Игротека: старая «мельница. Разные игры - мельница

Шашки, шахматы и «Монополия» давно наскучили? «Вокруг света» приглашает поиграть в популярные настольные игры разных стран. В первом выпуске - самая древняя игра в истории человечества

Доска для «мельницы» из грушевого дерева, украшенная инкрустацией из слоновой кости, рога, перламутра и меди. Южная Германия, 1560–1580 год

Путешествуя по сегодняшней Европе, туристы то и дело встречают загадочный символ - три больших квадрата, вписанных один в другой. Увидеть его можно где угодно: на парапетах, на скамейках в парках, на столиках в кафе. Трудно понять его назначение, пока не заметишь, как шахматисты-любители, закончив партию, пересаживаются за столики с этим символом и увлеченно двигают фишки по перекрестьям. Разгадка проста: перед нами «мельница» - одна из древнейших настольных игр в истории.

Средневековая Европа с упоением заигрывалась «мельницей» - это была третья по популярности игра после шахмат и нард у аристократии и третья после нард и «лисы и гусей» у простонародья. В Германии ее называли mühle , в Чехии - mlýn , в Венгрии -malom , во Франции - jeu du moulin , в Италии - mulino . Почему название игры с большинства европейских языков переводится как «мельница», неясно. Некоторые лингвисты полагают, что оно пошло от старонемецкого muhle («ряд») или латинскогоmerellus («фишка»).

Название «танец девяти мужчин», популярное в англоязычных странах, отправилось гулять по свету с легкой руки Уильяма Шекспира: игра упоминается в пьесе «Сон в летнюю ночь». В Англии на лугах встречаются большие участки с разметкой в виде мельницы, где могут встать несколько человек. Вряд ли они использовались для игры, скорее для какого-то ритуала или собственно танца.

Римляне обожали «мельницу», правда, не совсем ту, что мы знаем сегодня. Поэт Овидий в своей «Науке любви» описывает простейший трехшашечный вариант, который в Риме назывался rota («колесо»). Поле в такой игре - круг, разделенный на 4 или 8 частей, у каждого игрока всего три фишки. Выигрывает первый, выстроивший все фишки в ряд. Аналогично устроены шисима из Кении, фанорон-тело с Мадагаскара, тапатан с Филиппин, падаветту из Индии, да и хорошо известные нам крестики-нолики. Математически доказано, что при безошибочной игре результат всегда будет ничейным, однако древним римлянам это не мешало: на мостовых Вечного города повсеместно выбиты игровые «колеса». Им по три тысячи лет, и на них все еще можно играть.

После падения Римской империи «мельница» в Европе едва не исчезла, но ей помогли выжить викинги, прихватив игру вместе с остальным награбленным добром. Так, при обнаружении Гокстадтского корабля в Норвегии (IX в. н. э.) в погребальной каюте ярла (племенного вождя) археологи нашли доску для «мельницы». Скандинавы считали ее талисманом на пути в загробный мир.

Во многих культурах мельничный знак считался оберегом. Простая мельница - колесо со спицами - древнейший солярный символ, который можно увидеть среди наскальных рисунков везде, где жил человек. Сложные мельницы встречаются на вертикальных стенах пещер и храмов в Индии, где вряд ли можно было играть. Древнейшие петроглифы со знакомым символом относятся к 3000–2500 годам до н. э., а один из рисунков датируют почти что последним ледниковым периодом (8000 лет до н. э.).

Сегодня тактика этого «археоптерикса» игрового мира выглядит слегка громоздко по сравнению с маневрами динамичных игр XXI века. Но ведь большинство из них - потомки «мельницы», прародительницы почти всех настольных игр на Земле.


Игра игрой, но древнерусские зодчие использовали знак «мельницы» в качестве измерительного шаблона .

Расстояния между его узловыми точками таят в себе множество соотношений из архитектуры и прикладной геометрии. Плотникам, строителям, как и всем ремесленникам в те времена, народ приписывал магические умения - тайные связи с лесом, колдовские способности. «Вавилон» (а именно так на Руси называли «мельницу») считался символом мудрости зодчего.

Правила игры

Поле для «мельницы» можно нарисовать на листе бумаги. Для игры понадобится 18 фишек: 9 одного цвета и 9 другого.

Фазы

1. Соперники поочередно выставляют свои фишки по одной на свободные перекрестья и углы, стремясь выстроить «мельницу» - ряд из трех фишек. Игрок, которому удалось построить «мельницу», убирает с поля любую фишку соперника. В игру она больше не возвращается. Запрещается забирать фишки, которые в данный момент составляют «мельницу».

2. Когда все фишки расставлены, игроки начинают передвигать их, строго по линиям и только на свободную соседнюю позицию. Цель прежняя - составить «мельницу», чтобы убрать со стола фишку соперника. Если игрок одним ходом составляет две «мельницы», он забирает сразу две фишки.

3. Когда у игрока остается всего три фишки, они начинают «летать»: фишку можно переносить на любое перекрестье, невзирая на линии. При этом пока у соперника больше трех фишек, он продолжает играть строго по линиям. Проигрывает тот, у кого осталось две фишки (из них нельзя выстроить «мельницу») или чьи фишки оказались заперты и не могут сделать ход по линии.

Тактика


В первой фазе игра напоминает крестики-нолики: нужно помешать сопернику выстроить ряд из трех фишек. Строить и рушить «мельницу» на одном и том же месте можно неоднократно, при этом всякий раз происходит взятие. В самой опасной ситуации игрок делает рядом две заготовки для «мельниц», а затем ходами фишки между ними крушит позиции соперника - против такой тактики нет никакого приема, пока игра не перейдет в третью фазу.

ВАРИАНТЫ

От кольца до свастики

Изюминка «мельницы» - колоссальное количество придуманных для нее досок. Разновидности отличаются формой поля и количеством фишек, но правила везде одинаковые. В «малые мельницы» (те же крестики-нолики) играет детвора. «Танец девяти мужчин» - классический вариант, в нем нет диагоналей, только прямые углы. «Паутинка» появилась в эпоху Возрождения: здесь добавлены диагональные линии и каждому игроку дается не 9, а 12 фишек. «Сетка» с дополнительными диагоналями предоставила еще больше возможностей для построения «мельниц». В XX веке возникли новые разметки: «улитка» на основе свастики, пятиугольная, шестиугольная и множество других.

1 «Малая мельница»

2 «Римская rota »

3 «Танец девяти мужчин»

4 «Паутинка»

5 «Сетка»

6 «Улитка»

7 «Пятиугольная мельница»


Если на севере «мельницу» приютили викинги, то на юге ей помогли выжить арабы, перенявшие игру у египтян. На фото: каменная «мельница» родом из Йемена


Самодельная домашняя «мельница» из доски и пуговиц. Внутри малого квадрата - емкость для хранения битых фишек


Сепфорис, древняя столица Галилеи, впервые упомянут в летописи в 100 году до н. э. На мостовой - «мельница-паутинка»


Цветная иллюстрация из «Книги игр» (Libro de los Juegos) , которая была написана в 1283 году по велению короля Альфонсо X Кастильского

Крестьянин с «мельницей» в руках. Фрагмент французского гобелена 1510 года


По запросу 9 Men Morris можно найти десятки игр для любых мобильных платформ. Некоторые из них предлагают вступить в бой с игроками со всего мира в многопользовательском режиме.

Фото: Alamy / Legion-media (x2), Getty Images (x2), Album / East News, Bridgeman / Fotodom.ru, iStock, Carole Raddato (CC-BY-SA)

Мельница

У этой очень старинной английской игры и теперь немало поклонников. Почему? Вы это поймете, если хотя бы раз сыграете в нее сами. «Мельница» - одна из лучших настольных игр для двух партнеров.

Так же как и в шашках, здесь очень несложные правила игры; так же как и шашки, «мельница» таит в себе неисчерпаемое разнообразие комбинаций.
В «мельницу» можно играть камешками, начертив предварительно линии на пляжном песке, а в зимний вечер можно обойтись расчерченным листком бумаги и обломками спичек. Но, конечно, лучше сделать из картона настоящую игровую доску размером, скажем, 40 х 40 сантиметров и заготовить 18 шашек: 9 белых и 9 черных.


Правила игры

Игра делится на три стадии - своего рода «дебют», «миттельшпиль» и «эндшпиль».
Партия начинается, естественно, с дебютной стадии. Каждый игрок по очереди ставит по одной своей шашке на любой из свободных кружков доски. Как только игроку удается сделать «мельницу» - выстроить три свои шашки в ряд по прямой линии, он сразу же снимает с доски любую из шашек противника.

Когда игроки выставили на доску все свои шашки, начинается второй этап игры. Каждый по очереди передвигает свои шашки (по одной на ход) вдоль линий на соседние свободные кружки. Цель маневров остается прежняя: выстроить три свои шашки в ряд. Как только игрок сделал «мельницу», он снимает с доски любую из шашек противника.

Третья, заключительная, стадия игры начинается, когда у одного из играющих останется на доске из девяти шашек всего три. Обладатель трех шашек приобретает право во время очередного хода переставлять любую из своих шашек на любой свободный кружок, не обращая внимания на линии. Его партнер, однако, продолжает по-прежнему передвигать свои шашки на один шажок вдоль линий до тех пор, пока у него остается более трех шашек.
Игра считается выигранной, если у противника осталось всего две шашки. По старым правилам, сражение продолжалось до полного истребления всего войска противника. Но в этом нет необходимости: если у игрока осталось две шашки, практически он уже побежден.

Примечание. Ни один из игроков не имеет права использовать одну и ту же «мельницу» дважды во время партии. Игрок может двигать свою шашку, воссоздавая сколько угодно раз построенную однажды «мельницу», но он имеет право снять при этом только одну шашку противника, причем это право игрок получает только на тот ход, в результате которого «мельница» на данной линии была построена впервые.
Если игроку удалось одним ходом завершить построение двух «мельниц» сразу, он снимает с доски две любые шашки противника.

текст: Дмитрий Скирюк

Среди настольных игр, которые незаслуженно забыты в России, особое место занимает мельница. Трудно понять, как игра, в которую столько веков играют Европа и Азия, у нас оказалась на задворках. Видимо, городская жизнь на всём готовом настолько испортила людей, что когда по причине войны и прочих неурядиц фабрики перестали выпускать наборы для игры, она исчезла сама собой.

Между тем, совершенно зря: мельница проста, увлекательна, и у неё очень необычная тактика.

Мельница - дальняя родственница крестиков-ноликов. В Армении её называют «рез», в Туркмении - «дызым» или «дюз-дюм», в Молдавии - «куран», а в Европе - «моррис», «мерельс» или «миллс». Родом она из Египта - самая древняя доска найдена на плитах крыши храма в Курне (ок. 1400-1333 гг. до н.э.). Археологи нашли сотни досок для мельниц в Греции, Италии, Китае, на Цейлоне и в Исландии.

В Туркмении ткут ковры с рисунком в виде игрового поля, а в 60-е года там даже проводились республиканские турниры по этой игре.

Игральные доски для мельницы вырезаны на скамьях английских соборов в Кентербери, Глостере, Солсбери и Вестминстере - монахи тайком играли на них во время долгих проповедей.

Средневековая Европа заигрывалась мельницей - она упоминается в «Книге игр» короля Кастилии Альфонсо X Мудрого (1240 г.) и во фламандском манускрипте «Роман об Александре» (1338 г.).

А название «Nine Men’s Morris» - «Танец девяти мужчин» пошло гулять по миру с лёгкой руки Шекспира, в пьесе которого «Сон в летную ночь» Титания говорит: «The nine mens Morris is fild up with mud» («Дёрн, где играют в мельницу, затоплен», пер. М.Лозинского). Хотя в танце действительно есть термин «moorish», слово «morris» происходит от латинского «merellus» - «фишки». Игра была популярна у римских солдат, которые вряд ли любили танцевать, зато пронесли её через весь континент.

Правила игры

Разновидностей мельниц много, но различия касаются только формы поля и количеством фишек, правила же одинаковые.

В игре три этапа:

1. Доска пуста. Игроки по очереди выставляют фишки по одной на поле - на перекрестья и в углы, стремясь выстроить три фишки в ряд - «мельницу». Если это удалось, игрок может «смолоть» любую фишку противника, убрать её с доски. Срубленная фишка больше в игру не возвращается.

2. Фишки расставлены и начинают двигаться. Ходить можно только по линиям на соседний перекрёсток и прыгать друг через друга (но не с линии на линию). Цель прежняя - выстроить три фишки в ряд, что позволит «смолоть» фишку противника.

3. Когда у игрока остаются всего три фишки, он получает право переносить фишку на любое перекрестье, независимо от начерченных линий. Второй игрок при этом ходит по обычным правилам, пока у него тоже не останется три фишки. В варианте с 11 или 12 фишками третий этап начинается, когда остаётся 4 фишки.

Ходы обязательны, если они возможны.

При взятии игрок может снять любую фишку противника, кроме тех, которые уже образовали «мельницу».

Строить и рушить «мельницу» на одном и том же месте можно неоднократно, фишка соперника при этом всякий раз подлежит взятию.

Если игрок одним ходом строит сразу две «мельницы», он снимает две фишки соперника.

Проигрывает тот, у кого осталось только две фишки или все фишки заперты - в обеих случаях он не может построить «мельницу».

Разновидности полей

В простейшей мельнице у игрока всего 3 фишки (в африканской «Аши» - 4). В ней нет захвата - игрок, первым поставивший «мельницу», сразу выигрывает. Увы, анализ показывает, что при умной игре всегда будет ничья, как в крестиках-ноликах.

Это не мешало древним римлянам: «Рота» или «Tabula Lusoria» была весьма популярна: на руинах Вечного Города повсюду выбиты в камне «доски» в виде колеса с восемью ступицами. Эта игра встречается на всех трёх континентах Старого Света, и непонятно, где она была придумана впервые.


Доска на 5 или 6 фишек - это два квадрата, один в другом. Здесь возможностей больше, хотя игра тоже часто кончается ничьей.

На такой доске невозможно сделать «мельницу» на линиях, соединяющих квадраты, поэтому нередко добавляют ещё один перекрёсток в центре (а фишек становится 7) - это не считается нарушением, но и не приветствуется, ибо первый, кто занимает центр, выигрывает.

Занятный вариант мельницы на 6 фишек - «Sixpenny Maddell» существовал в Уилтшире в Англии. Такое поле из трёх треугольников, хоть невелико, позволяет строить «мельницу» на соединительных линиях.

Самые захватывающие - большие мельницы с 9 и 12 фишками. Доски для них чаще всего представляют собой три квадрата, вписанные один в другой (вопрос, как и сколько линий их соединяют).

Начните с простой мельницы, и если она наскучит, можно расчертить другую. Шашки, два альбомных листа, фломастер, линейка, клей и старая картонная шахматная доска - вот всё необходимое, чтобы сделать набор для этой невероятно увлекательной игры.

Старинная игра для двоих (за исключением последнего из описанных ниже вариантов), популярная в очень многих странах. Игровые поля, изображенные на рисунках, нетрудно изготовить, скажем, из картона.

Размеры поля 40 х 40. Понадобятся также 9 белых и 9 черных шашек.

Этапы игры:

1.
Сначала бросают жребий, чтобы определить начинающего игру. Затем участники по очереди выставляют на кружках, расположенных на линиях пересечений игрового поля, по одной своей шашке, занимая только свободные кружки. Если игроку удается построить мельницу, т. е. он сумеет выстроить прямой ряд из трех шашек, то такой игрок получает право убрать с поля одну шашку противника.

2.
После того, как все шашки будут выставлены, игроки делают ходы (по очереди), с целью построения мельниц. Шашки, разумеется, можно перемещать только на свободные кружки и только по линиям. Каждая мельница дает возможность снять с поля шашку соперника.

3.
В игре наступает момент, когда у одного из участников остается всего 3 шашки. В этом случае игрок, получая возможность ходить, перемещает любую из своих шашек на любой не занятый другой шашкой кружок. Другой участник играет по прежним правилам до тех пор, пока и у него не возникнет подобная ситуация.

Когда у игрока останется только 2 шашки, игра завершается для него проигрышем, поскольку он не сможет построить мельницу. Проигрывает игрок и в том случае, когда его шашки оказываются заблокированными, т. е. он не может сделать очередного хода.

Особая ситуация возникает при построении играющим сразу двух мельниц - такое положение дает игроку право на снятие двух шашек соперника. И последнее правило: нельзя использовать одну и ту же мельницу дважды.

Изменяется только игровое поле. Правила остаются прежними.

В распоряжении каждого игрока имеется по три шашки. Игра ведется до построения первой мельницы.

У каждого игрока по 12 шашек. Другие правила не меняются.

Каждый игрок располагает 13 шашками. Правила прежние.

Количество участников - от двух до пяти.

При игре вдвоем каждый имеет по 12 шашек; при игре втроем - по 8, вчетвером - по 6 и впятером - по пять. Выставляют шашки и ходят по очереди. Разумеется, при большом числе играющих кружочки для игры должны соответствующим образом отличаться по цвету.

Мельница - настольная игра для тренировки логики и стратегического мышления. Развлечение имеет нестандартную механику, которая может с непривычки показаться гораздо сложнее, чем есть на самом деле. Отдаленно набор может напомнить сложную версию детской игры "Крестики-нолики".

Сложно установить точную дату изобретения настольной игры Мельница. Известно, что пик её популярности приходится на Средневековье. Распространялась она в разных концах света: Европе, Азии, Скандинавии.

Изображения игры находили в Норвиче, Солсбери и даже в стенах Вестминстерского аббатства

Одни из первых записей современности об этом развлечении относятся к девятому веку нашей эры, когда игра впервые попала из Средней Азии в холодную Норвегию. Ориентировочно в тот же период набор распространился по городам Руси и скандинавским деревням. Изображения игры находили в Норвиче, Солсбери и даже в стенах Вестминстерского аббатства. Очень похожие доски находят и в других частях света, например Италии и Исландии.

Такие же наборы были найдены на территории Древней Руси: Старой Ладоге, Старой Рязани, Пскове и других городах.

Поскольку для развлечения требуется деревянная доска, раньше люди делали наборы, которые подходили одновременно для шашек, шахмат и мельницы. Подобная доска была найдена в Норвегии в древнем городе Гокстад. Такие же наборы были найдены на территории Древней Руси: Старой Ладоге, Старой Рязани, Пскове и других городах. Игру создавали из дерева, рисовали на днищах бочек, камне и других материалах. Развлечение упоминалось в нескольких книгах, в том числе в манускриптах "Книга Игр", написанных Альфонсом Десятым в тысяча двести сороковом году.

Реально древняя игра

Ученые предполагают, что сама игра существует уже более трех тысяч лет. Вероятно, первые её прототипы появились в Египте за тысячу четыреста лет до наступления нашей эры. Такой рисунок был вырезан в Египетском храме в городе Курн. Более поздние упоминание и изображения игры были найдены в Китае пятисотого года до нашей эры и Цейлоне (Шри-Ланка) в девятом году новой эры. Похожие развлечения люди находили в Древней Греции.

Интересно, что в Европе игра Мельница имеет совершенно непривычное название: "Девять пляшущих мужчин". Впервые такое прозвище упоминается в трудах Шекспира "Сон в летнюю ночь" от тысяча пятьсот девяносто четвертого года.

Мельница получила свое название за вид расстановки фишек: когда все они попадают на поле, рисунок внешне напоминает ветряную мельницу. Играть в Мельницу можно буквально везде. даже если вы отправились с детьми на пляж и забыли взять набор с собой, можно нарисовать поле на песке и использовать в качестве фишек обычные камушки.

Если вы только планируете приобрести подобное развлечение и не уверены понравится ли оно вашим детям, можно скачать интернета разноцветное поле и распечатать его. Фишки должны быть круглой формы, но сделать их можно из подручных материалов. Допустимо использовать шашки, если такие имеются дома.

Версии доски

Игровое поле Мельницы выглядеть по-разному. Самая распространенная вариация ориентирована на девять фишек. Кроме такой доски, вы можете встретить поля на шесть и три фишки, а так же поле на 3 сферы с добавлением диагональных линий. Существуют и другие версии игровых досок, но они менее распространены.

Игровое поле Мельницы выглядеть по разному. Самая распространенная вариация ориентирована на девять фишек

Что в наборе?

Набор настольной игры Мельница удобен для переноски, ведь состоит только из деревянной доски и восемнадцать шариков. Весь комплект легко хранить и брать с собой на отдых.

Дорожный вариант

Все компоненты, как правило, выполнены из дерева, однако, встречаются версии из камня и более дешевые вариации из пластика. Существуют и дорожные вариации Мельницы, которые делают на магнитной доске, подобно шашкам. Такие "шарики" не падают от любой тряски и подходят для путешествий на поезде.

Правила и ход игры

Правила игры Мельница разработаны для детей от шести лет, но заинтересуют и взрослых. Чтобы понять механику развлечения, достаточно разыграть одну партию. Чтобы начать сражение на деревянной доске, определитесь кто какими "фишками" будет играть. Сделать это можно с помощью розыгрыша "Камень, ножницы, бумага" или просто договориться. По стандарту стратегических игр подобного типа, первыми ходят владельцы белого "набора".

Правила игры Мельница разработаны для детей от шести лет, но заинтересуют и взрослых

Когда все определились с цветом, можно начинать битву. Каждый участник берет себе девять фишек. Пустое игровое поле выставляется в центре стола, чтобы всем участникам было удобно до него тянуться.

Цель

Цель игры - выставить три своих фишки в ряд. Этим игра напоминает усложненную версию игры "Крестики-нолики". В начале игры оба участника поочередно ставять по одной фишке на поле, стараясь выполнить задачу. Это продолжается, пока игроки не разместят все фишки на доске.

Когда все фишки выставлены, самое время проверить смог ли кто-то выставить ряд из трех элементов. Если игроку это удалось, он забирает с поля фишку оппонента на выбор. Освободившееся пространство дает возможность передвигать фишки. В этот момент игра становится похожей на советские Пятнашки: участники по очереди двигают фишки, в попытках выстроить нужную линию. Каждый раз, когда одному из игроков удается сделать ряд, он забирает одну фишку противника.

Играть в Мельницу становится сложнее с каждой выходящей фишкой. Одно дело выставить ряд из трех сфер, имея при себе девять штук. Но попробуйте создать линию, когда у вас всего три фишки. Такое противостояние может затянуться надолго. Будьте внимательны, ведь при построении ряда на одном и том же месте, фишку вы забираете только за первый раз.

Развязка боя наступает именно в момент, когда оба игрока остались с тремя фишками на поле. Тогда начинается борьба за последнюю, финальную линию. Проигравшим игроком считается тот, кто попадает хотя бы под одну категорию:

  • У него не осталось фишек или осталось меньше трех, поэтому невозможно построить ряд.
  • Заблокирован противником и не может сделать ход.
  • Не может построить мельницу по любой другой причине.

Кому понравится?

Мельница - игра преимущественно детская. Взрослые смогут принять участие в основном в качестве наставников, обучить младшее поколение основам стратегии. С помощью этого развлечения родители смогут провести со своим ребёнком время интересно и с пользой. Если в семье два ребёнка, им будет весело играть вместе в эту интеллектуальную игру.

Благодаря многовековой истории набор станет оригинальным подарком для искушенных любителей настольных игр. Для этих целей можно приобрести Мельницу, выполненную на заказ или выбрать уже сделанные игры ручной работы, которые всегда можно найти ярмарках мастеров.

Видеообзор

Если Вам понравилось описание необычной настольной игры Мельница и Вы хотите увидеть как выглядит нестандартная механика "вживую", посмотрите видеообзор "Девять пляшущих мужчин".



gastroguru © 2017