Социальное обслуживание инвалидов. Социальное обслуживание инвалидов: рассматриваем тонкости вопроса Цели предоставления социальных услуг инвалидов

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально- психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам из числа инвалидов на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Нелишне бывает напомнить и успокоить, что такие услуги оказываются только при условии добровольного согласия инвалидов, за исключением случаев, когда оказание таких услуг необходимо, чтобы спасти жизнь инвалида (может быть, даже и против его воли).

Действующим законодательством предусмотрен перечень социальных услуг, предоставление которых осуществляется бесплатно. Такие услуги в формах, перечисленных ниже, предоставляются:

  • инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход (при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для нашей области);
  • инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

На условиях неполной оплаты услуги из базового перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ, оказываются:

  • инвалидам, получающим пенсию (в том числе с учетом надбавок, в размере от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона);
  • инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход (при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона);
  • инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Если инвалид живет в семье, где средний доход на члена семьи на 150 процентов превышает прожиточный минимум, установленный для данного региона. Оплата также производится, если инвалиду были оказаны услуги, не входящие в базовый перечень. Порядок и условия оплаты социальных услуг в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания определяются Правительством Российской Федерации. Тарифы на социальные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, определяются органами социальной защиты населения области.

Предоставление социальных услуг может производиться на дому, при помещении в специальное учреждение (стационар), осуществляющее постоянный уход за находящимися в нем лицами, а также в форме полустационарного обслуживания.

К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

  • организация питания, включая доставку продуктов на дом;
  • помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
  • содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
  • поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
  • содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
  • содействие в организации ритуальных услуг;
  • другие надомные социальные услуги.

Социальное обслуживание на дому осуществляется соответствующими отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. Такое обслуживание предоставляется нуждающимся в нем инвалидам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющим медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание. Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.

Полустационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для инвалидов наиболее удобных и комфортных их возрасту и состоянию здоровья условий жизни, а также оказание им медицинской и иной помощи, направленной на достижение такого состояния, организацию их отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание инвалидов осуществляется в домах- интернатах, специально оборудованных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением. Инвалид, выбравший проживание в таком учреждении, отнюдь не лишается возможности вести удобную и привычную для него жизнь. Он имеет право пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами, встречаться с родственниками, друзьями практически в любое время. Супруги из числа проживающих в доме- интернате вправе требовать предоставления им изолированного жилого помещения для совместного проживания.

В качестве особого вида услуг для инвалидов в целях оказания им неотложной помощи разового характера проводится так называемое срочное социальное обслуживание. Срочное социальное обслуживание включает следующие социальные услуги из числа предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг:

  • разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
  • обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
  • разовое оказание материальной помощи;
  • содействие в получении временного жилого помещения;
  • организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
  • организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;
  • иные срочные социальные услуги.

Срочное социальное обслуживание осуществляется муниципальными центрами социального обслуживания или отделениями, создаваемыми для этих целей при органах социальной защиты населения.

В комплекс мер, связанных с социальным обслуживанием населения включается также нормы права, распространяющиеся не только на инвалидов, но на всех граждан. В частности, это касается обслуживания населения в магазинах, ателье, домах быта и иных организациях подобного рода. Правда, и в этих случаях законодательство ориентирует лиц, занимающихся оказанием таких услуг, на особое отношение к гражданам, являющимися инвалидами. Так, инвалиды I и II группы должны обслуживаться вне очереди на предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи, и жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, обслуживающих население. Инвалиды пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций.

Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг на уровне области и государства в целом в сфере социального обслуживания осуществляется органами социальной защиты населения, органами здравоохранения и органами образования в пределах их компетенции, а также министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти, государственными предприятиями, учреждениями и организациями, имеющими в своем подчинении учреждения социального обслуживания.

Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг на уровне города, района осуществляется муниципальными органами социальной защиты населения, органами здравоохранения и органами образования, а также органами управления социальным обслуживанием Российской Федерации и органами управления социальным обслуживанием области.

Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг частными организациями в сфере социального обслуживания осуществляется государственными, муниципальными органами социальной защиты населения, органами здравоохранения и органами образования в пределах их компетенции.

При выявлении случаев нарушения прав инвалидов в сфере социального обслуживания, предусмотренных законами, государственных стандартов качества социального обслуживания органы социальной защиты населения, выдавшие учреждениям социального обслуживания лицензию на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания, вправе приостанавливать ее действие. Вопрос об окончательном прекращении такой деятельности решается учредителями или собственниками учреждений социального обслуживания либо в судебном порядке.

Возможно, организация общественного контроля за деятельностью по предоставлению социальных услуг осуществляется общественными объединениями, занимающимися в соответствии с их учредительными документами вопросами защиты интересов граждан пожилого возраста и инвалидов.

Вообще, контроль за своевременной реализацией прав и интересов инвалидов осуществляют органы прокуратуры и суда.

Надзор за исполнением законодательных актов, предоставляющих дополнительные права и льготы инвалидам, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Органы прокуратуры представляют собой средство быстрого реагирования на различного рода нарушения и своевременное устранение каких-либо нарушений. Однако они не имеют возможности принудительного исполнения принятых ими решений, за исключением случаев, когда нарушение прав инвалидов связанно одновременно с нарушением уголовного и административного законодательства. Тем не менее, в силу Указа Президента "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" органы прокуратуры вправе обращаться к Президенту с требованием о применении мер взыскания, вплоть до освобождения от должности, к должностным лицам, уклоняющимся от выполнения федеральных законов, указов Президента и других нормативных актов.

Такой возможностью обладает только судебные органы. Действия или бездействие государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также должностных лиц, повлекшие нарушения прав инвалидов, могут быть обжалованы в суд. Обращение суд в этом случае оформляется в виде жалобы, возмещение расходов, связанных с неисполнением законов, может производиться судом непосредственно при рассмотрении этой жалобы. Кроме того, в случае обнаружение в ходе судебного разбирательства, что действия должностного лица подпадают под условия, предусмотренные другими законодательными актами, судья может принять решения о возможности привлечения его к уголовной или административной ответственности, а также указать лицу, обратившемуся за защитой своих прав на привлечения допустившего нарушение лица к гражданско-правой ответственности.

Действующее в настоящий момент законодательство не представляет застывшей собой структуры. Как на уровне федерации, так и на уровне нашей области разрабатываются целевые программы, направленные на защиту инвалидов (как категории граждан, в настоящий момент особо нуждающихся в социальной поддержке государства). Оказание поддержки инвалидам будет производиться не только в виде целевых денежных выплат и адресного предоставления каких-либо льгот имущественного характера, но и создание для инвалидов социальной инфраструктуры, удобной для проживания (оборудование жилых домов средствами, удобными для перемещения инвалидов, т.е. специальными подъездными дорожками, подъемниками; создание реабилитационных комплексов, оборудованных специальными спортивными тренажерами, бассейнами; адаптация средств индивидуального, городского и междугороднего общественного пассажирского общественного транспорта, связи и информатики; расширение производства вспомогательных технических средств и бытового оборудования). Обеспечение в современных условиях занятости инвалидов должно осуществляться путем создания большего количества рабочих мест, специально оборудованных для осуществления трудовой деятельности инвалидом, увеличение доли квотирования рабочих мест на предприятии, предназначенных для приема на работу инвалидов. Дальнейшее совершенствование будет происходить и в системе социальной защиты.

Из этой статьи вы узнаете:

    Какие ведомства в России отвечают за социальное обслуживание инвалидов

    Какой закон регулирует социальное обслуживание пожилых инвалидов

    Какие существуют формы социального обслуживания инвалидом и граждан пожилого возраста

    Какие услуги обязаны предоставлять инвалиду на дому в рамках социального обслуживания

    Кого обслуживания центры и учреждения социального обслуживания в России

    Чем частный пансионат для инвалидов и пожилых людей лучше государственного

Социальное обслуживание инвалидов направлено на поддержку пожилых и нетрудоспособных людей. При этом каждый человек, член общества частично участвует в оплате услуг, в которых нуждаются люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. На что можно рассчитывать престарелому? Об этом читайте ниже.

Кто в России отвечает за социальное обслуживание инвалидов

Социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов получает всё больше внимания со стороны государства. Очевидно, что денежных выплат недостаточно , и многие пожилые люди надеются, что в данной сфере скоро будут введены необходимые изменения, и жизнь престарелых качественно улучшится.

Каждый из нас осознаёт, что бабушкам и дедушкам, ветеранам, инвалидам не уделяется должного внимания , их нужды не удовлетворяются. Безусловно, настал момент, когда от слов пора перейти к делу и создать в нашей стране эффективные формы социального обслуживания инвалидов и пожилых людей.

Социальное обслуживание престарелых и инвалидов предполагает оказание помощи людям, которые нуждаются в уходе, предоставление медицинских, жилищно-бытовых, коммунальных услуг, транспортных средств в пользование, возможностей для трудоустройства, содержание в домах-интернатах.

Удовлетворить потребности пожилых людей можно только в ситуации, когда престарелый человек наделён юридическим правом. Тогда он может потребовать, чтобы ему предоставили положенное по закону благо, к примеру, материальное обеспечение. А учреждение, куда он обращается, должно не только иметь возможность для оказания такой помощи, но и быть обязанным это сделать.

Право на социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста, к примеру, получение пенсии, является реальным, ведь закон гарантирует, что каждый человек , соответствующий определённым условиям, получает пенсию .

Однако ситуация такова, что реализовать своё право можно не всегда, так как государственные органы предоставляют помощь по своему усмотрению . Это связано с тем, что социальные услуги дефицитны и нет никакой гарантии, что каждый старик или инвалид сможет воспользоваться ими. Кстати, количество тех, кто нуждается в проживании и обслуживании в доме престарелых, гораздо больше, чем число доступных мест в них.

Министерство здравоохранения и Министерство соцзащиты населения России занимаются оказанием медико-социальной помощи населению. Поликлиники, стационары, больницы — основные медицинские учреждения. Во многих из них созданы гериатрические кабинеты, в которых наблюдаются пожилые люди.

Часть коек в стационарах выделяется именно для таких пациентов. Кроме того, в фонде имеются «бытовые» койки, которые используются не только для лечения, но и для профилактики различных заболеваний. Управление стационарных учреждений Министерства социальной защиты населения России контролирует качество оказываемых услуг.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в домах престарелых проверяется органами исполнительной власти, а также некоторым производственными организациями, ведущими шефство над учреждениями.

Федеральный закон о социальном обслуживании инвалидов

ФЗ о социальном обслуживании инвалидов и пожилых людей определяет основные направления этой деятельности. Согласно закону инвалиды, которые не могут удовлетворять свои потребности из-за ограниченности своих возможностей , получают право на помощь, оказываемую государственной системой соцобеспечения.

Органы соцзащиты принимают решение о наличии/отсутствии права на социальную поддержку. Инвалид или пожилой человек должен высказать своё согласие на получение помощи. Также он может определить, будут ли оказываться услуги постоянно или временно.

Закон о социальном обслуживании инвалидов определяет случаи, когда престарелые люди не могут отказаться от помощи. Если пожилой человек не желает реализовать своё право, то он должен быть обязательно ознакомлен с последствиями, к которым приведёт такое решение. Кстати, если инвалид отказывается от помощи, то ему придётся оформить своё заявление письменно.

Если за пожилым человеком не ухаживают его родственники, а самостоятельно заботиться о себе он не может, то его недееспособность признаётся в порядке, установленным законом. Суд решает, целесообразно ли помещать престарелых в пансионаты и другие учреждения даже в случаях, когда они не выражают своё на это согласие.

Если родственники пожилого человека готовы ухаживать за ним, то они могут выразить своё желание при помощи письменного заявления и отказаться от услуг, которые предлагает организация социального обслуживания инвалидов.

Помощь не может быть оказана тем, кто страдает от алкоголизма, является носителем вирусов, карантинных инфекций, активной формы туберкулёза, венерических заболеваний. Основанием для отказа может быть заключение врачебной комиссии.

Какие различают формы социального обслуживания:

    социальное обслуживание инвалидов на дому;

    полустационарное социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста;

    обслуживание в стационарных учреждениях;

    срочное социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста;

    консультирование.

Кроме того, для жилья инвалидам может быть предоставлено помещение. Социальное обслуживание инвалидов на дому позволяет пациентам жить в привычном для них месте, поддерживать свой социальный статус, защищать свои права и интересы.

Социальное обслуживание инвалидов на дому: какие услуги оказывают:

    организация питания, доставка продуктов;

    покупка лекарств, предметов первой необходимости;

    медицинская помощь;

    уборка помещения;

    юридическая помощь;

    организация ритуальных услуг;

    помощь по дому.

Если пожилой человек проживает в помещении без отопления и/или водоснабжения, то органы соцзащиты могут посодействовать в решении этой проблемы. Кроме того, сотрудники могут предложить другие надомные услуги.

Инвалиды, страдающие психическими расстройствами, туберкулёзом (неактивная форма), тяжёлыми заболеваниями, включая онкологические, имеют право на соцобеспечение. Исключением являются те пациенты, лечение которых может проводиться только в специализированных учреждениях.

Срочное социальное обслуживание пожилых инвалидов: на что люди с ограниченными возможностями могут рассчитывать

Срочная социальная поддержка позволяет протянуть руку помощи тем, кто остро в ней нуждается. Разово можно получить следующее:

    бесплатное горячее питание или продуктовые наборы;

    одежду, обувь и другие предметы первой необходимости;

    материальную помощь;

    временное жилое помещение;

    юридическую помощь;

    экстренную медико-психологическую помощь;

    другие социальные услуги.

Консультативная помощь оказывается, чтобы ослабить социальную напряжённость, способствовать адаптации в обществе, поддержать психологически и вдохновить на поиск решения своих проблем. Она подразумевает выполнение следующих задач:

    выявление людей, которые нуждаются в такой помощи;

    профилактика социально-психологических отклонений;

    работа с семьями, где есть инвалиды, организация их досуга;

    обучение, трудоустройство инвалидов;

    взаимодействие государственных учреждений и общественных объединений;

    правовая помощь.

Что еще положено инвалидам в рамках социального обслуживания

Исполнительные органы РФ устанавливают условия, на которых осуществляется бесплатное и платное полустационарное/стационарное социальное обслуживание инвалидов, пожилых людей.

Федеральный закон о социальном обслуживании инвалидов устанавливает следующие услуги, за которыми могут обратиться пожилые и люди с ограниченными возможностями:

    дополнительная медицинская помощь, обеспечение препаратами, выписанными врачом, предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение по показаниям;

    бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Если речь идёт об инвалиде, который имеет ограничение способности к труду III степени , то он обладает правом на получение второй путёвки, бесплатный проезд до курорта и обратно. Министерство здравоохранения определяет перечень учреждений, которые предлагают санаторно-курортное лечение для таких людей.

Начиная с момента установления ежемесячной выплаты инвалиду, учёт его прав на получение вышеперечисленных услуг осуществляют учреждения социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов по месту его жительства.

Кстати, воспользоваться услугами можно в течение календарного года. То есть, если ваш пожилой родственник получил право в течение года, то помощь будет ему оказываться с момента его установления по 31 декабря.

Как происходит оплата социальных услуг? Всё очень просто, сумма вычитается из ежемесячной выплаты. К примеру, ваш пожилой родственник отказывается от бесплатного проезда в ж/д транспорте, из назначенной ему пенсии будет удержано 456 руб.

Что инвалидам предлагают центры социального обслуживания

Центр социального обслуживания пожилых и инвалидов — это учреждение, которое оказывает помощь людям, которые оказались в затруднительной ситуации.

Основными задачами центра являются:

    взаимодействие с общественными организациями, госучреждениями с целью выявления тех, кто нуждается в помощи;

    определение видов помощи;

    учёт пожилых и инвалидов;

    предоставление разовых или постоянных услуг;

    разработка плана социальной поддержки, внедрение новых её форм;

    привлечение государственных/негосударственных организаций к оказанию помощи.

Какие в нашей стране есть учреждения социального обслуживания инвалидов

Государственная забота о стариках проявляется в том, что в стране созданы учреждения, где могут жить пожилые и нетрудоспособные люди, то есть, дома для престарелых, пансионаты и пр.

Увы, одиноких людей старше 60 очень много. У некоторых из них есть родственники, но связь сними утеряна. Они встречают свою старость и встречаются с трудностями в одиночестве. Бывают и такие ситуации, когда у престарелых людей есть семья, но жить рядом с ними нельзя из-за болезни. Именно для таких бабушек и дедушек существуют интернаты.

Дом-интернат — учреждение, в котором пациенты проживают постоянно. Как правило, в таком заведении оказываются те, кто нуждается в круглосуточном контроле. В последнее время стали появляться отделения, где пожилые и нетрудоспособные люди могут находиться временно.

В учреждении можно оставаться на протяжении 2-6 месяцев, к примеру, если родственники уезжают в командировку или страдают от какой-либо болезни. Также врачи направляют в такие отделения тех, кто пролечился в больнице, но ещё не окреп для самостоятельной жизни.

Дома-интернаты бывают трёх видов:

    для престарелых и инвалидов;

    для инвалидов, ветеранов труда. Сюда попадают инвалиды 18-40 лет. А пансионат для ветеранов труда предлагает проживание для тех, кто долгое время трудился на производстве;

    психоневрологический пансионат. Здесь сотрудники осуществляют социальное медицинское обслуживание инвалидов и пожилых людей, которые страдают от психических заболеваний.

В доме-интернате разрешается жить тем пожилым гражданам, у кого отсутствуют родные , которые могли бы ухаживать за ними. В порядке исключения некоторых престарелых принимают в такие учреждения даже если у них есть трудоспособные дети или родители. Как правило, в них оказываются пожилые люди, которым необходим уход, медицинские услуги и помощь с бытовым обслуживанием.

В такие заведения не могут попасть люди, страдающие от психических, онкологических заболеваний, алкоголизма, наркомании . Отдел соцобеспечения выдаёт такую путёвку. Если в заведения есть свободные места, то пожилого человека принимают на срок до полугода. Если речь идёт о постоянном проживании, то путёвка оформляется точно так же, то есть, нужно обратиться в орган соцзащиты, получить справку ВТЭК. Кстати, если в дом-интернат принимают супружескую пару, то им должны предоставить отдельную комнату.

Пожилые люди и инвалиды первой, второй групп, которые страдают от психических заболеваний, требуют особого ухода, поэтому их помещают в психоневрологический пансионат даже если у них есть родственники.

Перечислим задачи дома-интерната:

    создание благоприятных материально-бытовых условий, приближённых к домашним;

    организация ухода, лечения, проведение культурно-массовой работы;

    организация социально-трудовой реабилитации подопечных.

Пожилые люди живут в помещениях с мебелью, инвентарём, постельными принадлежностями, одеждой, обувью. Питание организуется согласно потребностям престарелых, может быть диетическим. Они получают необходимое медицинское обслуживание и помощь специалистов. При необходимости некоторым пожилым людям предлагаются слуховые аппараты, очки, протезы, ходунки. Кроме того, для подопечных организуются культурные и досуговые мероприятия.

Социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов в доме-интернате имеет свои особенности из-за ограниченности возможностей госучреждения.

Чем платные пансионаты для пожилых инвалидов лучше государственных

Квалифицированный уход за пожилыми людьми предлагается и в частных пансионатах. Современный пансионат больше напоминает загородную гостиницу, в которой оказываются медицинские услуги. Как правило, заведения располагаются в тихих местах, которые находятся не слишком далеко от центра города, чтобы членам семьи было удобно посещать престарелого родственника.

Частный пансионат — не только то место, где престарелые люди проживают и получают уход. Такие заведения оснащены специальным оборудованием для больных с ограниченными возможностями. Кроме того, престарелые, попадая в пансионат, забывают о своём одиночестве. Здесь они могут общаться, развлекаться, участвовать в концертах, пикниках, музыкальных вечерах, мастер-классах, заниматься творчеством.

К сожалению, для многих из нас пансионат для престарелых ассоциируется с чем-то неприятным и унылым. Действительно, государственные учреждения не могут гарантировать, что пожилому человеку будет обеспечен квалифицированный уход, медицинская помощь, а его досуг будет качественно организован. Однако они предлагают низкие цены, и это привлекательно для многих из нас. Стоимость пребывания в частном пансионате, конечно, выше, но стоит ли экономить на здоровье и самочувствии близкого?

Плюсы и минусы услуг частного пансионата по уходу за пожилыми людьми:

    прсонал частного пансионата обеспечивает более профессиональный уход за постояльцами, нежели в госучреждениях. Кроме того, в пансионатах есть сложное оборудование, которое нельзя установить дома. Высококвалифицированные медсёстры осуществляют присмотр за пожилыми людьми, а лечением занимаются врачи различного профиля;

    индивидуальные программы реабилитации позволяют восстановить функции, утраченные пожилыми людьми. В частном пансионате работают аниматоры, которые развлекают пожилых людей, ежедневно поднимая им настроение. Меню разрабатывается с учётом особенностей организма престарелых. А ежедневное общение с ровесниками способствует улучшению самочувствия постояльцев. Разумеется, социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому не может обеспечить подобного;

    специалисты помогут подобрать программу, учитывающую потребности и возможности пожилого человека;

    находиться в пансионате можно несколько дней, недель, месяцев. Срок пребывания зависит от потребностей клиента, длительности реабилитационного курса. Кроме того, при необходимости может быть организовано постоянное проживание;

    благодаря тому, что штат сотрудников очень большой, каждый постоялец может найти медсестру, общение с которой будет поднимать настроение. Согласитесь, в государственных заведениях, где обеспечивается стационарное социальное обслуживание инвалидов, как правило, трудятся люди, которые недовольны своей работой и уровнем оплаты труда.

    количество частных пансионатов велико и выбор подходящего заведения может занять некоторое время. Ограничиваться просмотром сайта и звонков в частное заведение не стоит. Съездите на место, оцените, в каких условиях живут постояльцы, пообщайтесь с сотрудниками;

    пожилые люди редко стремятся переехать в пансионат, ведь чаще всего им кажется, что находиться в таком заведении грустно и скучно. Рекомендуем посетить частный дом престарелых вместе с вашим родственником, чтобы он мог увидеть всё своими глазами и убедиться, что жить в пансионате интересно.

В последние годы быстрыми темпами увеличивается чис­ло одиноких и одиноко проживающих граждан указанной ка­тегории, и возможности удовлетворения их потребностей по вышеперечисленным параметрам на основе внутрисемейного обслуживания все более ограничиваются. Это происхо­дит из-за высокой занятости трудоспособного населения, а также развивающегося процесса ослабления семейных свя­зей, обособления младшего поколения от старшего.

Все это послужило основанием для поиска новых форм организации социально-бытового обслуживания нетрудос­пособных граждан наряду с существующей системой поме­щения их в дома-интернаты. Такие формы социального об­служивания, включая медицинскую, бытовую, досуговую, психологическую и другие виды помощи предоставляют цен­тры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Основная цель деятельности этих учреждений сводится к тому, чтобы поддержать нормальный уровень жизнедеятельности подопечных, пока еще не нуждающих­ся в постоянном постороннем уходе, а имеющих физические и психические возможности сохранять, при периодической помощи работников центра, связь с внешним миром, свое здоровье и оптимальные условия существования.

В РФ деятельность центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов регулируется рядом законодательных актов:

· Конституция РФ от 12.12.93 г.;

· ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого воз­раста и инвалидов» от 02.08.95 г.;

· ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 15.11.95 г.;

· ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.12.95 г.;

· Указ Президента РФ от 25.03.93 г. № 394 «О мерах по про­фессиональной реабилитации и обеспечению занятости ин­валидов»;

· Приказ Министерства социальной защиты населения РФ № 137 от 20.07.93 г. «О примерном положении центра соци­ального обслуживания»;

· Постановление Правительства РФ «О федеральном пе­речне гарантированных государством социальных услуг, пре­доставляемых гражданам пенсионного возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями соци­ального обслуживания».

Федеральный закон «О социальном обслуживании граж­дан пенсионного возраста и инвалидов» регулирует отноше­ния в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавли­вает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан указанной категории, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетво­рению потребности указанных граждан в социальных услу­гах. Оно включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении меди­цинской, правовой, социально-психологической помощи: в натуральном виде, в профессиональной подготовке, тру­доустройстве, организации досуга и т. д.), которые предос­тавляются указанной категории граждан на дому или в уч­реждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Целью деятельности ЦСО является осуществление соци­ального обслуживания пожилых граждан и инвалидов. Из этого вытекает ряд задач, от решения которых зависит эф­фективность и качественность выполнения поставленной цели, а именно:

Выявление и учет граждан, нуждающихся в различных видах социального обслуживания;

Оказание социально-бытовой, медицинской, психоло­гической, консультативной и иной помощи гражданам;

Содействие в оптимизации у граждан, обслуживае­мых центром, возможности реализации своих по­требностей;

Обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ, установленных действующим законода­тельством;

Анализ уровня социально-бытового обслуживания на­селения района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населе­ния, внедрение в практику новых видов и форм помо­щи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;

Привлечение различных государственных и негосу­дарственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координация их деятельности в этом на­правлении.

Эти задачи детерминируют структурную организацию центра, в которую помимо аппарата входят следующие под­разделения: отделение социального обслуживания на дому, отделение дневного пребывания, отделение срочного социального обслуживания (рис.


2.4).

ОСО создается для временного (до 6 месяцев) или постоян­ного оказания помощи гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посто­ронней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях. Деятельность ОСО направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержание их социального, психологического и физического статуса.

Обслуживание граждан на дому осуществляется путем предоставления им в зависимости от степени и характера нуждаемости социально-бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в перечень гарантированных государством, а также оказание по их желанию дополнительных услуг, не входящих в перечень гарантированных.

ОСО создается для обслуживания 60 граждан, прожива­ющих в сельской местности и 120, проживающих в домах со всеми удобствами. Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками, медсестрами, состоящими в штабе центра. Должность социального работника вводится из расчета обслуживания 4 граждан сельской местности и 8 — в благо­устроенном городском секторе.

ОДП является полустационарным структурным подраз­делением центра и предназначается для социально-бытово­го, культурного, медицинского обслуживания граждан, со­хранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, организации их питания, общения и отды­ха, привлечения к посильной трудовой деятельности, под­держания активного образа жизни.

В штат ОДП вводятся должности культорганизатора, медсестры, инструктора по труду, заведующего, а также младшего обслуживающего персонала. ОДП создается для обслуживания от 25 до 35 граждан. Продолжительность об­служивания в отделении устанавливается исходя из очеред­ности граждан на обслуживание, но не менее 2 недель. В ОДП выделяются помещения для кабинетов доврачеб­ной медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, ле­чебно-трудовых мастерских и т. д.

Обслуживаемые граждане могут при их добровольном со­гласии и в соответствии с медицинскими рекомендациями участвовать в посильной трудовой деятельности в специ­ально оборудованных лечебно-трудовых мастерских или подсобных хозяйствах. Трудовая терапия осуществляется под руководством инструктора по труду и под наблюдением медицинского работника.

ОССО предназначается для оказания престарелым граж­данам и инвалидам, остро нуждающимся в социальной под­держке, помощи разового или краткосрочного характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.

В штат ОССО вводятся должности специалиста по со­циальной работе, заведующего, медицинского работника, а также психолога и юриста. Работниками ОССО осуще­ствляется выявление и учет граждан, остро нуждающих­ся в натуральных и иных видах помощи, с целью ее пос­ледующего предоставления. ОССО должно располагать минимальным набором лекарственных препаратов и пере­вязочных средств для оказания срочной доврачебной по­мощи. Деятельность ОССО строится на сотрудничестве с различными государственными учреждениями, обще­ственными, благотворительными, религиозными органи­зациями и объединениями, фондами, а также отдельны­ми гражданами.

К перечню услуг, предлагаемых центром, относятся:

· услуги по организации питания, быта, досуга;

· социально-медицинские услуги;

· правовые услуги.

Согласно российскому законодательству, социальное обслуживание -- это деятельность соответствующих служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся и трудной жизненной ситуации.

Очередным законодательным регулятором вопросов доступности среды жизнедеятельности стало Постановление Правительства РФ от 25.11.1995г. № 1151, где был уточнен федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам. В настоящем акте перечислены услуги, предоставляемые инвалидам и пожилым в условиях стационарного учреждения и на дому: материально-бытовые, социально-медицинские, правовые, ритуальные, образовательные услуги, а также услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией.

Постановление Правительства РФ от 15.04.1996г. № 473 регулирует порядок предоставления социальных услуг. Ими могут воспользоваться бесплатно:

одинокие инвалиды, получающие пенсию (в том числе с учетом надбавок) в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

инвалиды, имеющие родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить помощь и уход, при условии, что размер их пенсии ниже прожиточного минимума;

инвалиды, проживающие в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.

Социальное обслуживание инвалидов включает совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам из числа инвалидов на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Такие услуги оказываются только при условии добровольного согласия инвалидов, за исключением случаев, когда это необходимо сделать, чтобы спасти жизнь инвалида (может быть, даже и против его воли).

Оказание социальных услуг, может производиться на дому, при помещении в специальное учреждение (стационар), осуществляющее постоянный уход за находящимися в нем лицами, а также в форме полустационарного обслуживания.

К числу надомных социальных услуг, гарантированных государством в федеральном перечне, относятся:

организация питания, в том числе доставка продуктов на дом;

помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

содействие в организации ритуальных услуг;

другие надомные социальные услуги.

Полустационарное социальное обслуживание включает:

социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов;

организацию их питания, отдыха;

обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности;

поддержание активного образа жизни.

Оно предоставляется нуждающимся в нем инвалидам, сохранившим способность обслуживать себя и активно передвигаться, не имеющим медицинских противопоказаний к предоставлению такового, осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Оно включает меры по созданию для инвалидов наиболее удобных и комфортных их возрасту и состоянию здоровья условий жизни, а также оказание им медицинской и иной помощи, способствующей достижению такого состояния, организацию их отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание инвалидов осуществляется в домах-интернатах, специально оборудованных в соответствии с их возрастом, здоровьем и социальным положением. Инвалид, выбравший проживание в подобном учреждении, отнюдь не лишается возможности вести удобную и привычную для него жизнь. Он имеет право пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату согласно действующим тарифам, встречаться с родственниками, друзьями практически в любое время. Супруги из числа проживающих в доме-интернате вправе требовать предоставления им изолированного жилого помещения для совместного проживания.

Комплекс мер, которые связаны с социальным обслуживанием населения, также предполагает соблюдение норм права, распространяющихся не только на инвалидов, но и на всех граждан. В частности, это касается обслуживания населения в магазинах, ателье, домах быта и иных организациях подобного рода. Правда, и в этих случаях законодательство ориентирует лиц, занимающихся оказанием таких услуг, на особое отношение к гражданам, признанных инвалидами. Так, инвалиды I и II группы должны обслуживаться вне очереди в предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи и жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, которые занимаются обслуживанием населения. Инвалиды пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций.

  • 1. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает:
  • 1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
  • 2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
  • 3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
  • 4) срочное социальное обслуживание;
  • 5) социально-консультативную помощь.
  • 2. Гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.
  • 3. Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.

Социальное обслуживание на дому

  • 1. Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.
  • 2. К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:
  • 1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;
  • 2) помощь в приобретении лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
  • 3) содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские организации;
  • 4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
  • 5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
  • 6) содействие в организации ритуальных услуг;
  • 7) другие надомные социальные услуги.
  • 3. При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.
  • 4. Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.
  • 5. Социальное обслуживание на дому осуществляется в порядке, определяемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Социально-медицинское обслуживание на дому

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением заболеваний, указанных в части четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" Статья 15. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.

Порядок и условия социально-медицинского обслуживания на дому определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Срочное социальное обслуживание

  • 1. Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.
  • 2. Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:
  • 1) разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
  • 2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
  • 3) разовое оказание материальной помощи;
  • 4) содействие в получении временного жилого помещения;
  • 5) организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
  • 6) организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;
  • 7) иные срочные социальные услуги.

Социально-консультативная помощь

  • 1. Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.
  • 2. Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:
  • 1) выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;
  • 2) профилактику различного рода социально-психологических отклонений;
  • 3) работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организацию их досуга;
  • 4) консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов;
  • 5) обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • 6) правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;
  • 7) иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Полустационарное социальное обслуживание

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание, предусмотренных в части четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" Статья 15. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.

Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки медицинской организации о состоянии его здоровья.

Порядок и условия полустационарного социального обслуживания определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Стационарное социальное обслуживание

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и постоянно нарушающие установленный Положением об учреждении социального обслуживания порядок проживания в них, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании представления администрации указанных учреждений, переведены в специальные стационарные учреждения социального обслуживания.

Право инвалидов на социальное обслуживание

Конституция РФ в ст.7 установила, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Такая правовая норма и отражает человеколюбие и милосердие, оно выражается конкретно в создании государством условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь пожилых людей и инвалидов на территории РФ.

Уровень социальной обеспеченности абсолютно всех категорий инвалидов в настоящее время не достаточно высок несмотря на то, что государство уже сделало немало в этом направлении и в целом социальное обеспечение инвалидов улучшилось за последнее десятилетие.

В статье 5 Закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" Статья 5. Право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание указывается на право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание.

Во-первых, гражданин должен быть пожилым или инвалидом. Если гражданин инвалид, то он уже не обязательно должен быть пожилым в соответствии с Законом; и наоборот, если гражданин по Закону считается пожилым, то он уже не обязательно должен являться инвалидом.

Пожилым гражданин будет считаться при достижении им определенного возраста. Данным возрастным барьером считается 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Подтвердить данный факт человек может просто предъявлением паспорта, других документов для этого не требуется. Факт того, что человек является инвалидом, должен подтверждаться согласно п.36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95, справкой. Согласно п.5 - 13 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:

  • а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  • б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
  • в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год. Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

В случае признания гражданина инвалидом Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 06.08.2015) "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Вторым обязательным условием для наличия самого юридического факта будет являться то, что такой гражданин должен нуждаться в постоянной или временной посторонней помощи О праве граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание на дому. Это возможно по причине частичной или полной утраты возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению. Но возможно, что это будут и какие-то другие причины, по которым можно судить о такой неспособности гражданина самому удовлетворять свои потребности и т.д. На практике, когда обращаются в органы социальной защиты с заявлением, они не выясняют факт нуждаемости в посторонней помощи, а смотрят на наличие определенного возраста или инвалидности.

Именно наличие первого и второго обстоятельства в совокупности дает состав самого юридического факта, основания для получения гражданином социальной помощи от государства в рамках комментируемого Закона.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания инвалидов Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" Статья 3. Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Первый принцип, который отражен в Законе - принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина - имеет свое конституционное значение, которое сводится к тому, что Российская Федерация обязана выполнять взятые на себя международные обязательства по соблюдению прав и свобод человека и гражданина, отраженные в международных документах (конвенциях, протоколах, пактах и соглашениях). Вместе с тем применительно к Закону принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина имеет и свое отличное от конституционного содержание. Однако оно основано опять-таки на конституционном закреплении данного принципа. Соблюдение прав человека выражается как в равенстве прав всех граждан на получение социальной помощи от государства, так и в свободе выбора получения такой помощи.

Следующий принцип предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания не закреплен напрямую в Конституции РФ, но он следует из ряда положений Конституции. Конституция РФ объявила Россию социальным государством и закрепила принцип ответственности государства за взятые на себя обязательства по социальному обслуживанию граждан. Государство не может отказаться в одностороннем порядке от исполнения своих обязательств перед гражданами, в том числе по их социальному обслуживанию, которое оно гарантировало им ранее.

Принцип предоставления государственных гарантий по социальному обслуживанию держится, с одной стороны, на том, что Конституция РФ и стоящий на страже закона Конституционный Суд РФ не позволяют отдельным органам государственной власти как-либо умалять права граждан на социальное обслуживание, и, с другой стороны, реализуется на бюджетных гарантиях государства. Органы государственной власти при формировании бюджета на каждый финансовый год обязаны закладывать в него необходимые прогнозируемые суммы расходной части бюджета для того, чтобы исполнить в следующем финансовом году свои обязательства перед гражданами.

Глава 13.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрела формирование Стабилизационного фонда. Средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств. Объемы использования средств Стабилизационного фонда определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, проект которого вносится Правительством РФ.

Закон также предусмотрел определенные гарантии исполнения обязательств государством социальной помощи. Далее государство гарантирует получение всего комплекса социальных услуг, который установлен.

На федеральном уровне есть два подзаконных нормативных правовых акта, которыми и регулируется содержание и качество социальных услуг, - это Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг", принятый Постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 327-ст, и Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения", принятый Постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 326-ст.

Следующий правовой принцип, сформированный законодателем в Статье 3, оформлен как принцип преемственности всех видов социального обслуживания. Это означает, скорее всего, преемственность политики нашего государства в вопросах социального обслуживания.

Рассмотрим содержание принципа ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности инвалидов. Данный принцип продиктован организационной необходимостью в социальном обеспечении пожилых граждан и инвалидов. Потребности у каждого инвалида или пожилого человека разнообразны, в первую очередь это продиктовано состоянием их здоровья, особенностями их истории болезни. Также далеко не последнюю роль играют такие факторы: совместно с кем-то или одиноко проживает гражданин, может ли он самостоятельно обеспечивать себя и обслуживать себя в социально-бытовом плане. Именно данные факторы и влияют в основном на определение типа и содержание услуг по социальной помощи пожилых граждан и инвалидов. Ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов достигается посредством наличия перечня разнообразных социальных услуг, которые могут быть предоставлены гражданам, и выбора для каждого в итоге не всего сразу перечня услуг, а только тех услуг, в которых действительно нуждается инвалид или пожилой человек.

Таким образом, деятельность в сфере социального обслуживания инвалидов строится на принципах:

соблюдения прав человека и гражданина;

предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для инвалидов;

преемственности всех видов социального обслуживания;

ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности инвалидов;

приоритета мер по социальной адаптации инвалидов;

ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.



gastroguru © 2017