Л.Бадалян невропатология. Бадалян Л.О

ПРЕДИСЛОВИЕ К ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Этот учебник написан Левоном Оганесовичем Бадаляном - талантливым неврологом, академиком Российской академии наук и Российской Академии образования. Л.О.Бадалян (1929-1994) был не только выдающимся неврологом, реально развившим клиническую генетику в нашей стране после долгих лет ее гонений, но и крупнейшим организатором медицины и популяризатором научных идей. Талант его, как и незаурядная личность, был многогранен и трудно поддается описанию простыми словами. Очень красивый внешне человек, он любил искусство во всех его проявлениях, прекрасно знал поэзию, художественную литературу, театр и кино и был дружен со многими крупнейшими деятелями культуры - А. Вознесенским, Б. Бертолуччи, Ю.П. Любимовым, М.Таривердиевым и многими другими. Прекрасный лектор, обладавший необыкновенным даром красноречия, он не понаслышке имел представление об этике и деонтологии врача. Остается только поражаться его дару предвидения и предвосхищения тех проблем, которые спустя многие годы только начинают затрагиваться в печати и дискуссиях ученых. Современный поворот в жизни нашей страны сделал актуальными те высказывания Л. О. Бадаляна, которые еще десять лет назад он остерегался публиковать. По его выражению, неврологические заболевания имеют яркое отличие от заболеваний других органов, приводя в первую очередь к школьной дезадаптации ребенка. Говоря о том, что является первой и главной проблемой, с которой сталкиваются ребенок и родители, он отмечал: “Если при соматических заболеваниях ведущие жалобы боли, недомогание, то при многих нервных заболеваниях пугающе яркие дефекты: паралич, атаксия, утрата чувствительности, нарушения зрения, потеря речи и т.д.”.

Л. О. Бадалян, разрабатывавший проблемы детской неврологии, особенно высоко оценивал научное наследие В.М.Бехтерева и искренне преклонялся перед его личностью. Л. О. Бадалян был первым ученым, сделавшим детскую неврологию отраслью медицины, положившим в ее основу принцип охраны мозга ребенка. Этот принцип он широко пропагандировал как принцип воспитания Детей, выступая с многочисленными лекциями на радио, телевидении и в печати. В интервью незадолго до своей смерти он задал вопрос: “Почему при пятидневной рабочей неделе трудящихся нашей страны дети имеют шестидневную учебную неделю, ведь лишний день родители могли бы посвятить общению с ребенком”.

Л.О.Бадалян призывал относиться к ребенку как к индивидуальности, уделяя большое внимание гармоничному развитию его личности и мышления, а не заполняя его память большим количеством фактического материала.

Конечно, было бы правильнее сегодня изменить название учебника: вместо “Невропатология” назвать его “Неврология”. Неврология _ это наука о развитии нервной системы, об анатомии и физиологии мозга и периферической нервной системе, а также о функционировании нервной системы в норме и патологии. Это как раз то, что необходимо знать педагогу-дефектологу при работе с детьми. Однако из уважения к памяти ученого оставим прежнее название.

Учебник в целом посвящен описанию развития нервной системы (онтогенезу) и формированию важнейших систем мозга. Отдельные главы посвящены функциональной анатомии нервной системы, методам исследования и основным заболеваниям. Материалы, представленные в некоторых главах, устарели, поэтому, в частности, полностью заменен раздел “Эпилепсия”. Исправлено и дополнено описание некоторых методов исследования.

Доктор медицинских наук, профессор А. С. Петрухин

Год выпуска: 1987

Жанр: Неврология

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Первое издание учебника «Невропатология» опубликовано пять лет назад. За это время в клиническую практику прочно вошли новейшие методы исследования: компьютерная томография мозга, методика исследования вызванных потенциалов мозга и др. В этой связи в новое издание учебника «Невропатология» включены эти методы исследования, показана их высокая разрешающая способность при диагностике поражений нервной системы. Новое издание учебника «Невропатология» по существу освещает клинические основы современной дефектологии. В книге «Невропатология» приведены данные по нейропсихологии и пограничным состояниям, расширены некоторые разделы, включены новые («Психопатии», «Алкоголизм и наркомании» и др.). Большое внимание в учебнике «Невропатология» уделено методам исследования органов чувств, синдромам нарушения зрения, слуха, речи, являющимся основой специальной педагогики, направленной на коррекцию слуха, речи, социальную и бытовую адаптацию больных с указанными нарушениями. В книге «Невропатология» уделено также внимание возрастным особенностям развития Детей и влиянию этих особенностей на течение заболеваний нервной системы, формирование патологических состояний нервной и психической сфер, требующих медико-педагогической коррекции.

История неврологии
Медицинские основы дефектологии

Взаимосвязь клинической медицины и дефектологии
Нейрофизиологические механизмы обучения и воспитания
Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием
Компенсаторные возможности мозга
Развивающийся мозг
Филогенез нервной системы
Онтогенез нервной системы
Развитие важнейших функциональных систем мозга
Возрастная эволюция мозга
Принцип гетерохронности в развитии мозга
Системно-функциональная организация мозговой деятельности
Критические периоды и развитие мозга
Развитие нервно-психических функций в условиях патологии

Функциональная анатомия нервной системы
Общий анатомический обзор нервной системы
Большие полушария головного мозга
Кора больших полушарии головного мозга
Подкорковая область
Ствол мозга
Черепные нервы
Спинной мозг и спинномозговые нервы
Вегетативная нервная система
Обзор основных проводящих путей ствола головного и спинного мозга
Кровоснабжение мозга
Желудочки мозга
Оболочки мозга
Высшая нервная деятельность
Рефлекторный принцип деятельности нервной системы
Закономерности взаимодействия нервных процессов
Учение о темпераменте и типах высшей нервной деятельности
Высшие корковые функции
Функциональная асимметрия полушарий головного мозга
Бодрствование и сон
Исследование нервной системы. Основные неврологические синдромы
Анамнез
Исследование двигательных функций
Исследование чувствительности
Исследование функции черепных нервов
Исследование вегетативных функции
Исследование высших корковых функций
Дополнительные методы исследования
Понятие о симптоме и синдроме
Основные неврологические синдромы

Двигательные нарушения

Периферический паралич
Центральный паралич
Двигательные нарушения у детей с различными поражениями нервной системы

Нарушения чувствительности и органов чувств

Зрительные нарушения
Нарушения слуха

Нарушения вегетативной нервной системы
Нарушения высших корковых функций

Возрастные нормативы психомоторного развития детей

Первый год жизни
Второй год жизни
Третий год жизни
Дошкольный возраст (от трех до семи лет)
Младший школьный возраст (от семи до одиннадцати лет)

Подростковый возраст (от двенадцати до шестнадцати лет)

Болезни нервной системы
Общие данные о патологии нервной системы
Общие понятия о диагнозе и дифференциальном диагнозе

Врожденные заболевания с поражением нервной системы
Хромосомные болезни
Детские церебральные параличи
Гидроцефалия
Микроцефалия
Наследственные болезни обмена веществ

Наследственные болезни обмена аминокислот
Болезни обмена липидов
Болезни обмена мукополисахаридов
Гепатоцеребральная дистрофия

Мышечные дистрофии
Факоматозы
Инфекционные болезни нервной системы

Менингиты
Энцефалиты
Арахноидиты
Полиомиелиты

Мозговой ревматизм
Нарушения мозгового кровообращения
Черепно-мозговая травма
Эпилепсия
Опухоли головного мозга
Минимальная мозговая дисфункция
Неврозы
Психопатия
Алкоголизм и наркомании
Лечение заболеваний нервной системы
Современные методы лечения заболеваний нервной системы
Абилитация и реабилитация

Роль педагога-дефектолога в восстановительном лечении детей с поражениями нервной системы
Значение резервных возможностей мозга в абилитации и реабилитации детей с поражением нервной системы
Принципы абилитации и реабилитации слепых и слабовидящих детей
Принципы абилитации и реабилитации глухих и слабослышащих детей
Принципы абилитации детей с детскими церебральными параличами
Принципы реабилитации детей с задержкой речевого развития

Принципы реабилитации детей с заиканием

Значение трудотерапии в реабилитации больных
Деоитология в невропатологии
Больной ребенок в семье
Медико-педагогический персонал - ребенок
Взаимоотношения врача и педагога-дефектолога
Врач - педагог-дефектолог - средний медицинский персонал

Врач - педагог-дефектолог - родители и родственники больного

Врач - педагог-дефектолог - больной - окружение больного

Организация лечебио-педагогической помощи детям с нервными и нервно-психическими нарушениями
Литература

Бадалян Л.О. Невропатология

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к второму изданию
Введение
Глава 1. История неврологии
Глава 2. Невропатология и дефектология
Взаимосвязь невропатологии и дефектологии
Нейрофизиологические основы механизмов обучения и воспитания
Компенсаторные возможности мозга
Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием
Критические периоды развития
Развитие нервно-психических функций в условиях патологии
Глава 3. Основы эволюционной неврологии
Филогенез нервной системы
Онтогенез нервной системы
Развитие важнейших функциональных систем мозга.
Учение о системогенезе
Возрастная эволюция мозга
Принцип гетерохронности в возрастной эволюции мозга
Системно-функциональная дискретность мозга
Ранимость мозга ребенка в критические периоды развития
Мозг - развивающаяся система
Глава 4. Функциональная анатомия нервной системы
Общий обзор анатомии нервной системы
Большие полушария головного мозга
Лобная доля
Теменная доля
Височная доля
Затылочная доля
Островок
Лимбическая кора
Мозолистое тело
Архитектоника коры больших полушарий головного мозга
Подкорковая область
Стриопаллидарная система
Зрительный бугор
Подбугорная область
Третий желудочек
Внутренняя капсула
Ствол мозга
Ножки мозга и четверохолмие
Мост мозга
Мозжечок
Продолговатый мозг
Ретикулярная формация ствола мозга
Четвертый желудочек
Вегетативная нервная система
Спинной мозг
Периферическая нервная система
Черепные нервы
Основные проводящие пути ствола головного и спинного мозга
Нисходящие пути
Восходящие пути
Кровоснабжение головного и спинного мозга
Оболочки головного и спинного мозга
Глава 5. Высшая нервная деятельность
Рефлекторный принцип деятельности нервной системы
Динамика нервных процессов
Высшие корковые функции
Сознание, бодрствование и сон
Глава 6. Исследование нервной системы и основные неврологические синдромы
Анамнез
Исследование рефлекторно-двигательных функций
Поверхностные рефлексы
Глубокие рефлексы
Исследование экстрапирамидной системы
Исследование чувствительности
Исследование функций черепных нервов
Исследование вегетативной нервной системы
Исследование высших корковых функций
Дополнительные методы исследования
Исследование цереброспинальной жидкости
Трансиллюминация черепа
Рентгеновское исследование черепа и позвоночника
Рентгеноконтрастные методы исследования
Компьютерная томография
Электроэнцефалография
Электромиография
Биохимические методы исследования
Понятие о симптоме и синдроме
Основные неврологические синдромы

Синдромы нарушений чувствительности и функций органов чувств
Синдромы поражения вегетативной нервной системы

Представление о диагнозе и дифференциальном диагнозе
Схема нормального психомоторного развития детей
Первый год жизни
Второй год жизни
Третий год жизни
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет)
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)
Подростковый возраст
Глава 7. Болезни нервной системы у детей
Общие данные о патологии нервной системы
Врожденные заболевания с поражением нервной системы
Хромосомные болезни
Синдром Шерешевского - Тернера
Синдром Клайнфелтера
Синдромы полисомии Х-хромосомы
Синдром XYY
Болезнь Дауна
Детские церебральные параличи
Синдромы двигательных нарушений
Синдромы речевых нарушений
Сенсорные нарушения
Синдромы нарушений высших корковых функций
Гидроцефалия
Микроцефалия
Наследственные болезни обмена веществ с поражением центральной нервной системы
Фенилпировиноградная олигофрения
Гистидинемия
Амавротическая идиотия
Лейкодистрофии
Мукополисахаридозы
Гепатоцеребральная дистрофия
Прогрессирующие мышечные дистрофии
Факоматозы
Энцефалотригеминальный ангиоматоз Штурге - Вебера
Синдром Луи -Бар
Туберозный склероз
Нейрофиброматоз
Инфекционные болезни нервной системы
Менингиты
Энцефалиты
Лейкоэнцефалиты
Арахноидиты
Полиомиелит
Поражение нервной системы при ревматизме
Нарушения мозгового кровообращения
Черепно-мозговая травма
Эпилепсия
Опухоли головного мозга
Минимальная мозговая дисфункция
Неврозы
Глава 8. Современные методы лечения заболеваний нервной системы.
Абилитация и реабилитация
Современные методы лечения заболеваний нервной системы
Абилитация и реабилитация
Роль педагога-дефектолога в восстановительном лечении детей с поражениями нервной системы
Значение резервных возможностей мозга в абилитации и реабилитации детей с поражением нервной системы.... Принцип абилитации и реабилитации слепых и слабовидящих детей
Принцип абилитации и реабилитации глухих и слабослышащих детей
Принципы абилитации детей с детскими церебральными параличами
Принципы реабилитации детей с задержкой речевого развития
Принципы реабилитации детей с заиканием
Значение трудотерапии в реабилитации больных
Глава 9. Деонтология в невропатологии
Больной ребенок в семье
Медико-педагогический персонал - ребенок
Взаимоотношения врача и педагога-дефектолога
Врач - педагог-дефектолог - средний медицинский персонал
Врач - педагог-дефектолог - родители и родственники больного
Врач - педагог-дефектолог - больной - окружение больного
Глава 10. Организация лечебно-педагогической помощи детям с нервными и нервно-психическими нарушениями
Рекомендуемая литература
Краткий словарь терминов

Учебник. - 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1987. - 317 с.: ил. - Для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов.В книге представлены сведения по анатомии и физиологии нервной системы, приводятся описания основных болезней нервной системы и современных методов их лечения, а также освещаются проблемы связи дефектологии и невропатологии. Излагаются вопросы реабилитации детей с нарушениями нервной системы.
Предисловие к второму изданию.
Введение.
История неврологии.
Невропатология и дефектология.
Взаимосвязь невропатологии и дефектологии.
Нейрофизиологические основы механизмов обучения и воспитания.
Компенсаторные возможности мозга.
Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием.
Критические периоды развития.
Развитие нервно-психических функций в условиях патологии.
Основы эволюционной неврологии.
Филогенез нервной системы.
Онтогенез нервной системы.
Развитие важнейших функциональных систем мозга.
Учение о системогенезе.
Возрастная эволюция мозга.
Принцип гетерохронности в возрастной эволюции мозга.
Системно-функциональная дискретность мозга.
Ранимость мозга ребенка в критические периоды развития.
Мозг — развивающаяся система.
Функциональная анатомия нервной системы.
Общий обзор анатомии нервной системы.
Большие полушария головного мозга.
Лобная доля.
Теменная доля.
Височная доля.
Затылочная доля.
Островок.
Лимбическая кора.
Мозолистое тело.
Архитектоника коры больших полушарий головного мозга.
Подкорковая область.
Стриопаллидарная система.
Зрительный бугор.
Подбугорная область.
Третий желудочек.
Внутренняя капсула.
Ствол мозга.
Ножки мозга и четверохолмие.
Мост мозга.
Мозжечок.
Продолговатый мозг.
Ретикулярная формация ствола мозга.
Четвертый желудочек.
Вегетативная нервная система.
Спинной мозг.
Периферическая нервная система.
Черепные нервы.
Основные проводящие пути ствола головного и спинного мозга.
Нисходящие пути.
Восходящие пути.
Кровоснабжение головного и спинного мозга.
Оболочки головного и спинного мозга.
Высшая нервная деятельность.
Рефлекторный принцип деятельности нервной системы.
Динамика нервных процессов.
Высшие корковые функции.
Сознание, бодрствование и сон.
Исследование нервной системы и основные неврологические синдромы.
Анамнез.
Исследование рефлекторно-двигательных функций.
Поверхностные рефлексы.
Глубокие рефлексы.
Исследование экстрапирамидной системы.
Исследование чувствительности.
Исследование функций черепных нервов.
Исследование вегетативной нервной системы.
Исследование высших корковых функций.
Дополнительные методы исследования.
Исследование цереброспинальной жидкости.
Трансиллюминация черепа.
Рентгеновское исследование черепа и позвоночника.
Рентгеноконтрастные методы исследования.
Компьютерная томография.
Электроэнцефалография.
Электромиография.
Биохимические методы исследования.
Понятие о симптоме и синдроме.
Основные неврологические синдромы.

Синдромы нарушений чувствительности и функций органов чувств.
Синдромы поражения вегетативной нервной системы.

Представление о диагнозе и дифференциальном диагнозе.
Схема нормального психомоторного развития детей.
Первый год жизни.
Второй год жизни.
Третий год жизни.
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет).
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет).
Подростковый возраст.
Болезни нервной системы у детей.
Общие данные о патологии нервной системы.
Врожденные заболевания с поражением нервной системы.
Хромосомные болезни.
Синдром Шерешевского — Тернера.
Синдром Клайнфелтера.
Синдромы полисомии Х-хромосомы.
Синдром XYY.
Болезнь Дауна.
Детские церебральные параличи.
Синдромы двигательных нарушений.
Синдромы речевых нарушений.
Сенсорные нарушения.
Синдромы нарушений высших корковых функций.
Гидроцефалия.
Микроцефалия.
Наследственные болезни обмена веществ с поражением центральной нервной системы.
Фенилпировиноградная олигофрения.
Гистидинемия.
Амавротическая идиотия.
Лейкодистрофии.
Мукополисахаридозы.
Гепатоцеребральная дистрофия.
Прогрессирующие мышечные дистрофии.
Факоматозы.
Энцефалотригеминальный ангиоматоз Штурге — Вебера.
Синдром Луи — Бар.
Туберозный склероз.
Нейрофиброматоз.
Инфекционные болезни нервной системы.
Менингиты.
Энцефалиты.
Лейкоэнцефалиты.
Арахноидиты.
Полиомиелит.
Поражение нервной системы при ревматизме.
Нарушения мозгового кровообращения.
Черепно-мозговая травма.
Эпилепсия.
Опухоли головного мозга.
Минимальная мозговая дисфункция.
Неврозы.

Абилитация и реабилитация.
Современные методы лечения заболеваний нервной системы.
Абилитация и реабилитация.
Роль педагога-дефектолога в восстановительном лечении детей с поражениями нервной системы.
Значение резервных возможностей мозга в абилитации и реабилитации детей с поражением нервной системы.
Принцип абилитации и реабилитации слепых и слабовидящих детей.
Принцип абилитации и реабилитации глухих и слабослышащих детей.
Принципы абилитации детей с детскими церебральными параличами.
Принципы реабилитации детей с задержкой речевого развития.
Принципы реабилитации детей с заиканием.
Значение трудотерапии в реабилитации больных.
Деонтология в невропатологии.
Больной ребенок в семье.
Медико-педагогический персонал — ребенок.
Взаимоотношения врача и педагога-дефектолога.
Врач — педагог-дефектолог — средний медицинский персонал.
Врач — педагог-дефектолог — родители и родственники больного.
Врач — педагог-дефектолог — больной — окружение больного.
Организация лечебно-педагогической помощи детям с нервными и нервно-психическими нарушениями.
Рекомендуемая литература.
Краткий словарь терминов.

- Невропатология

В книге представлены сведения по анатомии и физиологии нервной системы, приводятся описания основных болезней нервной системы и современных методов их лечения» а также освещаются проблемы связи невропатологии и дефектологии. Излагаются вопросы реабилитации детей с нарушениями нервной системы.

Предисловие ко второму изданию
Введение

Глава I. История неврологии

Глава II. Медицинские основы дефектологии
Взаимосвязь клинической медицины и дефектологии
Нейрофизиологические механизмы обучения и воспитания
Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием
Компенсаторные возможности мозга

Глава III. Развивающийся мозг
Филогенез нервной системы
Онтогенез нервной системы
Развитие важнейших функциональных систем мозга
Возрастная эволюция мозга
Принцип гетерохронности в развитии мозга
Системно-функциональная организация мозговой деятельности
Критические периоды и развитие мозга
Развитие нервно-психических функций в условиях патологии

Глава IV. Функциональная анатомия нервной системы
Общий анатомический обзор нервной системы
Большие полушария головного мозга
Кора больших полушарий головного мозга
Подкорковая область
Ствол мозга
Черепные нервы
Спинной мозг и спинномозговые нервы
Вегетативная нервная система
Обзор основных проводящих путей ствола головного и спинного мозга
Кровоснабжение мозга
Желудочки мозга
Оболочки мозга

Глава V. Высшая нервная деятельность
Рефлекторный принцип деятельности нервной системы
Закономерности взаимодействия нервных процессов
Учение о темпераменте и типах высшей нервной деятельности
Высшие корковые функции
Функциональная асимметрия полушарий головного мозга
Бодрствование и сон

Глава VI. Исследование нервной системы. Основные неврологические синдромы
Анамнез
Исследование двигательных функций
Исследование чувствительности
Исследование функции черепных нервов
Исследование вегетативных функций
Исследование высших корковых функций
Дополнительные методы исследования
Понятие о симптоме и синдроме
Основные неврологические синдромы
Двигательные нарушения
Периферический паралич
Центральный паралич
Двигательные нарушения у детей с различными поражениями нервной системы
Нарушения чувствительности и органов чувств
Зрительные нарушения
Нарушения слуха
Нарушения вегетативной нервной системы
Нарушения высших корковых функций
Возрастные нормативы психомоторного развития детей
Первый год жизни
Второй год жизни
Третий год жизни
Дошкольный возраст (от трех до семи лет)
Младший школьный возраст (от семи до одиннадцати лет)
Подростковый возраст (от двенадцати до шестнадцати лет)

Глава VII. Болезни нервной системы
Общие данные о патологии нервной системы
Общие понятия о диагнозе и дифференциальном диагнозе
Врожденные заболевания с поражением нервной системы
Хромосомные болезни
Детские церебральные параличи
Гидроцефалия
Микроцефалия
Наследственные болезни обмена веществ
Наследственные болезни обмена аминокислот
Болезни обмена липидов
Болезни обмена мукополисахаридов
Гепатоцеребральная дистрофия
Мышечные дистрофии
Факоматозы
Инфекционные болезни нервной системы
Менингиты
Энцефалиты
Арахноидиты
Полиомиелиты
Мозговой ревматизм
Нарушения мозгового кровообращения
Черепно-мозговая травма
Эпилепсия
Опухоли головного мозга
Минимальная мозговая дисфункция
Неврозы
Психопатия
Алкоголизм и наркомании

Глава VIII. Лечение заболеваний нервной системы
Современные методы лечения заболеваний нервной системы
Абилитация и реабилитация
Роль педагога-дефектолога в восстановительном лечении детей с поражениями нервной системы
Значение резервных возможностей мозга в абилитации и реабилитации детей с поражением нервной системы
Принципы абилитации и реабилитации слепых и слабовидящих детей
Принципы абилитации и реабилитации глухих и слабослышащих детей
Принципы абилитации детей с детскими церебральными параличами
Принципы реабилитации детей с задержкой речевого развития
Принципы реабилитации детей с заиканием
Значение трудотерапии в реабилитации больных

Глава IX. Деонтология в невропатологии
Больной ребенок в семье
Медико-педагогический персонал - ребенок
Взаимоотношения врача и педагога-дефектолога
Врач - педагог-дефектолог - средний медицинский персонал
Врач - педагог-дефектолог - родители и родственники больного
Врач - педагог-дефектолог - больной - окружение больного

Глава X. Организация лечебно-педагогической помощи детям с нервными и нервно-психическими нарушениями



gastroguru © 2017