Исследовательская работа "сны и сновидения". Проект по биологии; образовательная тематика «Психофизиологические основы сна и сновидений Зачем мы спим ночью скачать исследовательскую работу


МОУ «Лицей № 43» (естественно - технический)

ФЕНОМЕН СНА И СНОВИДЕНИЯ

Сенин Василий

10 «а» класс

Введение 2

Время сна 2

Функции сна и сновидений 3

Схема обработки сновидений 3

Заключение 5

Список использованной литературы 5

Введение

Сновидения шаманов становились истоком мифологической картины мира, из сновидений пророков возникали новые религии, а сновидения правителей объявлялись причиной изменения формы правления. Феномен сна и сновидений как объект исследования долгое время испытывал недостаток в академической респектабельности. В последние десятилетия ситуация изменилась и изучение культуры при игнорировании изучения такого аспекта человеческого существования как сон не представляется возможным.

В различных гуманитарных науках сформировалось представление о сновидении не только как индивидуально-психологическом, но и как культурном феномене, что позволяет сделать его объектом культурологических исследований. Проводятся многочисленные конференции, посвященные различным аспектам сна и сновидений, появляются сборники работ, посвящённых антропологии сновидений. Выходят в свет монографии о роли сновидений в различных культурах, предлагаются различные подходы к решению этой проблемы. При этом существующие исследования сна и сновидений показывают ограниченную и лишенную целостности картину.

Время сна

Необходимая для человеческого организма длительность ночного сна - зависит и от сезона. Зимой - она должна быть, как минимум, на полчаса длиннее, чем в летнее время года.

Сновидения, в фазе «быстрого сна» (наступает после медленного и перед пробуждением, для подъёма или чтобы "повернуться на другой бок) появляются по индивидуальному биоритму - через каждые 90-100 минут. Это происходит в соответствии с внутри суточной цикличностью изменения (повышения) общей температуры тела и перераспределением крови в теле, ростом кровяного давления, ускорением частоты дыхания и сердечного пульса.

В запоминании сновидений задействована кратковременная память, поэтому - до 90% содержания сна забывается в течении ближайшего получаса, после пробуждения, если только, в процессе вспоминания, эмоционального переживания, упорядочивания и осмысления, его сюжет не будет записан в долговременную память головного мозга.

Естественное снотворное - усталость и/или определённые моменты в 90-минутных циклах индивидуального биоритма организма, когда понижается температура тела.

Достаточный ночной сон способствует похудению (при избыточном весе - его нормализация). В этом случае - ужин не позднее чем за четыре часа до сна. Ночная еда - исключается, можно только - пить чистую воду, в небольшом количестве (для промывки пищевода, исключения обезвоживания и для скорейшего засыпания). Эффект будет заметнее - при высокой физической нагрузке, в течение светового дня.

От частого недосыпа - организм быстрее изнашивается и стареет. Учёные, и не только английские, выяснили, что можно затормозить старение мозга, если стабилизировать свои биоритмы - простым соблюдением режима сна.

Функции сна и сновидений

1. Прогностическая функция сновидений, обусловленная потребностью в прогнозировании будущего (в ситуации невозможности применения рациональных методов) и основанная на приписывании умершим способности знать будущее. Это одна из самых востребованных функций сновидений. В периоды экономической или политической нестабильности, вещим сновидениям политических и религиозных лидеров приписывалось чрезвычайно большое значение. 2. Инновационная функция сновидений является следствием того, что в традиционных сообществах структурообразующие элементы культуры са-крализованы, и любое их изменение является нарушением божественных установлений. При изменении исторических условий, апелляция к откровениям, полученным во сне, позволяет легитимно заменить прежние структуры на новые, явленные через сон. Сновидения, выполняя функцию урегулирования внутрикультурных противоречий, нередко являются единственным средством обеспечения психологического и даже физического выживания сообщества. Внедрение культурных новаций - важнейшая из функций сновидений в традиционных сообществах. Использование сновидений как механизма социально приемлемого внедрения новаций может быть признано своеобразным методом саморауляции консервативных культур. Такой путь внедрения новаций является одним из немногих возможных в традиционном обществе, основа существования которого - связь с предками и поддержание стабильности. 3. Легитимирующая или сакрализующая функция основана на архаической связи сновидений с миром предков и миром божеств, благодаря чему сны становятся средством для санкционированного свыше подтверждения подлинности установлений или претензий на обладание властными полномочиями.

Схема обработки сновидений

1. Первоначальная обработка образов снов происходит тогда, когда сновидец, пытаясь вспомнить и понять образы сна, соединяет элементы памяти о сне в связную структуру. Наиболее значимые, с точки зрения носителя определённой «сновидческой традиции», образы вычленяются, а не представляющие интереса - отбрасываются. Следующим этапом этой стадии обработки является создание связной истории из отобранных и приведённых в элементарные логически связанные блоки образов.

2.Вторичная обработка сновидения происходит при его рассказывании, поскольку сообщение о сне следует принятым в данном культурном окружении нормам, что повлияет на структуру и содержание рассказа о сновидении. Наиболее важные с социальной точки зрения элементы сновидения будут усилены, а менее значимые приглушены, либо опущены. Содержание рассказа о сновидении будет обусловлено и личностью того, кому адресован рассказ.

3.Следующая обработка - истолкование. Сновидение подвергается анализу с помощью инструментария, разработанного для этого данным культурным сообществом. Процесс истолкования, наделяя сновидение определёнными смыслами, может тем самым менять саму структуру сообщения, которая, при последующем пересказе, будет работать на подтверждение этого истолкования.

4.Дальнейшую обработку проходят сновидения, которые в данном сообществе почитаются наиболее значимыми. Такого рода сновидения рассказываются не только сновидцем, но и пересказываются его слушателями. Именно такие сны наиболее часто фиксируются этнографами. Эти сновидения входят в легенды, эпические сказания, исторические хроники, жития святых. При передаче эти сновидения подвергаются наибольшей схематизации, приобретают стандартизированные структуры, образы и истолкования, окончательно лишаются индивидуальных характеристик, становясь культурным продуктом.

Поскольку в определённых условиях предписано стандартных сновидений, то члены данного сообщества заранее готовы увидеть такое сновидение. Тем самым, такого рода значимые сновидения даже на начальной стадии обработки во многом лишаются индивидуальных черт, а припоминание в значительной степени состоит из подведения его под стандартизированные схемы. В итоге мы получаем замкнутую систему, нацеленную на поддержание и сохранении традиции, где сновидение перестаёт быть только индивидуальным психологическим феноменом, и начинает существовать в рамках «культурной модели сновидений».

Вывод

1. В науке сформировалось представление о сновидении не только как индивидуально-психологическом, но и как культурном феномене, что позволяет сделать его объектом культурологических исследований. Семиотический подход к изучению феномена сновидений в текстах культуры наиболее перспективен в методологическом плане для целого ряда гуманитарных наук. Данный подход исходит из посылки, что сны культурно обусловлены, а все наши суждения о сновидениях тотально опосредованы тем культурным языком, которым мы пользуемся. В традиционных сообществах существуют структуры снов, которые зависят от социально передаваемого образца верований, и прекращают появляться, когда это верование теряет поддержку.

Понимание сновидения в традиционном сообществе как одного из способов мышления и, следовательно, один из способов организации знания, а также концепция «культурной модели сновидений», подразумевающая, что люди видят сны в пределах образца, заданного культурой, могут стать методологической основой культурологических проектов изучения сновидения как культурного феномена.

2. Представления о сакральности сновидений, универсальное для большинства традиционных культур имеет основание в понимании состояния сна как пространстве коммуникации с миром мёртвых, претерпевающем следующую эволюцию: мир мёртвых —>мир предков —> мир первопредков —» мир духов —> мир богов. В традиционных сообществах значимость сновидения напрямую соотносится с социальным статусом сновидца. Важность, придаваемая снам носит бинарный характер. С одной стороны, это потребность в пророческих снах (в ситуации невозможности рационального прогнозирования), основанная на приписывании умершим способности знать будущее. С другой стороны, для представителей архаичных культур сновидения несут угрозу, поскольку погружаясь в сон, человек оказывается в зоне контакта между миром живых и мёртвых. По этой причине, как само состояние сна, так и в особенности определённые нормативно закреплённые образы и сюжеты сновидений традиционно считавшиеся опасными, становились объектом специфических ритуалов защиты, количественно превосходящих ритуалы обретения вещих снов, являясь отражением более древних и востребованных представлений.

3. Сновидения в традиционных сообществах обусловлены определённой культурной моделью сновидений, детерминирующей индивидуально-психологический опыт и представляющей собой замкнутую систему, нацеленную на поддержание традиции. Другой сильной стороной этой системы является закреплённая в ней возможность к внедрению новаций на основании культа сновидений, что позволяет отвечать на вызовы времени используя традиционные способы передачи опыта.

4. Понимаемый как средство коммуникации с пространством сакрального, существующий в согласии с предписанной ему культурной моделью, феномен сна и сновидений выполняет в традиционном сообществе ряд значимых культурных функций, таких как (1) прогностическая, (2) инновационная, (3) легитимирующая или сакрализующая функциии.

Заключение

В данном литературном обзоре, с помощью источников информации, я изложил подробную информацию о таком процессе, как сон. В ходе работы, я описал Функции сна и сновидений, схему обработки сновидений и т. д. Время сна не вычеркнуто из жизни, но оказывает определённое влияние на человека в состоянии бодрствования

Список использованной литературы

1. Рабинович, Е. И. «Сновидение как механизм модернизации традиционной культуры»

2. » Искусство толкования снов в древнем Египте»

3. » Сновидение и реликты культа умерших в еврейской народной и элитарной культуре»

4. Избранные труды, том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

5. Славянские народные толкования снов и их мифологическая основа

6. «Толкование сновидений в социальной и культурной антропологии»

7.Биологические ритмы человека [электронный ресурс] Режим доступа:

http://www. kakras. ru/doc/bioritm-life-cycle. html.

8. «Пророческие или вещие сны».

9. «Вещее» сновидение и «сбывшееся» событие: механизмы соотнесения

10. «Состояние сна» Пер. с англ. . - М

Иноватр идей: Макасов Сабит Андреевич

Опишем проект!

С чем связано: Биология, Психология

Что формулируем: Что такое сон?

Сколько не спал: 8 часов. Проект ориентирован на учеников с 10 по 11 класс.

Данный проект посвящен одной из наиболее важных тем курса биологии — моделированию и формализации. Важность включения содержательной линии «Моделирование и формализация» именно в курс биологии обусловлена несколькими факторами. Главные факторы связаны с ролью, которую моделирование играет:

  • как метод научного познания в современной науке, и в частности в биологии;
  • как средство обучения;
  • как способ представления информации в виде текста (в широком толковании термина «текст», принятого в современной науке);
  • как основной элемент информационной и алгоритмической деятельности специалистов.

Предполагаемые результаты :Сон и его влиянее на организм челоыека

Немного информации!

Сон - это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной рреакция на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым.

Нужен ли нам Сон?

Учёные древности причин сна не знали и зачастую выдвигали ошибочные, буквально фантастические теории о том, что такое сон и сновидения. Более века лет назад, к примеру, некоторые учёные считали сон отравлением организма, якобы в теле человека за время бодрствования накапливаются яды, вызывающие отравление мозга, вследствие чего и наступает сон, а сновидения – всего лишь галлюцинации, отравленного мозга. Другая версия гласила, что наступление снаобъясняется снижением в головном мозгу кровообращения.

Две тысячи лет люди удовлетворялись мудростью Аристотеля, утверждавшей, что сон – это, не что иное, как полпути, пройденные к смерти. Ситуация изменилась кардинально, когда вместилищем разума и души стали считать мозг человека. Благодаря теории Дарвина и работам Фрейда с человека была сдернута пелена божественности, и началось масштабное изучение функционирования механизма (слово-то, какое неживое!) организма и мозга человека. То было время невероятной веры в науку. В представлениях ученых организм виделся сложным автоматом, оставалось лишь понять, какие именно шестеренки и винтики слагают этот автомат - и тайна жизни и разума будет открыта. И ничего чудесного!

Но последующее развитие науки и техники: рентгена, ЭЭГ, МРТ и прочих аппаратов, помогающих «заглянуть» в мозг, открыли человечеству массу нового. А главное – создали больше вопросов, чем нашли ответов: зачем нужен сон, что такое сон и сновидения в действительности?

Долгое время считалось, что сон - всего лишь отдых перегруженной машины мозга, который предохраняет от преждевременного износа. Также во время сна получают отдыхнатруженные мышцы, кости. Тем не менее, эта простая теория не оказалась состоятельной в полной мере. Еще ХХ веке, в его середине, было выяснено, что у спящего человека метаболизм мозга ниже только на 10-15%, чем при неглубокой дреме. А уставшие за день мышцы могут прекрасно отдохнуть и просто, находясь в состоянии покоя. Выходит, что организму человека никакой нужды ровным счетом нет проводить треть собственной жизни голодным и беззащитным. Для отдыха сон вовсе не нужен! Только для 10-процентной эффективности сна естественный отбор не рисковал бы целой особью, да что там, всем человеческим видом. Ведь во время сна мы не способны среагировать на опасность адекватно, быстро сориентироваться, при этом коварный враг свои черные дела всегда вершит под покровом ночи… В таком случае, почему естественный отбор не позаботился о проблеме беззащитности спящих, почему на организме по сей день «висит» обуза обязательного отдыха, зачем нужен сон, что такое сон?

Выходит сон - не просто отдых, это особенное состояние мозга, отражающееся в специфическом поведении.


Вопросы, направляющие проект

Вопросы, направляющие проект:

  • Смысл Сна?
  • Актуальность Сна?

Проблемные вопросы:

  • Какие сны существуют?
  • Что нужно сделать, чтобы быть здоровым?
  • Почему человек не может бистро лечь спать?
  • Каким способом у вас возникают сновидения?

Учебные вопросы

  • Что такое гипноз?
  • Сколько времени вы спите?
  • Что вам сегодня снилось?
  • Важен ли сон для работующего человека?
  • Как часто во сне вы осознаёте что это сон?
  • Считаете ли вы сон, отражением реальности которая могла бы быть либо которая ещё может произойти?

Описание методов оценивания:

В начале проектной деятельности проводится оценка начальных знаний учащихся с помощью презентации учителя и поддерживающей её беседой. Затем обсуждается общий план проекта и планы работы групп. Составляются критерии оценивания будущих работ учащихся, по котором происходит контроль и самоконтроль в группах. Учащиеся распределяются на группы в результате жеребьевки.

Формирующие методы оценивания:

  • Учебные вопросы. Они используются для определения знаний учеников по данной теме.
  • Отчеты - составление учащимися работ в процессе продвижения по проекту.
  • Мозговой штурм - цель в том, что учащиеся придумывают идеи, связанные с заданной темой и связывают эти идеи с предварительными знаниями и новыми возможностями.

Интересные факты!

1 .Вы не можете храпеть и видеть сны одновременно.
2 .К тому времени, когда мы умрем, большинство из нас проведет по четверти века во сне, а шесть лет из них будут наполнены сновидениями. Хотя, проснувшись, большинство из этих снов мы уже не помним.
3 .Египетских фараонов считали детьми Ра (бога солнца), и поэтому их сны считались священными.
4 .Ученые предположили, что сны человеческих эмбрионов из-за отсутствия визуальных стимулов в чреве матери в основном состоят из звуков и тактильных ощущений.
5 .Согласно Платону, сны зарождаются в органах,расположенных в животе. Он считал, что печень — это биологический источник большинства снов. 6 .Элиас Хоуи(1819-1867) сказал, что изобретение им швейной машинки было связано с кошмарным сном, в котором он был атакован каннибалами, вооруженными копьями в форме швейной иглы, которую он впоследствии и изобрел.

7 .За исключением особо редких случаев, все люди в той ли иной мере подвержены сновидениям. Тем не менее, многие не способны вспомнить хотя бы один сон.

8 .Большинство из нас видит сны каждые 90 мин, а самые длинные сны (30-45 минут) случаются по утрам.
9 .Ашанти, народ, живущей на Западе Африки, воспринимает сны настолько серьезно, что они всерьез могут подвергнуть уголовному преследованию мужчину, который видел в эротическом сне жену другого мужчины.
10 .Открытая в 1856 году планета Нептун, которую назвали в честь римского бога морей, считается планетой снов, потому что сны, как вода, искажают и затуманивают образы и смысл. К тому же, вода представляет глубину неосознанного чувства и мест, в которые мы попадаем во сне.
11 .Сны о том, что вы теряете зубы или их у вас удаляют, могут означать многое, включая страх беспомощности или какую-либо потерю в вашей жизни. У женщин таких снов бывает больше, чем у мужчин.
12 .Сны о грязной воде могут сигнализировать о том, что у вас зарождаются какие-либо проблемы со здоровьем.
13 .Инопланетяне во сне могут стать предвестниками того, что вы на пороге трудностей, связанных с новой обстановкой и окружающей средой, или, что ваша частная жизнь под угрозой.
14 .Увиденный во сне шоколад может символизировать то, что спящий считает, что он достоин награды и ждет ее. Это также может означать, что спящий человек не отказывает себе в желаниях, и ему нужно сдержать их.
15 Если спящий стоит во сне на высокой скале – это может указывать на его широкий кругозор или на то, что он находится на пороге важного решения, но боится провала.
16 .Цвета во сне могут интерпретироваться только в контексте отношения к ним спящего человека. Например, для одного человека кровь во сне будет означать любовь и секс, а для другого это будет означать разрушение и кровь.
17 .Дом во сне – это часто символ нашего тела, поэтому большой особняк может представлять наше «богатое», возможно, немного преувеличенное эго. Особняк может также представлять наш большой потенциал.
18 .Родителей, ожидающих ребенка, часто сопровождают сны о выкидыше, но это не предсказание, а просто символ их беспокойства за ребенка. Также, сон о выкидыше может указывать на то, что дела в вашем бизнесе идут не лучшим образом.
19 .Из-за того что кошмары считаются плодами воздействия зловещих персонажей, таких как ведьмы, фольклор предлагает класть нож в подножье кровати. Считается, что сталь ножа отпугнет злых духов.
20 .В древней Греции сны считались посланиями богов. Инкубация или практика вызывания многозначительных снов, засыпая в священном месте, также была популярна, особенно в хилерском культе Асклепия и Эпидауруса.
21 .Чувство падения во сне обычно случается в начале ночи, в первой стадии сна. Эти сны часто сопровождаются мышечными спазмами, которые называются «миоклоническими толчками», и которые обычны у многих млекопитающих.

22 .Полеты во сне известны с древнейших времен, когда никто и не подозревал, что когда-либо будет изобретен самолет.
23 .Знаковая работа Зигмунда Фрейда (1856-1939) «Толкование снов» (1900), которая стала в будущем настольной книгой для многих предсказателей, была продана в количестве всего лишь 415 экземпляров в первые два года.
24 В отличие от современного толкования снов, которое ориентировано на психологические моменты, древние объяснения были связаны с поиском ключей, открывающих будущее.
25 Похоже, что процесс фиксации событий в памяти во время сна отключается. У тех, кто утверждает, что он не видит снов, эта блокировка более полная, чем у других. Сны могут забываться из-за того, что они бессвязны и непоследовательны, или они содержат информационный материал, который отторгается нашей памятью.
26 .По мнению психологов, грезы наяву и во сне могут быть связаны, но во время них происходят различные познавательные процессы.
27 .Полеты во сне могут выражать и наши надежды, и жизненные страхи. Фрейд ассоциировал такие сны с сексуальным желанием, Альфред Адлер считал, что спящий пытается возвыситься над другими, а Карл Юнг с желанием вырваться из кольца ограничений.

Дидактические цели!

Цель проектного обучения

состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

— самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

— учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

— приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

— развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

— развивают системное мышление.

Развивающие цели проекта:

  1. Развитие познавательного интереса учащихся;
  2. Развитие умения правильно обобщить данные и сделать вывод;
  3. Развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать;
  4. Развитие творческого и аналитического мышления;
  5. Научить применять теоретические знания на практике;
  6. Обучение приемам запоминания: смысловая нагрузка материала, выделение опорных пунктов, составление плана;
  7. Развитие умений обобщать факты и делать выводы;
  8. Развитие умений работы в должном (определенном)темпе: читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать;
  9. Развитие умений владеть собой;

Воспитательные цели проекта:

  1. Развитие и закрепление навыков самообразования;
  2. Формирование навыков работы в команде;
  3. Формирование навыков выступления перед аудиторией;
  4. Научить студентов преодолевать негативные последствия стрессовых производственных ситуаций
  5. Расширение общеобразовательного кругозора студентов
  6. Формирование черт гармонически развитой личности.

Сновидения предоставляют доступ к недоступным в состоянии бодрствования областям бессознательного. Не будучи специалистом, можно заметить, что сны достаточно часто отражают наши ожидания, связанные с будущим. Так, страх провалиться на экзамене вызывает у выпускника школы сновидение соответствующего содержания. Однако язык сновидения редко бывает столь однозначен. Например, ситуация экзамена может сниться людям, которые давно закончили обучение и не сдают никаких экзаменов. Кроме того, сновидения богаты на странные, непривычные «декорации», так что событие, осознаваемое во сне как «экзамен» может более всего напоминать, с точки зрения обыденного восприятия, сцену из «пьесы абсурда». Категория времени во сне является намного более относительной, чем в состоянии бодрствования. Например, сновидец точно знает, «что будет дальше» (т.е. имеет четкую информацию о «будущем»), но, в то же время, не может определить, «с чего все началось» и «как здесь оказался» (т.е. не ориентируется в «прошлом»). Фрейд замечает, что, как правило, во сне «мысли, выражающие пожелание на будущее, замещены картиной, протекающей в настоящем».

Во сне не соблюдается такая характеристика времени, как однонаправленность (из прошлого в будущее). Поэтому во сне мы часто сталкиваемся с темпоральными аномалиями: участвуем одномоментно во взаимоисключающих или разнесенных в «пространстве» действиях или переживаем ситуацию «и тут все началось сначала». Возможно, богатая символами и сложными взаимопереплетениями событий ткань сновидения имеет больше аналогий с понятием «образ будущего», чем наши более рациональные и систематизированные «дневные» представления. Ведь, с одной, стороны, наше будущее конструируется на основе прошлого опыта, а настоящее видим сквозь призму будущего (взаимоперетекание, а не четкое разделение). С другой стороны, образы будущего, как и образы снов - это то, чего объективно не существует. И моделирование образом будущего возможно только с помощью языка символов - то есть того же языка, с помощью которого к нам обращаются сновидения.

Впрочем, не все сновидения носят символический характер и нуждаются в «расшифровывании». Основоположник психоаналитического подхода к толкованию сновидений Зигмунд Фрейд условно делил сновидения на три группы. В первую группу входили сновидения, носящие явный смысл и отражающие будничную, реальную действительность. Вторую группу составляли сны, действие которых происходило в реалистичных условиях, но содержало странные, необычные события. И, наконец, третья группа сновидений характеризовалась неясностью, абсурдностью, с точки зрения бодрствующего сознания, т.е. это были сновидения, несущие в себе не явный, а символический смысл. В качестве примера снов первой категории Фрейд рассматривал сновидения детей. В этих снах, по мнению Фрейда, в неизмененном виде отражаются желания, которые могут быть удовлетворены (или не удовлетворены) в ближайшем будущем ребенка.

Однако ошибкой было бы думать, что абсолютно все детские сны буквальны и не несут в себе никакой символической нагрузки. Младшие школьники уже достаточно часто видят сны, которые можно отнести как ко второй, так и к третьей группе. Особенно часто символическую природу в детских сновидениях приобретают угрожающие образы.

Интересными являются данные исследования детских снов. Так, девятилетнему Тиме К. снится повторяющийся «страшный сон» - он пролетает над извергающимся вулканом. События сна нельзя назвать повседневными, однако, символически они отражают актуальную для мальчика жизненную ситуацию. Не вдаваясь в психоаналитические подробности, отметим, что «вулкан» у Тимы ассоциируется с «опасностью» и вызывает страх. Единственным выходом ему представляется подняться как можно выше, что бы оказаться вне досягаемости для «вулкана». Сделанный им рисунок сна включает в себя только вулкан и маленькую фигурку пролетающего над ним сновидца. На рисунке нет ни земли, ни какой-либо перспективы. В данном случае, полет, вероятно, символизирует уход от реального источника опасности в мир фантазий, что подтверждается данными других исследований.

Функцией сновидения по З. Фрейду является попытка удовлетворения желания. Каждое желание может иметь соответствие с определённым участком поверхности тела (речь в данном случае идет о донарциссическом расщеплённом теле сновидения), что и представляют частичные объекты. В философско-антропологической теории постструктурализма высказанное нами соответствие объектов желания телу предстаёт в виде «тела без органов» - карты сцепления частичных объектов. В своей поздней работе «Шизоаналитические картографии» («Cartographies schizoanalitiques», 1989) Ж. Делёз и Ф. Гваттари как раз и занимаются построением таких карт для различных систем: бессознательного, социума, экономики.

«Я» как поле развертывания сновидения само находится на поверхности и обозначает некоторую поверхность. В качестве «кожной» структуры, «Я» выражает единство поверхности и границы, так как формируется на базе различия «моего» и «иного». Всё это отражается и в структуре сновидения, о чём нам говорит наличие телесной схемы в сновидении. Но кроме этого, наиболее фундаментальный элемент этой структуры - «экран».

Понятие «экрана сновидения» предложено психоаналитиком Б. Левиным и обозначает нечто, на что проецируется картина сновидения, тогда как пространство сновидения - это психическая область, в которой процесс сновидения реализуется как эмпирическая реальность. Это две различные, хотя и дополняющие друг друга психические структуры. Он интерпретировал экран как символ сна (желания спать) и слияния «Я» с грудью в уплощенной форме, к которой бессознательно приравнивается сон, зрительные же образы сновидения представляют желания, способные нарушать состояние сна. В итоге, можно говорить о фундаментальном взаимодействии Я и Другого в сновидении.

Помимо границы и поверхности есть ещё один эффект, возникающий попутно с ними - смысл. В отношении эффектов телесности смысл предстает таким же элементом общей системы, являясь также неотъемлемой частью структуры сновидения.

Смысл, как неотъемлемая часть всякой границы, и в сновидении появляется на границе взаимодействия «я» с Другим, в пространстве которого это «я» в сновидении пребывает. Причём эта граница является продолжением взаимодействия с внешним другим. Для иллюстрации сказанного можно представить себе ленту Мёбиуса, в которой лишь следуя поверхности можно попасть на другую её сторону: стирается различие между сторонами границы, между сновидным и сновидящим телом. Это поверхность скольжения смысла.

Р. Барт высказывается о сигнификации в теории психоанализа: «Известно, что Фрейд рассматривал психику как густую сеть отношений значимости». Таким образом, один из элементов этого отношения представляет собой явный смысл (manifester trauminhalt) - означающее, другой, например, субстрат сновидения - скрытый (latente traumgedanken), действительный - означаемое. Есть и третий элемент, который согласно семантическому треугольнику, представляет собой результат взаимодействия первых двух - знак (само сновидение).

Вернёмся к базовому положению Фрейда о сновидении как галлюцинаторном удовлетворении желания. Желание выражает нехватку. Согласно Лакану, оно имеет «контур», поверхность, которая формируется пространством утраченного объекта.

Сновидение - есть «метафора желания» (Р.О. Якобсон). Желание объекта, которое не знает удовлетворения именно в силу отсутствия оного - это «метонимия нехватки бытия» (Ж. Лакан).

Граница сновидения - это разрыв цепочки означающих, отделяющий скрытое содержание от явного. Психический аппарат из «скрытого» материала производит явный. Такое производство даёт повод некоторым теоретикам рассматривать психический аппарат как машину сновидений. Но машина сновидений оказывается и машиной поверхностей. Каждый элемент сновидения есть форма, поверхность скольжения смысла.

По Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике Фрейджер, Фрейдимер. «Общая функция снов - попытаться восстановить наш психологический баланс продуцирования материала сна, который восстанавливает трудноуловимым способом общее психическое равновесие».

Юнг подходит к сновидениям как к живым реальностям. Их надо получить посредством опыта и внимательно наблюдать. Иначе их понять невозможно. Уделяя внимание форме и содержанию сновидения, Юнг, пытался раскрыть значение символов сна и при этом постепенно отходил от свойственного психоанализу доверия к свободным ассоциациям в анализе сновидений.

Тейлор, постулирует основные предположения относительно снов:

1. Все сны служат здоровью и целостности.

2. Сны не просто рассказывают сновидцу то, что он или она уже знает.

3. Только сновидец может с уверенностью сказать, может ли произойти то, что означает сон.

4. Не бывает сна только с одним значением.

5. Все сны говорят на универсальном языке, языке метафоры и символа.

Более важным, чем когнитивное понимание сна, является его понимание как акта извлечения опыта из материала сна и принятия этого материала всерьез.

Утраченная гармония между сознанием и бессознательным может быть восстановлена с помощью сновидений. Они приносят воспоминания, инсайты, переживания, пробуждают скрытые качества личности и раскрывают бессознательные элементы в их отношениях.

Благодаря их компенсаторному поведению анализ сновидений открывает новые взгляды и пути выхода из тупика.

В сериях сновидений выделяется феномен, чем-то напоминающий процесс развития внутри личности. Отдельные акты компенсации превращаются в подобие плана, ведущего к одной общей цели, словно шаги на пути развития. Этот процесс спонтанного самовыражения в символике серий сновидений Юнг назвал процессом индивидуации.

Все феномены сна можно разделить на три категории:

1) Совпадение психического состояния наблюдателя с происходящим в момент этого состояния, объективным, внешним событием, которое соответствует психическому состоянию или его содержимому (например, скарабей), в котором не прослеживается причинная связь между психическим состоянием и внешним событием, и в котором, учитывая психическую относительность времени и пространства, такой связи не может и быть.

2) Совпадение психического состояния с соответствующим (происходящим более-менее в то же время) внешним событием, имеющим место за пределами восприятия наблюдателя, то есть на расстоянии, удостовериться в котором можно только впоследствии (например, стокгольмский пожар).

3) Совпадение психического состояния с соответствующим, но еще не существующим будущим событием, которое значительно отдалено во времени и реальность которого тоже может быть установлена только впоследствии.

Фрейд предполагал, что сновидения символизируют бессознательные потребности и беспокойства человека. Он утверждал, что общество требует от нас подавлять многие из наших желаний.

При работе со сновидениями необходимо также учитывать позицию Фрейда по поводу того, что содержание сновидений происходит из реальных переживаний. Во время сна оно лишь воспроизводится, вспоминается, хотя после пробуждения человек может отрицать принадлежность этого знания своей информированности. То есть человек в сновидении знает нечто, чего не помнит в бодрствующем состоянии.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шелеховского района
«Средняя общеобразовательная школа № 5»

______________________________________________________________________________________

V -я РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«ПЕРВЫЙ ШАГ - 2014»

Сон и здоровье

Выполнил:

Данильченко Никита, 3 «Б» класс

Руководитель:

Робова Лариса Валентиновна,

учитель начальных классов

МКОУ ШР «СОШ №5»

Шелехов

2014


I . Введение …………………………………………………………………

II . Основная часть: Сон и здоровье…...……………………………..

1. Зачем мы спим? .......……………………………………………………..

2. Сновидения……. ………………………………………………………..

3. Третьеклассники и сон …… …………………………………………

4. Эксперимент…………………………………………………………….

III . Заключение …………………………………………………………….

Список используемых источников ………………………………………

Приложение 1 Анкета для учащихся …………………………………..

Приложение 2 Анализ анкеты в диаграммах ……………………………

Приложение 3 Памятка ………………………………………………….

Введение

С наступлением вечера все вокруг затихает, люди начинают зевать и укладываются спать. Почему это происходит? Зачем человек спит? Так ли необходим сон?

Я заметил, что по утрам могу быть бодрым, а иногда – вялым, даже если не болею. От чего это зависит? Может, от того, как я спал?

Все эти вопросы вызвали мой интерес и определили тему моего исследования. Актуальность темы – в необходимости сохранения самого большого достояния каждого человека – его здоровья. Я решил разобраться, что такое сон и как он влияет на мое самочувствие, и вообще на здоровье. Можно ли отыскать какие-то условия для того, чтоб быть бодрым и трудоспособным? Начав работу по этим вопросам, мы определили:

Объект исследования:

Сон человека.

Предмет исследования:

Условияполноценного сна младшего школьника.

Цель:

Изучить роль сна в сохранении здоровья человека.

Задачи:

Исследовать сон, как процесс;

Выявить связь сна и здоровья;

Изучить особенности организации сна учащихся 3 классов школы № 5;

Методы исследования:

Сбор и анализ информации из различных источников;

Беседа;

Анкетирование;

Опыты.

Гипотеза исследования : Сон – это не бесполезная трата времени, а очень важная часть нашей жизни, которая влияет на наше здоровье и трудоспособность.

С целью доказательства нашей гипотезы мы изучили теоретический материал. Разыскивая информацию в книгах, энциклопедиях и интернете, я узнал много нового и интересного. Оказывается,этот вопрос занимал многих ученых, среди которых всемирно известные – Иван Павлов, Зигмунд Фрейд.

Основная часть

    Зачем мы спим?

Сон - естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий , птицам, рыбам и некоторым другим животным.

Физиологически обычный сон отличается от других, похожих на него состояний - («спячки» у животных), , , , .

Ни человек, ни животное не могут всегда бодрствовать. Оказывается, что при утомлении организм требует отдыха. Сон – это и есть отдых, защитная реакция организма. Особенно важен сон для расслабления и отдыха нервной системы. Известен тот факт, что человек около третьей части своей жизни тратит на сон. И здесь нас подстерегает большая опасность – если относиться к своему сну пренебрежительно, это рано или поздно скажется на нашем общем самочувствии и на состоянии нашего здоровья.

Эксперименты со сном проводились в разное время. Известен факт, когда французский суд, приговорил к смерти некоего китайца за убийство жены. Приговор гласил – лишить убийцу сна. К китайцу приставили троих стражников, по очереди сменявших друг друга. Они должны были будить наказанного убийцу. Через десять дней убийца взмолился: «Казните меня, четвертуйте, расстреляйте или повесьте – только прекратите эти нечеловеческие муки!» Об этом случае сообщалось в медицинском журнале в 1859 году. Кроме этого в середине 20 века ученые экспериментальным путем при помощи добровольцев выяснили, что на пятые сутки у человека, лишенного сна, ухудшается зрение и слух, могут начаться галлюцинации, нарушается координация движений, рассеивается внимание, он не способен к целенаправленной деятельности.

Ученые сделали открытие, что у каждого из нас есть два сна: сон медленный и сон быстрый. В течение ночи медленный сон (продолжительностью 60 – 90 минут) несколько раз сменяется быстрым - на 10-20 минут. В эти короткие минутки мы и видим сновидения. Их у нас бывает 4-5 за ночь. Когда мы спим, мозг не бездействует. В это время в головном мозге происходит обмен веществ, нервные клетки мозга восстанавливают свою работоспособность. Ни одна минута такого сна не проходит даром, каждая стадия необходима для полноценного восстановления организма. Но, к сожалению, большинство современных людей уже забыли, что значит здоровый сон. Различные нарушения сна, неправильный подход к его организации – это выбивает из колеи даже самых здоровых людей.

Итак, определяем главную роль сна – это отдых организма. Кроме этого, он обеспечивает упорядочивание и обработку полученной за время бодрствования информации. А ещё – оздоравливает во время болезни: не зря народная мудрость гласит: «Сон – лучшее лекарство».

    Сновидения

Интересное явление сна – сновидения. Что же это такое? Сновиде́ние - субъективное образов, возникающих в сознании человека. Человек во время обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидение как объективную .

Во сне человек может видеть реалистичные и фантастические события. Сны бывают цветными и черно-белыми. Также можно увидеть приятный сон, а можно – кошмар. Чаще всего это зависит от того, что происходило с человеком в течение дня, что его волнует. Если не вспомнить сон сразу после пробуждения, то он очень быстро забудется. Некоторые утверждают, что вообще не видят снов. С древности люди пытались научиться объяснять сновидения, считая, что во снах содержится информация о будущем. Известно, что иногда действительно снятся «вещие» сны. Некоторые музыканты слышат свои будущие произведения во сне, а проснувшись, торопятся записать музыку нотами. Известный ученый Д. Менделеев таблицу химических элементов тоже сначала увидел во сне.

3.Третьеклассники и сон

Сколько же должны спать наши третьеклассники? Разные ученые и врачи указывают разные нормы. В среднем дети должны спать:

с 7 до 8 лет – до 12 часов в сутки;
с 9 до 11 лет – 10 часов в сутки (возраст учеников 3 класса);
с 12 до 15 лет – 9 часов в сутки.

В последнее время медики отмечают рост расстройств сна. В основе всех этих расстройств лежат переутомление, шумные игры, просмотр ночных кинофильмов, часто неправильная организация сна. Одной из причин нарушения сна у людей является недостаток в организме гормона сна - мелатонина, который вырабатывается в определённые часы: у взрослых - с 0 часов до 3 часов ночи, а у детей – с 23-00 до 3-00. Значит, в это время мы уже должны спать! Все процессы во время сна в нашем организме происходят гораздо медленнее, в том числе и пищеварение. Поэтому последний раз нужно принимать пищу за 2 часа до отхода ко сну, чтобы она успела перевариться, но не следует ложиться спать и на голодный желудок. За 1-2 часа до сна необходимо прекращать умственную деятельность и физические нагрузки, так как уставшее за день тело и нервные клетки подвергаются еще большей нагрузке, что приводит их к истощению. Это грозит плохим засыпанием, сном с кошмарами.

Чтоб проанализировать, правильно ли организуют свой сон наши ребята, мы провели анкетирование среди 50 учащихся 3А и 3Б классов. (Приложение 1) Результаты оказались грустными.

Ответы на первые два вопроса показали, что 68% детей спят меньше 10 часов, а значит – недосыпают. Эти же дети ответили, что не чувствуют себя выспавшимися и бодрыми. Значит, недостаток сна сказывается на их самочувствии. Ответ на вопрос о сновидениях показал, что 36% детей чаще видят тревожные сны, 24% - вообще страшные, и только 32%- хорошие сны (при этом 8% детей утверждают, что сны не видят). Те же дети, кто видит тревожные и страшные сны, просыпаются по ночам – 56% и с трудом засыпают – 52%. Итак, наши третьеклассники не только недостаточно спят, но еще и сон их не является полноценным. (Приложение 2) Возможно, причина кроется в том, что они просто не знают, какие правила нужно соблюдать, чтоб сон приносил максимальную пользу? Это подтвердили и ответы детей на соответствующий вопрос. Донести до ребят правила и необходимость их соблюдения – важная задача. Мы нашли эти правила в разных источниках. Они практически одинаковые. Попросили дать рекомендации школьного врача – Людмилу Васильевну. Но требовалось экспериментально убедиться, что они действуют. Я провел такой эксперимент на себе.

Эксперимент

В течение 5 дней я менял время сна и условия засыпания. Вот что получилось.

День 1.

Время сна – 8 часов. Перед сном играл на компьютере 1 час. Комнату решил не проветривать. Съел перед сном яблоко.

Спал спокойно. Утром – встал хорошо. Сон не помню. На уроках не всегда был внимателен, допускал ошибки. Настроение не очень.

День 2.

Время сна – 7 часов. Перед сном смотрел фильм по телевизору. Комнату не проветривал. Перед сном плотно покушал.

Долго не мог уснуть. Снилось что-то неприятное. Утром вставать не хотелось. В школе был невнимательным, из-за всего сердился. После обеда чувствовал усталость.

День 3.

Время сна – 6 часов. Перед сном снова играл на компьютере. Комнату не проветривал. Немного поел перед сном.

Уснул быстро. Ночью просыпался 1 раз. Сон не помню. Встал утром с трудом. В школе устал уже на втором уроке. Всё раздражает.

День 4.

Время сна – 10 часов. Перед сном принял душ. Немножко почитал. Проветрил комнату. Выпил стакан кефира.

Уснул сразу. Спал, не просыпаясь, всю ночь. Сон не помню. Проснулся утром легко. Чувствовал себя бодро. На уроках все получалось. Настроение хорошее весь день.

День 5.

Время сна – 10 часов. Перед сном поиграл на компьютере, принял душ. Комнату не проветрил. Немного поел перед сном.

Заснул не сразу. Ночью просыпался 1 раз. Приснился страшный сон. Встал утром легко. В школе почти все хорошо. Устал во второй половине дня.

Вывод: рекомендации врача действуют! Мое самочувствие и работоспособность зависят от того, как я спал. Удивил 4 день. После трех дней недосыпания я восстановил силы за 1 ночь! Теперь можно рассказать об этом и выпустить памятку с рекомендациями для ребят и их родителей. (Приложение 3)

Заключение

Наша гипотеза, подтвердилась: проведенное нами исследование показало, что сон является жизненной необходимостью. Здоровый сон – залог дневной активности человека, высокого уровня его работоспособности. У человека, спящего меньше нормы, сокращается продолжительность жизни, возникают различные стрессовые состояния, раздражительность, утомление, заболевания внутренних органов. Здоровье – это неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и крепким, никогда не болеть. И, если мы будем соблюдать правила здорового сна, то наступающий день будет проходить более насыщенно и радостно.

В процессе работы я выяснил, что при выполнении всех необходимых для сна требований, наступает здоровый и полноценный сон. Цель достигнута и поставленные задачи решены. По итогам проведённого исследования были составлены рекомендации для учащихся, которые представлены в памятке. Работа имеет практическое значение.

Сон – только один из факторов, влияющих на здоровье. Мне стало интересно узнать, от чего ещё зависит наше здоровье. Возможно, данный вопрос будет темой моего следующего исследования.

Список используемых источников

1. Буянова Н. Ю.; Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина, – М.: ООО «Издательство АСТ» , 1998. -480 с.

2. Волина В., Маклаков К.; Естествознание. (Книга 1). - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1998г. -414 с.

3. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/ пер. с англ.; - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 592 с.

4. Селезнева Е.В . Я познаю мир. Детская энциклопедия: Психология. М.: ООО «Издательство АСТ»; 2000г. 432 с.

5 .

6.

Приложение 1

Анкета для учащихся

Во сколько ты ложишься спать?

Во сколько ты встаёшь в рабочие дни?

Чувствуешь ли ты себя бодрым и выспавшимся?

Видишь ли ты сны? Какие (радостные, страшные, тревожные)?

Просыпаешься ли ты ночью?

Как быстро ты засыпаешь (сразу, через небольшой промежуток времени, долго не можешь заснуть)?

Какие правила нужно соблюдать, чтоб хорошо отдохнуть во время сна?

Перед сном:

1. Помни, что короткая вечерняя прогулка на свежем воздухе очень полезна.

2. Воздержись перед сном от большой умственной или физической работы.

3. Заранее прекрати подвижные и компьютерные игры, физические упражнения, просмотр телевизора.

4. Воздержись от еды перед сном (за 2-3 часа). Можно съесть фрукт или выпить стакан молока.

5. Для лучшего расслабления в конце трудного дня принимай тёплый успокаивающий душ или просто ножную ванну.

Как спать:

6. Спи в тишине и полной темноте.

7. Спи обязательно в хорошо проветренной комнате. Не закрывай лицо одеялом и не укрывайся слишком тепло.

8. Пользуйся маленькой подушкой с натуральным наполнителем и ортопедическим или удобным, не слишком мягким матрасом.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Верхнеспасская средняя общеобразовательная школа

Вечное чудо – сон

(проект по биологии; образовательная тематика «Психофизиологические основы сна и сновидений»)

Выполнила: ученица 10 класса

Маняхина Маргарита

Руководитель: учитель биологии

Скакалина Галина Викторовна

с. Верхнеспасское, 2011 год

2.2 Виды сна ………………………………………………………… с. 7-8 2.3 Стадии сна ………………………………………………...……с. 8-10 2.4 Потребность во сне и последствия нарушения режима сна...с. 10-12

2.5 Сновидения, их толкование ………………………………….. с. 12-15

2.6 Выводы ……………………………………………………….…… с. 15


  1. Заключение …………………...…………………………………… с. 16-17

  2. Информационные источники ………..……………………….……… с. 18

  1. Введение
С наступлением темноты большинство людей ложатся, принимают удобную позу и засыпают до утра. После восхода солнца они просыпаются и со свежими силами приступают к своим делам. Подобное чередование бодрствования и сна присуще всем людям. Дети спят значительно дольше, чем взрослые, а у пожилых людей общая длительность сна значительно снижается. В целом во сне человек проводит 1/3 своей жизни. Во многом хорошее самочувствие, работоспособность и стремление жить полной жизнью зависят от того, насколько полным было восстановление физических, интеллектуальных и душевных сил во время сна. В то же время качество и длительность сна во многом определяются событиями, происходящими в жизни человека в течение дня. Неприятные известия, употребление лекарственных препаратов и некоторых видов продуктов, нарушения каких-либо привычек могут оказать существенное влияние на эффективность и длительность сна, что в свою очередь может отразиться на характере дневной поведенческой активности и эмоциональном состоянии человека.

Интерес к проблеме сна существует столько, сколько существует человек. Ежедневное погружение в это кажущееся загадочным состояние всегда вызывало много догадок, легенд, размышлений. Лишь строго научное изучение этого явления стало приносить реальные результаты. Вот и я решила окунуться в эту ещё до конца не разрешённую проблему и ответить на волнующие всех вопросы о сне и сновидениях. Именно поэтому темой своей исследовательской работы выбрала «Вечное чудо – сон».

Цель – определить взаимосвязь сна и сновидений и их роль в жизнедеятельности человека.

Задачи:


  • изучить научную литературу по основам сна и сновидений, выделить основные теории сна;

  • познакомиться с видами сна, его стадиями, функциями;

  • выяснить основы сновидений и их толкование;

  • предложить рациональный режим дня, благотворно влияющий на жизнедеятельность человека.
Объект исследования - сон и сновидения.

Предмет исследования - психофизиологические основы сна и сновидений.

Гипотеза - сновидение имеет психические основы, сон - физиологические основы.


  1. ^ Вечное чудо – сон
2.1 Теории и гипотезы сна

На сегодняшний день имеется множество теорий сна. Все они описывают сон как особое состояние организма, вызываемое длительными физическими и психологическими нагрузками.

В современной науке наиболее широкое признание получило учение о сне, разработанное И. П. Павловым и его последователями.

^ Теория сна И.П. Павлова основана на учении об условных рефлексах. Результаты многочисленных опытов и наблюдений над животными и людьми привели его к выводу, что у высших животных и человека сон и бодрствование связаны с работой высших отделов центральной нервной системы - коры больших полушарий головного мозга. В основе работы головного мозга лежат два нервных процесса - возбуждение и торможение, они возникают под действием внешних и внутренних раздражителей. Возбуждение заставляет организм работать, а торможение задерживает деятельность органов и выключает процесс в самой нервной клетке.

Сон - это один из видов торможения, которое охватывает кору головного мозга и нижележащие его отделы.

Современные теории сна

В настоящее время большинство существующих гипотез относительно функционального назначения сна и отдельных его стадий можно свести к трем основным типам: 1) энергетическим, или компенсаторно-восстановительным, 2) информационным, 3) психодинамическим.

Согласно "энергетическим" теориям во время сна происходит восстановление энергии, затраченной во время бодрствования. Особенная роль при этом отводится, так, называемому, дельта-сну, увеличение продолжительности которого следует за физическим и умственным напряжением. Любая нагрузка компенсируется увеличением доли дельта-сна. Именно на стадии дельта-сна происходит секреция нейрогормонов, обладающих анаболическим действием. Были выделены морфологические образования, имеющие отношение к регуляции сна. Ретикулярная формация управляет начальным этапом сна. Гипногенная зона, находящаяся в передней части гипоталамуса также оказывает регулирующее влияние на функции сна и бодрствования. Теория П.К. Анохина придает в этом процессе решающее значение функциям гипоталамуса. При длительном бодрствовании уровень жизненной активности клеток коры мозга снижается, поэтому их тормозное влияние на гипоталамус ослабевает, что позволяет ему “выключать” активизирующее воздействие ретикулярной формации.

^ Информационные теории утверждают, что сон это результат уменьшения сенсорного потока к ретикулярной формации. Уменьшение информации влечет за собой включение тормозных структур. Имела место и такая точка зрения, что нуждаются в отдыхе не клетки, не ткани, не органы, а психические функции: восприятие, сознание, память. Воспринимаемая информация может «переполнить» мозг, поэтому ему необходимо отключиться от окружающего мира (что и является сущностью сна) и перейти на иной режим работы. Сон прерывается, когда информация записана, и организм готов к новым впечатлениям.

^ Согласно "психодинамическим" теориям сна, кора мозга оказывает тормозное влияние сама на себя и на подкорковые структуры. К психодинамическим теориям можно отнести гомеостатическую теорию сна. Под гомеостазом в этом случае понимается весь комплекс процессов и состояний, на котором основана оптимальная работа мозга. Согласно его теории, существует два типа бодрствования - спокойное и напряженное. Спокойное поддерживается деятельностью ретикуло-таламокортикальной системы (активизирующей импульсы, которые посылает ретикулярная формация, побуждают к усиленной работе таламус и кору головного мозга), а напряжение, кроме того, и деятельностью лимбической системы. Сочетание работы этих двух систем обеспечивает напряженное бодрствование - необходимую основу для координированных реакций. Во время быстрого сна работает одна лимбическая система: эмоции взбудоражены, а координированные реакции парализованы. Если судить по активности мозговых структур, то быстрый сон - аналог не спокойного, а напряженного бодрствования. Также можно отметить, что сон относиться к одному из видов циклических ритмов деятельности человеческого мозга. Цикличность лежит в основе нашего существования упорядоченного ритмичной сменой дня и ночи, времен года, работы и отдыха. На уровне организма цикличность представлена биологическими ритмами, в первую очередь, так называемыми циркадными ритмами, обусловленными вращением Земли вокруг своей оси.

2.2 Виды сна

У человека и многих животных период сна и бодрствования приурочен к суточной смене дня и ночи. Такой сон называется монофазным. Если же смена сна и бодрствования происходит несколько раз в сутки, сон называется полифазным. У ряда животных наблюдается также сезонный сон (спячка), обусловленный неблагоприятным для организма условиями среды: холод, засуха и т.д.

Кроме перечисленных, существует еще несколько видов сна: наркотический (вызываемый различными химическими или физическими агентами), гипнотический и патологический .

Наркотический сон может быть вызван различного рода химическими воздействиями: вдыхание паров эфира, хлороформа, введением в организм различного рода наркотиков, например, алкоголя, морфия и других. Кроме того, этот сон может быть вызван электронаркозом (воздействие прерывистого электрического тока слабой силы).

Патологический сон возникает при анемии мозга, мозговой травме, наличии опухолей в больших полушариях или поражении некоторых участков ствола мозга. Сюда же относится и летаргический сон, который может возникнуть как реакция на сильную эмоциональную травму и может длиться от нескольких дней до нескольких лет. К явлениям патологического сна следует отнести также и сомнамбулизм , физиологические механизмы которого до сих пор неизвестны.

Особый интерес вызывает гипнотический сон , который может быть вызван гипнотическим действием обстановки и воздействиями гипнотизера. Во время гипнотического сна возможно выключение произвольной корковой активности при сохранении частичного контакта с окружающим и наличием сенсомоторной деятельности.

На всех этапах эволюционной лестницы наблюдается циклическое чередования сна и бодрствования: от низших позвоночных и птиц до млекопитающих и человека. Однако следует отметить и нередкие нарушения ритмичности сна, к которым можно отнести бессонницу и так называемый непреодолимый сон (нарколепсию) .

2.3 Стадии сна

Сон человека имеет правильную циклическую организацию.

В.М. Ковальзон предлагает следующее определение сна: «сон – это особое генетически детерминированное состояние организма человека (и теплокровных животных, т.е. млекопитающих и птиц), характеризующееся закономерной последовательной сменой определённых полиграфических картин в виде циклов, фаз и стадий» (Ковальзон, 1993).

Изучение сна проводится посредством полиграфической регистрации физиологических показателей. В 1957 году У. Демент и Н. Клейтман предложили ставшую классической схему сна. Восьми - девяти часовой сон подразделяется на пять - шесть циклов, перемежающихся краткими интервалами пробуждения, не оставляющих как правило никаких воспоминаний у спящего.

Каждый цикл включает в себя две фазы: фазу медленного (ортодоксального) сна и фазу быстрого (парадоксального) сна.

Главной функцией медленного сна является восстановление гомеостаза мозговой ткани и оптимизация управления внутренними органами. Хорошо известно так же, что сон необходим для восстановления физических сил и оптимального психического состояния.

Что касается парадоксального сна, то считается, что он облегчает перевод информации из кратковременной памяти в долговременную, хранение информации и ее дальнейшее считывание.

К наиболее характерным симптомам сна относится снижение активности нервной системы и прекращение контакта с окружающей средой за счет "выключения" сенсомоторной сферы.
Пороги всех видов чувствительности (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) во сне возрастают. По величине порога можно судить о глубине сна.

В первых четырех стадиях пороги восприятия увеличиваются на 30-40%, в то время как в БДГ сне - на 400%. Рефлекторная функция во время сна резко ослаблена. Условные рефлексы заторможены, безусловные значительно понижены. При этом некоторые виды корковой деятельности и реакции на определенные раздражители могут сохраняться во время нормального периодического сна. Например, спящая мать слышит звуки движений больного ребенка. Такое явление получило название частичного бодрствования.

Большинство мышц во сне находится в расслабленном состоянии, причем человек способен длительно сохранять определенную позу тела. При этом повышен тонус мышц, закрывающих веки. По мере погружения в сон ритмы сердца и дыхания замедляются, становятся все более равномерными.

2.4 Потребность во сне и последствия нарушения режима сна

Потребность во сне зависит от возраста. Так, общая продолжительность сна новорожденных составляет 20-23 часа в сутки, в возрасте от 6 месяцев до 1 года - около 18 часов, в возрасте от 2-х до 4-х лет - около 16 часов, в возрасте от 4-х до 8 лет - 12 часов, в возрасте от 8 до 12 лет - 10 часов, в возрасте от 12 до 16 лет - 9 часов. Взрослые спят в среднем 7-8 часов в сутки.

Человек должен спать с 21 до 3 часов ночи (по солнечному времени). Возможны крайние варианты: с 10 ночи, до 4 утра или с 8 вечера до 2 ночи. Как бы у Вас не сложились обстоятельства с 12 до 4 часов ночи надо обязательно спать. Теперь разберём, что происходит, если человек не спит в эти промежутки времени.

^ Последствия нарушения режима отхода ко сну

Самые глубокие функции в нашем организме отдыхают раньше, более поверхностные отдыхают позже.

Разум и ум отдыхают активнее всего с 9 вечера до 11 вечера (по солнечному времени). Поэтому, если Вы не легли спать или не заснули в 10 часов вечера, то у Вас будет страдать ум и разум. Если пренебрегать этой информацией, ложась спать после 11 вечера, то умственные способности и разумность человека будет постепенно падать.

Если по каким-то причинам человек не спит с 11 до 1 ночи (по солнечному времени), то у него будет страдать прана - жизненная сила , а также нервная и мышечная системы. Поэтому, если человек не отдыхает в это время, то слабость, пессимизм, вялость, снижение аппетита, тяжесть в теле, психическая и физическая разбитость чувствуется практически сразу.

Если человек не спит с 1 ночи до 3 утра (по солнечному времени), то от этого страдает его эмоциональная сила . Таким образом, появляется чрезмерная раздражительность, агрессивность, антагонизм.

Если деятельность человека проходит в суете и сильном нервном напряжении, то ему показано спать 7 часов и вставать в 4 утра (по солнечному времени), или даже спать 8 часов и вставать в 5 утра. Однако во всех случаях ложиться спать после 10 часов вечера вредно, как для психического, так и для физического здоровья.

Лишенный сна человек погибает в течение двух недель. Лишение сна в течение 3-5 суток вызывает непреодолимую потребность во сне. В результате 60-80 часового отсутствия сна у человека наблюдается снижение скорости психических реакций, портится настроение, происходит дезориентация в окружающей среде, резко снижается работоспособность, возникает быстрая утомляемость при умственной работе. Человек теряет способность к сосредоточенному вниманию, могут возникнуть различные нарушения мелкой моторики, возможны и галлюцинации, иногда наблюдаются внезапная потеря памяти и сбивчивость речи. При более длительном лишении сна могут возникнуть психопатии и другие расстройства психики.

2.5 Сновидения, их толкование

Одной из главных особенностей парадоксального сна являются, безусловно, сновидения. Пожалуй, ни один из феноменов человеческого сознания не имеет столько теорий и досужих вымыслов как сны. Сновидение с момента возникновения человеческой культуры и до сегодняшнего дня представляется как граница между реальным и потусторонним миром.

И не удивительно, сновидения часто бывают очень яркими, порою ярче, чем обыденная реальность. Но уже Аристотель подходил к трактовке снов с более научных позиций, выделяя в механизме возникновения сновидений роль ощущений и эмоций. Однако только в 19 в. вера в сверхъестественную природу снов стала убывать. Современные теории снов подчеркивают, что сновидения являются продолжением состояния бодрствования.

В возрасте старше 10 лет и до середины шестого десятилетия жизни люди проводят в состоянии "быстрого" сна около четверти всего времени сна. Различают следующие основные формы сновидений , наблюдаемые при достаточно глубоком сне:

1. сон-желание, основывающийся на стремлениях к самосохранению и размножению, действующих в подсознании;

2. сон-страх, основанный на боязни боли, страданий и т. п. и на (никогда полностью не исчезающем) чувстве страха перед жизнью или перед миром;

3. сон-прошлое, воспроизводящий сцены и эпизоды детства;

4. сон-mononeir (от греч. monos - единственный и oneiron - сон) - совершенно непонятные и бессмысленные образы, не имеющие на первый взгляд никакого отношения к спящему; они-то и являются истинным предметом толкования снов; особый интерес эти образы вызывают у сюрреалистов;

^ 5. сон, носящий печать "коллективности"; здесь речь идет о таких переживаниях, которые не могут быть постигнуты сознанием бодрствующего индивида; в этих снах спящий приобщается к сокровищнице опыта своих предков или всего человечества.

Полностью постичь внутренний механизм, физиологию сновидений помогло учение о высшей нервной деятельности, и в частности раскрытие особенностей процесса торможения. Опыты показали, что переход нервной клетки из состояния возбуждения к полному торможению и обратно совершается через ряд промежуточных, так называемых гипнотических фаз. Когда сон глубок, сновидений не бывает, но, если по тем или иным причинам сила тормозного процесса в отдельных клетках или участках мозга ослабевает и полное торможение сменяется одной из переходных фаз, мы видим сны.

На фоне различного торможения во время сна нередко ярко вспыхивают те тлеющие в нашем мозге возбуждения, которые связаны с желаниями и стремлениями, настойчиво занимающими нас в течение дня. Этот механизм (который физиологи называют оживлением дремлющих доминант) лежит в основе тех нередких сновидений, когда мы видим реально исполнившимся то, о чём наяву лишь мечтаем.

«Небывалая комбинация белых впечатлений» - так назвал знаменитый русский физиолог Иван Михайлович Сеченов сновидения. Этот образ хорошо отражает одну важную особенность сновидений. Нельзя увидеть во сне то, что не было когда-то воспринято нашим мозгом.

Интерпретацию сновидения к настоящему времени принято рассматривать в нескольких аспектах. Можно выделить следующие основные стили, подходы к анализу ночных видений:

Народный - основан на многовековом наблюдении и передачи народной мудрости в виде сонников, примет, фольклора, сказок, легенд, мифов, преданий, эпосов;

^ Шаманский и магический - сформирован из соответствующих традиций. Связан с вхождением в контакт с духами-помощниками из других миров и получении информации «оттуда». Это трактовка сновидений в рамках колдовства и различного вида магии.

^ Духовный, религиозный - толкование сновидения происходит в рамках той или иной религия или духовной системы. Так, например, в буддизме акцент делают на кармической, причинно-следственной связи, в соответствии с которой явилось то или иное содержание сна.

^ Психологический, психотерапевтический, психоаналитический - сновидение рассматривается в контексте тех или иных научных направлений со своими особенностями (классический психоанализ, онтопсихология, аналитическая психология, психодрама, гештальтпсихология, микропсихоанализ, трансперсональная психология, экзистенциальная психотерапия и т.д.).

Какой же подход к анализу сновидений возможно считать наиболее точным, эффективным, достоверным и полезным для самого сновидца? Любой из них может быть правильным. Это зависит, конечно, от того, какие задачи, цели ставит перед собой сотрудничество специалиста в области снов и сновидящего. А также от уровня образованности, интеллекта, установок и характера мировоззрения испытуемого. Очень важно на что ориентирован, что хочет узнать, получить сам человек. Но наиболее значительным, более высоким в толковании сна представляется такой подход, который учитывает духовное измерение, духовную перспективу роста личности.

Основополагающим законом толкования является факт наличия установки сновидения. Будучи гибким и пластичным, оно поддается одновременно многим интерпретациям. Поэтому ведущий принцип работы со сном гласит - выводы, заключительный анализ сновидения, проводит сам сновидец. Результат толкования должен прийти творчески, интуитивно, иногда как озарение, прорыв внутри самой личности испытуемого.

По сей день необычайной популярностью пользуются сонники, дающие возможность более полно истолковать значение увиденного сна.

2.6 Выводы

В науке о сновидении еще не сказано последнее слово. Совершенно ясно только одно, что сон - неотъемлемая часть жизни человека. Сон имеет физиологические основы, но на его протекание оказывают влияние множество факторов, в том числе и психических.

Многие механизмы сновидений до сих пор не понятны. Сновидения - отражение физической и психической реальности человека. Анализируя их можно открыть неизвестные тайны человеческого бессознательного . Изучая символику, проявляющуюся в сновидении можно поставить диагноз болезни, еще не проявившейся на физическом плане.

Сновидение - прекрасный инструмент для познания скрытых проблем человека. Главное - научиться пользоваться этим инструментом.


  1. Заключение
Современные психологи выделяют два периодических состояния психики, присущим всем людям: бодрствование - состояние, характеризующиеся активным взаимодействие человека с внешним миром, и сон - состояние, рассматриваемое, прежде всего, как период отдыха.

Поэтому мне хочется в завершении своей работы предложить примерный вариант режима дня, соблюдая который вы будете активны и жизнеспособны в течение всего дня, после полноценного сна:


  • Подъем 7.00.

  • Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00-7.30

  • Утренний завтрак 7.30-7.50

  • Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 7.50-8.20

  • Занятия в школе 8.30-14.00

  • Горячий завтрак в школе около 11 ч.

  • Дорога из школы или прогулка после занятий в школе 14.00-14.30

  • Обед 14.30-15.00

  • Послеобеденный отдых или сон 15.00-16.00

  • Полдник 16.00-16.15

  • Приготовление домашних заданий 16.15-17.30

  • Прогулки на свежем воздухе 17.30-19.00

  • Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.) 19.00-20.30

  • Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание) 20.30-21.00

  • Сон 21.00-7.00
Cон - отнюдь не пассивное тормозное состояние, способствующее лишь восстановлению сил и энергии, сон это специфическое, активное состояние мозга, способствующее полноценному использованию имеющегося опыта и приобретенной информации в интересах более совершенной адаптации организма в период бодрствования.

В этом заключается жизненно важная функция сна и его неотъемлемого компонента - сновидений.


  1. Информационные источники

  1. Немов Р.С. «Общая психология», СП-б.: Питер, 2005 г.

  2. Смирнов Т. «Психология сновидений», М.: «КСП+», 2001 г.

  3. Тутушкина М.К. «Практическая психология», СП-б.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2004 г.


gastroguru © 2017