Рассказать о государстве урарту. Урартская цивилизация

История государства Урарту известна нам по клинописным табличкам, найденным в 1827 году молодым археологом Фридрихом Шульцем. На волне чрезвычайного интереса к изучению исторических древностей и бурного развития археологии как науки вскоре был открыт ассирийский город Ниневия, дворец царя Саргона II в Хорсабаде, знаменитая библиотека Ашурбанипала — все это немало способствовало быстрой расшифровке клинописных источников и получению информации об истории Урарту.

В конце II тысячелетия до н. э. жившее на территории Армянского нагорья коренное население вступает в упорную и продолжительную борьбу с ассирийцами, а легендарный царь древнейшей истории Тиглатпалассар I выступает в военные походы против «страны Наири». В районе озера Ван в середине IX века образуется объединенное государство протоармянских племен, которое за короткий промежуток времени окрепло настолько, что смогло дать решительный отпор ассирийским захватчикам. Жителей нового Урартского государства могли называть халдами (от имени Халди, главного бога урартов), а их страну — Биайни. Длительное противостояние с ассирийским царством стало мощным импульсом к объединению ранее разрозненных племен, а природные богатства Армянского нагорья создали экономические предпосылки к образованию на этой территории сильного и процветающего государства.

Фрагмент урартской фрески

Одним из основных этапов становления государства Урарту стало время правления царя Ишпуини (828 — 810 гг. до н. э.), сына легендарного основателя Ванского царства — Сардури I. Реформы и перевооружение армии постепенно превратили Урарту в одно из наиболее влиятельных государств Передней Азии. Во время правления Ишпуини Урарту стало предпринимать собственные завоевательные походы и расширять свою территорию. Важнейшим достижением этого древнего царя стал захват города Мусасир, который являлся религиозным центром почитания бога Халди — верховного божества урартского пантеона. Помимо Халди в божественную триаду входил бог грозы и войны Тейшеба и бог солнечного диска Шивини. Аналогом вавилонской богини плодородия Иштар стала Арубаини, супруга верховного бога Халди. Как видно, схематическая основа построения божественного пантеона даже древних народов свидетельствует о наличии единого сюжета и композиции космогонических мифов и религиозных обрядов.

Память об Урарту сохранилась в генетическом коде современных армян

Захват Мусасира дал Ишпуини законное право провести в Урарту религиозную реформу, способствующую централизации царской власти. Для государства древнего мира, которым являлось Урарту, религиозная реформа Ишпуини имела очень большое значение. Жители Урарту верили, что их успехи напрямую зависят от силы их верховного бога. В глазах урартов Бог Халди, которого почитали и в северной Ассирии, мог противостоять самому Ашуру — верховному богу южного соседа.


Изображение бога Халди, Арин-Берд, Исторический музей Армении

Апогей борьбы против иностранной интервенции пришелся на период правления царя Аргишти (778 — 750 гг. до н. э.). Многолетнее противостояние закончилось победой урартов, во славу которой правитель приказал вырезать описание этого долгожданного события на Ванской скале, недалеко от резиденции правителей Урарту в столице — городе Тушпа. В целом, для урартской архитектуры характерно обилие помещений, высеченных в скалах. Так, внутренние пространства Ванской скалы, вероятно, служили гробницами для урартских царей, а сама поверхность тщательно обработана инструментами каменотесов, скалистые склоны покрыты многочисленными уступами, лестницами и нишами.

Урарту вело борьбу с Ассирией за гегемонию на Ближнем Востоке

По своему политическому строю Урарту являлось типичным деспотическим государством древневосточного типа, основой которого стала крепкая центральная власть, державшая в подчинении разнообразные покоренные племена. Чтобы ослабить локальные этнические конфликты, власти Урарту использовали все те методы государственного принуждения, какими потом будут пользоваться вплоть до нашего времени. Сюда относятся и карательные походы, и уничтожение восставших племенных союзов, и переселение жителей захваченных областей в другие районы страны. При этом их территория отдавалась новым поселенцам, насильно пригнанным сюда из самых отдаленных уголков государства. Для укрепления власти на периферии своего царства урарты сооружали крепости, создавали административные центры и отправляли туда своих наместников, на плечи которых ложился контроль над своевременной уплатой дани и работой по сооружению крепостей и оросительных систем — искусственных озер и каналов. Они стали жизненной необходимостью для населения как низинных, так и горных районов страны. Основным богатством Ванского царства был скот. Из ремесел в Урарту большого развития достигла металлургия, ведь тут раньше, чем в других областях Передней Азии, стали использовать железо. В культурном отношении государство урартов было близко Ассирии, у которой оно, в частности, заимствовало свою письменность, взяв уже готовую лингвистическую систему и приспособив ее к особенностям собственного языка. Интересно, что храм верховного бога Халди в Мусасире существенно отличался от ассирийских построек: своей двускатной крышей и декорированным фронтоном он был схож скорее с архаическими греческими храмами.


Клинописная табличка из Урарту

Чертой, отличавшей Урарту от предшествовавших и последующих империй, существовавших на территории Передней Азии, стал единый архитектурно-градостроительный облик всего государства, известный в археологической литературе под названием «города-крепости». Они возводились на доминирующих над окружающей равниной высоких холмах, на которых либо никогда не было поселений, либо они были покинуты жителями до урартского завоевания, а в некоторых случаях — разрушены. В числе уникальных особенностей урартского мировоззрения стоит отметить также широкое распространение культа волков или собак — тотемных аналогов древнеегипетских кошек. Согласно местным представлениям, волки сопровождали души умерших в загробный мир и даже обладали способностью воскрешать мертвых. В собраниях урартского искусства часто можно встретить ритуальную фигурку аралеза — божества древнеармянского пантеона, которое оживляло павших на поле битвы, зализывая их раны.

Урарты терпимо относились к иноверцам

К середине VIII в. до н. э. могущество государства Урарту стало постепенно ослабевать, а главный соперник, Ассирийское царство, наоборот, вступил в период своего расцвета. Во главе страны встал талантливый правитель Тиглатпалассар III, поставивший своей целью восстановить былое влияние Ассирии. Одержав уверенную победу над урартским войском, Тиглатпалассар в клинописной надписи рассказывает следующее: «Сардури Урарта в Турушпе (Тушпе), его главном городе, я запер, большую резню устроил перед городскими воротами. Изображение моего владычества я установил напротив города». Разгром древней урартской столицы и разорительный марш ассирийского войска по территории врага ослабили Урартское государство, которое вскоре потеряло свое прежнее господствующее положение на северо-востоке Передней Азии.


На археологических раскопках города Тушпа, 1915 год

Ослабление Ассирийского царства, которое начало длительную и кровопролитную войну с Вавилоном и Мидией во второй половине VII века, не остановило закат цивилизации Урарту. Около 590 года до н. э. Ванское царство потеряло свою независимость и было захвачено Мидией, а потом — Персией. Необходимо отметить, что ни в восточной Турции, ни на территории современной Армении не обнаружено каких-либо послеурартских сооружений ранее I века н. э., не упоминают о существовании городской культуры и античные географы и историки. Население Армянского нагорья в этот период было неоднородным и состояло из остатков урартов, протоармян, семитов и хеттов. Память о государстве Урарту вошла в традиции и обычаи армянской знати, которая использовала урартские предметы искусства, ювелирные изделия и одежду. Население Армянского нагорья поддерживало работоспособность урартских гидротехнических сооружений, необходимых для ведения сельского хозяйства. Например, канал Менуа протяженностью 70 км функционирует до наших дней и по своим инженерным характеристикам не уступает современным гидротехническим сооружениям.


Введение

Глава 1.Образование государства Урарту

1 Страна «Наири»

2 Усиление государства Урарту

3 Урарту-могущественное государство передней Азии

Глава 2.Урарту и соседние государства

1 Политические противостояния между Урарту и Ассирией

2.2 Мидийцы и распад Урарту

Глава 3.Культура, экономика и государства государственное устройство Урарту.»

1 Общественный строй

2 Государственный строй.

3 Экономика Урарту.

4 Строительство в Урарту.

5 Клинопись.

6 Религия в Урарту

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ


Целью нашей курсовой работы является рассмотрение образования и дальнейшего существования государства Урарту. Актуальность моей работы обусловлена моим личным интересом к кому, как же жили предшественники моего народа. Мы рассмотрим несколько этапов существования государства, от образования, страна «Наири» IX век до н.э., до распада государства VI до н.э.

Ослабление и распад Хеттского царства к концу XII века до н.э. ослабило внешнее давление с запада, и процесс государственного образования в западной части Армянского нагорья значительно замедлился. Однако в т же время усилилось давления с юга, со стороны Ассирии. Ассирийские цари часто вторгались в южные области Армянского нагорья для захвата рабов и материальных ценностей. Завоевательная политика Ассирии объективно способствовала ускорению процесса консолидации сил и образования государства. Больше всего от вторжений Ассирийских царей страдали «царства» Наири, Шубрия, Уруатри, расположенные в южной части Армянского нагорья. Естественно, здесь и сложились наиболее благоприятные условия для консолидации сил и образования единого Армянского государства.

Процесс слияния возглавило царство Биайна, которому удалось объединить другие царства Армянского нагорья в борьбе против общего врага. Как сообщают ассирийские источники, уже к концу 860 года до н.э. возникло объединенное государство, территория которого охватывала южное и западное побережье озера Ван.

В своей работе я акцентирую внимание на царей, правивших в стране, от Арама I до Русы II, на их государственную деятельность. Невозможно рассказать про Урарту, не затронув Древнюю Ассирию, на протяжении всего своего существования Урарту сражалось с войсками ассирийцев за территорию, конечно, были и другие недруги, но ассирийцы испокон веков являются основными противниками Урартского государства.

Так же в своей работе мы расскажем про письменность, религию, строительство и экономику государства Урарту.

Так же в своей работе мы приведем пару примеров, которые доказывают, что Урарту именно армянское государство.

Глава 1. «Образование государства Урарту»


1 «Страна Наири»


Название «Урарту» получило распространение в трудах ученых XIX века, когда были широкомасштабные раскопки на территории древней Ассирии, расшифрованы и прочитаны Ассирийские клинописные тексты. Только к началу XX века были собраны, изучены и переведены клинописные надписи оставленные царями Урарту, и впервые прочитано название «Биайна». В своих надписях урартские цари назвали свое государство «Биайна», тогда как Ассирийские источники называли страну «Урарту». В Библии Урарту упоминается как «страна Арарат».

Урарту в первый раз упоминается в клинописях царя Салмоназаром I (годы правления 1280 <#"justify">По источника ассирийских клинописей и учениям Мовсеса Хоренаци, первым царем Урарту был Арам I, который правил в начале IX века до н.э. Урарту располагалось вокруг озера Ван (Наири). Во время правления Арама I ассирийский царь Салмоназар III предпринял несколько попыток завоевать территорию Урарту (859, 857 и 845 гг. до н.э), но они были безуспешны. В своих клинописях Салмоназар III хвастался, что разорил почти все на территории Урарту, но ни в одной из источников не упоминается, что он захватил столицу Урарту - Ван (Тушпа), и это свидетельствует о том, что ассирийцы всегда получали достойный отпор от армии Арама.

Образ Арама можно охарактеризовать основываясь на учениях Мовсеса Хоренаци, в своем труде « История Армении» он пишет: « Арам совершил много подвигов в победных боях. Он так же расширял границы Урарту со всех сторон». Так же Хоренаци основываясь на учениях Мара Абаса пишет:

« Царь Арам I был очень трудолюбивым. Он был патриотом своей родины. Он считал, что лучше умереть за свою родину, чем видеть как «чужаки» захватывают его землю».


1.2 « Усиление государства Урарту»


Расцвет государства Урарту был во время правления Сардури I (845-825 гг. до н.э.) и его сына Ишпуина.

Рядом с озером Ван сохранились три клинописи Сардури I. Именно в годы правления Сардури I в Урарту появляются первые клинописи. Они были на аккадском языке. На одной из них было написано: «Это написано Сардури I, Великим царем, Царем страны Наири, тем Царем, равным которому нету, который не боится войн, Царем, который собирает дань со всех царей ».

Царь Ишпуин (так же в ассирийских клинописях упоминается как Ушпина) (825-810 гг. до н.э) в годы его правления в Ассирии были внутренние войны, это способствовало тому, что в Урарту царствовал мир, поэтому он прославился тем, что занимался строительством. Главным наследием Ишпуина стал город Мусасир - религиозный центр Урарту, который находился южнее озера Урмия.

Ишпуина передал свой трон своему молодому сыну Менуа, но он остался главным советником царя.

Отец и сын в городе Ван, на скале, которая называлась « Ворота Мгера», оставили клинопись, в котором перечисли всех богов, которым поклонялись жители Урарту. Эта клинопись является основным источником об урартских богах.

1.3 « Урарту - могущественное государство передней Азии»

урарту ассирия государство армянский

После смерти Ишпуина, Урарту правил Менуа еще 24 года (810-786 гг. до н.э). В годы правления Менуа было написано более ста клинописей, в которых рассказывается как он расширял границы своего государства, и как развивалось строительство в Урарту.

Царь Менуа предпринял ряд походов, расширяющих границу Урарту. В результате этих походов он захватил страны Ману, Пушта и Парсуа. Так же в ходе своих походов он расширил границы на западе до верхнего течения реки Евфрат. Так же он первым дошел до реки Аракс, тем самым открыв для урартского народа Араратскую долину. На склоне горы Арарат он построил город Менухинили.

За долгие годы своего правления Менуа сохранял хорошие отношения с Ассирией. В клинописях упоминается всего два сражения, которые были вдали от столицы Урарту

Отсутствие противостояний с Ассирией позволило Менуа сосредоточиться на строительстве внутри страны. Самое известное строение Менуа - это канал длиной 80 километров, 4.5 метра в ширину и в 1.5 метра глубиной. По бокам канала было расставлено четырнадцать клинописей. Канал обеспечивал водой город Ван (Тушпа). Народ Урарту назвали канал рекой Семирамиды (Шамирама). Мовсес Хоренаци рассказывает, что в строительстве канала участвовала сама царица Семирамида.

После смерти Менуа оставил наследника Аргишты I (786-760 гг. до н.э.). Аргишты I в годы своего правления успешно отражал атаки ассирицев. Аргишты I предпринял ряд успешных походов на страну Ману, тем самым расширил границы Урарту. Присоединив к своему государству Арартскую долину, он построил там город Аргиштихинили <#"justify">В VII веке до н.э. образовался племенной союз мидийцев. Со столицей Экботана. Во главе со своим правителем Каштарити, мидийцы восстали и обрели независимость от ассирийцев в 673 до н.э. В союзе с Вавилоном мидийцы завоевывают Ассирию в 612 году до н.э. Сражения продолжались до 605 года до н.э. После распада Ассирии, вся их территория была разделена между мидийцами и Вавилоном.

В конце VII века до н.э. Урарту с трудом отбивалось от вторжений скиффиских и киммерийских племен. Территория Урарту постепенно сокращалась, переставали подчиняться центральной власти подвластные цари и племена. Власть Урартских царей распространялась уже только на территории, прилегающей к озеру Ван с востока.

В одном из Вавилонских летописей есть упоминание, что в 610 году мидийцы завоевали Урарту, но в Библии упоминается, что Урарту еще существовала до 90 годов VI века, последним царем Великого государства Урарту был Руса III.


Глава3. «Культура, экономика и государства государственное устройство Урарту


1. «Общественный строй»


Крупнейшим рабовладельцем в Урарту являлся царь. Ему принадлежала верховная собственность на землю. На его землях трудились рабы, большинство которых составляли пленные. В результате удачных войн переселялись на царские земли целые народы. Так, в высеченной на каменной плите надписи царя Сардура читаем, что он за один год захватил и угнал из других стран 12 750 юношей, 46 600 женщин, 12 000 воинов, 2 500 коней, множество другого скота. Царю принадлежали дворцы с несметными богатствами, громадное количество скота, сады, виноградники. На него работали пленные ремесленники. В состав класса рабовладельцев входили также члены царского рода, жрецы, правители областей, военная знать, которые обладали крупными хозяйствами, основывающимися на труде рабов.

Жрецы составляли значительную и влиятельную часть класса рабовладельцев. В стране было построено большое количество храмов, обладавших огромными богатствами. Храмы имели свое хозяйство, где трудились рабы. Жрецы осуществляли идеологическую функцию государства. В результате удачных военных походов часть добычи цари жертвовали храмам.

Основной массой эксплуатируемых были рабы. Их труд широко использовался на строительстве ирригационных сооружений, водопроводов, крепостей, дворцов знати, храмов, дорог, хозяйственных построек царя и других рабовладельцев. Главным источником рабства являлся плен. С этой целью совершались военные походы в соседние страны. Большую часть рабов присваивали царь и рабовладельческая знать. Лишь незначительная часть их перепадала простым воинам. Рабы были совершенно бесправной частью населения. Их жестоко эксплуатировали. Источники свидетельствуют о такой форме протеста рабов, как массовые побеги.

Основную массу свободного населения составляли крестьяне-земледельцы. Они были объединены в сельские общины. Крестьяне-общинники платили налоги, несли разнообразные повинности. Их привлекали к строительству оросительных систем, дорог, к выполнению воинской повинности, поставке лошадей для царского войска.

В городах жили торговцы, ремесленники, которые славились обработкой железа, меди, драгоценных металлов, камня, дерева. Большая часть ремесленников принадлежала, по-видимому, к рабам. В городах проживала и часть земледельцев, которые обрабатывали землю царя и находились на государственном обеспечении, не имея своего хозяйства. В городах-крепостях, являвшихся административными центрами, проживали также чиновники местного аппарата и размещались гарнизоны.


3.2 «Государственный строй»


Рабовладельческое государство Урарту было монархией. Во главе его стоял царь, которому принадлежала верховная, светская и духовная власть. Центром управления являлся царский двор, где основные должности занимали члены царского рода. Для Урарту, подобно другим странам Древнего Востока, было характерно наличие трех ведомств: финансового или ведомство по ограблению собственного народа, военного, или ведомства по ограблению соседних народов, и ведомства общественных работ.

В Урарту осуществлялись обширные ирригационные работы, без которых было невозможно вести хозяйство. Важным звеном государственного аппарата являлись вооруженные силы, нужные для отражения нападения Ассирии, скифов, киммерийцев, для завоевания и ограбления других народов, для удержания в повиновении эксплуатируемых рабов и крестьян-общинников. Войско состояло из постоянных царских отрядов, а в случае военного похода также из отрядов, приводимых правителями областей, и ополченцев. По тем временам войско было хорошо организованным: имелись боевые колесницы, кавалерия, пешие отряды лучников, копейщиков. Как свидетельствуют письменные ассирийские источники, в Урарту существовали области, где специально выращивали и тренировали лошадей для конницы.

Местный государственный аппарат по тем временам был четко организован. Вся территория Урарту делилась на области во главе с областными начальниками, назначаемыми царем. Им принадлежали военные, административные, финансовые, судебные полномочия. Административный центр области находился в городе-крепости. В своей области правители по существу обладали неограниченной властью, что в ряде случаев приводило к выступлениям против царя, особенно когда тот терпел военное поражение. Стремясь ограничить власть областных правителей, царь Руса I разукрупнил области.


3.3 «Экономика Урарту»


В Урарту основной производительной силой было земледелие и скотоводство. Строительство каналов способствовало развитию земледелия, кроме канала Менуа, недалеко от столицы был разложен 25-ти метровый водоканал, который назывался водоканал Руса I. До сих пор сохранился водоканал, недалеко от современного Еревана, который из реки Рздан через тоннель снабжает водой Араратскую долину. Процветало садоводство и виноградарство.

На горных территория основная часть населения занималась скотоводством.

Больших успехов добились ремесленники. Во время раскопок в урартских крепостях и городах, было найдено боевые оружия, украшения, посуда, изготовленные из бронзы, железа, серебра, золота, разных видов камней, глиняные, костяные и из других материалов изготовленные урартскими мастерами. Так же были найдены куски одежды и ковров из шерсти, волокна и кожи животных.


3.4 «Строительство в Урарту»


Урартское царство оставило богатое культурное наследие. Высокого развития достигло градостроительство. Строились города- крепости, становившиеся административными и военно-политическими центрами области, региона, района. Город- крепость имел цитадель, где жил областеначальник. Здесь, в огромных глиняных карасах вместимостью более 1000 литров, хранились большие запасы продуктов для военных и государственных нужд. Вокруг цитадели распространялся сам город, в котором жили простые люди. На территории республики Армения раскопано множество крепостей того периода- Эребуни, Тейшебаини, Аргиштихинили и др.

В строительстве, в основном, применялись камень, глина, реже кирпич. Архитектура дворцов и домов была простая, строения- одноэтажные, крыши делались из дерева, камыша и покрывались глиной. Жилые помещения изнутри украшались фресками и настенной живописью, у входа ставились каменные скульптуры богов, мифических животных. В Строительсве храмов применялись обтесанные камни. На стеле, найденной во дворце Ассирийского царя Саргона II, сохранилось изображение взятия и разграбления святилища бога Халди в Мусасире. По архитектурному строение храм напоминал известный эллинистический храм Гарни.

3.5 «Клинопись»


Многое об истории и культуре Урарту мы узнаем из клинописных надписей Урартских царей. Клинописью так же выполнялись надписи Ассирийских царей. В Урарту быстро освоили Ассирийскую клинопись и приспособили к своему языку.

Язык Урартских надписей неиндоевропейский, а так называемый урартский. Он уже давно расшифрован, все надписи прочитаны. На этом языке, вероятно, говорила правящая элита, население области Биайнили, лежащей к востоку от озера Ван. После образования объединенного государства этот язык стал официальным государственным языком Урартского царства. На нем составлялись строительные надписи, писались письма. Но на огромной территории государства, объединявшего многочисленные государственные образование и племенные союзы Армянского нагорья, разговорным языком был индоевропейский армянский язык. Эти языки параллельно существовали. В них есть множество заимствованных слов, что свидетельствует о длительном соприкосновении и взаимопроникновении этих языков. После падения Урартского царства урартский язык перестал быть официальным государственным языком, его письменность была забыла, носители полностью ассимилированы и поглощены индоевропейским большинством населения Армянского нагорья. Неиндоевропейское население полноценно участвовало в завершении процесса образования армянского народа и языка.


3.6 « Религия Урарту»


В религии государственной религией было язычество. В Урартском пантеоне было более ста богов. Они перечислены в клинописи «Дверь Мгера», которая была написана в годы правления Ишпуина и Менуа. Для каждого бога написано сколько жертв надо принести. Больше всех требовалось для бога Халди, который был покровителем царей. Второе и третье место занимали Бог Войны Тейшебаини и Бог Солнца Шивини. После них следовали их жены и другие божества.

Среди Урартских богов были так же Боги рек, озер и гор.

Видимо, про этом Богов существовали легенды, которые не дошли до нас, но их следы сохранились в древнейших легендах армянского народа.

Заключение


В своей курсовой работе мы рассмотрели особенности развития древнего могущественного государства Урарту, находившегося на Армянском нагорье. Изучив историю Урарту, мы выяснили насколько нелегка была судьба данного государства, с самого начала возникновения государства боролось за территории с могучей Ассирией. Но в итоге пало государство от рук мидийцев.

Кто же может называть себя предками урартцев? Несомненно, рассматриваемое государство было многонациональным, но основной массой населения были армяне.

Это доказывает несколько фактов, которые мы приведем ниже:

)Два брата поднимают восстание против своего отца ассирийского царя, убивают его, а убежище находят в Урарту (ассирийские источники). В Четвертой книге царей Ветхого завета те же события, только там говориться, что они сбежали в государство Арарат.

2)В армянском эпосе «Сасунци Давид» описываются те же самые события и говорится, что браться сбежали в Сасун (юго - запад Армянского нагорья)

)Мовсес Хоренаци описывая эти события пишет … они пришли к нам

)В VI веке до н.э. было создано Аххиминетское царство, которое оставило нам свидетельства на трех языках: аккадском, эламском и староэлмаском и эламском. Персы называют территорию Армения-Армина. В некоторых местах та же самая территория указывается как Уруатри(аккадский), Бианстронская надпись(Дарий I). Урарту и Арарат это одно и тоже слово, ранее из них появилось Арарат.

)Профессор Мещанцев говорит, что главное божество урартов- Халди, это тот же самый армянский бог Айк.

Список используемой литературы


1.Мелик Башхян: «История Армянского народа» 1988 г.

2.Хачикян. А. Э: «История Армении» (Краткий очерк). Издание второе, дополнительное. Ереван 2009 г.

.Чобанян П: «История Армении» 2004 г.

.Саркисян Г: «История Армении» 1993 г.

.Чистяков И.О: «История отечественного государства и права». часть первая 2007 г.

.Новосельцев, А.П: «Древнейшие государства на территории СССР.» 1985 г.

.Бархударян В.Б: «История Армении.» 2000 г.

.Арутюнян Н.В. «Биайнили - Урарту. Военно-политическая история и вопросы топонимики.» Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006 г.

9.Пиотровский Б.Б. «Ванское царство (Урарту)». Москва: Издательство Восточной литературы, 1959.

Меликишвили Г.А. «Урартские клинообразные надписи». Москва: Издательство АН СССР, 1960

Баграт Угубабян. «Сборник бесед. Ереван» 1991 г.

Р. Ишханян. Иллюстрированная История Армении. Книга 1. Ереван 1990 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Древнейшие земледельческие и скотоводческие племена. В V-IV тысячелетиях долины Куры и Аракса были заселены оседлыми земледельцами и скотоводами. Они состояли из круглых в плане глинобитных жилых и хозяйственных строений. Большую роль играли каменные, кремневые и костяные орудия, наряду с которыми появляются и медные изделия. Основу хозяйства составляло мотыжное земледелие, разведение крупного и мелкого рогатого скота.

В III тысячелетии распространяется культура раннебронзового века, названная куроаракской . земледелие; при обработке полей используется примитивная соха, урожай убирается с помощью серпов, лезвия которых изготовлены из сплава меди с мышьяком. Все это вело к увеличению населения, появляются сравнительно крупные центры. Ремесло. Изготовлялись украшения, керамика, орудия труда и оружие - топоры, кинжалы и копья. Складывается особый вид хозяйства - отгонное скотоводство.

Интенсивно идет разложение первобытного строя, выделение племенных вождей и богатой знати.

Накопление богатств, складывание социального и имущественного неравенства вели к частым межплеменным столкновениям. В особую ремесленную отрасль выделяется оружейное дело. В конце II тысячелетия появляется оружие из железа. Оснащенные этим оружием воины образовывали боевую дружину племенных вождей.

Возникновение государства Урарту. Особенно интенсивным процесс разложения первобытных порядков был у племен урартов , обитавших в районе озера Ван.

В XI-X вв. здесь идет объединение мелких владений в более крупное образование, носящее уже характер государства.

Центром Урарту были земли по восточным и северным берегам озера Ван. Другое государственное объединение урартских племен под названием Муцацир сложилось к юго-западу от озера Урмия.

Консолидация первых урартских государственных образований в середине IX в. была вызвана необходимостью объединения усилий в борьбе с ассирийской агрессией. Первым правителем объединенного Урарту стал царь Араму (864-845 гг.)

Урартский правитель Сардури I (835- 825 гг.) уже официально оформляет свои великодержавные претензии. Столицей Урартского государства становится город Тушпа.

Если надписи Сардури писались по-ассирийски, то при его преемниках все официальные тексты составляются на урартском языке, для которого была использована чуть измененная ассирийская клинопись. Второе урартское государственное образование Муцацир становится зависимым владением. Теперь уже все урартские племена объединены в одном государстве.

С целью идеологического сплочения разноплеменной державы проводится и своего рода религиозная реформа с выделением трех главных божеств: Халди - бога неба, Тейшебы - бога грома и дождя, Шивини -бога солнца. В древнем религиозном центре Муцацире возводятся культовые строения, храму Халди жертвуются богатые дары.



Многочисленные царские надписи сообщают о возведении храмов и дворцов, организации храмовых хозяйств. Надписи повествуют и о многочисленных походах. Урартские войска проникают в царство Манна, стремятся обойти с фланга Ассирийскую державу. Урарты уводили из захваченных областей в качестве добычи многочисленные стада. В надписях оговаривается, что часть имущества оставлялась покоренным странам, которые отныне должны были представлять надежный оплот Урартского государства.

Ванское царство на вершине могущества. Создателем урартского могущества был царь Менуа (810-786 гг.). Большое внимание Менуа уделял организации армии. Урартская армия переходит на лучшие в Передней Азии ассирийское вооружение и ассирийские военные доспехи. Военные походы Менуа идут в двух направлениях - на юго-запад, где его войска овладевают левобережьем Евфрата, и на север, в сторону Закавказья. Покоренные владения целиком не разоряются, а сохраняются при условии признания политической гегемонии Урарту и выплаты дани.

Большое внимание уделял Менуа организации зависимых владений. Возможно, именно с Менуа связана своего рода административная реформа - разделение Урартского государства на области, во главе которых стояли представители центрального правительства.

Строительная деятельность Менуа отличается большим размахом и масштабностью. Особенно большие работы были осуществлены в центральной части урартских владений - в районе столичного города Тушпы

При сыне и преемнике Менуа - Аргишти I (786-764 гг.) Урартское государство вступило в решающую схватку с Ассирией за лидерство в Передней Азии. Правление Аргишти - это зенит могущества Урартского государства. На юге урартский царь осуществлял планомерный фланговый охват Ассирии. В результате Ассирия оказывается охваченной с трех сторон владениями Урарту и его союзников.

Важное значение придавал Аргишти и продвижению на север, в Закавказье. Здесь урартские войска доходят до границ Колхиды, форсируют Аракс и овладевают обширной территорией на его побережье вплоть до озера Севан. Во вновь созданных городах-крепостях возводятся гигантские зернохранилища, где сосредоточиваются государственные запасы зерна. Военные походы не только расширяли территориальные границы и увеличивали политическое влияние Урарту, но и служили постоянным источником поступления рабов-военнопленных.

В это время в Передней Азии назревала решительная военная схватка за гегемонию. Несомненно, урарты потерпели военное поражение от ассирийцев. Однако, несмотря на осаду урартской столицы Тушпы, ассирийцы так и не смогли овладеть ее превосходно укрепленной цитаделью. Незатронутой осталась важная в военно-стратегическом отношении область Муцацира.

Вскоре Ассирия собирает силы для второго удара по своему основному сопернику и конкуренту; он был осуществлен во время правления урартского царя, Русы I (735- 713 гг.).

Во внешней политике Руса I старался избегать открытого противоборства с Ассирией. Активную политику на юге затрудняло вторжение кочевников-киммерийцев.

Видя, с какой энергией и успехами Руса I укрепляет могущество Урарту, Ассирия поспешила нанести своему сопернику второй военный удар. В ходе чего, почти столетнее урартско-ассирийское соперничество закончилось победой Ассирийской военной державы.

Урартское общество и культура. О сновой экономики были земледелие в районе плодородных равнин и низменностей и специализированные ремесла. Развитие поливного земледелия. Значительное место в экономике стали занимать царские хозяйства. Центрами царских хозяйств во многих случаях становились создаваемые правительством города-крепости.

Меньшее значение имели храмовые хозяйства. Основу их богатств составляли пожертвования.

Торговля в Урарту не получила особого развития в условиях стремления урартских властей к созданию хозяйственной системы с централизованным распределением.

Значительную часть свободного населения составляли общинники. Община сохраняла. Иногда в распоряжении общины имелись и рабы.

Верхушку урартского общества представляла военная и служилая знать. Но все большее значение приобретала прослойка, связанная с военно-административным аппаратом.

Весьма многочисленным в Урарту был класс рабов и лиц подневольного труда, близких к рабскому состоянию. Основным источником рабства были многочисленные войны. Жестокая эксплуатация и бесправие рабов в той же мере характерны для Урарту, как и для всего Древнего Востока.

Политический строй. Организация непрерывного притока рабов-военнопленных, борьба за политическую гегемонию в Передней Азии, необходимость держать в смирении и покорности эксплуатируемые социальные группы своей страны требовали особого внимания к армии и к военной организации. Армия была основой могущества и самого существования Урарту.

Значительное внимание урартское правительство уделяло и организации централизованной административно-хозяйственной системы. Успешное функционирование царских хозяйств во многом зависело от постоянного притока рабов-военнопленных.

Упадок Урарту. Подлинная угроза Урартскому государству крылась не в Ассирийской державе, а в скифских кочевых племенах. Их удары были тем более опасными, что они затрагивали и глубокие тылы Урарту, остававшиеся практически недосягаемыми для ассирийской агрессии. Вынужденное уделять основное внимание обороне, лишенное огромных масс военнопленных, Урарту постепенно сдает свои позиции на международной арене. К тому же появляются новые молодые и сильные гос-ва.

УРАРТУ – могущественное рабовладельческое государство Древнего мира в IX–VI вв. до н.э. Располагалось на территории Армянского нагорья, в районе озер Ван (совр. Турция), Урмия (северо-запад Ирана), Гокча (Севан), включая бассейн реки Аракс и вплоть до реки Куры на севере.

Армянское нагорье населяли племена урартов и наири, лингвистически близкие к хурритам, жителям древнего государство Митанни на территории северной Месопотамии (середина 2-го тыс. до н.э.).

Первые ассирийские упоминания об Урарту относятся к Х в. до н.э. К середине IX в. до н.э. начинает складываться государство Урарту. Древние надписи в Тушпе (современный Ван), столице Урарту, упоминают о царе урартов Сардури I.

Ок. 832 до н.э. вновь встречаются упоминания о набегах ассирийцев на Урарту. Вероятно, ассирийцы хотели взять под свой контроль торговые пути, по которым Месопотамия снабжалась железом из юго-восточной Малой Азии (современная Турция). Впрочем, ассирийские походы 856 и 832 до н.э. против Урарту не были удачными. Поэтому ассирийский царь Салманасар III в 829 до н.э. вновь вторгается в район озера Урмия для подавления урартов, стремящихся к независимости. По всей вероятности, ассирийцы были в очередной раз отброшены, и Сардури I объявил себя «царем великим, царем сильным, царем множеств, царем Наири», бросив тем самым вызов могущественной Ассирии за господство в Передней Азии. Эти ассирийские походы против Урарту изображены на барельефах храмовых ворот в ассирийском городе Имгур-Эллиль (совр. Балават на севере Ирака).

Ослабив некогда могущественную Ассирийскую державу к концу IX – началу VIII вв., государство Урарту вступает в период своего расцвета. С этого времени начинается экспансия урартийских царей Ишпуини и Менуа. Утвердившись на территориях вокруг озер Ван и Урмия, урарты совершили ряд удачных походов на страну Диаухи (территория современной восточной Турции в районе Карса и Эрзерума) и Южное Закавказье (современная Армения и часть южной Грузии). В араратской долине была построена крепость Менуахинили как форпост для предстоящей экспансии урартов вглубь Закавказья.

Преемник Менуа – его сын Аргишти I – продолжил завоевательную политику своего отца. Он основал хорошо укрепленные крепости Эребуни (окраина Еревана) и Аргиштихинили (впоследствии Армавир) на левом берегу Аракса. Аргишти I разгромил страну Диаухи и вплотную приблизился к «стране Кулха» (Колхида). Походы Аргишти I сопровождались захватом большого количества рабов и скота. Об этих событиях нам повествует т.н. «Хорхорская летопись», высеченная на отвесных склонах Ванской скалы в Тушпе.

В 764–735 до н.э. на урартийском престоле воцаряется Сардури II, сын Аргишти I. Передовая армия урартов, созданная по образцу ассирийской (большие круглые щиты, остроконечные шлемы из бронзы, защитные пластинчатые доспехи и.д.), совершила ряд успешных походов в северное Закавказье, Ману (страна манеев на территории современного Южного Азербайджана в Иране) и Кумаху (Коммагену – турецкий анклав Курдистана). Сардури II заключил ряд союзов с сирийцами и стал угрожать Ассирийской державе с запада.

Неизбежная схватка между Урарту и Ассирией началась после восшествия на ассирийский престол Тиглатпаласара III, положившего конец междоусобным войнам и смутам внутри самой Ассирийской державы. Ок. 740 до н.э. Тиглатпаласар III направил свое войско в Кумаху, и в битве при Киштане и Халпе нанес серьезное поражение объединенной союзной армии урартов и сирийцев. Сардури II был вынужден отступить за Евфрат. Ассирийцы вытеснили урартов из Северной Месопотамии и Северной Сирии. По всей вероятности, Тиглатпаласар III ок. 735 до н.э. осадил урартийскую столицу Тушпу, но захватить цитадель на Ванской скале ассирийцы не смогли.

После смерти Сардури II (30-е годы VIII в. до н.э.) в Урарту воцарился Руса I, который провел ряд реформ для укрепления центральной власти и воздвиг новые крепости (на берегу Севанского озера и др.).

В это время в Урарту вторгаются кочевые племена киммерийцев из Закавказья. Руса I ценой огромных потерь смог противостоять опустошительным набегам киммерийцев и успешно вывести Урарту из этого кризиса.

После этого столкновение с Ассирией вновь становится неизбежным. Ок. 715 до н.э. ассирийский правитель Саргон II выдвинулся к озеру Урмия. В генеральном сражении при Уауш (близ оз. Урмия) ассирийцы наголову разбили войско Руса I и его союзников. Царь Урарту бежал в Тушпу, где покончил жизнь самоубийством. После этого ассирийцы жестоко разграбили и опустошили Урарту.

В начале VII в. до н.э. урартийский царь Руса II попытался восстановить относительное могущество Урарту. Им были построены ряд крепостей (в т.ч. Тейшебаини в Араратской долине). В союзе с киммерийскими племенами Руса II совершил ряд походов во Фригию. Между Урарту и Ассирией в целом сохранялись мирные отношения.

Во второй половине VII до. н.э. у северных закавказских границ Урарту появляются племена скифов, разгромившие и поглотившие киммерийцев. Над некогда могущественным государством Урарту нависла смертельная опасность вторжения скифов. Ок 630 до н.э. царь Урарту Сардури III обращается за помощью к ассирийскому царю Ашшурбанапалу (см . АШШУРБАНАПАЛ) за помощью, называя себя уже не «братом» как ранее, а «сыном», признав тем самым главенство Ассирии. Однако вскоре Ассирия была сама разгромлена возвысившимся Мидийским царством, существовавшим в северо-западных областях Иранского нагорья. После падения Ассирийской державы, ок. 609 до н.э. мидийские войска вторглись в Урарту и заняли Тушпу. К 590 до н.э. государство Урарту, очевидно, полностью утратило свою независимость.

Урарту было скорее государственным объединением различных этнических племен и народов. Геродотв V в. до н.э. рассказывает о четырех основных этнических группах населения Урарту – алародиев (собственно урартов), армениев (армян), матиенов (родственных хурритам) и саспейров (соответствующих картвельским племенам). Несомненно, государство Урарту сыграло огромную роль в формировании и становлении народов Армянского нагорья и Закавказья. Можно предположить, что конец истории Урарту является началом истории армянского и картвельского (восточно-грузинского) народов.



gastroguru © 2017