Православный пост петровский. Петров пост: календарь питания

Через 7 дней после праздника Троицы (Пятидесятницы) начинается Апостольский или Петров пост, в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел –злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем как ни призывом к миссионерству должен откликаться в нас приход Петровского, т.е. Апостольского поста? Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. – М., 1882. Сс. 151-152).


Вопросы и ответы о Петровом посте

Какого числа Петров пост в 2017 году?

Когда был установлен Петров пост?

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: "После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти”.

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский.

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: "Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище”.

Почему Петров пост следует за днем Пятидесятницы?

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов,- один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более” (Иер. 31,31-34).

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.

"После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. Лев Великий.- За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…
По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.

Этот обычай необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви”. Далее св. Лев Римский пишет: "Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом.

Бл. Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, "потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Cвятого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов”.

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными?

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного – за твердость, другого – за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными по первенству порядка и трудов, Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы – служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески – Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.
Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды "Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил” (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла – все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Сколько длится Петров пост?

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: "За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан”.

Петров пост: что можно есть?

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница (Великий пост): во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно – по средам и пятницам – воздерживаться от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Как провести Петров пост?

Протоиерей Игорь Пчелинцев:

Наступает православный Петров пост, по-другому его еще называют пост апостольский.Мы знаем, что он заканчивается праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Мы знаем, что это пост летний, не такой строгий, как Великий или Успенский, что в это время уже появляются первые свежие овощи, поэтому этот пост в целом легкий. Но, к сожалению, для многих православных христиан этим и заканчиваются смыслы Петрова поста.

Попоститься - вот отгуляли Пятидесятницу, наелись скоромного, можно теперь и поговеть. Надо причаститься, поисповедоваться, ну как положено в посты. А для некоторых как и нет этого поста, ну, говорят - «не Великий же пост, нам некогда (нет сил, времени etc.) поститься«все время».

Думается, что было бы гораздо логичнее посвятить время этого поста осмыслению апостольства в Церкви.Даже так - посвятить деятельному осмыслению.

Прошу понять меня правильно. Было бы слишком дерзновенно взять на себя без благословения апостольское звание, равноапостольных святых не так много в Месяцеслове. Но, тем не менее, каждый христианин все равно должен быть служителем Слова Божия. Слово Христово, сказанное апостолам при Вознесении: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь » (Мф.28:19,20) – определило главную апостольскую задачу.

Бог послал Святого Духа апостолам, чтобы они несли весть о воскресении во все концы мира. Через апостолов это послушание установилось в церковной иерархии - у епископов и священников. Епископ и священник, живущий во Христе, старающийся это делать может искренне повторить за Апостолом: «Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! » (1Кор.9:16); Но это не слагает с мирян обязанности иметь послушание благовестия. Особенно у православных христиан. И очень хорошо, если проверить свои силы мы сможем в течение поста, который в Церкви назван Апостольским.

Я бы выделил в этой задаче два основных направления - апостольство внутреннее и апостольство внешнее (прошу не судить категорично за терминологию - слова могут быть и другие, если кто-то усматривает здесь некий «протестантский налет»).

Внутреннее - для большинства церковных и еще только ищущих своего пути и места в Церкви людей - наверное, самое важное. Донести Благую Весть о Воскресении Христовом, о покаянии и преображении человека Духом Святым прежде всего до своего сердца и ума.Внутренне, со смирением принять то, что дает человеку ищущему Бога Церковь. Научиться простым вещам (на первый взгляд простым, но и несложным при том) - просто верить, довериться Богу и Его Слову, верить Церкви как матери, просто молиться, как я говорю своим студентам: «Без заламывания рук и закатывания глаз» (образно конечно - просто,значит - разумно и без психического надлома).

Протоиерей Игорь Пчелинцев

Есть красивое выражение: «Пост и молитва – это два крыла, которые поднимают христианина в Царство Небесное». Что ж, если это так, и если молитва должна быть проста и разумна, то и пост должен быть прост и разумен. Мы уже обсуждали это во время Великого поста. Пост должен быть по силам и без молекулярно-ингредиентого подхода.Ради Христа. Ради преображения Духом Божиим нашего истлевшего или истлевающего естества.

Наша внутренняя убежденность в правоте Слова Божия вместе с покаянием и жизнью в Церкви должна дать нам самое творческое основание для нашего апостольства - мир сердечный, иное, по сравнению с миром суетным отношение к Богу, Церкви, человеку и себе самому. Мир, любовь, прощение, сострадание, сочувствие, боль сердечная о неправде и несправедливости - противоположные ненависти и равнодушию качества души-христианки.

Мы должны дать Богу привить эти добрые вещи к ветвям нашей личности. Прирастить нас к Себе Самому, Он - лоза, мы – ветви. И без Него не можем творить ничего. Все в Боге и обретает свою ценность, в том числе и благовествование. Самое приличное занятие в пост.

И очень важно апостольство внешнее, потому что, как христиане, мы ответственны и за других, за ближних, далеких, за весь мир. Даже если кажется, что ну никак не может хватить сил нашей души на самого себя,куда уж до целого мира!

У одного человека никогда не достанет сил спасти мир - он может только сотрудничать Богу, содействовать исполнению Его воли в мире - чтобы все познали Истину и спаслись …Но наставляйте друг друга каждый день,.. чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом » (Евр.3:12-13).

Во времена «дикого рынка» и навязчивого маркетинга мы научились бояться тех, кто обещает нам что-то хорошее. В таком контексте, евангельское слово «благовествовать» может испугать человека. Мы по душевной робости боимся предлагать нашу веру другим, как если бы речь шла о товаре. Мы имеем чувство уважения к окружающим и не желаем, чтобы о нас подумали, что мы навязываем свою точку зрения или пытаемся в чем-то «самом верном и правильном стопроцентно убедить». Особенно, если речь идет о такой личной теме для разговора, как доверие Богу.

Для христиан, возвещать Благую Весть воскресения не значит говорить об учении, наборе параграфов и пунктов, который следует выучить наизусть. Благовествовать – значит, в первую очередь, свидетельствовать о внутреннем преображении человеческого существа. Господь Иисус Христос возвращал каждому человеку его ценность и достоинство с бесконечным уважением. Благовествовать – не только значит говорить с кем-то об Иисусе или о Православии как таковом, а, намного глубже, привлечь внимание человека к тому, насколько он ценен для Бога. Так об этом говорили и святые отцы и многие подвижники, знающие о действии благодати Святого Духа в человеке.

Но наше внешнее свидетельство о Христе и Церкви может проистекать только из последствий внутреннего апостольства, усвоения себе через законные церковные средства - пост, молитву, милостыню, Таинства (сколько уже говорилось об этом!) жизни во Христе. Иначе наши слова не будут иметь духовной силы. Они и нам самим ничего не скажут.

Я недавно нашел очень светлое христианское рассуждение, мне показалось, что оно очень подходит к нашему разговору о внутреннем и внешнем апостольстве каждого христианина. Поэтому вместо традиционной притчи, я хотел бы завершить заметку о Петровом посте такими словами, исполненными любви Христовой:

1. Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны – все равно прощайте их.
2. Если вы проявили доброту, а люди обвинили вас в тайных личных побуждениях – все равно проявляйте доброту.
3. Если вы добились успеха, то у вас может появиться множество мнимых друзей и настоящих врагов – все равно добивайтесь успеха.
4. Если вы честны и откровенны, то люди могут вас обманывать – все равно будьте честны и откровенны.
5. То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье – все равно продолжайте строить.
6. Если вы обрели счастье, то вам могут завидовать – все равно будьте счастливы.
7. Добро, которое вы сотворили сегодня, люди позабудут завтра – все равно творите добро.
8. Делитесь с людьми самым лучшим из того, что у вас есть, и им этого никогда не будет достаточно – все равно продолжайте делиться с ними самым лучшим. В конце концов, вы убедитесь, что все это было между Богом и вами и никогда не было между вами и ними.
9. Неважно, кто и что говорит о вас – принимайте все с улыбкой и продолжайте делать свое дело.
10. Молитесь вместе и пребывайте в единстве.

Сегодня у верующих начинается Петров пост, который иначе называется Апостольным. Он был установлен в честь почитаемых православной церковью святых - Петра и Павла. Этот пост, относящий к летним, всегда начинается через неделю после праздника и завершается на Петров день 12 июля.

Когда начинается Петров пост в 2017 году

Плавающее начало Петрова поста приводит к тому, что каждый год пост имеет разную продолжительность. Были случаи, когда он продолжался всего восемь дней, а было и такое, что верующие постились целых 42 дня. В 2017 году пост продлится почти один месяц – с 12 июня по 11 июля. Кстати, если 12 июля - день Петра и Павла – выпадает на пятницу или среду, то и этот день также является постным.12 июля православная церковь воспевает Павлов разум и Петрову твёрдость. А еще во время соблюдения Петрова поста на Руси не венчались и не крестили детей.

Как появился пост Петра и Павла

Петров пост получил свое название в честь святых апостолов. О Петровом посту было известно со времен апостольских постановлений. Но раньше он считался посвященным не подвигу Петра и Павла, а компенсации постного питания в Великий пост. Иными словами, все те, кто не выдерживал самый длительный Великий Пост в полной мере и давал себе поблажки, мог реабилитироваться во время Петрова поста. И хотя Апостольный (Петров) пост не столь строг, но и его соблюдать сосем не просто. А все из-за некоторых особенностей в питании, которые следует знать каждому постящемуся.

Календарь питания в дни Петрова поста 2017

Питание в Петров пост определяется типиконом – церковным уставом. В нем подробно расписано все: что и когда можно употреблять в пищу, что можно в отдельные дни, а что находится под категорическим запретом.

Итак, в соответствии с типиконом в понедельник, среду и пятница разрешается сухоядение. Кушать можно только один раз в день после 15:00. Во вторник и четверг разрешается вареная (запеченная, тушеная) пища, приготовленная без добавления молока и растительного масла

В субботу и воскресенье можно два раза принимать пищу в горячем виде с добавлением растительного масла. Разрешается рыба.

Церковь допускает некоторые послабления в питании больным, людям, которые занимаются тяжелым физическим трудом, беременным и кормящим женщинам. Во время любого поста, включая Петров, важно понимать, что пост не должен сводиться только к воздержанию от той или иной пищи. Нужно поститься и духовно, то есть постараться меньше грешить (не осуждать, не гневаться, не сплетничать и т. д.) и по возможности больше времени уделять молитве.

12 июня, начинается Петров пост, который продлится до 11 июля. Длительность поста зависит от празднования Пасхи и может составлять от восьми до 42 дней. Петров пост считается нестрогим и в 2017 году продлится ровно месяц. Также его называют Апостольским - его окончание приходится на праздник святых правоверных апостолов Петра и Павла. Українські Новини расскажут о рекомендациях в питании в эти дни, а также про запреты и традиции Петрова поста.

Петров пост - один из четырех многодневных постов, продолжительность которого меняется из года в год. Это связано с тем, что он начинается через неделю после Троицы, а завершается всегда в один день - 11 июля, перед праздником апостолов.

Петров пост похож на Рождественский. Он довольно мягкий, по вторникам, четвергам, а также в выходные можно есть рыбу. В субботу-воскресенье и церковные праздники - пить вино. В среду и пятницу церковь рекомендует обходиться без растительного масла. Некоторые источники предписывают придерживаться в эти дни сухоядения, то есть употреблять только сырые овощи и фрукты, орехи и хлеб.

Петров пост считается нестрогим и в 2017 году продлится ровно месяц. Фото: aif.ru

Что нельзя делать в Петров пост?

  • Во время поста нельзя венчать новобрачных, а также крестить детей.
  • В это время нельзя заниматься рукоделием, поскольку считается, что таким образом можно зашить свое счастье и благополучие.
  • Нельзя давать деньги в долг, а также стричься - волосы будут редкими.
  • По примете, если в это время проводить обряды, заговоры и гадания, то они могут обернуться против гадающего.

Однако самое главное, что "нельзя есть в пост"», — это своих ближних. Это подразумевает гнев, раздражение, ссоры и любые другие отрицательные поступки, которые разрушают мир между людьми. Ведь, поступая с ближними дурно, мы разрушаем и мост между нами и Богом.

Что можно делать в Петров пост?

Мирянам положен не такой строгий пост, как монахам, для которых Уставом предусмотрены более строгие правила. Во время поста из меню также следует исключить продукты быстрого приготовления, то есть фаст-фуд, кондитерские изделия и выпечку.

В тоже время следует помнить, что пост — это духовное очищение и только на втором месте стоит воздержание от пищи. Оно должно способствовать не потере веса, а укреплению в человеке духовного начала. Поэтому очень важно во время поста молиться, исповедаться и причащаться. Но, если мирянину по каким-либо причинам нельзя соблюдать все правила поста, он может ограничивать себя в иных, негастрономических вещах. Например, не смотреть в пост телевизор или не пользоваться социальными сетями в интернете.

Традиции и обычаи

По церковным канонам, таинство брака — венчание не совершается в период церковных праздников, постов и индивидуальных храмовых праздничных дней. Соответственно, свадьба во время Петровского поста и в Петров день не разрешена. Чтобы прожить долгой и счастливой семейной жизнью, рекомендуется переждать Петров пост. Также нужно отложить зачатие детей до окончания поста. Согласно народным обычаям, свадьба в Петров пост не проводилась и по другим причинам.

Петров пост проводится летом, в сезон разгара полевых работ, поэтому сложилась многовековая традиция не проводить свадьбы в это время. Этой традиции придерживается и современная сельская молодежь. Еще более древняя традиция утверждает, что души умерших в это время посещают Землю, и веселые празднования являются неуважением к их памяти.

Приметы на Петров пост

Во время поста не стоит стричься — волосы будут редкими.

В пост не шьют и не занимаются рукоделием — руки будут слабые.

Кто в Петров пост деньги даст в долг, тот сам три года из долгов не вылезет.

Брак, заключенный в пост, — недолгий, в семье не будет согласия, и она скоро распадется.

Если в Петров пост, на исходе луны, дотронуться бородавкой до сухой ветки, сказав при этом: как в пост на блюде мясо пусто, так чтобы и бородавке было негусто, — то бородавка засохнет и отпадет.

Если поминки совпали с постом, то по правилам и помины должны быть постными. Но нет ничего страшного и в том, что на столе в такой день стояла скоромная еда.

Если во время поста, при застолье, кто-нибудь будет уговаривать постящегося человека поесть мяса, высмеивая его или пост, то он будет тяжело и долго умирать.

Петров пост — не время для гаданий, обрядов, выполнения магических ритуалов. Так вы можете накликать беду на себя и своих близких, оставшись без поддержки высших сил. Лучше посвятить время молитвам и искренне попросить желаемого у Неба.

Если в первый день поста идет дождь, то урожай будет отменным.

Три дождя за один день — год обещает быть богатым на радостные события.

Начало апостольского поста всегда припадает на второй понедельник после Светлого христианского праздника – Дня Святой Троицы, а окончание приходится строго на 12 июля. В текущем году началом Петрова поста считается 15 июня. Длительность поста каждый год также меняется. Она может составлять от 8 до 42 дней.

В 2020 году Петров пост продлится 27 дней и закончится накануне Дня Павла и Петра, который отмечается 12 июля. Соответственно, заключительным днем пятидесятницы станет 11 июля. В период поста христиане очистят свой организм, духовно и физически подготовятся к великому церковному празднику. Православные почтят память первоверховных апостолов, отдав дань великим деяниям, которые они совершили, а также качествам, которыми они обладали. Так, Петр имел твердый характер и непоколебимую силу духа, а Павел – высокоразвитый интеллект и природную смекалку.

Как дата апостольского поста связана с датой Пасхи?

Дата апостольского поста высчитывается с учетом даты Светлого Дня Воскресения Христова. В 2020 году Пасха припадает на 19 апреля. А днем, когда начинается Петров пост, станет девятое по счету воскресенье после Пасхи (или второй понедельник после Троицы), то есть 15 июня.

Важно знать, что сам праздник Петра и Павла, как правило, не значится как часть поста. Но, если он припадает на пятницу или среду, также считается постным днем и предполагает соблюдение правил поста.

Почему Петров пост называется апостольским?

Служители православной церкви призывают мирян к соблюдению поста, приводя в пример великие деяния святых апостолов – Петра и Павла. В священных писаниях этих апостолов называют первоверховными. В период Петровского поста при приготовлении к всемирной проповеди, называемой Евангелием, они смогли увидеть снизошедшего на Землю Святого Духа. Писание говорит, что период подготовки ученики Иисуса провели в бдении, молитвах и посте. Это означает, что они намеренно подвергали себя жажде, голоду, изнуряющему труду.

В священных писаниях также упоминается о том, что апостолы Христовы всякий раз готовили себя к процессу службы с помощью молитв и соблюдения поста. По утверждению святителя Златоуста Иоанна, пост способен укрепить телеса человеческие против хворей всяких и немощи бестелесной. Соблюдение поста делает человека Ангелом, обучает великодушию и любомудрию. Петр и Павел практически всегда находились на посту, тем самым уподобляя свою душу ангельской сущности. Поэтому Петров пост получил второе название – апостольский, то есть сотворенный в честь этих двух наиболее значимых в христианстве апостолов.

Пост пятидесятницы: откуда такое название?

Именно так Петров пост называли наши предки во времена возникновения православной веры. Название крепко вошло в обиход, когда Великий Константин на территории Рима и Константинополя воздвиг и освятил храмы в честь почитаемых апостолов – Павла и Петра. Освящение храмов произошло 12 июля. Именно поэтому день закрепился как праздник, посвященный первостепенным в православии апостолам. Раньше Святую Троицу принято было именовать пятидесятницей, за которой практически сразу следует начало Петрова поста. Отсюда Петров пост и позаимствовал название у Троицы.

Древнее название Троицы связано с тем, что праздник припадает точно на 50-ые сутки после Христова Воскресения. В течение всего дня миряне славят схождение Святого Духа, посланного Иисусом к своим ученикам. Причем Святой Дух снизошел к ним в виде пламенно-огненных языков.

Петров пост: как он возник?

До сих пор ученые не могут определить подлинное происхождение пятидесятницы. Но многие специалисты и просто глубоко верующие люди останавливаются на двух наиболее реалистичных версиях. В поддержку первой версии служит предположение, что пост был введен с целью подражания Великим апостолам, которые практически всю жизнь провели в молитвах, строго соблюдая пост. После пятидесятницы (Святой Троицы) первоверховные апостолы также какое-то время ограничивали себя в еде, очищаясь духовно и физически перед всемирной проповедью Евангелия. Что касается второй версии, она заключается в том, что пост основали для тех, кто в силу определенных причин не смог соблюсти Великий и/или Рождественский пост. Эти люди как бы наверстывали упущенное, воздавая к Всевышнему. Таким образом, они отдавали дань христианской вере.

Что и когда можно есть в Петров пост?

Петровский пост не считается строгим и не требует от мирян непосильных жертв во время соблюдения его правил. Основной особенностью поста является возможность употребления в определенные дни недели морепродуктов, рыбы и блюд, приготовленных из них. Такими днями считаются понедельник, воскресенье, четверг, вторник и суббота. На среду и пятницу указанная возможность не распространяется. Схема, по которой следует принимать пищу в период пятидесятницы, довольно проста.

Понедельник Петрова поста

Рекомендуется принимать горячую пищу, в которой отсутствует масло, то есть сваренную на одной воде. Отличным вариантом станут каши из пшена, риса, перловки, ячменя, овса, гречи. Для улучшения вкусовых качеств каш разрешено добавить в них сухофрукты: курагу, сушеный инжир и банан, чернослив, изюм. Допустимо и добавление различных орехов и грибов. Также сочетать кашу не возбраняется со свежими овощами, фруктами и зеленью: кабачками, огурцами, баклажанами, редисом, томатами; укропом, салатом, петрушкой; киви, апельсинами, яблоками, вишней, грушами, клубникой.

Вторник, суббота, четверг Апостольского поста

Эти дни считаются основными. Разрешено употреблять рыбу, а также все постные и рыбные блюда. В пищу допускается добавление растительного масла. Запрещен прием мяса и блюд, приготовленных с его использованием. Яйца, молоко и все кисломолочные продукты также под запретом.

Пятница и среда в Петров пост

Указанные дни недели считаются скоромными, поэтому необходимо соблюдать строжайший пост, другими словами, разрешено лишь сухоядение. Категорически запрещен прием растительного масла, рыбы, ракообразных, продуктов, имеющих животное происхождение. Многие верующие питаются в эти дни исключительно хлебом и водой.

Воскресенье

Наиболее благодатный день недели в период поста. Разрешено есть продукты, которые включены в меню четверга, субботы и вторника. Это постная пища, рыба и все блюда, приготовленные из нее. В пищу можно добавлять масло растительного происхождения. Нельзя кушать кисломолочную продукцию и яйца, а также пить молоко. Кроме указанных продуктов, в меню допускается включение красного вина. Только пить вино можно в небольших количествах и ни в коем случае не допускать состояния опьянения. Такое послабление в воскресные дни поста не означает, что принимать можно любой алкоголь, например, пиво, виски, водку, коньяк, джин, шампанское.

Употребление красного вина, особенно это касается Кагора, имеет для постящихся христиан особый сакральный смысл.

Как правильно себя вести в период Петрова поста?

Пост – особый временной промежуток, когда поощряются размышления над вечными ценностями и занятия благотворительностью. На Руси во время поста запрещалось устраивать судебные тяжбы, проводить праздники, в том числе играть свадьбы и венчаться.

Сегодняшнее отношение людей к канонам православных праздников несколько изменилось. Но, несмотря на это, церковь рекомендует соблюдать следующие правила:

  • не работать и не веселиться в период Литургии и всенощной;
  • следовать 4-ой Господней заповеди (отдыхать в выходные и не лениться в будни);
  • избавляться от глупых, никчемных, низких, «нечистых» желаний и помыслов;
  • не посещать увеселительные заведения, воздержаться от танцев, игрищ и всяческих зрелищ;
  • не вступать в интимную связь;
  • избегать возникновения и проявления таких эмоций, как ревность, злость, ненависть, гнев, обида, вражда;
  • регулярно молиться, как при посещении церковных служб, так и в домашней обстановке.

Важно знать! В период Петровского поста нежелательно стричь волосы , заниматься рукоделием, давать и брать в долг что-либо. А хотя бы один день в период поста, напротив, очень желательно посвятить Таинству Исповеди и Причащения.

Свадьба в Петров пост: можно или нет

Самый разгар летнего сезона является наиболее благоприятной порой для регистрации брака и празднования свадьбы. Именно поэтому многие влюбленные пары стараются наметить дату свадьбы на период Петровского поста.

Мудрый царь Соломон изрекал: «Каждой вещи под Небесами должно быть свое время». Это высказывание можно отнести к любому явлению и любой вещи, которая окружает людей в повседневной жизни. Согласно священному писанию, создание семьи призвано внести в существование человека гармонию и упорядоченность. Для православных людей существует 4 временных периода в году, когда нельзя сочетаться браком и венчаться. Такими периодами являются многодневные посты, когда не только имеются ограничения в еде, но и установлен запрет на интимную близость между супругами. В число таких периодов входит и Петров пост.

Согласно одному старинному поверью, неприемлемость свадебного торжества связана с тем, что лето является единственным периодом, когда можно и нужно заниматься заготовкой урожая и обработкой почвы. А веселиться в данный период не принято. В то же время православная церковь не выдвигает категорического запрета на празднование свадьбы в Петров пост. Однако некоторые ограничения, несмотря на то, что молодые не соблюдают пост, все-таки имеются.

Учтите, что среди приглашенных на праздник гостей могут находиться верующие люди, соблюдающие пост. Поэтому проследите, чтобы на столе присутствовали соответствующие блюда и напитки. А из алкогольной продукции на столе должно обязательно быть красное вино (желательно Кагор). Помните, что тот, кто идет против законов, установленных церковью, рискует подвергнуться мощному негативному влиянию. Именно за счет этого православные верят, что брак, заключенный в Петров пост, будет подвергнут различным испытаниям, особенно это касается злого магического воздействия (сглаз, порча).

Церковь не выступает против проявления радости и проведения конкурсов в день празднования свадьбы. Однако на Петровский пост соблюсти умеренность относительно веселья все же необходимо. Конкурсы, песни и шутки не должны иметь вульгарный подтекст и содержать нецензурные выражения. Гостям также следует тщательно соблюдать правила приличия и принимать спиртосодержащие напитки в умеренном количестве.

Что касается венчания, в период Апостольского поста делать это нельзя. Дату церемонии лучше перенести на период после 12 июля. Ведь свадьбу можно отпраздновать независимо от того, повенчаны супруги или нет. Запрет на венчание связан с тем, что пост – это время глубокого покаяния и воздыхания о земных грехах. А радости супружеской жизни являются мало несовместимыми с указанными аспектами. Христиане называют пост «крылом покаяния», поэтому Таинство венчания в период любого поста, в том числе пятидесятницы, проводить категорически не рекомендуется.

Любые мысли, возникшие во время Петрова поста, а также поступки, совершенные в данный период, должны быть направлены исключительно к Господу. Не нужно следовать правилам поста ради сброса лишних килограммов и обретения стройной фигуры. Для этого существует специальная наука – диетология. В процессе поста важно стараться максимально приблизиться к вере, чтобы слиться со своим внутренним «я» и обрести знания о своем истинном предназначении в жизни.

Может продолжаться от 8 до 42 дней. Он считается самым щадящим, однако и он призван для того, чтобы очистить душу и еще больше проникнуться идеями христианства.

Хотя этот пост и не такой строгий, как Великий, верующим на всем его протяжении нельзя есть мясо, яйца и молочные продукты. Однако, позволяются рыба и морепродукты, а по выходным и праздничным церковным дням разрешено умеренное употребление вина.

А для того, чтобы верующим было легче ориентироваться в меню Петрова поста в 2017 году, «Комсомолка» начинает публиковать календарь, который поможет подобрать подходящие случаю блюда.

Первая неделя Петрова поста

СТРОГИЙ ДЕНЬ: сухоядение

РАЗРЕШЕНЫ: хлеб, сырые овощи и фрукты, орехи, мед, компоты

РЕЦЕПТ

Салат из свежей капусты с огурцом

НАДО: ½ небольшого кочана молодой капусты, 2 короткоплодных огурчика, свежая зелень, сок половины лимона, соль.

ГОТОВИМ: 1) Капусту тонко шинкуем и обжимаем руками, чтобы она дала сок. 2) Огурцы и зелень нарезаем и смешиваем с капустой. 3) Все ингредиенты солим и заправляем лимонным соком.

НЕСТРОГИЙ ДЕНЬ: горячая пища без масла

РАЗРЕШЕНЫ: рыба, вареные и тушеные овощи и фрукты

РЕЦЕПТ

Фруктовый суп

НАДО : 1 стакан отварного риса, по 200 г клубники, вишни, малины , черники, 1 веточка базилика, мед по вкусу.

ГОТОВИМ: 1) Фрукты заливаем 1 л воды и варим компот. Затем процеживаем и добавляем мед по вкусу. 2) В каждую тарелку раскладываем небольшое количество риса и заливаем теплым компотом. Добавляем по 1 листику базилика.

СТРОГИЙ ДЕНЬ: сухоядение

РАЗРЕШЕНЫ:

РЕЦЕПТ

Салат «щетка»

НАДО: 1 молодая свекла, 1 морковь, 1 яблоко, ½ корня сельдерея, сок половины лимона, щепотка черного молотого перца

ГОТОВИМ: 1) Все овощи очищаем и нарезаем тонкой соломкой. 2) Яблоко очищаем от кожуры и сердцевины и также нарезаем. 3) Все ингредиенты смешиваем и заправляем лимонным соком. Для вкуса добавляем щепотку свежемолотого черного перца. Перед подачей на стол даем постоять 20 минут.

НЕСТРОГИЙ ДЕНЬ: горячая пища без масла

РАЗРЕШЕНЫ: рыба, растительное масло, вареные и тушеные овощи и фрукты

РЕЦЕПТ

Скумбрия в фольге

НАДО: 1 тушка свежей скумбрии среднего размера, 3-4 ломтика лимона, щепотка черного перца, соль, фольга

ГОТОВИМ: 1) Рыбу очищаем и тщательно промываем брюшко, затем вытираем насухо. 2) Брюшко натираем солью и черным перцем, вкладываем кружочки лимона и плотно заворачиваем в фольгу. 3) Запекаем в разогретой до 180С духовке около 25 минут.

СТРОГИЙ ДЕНЬ: сухоядение

РАЗРЕШЕНЫ: хлеб, овощи, фрукты, орехи, мед, компоты

РЕЦЕПТ

Тосты с овощной икрой

НАДО : несколько ломтиков черного хлеба, 2 средних помидора, 1 болгарский перец, 1 пучок свежей кинзы (или укропа), 1 зубчик чеснока, соль, щепотка черного перца

ГОТОВИМ: 1) Хлеб (лучше «вчерашний) подсушиваем в горячей духовке в течение 5 минут и сразу достаем, чтобы он не засох. 2) Помидоры очищаем от кожицы и мелко рубим ножом. 3) Так же, очень мелко нарезаем очищенный от сердцевины перец, чеснок и зелень. 3) Все ингредиенты смешиваем, солим и перчим. 4) Готовую овощную массу наносим на подсушенные тосты и подаем к столу сразу же.

НЕСТРОГИЙ ДЕНЬ: горячая пища с маслом

РАЗРЕШЕНЫ:

РЕЦЕПТ

Соте из овощей

НАДО: 1 баклажан, 2-3 помидора, 2-3 болгарских перца, 1 крупная луковица, соль, по ½ пучка петрушки и укропа

ГОТОВИМ: 1) Все вощи и лук нарезаем кольцами. 2) На дно сотейника льем немного растительного масла и слоями выкладываем овощи. 3) Накрываем крышкой и тушим на медленном огне до мягкости овощей. За 5 минут до готовности солим. При подаче на стол посыпаем рубленной зеленью.

НЕСТРОГИЙ ДЕНЬ : горячая пища с маслом

РАЗРЕШЕНЫ: рыба, растительное масло, вареные и тушеные овощи и фрукты, вино

РЕЦЕПТ

НАДО: 1 кг рыбной мелочи, 3-4 стейка горбуши (либо другой крупной рыбы), 1 морковь, 1 луковица, 2-3 картофелины, соль, черный молотый перец, свежая зелень

ГОТОВИМ: 1) Рыбную мелочь (караси, ерши, окуни) заливаем 1,5 л холодной воды, добавляем лук, морковь и варим под крышкой на слабом огне около 1 часа. Пену снимаем. 2) Готовый бульон процеживаем, рыбную мелочь удаляем. Бульон возвращаем обратно в кастрюлю. Добавляем нарезанный картофель, солим и варим до готовности картофеля. 3) За 5-6 минут до готовности добавляем рыбные стейки и остальные специи. 4) При подаче на стол в каждую тарелку кладем рубленную зелень.



gastroguru © 2017