Что лежит в основе иудаизма. История возникновения Иудаизма (кратко)

ИУДАИЗМ (Краткий очерк)

Иудео-христианский диалог……………………………………………………………….20

Каббала …………………………………………………………………………..…………26

О кашерной пище ………………………………………………………………………….34

Иудаизм (Краткий очерк)

Иудаизм – древнейшая монотеистическая религия, лежащая в основе еврейской культуры. Возникла в 2-м тыс. до н. э. в Палестине. По представлениям иудаистов, первым евреем был патриарх Авраам, заключивший “брит” (священный союз – “завет”) с Богом, в соответствии с которым евреи брали на себя миссию исполнения предписанных им заповедей – “мицвот”, а Бог обещал умножить и защитить потомство Авраама и дать ему во владение страну Израиля, обетованную землю. Иудаисты считают, что, в соответствии с предсказанием, данным во время “брита”, потомки Авраама попали в рабство в Египет на 400 лет, откуда их вывел чудесным образом в землю обетованную пророк Моше (Моисей,) в XIII в. до н. э. Согласно вероучению иудаизма, во время чудесного Исхода из египетского рабства и последовавшего за ним 40-летнего странствия по пустыне, где были обречены умереть все бывшие рабы, так что только свободные люди вошли в землю Израиля, Бог (Яхве) на горе Синай через Моисея даровал еврейскому народу боговдохновенную Тору (Закон), или Пятикнижие Моисеево. Этот акт, известный как Синайское откровение, знаменует собой начало существования еврейского народа и принятие им иудаизма.

По историческим данным, поклонение Яхве не исключало и культы др. божеств, как своих племенных, так и местных ханаанейских. Яхве не имел ни изображений, ни храмов; ему был посвящен шатёр (“скиния”) и в нём ларец (“ковчег”), считавшийся земным местопребыванием Бога, незримо присутствовавшего во всём мире. Официальный культ осуществлялся особой родоплеменной группой или кастой левитов. После возникновения в конце XI в. до н. э. Израильско-Иудейского царства царь Соломон (сын царя Давида) построил Яхве храм в Иерусалиме. При разделении царства в X в. до н. э. на северное, собственно Израильское, и южное – Иудейское, с центром в Иерусалиме, этот храм сохранил значение главным образом для южного царства; в северном имелись свои храмы. Но и в южном царстве продолжали официально существовать и др. места культа как Яхве, так и др. богов.

В постепенном складывании иудаизм как догматической религии важнейшую роль сыграло т. н. пророческое движение, развивавшееся с IX-VIII вв. до н. э. С VIII в. до н. э. проповеди пророков записывались. Пророки объявили Яхве “ревнивым Богом”, не допускающим, чтобы его “избранники” почитали др. богов. Возникла концепция “договора” (“завета”) между израильскими племенами и Яхве. Внешним признаком “договора” было объявлено обрезание.

Важным этапом в утверждении иудаизма явилась гибель в 722 г. до н. э. северного, Израильского царства и избавление Иерусалима от ассирийской осады (700 г. до н. э.).

В IX-VII вв. до н. э. сложились в основных чертах книги Бытие, Исход, Левит, Числа, приписанные Моисею. К VIII-VI вв. до н. э. восходят также книги, трактующие историю Израильского и Иудейского царств.

В VII-VII вв. до н. э. пророки начинают отрицать само бытие др. богов, кроме Яхве, но существование иных культов среди населения засвидетельствовано до V в. до н. э.

В 622 г. до н. э., при ремонте иерусалимского храма царём Иосией, была открыта рукопись так называемого Второзакония, подводившего итог учению пророков. Вместе с окончательной редакцией остальных четырёх Книг Моисея Второзаконие составило с середины V в. до н. э. Пятикнижие, или Тору (Закон), наиболее почитаемую в иудаизме часть Священного писания (Библии).

В 587 г. до н. э. большая часть иудеев была переселена вавилонским царём Навуходоносором II в Вавилонию; Иерусалимский храм был разрушен. Среди переселенцев выступил пророк Иезекииль с идеей восстановления Израиля.

При персидской династии Ахеменидов иудеи были возвращены в Иерусалим, превращенный в самоуправляющийся храмовый город (VI-V вв. до н. э.). Около 520 г. до н.э. был построен новый храм Яхве. Но руководители новой религиозной общины не приняли нее самаритян. После реформ Эзры (середина V в. до н.э.) изоляция верующих евреев – под предлогом их богоизбранности – стала одной из важнейших догм иудаизма; однако в дальнейшем было признано, что для вступления в “завет” с Богом, независимо от происхождения, достаточно обрезания и выполнения требований Торы.

В III-I вв. до н. э. в период римского господства над Израилем значительная часть иудеев была выселена в Египет, Сирию, Армению и др. В самой Иудее иудаизм распадается на ряд течений, из которых только течение “перушим” (фарисеев), сторонников демократизации учения и внесения в него норм обычного права, так называемой Устной Торы, переживает разрушение римлянами Иерусалимского храма в 70 г. н. э. и даёт начало современному иудаизму, называемому, в отличие от храмового, раввинистическим.

Около 100 г. н. э. был окончательно установлен канон священных книг иудаизма, включивший Тору, Пророков (записи религиозно-политических речей и исторические книги “пророческого” направления) и Писания (книги другого содержания, признанные не противоречащими догмам иудаизма, в том числе книги Руфь, Эсфирь, Иов, Экклесиаст, Песнь песней и др.). В связи с введением письменного канона мужчинам иудейской религиозной общины вменялась обязательная грамотность; это правило сохранялось в течение всего Средневековья.

После двух восстаний против римского владычества (Иудейская война 66-73 и восстание Бар-Кохбы 132-135) иудеи были выселены из Иерусалима.

Лишённые храма, бывшего центром национальной, культовой и духовной жизни, евреи в диаспоре ставят задачу “построить ограду вокруг Торы”, то есть заменить культовую храмовую службу системой религиозного и обычного права (галаха), регулирующего жизнь еврейских общин в диаспоре.

Важнейшим культовым изменением явилась замена богослужения в храме (которое, по догме, могло происходить только в Иерусалиме) молитвенными собраниями в синагогах под руководством учителей религиозного закона (раввинов) вместо жрецов; раввины обычно управляли и гражданско-правовой жизнью членов религиозной общины.

Вскоре после изгнания завершается работа над созданием так называемого масоретского кодекса Танаха, делящегося на три раздела: Тора (Учение), Невиим (Пророки), Кетувим (Писания). В начале III в. завершается кодификация свода галахических норм и нарративных преданий – Мишны (Толкование), которая вместе с составленным к нему в III-V вв. сводом Гемара (собрания правовых – Галаха и фольклорных – Аггада - толкований библейских текстов) составляет Талмуд.

В VIII в. в Ираке, Сирии и Палестине возникла секта караимов , отвергавшая раввинат и все раввинские комментарии к Библии. В XII в. раввин и философ Маймонид, или Рамбам (1135 или 1138-1204), формулирует в традиции аристотелизма основную догматику иудаизма в обширном комментарии к Талмуду – Мишне Тора (Толкование Торы). В XVI в. раввин Йосеф Каро (1488-1575) составляет популярный талмудический компендиум Шулхан Арух (“Накрытый стол”), ставший практическим руководством по талмудическому праву, принятым ортодоксальным иудаизмом.

После изгнания возникают и развиваются вплоть до современности мистические школы внутри иудаизма, известные под общим названием Каббала (Наследие) (важнейшее соч. “Зохар” Моисея де Леона, XIII в.). Влиятельный центр каббалистического учения во главе с раввином Ицхаком Лурия, или Ари (1536-72), складывается в XVI в. в Цфате в Галилее. Одним из наиболее известных мистических направлений становится отрицающий авторитет раввинов хасидизм (Баал Шем-Тов, середина XVIII в.), настаивавший на индивидуальном общении верующего с Богом через посредство “праведников” (цадиков).

Начавшееся в XVIII в. движение за еврейскую эмансипацию – Гаскала (просвещение) – приводит к кризису ортодоксального иудаизма и возникновению реформистского направления, стремившегося приспособить практику иудаизма к нормам европейского образа жизни. Недовольные ассимиляционными тенденциями раннего германского реформизма евреи в середине XIX в. создают так называемое консервативное направление в иудаизме, выступавшее за постепенность реформ и синтез их с частью галахических норм. Внутри ортодоксального иудаизма в начале XX в. складывается сионистское направление Мизрахи. В настоящее время большинство евреев США являются приверженцами реформизма, консерватизма и реконструкционализма – трёх школ неортодоксального иудаизма, в Израиле доминирует ортодоксальный иудаизм.

Теологию и догматику иудаизма пронизывает противоречивое сочетание универсалистских и партикуляристских принципов. В основе их лежит строгое монотеистическое представление о единстве, универсальности и всемогуществе Бога, творца и источника всего сущего. Бог бестелесен и неантропоморфен, несмотря на то, что человек создан им по его образу и подобию. Произнесение имени Божьего табуировано и заменено эвфемизмами. Литургия, подразделяющаяся на ашкеназский и сефардский изводы, включает в себя обязательное повторение два раза в день слов “Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь един”.

Иудаисты считают, что при сотворении Бог наградил человека свободой воли и выбора, но повелел исполнять “мицвот” (заповеди), воплощающие добро и правильное поведение человека. Первый завет, заключённый Богом с праотцем человечества Ноем, включает в себя так называемые Семь заповедей сынов Ноя. Они состоят из запретов идолопоклонства, богохульства, кровопролития, воровства, кровосмесительных связей, употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, и повеления жить по законам. Согласно иудаизму, принятие Торы еврейским народом сопровождалось возложением на евреев особых 613 заповедей, соблюдение которых не обязательно для других народов. Большинство из них определяет нормы бытового поведения, пищевых правил, хозяйственных установлений, устаревших в изгнании правил ритуальной чистоты, гигиенических норм, запретов на смешение несовместимых сущностей (льна и шерсти; молока и мяса; злаков с бобовыми; двух разных тягловых животных в одной упряжке и т. д.).

Специальные “мицвот” касаются культовой сферы, соблюдения праздников. Среди “мицвот” особо выделяется так называемый Декалог, или Десять заповедей, содержащих универсальные этические и поведенческие нормы человеческого поведения: единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение Его имени всуе, соблюдение святости дня отдыха в субботу, почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения. Отклонения от следования “мицвот”, возникающие вследствие действия принципа свободы воли, рассматриваются как грехи и влекут за собой воздаяние не только в потусторонней, но и в реальной жизни. Таким образом, справедливость, этическая и социальная, заключённая в “мицвот”, становится одним из императивов иудаистской догматики. Концепция бессмертия души, существования загробной жизни и грядущего воскресения мёртвых не отражена непосредственно в Торе и имеет в иудаизме относительно позднее происхождение. Мистические направления в иудаизме принимают понятие метемпсихоза, то есть круговорота переселения душ. Постоянные бедствия и гонения, обрушивавшиеся на еврейский народ в изгнании, как и само изгнание, рассматриваются иудаизмом как составная часть воздаяния за отклонения от правильного выполнения “мицвот” и как бремя избранничества. Избавление от этого должно прийти вследствие освобождения, которое принесёт царь-избавитель “машиах” (дословно, “помазанник”, мессия). Вера в пришествие мессии, являющаяся одним из обязательных догматов, предполагает наступление царства Божия, воскрешение мёртвых, появление “небесного Иерусалима” и чудесное перенесение в него всех евреев, рассеянных по миру. Концепция Сиона и Иерусалима, как утраченной славы и родины, имеет в иудаизме не только трансцендентный, но и земной характер. Вера в конечное возвращение в Сион (“алия”), воплощённая в ежедневной молитве и пасхальном пожелании “в следующем году в Иерусалиме”, стала идеологической основой сионизма.

Заповедь\мицва. 613 заповедей Торы

Слово мицва означает "заповедь”. “Более великим является тот, кто обязан и так и поступает, чем тот, кто не обязан и поступает” (Кидушин, 31а). Видимо, мудрецы Талмуда считали, что обязательное действие будет выполняться с большей последовательностью и упорством, чем добровольное.

Талмудическая традиция учит, что в Торе содержится 613 заповедей, хотя сама Тора нигде не определяет их количество.

В современном мире никто не соблюдает всех 613 заповедей. Сотни их связаны с чистотой и нечистотой, с жертвоприношением животных. Хафец-Хаим (1838-1933) подсчитал, что сегодня актуальны менее трехсот заповедей.

Многие (но не все) этические концепции и правила вытекают из Торы и принадлежат к числу 613 заповедей. Другие -послебиблейские и предписываются Талмудом. Но и эти правила, однако, обычно связываются составителями Талмуда со стихами Торы.

Обычно заповеди подразделяются на этические и ритуальные. Этические или межличностные заповеди известны как "мицвот между людьми и их ближними” (на иврите-бейн адам лехаверо), ритуальные-"мицвот между людьми и Богом" (бейн адам ламаком).

Еврейский календарь лунно-солнечный, с 19-летним циклом, внутри которого 12 лет, состоящих из 12 месяцев, и 7 високосных из 13 месяцев. Главным праздником, стоящим обособленно от прочих, считается шаббат (суббота), день отдыха, когда возбраняется всякая работа, связанная с появлением новых субстанций (в том числе зажигание огня), передвижение транспортными средствами и другие нарушения покоя. Наиболее важными после субботы праздниками являются йом-киппур (судный день), сопровождающийся строгим постом, особой литургией и покаянными обрядами, и рош-Гашана (Новый год), отмечаемые соответственно в 10-й и 1-й дни осеннего месяца тишрей. К наиболее значимым праздникам принадлежат и так называемые “три праздника паломничества” в память о совершавшемся когда-то в эти дни обязательном восхождении в Иерусалим. Первый из них пейсах (Пасха), начало которого приходится на 14 число весеннего месяца нисана. Пасхальный ритуал (“седер пейсах” - пасхальный порядок) посвящён памяти об исходе из Египта, обретению свободы, наступлению весны и началу созревания первого “снопа”. Жатва его наступает через 50 дней на праздник шавуот (пятидесятница), приходящийся на летний месяц сиван и посвящённый дарованию Торы. Последний паломнический праздник суккот (кущи) отмечается в месяц тишрей, посвящён памяти 40-летнего скитания в пустыне и осеннему урожаю. На суккот строят специальные шалаши с открытой крышей, в которых живут и едят все дни праздника. Популярны также зимний праздник ханука (25 кислева) и весенний – пурим (14 адара).

В числе обрядов жизненного цикла характерно обрезание мальчиков, совершаемое на 8-й день после рождения. В 13 лет исповедующий иудаизм мальчик проходит обряд “бар-мицва”, вводящий его в общину верующих, причём он должен показать знание священного писания и произнести соответствующую речь на языке иврит.

Центром религиозной и общественной жизни является синагога . Её статус определяется наличием специального киота для хранения свитков Торы, помещаемого в обращённой к Иерусалиму стене. В ортодоксальных синагогах мужчины и женщины отделены друг от друга перегородкой, стеной или высотой. В реформистских и консервативных синагогах, называемых часто храмами, мужчины и женщины сидят вместе. При синагогах обычно имеется специальное помещение для ритуальных омовений – “миква”.

Священство существовало только в храмовом иудаизме, где выделялись две категории священнослужителей - “ко’аним” (жрецы) и “левиим” (левиты). Их потомки до сих пор выполняют специфические ритуальные функции и соблюдают дополнительные запреты, например ко’аним не должны находиться под одной крышей с мёртвым телом, жениться на вдове или разведённой и т. п. Центральной фигурой в раввинистическом иудаизме является раввин (“рав”), в сефардских общинах “хахам” – дипломированный знаток религиозной традиции, имеющий право быть духовным наставником общины (ке’илла), входить в религиозный суд, преподавать в религиозном училище. В ортодоксальном иудаизме раввинами могут быть только мужчины, неортодоксальные направления с недавнего времени признают право на раввинский и канторский (кантор – руководитель литургии) статус также за женщинами.

Последователем иудаизма в соответствии с галахой считается каждый человек, рождённый от еврейской матери или исповедующий иудаизм в соответствии с религиозным правом.

Адепты иудаизма расселены по всему миру. Почти все они – евреи по своей этнической принадлежности. Активный прозелитизм и миссионерство не практикуются в иудаизме, но вступление иноверцев в иудаистскую общину (“гиюр”) допускается, хотя и затруднено. Прозелиты (“геры”), прошедшие ритуал обращения, становятся евреями и запрещается напоминать им о нееврейском происхождении. Тем не менее существует ряд периферийных групп, осознающих в той или иной степени свою отличность от евреев. Это относится к караимам и самаритянам, различным группам иудействующих в Африке (Эфиопия, Замбия, Либерия), Юго-Восточной Азии (Мьянма, Индия, Япония), США и других странах. В России живут иудействующие сектанты, известные как субботники и геры, частично обладающие нееврейской этнической идентификацией. Существующая государственная статистика даёт возможность лишь ориентировочно определить численность последователей иудаизма. В некоторых государствах переписи учитывают именно религиозную принадлежность (большинство западных стран), в других же случаях, в частности в СССР и возникших на его месте странах, - только национальную принадлежность. Общее количество евреев в мире на 1996 оценивалось в 13 (по другим данным - 14) млн. человек. Из них 5,8 млн. человек живут в США, 4,6 млн. человек в Израиле и 1,3 млн. человек в бывшем Советском Союзе. Организованные общины последователей иудаизма существуют в более чем 80 странах мира.

Общины более 100 тыс. человек существуют, помимо США и Израиля, в следующих странах (по мере убывания): Россия, Франция, Украина, Канада, Великобритания, Аргентина, Бразилия, ЮАР, Австралия, Венгрия. По имеющимся социологическим опросам в России не более 6% евреев считают себя верующими, однако число сочувствующих и формальных приверженцев иудаизма выше. В США, по данным проведённого в 1990 социологического обследования, иудаизму следуют 2/3 всех живущих в этой стране евреев.

Федеральное агентство по образованию

Российский государственный университет им. И. Канта

Исторический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ»

ИУДАИЗМ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

Студентки II курса

ОСП «Культурология»

Заочной формы обучения

Катаевой Т. О.

Калининград


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ………………………………….4

Эпоха Первого Храма…………………………………………………........5

Пятикнижие (Тора)………………………………………………………….7

Эпоха Второго Храма………………………………………………………9

ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИЯ. ИДЕЯ ЕДИНОГО БОГА………………………11

ПРАЗДНИКИ ПОСТЫ…………………………………………………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………15


ВВЕДЕНИЕ

Иудаизм (от др. евр. яхудут - жители древней Иудеи), наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине. Характерной чертой иудаизма, отличающего его от национальных религий других народов, является монотеизм - вера в Единого Бога. На основе иудаизма зародились две мировые религии: христианство и ислам. Еврейская религия – одна из самых ярких культурных традиций. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея «завета», союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель божественного откровения).

Иудаизм - это не просто религия еврейского народа, а свод законов, регламентирующий не только религиозную, этическую и идеологическую, но и практически все стороны жизни приверженцев этого учения. В иудаизме определены 613 мицвот (248 повелений и 365 запретов. Среди мицвот особо выделяются так называемые Десять Заповедей , содержащие универсальные этические нормы человеческого поведения: единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение Его имени всуе (напрасно), соблюдение святости дня отдыха в седьмой день (субботу), почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения. Отклонение от выполнения заповедей - как следствие действия принципа свободы воли, рассматривается как грех, который влечет за собой воздаяние не только в потусторонней, но уже и в земной жизни. Также и всех правил выделяются семь, обязательных для исполнения всеми людьми: запрет Богохульства, запрет кровопролития, запрет воровства, запрет разврата запрет жестокости по отношению к животным, повеление справедливости в суде и равенства человека перед законом. Канон священных книг иудаизма включает Тору(«Пятикнижие Моисея»), книги пророков и т. н. Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде. В иудаизме получили распространение мистические учения (кабала,хасидизм).

Начиная формироваться как религия Полистины иудаизм развиваться как религия не связанная с какой-либо территорией. Характерная черта иудаизма – замкнутость по национальному признаку. Одно государство, значит одна религия; люди, которые отказывались и не входили в эту систему считались как некая опасность.

Иудаизм относят к семье "монотеистических" религий, так же как христианство и ислам. Все три религии имеют много общего, как в отношении географии происхождения, так и в отношении теологической системы. Еврейская Библия стала самой влиятельной книгой в истории человечества: иудеи и христиане причисляют её к своим важнейшим религиозным текстам. Имеет много общего она и с Кораном. Некоторые ее центральные идеи - о существовании Единого Бога, единого универсального морального кодекса о том, что люди должны заботиться о бедных, вдовах, сиротах и путниках, что евреи - народ, избранный Богом.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Представления древних евреев о Едином Боге складывались в течение длительного исторического периода (ХIХ - II вв. до н. э.), получившего название библейского и включавшего в себя эпоху патриархов (праотцов) еврейского народа. Как повествует предание, самым первым иудеем был патриарх Авраам, который заключил с Богом священный союз – “завет”. Авраам дал обещание, что он и его потомки будут хранить верность Богу и в доказательство этому исполнять заповеди (мицвот ). За это Бог обещал Аврааму оберегать и умножить его потомство, из которого произойдет целый народ. Этот народ получит от Бога во владение Израиль - землю, на которой он создаст собственное государство. Потомки Авраама образовали союз 12 колен (родоплеменных групп), связанных кровным родством, которые происходили от 12 сыновей Иакова (Израиля).

Но прежде, чем получить обещанную Богом землю ("землю обетованную"), потомки Авраама попали в Египет (около 1700 г. до н. э.), где 400 лет находились в рабстве. Из этого рабства их вывел пророк Моисей (Моше ). Затем последовало 40-летнее странствие по пустыне, во время которого все бывшие рабы должны были умереть, чтобы только свободные люди вошли в землю Израиля. Во время этого странствия по пустыне происходит центральное событие иудаизма и всей его истории: Бог призывает Моисея на гору Синай и через него дает всему еврейскому народу Десять Заповедей и Тору. Знаменуется начало существования евреев как единого народа, а иудаизма - религии, которую этот народ исповедует. Бог иудеев, названный именем Яхве ("Сущий", из бытия которого проистекает все), не имел ни изображений, ни храмов.

В XIII в. до н. э., когда израильские племена пришли в Палестину, их религия представляла собой множество примитивных культов, обычных для кочевников. Лишь постепенно возникла израильская религия - иудаизм, в том виде, в каком он представлен в Ветхом завете. В ранних культах обожествлялись деревья, источники, звезды, камни, животные.

Следы тотемизма легко увидеть в Библии, когда речь идет о разных животных, но прежде всего - о змее и о быке. Существовали культы мертвых и предков. Яхве первоначально был божеством южных племен. Это древнесемитское божество представлялось с крыльями, летающим меж облаков и появляющимся в грозах, молниях, вихрях, в огне. Яхве стал покровителем племенного союза, созданного для завоевания Палестины, почитаемым всеми двенадцатью племенами и символизирующим связующую их силу. Прежние боги были частично отвергнуты, частично слились в образе Яхве (Иегова - более позднее литургическое переложение этого имени). Содержательная сторона религиозных представлений эпохи патриархов может быть восстановлена лишь в самых общих чертах. Религия патриархов основывается на идее, что глава клана вправе избирать любое нравящееся ему имя для бога своих отцов, с которым он устанавливает особую личную связь, своего рода союз или завет.

Эпоха Первого Храма

В ХI в. до н. э. евреи создают государство Израиль, столицей которого становится город Иерусалим (Ерушалаим). В 958 г. до н. э. царь Соломон возводит в Иерусалиме на горе Сион Храм в честь Единого Бога. В истории иудаизма начался новый, храмовый период , который длился около 1500 лет. В этот период Иерусалимский Храм становится главным духовным центром иудаизма.Служители Иерусалимского храма составляли особую категорию иудейского общества. Их потомки и до сих пор выполняют особые обрядовые функции и соблюдают дополнительные запреты: жениться на вдове или разведённой и т.д.

В этот же период завершается написание Танаха - Священного Писания иудаизма (христианская традиция полностью включила Танах в раздел Библии, называемый Ветхий Завет). Царь не только контролировал функционирование Храма, но и принимал решения по вопросам чисто культового характера. Возможность вмешательства в сферу богослужения коренилась в идее богоизбранности царя, что превращало его в священную персону. Возвышение Иерусалимского храма и превращение его в официальное святилище подорвало престиж местных святилищ и способствовало централизации религиозной власти.

В 587 г. до н. э. Израиль захватил вавилонский царь Навуходоносор II, который разрушил Иерусалимский храм, а большинство иудеев насильственно переселил в Вавилонию. Духовным лидером и наставником переселенцев становится пророк Иезекииль. Он развил идею о возрождении Израиля, но уже как теократического государства, центром которого будет новый Иерусалимский Храм.

Новым в религиозной истории, характерным для иудаизма, отличительным его моментом является понимание отношения между богом и его “избранным народом” Израиля как отношения “союза”. Союз - это своего рода договор: народ Израиля пользуется особым покровительством всемогущего бога, он - “народ избранный” при условии, что останется верным, что будет следовать заповедям бога и, главное, не отступит от единобожия. Особенность иудаизма в том, что бог действует в истории своего народа.Своего рода конституцией этого союзнического отношения между Израилем и его богом является Закон, в котором Яхве выразил свою волю. Наряду с откровением бога в природе и истории стоит превыше всего Закон, в котором ясно и четко сформулирована в виде “заповедей” воля Господня.Вера в мессию в предсказаниях пророков становится основой иудаизма: мессия установит царство, где не будет вражды и страданий, где верные богу обретут мир и счастье, а грехи будут наказаны, свершится страшный суд.Иудаизм как “религия закона” столкнулся с тенденцией, проявлявшейся в том, что Закон превращался в нечто самодовлеющее, так что даже Яхве отступал в тень. Закон как бы становился обособленным от человека, превращался в нечто обладающее собственной логикой развития, так что его требования превращались в запутанный свод противоречивых предписаний; служение богу становилось равнозначным выполнению буквы Закона, не одухотворенному участием “сердца”.Религия сводилась тем самым в Израиле к чисто внешнему богослужению, в основе которого лежала уверенность в получении “справедливого” вознаграждения от бога за выполнение обрядов и следование предписанным нормам поведения.

Это монотеистическая религия, основанная на вере в единого Бога (личного, неделимого, бесплотного и вечного существа), который является не только создателем мира, но и его постоянным надзирателем или опекуном. Господь дал вечный завет народу Израиля, обещая ему защиту и помощь в обмен на подчинение его заповедям. была сформирована во втором тысячелетии до нашей эры, она является национальным вероисповеданием евреев. Большинство последователей проживает в Соединенных Штатах Америки (5,6 миллиона) и в Израиле (4,7 миллиона).

Эта культура включает в себя несколько уникальных языков, каждый из которых дает обширную литературу, всеобъемлющую еврейскую философию, а также набор социальных обычаев и конвенций.

Основные религиозные принципы

Иудаизм подтверждает существование и уникальность Бога и подчеркивает выполнение заповедей наряду с соблюдением строгой системы убеждений. В отличие от христианства, которое требует более четкого определения Бога, эта вера предполагает, чтобы человек чествовал Бога через постоянную борьбу с указаниями Бога (Тора) и практикой заповедей. Православный иудаизм подчеркивает ряд основных принципов в своих образовательных программах. Основное убеждение в том, что существует одно-единственное всезнающее трансцендентное Божество, которое создало Вселенную и продолжает заботиться о своих творениях. Традиционное иудейство утверждает, что Господь установил завет еврейскому народу на горе Синай, открыл свои законы и 613 заповедей. Они были в письменной форме, иудаизм опирается на них ― отсюда появилась священная книга Тора.

Существует ряд основных принципов, которые были сформулированы средневековыми раввинскими властями. Они выдвигаются в качестве основополагающих основ:

  1. Бог вечен.
  2. Он является центром Вселенной, поддерживает ее и контролирует события, происходящие в мире.
  3. Бог создает материю и реальность, он абсолютный источник любви и мудрости.
  4. Существует только один Бог, которому следует повиноваться. Перед ним все равны, вне зависимости от пола, расы, вероисповедания.
  5. Он охотно принимает всех, кто приходит к нему.
  6. Миссия иудеев заключается в просвещении остальных людей о божественных заповедях.
  7. Хашем ― источник спасения. Каждый должен верить, что Господь спасет свой народ от порабощения, и поддерживать его завет для мессианской эпохи ― веры в будущее искупление.
  8. Задача иудаизма ― вернуть человечество на путь истинный и привлечь к божьим законам.
  9. Бог вознаградит праведников. Творец вознаграждает тех, кто соблюдает его заповеди, и наказывает тех, кто их нарушает.
  10. Жизнь ― это постоянный диалог с Господом.

Религия иудаизм, если кратко, затрагивает абсолютно все сферы жизни. В Библии описаны советы по ведению быта, правильному питанию, вопросы, касающиеся брака, рождения, смерти и т. д.

Немного истории

Кому поклоняются иудеи? Сторонники этой веры поклоняются единому Богу. Его имя не принято называть вслух без надобности. Еврейская Библия говорит о том, что евреи ― это избранный Господом народ. Все евреи ― это потомки Авраама, который заключил с Богом договор. Согласно Библии евреи происходят от древнего народа Израиля, который поселился на земле Ханаан между восточным побережьем Средиземного моря и рекой Иордан. Библия относится к детям Израиля как к потомкам общего предка израильтян ― Иакова.

В Книге Бытия рассказывается история Иакова и его двенадцати сыновей, которые покинули Ханаан во время сильного голода и поселились в Гошенах северного Египта. Правительство египетского фараона якобы порабощало своих потомков, хотя нет никаких независимых свидетельств того, что это происходило. После 400 лет рабства Бог Израиля послал пророка Моисея из колена Левия, чтобы освободить израильтян от рабства. Согласно Библии евреи чудесным образом эмигрировали из Египта (событие, известное как Исход) и вернулись на свою родину в Ханаан.

Согласно Библии после освобождения от египетского рабства народ Израиля жил в Синайской пустыне в течение сорока лет, прежде чем завоевать Ханаан в 1400 году до нашей эры. Живя в пустыне, согласно библейским писаниям, народ Израиля получил Десять заповедей на горе Синай через Моисея. Войдя в Ханаан, части земли были отданы каждому из двенадцати колен Израиля.

Исторические сведения

После падения Иерусалима Вавилония (современный Ирак) будет центром религии иудаизма более тысячи лет. Первые еврейские общины в Вавилонии возникли со времени изгнания племени Иудеи в Вавилон Иоакимом в 597 году до нашей эры, а также после разрушения Храма в Иерусалиме в 586 году до нашей эры. Еще много евреев мигрировали в Вавилон в 135 году нашей эры после восстания Бар-Кохбы. Вавилония стала центром еврейской жизни вплоть до XIII века. К первому столетию она быстро развивалась, население составляло 1 миллион евреев, которое увеличилось до 2 миллионов, составляя около 1/6 мирового еврейского населения в ту эпоху.

В период европейского Возрождения и Просвещения в общине произошли значительные изменения. Движение Хаскалы сопровождалось более широким Просвещением, поскольку евреи в XVIII веке начали кампанию за освобождение от ограничительных законов и интеграцию в более широкое европейское общество. Светское и научное образование было добавлено к традиционному религиозному обучению, полученному студентами, и интерес к национальной идентичности, включая возрождение в изучении истории и иврита, начал расти.

В 1870-х и 1880-х годах евреи в Европе стали более активно обсуждать иммиграцию в Израиль и возможность воссоздать еврейскую нацию на своей национальной родине, выполняя библейские пророчества, касающиеся Шиват-Циона.

В 1933 году с приходом к власти Адольфа Гитлера и нацистской партии в Германии положение евреев стало сложным. Иудаизм и его сторонники строго осуждались. Экономические кризисы, расовые антисемитские законы и страх перед предстоящей войной заставили многих евреев бежать из Европы в Палестину, в Соединенные Штаты Америки и в Советский Союз.

На сегодняшний день Израиль ― парламентская страна, где больше половины населения ― евреи. Крупнейшие еврейские общины находятся в Израиле и Соединенных Штатах с основными общинами в Европе, России и Канаде.

Великий основатель и пророк

Основателем считают пророка Моисея. Согласно Книге Исхода Моисей появился на свет, когда его народ, израильтяне, возрастал в количестве. Это обеспокоило египетского фараона. Поэтому он распорядился убивать новорожденных мальчиков-израильтян. Мать Моисея тайно скрыла его. Через дочь фараона ребенок был принят в качестве подкидыша из реки Нил и вырос с египетской королевской семьей. После убийства египетского рабовладельца Моисей бежал в Мадиам, где он встретил Ангела Господня, говорящего с ним на горе Хориб.

Бог послал Моисея, чтобы избавить израильтян от рабства. Моисей привел израильтян из Египта к библейской горе Синай, здесь ему были даны Десять заповедей от Бога, написанные на каменных табличках. Перед смертью Моисей оставил преемника ― Иисуса Навина, благословив его.

Основные идеи

Иудаизм совмещает в себе все моральные принципы других вер. Обычно еврейская этическая практика характеризуется такими ценностями, как справедливость, поиск истины, любовь к миру, любящая доброта, сострадание, смирение и чувство собственного достоинства. Этические практики включают практику благотворительности и воздержание от негативной речи.

Основные идеи:

  • Господь является вездесущим, справедливым и всезнающим. Все равны перед ним.
  • человек ― это духовно бессмертное существо, созданное Господом по своему подобию. Поэтому он должен следовать божьим законам и постоянно самосовершенствоваться.
  • сторонники этой религии считают, что духовное начало преобладает над материальным миром. Но к окружающему миру нужно относиться с уважением и любовью.

Как видим, у иудаизма, христианства и даже ислама есть много общего, и совершенно точно, что иудаизм ― одна из великих мировых религий, а еврейский народ много страдал на протяжении всей истории.

Здравствуйте, друзья. Интересно ли вам узнать о древнейшей религии мира, сохранившейся до наших дней? О ее принципах, основах, заповедях и секретах, об истории развития и этапах становления? Возможно вы хотите поехать в Израиль и совершить экскурсию по святым местам?

А может вам приходилось слышать нелепое мнение непросвещенных о том, что иудаизм имеет общие корни с Иудой, предавшем Христа? Или у вас есть другие вопросы относительно этой темы?

Если да, то мы удовлетворим ваше любопытство, и после прочтения этой статьи все станет предельно ясно.
Иудаизм - это вера (религия) еврейского народа. Иногда используется термин «иудейство» или «иудейская религия». Для начала сделаем небольшой исторический экскурс.

Само слово «иудаизм» образовалось от термина «колена Иуды». Что это такое? Дело в том, что израильский народ «вырос» из колен израилевых (племен) потомков сыновей патриарха Иакова. А было их у него, не много не мало, а двенадцать! Родились сыновья от четырех разных женщин: двух жен и двух их служанок (да, и такое бывает). Четвертым сыном был Иуда.

Согласно священному писанию, Иуда сыграл особую роль в становлении израильского народа. Его имя легло в основу названия религии и всего еврейского народа, на иврите и других языках это название звучит как «иудеи».

История иудейства охватывает более трех тысяч лет, эта религия считается самой древней из тех, что сохранилась до наших дней. Иудаизм относится к монотеистическим религиям, это значит, что приверженцы его верят в одного Бога.

Согласно науке, изучающей религию, философию, культуру и социальное развитие иудейского народа, иудаике, за всю историю развития иудейской веры насчитывается четыре больших этапа:

1) Библейский период (с 20 по 6 век до нашей эры).

В это время еще не было письменности и летоисчисления, поэтому все знания и религиозные понятия передавались из уст в уста и носили скорее мифологический характер. Даже когда появилась священная книга, ее еще не называли Библией. Это было иудейство священников и пророков.

2) Иудаизм Второго Храма или эллинистический. (с 6 века до нашей эры по 2 век нашей эры).

Этот этап начался после того, как еврейский народ вернулся в Палестину из Вавилонии (куда насильно была переселена большая его часть). В Вавилонском плену они находились с 598 по 539 года до нашей эры.

Среди современных религиоведов широко распространено представление о том, что иудейская вера основана на принципе союза Бога с израильским народом, который им был заключен на горе Синай в эпоху Моисея. Второй этап иудаизма считается книжным в отличие от первого. Тогда еще распространены были жертвоприношения и другие древние обряды.

Первосвященника, записывающего священные писания звали Ездра (в исламе его называют Узайр). Он воссоздал еврейскую государственность на основе закона Торы (закона Моисея), написал священную книгу Ездры.

Во времена Второго Храма широкое распространение получил так называемый мессианский иудаизм. Его постулаты основаны на вере еврейского народа в Мессию. Когда появился Йешуа (Иисуса из Назарета) его вере последовали десятки сотен евреев. После смерти Йешуа на кресте и его воскрешения, это течение завладело и другими народами, со временем постепенно преобразовавшись в христианство, имевшее мало чего общего с мессианским иудаизмом.

3) Талмудический (раввинисткий или раввинизм) иудаизм (со 2 до 8 века нашей эры).

После того, как был разрушен Второй Храм, настал талмудический этап развития иудейства. Обряды жертвоприношения изжили себя и прекратились.

В основе этого периода лежала вера в то, что главный священный текст иудаизма — Письменная Тора (Пятикнижье Моисея и его Десять заповедей) содержит еще и устные пояснения и законы, которые не были записаны, и передавались между поколениями из уст в уста. Они назывались еврейским народом Устной Торой (или Талмудом). Устная Тора является своего рода дополнением к Письменной Торе (главному священному писанию иудаизма).

4) Современный (с 1750 года до нашего времени).

Основные течения современного иудаизма ведут свое начало со времен раввинизма.
В настоящее время приверженцев иудаизма насчитывается около пятнадцати миллионов человек, из них около 45% приходится на жителей Израиля, около 40% проживают в Канаде и Соединенных штатах Америки, остальные преимущественно в Европе.

Основные течения современного иудаизма - это ортодоксы, реформисты и консерваторы. Чтобы эти слова не остались висеть в воздухе пустым звуком, мы кратко поясним суть каждого.

Ортодоксальный иудаизм

Центральным звеном ортодоксального иудаизма является Галаха. Итак, галаха - это совокупность законов и правил иудейского права который регламентирует жизнь евреев во всех отношениях (семейную, религиозную, общественную и культурную). Это те законы, которые содержатся в Торе и Талмуде и которым представители ортодоксального иудаизма следуют строго и неустанно. В Галахе также содержится правовые решения и законы раввинов, диктующие правила поведения.

Эти законы подразделяются на пять основных групп:

  1. это законы Письменной Торы, трактуемые в соответствие с Устной Торой;
  2. законы, оснований которых нет в Письменной Торе, но они тоже получены Моисеем (Моше) на горе Синай;
  3. законы, которые выведены мудрецами на основании анализа Письменной торы;
  4. законы, которые мудрецы установили для того, чтобы оградить иудеев от нарушения законов Письменной Торы;
  5. предписания мудрецов, призванные регулировать жизнь еврейских общин.

Развитие Галахи продолжается и в настоящее время, считается, что в Торе есть ответы абсолютно на все вопросы, возникающие перед еврейским народом.

Ортодоксы выступают против каких бы то ни было нововведений в религию.

Реформистский иудаизм (иногда его называют прогрессивный или современный иудаизм)

В противовес учению ортодоксального направления, представители реформистского иудаизма выступают за нововведения и обновления. Возник прогрессивный иудаизм в девятнадцатом веке в Германии. Его приверженцы считают, что старые этические заповеди должны быть сохранены, а от ритуальных стоит отказаться. Что и было сделано. Ритуал божественной службы подвергся реформации, а именно: служба велась на немецком языке, перестали трубить в шофар (ритуальный рог), не требовалось во время молитвы ритуальных одежд, женщины были признаны равными мужчинам во всех религиозных вопросах.

По мнению реформистов, религия должна развиваться и совершенствоваться, подстраиваясь таким образом под дух современности. Справедливость, милосердие и уважение к близкому - это тот путь, по которому следует движение реформистского иудаизма.

Консервативный иудаизм

Консервативный иудаизм возник в Европе, а точнее Германии на несколько десятков лет позже, чем реформисткий. Это «нечто среднее» (если можно так выразиться) между ортодоксальными и реформистскими взглядами. Его приверженцы являются сторонниками идеи компромисса между традиционными религиозными учениями и современными.

Идеи консервативного иудаизма, однако, значительно «мягче», нежели ортодоксального. Например, представителей сексуальных меньшинств разрешено посвящать в сан раввина. Можно даже заключать однополые браки. Вот так-то, друзья! Вот вам и консерваторы!

Главными идеями этого течения являются следующие:

  • Галаха признается главным жизненным руководством;
  • К современной культуре отношение должно быть только позитивным;
  • Основам еврейской религии не придается фундаментального значения.

Заповеди иудаизма

В Торе прописаны не десять заповедей как в библии, а целых шестьсот тринадцать! Из них двести сорок восемь (столько костей и органов в теле человека) заповедей обязывают к тем или иным действия, а триста шестьдесят пять заповедей (это, как вы догадались, число дней в году) запрещают!

Мы не будем перечислять их все, но приведем самые интересные, необычные и нелепые (а есть среди них и такие):

  • «Муж должен оставаться с женой в течение первого года жизни в браке», вот так, на второй и последующий годы супружеской жизни оставаться, видимо, не обязательно.
  • «Если купил рабыню-еврейку необходимо на ней жениться либо женить на ней сына».
  • «Купить рабыню-еврейку». Обращая внимание на предыдущую заповедь, получается совсем без вариантов.
  • «Не селиться в Египте».
  • «Не царапать свое тело».
  • «На седьмой год необходимо прекратить обработку земли».
  • «Отказаться от всего, что вырастет на земле в седьмой год».
  • «Если в поле обнаружен труп человека и неизвестно, кто его убил, необходимо проломить голову телке». (На всякий случай поясним, что телка это, по всей видимости, корова).
  • «Для тех, кто совершил умышленное убийство, необходимо выделить города-убежища в количестве шести штук».
  • Кроме этого есть еще такие, как: не бриться лезвием, не ворожить, не гадать, не заниматься магией, не носить мужчинам женскую одежду и женщинам мужскую и ряд других заповедей.

Символы, атрибуты, традиции и святые места

Основными атрибутами иудаизма являются:

  • шофар (ритуальный рог, в него трубят на богослужении в Синагоге - центре религиозной жизни иудейской общины);
  • яд (так называется указка для чтения Торы);
  • Танах (священное писание);
  • кружка, предназначенная для омовения рук;
  • подсвечники;

Символы и традиции иудейской веры:

  • шема - молитва, которая состоит из четырех цитат из Пятикнижия;
  • соблюдение шабата - в иудаизме это седьмой день недели, в который нужно воздержаться от работы;
  • кашрут - свод правил, регламентирующий отношение к пище и другим отраслям жизни;
  • ношение кипы - еврейский национальный головной убор, небольшая шапочка, прикрывающая макушку, она символизирует смирение и преклонение перед Господом;
  • звезда Давида - еврейский символ, изображенный на флаге Израиля, представляющий собой шестиконечную звезду (два равносторонних треугольника наложены друг на друга, один углом вниз, другой вверх);
  • семисвечник Менора - золотой светильник, является древнейшим символом иудаизма и религиозной эмблемой еврейского народа;
  • лев - символ иудейского колена.

Святые места:

  • На высоте семисот семидесяти четырех метров над уровнем моря возвышается над старым городом Иерусалимом Храмова Гора (это четырехугольная площадь, огороженная высокими стенами), и примерно на столько уходит она в глубину под землю. По настоящее время там ведутся активные раскопки. На Храмовой горе находился Первый, а затем и Второй Храм. Согласно иудейской вере, в будущем там будет возведен Третий Храм. В настоящее время там выстроены мусульманские религиозные постройки - мечеть Аль-Акса и Купол Скалы (это третьи по значимости мусульманские святыни).
  • Стена Плача (другие ее названия Западная гора или А-Котель) - главнейшая святыня иудейской веры. Она расположена вокруг уцелевшего западного склона Храмовой горы. По приданию, желания, написанные на листочке и оставленные в Стене Плача непременно сбудутся. Ежегодно паломники со всего земного шара оставляют свои сокровенные пожелания с верой и надеждой ожидая их исполнения. Так, что если собираетесь посетить Израиль, заранее правильно сформулируйте свои желания, ибо они имеют свойство сбываться!

Если, дорогие читатели, данная статья лишь подогрела ваш интерес к иудейской религии, древних обычаях, святынях.

Если вы хотите узнать еще больше , углубиться в историю, а возможно, проследить связь иудаизма с христианством и другими религиями, советуем вам прочитать книги, заказать которые можно легко, просто перейдя по соответствующим ссылкам:

Удачи вам и занимательного чтения.
Подписывайтесь на наши обновления, делитесь с друзьями.
Всего вам доброго.

Иудаизм - это религия, которая оказала большое влияние на формирование христианства. Поэтому при изложении иудаизма сложилось две тенденции. Первая, христианская богословско-теологическая тенденция рассматривает иудаизм под углом зрения тех моментов, которые утверждают истину христианского вероуче­ния. При этом критикуется собственно иудаистское, как неподлин­ное искажение «истинной веры». Другая традиция рассматривает иудаизм как самоценное религиозное образование, национальную религию евреев. Логике и целям нашего изложения более соответст­вует второй подход, поскольку мы в этом разделе анализируем наци­ональные религии. В этом случае представляется нам, надо рас­крыть содержание данной религии самой по себе, безотносительно тех влияний, которые она оказала на другие религиозные культовые системы. Анализ этих влияний должен быть проведен в соответствующее время, когда будет рассматриваться тема возникновения христианства.

Иудаизм - религиозная система, возникшая на территории; Палестины на рубеже II-I тысячелетия до н.э. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, которое было самым многочисленным среди всех 12 еврейских пле­мен («двенадцать колен израилевых»), а в конце XI века до н. э. стало господствующим племенем, поскольку в этот момент во главе сфор­мировавшегося Израильско-иудейского государства стал выходец из этого племени царь Давид. Вероучение иудаизма изложено в ряде канонических документов: Священном Писании (Танак) и Священ­ном Предании (Талмуд). Содержание Священного Писания известно широкому читателю по Ветхому Завету Библии - главной вероучительной книге иудаистов и христиан.

Иудаизм называют национальной религией евреев. Истори­ки отмечают, что формирование иудаизма как национальной религии евреев началось задолго до XIII века, когда их кочевые племена вторглись на территорию Палестины. Первоначально верования, ритуалы и обряды еврейских племен принципиально не отлича­лись от верований, ритуалов и обрядов других народов, находя­щихся на аналогичной стадии развития. Знакомство с содержанием Ветхого Завета свидетельствует о сильном распространении и вли­янии среди еврейских племен тотемистических, анимистических, магических верований и обрядов. Религиозно-культовая система того периода носила ярко выраженный политеистический харак­тер. И лишь начиная с XIII века до н. э., после вторжения еврейских племен на территорию Палестины и формирования там еврейского государства, начинает складываться иудаизм как монотеистичес­кая религия.

Естественно, монотеизм не мог сложиться в одночасье. Форми­рование монотеизма заняло относительно длительный историчес­кий период и предполагало существование каких-то переходных форм. Такой переходной формой на пути формирования монотеизма являлся генотеизм. Генотеизм предполагает существование у того или иного народа веры в одного Бога. У еврейского народа таким Бо­гом был бог Яхве (Иегова). И вся религиозно-культовая деятель­ность, система социальных норм и социальных взаимодействий ев­рейского народа строилась вокруг этого Бога. Вместе с тем признава­лось, что у каждого народа имеется свой бог. Правоверный иудей был обязан поклоняться только своему богу и не вступать в отношения с другими богами. Для поклонения богу Яхве в столице государства Израиль сыном Давида царем Соломоном в 945 году до н. э. был пост­роен храм Яхве, который стал центром культовой деятельности иу­даизма. Однако многобожие у евреев просуществовало еще несколь­ко столетий, о чем свидетельствует указ царя Иосифа от 622 г. до н. э. об отмене культов других богов.

Как известно, в 586 году до н. э. Иудея была захвачена вави­лонским царем Навуходоносором. Храм Яхве был разрушен, а евреи уведены в плен. Во время вавилонского пленения иудаизм стано­вится идейной основой борьбы евреев за освобождение и восстанов­ление собственной государственности, принявшей форму движе­ния к возврату на землю предков. С этого времени в иудаизме окончательно утверждается монотеизм. И хотя на монотеистичес­кой интерпретации иудаизма настаивали многие библейские пат­риархи и пророки, но утверждение подлинного монотеизма Библия связывает с именем пророка Моисея. Согласно библейскому повест­вованию, Бог Яхве через пророка Моисея предложил народу Изра­иля союз - «завет». Этот завет содержит два ключевых положения.

Первое - евреи обязаны признать, что Бог Яхве - это не просто один из богов, пусть даже самый сильный и могущественный, но единственный Бог, творец и повелитель всего того, что происходит в природе, обществе и судьбе каждого человека. Второе - еврейский народ является избранным Богом Народом, Он будет находиться под особым покровительством всемогущего Бога до тех пор, пока ос­танется ему верным.

Эти два положения являются центральными в религиозно-культовой системе иудаизма. Несмотря на то, что в иудаизме Бог провозглашается творцом и управителем всего человечества, он подчеркивает, что еврейский народ - это особый, Богом избранный народ, народ - Мессия, призванный осуществлять особую цивили­заторскую миссию с целью установления на земле царства благоден­ствия, мира и справедливости. Казалось было бы логичным стремле­ние представителей иудаизма выйти за рамки отдельного народа, распространяя свою веру среди других народов. Но иудаистское ду­ховенство препятствует ассимиляции евреев. Еще в 444 году до н. э. оно настояло на принятии закона, запрещающего евреям вступать в родственные отношения с другими народами. Таким образом иуда­изм ориентирует еврейский народ на этническую замкнутость. И это имеет свои негативные последствия, связанные с противопоставле­нием евреев другим народам. Но наряду с негативными моментами I эта ориентация явилась одной из причин исключительной жизне­стойкости еврейского народа, на долю которого в истории выпали очень тяжелые испытания.

Одним из таких испытаний явилось завоевание Палестины в 322 году до н. э. Александром Македонским. Это событие привело ко второму наиболее значительному расселению евреев в странах Вос­точного Средиземноморья. Иудейская война (66-73 гг. н. э.) закон­чившаяся поражением евреев, а также подавление антиримского восстания под предводительством Бар-Кохбы (135 г. н. э.) привели к массовой депортации евреев и их расселению по всему свету. В пери­од расселения (диаспоры) создается Талмуд, который становится основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев. На основе Ветхого Завета и Талмуда функционирует иудаизм как сложный комплекс рели­гиозных представлений и обрядов, морально-этических и правовых норм, регулирующих всю жизнедеятельность еврея как индивида, еврейского общества и государства.

Космологическая мифология иудаизма изложена в первой книге Ветхого Завета - Бытии. В этой книге рассказывается как Бог из ничего сотворил Небо и Землю, животных и растения, чело­века «по образу и подобию своему», мужчину и женщину - Адама и Еву, как эти первые люди совершили свой «первородный грех», сорвав плод с запретного древа познания добра и зла и как Бог на­казал их за это, изгнав из рая. Отныне они были должны в поте ли­ца добывать себе хлеб насущный и в муках рождать детей. Затем идет повествование о судьбе детей этих людей, о их сложных взаи­моотношениях с Богом.

Однако наибольший интерес при рассмотрении вероучения и культа иудаизма представляет содержание того «завета», который дал Бог на горе Синае пророку Моисею. Содержание этого завета из­ложено в близких версиях в двух книгах Ветхого Завета «Исходе» (20, 2-17) и «Второзаконии» (5,6-12). Этот «завет» представляет собой 10 заповедей - религиозно-культовых и нравственно-правовых норм:

1) Да не будет у тебя других богов перед ликом моим;

2) Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, что в воде, ниже воды, не поклоняй­ся им и не служи им;

3) Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно;

4) Помни день субботний, чтобы освятить его, шесть дней рабо­тай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой субботу посвяти Господу своему, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, а на седьмой почил, посему благословил Господь день субботний и освя­тил его;

5) Почитай отца твоего и мать твою;

6) Не убивай;

7) Не прелюбодействуй;

8) Не кради;

9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего;

10) Не желай дома ближнего твоего и ни жены ближнего твое­го, ни раба его, и ни рабыни его, ни осла, ничего, что есть у ближнего твоего.

Иудейская религиозно-культовая система содержит множе­ство положений, регламентирующих питание, брачные отношения, поведение в обществе и в культовых зданиях. Наиболее значитель­ные обряды, связанные с «богоизбранничеством» еврейского народа, обряды инициации - обрезание крайней плоти мальчиков на вось­мой день после рождения и церемония бар-мицва и бат-мицва, осве­щающих вступление в совершеннолетие мальчиков и девочек. Боль­шая роль в иудаизме отводится религиозным праздникам. Наиболее значительные из них: шабат (суббота) - время отдыха и запрета на любую деятельность; йом-киппур (день всепрощения) - суточный пост, символизирующий покаяние; песах (пасха) - праздник, зна­менующий начало весны; суккот и шнуот - праздники, посвящен­ные сбору урожая; симхат-торы (радость Торы) - праздник по слу­чаю завершения цикла чтения Торы в синагоге.

Организационная структура иудаизма на протяжении четы­рех тысячелетий его существования претерпевала значительные изменения. Долгое время в иудаизме ведущую роль играло жречес­кое сословие, концентрирующее религиозную жизнь вокруг храма Яхве. В период рассеяния (диаспоры) ведущую роль в религиозной жизни начинает играть синагога - собрание верующих, во главе с раввином (учителем). В настоящее время иудаизм является господ­ствующей религией государства Израиль, который, хотя и не имеет официального статуса государственной религии, но пользуется ис­ключительной поддержкой государственных органов и оказывает существенное влияние на всю общественную жизнь страны. Руково­дители религиозных общин - раввины находятся на государствен­ной службе и ведают оформлением актов гражданского состояния, осуществляют контроль над кашрутом (системой религиозных пра­вил хранения, приготовления и употребления пищи), ведут воспита­тельную работу и культовую деятельность в армии. В десяти городах страны действуют 24 раввинских суда. Координирует и направляет деятельность раввинов Верховный Раввинатский Совет. Помимо Израиля религиозные объединения иудаистов функционируют во многих странах мира.

Литература

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. М., 1976. Васильев Л. История религий Востока. М., 1962.

История Древнего Востока (Под ред Кузищева В. И.) М., 1988. Конфуций. Луньюй. Пекин. 1957. Кун Н. Т. Мифы Древней Греции. М., 1960.

Немировский А. И. Мифы и легенды Древнего Востока. М., 1994



gastroguru © 2017