Митрополит Вениамин (Федченков). Епископ Вениамин (Милов)

25 мая 1917 года - 13 августа 1922 года Избрание 24 мая 1917 года Церковь Русская православная церковь Предшественник Питирим (Окнов) Преемник Иосиф (Петровых)
Епископ Гдовский ,
викарий Санкт-Петербургской епархии
24 января 1910 года - 25 мая 1917 года Предшественник Кирилл (Смирнов) Преемник Димитрий (Любимов) Имя при рождении Василий Павлович Казанский Рождение 17 (29) апреля (1873-04-29 )
Нименский погост , Каргопольский уезд , Олонецкая губерния , Российская империя Смерть 13 августа (1922-08-13 ) (49 лет)
Петроград , РСФСР Отец свящ. Павел Иванович Казанский Диаконская хиротония 21 ноября 1895 года Пресвитерская хиротония 19 мая 1897 года Принятие монашества 14 октября 1895 года Епископская хиротония 24 января 1910 года Канонизирован 5 апреля 1992 года Архиерейским собором Русской православной церкви Лик святости священномученик День памяти 13 августа (31 июля),
ближайший воскресный день к 7 февраля (25 января) - в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской ,
третий воскресный день после Пятидесятницы - в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии,
12 августа (30 июля) - в Соборе самарских святых
Почитается православие Митрополит Вениамин на Викискладе

Образование

С 1905 года - ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии.

Викарный архиерей

14 мая1916 года, орден Св. Владимира II степени За отлично-усердную службу и труды, понесенные во время военных действий.

Ещё студентом активно участвовал в деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», организуя беседы среди рабочих. Святительский сан воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди.

Часто служил в храмах самых отдалённых и бедных окраин столицы: за Невской и Нарвской заставами , на Охте . Был председателем совета Епархиального братства Пресвятой Богородицы; по этой должности заведовал всеми церковно-приходскими школами епархии. Товарищ председателя всероссийского Александро-Невского братства трезвости (избран на первом заседании Совета братства 15 декабря 1914).

Возглавлял ежегодные многотысячные ходы сторонников трезвости в Александро-Невскую лавру , Троице-Сергиеву пустынь , Колпино. Положил начало служению в петербургских храмах литургий для школьников в различных приходах, сам причащал детей, говорил поучения. Был известен как «неутомимый епископ».

Петроградский владыка

24 мая 1917 года свободным голосованием клира и мирян епархии избран на Петроградскую кафедру (получил 976 голосов выборщиков из 1561), что стало одним из первых случаев демократического избрания епископа на церковную кафедру клириками и мирянами в России; 25 мая (ст. ст.) того же года определением Святейшего Синода за № 3300 утверждён архиепископом Петроградским и Ладожским

С 17 июня (ст. ст.) 1917 года - архиепископ Петроградский и Гдовский (изменение титула определением Святейшего Синода ). 13 августа возведён в сан митрополита.

В качестве правящего архиерея пользовался авторитетом у верующих людей, самоотверженно выступал за защиту их религиозных прав. Способствовал созданию православных братств, развитию духовного просвещения. Сразу после закрытия в Петрограде в 1918 года духовной семинарии было учреждено Богословско-пастырское училище. При ближайшем участии митрополита проходила организация , открывшегося 16 апреля 1920 года . В городе действовали многочисленные богословские и благовестнические курсы. Имел репутацию аполитичного церковного деятеля.

В 1919 году временно управлял Олонецкой епархией , в связи с тем, что местный епископ, Иоанникий (Дьячков) , самовольно покинул её. В октябре 1919 года посетил Петрозаводск, провёл совещание с местным духовенством, нацеливая его на активную пастырскую работу в условиях отделения Церкви от государства.

23 февраля 1922 года был издан декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей для нужд голодающих. Митрополит Вениамин с самого начала выражал желание достичь компромисса с властью по этому вопросу. Он смог договориться о том, что при изъятии ценностей должны были присутствовать представители духовенства, а предметы, имеющие особое значение для верующих, могли заменяться аналогичным металлом по весу. Однако власть сознательно использовала вопрос о церковных ценностях для того, чтобы начать мощную антицерковную кампанию. Поэтому соглашение, достигнутое митрополитом, не соблюдалось, и в ряде церквей были спровоцированы конфликты верующих с представителями власти.

В этих условиях митрополит обратился к клиру и пастве и разрешил «общинам и верующим жертвовать на нужды голодающих … даже и ризы со святых икон, но не касаясь святынь храма, к числу которых относятся св[ятые] престолы и что на них (священ[ные] сосуды, дарохранительницы, кресты, Евангелия, вместилища св[ятых] мощей и особо чтимые иконы)». Более того, призвал верующих даже в случае изъятия святынь не допускать проявления «насилия в той или иной форме». Заявил, что «ни в храме, ни около него неуместны резкие выражения, раздражение, злобные выкрики против отдельных лиц или национальностей». Выступил с призывом к пастырям и пастве к спокойствию: «Сохраните доброе христианское настроение в переживаемом нами тяжёлом испытании. Не давайте никакого повода к тому, чтобы капля какая-нибудь чьей бы то ни было человеческой крови была пролита около храма, где приносится Бескровная Жертва. Перестаньте волноваться. Успокойтесь. Предадите себя в волю Божию».

При образовании в мае 1922 года, по отстранении от управления церковью привлечённого к гражданскому суду Патриарха Тихона , обновленческого Высшего Церковного Управления (ВЦУ), поддержанного властью, отказался признать его законность. В послании к пастве от 28 мая заявил, что никакого сообщения от Патриарха о его отречении и образовании ВЦУ не получал, а потому во всех храмах по-прежнему должно возноситься имя Патриарха.

Арест, суд, расстрел

Поминальный портрет Вениамина (Казанского) на дороге к месту массовых казней на «артиллерийском полигоне на Ириновской железной дороге» (лесной участок Ржевского артиллерийского полигона, прилегающий к Рябовскому шоссе между бывшими станциями Ковалёво и Приютино)

Митрополит Вениамин (в миру Иван Афанасьевич Федченков) родился 2 сентября (ст. ст.) 1880 года в селе Ильинка (Вяжли) Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Отец Владыки - Афанасий Иванович - был крепостным крестьянином И. И. Баратынского, затем служил там же конторщиком. Семья жила трудно, в поте лица зарабатывая хлеб насущный. Но благодаря постоянному труду и самоограничению, родители сумели дать шестерым детям хорошее образование. Трое из них "пошли по духовной дороге".

Начальное образование будущий митрополит получил в земской школе в селе Сергиевка того же Кирсановского уезда, затем два года проучился в Кирсановском уездном училище (1891-1893), после чего последовательно окончил духовное училище в Тамбове и Тамбовскую Духовную Семинарию. Затем поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, в которой проучился до 1917 года, окончив Академию с ученой степенью кандидата богословия. В академии И. А. Федченков встретил духовного наставника архимандрита (впоследствии архиепископа Феофана (Быстрова,+1940), связь с которым сохранил и в дальнейшем, когда оба они, учитель и ученик, оказались в вынужденном изгнанничестве за пределами Отечества. Архимандрит Феофан был духовником и "аввой" Ивана Федченкова. Он же совершил его пострижение в монашество в ноябре 1907 года.

В декабре 1907 года монах Вениамин, нареченный при постриге в честь святого мученика диакона Вениамина (память 12 октября и 31 марта), был рукоположен во иеродиакона, а неделю спустя в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялось его рукоположение в сан иеромонаха.

В 1910-1911 годах отец Вениамин исполнял должность доцента Санкт-Петербургской Духовной академии по кафедре Пастырского богословия, Гомилетики и Аскетики. В декабре 1911 года отец Вениамин получил назначение на должность ректора Таврической Духовной Семинарии, а 26 декабря в Выборге он был возведен архиепископом Сергием (Страгородским) в сан архимандрита. В конце лета 1913 года архимандрит Вениамин получил новое назначение, заняв пост ректора Таврической Духовной Семинарии.

События февраля 1917 года застали архимандрита Вениамина в Твери. События эти, как видно из книги воспоминаний владыки Вениамина, далеко не бескровные, вызвали у него чувство сердечной скорби по поводу разгоравшегося братоубийства. Осенью 1917 года он был избран ректором Таврической Духовной Семинарии. В феврале 1919 года архимандрит Вениамин (Федченков) был хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии, и определен на должность настоятеля Херсонесского монастыря в Одессе.

Весна 1920 года ознаменовалась для викария Таврической епархии вступлением в белое движение. По приглашению генерала П. Н. Врангеля он возглавил военное и морское духовенство Русской Армии. Как епископ Армии и Флота (таков был новый титул владыки) он координировал деятельность военных священников, выезжал на фронт, под его руководством осуществлялось издание газеты "Святая Русь". Он прошел вместе с белыми до конца и оставил пределы России в ноябре 1920 года.

В Константинополе епископ Вениамин вошел в состав Высшего Церковного Управления за границей, а также стал членом образованного при генерале Врангеле Русского Совета. Осенью 1923 года по приглашению архиепископа Савватия (Врабец,+1953), находившегося в юрисдикции Константинопольского Патриарха, епископ Вениамин стал его викарием в Карпатской Руси, входившей в то время в состав Чехословакии. Летом 1924 года епископ Вениамин жил в "Петковице", но монастырем не управлял, посвятив себя монашескому деланию и работе над богословскими сочинениями. Летом 1925 года епископ Вениамин был приглашен митрополитом Евлогием (Георгиевским,+1946) в Париж в качестве инспектора и преподавателя Православного Богословского Института имени преподобного Сергия.

В 1927 году подал прошение об увольнении на покой и, получив из Москвы соответствующий указ, удалился в пустынный скит св. Саввы Сербского, где жил вдвоем с сербским монахом-подвижником. В скиту владыка подвизался в 1927-1928 годах,

В мае 1933 года владыка Вениамин выехал в Америку, где он должен был прочитать цикл лекций о Русской Православной церкви. В ноябре 1933 года владыка Вениамин был назначен архиепископом Алеутским и Северо-Американским с оставлением экзархом Московской Патриархии в Америке.

В годы Великой Отечественной войны митрополит Вениамин стал одним из вдохновителей мощного патриотического движения, охватившего все слои русской эмиграции.

В декабре 1944 года митрополит Вениамин получил из Москвы приглашение прибыть на Поместный Собор. В начале 1945 года после 25 лет изгнанничества митрополит Вениамин вновь вступил на родную землю. Он участвовал в работе Поместного собора, в избрании и интронизации Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского,+1945), совершал богослужения в московских храмах, общался с церковным народом, с духовенством и иерархами.

В феврале 1948 года владыка окончательно возвратился на Родину и был назначен на Рижскую кафедру. В марте 1951 года митрополит Вениамин был переведен на Ростовскую кафедру, где пробыл до конца 1955 года. В эти годы он особенно сблизился со святителем Лукой, архиепископом Симферопольским и Крымским (+1961) - знаменитым "святителем-хирургом", подвижником благочестия. Затем Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) митрополиту Вениамину (Федченкову) определено было быть митрополитом Саратовским и Балашовским. К этому времени состояние здоровья владыки сильно ухудшилось. В 1958 года владыка ушел на покой и 27 февраля 1958 года поселился в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Когда позволяло состояние здоровья, служил в монастырских храмах и проповедовал, приводил в порядок свое богатое духовно-литературное наследие. В эти последние годы он пережил самое тяжелое испытание - лишился дара речи.

4 октября 1958 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского, владыка Вениамин почил о Господе и был погребен в пещерах монастыря. Место его погребения окружено почитанием братии и благочестивых паломников.

В миру Федченков Иван Афанасьевич, родился 2(14) сентября 1880 года в селе Ильинка (Вяжли) Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Отец - Афанасий Иванович - был крепостным крестьянином И. И. Баратынского, затем служил там же конторщиком.

В детстве Ваня часто болел. По причине слабого здоровья его даже крестили в самый день от рождения. В возрасте полутора лет он опасно заболел воспалением легких, и мать дала обет Богу: в случае, если сын останется жив, сходить с ним вместе на поклонение мощам святителя Митрофана Воронежского . Младенец выздоровел, и мать отправилась вместе с ним в путь.

О том, что произошло дальше, Владыка узнал через много лет от своей сестры. “Мать стояла в храме св. Митрофана. Мимо нее проходил какой-то сторож-монах. Я, младенец, вертелся (а может быть, и чинно стоял) возле матери. Он, должно быть, благословил нас, а обо мне сказал: “Он будет святитель!” И мать мне никогда об этом не говорила”.

Начальное образование получил в земской школе в селе Сергиевка Кирсановского уезда, затем два года проучился в Кирсановском уездном училище (1891-1893).

Обучался в Тамбовском духовном училище и в Тамбовской Духовной семинарии.

Затем поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, окончив её со степенью кандидата богословия. В академии встретил духовного наставника архимандрита (впоследствии архиепископа Феофана (Быстрова) , связь с которым сохранил и в дальнейшем, когда оба они, учитель и ученик, оказались в вынужденном изгнанничестве за пределами Отечества.

Архимандрит Феофан был духовником и “аввой” Ивана Федченкова. Он же совершил его пострижение в монашество 26 ноября 1907 года, в канун празднования в честь иконы Божией Матери “Знамение”.

Будучи студентом первого курса, будущий митрополит Вениамин тяжело заболел и попал в больницу, где по совету архимандрита Феофана стал прилежно читать аскетические творения святых отцов (аввы Дорофея, преподобных Варсонофия и Иоанна, преподобного Иоанна Лествичника и преподобного Макария Великого , которых до этого времени не знал или читал поверхностно. “Чтение этих аскетических творений, - писал впоследствии митрополит Вениамин, - так сильно подействовало на меня, что очень скоро я почувствовал влечение к иночеству, никому о том не говоря…

И постепенно стало нарастать стремление к Богу. Начал сознавать недостаточность прочих идеалов, хотя бы и хороших, вроде служения ближним; и во всяком случае мне стало совершенно понятно, что человека ничто не может удовлетворить, кроме любви к Богу”.

Летом 1905 года Иван вместе с двумя сокурсниками побывал на Валааме, где студенты, знакомившиеся с жизнью “Северного Афона”, посетили насельника Иоанно-Предтеченского скита схимонаха Никиту-старца, почитавшегося братией монастыря и приезжими богомольцами.

Подвижник долго беседовал с юношей, пророчески назвал его “владыкой” и благословил вступить на иноческий путь. Другой подвижник - старец Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой Лавре иеромонах Исидор (Козин) - также предсказал будущему митрополиту его жизненную дорогу.

В академические годы в жизни И.А. Федченкова - иеромонаха Вениамина произошла еще одна знаменательная встреча. В ноябре 1904 года будущий святитель вместе с двумя товарищами по академии впервые побывал в Кронштадте у отца Иоанна.

После своего рукоположения, иеромонах Вениамин вновь посетил Кронштадтского праведника и сослужил ему в Божественной литургии. Последний раз отец Вениамин был у батюшки за полгода до его кончины, последовавшей 20 декабря 1908 года.

В дальнейшем он на протяжении всей своей долгой жизни обращался к творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского и хранил в сердце образ этого пламеного молитвенника.

В условиях эмиграции (сам Владыка называл свою жизнь за границей беженством, подчеркивая тем самым вынужденный характер отрыва от Родины) епископ Вениамин осеняет именем отца Иоанна просветительскую деятельность русских беженцев, сохранивших верность Московской Патриархии. При основанном им в Париже Трехсвятительском подворье действовали Православное издательство и Типография имени отца Иоанна Кронштадтского .

В числе книг, выпущенных в свет этим издательством, была и его книга, составленная по творениям кронштадтского подвижника - “Небо на земле. Учение о. Иоанна Кронштадтского о Божественной литургии”. В состав книги “Божьи люди” вошел очерк “Отец Иоанн” - небольшое по объему произведение, составленное Владыкой в период его служения в Америке (1933-1948). Отцу Иоанну посвящен и труд митрополита Вениамина “Подвиг преподобничества”. В 1950-х годах Владыка завершил свое фундаментальное исследование “Отец Иоанн Кронштадтский ”.

3 декабря 1907 года монах Вениамин, нареченный при постриге в честь святого мученика диакона Вениамина (память 12 октября и 31 марта), был рукоположен ректором академии епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) во иеродиакона, а 10 декабря в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялось его рукоположение в сан иеромонаха. Хиротонию совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский).

Окончив в 1907 году Санкт-Петербургскую духовную академию, был оставлен при ней профессорским стипендиатом по кафедре Библейской Истории у профессора архимандрита Феофана (Быстрова) . По окончании стипендиатского года был назначен личным секретарем архиепископа Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского).

В 1910-1911 годах отец Вениамин исполнял должность доцента Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре Пастырского богословия, Гомилетики и Аскетики.

В октябре 1911 года по желанию он был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии, но эту должность занимал недолго, около трех месяцев.

21 декабря 1911 года получил назначение на должность ректора Таврической духовной семинарии, а 26 декабря в Выборге он был возведен архиепископом Сергием (Страгородским) в сан архимандрита.

26 августа 1913 года архимандрит Вениамин получил новое назначение, заняв пост ректора Тверской духовной семинарии.

События февраля 1917 года застали архимандрита Вениамина в Твери. События эти, как видно из книги воспоминаний Владыки Вениамина, далеко не бескровные, вызвали у него чувство сердечной скорби по поводу разгоравшегося братоубийства. Монархист по убеждениям, он тяжело переживал падение православной монархии, как патриот-государственник скорбел о военных поражениях России и о “параличе власти”, который грозил привести страну к хаосу.

Октябрь 1917 года застал отца Вениамина уже в Москве. Дело в том, что летом 1917 года на Епархиальном съезде в Твери он был избран от церковнослужителей епархии членом Поместного Собора Православной Российской Церкви и принимал деятельное участие в его работе. Архимандрит Вениамин был сторонником восстановления патриаршества, участвовал в избрании на Патриарший престол святителя Тихона, которого глубоко чтил.

Осенью 1917 года он был избран ректором Таврической духовной семинарии. В качестве представителя духовно-учебных заведений и заместителя епархиального архиерея, архимандрит Вениамин участвовал в работеУкраинского Верховного собора в Киеве (с декабря 1917 по декабрь 1918 года), где ему пришлось вместе с митрополитом Платоном (Рождественским), другими иерархами, клириками и мирянами отстаивать единство церкви от посягательств украинских церковных “самостийников”, группировавшихся вокруг т.н. “Верховной Рады”, требовавшей немедленного разрыва с законной Высшей Церковной властью и действовавшей под лозунгом: “Прочь от Москвы!” Твердость, а порой и личное мужество, проявленное сторонниками законной канонической власти в Церкви, разрушило планы “самостийников”. Печальным следствием деятельности Церковной Рады стал”липковский” или “самосвятский” раскол, с последователями которого Владыке Вениамину приходилось сталкиваться в дальнейшем во время его служения в Америке.

По постановлению Священного Синода Украинской Автономной Церкви, действовавшего под председательством митрополита Платона (Рождественского) в Одессе архимандрит Вениамин 10 февраля 1919 года был хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии, и определен на должность настоятеля Херсонесского монастыря в Одессе.

Хиротония состоялась в Покровском соборе Севастополя, ее возглавил архиепископ Димитрий (Абашидзе) в сослужении других иерархов. В то время Севастополь занимали Вооруженные Силы Юга России. Летом город заняли красные, и епископ Вениамин был арестован местной “чрезвычайкой”, но под давлением паствы властям пришлось вскоре его освободить.

Весна 1920 года ознаменовалась для него вступлением в белое движение. По приглашению генерала П. Н. Врангеля он возглавил военное и морское духовенство Русской Армии, образованной в мае 1920 года из реорганизованных Вооруженных сил Юга России, эвакуировавшихся в Крым в январе-феврале 1920 года. Как епископ Армии и Флота (таков был новый титул Владыки) он координировал деятельность военных священников, выезжал на фронт, под его руководством осуществлялось издание газеты “Святая Русь”.

Большая работа проводилась епископом Вениамином по оказанию помощи клирикам-беженцам и членам их семей. У епископа Вениамина сложились достаточно близкие отношения с главнокомандующим Русской Армией, и Врангель пригласил его, как представителя Церкви, в образованный в Крыму Совет министров.

Епископ Вениамин принимал участие в организации дней всенародного покаяния, в организации крестных ходов, прилагал усилия к тому, чтобы поднять духовно-нравственный уровень своей паствы, но очень скоро столкнулся с теплохладностью и даже безрелигиозностью многих белых вождей и воинов. Но ради той, пусть незначительной количественно, но бесконечно дорогой для него части белого воинства, воевавшей “за Бога и Родину”, он прошел вместе с белыми до конца и оставил пределы России в ноябре 1920 года.

В Константинополе епископ Вениамин вошел в состав Высшего Церковного Управления за границей, а также стал членом образованного при генерале Врангеле Русского Совета. Проживая в 1920-1921 годах в Болгарии, он, как епископ Армии и Флота, посещал храмы и приходы, учрежденные беженскими и воинскими организациями в Турции, Греции, Болгарии и Сербии.

В этот же период Владыка Вениамин возглавил комиссию по организации церковной жизни русского Зарубежья. Под его председательством в Константинополе прошел “епархиальный съезд”, подготовивший Карловацкий Собор 1921, состоявшийся в ноябре 1921 года под председательством митрополита Антония (Храповицкого). От имени Собора епископу Вениамину, как инициатору всезарубежного церковного форума, была выражена благодарность и возглашено многолетие.

Предпринимая усилия по организации самостоятельного церковного управления для русского Зарубежья Владыка Вениамин, как и большинство русских беженцев в те дни, полагал, что пребывание за рубежом будет носить временный характер. Прежде всего он стремился к тому, чтобы зарубежная церковная власть действовала под омофором святителя Тихона, патриарха Всероссийского.

Когда в Сремские Карловцы поступил Указ Святейшего Патриарха Тихона и соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета об упразднении Карловацкого Всезаграничного Высшего церковного управления (№ 347 от 5 мая 1922 года), епископ Вениамин (единственный из состава ВЦУ) принял указ к исполнению и решил удалиться в монастырь Петковица (св. Параскевы) близ города Шабаца в Сербии, где собрал более 20 человек братии из числа русских беженцев. При этом до 1923 года он продолжал исполнять обязанности епископа Армии и Флота.

Осенью 1923 года по приглашению архиепископа Савватия (Врабец), находившегося в юрисдикции Константинопольского Патриарха, епископ Вениамин стал его викарием в Карпатской Руси, входившей в то время в составЧехословакии. За восемь месяцев своей деятельности там Владыка Вениамин присоединил к Православию 21 униатский приход, но в мае 1924 года под давлением правительства Югославии власти Чехословакии выслали епископа Вениамина из страны.

Это было связано с тем, что на территории Чехословакии действовали православные приходы Сербской юрисдикции, возглавлявшиеся епископом Гораздом (Павликом), и деятельность епископа Вениамина могла привести к осложнениям в отношениях между странами.

Летом 1924 года епископ Вениамин жил в Петковице, но монастырем не управлял, посвятив себя монашескому деланию и работе над богословскими сочинениями, а осенью того же года он стал законоучителем Донского Кадетского корпуса в городе Билеча. Летом 1925 года епископ Вениамин был приглашен митрополитом Евлогием (Георгиевским) в Париж в качестве инспектора и преподавателя Православного Богословского Института имени преподобного Сергия.

В 1926 году епископ Вениамин принял от митрополита Антония (Храповицкого) назначение на должность начальника Богословско-пастырских курсов и законоучителя Русского Кадетского Корпуса, а также настоятеля русского прихода в городе Бела Црква на северо-востоке Югославии, но летом 1927 года снова удалился в Петковицу. Здесь его застала известная ”Декларация” митрополита Сергия (Страгородского).

В решении непростого для нас вопроса о принятии или отказе от “Декларации”, Владыка руководствовался не только соображениями церковной пользы, он стремился разрешить этот вопрос духовно, совершая “сорокоуст” служения Божественной литургии, обращаясь за советом и благословением к насельникам Святой Горы Афон схиархимандриту Кирику - духовнику Пантелеимонова монастыря, и архимандриту Мисаилу (Сопегину).

Служение “сорокоустов” в трудные моменты жизни - неотъемлемая черта духовного облика Владыки Вениамина. Оставленные Владыкой записи его переживаний во время “сорокоустов” чрезвычайно полезны и поучительны для православных христиан, особенно для клириков.

Присоединившись к “Декларации”, епископ Вениамин одновременно передал через митрополита Евлогия прошение об увольнении на покой и, получив из Москвы соответствующий указ, удалился в пустынный скит св. Саввы Сербского , где жил вдвоем с сербским монахом-подвижником. Этот скит находился близ знаменитого сербского монастыря Студеница. В скиту Владыка подвизался в 1927-1928 годах, а в 1929 году по благословению епископа Шабацкого Михаила принял настоятельство в Петковице, но уже осенью того же года был снова вызван в Париж митрополитом Евлогием и вновь занял прежний пост инспектора и преподавателя Сергиевского Богословского Института.

В 1930 году после разрыва митрополита Евлогия (Георгиевского) с Московской Патриархией и его ухода под омофор Константинопольского патриарха, Владыка Вениамин, сохранивший верность Матери Церкви, должен был оставить институт, а вместе с тем и утратить то, чем дорожил каждый русский изгнанник на чужбине - кров над головой и скромные средства к существованию.

По инициативе епископа Вениамина, вокруг которого собралась небольшая, но очень сплоченная группа прихожан, в Париже было организовано Патриаршее подворье с храмом во имя Святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста . Посвящение главного престола Владыка Вениамин объяснял своей надеждой на то, что “как три партии православных христиан, оспаривавшие каждая преимущество своего главы - Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустого , в конце концов соединились вместе, воздав одинаковую честь святителям (30 января), так молитвами этих святителей и нынешнее заграничное разделение, имеющее в отколах от матери церкви чисто земные цели, оставит греховные начала и воссоединится с Единою патриаршею нашею церковью”.

В мае 1933 года Владыка Вениамин выехал в Америку, где он должен был прочитать цикл лекций о Русской Православной Церкви. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский), разрешивший эту поездку, дал Владыке поручение выяснить позицию митрополита Платона (Рождественского) по отношению к Московской Патриархии.

Митрополит Платон, самочинно провозгласивший свой Митрополичий округ автономным, от контактов с Владыкой Вениамином уклонился, и тогда вступило в действие имевшее первоначально условный характер распоряжение митрополита Сергия о назначении Владыки Вениамина управляющим епархией в звании архиепископа и временного экзарха Северо-Американской епархии.

Вскоре последовал и соответствующий указ за № 319 от 27 марта 1933 года. Митрополит Платон этому распоряжению не подчинился и был смещен за учинение раскола и провозглашение автономии. Тогда определением Временного Патриаршего Синода от 22 ноября 1933 года Владыка Вениамин был назначен архиепископом Алеутским и Северо-Американским с оставлением экзархом Московской Патриархии в Америке.

При этом архиепископ Вениамин оказался в крайне тяжелом положении. С одной стороны он осознавал себя представителем законной канонической власти, но с другой стороны - он был экзархом без экзархата, архипастырем без паствы. У митрополита Платона и продолжателя его линии митрополита Феофила (Пашковского) были свои, пусть и не обоснованные канонически, но весьма веские причины, которые и определяли их деятельность.

Эти причины были связаны как со спецификой церковной жизни в Америке того времени, так и с настроениями паствы. Их поддерживало подавляющее большинство клира и мирян, и Владыке Вениамину пришлось положить немало сил, чтобы приобрести тот высокий авторитет, которым он обладал к концу своего служения в Америке. А в первое время ему приходилось спать на полу, подметать улицы, терпеть оскорбления за верность Матери-Церкви.

Как-то после одного собрания для безопасности ему предложили выйти через запасной выход. Но Владыка решил идти, как и входил, через главный вход. Кто-то бросил в него окурок, послышались оскорбительные выкрики раскольников. Но архиепископ Вениамин невозмутимо и мужественно сохранил свое достоинство.

Но при всех скорбях и лишениях, выпавших на долю его самого и его сотрудников, Владыка неизменно благодарил Бога и молился за своих гонителей и всех, кто ему чем-либо “досаждал”. Свидетельство тому - страницы его дневников и “сорокоустов”. Они же свидетельствуют о том, как глубоко и сокрушенно переживал Владыка любой конфликт с ближним, как умел просить прощение, как оберегал свой душевный мир, гармонию духа. Поношения Владыка сносил с христианской кротостью и смирением.

Неутомимая работа по устроению церковных дел требовала от Владыки колоссального напряжения душевных и физических сил. Он часто посещал американские и канадские приходы, совершал богослужения и проповедовал. После богослужений за трапезой любил вести духовные беседы. Он вообще был замечательным проповедником, и его проповеди надолго запоминались слушателям.

В годы Великой Отечественной войны митрополит Вениамин стал одним из вдохновителей мощного патриотического движения, охватившего все слои русской эмиграции. В это движение влились люди самых разных политических и религиозных взглядов, православные разных юрисдикций. Последнее во многом способствовало объединению православных людей в Америке, тенденции к которому наметились именно в военные годы.

22 июня 1941 года, в день начала войны, митрополит Вениамин произнес вдохновенную проповедь в церкви Серафимовского подворья Русской Патриаршей Церкви, в которой выразил свое твердое упование на то, что предстоящие тяжелые испытания попущены Промыслом Божиим “ко благу нашей Православной церкви и Родины”, а затем отслужил первый молебен Всем святым Земли Русской о даровании победы православному народу русскому.

В первый же день войны он заявил: “Все кончится добром!” И с этого дня Владыка неустанно трудился на патриотическом поприще, соединяя свое церковное служение с общественным. Он выступал с лекциями в аудиториях, где производился сбор денежных средств в пользу России, выступал с речами на митингах в разных городах Америки.

Особенное впечатление на присутствующих произвела его речь, произнесенная 2 июля 1941 года на грандиозном митинге в Нью-Йоркском Мэдисон-Сквер-Гарден. “Всякий знает, - сказал тогда Владыка, - что момент наступил самый страшный и ответственный для всего мира. Можно и должно сказать, что от конца событий в России зависят судьбы мира… Вся Русь встала! Не продадим совесть и Родину!”

Митрополит Вениамин был председателем Медицинского Комитета помощи России, членом Национального Комитета Славянского Конгресса САСШ; членом Международного Комитета помощи России.

В декабре 1944 года митрополит Вениамин получил из Москвы приглашение прибыть на Поместный Собор и со своей стороны предпринял все усилия для того, чтобы в Москву были приглашены также представители митрополита Феофила (Пашковского).

Пребывание делегации Митрополичьего округа в Москве привело в дальнейшем к примирению отколовшихся с Матерью . Правда, единение продлилось сравнительно недолго.

В начале 1945 года после 25 лет изгнанничества митрополит Вениамин вновь вступил на родную землю. Он участвовал в работе Поместного собора (31 января-2 февраля 1945 года), в избрании и интронизации патриарха Алексия I (Симанского), совершал богослужения в Московских храмах, общался с церковным народом, с духовенством и иерархами.

Главное впечатление, которое он увозил с собой в Америку - уверенность в том, что народ сохранил живую веру в Бога, несмотря на годы жесточайших гонений, и в значительной своей части остался верен Православной Церкви.

18 февраля 1948 года Владыка окончательно возвратился на Родину и был назначен на Рижскую кафедру. “Радуйтесь, всегда радуйтесь, и в скорбях радуйтесь”, - такими словами он приветствовал свою новую паству. Служение Владыки в Латвии продолжалось сравнительно недолго, до марта 1951 года, но за это время он успел много сделать: добился от властей разрешения на издание бюллетеня Рижской епархии “Вести”, на страницах которого помещались и его богословские статьи и проповеди , подготовить к открытию двухлетние пастырские курсы, устроить в Дубултах под Ригой скит (под видом архиерейской дачи) с храмом во имя святого равноапостольного князя Владимира.

В марте 1951 года митрополит Вениамин был переведен на Ростовскую кафедру, где пробыл до конца 1955 года. В эти годы он особенно сблизился со святителем Лукой, архиепископом Симферопольским и Крымским.

Указом патриарха Московского и всея Руси Алексия I от 30 ноября 1955 года (№ 2030) митрополиту Вениамину (Федченкову) определено было быть митрополитом Саратовским и Балашовским. Новое назначение было связано с тем, что в Саратове в то время действовала духовная семинария, и поэтому там требовался архиерей с высшим богословским образованием и опытом педагогической деятельности.

К этому времени состояние здоровья Владыки сильно ухудшилось, он перенес инсульт, часто болел, но в период новых гонений на Церковь , развернутых властями в конце 50-х годов, призывал свою паству к твердому стоянию за веру и Церковь .

В феврале 1958 года Владыка ушел на покой и 27 февраля 1958 года поселился в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Когда позволяло состояние здоровья, служил в монастырских храмах и проповедовал, приводил в порядок свое богатое духовно-литературное наследие. В эти последние годы он пережил самое тяжелое испытание - лишился дара речи.

4 октября 1961 года Владыка Вениамин скончался и был погребен в пещерах монастыря. Место его погребения окружено почитанием братии и благочестивых паломников.

Дата рождения: 2 октября 1952 г. Страна: Россия Биография:

Родился 2 октября 1952 г. в г. Сокол Вологодской обл. в верующей семье. В 1969 г. закончил среднюю школу г. Марганец Днепропетровской обл.

В 1969-1975 гг. обучался на механико-математическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. С сентября 1975 г. по январь 1976 г. работал в должности инженера в Институте математики и механики Казахской Академии наук в г. Алма-Ата. С мая 1976 г. по июнь 1978 г. работал младшим научным сотрудником во ВНИИ синтеза минерального сырья в г. Александрове Владимирской обл. В 1978 г. вступил в брак.

В 2002 г. по обоюдному согласию брак расторгнут и обоими супругами подано прошение о монашеском постриге.

13 марта 2003 г. архиепископом Михеем (Хархаровым) пострижен в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина (Воскресенского), епископа Романовского. Супруга, монахиня Иоанна (Лихоманова), в настоящее время является настоятельницей Иоанно-Мариинского женского монастыря в г. Ставрополе.

8 октября 1978 г. митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном (Вендландом) рукоположен в сан диакона, 14 октября ― во пресвитера с назначением вторым священником Воскресенского собора г. Тутаева.

С 9 октября 1979 г. ― настоятель Воскресенского собора г. Тутаева и благочинный церквей Тутаевского округа.

В 1984 г. окончил Московскую духовную семинарию, а в 1999 г. ― по сектору заочного обучения.

С 1993 г. избирался в члены епархиального совета , в 2003-2009 гг. исполнял обязанности секретаря епархиального совета. В 1994-2006 гг. нес послушание председателя епархиального отдела катехизации и религиозного образования.

В 1996-2003 гг. — главный редактор газеты «Ярославские епархиальные ведомости».

В 1996-1997 гг. и 1999-2003 гг. исполнял обязанности ректора Ярославского духовного училища. В 2006 г. назначен заведующим отделением теологии, а с 2008 г. — заведующий кафедрой теологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.

С 2007 г. — духовник Ярославской епархии.

Участник Поместных Соборов Русской Православной Церкви 1990, 2009 гг., делегат двух миссионерских съездов.

С 2002 г. — сопредседатель секции «Православное краеведение в системе образования» Международных Рождественских чтений. Участвовал в качестве докладчика в работе более 30 научных и учебно-методических конференций различных уровней.

Решением Священного Синода от 31 мая 2010 г. () епископом Рыбинским, викарием Ярославской епархии.

Награды:

Церковные:

  • 2012 г. — св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • орден свт. Иннокентия Московского III ст.

Светские:

  • медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II ст.;
  • золотая медаль Российского фонда Мира;
  • почетная грамота Министерства образования РФ;
  • почетная грамота губернатора Ярославской области.
Web-сайт:

Высокопреосвященнейший архиепископ Вениамин находится на Владивостокской кафедре с 21 сентября 1992 года.

Родился 8.11.1938 года в селе Хороль Приморского края, в верующей семье рабочего. По жизненным обстоятельствам только в возрасте семи лет Бориса смогли покрестить. Его отец воевал на фронтах Великой Отечественной войны, поэтому с детства Борис приобщился к труду, помогая маме и родным братьям. С 1947 года он стал жителем города Владивостока. Здесь в 1957 году окончил среднюю школу. В армию не был призвал из-за болезни. Некоторое время работал рабочим на Дальзаводе. Пономарил в единственном тогда во Владивостоке небольшом православном храме на Первой Речке.

По благословению настоятеля прихода в 1959 году поступил в Московскую Духовную семинарию, которую блестяще закончил в 1963 г. и сразу поступил в Московскую Духовную Академию. Ее он завершил в 1967 г., защитив кандидатскую диссертацию по кафедре Основного богословия на тему: "Доказательство бытия Божия и бессмертия души в философской системе Э.Канта и анализ их на основании христианского мировоззрения". Его оставили при академии профессорским стипендиатом.

С 1967 года он преподаватель библейской истории, читал лекции по основному богословию и логике. В 1976 стал доцентом Московской Духовной Академии. Написал книгу "Священная Библейская история Ветхого и Нового Заветов". За 24 года преподавания в Московских Духовных Академии и семинарии он стал причастен к воспитанию многих архиереев и пастырей, ныне труждающихся на русской церковной ниве.

Сам он долгое время не принимал священный сан, но после паломничества на Святую Землю в год крещения Руси, в 1988 году, ректором МДАиС архиепископом Александром (Тимофеевым) рукоположен сначала во диакона, а затем - во иерея. В 1992 году возведен в сан протоиерея.

12 августа 1992 года на заседании Священного Синода определен быть епископом Владивостокским и Приморским. 13 сентября 1992 года пострижен в монашество с именем Вениамин - в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского. 20 сентября того же года возведен в сан архимандрита. Хиротонисан во епископа Владивостокского и Приморского в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 1992 года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении митрополитов Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Волоколамского и Юрьевского Питирима, архиепископа Солнечногорского Сергия, епископов Истринского Арсения, Дмитровского Филарета, Подольского Виктора.

24 октября 1992 года он возвращается в родное Приморье уже будучи епископом и приступает к обязанностям архипастыря епархии, пребывающей в совершенной разрухе. Примечательный факт: благословляя епископа Вениамина на служение в Приморье, ему вручили панагию первого епископа Владивостокского и Камчатского - Преосвященного Евсевия (Никольского).

О том, почему выбор пал на владыку Вениамина, рассказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время первого за всю историю Русской Православной Церкви первосвятительского визита во Владивосток в мае 2000 года: "Владивостокская епархия - возрождающаяся епархия. Я помню, как почти 8 лет тому назад пригласил преподавателя Московской Духовной Академии, чтобы сказать о возможности его избрания на Владивостокскую кафедру. Что побудило к этому? Энергия, с которой он преподавал, просвещал и научал тех, кто был воспитанниками московской духовной академии. Его Малая Родина здесь - в Приморском крае. И на заседании Синода он был избран епископом Владивостокским и Приморским".

Ко времени приезда нового Владыки в епархии насчитывалось около 15 приходов, имелось 16 священников и 4 диакона.

Начиная с 1992 года, трудами ревностных и добрых пастырей во главе с епископом Вениамином, понемногу поднимается, восстает почти из небытия самая дальняя епархия России. Вот как пишет об этом сам владыка в своем первом отчете Московской Патриархии в 1993 году: "Куда ни посмотри, в какую проблему ни вникни - везде нужны руки, помощники. Пока их мало, но, даст Бог - все обустроится. Повода к унынию нет. Надо молиться и трудиться. А Господь все знает, все устроит, во всем поможет. Да будет на все Его Святая воля".

В 2002 году исполнилось десять лет архиерейского служения епископа Вениамина. К 2003 году в епархии количество православных приходов увеличилось до 61, что значительно для отдаленной дальневосточной епархии, хотя потребность в новых храмах все увеличивается. На приходах Владивостокской епархии несут послушание более 75 священников и 13 диаконов. Возрождены два известных дореволюционных монастыря - Свято-Троицкий Николаевский мужской и Рождество-Богородицкий Южно-Уссурийский женский. Также основано два новых женских монастыря и одна мужская обитель на острове Русский. Заложено и строится несколько новых храмов по всему Приморью. Владыка часто совершает поездки по приходам епархии, отечески заботясь о возрождении православной жизни в глубинке.

Молитвами и благословением владыки в епархии возрождается миссионерская и образовательная деятельность. С 1994 года действует двухгодичное Владивостокское духовное училище, ректором которого является сам владыка. В 1999 года открыто отделение православной теологии и религиоведения в одном из старейших вузов региона - Дальневосточном государственном университете (ДВГУ), где епископ Вениамин является заведующим кафедрой, профессором. В другом старейшем вузе Дальнего Востока - Дальневосточном техническом университете - по благословению епископа Вениамина построена студенческая часовня св. мц. Татианы. Для мирян епархии открыты двухгодичные вечерне-заочные миссионерско-катехизаторские курсы. В 1997 году учреждена первая православная гимназия Приморья во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Открыт епархиальный миссионерский отдел, епархиальный информационный центр при храме св. Сергия Радонежского проводит присоединение к Православию бывших сектантов. Работает миссионерское братство.

С 1994 года по благословению владыки издается ежемесячная епархиальная газета "Приморский благовест", с 1999 года ведется деятельность пресс-центра, с помощью которого стало регулярным сотрудничество со средствами массовой информации.

Особое внимание епископ Вениамин уделяет патриотическому воспитанию и сотрудничеству по вопросам нравственного воспитания с Тихоокеанским региональным управлением Федеральной пограничной службы России и Тихоокеанским флотом России (ТОФ). Владивостокская епархия заключила с этими обеими структурами соглашения о взаимодействии. В 1997 году владыка освящал Андреевский флаг нового крейсера "Варяг" - эту святыню, которую не посрамили русские моряки в далеком 1905 году. С тех пор епископ Вениамин четыре раза участвовал в морских походах: в феврале 1997 года на ракетном крейсере "Варяг" в Республику Корея. На месте гибели первого "Варяга" была совершена заупокойная лития по погибшим воинам Цусимского сражения. Второй поход - в июне 1997 года - на крейсере "Адмирал Виноградов" в Японию. В сентябре 2001 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II епископ Владивостокский и Приморский Вениамин принял участие в визите большого противолодочного корабля "Адмирал Трибуц" в Японию. И в октябре 2002 года епископ Вениамин вновь с визитом кораблей ТОФ побывал в Японии. В каждом походе проводились беседы с личным составом корабля, совершалось таинство крещения.

Вот с какими словами обратился после одного из походов к морякам епископ Вениамин со страниц "Боевой Вахты" - газеты Тихоокеанского флота: "Простите нас, герои, что так долго шли к этим минутам. Мы склоняем головы перед вашими светлыми образами! Настала пора исправить и слова последнего куплета знаменитой песни. С нашим приходом не только волны морские прославляют геройскую гибель "Варяга", но и сердца современников. Думаю, что настанет час, когда и камень, и крест будут рассказывать потомкам о том, что здесь легли русские моряки во славу Андреевского флага. И здесь, на корейском берегу, на траверзе предсмертной стоянки корабля мы поставим варяжцам величественный памятник". Во время этого похода Преосвященнейший владыка Вениамин был навечно зачислен почетным членом гвардейского экипажа и ему присвоено звание гвардейца.

24 апреля 1999 года произошло еще одно историческое событие. Впервые за все 100 лет существования епархии архипастырь ступил на берег славнейшей нашей крепости, форпоста России на Дальнем Востоке - Русского острова. В этот день крепость отмечала 110 лет своего существования. Моряки и жители острова отметили в этот день и 100-летний юбилей Владивостокской и Приморской епархии. Был освящен крест, воздвигнутый на том месте, где когда-то стоял один из красивейших и величественных храмов Приморья. Он разрушен до основанья. Но основание это - фундамент храма - нашли и очистили военнослужащие и жители острова. Нашли - и воздвигли здесь крест, уверенные, что восстанет из праха и сам храм.

Со времени преподавания в академии и семинарии епископ Вениамин стал известен и как гимнограф. Он написал покаянное моление "Плач о России", созданное по образцу Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского.

Владыка поддерживает православное литературное творчество и просветительские труды. С его благословения вышли в свет такие книги и брошюры, как "Пастырь добрый" (о митрополите Иоанне (Снычеве), "Покровский некрополь Владивостока", "Царская семья и Дальняя Россия", "Путь на Восток", "Проповеди" первого викария Владивостокского и Камчатского епископа Павла (Ивановского). Опубликована брошюра епископа Вениамина "Сила русского народа".

Труды владыки отмечены церковными наградами: орденом князя Даниила Московского II степени, орденом преподобного Сергия Радонежского II степени; орденом прп. Серафима Саровского II степени; государственными: орденом Дружбы. Международный фонд Андрея Первозванного вручил епископу Вениамину орден святого Андрея Первозванного.

Архиепископ Вениамин является почетным гражданином г. Владивостока, почетным профессором ДВГУ, и также награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

Уроженец Приморья, владыка Вениамин во многом стал прямым наследником и продолжателем дела влюбленного в наш дальний и суровый край первого архипастыря Владивостокской и Приморской епархии митрополита Евсевия.



gastroguru © 2017