Нейропсихология - файл n1.doc. Хомская Е.Д

Окончила в 1952 г. МГУ. В 1957 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 1958 г. работала в МГУ. Вместе с А.Л. Лурия участвовала в создании на факультете психологии МГУ кафедры нейро- и патопсихологии.

В 1971 г. защитила докторскую диссертацию. Профессор (1974). Разрабатывала проблемы синдромального анализа нарушений высших психологических функций, нейропсихологического анализа функциональной асимметрии мозга. Является автором новаторских разработок в области нейропсихологического изучения эмоций и индивидуальных различий в протекании психологических процессов в норме. Один из основателей нового направления в психофизиологии — психофизиологии локальных поражений мозга.

Является автором более 250 научных публикаций, ею опубликован ряд статей по различным разделам общей и медицинской психологии в БМЭ. Более30-тиее работ опубликованы в иностранных журналах («Cortex», «Neuropsychology» и др.).

Основные научные труды: «Мозг и активация», «Процесс экстраполяции в глазодвигательной системе» (соавт. А.Д. Владимирский), «Нейропсихология. Учебник», "Мозг и эмоции» (соавт. Н.Я.Батова), «А.Р.Лурия. Научная биография».

Книги (6)

I Международная конференция памяти А.Р. Лурия

Хомская Е.Д.,Ахутина Н.В.

Сборник содержит доклады, прочитанные на I Международной конференции посвященной А.Р. Лурия, которая состоялась 24-26 сентября 1997 г. в г. Москве. Он раскрывает значение научного наследия А.Р. Лурия для развития различных областей психологической науки - и прежде всего - нейропсихологии. В нем отражен современный этап разработки различных нейропсихологических проблем. Доклады отечественных и зарубежных авторов показывают лидирующую роль научной школы А.Р. Лурия в современной нейропсихологии. Предназначена для специалистов в области клинической, педагогической, общей психологии и представителей смежных специальностей.

Мозг и эмоции. Отрывок

Признавая существенное различие познавательных и эмоциональных психических явлений, было бы неверным утверждать их полную автономность, независимость друг от друга.

Известно положение Л. С. Выготского о единстве «аффекта и интеллекта», а также мнение о том, что «без человеческих эмоций не может быть и человеческого познания». Однако это единство не означает тождество. Эмоциональные и познавательные процессы тесно взаимодействуют, но они не тождественны — и в этом суть проблемы.

Нейропсихологическая диагностика

Методы нейропсихологической диагностики, предложенные А.Р.Лурия, прошли самую строгую апробацию на различных контингентах испытуемых: больных с локальными поражениями головного мозга, больных с психическими заболеваниями, на людях с пограничными состояниями ЦНС, на детях, имеющих трудности и обучении, в геронтологической клинике; используются они и для изучения индивидуальных психологических особенностей у здоровых людей. И этот список далеко не исчерпан.

В настоящее время эти методы имеют очень широкое применение, ибо они основаны на фундаментальных научных представлениях о мозговой организации психических функций человека, разработанных современной нейропсихологией.

Нейропсихология

В четвертом, исправленном, издании учебника излагаются основы нейропсихологии - одной из нейронаук, возникшей на стыке психологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) и созданной в нашей стране работами А.Р.Лурия и его учеников.

В настоящее издание включено более подробное рассмотрение основных тенденций развития современной нейропсихологии, анализ ее многовалентности, широкого спектра теоретических и практических задач, что необходимо для подготовки современных специалистов в области клинической психологии.

О методологических проблемах современной психологии

«В новые постперестроечные времена философские методологические проблемы психологии все меньше интересуют научную общественность. Наметились новые тенденции: с одной стороны, к чистому прагматизму, к определенному пренебрежению академической наукой в разных ее ипостасях, в том числе и методологической, как, якобы, не имеющей практической ценности, с другой - к явному оживлению интереса ко всяким чудесам, мистике (экстрасенсорному восприятию, телекинезу и т.п.)».

Хрестоматия по нейропсихологии

Хрестоматия представляет собой сборник статей по различным разделам нейропсихологии и отражает состояние отечественной нейропсихологии, созданной трудами А.Р.Лурия и его учеников.

В нее вошли как классические, так и современные (отечественные и зарубежные) работы, в том числе и те, которые представляют новые направления современной нейропсихологии: детскую нейропсихологию, нейропсихологию позднего возраста, нейропсихологию нормы и др.

Книга является учебным пособием к курсу «Основы нейропсихологии» и предназначена для студентов факультетов психологии высших учебных заведений, а также для клиницистов и преподавателей.

В работе с пациентами, перенёсшими инсульт, нередко приходится встречать проблемы не только двигательного характера. Порой пациенты с сохранными двигательными функциями восстанавливаются гораздо хуже прогнозируемых ожиданий.

В своих трудах, посвящённых уровням построения движений, Николай Александрович Бернштейн уделял огромное внимание аферентным связям в процессе двигательной деятельности человека и последний (пятый), описываемый им уровень носил название «Уровень высших психических функций». Описывая функции уровня, Бернштейн ссылался на не менее именитого учёного Александра Романовича Лурия.

А.Р. Лурия является основателем нейропсихологии – одним из направлений клинической психологии. В биографии учёного сотрудничество с ведущими специалистами школы психологии своего времени Выготским, Леонтьевым, Запорожцем, которые входили в так называемый «Круг Выготского» (группа состояла из учёных психологов, физиологов, неврологов, педагогов, психиатров и.т.д.). Подход Лурия был направлен на изучение патологических процессов со стороны высших психических функций, во многом определяя ход и стратегию дальнейшей реабилитации пациентов, имеющих такие нарушения. Подход получил мировое признание и широко применяется на сегодняшний день.

Автор учебника «Нейропсихология», Евгения Давыдовна Хомская,– ученица и продолжатель великого дела А.Р. Лурия, заслуженный профессор МГУ, доктор психологических наук, более 40 лет проработала в области клинической психологии.

Достоинства учебника Е.Д. Хомской «Нейропсихология».

Учебник содержит в себе информацию о ряде теоретических положений, анализе нарушения высших психических функций, а также описывает нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга. При этом автор не забывает ссылаться на произведения своего учителя А.Р. Лурия.

Кому будет полезен учебник «Нейропсихология»:

  • врачам неврологам / нейрофоизиологам /ординаторам / студентам медицинских ВУЗов – т.к. в книге содержится полезная информация как по теоретической, так и практической части анализа нарушения высших психических функций мозга человека;
  • клиническим психологам/психофизиологам – для пополнения знаний в практической деятельности;
  • специалистам по физической реабилитации – для расширения кругозора и понимания особенностей нейропсихологических симптомов у пациентов с повреждением головного мозга.
ХОМСКАЯ Евгения Давыдовна (1929 – 2004)

Род. и умерла в М.

Психолог, педагог, д. психол. н. (1971), засл. проф. МУ (1996). Отец – инженер в обл. авиации, один из создателей авиац. з-дов в М., Таганроге, Казани, Иркутске, Комсомольске-на-Амуре. Мать – из семьи священника. Окончив шк., Х. поступила на отд-е психологии и логики филос. ф-та МУ. Науч. рук. – А.Н.Соколов. После защиты дипломн. работы «Речь и мышление» (1952) Х. была приглашена А.Р.Лурией на работу в кач-ве лаборанта во вновь организуемой лаб. Ин-та дефектологии АПН РСФСР. С тех пор проблемы нейропсихологии стали главными в ее исследованиях. Х. принимала участие в науч. творчестве Лурии, под редакцией Х. выходили его книги.

В 1957 защитила канд. дисс. «Роль речи в компенсации нейродинамических нарушений условных двигательных реакций». После работы в Ин-те дефектологии и Санатории для детей с задержками развития сотрудничество Х. с Лурией продолжилось в МУ на каф. нейро- и патопсихологии, в основании кот. Х. приняла участие. Вела пед. и исслед. работу на ф-те психологии МУ в течение всей своей жизни. Читала на ф-те психологии МУ и др. вузов курсы лекций – «Основы нейропсихологии», «Психофизиология локальных поражений мозга», «Клиническая нейропсихология», «Патология эмоций», «Нейропсихология индивидуальных различий».

В 1960-е, когда Лурия заново открыл лаб. нейропсихологии в Ин-те нейрохирургии им. Бурденко, Х. и др. его сотрудники занялись эксперимент. изучением высш. психич. функций. До 1980-х возглавляла группу психофизиологов, собрала мат-л для докт. дисс.: «Лобные доли и процессы активации», в кот. были изложены результаты исследований функций лобных долей мозга методами ЭЭГ и показана роль лобных долей в произвольн. регуляции психич. функций. Ломоносовск. пр. (1972). Награжд. также бронзов. медалью ВДНХ (1973).

В 1974 заняла должность проф. кафедры нейро- и патопсихологии в МУ, с 1977 по 1981 была и. о. зав. клинич. каф. С 1972 по 1980 Х. возглавляла лаб. нейропсихологии Ин-та психологии АН СССР, где с группой сотрудников занималась нейропсихол. и психофизиол. анализом нарушений высш. психич. функций. Эти исследования отражены в монографии «Процессы экстраполяции в глазодвигательной системе» (1981) и в сб. «Функциональные состояния мозга» (1975), «А.Р.Лурия и современная нейропсихология» (1982), «Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга». После смерти Лурии Х. подготовила к печати его монографии «Язык и сознание» (1979) и «Этапы пройденного пути» (1980).

С 1999 Х. возглавляла каф. клинич. психологии Ин-та психоанализа. Она была чл. двух специализир. советов – при МУ и при Ин-те психиатрии Мин-ва здравоохранения РФ, чл. редколлегии ж-ла «Вестник МГУ. Серия "Психология"». Х. является автором перв. в стране учебника «Нейропсихология», выдержавшего три изд. (1987, 2002, 2003). Участница междунар. науч. орг-ций, являлась пред. программн. к-та Перв. Междунар. конф. памяти А.Р.Лурии, проходившей в М. в 1997, и сопред. междунар. президиума конф., посв. столетию со дня рождения Лурии (М., 2002).

Специфика науч. деят-сти Х. состояла в том, что ее исследования, затрагивая малоизв. области знания, давали толчок для их развернутого изучения. В частности, Х. основала нейропсихол. подход к изучению эмоций. В посл. гг. жизни разрабатывала проблему межполушарной орг-ции психич. процессов, занималась изучением нейропсихологии индивид. различий, исследовала возможности применения нейропсихол. методов при анализе пограничн. состояний (в т.ч. у людей с «чернобыльским синдромом»), разрабатывала новые методы анализа эмоцион. и познават. процессов с применением компьютерн. технологий.

Жила на ул. Панферова, 11. Похоронена на Донском кладб.

Соч.: Мозг и активация. М., 1972; Процессы экстраполяции в глазодвигательной системе. М., 1981 (в соавт.); Мозг и эмоции. М., 1992 (в соавт.); Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. М., 1995 (в соавт.).

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 5: У–Я. М.: ОАО «Московские учебники», 2012



gastroguru © 2017