальное происхождение.
в) Степень материальной заинтересованности, степень профессионального интереса. +
г) Форма организации труда, разделение труда, уровень инновационности производства.

30. К психологическим личностных факторов трудовой адаптации относят:
а) Уровень притязаний, восприятие самого себя. +
б) Образование, стаж, квалификацию, социальное происхождение.
в) Степень материальной заинтересованности, степень профессионального интереса.
г) Форма организации труда, разделение труда, уровень инновационности производства.

Приложение

1. Тест – опросник для оценки межличностных отношений в коллективе .

Отвечая на вопросы теста, выберите один из четырёх возможных вариантов ответа.

Как бы Вы оценили свою принадлежность к группе?

а) Чувствую себя членом группы

б) Участвую в делах группы

в) Не чувствую себя членом группы

г) Предпочитаю работать отдельно от других членов группы

Удовлетворены ли Вы отношением к Вам товарищей по учёбе?

а) Полностью удовлетворён(на)

б) Удовлетворён(на)

в) Недостаточно удовлетворен(на)

г) Совершенно неудовлетворен(на)

Если бы Вам представилась возможность, перешли бы Вы учиться в другую группу?

а) Однозначно нет

б) Скорее всего, остался (сь) бы в этой группе

в) Скорее, перешёл (ла) бы, чем остался (сь)

г) Охотно перешёл(ла) бы учится в другую группу

Какие взаимоотношения сложились в вашей группе?

а) Лучше, чем в большинстве других групп, как мне кажется

б) Вероятно, такие же, как и в большинстве других групп

в) Хуже, чем в других группах

г) Считаю, что значительно хуже, чем в большинстве других групп

как Вы считаете, сложились ли в Вашей группе традиции взаимной поддержки, взаимовыручки?

а) Однозначно да

б) Скорее да, чем нет

в) Скорее нет, чем да

г) Однозначно нет

Обработка данных.

Каждый ответ по варианту «а» оценивается в 4 балла, «Б» - 3, «в» - 2, «г» - 1 балл. Подсчитайте сумму баллов по выбранным вариантам ответов. Возможный диапазон тестового балла от 5 до 20. Высший показатель может свидетельствовать о хороших взаимоотношениях в группе и высоком индексе групповой сплочённости, и наоборот.

Диаграмма взаимоотношений в группе № 14.

70% обучающихся - имеют дружеские отношения со всеми членами группы;

20% - поддерживают хорошие отношения, но предпочитают свой круг общения;

8% - общаются с одногруппниками, т. к. это является необходимостью, связанной с учёбой;

2% обучающихся не нашли общий язык с группой.

2. Определение психологического климата класса.

Для общей оценки основных проявлений психологического климата в группе можно воспользоваться картой-схемой. В ней в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой - качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до - 3).

Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем - справа и после этого знаком “+” отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине. При этом надо иметь в виду, что оценки означают:

3 - свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;

2 - свойство проявляется в большинстве случаев;

1 - свойство проявляется достаточно часто;

0 - ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени;

1 -достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);

2 - свойство проявляется в большинстве случаев;

3 - свойство проявляется всегда.

Положительные особенности

Отрицательные особенности

Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение

Преобладают подавленное настроение, пессимистический тон

Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии

Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность , антипатии

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание

Группировки конфликтуют между собой

Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время

Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению

Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива

Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных

Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями

Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов

Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга

В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей

В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу “один за всех, все за одного”

В трудных случаях коллектив “раскисает”, появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения

Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные

Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей

Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться

Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность

Коллектив активен, полон энергии

Коллектив пассивен, инертен

Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту

Коллектив разделяется на “привилегированных” и “пренебрегаемых”, здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их

У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.

3. Индивидуальный тренинг.

Подобная форма тренинга представляет собой своеобразную.

Чужая компания.

Предложите учащимся понаблюдать за учениками незнакомого (или малознакомого) им класса (и вообще любой организованной группы людей) и постараться ответить на следующие вопросы:

а) Кто из группы пользуется наибольшей популярностью и уважением?

б) Почему (его личностные, деловые или иные качества)?

в) Кто пользуется наименьшей популярностью?

г) Почему?

д) Кто входит в негласный актив класса?

е) Кто есть кто в этом активе (организатор, деловой и эмоциональный лидер, умельцы и т. п.)?

ж) Кто является наибольшим индивидуалистом?

з) Какие группы людей связаны более близкими отношениями?

и) Что их может связывать?

Правильность своих выводов учащиеся могут проверить, войдя в контакт с членами исследуемой группы, что уже само по себе представляет новый уровень освоения навыков общения.

4. Групповой тренинг.

Данный тренинг позволяет раскрыть и выявить механизмы взаимоотношении в группах. Упражнения эти рекомендованы психологом.

Скверная компания .

В игре участвуют двенадцать человек: Главарь, Авторитет, Приближенные (два человека). Подхалим, Шут, Марионетки (два человека), Недовольные (два человека) и Забитые (два человека). Первоначально исполнителей этих ролей должен подбирать сам ведущий, но обязательно из числа добровольцев, однако в дальнейшем на ту или иную роль необходимо обязательно приглашать зрителей и вообще менять роль внутри самой “удачной”, примитивной группы, дабы каждый побывал “в шкуре” каждого.

Наиболее важным элементом игры являются правила взаимодействия ее участников, за выполнением которых должен внимательно следить ведущий и в дополнение к нему кто-то из неиграющих. Правила эти таковы:

Главарь вправе обрывать любого. Авторитет - любого, кроме Главаря. Приближенный - любого, кроме Главаря и Авторитета. Подхалим - любого, кроме Приближенного, Авторитета и Главаря. Шут - всех, кроме Главаря. Марионетка - только Недовольных и Главаря. Недовольные - всех, кроме Главаря и Авторитета Забитого обрывает любой, он же - никого.

Игрок, нарушивший эти правила, переводится в Забитые, ну а если их нарушил сам Забитый, то его могут не только дружно осудить, но и попросту изгнать.

Однако помимо четкого выполнения правил эта игра нуждается в достаточно высокой театрализации за счет масок, накладных бород, символики и т. п. (для начала как минимум необходимо, чтобы у каждого была табличка с наименованием роли). Автор игры предлагает проводить ее в двух вариантах - обыденном и театральном, однако по целому ряду причин, которые здесь просто невозможно привести, мы рекомендуем использовать именно театральный вариант. Форм подобной театрализации достаточно много - шайка гангстеров, пиратский корабль, первобытное племя, стая волков и т. п., но главным здесь, пожалуй, является то, что, несмотря на своеобразное “сюжетное” провоцирование агрессивности участников, театральный вариант позволяет их действительно проиграть, вскрыв одновременно многие насущные болячки юношеских взаимоотношений.

После окончания игры целесообразно провести ее обсуждение, где главным должна быть окончательная дискредитация “скверной компании” и призыв к созданию подлинного коллектива.

5. Анатомия общения.

Единственная роскошь, дарованная человеку - это общение. Без и вне общения невозможно существование человеческого сообщества. И не случайно многочисленные исследования психологов доказали, что между качеством общения и психологическим климатом в группе существует прямая и сильная связь. Чтобы разобраться в том, каким образом подросток строит своё общение, можно провести следующий тест.

Тест В. Ряховского

Этот тест даёт возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на его вопросы следует, использую три варианта ответов – “да”, “иногда” и “нет”.
Вопросы

Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи? Да; Иногда; Нет. Не откладываете ли Вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже совсем невмоготу? Да; Иногда; Нет. Вызывает ли у Вас смятение или не удовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании? Да; Иногда; Нет. Вам предстоит выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки? Да; Иногда; Нет. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было? Да; Иногда; Нет. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратился к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-нибудь вопрос)? Да; Иногда; Нет. Верите ли вы, что существует проблема “отцов и детей”, и что людям разных поколений трудно понимать друг друга? Да; Иногда; Нет. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть 10 рублей, которые занял несколько месяцев назад? Да; Иногда; Нет. В кафе или столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчители ли Вы, лишь с раздражением отодвинув тарелку? Да; Иногда; Нет. Оказавшись один на один с незнакомым человеком Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это? Да; Иногда; Нет. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она не была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения, нежели встать в хвост и томиться в ожидании? Да; Иногда; Нет. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтной ситуации? Да; Иногда; Нет. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких “чужих” мнений Вы не приемлете. Это так? Да; Иногда; Нет. Услышав где-нибудь в “кулуарах” явно ошибочную точку зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать? Да; Иногда; Нет. Вызываете ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином сложном вопросе или учебной теме? Да; Иногда; Нет. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной? Да; Иногда; Нет.

Ключ к тесту . Ответы “да” - 2 балла; “иногда” - 1 балл; “нет” - 0 баллов.

Интерпретация результатов. 30 – 32 балла. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как страдаете от этого больше всего Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко! На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25 – 29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у Вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничиваетесь только таким недовольством: в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает так, что при какой-нибудь сильной увлеченности Вы “вдруг” приобретаете полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19 – 24 балла. Вы в известной степени общительны и в знакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают и все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете не охотно В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки устранимы.

14 – 18 баллов. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку без запальчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывает у Вас раздражение.

9 – 13 баллов. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми, никому не отказываете в просьбе, хотя не всегда можете ее выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы сможете заставить себя не отступать.

4 – 8 баллов. Вы, должно быть, “рубаха-парень”. Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызывать у Вас хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине руководитель и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнением. Задумайтесь над этими фактами!

3 балла и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения, беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов. Вам необходимо заняться самовоспитанием.

6. Конфликт.

Тест Томаса

С помощью данного теста оказывается возможным определить собственный стиль поведения в ситуации разногласий. Для того чтобы определить, к какому способу поведения склоняется человек, нужно, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний а) и б), выбрать то из них, которое в большей степени соответствует тому, как он обычно поступает и действует.

Высказывания

a. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

b. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

b. Я пытаюсь уладить дело о учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

b. Иногда я жертвую своими интересами ради интересов другого человека.

a. Я стараюсь найти компромиссное решение.

b. Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

a. Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

b. Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности

a. Я пытаюсь избежать неприятности для себя.

b. Я стараюсь добиться своего.

a. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

b. Считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

a. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

b. Первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

a. Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

b. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

a. Я твердо стремлюсь добиться своего.

b. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

a. Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чей состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

b. Я стараюсь успокоить другого и главный образом сохранять наши отношения.

a. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

b. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

b. Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

a. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

b. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

b. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряжения.

b. Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

a. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

b. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезного напряжения.

a. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

b. Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

a. Первым делом я стараюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

b. Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

a. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

b. Я стараюсь найти лучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

a. Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.

b. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

a. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого человека.

b. Я отстаиваю свою позицию.

a. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

b. Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

a. Если позиция другого кажется ему важной, я стараюсь идти ему навстречу.

b. Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

a. Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

b. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

a. Я обычно предлагаю среднюю позицию.

b. Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

a. Зачастую стремлюсь избежать споров.

b. Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

a. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

b. Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

a. Я предлагаю среднюю позицию.

b. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникших разногласий.

a. Я стараюсь не задеть чувств другого.

b. Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Ключ опросника

Вопрос

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избежание

Приспособление

1

B

2

В

A

3

A

В

4

A

B

5

A

B

6

B

A

7

B

A

8

A

B

9

B

A

10

A

B

11

A

B

12

B

A

13

B

A

14

B

A

15

B

A

16

B

A

17

A

B

18

B

A

19

A

B

20

A

B

21

B

A

22

B

A

23

A

B

24

B

A

25

A

B

26

B

A

27

A

B

28

A

B

29

А

B

30

B

A

7. Создание плаката «Мы вместе».

Игровая форма проведения классного часа – игры, направленного на сплочение группы. Обычно это занятие я провожу вначале учебного года, когда дети ещё мало знакомы друг с другом.

Вначале занятия проводится беседа о значимости дружбы и сплочённости группы.

Каждому члену группы раздаются шаблоны различных предметов (цветок, солнце, тучка, бабочка, дерево и т. д.), цветная бумага, фломастеры, ножницы. Обучающимся предлагается выбрать шаблон, перевести его на цветную бумагу, вырезать и подписать своё имя. После этого каждый наклеивает свой «рисунок» на большой ватман. В процессе оформления плаката идёт обсуждение: что, куда приклеить. Когда работа будет закончена происходит обсуждение полученного плаката.

8. Безопасность.

Анкета – опрос «Определение уровня безопасности подростка в группе».

Обучающиеся предупреждаются, что ответы не станут известны одногруппникам.

Анкета

1. Я боюсь, что мои одногруппники будут смеяться надо мной, когда я отвечаю у доски (да, нет).

2. Независимо от того, что происходит в моей жизни, когда я вхожу в класс, я чувствую себя лучше (да, нет).

3. У меня часто болит живот или голова, часто мне кажется, что я вот-вот заплачу (да, нет).

4. В моей группе есть человек, которому я могу рассказать о своих проблемах (да, нет).

5. Я знаю, что в моей группе никто не сделает мне больно (да, нет).

6. Я уверен, что мой преподаватель (классный руководитель , мастер) будет уважать меня, даже если я сделаю какую – то ошибку (да, нет).

7. Мне известны правила, которые нужно соблюдать в нашем учебном заведении. Я знаю, что будет, если я их нарушу (да, нет).

8. Я боюсь, что мои одногруппники будут насмехаться надо мной из - за моей внешности (да, нет).

Ответы на поставленные вопросы позволяют мне создать картину, о том как подросток чувствует себя в училище, группе. С учётом полученной информации я строю своё взаимодействие с каждым членом группы.

Всех членов группы просят указать десять положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления (например, своего лидера, особенности своего коллектива, своей совместной деятельности, перспектив группы и т.д.). Затем на основе их ответов составляется два набора положительных и отрицательных характеристик таким образом, чтобы в них оказались включенными характеристики, названные хотя бы одним членом группы.

Каждому члену группы предлагается выбрать из этих наборов по пять положительных и отрицательных характеристик, получивших максимальное количество выборов. Кроме того, подсчитывается общее количество выборов, сделанных членами данной группы из каждого предложенного набора. (В силу того, что все участники делают только пять выборов, это количество численно равно произведению величины группы на пять).

Показатели ценностно-ориентированного единства (ЦОЕ), сплоченности отдельно по выборам положительных и отрицательных характеристик определяются по формуле:

где: ЦОЕ – сплоченность группы в отношении данного объекта оценки, %;

n – сумма выборов, приходящихся на пять характеристик, получивших максимальное количество выборов;

m – сумма выборов, приходящихся на пять характеристик, получивших минимальное количество выборов;

N – общее количество выборов, сделанных членами данной группы.

Группа с максимально возможным ЦОЕ – все участники выбирают одни и те же характеристики. Группа с минимально возможным ЦОЕ (полное отсутствие ценностно-ориентационного единства) – участники не отдают предпочтения ни одной из характеристик исходного набора, то есть выбирают каждую из них одинаковое число раз.



Итоговый показатель групповой сплоченности при помощи описанной методики определяется как полусумма показателей ЦОЕ, вычисленных по положительным и отрицательным характеристикам.

Тест 14. Изучение психологического климата коллектива

· 3 – свойство проявляется в группе всегда;

· 2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

· 1 – свойство проявляется нередко;

· 0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

Свойство психологического климата А Оценка Свойство психологического климата В
1. Преобладает бодрый жизнерадостный тон настроения. Преобладает подавленное настроение.
2. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии. Конфликтность в отношениях, антипатии.
3. В отношениях между группировками внутри Вашего кол-ва существует взаимное понимание и расположение. Группировки конфликтуют между собой.
4. Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать совместной деятельности К более тесному общению проявляют безразличие, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.
5. Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы. Успех или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство.
6. С уважением относятся к мнению других. Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других.
7. Достижения и неудачи группы переживаются как собственные. Достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов.
8. В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение, все друг друга поддерживают. В трудные дни группа «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения
9. Чувство гордости за группу, если ее хвалят, отмечает руководство. К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно.
Группа активна, полна энергии. Группа инертна, пассивна.
Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность.
В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту. Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым.
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно. Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах.

Подсчет итогов

Сложить оценки левой стороны в вопросах 1, 2, 3, 4,5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, – сумма А; Сложить оценки правой стороны во всех вопросах – сумма В; найти разницу С=А-В. Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида. Если С более 25, значит психологический климат благоприятен. Если С менее 25 – климат неустойчиво благоприятен. Рассчитывают среднегрупповую оценку психологического климата по формуле:

где: N – число членов группы

Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле:

где: n(С) – количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный;

N – число членов группы.

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НА УЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА.. 4

1. Гуманизация образования. Взаимосвязь всех сфер жизнедеятельности. 4

2. Объективные предпосылки возрастания научного знания к системе управления. 6

3. Объект, предмет, задачи курса и принципы социологии и психологии управления. 9

4. Исторический путь развития управленческой мысли и основные теории управления. 14

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 21

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА УПРАВЛЕНИЯ.. 21

1. Общественная (групповая) потребность в управлении. 21

2. Структура социальных систем. Управление (самоуправление) как атрибут социальных систем.. 25

3. Социальные и психологические ресурсы эффективного управления. 27

4. Социальные последствия и ответственность за результаты управления. 28

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 31

ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННО-НЕОБХОДИМОГО ТРУДА.. 32

1. Управление как трудовой процесс. 32

2. Социологические и психологические аспекты управленческой деятельности. 38

3. Профессионализм в управлении и профессионально-значимые качества, необходимые субъекту управленческого труда. 41

4. Критерии оценки управленческого труда. 42

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 44

ГЛАВА 4. Социальная ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ В НЕЙ.. 45

1. Сущность организации. 45

2. Структура социальной организации. социальные процессы в трудовой организации. 48

3. Самоуправление в трудовой организации. 52

4. Вопросы для повторения и обсуждения. 53

ГЛАВА 5. АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.. 53

1. Структура управления. 53

2. Общие функции социологии и психологии управления. 55

3. Функции аппарата управления. Симптомы бюрократизации в его деятельности. 57

4. Деятельность руководителей по укреплению социально-психологического единства (сплоченности) между всеми социальными группами системы управления. 62

5. Управление конфликтами. 63

6. Вопросы для повторения и обсуждения. 66

ГЛАВА 6. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ.. 66

1. Понятие личности и ее социологическая и социально-психологическая структура. 66

2. Социальные позиции и роли личности в системе управленческих отношений. 70

3. Личностный потенциал работника в рыночных условиях хозяйствования. 72

4. Уровень притязаний личности в трудовой организации. 74

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 76

ГЛАВА 7. ПРОБЛЕМЫ ИЕРАРХИИ И ВЛАСТИ В УПРАВЛЕНИИ.. 77

1. Иерархия и власть как объективные предпосылки процесса управления. 77

2. Виды власти. 79

3. Стили руководства. 82

4. Отношение в социальных системах по поводу реализации властных полномочий. общение руководителей с подчиненными 84

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 86

ГЛАВА 8. РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ.. 87

1. Руководитель и лидер. 87

2. Мышление руководителя. 90

3. Социально-психологические аспекты деятельности руководителя трудовой организации в рыночных условиях хозяйствования. 93

4. Реализация управленческого комплекса ролей руководителя в условиях рынка. 95

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 101

ГЛАВА 9. СПОСОБНОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 101

1. Способности к управленческой деятельности, их понятие в психологии. 101

2. Определение состава управленческих способностей. 103

3. Управленческие (менеджерские) характеристики и общеорганизационные способности. 104

4. Структурно-психологический критерий деления способностей. 108

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 109

ГЛАВА 10. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЦЕЛЬ И ПРОДУКТУПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА 109

1. Концепция организационной культуры. Понятие и структура. 109

2. Развитие и поддержание организационной культуры.. 112

3. Влияние культуры на организационную эффективность. 115

4. Управление организационной культурой. 117

5. Организационная патология и управленческая культура. 118

6. Вопросы для повторения и обсуждения. 119

ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.. 120

1. Общая характеристика процессов принятия управленческих решений. 120

2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений. 122

3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений. 125

4. Феноменология принятия управленческих решений. 127

5. Индивидуальные различия управленческих решений. 128

6. Вопросы для повторения и обсуждения. 131

ГЛАВА 12. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.. 131

1. Социальное партнерство в социально-трудовой сфере как общественное явление. 131

2. Условия и основные факторы социального партнерства. 138

3. Субъекты социального партнерства. 139

4. Механизм управления через систему социального партнерства. 141

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 143

ГЛАВА 13. ПРОБЛЕМЫ «ВЫЖИВАНИЯ» ТРУДОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.. 143

1. Изменчивость среды и требования к формированию новой парадигмы управления. 143

2. Закон выживания. Обеспечение внешней адаптации и внутренней интеграции как двуединая задача эффективного управления. 146

3. Психологические проблемы переориентации кадров и формирование новых психологических установок, норм и традиций, диктуемых рыночной экономикой. 147

4. Управленческая деятельность по выводу трудовой организации (предприятия) из зоны банкротства. 150

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 154

ГЛАВА 14. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ.. 154

1. Особенности управления в корпорациях США.. 154

2. Система управления в Японии: основные положения, принципы, социальный опыт. 156

3. Система управления на предприятиях Финляндии, Швеции. 159

4. Вопросы для повторения и обсуждения. 161

ГЛАВА 15. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В XXI ВЕКЕ.. 161

1. Инновационно-практическая направленность социальных технологий. 161

2. Социальные технологии формирования лидера и команды.. 165

3. Социальные технологии управления в экстремальных ситуациях. 169

4. Социальные технологии повышения эффективности функционирования организации и управления ею.. 172

5. Особенности управления в XXI веке и формирование инновационной управленческой культуры.. 175

6. Вопросы для повторения и обсуждения. 178

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ.. 178

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ» 186

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 192

Тест 1. Методика Т. Элерса. 192

Тест 2. Оптимист или пессимист?. 194

Тест 3. Готовы ли Вы к сотрудничеству?. 196

Тест 4. Экономический практикум для специалиста по экономике. 197

Тест 5. Расчетливы или экономны ли Вы?. 198

Тест 6. Психологический практикум.. 200

Тест 7. Методика оценки поведения в конфликте (опросник К. Томаса) 200

Тест 8. «Шкала глубины конфликта». 203

Тест 9. Ваш творческий потенциал. 204

Тест 10. Степень развития администраторских или лидерских способностей. 206

Тест 11. Экстраверт – Интраверт – Амбаверт. 206

Тест 12. Подбор людей для формирования работоспособной команды с учетом основных черт и качеств личности. 207

Тест 13. Изучение сплоченности коллектива. 211

Тест 14. Изучение психологического климата коллектива. 211

Учебное пособие для вузов

Олег Викторович Ромашов,

Людмила Олеговна Ромашова

Данный тест рассчитан на группу детей старшего возраста. Целесообразно расшифровать незнакомые детям слова.

Инструкция. Подумайте над тем, какие отношения сложились у нас в отряде. Попробуйте оценить их, для этого поставьте крестик («X») (зачеркните соответствующую цифру) ближе к тому качеству, которое, на ваш взгляд, есть у нашего коллектива. Итак, для атмосферы в Вашей группе характерны:

Вопросы Оценка Вопросы
У вас инертная группа. 1 2 3 4 5 У вас активная группа.
В вашей группе преобладают материальные интересы и ценности. 1 2 3 4 5 В вашей группе преобладают духовные интересы и ценности.
В деятельности вашей группы преобладают социальные цели. 1 2 3 4 5 В деятельности вашей группы преобладают общественно-полезные цели.
В группе преобладают сходные цели каждого члена группы. 1 2 3 4 5 В группе преобладают наличие общей цели.
В группе уважением пользуются те, кто работает на себя. 1 2 3 4 5 В группе уважением пользуются коллективисты.
У группы эпизодический уровень общения. 1 2 3 4 5 У группы постоянный уровень общения.
Группа общение ищет в себе. 1 2 3 4 5 Группа стремится общаться с дру-гими.
Группа отличается частой сменой интересов. 1 2 3 4 5 Группа отличается устойчивостью интересов.
Группа не стремится к осущест-влению своих интересов. 1 2 3 4 5 Группа осуществляет на деле свои интересы.
Активность ведет группу на ассо-циальные дела. 1 2 3 4 5 Активность ведет группу на обще-ственно-полезные дела.
Группа заметно разделена на при-вилегированных и пренебрегаемых. 1 2 3 4 5 В группе преобладает стремление к общению на равных, справедливое решение спорных вопросов.

Формула подсчета результатов.

К = S / A * n; K – коэффициент состояния данного параметра.

S – сумма баллов по данному параметру, полученная от всех направлений.

A – постоянное число, которое соответствует числу показателей по каждому параметру и равен 55.

n – число испытуемых.

Карта группы.

1-0,8 – высока зона сплоченности: «горящий факел».

0,78-0,62 – среднее значение: «мерцающий маяк».

0,60-0,42 – зона недостаточности: «мягкая глина».

0,40-0,20 – зона негативного развития.

ШКАЛА ОЦЕНКИ «СТИЛЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ГРУППЫ

Данный тест дает возможность определить насколько комфортно членам в данном коллективе. Диагностику целесообразно проводить с подросткового возраста и старше. Чтобы определить динамику развития комфортности в группе, рекомендуем несколько раз за смену использовать данную методику (2-3).

Инструкция. В предлагаемой схеме опроса прочтите сначала утверждения слева, затем справа и после этого знаком «X» отметьте в средней части листа ту оценку, которая, по Вашему мнению, соответствует истине. Причем, следует иметь в виду, что оценки означают:

3 – это свойство проявляется в коллективе всегда;

2 – это свойство проявляется в большинстве случаев;

1 – это свойство проявляется нередко;

0 – ни свойство слева, ни свойство справа не проявляются достаточно выразительно;

1 – это свойство проявляется достаточно заметно;

2 – это свойство проявляется в большинстве случаев;

3 – это свойство проявляется всегда.

Свойство + 3 + 2 + 1 -1 -2 -3 Свойство
Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения Преобладает подавленное настроение, пессимистический настрой
Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии Конфликтность в отношениях, агрессивность антипатии
Членам коллектива нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в коллективе, участвовать в совместной деятельности в свободное время Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие или сочувствие всех членов коллектива Успехи или неудачи оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение коллектива, когда один – за всех и все – за одного В трудных ситуациях коллектив «раскисает», наблюдается растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения и т.п.
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители К похвалам и поощрениям коллектива в целом здесь относятся равнодушно
Коллектив активен, полон энергии Коллектив инертен, пассивен
Совместные дела увлекают всех, здесь велико желание трудиться активно Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о своих интересах и делах
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам Коллектив заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых»

Обработка результатов. Подсчитывается общее количество баллов, зачеркнутых знаком «X». Максимальное количество баллов + 30 (идеальный «стиль жизнедеятельности» коллектива, повышенная комфортность у его членов), минимальное количество баллов - 30 (неоптимальный «стиль жизнедеятельности» коллектива, заниженная комфортность у его членов).

МЕТОДИКА «СОЦИОМЕТРИЯ»

«Социометрия» переводится как «социальное измерение». Данная диагностика позволяет вожатому быть в курсе протекающих в отряде процессов межличностного внутригруппового общения. Не секрет, что полученные данные дадут возможность педагогу определить степень сформированности группы, вовремя корректировать свою внутригрупповую работу с детьми.

Различают несколько вариантов проведения этой диагностики. Но все предложенные методики адаптированы к возрасту детей, отдыхающих в ДОЛ.

Вариант 1 . Методика предложена американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценки межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.

Инструкция. Ребятам раздаются листочки. Дети подписывают каждый свой лист. Далее предлагается перечислить тех товарищей по группе, с которыми каждый из них хотел бы общаться и сотрудничать в различных видах деятельности. Например:

1. Кого из членов отряда ты бы пригласил на свой День рождения?

2. С кем из членов отряда ты бы отправился в кругосветное путешествие?

Как правило, ребятам предлагается выбрать не больше трех товарищей из отряда. Их фамилии пишутся в именительном падеже.

Обработка результатов. Результаты представляют в форме матриц (таблиц), которые составляет сам вожатый. Для каждого вопроса составляется отдельная матрица.

Таблица 16. Пример заполненной матрицы

Кого выбирают Кто выбирает Иванов Петров Сергеев Алексеев Николаева Славина Семенова ВС
Иванов х
Петров х
Сергеев х
Алексеев х
Николаева х
Славина х
Семенова х
ВП -
ВВ -

Первый столбец матрицы содержит фамилии ребят, которые выбирают. Первая строка матрицы содержит фамилии тех, кого выбирают. И в том, и другом случае фамилии изложены в одном и том же порядке.

Цифра «1» ставится в столбец того члена отряда, которого рассматриваемый испытуемый выбрал в первую очередь, цифра – «2», который был выбран вторым, «3» – третьим.

В итоговых строках и столбцах:

ВС – количество выборов, сделанных данным человеком;

ВП – сумма выборов, полученных данным человеком;

ВВ – количество взаимных выборов.

Сумма выборов, полученных каждым человеком (ВП), является мерилом его положения в системе межличностных отношений.

Если человек получил наибольшее количество выборов – он относится к числу «звёзд».

Если получил среднее количество выборов – к «предпочитаемым».

Если меньше среднего числа выборов – к «пренебрегаемым».

Если не получил ни одного выбора – к «изолированным».

Удовлетворённость ребенка собственным положением в отряде определяется по коэффициенту:

Так, если ВВ =0, а число выборов, сделанных человеком 3, и К =0/3=0, то следует предположить, что у него могут быть проблемы в межличностных отношений.

Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ ) вычисляется по следующей формуле:

Низкий : «звёзды»+ «предпочитаемые» < «пренебрегаемые» + «изолированные».

Средний : «звёзды»+ «предпочитаемые» = «пренебрегаемые» + «изолированные».

Высокий : «звёзды»+ «предпочитаемые» > «пренебрегаемые» + «изолированные», для которого характерны достаточно стабильные, ровные, доброжелательные отношения в коллективе. Но при этом следует очень внимательно отнестись к наличию изолированных и пренебрегаемых и постараться внести необходимые коррективы в межличностные отношения в отряде, предварительно разобравшись в причинах имеющихся проблем.

Результаты трех составленных матриц оцениваются совместно. Для этого необходимо просуммировать полученные значения ВП , ВВ , ВС – по всем трем матицам.

Пример интерпретации результатов. В качестве примера проведем социометрическое изучение звена из 7 человек, в состав которого входят: Иванов, Петров, Сергеев, Алексеев, Николаева, Славина, Семенова (возраст 13-14 лет). Рассмотрим ответы на вопрос: «С кем бы ты полетел на Луну?»

Варианты выборов представлены в составленной матрице для данного вопроса (Таблица 16).

Максимальное количество выборов (4) получил Иванов. По числу выборов он явная «звезда». По всей видимости, он является лидером звена.

Меньше всего выборов у Семеновой (2). При среднем числе выборов по данному звену (3). Таким образом, Семенову можно отнести к пренебрегаемым. Поэтому вожатому необходимо очень внимательно отнестись к Семеновой – вероятно, у нее могут иметь место проблемы в межличностных взаимоотношениях с ребятами. Кроме того, у нее нет ни одного взаимного выбора.

Пожалуй, и у «звезды» звена Иванова тоже есть проблемы, возможно, личного характера. Он выбирает Николаеву. А она его – нет.

В целом, на первый взгляд, уровень благополучия взаимоотношений в звене можно оценить как достаточно высокий:

«звезд» – 1;

«предпочитаемых» – 5;

«пренебрегаемых» – нет;

«изолированных» – нет.

Таким образом: 1+5>1

Но настораживает то, что имеет место очень низкий коэффициент удовлетворенности у ребят группы. У 3-х человек он приравнивается к «нулю», а у остальных ниже 0,5. Это говорит о том, что, скорее всего, дети общаются не с теми, с кем им хотелось бы. Возможно, что у Николаевой и Сергеева отсутствуют проблемы в межличностных отношениях, т.к. их приоритетные выборы совпали.

Методические рекомендации. Как видим, данных для анализа и размышлений более чем достаточно. Для большей эффективности методики внимательно приглядитесь к ребятам во время коллективных игр, творческих дел, в свободное время. Ваши наблюдения дополнят сложившуюся картину и подскажут, кому из детей и в чем нужна ваша помощь.

Чтобы дети не догадывались о проводимом исследовании, лучше, если социометрию вы проведете в форме игры, например, формирование команды для полета на Луну. В противном случае они будут ожидать от вас результатов, которые для многих могут стать источником переживаний, источником психологической травмы.

Результаты подобных тестов, опросов и другие методы, ориентированные на изучение межличностных отношений в коллективе, оценку индивидуальных качеств детей, не должны выноситься на обсуждение отряда и используются вожатым только в целях корректирования воспитательной деятельности.



gastroguru © 2017