Партия «Союз русского народа» (срн). Партия «Союз русского народа» (СРН) Союз русского народа государственный строй

Партии. «Союз русского народа»

Название партии

«Союз русского народа», крайне правая монархическая черносотенная партия.

Девиз:

«За Веру, Царя и Отчество».

Гимн: «Боже, Царя храни!»

Годы существования

190-1917 (прекратила существование после Февральской революции)

Социальная база

    Знатные дворяне

    Крупные чиновники

    Военные

    Деятели культуры, интеллигенция и др.

Численность

В период расцвета партии (1907) до 400 тысяч

Лидеры

А.И. Дубровин

В.М.Пуришкевич

Программа

    Государственное устройство

    Сохранение существующего порядка

    Укрепление самодержавия, неограниченной монархии.

    Сохранение сословий

    Необходимость сохранения господствующего положения церкви

    Царь не должен отождествляться с правительством. Правительство несёт полную ответственность за свои действия.

    Единство и неделимость России

    Единство власти и народа через совещательный орган

    Для властей - свобода слова, печати, союзов, неприкосновенность личности.

    Национальная политика

    Великодержавный шовинизм. Развитие национального русского самосознания, объединение русских людей для общей работы на благо Российской империи. Под русским понимались белороссы, великороссы и малороссы - всё славянское православное население. Русский язык – государственный язык

    Инородцы делились на дружественные и недружественные (в зависимости от степени их участия в революционном и национальном движении). Им предоставляли либо льготы, либо ограничения.

    Все народы России, кроме евреев, должны пользоваться равными правами

    Антисемитская политика, обвинение евреев во враждебном отношении к христианству, в их стремлении к мировому господству

    Враждебное отношение и к полякам, которые, как и евреи, «завладели богатствами нашей род­ной земли и высасывают последние соки из русских людей»

    Аграрный вопрос

    Неприкосновенность частной собственности

    Отрицание любых вариантов отчуждения помещичьих земель

    Передача малоземельным крестьянам земли по доступным ценам через Крестьянский банк

    Оказание помощи переселенцам для переезда на новые места

    Предоставление мелкого кредита для хозяйственных нужд и др.

    Рабочий вопрос

    Улучшение положения народа

    Облегчение труда рабочих, «упорядочение условий труда»

    Улучшение условий быта

    «Возможное « сокращение рабочего дня

    Введение страхований

    Сотрудничество между рабочими и предпринимателями

    Социальная и экономическая политика

    Участие в открытии школ, больниц, церквей издание литературы. С этой целью планировалось создание « Всероссийского банка Союза русского народа»

    Содействие российскому предпринимательству

    Освобождение русских финансистов от зависимости от иностранных банков

    Избавление от засилья бюрократии

    Введение всеобщего бесплатного образования

Методы и средства борьбы

    Выступление против революции и парламентаризма

    Проведение преобразований посредством последовательных и осторожных реформ

Монархические партии правительственного лагеря возникли только в ходе революции 1905-1907 гг., после опубликования царского Манифеста 17 октября 1905 г. Создавались эти партии под непосредственным влиянием революцион­ного движения и в противовес ему.

До начала революции самодержавие не признавало никаких обществен­ных организаций, даже для собственной защиты. Деятельность помещичьих кружков носила не политический характер. Они больше были похожи на клубы, объединяющие идейных сторонников самодержавия.

Первая легальная монархическая организация появилась в октябре - но­ябре 1900 г. в Петербурге под названием «Русское собрание». Устав этого кружка был утвержден в январе 1901 г. заместителем министра внутренних дел П.Н. Дурново и предусматривал изучение явлений русской и славянской народной жизни, разработку вопросов русской и вообще славянской словесности, худо­жеств, народного хозяйства, охранение чистоты и правильности русской речи.

Членами «Русского собрания» были знатные дворяне, крупные чиновники и военные, некоторые деятели искусства. По мере нарастания революции оно все больше превращалось в центр притяжения всех правительственных сил. Именно здесь обкатывались политические лозунги крайне правых, отбирались будущие вожди черной сотни. .

В ноябре 1905 г., после Манифеста 17 октября «Русское собрание» опуб­ликовало свою избирательную программу, которая стала общей для всех органи­заций правого толка. В ней утверждалось, что самодержавие не отменяется Ма­нифестом; Государственная дума не должна ничего менять в основных законах, а может только осуществлять деловую разработку и обсуждение законодательных предложений, и надзор за действиями государственных властей. Отдельными пунктами утверждалась необходимость сохранения господствующего положения православной церкви, отмечалось, что царь не должен отождествляться с прави­тельством; правительство несет всю ответственность за проводимую в стране политику. Русский язык признавался государственным; евреи обвинялись во враждебности к христианству и стремлении к всемирному господству. .

Но «Русское собрание, скорее, представляло собой политический салон. Начиная с января 1905 г. активизировались дворянско-сословные кружки и организации, начался процесс их обновления. Возникает множество монархиче­ских организаций в различных районах страны. Все они отстаивали незыблемость самодержавия, помещичьего землевладения, стремились сохранить политическую систему.

В апреле 1905 г. были образованы «Союз русских людей» и «Русская мо­нархическая партия», а осенью того же года, когда политическая деятельность перестала считаться государственным преступлением, - возникли многочислен­ные черносотенные организации: «Союз русского народа» «Народная партия порядка» «Союз законности и порядка», «Общество активной борьбы с револю­цией», «Белое знамя», «Двуглавый орел» и т.п.

Черносотенство в России имеет свою историю. Само определение «черная сотня» первоначально имело самый невинный смысл. На Руси «черной сотней» называли податное посадское население, простых русских людей. Эта историче­ская параллель часто использовалась в пропагандистских целях. В «Руководстве монархиста – черносотенца» на риторический вопрос: «Почетное ли звание «чер­ная сотня»? – дается утвердительный ответ: «Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собранная вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников».

Разумеется, в начале ХХ века черных сотен в прежнем понимании больше не было. Это название возродилось в 1905 г. на газетных страницах как презри­тельная кличка. Она прочно приклеилась к участникам погромов в 1905-1906 гг., а позднее и ко всем крайне правым.

Черносотенцы поддерживали правительство, стояли за самодержавную монархию, за полицейскую власть, за сохранение всей помещичьей земли. Круп­ный деятель монархической партии Илиодорв «Правде о Союзе русского на­рода», выпущенной в Одессе в 1907 г.,писал, что они желают возродить древнее братство, чтобы русские люди не обижали друг друга, чтобы помещики и вообще богатые люди не обижали крестьян и своих подчиненных, а крестьяне не шли бы войной против помещиков. Чтобы все дружно встали друг за друга против ино­странцев, особенно жидов и поляков, которые завладели богатствами нашей род­ной земли и высасывающие последние соки из русских людей.

В целом, черносотенцы были убеждены в изначальной порочности демократиче­ских принципов, считали, что слабый или порочный монарх может принести большой вред, но это предпочтительнее борьбы за власть между политиками. Демократия – это обман. Как бы ни устраивалась система выборов, народная масса всегда участвует лишь в слабой доле голосования. Но и по этому вопросу у них не было единства взглядов. Одни из них уже не отрицали необходимости законодательных учреждений, другие высказывались за их замену законосовещательным народным представительством (Земский собор). Третьи продолжали настаивать на реставрации неограниченного самодержавного режима. Однако эти различия во взглядах не мешали черносотенцам единодушно выступать с довольно резкой критикой правительственной бюрократии, включая высших чиновников.

Идеализируя традиционные и патриархальные устои, черносотенцы сознавали неизбежность развития капитализма. Антибуржуазный заряд своей критики они направляли лишь на некоторые неприемлемые для них его стороны (монополии, чрезмерное увлечение иностранными инвестициями и т.п.). Мо­нархическая пресса требовала даже объявления всех существующих синдикатов и трестов вне закона. По мнению черносотенцев, государство должно активно вмешиваться в экономику, регулировать национальный состав предпринимателей и одновременно, в целях сохранения и упрочения особого пути развития России, содействовать развитию национальной промышленности, ориентируясь на среднюю и мелкую промышленность, различные кустарные промыслы.

В основе идеологического «костяка» черносотенцев лежал старый «тре­угольник» графа Уварова: самодержавие – православие – народность, который был модернизирован злобными призывами объединяться всем русским патриотам и защищать веру, царя и отечество от внутреннего врага.

А врагов у России, по мнению черносотенцев, было три: инородец, интел­лигент и инакомыслящий, причем воспринимались они неразрывно. В многона­циональной империи невозможно бороться с революцией, не борясь с нацио­нально – освободительным движением. Невозможно подавлять другие народы, не подавляя свою собственную интеллигенцию с ее демократическими и интерна­циональными традициями. Невозможно ненавидеть интеллигенцию и при этом любить передовые идеи. Все взаимосвязано.

Образ злодея-инородца традиционно использовался в контрреволюцион­ной пропаганде. Однако сам образ менялся. В течение почти всего XIX века зло­деем-инородцем был поляк. Но на рубеже веков злодей изменил национальность и превратился в еврея. Правда, и позже поляки считались «неблагонадежной» нацией, но доминирующим направлением правой идеологией стал антисемитизм.

Отчего произошла такая метаморфоза? В XIX веке самым мощным на­ционально – освободительным движением было польское. Его кульминацией стало восстание 1863 года, которое произвело громадное впечатление на всю Россию. Поэтому не случайно именно с польским народом начали связывать революционную борьбу. Кроме того, поляки были католиками, т.е. иноверцами. Так сложился стереотип, который активно использовался в консервативной идео­логии XIX века.

На рубеже веков массовое национально – освободительное движение ох­ватывает уже многие народы, и поляки теряют ореол исключительности. Развива­ется капитализм, в интересах которого – ликвидация национальной обособленно­сти народов и национального неравенства. Между тем в России наиболее бес­правной оказалась нация, которая в числе первых вступила в стадию капитализма.

Даже В. Розанов, которого никак нельзя обвинить в нежной любви к ев­реям, считал их положение в России совершенно невыносимым для любого дру­гого народа. Русские евреи были ограничены в праве выбора места жительства, им запрещалось проживать во внутренних губерниях России и Сибири. Ограни­чения черты оседлости не распространялись на купцов первой гильдии, лиц, имевших высшее образование, фельдшеров, дантистов, акушерок, ремесленников. С 1891 г. запрещено проживание евреев – ремесленников в Москве и Московской губернии и произведены их массовые выселения. В 1893 г. из черты оседлости были исключены Ростов-на-Дону и Таганрог.

Приезд и временное пребывание евреев во внутренних губерниях обстав­лялись многочисленными стеснениями, нарушение их влекло за собой различные меры административной ответственности. Им не разрешалось приобретать в соб­ственность или аренду недвижимое имущество вне городов и местечек губернии черты оседлости, независимо от их места проживания (с 1903 г.). Вместе с этим ограничивалось право промышленности и торговли, право образования.

От участия в городских и земских выборах евреи были устранены, в офи­церские чины не производились, на государственную службу практически не принимались. По законам Российской империи еврей никаким образом не мог стать ни земледельцем, ни скотоводом.

Поэтому не удивительно, что борьба за эмансипацию, задержавшаяся в сравнении с Европой на 100 лет, все больше вовлекала еврейскую молодежь как в национально – освободительное, так и в революционное движение. Соответст­венно, то и другое было взаимосвязано, ибо только после свержения самодержа­вия и завоевания демократических свобод евреи могли рассчитывать на равно­правие с другими народами.

В начале XX века ультраправый лагерь считал евреев главными виновни­ками революционной смуты. Официальная цель черносотенцев заключалась в том, чтобы «возбудить энергию евреев в деле скорейшего переселения в собст­венное государство и обзаведения собственным хозяйством».

Ненависть к евреям (они же революционеры) была неразрывно связана с ненавистью к собственной русской интеллигенции.

Безусловно, и русская интеллигенция не была однородной массой. Но к черносотенцам не примкнул ни один из выдающихся деятелей русской культуры. Зато и озлобление против них было сильное. «Христопродавцы», «подлые най­миты», «изменники родины», «интеллигентская шушера», «жидолюбы», «жидо­хвосты» - такими «комплиментами» награждались в правой печати Лев Толстой, Чехов, Горький, Леонид Андреев, Мережковский, Милюков, Набоков, Маклаков, Зарудный.

Для черносотенной печати характерны также элементы возрастного кон­серватизма: недоверие к молодежи, неприязнь к ее вкусам и симпатиям.

Простота, с которой все беды отечества списывались на внутреннего врага, делало черносотенную идеологию удобной для обывательского сознания. Но полное отсутствие созидательных требований свидетельствовало об ее слабо­сти. Черносотенцы ничего не обещали и ничего не предлагали, кроме как бить евреев, революционеров, либералов, интеллигентов. Даже в западных губерниях, где была более благодатная почва для национальной розни, черносотенное дви­жение пошло на убыль уже к концу революции 1905-1907 гг. Сказалось неумение черносотенцев предложить позитивную программу.

По мнению самих черносотенцев, их объединял национальный характер движения «истинно русских людей». В своей печати листовках они обращались исключительно к «триединому русскому народу», куда относили так же украин­цев и белорусов, не признавая их самостоятельными нациями. К их самобытной культуре относились свысока, а их языки считали простонародными диалектами.

К «истинно русским» они относили не всех русских, лишь сторонников монархических убеждений, причем наиболее крайних. Следовательно, черносо­тенное движение было все-таки не национальным, а одним из политических. Список «истинно русских вождей» пестрил молдавскими, греческими, грузин­скими и немецкими фамилиями: Грингмут, Думбадзе, Пуришкевич. Привечал «Союз русского народа» и мусульман. Была попытка создать «Мусульманский Союз русского народа из казанских татар». В то же время к категории «евреев и еврействующих» относили князей Павла и Петра Долгоруковых, П.Н. Милюкова.

Постоянно подчеркивая революционность евреев, их стремление к рес­публике, парламентской демократии, к свободе, черносотенцы приписывали соб­ственному народу (кроме крамольной интеллигенции) политический консерва­тизм, покорность властям, ненависть к инакомыслию, неприятие правового госу­дарства.

Крестным отцом российского черносотенства можно с уверенностью счи­тать шефа службы политического сыска, директора Департамента полиции, ми­нистра внутренних дел России В.К. Плеве. Именно он в начале ХХ века присту­пил к созданию организационных структур черной сотни, подбирая для них кадры. Материальным источником существования крайне правых было прави­тельство, причем это не скрывалось. Субсидии выдавались также из секретных фондов Министерства внутренних дел. Деньги шли также от купцов, помещиков, предпринимателей. Ежегодно субсидии, поступавшие в кассу черной сотни из всех источников, составляли 250-300 тыс. руб. . Но помощь не покрывала расходов. Один из видных черносо­тенцев Н.Е. Марков, получая из рук министра внутренних дел толстый пакет с деньгами, каждый раз роптал: «Что даете пустяки?»

Крайне правые пользовались симпатиями высших властей. Губернаторы оказывали содействие черносотенной пропаганде. Но монархисты ориентирова­лись на самых консервативных советников. В то же время Председателя Совета министров графа С.Ю. Витте считали, чуть ли не вождем революции и даже под­кладывали бомбы в его дом. Известный черносотенный деятель иеромонах Илио­дор призывал еженедельно драть министров розгами, как жидомассонов, а Сто­лыпина пороть по средам и пятницам, дабы помнил постные дни.

В свою очередь, правительство штрафовало и закрывало наиболее оголте­лые черносотенные газеты, за демагогические нападки черносотенцев на царское правительство их даже называли «революционерами справа».

Как известно, все партии и движения славились какой-нибудь особо по­любившейся тактикой. Черносотенцам принадлежит монополия погромной так­тики. Еще в 1902 г. в Саратове, в 1903 г. в Кишиневе и Гомеле так называемые «русские патриоты» избивали демонстрантов и устраивали погромы. Объектом избиений были инородцы, демократическая интеллигенция. Практиковался и индивидуальный террор. С 17 октября по 1 ноября 1906 г. погромы имели место в 358 населенных пунктах, в результате их погибло 1622 и ранено 3544 человека. . Интересны факты черносотенных дружин. Их основная функция состояла в том, чтобы оказывать непосредственное содействие полиции в борьбе с революционным движением. В 1906-1907 гг. они существовали в 11 городах. . Власти на всех уровнях не только попустительствовали черносотенцам, но и оказывали им прямое содействие, включая и снабжение оружием.

Массовой политической черносотенной организацией стал созданный 8 ноября 1905 г. в Петербурге «Союз русского народа». Высшим органом «Союза» было совместное собрание членов – Учредителей и Главного совета. Печатным органом была газета «Русское знамя».

Главный Совет ведал всеми текущими делами и состоял из 12 действи­тельных членов и 18 кандидатов. Каждые 3 года должно было проходить обнов­ление Совета, но только на четверть. Главный Совет избирал Председателя, двух его заместителей и казначея.

Председатель наделялся исключительными полномочиями, избирался по­жизненно, мог оставить должность только по собственному желанию, при этом оставаясь Почетным председателем. .

Председателем Главного Совета «Союза русского народа» был Александр Иванович Дубровин, доктор медицины, статский советник. Он окончил медико-хирургическую академию, работал в детском приюте. Потом занялся частной практикой. Он редактировал черносотенную антисемитскую газету «Русское знамя». Являлся организатором ряда политических убийств, в т.ч. по его указа­нию готовилось покушение на лидера кадетов П.Н. Милюкова. Осенью 1920 г. был арестован ВЧК, в декабре 1920 г. приговорен к расстрелу за организацию целого ряда убийств, погромов, поджогов. .

Его заместителем были Владимир Митрофанович Пуришкевич и Алек­сандр Иосифович Тришатный. Пуришкевич – крупный землевладелец Бессараб­ской губернии. С отличием окончил Новороссийский университет, писал сатиры в стихах и прозе, проявил себя прекрасным оратором. Умный и беспощадный политик, он с 1900 г. служил в Министерстве внутренних дел Плеве. Был депута­том II, III, IV государственной думы. Приобрел широкую известность своими погромными, антисемитскими выступлениями в Думе. Тришатный – инженер, автор Устава «Союза русского народа», организатор районных отделов партии. .

Среди руководителей «Союза» были известный филолог, академик А.И. Соболевский, сын знаменитого поэта А.А. Майков, литературовед и пушкинист Б.В. Никольский. Черносотенцев поддерживал религиозный философ архиепи­скоп Антоний Волынский, хорошо знавший Ф.М. Достоевского и послуживший в молодости прототипом для Алеши Карамазова. Как мы видим, люди разные. Но всем им было присуще имперское мышление. Они видели, что империя зашаталась, и реагировали соответствующим образом.

Социальной базой СРН были: крупное и среднее поместное дворянство, незначительная часть буржуазии, гражданская и военная бюрократия, чьи эконо­мические и социальные интересы были тесно связаны с самодержавием и им охранялись, - это губернаторы и градоначальники, помещичьи чины и другие чиновники, вплоть до министров. Были представители духовенства и интелли­генции, крестьянства и рабочих. Черносотенные организации создавались и в студенческой среде, но количество их членов не превышало 5-10% всего студенчества. .

В конфликте между трудом и капиталом черносотенцы взяли на себя ми­ротворческую миссию. Их программа гласила, что СРН призывает как хозяев, фабрикантов и их уполномоченных, так и рабочих стараться разрешить возни­кающие между ними недомолвки, споры, раздоры полюбовно, по Божию, следуя заповедям Господним.

Они обещали содействие в возможности сокращения рабочего дня, госу­дарственном страховании на случаи смерти, увечья, болезни и старости, упорядо­чение условий труда. К тому же черносотенцев в первую очередь принимали на работу, поскольку их благонадежность не вызывала сомнения.

Черносотенное «Общество активной борьбы с революцией и анархией» открыло в Петербурге несколько столовых для нуждающихся рабочих, а москов­ский отдел устроил бесплатную библиотеку и вечерние курсы грамоты. При «Экономическом союзе» в Петербурге существовало бюро труда для изыскания мест безработным. На Путиловском заводе большевики и черносотенцы поделили сферы влияния. Большевики закрепились в «холодных» мастерских, черносо­тенцы – в «горячих» (прокатном, мартеновском) цехах. Объяснялось это тем, что в «горячих» цехах квалифицированные рабочие зарабатывали очень прилично – 80-100 руб. в месяц, и участвовать в забастовках не имели ни малейшего желания.

Аграрная часть программы СРН предусматривала неприкосновенность частной собственности, продажу крестьянам на выгодных для них условиях ка­зенных земель, увеличение помощи переселенцам. Одновременно подчеркивалась необходимость упрощения порядка продажи крестьянами своих земель и выхода из общины. .

Как мы видим, у черносотенцев не было действенной аграрной про­граммы. И все же значительное число членов «Союза» составляли крестьяне. Дело в том, что крестьяне выступали орудием иных сил. Нередко инициатива открытий отделов СРН исходила от местных помещиков. Огромное значение имел пример духовенства, в большинстве своем поддерживавшего черносотен­цев.

Можно привести выдержку из полицейского донесения, которая также разъясняет секрет крестьянских «симпатий» к СРН: «В некоторых деревнях число примкнувших к «Союзу русского народа» достигает 600-700 чел. Идут сборы на приобретение Союзнического флага и Союзнических значков. Агитатор «Союза» рекомендует спешить запасаться значками, обладатели которых будут-де освобо­ждены от земских сборов и примут участие в предстоящем в самом близком бу­дущем разделе панских земель … В особенности усердно раскупаются эти ново­явленные индульгенции крестьянами, имеющими большое количество сыновей, чем больше значков – тем больше наделов».

Точных данных о численности СРН нет. Надо иметь в виду, что большин­ство членов СРН состояло в нем номинально: при их вербовке черносотенцы нередко записывали в отделы целые селения, улицы, предприятия, внося в списки и детей. Руководители СРН уверяли, что в их рядах состоит до 3 млн. чел. Их противники считали, что «Союз» «даже в периоды наивысшего расцвета распола­гал несколькими тысячами, максимум 1-2 десятками тысяч на всю Россию посто­янных членов». На основе архивных изысканий С.А. Степанов установил, что в конце 1907 – начале 1908 гг. в 2208 населенных пунктах действовало 2229 отделов монархических организаций разного типа. Их общая численность составляла примерно 410 тыс. человек.

Конечная цель деятельности СРН определялась введением в стране стро­гого, прочного правового порядка на основе единства и неразделимости царской власти, основанной на единении царя с народом. Признавалось совещательное народное представительство в лице Государственной думы.

Выработка верной тактики по отношению к Думе была важной политиче­ской задачей для всех партий России. Монархисты принципиально отрицали думу, обладавшую законодательными правами, но приняли самое активное уча­стие в выборах, заявив, что тем самым выполняют волю монарха.

Дума первого созыва должна была собраться после поражения Декабрь­ского вооруженного восстания, что вселяло надежду. К тому же выборы прохо­дили по закону от 11 декабря 1905 г., по которому значительное преимущество отдавалось крестьянам. Это тоже устраивало монархистов. Однако правые потер­пели сокрушительное поражение. Только один депутат от блока правых с октяб­ристами оказался в Думе. Причем такое объединение было, скорее, исключением, т.к. монархисты отказывались от соглашения с октябристами из-за конституци­онных воззрений. Проводить свои идеи через Думу монархистам было невоз­можно, и они стали своими средствами бороться против нее.

При выборах II Думы монархисты заручились поддержкой правительства, в качестве избирателей регистрировались даже полицейские. Вошло 10 правых и монархистов. Вместе с октябристами – 54 депутат. В Думе, будучи в меньшин­стве, они прибегали к форме скандалов, ругани в адрес противников. Неодно­кратно наказывались изгнанием из зала заседаний Думы. Именно с помощью этих партий удалось распустить II Государственную думу.

После роспуска Думы вводится новое положение о выборах. Один голос помещика приравнивался к 4 голосам буржуазии, 65 голосам мелкой городской буржуазии, 260 голосам крестьян и 550 голосам рабочих. Третья избирательная компания была более удачной. В Думу прошли 168 членов СРН и беспартийных правых.

Как известно, все партии и движения славились какой-нибудь особо по­любившейся тактикой. Черносотенцам принадлежит монополия погромной так­тики. Еще в 1902 г. в Саратове, в 1903 г. в Кишиневе и Гомеле так называемые «русские патриоты» избивали демонстрантов и устраивали погромы. Объектом избиений были инородцы, демократическая интеллигенция. Практиковался и индивидуальный террор.

Что такое погром – все приблизительно знают. Экзальтированная толпа идет по улицам, громит магазины, лавки, квартиры, избивает и убивает людей, не делая различий между мужчинами, женщинами, детьми.

Погромы происходили в России и раньше. Но только в ХХ веке они при­обрели политическую окраску и только в ХХ веке превратились в тактику целого политического движения.

Наиболее распространенными были еврейские погромы. Но на Кавказе обязанности евреев исполняли армяне, а в России – русские интеллигенты и уча­щиеся. Психологически это вполне объяснимо. Рушился государственный уклад, привычный образ жизни. Народ в своем большинстве не был подготовлен к демо­кратическим преобразованиям. В Екатеринбурге, например, одному журналисту проломили голову за попытку зачитать вслух царский манифест о свободах.

Демократы же не учитывали консервативности мышления, мало счита­лись с чувствами людей, сохранявших веру в прежние идеалы. Сбрасывались с фасадов императорские вензеля, крушили портреты венценосца и бюсты его пред­ков. Кое-где собирали деньги на «гроб Николаю II». Естественно, это вызывало возмущение.

Вот как отзывался о погромах епископ Антоний, не страдавший юдофиль­ством: « …В это самое время за стенами храмов пьяная, озверевшая толпа врыва­лась в еврейские дома, грабила имущество жильцов, терзала людей, не щадя старца и младенца. Бесчестили женщин, разрывали грудных младенцев на глазах матерей, и трупы их выбрасывали из окон на улицу вместе с товарами еврейских магазинов. А там жадная толпа, не замечая окровавленных тел, бросалась через них к одеждам и украшениям и хватала себе все, что попадалось под руку; граби­тели обогащались вещами, облитыми кровью несчастных жертв».

В погромах участвовали не помещики и капиталисты, а социальные низы общества: мелкие торговцы, ремесленники, рабочие, дворники, просто городской плебс. Мало кто из них был доволен своей жизнью до 1905 года, но все они ви­дели, что от митингов, демонстраций и беспрерывных стачек жизнь не улучша­ется, но все более усложняется. В том, что революционные брожения не были причиной, а следствием общегосударственного кризиса, мог разобраться далеко не каждый.

Естественно, погромная деятельность лидерами СРН отрицалась. По­громы представлялись как святая месть русского народа за происки инородцев, а ответственность за убийства возлагалась на сионистские или крайне левые груп­пировки. Надо сказать, что хорошую «услугу» черносотенной пропаганде оказы­вали террористические акты и «экспроприации», организуемые эсерами и боль­шевиками.

В прокламациях СРН, наряду с лозунгами «Россия, прежде всего, для рус­ских!», «Соединимся же люди русские, все без различия сословий в прочный неразрывный союз за Веру, за Царя и Отечество! Но будем твердо помнить, что наш Союз есть Союз мира и любви!», были призывы «соединяться в кружки, составлять списки всем крамольникам и бунтовщикам в городах и селах, бить их кому, как и чем удобнее, ночью, из-за угла, через окна».

Безусловной гражданской добродетелью в среде черной сотни считалось доносительство. Доносить, как следует из Устава, можно было на каждого. Под­час доносы были полны абсурда и свидетельствовали об интеллектуальном уровне доносчиков. Например: «Возле врача Гиндина группируются революцио­неры, власти, дворяне, политики и прочая революционная сволочь», или: «Счи­таю нужным сообщить, что я узнал из достоверных источников, что наш Саха­линский граф С.Ю. Витте страдает прогрессивным параличом мозга. Думаю, что мое сообщение Вам нелишне».

Главная ставка делалась на примитивное разжигание национальной розни. «Союз русского народа» был активен только в районах с многонациональным составом населения. Наиболее активно действовал СРН на Украине, в Белоруссии – регионах со смешанным населением. А в 15 губерниях «черты еврейской осед­лости» было сосредоточено более половины всех членов Союза. .

В губерниях со слаборазвитой промышленностью находилось 49,4% членов крайне правых организаций, соответственно, в среднеразвитых – 21,6%, в высокоразвитых – 29%. .

Черносотенцы поделили все народы на «дружественные» и «враждебные». Критерием служило участие или неучастие в революционном и национальном движении. Нерусское население Поволжья, Средней Азии и Сибири считалось лояльным, тогда как финны, поляки, армяне, кавказские «туземцы» были отне­сены к «враждебным инородцам».

Осенью 1907 г. из СРН выходят Пуришкевич, Восторгов, Андреев и др., и в 1908 г. утверждают «Русский народный союз имени Михаила Архангела». Единственное отличие нового союза от старого заключалось в том, что его руко­водители признавали необходимость существования законодательных учрежде­ний.

Осознавая все же, что распыление сил вредит общественному делу, в фев­рале 1910 г. Главный Совет СРН и Главная Палата Союза Михаила Архангела заключили соглашение. Но именно в это время произошел очередной раскол в союзе Дубровина. В нем выделилось течение «обновленцев». В результате про­тивники обновления обособились во Всероссийский союз русского народа под руководством Дубровина. Они укоряли обновленцев в отходе от идеи самодер­жавной власти, в проведении принципа народовластия в виде земско-соборного представительства от населения в Государственной думе. Кроме того, обнов­ленцы безоговорочно встали на защиту столыпинской аграрной реформы, идеи разрушения общины. Дубровинцы же взяли общину под свою защиту, считая ее единственно возможным противовесом западноевропейскому социализму.

В IV Думе положение правомонархических партий усилилось, но спасти самодержавие не удалось. «Лебединой песней» черносотенцев стало убийство Григория Распутина, поскольку он дискредитировал монархию. В ноябре 1916 г. Пуришкевич выступил с сенсационной вестью в Государственной думе, которая кончалась словами: «Да не будет Гришка Распутин руководителем нашей внут­ренней и внешней политики». Впервые крайне правому оратору аплодировала левая часть Думы. 17 декабря старца убили во дворце Юсупова. А спустя всего 2 месяца черносотенцы сходят с политической арены. Самоликвидируются как раз в то время, когда монархии как никогда требуется защита.

Это была единственная партия, прекратившая свое существование сразу после Февральской революции. Ее центральный орган – газета «Русское знамя» - запрещен постановлением Петросовета в первые дни марта 1917 г. Но самой организации никто официально не закрывал.

Деятельность черносотенцев становится предметом расследования специ­альной чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. Но выводов сделать комиссия не успела. Помешала Октябрьская революция. К этому времени была единственная подпольная организация в Петрограде, созданная Пуришкевичем. Была установлена связь с белым движением, закупалось оружие, планировалось покушение на Ленина и Троцкого. Но организация провалилась, ее члены предстали перед судом петроградского революционного трибунала. Су­дебное заседание проходило открыто, подсудимых защищали известные адво­каты. Несмотря на заявление Пуришкевича, что он не может не бороться с совет­ской властью, он был амнистирован. Позже он умрет от тифа в Новороссийске.

Но уже через 2-3 месяца после амнистии Пуришкевича, в связи с «крас­ным террором», других черносотенцев расстреливали без суда и следствия. Неко­торые эмигрировали. А, например, академик А.И. Соболевский стал действитель­ным членом Академии наук СССР. Митрополит православной церкви Западной Европы Евлогий после войны принял советское гражданство.

Некоторые лидеры «Союза» утверждали, что черносотенство – предтеча фашизма. Например, Н.Е. Марков писал: «Если бы тогдашнее правительство доросло до понимания того, что впоследствии понял в Италии Муссолини, и вместо упорного противодействия поддержало бы и осуществило бы правитель­ственную, спасительную мысль о необходимости опереть Верховную власть на организованную в мощные монархические союзы лучшую часть народа – история России была бы совсем иная».

В известной степени идеи черносотенцев воплотили в жизнь … больше­вики. Сохранилось единовластие, правда, в иной форме. Законодательные учреж­дения существовали лишь для видимости. Свобода слова, собраний была ликви­дирована. Недаром Соболевский писал друзьям, что любуется тем, как больше­вики прижали ненавистных либералов. Да и митрополит Евлогий принял совет­ское гражданство не случайно, его восхищал Сталин, почти установивший гра­ницы Российской империи.

В 1923 г. «Еженедельник Высшего монархического совета» в Берлине пи­сал: «недаром наши враги отождествляют нас с фашистами. Да, мы фашисты, особенные, русские и искренне завидуем итальянским в том, что мы пока не со­крушили врага».

Не секрет, что идеи черносотенцев созвучны сегодня лозунгам некоторых организаций. Шовинизм, антисемитизм оказались очень живучи. Единственная надежда, что уроки истории не пропали даром, и мы опять не окажемся в полити­ческом тупике.

«Объединяйтесь, русские люди; Я расчитываю на вас. Я верю, что с вашей помощью Мне и русскому народу удастся победить врагов России. Поблагодарите всех русских людей, примкнувших к СОЮЗУ РУССКОГО НАРОДА »
ЦАРСКИЕ СЛОВА СОЮЗУ РУССКОГО НАРОДА,
сказанные 23-го Декабря 1905 года.

СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА поставляет себе целью объединение всех честных русских людей, верных долгу присяги во имя Веры, Царя и Отечества.

СОЮЗ открыто заявляет, что вовсе не желает возвращения к бюрократическим порядкам последних годов, когда именем ЦАРЯ на Руси творились всякие беззакония.

СОЮЗ как в жизни, так и в Государственной Думе будет отстаивать следующие положения:

I. Православие

СОЮЗ признает веру Православную, исповедуемую всем коренным русским населением, ОСНОВОЮ РУССКОЙ ЖИЗНИ, ГОСПОДСТВУЮЩУЮ в России, не делая в Православии никакого различия между последователями СТАРОГО и НОВОГО обряда.

К другим вероисповеданиям СОЮЗ относится с полной веротерпимостью и не препятствует людям иного вероисповедания молиться по-своему.

II. Самодержавие

САМОДЕРЖАВИЕ Русских ЦАРЕЙ, Православной Церковью искони освященное, по воле ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА осталось и после 17-го Октября незыблемым, каким было и встарь, и должно всегда оставаться таковым для блага и процветания России.

Самодержавный ГОСУДАРЬ ЕСТЬ ВЫСШАЯ ПРАВДА, ЗАКОН и СИЛА, а посему СОЮЗ приглашает всех РУССКИХ ЛЮДЕЙ сплотиться вокруг своего ГОСУДАРЯ, решившего при участии Государственной Думы [...] наилучшим образом разрешать все неотложные задачи о благоденствии Русского Народа и могучем росте нашей РОДИНЫ.

III. Народность

СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА исповедует, что Русская Народность, как собирательница Земли Русской и устроительница Русского Государства, - ЕСТЬ НАРОДНОСТЬ ДЕРЖАВНАЯ; прочие народности в России пользуются правами гражданского равенства, за исключением евреев.

IV. Единство и неделимость России

СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА твердо объявляет и всенародно исповедует НЕДЕЛИМОСТЬ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ в ее теперешних границах и поставляет своим священным непреложным долгом всеми силами содействовать тому, чтобы завоеванные кровью предков земли НАВСЕГДА оставались НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА и чтобы все попытки к расчленению России, под каким бы то ни было видом, РЕШИТЕЛЬНО И БЕЗУСЛОВНО БЫЛИ УСТРАНЯЕМЫ.

V. Еврейский вопрос

Евреи в течение многих лет, и особенно в последние два года, вполне выказали непримиримую ненависть к России и ко всему русскому, свое невероятное человеконенавистничество, свою полную отчужденность от других народностей и свои особые иудейские воззрения, которые под «ближним» разумеют одного только еврея, а в отношении христиан-гоев допускают всякие беззакония и насилия, до убийства включительно.

Как известно и как заявляли неоднократно сами евреи в своих «МАНИФЕСТАХ» и прокламациях, - переживаемая нами смута и вообще революционное движение в России - с ежедневными убийствами десятков верных долгу и присяге честных слуг ЦАРЯ и Родины, - все это дело рук почти исключительно евреев и ведется на еврейские деньги.

Русский Народ, сознавая все это и имея полную возможность, пользуясь своим правом ХОЗЯИНА ЗЕМЛИ РУССКОЙ, мог бы в течение одного дня подавить преступные желания евреев и заставить их преклониться пред его волей, пред волей Державного ХОЗЯИНА ЗЕМЛИ РУССКОЙ; но, руководясь высшими задачами христианского вероучения и слишком сознавая свою силу для того, чтобы отвечать им насилием, избрал другой путь для решения еврейского вопроса, являющегося одинаково РОКОВЫМ вопросом для всех цивилизованных народов.

Принимая во внимание, что в последние годы евреи сами всеми способами стремятся к переселению в Палестину и, главным образом, к образованию собственного государства, и находя, что выселение их из всех стран, в которых они ныне проживают, является единственным верным средством для избавления человечества навсегда от зла, какое для него представляют евреи, СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА будет всеми мерами стремиться, чтобы его представители в ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ прежде всего выдвинули вопрос об образовании еврейского государства, о содействии их выселению в это государство, каких бы материальных жертв такое выселение ни потребовало от Русского Народа.

Мало того, СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА обяжет своих представителей в ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ, идя навстречу желанию самих же евреев, обратиться к своему Правительству с просьбой - войти в сношение с иностранными Правительствами о всяческом содействии евреям для переселения их в свое царство.

Руководясь этим и веря в успешное осуществление данного проекта, идущего навстречу желаний самих евреев, СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА полагает, что близкая возможность осуществления этой мечты несомненно отразилась бы на нормальном выполнении евреями их гражданских обязанностей в странах, оказавших им гостеприимство, и во вред народам, среди которых они живут.

А потому СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА обязывает своих представителей в ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ домогаться, чтобы все проживающие в России евреи были немедленно признаны иностранцами, но без каких бы то ни было прав и привилегий, предоставленных всем прочим иностранцам. Такая мера, в связи с другими ограничительными мерами, несомненно поддерживала бы энергию евреев в деле скорейшего переселения в собственное царство и обзаведения собственным хозяйством.

Исходя из всего вышеизложенного, СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА находит, что, в виду предстоящего переселения евреев в собственное царство, было бы не только неприятно для них, но и вредно и для страны дальнейшее исполнение ими некоторых гражданских обязанностей, а потому считает своим долгом домогаться:

1. Чтобы евреи не могли быть допускаемы ни в армию, ни во флот, ни военно-служащими, ни по вольному найму, ни в строевые части, ни в интендантство.

Чтобы евреи не могли быть военными врачами, фельдшерами и фармацевтами.

С другой стороны, СОЮЗ находит справедливым и необходимым заменить для евреев отбывание воинской повинности - ДЕНЕЖНОЙ; непрерывное же поступление этой денежной повинности возложить на все еврейское население с КРУГОВОЙ ПОРУКОЙ.

2. Немедленного восстановления строгой черты ЕВРЕЙСКОЙ ОСЕДЛОСТИ в прежних пределах, с предоставлением подлежащим обществам, входящим в черту оседлости, ПРАВА делать постановления о недопущения евреев в свои пределы, а равно и выселении из них.

Отмены всех законов, расширяющих черту оседлости евреев, дабы были восстановлены законы, действовавшие по ограничению евреев до 1903 года.

Отмены привилегий для евреев по образованию, ремеслам, предоставляющим им право повсеместного жительства.

Воспрещения евреям проживать и пребывать в портовых городах.

3. Недопущения евреев во все учебные заведения, где обучаются дети христиан, и лишения их права основывать учебные заведения - высшие и средние. Воспрещения евреям быть преподавателями и начальниками (директорами, инспекторами и т.п.) в казенных, общественных и частных учебных заведениях. Воспрещения евреям быть домашними и сельскими учителями.

(Воспрещение это распространяется и на евреек).

4. Недопущение евреев на государственную и общественную службы. Воспрещения евреям получать какие бы то ни было концессии и участвовать в каких бы то ни было общественных и казенных подрядах и поставках.

Воспрещения евреям быть судовладельцами и судоводителями и вообще службы в торговом флоте и на железных дорогах.

Воспрещения евреям принимать участие в выборах в общественные учреждения и самоуправления, а равно иметь в оных своих представителей по назначению административной власти.

5. Недопущения евреев под каким бы то ни было видом в Государственный Совет и в Государственную Думу, ни к выборам в оные.

6. Воспрещения евреям содержать аптеки и аптекарские магазины, быть провизорами, управлять и служить в оных.

Воспрещения евреям производить торговлю медикаментами и медицинскими продуктами.

7. У евреев, уличенных в участии в революционных действиях, конфискации всякого имущества, каковое поступает в казну.

8. Недопущения евреев ни в редакторы, ни в издатели периодических изданий.

9. Воспрещения евреям - иностранным подданным - пребывать в России.

VI. Земельный вопрос

СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА будет домогаться всеми силами расширения крестьянского землевладения, памятуя, однако, великие слова ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III, подтвержденные ИМПЕРАТОРОМ НИКОЛАЕМ II: «Всякая собственность, в том числе и земельная, должна быть неприкосновенна», откуда вытекает, что никакие меры, направленные к улучшению быта крестьян, не должны нарушать неприкосновенности земельной собственности.

1) Уравнения имущественных и семейных прав крестьянского и прочих сословий, не предпринимая притом никаких насильственных мер ни против общины, ни против иных местных бытовых особенностей устройства крестьян.

Земельные участки крестьянских наделов (отведенные по закону 19-го Февраля 1861 года и закону 1865 г.), находящиеся во владении каждого отдельного крестьянина, должны быть признаны полной его собственностью, с воспрещением отчуждения их в руки НЕ-КРЕСТЬЯН.

2) Передачи малоземельным и безземельным крестьянам на выгодных для них условиях всех годных для земледелия казенных земель.

3) Вследствие недостаточности казенных земель для удовлетворения земельной нужды всей малоземельной части крестьянства, СОЮЗ будет добиваться покупки для той же цели за счет Государства у частных владельцев добровольно продаваемых ими земель.

4) Продажи приобретенных за счет Государства земель нуждающимся в ней малоземельным крестьянам по ценам, доступным для крестьян, со снижением, в случае надобности, разницы между ценой, по которой земля приобретена от частных владельцев, и ценой, по которой она будет предоставлена крестьянам, на СЧЕТ ОБЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.

5) Увеличения помощи переселенцам как для переезда на новые места, так и для обзаведения на них.

6) Установления легкого порядка продажи крестьянами, желающими переселиться или заняться каким-либо НЕ-ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИМ промыслом, принадлежащих им наделов.

7) Улучшения способов землепользования крестьянами на принадлежащих им ныне землях посредством разселения желающих, устранения черезполосности надельных земель и сведения мелких земельных полос, находящихся во владении отдельных крестьян, в более крупные земельные участки.

8) Признания, что в обществах, которые не производили переделов земли в течение 24-х лет, земельные участки, состоящие в пользовании отдельных хозяев, составляют их НЕОТЪЕМЛЕМУЮ СОБСТВЕННОСТЬ и что, следовательно, переделы земли в таких обществах производимы быть не могут.

9) Предоставления в обществах, производящих переделы земли, отдельным крестьянам права выйти из общества и укрепить за собою свою частную собственность (УЧАСТКИ ОБЩИННОЙ земли), сохранив за общиной право ВЫКУПАТЬ земельные участки выходящих из ее состава членов, уплатив им стоимость их ДЕНЬГАМИ.

10) Предоставления земельным обществам права вполне самостоятельно распоряжаться принадлежащими им землями, ограничив правительственный надзор наблюдением за тем, чтобы общества не нарушали требований закона.В случаях черезполосицы крестьянских хозяйств с землями частных владельцев, необходимости устранения оной путем обмена или покупки при содействии казны.

11) Урегулировки законодательным порядком арендных отношений собственников земли к нанимателям для каждой местности.

12) Установления для каждой местности наименьшего размера земельной собственности, не подлежащей принудительной продаже за долги владельца.

13) Выкупа всех сервитутных прав при содействии казны по существующей казенной оценке.

14) Устройства казенных зернохранилищ (элеваторов) для покупки крестьянского хлеба и выдачи под него ссуд, что освободит мелких землевладельцев от эксплуатации их скупщиками и комиссионерами и упорядочит заграничный вывоз.

15) Учреждения и развития мелкого государственного сельского кредита для поддержки мелких землевладельцев (крестьян), кустарей и потребительных обществ.

16) Всяческого облегчения крестьянам и вообще мелким землевладельцам приобретения племенного скота и улучшенных сельскохозяйственных орудий.

Независимо сего, принимая во внимание много раз оказанные и теперь оказываемые России исторические услуги СЛАВНЫМ КАЗАЧЕСТВОМ, СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА признает необходимым употребить все силы для улучшения быта отдельных казачьих хозяев в земельном и денежном отношениях.

Кроме того, по тем же причинам СОЮЗ находит целесообразным добиваться, чтобы административные и полицейские должности с присвоенными им окладами в настоящее смутное время замещались бы преимущественно казачьими чинами, состоящими на льготе или по войску.

Казачьи сословия, ныне расформированные, прежних малороссийских и новороссийских полков в Полтавской, Черниговской, Киевской и Бессарабской губерниях - должны быть уравнены в преимуществах и обязанностях с остальным казачеством.

VII. Рабочий вопрос

СОЮЗ признает необходимым всеми мерами способствовать облегчению труда и улучшению быта рабочих. С этой целью СОЮЗ вменяет себе в обязанность содействовать:

А) Возможному сокращению рабочего дня.

Б) Устройству Русского Государственного Промышленного Банка с целью облегчения образования рабочих и промышленных артелей и товариществ и снабжения их дешевым кредитом.

В) Добиваться государственного страхования рабочих на случай смерти, увечий, болезни и старости.

Г) Добиваться упорядочения условий труда и взаимных отношений фабрикантов и рабочих.

VIII. Народное образование

СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА будет требовать бесплатного народного всеобщего образования, главным образом земледельческого и ремесленного. Признавая однако, что школа, кроме образования, должна давать и надлежащее воспитание, СОЮЗ ставит своею целью заботиться о том, чтобы русская школа - низшая, средняя и высшая - воспитывала бы юношество в духе православных христианских начал: любви к ЦАРЮ, Отечеству и преданности долгу и чтобы школа была вполне национальною-русскою.

Политиканство из школы должно быть устранено, и молодые поколения должны быть ограждены от развратителей, кто бы они ни были.

IX. Торговля, промышленность и финансы

СОЮЗ ставит себе задачей всеми мерами способствовать развитию русской торговли и промышленности, захваченной в настоящее время иностранцами и содействовать переходу таковой в русские руки:

1) СОЮЗ будет добиваться увеличения количества денежных знаков путем уничтожения золотой валюты и введения национального кредитного рубля.

2) СОЮЗ считает своею обязанностью стремиться к тому, чтобы русские финансы вышли из подчинения иностранных рынков.

3) СОЮЗ должен всеми способами содействовать тому, чтобы призывать русских капиталистов к борьбе с еврейскими и иностранными капиталами и вызвать приток государственных капиталов на арену борьбы русских предпринимателей с еврейскими и иностранными.

4) СОЮЗ, признавая, что частные земельные банки служат к эксплуатации населения, будет домогаться уничтожения таковых и образования Общегосударственного Земельного Банка.

5) СОЮЗ, признавая великим благом для народа, положение о Государственном страховании жизни, введенное в 1905 году, почтет своим долгом распространить его, возможно увеличив число видов страхования.

6) СОЮЗ будет настаивать на том, чтобы все без исключения казенные заказы исполнялись бы в России, а не за границей, и чтобы в промышленных и мореходных предприятиях, получающих правительственную поддержку, не допускались бы иностранцы.

7) СОЮЗ будет стремиться к упорядочению ввозной торговли посредством учреждения в местах ее получения русских арбитражных комитетов и посреднических контор.

8) Кроме того, СОЮЗ будет настаивать, чтобы правительственные заказы выполнялись отечественными заводами и не поступали к иностранным.

X. Правосудие

СОЮЗ вменяет себе в обязанность добиваться всеми мерами устранения служебного произвола, судебной волокиты как по уголовному, так и гражданскому производству, удешевления такового и восстановления правосудия.

Преступления против Государства, против жизни, грабеж, поджег, недозволенное приготовление, хранение, перевозка, ношение и употребление взрывчатых веществ и снарядов АНАРХИСТАМИ и РЕВОЛЮЦИОНЕРАМИ, соучастие в этих преступлениях, укрывательство и пристанодержательство, насильственное снятие с работ и закрытие промышленных и торговых заведений, порча мостов, путей и машин с целью прекращения движения или остановки работ, вооруженное сопротивление властям, революционная пропаганда в войсках, подстрекательство женщин и малолетних к преступлениям выше перечисленным - должны караться СМЕРТНОЙ КАЗНЬЮ.

СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА, признавая, что русский Суд находится иногда под влиянием евреев и, благодаря этому, весы правосудия пристрастно наклоняются в их пользу, обязывается отстаивать интересы русского правосудия и Русского Народа на Суде, нещадно обличая в издаваемых им органах все неправильности, отстаивая чистоту русского правосудия.

СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА будет настаивать на том, чтобы в судебном ведомстве прекратились случаи покровительства революции. Поэтому должны быть устранены от должности те чины судебного ведомства, которые принимали участие в политических партиях, враждебных ПРАВОСЛАВИЮ, САМОДЕРЖАВИЮ и РУССКОЙ НАРОДНОСТИ, и не должны быть допускаемы в адвокаты (присяжные поверенные, присяжные стряпчие, помощники присяжных поверенных и частные поверенные) ЕВРЕИ.

Настоящая избирательная программа выработана и единогласно принята Первым Всероссийским Съездом уполномоченных Отделов Союза Русского Народа и является, в силу этого, обязательною для всех отделов Союза по всей Российской Империи.

Председатель Съезда, Товарищ Председателя Главного Совета Союза Русского Народа, Владимир Пуришкевич.

Верно: Секретари Н. Ознобишин, М. Зеленский.

Постановление III Всероссийского Съезда в Киеве 8 Октября 1906 года: «Наиболее целесообразною признается «программа Союза Русского Народа», которая должна быть разослана для ознакомления с нею всем единомышленным организациям, в надежде, что они сами постепенно к ней присоединятся».

Партии. «Союз русского народа»

Название партии

«Союз русского народа», крайне правая монархическая черносотенная партия.

Девиз:

«За Веру, Царя и Отчество».

Гимн: «Боже, Царя храни!»

Годы существования

190-1917 (прекратила существование после Февральской революции)

Социальная база

    Знатные дворяне

    Крупные чиновники

    Военные

    Деятели культуры, интеллигенция и др.

Численность

В период расцвета партии (1907) до 400 тысяч

Лидеры

А.И. Дубровин

В.М.Пуришкевич

Программа

    Государственное устройство

    Сохранение существующего порядка

    Укрепление самодержавия, неограниченной монархии.

    Сохранение сословий

    Необходимость сохранения господствующего положения церкви

    Царь не должен отождествляться с правительством. Правительство несёт полную ответственность за свои действия.

    Единство и неделимость России

    Единство власти и народа через совещательный орган

    Для властей - свобода слова, печати, союзов, неприкосновенность личности.

    Национальная политика

    Великодержавный шовинизм. Развитие национального русского самосознания, объединение русских людей для общей работы на благо Российской империи. Под русским понимались белороссы, великороссы и малороссы - всё славянское православное население. Русский язык – государственный язык

    Инородцы делились на дружественные и недружественные (в зависимости от степени их участия в революционном и национальном движении). Им предоставляли либо льготы, либо ограничения.

    Все народы России, кроме евреев, должны пользоваться равными правами

    Антисемитская политика, обвинение евреев во враждебном отношении к христианству, в их стремлении к мировому господству

    Враждебное отношение и к полякам, которые, как и евреи, «завладели богатствами нашей род­ной земли и высасывают последние соки из русских людей»

    Аграрный вопрос

    Неприкосновенность частной собственности

    Отрицание любых вариантов отчуждения помещичьих земель

    Передача малоземельным крестьянам земли по доступным ценам через Крестьянский банк

    Оказание помощи переселенцам для переезда на новые места

    Предоставление мелкого кредита для хозяйственных нужд и др.

    Рабочий вопрос

    Улучшение положения народа

    Облегчение труда рабочих, «упорядочение условий труда»

    Улучшение условий быта

    «Возможное « сокращение рабочего дня

    Введение страхований

    Сотрудничество между рабочими и предпринимателями

    Социальная и экономическая политика

    Участие в открытии школ, больниц, церквей издание литературы. С этой целью планировалось создание « Всероссийского банка Союза русского народа»

    Содействие российскому предпринимательству

    Освобождение русских финансистов от зависимости от иностранных банков

    Избавление от засилья бюрократии

    Введение всеобщего бесплатного образования

Методы и средства борьбы

    Выступление против революции и парламентаризма

    Проведение преобразований посредством последовательных и осторожных реформ

«Союз русского народа » (СРН) - одна из крупнейших национально-монархических партий консервативного толка - возник в ноябре 1905 года во многом как реакция на появление в России либеральных и радикально левых политических партий, поставивших задачу смены государственного строя.

В ноябре в Петербурге состоялся I учредительный съезд cоюза и были сформированы руководящие органы, в том числе Главный совет, председателем которого избрали известного русского педиатра доктора медицины Александра Дубровина . Первоначально Главный совет состоял из 30 членов, среди которых были крупный бессарабский помещик, действительный статский советник Владимир Пуришкевич , редактор «Московских ведомостей» Владимир Грингмут , богатый курский помещик, статский советник Николай Марков, которого за потрясающее сходство с Петром I называли «Медный всадник», выдающийся филолог академик Александр Соболевский , известный историк и автор блестящих гимназических учебников по русской истории профессор Дмитрий Иловайский и другие. Центральным печатным органом партии была газета «Русское знамя», издателем которой выступал сам Дубровин.

Александр Дубровин

В августе 1906-го Главный совет партии утвердил партийный устав и принял программу партии, идейной основой которой стала «теория официальной народности», разработанная графом Сергеем Уваровым ещё в 1830-е, - «самодержавие, православие, народность». Основные программные установки СРН включали в себя следующие положения:

1) сохранение самодержавной формы правления, безусловный роспуск Государственной думы и созыв законосовещательного Земского собора;

2) отказ от любых форм государственного и культурного федерализма и сохранение единой и неделимой России;

3) законодательное закрепление особого статуса Русской православной церкви;

4) приоритетное развитие русской нации - великороссов, малороссов и белорусов.

Тогда же под эгидой партии было создано широкое народное движение «Чёрная сотня», которую первоначально возглавил Грингмут. Кстати, за основу этой организации взяли древнюю форму русского общинного (сельского и посадского) самоуправления в виде сотенной организации. А само название «Чёрная сотня» проистекало из того обстоятельства, что все сельские и посадские общины на Руси были податными, т.е. «чёрными», сотнями. Между прочим, именно такие «чёрные сотни» составили костяк знаменитого Второго ополчения Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского , которое спасло страну в 1612 году.

Вскоре среди руководителей СРН стали нарастать острые противоречия. В частности, товарищ (заместитель) председателя Главного совета Пуришкевич, обладавший незаурядной харизмой, начал постепенно оттеснять Дубровина на второй план. Поэтому в июле 1907-го в Москве был срочно созван II съезд «Союза русского народа», на котором сторонники Дубровина приняли постановление, направленное против неуёмного самоуправства Пуришкевича, который в знак протеста против данного решения вышел из состава партии. Однако история не закончилась и получила дальнейшее развитие на III съезде СРН, состоявшемся в феврале 1908-го в Петербурге. На сей раз группа именитых монархистов, недовольных политикой Александра Дубровина, обратилась с жалобой к члену Главного совета графу Алексею Коновницыну, что привело к новому расколу не просто в самом центральном руководстве, но и в её региональных отделах: московском, киевском, одесском и других. В результате в ноябре 1908-го Пуришкевич и его сторонники, в число которых входили ректор Московской духовной академии Антоний Волынский, томский архиепископ Питирим и тамбовский епископ Иннокентий, вышедшие из состава СРН, создали новую организацию - «Русский народный союз имени Михаила Архангела».

Владимир Пуришкевич

Тем временем обстановка внутри СНР продолжала ещё больше обостряться, что привело к новому расколу в партии. Теперь «камнем преткновения» явилось отношение к Государственной думе и Манифесту 17 октября. Лидер СРН Дубровин был ярым противником всяких нововведений, считал, что любое ограничение самодержавной власти принесёт крайне негативные последствия для России, в то время как другой видный монархист Николай Марков полагал, что Манифест и Государственная дума созданы по воле государя, а значит, долг каждого истинного монархиста не рассуждать на сей счёт, а подчиниться воле монарха.

По мнению ряда современных историков, такое развитие событий стало возможным потому, что в ослаблении СРН оказался лично заинтересован премьер-министр Пётр Столыпин, стремившийся создать в III Государственной думе лояльное правительству центристское большинство, состоящее из умеренных националистов и конституционалистов (октябристов, прогрессистов и части кадетов). Одним из главных препятствий для осуществления этого плана как раз и был СРН, поскольку и сам Дубровин, и его сторонники крайне негативно относились ко всем «трём китам» столыпинской внутренней политики:

1) они не принимали его заигрывания с конституционными парламентскими партиями и подвергали беспощадной критике главную «правительственную» партию - Всероссийский национальный союз;

2) для них был абсолютно неприемлем курс на превращение России в конституционную монархию путём преобразования Государственной думы и Государственного совета в реальные законодательные органы власти, и они требовали восстановления неограниченного самодержавия;

3) наконец, они являлись противниками разрушения крестьянской поземельной общины и всех аграрных преобразований Столыпина.

Пётр Столыпин

В декабре 1909-го, пока лидер СРН пребывал на лечении в Ялте, в Петербурге произошёл «тихий переворот» и к власти пришёл его новый заместитель граф Эммануил Коновницын. Дубровину поступило предложение ограничить свою власть в качестве почётного председателя и основателя СРН, с чем он категорически не согласился. Однако вернуть прежнее влияние в партии так и не смог, и в 1911-м она окончательно раскололась на «Союз русского народа» во главе с Марковым, который стал издавать новые газету «Земщина» и журнал «Вестник Союза русского народа», и «Всероссийский дубровинский союз русского народа» во главе с Дубровиным, главным рупором которого осталась газета «Русское знамя». Таким образом, политика Столыпина в отношении СРН привела к тому, что из самой мощной и многочисленной партии, в рядах которой насчитывалось до 400 000 членов, он превратился в конгломерат различных политических организаций, лидеры которых подозревали друг друга в тайных кознях и постоянно враждовали между собой. Неслучайно бывший одесский градоначальник генерал Иван Толмачёв в декабре 1911 года с горечью писал: «Меня угнетает мысль о полном развале правых. Столыпин достиг своего, плоды его политики мы пожинаем теперь, все ополчились друг на друга».

Тупик «мужицкого демократизма»

Позднее предпринимались неоднократные попытки воссоздания единой монархической организации, но решить эту важную задачу так и не удалось. В 1915 году был создан Совет монархических съездов, однако воссоздать единую организацию не получилось.

Позже в общественном сознании вполне основательно сформировали лживый кровожадный образ «Союза русского народа» и «Чёрной сотни», который до сих пор формирует негативное отношение ко всему русскому патриотическому лагерю. Основные черты этого демонизированного образа заключались в том, что именно русские монархические партии:

1) были маргинальными организациями, состоявшими сплошь и рядом из люмпенов и городских сумасшедших;

2) использовались реакционными кругами в своих узкоклассовых корыстных интересах;

3) выступали организаторами массовых еврейских погромов и не гнушались массовым убийством своих политических оппонентов.

Между тем на совести «Чёрной сотни» было всего три политических убийства, тогда как на совести левых радикалов - десятки тысяч. Достаточно сказать, что, по последним данным современной американской исследовательницы Анны Гейфман , автора первой специальной монографии «Революционный террор в России в 1894–1917 гг.» (1997), жертвами «Боевой организации эсеров» в 1901–1911 годах стало свыше 17 000 человек, в том числе 3 министра (Николай Боголепов, Дмитрий Сипягин, Вячеслав Плеве ), 7 губернаторов (великий князь Сергей Александрович, Николай Богданович, Павел Слепцов, Сергей Хвостов, Константин Старынкевич, Иван Блок, Николай Литвинов ).

О низком интеллектуальном уровне русских черносотенцев говорить просто смешно, поскольку среди членов и сторонников этого движения были такие великие русские учёные и деятели русской культуры, как химик Дмитрий Менделеев, филолог Алексей Соболевский, историки Дмитрий Иловайский и Иван Забелин, художники Михаил Нестеров и Аполлинарий Васнецов, и многие другие.

Историки и политологи давно задаются сакраментальным вопросом: почему произошёл крах СРН и других патриотических партий? Кому-то ответ может показаться парадоксальным, но именно русское черносотенство явилось первой реальной попыткой построить в Российской империи то, что сейчас принято называть «гражданским обществом». А это оказалось совершенно не нужно ни имперской бюрократии, ни радикальным революционерам, ни либералам-западникам всех мастей. «Чёрную сотню» следовало немедленно остановить, и её остановили. Ведь неслучайно самый проницательный политик той поры Владимир Ульянов (Ленин) с большой опаской, но с поразительной откровенностью писал: «В нашем черносотенстве есть одна чрезвычайно оригинальная и чрезвычайно важная черта, на которую обращено недостаточно внимания. Это - темный мужицкий демократизм, самый грубый, но и самый глубокий».

Евгений СПИЦЫН



gastroguru © 2017