Брадифрения и другие расстройства интеллекта. Медицинская учебная литература Нарушение интеллекта наиболее характерно

Интеллект – это важнейшее качество человека, которое выражается в его способности к познанию и решению различных вопросов и проблем.

Эту категорию нельзя ограничить таким узким определением: интеллект включает в себя запас слов, эрудицию, умение адаптироваться к реалиям окружающей среды, способность применять полученные знания на практике, а его нарушение отображается на деятельности человека, которая при таких условиях не может быть полноценной.

Важность интеллекта и проблема его расстройства

Интеллектом называют психическое качество человека, которое выражается в способности познавать, осмыслять и решать поставленные задачи. Поскольку это понятие подразумевает постоянное обретение новых знаний и навыков, считается, что развить уровень интеллекта – это вполне вероятно. Важными качествами этой категории, которой обладает каждая личность, являются любопытство, гибкость ума, широта мышления.

Если уровень развития интеллектуальных способностей в определенном возрасте недостаточен, то речь идет о нарушении. В таких случаях говорят о врожденном или приобретенном слабоумии. Первое расстройство называют , второе – .

Так называемая «атрофия разума» — это психиатрический синдром, при котором индивидуум теряет способность осознавать причинно-следственные связи происходящего с ним и вокруг него, делать умозаключения, формировать суждения о событиях и волнующих происшествиях, чувствах, ощущениях.

Причины патологических процессов

Как было упомянуто выше, выделяют врожденное и приобретенное нарушение интеллекта. Каждый вид патологии имеет предпосылки для своего развития.

Олигофрения или врожденное слабоумие — состояние психического недоразвития. Причинами для ее развития являются факторы, влияющие на процесс созревания мозга ребенка. К ним следует отнести следующие патологии:

Деменция (приобретенное в зрелом возрасте слабоумие) — это снижение познавательной деятельности человека и утрата знаний и навыков, приобретенных им ранее. Провоцирующими факторами в данном случае становятся:

  • высокий уровень холестерина в крови;
  • тяжелые аутоиммунные заболевания;
  • осложнения заболеваний почек и печени;
  • алкоголизм;
  • хронические метаболические расстройства;
  • отклонения в работе эндокринной системы;
  • инфекционные заболевания (хронический , );
  • тяжелые интоксикации организма (в частности — отравление тяжелыми металлами).

Нарушение интеллектуального развития у детей возможно в силу следующих факторов:

Клиническая картина

Для всех интеллектуальных нарушений характерна общая клиника и симптоматика:

  • , речи;
  • слабость суждений;
  • неспособность к обобщению;
  • безынициативность;
  • интеллектуальная бездеятельность;
  • пассивность;
  • заниженная самооценка;
  • агрессивность;
  • ограниченный лексикон;
  • слабость познавательных интересов;
  • отсутствие привычки к самоконтролю;
  • проблемы с логическим мышлением;
  • узость кругозора;
  • примитивность интересов;
  • трудности в процессе приобретения новых знаний и восприятия информации;
  • неспособность анализировать материалы и текущую ситуацию;
  • трудность переключения внимания с одного предмета на другой;
  • такие черты характера, как мстительность, придирчивость, педантизм;
  • эмоциональное оскуднение вплоть до тупости;
  • уменьшение объема реагирования, который сводится к физиологическим потребностям;
  • аутизм;
  • отсутствие и непонимание речи;
  • бездеятельность и непродуктивность.

В зависимости от разновидности интеллектуальной атрофии, те или иные симптомы преобладают, а остальные не наблюдаются вообще или имеют менее выраженный характер.

В частности, для детей-аутистов характерна брадифрения с преобладанием депрессивной клиники и интеллектуальных нарушений в той или иной степени.

Коррекция состояния взрослых пациентов

Основная задача при лечении нарушений интеллекта – устранить причины обратимого характера, которые повлияли на развитие патологии, а также обеспечить больному поддержку и симптоматическую терапию в случае врожденной патологии.

Устранение факторов риска – борьба с заболеваниями и патологиями, которые спровоцировали слабоумие. Так, если причиной нарушений умственной деятельности человека стали , ему показано хирургическое лечение, лучевая терапия и прием химиопрепаратов. Если нарушение интеллекта спровоцировали болезни эндокринной системы больному показан прием гормонов.

В большинстве случае пациентам с нарушениями мыслительной способности рекомендуют прием препаратов, которые улучшают циркуляцию крови в сосудах головного мозга. Также при подобных отклонениях показано применение витаминных комплексов, антиоксидантов, .

Средства, не относящиеся к классическим методам лечения, также очень важны – как для взрослых пациентов, так и для детей. Речь идет о том, чтобы окружить человека заботой, а также обезопасить и облегчить его существование. Для этого следует:

  • подготовить и развесить на стены плакаты с распорядком дня, предметами, названия и назначения которых больной должен вспомнить;
  • постепенно вовлекать человека со слабоумием в домашние дела, которые на требуют особых умственных и физических усилий, приобщать его к занятиям спортом, прогулкам, совместному семейному отдыху;
  • говорить с больным, объяснять ему те вещи, которые здоровому человеку кажутся очевидными;
  • обеспечить безопасность человека с нарушенным интеллектом: оборудовать жилое помещение таким образом, чтобы ничто не угрожало его жизни и здоровью, предотвратить возможность вождения автомобиля больным.

Чем помочь ребенку?

Если расстройства интеллекта наблюдаются у ребенка, то требуются методы специфического обучения и социальной адаптации – олигофренопедагогики.

При вмешательстве в течение заболевания в раннем детстве возможно снизить степень потери трудоспособности вследствие нарушений интеллекта.

В целях коррекции состояния детей с нарушением интеллекта требуется разработка индивидуальной программы в каждом конкретном случае, которая подразумевает цельное обучение и воспитание ребенка. В лечении ребенка с отклонениями в умственном развитии принимают участие следующие специалисты:

  • физические терапевты;
  • неврологи;
  • педиатры;
  • ортопеды;
  • социальные работники;
  • специалисты по трудотерапии;
  • дефектологи;
  • диетологи.

Олигофренопедагогическое лечение предполагает развитие у ребенка практических способностей, которые необходимы в быту. Важно поддерживать успехи, достигнутые больным при обучении, каждодневное поощрение.

В ходе коррекции могут использоваться медикаментозные для подавления выраженной агрессии или .

Прогноз при нарушениях интеллекта у взрослых и детей неоднозначен и зависит от ряда факторов. Последствия также носят индивидуальный характер, поэтому составить общую картину таких критериев невозможно.

Если расстройство объективно имеет обратимый характер, то прогноз достаточно положителен: в этом случае изменения поддаются коррекции и, при условии своевременного и правильного лечения, ситуация может измениться в лучшую сторону. При необратимых тяжелых расстройствах вернуть способность мыслить, рассуждать и делать выводы, а также оценивать ситуации, невозможно.

Превентивные мероприятия

Следует избегать и депрессивных состояний, постоянно повышать как физическую, так и умственную активность.

Еще одна важная профилактическая мера – своевременное лечение заболеваний внутренних органов и систем, поскольку многие из них способны вызвать расстройства интеллекта.

Нарушения интеллекта делают жизнь человека неполноценной, он утрачивает способность мыслить, анализировать, делать выводы. В результате он теряет интерес ко всему, не воспринимает информацию и новые знания. Если этот процесс обратим, то с помощью лечения возможно скорректировать данное состояние. Если же он имеет необратимый характер, то человека нельзя обучить чему-либо или вернуть к нормальной жизнедеятельности.

Интеллект - это способность воспринимать информацию в единицу времени.

Высшие психические функции (когнитивные) : речь, мышление, предметное восприятие (гнозис) и целенаправленные действия с предметами (праксис).

Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100, и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % — ниже 90 и выше 110.


Когнитивные расстройства

Наиболее значимые в клинической практике когнитивные расстройства: афазия, аграфия, алексия, акалькулия, апраксия, агнозия.

Афазия - нарушение речи с полной или частично утратой способности понимать чужую речь либо пользоваться речью для выражения своих мыслей, обусловленное поражением коры доминантного (левого у правшей) полушария большого мозга без расстройств артикуляционного аппарата и слуха.

Аграфия - приобретенное нарушение способности писать правильно по смыслу и форме при сохранности двигательной функции руки.

Алексия - приобретенное расстройство чтения, обусловленное нарушением понимания текста. Обычно сочетается с афазией, редко наблюдается изолированно.

Акалькулия - нарушение способности производить арифметические действия, обусловленное поражением доминантного полушария.

Апраксия - нарушение целенаправленных действий и двигательных навыков при сохранности составляющих их элементарных движений.

Агнозия - отсутствие узнавания и понимания раздражения, поступающего как из окружающего мира, так и из собственного организма, при условии сохранения чувствительности и сознания. Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную агнозию и аутотопагнозию. Как правило, при нарушении гнозиса определенной модальности включение других сенсорных каналов позволяет распознать объект.

Когнитивные расстройства встречаются при умственной отсталости , .


Виды нарушения интеллекта

Различают деменцию (слабоумие) и олигофрению (малоумие).

Олигофрения (умственная отсталость) — это патологических состояния, характеризующееся наличием врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3-х лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей.

Деменция (слабоумие) - утрата ранее приобретенных интеллектуальных способностей.
О деменции можно говорить, когда есть нарушение памяти и, по крайней мере, еще одной из когнитивных функций: восприятие (гнозис), внимание, счет, речь, мышление.
Деменция встречается при органических поражениях головного мозга , шизофрении , эпилепсии .

Органическое слабоумие - может быть диффузным, тотальным, или парциальным, лакунарным.
Тотальное слабоумие - стойкое снижение всех интеллектуальных функций, слабость суждений, отсутствие критики к своему состоянию.
Частичное слабоумие - характеризуется выраженными нарушениями памяти. Остальные интеллектуальные функции страдают вторично.
Шизофреническое слабоумие - апатическое или атактическое - характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время, как предпосылки к умственной деятельности еще длительное время могут сохраняться.
Эпилептическое слабоумие - значительное снижение памяти и изменение мышления, когда человек не различает главное и второстепенное.

IQ позволяет определить уровень определенной группы умственных способностей к логике, абстрактному мышлению, обучению. Ученые говорят, что высокий IQ - это как высокий рост в баскетболе, но чтобы быть отличным баскетболистом, нужны и другие способности. Однако, есть и субъективные черты неразвитого интеллекта и эмоциональной незрелости. Вот 15 признаков как интеллектуальных, так и эмоциональных недостатков, с которыми крайне трудно бороться.

Интересно, что высокий IQ вовсе не обязательно означает, что вы умны. Бывает, что люди, не блещущие остротой ума, отлично выполняют тесты на IQ. Самый яркий пример - Джордж Буш, над умственными способностями которого потешались весь его 8-летний срок президентства. Уж слишком много в его поступках было грубых ошибок, а его идиотские высказывания по разным поводам стали притчей во языцех. Буш прошел тест на IQ и его результат оказался невероятно высоким - 120! (Результат в 100 единиц является нормой, 160 - супервысоким, а 70 - низким. Нельзя не упомянуть Билла Гейтса - его результат в 160 единиц частично объясняет его успех).

Если вы когда-нибудь проходили тест на IQ, то это наверняка был тест Айзенка (создателя теста на IQ) или одна из его многочисленных модификаций. По сегодняшним меркам, эти тесты можно считать устаревшими и неточными, но они глубоко проникли в разные структуры (образовательные и даже военные), а теперь уже они повсеместны и в интернете, что просто отмахнуться от них не получается. На самом деле, средний тест на IQ определяет вашу способность анализировать новую информацию (как используя, так и не используя старую) относительно вашего возраста.

Психологи напоминают, что средний тест на IQ даёт не только очень приблизительное, но и очень усреднённое значение, потому что складывается из нескольких субтестов, каждый из которых проверяет разные типы мышления. Таким образом, человек с выдающимся абстрактным мышлением и слабым вербальным с большой вероятностью получит только средний результат.

У психологов есть термин «эмоциональный интеллект» (EQ), который включает в себя способность слышать и понимать других людей, предвидеть их поведение, контролировать свои и чужие эмоции. Возможно, оценивать личность нужно и по уровню IQ, и EQ. Например, профессор психологии Гарвардского университета г-н Говард Гарднер вводит понятие "множественного интеллекта".

Есть такая шутка, что высокие показатели теста Айзенка свидетельствуют не об интеллекте человека, а лишь о его способности хорошо проходить тесты на коэффициент интеллекта. В каждой шутке есть доля правды: баллы IQ ни к практическому уму, ни к творческим способностям не имеют ни малейшего отношения.

15. С трудом усваивают новый материал

Одним из признаков человека с низким IQ является трудность понимания новых или изменение знакомых концепций. Это проблема, особенно учитывая наше время, с его быстрым развитием технологий и меняющимся образом жизни. Этим людям не только трудно понять и принять более сложные системы и способы мышления, но даже простая абстракция принимается с внутренней борьбой. Они также с трудом справляются с числами и последовательностями. Они вынуждены преодолевать значительные препятствия, когда речь идет об аналитической обработке информации.

Предполагают, что существуют определенные барьеры для людей с низким IQ в отношении работы разума и законов логики. Поскольку тесты IQ измеряют способность человека к абстрактному мышлению, видимо, сложности вызывает именно этот тип тестовых вопросов. Многие из них чувствуют досаду, это постоянный вызов для них, они быстро начинают сердиться и набрасываться на окружающих из-за своей неспособность понять абстрактные категории. Эмоционально развитые люди - более гибкие и умеют адаптироваться. Они выходят из зоны комфорта, потому что понимают, что страх нового парализует и преграждает дорогу к новым победам.

14. Плохо контролируют свои эмоции

Вы умеете держать себя в руках? Некоторые люди обладают взрывным темпераментом, и вспыхивают от каждой мелочи, на самом деле, не требующей такой бурной реакции. Это больше, чем просто встать не с той ноги или чувствовать разочарования от каждого вызова. Откуда берется этого гнев? Рационального объяснения зачастую просто нет. Тем не менее, человек с низкими IQ и EQ, постоянно находится в состоянии неконтролируемой ярости, и любой, казалось бы, небольшой катализатор может вызвать приступ гнева, и для них все выглядит вполне логично и рационально...

Такие люди имеют тенденцию к вспышкам ярости в общественном месте или любых других местах, где скандалы неуместны. Не поймите нас неправильно, если у грубой дамы в Starbucks в очереди перед вами оказалось плохое утро, это вовсе не означает что у нее она не хватает баллов IQ...хотя, вполне возможно, и означает...

13. Им кажется, у них есть ответы на все вопросы

Можно подумать, что всезнайка имеет более высокий IQ, чем большинство людей, но - совсем наоборот. Есть люди, которые действительно кажутся ходячей энциклопедией, а есть другие, которые на самом деле знают не так уж много, но важничают, как будто они самые умные. Последним не обязательно нужны факты или логика, иногда они просто полны информации настолько, что это должно вас насторожить: возможно, перед вами не очень умный человек. Это имеет мало общего с реальным интеллектом, скорее, перед вами классический отличник-зубрила.
Люди с более низким уровнем IQ часто чувствуют себя не на месте при попытках социализации в обществе, так что они имитируют свое собственное восприятие идеальной ролевой модели, которое включает в себя такую позицию - всегда иметь ответы на любые вопросы. Они не имеют возможности "считывать" информацию о социальной среде и понять иерархию конкретной группы (кто на верхушке, кто отвержен и т.п.), они не умеют распознавать социальные сигналы, которые подают собеседники, и которые, на самом деле, могут быть вовсе не осведомлены о вопросах, которые случайно всплывают в разговоре.

12. Неспособность учиться на своих ошибках

Если вы живой человек, вы совершаете ошибки. Нельзя отрицать, что многие из нас делают одни и те же ошибки дважды, но есть люди, которые в принципе не извлекают уроков из своих промахов. Это как положить руку над огнем и обжечься, и продолжать повторять это действие каждые пять минут, до полного самоуничтожения.

Эмоционально развитые люди не принимают ошибки близко к сердцу, но и не игнорируют их. Они извлекают пользу из полученного опыта и всегда готовы признать свою вину. В то время как люди с низким уровнем эмоционального интеллекта никогда не извиняются за свои ошибки и часто пытаются обвинить в своих промахах других.

11. Неумение понять эмоции других людей

Эмоциональна глухота свойственна людям с низким уровнем IQ и EQ. На вечеринках и в других социальных ситуациях они не понимают язык тела и не считывают сигналы; их общение неэффективно, им трудно понять, что и почему делают другие люди.
Хотя есть много умных людей, которые "социально неуклюжи", но они, по крайней мере, отлично знают, как удалиться от разговоров или ненужных им взаимодействий с неинтересными им людьми (к вашему сведению, придти на вечеринку и сидеть весь вечер на кухне с собакой, безусловно, является мудрым сознательным решением). Эмоционально неразвитые люди не видят ограничений социального протокола - отличный пример профессор Шелдон из "Теории Большого взрыва".
Эмоционально развитые люди быстро вычисляют эмоции других просто по глазам и жестам, это помогает скорректировать свое поведение и принимать правильные решения. Ведь нет смысла, например, обсуждать важные вещи с человеком, погруженным в свои проблемы, или пытаться выстроить коммуникацию с полностью равнодушным собеседником.

10. Отсутствие базовых социальных навыков

Есть навыки, которые помогают нам жить изо дня в день, эффективно общаться, взаимодействовать с другими людьми, и быть в состоянии заботиться о наших основных жизненных потребностях. Люди с низким уровнем эмоционального и интеллектуального развития сочтут этот короткий список слишком сложным, им понадобится помощь с двумя или более пунктами этого списка, причем ежедневно. Они могут забыть помыться, или не знать, как разморозить полуфабрикат в микроволновой печи, не говоря уже о более сложных кулинарных задачах. Это не потому, что им физически сложно выполнить эти действия, а потому что они не обладают умственными способностями среднего человека. Им придется напоминать о самых простых вещах, если они не в состоянии помнить о их самостоятельно. Как правило, такие люди живут под чьим-то присмотром.
Тут уместно напомнить о феномене современной Японии под названием "хикки" или "хикикомори" - буквально означающее «острую социальную самоизоляцию». Под этим термином понимают людей, отказывающихся от социальной жизни, не имеющих работы и живущих на иждивении родственников. Министерство здравоохранения Японии определяет хикикомори как лиц, отказывающихся покидать родительский дом, изолирующих себя от общества и семьи в отдельной комнате более шести месяцев и не имеющих какой-либо работы или заработка. Психолог Тамаки Саито, который и придумал сам термин, вначале предполагал, что число хикикомори в Японии составляет чуть более миллиона или около 1 % от численности населения страны. Но по данным отчёта правительства Японии, таких людей может быть гораздо больше. "Потерянное поколение" - вот как их называют Самоизоляция, демонстрируемая хикикомори, является частым симптомом у людей, страдающих от депрессии, обсессивно-компульсивных расстройств или расстройств аутистического спектра (сюда относятся в том числе и синдром Аспергера и «классический» аутизм).

9. Они живут за пределами своих финансовых возможностей

Высокий финансовый IQ - это еще один подвид показателя интеллектуального развития.
В семействе Кардашьян привыкли тратить деньги, как будто они растут на деревьях, но у них есть банковские счета, которые изрядно забиты деньгами. А чтобы поддержать свои экстравагантные покупки, людям с низким интеллектуальным уровнем приходится сорить деньгами при абсолютно пустых банковских счетах. Кредит кредиту, конечно, рознь. И бывают оправданные траты. Но стремление обладать предметами роскоши, не имея на то средств, и тенденция увязать в бесконечных долгах, свидетельствует о явной недалекости и незрелости.
Пользоваться кредитом нужно аккуратно, четко понимая, для каких целей вы его берете, и насколько эти цели оправданы. И обязательно необходимо заранее знать о том, как вы будете его отдавать. Но есть целая армия людей, которая не понимает очевидного: отдавать придется, и с процентами! Невероятно, но факт: оглянитесь вокруг, сколько народу берет кредиты на дорогие автомобили, которые им не по карману, не имея при этом даже собственного жилья и сбережений. Неумение спланировать свой бюджет и увязание в долгах - есть четкий признак низкого финансового IQ . Надеемся, это не о вас!

8. Они сконцентрированы на себе

Пуп Земли - знакомая ситуация? Быть социально некомпетентным не только означает, что люди с низким уровнем IQ не могут функционировать в социальной среде; это также значит, что они имеют тенденцию смотреть на мир через призму только своей собственной персоны. Они не в состоянии смотреть на идеи, мнения глазами кого-то другого. Им важна только их собственная позиция и точка зрения. Их эгоизм возникает не по злому умыслу, такова уж их природа, и она основана на их интеллектуальном потенциале.

Для того, чтобы смотреть на мир глазами других людей и принимать во внимание их потребности, нужно обладать способностью к восприятию абстрактных понятий, но это эмоционально сложно и психологически трудно. Эмоциональный эгоизм характерен для людей, которые при восприятии мира и оценке ситуаций настолько зацикливаются исключительно на собственных эмоциях, что слишком мало думают о чувствах окружающих.

7. Не воспринимают критику

Критика, безусловно, бывает разная. И любую критику стоит принимать с достоинством, юмором и абсолютным спокойствием, а далее анализировать - конструктив или троллинг? И делать свои выводы - игнорировать или принимать к сведению, корректируя свои поступки. Описанный выше процесс, как ни странно, совершенно не по плечу эмоционально и интеллектуально неразвитому человеку. Он не может ни проанализировать критику на предмет ее конструктивности, ни отличить добрый совет от простой завистливой лжи.

Не имея навыков эффективного общения и не умея держать себя в руках, человек с низким IQ не справляется с какой-либо критикой. Они видят в ней нападение и угрозу, а не слова, дающие им шанс расти и развиваться. Критический анализ является посягательством на все, на чем они стоят, по крайней мере, именно в это они и верят. Упрямство и непримиримость - обычные спутники такой невосприимчивости к критике. Таким людям, безусловно, нужна помощь.

6. Они обвиняют всех вокруг в собственных неудачах

Очень умные люди способны оценить вероятные риски и осознать последствия принятых ими решений. Менее умные люди не станут искать причины своих неудач в собственных просчетах, придираться в себе - это не в их эгоистической природе. Вместо этого они обвиняют в своих неудачах кого угодно - родителей, супругов, коллег и так далее.

Саморефлексия является признаком внутренней работы, анализа и процесса самосовершенствования, недаром умные люди обычно не считают себя таковыми. Успешность в жизни во многом зависит от того, как человек реагирует на неудачи. Люди с развивающимся мышлением считают, что хоть и с усилием, но могут все улучшить. В результате они превосходят тех, у кого мышление фиксированное, даже если имеют более низкий IQ. Высокий IQ при столкновении с неприятностями помогает искать решения своих проблем, в отличие от людей с низким IQ, которые начинают тонуть в жалости к себе, и набрасываться на других с обвинениями в собственных катастрофах.

5. Спорщики без тормозов

Некоторые люди - просто спорщики, независимо от того, каков их уровень IQ. Есть такой тип людей, которые всегда на грани обиды, они только и ждут, чтобы начать дебаты по любому поводу. Среди них есть довольно высокий процент людей с низким уровнем IQ, потому что они не умеют правильно оценивать свои эмоции и не знают, когда надо остановиться в споре, который становится слишком жарким.

Они не способны уважать мнение, отличное от их собственного. И им не хватает ума и деликатности промолчать в определенных ситуациях. Иногда для них самих такое поведение становится трагедией - они просто загоняют себя в угол и обрекают на изоляцию. Им бы спросить себя: чего я хочу? Быть правым любой ценой и оставить за собой последнее слово в споре? Или я хочу быть спокойным и счастливым человеком, способным уважать окружающих. Но для этого нужны мозги и IQ чуть выше среднего!

4. Не умеют планировать

Мы уже упоминали, что новые идеи и концепции трудны для восприятия для человека с низким IQ. Умение спланировать свои дела дано не всем. Задачи наваливаются в огромным количестве, все они разноплановые и большинство из них не связано друг с другом. Помнить обо всем практически невозможно. Ведение ежедневников и использование различных напоминалок возможно, но бывает так, что они только больше запутывают ситуацию. В особенности, если речь идет о многоэтапных задачах. Для человека с низкими IQ и EQ - это практически неразрешимо.

Они просто не в состоянии что-то спланировать, будь план работы на день или событие в долгосрочной перспективе. Если прибавить сюда неумение планировать финансы и невосприимчивость к критике, то результатом всегда будет провальный проект - неважно, идет ли речь об организации вечеринки или квартального отчета. Всякая попытка помочь или проконтролировать, будет восприниматься как недоверие и оскорбление. Воистину, обидчивость - показатель слабости! Сильный примет и помощь, и совет.

3. Долго не задерживаются на одном рабочем месте

Одни работодатели требуют многого от своих сотрудников, в то время как другие избирают более спокойный подход, практически не требующий усилий. Для человека с низким IQ, оба эти варианта слишком сложные, чтобы с ними справиться. Как мы уже обсуждали, они не в состоянии планировать свою работу, не понимают как акклиматизироваться а рабочей среде, они плохо обучаемы и не социализируются.

Какое-то время их терпят, они могут даже пройти испытательный срок, но рано или поздно выясняется, что человек не справляется. Как правило, этот цикл равен году. Так что если к вам на работу пришел человек, который меняет рабочее место каждый год, не спешите его нанимать! И, если вы, заглянув в свою трудовую книжку, видите в ней похожую картину, то стоит задуматься. Если у вас постоянные авралы на работе, вы постоянно живете в ситуации нехватки времени, перерабатываете, и при этом не задерживаетесь вне одной работе дольше года - остановитесь и посмотрите на ситуацию со стороны.

2. Не могут сосредоточиться

Люди с низким IQ не склонны к абстрактному мышлению, им не придет в голову провести качественное обучение для расширения своих навыков и развития умственных способностей. Они сосредоточены на тривиальных вещах, и о них можно многое рассказать, основываясь на их примитивных увлечениях.

Мы, однако, живем в поверхностном обществе, и с первого взгляда человека с низким IQ иногда не определить. Если кто-то предпочитает идти в ногу с семейством Кардашьянов, не читает книг и не развивает свой мозг, это вовсе не обязательно означает, что у них низкий IQ (хотя иногда означает). Тем не менее, если человек постоянно прерывает мысль собеседника, сам не в состоянии сформулировать ни одну проблему и постоянно теряет мысль, это может обусловлено его интеллектуальными возможностями. Ему проще переключиться на другую тему, более близкую и доступную, чем чувствовать себя идиотом. Можно понять!

1. Недостаток зрелости

Мы не о кидалтах, это не про любителей мультфильмов и видеоигр. Очень важно, уметь получать удовольствие и оставаться ребенком (или просто молодым) в душе. Мы не об этом...скорее, мы про общую тенденцию к инфантилизации общества, которая особенно ярко отражается на людях с низким интеллектуальным развитием и эмоционально незрелых.

Неспособность общаться с другими людьми, самостоятельно вести свои дела, полный раздрай в личной жизни... инфантилизм означает нежелание взрослеть. Термин «инфантилизм» используется психологами для обозначения незрелости личности, особенно эмоционально-волевых качеств. Взрослый человек не хочет принимать серьезные решения, ожидает, что «как-то все само собой рассосется», и что кто-то придет и за него все решит...слышали о «синдроме Питера Пэна»?
Иногда человек за 35 своим поведением напоминает 9-летнего малыша. Эгоисты, которым свойственно отрицание всего, они не задумываются о будущем, о последствиях своих действий, стараются как можно меньше думать о реальной жизни, в основном, они развлекаются и не пытаются вникать ни в какие проблемы. Такой человек является больше зрителем, чем участником своей жизни. Такие люди любят помечтать, со временем они начинают искать причины своих неудач в других. Чтобы "отвлечься", человек начинает пить, зависать у компьютера или телевизора, и...по-преждему ждать того, что все решится само собой. Но это тупиковый путь, и им придется повзрослеть с психологической и эмоциональной точки зрения.

Сегодня речь пойдет:

Деменцией называют медленное, но планомерное угасание умственных способностей человека. Процесс этот сопровождают снижение познавательных возможностей, ухудшение памяти и концентрации. Почему так происходит и что можно сделать в этом случае, обсудим в статье.

Деменция становится причиной трансформации личности человека. Как правило, такие изменения происходят с возрастом, в основном у людей старше 60 лет. Заболевание прогрессирует по мере снижения кратковременной памяти и способностей к обучению на фоне старения. Однако не всегда забывчивость пожилого человека является симптомом болезни. Если здоровый человек преклонного возраста может упустить из памяти некоторые детали какого-либо недавнего события, то больной деменцией забудет напрочь о самом событии.

Иногда деменция развивается стремительно, когда из-за травмы, тяжелой болезни или серьезной интоксикации организма гибнут клетки головного мозга.

Формы заболевания


Существует две основные разновидности болезни
  1. Сосудистая деменция
Причиной патологии является деградация тканей головного мозга, вследствие чего мозговое кровообращение становится неполноценным. Такое развитие «событий» характерно для ряда заболеваний: артериальной гипертензии, атеросклероза, ишемии сосудов головного мозга. Кроме того, в зону риска попадают люди, перенесшие инфаркт миокарда, страдающие сахарным диабетом, гиперлипидемией и патологиями сердечно-сосудистой системы.

Внезапное уменьшение интенсивности кровообращения в головном мозге считают главным признаком развития деменции сосудистого типа. Чаще всего заболевание появляется в анамнезе людей преклонного возраста (от 60 до 75 лет). Мужчины страдают деменцией в 1,5 - 2 раза чаще, чем женщины.

  1. Старческая деменция (сенильное слабоумие)
Эта разновидность деменции также начинает развиваться в зрелом возрасте. Нарастающее слабоумие выражено ухудшением памяти, напоминающим прогрессирующую амнезию. Прогрессирующая старческая деменция заканчивается распадом психической деятельности. Эта болезнь встречается у пожилых людей гораздо чаще остальных психических расстройств, причем женщины подвержены старческой деменции более, чем мужчины. Пик заболеваемости отметили в период между 65 – 76 годами.

Причины заболевания


Толчком к развитию деменции становится любое заболевание, в результате которого гибнут клетки головного мозга. Как правило, слабоумие прогрессирует на фоне болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона и болезни Пика, которые приводят к тяжелому органическому поражению центральной нервной системы.

В остальных случаях деменция становится последствием основного заболевания, при котором поражение коры головного мозга вторично. Это различные болезни инфекционной природы (менингит, вирусный энцефалит), патологии сердечно-сосудистой системы (гипертония, атеросклероз сосудов головного мозга), травмы головы или серьезное отравление на почве алкоголизма.

Спровоцировать развитие деменции могут такие заболевания, как осложненные печеночная и почечная недостаточность, рассеянный склероз, системная красная волчанка, СПИД, нейросифилис.

Клиническая картина заболевания


Самым характерным и наиболее выраженным признаком деменции считают потерю желания, а затем и способности узнавать что-то новое – болезнь полностью атрофирует познавательную функцию головного мозга.

Распознать патологию на раннем этапе развития очень сложно, поэтому подозрения на деменцию появляются только после резкого ухудшения состояния больного. Обострение наступает, как правило, после смены привычной для человека обстановки или в процессе лечения какой-либо соматической болезни.

Неизгладимый отпечаток накладывает деменция на кратковременную и долговременную память человека. При начальной стадии заболевания пациент не может вспомнить подробности недавних событий, забывает, что происходило с ним в течение дня, испытывает трудности с запоминанием телефонных номеров. По мере развития деменции новая информация практически не задерживается в памяти больного, он помнит только хорошо заученную информацию. При прогрессирующей болезни человек не помнит, как зовут его близких, кем он работает, и прочие подробности личной жизни. Нередко страдающие деменцией забывают и собственное имя.

Первыми «звоночками» деменции является нарушение ориентации во времени и пространстве. Больной может запросто потеряться на улице, где стоит его дом.

Личностное расстройство проявляется постепенно. По мере развития деменции обостряются до предела индивидуальные черты характера пациента. Жизнерадостный сангвиник становится чрезмерно суетливым и раздражительным, педантичный и бережливый превращается в скрягу. Страдающий деменцией человек очень эгоистичен и холоден по отношению к своим близким, легко идет на конфликт. Нередко больной человек пускается во все тяжкие: начинает бродяжничать или складировать в своем жилище всякий хлам. По мере усугубления психического расстройства неряшливость и нечистоплотность проявляются в облике страдающего деменцией все больше.

Расстройства мышления при деменции очень тяжелые: исчезает способность адекватно и логически мыслить, атрофируется абстрагирование и обобщение. Речевые навыки постепенно угасают, словарный запас становится очень примитивным, а в тяжелых случаях больной совсем прекращает разговаривать.

На почве деменции начинается бред, больной одержим примитивными и нелепыми идеями. Например, больная женщина может постоянно искать кошку, которой у нее никогда не было. Представители мужского пола часто подвержены бреду ревности.

Эмоциональное состояние больного нестабильно. Преобладает депрессия, плаксивость, агрессивность, тревожность. В некоторых случаях больные чересчур веселы и беззаботны.

Диагностика психического расстройства


Помимо общих лабораторных анализов особое значение придают общению врача с пациентом и его близкими. Забывчивость – главный признак деменции. Специалист предложит больному пройти тест, и на основании суммированных балов сможет оценить общее состояние человека. Тесты, как правило, содержат несложные арифметические задачки, задания на проверку ассоциативного и логического мышления.

В некоторых случаях для подтверждения диагноза прибегают к магнитно-резонансной и компьютерной томографии.

Чтобы появилась полная картина состояния больного, врач учитывает его возраст, историю его семьи, условия его жизни, наличие других серьезных заболеваний, которые могут повлиять на развитие деменции.

Лечение болезни


Деменция не лечится. В 15% случаев, когда заболевание возникло на почве сильного депрессивного расстройства (псевдодеменция), состояние больного поддается коррекции и считается обратимым. В остальных же случаях болезнь неумолимо разрушает психику человека.

Все терапевтические методы лечения сводятся к замедлению развития деменции. Если расстройство появилось на почве болезни Альцгеймера, используют лекарственное средство Донепезил, которое в некоторой степени приостанавливает течение болезни. Деменция, вызванная повторным микроинсультом, лечению не поддается, но развитие ее можно приостановить, своевременно проведя комплексное лечение артериальной гипертензии.

Способов остановить прогресс деградации головного мозга на почве СПИДА еще нет. Сильное возбуждение, нередко сопутствующее тяжелым случаям деменции, снимают с помощью нейролептиков (Галоперидол, Сонапакс).

Профилактика деменции


Вылечить эту психическую патологию невозможно, зато реально не столкнуться с нею вовсе, утверждает ПоМедицине. Мы приводим список рекомендаций, соблюдая которые, человек останется в здравом уме и памяти до самых преклонных лет.
  • Следите за артериальным давлением и уровнем холестерина в крови – патологическое изменение их показателей вызывает гипоксию мозга.
  • Контролируйте уровень сахара в крови ежегодно – от этого зависит прочность сосудов и здоровье нейронов головного мозга.
  • Бросьте курить и пейте спиртные напитки по минимуму (а лучше откажитесь от них совсем).
  • Стимулируйте кровообращение: ежедневно устраивайте пешие прогулки, займитесь плаванием, регулярно делайте зарядку.
  • Нормализуйте свой пищевой рацион – пусть там будет в основном полезная и питательная пища. Особенно «любит» головной мозг морепродукты, сырые овощи и фрукты, орехи, оливковое масло.
  • Принимайте лекарства исключительно по назначению врача.
  • Возьмите себе за правило всегда и везде повышать уровень своего интеллекта. Болезнь Альцгеймера (следовательно, и деменция) обходит стороной образованных людей с пытливым умом. Разгадывайте кроссворды, собирайте многотысячные пазлы, читайте, запишитесь на танцы или курсы рисования «с нуля». Не забывайте о прекрасном: концерты классической музыки и театральные спектакли ждут вас всегда, было бы желание!
  • Не отказывайтесь от активной социальной позиции. Много общайтесь, особенно обращайте внимание на круг общения, куда входят люди, младше вас. Поверьте, у них всегда есть чему поучиться.
  • Найдите занятие для души или уделяйте побольше времени хобби, которое у вас уже есть.
  • Спешите жить и любите жизнь – она слишком коротка для того, чтобы болеть!
Возможно, вы знали об этих правилах и раньше, но не придавали им большого значения. Однако они действительно работают и являются отличным «тренажером» для ясного мышления. (вопросов: 6)

Данный тест предназначен для детей в возрасте 10-12 лет. Он позволяет определить, какое место ваш ребенок занимает в коллективе сверстников. Чтобы правильно оценить результаты и получить самые точные ответы, не стоит давать много времени на раздумье, попросите ребенка отвечать то, что первым придет ему в голову...


Симптомы болезни - нарушения интеллекта

Нарушения и их причины по категориям:

Нарушения и их причины по алфавиту:

нарушение интеллекта -

"Интеллект" (от латинского intellectus - понимание, познание) - в широком смысле совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения; в более узком смысле - мышление.

Интеллект - основная форма познания человеком действительности». Это определение интеллекта принято в современной отечественной психологии.

Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки: стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при диагностике детей.

Для количественной оценки интеллекта и психического развития предложены различные тесты. Наибольшее распространение получили:

Векслеровская шкала интеллекта для взрослых (переработанная) позволяет определить IQ для вербальных и невербальных навыков и общий IQ; она предназначена для лиц старше 16 лет.

Векслеровская шкала интеллекта для детей (переработанная) также позволяет оценить вербальные и невербальные навыки и общий интеллект, но предназначена для тестирования детей в возрасте 6-16 лет. Различие между IQ для вербальных и невербальных навыков может указывать на расстройства восприятия.

Тест Станфорд-Бине (4-я редакция) предназначен для детей старше 2 лет и позволяет определить «умственный возраст» и IQ. Поскольку тест включает в основном вербальные задания, он не годится, если у ребенка имеются специфические коммуникативные расстройства (например, аутизм, дислексия) или недоразвитие (в силу внешних факторов) вербальных функций.

Денверский тест II позволяет оценить четыре стороны поведения: общие двигательные навыки, тонкие движения, речь и личностно-социальные навыки. С его помощью можно быстро определить психомоторное развитие детей дошкольного возраста. IQ при этом не определяют.

Шкала раннего речевого развития (Early Language Milestone Scale - ELM) и шкала слухоречевого развития (Central Linguistic Auditory Milestones Scale - CLAMS) предназначены для массовых обследований моторной и сенсорной речи у детей до 3 лет.

Умственная отсталость может быть легкой, умеренной или тяжелой.
1. При легкой умственной отсталости способность к обучению сохранена, IQ составляет 55-70. К этой категории относятся приблизительно 75% всех умственно отсталых лиц. Их развитие обычно не превышает уровень третьего-четвертого класса школы, однако в зрелом возрасте они при определенной опеке способны к самостоятельной жизни.
2. При умеренной умственной отсталости возможна некоторая тренировка навыков, IQ составляет 45-55. Большинство лиц, принадлежащих к этой категории, способны приобретать навыки самообслуживания, однако они никогда не достигают сколько-нибудь существенных успехов в образовании. Они могут жить в семье и работать в специальных мастерских. Одиноким же требуется постоянный уход в условиях интерната. Эта группа включает примерно 20% всех умственно отсталых лиц.
3. При тяжелой (IQ - 25-45) и крайне тяжелой (глубокой) (IQ ниже 25) умственной отсталости больные полностью зависимы от окружающих. Некоторые из них прикованы к постели, и все попытки их социализации остаются безуспешными. Эта группа включает не более 5% всех умственно отсталых лиц.
4. Данная классификация применяется уже много лет и во многих ситуациях оказывалась весьма полезной. Однако в последние годы была предложена другая классификация, в соответствии с которой умственную отсталость делят на две степени: легкую (IQ - 50-70) и тяжелую (IQ ниже 50).

Недостатки и ограничения тестов на интеллект. Оценка интеллекта методом тестирования обладает многими серьезными недостатками. Результаты тестов часто плохо воспроизводимы, особенно у детей. В тестах не учитываются особенности культурного и социального окружения, образовательный уровень, наличие или отсутствие заинтересованности и мотивации. Кроме того, при некоторых психических заболеваниях (особенно при депрессии и шизофрении) тесты дают заниженную величину IQ. Остается неясным, связано ли это со снижением интеллекта или с недостаточной мотивацией. В то же время психологическое тестирование в настоящее время является единственным научным методом оценки интеллекта, и при четком понимании всех ограничений имеющихся тестов они могут быть использованы для обследования и динамического наблюдения больных с интеллектуальными расстройствами.

При каких заболеваниях возникает нарушение интеллекта:

Причины нарушения интеллекта.
Недоразвитие интеллектуальных функций может возникнуть вследствие множества самых разнообразных явлений, влияющих на созревание мозга ребенка.

Заболевания, проявляющиеся преимущественно нарушением интеллекта
1. Дегенеративные заболевания мозга
- Болезнь Альцгеймера и болезнь Пика (лобарная атрофия Пика)
- Прогрессирующий надъядерный паралич (синдром Стила-Ричардсона-Ольшевского)
- Болезнь Паркинсона
- Болезнь Гентингтона (хорея Гентингтона)
2. Мультиинфарктная деменция и болезнь Бинсвангера
3. Хроническая гидроцефалия
4. Спонгиоформные энцефалопатии
- Группа редких заболеваний, включающая куру и болезнь Крейтцфельдта-Якоба; эти заболевания характеризуются диффузной дегенерацией нейронов головного мозга, базальных ядер и спинного мозга, пролиферацией глии и губчатым внешним видом коры.
5. Вирусный энцефалит
6. Нейросифилис
7. Посттравматическая энцефалопатия
8. Демиелинизирующие заболевания
9. Внутричерепные объемные образования
10. Системные заболевания с мозговыми проявлениями
11. Авитаминозы
- Пеллагра
- Синдром Вернике-Корсакова
- Авитаминоз B12
- Хронические метаболические расстройства
- Эндокринные нарушения (гипотиреоз)
12. Интоксикации (отравление тяжелыми металлами (свинцом, ртутью, мышьяком, марганцем и таллием) приводит к деменции, этанол - болезнь Маркиафавы-Биньями - редкое осложнение алкоголизма).
13. Лекарственные средства. Многие препараты могут вызывать интеллектуальные расстройства, напоминающие деменцию.
14. Психические заболевания
Ряд психических заболеваний может сопровождаться интеллектуальными нарушениями, обусловленными расстройствами как мотиваций, так и когнитивных функций.
- Депрессия
- Шизофрения

Причины умственной отсталости
- Некоторые хромосомные аномалии можно диагностировать уже по клиническим данным. К ним относятся трисомии 13, 18 и 21-й хромосомы, синдром Клайнфельтера и другие, более редкие болезни. При подозрении на эти заболевания, а также у детей с умственной отсталостью неясного происхождения показано цитогенетическое исследование.
- Синдром повышенной ломкости X-хромосомы - одна из частых причин умственной отсталости. Синдром наследуется по X-сцепленному доминантному типу; у лиц мужского пола он встречается с частотой 1:1250, у лиц женского пола - 1:2500. Клиническая диагностика этого синдрома обычно трудна, поскольку его фенотипические проявления многообразны и неспецифичны. Его классические признаки: большие оттопыренные уши, удлиненное лицо, выступающая нижняя челюсть, макроорхизм - появляются, как правило, только после пубертатного периода. Самыми ранними симптомами обычно являются задержка развития и поведенческие расстройства, в том числе гиперактивность и аутизм. Прямой анализ ДНК позволяет выявить генную аномалию у большинства больных и носителей. Эта аномалия состоит в расширении сегмента гена FMR-1 в локусе Xq27.3, обусловленном вставкой повторяющейся тринуклеотидной последовательности (ЦГГ). Клинические проявления синдрома возникают, если вставка содержит не менее 200 таких последовательностей. Прямой анализ ДНК - более совершенный метод диагностики данного синдрома, чем ранее применявшийся цитогенетический анализ. Последний, однако, можно использовать, когда выявить генетическую аномалию с помощью прямого анализа не удается, несмотря на то, что имеются основания подозревать синдром повышенной ломкости X-хромосомы. Поскольку проявления синдрома неспецифичны, рекомендуют проводить исследование на ломкость X-хромосомы у всех детей с умственной отсталостью неясного происхождения, даже если характерные дисморфогенетические черты отсутствуют.

Наследственные синдромы с множественными пороками развития, при которых не выявляются хромосомные нарушения, весьма разнообразны по клиническим проявлениям; их описание выходит за рамки данной книги. Эти заболевания могут быть классифицированы на основе имеющихся пороков развития; в диагностике помогают специальные атласы.

Заболевания с многофакторным наследованием часто встречаются у детей с легкой умственной отсталостью, особенно в социально неблагополучных группах населения. Унаследовав множественные патологические гены от обоих родителей и оказавшись в неблагоприятных социальных условиях, такие дети испытывают значительные трудности при обучении. У них обычно не обнаруживают каких-либо специфичных аномалий.

К изолированным грубым порокам развития различной этиологии относятся первичная и вторичная микроцефалия, а также разнообразные аномалии, сопутствующие гидроцефалии. Для определения характера и распространенности дефекта применяют различные методы визуализации, включая КТ и МРТ.

Нарушения аминокислотного обмена, а также обмена органических кислот и мочевины лежат в основе большой группы заболеваний, которые клинически трудно отличить как друг от друга, так и от других дегенеративных заболеваний мозга. После периода нормального развития (иногда чрезвычайно короткого, как, например, при болезни кленового сиропа) развиваются признаки диффузного поражения нервной системы, в том числе: задержка или регресс психического и моторного развития, сонливость (иногда переходящая в кому), эпилептические припадки, атаксия, изменения мышечного тонуса. При некоторых заболеваниях наблюдаются характерные признаки, например гипопигментация и экзема при фенилкетонурии, специфический запах мочи при болезни кленового сиропа. Ранняя диагностика имеет важное значение, поскольку некоторые из этих заболеваний поддаются лечению исключением или добавлением в пищу определенных веществ. Для постановки диагноза исследуют содержание аминокислот и органических кислот в крови и моче.

Лизосомные болезни накопления представляют собой группу наследственных заболеваний, при которых вследствие недостаточности того или иного фермента в лизосомах накапливаются определенные метаболиты. В табл. 3.2 перечислены лизосомные болезни накопления, соответствующие им ферментные дефекты и основные накапливающиеся метаболиты. Болезни, первично поражающие серое вещество головного мозга (например, ганглиозидозы), уже на ранней стадии проявляются деменцией и эпилептическими припадками. Напротив, при первичном поражении белого вещества сначала, как правило, появляются атаксия и спастичность, а деменция и судороги присоединяются позднее.

Митохондриальные болезни. Описаны различные варианты митохондриальных болезней, протекающих с поражением головного и спинного мозга, мышц, периферических нервов и других органов. Специфический ферментативный дефект выявлен лишь у части из них.
- Болезнь Ли обусловлена дефицитом цитохром-C-оксидазы и пируватдегидрогеназы. Заболевание начинается обычно в возрасте до двух лет и проявляется задержкой развития, мышечной гипотонией и слабостью, атаксией, офтальмоплегией, нарушением ритма дыхания. На МРТ выявляется характерное изменение интенсивности сигнала от базальных ядер и ядер ствола. Содержание лактата и пирувата в крови и СМЖ обычно повышено.
- Синдром MERRF (Myoclonic Epilepsy with Ragged Red Fibres - миоклоническая эпилепсия с пятнистыми мышечными волокнами) обусловлен точечной мутацией в нуклеотидной паре 8344мтДНК. Синдром проявляется миоклониями, атаксией, мышечной слабостью, деменцией, низкорослостью, снижением слуха, лактацидозом. При биопсии мышц выявляются пятнистые волокна (при специальном окрашивании скопления митохондрий в них выглядят как красные пятна).
- Синдром MELAS (Mitochondrial Encephalomyopathy, Lactic Acidosis and Stroke-like episodes - митохондриальная энцефаломиопатия, лактацидоз и инсультоподобные эпизоды) связан с точечной мутацией в нуклеотидной паре 3243 мт ДНК. Клинические проявления включают низкорослость, эпилептические припадки, повторную рвоту, периодические головные боли, рецидивирующие инсультоподобные эпизоды, деменцию. В крови выявляется лактацидоз, в мышцах - пятнистые волокна.
- Деменция наблюдается также при синдроме Кирнса-Сейра, для которого характерны прогрессирующая наружная офтальмоплегия, атаксия, мышечная слабость, дегенерация сетчатки, нарушения проводимости сердца, лактацидоз, повышение уровня белка в СМЖ, пятнистые мышечные волокна. Синдром обусловлен делецией вмт ДНК.
- Болезнь Олперса связана с недостаточностью комплекса I дыхательной цепи митохондрий. Для нее характерны рано появляющиеся эпилептические припадки, деменция, спастичность, слепота, нарушение функции печени. Недостаточность комплекса I наблюдается и при других перечисленных митохондриальных заболеваниях и является, по-видимому, неспецифическим феноменом.

Пероксисомные болезни
- Заболевания, обусловленные множественной недостаточностью пероксисомных ферментов. К ним относятся: синдром Цельвегера, для которого характерны типичные дисморфогенетические проявления и отсутствие пероксисом в различных тканях; неонатальная адренолейкодистрофия, наследуемая по аутосомно-рецессивному типу и связанная с накоплением жирных кислот с очень длинной цепью; болезнь Рефсума с повышением содержания в крови фитиновой кислоты и гиперпипеколиновой кислоты (как при синдроме Цельвегера).
- Заболевания, обусловленные недостаточностью одного из пероксисомных ферментов. X-сцепленная адренолейкодистрофия обычно начинается в детском возрасте, однако иногда симптомы появляются в подростковом или в зрелом возрасте. Вначале обычно возникают поведенческие расстройства и изменения личности, затем присоединяются прогрессирующие неврологические нарушения и признаки надпочечниковой недостаточности. На КТ и МРТ обнаруживается поражение белого вещества мозга, в крови и других тканях накапливаются жирные кислоты с очень длинной цепью.
- При врожденных инфекциях (например, герпесе, краснухе, токсоплазмозе, цитомегаловирусной инфекции) наряду с умственной отсталостью имеются и другие проявления: внутриутробная задержка развития, неонатальная желтуха, петехии, гепатоспленомегалия, микроцефалия или гидроцефалия, внутричерепные кальцификаты. У детей с врожденной краснухой часто наблюдаются катаракта и врожденные пороки сердца. При подозрении на врожденную инфекцию пробуют выделить вирус из мочи у новорожденного и, если есть возможность, определяют общее содержание IgM и титр специфических IgM-антител. Если такой возможности нет, то исследуют титр IgG в динамике с тем, чтобы отличить активную продукцию антител у новорожденного от пассивного переноса материнских антител.
- Внутриутробные повреждающие воздействия. Умственная отсталость может быть обусловлена материнскими факторами (хроническая плацентарная недостаточность, токсикоз, сахарный диабет, нарушения питания, алкоголизм, прием некоторых лекарственных средств) либо неблагоприятными внешними воздействиями (например, облучением).
- Перинатальные повреждения мозга могут возникать в период родов и в течение первых нескольких суток жизни. К ним относятся гипоксически-ишемические поражения (часто сопровождающиеся внутрижелудочковыми, перивентрикулярными и субарахноидальными кровоизлияниями), травмы, инфекции, токсические и метаболические расстройства. Все перинатальные повреждения, за исключением травм, чаще наблюдаются у недоношенных.
- Перивентрикулярное кровоизлияние (в зародышевый матрикс) с проникновением крови в желудочки мозга и субарахноидальное пространство встречается преимущественно у недоношенных. Это частое заболевание диагностируют с помощью КТ или УЗИ у 40-50% недоношенных весом менее 1500 г. Во многих случаях оно протекает бессимптомно, однако обширные кровоизлияния нередко приводят к смерти или формированию тяжелых остаточных дефектов. В более легких случаях большинство детей выживают, многие в последующем нормально развиваются, однако у некоторых возникают гидроцефалия, непрогрессирующие интеллектуальные и двигательные нарушения. Именно в этих случаях часто обнаруживают нижнюю спастическую параплегию при нормальном психическом развитии.
- Субарахноидальное кровоизлияние также наблюдается при гипоксии. Чаще оно встречается у недоношенных, однако бывает и у доношенных детей. Ближайший и долгосрочный прогноз значительно варьируют.
- Острое субдуральное кровоизлияние редко встречается у новорожденных. Оно может наблюдаться у доношенных, часто в результате травмы, вызванной инструментальным вмешательством в родах. При подозрении на это осложнение показана субдуральная пункция.

Другие важные причины стойких неврологических расстройств, развивающихся в перинатальный период, - менингит, гипогликемия, билирубиновая энцефалопатия.
м. Врожденные метаболические болезни без установленного ферментативного дефекта. В эту группу входит большое число наследственных заболеваний нервной системы, при которых специфический ферментативный дефект не определен.
- Нейрональные цероид-липофусцинозы (ранее объединяемые под названием болезни Баттена) характеризуются накоплением в нейронах аутофлюоресцирующего липидсодержащего пигмента и проявляются умственной отсталостью, судорогами, экстрапирамидными расстройствами, слепотой. В зависимости от времени возникновения симптомов выделяют следующие формы заболевания: инфантильную (Халтиа-Сантавоури), позднюю инфантильную (Бильшовского-Янского), ювенильную (Шпилмейера-Фогта) и взрослую (Куфса). Диагноз можно заподозрить по клиническим данным. В моче может повышаться уровень долихола, при биопсии кожи выявляются характерные внутриклеточные включения.
- Наследственные атаксии
н. Постнатальные причины умственной отсталости включают черепно-мозговую травму, инфекции ЦНС, гипоксически-ишемические повреждения, опухоли ЦНС, токсические и метаболические расстройства.
- Детский церебральный паралич - это хроническое непрогрессирующее заболевание, характеризующееся выраженными двигательными нарушениями, часто сочетающимися с эпилептическими припадками и умственной отсталостью. В зависимости от неврологических симптомов выделяют спастическую, хореоатетозную, атаксическую и смешанную формы детского церебрального паралича. Двигательные расстройства иногда становятся явными лишь на втором году жизни, что значительно затрудняет дифференциальный диагноз с прогрессирующими неврологическими заболеваниями. Важнейшая причина детского церебрального паралича - недоношенность и ее осложнения. У доношенных детский церебральный паралич обычно бывает обусловлен внутриутробными факторами, а перинатальные воздействия не играют ведущей роли. О том, что причиной детского церебрального паралича является перинатальная асфиксия, можно говорить лишь при тяжелой и длительной асфиксии во время родов, умеренной или тяжелой гипоксически-ишемической энцефалопатии в перинатальном периоде, множественных повреждениях внутренних органов, а также при исключении других заболеваний.

К каким врачам обращаться, если возникает нарушение интеллекта:

Педиатр
психиатр
невролог
отоларинголог,
окулист
нейропсихолог,
психолог, в том числе количественное определение интеллекта – тест Векслера
логопед
эндокринолог (по показаниям)
дерматолог (по показаниям)

Вы заметили нарушение интеллекта? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Euro lab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом . Клиника Euro lab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны . Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее .

(+38 044) 206-20-00


Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас нарушился интеллект? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни . Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача , чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации , возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой . Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию на . Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Euro lab , чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Карта симптомов предназначена исключительно для образовательных целей. Не занимайтесь самолечением; по всем вопросам, касающимся определения заболевания и способов его лечения, обращайтесь к врачу. EUROLAB не несет ответственности за последствия, вызванные использованием размещенной на портале информации.

Если Вас интересуют еще какие-нибудь симптомы болезней и виды нарушений или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам , мы обязательно постараемся Вам помочь.



gastroguru © 2017