Использование лечебной физкультуры при ампутациях нижних конечностей. Ампутация ноги: реабилитация, возможные последствия Ходьба на костылях после ампутации ноги

Это похвальное стремление не должно, однако, порождать угрозу безопасности пациента или повреждение культи. Правда, даже сегодня принято считать человека, который передвигается с одной или двумя палками, инвалидом. На рынке труда у него небольшие шансы получить работу.

Кроме того, каждый инвалид хотел бы иметь дома под рукой пару костылей, чтобы сделать несколько шагов даже без протеза: например, ночью добраться до туалета. Трости являются своеобразным «запасным велосипедом» для инвалида с ампутированной ногой! Альтернатива прыгать на одной ноге небезопасна и требует физических усилий, на которые способны только молодые, сильные пациенты. Не каждый может ползать по квартире на четвереньках или самостоятельно пересесть в коляску. Чем выше уровень ампутации, тем хуже общее состояние пациента и тем чаще он длительное время вынужден пользоваться тростями.

Как и при протезировании, мы стремимся, однако, обходиться минимумом вспомогательных приспособлений для ходьбы. Идет ли речь о костыле или трости, их масса должна быть минимальной без ущерба для устойчивости. Трость можно сделать элегантной по форме или замаскировать под зонт или альпеншток. К сожалению, обычные больничные костыли ни в коей мере не соответствуют таким косметическим требованиям. Зато они оплачиваются страховой компанией. Как изделие массового производства, их можно, как правило, регулировать по длине.

Взрослые инвалиды, которые после ампутации ходят с парой костылей, могут спокойно отказаться от перестановочного механизма. Костыли становятся от этого легкими и бесшумными.

Ручки у большинства таких костылей слишком узки для поверхностей кистей пожилых пациентов. У молодых слишком узкая рукоятка может привести к хронической перенагрузке вплоть до синдрома карпального канала. Неудивительно поэтому, что костыли часто уже при обучении ходьбе дополнительно обертывают пористой резиной. Лучше так называемые анатомические рукоятки с широкой площадью. Для сильно деформированных чувствительных рук необходимо изготавливать рукоятки по индивидуальному заказу.

Шипы костылей из резины или полиуретана служат для амортизации ударов и обеспечения контакта с полом. Резиновые шипы, однако, быстро изнашиваются. Для зимы существуют модели с выдвигающимися и складывающимися стальными штифтами.

Поднять упавший костыль с пола для инвалида, перенесшего ампутацию, часто является проблемой Прикрепляемые к костылю зажимы или магнитные защелки на стратегически важных участках могут помочь в такой ситуации.

Костыли с отражающим покрытием облегчают инвалиду переход улицы, особенно если скорость его ходьбы не совпадает со временем смены сигналов светофора.
В нашем распоряжении имеются перечисленные ниже модели костылей.

1. Костыли подмышечные. Старые добрые подмышечные костыли из дерева или металла считаются сегодня устаревшими. Пациенты чувствуют себя полными инвалидами, если им приходится все время ходить с этим символом физического увечья.

Американцы из практических соображений остались верны костылям с подмышечником. Они обеспечивают инвалиду при ранней активизации значительно большую безопасность, чем все другие костыли. Стоя пациент может опираться на оба костыля, и руки у него свободны - большое преимущество, например, при бритье или при открывании двери.

2. Костыли с подлокотником, пред-плечные костыли. Их еще называют американскими, у французов - английскими, а у американцев - канадскими.
Этому вспомогательному средству повсеместно отдается предпочтение. Оно дает хорошую опору, особенно если пользоваться двумя руками. Правда, для использования таких костылей нужны сильная мускулатура плечевого пояса и плеча и хорошо функционирующие плечевые суставы.

3. Костыли с несколькими опорными ножками. Это костыли с подлокотником и тремя или четырьмя ножками. Пациенты перемещают костыли и одновременно нагружают их вместе с протезом. Преимущество перед другими костылями состоит для инвалида в возможности стоять вертикально. Они в особенности подходят после ампутации пациентам с церебральными двигательными иарушениями как при гемиплегии, так и при всех других расстройствах, когда пациенту стоит больших усилий поднимать предметы с пола.

4. Трость. Трость в руке со стороны, противоположной ампутации, разгружает культю, но прежде всего повышает безопасность. Пользование ручной тростью требует, правда, наличия безупречно функционирующих лучезапястно-го и локтевого суставов. Из всех тростей ручная трость имеет большое преимущество - неброский внешний вид. Существуют также модели складывающиеся или стилизованные под старинные.

5. Ходунки, каркас для ходьбы. Они используются в первую очередь для обучения ходьбе в начальной стадии, у пациентов с ослабленным общим состоянием или после ампутации обеих ног. Такой пациент самостоятельно может передвигаться с помощью ходунков или перекатного устройства и отказаться от кресла-каталки.
Это же относится и к каркасам для ходьбы, которые представляют собой раму или подвижный, так называемый реципрокный каркас для ходьбы.

После ампутации нижних конечностей занятия ЛФК необходимо начинать через несколько часов после операции (первый период). В занятия следует включать дыхательные упражнения и упражнения для рук, туловища и здоровой нижней конечности. Этим обеспечиваются активизация вегетативных функций, предупреждение осложнений со стороны легких, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и органов мочевыделения, тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, профилактика нарушений в гомеостазисе. Больной обучается элементарным движениям, необходимым при самообслуживании (поднимание таза, повороты на бок и пр.). С 3-5-го дня добавляются осторожные движения в свободных суставах культи, ритмически сменяемые напряжения и расслабления усеченных мышп (импульсная гимнастика) и мышц сохранившихся сегментов усеченной конечности и т. д.

Упражнения для культи способствуют уменьшению послеоперационного отека. С 5-6-го дня при отсутствии противопоказаний больному разрешают вставать. В занятия включают упражнения в равновесии, упражнения, подготавливающие здоровую конечность к предстоящим повышенным нагрузкам, упражнения, выполняемые в исходном положении стоя, упражнения на «осанку». Больной обучается ходьбе с двумя костылями. Движения во всех суставах усеченной конечности следует выполнять с предельно возможной амплитудой. В сочетании со съемными гипсовыми лонгетами, вытяжением, различными «укладками» культи эти упражнения предотвращают формирование контрактур.

После снятия швов (второй период) общую нагрузку (в занятиях и во время ходьбы с костылями) значительно увеличивают. Используют упражнения с постепенно возрастающим давлением на отдельные участки поверхности культи (за исключением дистального конца и участка, на котором расположен кожный шов) с целью подготовить кожу культи к давлению гильзы протеза. Широко применяют движения во всех суставах усеченной конечности для профилактики контрактур и выработки равновесия (рис. 52 ). За 2-3 дня до пользования учебно-тренировочным протезом включают упражнения в легком давлении на конец культи. При костнопластических ампутациях подготовка «опорности» культи должна осуществляться с учетом стимулирующего воздействия упражнений на процессы сращения опила с трансплантатом (рис. 53 ).

Рис. 52. Типовые упражнения во втором периоде занятий после ампутации нижних конечностей.

Рис. 53. Типовые упражнения во втором периоде занятий после ампутации нижних конечностей.

Во время пользования учебно-тренировочным протезом выполняют упражнения в положении стоя на нем с постепенно увеличивающимся давлением на культю, упражнения в движении протезом, стоя на здоровой ноге, упражнения в равновесии, стоя на протезе и здоровой ноге, обучение ходьбе на протезе (рис. 54 ). Техника ходьбы и методика обучения ей определяются конструкцией протеза, особенностями произведенной ампутации, состоянием больного и степенью «созревания» культи. Как в общеоздоровительных упражнениях, так и в специальных нагрузку постепенно увеличивают.

Рис. 54. Типовые упражнения во втором периоде занятий на временных гипсовых протезах.

При проведении занятий с больными после ампутации нижних конечностей по поводу облитерирующего эндартериита, диабета; атеросклероза и других заболеваний, а также в пожилом возрасте необходимо особенно осторожно и последовательно увеличивать нагрузку, контролируя реакцию со стороны сердечно-сосудистой системы; избегать статических напряжений; чаще менять исходны положения; чередовать активные движения с пассивными; включать больше дыхательных упражнений и упражнений на расслабление, занятия с больными молодого и среднего возраста можно включать элементы спортивных упражнений и игр, выполняемые без протеза и с протезом.

В период подготовки постоянного протеза и овладения полноценной ходьбой (третий период) основное внимание следует уделять совершенствованию техники ходьбы и обучению ходьбе в условиях, максимально приближенных к естественным.

В этом завершающем периоде занятия проводятся на учебно-тренировочной площадке, которая должна иметь: асфальтовую, песчаную, булыжную дорожки и дорожку с препятствиями. На асфальтовую дорожку наносятся краской следы шагов с различным расстоянием между ними. Между песчаной булыжной дорожками устанавливаются перила разной высоты для тех, кто первое время не может обойтись без дополнительной опоры. Для обучения подъему и спуску по наклонной плоскости на учебно-тренировочной площадке должна быть небольшая горка с различной крутизной склонов, а для обучения входу и выходу из трамвая, троллейбуса и автобуса - помост со ступеньками и перилами (рис. 55).

Рис. 55. Учебно-тренировочная площадка для обучения ходьбе на протезах.

Приступая к обучению ходьбе на протезах (временных и постоянных), необходимо прежде всего правильно подобрать костыли, трости и научить пользоваться ими. Неправильно подобранные костыли и трости отрицательно влияют на выработку двигательного навыка (акта ходьбы), на осанку, искажают походку, требуют лишних усилий. Кроме того, неумелое пользование костылями может явиться причиной ряда осложнений - гидроаденита, потертостей и даже пареза дерхних конечностей: Длина костылей определяется в положении стоя по расстоянию от подмышечной впадины до пола. Рукоятка должна располагаться на уровне большого вертела, с тем чтобы при опоре на кисти освобождались от большой нагрузки подмышечные впадины. Длину трости можно определять двумя способами: расстоянием от большого вертела до пола или от кисти до пола при согнутом локтевом суставе под углом 135°. Тростью пользуются со стороны здоровой нижней конечности или более полноценной культи.

Обучение пользованию протезами начинается с надевания протезов. Протезы после ампутации голеней надевают сидя; после ампутации бедра - стоя и сидя; после ампутации обоих бедер - лежа и сидя. На культю надевают шерстяной чехол или чулок без швов и складок. Гильза протеза должна плотно облегать культю. Для ходьбы на протезах большое значение имеет умение сохранять равновесие. Поэтому, прежде чем разрешить больному передвигаться, надо научить его стоять прямо, распределяя вес тела на обе ноги. Первые шаги нужно делать только по прямой, они должны быть небольшими и одинаковой длины. Для выработки ритмичной походки рекомендуется обучать ходьбе под музыку или метроном. Необходимо обращать внимание больного на отдельные элементы шага: перенос тяжести тела на впереди стоящую ногу (или протез) и затем, за счет маятникообразного движения протеза в сочетании с активным движением культи, вынос протеза вперед (избегая движения через сторону).

Для повышения двигательных функций больных и выработки навыков пользования искусственными конечностями наряду с общеизвестным гимнастическим инвентарем (набивными мячами, гимнастическими палками, стенкой, скамейками и т. п.) необходимо использовать специальное оборудование: козелки, трости простые и раздвижные, барьеры переносные, костыли и трости-динамометры; приборы и приспособления для развития концевой опорности культей, силы, выносливости, мышечно-суставной чувствительности, координации движений, профилактики контрактур, плоскостопия и нарушений осанки, обусловленных ампутацией.

Для контроля за уровнем развития двигательных качеств необходимо иметь соответствующие измерительные приборы, позволяющие определять: силу мышц культи, выносливость, концевую опорность, отклонения в осанке, степень нагрузки на трость или костыли во время пользования ими. Кроме того, в кабинете лечебной физической культуры должны быть: два больших зеркала (на противоположных стенах) для контроля за движениями и осанкой во время обучения пользованию протезами; метроном или магнитофон для выработки ритмичной ходьбы; дорожки различной ширины с нанесенными краской следами (для выработки шагов одинаковой длины и ограничения широкого расставления ног при ходьбе на протезах после ампутации обоих бедер). Пол должен быть гладким, не скользким, деревянным или пробковым.

Ампутация нижних конечностей всегда сопровождается большой психической травмой, что необходимо учитывать с целью повышения у занимающихся психического тонуса и создания уверенности в том, что научиться пользоваться протезом может каждый.

Вы найдете их список внизу страницы.

Если вследствие травмы или операции вы не можете нагружать одну из ног, то доктор может порекомендовать вам костыли. Костыли – это медицинские приспособления, которые позволяют сохранять подвижность во время лечения травмированной ноги. Ходить на костылях не так уж просто. В первый раз лучше обратиться за помощью к близким, а также отрегулировать костыли по высоте.

Шаги

Часть 1

Как правильно отрегулировать костыли

    Носите обычную обувь. Перед регулировкой костылей следует удостовериться, что вы в такой же обуви, которую обычно носите. Так вы узнаете правильную необходимую высоту костылей.

    Определите высоту костылей согласно вашему росту. При неправильной высоте костылей может произойти повреждение нервов подмышечной зоны. В нормальном положении между подмышками и верхней частью костылей должен оставаться зазор в 4 см. Иначе говоря, накладки на костылях не должны впиваться вам в бок или находиться на значительном расстоянии.

    • При использовании костылей накладки должны находиться ниже подмышек, а не прямо в них.
  1. Отрегулируйте костыли. Отрегулируйте костыли таким образом, чтобы стоя прямо с руками по швам, рукоятки костылей находились прямо под ладонями. Фиксаторы должны быть на 3 см выше локтя.

    Выровняйте рукоятку по бедру. Чтобы переместить этот элемент, открутите барашковую гайку и выньте болт из отверстия. Переместите рукоять в подходящее место, вставьте болт и затяните гайку.

    Обратитесь к доктору, если на костылях вы не чувствуете себя безопасно. В зависимости от типа повреждения, вам могут предложить и другие варианты.

    Запишитесь к физиотерапевту. Поинтересуйтесь у своего лечащего врача о физиотерапии, ведь ее часто назначают людям, вынужденным использовать костыли. Физиотерапевт поможет вам освоить правильную ходьбу на костылях и будет следить за вашими успехами. Также вам может потребоваться реабилитация, поскольку костыли обычно предписываются после травмы или операции.

Часть 2

Как ходить на костылях

    Возьмите костыли в руки. Сначала их следует расположить четко вертикально. Плечевые накладки должны быть слегка шире плеч, чтобы вы могли протиснуться между костылями, когда встанете. Ножки костылей следует расположить рядом с вашими ногами, а накладки под руками. Возьмитесь руками за рукоятки.

    Переместите вес на здоровую (неповрежденную) ногу. Обопритесь на рукоятки костылей, когда будете вставать, при этом удерживая поврежденную ногу над полом. Весь ваш вес должен приходиться на здоровую ногу. Можно также обратиться за помощью к другу или родственнику.

    • Когда вы приспосабливаетесь передвигаться самостоятельно, то при необходимости можно держаться за что-нибудь устойчивое, будь то тяжелый предмет мебели или поручень.
  1. Сделайте шаг. Чтобы сделать шаг, сначала переместите ножки костылей немного вперед, при этом расстояние между ними должно немного превышать ширину плеч. Не перемещайте ножки более чем на 30 см, чтобы вы могли сохранять устойчивое положение. Когда будете готовы, обопритесь на свободно удерживаемые костыли, отталкиваясь от рукояток и выпрямляя руки, затем перенесите свой вес на руки. Маятниковым движением неспешно переместите свое тело в промежуток между костылями, подняв здоровую ногу и переместив ее вперед. Упритесь ступней здоровой ноги в пол и расположите вторую ногу рядом со здоровой ногой. Повторяйте действия до тех пор, пока не пройдете нужный путь.

    Правильно распределяйте вес во время ходьбы. Опирайтесь на костыли и делайте мах вперед, медленно перемещая вес вперед при помощи предплечий, а не локтей. Рука должна быть немного согнута в локте; задействуйте мышцы рук и не опирайтесь на подмышки.

    Не сжимайте рукоятки слишком сильно. Это может вызвать судороги в пальцах и онемение рук. Старайтесь, чтобы руки были максимально расслабленными. Во избежание судорог старайтесь придать пальцам чашеобразную форму, чтобы костыли падали вам в руки, когда вы отрываете их от земли. Так вы снизите давление на ладони и сможете дольше ходить на костылях, не ощущая дискомфорта.

    Носите вещи в рюкзаке. Используя обычную сумку на одном плече, она будет постоянно мешать костылям. Также она ухудшит вашу устойчивость. Во время ходьбы на костылях лучше носить все свои вещи в наспинном рюкзаке.

Часть 3

Как присаживаться и подниматься по ступеням на костылях

    Опуститесь на стул, чтобы присесть. Удерживайте равновесие на здоровой ноге и поместите оба костыля подмышку руки со стороны слабой ноги. Второй рукой нащупайте стул позади себя. Затем неспешно опуститесь на стул, одновременно приподнимая слабую ногу. Сев на стул, прислоните костыли рядом с собой вверх ногами, чтобы они не упали.

    Осторожно поднимайтесь и спускайтесь по ступеням. Повернитесь лицом к ступеням и возьмите костыли под руку со стороны, противоположной размещению перил/поручня. Свободной рукой вам следует взяться за перила, а второй рукой с костылем удерживайте вес, при этом второй костыль просто удерживайте подмышкой.

    Сначала поставьте костыль на землю. Костыль должен быть рядом с вами, снаружи от здоровой ноги. Возьмитесь второй рукой за перила или поручень со стороны слабой ноги. Не перемещайте костыль до тех пор, пока не сделаете шаг вверх, после чего перенесите костыль на одну ступеньку с вами. Не выставляйте его вперед.

    Поднимите здоровую ногу на первую ступеньку. Используя здоровую ногу, переместите вверх всю массу своего тела. Далее поднимите костыль, чтобы он оказался на одной ступеньке с вами. Затем повторяйте до тех пор, пока не взберетесь на верхнюю ступеньку. Основной подъем должен приходиться на вашу здоровую ногу, а руки используются для равновесия и в качестве опоры. При спуске нужно спускать больную ногу и костыль на ступеньку ниже, а затем здоровой ногой переносить на эту ступеньку всю массу тела.

    Попробуйте перетаскивать свой вес. Если на ступеньках вы ощущаете себя крайне неустойчиво, то можно присаживаться на каждую ступеньку и перетаскивать вес тела вверх или вниз. Для начала следует присесть на нижнюю ступеньку и выставить больную ногу перед собой. Перетащите себя на ступень выше, удерживая костыли второй рукой и подтаскивая их за собой. При спуске выполняется то же самое. Возьмите костыли свободной рукой, а вторую руку и здоровую ногу используется в качестве опор во время спуска.



gastroguru © 2017