Основные законы диалектики. Качество и количество

Переход количества в качество

Основа закона - взаимосвязь двух свойств - качества и количества .

Для описания, любое явление можно "расщепить" на качественную и количественную определенности .

Качество выделяет вещь от других, а количество связывает .

Несмотря на существенные различия, количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета.

При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий - непрерывности и скачка .

  • непрерывность в развитии - стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего.
  • скачок - стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.

Выделяют следующие виды скачков :

  • по масштабу качественных изменений: внутрисистемные (частные) и межсистемные (коренные);
  • по направленности происходящих изменений: прогрессивные (ведущие к возникновению более высокого качества) и регрессивные (ведущие к снижению уровня структурной организации объекта);
  • по характеру обусловливающих противоречий: спонтанные (разрешение внутренних противоречий) и индуцированные (в результате воздействия внешних факторов).

В термодинамике неравновесных процессов (И.Пригожин , Бельгия) центральным является представление о бифуркациях. Скачки происходят в точках бифуркаций - критических состояниях системы, при которых система становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. Примером неустойчивого состояния, ведущего к бифуркации, является положение в стране во время революции. Так как направление скачка определяется флуктуациями, будущее в принципе не предсказуемо, в то же время любой человек, вообще говоря, может определить ход истории. Скачки в точках бифуркации приводят как к прогрессу, так и к регрессу.

В теории катастроф (Р.Том, Франция; В. И. Арнольд, Россия), внимание сосредоточено на таком важном аспекте, как возможность возникновения скачков (катастроф) в качестве внезапного ответа на небольшие, плавные изменения внешних условий. Она применялась к исследованию сокращений сердца, в оптике, эмбриологии, лингвистике, экспериментальной психологии, экономике, гидродинамике, геологии и теории элементарных частиц. На основе теории катастроф проводится исследование устойчивости кораблей, моделирование деятельности мозга и психических расстройств, восстаний заключённых в тюрьмах, поведения биржевых игроков, влияния алкоголя на водителей транспортных средств.

Два описанных направления вместе с другими (Г.Хакен, Германия; С. П. Курдюмов и Е. Н. Князева, Россия) принято рассматривать как новое междисциплинарное научное направление, называемое синергетикой . Предложены различные схемы взаимоотношений между диалектикой и синергетикой, в том числе представления о синергетике как составной части диалектики или о перерастании диалектики в синергетику.

Примеры

  • Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия
  • Таблица Менделеева : добавление 1 электрона для химического элемента приводит к качественному изменению химических и физических свойств

Примеры меры и скачка

Примечания

См. также

  • Гераклит Эфесский : «Из Единого все происходит и из всего - Единое»

Ссылки

  • Еще немного о законе перехода количества в качество, В.В. Митрофанов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Переход количества в качество" в других словарях:

    Один из осн. законов материалистич. диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количеств. изменений достигает определ. предела. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм развития.… … Философская энциклопедия

    Переход процесс перемещения из одного положения либо состояния к другому; а также место, пригодное или предназначенное для такого перемещения: Содержание 1 В строительстве 2 Перемещение 3 В физике … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Качество. Качество философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему… … Википедия

    КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО - традиционные философские категории из числа десяти предикаментов, список которых восходит к Категориям и Топике Аристотеля. Качество, или какое, по Аристотелю, может рассматриваться в четырех разных смыслах: 1) устойчивые или преходящие… … Современный философский словарь - КАЧЕСТВО, а, ср. 1. Совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определённость (спец.). Категории качества и количества. Переход в новое к. 2. То или иное свойство, признак … Толковый словарь Ожегова

    Один из основных законов материалистической диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определённого предела. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм …

    Философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. К. отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое… … Большая советская энциклопедия


Закон диалектической противоречивости (единства и борьбы противоположностей)

Законы диалектики.

Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип противоречия. По Гегелю каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить эту тождественность. Противоречие, борьба между едиными -тождественностью и отличием - приводит, по Гегелю, к изменению предмета – движению.

Различие – это сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Каждое явление и тождественно себе, и в то время отличается от самого себя, так как постоянно изменяется. Тождество и различие представляют собой нечто цельное только в своем единстве.

Диалектический характер развития подразумевает также наличие в его динамике резких переходов от одной стадии к другой, перерывов постепенности, скачков. Последние всегда связаны с моментом разрешения противоречия, в результате чего предмет либо погибает, либо обретает новое качество. Скачок присущ любой материальной системе – это переход системы от одного качества в другое. Скачок – это момент или стадия. Различают скачки:

По формам движения материи (механические, физические, химические, биологические, социальные);

По времени протекания – скачок-взрыв и постепенный скачок, свойственный системам с гибкой структурой;

Одинарные и комплексные;

Коренные и некоренные скачки;

Глобальные и локальные;

Необходимые и случайные;

Прогрессивные, регрессивные и одноуровневые.

Закон единства и борьбы противоположностей является законом не только бытия, но и познания. Познание есть активное взаимодействие объекта и субъекта на основе практики. Сам познавательный процесс есть единство противоположностей: чувственного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики.

Механизм такого перехода выражает другой диалектический принцип (закон) - взаимосвязи количественных и качественных изменений. Его формулировка такова: количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают границу меры предмета и вызывают смену его качества, осуществляющуюся в скачкообразной форме. Изменение качества в своей основе – это прибавление или убавление вещества, энергии. Но существует и обратный процесс: качество в количество. При этом качество:

1. определяет характер и направление количественных изменений,



2. оказывает существенное влияние на скорость протекания количественных изменений,

3. определяет меру данного явления.

Таким образом, закон обусловливает качественные изменения количественными и в своей определяемости количества качеством. Качество – это свойство - способность вещи проявлять свою сущность при взаимодействии с другими вещами. Любая материальная система обладает значительным количеством свойств. Качество – это система важнейших, необходимых свойств предметов – на феноменологическом уровне, на сущностном уровне – качество – это целостность, тождественная внутренней определённости объекта.

Качество – это внешняя и внутренняя определённость, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, чем они есть.

Количество – совокупность таких изменений в материальной системе, которые не тождественны изменению её сущности.

Каждая категория дополняет друг друга и понимаема в совокупности качество через количество и наоборот (количество как степень развития качества). Категория качества в философии означает совокупность свойств предмета. Парная ей категория количества подразумевает отношение качественно однородных предметов. Мера – как взаимосвязь количества и качества.

Всякий предмет имеет:

Меру непосредственного бытия (например, жидкое состояние воды);

Субстанциональную меру (структурная организация системы: на химическом уровне вода – Н 2 О).

Мера выражается числом (безмерность это тоже мера, но деформированная в количественное отношение). Другими словами, мера - это те границы, те пределы, внутри которых количественные изменения не вызывают смену качества, т.е. предмет остается самим собой. У всякого предмета есть как количественные, так и качественные характеристики, а, следовательно, есть и мера. Но чтобы ее увидеть, нужно заставить предмет изменяться. Если, допустим, размеры данной книги уменьшить в пару раз, ее основное качество сохранится - ее все еще можно будет читать. А вот если уменьшить ее раз в сто, то пригодной для чтения она быть перестанет и, следовательно, свое главное качество потеряет. То же верно и при увеличении количественных параметров данного предмета. Границы же, или пределы количественных изменений, где книга будет оставаться книгой, и являются ее мерой.

Нарушение границы меры означает смену качества (чрезмерная осторожность превращается в трусость, бережливость - в скупость, щедрость - в мотовство и т.д.). Для ее обозначения используется понятие скачок, которым подчеркивается резкость, катастрофичность происшедшей перемены. Что, впрочем, не следует понимать слишком буквально. Появление, например, новой биологической группы надвидового ранга (типа, класса, отряда) может занимать миллионы лет. Хотя это тоже, несомненно, макроэволюционный скачок. Его растянутость во времени не должна вводить в заблуждение: это для человека миллион лет - почти что вечность, а для биосферы в целом - лишь мгновение.

Число есть чистейшее известное нам количественное определение. Но оно полно качественных различий. Гегель, количество и единица, умножение, деление, возведение в степень, извлечение корня. Благодаря этому получаются уже - на что не указывает Гегель - качественные различия: получаются первичные числа и произведения, простые корни и степени. 16 не есть просто сумма 16 единиц, оно также квадрат 4 и биквадрат 2. Мало того, первичные числа сообщают числам, получившимся путем умножения их на другие числа, новые определенные качества: только четные числа делятся на два, то же самое относится к 4 и 8. Для деления на три мы имеем правило о сумме цифр. То же самое в случае 9 и 6, где это сливается также со свойством четного числа. Для 7 - особый закон. На этом основываются фокусы с числами, которые не знающим арифметики кажутся непонятными. Поэтому то, что говорит Гегель (III, стр. 237) о бессмысленности арифметики, не верно. Ср. однако: «Мера».

Математика, говоря о бесконечно большом и бесконечно малом, вводит количественное различие, принимающее даже вид неустранимой качественной противоположности. Количества, которые так колоссально отличны друг от друга, что между ними прекращается всякое рациональное отношение, всякое сравнение, становятся количественно несоизмеримыми. Обычная несоизмеримость круга и прямой линии является также диалектическим качественным различием, но здесь именно количественное различие однородных величин возвышает качественное различие до несоизмеримости.

Число . Отдельное число получает известное качество уже в числовой системе, поскольку это 9 не есть просто суммированная девять раз 1, а основание для 90, 99, 900000 и т. д. Все числовые законы зависят от положенной в основу системы и определяются ею. В двоичной и троичной системе 2х2 не = 4, а = 100 или = 11. В каждой системе с нечетным основным числом исчезает различие четных и нечетных чисел. Например, в пятеричной системе 5 = 10, 10 = 20, 15 = 30. Точно так же в этой системе число Зn, как и произведения (6 = 11, 9 = 14) на 3 либо 9. Таким образом, коренное число определяет не только качество себя самого, но и всех прочих чисел.

В случае степеней дело идет еще дальше: каждое число можно рассматривать как степень всякого другого числа - существует столько систем логарифмов, сколько имеется целых и дробных чисел (Ф. Энгельс, Диалектика природы, стр. 47 - 48, 1932 г. )

Примеры из области физики и химии

1. Закон перехода количества в качество и обратно. Закон этот мы можем для своих целей выразить таким образом, что в природе могут происходить качественные изменения - точно определенным для каждого отдельного случая способом - лишь путем количественного прибавления, либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии).

Все качественные различия в природе основываются либо на различном химическом составе, либо на различных количествах или формах движения (энергии), либо - что имеет место почти всегда - на том и другом. Таким образом, невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнимания материи либо движения, т. е. без количественного изменения этого тела. В этой форме таинственное гегелевское положение не только приобретает рациональный вид, но кажется вполне ясным.

Нет никакой нужды указывать на то, что и различные аллотропические и агрегатные состояния тел, зависящие от различной группировки молекул, основываются на большем или меньшем количестве движения, сообщенного телу.

Но что сказать об изменении формы движения или так называемой энергии? Ведь когда мы превращаем теплоту в механическое движение, или наоборот, то здесь качество изменяется, а количество остается тем же самым? Это верно, но относительно изменения формы движения можно сказать то, что говорит Гейне о пороке: добродетельным может быть каждый про себя, для порока всегда необходимы два субъекта. Изменение формы движения является всегда процессом, происходящим, по меньшей мере, между двумя телами, из которых одно теряет определенное количество движения такого-то качества (например, теплоту), а другое приобретает соответствующее количество движения такого-то другого качества (механическое движение, электричество, химическое разложение). Следовательно, количество и качество соответствуют здесь друг другу взаимно. До сих пор еще не удалось превратить движение внутри отдельного изолированного тела из одной формы в другую. Здесь речь идет пока только о неорганических телах; этот же самый закон применим и к органическим телам, но он происходит при гораздо более запутанных обстоятельствах, и количественное измерение здесь еще и ныне часто невозможно.

Если мы возьмем любое неорганическое тело и мысленно будем делить его на все меньшие частицы, то сперва мы не заметим никакой качественной перемены. Но так процесс может идти только до известного предела: если нам удастся, как в случае испарения, высвободить отдельные молекулы, то хотя мы и можем в большинстве случаев продолжать и дальше делить эти последние, но при этом происходит полное изменение качества. Молекула распадается на свои отдельные атомы, у которых совершенно иные свойства, чем у нее. У молекул, которые состоят из различных химических элементов, место составной молекулы занимают атомы или молекулы этих элементов, у элементарных молекул появляются свободные атомы, обнаруживающие совершенно отличные по качеству действия: свободные атомы кислорода in statu nascendi играючи производят то, что никогда не сделают связанные в молекулы атомы атмосферного кислорода.

Но и молекула уже отлична качественно от той массы, к которой она принадлежит. Она может совершать независимо от последней движения, в то время как эта масса кажется находящейся в покое; молекула может, например, совершать тепловые колебания; она может, благодаря изменению положения или связи с соседними молекулами, перевести тело в другое, аллотропическое или агрегатное, состояние и т. д.

Таким образом, мы видим, что чисто количественная операция деления имеет границу, в которой она переходит в качественное различие: масса состоит из одних молекул, но она по существу отлична от молекулы, как и последняя, в свою очередь, отлична от атома. На этом-то отличии и основывается обособление механики, как науки о небесных и земных массах, от физики, как механики молекул, и от химии, как физики атомов.

В механике мы не встречаем никаких качеств, а в лучшем случае состояния, как <покой> равновесие, движение, потенциальная энергия, которые все основываются на измеримом перенесении движения и могут быть выражены количественным образом. Поэтому, поскольку здесь происходит качественное изменение, оно обусловливается соответствующим количественным изменением.

В физике тела рассматриваются как химически неизменные или безразличные; мы имеем здесь дело с изменениями их молекулярных состояний и с переменой формы движения, при которой во всех случаях вступают в действие - по крайней мере, на одной из обеих сторон - молекулы. Здесь каждое изменение есть переход количества в качество - следствие количественного изменения присущего телу или сообщенного ему количества движения какой-нибудь формы. «Так, например, температура воды не имеет на первых порах никакого значения по отношению к ее капельно-жидкому состоянию; но при увеличении или уменьшении температуры жидкой воды наступает момент, когда это состояние сцепления изменяется, и вода превращается в одном случае в пар, в другом - в лед» (Hegel , Enzyklopädie, Gesamtausgabe, Band VI, S. 217). Так, необходим определенный минимум силы тока, чтобы платиновая проволока стала давать свет; так, у каждого металла имеется своя теплота плавления; так, у каждой жидкости имеется своя определенная, при данном давлении, точка замерзания и кипения, поскольку мы в состоянии при наших средствах добиться соответствующей температуры; так, наконец, у каждого газа имеется критическая точка, при которой соответствующим давлением и охлаждением можно превратить его в жидкое состояние. Одним словом, так называемые константы физики суть большею частью не что иное, как названия узловых точек, где количественное <изменение> прибавление или убавление движения вызывает качественное изменение в состоянии соответствующего тела, - где, следовательно, количество переходит в качество.

Но открытый Гегелем закон природы празднует свои величайшие триумфы в области химии. Химию можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава. Это знал уже сам Гегель (Hegel , Gesamtausgabe, В. III, S. 433). Возьмем кислород; если в молекулу здесь соединяются три атома, а не два, как обыкновенно, то мы имеем перед собой озон - тело, определенно отличающееся своим запахом и действием от обыкновенного кислорода. А что сказать о различных пропорциях, в которых кислород соединяется с азотом или серой и из которых каждая дает тело, качественно отличное от всех других тел! Как отличен веселящий газ (закись азота N 2 O) от азотного ангидрида (двупятиокиси азота N 2 O 5)! Первый - это газ, второй, при обыкновенной температуре, - твердое кристаллическое тело! А между тем все отличие между ними по составу заключается в том, что во втором теле в пять раз больше кислорода, чем в первом, и между обоими заключаются еще другие окиси азота (NO, N 2 O 3 , N 2 O 7), которые все отличаются качественно от них обоих и друг от друга.

Еще поразительнее обнаруживается это в гомологичных рядах углеродистых соединений, особенно в случае простейших углеводов. Из нормальных парафинов простейший это - метан CH 4 . Здесь 4 единицы сродства атома углерода насыщены 4 атомами водорода. У второго парафина - этапа C 2 H 6 - два атома углерода связаны между собой, а свободные 6 единиц связи насыщены 6 атомами водорода. Дальше мы имеем C 3 H 8 , C 4 H 10 , - словом, по алгебраической формуле, C n H 2 n +2 , так что благодаря прибавлению каждый раз группы CH 2 мы получаем тело, качественно отличное от предыдущего тела. Три низших члена ряда - газы, высший известный нам, гексадекан, C 16 H 34 , это - твердое тело с точкой кипения 270° С. То же самое можно сказать о выведенном (теоретически) из парафинов ряде первичных алкоголей с формулой C n H 2 n +2 O и об одноосновных жировых кислотах (формула C n H 2 n O 2). Какое качественное различие приносит с собой количественное прибавление C 3 H 6 , можно узнать на основании опыта: достаточно принять в каком-нибудь пригодном для питья виде, без примеси других алкоголей, винный спирт C 2 H 6 O, а в другой раз принять тот же самый винный спирт, но с небольшой примесью амильного спирта C 5 H 12 O, являющегося главной составной частью гнусного сивушного масла. На следующее утро наша голова почувствует, к ущербу для себя, разницу между обоими случаями, так что можно даже сказать, что охмеление и следующее за ним похмелье от сивушного масла (главная составная часть которого, как известно, амильный спирт) является тоже перешедшим в качество количеством: с одной стороны, винного спирта, а с другой - прибавленного к нему C 3 H 6 .

В этих рядах гегелевский закон выступает перед нами еще в другой форме. Нижние члены его допускают только одно-единственное взаимное расположение атомов. Но если число объединяющихся в молекулу атомов достигает некоторой определенной для каждого ряда величины, то группировка атомов в молекулы может происходить несколькими способами: могут появиться два или несколько изомеров, заключающих в молекуле одинаковое число атомов С, Н, O, но качественно различных между собой. Мы в состоянии даже вычислить, сколько подобных изомеров возможно для каждого члена ряда. Так, в ряду парафинов для C 4 H 10 существуют два изомера, для C 5 H 12 - три; для высших членов число возможных изомеров возрастает очень быстро <как это также можно вычислить>. Таким образом, опять-таки количество атомов в молекуле обусловливает возможность, а также - поскольку это показано на опыте - реальное существование подобных качественно различных изомеров.

Мало того. По аналогии с знакомыми нам в каждом из этих рядов телами мы можем строить выводы о физических свойствах неизвестных нам еще членов такого ряда и предсказывать с некоторой степенью уверенности - по крайней мере, для следующих за известными нам членами тел - эти свойства, например точку кипения и т. д.

Наконец, закон Гегеля имеет силу не только для сложных тел, но и для самих химических элементов. Мы знаем теперь, «что химические свойства элементов являются периодической функцией атомных весов» (Roscoe - Schorlemmer , Ausführliches Lehrbuch der Chemie, II Band, S. 823), что, следовательно, их качество обусловлено количеством их атомного веса. Это удалось блестящим образом подтвердить. Менделеев показал, что в рядах сродных элементов, расположенных по атомным весам, имеются различные пробелы, указывающие на то, что здесь должны быть еще открыты новые элементы. Он наперед описал общие химические свойства одного из этих неизвестных элементов, - названного им экаалюминием, потому что в соответствующем ряду он следует непосредственно за алюминием, - и предсказал приблизительным образом его удельный и атомный вес и его атомный объем. Несколько лет спустя Лекок-де-Буабодран действительно открыл этот элемент, и оказалось, что предсказания Менделеева оправдались с незначительными отклонениями: экаалюминий воплотился в галлий (там же, стр. 828). Менделеев, применяя бессознательно гегелевский закон о переходе количества в качество, совершил научный подвиг, который смело можно поставить рядом с открытием Леверрье, вычислившего орбиту еще неизвестной планеты - Нептуна.

Этот самый закон подтверждается на каждом шагу в биологии и в истории человеческого общества, но мы предпочитаем ограничиваться примерами из области точных наук, ибо здесь количество можно указать и точно измерить.

Весьма вероятно, что те самые господа, которые до сих пор ославляли закон перехода количества в качество как мистицизм и непонятный трансцендентализм, теперь найдут нужным заявить, что это - само собой разумеющаяся, банальная и плоская истина, что они ее применяли уже давно и что, таким образом, им не сообщают здесь ничего нового. Но установление впервые всеобщего закона развития природы, общества и мысли в форме общезначимого начала останется навсегда подвигом всемирно-исторического значения. И если эти господа в течение многих лет позволяли количеству переходить в качество, не зная того, что они делали, то им придется искать утешения вместе с мольеровским господином Журданом, который тоже всю свою жизнь говорил прозой, не догадываясь об этом [В рукописи следует после этого страница с выдержками из «Логики» Гегеля о «ничто» в «отрицании», далее три страницы с вычислениями формул законов движения.]. (Ф. Энгельс, Диалектика природы, стр. 125 - 129, 1932 г. )

Всеобщность закона перехода количества в качество

Мы должны быть благодарны г. Дюрингу за то, что он, в виде исключения, покидает возвышенный и благородный стиль, чтобы дать нам, по крайней мере, два примера превратного учения Маркса о логосе.

«Разве не комична, например, ссылка на смутно-туманное представление Гегеля о том, что количество переходит в качество и что поэтому сумма денег, достигшая известных пределов, становится, благодаря одному этому количественному увеличению, капиталом?»

Конечно, в таком «очищенном» г. Дюрингом изложении эта мысль довольно курьезна. Но посмотрим, что написано в оригинале у Маркса. На стр. 313 (2-е изд. «Капитала») Маркс выводит из предшествующего исследования о постоянном и переменном капитале и о прибавочной стоимости заключение, что «не всякая произвольная сумма денег или каких бы то ни было стоимостей может быть превращена в капитал; но что для такого превращения в руках отдельного владельца денег или товаров должен находиться известный минимум денег или каких-нибудь меновых стоимостей». Он, далее, говорит, что если, например, в какой-либо отрасли труда рабочий в среднем работает 8 часов на самого себя, т. е. для воспроизведения стоимости своей заработной платы, а следующие четыре часа - на капиталиста, для производства притекающей в карман последнего прибавочной стоимости, то в этом случае хозяин, чтобы жить, при помощи присвояемой им прибавочной стоимости, так как существуют его рабочие, - уже должен располагать такой суммой стоимостей, которая была бы достаточна для снабжения двух рабочих сырым материалом, орудиями труда и заработной платой. А так как капиталистическое производство имеет своей целью не просто поддержание жизни, но увеличение богатства, то хозяин с двумя рабочими все еще не капиталист. Чтобы жить хотя бы вдвое лучше, чем обыкновенный рабочий, и иметь возможность превращать половину произведенной прибавочной стоимости в капитал, он уже должен быть в состоянии нанимать 8 рабочих, т. е. владеть суммой в 4 раза большей, чем в первом случае. И только после этих, и притом еще более подробных, рассуждений для освещения и обоснования того факта, что не каждая любая незначительная сумма стоимости достаточна для превращения ее в капитал и что в этом отношении каждый период развития и каждая отрасль промышленности имеет свою минимальную границу, - только после всего этого Маркс замечает: «Здесь, как и в естествознании, подтверждается верность открытого Гегелем в его «Логике» закона, что чисто количественные изменения в известном пункте переходят в качественные различия».

А теперь можно насладиться более возвышенным и благородным стилем, которым пользуется г. Дюринг, приписывая Марксу противоположное тому, что он сказал в действительности. Маркс говорит: тот факт, что сумма стоимости может превратиться в капитал лишь тогда, когда достигнет известной, хотя и различной в зависимости от обстоятельств, но в каждом данном случае определенной минимальной величины, - этот факт является доказательством правильности гегелевского закона. Дюринг же навязывает Марксу следующее утверждение: так как , согласно закону Гегеля, количество переходит в качество, то «поэтому известная сумма денег, достигнув определенной границы, становится... капиталом». Следовательно, как раз наоборот.

С обыкновением неверно цитировать, «в интересах полной истины» и «во имя обязанностей перед свободной от цеховых уз публикой», мы познакомились уже при разборе г. Дюрингом произведений Дарвина. Чем дальше, тем больше такой прием оказывается необходимо присущим философии действительности и во всяком случае представляет весьма «суммарный прием». Я не говорю уже о том, что г. Дюринг приписывает Марксу, будто бы он говорит о любой затрате, тогда как речь идет лишь о такой затрате, которая употреблена на сырой материал, орудия труда и заработную плату; таким путем г. Дюринг заставляет Маркса говорить чистую бессмыслицу. И после этого он еще осмеливается находить комичной им же самим изготовленную нелепость. Как он сотворил фантастического Дарвина, чтобы на нем испробовать свою силу, так и в этом случае он состряпал фантастического Маркса. Воистину «изложение истории в высоком стиле».

Мы видели уже выше в мировой схематике, что с этой гегелевской узловой линией количественных отношений, по смыслу которой на известных пунктах количественного изменения внезапно наступает качественное превращение, г. Дюринга постигло маленькое несчастье, именно, что он в эту минуту слабости сам признал и применил ее. Мы при этом случае привели один из известнейших примеров - пример изменяемости агрегатных состояний воды, которая при нормальном атмосферном давлении и при температуре 0° С переходит из жидкого состояния в твердое, а при 100° С - из жидкого в газообразное, так что, следовательно, на этих обоих поворотных пунктах простое количественное изменение температуры приводит к качественному изменению воды.

Мы могли бы привести как из природы, так и из жизни человеческого общества еще сотни подобных фактов для доказательства этого закона. Так, например, в «Капитале» Маркса, в 4-м отделе (производство относительной прибавочной стоимости, кооперация, разделение труда и мануфактура, машины и крупная промышленность) упоминается множество случаев, в которых количественное изменение преобразует качество вещей и точно так же качественное преобразование изменяет количество их, так что, употребляя ненавистное для г. Дюринга выражение, «количество переходит в качество, и наоборот». Таков, например, факт, что кооперация многих лиц, слияние многих отдельных сил в одну общую силу создает, говоря словами Маркса, «новую силу», которая существенно отличается от суммы составляющих ее отдельных сил.

Ко всему этому Маркс в том месте, которое г. Дюринг в интересах истины вывернул наизнанку, прибавил еще следующее примечание: «Примененная в современной химии, впервые научно развитая Лораном и Жераром молекулярная теория основывается именно на этом законе». Но что значит это для г. Дюринга? Ведь он знает, что «в высокой степени современные образовательные элементы естественнонаучного метода мышления отсутствуют именно там, где, как у г. Маркса и его соперника Лассаля, полузнание и некоторое философствование составляют скудную научную амуницию». Напротив того, у Дюринга в основе лежат «главные завоевания точного знания в области механики, физики, химии» и т. д., а в каком виде, мы это уже видели. Но чтобы и третьи лица могли составить себе мнение об этом, мы намерены рассмотреть ближе пример, приведенный в названном примечании Маркса.

Там идет речь о гомологических рядах углеродистых соединений, из которых уже очень многие известны и из которых каждое имеет свою собственную алгебраическую формулу состава. Если мы, как это принято в химии, обозначим атом углерода через С, атом водорода - через Н, атом кислорода - через О, а число заключающихся в каждом соединении атомов углерода через n, то мы можем представить молекулярные формулы для некоторых из этих рядов в таком виде:

C n H 2 n +2 - ряд нормальных парафинов. C n H 2 n +2 O - ряд первичных спиртов. C n H 2 n O 2 - ряд одноосновных жирных кислот.

Если мы возьмем в виде примера последний из этих рядов и примем последовательно n = 1, n = 2, n = 3 и т. д., то получим следующий результат (отбрасывая изомеры):

CH 2 O 2 - муравьиная кисл. - точка кип. 100°, точка плавл. 1°.

C 2 H 4 O 2 - уксусная кисл. - » » 118°, » » 17°.

C 3 H 6 O 2 - пропионовая кисл. - » » 140°, » » -

C 4 H 8 O 2 - масляная кисл. - » » 162°, » » -

C 5 H 10 O 2 - валериановая кисл. - » » 175°, » » -

и т. д. до C 30 H 60 O 2 - мелиссиновая кислота, которая расплавляется только при 80° и не имеет вовсе точки кипения, так как она вообще не может улетучиться, не разрушаясь.

Здесь мы видим, таким образом, целый ряд качественно различных тел, образованных простым количественным прибавлением элементов, притом всегда в одном и том же отношении. В наиболее чистом виде это явление выступает там, где все составные элементы изменяют свое количество в одинаковом отношении, как, например, в нормальных парафинах C n H 2 n +2: самый низший из них метан CH 4 - газ; высший же из известных гексадекан C 16 H 34 - твердое тело, образующее бесцветные кристаллы, плавящиеся при 21° и кипящие только при 278°. В том и другом ряде каждый новый член образуется прибавлением CH 2 , т. е. одного атома углерода и двух атомов водорода, к молекулярной формуле предыдущего члена, и это количественное изменение молекулярной формулы образует каждый раз качественно отличное тело.

Но эти ряды представляют только особенно наглядный пример: почти повсюду в химии, например, на различных окисях азота, на различных кислотах фосфора или серы, мы можем видеть, как «количество переходит в качество», и этим мнимо запутанное «туманное представление Гегеля», так сказать, может быть нащупано в вещах и явлениях, причем, однако, никто не остается запутанным и туманным, кроме г. Дюринга. И если Маркс первый обратил внимание на это явление и если г. Дюринг прочел это, ничего не поняв (ибо иначе он, конечно, не позволил бы себе своей неслыханной дерзости), то этого достаточно, чтобы, и не заглядывая более в знаменитую дюрингову «Натурфилософию», выяснить, кому недостает «в высокой степени современных образовательных элементов естественнонаучного метода мышления» - Марксу или г. Дюрингу, и кто из них не обладает достаточным знакомством с главными основаниями химии.

В заключение мы намерены призвать еще одного свидетеля в пользу превращения количества в качество, именно Наполеона. Последний следующим образом описывает бой плохо ездившей верхом, но дисциплинированной французской кавалерии с мамелюками, этими в то время безусловно лучшими в единоборстве, но недисциплинированными всадниками: «Два мамелюка безусловно превосходили трех французов; 100 мамелюков были равноценны 100 французам; 300 французов обыкновенно одерживали верх над 300 мамелюками, а 1000 французов уже всегда разбивали 1500 мамелюков». Подобно тому как у Маркса определенный, хотя и изменчивый, минимум суммы меновой стоимости необходим, чтобы сделать возможным ее превращение в капитал, точно так же у Наполеона известная минимальная величина конного отряда необходима, чтобы дать проявиться силе дисциплины, заключающейся в сомкнутом строю и планомерности действия, и чтобы подняться до превосходства даже над более значительными массами иррегулярной кавалерии, лучше сражающейся и лучше ездящей верхом и, по крайней мере, столь же храброй. Не говорит ли это что-либо против г. Дюринга? Разве Наполеон не пал позорно в борьбе с Европой? Разве он не терпел поражение за поражением? А почему? He потому ли, что он ввел запутанное и туманное представление Гегеля в кавалерийскую тактику! (Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, стр. 88 - 91, 1932 г. )

Примеры из области общественного производства

Та форма труда, при которой много лиц планомерно и совместно участвуют в одном и том же процессе труда или в разных, но связанных между собою процессах труда, называется кооперацией .

Подобно тому как сила нападения эскадрона кавалерии или сила сопротивления полка пехоты существенно отличны от суммы тех сил нападения и сопротивления, которые способны развить отдельные кавалеристы и пехотинцы, точно так же и механическая сумма сил отдельных рабочих отлична от той общественной силы, которая развивается, когда много рук участвуют одновременно в выполнении одной и той же нераздельной операции, когда, напр., требуется поднять тяжесть, вертеть ворот, убрать с дороги препятствие. Во всех таких случаях результат комбинированного труда или вовсе не может быть достигнут единичными усилиями, или может быть осуществлен лишь в течение много более «продолжительного времени, или же лишь в карликовом масштабе. Здесь дело идет не только о повышении индивидуальной производительной силы путем кооперации, но и о создании новой производительной силы, которая по самой своей сущности есть массовая сила.

Но и помимо той новой силы, которая возникает из слияния многих сил в одну общую, при большинстве производительных работ уже самый общественный контакт вызывает соревнование и всеобразное повышение жизненной энергии (animal spirits), увеличивающее индивидуальную дееспособность отдельных лиц. Вследствие этого 12 лиц в течение одного совместного рабочего дня в 144 часа произведут гораздо больше продукта, чем двенадцать изолированных рабочих, работающих по 12 часов каждый, или один рабочий в течение двенадцати последовательных дней труда. Причина этого заключается в том, что человек по самой своей природе есть животное, если и не политическое, как думал Аристотель, то во всяком случае общественное.

Хотя многие одновременно или совместно совершают одну и ту же или однородную работу, тем не менее индивидуальный труд каждого отдельного лица как часть совокупного труда может представлять различные фазы известного процесса труда, через которые обрабатываемый предмет, вследствие кооперации, пробегает быстрее. Так, напр., если каменщики образуют последовательный ряд для того, чтобы передавать кирпичи от основания строящегося здания до его вершины, то каждый из них делает одно и то же, и тем не менее их отдельные операции представляют непрерывные ступени одной общей операции, особые фазы ее, которые каждый кирпич должен пройти в процессе труда и благодаря которым кирпич, пройдя через две дюжины рук коллективного рабочего, скорее доставляется на место, чем в том случае, если бы его переносили две руки единичного рабочего, то поднимающегося на леса, то спускающегося с них. Предмет труда пробегает то же самое пространство в более короткое время. С другой стороны, комбинированный труд осуществляется и в том случае, если, напр., к постройке здания приступают одновременно с разных концов, хотя бы кооперирующие работники совершали при этом один и тот же или однородный труд. При комбинированном рабочем дне в 144 часа предмет труда подвергается обработке одновременно с разных сторон, так как комбинированный или коллективный рабочий имеет глаза и руки и спереди и сзади, обладает в известной мере вездесущием. При этом совокупный продукт подвигается к своему окончанию быстрее, чем в двенадцать двенадцатичасовых рабочих дней более или менее изолированных рабочих, которые вынуждены приступать к предмету труда более односторонне. Здесь одновременно созревают пространственно различные части продукта.

Мы подчеркиваем, что многие дополняющие друг друга рабочие совершают одинаковую или однородную работу, так как эта простейшая форма совместного труда играет крупную роль и в наиболее развитых видах кооперации. Если процесс труда сложен, то уже один факт объединения значительной массы совместно работающих позволяет распределить различные операции между различными рабочими, следовательно, совершать их одновременно и таким образом сократить рабочее время, необходимое для изготовления совокупного продукта.

Во многих отраслях производства бывают критические моменты, т. е. известные, определяемые самою природою рабочего процесса периоды времени, в течение которых необходимо должен быть достигнут определенный трудовой результат. Если требуется, напр., остричь стадо овец или сжать и убрать известное количество моргенов хлеба, то количество и качество получаемого продукта зависит от того, будет ли данная операция начата и закончена в известный момент времени. Промежуток времени, в течение которого должен быть совершен процесс труда, предопределен здесь заранее, как, напр., при ловле сельдей. Отдельный человек не может выкроить из суток больше одного рабочего дня, скажем, в 12 часов, тогда как кооперация из 100 человек расширяет двенадцатичасовой день в рабочий день, вмещающий в себе 1200 часов. Краткость срока труда компенсируется величиной массы труда, выбрасываемой в решительный момент на арену труда. Своевременное получение результата зависит здесь от одновременного применения многих комбинированных рабочих дней, размеры полезного эффекта - от числа рабочих; последнее, однако, всегда менее числа тех рабочих, которые, работая изолированно, смогли бы в течение того же самого времени произвести ту же самую работу. Недостаток в такого рода кооперации является причиной, почему на западе Соединенных штатов ежегодно пропадает масса хлеба, а в тех частях Ост-Индии, где английское владычество разрушило старую общину, - масса хлопка.

Кооперация, с одной стороны, позволяет расширять пространственную сферу труда и потому при известных процессах труда ее требует уже самое расположение предметов труда в пространстве; так напр., она необходима при осушительных работах, постройке плотин, работах по орошению, при проведении каналов, грунтовых, железных дорог и т. п. С другой стороны, кооперация позволяет относительно, т. е. по сравнению с масштабом производства, пространственно сузить область производства. Это ограничение пространственной сферы труда при одновременном расширении сферы его воздействия, позволяющее сберечь значительную часть непроизводительных издержек производства (faux frais), порождается сосредоточением массы рабочих, слиянием различных процессов труда и концентрацией средств производства.

По сравнению с равновеликой суммой отдельных индивидуальных рабочих дней комбинированный рабочий день производит большие массы потребительных стоимостей и уменьшает поэтому рабочее время, необходимое для достижения известного полезного эффекта. В каждом отдельном случае такое повышение производительной силы труда может достигаться различными способами: или повышается механическая сила труда, или расширяется пространственно сфера ее воздействия, или арена производства пространственно суживается по сравнению с масштабом производства, или в критический момент приводится в движение большое количество труда в течение короткого промежутка времени, или пробуждается соперничество отдельных лиц и напрягается их animal spirit (жизненная энергия), или однородные операции многих людей получают печать непрерывности и многосторонности, или различные операции начинают выполняться одновременно, или средства производства экономизируются благодаря их совместному употреблению, или индивидуальный труд приобретает характер среднего общественного труда. Но во всех этих случаях специфическая производительная сила комбинированного рабочего дня есть общественная производительная сила труда, или производительная сила общественного труда. Она возникает из самой кооперации. В планомерном сотрудничестве с другими рабочий стирает индивидуальные границы и развивает свои родовые потенции. (К. Маркс, Капитал, т. I , стр. 243 - 246, Партиздат, 1932 г. )

Простое сложение крестьянских орудий в недрах колхозов дает резкое повышение производительности труда

В своем недавнем выступлении в печати («Год великого перелома») я развивал известные аргументы за превосходство крупного хозяйства в земледелии перед мелким хозяйством, имея в виду крупные совхозы. Нечего и доказывать, что все эти аргументы относятся целиком и полностью и к колхозам как к крупным хозяйственным единицам. Я говорю не только о колхозах развитых, имеющих машинно-тракторную базу, но и о колхозах первичных, представляющих, так сказать, мануфактурный период колхозного строительства и опирающихся на крестьянский инвентарь. Я имею в виду те первичные колхозы, которые создаются ныне в районах сплошной коллективизации и которые опираются на простое сложение крестьянских орудий производства. Взять, например, колхозы в районе Хопра в бывшей Донской области. С виду эти колхозы как будто бы не отличаются с точки зрения техники от мелкого крестьянского хозяйства (мало машин, мало тракторов). А между тем простое сложение крестьянских орудий в недрах колхозов дало такой эффект, о котором и не мечтали наши практики. В чем выразился этот эффект? В том, что переход на рельсы колхозов дал расширение посевной площади на 30, 40 и 50%. Чем объяснить этот «головокружительный» эффект? Тем, что крестьяне, будучи бессильны в условиях индивидуального труда, превратились в величайшую силу, сложив свои орудия и объединившись в колхозы. Тем, что крестьяне получили возможность обработать трудно обрабатываемые в условиях индивидуального труда заброшенные земли и целину. Тем, что крестьяне получили возможность взять целину в свои руки. Тем, что получилась возможность пустить в ход пустыри, отдельные клочки, межи и т. д. и т. п. (И. Сталин, Вопросы ленинизма, стр. 449 - 450. изд. 9-е. )

Скачок

«От механики с ее давлением и толчком до связи ощущений и мыслей простирается одна единая и единственная скала промежуточных состояний». Это утверждение освобождает г. Дюринга от необходимости сказать что-нибудь более подробное о возникновении жизни; между тем от мыслителя, который проследил развитие мира вплоть до равного самому себе состояния и который чувствует себя, как дома, на других мировых телах, мы вправе были бы ожидать, что он и здесь знает настоящее слово. Впрочем, само это утверждение, если не дополнить его упомянутой уже гегелевской узловой линией отношений меры, верно лишь наполовину. При всей постепенности переход от одной формы движения к другой является всегда скачком, решающим поворот. Таков переход от механики небесных тел к механике небольших масс на них; таков переход от механики масс к механике молекул, обнимающей движения, которые мы изучаем в том, что́ называют физикой в собственном смысле слова: теплота, свет, электричество, магнетизм, точно так же переход от физики молекул к физике атомов - химии - совершается посредством решительного скачка; еще более относится это к переходу от обыкновенного химического действия к химизму белков, называемому нами жизнью. Внутри сферы жизни скачки делаются все более редкими и незаметными. Таким образом, опять-таки Гегель должен поправлять господина Дюринга. (Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, стр. 46, 1932 г. )

Чем отличается диалектический переход от недиалектического? Скачком. Противоречивостью. Перерывом постепенности. Единством (тождеством) бытия и небытия. («Ленинский сборник» XII , стр. 237. )

КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ КАЧЕСТВА, КОЛИЧЕСТВА, МЕРЫ

Каждая вещь обладает бесчисленным множеством свойств, которые указывают на ее сходство с другими вещами и на ее отличие от них. Свойства, присущие вещи, характеризуют ее с двух сторон: одни показывают то, что собой представляет вещь, другие выражают ее величину.

Совокупность свойств, указывающих на то, что собой вещь представляет, чем она является, составляет ее качество. Совокупность же свойств, характеризующих величину вещи ее размеры, составляет количество.

Каждый предмет обладает своим, присущим только ему качеством. Но он обладает не только этим специфическим качеством, но и бесконечным множеством других качеств, общих с другими предметами. Например, человек обладает качествами протяженности, тяжести, обмена веществ, наследственности и т. д. Эти качества характеризуют не только человека, но и другие тела, они, по существу, являются качествами материи вообще, вещества вообще, живого вообще и т. д. Когда говорят о качестве предмета, имеют в виду обычно специфическое качество данного предмета, которое у него всегда одно.

Наряду с качеством, каждая вещь обладает и количественными характеристиками, они обязательно имеют какую-то величину, какой-то объем, массу и т. д. В обществе, например, имеется определенная степень развития производительных сил и производственных отношений, количество населения, количество производимых продуктов и т. д.; химическое вещество может быть в количестве одной молекулы, 100, 1000 молекул, одного грамма, одного килограмма и т. д. Вода может иметь температуру 10 о С, 20 о С, 30 о С и т. д., здание может иметь 1, 2, 3 и т. д. этажа. По мере развития науки происходит переход от качественного описания явлений к выражению их в точной количественной, математической форме. Одно дело такая характеристика воды, как более холодная или менее холодная, и другое дело - точное измерение ее термометром.

Вплоть до начала XIX в. в физике преобладало качественное описание явлений электричества. В дальнейшем происходит познание количественных характеристик, отношений электрических явлений, выражаемых в форме, например, закона Ома, Джоуля, а еще позднее в 60 - 70 гг. в математической теории электрических явлений - электродинамики Максвелла.

Будучи связано с относительным покоем, качество всегда обладает определенной устойчивостью, количество связано с абсолютным движением, в силу чего оно постоянно меняется - возрастает, уменьшается. Однако изменения количественной стороны имеют определенные рамки или границы. То или иное тело можно увеличивать или уменьшать, но не безгранично, в частности, дойдя при делении до одной молекулы, мы получим новое качество. Об одной молекуле, в частности, нельзя сказать, находится ли она в жидком, твердом или газообразном состоянии. Далее, любой материал может выдерживать разнообразные нагрузки на растяжение, сжатие, сдвиг и т. п., но до определенных границ, перейдя которые материал разрушается.

Эти границы количественных изменений, возможных в рамках данного качества, называются мерой. Каждый предмет обладает определенной мерой, в которой выражается единство качества и количества.

Например, мера воды как жидкости при нормальном давлении выражается в температурных границах от 0 о С до 100 о С по Цельсию.

Если будет нарушен нижний предел (0"), вода превратится в лед, если температура превысит верхнюю границу - жидкость превратится в пар. Далее, натрий, как жидкость, существует в границах от 97 о С до 880 о С, железо - от 1 530 о С до 2 840 о С, вольфрам от 3 370 о С до 4 830 о С. Еще более жестко фиксирована мера в химических и ядерных процессах. Например, Н - атомарный водород, H 2 - новое качество - молекулярный водород, H 2 O - опять новое качество - вода.

В ядерных процессах увеличение заряда ядра на единицу дает новый химический элемент, увеличиться на 0,5 или другую часть единицы заряд ядра не может. Это элементарный заряд, и если он прибывает или убывает на единицу или другое целое число, то происходит возникновение нового элемента.

Границы меры могут быть и менее определенными можно с точностью, скажем, до одного километра установить, где кончается атмосфера и начинается межпланетное пространство, весьма растяжимы и неопределенны границы климатических зон, например, умеренной, субтропической, тропической. То же самое можно сказать о временах года: невозможно указать день, а может быть, неделю или месяц, когда кончилась осень, началась зима и т. п.

ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИИ

Как указывалось ранее, предметы, вещи не являются вечными, неизменными. Они изменяются, и это изменение происходит таким образом, что преобразование качества вещи обусловливается соответствующими количественными изменениями, выходом последних за рамки меры.

Допустим, что мы сообщаем какому-либо телу горизонтальную скорость на высоте двух километров. (Здесь мы пренебрегаем сопротивлением воздуха). Если эта скорость равна 1000, 2000, 7000 м/сек вплоть до 7910 м/сек, то оно упадет обратно на Землю.

Но если скорость достигнет 7911 м/сек, то тело не упадет на Землю, а превратится в ее спутника. Произойдет качественное изменение: земной полет превратится в космический. При дальнейшем увеличении скорости тело будет вращаться по все более вытянутым орбитам-эллипсам. При скорости 11 188 м/сек тело все еще будет вращаться вокруг Земли, но при скорости 11 189 м/сек произойдет новый скачок: тело оторвется от Земли *.

Как указывал Ф. Энгельс, величайший триумф этот закон празднует в области химии. "Возьмем кислород: если в молекулу здесь соединяются три атома, а не два, как обыкновенно, то мы имеем перед собой озон - тело, весьма определенно отличающееся своим запахом и действием от обыкновенного кислорода" **.

* См.: А. А. Штернфельд. К закону перехода количественных измениний в качественные. "Вопросы философии", 1960, N 7, стр. 111.

** К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 387.

Блестящим подтверждением истинности закона перехода количественных изменений в качественные является периодический закон Д. И. Менделеева, согласно которому свойства химических элементов, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от величины их атомных весов.

Как и другие законы диалектики, закон перехода количественных изменений в качественные является всеобщим законом, т. е. он действует не только в природе, но и в человеческом обществе. Например, объединение отдельных самостоятельных товаропроизводителей означает не просто сумму их; оно приводит к возникновению нового качества - кооперации.



Глубокие качественные изменения, связанные с переходом от одной общественно-экономической формации к другой, обусловливаются предшествовавшими количественными изменениями в развитии производительных сил, постепенным обострением противоречий между производительными силами и производственными отношениями, между противоположными классами.

До сих пор мы говорили о переходе количественных изменений в качественные. Но качественные изменения, в CBOIO очередь, приводят к новым количественным изменениям, т. е. не только количество превращается в качество, но и качество - в количество.

Если увеличение заряда ядра атома приводит к возникновению нового качества, т. е. нового элемента, то, в свою очередь, этот новый элемент обладает другими количественными характеристиками.

Например, увеличение заряда ядра атома натрия на единицу превращает его в магний. Но магний имеет другие количественные характеристики: если натрий одновалентен, то магний двухвалентен, он имеет другую точку плавления и точку кипения, иную плотность, у магния слабее выражены металлические свойства, чем у натрия, он менее химически активен и т. д.

Селекционеры выводят новые сорта растений и породы животных, которые, являясь новым качеством, обладают и иными количественными характеристиками. Скажем, увеличивается яйценосность у кур, скорость роста у свиней, овец, телят, количество зерен в колосе пшеницы и т. д.

В обществе возникновение новой общественно-экономической формации приводит к новым количественным характеристикам.

Например, при социализме более быстрый рост производительных сил, науки, культуры, иная общественная активность трудящихся, т. е. и здесь новое качество приводит к новому количеству.

Одно из основных направлений повышения эффективности производства в промышленности, говорится в докладе Л. И. Брежнева на XXIV съезде КПСС, - это "существенное повышение качества производимой продукции и, соответственно, развитие производств, обеспечивающих решение этой задачи. В нынешних условиях, если иметь в виду эффект для всего народного хозяйства, лучше - это почти всегда означает и больше. Один современный станок с программным управлением заменяет десяток станков устаревшей конструкции, один большегрузный автомобиль - несколько обычных грузовиков, один самолетный двигатель с повышенным ресурсом два-три двигателя прежнего типа" *.

*Л. И. Б р е ж и е в. Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Советского Союза. М., 1971, стр. 73.

Если от отдельных примеров перейти к рассмотрению развития явлений на более длительном отрезке времени, то оно предстает перед нами как единство количественных и качественных изменений, единство непрерывности и прерывности. Количественные изменения - это изменения, происходящие при сохранении данного качества и поэтому непрерывные. Но непрерывность изменений рано или поздно приводит к прерывности, к смене одного качества другим. Новое качество дает начало новым количественным изменениям и т. д.

Таким образом, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно раскрывает механизм развития.

Развитие живой природы представляет собой лестницу качественных ступеней: мелкие, накопляющиеся количественные изменения в рамках данного вида приводят со временем к образованию нового вида. Затем идет опять количественное развитие этого вида, которое приводит снова к качественным превращениям в другой вид и т. д.

СКАЧОК КАК ВСЕОБЩАЯ ФОРМА ПЕРЕХОДА ОДНОГО КАЧЕСТВА ДРУГОЕ

Переход количественных изменений в качественные совершается путем скачка. Постепенные количественные изменения данной вещи приводят к скачку, к новому качеству. Скачок есть процесс перехода количественных изменений в качественные, т. е. процесс перехода от старого качества к новому. В понятии скачка подчеркивается перерыв постепенности.

Качественное многообразие существующих в объективной действительности вещей, явлений обусловливает многообразие скачков. Однако все скачки можно свести к двум видам: скачки, осуществляющиеся в виде взрыва, и скачки, осуществляющиеся в виде постепенного преобразования одного качества в другое. Вид скачка зависит как от характера меры, т. е. большей или меньшей ее определенности, так и от внешних условий. В том случае, если качество предмета жестко связано с определенным количеством, как это имеет место, например, в химических и многих физических процессах, то изменение качества происходит не путем постепенного накопления количественных изменений, а путем разового уничтожения старого качества и возникновения нового. При этом количественные и качественные изменения могут происходить одновременно.

Например, при радиоактивном распаде уменьшение заряда ядра на две единицы одновременно является и количественным и качественным изменением, превращением одного элемента в другой.

В химических превращениях изменение количества атомов в молекуле одновременно и сразу означает также и качественное изменение вещества.

В тех случаях, когда мера предмета допускает различные количественные характеристики, то качественное изменение наступает после предварительного накопления количественных изменений.

При этом сам скачок может происходить также путем разового уничтожения старого и возникновения нового. К этому типу скачков относится переход вещества из одного агрегатного состояния в другое, упомянутый нами выше пример превращения земного полета в космический и т. п.

Скачки, в ходе которых новое качество появляется в результате разового и кратковременного уничтожения старого качества и возникновения нового, можно назвать скачками-взрывами.

В тех случаях, когда мера предмета менее определенна, процесс выхода за ее пределы, т. е. процесс скачка становится менее фиксированным во времени и пространстве.

Так, например, для того чтобы то или иное химическое тело превратилось в звезду, необходима минимальная масса, при которой внутри этого тела создаются такое давление и температура, когда становятся возможными термоядерные реакции превращения водорода в гелий. Тело, имеющее массу выше минимальной звезда, ниже - холодное тело (планета). Скачок здесь менее определен в смысле количества массы, давления.

Другой пример. Процесс превращения зимы в весну протекает постепенно. Это связано опять-таки с объективными менее определенными границами зимы и весны. Такие же по типу скачки имеют место при переходе от атмосферы к космическому пространству, от дня к ночи, от одного вида животных и растений к другому и т. д.

Во всех этих скачках переход от одного качества к другому происходит медленно. Этот тип скачка можно назвать постепенным скачком.

Таким образом, скачок в виде взрыва происходит в более короткое время по сравнению со скачком в виде постепенных изменений. Разумеется, кратковременность скачка в виде взрыва относительна. Во многих физических и химических процессах взрыв может длиться секунды или доли секунды, тогда как, скажем, в общественных явлениях скачок в виде взрыва может занимать месяцы и годы. Такими скачками-взрывами были Великая французская революция 1789 - 1793 rr., Великая Октябрьская революция 1917 г.

Скачок в виде постепенного качественного изменения отличается от постепенности количественных изменений. Скачок всегда длится меньше времени по сравнению с предшествовавшими ему количественными изменениями. Скачок есть переход от старого качества к новому, тогда как количественные изменения всегда происходят в рамках старого качества. Количественные изменения есть непрерывные изменения, а скачок представляет собой всегда перерыв постепенности, непрерывности.

Несколько слов о начале периода скачка и его окончании. Скачок начинается тогда, когда количественные изменения выходят за пределы меры. Этот выход легко устанавливается, когда сама мера точно определенна. Например, атомарный водород Н, соединение двух атомов водорода означает выход за пределы меры и образование молекулярного водорода H 2 . Далее, увеличение скорости даже на 1 м/сек, как мы уже видели, превращает земной полет в космический. Если же мера в той или иной степени неопределенна, то неопределен и момент начала скачка. Это имеет место, например, при переходе зимы в весну. Но и здесь начало скачка - это начало превращения старого качества в новое, а его конец - завершение этого процесса. Таким образом, период скачка - это время, когда тело начало утрачивать одно качество, но не приобрело еще нового качества.

Различие между количественными и качественными изменениями, разумеется, не абсолютно. То, что в одном отношении является количественным изменением, т. е. не затрагивающим качество вещи, в другом отношении может быть качественным изменением. Для определения того, с качественным или количественным изменением мы имеем дело, следует всегда иметь в виду, о каком качестве идет речь.

Так, например, если мы будем рассматривать развитие природы, то переход от одной формы движения к другой является качественным изменением; изменения же внутри отдельных форм являются количественными. Вместе с тем в каждой из форм движения материи существуют качественно различные явления, и потому переход, скажем, от одноклеточных организмов к многоклеточным будет скачком, качественным изменением. По отношению к одноклеточному организму все различия в рамках многоклеточных организмов будут количественными. Если же мы возьмем качество в еще более узком плане, то среди многоклеточных организмов мы найдем ряд качественно различных типов. Так, хордовые качественно отличаются от низших типов животных, и в этом отношении все различия внутри хордовых, например, между бесчерепными и позвоночными будут количественными и т. д.

Поэтому когда ставят, например, вопрос, имеется ли качественное изменение при переходе от домонополистического капитализма к империализму, то на этот вопрос ответить однозначно нельзя.

Дело в том, что неясно, о каком качестве идет речь. Если имеется в виду капиталистическая общественно-экономическая формация, то здесь нет качественного изменения. Формация остается одной и той же. Если же речь идет о домонополистическом капитализме как качестве, то переход к империализму означает качественное изменение. Вместе с тем имеются качественные различия внутри каждой из фаз развития капитализма и соответствующие скачки.

Итак, то, что в одном отношении является количественным, в другом отношении - качественным изменением, т. е. скачком.

Имея в виду эту относительность, Ф. Энгельс писал, что "в природе нет скачков именно потому, что она слагается сплошь из скачков" *.

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 586.

КРИТИКА МЕТАФИЗИЧЕСКИХ И ИДЕАЛИСТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ НА КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО

Проблема качества и количества и их взаимосвязи была поставлена уже в древней философии. Интересны в этом отношении рассуждения, приписываемые Эвбулиду. Он спрашивал, например, своих учеников: составляет ли одно зерно кучу? Ему отвечали: конечно, нет. Ну, а два зерна? - Нет. А три, четыре, пять и т. д. зерен? На каком-то этапе количественного увеличения приходилось все же признать, что в конце концов мы имеем кучу зерен.

Или: становится ли человек лысым, если он потерял один волос? - Нет. А два, три, четыре и т. д. Когда же он становится лысым? И есть ли качественное различие между зерном и кучей зерен, лысым и нелысым? Древние философы не смогли правильно разобраться в этом вопросе и пришли к выводу, что качественные различия между предметами являются лишь кажущимися. Как в данных случаях, так и в других имеются лишь количественные различия: куча это и зерен, зерно - это куча из одного зерна. Лысый и нелысый также различаются лишь количеством волос. "Все течет, все изменяется" - говорил древнегреческий философ Гераклит. Это правильно, но в потоке, в изменениях вещей нельзя упускать момент относительного покоя, качественной определенности вещей. Иначе диалектика может превратиться в софистику.

Так, в частности, случилось с древнегреческим философом Кратилом, который, абсолютизировав изменчивость вещей, пришел к метафизической точке зрения - отрицанию качественных различий вещей. Если Гераклит говорил, что нельзя два раза войти в одну и ту же реку, то Кратил утверждал, что и одного раза нельзя войти в одну и ту же реку. Все настолько текуче, что ни о чем нельзя сказать что-либо определенное, так как пока мы говорим, предмет уже стал другим. Поэтому, как говорит предание, он предпочитал не называть предмет, а указывать на него пальцем.

Древнегреческий материалист Демокрит сводил все качественные различия вещей к различным комбинациям атомов, не понимая, что количество может переходить в качество, что предметы природы, несмотря на то, что состоят из одинаковых частиц, качественно отличаются один от другого. Взгляды Демокрита были дальше развиты в механистических и метафизических системах философов нового времени.

Закон перехода количественных изменений в качественные был впервые сформулирован Гегелем. Гегель дал критику метафизических представлений и развил диалектические идеи о связи, взаимном превращении количества в качество.

Однако учение Гегеля было идеалистическим. В диалектике понятий, отмечал В. И. Ленин, Гегель лишь угадал диалектику вещей, не больше. С точки зрения Гегеля количество и качество как моменты саморазвития идеи существовали до материального мира и независимо от него. Количественные и качественные изменения в природе и обществе являются лишь несовершенным выражением диалектики категорий количества и качества.

Такое понимание этих категорий приводило к тому, что на место действительных связей природы выступала связь, измышленная философом, создавалась так называемая натурфилософия, в которой отношение между природой и мыслью было перевернуто, где мысль диктовала связи и законы природе.

С возникновением марксистской философии, где было впервые дано научное материалистическое понимание закона перехода количественных изменений в качественные, стали предприниматься попытки исказить и извратить взгляды марксизма по данному вопросу.

Так, например, метафизик Дюринг называет путаными и туманными представления Маркса о том, что количество переходит в качество, и при этом подсовывает Марксу следующую мысль: "так как, согласно закону Гегеля, количество переходит в качество, то "поэтому аванс; достигший определенной границы, становится капиталом", - следовательно, прямо противоположное тому, что говорит Маркс" *.

* См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 127 - 129.

С точки зрения марксистской диалектики, закон перехода количественных изменений в качественные - закон самой действительности; люди лишь открывают, познают его. Причем сам закон не определяет, какое количество превратится в то или иное качество. Это конкретное знание вытекает не из данного закона, а из изучения конкретных обстоятельств.

Превращение денег в капитал происходит не в силу закона перехода количественных изменений в качественные, а в силу конкретных экономических обстоятельств капиталистического общества. Например, при социализме никакое количественное увеличение денег не превратится в капитал, хотя, разумеется, и здесь в полной мере действует закон перехода количественных изменений в качественные.

Что касается современных буржуазных философов, то их отношение к диалектике вообще и к закону перехода количественных изменений в качественные крайне отрицательное и даже враждебное. При этом используется далеко не оригинальный прием: извращение содержания закона и соответствующих категорий, а затем дается их "критика".

В этом отношении типичны рассуждения американского философа Леффа: "Термин качество есть результат условности или личного суждения". И в подтверждение этому он приводит такие примеры: "Не имеется никакого средства проверить, что высота в 6 футов есть длинное, однако, 5 футов 8 дюймов - короткое, или что обладать меньшим, чем какое-либо количество волос,- означает быть лысым" *.

Здесь Лефф приписывает диалектическому материализму утверждение, что закон перехода количественных изменений в качественные определяет такой переход на данном числе дюймов, волос и т. д. На самом же деле, как мы видели, конкретные формы перехода количественных изменений в качественные в каждом отдельном случае определяются не законом, а конкретными условиями. В частности, в случае постепенного скачка не имеет смысла искать точно определенный момент, в котором совершается скачок, так как он растянут во времени, пространстве и т. д.

"Конечно, - признает далее Лефф, - изменение включает переход границы. Например, чтобы стать высоким, толстым и т. д., должен быть достигнут пункт, когда мы может так сказать... Но это не говорит о том, что весь процесс является процессом внезапной революционной трансформации" **.

Читая эти "опровержения", видно, как мало автор заботится об элементарной последовательности и логике. Действительно, "диалектика внушает буржуазии и ее доктринерам-идеологам лишь злобу и ужас" ***. Можно признать, противореча себе, и качественное изменение, и переход границы, но ни в коем случае не внезапные революционные трансформации. Причем, "внезапные революционные трансформации" - это очередное извращение Леффа, ибо, с точки зрения диалектического материализма, революционные изменения всегда подготавливаются предшествовавшими эволюционными изменениями и не являются внезапными.

* G. L e f f. Tyranny of concepts. А Critique of marxism, Alabama, 1969, р. 69

** Там же, р. 71.

*** К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 22.

Таким образом, закон перехода количественных изменений в качественные является всеобщим законом, действующим в природе, обществе и познании. Он раскрывает существенные стороны "механизма" развития как единства количественных и качественных изменений, непрерывности и прерывности.

Закон существует в объективной действительности, а правильное его отражение в сознании является одним из принципов диалектического метода, который ориентирует на понимание развивающейся действительности во всей ее сложности, и служит верным орудием в борьбе с метафизическими теориями реформизма, ревизионизма, анархизма.

Чтобы разложить все по полочкам, следует сначала определиться с основными понятиями «количество» и «качество». Оказывается, такие простые вещи сформулировать могут далеко не все.

Количество – категория более или менее понятная. Она отражает внешнее взаимоотношение предметов или их частей. Количество пальцев на руке, количество литров воды в графине, количество атомов в молекуле… Какими же будут количественные изменения? Очень просто: из земли показывается росток, сначала у него два листа, потом три, четыре, десять и так далее. Количественным изменением можно считать увеличение снежного слоя на козырьке дома или изменение количества всходов .

Качественные изменения

Еще древнегреческие философы дали понятию «качество». Это то, что характеризует какой-либо предмет и отличает его от другого похожего. Таким образом, качественные изменения – это изменения предмета, оказывающие непосредственное влияние на его свойства или облик. К группе качественных изменений можно отнести появление на сумке дополнительного кармана или новую звездочку на военном погоне.

Если ребенок за год вырос на 10 сантиметров – смело можно считать эти изменения качественными. Ведь он изменился внешне – стал гораздо выше. Хотя, и к количественным изменениям рост также можно отнести, но уже если рассматривать его как изменение длины тела в сантиметрах. Больше сантиметров – изменение налицо! И вот тут самая интересная часть вопроса – момент, когда одни изменения переходят в другие.

Переход количества в качество

Размышляя о примерах качественных и количественных изменений, вы наверняка уже заметили, что часто между ними очень тонкая грань. В примере с ростом ребенка дополнительные сантиметры можно трактовать двояко. Но дело здесь не в путанице понятий. Просто количественные изменения имеют свойство постепенно переходить в качественные. Ребенок растет в высоту: на один, два, три или пять сантиметров. Но одновременно с этим он меняется и внешне. Став выше, малыш уже не будет обладать теми же качественными признаками, что и раньше. Он изменился, но изменения эти – результат постепенного роста и накопления количественных изменений.

Точно так же и с растением, которое тянется вверх, постепенно увеличивая количество листьев. Никому не придет в голову сказать, что проросток, едва виднеющийся из земли, и мощный стебель с 15 большими листьями – одно и то же растение. Прошло время, менялось количество клеток, высота, количество листьев. Все это и определило изменения внешнего вида, а значит и качественных признаков.



gastroguru © 2017