Демонстрационные варианты ЕГЭ по русскому языку (11 класс). Освоение лексических норм

Сборник содержит тренировочные задания с методическими указаниями и ответами. При его составлении использованы открытые варианты ЕГЭ 2002 - 2009 годов и материал открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий. К составлению сборника были привлечены специалисты Федерального института педагогических измерений.
Сборник включает анализ результатов ЕГЭ 2009 г. и рекомендации выпускникам по подготовке к экзамену 2010 г. с учетом особенностей его проведения в новом учебном году.
Пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам , преподавателям и методистам.

Подробное описание

О едином государственном экзамене по русскому языку

Традиционной для отечественной школы является идея по­строения курса русского языка с опорой на речевое, языковое ду­ховное развитие учащихся: «Постоянное развитие дара слова и за­конов оного должно быть вместе и раскрытие всех нравственных сил учащегося: ибо родной язык есть неистощимая сокровищница всего бытия человеческого» (Ф.И. Буслаев). Эта идея с определен­ными модификациями воспроизводилась и развивалась всеми, кто занимался проблемами преподавания русского языка. Сегодня эта установка не потеряла своей актуальности и отражена в материалах единого государственного экзамена по русскому языку.

Широкая общественная дискуссия, развернувшаяся вокруг вве­дения единого государственного экзамена, не могла не затронуть проблему его влияния на качество образования. Следует отметить, что именно эта тема в ходе дискуссии вышла на первое место. Педа­гогической общественностью отмечено положительное влияние еди­ного государственного экзамена по русскому языку на процесс пре­подавания предмета. Перечислим основные позитивные тенденции в преподавании русского языка, связанные с введением ЕГЭ.

В практике преподавания русского языка конкретизиру­ется содержание обучения русскому языку, отрабатывается обязательный перечень содержательных элементов го­сударственного образовательного стандарта; становит­ся актуальным компетентностный подход в обучении.

В школе осуществляется переход от знаниецентричной парадигмы обучения к культуросообразной. Такой пере­ход строится на понимании того, что будущее зависит не столько от суммы знаний учащихся, сколько от сформированности универсальных способов мышле­ния, практической деятельности.

Усиливается коммуникативная направленность пре­подавания школьного курса. В связи с введением еди­ного государственного экзамена на уроках русского языка больше внимания уделяется анализу текстов раз­личных стилей и типов речи; целенаправленно разви­вается монологическая речь учащихся; формируется умение рассуждать на предложенную тему с формули­рованием тезисов, аргументов и выводов. Учителя последовательно отрабатывают навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистиче­ских текстов, формируют на этой основе общеучеб­ные умения работы с книгой. Идет целенаправленный процесс обучения комментированию текстов, созданию собственных высказываний.

Результаты выполнения экзаменационной работы по русскому языку дают возможность выявить тот круг умений и навыков, отработка которых требует больше­го внимания в процессе обучения в старших классах. В последние годы наметились основные подходы к дифференцированному обучению. Благодаря проведению единого государственного экза­мена актуальным становится сознательно-коммуникативный принцип обучения русскому язы­ку, основная идея которого заключается в признании важности теоретических (лингвистических) знаний для успешного формирования практических речевых уме­ний. Изучение языка происходит во взаимосвязи и взаимозависимости единиц различных языковых уровней.

В ходе проведения эксперимента были выработаны еди­ные подходы к проверке ученических работ в школе и вузе . Экзамен по русскому языку дал новые возможности для оценивания творческой работы учащегося. Вместо обобщённой характеристики: «...Сочинение... оценива­ется двумя отметками: первая ставится за содер­жание и речевое оформление, вторая - за грамот­ность, т.е. за соблюдение орфографических, пунк­туационных и языковых норм»1, - используется такая система оценивания, которая позволяет оценить не сочи­нение в целом, а конкретные навыки и умения. При подобном подходе в центре процесса обучения ока­зываются интересы ученика, создаются условия для рас­крытия его творческого потенциала, учитывается его личный и читательский опыт, что, несомненно, нацелено на реализацию личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку.

Следует заметить, что экзамен по русскому языку постоянно совершенствуется. Изменения, внесённые в контрольные измери­тельные материалы за годы эксперимента (2001-2009), были обу­словлены следующим:

опытом проведения единого государственного экзамена по русскому языку;

местом учебного предмета «Русский язык» в системе школьного образования;

модернизацией российского школьного образования и в связи с этим с уточнением целей обучения по предмету;

учётом достижений современной психологи­ческой и лингвистической наук: коммуникативной лингвистики и когнитивной лингвистики;

необходимостью разработки целостной концепции языкового образования в школах России, что обу­словливает создание в ЕГЭ единого понятийного ап­парата дисциплин филологического цикла;

учётом тенденций в мировой теории и практике опре­деления целей и уровней владения языками;

разработкой новой версии экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации вы­пускников 9 классов общеобразовательных учрежде­ний по русскому языку.

Характеристика контрольных измерительных материалов по русскому языку 2010 года представлена в проектах документов: Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года по русскому языку, Спецификации контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 г. по русскому языку.

Проект Демонстрационного варианта даёт возможность лю­бому участнику ЕГЭ составить представление о структуре буду­щих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности.

О едином государственном экзамене по русскому языку 3

Демонстрационный вариант по русскому языку 6

Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 г. По русскому языку 29

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года по русскому языку 43

Тренировочные задания 52

Задания по основным разделам курса 52

Ответы с комментариями к заданиям по основным разделам курса 124

Анализ текста. Сочинение 145

Текст 1 145

Текст 2 ,149

Текст 3 152

Текст 4 156

Текст 5 160

Текст 6 163

Текст 7 167

Текст 8 170

Текст 9 173

Текст 10 177

Текст 11 179

Текст 12 182

Текст 13 185

Ответы к заданиям по текстам 189

Образцы экзаменационных сочинений с комментариями и оценкой 196

Тренировочные варианты ЕГЭ 2010 г 214

Вариант 1 215

Вариант 2 229

Ответы к заданиям тренировочного теста 243

Критерии проверки и оценки выполнения заданий

с развёрнутым ответом (С1) ...246

Название: ЕГЭ 2010. Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий.

1. Вам не придется покупать другие книги или искать дополнительные материалы, потому что это самые полные сборники экзаменационных вариантов заданий, включающие:
подробные инструкции для участников ЕГЭ, экзаменационные бланки и правила их заполнения, рекомендации по проведению экзамена по предметам;
типовые варианты экзаменационных работ, которые соответствуют всем требованиям ЕГЭ;
ответы на задания частей А и В и критерии оценивания заданий части С.
2. Эти сборники подготовлены специалистами ФИПИ, который является единственным официальным разработчиком заданий для ЕГЭ.
3. Эти сборники включают сразу двенадцать полноценных вариантов экзаменационных заданий, что дает возможность для отличной тренировки и выработки устойчивых навыков действий на экзамене.

В ЕГЭ могут участвовать:
- Выпускники XI (XII) классов общеобразовательных учреждений (далее - выпускники) - на этапе государственной (итоговой) аттестации (в мае - июне);
- поступающие в ССУЗы и ВУЗы (далее - поступающие) - на этапе вступительных испытаний в ССУЗы и ВУЗы.
По решению органа управления образованием субъекта Российской Федерации (далее - ОУО) также в ЕГЭ, проводимом на этапе государственной (итоговой) аттестации выпускников, могут участвовать:
- выпускники прошлых лет;
- выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
ЕГЭ может проводиться по русскому языку, математике, физике, химии, биологии, истории России, обществознанию, географии, литературе, английскому, французскому и немецкому языкам (включающим в себя письменную и устную часть), а также по информатике. Перечень предметов, по которым проводится ЕГЭ в конкретном субъекте Российской Федерации (далее - субъект Федерации), утверждается Рособрнадзором по представлению субъекта Федерации.

СОДЕРЖАНИЕ
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЕГЭ

Правила для участников единого государственного экзамена 5
Описание бланков регистрации и ответов участника ЕГЭ 16
Правила заполнения бланков ответов ЕГЭ 18
Образцы экзаменационных бланков 32
ВАРИАНТЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ
Инструкция по выполнению работы 36
Вариант № 1
Часть 1 37
Часть 2 45
Часть 3 46
Бланки ответов 47
Вариант № 2
Часть 1 49
Часть 2 56
Часть 3 58
Бланки ответов 59
Вариант № 3
Часть 1 61
Часть 2 68
Часть 3 70
Бланки ответов 71
Вариант № 4
Часть 1 73
Часть 2 80
Часть 3 82
Бланки ответов 83
Вариант № 5
Часть 1 85
Часть 2 92
Часть 3 94
Бланки ответов 95
Вариант № 6
Часть 1 97
Часть 2 104
Часть 3 106
Бланки ответов 107
Вариант № 7
Часть 1 109
Часть 2 116
Часть 3 118
Бланки ответов 119
Вариант № 8
Часть 1 121
Часть 2 128
Часть 3 130
Бланки ответов 131
Вариант № 9
Часть 1 133
Часть 2 140
Часть 3 142
Бланки ответов 143
Вариант № 10
Часть 1 145
Часть 2 151
Часть 3 153
Бланки ответов 154
Вариант № 11
Часть 1 156
Часть 2 162
Часть 3 164
Бланки ответов 165
Вариант № 12
Часть 1 167
Часть 2 174
Часть 3 175
Бланки ответов 176
Ответы 178

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ 2010, Русский язык, Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий, Цыбулько, Бисеров, Васильевых, 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ЕГЭ 2016, Русский язык, Методические рекомендации по оцениванию заданий, Цыбулько И.П., Александров В.Н., Арутюнова Е.В., Васильевых И.П.
  • ЕГЭ 2015, Русский язык, Методические рекомендации для учителей, Цыбулько И.П., Бузина Е.В., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Иванов С.Л.

Методическое письмо

Представленные в работе задания охватывали учебный материал всех содержательных блоков, разделов школьного курса русского языка. При этом эти знания и умения по тому или иному разделу, как правило, были востребованы при выполнении всех трёх частей экзаменационного теста. Так, например, применение знаний и умений по фонетике и орфоэпии потребовалось экзаменуемому при работе с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений, а также с языковыми явлениями, предъявленными в тексте.



Все способы предъявления языкового материала не новы для школьников и постоянно используются в практике преподавания русского языка, а овладение умениями, проверяемыми на едином государственном экзамене, является основой формирования предметных компетенций:

  • умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;
  • умение оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
  • умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • умение использовать основные приемы информационной переработки текста;
  • умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • умение создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; осуществлять речевой самоконтроль.

Ориентация процесса обучения в современной школе на интенсивное речевое развитие учащихся требует усиленного внимания к формированию и развитию способности соблюдать в процессе речевого общения нормы современного русского литературного языка.

Освоение выпускниками норм современного русского литературного языка, владение ими обеспечивает правильность речи, составляющую основу индивидуальной культуры речи, предполагает творческое применение норм в разных ситуациях общения. В последние десятилетия в науке достаточно активно разрабатываются принципы организации такого обучения, определяются основные его направления, а также эффективные приемы и средства работы.

Формат заданий ЕГЭ, проверяющих владение тестируемыми различными видами норм русского литературного языка , бал различен. Одни задания были ориентированы на проверку умения экзаменуемых видеть отступление от языковой нормы, то есть находить ошибку, другие задания были нацелены на проверку умения среди предложенных вариантов ответа найти правильный вариант.



Освоение орфоэпических норм

Орфоэпия строится на базе фонетики, поэтому без знания законов фонетической системы русского языка, без дифференциации звуков и букв (вторичных элементов, созданных для обозначения звуков в письменной форме языка) невозможно овладение нормами произношения и ударения. Успешность выполнения задания, проверяющего владение основными орфоэпическими нормами, зависела также от того, насколько экзаменуемый владеет основными нормами произношения слов и отдельных форм слов, а также от знания наиболее употребительных слов русского языка. Низкий процент выполнения задания А2 (Орфоэпические нормы) объясняются тем, что в школьной практике изучению звуковой стороны речи не уделяется должного внимания. Отсюда неразвитость речевого слуха выпускников, многочисленные орфоэпические ошибки. По мнению психологов, речь становится средством коммуникации исключительно в результате согласованной работы слухового и речедвигательного анализаторов. При этом восприятие речи тесно связано с работой памяти человека, хранящей эталон. Для речевой организации существенна как долговременная, так и кратковременная память. Поэтому учащиеся должны произносить слова, вслушиваясь в их конкретное звучание и опираясь на знание основных фонетических законов русского языка (редукция гласных звуков в безударной позиции первой и второй степени; оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова или перед следующими глухими согласными; озвончение глухих согласных перед следующими звонкими согласными), проводить фонетический анализ. При этом должен быть соблюдён определённый порядок фонетического анализа: от звука к букве, а не наоборот.

В приложении к методическому письму дан орфоэпический словник, используемый для составления экзаменационных материалов 2010 года. Он поможет учителю выработать верный методический подход к практическому освоению учащимися орфоэпических норм. Основой такого подхода должны стать постоянное внимание к звучащей речи учащихся и целенаправленное формирование у школьников потребности в систематической работе со словарями.

Освоение лексических норм

В школьном курсе русского языка слово, становясь объектом лексического анализа, рассматривается в разных аспектах (семантическом, функциональном, этимологическом), и каждый аспект рассмотрения требует владения определённой системой понятий. Несмотря на обилие терминов и понятий, с которыми знакомятся учащиеся, изучая раздел «Лексика», центральным остаётся понятие лексического значения слова .

Именно поэтому в экзаменационной работе по русскому языку при проверке овладения выпускниками лексическими нормами проверяется именно умение определять лексическое значение слова. Чтобы справиться с заданиями по лексике, экзаменуемому нужно иметь достаточно большой лексический запас, уметь употреблять слова с учетом точного лексического значения и требования лексической сочетаемости.

Ошибки, связанные с употреблением паронимов, достаточно часто встречаются в речи. Это подтверждают и результаты выполнения экзаменационного теста (А2). Так, примерно в 30 % случаев тестируемые не различают паронимы. Причины ошибок при выполнении этого задания объясняются не только многозначностью аффиксов в русском языке, различной сочетаемостью родственных слов, но и отсутствием у экзаменуемых навыка определения лексического значения слова.

Владение разными способами определения лексического значения слова необходимо и при выполнении задания А11.

Это задание, ориентированное на проверку умения проводить лексический анализ слова в контексте, позволяет оценить умение соотносить слово с тем значением, которое оно получает в тексте. Следует обратить внимание на то, что отбор слов для этого задания обусловлен их стилеобразующей функцией: в научных текстах предпочтение отдаётся специальной, терминологической лексике, знакомой тестируемым (она не выходит за пределы школьной программы). Или, например, для анализа предлагается общеупотребительное слово, приобретающее в контексте терминологическое значение. Средний процент выполнения задания А11 – 68%. Особые затруднения выпускники испытывают при толковании многозначных слов.

Анализ выполнения третьей части экзаменационной работы позволил выделить наиболее типичные речевые ошибки в речи экзаменуемых:

· употребление слова в несвойственном ему значении (употребление слова без учета его точного лексического значения);

· нарушение норм лексической сочетаемости, расширение и суже­ние значения слова;

· неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность;

· немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов и др.

При этом показательно то, что по критерию, указывающему на количество речевых ошибок в сочинении-рассуждении, только 50% от общего числа экзаменуемых смогли получить высший балл.

Разработка проблемы усвоения лексически норм и обогащения словаря учащихся представляет как теоретический, так и практический интерес, так как отличительным признаком литературной речи является, по словам А.М. Пешковского, «максимально обогащенный словарь» и «максимально усложнённый синтаксис». В теории и практике методики русского языка обозначены основные пути работы по обогащению словарного запаса учащихся: наблюдение за своей речью и речью окружающих, направленность при изучении грамматической теории на широкое речевое развитие; воспитание активного отношения к окружающему, к содержанию обучения; развитие способности оценивать происходящее и др. Следует особо подчеркнуть, что эта проблема не может быть решена без учёта особенностей речи школьников различного возраста, так как процесс усвоения норм и словарного обогащения отличается неравномерностью и имеет свои особенности, которые следует учитывать в учебном процессе.

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

(ЕГЭ 2010 г.)

Важной стороной орфоэпии является ударение , то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить.

Отличительные особенности русского ударения - его разноместность и подвижность. Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись - на первом слоге; фонарь, подполье - на втором; ураган, орфоэпия - на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на опредёленном слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других - меняет с место (сравните: тОнна - тОнны и стенА - стЕну - стЕнам и стенАм ).

В последнем примере представлена подвижность русского ударения. В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. «Однако,- как справедливо отмечает К.С. Горбачевич, - если разноместность и подвижность русского ударения и создают некоторые трудности при его усвоении, то зато эти неудобства полностью искупаются возможностью различать с помощью места ударения смысл слов (мУка - мукА, трУсит - трусИт, погрУженный на платформу - погружённый в воду) и даже функционально-стилистическую закреплённость акцентных вариантов (лаврОвый лист, но в ботанике: семейство лАвровых). Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ». Как установлено учёными, большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка.

Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.

Ударение в глаголах

Одна из наиболее напряжённых точек ударения в употребительных глаголах - это формы прошедшего времени.

Ударение в прошедшем времени обычно падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть - сидЕла, стонАть - стонАла. прЯтать - прЯтала, начинАть - начинАла. Вместе с тем группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать. быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить - жил - жИло - жИли - жилА; ждать - ждал - ждАло - ждАли - ждалА; лить - лил - лИло - лИли - лилА. Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить и т. п.).

Исключение составляют слова с приставкой вы-, которая принимает ударение на себя: вЫжить - вЫжила, вЫлить - вЫлила, вЫзвать - вЫзвала.

У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: крАла, слАла, послАла, стлАла.

И ещё одна закономерность. Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАться - началсяЯ, началАсь, началОсь, началИсь; принЯться - принялсЯ, принялАсь , принялОсь, принялИсь.

О произношении глагола звонить в спрягаемой форме. Орфоэпические словари последнего времени совершенно обоснованно продолжают рекомендовать ударение на окончании: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт. Эта традиция опираетсяна классическую литературу (прежде всего поэзию), речевую практику авторитетных носителей языка.

Имена существительные


алфавИт, от Альфа и вИ та

аэропОрты, неподвижн. ударение на 4-ом слоге

бАнты,

бОроду, вин.п.,только в этой форме ед.ч. ударение на 1-ом слоге

бухгАлтеров, род.п.мн.ч., неподвижн. ударение на 2-ом слоге

вероисповЕдание, от веру исповЕдать

граждАнство

дефИс, из нем.яз., где ударение на 2-ом слоге

диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз., где удар. всегда на последнем слоге

договорЁнность

докумЕнт

жалюзИ,

знАчимость, от прил. знА чимый

Иксы, им.п. мн.ч., неподвижн. ударение

каталОг, в одном ряду со словами диалО г, монолО г, некролО г т.п.

квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге

киломЕтр, в одном ряду со словами сантимЕ тр, децимЕ тр, миллимЕ тр…

кОнусы, кОнусов, неподвижн. ударение на 1-ый слог во всех падежах в ед.и мн.ч.

крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь

лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант(ы)

мЕстностей, род.п.мн.ч., в одном ряду со словоформой пО честей, чЕ люстей…, но новостЕ й

мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровО д, нефтепровО д, водопровО д

намЕрение

некролОг, см. каталО г

нЕнависть

нОвости, новостЕй, но: см. мЕ стностей

нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед.ч.

Отрочество, от О трок- подросток

партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

портфЕль

придАное, сущ.

призЫв, в одном ряду со словами позЫ в, отзЫ в(посла), созЫ в, но: О тзыв(на публикацию)

сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах мн.ч. только на 2-ом слоге

срЕдства, им.п.мн.ч.

столЯр, в одном яду со словами малЯ р, доЯ р, школЯ р

созЫв, см. призЫ в

тОрты, тОртов

шАрфы, см. бА нты

шофЁр, в одном ряду со словами киоскЁ р, контролЁ р…

экспЕрт, из франц. яз., где ударение всегда на последнем слоге


Имена прилагательные


вернА, краткое прилаг. ж.р.

давнИшний

знАчимый

красИвее, прил. и нареч. в сравн.ст.

красИвейший, превосх.ст.

кровоточАщий

кУхонный

ловкА, краткое прилаг. ж.р.

мозаИчный

прозорлИва, краткое прилаг. ж.р., в одном ряду со словами смазлИ ва, суетлИ ва, болтлИ ва..., но: прожО рлива

слИвовый, образовано от слИ ва


Глаголы


баловАть, в одном ряду со словами баловАться, избаловАть, разбаловАть…, но:бАловень судьбы

брать-бралА

брАться-бралАсь

взять-взялА

взЯться-взялАсь

включИть-включИшь,

включИт, включИм

влИться-влилАсь

ворвАться-ворвалАсь

воспринЯть-воспринялА

воссоздать-воссоздалА

вручИть-вручИт

гнать-гналА

гнАться-гналАсь

добрАть-добралА

добрАться-добралАсь

дождАться-дождалАсь

дозвонИться-дозвонИтся,

дозвонЯтся

дозИровать

ждать-ждалА

жИться-жилОсь

закУпорить

занЯть-зАнял, занялА,

зАняло, зАняли

заперЕться-заперлАсь (на ключ, на замок и т.п.)

звать-звалА

звонИть-звонИшь, звонИт,

исключИть-исключИт

исчЕрпать

клАсть-клАла

крАсться-крАлась

кровоточИть

лгать-лгалА

лить-лилА

лИться-лилАсь

наврАть-навралА

наделИть-наделИт

надорвАться-надорвалАсь

назвАться-назвалАсь

накренИться-накренИтся

налИть-налилА

нарвАть-нарвалА

насорИть-насорИт

начАть-нАчал, началА, нАчали

обзвонИть-обзвонИт

облегчИть-облегчИт

облИться-облилАсь

обнЯться-обнялАсь

обогнАть-обогналА

ободрАть-ободралА

ободрИть

ободрИться-ободрИшься

обострИть

одолжИть-одолжИт

озлОбить

окружИть-окружИт

опломбировАть, в одном ряду со словами формировА ть, нормировА ть, сортировА ть…

опОшлить-опОшлят

освЕдомиться-освЕдомишься

отбЫть-отбылА

отдАть-отдалА

откУпорить-откУпорил

отозвать-отозвалА

отозвАться-отозвалАсь

перезвонИть-перезвонИт

перелИть-перелилА

плодоносИть

повторИть-повторИт

позвАть-позвалА

позвонИть-позвонИшь-позвонИт

полИть-полилА

положИть-положИл

понЯть-понялА

послАть-послАла

прибЫть-прИбыл-прибылА-прИбыло

принЯть-прИнял-прИняли

принУдить

рвать-рвалА

сверлИть-сверлИшь-сверлИт

снять-снялА

создАть-создалА

сорвАть-сорвалА

сорИть-сорИт

убрАть-убралА

убыстрИть

углубИть

укрепИть-укрепИт

щемИть-щемИт


Причастия


балОванный

включённый-включЁн, см. низведЁ нный

довезЁнный

зАгнутый

зАнятый-занятА

зАпертый-запертА

заселЁнный-заселенА

избалОванный, см. балО ванный

кормЯщий

кровоточАщий

нажИвший

нАжитый-нажитА

налИвший

нанЯвшийся

начАвший

низведЁнный-низведЁн, см. включЁ нный…

ободрённый-ободрЁн-ободренА

обострЁнный

определЁнный-определЁн

отключЁнный

повторЁнный

поделЁнный

понЯвший


прИнятый

приручЁнный

прожИвший

снЯтый-снятА

сОгнутый

Деепричастия


закУпорив

начАвшись


Наречия


донЕльзя

завИдно, в значении сказуемого

зАгодя, разговорное

зАсветло

красИвее, прил. и нареч. в сравн.ст.

ненадОлго

«Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы» / под ред. Р. И.Аванесова. – М.: Русский язык, 1996.

Львов В.В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка». – М.: Дрофа, 2004-2007.

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М.: Просвещение, 2007.

С.И.Львова. Усиленное внимание к смысловой стороне речи – условие эффективности обучения. РЯШ, 1988, №5

4 Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М.:Логос, 2001, 304 с.

Методическое письмо

Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании русского языка в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования

Единый государственный экзамен по русскому языку вводился в условиях вариативности учебников, учебных программ, методик обучения и стал одним из факторов сохранения не только образовательного, но и языкового пространства Российской Федерации как государства с полиэтническим составом населения.

Выделение экзамена по русскому языку в самостоятельный экзамен, уход от такой формы аттестации, как сочинение на литературную тему, где владение языком оценивалось исключительно как сформированность орфографических и пунктуационных навыков, позволили не только учесть достижения современной методики преподавания русского языка, психологической и лингвистической науки, тенденции определения уровней владения языками в мировой практике, но и поднять статус русского языка как учебного предмета, как языка межнационального общения, как государственного языка РФ.

ЕГЭ по русскому языку позволяет получить качественную обобщённую информацию, характеризующую тенденции в состоянии подготовки выпускников по русскому языку и обозначить существующие проблемы в преподавании предмета. Стабильность и сравнимость результатов ЕГЭ по русскому языку последних лет, апробированный инструментарий контроля дают возможность говорить о получении достоверных сведений об уровне подготовки выпускников, выявлять недостатки в усвоении отдельных элементов школьного курса, определять направления совершенствования преподавания предмета в школе. Анализ результатов экзамена позволяет также оценивать качество контрольных измерительных материалов и намечать пути их совершенствования.

Характеристика КИМ ЕГЭ по русскому языку 2009-2010 годов

Принципы структурирования экзаменационной работы, её содержательная основа, отбор типов заданий определяются современными подходами к преподаванию русского языка в школе – ориентированностью школьного курса на развитие речемыслительных и коммуникативных умений и навыков, общей нацеленностью школьного курса русского языка на речевое развитие учащихся.

Все основные характеристики экзаменационной работы 2009 года сохраняются в 2010 году .

Регламентируют разработку КИМ ЕГЭ 2010 года по русскому языку следующие документы:

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ЕГЭ по русскому языку;

Спецификация контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку;

Демонстрационный вариант КИМ для ЕГЭ по русскому языку.

Указанные документы согласованы с научно-методическим советом по русскому языку и размещены на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru).

Содержание экзаменационной работы 2009 года определялось на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования (приложения к Приказам Минобразования России № 1236 от 19.05.98 и № 56 от 30.06.99) и Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089. КИМ ЕГЭ 2010 года опирается только на последний документ.

Каждый вариант экзаменационной работы по русскому языку (в 2009 и 2010 годах) состоит из трёх частей и включает 3 типа заданий: с выбором ответа, с кратким ответом и с развёрнутым ответом. Задания экзаменационного теста позволяют оценить общеобразовательную подготовку по русскому языку выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации и конкурсного отбора в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

В экзаменационную работу включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:

лингвистическую компетенцию , то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

языковую компетенцию , то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

коммуникативную компетенцию , то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Часть 1 (А) содержит 30 заданий с выбором ответа (А1–А30). Эти задания проверяют подготовку выпускников по русскому языку на базовом уровне и предназначались преимущественно для аттестации выпускников за курс средней (полной) школы.

Задания первой части охватывают все разделы и аспекты курса и проверяют:

– лингвистическую подготовку экзаменуемых;

– владение важнейшими нормами русского литературного языка;

– практические коммуникативные умения (чтение).

Часть 2 (В) состоит из 8-ми заданий открытого типа с кратким ответом, проверяющих подготовку по родному языку на высоком уровне сложности .

В заданиях второй части работы выпускникам предлагается самостоятельно сформулировать ответ и записать его кратко: в виде слова (слов) или в виде цифр. Все задания второй части требуют от экзаменуемого проведения того или иного вида лингвистического анализа текста. Выпускнику предлагается найти в тексте примеры того или иного языкового явления либо назвать термин, соответствующий данному примеру. Все восемь заданий второй части работы и три последних задания первой части ориентированы на языковой, смысловой и речеведческий анализ текста, на основе которого экзаменуемый должен написать сочинение.

Каждое правильно выполненное задание из первой и второй частей работы оценивается одним баллом. Исключение составляет задание В8. Максимальный балл за выполнение этого задания – 2 балла.

Часть 3 (С ) включает одно задание с развёрнутым ответом: выпускники должны написать сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. С помощью этого задания выявляется уровень сформированности следующих речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции выпускника:

– понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);

– формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;

– развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;

– выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивать последовательность и связность изложения;

– выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;

– отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

– соблюдать при письме нормы русского литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Для оценки выполнения задания третьей части работы, контролирующего в ЕГЭ коммуникативную компетентность выпускников, разработана система оценивания, включающая 12 критериев. Одни критерии предусматривают оценку соответствующего умения баллами от 0 до 1, другие – от 0 до 2; один критерий – 3 баллами: таким максимальным баллом поощряется работа, где экзаменуемый приводит в подтверждение собственного мнения не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы.

Максимальное количество первичных баллов за третью часть работы составляет 21 балл. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 60 баллов.

Демонстрационные варианты ЕГЭ по русскому языку для 11 класса состоят из двух частей. Первая часть включает в себя задания, в которых нужно дать краткий ответ. Вторая часть представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).

В по сравнению с произошли следующие изменения :

  • Добавлено задание

Все содержат верные ответы ко всем заданиям и критерии оценивания для для задания с развернутым ответом (сочинения).

Демонстрационные варианты ЕГЭ по русскому языку

Отметим, что демонстрационные варианты ЕГЭ по русскому языку представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку за 2002 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку за 2003 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку за 2004 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку за 2005 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку за 2006 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку за 2007 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку за 2008 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку за 2009 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку за 2010 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку за 2011 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку за 2012 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку за 2013 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку за 2014 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку за 2015 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку за 2016 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку за 2017 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку за 2018 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку за 2019 год

Изменения в демонстрационных вариантах ЕГЭ по русскому языку

Демонстрационные варианты ЕГЭ по русскому языку для 11 класса за 2002 - 2014 годы состояли из трех частей. Первая часть включала в себя задания, в которых нужно было выбрать один из предложенных ответов. К заданиям из второй части необходимо было дать краткий ответ. Третья часть представляла собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).

В 2013 году в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку был изменен формат задания А1, и на 30 минут (со 180 до 210 минут) было увеличено время выполнения работы.

В 2014 году в были уточнены критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (критерий К2).

В 2015 году в демонстрационном варианте по русскому языку произошли существенные изменения по сравнению с предыдущими годами:

  • Каждый вариант стал состоять из двух частей (часть 1 - задания с кратким ответом , часть 2 - задание с развернутым ответом в форме сочинения ).
  • Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.
  • Была изменена форма записи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не отмечать крестиком).
  • Количество заданий сократилось с 39 до 25.
  • Был изменен формат заданий работы.

  • Максимальный балл за выполнение работы был уменьшен с 64 до 55 .
  • При проверке понимания лексического значения слова в содержание экзаменационного теста была включена работа со словарной статьёй .
  • В демонстрационном варианте ЕГЭ 2016 года по русскому языку по сравнению с демонстрационным вариантом 2015 года по русскому языку произошли следующие изменения:

    • Расширен отбор языкового материала для выполнения заданий 7 и 8.
    • Уточнены формулировка и критерии оценивания задания 25.
    • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 56 до 57 баллов .

    В демонстрационном варианте ЕГЭ 2017 года по русскому языку по сравнению с демонстрационным вариантом 2016 года по русскому языку изменений не было .

    В демонстрационном варианте ЕГЭ 2018 года по русскому языку по сравнению с демонстрационным вариантом 2017 года по русскому языку произошли следующие изменения :

    • Добавлено задание базового уровня (№20), проверяющее знание лексических норм современного русского литературного языка.
    • максимальный балл за выполнение всей работы увеличен с 57 до 58 баллов .

    В демонстрационном варианте ЕГЭ 2019 года по русскому языку по сравнению с демонстрационным вариантом 2018 года по русскому языку произошли следующие изменения :

    • Добавлено задание (№21), проверяющее умение проводить пунктуационный анализ текста.
    • Изменён формат заданий 2, 9–12.
    • Расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений.
    • Уточнён уровень сложности отдельных заданий.
    • Уточнена формулировка задания 27 с развёрнутым ответом и критерии его оценивания.

    На нашем сайте можно также ознакомиться с подготовленными преподавателями нашего учебного центра «Резольвента» учебными материалами для подготовки к ЕГЭ по математике .

    Для школьников, желающих хорошо подготовиться и сдать ЕГЭ по математике или русскому языку на высокий балл, учебный центр «Резольвента» проводит

    У нас также для школьников организованы



gastroguru © 2017