Режим питания ребенка 2 лет по часам. Как лучше организовать режим дня двухлетнего ребенка? Распорядок - от слова «порядок»

Правильная организация режима дня – важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания. На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняться трижды.

    Следует помнить о том, что любая информация по организации режима дня носит рекомендательный характер, каких-то строгих норм и стандартов не существует .

    Режим составлен оптимально, если время кормления, укладывания спать и проведения туалета совпадают с потребностями ребенка в данный момент .

    В связи с тем, что резкие изменения в суточном режиме тяжело переносятся детьми , перевод ребенка на другой возрастной режим должен быть постепенным, и не вызывать отрицательных эмоций. О правильности такого перевода будут свидетельствовать хорошее настроение малыша и ровное поведение.

    При установлении режима дня, кроме возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.

    Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и его родителям. Ребенку, соблюдающему режим, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:

  • ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным
  • частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием
  • отсутствует нормального развития нервно-психической деятельности
  • трудность сформирования культурно-гигиенические навыков, опрятности.

Режим дня ребенка от года – до года и шести месяцев (1,5 лет)

На втором году жизни происходят значительные изменения в развитии малыша. В первом полугодии дети физически еще достаточно слабы, быстро устают. Высокая двигательная активность сочетается с недостаточной координацией движений. Ребенок в этом возрасте самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнять простые просьбы взрослого, правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их. Начинает активно употреблять облегченные слова, при этом словарный запас быстро расширяется. Начинает самостоятельно пользоваться ложкой, но делает это пока не умело.

Сон

Ребенок спит днем два раза: первый дневной сон – 2-2,5 часа, второй – 1,5-2 часа. Подготовка ребенка (прекращение шумных игр, умывание) ко сну происходит заранее, хотя бы за полчаса до того, как его будут укладывать в постель. Укладывать спать днем и на ночь следует в один и тот же час – у детей вырабатывается условный рефлекс на время и в последующие дни ребенок сам просыпается и засыпает в установленное по режиму время. При приучении ребенка к режиму, нужно его будить, если он сам не просыпается в положенное время, допускается отклонение от точного времени на 15-20 минут. В дальнейшем, когда режим уже установлен, нежелательно будить ребенка, так как это ухудшает его настроение, поднимать малыша следует после сна по мере пробуждения, и учить одеваться, показывая и называя предметы одежды.

В летнее время года рекомендуется дневной сон ребенка осуществлять на свежем воздухе – на улице или на веранде, в крайнем случае, в помещении с открытой форточкой. С мая по август ребенка можно укладывать на ночной сон немного позже, соответственно, продлевая дневной сон.

Кормление

Кормить следует четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), с интервалами 3-4 часа. Режим строится таким образом, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления. Такое соблюдение правил чередования процессов обеспечивает оптимальное состояние ребенка в каждом возрастном периоде. После того, как ребенок выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает воздействия окружающего мира.

В этом возрасте ребенка следует приучить пользоваться ложкой самостоятельно. Сначала он учится есть ложкой густую пищу, затем жидкую. Первые две-три ложки ребенок съедает самостоятельно, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормлении малыш сам съедает еще две-три ложки.

Бодрствование

Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 – 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Период бодрствования в основном включает в себя игру, прогулки водные процедуры. В игре в основном используются игрушки, которые можно тянуть (машинки, коляски), кубики, различные вкладывающиеся одна в другую коробочки, книжки с простыми яркими картинками, фигурки зверей, пирамидки.

Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника), продолжительность одной прогулки 1,5 часа, в летнее время года это время может быть увеличено до 2 часов при хороших погодных условиях.

Водные процедуры перед полдником. В этом возрасте можно использовать общие обтирания. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние, грудь и спинку. Начальная температура воды 33-36 0 . Постепенно, один раз в 5 дней, температуру воды снижают на 1 0 и доводят до 24 0 . Водные процедуры – важный элемент закаливания, включение их в режим дня – неотъемлемая часть здорового воспитания.

Гигиеническое купание 2-3 раза в неделю перед ночным сном.

Одежда ребенка должна соответствовать росту, не стеснять движений, иметь минимальное количество завязок и застежек. До 1,5 лет девочкам, как и мальчикам, целесообразно надевать штанишки и кофточки, так как платье затрудняет ходьбу. Ребенок принимает участие в процессе одевания и раздевания, учится снимать простые предметы одежды (расстегнутые ботинки, майку).

В этом возрасте важно воспитывать следующие культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, садиться на детский стул, учиться самостоятельно аккуратно есть ложкой, после еды пользоваться салфеткой. Необходимо учить ребенка садиться на горшок и сидеть на нем до результата. Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с неё.

Примерный режим дня для детей от 1 до 1,5 лет:

Кормление : 7.30, 12, 16.30, 20.

Бодрствование : 7 – 10, 12 – 15.30, 16.30 – 20.30.

Сон : первый 10 – 12, второй 15.30 – 16.30, ночной сон 20.30 – 7.

Прогулка : после обеда и полдника.

Купание : 19.

Режим дня ребенка от года и шести месяцев (1,5 лет) до 2 лет

Особенности возрастного периода

Ребенок перешагивает через предмет, лежащий на полу, бегает, при умывании потирает руки под струей воды. Может назвать предметы, обобщает их по существенному признаку, знает основные части тела. Самостоятельно снимает расстегнутую обувь, держит чашку при питье, более умело пользуется ложкой. Воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, складывает башню из кубиков и т. п. Он может различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка). Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.

Сон

После полутора лет ребенок переводится на режим с одним дневным сном.

Продолжительность дневного сна составляет 3-3,5 часа. Общая продолжительность сна в этом возрасте от 13 до 14,5 часов, из них ночной сон - 10 – 11 ч. Приучая ребенка к самостоятельности, не следует заставлять его долго, самостоятельно раздеваться перед сном – это приводит к утомлению и плохому засыпанию.

Кормление

Кормить ребенка следует четыре раза в день. Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов. Если ребенок в периоды между кормлениями бодрствует, этот интервал не должен превышать 3,5 часа. Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет около 12 – 13 часов. Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин – не менее чем за час до укладывания ребенка, чтобы обеспечить ему спокойный сон.

Бодрствование

Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 – 5,5 часов.

Во время игры в этом возрасте ребенок уже активно задействует лопатки, мячи.

Прогулки на воздухе организуются два раза в день, после завтрака и полдника. Продолжительность прогулок такая же, как и в предыдущей возрастной группе.

Водные процедуры проводятся перед обедом. С 1,5 лет в качестве водных процедур можно использовать душ, эффект которого сильнее, чем при обтирании, так как кроме температурного воздействия ребенок испытывает и механическое. Температура воды снижается постепенно, один раз в 5 дней на 1 0 , от 35-37 0 и доводится до 24 – 28 0 . Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. Длительность процедуры 1,5 минуты. Гигиеническое купание проводится 2 раза в неделю перед ночным сном.

К двум годам навык опрятности должен быть практически сформирован, но заигравшись, ребенок может забыть попроситься на горшок, поэтому им нужно об этом напоминать и высаживать на горшок перед сном и после сна.

Примерный режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:

Кормление : 8, 12, 15.30, 19.30.

Бодрствование : 7.30 – 12.30, 15.30 – 20.20.

Сон : 12.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : после завтрака и полдника.

Купание : 18.30.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Особенности возрастного периода

Словарный запас существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Говорит многословными предложениями. Речь ребенка начинает приближаться к речи взрослого. Малыш ест аккуратно, надевает и снимает майку или рубашку, в течение дня проситься на горшок. Сосредоточенно занимается с игрушками, увлеченно рассматривает книжки, картинки. Третий год – это период развития самостоятельности и творческой деятельности.

Сон

На протяжении третьего года жизни ребенок может находиться на режиме с однократным дневным сном. Если ребенок категорически отказывается от дневного сна, тогда это в этом время он должен находиться в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривание картинок в книжке), это позволит нервной системе ребенка отдохнуть и избежать переутомления.

Кормление

Четырехразовое кормление с интервалом 3,5 – 4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин).

Бодрствование

Каждый период бодрствования занимает 6 - 6,5 часов. Для детей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 – 5,5 часов за счет удлинения сна. Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20 - 30 минут. Периоды бодрствования должны состоять из рационального чередования разных видов активной деятельности ребенка. В игру ребенка включаются детские музыкальные инструменты, цветные карандаши, конь-качалка, куклы, формочки для песка.

Как и в предыдущие возрастные периоды, определенную часть периода бодрствования дети должны проводить на воздухе даже в зимнее время года, но не более 1,5 часов, так как они еще довольно быстро охлаждаются. В теплое время года прогулки могут удлиниться до 2ч, а при соответствующих условиях весь период бодрствования может быть перенесен на воздух.

Водные процедуры включают себя обливания, но для ослабленных детей может быть использование обтирание. Рекомендации по температурному режиму водных процедур, как и в предыдущих возрастных группах. Гигиеническую ванну ребенка на третьем году проводят один раз в неделю перед ночным сном.

Несмотря на то, что ребенок в основном уже умеет регулировать свои физиологические отправления, все же следует высаживать его на горшок перед сном, прогулкой и обязательно следить за аккуратностью этого процесса.

В этом возрасте важно стимулировать у детей активную самостоятельную деятельность, развивать и закреплять уже появившиеся навыки и умения постоянным их повторением.

Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:

Кормление : 8, 12.30, 16.30, 19.

Бодрствование : 7.30 – 13.30, 15.30 – 20.30.

Сон : 13.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : 2 раза в день после завтрака и полдника.

Обливания : после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).

Купание : перед ночным сном.

Ещё недавно ребёнок был совсем крохой и во всём зависел от родителей. Постепенно, месяц за месяцем, малыш взрослеет и поражает своими успехами, любознательностью и приобретёнными навыками. Педиатры рекомендуют приучать детей к распорядку дня с самого рождения - в этом случае они растут более организованными и спокойными, а у родителей появляется возможность правильно распределять своё время. В два года в этом плане ничего не меняется: малыш так же придерживается графика, который немного сдвигается с возрастом. Чтобы он полностью удовлетворял физиологическим потребностям детского организма, нужно знать, сколько должен спать и гулять двухлетний ребёнок, какой объём пищи считается нормальным для этого этапа.

Сколько должен спать ребёнок в 2 года

Соблюдение режима дня в два года продолжает оставаться актуальным так же, как и в более раннем возрасте. Ребёнок должен знать, в какое время ему есть и укладываться спать, а когда родители пойдут с ним на прогулку. Педиатры и детские психологи настаивают, что придерживаться установленного распорядка полезно для крохи.

Биоритмы напрямую связаны с режимом дня. Благодаря тому, что приём пищи, сон и отдых распределены по времени, все системы организма функционируют правильно.

В этом возрасте ребёнок спит в общей сложности 13 часов в сутки: 10–11 ночью и 2–3 днём. Малыш продолжает активно познавать окружающий мир и осваивать новые навыки, поэтому дневной отдых ему по-прежнему необходим.

Режим сна может незначительно меняться в зависимости от времени года. Летом дети, как правило, укладываются на ночной сон позже и просыпаются утром раньше. Это связано с большей продолжительностью светового дня и долгими вечерними прогулками. Зимой малыши гуляют в основном только днём, ведь на улице быстро темнеет.

Двухлетний здоровый ребёнок должен спать всю ночь без просыпаний

Если ребёнок в 2 года перестал спать днём

Некоторые дети примерно в этом возрасте перестают ложиться спать днём. Беспокойство родителей в таком случае понятно, ведь они не знают, норма это или отклонение. Известный педиатр доктор Комаровский считает, что малыши могут отказываться от дневного сна и при этом весь день чувствовать себя хорошо. Они играют, активно проводят время, у них хороший аппетит и замечательное настроение. В этом случае волноваться не стоит: значит, ребёнку так удобнее и его биологические часы работают именно таким образом.

Если двухлетний ребёнок отказался от дневного сна, родителям нужно ответить на два вопроса: что послужило причиной и как чувствует себя при этом ребёнок.

Если всех членов семьи устраивает отсутствие дневного сна и при этом малыш хорошо себя чувствует, с этим ничего делать не надо. Но бывают случаи, когда проблемы происходят из-за определённых обстоятельств:

  • время подъёма (если малыш просыпается в 10–11 часов утра, то к 13–14 часам, когда родители хотят уложить его, он просто не успевает устать);
  • недостаточное количество времени, проводимого на свежем воздухе (на улице ребёнок чаще всего подвижен, и только большое количество потраченной энергии обеспечивает хороший сон);
  • дискомфорт (если ребёнку неудобно в кроватке или на подушке, душно или холодно, его сон будет неспокойным);
  • гиперактивность (в этом случае требуется консультация невролога).

После долгой активной прогулки хороший аппетит и крепкий сон гарантированы

Неспокойный ночной сон

В два года малыш должен спать всю ночь без просыпаний. Исключение составляют случаи, когда ребёнок болен и испытывает дискомфорт из-за кашля, заложенного носа или повышенной температуры. Но если он здоров, а ночной сон всё равно беспокойный, нужно найти причину. Чаще всего достаточно уделить внимание следующим моментам:

  • увеличение активности в первой половине дня (прогулки, физические упражнения, игры на фитболе, катание на самокате или беговеле);
  • изменение распорядка сна (можно будить малыша утром в 7–8 часов или, наоборот, укладывать на ночной сон на 1–2 часа позже);
  • подготовка комнаты ребёнка к дневному и ночному сну (температура воздуха 18–20̊С, удобные матрас и подушка, постельное белье из натуральных тканей, свободная пижама);
  • расслабляющие процедуры перед укладыванием (вместо активных занятий можно почитать сказку, искупать, сделать массаж);
  • внимание к словам малыша (в два года многие дети уже могут объяснить, чего хотят).

Нервная система ребёнка очень подвижна, поэтому даже небольшие изменения в окружающей обстановке могут сказаться на поведении. Для малышей важно чувствовать позитивный настрой родителей. Дети «зеркалят» взрослых, а их сон является индикатором здоровья и хорошего самочувствия.

Чем заполнить время бодрствования ребёнка двух лет

В два года малыш большую часть дня проводит в активном развитии. Дети в этом возрасте любознательны и стараются выполнить как можно больше дел. Поэтому дневное бодрствование должно быть насыщено подвижными играми, прогулками и развивающими занятиями. Большое значение имеют водные гигиенические процедуры, которые рекомендуется проводить утром и вечером. Они не только полезны для здоровья, но и помогают приучить кроху к личной гигиене. Утром достаточно лёгкого туалета: умыть лицо и почистить зубки. Время вечерних игр с водой можно увеличить до 20–30 минут и больше. Лёгкий гидромассаж положительно влияет на нервную систему и укрепляет мышцы, а расслабляющие свойства воды обеспечивают спокойный сон ночью. После утреннего умывания можно сделать зарядку, а вслед за вечерней ванной - лёгкий массаж.

Прогулки обязательны для ребёнка в этом возрасте. В тёплое время года гулять нужно минимум два раза в день по 2–3 часа или больше. Когда на улице холодно, важно стараться выходить на свежий воздух хотя бы на 1–2 часа. Очень полезно включать в программу прогулки подвижные игры. Для этого подойдут:

  • мячи;
  • самокат, беговел или велосипед;
  • спорткомплексы.

Активные занятия и развивающие игры лучше проводить в первой половине дня, когда ребёнок более настроен воспринимать информацию. После дневного сна можно заняться лепкой, рисованием или аппликацией. Дети любят книги, поэтому вечером можно рассматривать с малышом картинки, рассказывать ему новые сказки или стихи.

Родителям важно помнить о том, что все должно происходить в игровой форме и только по желанию ребёнка . Не стоит заставлять кроху выполнять упражнение, если он сам не хочет. В этом случае можно отложить игру на некоторое время и предложить заняться чем-то другим.

Если во время развивающих занятий заставлять ребёнка выполнять задания и упражнения, позже он будет воспринимать их как что-то неприятное. Чрезмерное желание родителей научить малыша всему и сразу может привести к слезам и истерикам.

Подвижные игры на улице - видео

Как организовать график кормления двухлетнего ребёнка

В два года рацион достаточно разнообразен. Большинство детей в этом возрасте уже отлучены от грудного вскармливания, а искусственники переходят со смеси на молоко и кефир. Детские гастроэнтерологи обращают внимание на тот факт, что желудочно-кишечный тракт ребёнка уже усваивает взрослую пищу, но не стоит кормить малыша жирным, жареным или копчёным. Из способов готовки отдавать предпочтение нужно запеканию или варке на пару. В меню желательно включать больше свежих овощей и фруктов, кисломолочных продуктов.

В 2 года дети едят 4 раза в день с промежутком между кормлениями не менее 3–4 часов. Именно за это время еда переваривается и усваивается организмом. Суточная потребность составляет 1400–1500 килокалорий. Родители должны запомнить, что самым важным приёмом пищи считается завтрак. Обед также нужно делать плотным и сытным, а вот ужин - более лёгким: предпочтение лучше отдавать овощам, творожным запеканкам или омлету.

Примерное дневное меню - таблица

Приём пищи Блюдо Объём, г
Завтрак каша или овощное блюдо 200
творог или омлет 60
напиток (сок, чай, молоко) 150
салат 50
суп 150
мясо (рыба, птица) 70
гарнир 100
кисель 150
Полдник кисель (кефир, молоко) 150
печенье 25
свежие фрукты 150
Ужин овощное (крупяное) блюдо 150
Омлет (творог, мясо, рыба) 60
свежие фрукты 70
молоко или кефир на ночь 120

Примерный распорядок дня ребёнка в 2 года

Многие дети после двух лет идут в детский сад. Чтобы упростить адаптацию, родители могут заранее максимально приблизить режим дня малыша к распорядку в яслях. В первую очередь это касается детей, которые привыкли долго спать по утрам. Если приучить их вставать вовремя, это поможет избежать слёз и капризов при раннем подъёме.

Два варианта режима дня (с дневным сном и без него) - таблица

Время Действие Время Действие
7.00–7.30 подъём, водные процедуры 9.00–9.30 подъём, водные процедуры
7.30–8.00 зарядка 9.30–10.00 зарядка
8.00–8.30 завтрак 10.00–10.30 завтрак
8.30–10.00 активные игры, развивающие занятия 10.30–12.00 развивающие занятия
10.00–12.30 прогулка на улице 12.00–14.30 прогулка на улице
12.30–13.00 обед 14.30–15.00 обед
13.00–15.30 дневной сон 15.00–18.00 время для творчества
15.30–16.00 полдник 18.00–18.30 полдник
16.00–17.00 игры, время для творчества 18.30–20.00 прогулка на улице, игры с родителями
17.00–19.00 прогулка на улице, игры дома 20.00–20.30 ужин
19.00–19.30 ужин 20.30–21.30 спокойные игры, чтение книг
19.30–20.00 спокойные игры, чтение книг 21.30–22.00
20.00–21.00 водные процедуры, расслабляющий массаж 22.00–9.00 ночной сон
21.00–7.00 ночной сон

Советы психологов и педиатров, как помочь ребёнку соблюдать режим дня

Педиатры и психологи настаивают на том, что дети, у которых установлен определённый режим дня, растут более уравновешенными и спокойными. Они легче адаптируются в детском саду и школе, быстрее осознают такое понятие, как «дисциплина». Но малыш не может сам устанавливать временные рамки. Составить правильный и удобный режим дня в зависимости от эмоционального и физического развития ребёнка - это задача родителей.

Ребёнок и режим - видео

По мере взросления режим ребёнка меняется. Родители должны построить распорядок дня таким образом, чтобы кроха достаточно отдыхал, у него оставалось время для активных и спокойных игр. Важно научиться присматриваться к малышу и понимать, комфортно ли ему в условиях, заданных мамой и папой.

Ребенку исполнилось два года, он становится все более самостоятельным, активным, начинается период кризиса трех лет. Если он еще не пошел в детское дошкольное учреждение, следует начинать приучать его к определённому режиму дня.

Примерный план действий в течение дня полезен для ребенка, он становится менее беспокойным, легче усыпает и с удовольствием кушает. Ребенок, приученный к режиму, проще перенесет посещение детского сада и разлуку с мамой. Самим родителям также будет проще выполнять каждодневные обязанности, зная время сна и питания своего подопечного.

График дня должен учитывать особенности каждого малыша, но в целом план на день выглядит одинаковым.

К двум годам многие дети спят хорошо и беспробудно около 10 часов. Нарушить покой может болезнь или прорезывание последних коренных зубов. Днем дети спят один раз, сон длится до 2 часов.

Родители встречаются и с тем, что перейдя двухлетний рубеж, малыш отказывается ложиться днем. Сон в середине дня является важным этапом в развитии ребенка, т.к. его нервная система еще не окрепла. В детском саду дневной сон обязателен. Поэтому нужно распределить первую половину дня таким образом, чтобы малыш устал и спокойно поспал.

День нужно начинать в 7-8 часов и заканчивать до 22.00. В день ребенку нужно питаться полноценно три раза, между едой присутствуют легкие перекусы (фрукты, овощи, молочнокислые продукты).

Важным элементом распорядка являются прогулки на улице. Детские доктора рекомендуют выводить ребенка на улицу дважды в день по паре часов. Но если времени не хватает, достаточно и часа. Следует учитывать и погодные условия.

Промежутки между сном, кормлением и прогулками следует заполнять играми, творческими занятиями (рисование, лепка, чтение, танцы и др.).

Рассмотрим график дня двухлетнего ребенка

7.30 – просыпается, умывается;
8.00 – завтракает;
8.30 – играет, спортивные мероприятия;
10.00 – легкий перекус;
10.30 – первая выход на улицу;
12.00 – обеденное время;
13.00 – время отхода ко сну;
15.00 – играет, выполняет задания;
16.00 – полдник;
17.00 – второй выход на улицу;
19.00 – вечерняя трапеза;
19.30 – чтение, спокойные занятия
21.00 – употребление молочнокислого продукта;
21.30 – умывание, вечерний душ;
22.00– период ночного сна.

Строгое следование распорядку дня совершенно ни к чему, пусть малыш поспит подольше на 15 минут и поиграет побольше. Но примерный график для него необходим.

Начинайте постепенно приучать ребенка к нему и вскоре он сам будет просить кушать и спать в одно время.

План дня предполагает три раза позаниматься играми и творческими заданиями, но если на улице отличная погода, то можно потратить это время на прогулку на свежем воздухе в парке или отправиться на аттракционы. А в холодную и дождливую погоду как раз можно подольше поиграть, порисовать, полепить или пригласить гостей с детьми такого же возраста.

Режим дня для двухлетних ребят является залогом успешного гармоничного развития и подготовкой к режиму детского сада, а потом и школы. Дети проще переносят возрастные кризисы, легче адаптируется в новых условиях. А мамы и папы планируют свой день в соответствии с режимом подопечного.

Режим дня – это распорядок действий, выполняемых в определенной последовательности и, чаще всего, имеющих строгие временные границы. Режим дня в детском возрасте необходим для здорового функционирования нервной системы, гармоничного роста и правильного физического развития. Грамотно составленный режим защищает младенца от переутомления, позволяет органично расходовать энергетические ресурсы и развиваться в соответствии с возрастными нормами.

Примерный режим дня ребенка в два месяца

Некоторые считают, что двухмесячному грудному ребенку режим не нужен, но это не так. Распорядок может быть не таким жестким, как в возрасте 1-3 лет, но определенный порядок действий необходимо вырабатывать уже в начале третьего месяца жизни – это позволит приучить кроху к принятым в его семье традициям и избежать многих поведенческих нарушений, возникающих из-за неорганизованности действие в течение дня.

Как меняется режим питания в 2 месяца

Режим ребенка в 2 месяца включает 4 основных составляющих: кормление, сон, физическое развитие (массаж, гимнастика) и прогулки. Наиболее важной частью режима специалисты считают питание. Здоровье ребенка, состояние иммунной систем, основы интеллектуального развития – все это зависит от того, какое питание получает ребенок в первые 6 месяцев жизни. Оно должно быть регулярным и качественным особенно если младенец находится на смешанном или искусственном вскармливании.

Первое кормление обычно происходит в 6-7 часов утра, а последнее – в интервале с 22 до 24 часов. Точное время зависит от биологических ритмов и характера ребенка, а также особенностей распорядка дня, принятого в конкретной семье.

Режим дня двухмесячного ребенка на грудном вскармливании

Если мама кормит младенца грудью, педиатры рекомендуют придерживаться кормления «по требованию», но и здесь есть свои исключения. Несмотря на советы давать ребенку грудь, когда он этого захочет, стоит ограничивать частоту и продолжительность кормлений в следующих случаях:

  • интервал между прикладываниями составляет меньше 2 часов;
  • ребенок просит грудь при любом эмоциональном переживании;
  • частые прикладывания отрицательно сказываются на физическом состоянии матери (повышенная утомляемость, болезненность при касании сосков, трещины и повреждения на молочных железах);
  • младенец обильно срыгивает после каждого прикладывания, а в выделяющихся массах присутствуют частицы не переваренного молока.

Во время кормления необходимо тихонько разговаривать с ребенком, можно рассказывать сказку или петь песни – это способствует укреплению связи между мамой и малышом и положительно влияет на психоэмоциональное развитие крохи.

Важно! Если малыш требует грудь слишком часто, при этом ведет себя беспокойно и быстро отпускает сосок после начала кормления, необходимо обратиться к врачу – причиной такого поведения могут быть пищеварительные расстройства, например, лактазная недостаточность или кишечный колит. Средний интервал между кормлениями у двухмесячного ребенка должен составлять от 2,5 до 3 часов.


Режим дня ребенка на искусственном или смешанном вскармливании

Если по каким-то причинам ребенок получает в качестве основного питания , необходимо строго следить за количеством съедаемой смеси и промежутками между кормлениями. Детям, полностью находящимся на искусственном вскармливании, нужно устанавливать режим кормлений уже в этом возрасте. Это позволит обеспечить достаточную выработку ферментов, необходимых для расщепления и усвоения молочного белка, который по составу более сложный по сравнению с протеинами, входящими в состав грудного молока. Питание в одно и то же время также значительно снижает вероятность и , поэтому задачей родителей в этом возрасте является приучение младенца к кормлению по расписанию.

Важно! Детей, регулярно получающих молочную смесь, необходимо допаивать кипяченой водой. При смешанном типе вскармливания лучше предлагать питье с ложечки, детям-«искусственникам» можно давать воду из бутылочки.

Здоровых двухмесячных грудных малышей обычно кормят по следующей схеме:

  • количество кормлений – 6-7 в сутки;
  • объем одной порции смеси – от 130 до 150 мл (зависит от выбранной смеси и индивидуальных особенностей ребенка);
  • максимальное суточное количество смеси – не более 900 мл.

Ночные кормления: сколько и когда

Ночные кормления у детей, получающих грудное молоко, должны проводиться по требованию. Некоторые дети хорошо спят и просыпаются для кормления всего 1-2 раза за ночь, но встречаются младенцы, которым для удовлетворения своих потребностей требуется от 2 до 4 прикладываний в течение ночного сна.

Дети, в 2 месяца находящиеся на искусственном вскармливании, обычно хорошо спят в течение 5-6 часов подряд, поэтому им редко требуется больше 1 кормления за ночь.


Читайте также статьи по вопросам питания:

Сколько должен спать ребенок в 2 месяца

Сон у двухмесячных детей уже более продолжительный и спокойный по сравнению с месячным младенцем, но он все еще остается чутким, так как продолжительность глубокой фазы сна в этом возрасте совсем небольшая. Среднее время ночного сна в этом возрасте составляет 8-10 часов , если считать ночным сном период с последнего вечернего кормления (обычно в 22-23 часа) до первого утреннего приема пищи (около 5-6 утра). Большинство детей после первого кормления бодрствуют в течение 30-40 минут, после чего снова засыпают.

В течение дня ребенок также продолжает много отдыхать – активное увеличение периодов бодрствования начнется с начала четвертого месяца жизни. В 2 месяца ребенок должен спать 3 раза в течение дня по 1,5-2 часа. Некоторые дети спят 2 раза за день, но длительность сна может доходить до 3-3,5 часов. Такой вариант может рассматриваться как вариант индивидуальной нормы, но только в том случае, если ребенок развивается в соответствии с общепринятыми показателями. Если младенец при таком режиме становится вялым, капризным, плохо ест и не проявляет интереса к окружающему миру, следует пересмотреть его режим и внести корректировки, предварительно проконсультировавшись с педиатром.

Важно! Общая продолжительность сна в 2 месяца должна составлять от 16 до 18 часов.


Что делать, если ребенок не спит днем

Трудности с засыпанием днем, частые подъемы ночью – все это может быть вариантом нормы, так как сон детей в этом возрасте в большинстве фаз является поверхностным. Чтобы помочь ребенку спокойнее спать, можно воспользоваться следующими советами.

  1. Во время сна следует оградить ребенка от громких и неожиданных звуков, так как слух ребенка в 2 месяца становится более острым, и любые источники резких звуков могут его разбудить.
  2. Одежда для сна должна быть выполнена из 100 % мягкого хлопка. Лучше всего выбирать закрытые слипы – они помогут сохранить тепло, если ребенок раскроется ночью. Если позволяют финансовые возможности, лучше выбирать одежду без внутренних швов.
  3. Температура в помещении должна соответствовать санитарным нормам. Для двухмесячного ребенка она составляет от +16° до 18°С.
  4. За три часа до сна не стоит кормить ребенка, чтобы он хорошо поел в последнее кормление и не проснулся ночью от чувства голода.
  5. Свет также должен быть приглушенным. Некоторым младенцам для того, чтобы хорошо спать всю ночь необходимо выключать свет полностью. Кому-то требуется оставлять неяркий ночник. Родителям нужно понаблюдать за малышом и отметить, при каких условиях он спокойнее спит.

Причиной нарушений сна в 2 месяца очень часто являются болезненные спазмы кишечника. Бороться с ними можно при помощи массажа живота, сухого тепла и медикаментозных средств («Бэби-Калм», ).

Уход за ребенком и прогулки

Неотъемлемой частью режима в 2 месяца являются гигиенические мероприятия и прогулки. Гулять с двухмесячным младенцем можно долго, так как в этом возрасте дети хорошо спят на улице и в течение 2-3 часов могут обходиться без кормления. Лучше разбивать прогулки на 2 раза по 1,5-2 часа, но при плохих погодных условиях можно ограничиться одной двухчасовой прогулкой. В это время хорошо находиться недалеко от дома, чтобы была возможность быстро покормить или переодеть малыша, если в этом будет необходимость.

Среди гигиенических и закаливающих процедур педиатр особенно выделяют Лучше всего купать ребенка перед отходом ко сну, но существуют дети, которые после водных процедур долго находятся в возбужденном состоянии и не могут уснуть. Таких малышей лучше купать в дневное время. Продолжительность процедуры не должна превышать 10-15 минут – более длительное купание утомит ребенка, и он может уснуть раньше, чем съест положенную норму молока, что приведет к нарушению ночного сна.

Маленький человечек растёт, развивается с каждым днём. Юный организм крепнет и требует к себе еще больше повышенного внимания. В 2 года ребёнок уже не молчаливый (в часы своего спокойствия, конечно) наблюдатель, но и исследователь нового для него мира. Он пытлив, он непоседлив, у него начинают проявляться задатки характера. И ещё он требует для себя значительную часть времени, внимания и, главное, любви. Родители наблюдают уже не младенца, а маленькую формирующуюся личность, с которой уже надо считаться.

Потому очень важно обеспечить гармоничное развитие ребёнка . Не только оберегать, но и направлять его, учить взаимодействию с окружающими предметами и тем более с людьми.

Режим дня ребенка в 2 года

Когда идёт речь о режиме дня двухлетнего ребёнка, то ключевым будет слово – регулярность.

Молодые родители, воспитывающие ребёнка дома самостоятельно, могут для начала придерживаться режима дня, который рекомендован педиатрами, постепенно корректируя его соответственно темпераменту и наклонностям малыша. Если ребёнок уже ходит в ясли, то и дома следует придерживаться ясельного режима.

В ином случае оптимальный режим дня ребёнка 2 лет будет таким:

  1. Утро. Подъём с 7-8, водные процедуры, завтрак, домашние игры, прогулка около часа-двух.
  2. Обед с 12 часов и обязательный сон в течение 2-3 часов.
  3. Полдник после пробуждения и игры на свежем воздухе.
  4. Ужин с 19 часов и спокойные домашние игры.
  5. Ночной сон с 21 до 7 утра.

Максимальная регулярность в режиме дня приведёт к тому, что режим сна также станет регулярным. Когда малыш крепко спит, он не перестаёт развиваться. У детей, которые в раннем возрасте спят ночью дольше, формируются положительные эмоциональные, поведенческие и познавательные модели. Поэтому полноценный крепкий сон так важен для двухлетнего ребёнка.

Установленный чёткий режим дня научит малыша понимать, что ночь – время сна. Перед тем как уложить ребёнка, каждый вечер стоит уделять 20-30 минут выполнению одних и тех же расслабляющих и успокаивающих действий. Например, выкупать малыша, переодеть, сменить подгузник, уложить, спеть колыбельную, пожелать спокойной ночи, поцеловать перед сном.

Рост и вес ребенка

Рост и вес здорового ребёнка по данным отечественных педиатров таковы:

Для мальчиков:

  • рост от 83 до 93 см;
  • вес от 11 до 14,5 кг.

Для девочек:

  • рост от 84 до 90,4 см;
  • вес – от 10,8 до 14 кг.

Сколько ест ребенок в 2 года

С самого начала стоит очень внимательно подойти к питанию. В 2 года ребёнок уже может есть наряду с пюре и более жёсткую пищу. Так как дети в младенчестве прежде всего перенимают привычки и вкусы родителей, то стоит пересмотреть семейное меню с учётом наиболее правильного для ребёнка. В здоровой семье и дети будут здоровыми.

К выбору основных продуктов следует подойти с точки зрения их пользы для развития малыша. Овощи и фрукты как минимум 5 раз в день в виде кашек, пюре или просто свежих плодов. В таком раннем возрасте желудок у ребёнка ещё очень мал и потому важно, чтобы каждая ложка пищи была наиболее эффективной и питательной.

Кормление ребёнка должно состоять из трёх основных кормлений (завтрак, обед и ужин) и нескольких перекусов (второй завтрак, полдник и, возможно, второй ужин). Время приёма пищи каждый родитель устанавливает соответственно режиму дня малыша.

Формировать рацион можно на основе:

  • молочных продуктов. В таком раннем возрасте кроме грудного молока малышом хорошо усваиваются различные молочные смеси, а знакомство с цельным коровьим молоком лучше отложить на более поздние годы;
  • рыбы и мяса. Кроме пользы и разнообразия в рационе, эти продукты также способствуют развитию навыков жевания у ребёнка 2 лет;
  • супов. Для начала следует воздержаться от мясных бульонов, ограничив рацион только овощными супчиками. Заодно малыш начинает учиться управляться с ложечкой самостоятельно, а ежедневное кормление может стать ещё и увлекательной для него игрой.

Иным может быть подход, если основываться на основных необходимых растущему организму микроэлементах:

  • Витамине А - отвечает за рост тканей, а цинк, способствующий его усвоению также укрепляет иммунную систему (печень, яичный желток, сливки).
  • Витамин С - способствует развитию костной и соединительной ткани. Он является обязательным в рационе, так как аскорбиновая кислота не образуется в организме человека (свежие фрукты, овощи, зелень).
  • Читайте также

  • Витамине Е, который является активным антиоксидантом и способствует лучшему усвоению витамина А (растительные масла, злаковые, бобовые, брюссельская капуста и брокколи).
  • Витамине D, способствующему усвоению кальция и магния, которые играют важную роль в формировании костной ткани. Однако уровень его должен быть строго регулируемым, иначе он будет препятствовать впитыванию железа, необходимого для здоровой крови. Содержится витамин D в рыбе, печени, куриных яйцах, молочных продуктах, зелени.
  • Что должен уметь ребенок в 2 года

    Для каждого родителя знаком страх, чтобы ребёнок не засунул себе в рот что-либо опасное, не проглотил случайно игрушку. Но как же пояснить это маленькому человечку: что можно, а что нельзя? Его ручки сами тянутся ко всему, что попадает в поле его зрения. Ребёнку важно потрогать всё вокруг, попробовать на вкус, у него велика потребность именно осязать всё новое - так он познаёт окружающий его мир.

    В двухлетнем возрасте ребёнок начинает показывать и свою самостоятельность. В быту уже умеет сам умываться, одевать простые предметы одежды и запоминать, где они лежат, аккуратно кушать и вытираться носовым платочком. Умеет проситься и самостоятельно ходить на горшок, пользуется вилкой и ложкой, учиться чистить зубы.

    Он различает предметы по цвету, форме и размеру, умеет рисовать прямые и округлые линии, может произнести название вещи или явления.

    Ребёнок в 2 года проявляет всё большую сообразительность, ему легче выражать свои желания. Он всё больше проявляет свои эмоции. Наряду с положительными эмоциями, которые он выражает ярко, в равной степени соседствуют и отрицательные, как то: недовольство, злость, упрямство. Все эти проявления чувств не безосновательны, они всегда являются реакцией ребёнка на чьи-то действия или основываются на ощущениях самого малыша.

    Он с восторгом внимает телепередачам, умеет включать и выключать телевизор, с удовольствием слушает музыку, речь, подражает увиденному и повторяет услышанное.

    Двухлетний ребёнок впитывает как губка всё, что слышит вокруг и его словарный запас растёт. Он способен понимать, что от него хотят взрослые и способен оформить мысль в двух-трёх словах, постепенно начиная использовать прилагательные, предлоги, наречия, местоимения. Себя зачастую может называть в третьем лице.

    Большое значение имеет культура речи в семье, так как ребёнок в 2 года к словам относится так же, как и к предметам. Сперва он их повторяет, а потом, если они ему пришлись по нраву, может произносить без умолку. И если его заинтересовали непристойности, услышанные дома или на улице, единственным выходом будет дождаться, когда они ему наскучат. Родители часто ругают детей, когда слышат мат из их уст, требуют не употреблять «нехорошие» слова, забывая о том, что ребёнок оценивает их не в лексическом значении - они для него очередная игрушка и не более.

    Развивающие занятия и игры

    На правильное развитие ребёнка влияет выбор развивающих его игр. Они помогают ему правильно взаимодействовать с окружающими предметами, животными, людьми. Наблюдая за своим малышом, родители должны подобрать наиболее оптимальные занятия для него, суметь увлечь тем, что ему может не нравится, но так необходимо для комплексного развития.

    Игры можно разбить на несколько категорий:

    • Способствующие развитию координации движений. Сюда может входить и начальный уровень гимнастики для малыша: бег за взрослым, ходьба, ладушки, лазание и другие.
    • Способствующие творческому развитию: рисование, игра в кубики, лепка, мозаика.
    • Развивающие внимание. Совместное чтение книг с картинками и последующее выполнение заданий («Покажи, где мишка? Где зайчик?»), выполнение ребёнком трёх-четырёх последовательных действий, также и в обратном порядке.

    Наблюдая за развитием своего ребёнка, родители могут проводить время от времени тесты, обращая внимание на сильные и слабые стороны малыша. В 2 года развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речи , потому стоит уделять подобным играм особенное внимание. Каков бы ни был родительский страх, ребёнку следует предоставлять бóльшую свободу для развития его способностей, поощрять и помогать достигать успеха в том, за что он берётся.

    В 2 года ребёнок только начинает осознавать себя. Он ещё не умеет себя всецело контролировать, и хотя взрослый для него является источником пищи и заботы, малыш всё чаще начинает противопоставлять себя родителям, что выражается в таком привычном для детей упрямстве. Порой именно на этом переломном моменте в жизни малыша родители совершают большинство ошибок. Как удержаться на этой тонкой грани? Излишнее потакание сделает ребёнка капризулей или даже маленьким тираном, а строгие запреты - замкнутым. Не всегда правильно изложенные советы педиатров и педагогов применимы на практике, если родители не находят общего языка со своим малышом.

    Каждый ребёнок уникален, со своим характером и формирующимися привычками, и потому необходимо уделять особенное внимание нюансам - не только навязывать свои правила, но и подстраиваться под темперамент и желания малыша.



gastroguru © 2017