Канон покаянный ко господу нашему христу. Что такое канон? Покаянный канон перед причастием

Православие - радостная вера. Она не предписывает напускной скорби, серьезного выражения лица или чего-то подобного. Наоборот, считается, что даже покаяние должно быть радостным.

Что такое покаяние и как его осуществить, часто бывает совершенно непонятно современному человеку. К сожалению, сейчас культивируется поверхностное отношение к миру и к состоянию своей души, самоанализ не рекомендуется, а считается разрушительным.

При покаянии православными часто используется покаянный канон Господу Иисусу Христу. Основная цель прочтения это канона - напомнить себе истинное значение земных ценностей, осознать скоротечность мира и времени.

Канон - церковная форма молитвы. Многие считают, что в молитве главное - содержание, а форма - это лишнее. Это отчасти правильно. Действительно, если покаянный канон Господу Иисусу Христу или любую другую молитву прочесть невнимательно, человек не получит никакой пользы. Молитва - не заклинание, она не действует вне воли человека, ее основная цель - облегчить для человека общение с непостижимым Богом.

Можно провести аналогию с признанием в любви. В признании главное - содержание. Но если молодой человек не знает, какие подобрать выражения и как начать, рискует напугать девушку странными словами. Очень помогут близкие ему стихотворные строки. Так и в молитве: содержание важнее формы, последняя - лишь помощь. Но каждый ли сможет так полно выразить свои мысли о грехе и своей душе, как святые отцы? Покаянный канон Господу Иисусу Христу позволяет облечь в слова смутные движения сердца, продумать свою жизнь до мелочей, найти в себе пороки, которых раньше не замечал.

Каждая церковная форма молитвы - а существует еще несколько - построена по определенным правилам. Например, любой канон, и канон покаянный ко господу Иисусу Христув том числе, состоит из восьми песен. Причем по нумерации песен девять, но вторая всегда пропускается. Каждая песнь состоит собственно из песни и из нескольких стихов, которые перемежаются установленным для этого канона рефреном. В покаянном каноне положено повторять: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного».

Покаяние должно владеть человеком почти постоянно, но особенно над этой темой надо поработать перед исповедью.

Ежедневный канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу - прекрасная практика В этом случае канон читается по усмотрению, один раз перед причастием является обязательным.

Покаянный канон Господу Иисусу Христу был написан много столетий назад, но сейчас он по-прежнему актуален. Вдумчивое прочтение всего канона занимает около 20 минут. Сам канон публикуется как на русском, так и на церковнославянском. Читать можно и так и так, результат от этого не зависит.

Молитвенный труд - один из самых тяжелых. Кажется, что произнесение вслух или про себя каких-то слов не может дать удовлетворения желаний, что это просто самовнушение, бесполезная трата времени. Однако даже если это так, мысли, которые изложены в каноне, будут очень кстати любому вдумчивому человеку.

Православные каноны читают в любое время дня, уединенно или вслух, с группой молящихся.

Для наших читателей: канон покаянный на русском языке с подробным описанием из различных источников.

Канон Покаянный ко Господу Нашему Иисусу Христу

Песнь 1

Ирмос: Морскую бездну точно сушу стопами Израиль попирал, гонителя фараона видел потопляемого и восклицал: «Богу победную песнь воспеваем».

Ныне приступил я, грешный и обременённый, к Тебе, Владыке и Богу моему; не смею же взирать на небо, только молюсь, говоря: «Дай мне, Господи, ум, да плачу о делах моих горько».

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

О, горе мне, грешному! Более всех людей злосчастен я, покаяния нет во мне; дай мне, Господи, слёзы, да плачу о делах моих горько.

Слава: Безумный, окаянный человек, в лености время губишь; подумай о жизни твоей, и обратись к Господу Богу, и плачь о делах твоих горько.

И ныне: Матерь Божия Пречистая, взгляни на меня, грешного, и от сети диавола избавь меня, и на путь покаяния наставь меня, да плачу о делах моих горько.

Песнь 3

Ирмос: Нет святого, как Ты, Господи Боже мой, возвысивший достоинство верных Тебе, Благой, и утвердивший нас на камне исповедания Твоего.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Когда поставлены будут престолы на Страшном Суде, тогда дела всех людей откроются; горе там будет грешным, в муку отсылаемым! И зная это, душа моя, раскайся в злых делах твоих!

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Праведники возрадуются, а грешники возрыдают: тогда никто не сможет помочь нам, но дела наши осудят нас. Потому прежде конца раскайся в злых делах твоих!

Слава: Увы мне, многогрешному! Я, делами и мыслями осквернившись, ни капли слёз не имею от жестокосердия! Ныне воспрянь от земли, душа моя, и раскайся в злых делах твоих!

И ныне: Вот, взывает, Госпожа, Сын Твой и нас научает доброму; я же, грешный, всегда бегу от добра! Но Ты, Милостивая, помилуй меня, чтобы я раскаялся в делах моих злых!

Седален , глас 6

Помышляю о дне страшном и оплакиваю злые мои деяния. Как я дам ответ Бессмертному Царю? Или как дерзну я, блудный, взглянуть на Судию? Милосердный Отче, Сын Единородный и Дух Святой, помилуй меня!

Слава, И ныне, Богородичен:

Ныне, связанный многими узами грехов и теснимый лютыми страданиями и бедами, к Тебе прибегаю, моему спасению, и взываю: «Помоги мне, Дева, Матерь Божия!»

Песнь 4

Ирмос: «Христос – моя сила, Бог и Господь», – святая Церковь благоговейно поёт, возглашая, от чистого разума в Господе торжествуя.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Широк путь здесь и легко делать приятное, но горько будет в последний день, когда душа с телом разлучаться будет! Храни себя от того, человек, ради Царства Божия!

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Зачем бедного обижаешь, плату работника присваиваешь, брата своего не любишь, к блуду и гордыне стремишься? Оставь же всё это, душа моя, и раскайся ради Царства Божия!

Слава: О безумный человек! Доколе увязаешь, словно пчела, собирая богатство своё? Ведь вскоре погибнет оно, как прах и пепел; но ты прежде взыщи Царства Божия.

И ныне: Госпожа Богородица! Помилуй меня, грешного, и в добродетели укрепи, и сохрани меня, чтобы внезапная смерть не похитила меня, неготового, и доведи меня, Дева, до Царства Божия!

Песнь 5

Ирмос: Божественным светом Своим, Благой, души с рассвета к Тебе стремящихся любовью озари, – молюсь я, – чтобы знать Тебя, Слово Божие, истинного Бога, от мрака грехов к Себе призывающего.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Вспомни, несчастный человек, насколько лжи, клевете, разбою, немощам, словно лютым зверям, порабощён ты по грехам своим! Душа моя грешная, того ли желала ты?

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Трепещут члены тела моего, ибо я всеми ими провинился: глазами взирая, ушами слушая, языком говоря злое, всего себя геенне предал! Душа моя грешная, этого ли желала ты?

Слава: Блудного сына и разбойника кающегося принял Ты к Себе, Спаситель; но лишь я один так греховной ленью отягчён и злым делам порабощён! Душа моя грешная, этого ли желала ты?

И ныне: Дивная и скорая помощница всем людям, Матерь Божия! Помоги мне, недостойному, ибо душа моя грешная возжелала того!

Песнь 6

Ирмос: Житейское море видя, поднимающееся волнами искушений, я, к тихой пристани Твоей прибегнув, взываю Тебе: «Возведи от гибели жизнь мою, Многомилостивый!»

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Жизнь земную я блудно прожил и душу во тьму предал; ныне же молю Тебя, милостивый Владыка: освободи меня от этого рабства врагу и дай мне разум исполнять волю Твою!

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Кто совершает такое, как я? Ибо как свинья лежит в грязи, так же и я греху служу. Но Ты, Господи, исторгни меня из гнусности той и дай мне сердце, чтобы исполнять заповеди Твои!

Слава: Воспрянь к Богу, несчастный человек, вспомнив свои согрешения, припадая к Творцу, проливая слёзы и стеная! Он же, как милосердный, даст тебе ум познать волю Его!

И ныне: Богородица Дева! От видимого и невидимого зла сохрани меня, пречистая, и прими прошения мои, и передай их Сыну Твоему, да даст мне ум исполнять волю Его!

Кондак

Душа моя! Зачем грехами богатеешь? Зачем волю диавола исполняешь? На что надежду возлагаешь? Перестань так поступать и обратись к Богу, с плачем взывая: «Милосердный Господи, помилуй меня, грешного!»

Икос: Помысли, душа моя, о горьком часе смерти и о Страшном Суде Творца твоего и Бога. Ведь тогда Ангелы грозные возьмут тебя, душа, и в вечный огонь введут. Так покайся же прежде смерти, взывая: «Господи, помилуй меня, грешного!»

Песнь 7

Ирмос: Росоносною соделал печь Ангел для благочестивых отроков, а Божие веление, халдеев опаляющее, мучителя убедило взывать: «Благословен Ты, Боже отцов наших!»

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Не полагайся, душа моя, на тленное богатство и на неправедное стяжание; ведь не знаешь ты, кому всё это оставишь, но воззови: «Помилуй меня, Христе Боже, недостойного!»

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Не надейся, душа моя, на телесное здоровье и на скоро преходящую красоту; ведь ты видишь, как сильные и молодые умирают, но воззови: «Помилуй меня, Христе Боже, недостойного!»

Слава: Вспомни, душа моя, о вечной жизни и о Царстве Небесном, уготованном святым, и о тьме внешней и гневе Божием – злым, и воззови: «Помилуй меня, Христе Боже, недостойного!»

И ныне: Припади, душа моя, к Божией Матери и помолись Ей, ибо Она, скорая Помощница кающимся, умолит Сына, Христа Бога, и Он помилует меня, недостойного.

Песнь 8

Ирмос: Из пламени Ты для благочестивых росу источил, и жертву праведника водою попалил: ибо Ты всё совершаешь, Христе, одним Своим хотением. Тебя мы превозносим во все века.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Как мне не плакать, когда помышляю о смерти! Ибо видел я лежащего во гробе брата своего бесславным и безобразным. Чего же я жду и на что надеюсь? Только дай мне, Господи, прежде конца покаяние! (Дважды)

Слава: Верую, что Ты придёшь судить живых и мёртвых, и все по чину своему станут: старые и молодые, владыки и князья, девы и священники. Но где окажусь я? Потому взываю: «Дай мне, Господи, прежде конца покаяние!»

И ныне: Пречистая Богородица! Прими недостойную молитву мою, и сохрани меня от внезапной смерти и даруй мне прежде конца покаяние!

Песнь 9

Ирмос: Невозможно людям увидеть Бога, на Которого не смеют полки Ангелов взглянуть; но чрез Тебя, Всечистая, стало видимым для смертных Слово воплощённое. Его величая, мы вместе с небесными воинствами Тебя восхваляем.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Ныне к вам прибегаю, Ангелы, Архангелы и все небесные Силы, у престола Божия стоящие: молитесь Творцу своему, да избавит Он душу мою от муки вечной!

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Ныне плачу пред вами, святые праотцы, цари и пророки, апостолы и святители, и все избранники Христовы: помогите мне на Суде, да спасёт Господь душу мою от силы вражьей!

Слава: Ныне к вам возношу руки, святые мученики, пустынники, девственники, праведники и все святые, молящиеся к Господу за весь мiр, да помилует Он меня в час смерти моей!

И ныне: Матерь Божия, помоги мне, на Тебя сильно надеющемуся, умоли Сына Своего, да поставит Он меня, недостойного, справа от Себя когда сядет судить живых и мёртвых! Аминь.

Молитва

Господи Христе Боже, страданиями Своими страсти мои исцеливший и ранами Своими язвы мои уврачевавший! Даруй мне, много пред Тобою согрешившему, слёзы умиления. Даруй моему телу принять благоухание животворящего Тела Твоего, и подай душе моей сладость Твоей драгоценной Крови вместо горечи, которой напоил меня враг. Возвысь к Себе мой ум, к земле поникший, и возведи из пропасти погибельной. Ибо нет во мне покаяния, нет во мне умиления, нет во мне слезы утешительной, приводящей детей к своему наследству. Омрачился я разумом в житейских страстях, в болезни не могу воззреть на Тебя, не могу согреться слезами любви к Тебе! Но, Владыка Господи Иисусе Христе, Сокровищница благ! Даруй мне покаяние полное и в поисках Тебя трудящееся с любовью сердце, даруй мне благодать Твою и обнови во мне черты Твоего образа. Я оставил Тебя – не оставь меня. Выйди искать меня, приведи на Своё пастбище и приобщи меня к овцам Твоего избранного стада, воспитай меня с ними от хлеба Божественных Твоих Таинств, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Любая вера богата на богослужебные обычаи и правила. Главной традицией православной религии в служении, является чтение покаянного канона Господу Иисусу Христу, который входит во все богослужения без исключения. Канон представляет собой песнопение, состоящее из сложных произведений. Песнопение входит в правило перед таинством причащения, которое читают все верующие люди.

Канон – это четко структурированное правило, которое принято обществом (в данном случае верующими). Можно сравнить такое песнопение с непоколебимым гимном, посвященным Создателю.

В каких случаях читается канон

Суть данного песнопения сводится к покаянию человека и размягчению его сердца и души. Покаянный канон к Господу Иисусу Христу, является одним из главных текстов, входящих в правило перед причастием. Подготовка к таинству состоит из нескольких правил:

  • три дня поста;
  • исповедь;
  • усердное покаяние и молитва, чтение правила к святому причастию.

Исповедоваться лучше в тоже утро, в которое и планируется причащение, сделать это можно на утренней Литургии. Главная часть подготовки к принятию таинства должна происходить у человека в душе, помолиться можно на вечерней литургии, которая будет накануне.

Помимо правила к святому причастию, канон к Господу Иисусу Христу читается в следующих случаях:

  • при покаянии;
  • для исцеления тяжких заболеваний;
  • в случаях любых других нужд.

Чтение данного канона приближает душу к Богу, человек тем самым восхваляет Господа, просит у него милости и защиты, он кается в своих грехах и очищает душу перед Создателем.

Епетимия

Ранее, православной церковью широко практиковалось наложение епитимии (церковного наказания) священником на грешника, когда последний раскаивался в тяжких совершениях (блуд, воровство, рукоблудие, убийство, аборт, предательство и пр.)

Существует три вида данного наказания:

  • совершение земных поклонов на протяжении длительного времени, нескольких месяцев;
  • пост (время соблюдения поста определяется священником);
  • чтение постоянно повторяющейся молитвы на протяжении 40ка дней, чаще всего которой и являлся канон покаяния Господу Иисусу Христу.

Сейчас данные традиции уходят в прошлое и мало где можно, встретить священнослужителя, наказывающего своих прихожан подобным образом.

Для чего нужно покаяние

Каяться за совершенные грехи нужно каждому человеку, покаяние снимает груз с сердца, улучшает настроение и приближает душу к Богу. Через постоянную молитву на земле, можно попасть после смерти в Царствие Божие. Люди, которые живут с Господом в сердце и стараются следовать заповедям, живут счастливо и не знают бед.

Слушать онлайн канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу

//pravgolos.ru/wp-content/uploads/2018/04/Pokayannyiy-Kanon-Ko-Iisusu-Hristu.mp3

Читать канон покаянный на русском языке

Песнь 1


Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!
Ныне я, грешный и обремененный, приступаю к Тебе, Владыке и Богу моему! Не смею взирать на небо, но только прошу, говоря: дай мне разум, Господи, чтобы я горько оплакивал свои дела!
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

И ныне, и всегда, и вечно! Аминь.
Пречистая Матерь Божия! Обрати свой взор на меня, грешного, и от сети дьявольской меня избавь. и на путь покаяния меня поставь, чтобы я горько оплакивал свои дела!

Песнь 3


Когда будут поставлены престолы страшного суда, тогда откроются дела всех людей! Там будет горе грешным, отсылаемым в муку! И зная это, душа моя, обратись от злых твоих дел!
Возрадуются праведники, а грешники расплачутся! Тогда уже никто не сможет помочь нам, но сами наши дела осудят нас! Поэтому прежде конца обратись от злых твоих дел!
Слава: Увы мне, многогрешному, осквернившемуся делами и мыслями: от жесткосердия не имею ни капли слез! Ныне подымись от земли, душа моя, и обратись от злых твоих дел!
И ныне: О, Госпожа! Вот взывает к тебе Сын Твой и нас поучает доброму, но я, грешный, от добра всегда уклоняюсь! Ты же, милостивая, меня помилуй, да обращусь от злых моих дел!

Седален, глас 6-й


Слава, и ныне: Богородичен:
Ныне будучи связан многими путами грехов и обступаем многими страданиями и бедами, к Тебе, моему спасению, прибегаю и вопию: Помоги мне Дева Матерь Божия!

Песнь 4


Здесь путь широк и удобен для наслаждений, но как горько будет в последний день, когда будет разлучаться душа с телом! О, человек, храни себя от них, ради Царства Божьего!
Почему убогого обижаешь, плату работника присваиваешь, своего брата не любишь, блуд и гордость являешь? Итак, душа моя, оставь это и исправься ради Царства Божьего!
Слава: О, неразумный человек! Сколько еще будешь погрязать, собирая как пчела свое богатство? Вскоре оно погибнет, став прахом и пеплом, а ты ищи больше Царства Божьего!
И ныне: Госпожа Богородица! Помилуй меня, грешного, и в добродетели укрепи и сохрани меня, чтобы наглая смерть не похитила меня неготовым, и доведи меня, Дева, до Царства Божьего!

Песнь 5


Вспомни, несчастный человек, насколько ты грехами своими порабощен лжи, клевете, разбою, немощам, лютым зверям! Душа моя грешная, того ли хотела ты?
Мои члены трепещут, ибо я всеми ими провинился: смотря глазами, слушая ушами, говоря злое языком, себя всего предавая геенне! Душа моя грешная, этого ли хотела ты?
Слава: О, Спаситель, Ты принял уже раскаявшихся блудника и разбойника, я же все еще отягщен греховной ленью и злым делам порабощен! Душа моя грешная, этого ли хотела ты?
И ныне: Матерь Божия, всем людям дивная и скорая помощница! Помоги мне, недостойному, ибо душа моя грешная того уже захотела!

Песнь 6


Жизнь на земле я прожил блудно, и душу предал во тьму, но теперь, милостивый Владыко, умоляю Тебя: освободи меня от этого рабства вражьего и дай мне разума, чтобы исполнять волю Твою!
Кто совершает такое, как я? Ибо как свинья лежит в грязи, так же и я служу греху. Но Ты, Господи, вырви меня из этой гнусности и дай мне такое сердце, чтобы исполнить заповеди Твои!
Слава: Несчастный человек! Вспомни свои согрешения, воспрянь к Богу, припав к Творцу, проливая слезы и стеная! Он же милосердный, даст тебе разум познать волю Его!
И ныне: Богородица Дева! Сохрани меня, Пречистая, от видимого и невидимого зла и возьми мои прошения и передай их Сыну Твоему, да даст мне разумение исполнять волю Его!

Кондак

Икос

Песнь 7


Не надейся, душа моя, на телесное богатство и на собирание земных благ, ведь не знаешь, кому это все оставишь, а лучше воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
Не уповай, душа моя на телесное здоровье и на скоропроходящую красоту, ведь ты видишь, что и сильные и молодые умирают, а лучше воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
Слава: Вспомни, душа моя, вечную жизнь и Царство Небесное, приготовленное святым, и тьму внешнюю и гнев Божий злым, и воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
И ныне: Припади, душа моя, к Божьей Матери, и попроси ее, а Она, скорая помощница обращающихся, упросит Сына, Христа Бога, и Он помилует меня, недостойного!

Песнь 8


Как могу не плакать, когда представляю себе смерть, Ибо я видел своего лежащим в гробу брата, бесславным и безобразным? Чего жду и на что надеюсь? Господи, дай мне только прежде конца покаяние! (Дважды).
Слава: Верю, что Ты придешь, чтобы судить живых и мертвых! Тогда все встанут в своем чине: старые и молодые, владыки и князья, девственники и священники, но где окажусь я? Поэтому вопию: Господи, дай мне прежде конца покаяние!
И ныне: Пречистая Богородица! Прими недостойное мое прошение, и сохрани меня от наглой смерти, и дай мне прежде конца покаяние!

Песнь 9


Ныне к вам обращаюсь, ангелы, архангелы и все небесные силы, стоящие у Божьего Престола! Попросите у Творца своего, чтобы избавил Он мою душу от вечной муки!
Ныне плачу перед вами, святые праотцы, цари и пророки, апостолы и святители и все избранники Христовы! Помогите мне на суде, чтобы спас Он мою душу от вражьей силы!
Слава: Ныне к вам возношу руки, святые мученики, пустынники, девственники, праведники и все святые, просящие Господа за весь мир, чтобы помиловал Он меня в час смерти моей.
И ныне: Матерь Божия! Помоги мне, сильно надеющемуся на Тебя, упроси Своего Сына, чтобы, когда сядет Он судить живых и мертвых, поставил меня, недостойного по правую руку свою! Аминь.

Православная вера несёт в себе радость и очищение. Напускная скорбь и строгость в облике, хороши только для определённых случаев. В православии всё должно быть светлым и радостным, в том числе и покаяние.

Для человека непосвящённого, сам термин покаяния может быть не совсем понятен. А всё потому, что в современном мире, редко когда приветствуется самоанализ, разбор состояния своей души и ощущения чувства вины. Православные, готовые к покаянию используют для этой цели, канон Господу Иисусу Христу. При чтении канона приходит осознание скоротечности времени, очищение души, понимание значения истинных ценностей.

В богослужении, самыми важными и чаще всего употребляемыми формами православных молитв, являются каноны. Более распространённым считается канон покаянный ко Господу нашему. Его читают в храмах как неделимую часть богослужения. Само слово «канон» значит – установленное правило.

Поэтому все каноны разделяются на девять песней, но по сути их является восемь, поскольку вторая пропускается и читается только когда идёт Великий Пост. Любая песнь начинается с ирмоса, как называется первый из тропарей. Следом за ирмосом читается тропарь, перед которым следуют запевы, прославляющие Господа или молящие о прощении.

Важно! Понятие «канон» в православной церкви означает многострофное произведение, прославляющее святого либо посвящённое церковному празднику. Покаянный канон ко Господу Иисусу Христу является неотъемлемой частью любого молитвослова.

История появления

Доподлинно неизвестно, кто является истинным автором покаянного канона. Но среди православных бытует мнение, что его составителем является граф А. Суворов. На написание молитвослова его вдохновил Великий покаянный канон Андрея Критского.

В девяти песнях канона выразилось множество чувств, присущим истинным христианам. Это и надежда на прощение, и благодарность Господу за милосердие, и сожаление о совершённых грехах. Написанный несколько столетий назад, покаянный канон является до сих пор актуальным.

Подобно Израилю, шедшему по бездне как посуху стопами, гонителя фараона увидев потопляемым, мы Богу победную песнь поем и возглашаем.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня! Ныне я, грешный и обремененный, приступаю к Тебе, Владыке и Богу моему! Не смею взирать на небо, но только прошу, говоря: дай мне разум, Господи, чтобы я горько оплакивал свои дела! Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!
О, горе мне, грешному! Я злосчастнее всех людей, Во мне нет покаяния! О, дай мне слезы, Господи, чтобы я горько оплакал свои дела!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!

О, неразумный, несчастный человек! Губишь ты время в лености! Представь себе жизнь свою и обратись к Господу Богу и горько плачь о своих делах!
И ныне, и всегда, и вечно! Аминь.Пречистая Матерь Божия! Обрати свой взор на меня, грешного, и от сети дьявольской меня избавь. и на путь покаяния меня поставь, чтобы я горько оплакивал свои дела!

В святости нет подобного Тебе, Господи Боже мой, вознесший рог верных Твоих, о Благой, и утвердивший нас, на камне исповедания Твоего.

Когда будут поставлены престолы страшного суда, тогда откроются дела всех людей! Там будет горе грешным, отсылаемым в муку! И зная это, душа моя, обратись от злых твоих дел!Возрадуются праведники, а грешники расплачутся! Тогда уже никто не сможет помочь нам, но сами наши дела осудят нас! Поэтому прежде конца обратись от злых твоих дел!Слава: Увы мне, многогрешному, осквернившемуся делами и мыслями: от жесткосердия не имею ни капли слез! Ныне подымись от земли, душа моя, и обратись от злых твоих дел!И ныне: О, Госпожа! Вот взывает к тебе Сын Твой и нас поучает доброму, но я, грешный, от добра всегда уклоняюсь! Ты же, милостивая, меня помилуй, да обращусь от злых моих дел!

Седален, глас 6-й

Размышляю о дне страшном и оплакиваю злые мои дела. Как же я отвечу бессмертному Царю, или с каким дерзновением я, блудный, посмотрю на Судию? Милосердный Отче, Сыне Единородный и Дух Святой, помилуй меня!

Слава, и ныне: Богородичен:Ныне будучи связан многими путами грехов и обступаем многими страданиями и бедами, к Тебе, моему спасению, прибегаю и вопию: Помоги мне Дева Матерь Божия!

Христос моя сила, мой Бог и Господь!, Так благолепно поет достойная Церковь, взывая от чистого смысла и веселясь в Господе.

Здесь путь широк и удобен для наслаждений, но как горько будет в последний день, когда будет разлучаться душа с телом! О, человек, храни себя от них, ради Царства Божьего!Почему убогого обижаешь, плату работника присваиваешь, своего брата не любишь, блуд и гордость являешь? Итак, душа моя, оставь это и исправься ради Царства Божьего!Слава: О, неразумный человек! Сколько еще будешь погрязать, собирая как пчела свое богатство? Вскоре оно погибнет, став прахом и пеплом, а ты ищи больше Царства Божьего!И ныне: Госпожа Богородица! Помилуй меня, грешного, и в добродетели укрепи и сохрани меня, чтобы наглая смерть не похитила меня неготовым, и доведи меня, Дева, до Царства Божьего!

О, Благой, озари Твоим Божьим светом души с утра предстоящих Тебе с любовью, чтобы Тебя, Слово Божье, знать как истинного Бога! Так молюсь, взывая из греховного мрака.

Вспомни, несчастный человек, насколько ты грехами своими порабощен лжи, клевете, разбою, немощам, лютым зверям! Душа моя грешная, того ли хотела ты?Мои члены трепещут, ибо я всеми ими провинился: смотря глазами, слушая ушами, говоря злое языком, себя всего предавая геенне! Душа моя грешная, этого ли хотела ты?Слава: О, Спаситель, Ты принял уже раскаявшихся блудника и разбойника, я же все еще отягщен греховной ленью и злым делам порабощен! Душа моя грешная, этого ли хотела ты?И ныне: Матерь Божия, всем людям дивная и скорая помощница! Помоги мне, недостойному, ибо душа моя грешная того уже захотела!

Житейское море видя возмущаемым бурей искушений, прибег я к Твоей тихой пристани, взывая к Тебе: О, Многомилостивый, жизнь мою от тлена возведи!

Жизнь на земле я прожил блудно, и душу предал во тьму, но теперь, милостивый Владыко, умоляю Тебя: освободи меня от этого рабства вражьего и дай мне разума, чтобы исполнять волю Твою!Кто совершает такое, как я? Ибо как свинья лежит в грязи, так же и я служу греху. Но Ты, Господи, вырви меня из этой гнусности и дай мне такое сердце, чтобы исполнить заповеди Твои!Слава: Несчастный человек! Вспомни свои согрешения, воспрянь к Богу, припав к Творцу, проливая слезы и стеная! Он же милосердный, даст тебе разум познать волю Его!И ныне: Богородица Дева! Сохрани меня, Пречистая, от видимого и невидимого зла и возьми мои прошения и передай их Сыну Твоему, да даст мне разумение исполнять волю Его!

Душа моя! зачем богатеешь грехами, Зачем исполняешь дьявольскую волю, в чем полагаешь надежду? Перестань и с плачем обратись к Богу, взывая: милосердный Господи, помилуй меня, грешного!

Представь себе, душа моя, горький час смерти и страшный суд твоего Творца и Бога, когда тебя, душа, уловят грозные силы и введут в вечный огонь! Поэтому прежде смерти исправься, взывая: Господи, помилуй меня, грешного!

Ангел святым отрокам печь оросил, халдеев же опалил велением Божиим, мучителя заставив воззвать: Благословен Бог отцов наших!

Не надейся, душа моя, на телесное богатство и на собирание земных благ, ведь не знаешь, кому это все оставишь, а лучше воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!Не уповай, душа моя на телесное здоровье и на скоропроходящую красоту, ведь ты видишь, что и сильные и молодые умирают, а лучше воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!Слава: Вспомни, душа моя, вечную жизнь и Царство Небесное, приготовленное святым, и тьму внешнюю и гнев Божий злым, и воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!И ныне: Припади, душа моя, к Божьей Матери, и попроси ее, а Она, скорая помощница обращающихся, упросит Сына, Христа Бога, и Он помилует меня, недостойного!

Святым из огня влагу излив и праведника жертву с водою попалив. Ты, Христос, все, что только захочешь, исполняешь! Тебя и превозносим во все времена.

Как могу не плакать, когда представляю себе смерть, Ибо я видел своего лежащим в гробу брата, бесславным и безобразным? Чего жду и на что надеюсь? Господи, дай мне только прежде конца покаяние! (Дважды).Слава: Верю, что Ты придешь, чтобы судить живых и мертвых! Тогда все встанут в своем чине: старые и молодые, владыки и князья, девственники и священники, но где окажусь я? Поэтому вопию: Господи, дай мне прежде конца покаяние!И ныне: Пречистая Богородица! Прими недостойное мое прошение, и сохрани меня от наглой смерти, и дай мне прежде конца покаяние!

Людям невозможно видеть Бога, на которого не смеют взирать и чины ангельские! Через Тебя же, Всечистая, людям явилось воплощенное Слово, возвеличивая Которое, мы с небесными силами Тебя ублажаем.

Ныне к вам обращаюсь, ангелы, архангелы и все небесные силы, стоящие у Божьего Престола! Попросите у Творца своего, чтобы избавил Он мою душу от вечной муки!Ныне плачу перед вами, святые праотцы, цари и пророки, апостолы и святители и все избранники Христовы! Помогите мне на суде, чтобы спас Он мою душу от вражьей силы!Слава: Ныне к вам возношу руки, святые мученики, пустынники, девственники, праведники и все святые, просящие Господа за весь мир, чтобы помиловал Он меня в час смерти моей.И ныне: Матерь Божия! Помоги мне, сильно надеющемуся на Тебя, упроси Своего Сына, чтобы, когда сядет Он судить живых и мертвых, поставил меня, недостойного по правую руку свою! Аминь.

Для чего используется

Довольно часто люди, только начавшие посещать церковь, расстраиваются из-за сложности подготовки к таинству причастия. Ведь несколько дней перед событием необходимо поститься, усиленно молиться, ходить в церковь. Покаянный канон помогает настроить человеку его душевное состояние на нужную волну.

Он даёт возможность православному осмыслить своё поведение, поступки, слова и мысли. В результате, человек становится готов остепениться и принять спасение. Готовясь к Причастию, необходимо очистить душу и сердце, чтобы они были избавлены от грехов.

Сделать это возможно только с искренним покаянием, которое должно владеть верующим человеком всегда. Но особенно оно важно перед Исповедью. Настроившись на такой серьёзный шаг, будьте готовы к тяжёлой работе, ибо покаяться искренне, от всей души, это очень непросто. Покаянный канон Иисусу Христу, поможет подготовиться к исповеди, подойти к ней правильно, с должным настроем и мыслями.

Толкование

Канон, посвящённый Господу Иисусу, представляет собой поэтическое сочинение в виде гимна. Читать его, как и другие молитвы, нужно вдумчиво, неспешно. А чтобы настроиться на необходимое умиротворённое состояние, следует стараться понять значение произносимых слов.

Ветхозаветные события в покаянном каноне преподносятся как новозаветные и описывают свершившееся уже после того, как на Землю пришёл Иисус Христос. Православная Церковь вкладывает в подобное соотношение особый смысл. Народ Израиля восклицает «Воспоём Богу победную песнь!» – так начинается покаянный канон.

Воззванием «Помилуй мя, Боже», пропетым между первым тропарём и вторым, христиане молят Господа о прощении. Они просят наставить их на путь покаяния, дать им ум. В каждой строчке звучит призыв к покаянию. Обращаясь к Богородице в седалене, входящем в покаянный канон, грешники просят принять их молитвы, охранять от зла.

Как правильно настроиться на чтение

Каноны как церковный гимн входят в храмовое богослужение. Но каждый волен читать его и дома, в одиночестве. Чтобы правильно это сделать, нужно знать, что тропари читаются, а ирмосы поются.

Подготавливаясь к Причастию, православный человек обязан в молитвенном правиле прочитать покаянный канон Господу Иисусу Христу. Чтобы настроиться на его прочтение, нужно его предварять утренними либо вечерними молитвами. Подходить к прочтению следует морально подготовленным, в правильном душевном расположении.

Сердце должно быть смиренным, мысли чистыми, душа светлой и готовой к покаянию. Не должно быть никаких проявлений злости или раздражения. Только смирение, терпение и спокойствие. Не допускайте лишних мыслей, которые могут отвлекать вас от понимания сути читаемого текста.

Слушать онлайн:

  • Первая песнь даёт возможность человеку выразить своё сожаление по поводу грехов. Попросить больше слёз, чтобы оплакать злодеяния. Звучит призыв забыть о лености, обращение к Богу и просьба к Пресвятой Богородице о напутствии.
  • Третья песнь является напоминанием о Страшном Суде. Чтобы избежать адских мучений, душа должна покаяться.
  • В седален входят размышления о необходимости с правильным душевным состоянием представать пред Бессмертным Царём.
  • Четвёртая песнь восхваляет Господа и рассказывает о простых житейских радостях, доступных любому человеку. Но всё же в попытке испытать все наслаждения, нельзя забывать о Небесном Царствие.
  • В пятой песне звучит призыв Божественного света и раскаяние о своей грешной душе.
  • Шестая песнь является прошением уберечь душу от греховного состояния. Ведь только так можно её восстановить, чтобы поклониться Творцу.
  • Седьмая песнь напоминает человеку о тщетности его надежды на земные блага, ибо всё это не вечно.
  • Восьмая песнь показывает, что перед Судом Божиим все равны, бедные и богатые, молодые и старые. А потому, нужно успеть покаяться.
  • В девятой песне призываются ангелы, праведники, святые, все избранники Христа, чтобы они молились о спасении души.
  • В завершении канона звучит молитва, в которой человек просит Иисуса простить его и не отворачиваться.

Произведение: Молитвослов на русском языке

Производители: «Предание»

Тема: Молитвы, тексты богослужения На русском языке

Об аудиозаписи

Молитвослов на русском языке. Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота). Утренние и вечерние молитвы, Последование ко Св. Причащению, благодарственные молитвы после Причащения, каноны Господу, Богородице, ангелу-хранителю, Кресту, святым, чин литии, совершаемой мирянином, чин пения двенадцати псалмов, чин на Святую Пасху. Здесь вы можете как читать, так и слушать полный православный молитвослов на русском языке.

Следующая глава

Православная вера несёт в себе радость и очищение. Напускная скорбь и строгость в облике, хороши только для определённых случаев. В православии всё должно быть светлым и радостным, в том числе и покаяние.

Для человека непосвящённого, сам термин покаяния может быть не совсем понятен. А всё потому, что в современном мире, редко когда приветствуется самоанализ, разбор состояния своей души и ощущения чувства вины. Православные, готовые к покаянию используют для этой цели, канон Господу Иисусу Христу. При чтении канона приходит осознание скоротечности времени, очищение души, понимание значения истинных ценностей.

В богослужении, самыми важными и чаще всего употребляемыми формами православных молитв, являются каноны. Более распространённым считается канон покаянный ко Господу нашему. Его читают в храмах как неделимую часть богослужения. Само слово «канон» значит - установленное правило.

Поэтому все каноны разделяются на девять песней, но по сути их является восемь, поскольку вторая пропускается и читается только когда идёт Великий Пост. Любая песнь начинается с ирмоса, как называется первый из тропарей. Следом за ирмосом читается тропарь, перед которым следуют запевы, прославляющие Господа или молящие о прощении.

Важно! Понятие «канон» в православной церкви означает многострофное произведение, прославляющее святого либо посвящённое церковному празднику. Покаянный канон ко Господу Иисусу Христу является неотъемлемой частью любого молитвослова.

История появления

Доподлинно неизвестно, кто является истинным автором покаянного канона. Но среди православных бытует мнение, что его составителем является граф А. Суворов. На написание молитвослова его вдохновил Великий покаянный канон Андрея Критского.

В девяти песнях канона выразилось множество чувств, присущим истинным христианам. Это и надежда на прощение, и благодарность Господу за милосердие, и сожаление о совершённых грехах. Написанный несколько столетий назад, покаянный канон является до сих пор актуальным.

Подобно Израилю, шедшему по бездне как посуху стопами, гонителя фараона увидев потопляемым, мы Богу победную песнь поем и возглашаем.
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!
Ныне я, грешный и обремененный, приступаю к Тебе, Владыке и Богу моему! Не смею взирать на небо, но только прошу, говоря: дай мне разум, Господи, чтобы я горько оплакивал свои дела!
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

О, горе мне, грешному! Я злосчастнее всех людей, Во мне нет покаяния! О, дай мне слезы, Господи, чтобы я горько оплакал свои дела!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!
О, неразумный, несчастный человек! Губишь ты время в лености! Представь себе жизнь свою и обратись к Господу Богу и горько плачь о своих делах!

И ныне, и всегда, и вечно! Аминь.

Пречистая Матерь Божия! Обрати свой взор на меня, грешного, и от сети дьявольской меня избавь. и на путь покаяния меня поставь, чтобы я горько оплакивал свои дела!

В святости нет подобного Тебе, Господи Боже мой, вознесший рог верных Твоих, о Благой, и утвердивший нас, на камне исповедания Твоего.
Когда будут поставлены престолы страшного суда, тогда откроются дела всех людей! Там будет горе грешным, отсылаемым в муку! И зная это, душа моя, обратись от злых твоих дел!
Возрадуются праведники, а грешники расплачутся! Тогда уже никто не сможет помочь нам, но сами наши дела осудят нас! Поэтому прежде конца обратись от злых твоих дел!
Слава: Увы мне, многогрешному, осквернившемуся делами и мыслями: от жесткосердия не имею ни капли слез! Ныне подымись от земли, душа моя, и обратись от злых твоих дел!
И ныне: О, Госпожа! Вот взывает к тебе Сын Твой и нас поучает доброму, но я, грешный, от добра всегда уклоняюсь! Ты же, милостивая, меня помилуй, да обращусь от злых моих дел!

Седален, глас 6-й

Размышляю о дне страшном и оплакиваю злые мои дела. Как же я отвечу бессмертному Царю, или с каким дерзновением я, блудный, посмотрю на Судию? Милосердный Отче, Сыне Единородный и Дух Святой, помилуй меня!
Слава, и ныне: Богородичен:
Ныне будучи связан многими путами грехов и обступаем многими страданиями и бедами, к Тебе, моему спасению, прибегаю и вопию: Помоги мне Дева Матерь Божия!

Христос моя сила, мой Бог и Господь!, Так благолепно поет достойная Церковь, взывая от чистого смысла и веселясь в Господе.
Здесь путь широк и удобен для наслаждений, но как горько будет в последний день, когда будет разлучаться душа с телом! О, человек, храни себя от них, ради Царства Божьего!
Почему убогого обижаешь, плату работника присваиваешь, своего брата не любишь, блуд и гордость являешь? Итак, душа моя, оставь это и исправься ради Царства Божьего!
Слава: О, неразумный человек! Сколько еще будешь погрязать, собирая как пчела свое богатство? Вскоре оно погибнет, став прахом и пеплом, а ты ищи больше Царства Божьего!
И ныне: Госпожа Богородица! Помилуй меня, грешного, и в добродетели укрепи и сохрани меня, чтобы наглая смерть не похитила меня неготовым, и доведи меня, Дева, до Царства Божьего!

О, Благой, озари Твоим Божьим светом души с утра предстоящих Тебе с любовью, чтобы Тебя, Слово Божье, знать как истинного Бога! Так молюсь, взывая из греховного мрака.
Вспомни, несчастный человек, насколько ты грехами своими порабощен лжи, клевете, разбою, немощам, лютым зверям! Душа моя грешная, того ли хотела ты?
Мои члены трепещут, ибо я всеми ими провинился: смотря глазами, слушая ушами, говоря злое языком, себя всего предавая геенне! Душа моя грешная, этого ли хотела ты?
Слава: О, Спаситель, Ты принял уже раскаявшихся блудника и разбойника, я же все еще отягщен греховной ленью и злым делам порабощен! Душа моя грешная, этого ли хотела ты?
И ныне: Матерь Божия, всем людям дивная и скорая помощница! Помоги мне, недостойному, ибо душа моя грешная того уже захотела!

Житейское море видя возмущаемым бурей искушений, прибег я к Твоей тихой пристани, взывая к Тебе: О, Многомилостивый, жизнь мою от тлена возведи!
Жизнь на земле я прожил блудно, и душу предал во тьму, но теперь, милостивый Владыко, умоляю Тебя: освободи меня от этого рабства вражьего и дай мне разума, чтобы исполнять волю Твою!
Кто совершает такое, как я? Ибо как свинья лежит в грязи, так же и я служу греху. Но Ты, Господи, вырви меня из этой гнусности и дай мне такое сердце, чтобы исполнить заповеди Твои!
Слава: Несчастный человек! Вспомни свои согрешения, воспрянь к Богу, припав к Творцу, проливая слезы и стеная! Он же милосердный, даст тебе разум познать волю Его!
И ныне: Богородица Дева! Сохрани меня, Пречистая, от видимого и невидимого зла и возьми мои прошения и передай их Сыну Твоему, да даст мне разумение исполнять волю Его!

Душа моя! зачем богатеешь грехами, Зачем исполняешь дьявольскую волю, в чем полагаешь надежду? Перестань и с плачем обратись к Богу, взывая: милосердный Господи, помилуй меня, грешного!

Представь себе, душа моя, горький час смерти и страшный суд твоего Творца и Бога, когда тебя, душа, уловят грозные силы и введут в вечный огонь! Поэтому прежде смерти исправься, взывая: Господи, помилуй меня, грешного!

Ангел святым отрокам печь оросил, халдеев же опалил велением Божиим, мучителя заставив воззвать: Благословен Бог отцов наших!
Не надейся, душа моя, на телесное богатство и на собирание земных благ, ведь не знаешь, кому это все оставишь, а лучше воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
Не уповай, душа моя на телесное здоровье и на скоропроходящую красоту, ведь ты видишь, что и сильные и молодые умирают, а лучше воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
Слава: Вспомни, душа моя, вечную жизнь и Царство Небесное, приготовленное святым, и тьму внешнюю и гнев Божий злым, и воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
И ныне: Припади, душа моя, к Божьей Матери, и попроси ее, а Она, скорая помощница обращающихся, упросит Сына, Христа Бога, и Он помилует меня, недостойного!

Святым из огня влагу излив и праведника жертву с водою попалив. Ты, Христос, все, что только захочешь, исполняешь! Тебя и превозносим во все времена.
Как могу не плакать, когда представляю себе смерть, Ибо я видел своего лежащим в гробу брата, бесславным и безобразным? Чего жду и на что надеюсь? Господи, дай мне только прежде конца покаяние! (Дважды).
Слава: Верю, что Ты придешь, чтобы судить живых и мертвых! Тогда все встанут в своем чине: старые и молодые, владыки и князья, девственники и священники, но где окажусь я? Поэтому вопию: Господи, дай мне прежде конца покаяние!
И ныне: Пречистая Богородица! Прими недостойное мое прошение, и сохрани меня от наглой смерти, и дай мне прежде конца покаяние!

Людям невозможно видеть Бога, на которого не смеют взирать и чины ангельские! Через Тебя же, Всечистая, людям явилось воплощенное Слово, возвеличивая Которое, мы с небесными силами Тебя ублажаем.
Ныне к вам обращаюсь, ангелы, архангелы и все небесные силы, стоящие у Божьего Престола! Попросите у Творца своего, чтобы избавил Он мою душу от вечной муки!
Ныне плачу перед вами, святые праотцы, цари и пророки, апостолы и святители и все избранники Христовы! Помогите мне на суде, чтобы спас Он мою душу от вражьей силы!
Слава: Ныне к вам возношу руки, святые мученики, пустынники, девственники, праведники и все святые, просящие Господа за весь мир, чтобы помиловал Он меня в час смерти моей.
И ныне: Матерь Божия! Помоги мне, сильно надеющемуся на Тебя, упроси Своего Сына, чтобы, когда сядет Он судить живых и мертвых, поставил меня, недостойного по правую руку свою! Аминь.

Для чего используется

Довольно часто люди, только начавшие посещать церковь, расстраиваются из-за сложности подготовки к таинству причастия. Ведь несколько дней перед событием необходимо поститься, усиленно молиться, ходить в церковь. Покаянный канон помогает настроить человеку его душевное состояние на нужную волну.

Он даёт возможность православному осмыслить своё поведение, поступки, слова и мысли. В результате, человек становится готов остепениться и принять спасение. Готовясь к Причастию, необходимо очистить душу и сердце, чтобы они были избавлены от грехов.

Сделать это возможно только с искренним покаянием, которое должно владеть верующим человеком всегда. Но особенно оно важно перед Исповедью. Настроившись на такой серьёзный шаг, будьте готовы к тяжёлой работе, ибо покаяться искренне, от всей души, это очень непросто. Покаянный канон Иисусу Христу, поможет подготовиться к исповеди, подойти к ней правильно, с должным настроем и мыслями.

Толкование

Канон, посвящённый Господу Иисусу, представляет собой поэтическое сочинение в виде гимна. Читать его, как и другие молитвы, нужно вдумчиво, неспешно. А чтобы настроиться на необходимое умиротворённое состояние, следует стараться понять значение произносимых слов.

Ветхозаветные события в покаянном каноне преподносятся как новозаветные и описывают свершившееся уже после того, как на Землю пришёл Иисус Христос. Православная Церковь вкладывает в подобное соотношение особый смысл. Народ Израиля восклицает «Воспоём Богу победную песнь!» - так начинается покаянный канон.

Воззванием «Помилуй мя, Боже», пропетым между первым тропарём и вторым, христиане молят Господа о прощении. Они просят наставить их на путь покаяния, дать им ум. В каждой строчке звучит призыв к покаянию. Обращаясь к Богородице в седалене, входящем в покаянный канон, грешники просят принять их молитвы, охранять от зла.

Как правильно настроиться на чтение

Каноны как церковный гимн входят в храмовое богослужение. Но каждый волен читать его и дома, в одиночестве. Чтобы правильно это сделать, нужно знать, что тропари читаются, а ирмосы поются.

Подготавливаясь к Причастию, православный человек обязан в молитвенном правиле прочитать покаянный канон Господу Иисусу Христу. Чтобы настроиться на его прочтение, нужно его предварять утренними либо вечерними молитвами. Подходить к прочтению следует морально подготовленным, в правильном душевном расположении.

Сердце должно быть смиренным, мысли чистыми, душа светлой и готовой к покаянию. Не должно быть никаких проявлений злости или раздражения. Только смирение, терпение и спокойствие. Не допускайте лишних мыслей, которые могут отвлекать вас от понимания сути читаемого текста.

Слушать онлайн:

  • Первая песнь даёт возможность человеку выразить своё сожаление по поводу грехов. Попросить больше слёз, чтобы оплакать злодеяния. Звучит призыв забыть о лености, обращение к Богу и просьба к Пресвятой Богородице о напутствии.
  • Третья песнь является напоминанием о Страшном Суде. Чтобы избежать адских мучений, душа должна покаяться.
  • В седален входят размышления о необходимости с правильным душевным состоянием представать пред Бессмертным Царём.
  • Четвёртая песнь восхваляет Господа и рассказывает о простых житейских радостях, доступных любому человеку. Но всё же в попытке испытать все наслаждения, нельзя забывать о Небесном Царствие.
  • В пятой песне звучит призыв Божественного света и раскаяние о своей грешной душе.
  • Шестая песнь является прошением уберечь душу от греховного состояния. Ведь только так можно её восстановить, чтобы поклониться Творцу.
  • Седьмая песнь напоминает человеку о тщетности его надежды на земные блага, ибо всё это не вечно.
  • Восьмая песнь показывает, что перед Судом Божиим все равны, бедные и богатые, молодые и старые. А потому, нужно успеть покаяться.
  • В девятой песне призываются ангелы, праведники, святые, все избранники Христа, чтобы они молились о спасении души.
  • В завершении канона звучит молитва, в которой человек просит Иисуса простить его и не отворачиваться.

Канон покаянный ко Господу Иисусу входит в состав любого молитвослова. Это – один из трех канонов, читаемых православным христианином при подготовке к таинству Святого Причащения. Название канона говорит само за себя: он должен размягчать душу верующего, настраивать ее на покаянную волну, открывать для общения с Богом и принятия Его Святого Тела и Крови.

Покаянный канон Иисусу Христу перед причастием читается еще и потому, что в православной традиции таинству Причащения всегда предшествует другое таинство – Покаяние. Что это за таинство и почему без него нельзя приступить к причастию? Многие путают покаяние и исповедь, потому что два эти понятия неразделимы, но все же не стоит забывать, что покаяние – это внутренне состояние души, а исповедь – следствие этого состояния, его внешнее проявление.

Покаянный канон ко Господу Иисусу как часть подготовки к Причастию

Человека, который только начинает ходить в церковь, часто огорчает необходимость такой длительной подготовки к Таинству Причащения – прежде, чем приступить к чаше с Телом и Кровью Христовыми, нужно в среднем три дня поститься, по возможности посещать богослужения, усерднее молиться. Непосредственная молитвенная подготовка к Таинству начинается накануне вечером или утром в день причастия – именно в это время православный христианин должен прочитать три канона, среди которых важное место занимает Покаянный канон Господу Иисусу Христу. После них читается Последование ко Святому Причащению, последние молитвы которого мысленно произносятся верующим непосредственно перед причастием. Все перечисленное – не просто ритуал, это правило, которого придерживается каждый православный. Но нельзя забывать и о том, что Покаянный канон Иисусу Христу – не только часть правила, но и самостоятельная молитва, которую можно читать в любое время при соответствующем душевном расположении.

Как Покаянный канон ко Господу Иисусу способствует покаянию?

Автор христианского канона покаянного ко Господу Иисусу достоверно неизвестен, но в православных кругах можно услышать мнение, что его составил граф А. С. Суворов, вдохновившись Великим покаянным каноном преподобного Андрея Критского. Он состоит из девяти песней, каждая из которых выражает множество чувств – сожаление о грехах, надежду на прощение, благодарность за великое милосердие и долготерпение Божие. Ирмосы канона повествуют о значимых ветхозаветных событиях, а также содержат догматические пояснения, касающиеся Спасителя и Его Пречистой Матери. Таким образом, чтение Покаянного канона Иисусу Христу имеет не только душеполезную, но и просветительскую функцию.

Слушать на видео Покаянный канон Иисусу Христу

Текст Покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу

Глас 6. Песнь 1

Ирмос: Как по суше прошел Израиль по бездне стопами, и, видя гонителя фараона утопающим, взывал: «Богу победную песнь воспоем!»

Ныне приступил я, грешный и обременённый, к Тебе, моему; но не смею взирать на небо, только молю, взывая: «Дай мне, Господи, разум, чтобы горько оплакивал я грехи мои!

О горе мне, грешному! Более всех людей несчастен я: покаяния нет во мне. Дай мне, Господи, слезы, чтобы горько оплакивал я грехи мои!»

Слава: Безумный, несчастный человек, в лености ты тратишь время! Подумай о жизни своей и обратись ко Господу Богу, и горько плачь о грехах своих!

И ныне: Матерь Божия Пречистая! Воззри на меня, грешного, и от сетей диавола избавь меня, и на путь покаяния направь меня, чтобы горько оплакивал я грехи мои!

Ирмос: Превыше всех Свят Ты, Господи Боже мой, вознесший в славе верных Твоих, Благой, и утвердивший нас на камне исповедания Твоего.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Когда поставлены будут престолы на Страшном Суде, тогда дела всех людей откроются; горе там будет грешным, в муку отсылаемым! И зная это, душа моя, покайся в грехах твоих!

Праведники возрадуются, а грешники возрыдают: тогда никто не сможет помочь нам, но дела наши осудят нас. Потому прежде кончины покайся в грехах твоих!

Слава: Увы мне, многогрешному! Делами и мыслями осквернившись, ни капли слез не пролил от жестокосердия! Ныне воспрянь от земного, душа моя, и покайся в грехах твоих!

И ныне: Вот, взывает, Госпожа, Сын Твой и учит нас творить добро; я же, грешный, всегда бегу от добра! Но Ты, Милостивая, помилуй меня, да покаюсь я в грехах своих!

Господи, помилуй (трижды)

Седален, глас 6-й

Помышляю о Дне Страшном и оплакиваю злые мои деяния. Какой я дам ответ Бессмертному Царю? Или как дерзну я, блудный, взглянуть на Судию? Милосердный Отче, Сын Единородный и Дух Святой, помилуй меня!

Слава, и ныне, Богородичен:

Связанный узами множества грехов и угнетаемый тяжелыми страданиями и бедами, к Тебе прибегаю, моему спасению, и взываю: «Помоги мне, Дева, Матерь Божия!»

Ирмос: «Христос – моя сила, Бог и Господь», – святая Церковь благоговейно поет, возглашая от чистого разума, о Господе торжествуя.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Широк путь здесь и легко поддаться наслаждениям, но горько будет в последний день, когда душа с телом разлучаться будет! Храни себя от этого, человек, ради Царствия Божия!

Зачем бедного обижаешь, плату работника присваиваешь, ближнего твоего не любишь, блудом и гордыней согрешаешь? Оставь же все это, душа моя, и покайся ради Царствия Божия!

Слава: О безумный человек! Сколько еще будешь, тонуть и вязнуть, словно пчела, собирая богатство своё? Ведь вскоре погибнет оно, как прах и пепел; но ты более стремись получить Царствие Божие.

И ныне: Госпожа Богородица! Помилуй меня, грешного, и в добродетели укрепи, и сохрани меня, чтобы не умер я скоропостижно, будучи неготовым, и доведи меня, Дева, до Царства Божия!

Ирмос: Божественным светом Твоим, Благой, озари души с утра призывающих Тебя, – молюсь я, – чтобы познать Тебя, Слово Божие, истинного Бога, из тьмы греховной всех призывающего.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Вспомни, несчастный человек, насколько лжи, клевете, разбою, немощам, злому зверю, порабощён ты по грехам своим! Душа моя грешная, этого ли желала ты?

Трепещут члены тела моего, ибо я всеми ими провинился: глазами взирал, ушами слушал, языком говорил злое, всего себя геенне предал! Душа моя грешная, этого ли желала ты?

Слава: Блудника и разбойника кающегося принял Ты к Себе, Спаситель; но лишь я один так греховной ленью отягчён и злыми делами порабощён! Душа моя грешная, этого ли желала ты?

И ныне: Дивная и скорая помощница всем людям, Матерь Божия! Помоги мне, недостойному, ибо душа моя грешная возжелала того!

Ирмос: Видя житейское море, волнуемое бурей бед и искушений, я к тихой пристани Твоей пристал и взываю Тебе: «Возведи от погибели жизнь мою, Многомилостивый!»

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Жизнь земную я блудно прожил и душу во тьму предал; ныне же молю Тебя, милостивый Владыка: освободи меня от этого рабства врагу и дай мне разум исполнять волю Твою!

Кто совершает такое, как я? Ибо как свинья лежит в грязи, так же и я греху служу. Но Ты, Господи, исторгни меня из гнусности этой и дай мне сердце, чтобы исполнять заповеди Твои!

Слава: Воспрянь к Богу, несчастный человек, вспомнив свои согрешения, припадая ко Творцу, проливая слезы и стеная! Он же, как милосердный, даст тебе ум познать волю Его!

И ныне: Богородица Дева! От видимого и невидимого зла сохрани меня, Пречистая, и прими молитвы мои, и принеси их Сыну Твоему, да даст мне ум исполнять волю Его!

Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:

Душа моя! Зачем грехами богатеешь? Зачем волю диавола исполняешь? На что надежду возлагаешь? Перестань так поступать и обратись к Богу, с плачем взывая: «Милосердный Господи, помилуй меня, грешного!»

Подумай, душа моя, о горьком часе смерти и о Страшном Суде Творца твоего и Бога. Ведь тогда Ангелы грозные возьмут тебя, душа, и в вечный огонь введут. Так покайся же прежде смерти, взывая: «Господи, помилуй меня, грешного!»

Ирмос: Ты соделал так, что печь окроплял росою Ангел святым отрокам, а Божие веление, халдеев опалявшее, мучителя убедило воскликнуть: «Благословен Ты, Боже отцов наших!»

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Не полагайся, душа моя, на тленное богатство и на неправедное стяжание; ведь не знаешь ты, кому всё это оставишь, но воззови: «Помилуй меня, Христе Боже, недостойного!»

Не надейся, душа моя, на телесное здоровье и на кратковременную красоту; ведь ты видишь, как сильные и молодые умирают, но воззови: «Помилуй меня, Христе Боже, недостойного!»

Слава: Вспомни, душа моя, о вечной жизни и о Царстве Небесном, уготованном святым, и о тьме внешней и гневе Божием – злым, и воззови: «Помилуй меня, Христе Боже, недостойного!»

И ныне: Припади, душа моя, к Божией Матери и помолись Ей, ибо Она, скорая Помощница кающимся, умолит Сына, Христа Бога, и Он помилует меня, недостойного.

Ирмос: Из пламени Ты для святых росу источил, и жертву праведника водою попалил: ибо Ты все совершаешь, Христе, одним Своим хотением. Тебя мы превозносим во все века.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Как мне не плакать, когда думаю о смерти! Ибо видел я лежащего во гробе брата своего бесславным и безобразным. Чего же я жду и на что надеюсь? Только дай мне, Господи, прежде конца покаяние! (Дважды)

Слава: Верую, что Ты придёшь судить живых и мёртвых, и все по чину своему станут: старые и молодые, владыки и князья, девы и священники. Но где окажусь я? Потому взываю: «Дай мне, Господи, прежде конца покаяние!»

И ныне: Пречистая Богородица! Прими недостойную молитву мою, и сохрани меня от внезапной смерти и даруй мне прежде конца покаяние!

Ирмос: Невозможно людям увидеть Бога, на Которого не смеют даже чины Ангельские взглянуть; но через Тебя, Всечистая, явился людям Слово Воплощенное. Его величая, мы вместе с небесными воинствами Тебя восхваляем.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Ныне к вам обращаюсь, Ангелы, Архангелы и все небесные Силы, у престола Божия стоящие: молитесь Творцу своему, да избавит Он душу мою от вечных мук!

Ныне плачу пред вами, святые праотцы, цари и пророки, апостолы и святители, и все избранники Христовы: помогите мне на Суде, да спасет Господь душу мою от силы вражией!

Слава: Ныне к вам возношу руки, святые мученики, пустынники, девственники, праведники и все святые, молящиеся ко Господу за весь мир, да помилует Он меня в час смерти моей!

И ныне: Матерь Божия, помоги мне, на Тебя сильно надеющемуся, умоли Сына Твоего, да поставит Он меня, недостойного, справа от Себя когда сядет судить живых и мёртвых! Аминь.

Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу

Владыка Христе Боже, страданиями Своими страсти мои исцеливший и ранами Своими язвы мои уврачевавший! Даруй мне, много пред Тобою согрешившему, слёзы умиления. Сораствори в моем теле благодать от Животворящего Тела Твоего, и услади душу мою Твоей Честной Кровью после горечи, которой напоил меня враг.

Возвысь к Тебе мой ум, от суеты мирской, и возведи из пропасти погибельной. Ибо не имею покаяния, не имею умиления, не имею слез утешительных, возводящих чада к своему наследию на небесах.

Помрачился я умом в житейских страстях, в болезни не могу , не могу согреться слезами любви к Тебе!

Но, Владыка Господи Иисусе Христе, Источник всех благ, даруй мне покаяние полное и трудолюбивое сердце, чтобы найти Тебя, даруй мне благодать Твою и верни меня к образу Твоему.

Если я оставлю Тебя — Ты не оставь меня. Выйди искать меня, приведи на пастбище Твое и приобщи меня к овцам Твоего избранного стада, возрасти меня, напитав хлебом Божественных Твоих Таинств, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих.

В основании главного православного богослужения положено пресуществление Святых Даров и равным образом причащение верующими Крови и Тела Господа нашего Иисуса Христа, представляющие собой источник вечной жизни для каждой человеческой души и после Второго Пришествия еще и тела, которое будет воскрешено для каждого. Православный христианин, желающий причаститься, обязан правильно подготовить себя к этому церковному таинству.

История создания правила

В Священном Писании, в своем послании к коринфянам, святой апостол Павел предупреждает христиан от неподобающего принятия Тела и Крови Христовой, поскольку последствия могут быть весьма неприятными: множество болезней и даже кончина человека (1-е послание к коринфянам св. ап. Павла, 11:29,30).

На протяжении столетий правило подготовки к Причастию постепенно менялось в зависимости от условий жизни христиан. В V-VI вв. данные каноны вычитывались в течение богослужения. Бесспорно, со временем объем последования (канона) возрастал и стал занимать слишком много времени, что стало не под силу верующим. На этом основании молитвенная подготовка ко Святому Причастию с XI века уже не читается за богослужением. Христианин, подготавливаясь для того, чтобы как подобает причаститься Святых Христовых Тайн, должен дома (келейно) прочитать все молитвы, причем с сердечным вниманием, искренне. В правило входят такие молитвословия, как:

  • канон покаянный ко Господу Иисусу Христу;
  • канон Ангелу Хранителю перед Причастием;
  • Богородичный канон (молебный канон ко Пресвятой Богородице).

Состав покаянного канона

Слово «канон» в переводе на русский означает общепринятое правило, имеющее четкую структуру, по которой он может быть построен. Канон по своей сути является духовным гимнографическим сочинением поэтического характера, посвященное или Всесвятой Троице, или одной из ипостаси Божией, Пресвятой Владычице Богородице, Ангелам, святым людям, а также каким-либо знаменательным событиям, в честь которых и были сформированы существующие на сегодняшний момент христианские празднования и торжества.

Канон включает в себя:

В отличие от акафиста , к примеру, Иисусу Сладчайшему и многим другим, канон можно читать сидя. Канон подразделяется всего на девять песней (впрочем, по факту их обычно восемь, поскольку вторая пропускается). Каждая песнь предваряется ирмосом.

Ирмос - это первый, предварительный установленный текст, который не меняется. Ирмосы могут быть определенного гласа (голоса), всего их восемь. Поэтому обычно подписывается «ирмос, глас такой-то». Поскольку канон - это, как упоминалось, гимнографическое произведение, в него включены певческие вставки. Пометка гласа важна в основном для церковного хора, который знает напевы каждого.

Вторая песнь в обычных современных канонах упускается, но поется во время Великого поста и связана обычно с событиями в жизни Господа и Церкви, которые происходили в преддверии страданий Спасителя.

Первая песнь канона содержит в себе свидетельство покаянного чувства в содеянном. Читающему это позволяет настроиться на покаянный лад, осознать себя не как напыщенного хозяина этой жизни, полного гордыни и отсутствия любви к ближнему, а недостойным Божьей милости. В тропарях указаны прощения, чтобы Господь подарил молящемуся покаянные чувства и слезы о грехах для оплакивания своих злодеяний.

Вместе с тем кающийся дерзает устремиться к Богу в своей духовной беде. А также эта часть канона призывает не проводить бесцельно время в лености, а также просит о помощи Пресвятую Богородицу, ее предстательства перед Богом за падших в грехе человеке.

Вторая песнь , как упоминалась, опускается, поскольку она включена лишь в богослужебные тексты, и только в каноны особенных событий.

В третьей содержатся воспоминания Страшного суда и адских мук. Призывается душа к покаянию прежде наступления смертного часа, чтобы избегнуть вечных мук. Седален заключает размышления о том, насколько будет тяжело предстоять пред престолом Божиим с таким неприкаянным сердцем.

В четвертой песне восхваляется Творец и собранная им Святая Церковь. Говорится о житейских радостях и наслаждениях, но авторы канона предостерегают, чтобы человек берег себя от этих наслаждений, если стремится удостоиться Царствия Небесного. Слышится призыв не накоплять житейские блага и не зацикливаться на их накоплении, потому что все они конечны и превратятся в прах. Но слава Божья и Его Царство не кончатся никогда.

В пятой песне призывается благодать Божия. Человек осознает, что каждым своим органом чувств и каждым членом постоянно согрешает и вопрошает свою душу, этого ли она желала?

В шестой содержится прошение вырвать свою душу из греховного положения, дабы прекратились злодеяния, воскресла душа, вспоминая свои деяния, и с сокрушением преклонилась перед Творцом в ожидании преображения и освящения.

В кондаке душа молящегося призывается к ответу для чего она совершает то, что жаждет дьявол, и призывается обратиться к Богу.

Икос настраивает на покаяние прежде, чем душа будет отправлена в ад.

В седьмой звучит призыв для человека, дабы он не рассчитывал на земные богатства, на здравие тела, красоту и силу. Никому не дано наверняка знать, кому он на самом собирает свое богатство, ведь час смертный может наступить уже завтра. И оно достанется не тому, кто всю жизнь положил на его накопление. И труды эти не очень-то помогут молящемуся на Суде, потому что не в Бога богател человек, а в суету. К тому же здоровье, сила и красота со течением времени покидают тело человека.

В восьмой описывается окаменелость сердца, которая не дает возможности покаяться человеку, испытывать необходимые чувства. Также упоминается тот факт, что каждый человек равен перед Судом Создателя, и перед Ним не счет веса ни духовный сан, ни титул, ни возраст - ничто, только дела, мысли и поступки.

В девятой песне молящийся призывает на помощь Пресвятую Богородицу, всех угодников Божьих и ангелов Его, чтобы те молились о спасении его души.

Заканчивается канон молитвенным обращением ко Господу Иисусу Христу.

В молитве человек осознает свои греховные действия, поэтому спрашивает у Господа прощения и исцеления своим ранам. Невзирая на то, что человек отказался когда-то от Бога, он просит Отца Небесного не поступать так же, а, наоборот, войти в его жизнь и помочь, спасти от бездны греховной, чтобы тот мог принести Создателю достойный плод покаяния. Человек жаждет откреститься от зла и сделаться наследником Отцовского Царства.

Подготовка к Таинствам

Чаще всего канон покаяния ко Господу вычитывается как составная часть молитвы ко святому Причащению. Он настраивает внутренний мир на волну раскаяния . Чтобы грешник был способен осмыслить свои поступки, остепениться и получить спасение своей души для вечной жизни с Богом в Царствии Его. В правиле полготовки ко Причастию - три канона ко причастию совмещенные, читать их следует как один, но припевы даны поочерёдно от каждого конкретного. Он включает в себя три других канона: покаянный ко Господу, молебный ко Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю. Туда включены лишь некоторые их части.

Подходя к Святому Причащению, необходимо достойным образом подготовиться и освободить свою душу от греховных повреждений . Достигается это посредством покаяния. Каноны перед исповедью и

Причастием помогают понять, с каким состоянием подобает подходить к Таинствам и дает возможность уже дома правильно настроить себя.

Важно, чтобы обращение к покаянному канону не превращалось в механическую вычитку, а являлось истинным душевным раскаянием . Если все выполнено верно, то можно получить большую пользу и очищение. Возможно, поэтому после Причастия читают благодарственные молитвы.

Покаянный канон в повседневной жизни

Читая о покаянной молитве Господу Богу, только с точки зрения подготовки к Таинству Покаяния (исповеди), нельзя узнать все возможности этого небольшого молебствия. В современной духовной практике священники часто прибегают к совету читать это правило, когда человек находится в различных затруднительных состояниях:

  • при серьезных неприятностях;
  • в болезнях;
  • в печалях и скорбях;
  • при отсутствии детей;
  • при сложностях в личной и семейной жизни.

Чаще всего это правило предлагают читать при проблемах со здоровьем. Если учесть, что все неприятности и беды случаются с нами из-за наших же грехов, даже, казалось бы, беспричинная злоба со стороны окружающих, то принесение Богу своего расположения к покаянию склоняет Господа на милость.

Реальная история

В практике одного довольно известного современного священника существует много реальных случаев, когда чтение Покаянного канона на протяжении даже полугода повернуло жизнь молящегося и его близких в самую благоприятную сторону.

Однажды к священнику для наставления и совета, как жить дальше, привезли женщину, которая умирала от рака. Ее под руки ввели в святой храм Господень и подвели к батюшке. Та рассказала ему, что умирает и что никто из врачей не в силах ей помочь. В течение беседы выяснилось, что в свое время женщина эта совершила в молодости очень много абортов, и это не было осознанно ею как смертный грех убийства, причем собственных детей. Батюшка объяснил ей масштабы содеянного ею, и назвал все своими именами.

Женщина спросила, что же ей делать, ведь убитых не вернуть. Священник благословил ей каждый день читать Покаянный канон за свои дела, стараться расположить свою душу к искреннему покаянию и изменению, чаще приглашать священника для исповеди и причастия, если она сама не в силах прийти в храм. На этом разговор был окончен.

Через год, по рассказу священника, в тот храм, где произошел судьбоносный разговор, ко времени богослужения вошла свежего вида немолодая, но миловидная улыбающаяся женщина в шляпке. Она выискивала в толпе кого-то. Когда она увидела священника, радостно подошла к нему, взяла благословение и начала благодарить. Тот не сразу узнал в ней женщину, которую год назад, умирающую, привели под руки для, скорее всего, последней беседы.

Оказалось, что по приезде домой, куда врачи выписали ее умирать, она стала в точности выполнять благословение: каждый день читала канон, старалась вызвать в себе раскаяние, прилежно исповедовалась и причащалась. Через полгода она уже перестала нуждаться в поддержке со стороны родственников, стала сама выбираться в храм, наладился аппетит, а рак отступил. Но это еще не все. За этот год обе ее дочери встретили свою любовь, поправили дела, и в их жизни произошло столько благоприятных событий, сколько в течение всей жизни не происходило. Господь с радостью принял кающуюся и поспешил одарить и ее, и близких Своими богатыми милостями.

Сила молитвы

Покаяние, как говорят, второе Крещение. А Крещение, как известно, смывает с человека все грехи (равно как и монашество или пострижение в инока). Если быть честным перед собой и Создателем, то искреннее чтение канона покаяния отмоет всю грязь с души человека и подарит ей свободу для жизни в любви, добре и для вечного Царства Божия.



gastroguru © 2017