Выбор читателей
Популярные статьи
Пояснительная записка
Введение
Пояснительная записка
Введение
Актуальность программы
· нормы Санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования детей.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для развития у детей эмоционально-положительного отношения к русской традиционной культуре, формирования и развития основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство, развитие творческих способностей.
Задачи
Образовательные:
· расширить запас знаний детей о разнообразии форм;
относительности, пропорциональности, цветоведении;
· познакомить с техниками декоративно-прикладного творчества;
· научить владеть различными инструментами;
· познакомить с народными промыслами;
Развивающие:
· развитие творческого воображения;
· развитие образного мышления;
· формирование трудовых навыков;
· развитие мелкой моторики;
· развитие интереса к народному творчеству.
Воспитательные:
· воспитание эстетического отношения к окружающему миру;
· воспитание ценностного отношения к своему труду, труду других людей;
· воспитание уважения к родной культуре;
· воспитание добрых чувств и бережного отношения к окружающему миру.
1.3. Изменения, внесенные в дополнительную общеобразовательную программу, и их обоснование
В соответствии с тем, что у учащихся, набираемых на обучение, сформирован достаточный уровень базовых умений и навыков для занятия декоративно-прикладным творчеством, заложенный в данной общеобразовательной программе, в числе которых умение обращаться с ножницами, умение правильно держать кисть, карандаш, знание основных цветов, простых геометрических форм. Рабочая программа первого года обучения выстраивается согласно учебно-тематическому планированию дополнительной общеобразовательной программы.
Название разделов и тем занятий | Содержание |
1. Вводное занятие | Теория: Беседа о видах изобразительной деятельности. Практика: Рисование героя любимой сказки. |
2. Сюжетная аппликация из цветной бумаги. | Теория: Рассказ о лесных животных – ежах. Практика: Аппликация по шаблонам ежика и осеннего листочка. |
3. Предметная тестопластика. | Теория: Беседа о домашних животных, приносящих пользу человеку. Практика: Раскрашивание фона шаблона, украшение «шубки» барашка завитками из соленого теста. |
4. Набойка по ткани. | Теория: Рассказ о празднике «Покров», рассказ о традициях изготовления набивных платков. Практика: Набивание узора на ткань из нескольких элементов штампиками из сырого картофеля. |
5. Роспись силуэта матрешки. | Теория: Рассказ об истории возникновения матрешки, вариантах росписи. Практика: Роспись силуэта матрешки |
6. Предметная аппликация из цветной бумаги. | Теория: Беседа о заготовках человека на зиму - консервировании. Практика: Раскрашивание фона банки, выполнение аппликации, имитирующей заготовку огурцов и помидоров. |
7. Предметная лепка. | Теория: Беседа об осени. Её признаках. Чтение стихотворения. Практика: Лепка осенних листьев из цветного теста. Вырезание различных видов листьев по шаблонам. |
8. Рисование по трафаретам. | Теория: Беседа об осени. О различных видах деревьев. Практика: Изготовление шаблонов вазы и листьев, рисование с использованием шаблонов. |
9. Предметная аппликация | Теория: Беседа об ткани. Её изготовлении и назначении. Рассказ о традициях лоскутного шитья. Практика: Составление узора из разноцветных квадратов. «Сшивание» квадратов между собой. |
10. Предметна лепка. | Теория: Беседа о традициях русского чаепития. Практика: Плоскостная лепка самовара и мелких деталей композиции. |
11. Роспись по ткани. | Теория: Рассказ о традиционных расписных коврах. Практика: Роспись лоскута ткани характерными элементами. |
12. Аппликация пластилином. | Теория: Беседа о птицах. Их внешнем виде, образе жизни. Практика: Изготовление шаблонов птиц, украшение элементами из пластилина, бусин, бисера, страз. |
13. Урало-сибирская роспись. | Теория: Рассказ о традициях урало-сибирской росписи, характерных особенностях. Практика: Рисование птиц и цветов в технике урало-сибирской росписи. |
14. Тряпичная кукла. | Теория: Рассказ об истории народных кукол, их значении. Практика: Изготовление куклы-закрутки. |
15. Предметная аппликация. | Теория: Беседа о животных. Практика: Аппликация животных из простых геометрических фигур разных размеров. |
16. Сюжетное рисование. | Теория: Рассказ о жизни сов. Беседа о их внешнем виде. Практика: Поэтапное выполнение рисунка совы на ветке в ночное время суток. |
17. Лепка дымковской игрушки из глины. | Теория: Рассказ о промысле дымковской игрушки. Практика: Лепка лошадки из глины. |
18. Работа в смешанной технике по мотивам городецкой росписи. | Теория. Рассказ о городецком промысле. Практика: Изготовление аппликации с изображением городецкого коня с использованием элементов росписи. |
19. Роспись дымковской игрушки из глины. | Теория: Повторение темы о дымковской игрушки. Демонстрация узоров, характерных для росписи. Практика: Роспись дымковской лошадки. |
20. Рисунок по мотивам сказки «Курочка ряба» | Теория: Краткий пересказ сказки «Колобок», совместный поиск морали сказки. Практика: Рисование сюжета «колобок и лиса». |
21. Сюжетная лепка. | Теория: Беседа о лесном звере - медведе. Опрос о сказках, в которых встречается медведь. Практика: Лепка медведя в окружении деревьев. |
22. Аппликация нитками. иммитация кружева. | Теория: Рассказ о промысле кружевоплетения. Практика: Выполнение аппликации с использованием ниток. |
23. Сюжетное рисование. | Теория. Беседа о сказочном герое – Жар-птице. Опрос о знании сказок, в которых она встречается. Практика: Рисование гуашью Жар-птицы в ночном небе. |
24. Лепка животных. | Теория: Беседа о домашних животных. Какую пользу приносит кот в деревенских домах. Практика: Лепка из пластилина фигурки кота, за любимым его занятием. |
25. Сюжетная аппликация. | Теория: Беседа о птицах - снегирях. Рассказ об их образе жизни, беседа об отличительных признаках от остальных птиц. Практика: Выполнение аппликации с изображением снегиря из шариков гофрированной бумаги. |
26. Рисование, портрет. | Теория: Беседа о жанре – портрет, рассказ о правилах построения рисунка человеческого лица. Практика: Рисование портрета мамы с её любимыми цветами. |
27. Предметная лепка. | Теория: Беседа о рыбах, их образе жизни, строении. Опрос о сказке, где рыбка главная героиня. Практика: Лепка рыбки из цветного соленого теста с использованием крупного бисера и бусин. |
28. Поделка из ниток. | Теория: Рассказ о этапах обработки шерсти. Беседа о применении шерсти в жизни человека. Практика: Выполнение поделки из шерстяных ниток «шапочка». |
29. Жостовская роспись. поднос | Теория: Рассказ о жостовском промысле. Практика: Выполнение росписи на картоне с силуэтом подноса. |
30. Лепка из глины. | Теория: Рассказ о истории возникновения глиняной посуды, её назначении. Практика: Лепка кувшина из глины в технике «жгут». |
31. Мезенская роспись. | Теория: Рассказ о мезенской росписи, традициях её исполнения. Рассмотрение элементов, характерных для данного вида росписи. Практика: Изображение сюжета с использованием образа журавля, характерного для мезенской росписи. |
32. Сюжетная аппликация. | Теория: Беседа городе. Опрос чем город отличается от деревни. Практика: Выполнение аппликации многоэтажных домов в снегу. |
33. Предметная лепка. | Теория: Беседа о снеговиках, этапах его лепки из снега. Практика: Лепка снеговика из соленого теста. |
34. Сюжетное рисование. | Теория: Рассказ о традиции изготовления лубка, его назначении, сюжетах. Практика: Изготовление рисунка, имитирующего русский лубок. |
35. Поделки из скорлупы грецкого ореха. | Теория: Беседа о различных природных материалах, которые можно использовать для поделок. Практика: Изготовление из скорлупы грецкого ореха фигурки медведя, черепахи, мышки. |
36. Тряпичная кукла к Рождеству. | Теория: Рассказ о празднике Рождество. Практика: Выполнение тряпичной куклы «ангел» |
37. Гжельская роспись. | Теория: Рассказ о гжельском промысле, традициях выполнения росписи. Практика: Роспись силуэтов чайника и чашечек. |
38. Сюжетная лепка. | Теория: Рассказ об изготовлении муки, тесте. Чтение поговорки о хлебе. Практика: Лепка колобка на окошке. |
39. Аппликация из ткани. | Теория: Повторение темы лоскутного шитья. Практика: Теория: Повторение темы лоскутного шитья. Практика: Групповая работа из лоскутков ткани: дерево с цветами, листьями и птицами. |
40. Роспись бумажного силуэта дымковской игрушки | Теория: повторение темы посвященной дымковской игрушке. Практика: роспись бумажного силуэта барыни. |
41. Предметная лепка. | Теория: Беседа о лесном звере – зайце. Рассказ о изменениях его окраски в разные периоды года. Практика: Лепка серого и белого зайчика. |
42. Работа в смешанной технике. | Теория: Рассказ о семенах различных растений. Практика: Украшение стеклянной баночки при помощи пластилина и различных видов семян и крупы. |
43. Точечная роспись. | Теория: Беседа об орнаменте, его видах и назначении. Практика: Выполнение орнамента на бумаге при помощи гуаши и ватных палочек. |
44. Поделки из природного материала. | Теория: повторение темы использования в работе природных материалов. Практика: Изготовление из сосновых шишек и пластилина совы и ежика. |
45. Сюжетная лепка. | Теория: Беседа о деревьях в зимнее время года. Практика: Лепка из соленого теста силуэтов деревьев на тёмном фоне, украшение их блестками – искрящимся снегом. |
46. Сюжетное рисование животных. | Теория: Ра сказ об обитателе северного полюса – белом медведе, его образе жизни. Практика: Рисование гуашью белого медведя в его естественной среде. |
47. Открытка к 23 февраля. | Теория: Рассказ о празднике 23 февраля. Практика: Изготовление открытки к празднику. |
48. Тестопластика. | Теория: Беседа о лице, частях лица, эмоциях, которые они отражают. Практика: Лепка из соленого теста лиц весёлых человечков. |
49. Предметная аппликация. | Теория: Повторение темы о шерсти, её применении в жизни человека. Практика: Изготовление силуэтов рукавичек, украшение их одинаковым узором. |
50. Работа в технике граттаж. | Теория: Рассказ о технике граттаж. Рассказ о космосе, первом полете человека в космос. Демонстрация работ изготовленных в этой технике. Практика: Изготовление работы в рассмотренной технике с изображением космических объектов. |
51. Нитяная куколка. | Теория: Рассказ о традициях изготовления весенних куколок – мартиничек. Практика: Изготовление нитяных куколок. |
52. Предметная лепка. | Теория: Беседа о слонах, их внешнем виде. Практика: Плоскостная лепка слона из пластилина, его украшение. |
53. Поделка из гофрированной бумаги. | Теория: Беседа о птицах. Практика: Изготовление птички из цветной гофрированной бумаги. |
54. Предметная лепка. | Теория: Рассказ о празднике Сороки. Практика: Лепка жаворонков из соленого теста с использованием для украшения семян и крупы |
55. Городецкая роспись, элемент цветок. | Теория: Рассказ о городецкой росписи, традициях её выполнения. Рассмотрение этапов выполнения элементов: ромашка, роза, травка. |
56. Предметная лепка. | Теория: Беседа о морских обитателях – черепахах, их внешнем виде, образе жизни. Практика: Лепка из пластилина черепахи, украшение её панциря узором из бусин, крупы. |
57. Аппликация в смешанной технике. | Теория: Рассказ о виде рукоделии – ткачестве. Практика: Выполнение аппликации из ниток, имитирующую тканную дорожку с бахромой. |
58. Рисование тропических животных. | Практика: Беседа о тропических животных – обезьянах, их внешнем виде. Практика: Рисование гуашью обезьяны на лиане. |
59. Открытка к 8 марта. | Теория: Беседа о празднике 8 марта. Практика: Изготовление объёмных цветов в технике аппликация. |
60. Цветочная роспись. | Теория: Повторение темы, посвященной урало-сибирской росписи. Повторение этапов выполнения элемента «цветок». Практика: Роспись плоской деревянной заготовки цветами, выполненными в технике урало-сибирской росписи. |
61. Предметная лепка. | Теория: Беседа о тропической птицах - попугаях, их видах и отличительных особенностях. Практика: Плоскостная лепка из пластилина попугая. |
62. Предметная аппликация. | Теория: Беседа о солнце. Рассказ о его значении. Практика: Изготовление полуобъёмной аппликации солнышка. |
63. Сюжетное рисование. | Теория: Рассказ о первых весенних цветах. Практика: Рисование полянки с первыми весенними цветами. |
64. Плоскостная лепка пластилином. | Теория: Рассказ о цветах, их значении, строении. Практика: выполнение плоскостной аппликации пластилином различных цветов. |
65. Роспись деревянной заготовки. | Теория: Рассказ о традициях празднования Пасхи. Практика: Роспись плоской деревянной заготовки в форме яйца. |
66. Аппликация пластилином. | Теория: Беседа о сказке «Курочка ряба». Практика: Выполнение плоскостной аппликации пластилином курочки рябы. |
67. Сюжетное рисование в технике граттаж. | Теория: Беседа о праздновании праздника 9 мая. Рассказ о великом подвиге наших дедов и прадедов. Практика: Изображение салюта на фоне ночного неба в технике граттаж. |
68. Предметная лепка из пластилина. | Теория: Рассказ о бабочках. Беседа о их внешнем виде. Практика: Выполнение плоскостной аппликации из жгутов пластилина, изображающей бабочку. |
69. Работа в смешанной технике. | Теория: Беседа о весеннем цветении деревьев. Чтение стихотворения о весне. Практика: Выполнение работы в смешанной технике на одноразовой бумажной тарелке. Ствол прорисовывается гуашью, листва и цветы – шарики из гофрированной бумаги. |
70. Сюжетное рисование. | Теория: Краткий пересказ сказки «Колобок», совместный поиск морали. Практика: Рисование сюжета колобка с лисой. |
71. Предметная лепка. | Теория: Рассказ о виде рукоделия – вязании и результате его применения. Практика: Лепка из пластилина корзины и клубков шерсти. |
72. Поделки из одноразовых тарелок. | Теория: Беседа о животных. Практика: Изготовление из целых и разрезанных одноразовых тарелок силуэтов животных, их раскрашивание гуашью. |
73. Хохломская роспись. | Теория: Рассказ о хохломской росписи, её отличительных особенностях. Практика: Отработка элемента – «травка», роспись плоской деревянной заготовки. Изображение петуха красной и черной краской на золотом фоне. |
74. Сюжетная тестопластика. | Теория: Повторение темы о птицах Практика: Плоскостная лепка из цветного соленого теста, изображение ветки и птиц на ней. |
75. Предметная аппликация. | Теория: Беседа о б одуванчиках, Изменении их внешнего вида. Практика: Выполнение аппликации из обычной цветной и гофрированной бумаги с использованием кусочка пластилина. |
76. Отчетная выставка. | Практика: оформление работ, монтаж выставки. |
Список литературы
1. Внеклассная работа по труду. Работа с разными материалами: Пособие для учителей / сост. А.М. Гусакова. – М.: Молодая Гвардия, 1981.
2. Гусакова А. М. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
3. Кузин В. С. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1987.
4. Митителло К. Аппликация: техника и искусство. – М.: ЭКСМО, 2003.
5. Наши руки не для скуки. Поделки / переревод с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М: Росмен, 1998 .
6. Основы эстетического воспитания / Под ред. Н. А. Кумаева. – М: Просвещение, 1986.
7. Соленое тесто: Украшения, сувениры, поделки. – М.: ЭКСМО, 2004.
8. Чаянова Г. Н. Соленое тесто. – М.: Дрофа Плюс, 2005.
9. Шебкилин И. К., Романина В. И., Каганова И. И. Аппликационные работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1983.
Приложения
Приложение № 1
Техника безопасности для детей при работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями (иглами, ножом, ножницами, стеками, зубочистками и др.)
1. Общие требования безопасности
1.1. К работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями допускаются обучающиеся, изучившие правила по технике безопасности и правила пользования ножницами.
1.2. На занятиях выполнять только порученную педагогом работу.
1.3. Перед началом работы необходимо убедиться в исправности инструментов и приспособлений.
1.4. Замену инструментов и приспособлений производит педагог.
1.5. Во время работы оборудования не допускается его чистка, смазка и ремонт.
1.6. Хранить ручной инструмент в сумках или специальных ящиках, где отведено место каждому инструменту.
Требования безопасности перед началом работы
2.1. До начала работы прослушать инструктаж педагога по технике безопасности.
2.2. Подготовить рабочее место, инструменты, приспособления. Постоянно держать их в исправном состоянии.
2.3. Привести в порядок рабочую одежду: застегнуть пуговицы, фартук.
2.4. Проверить достаточность освещения на рабочем месте.
Требования безопасности при аварийных ситуациях
4.1. Если произошел несчастный случай или работающий почувствовал недомогание, то следует прекратить работу, сохранить обстановку место происшествия, если это не угрожает окружающим, сообщить педагогу о случившемся.
4.2. При прекращении подачи электроэнергии сообщить педагогу, который должен отключить электрооборудование из сети (розетки) и покинуть помещение.
4.3. При затоплении помещения водой, при возникновении пожара сообщить педагогу и покинуть помещение.
Приложение № 2
Десятибалльная шкала оценивания степени обученности обучающихся | ||
10-бал. шкала | Теоретические параметры оценивания | Практические параметры оценивания |
1 балл Очень слабо | Присутствовална занятиях, слушал, смотрел. | |
2 балла Слабо | Отличаеткакое-либо явление, действие или объект от их аналогов в ситуации, при визуальном предъявлении, но не может объяснить отличительные признаки. | Затрудняется повторить отрабатываемое учебное действие за педагогом |
3 балла Посред-ственно | Запомнил большую часть учебной информации, но объяснить свойства, признаки явления не может. | Выполняет действия, допускает ошибки, но не замечает их. |
4 балла удовле-твори- тельно | Знает изученный материал, применяет его на практике, но затрудняется что-либо объяснить с помощью изученных понятий. | Выполняет учебные задания, действия не в полном объёме. Действует механически, без глубокого понимания. |
5 баллов недост. хорошо | Развёрнуто объясняет, комментирует отдельные положенияусвоенной теории или её раздела, аспекта. | Чётко выполняет учебные задания, действия, но слабо структурирует свою деятельность, организует свои действия. |
6 баллов хорошо | Без особых затруднений отвечает на большинство вопросов по содержанию теоретических знаний, демонстрируя осознанность усвоенных понятий, признаков, стремится к самостоятельным выводам, обобщениям. | Выполняет задания, действия по образцу, проявляет навыки целенаправленно-организованной деятельности, проявляет самостоятельность. |
7 баллов очень хорошо | Четко и логично излагаеттеоретический материал, хорошо видит связь теоретических знаний с практикой. | Последовательно выполняет почти все учебные задания, действия. В простейших случаях применяет знания на практике, отрабатывает умения в практической деятельности. |
8 баллов отлично | Демонстрирует полное пониманиесути изученной теории и основных её составляющих, применяет её на практике легко, без затруднений. | Выполняет разнообразные практические задания, иногда допуская несущественные ошибки, которые сам способен исправить при незначительной (без развёрнутых объяснений) поддержке педагога. |
9 баллов велико-лепно | Легко выполняет разнообразные творческие заданияна уровне переноса, основанных на приобретенных умениях и навыках. | С оптимизмом встречает затруднения в учебной деятельности, стремится найти, различные варианты преодоления затруднений, минимально используя поддержку педагога. |
10 баллов прекрасно | Способен к инициативному поведению в проблемных творческих ситуациях, выходящих за пределы требований учебной деятельности. | Оригинально, нестандартно применяетполученные знания на практике. Формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков. |
Пояснительная записка
Введение
Пояснительная записка
Введение
Детство является важнейшей вехой в становлении личности ребенка, потому что это не подготовка к жизни, а сама жизнь во всех ее самобытных проявлениях. Детство включает в себя уникальные возрастные периоды для становления многих личностных качеств, которые никогда больше не повторятся, и неиспользование их ведет к обеднению и деформации личности ребенка. Расширение зоны ближайшего развития способствует развитию способностей ребенка, и одним из благоприятных факторов является изобразительная деятельность.
В наше время в период политической и экономической нестабильности особенно возрос спрос на творческую личность, способную нестандартно мыслить в постоянно меняющихся условиях. Современная жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, освященных многовековыми традициями, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Развитию этого способствует изобразительная деятельность.
Изобразительное искусство формирует и развивает ребенка разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы.
Ребенок, развитый искусством, тем и отличается от ребенка эстетически неразвитого, что у него органы чувств более чуткие и «умные». Его глаза, в буквальном смысле, видят в вещах гораздо больше значимого, чем неразвитый глаз. В этом отношении изобразительное искусство участвует не только в развитии художественных, но и универсальных способностей человека, и, в частности, ребенка. К тому же работа пальцами развивает координацию движений, речь, а это немаловажно для ребенка. В рисунке, аппликации повествовать значительно легче. Рисуя или занимаясь прикладным творчеством, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем. Таким образом, рисовать или лепить ребенку также необходимо, как и разговаривать.
Развитие современного общества в России расширяет и углубляет требования к эстетическому воспитанию детей. В связи с этим искусство становится все более тонким и действенным средством формирования подрастающего поколения, перспективной педагогической задачей является повышение эффективности воспитательного и познавательного воздействия преподавания искусства на развитие и становление личности ребенка. Познавательная и воспитательная функции искусства органически связаны между собой. Специфика искусства как средства воспитания состоит в том, что искусство воспитывает через посредство художественных образов, выраженных в конкретно-чувственной форме. Именно через создание художественного образа происходит познание того аспекта действительности, который заключает в себе явления жизни в связи с отношением к ним человека, его идейно-эстетической, нравственной оценкой.
В настоящее время возросла роль социальной среды в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в освоении им социального опыта через общение со взрослыми и сверстниками в процессе приобщения к искусству и художественному творчеству. Возникает необходимость в расширении контактов дошкольников с окружающим миром, в выявлении средств, методов и приемов воздействия, направленных на гуманизацию педагогического процесса. Для педагогов, родителей важным становится понимание психического состояния ребенка, создание положительного эмоционального климата.
Благоприятное положение дошкольника в системе социальных отношений будет способствовать возможностям его самовыражения и самоутверждения. Важная роль при этом отводится искусству, художественно-эстетическому воспитанию, традициям народной педагогики, которые являются основой социализации личности ребенка.
Дополнительная образовательная программа «Детская художественная мастерская» создана для реализации с детьми четырех-семи лет в объединении «Изостудия «Звездочки», которая создана в Центре дополнительного образования «Алые паруса».
Актуальность программы
Долгие годы существовал узкопрагматический подход к изобразительной деятельности, ознакомлению с искусством. Занятия не связывались с разносторонним социальным развитием, воспитанием у детей самоидентичности, то есть выяснению того, что такое "Я сам", "Моя группа", "Моя семья". Переход к развивающей модели образования, использование индивидуально-ориентированного обучения помогает воспитать ребенка самостоятельной, ответственной, критически мыслящей личностью, умеющей находить свое место в большом или малом коллективе. Пространственное и временное сосуществование различных видов деятельности предоставляет возможность детям объединяться по интересам, быть активными в планировании предстоящей работы и свободными в выборе. Это создает также разнообразную мотивацию творческой изобразительной деятельности ребенка, расширяет возможности использования результатов его творчества, позволяет строить обучение и воспитание на интегративной основе, развивать эмоциональную сферу. В этих условиях проблема изобразительной деятельности, связанная с освоением ребенком социального опыта, приобретает особую значимость.
В последнее время много говорится о положительном психологическом воздействии занятий изобразительным искусством. По моим наблюдениям, во время рисования, лепки дети отвлекаются от окружающей действительности, полностью погружаются в процесс творчества. Это способствует их психологической релаксации, во время которой происходит восстановление здоровья ребенка.
Педагогическая целесообразность
Данная дополнительная образовательная программа решает основную идею комплексного гармоничного развития детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить творческие способности дошкольников, раскрыть для них новый чудесный мир, почувствовать себя художником, творцом. Непременное развитие мелкой моторики рук, которое происходит во время занятий, оказывает свое благотворное влияние и на интеллектуальное развитие ребенка.
Данная программа опирается на опыт педагогов, занимающихся обучением детей дошкольного возраста декоративно-прикладному творчеству и изобразительной деятельностью: Комаровой Т.С., Лыковой И.А., Халезовой Н.Б., Аллаяровой И.Е.
Кроме этого, программа опирается на Закон РФ «Об образовании», нормативные документы и методические рекомендации по дополнительному образованию федерального и муниципального уровней, в том числе:
· устав Центра дополнительного образования «Алые паруса»
По разработке
Дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.
Данные методические рекомендации предлагаются к использованию в условиях становления новых подходов и требований к деятельности образовательных организаций дополнительного образования; предназначены для руководителей, методистов и педагогов дополнительного образования детей и носят рекомендательный характер.
В пособии использованы материалы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России От 11.12.2006 № 06-1844)
Программа дополнительного образования детей - основной документ педагога и разрабатывается им самостоятельно!
Образовательная программа дополнительного образования детей является основным документом детского творческого объединения, так как именно в ней:
Определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса на весь период обучения;
Отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности;
Организационные нормативы работы детского объединения.
Структура программы дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
3. Пояснительную записку
4. Календарный учебный график
5. Учебный план
6. Рабочая программа (учебно-тематический план)
8. Методическое обеспечение (методические материалы)
9. Оценочные материалы
10. Список литературы.
Полное наименование учредителя;
Полное наименование образовательного учреждения;
Где, когда и кем утверждена и принята дополнительная образовательная программа;
Название дополнительной образовательной программы;
Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
Срок реализации дополнительной образовательной программы;
Название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
Год разработки дополнительной образовательной программы.
Пояснения к структурным элементам дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(нормативная база, основные характеристики содержания, цель, задачи, организационно-педагогические условия, педагогическая целесообразность, дидактические принципы, планируемые результаты)
Раскрывает направленность дополнительной образовательной программы (далее ДОП)
По функциональному предназначению: досуговой, учебно-познавательной, предпрофессиональной, специальной, общекультурной, прикладной):
По форме организации: индивидуально ориентированной, групповой, студийной, кружковой
По времени реализации (уровень программы): краткосрочной – до года, базовый – до 3-х лет, углубленный – до 5 лет и свыше.
Программа разработана на основе (или «с учетом»)…(требований, программ или методических разработок каких авторов): квалификационные требования на какой-либо спортивный снаряд, требования определенного уровня смотров, фестивалей, олимпиад, соревнований, выставок и т.д.
Новизна
Новизна программы состоит в том, что...
Далее, используя отражающие степень новизны
слова «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п., кратко поясняется, что существенного составитель внес при разработке программы в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала (причины этих новшеств поясняются в рубрике «Педагогическая целесообразность»).
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время... К числу наиболее актуальных проблем относится...
Поясняется потребность
общества и детей данного возраста и категории в решении задач, которым посвящена программа, и предпосылки
в решении этих задач.
При этом следует учитывать, что программы дополнительного образования детей должны быть направлены на:
– создание условий для развития ребенка;
– развитие мотивации к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья;
– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы объясняется...
Кратко поясняется, почему именно предлагаемые в программе средства наиболее действенны для тех детей, на которых она рассчитана. Какие изменения произойдут в детях, если их включить в предлагаемые виды деятельности, если они усвоят предлагаемое содержание, если их работа будет организована в предлагаемых формах.
Образовательные программы должны быть разработаны с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
– принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
– формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.);
– методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
– средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение детей).
Например: Эффективным для (литературного) развития детей является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.
Цель и задачи:
Цель – заранее предполагаемый результат учебного процесса, это «образ результата», на который будут направлены все усилия педагога и детей.
Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (оказать, отработать, освоить, организовать, создать и т.д.).
Цели и задачи могут различаться следующим образом:
Цель | Задачи |
Цель может быть одна или несколько. Во втором случае они должны быть взаимосвязанными, взаимодополняющими. | в любом случае количество задач должно быть бо́льшим, чем количество целей (ведь они «расшифровывают» цели): - обучающая - развивающая - воспитательная |
в целях задаются предполагаемые результаты по направлениям развития детей | задачи намечают промежуточные (этапные) результаты; |
Описывается ведущая целевая установка, которая должна быть реальной с учетом особенностей детей, режима работы, срока и средств, на которые рассчитывается программа. | - формулируются глаголом совершенного вида: сформировать, научить, воспитать и т.п. по направлениям деятельности - предполагать получение конкретного результата - быть направлены на изменения в детях (их знаниях, умениях, отношениях и т.п.), а не в окружающих их обстоятельствах (условиях, средствах воспитания и т.д.); – относиться к ведущим индивидуально-личностным свойствам ребенка, существенно влияющим на стиль его поведения, деятельности, общения; |
(Закон № 1008) Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Отличительные особенности
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что...
Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена...
Практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техники...
Программа ориентирована на применение широкого комплекса...
В структуру программы входят (сколько?) образовательных блоков: (теория, практика, проект). (Или: «Содержание курса объединено в __ тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу...»).
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать (авторские модели). (Или: «В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию...»).
Раскрываются особенности реализации программы , заложенные в отборе содержания и его структуре (акцентирование наиболее важных идей, логика прохождения, линейная, концентрическая или спиральная последовательность освоения содержания).
Какие методы предусматриваются в программе при реализации данного содержания и почему (как они связаны с особенностями содержания, детей, условий реализации программы).
Какие формы организации деятельности детей являются характерными для данной программы, каковы принципы их отбора.
Все пояснения должны относиться к путям повышения результативности программы.
При этом надо учитывать, что содержание образовательных программ должно соответствовать :
– достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона;
– определенному уровню и направленностям дополнительных образовательных программ;
– целям и задачам образовательных учреждений дополнительного образования детей;
– современным образовательным технологиям.
Например, методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом:
На занятиях дети знакомятся с... Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Закономерности использования средств (каких?) могут быть представлены в виде правил, алгоритмов. Так, в работе над (чем?) дети всегда должны добиваться (точности употребления терминов), стремиться к (логическому изложению материала), выделять (композиционные части текста), применять (знания, нормы литературного языка).
Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», ... придают объемность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе.
Для того, чтобы подвести детей... лет, к освоению..., предлагается метод... (Далее кратко описываются особенности применения этого метода).
Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения (чему?) является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит... Например, ...
Так описываются характерные для реализации программы методы и методические приемы.
Возраст детей , участвующих в реализации данной образовательной программы: от... до... лет. Дети________ лет способны на (каком?) уровне выполнять предлагаемые задания...
Программа адресована детям (подросткам, девочкам, мальчикам)_________лет.
Далее дается краткая характеристика особенностей возраста детей, которые должны учитываться при реализации программы, чтобы она была результативной.
Могут быть выделены возрастные группы с описанием их особенностей, которые учитываются при реализации программы.
Наконец, может быть обоснована целесообразность разновозрастного состава группы с указанием особенностей работы с каждым из возрастов (или возрастных групп).
Условия набора детей в коллектив : принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний). Наполняемость в группах составляет: первый год обучения - 15 человек; второй год обучения - 12 человек; третий год обучения - 10 человек. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
Сроки реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).
Программа рассчитана на ___ года
1 года обучения: _______часа в год,
2 года обучения: ______ часов в год,
3 года обучения: ______ часов в год
Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с..., второй - на базовую подготовку детей, третий посвящен подготовке творческих проектов.
Формы занятий : (основные, характерные для данной программы).
О формах занятий уже говорилось в рубрике «отличительные особенности». Но там речь идет именно о формах, которые отличают данную программу. Здесь же перечисляются основные и вспомогательные формы занятий. При необходимости их можно прокомментировать. Формы занятий определяются количеством детей, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. При выделении форм занятий они должны быть объединены единым критерием классификации.
Как правило, выделяют следующие группы форм организации обучения:
· по количеству детей , участвующих в занятии, - коллективная (иногда выделяется особо фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами), групповая, индивидуальная;
· по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - лекция, семинар, лабораторная работа, практикум, экскурсия, олимпиада, конференция, мастерская, лаборатория, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т.д.;
· по дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Например: Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает... часть. Форму занятий можно определить как(творческую, самостоятельную, студийную,…) деятельность детей.
Или: Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
Режим занятий :
Сколько занятий в неделю, продолжительность одного занятия, необходимость разделения на подгруппы или индивидуальных занятий.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Воспитанник будет знать:
Воспитанник будет уметь:
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
Воспитанник способен проявлять следующие отношения:
Если программа рассчитана на несколько лет (этапов), то результаты ее освоения и способы их проверки должны быть определены по годам (этапам) реализации программы.
Способы проверки результатов освоения программы: ...
Формы и методы контроля, специфичные для системы дополнительного образования: конкурсы, смотры, соревнования, выставки, фестивали, отчетные концерты конференции и т.п. При необходимости проверить степень сформированности индивидуально-личностных качеств детей описываются их специфические проявления в особенностях деятельности, поведения, общения, характерных эмоциональных состояниях, а также ситуации, которые должны быть созданы для того, чтобы пронаблюдать эти проявления.
Например: Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме... во время проведения..., когда работы детей по конкретной теме... В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных... В конце года готовится (большая выставка творческих работ), в которой участвуют...
Похожая информация.
О влиянии шахмат на развитие логического и аналитического мышления у детей, а также о том, как шахматы формируют детский характер, известно давно. Известный русский педагог В.А.Сухомлинский так писал о пользе шахмат для развития детей: «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память». После длительных экспериментов и шахматных тренировок, немецкий ученый Г. Клаус сделал следующий вывод: «Точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели специальные учебники». Вывод Г. Клауса, по своей сути, дополняет мнение В. Сухомлинского.
Исследования венесуэльских ученых показали, что методическое обучение детей игре в шахматы ускоряет интеллектуальное развитие детей. Такой же эксперимент был проведен и в Бельгии профессором Фридманом в 1990-91 гг. Исследования показали, что шахматы способствуют увеличению интеллекта у детей, играющих в шахматы, на 21% по шкале «Wechsler». К таким же выводам после многолетних наблюдений пришла и профессор Московского Государственного Университета Наталья Талызина: «У детей, играющих в шахматы, повысилась успеваемость по всем предметам, заметно прогрессирует развитие памяти. Дети становятся более целеустремленными».
Несомненно, благотворное влияние оказывают шахматы на развитие памяти. Исследования ученых показали, что в мыслительной деятельности шахматиста преимущественное значение имеет не буквенное, механическое, а смысловое, логическое запоминание. Выяснилось, что позиции с наличием логических связей между расположением фигур воспроизводилось в 4-5 раз быстрее и со значительно меньшим количеством ошибок.
Занятия шахматами развивают способность к длительной и интенсивной концентрации внимания. Известный шахматный педагог Н. Греков отмечал: «На основании долголетних наблюдений я беру на себя смелость утверждать, что многие случаи резкого уменьшения рассеянности у детей совпадают с началом серьезного их увлечения шахматами и, несомненно, являются следствием именно указанной особенности воздействия шахмат на психику».
Дисциплинирует мышление и такая особенность шахмат, как ограничение времени на обдумывание, т.к. шахматист неизбежно учится рационально распределять время, объективно оценивать временные интервалы, а главное, преодолевать нерешительность в выборе того или иного хода. Все эти качества проявляются и в жизненных ситуациях.
Занятия шахматами стимулируют развитие фантазии, воображения и способностей предвидения. Шахматист объективными условиями игры сориентирован на необходимость постоянного предвидения развития событий на доске. Каждый случай поисков решения (выбора хода) отличается тем, что шахматист в своем воображении оперирует фигурами, проводит комбинации и маневры, которые еще не состоялись. При этом он часто вынужден отвлекаться от данного конкретного расположения объектов и вести прогностический анализ без полной опоры на восприятие. Таким образом, качество анализа «в уме» становится одним из важных условий эффективности его деятельности. Невозможность действовать на основе перебора возможных вариантов обуславливает интуитивный выбор многих решений в шахматах. В отличие от многих видов реальной творческой практики человека, в шахматах существует более высокая концентрация ситуаций проблемного характера, поскольку почти каждый ход требует решения творческих задач.
Практический опыт и научные исследования показывают, что в шахматах бесперспективны слепые подражания уже известным образам и пассивность при обдумывании партии. Шахматы требуют умения самостоятельно ставить задачи и творчески решать их.
Влияние шахмат на психику человека не ограничивается интеллектуальными функциями. В процессе шахматной борьбы вовлекается личность, поэтому игра заметно воздействует и на характер человека в целом. Выдающийся российский психолог В. Ананьев подчеркивал: «Шахматы не только состязания умов, но и интеллектуальное соревнование характеров». Шахматная игра – это борьба, состязание. Поэтому здесь, как и во многих жизненных ситуациях, на первый план выступают такие личностные качества, как активность, настойчивость, воля, целеустремленность, вера в конечный успех.
Отметим влияние шахмат на развитие объективности шахматиста, ведь от объективной оценки позиции, прежде всего, зависит успех в игре. Практика шахмат показывает необходимость выбора наиболее экономичных решений, что ведет к развитию черт рационализма в характере. Принимая решения (делая ход), шахматист вынужден действовать на неполной ориентировочной основе, прибегая к риску, при наличии дефицита времени на обдумывание и учитывая «окончательность» принятого решения. Это требует решительности, смелости, готовности пойти на риск, Обычный успех сопутствует тем, кто сочетает риск с повышенной ответственностью и осмотрительностью. Такая «осторожная смелость», оправданный рационализм свойственны шахматистам в самых острых и драматичных ситуациях.
Бесспорно положительное влияние шахмат на развитие таких черт характера, как самообладание и выдержка. Шахматист овладевает способностью поддерживать максимум интеллектуального напряжения в нужные моменты и управлять своими эмоциями.
Шахматы воспитывают стойкость и упорство в экстремальных ситуациях. Так исследования показали, что шахматисты добивались на экзаменах более высоких показателей в сравнении с текущими оценками, чем учащиеся, не занимающиеся шахматами.
Занятия шахматами развивают объективное отношение к себе. Результаты игры объективно стимулируют шахматиста к критическому самоанализу и становятся средством самовоспитания. Совершенствование навыков и умений шахматиста прямо связано с формированием у него объективной самооценки. Формирование объективного отношения к себе неразрывно связано с верной оценкой соперников. Необходимость целесообразно действовать по отношению к противнику вызывает потребность в глубоком изучении, как его сильных сторон, так и недостатков. И здесь важное значение приобретает развитие способности сопереживать, ставить себя на место другого. Опыт такого рода неизбежно повышает эффективность взаимоотношений людей в различных жизненных ситуациях.
Резюмируя все вышеперечисленные достоинства педагогического потенциала шахмат можно сделать вывод, что обучение по данной программе позволит повысить уровень логического мышления детей, будет способствовать обретению детьми умения самостоятельно принимать решения, умения учиться, развитию способности действовать "в уме", выработке характера.
Данная программа является углубленным курсом изучения шахмат, по окончании которого учащиеся получат предпрофессиональную подготовку.
В программе сделан акцент на педагогическую функцию шахмат. Наряду с обучающими функциями, связанными с формированием алгоритмического склада сугубо логического мышления, развитием механизмов памяти и внимания видное место занимают воспитательные и развивающие функции. Шахматы рассматриваются не только, как средство, напрямую ведущее к повышению успеваемости (во всяком случае, по точным наукам), к умственному развитию учащихся, но и как средство для формирования быстроты реакции на меняющиеся ситуации, смелости и решительности в оценке конкурирующих стратегий, убежденности в их реальности, веры в собственные силы. Эти качества личности особенно значимы для тех жизненных ситуаций, которые связаны с вхождением в динамичный мир все более трудно предсказуемых коллизий, жесткой конкуренции, борьбы и инициативного напряжения.
От себя дополнительно отмечу, что шахматисты значительно реже спиваются, дольше живут, по сравнению с обычными людьми, существенно лучше контролируют свое поведение в том случае, если играют в азартные игры. Старики, профессионально играющие в шахматы, и после восьмидесяти лет повсеместно сохраняют живость ума. Огромным преимуществом шахмат по сравнению с другими видами спорта является то, что профессиональное занятие ими не наносит вреда здоровью.
Мой собственный опыт полностью подтверждает пользу шахмат. Шахматами я стал заниматься сравнительно поздно. Когда я пришел в ДПШ Дзержинского района в конце 1973 года я уже учился в седьмом классе. В то время я учился на тройки и четверки имел слабое здоровье и несбалансированную нервную систему. В результате занятий шахматами школу я окончил школу уже на четверки и пятерки, поступил в институт, там уже учился отлично и получил красный диплом. Должен заметить, что мой успех в учёбе был обеспечен в первую очередь возросшей целеустремленностью, дисциплиной мышления и укреплением памяти. В меньшей степени он был обеспечен несколько улучшившимися математическими способностями.
Но занятие шахматами не является панацеей от всех проблем. На мой взгляд, они в малой степени влияют на развитие таких качеств личности как храбрость и уверенность в себе. Шахматная позиция является схемой и поэтому образное мышление шахматиста отличается от образного мышления художника и является менее диалектичным. И, наконец, шахматы не развивают таких необходимых для жизни качества, как коммуникабельность и общительность.
МОБУ гимназия №6 г. Сочи
Программа
Проектной деятельности
Младших школьников
По научно – познавательному направлению
«Клуб юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!»
Рабочая группа по составлению программы :
Деркачёва Светлана Васильевна, учитель начальных классов МОБУ гимназии №6
Иванцова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов МОБУ гимназии №6
Сочи
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 135 часов:
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Главная идея проектной деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат.
Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:
· мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
· исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
· коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.
· социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;
Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся.
Психолого-педагогические принципы
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:
а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
б ) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)
Педагогическая целесообразность проектной технологии
Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка.
Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.
Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе. Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.
Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Клуб юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретениезнаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.
Задачи:
· развитие творческой исследовательской активности;
· формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
· стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
· формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
· формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
· развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.
«Развитие познавательной сферы» (32 ч)
Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслитель ных процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д.
«Формирование исследовательских умений» (37 ч)
Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.
· «Исследовательская практика» (48ч)
Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.
«Защита проектов исследовательской работы» (17 ч)
Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт
научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.
Класс
(33 часа)
N|N | МОДУЛИ | |||
9 ч | 8 ч | 11 ч | 4 ч | |
1. | Светофор мысли: включаем внимание! 1 ч | Что такое исследование и кто такие исследователи? 1 ч | «Букет цветов» (групповой проект, изготовление панно) 1 ч | |
2. | Светофор мысли: включаем память! 1 ч | Игра «Вопрошайка»(Учимся задавать вопросы.) 1 ч | «Золотая волшебница Осень» (групповой проект, составления гербария осенних листьев, побор и сочинение стихов, загадок об осени) 2 ч | |
3. | Светофор мысли: включаем логику! 1 ч | Книги – помощники исследований. Экскурсия в библиотеку. 1ч | «Мой дом. Мой двор» (инд. проекты, составление плана местности, макетов, рассказов по теме) 1 ч | |
4. | Светофор мысли: включаем воображение! 1 ч | Хочу всё знать! (Учимся определять тему исследования, проекта) 1 ч | « Книжка – малышка» (инд. проект, рисунки, загадки, ребусы, стихи с любимым числом). 1 ч | |
5. | Светофор мысли: пространственные представления. 1 ч | «Мы научные тропинки одолеем без запинки!» (Составление плана исследования) 1 ч | "Звериная" зарядка. (групповой проект, игра) 1 ч | |
6. | Светофор мысли: учимся наблюдать. 1 ч | Игра. «Я – следопыт!» (Как можно изучать окружающий нас мир.) 1 ч | « Волшебные правила здоровья» (групповой проект, разработка плакатов, разучивание физминуток) 1 ч | |
7. | Секрет порядка. 1 ч | Любопытные опыты. 1 ч | Симметрия в нашей жизни: коллекция симметричных предметов.(групповой проект) 1 ч | |
8. | Учимся сравнивать. 1 ч | «Нескучная школа» Учимся работать в группе. 1 ч | «Снежинка» (групповой проект) 1 ч | |
9. | Я – изобретатель. 1 ч | «Сколько весит школьный рюкзак» (инд. или гр. Проекты) 2 ч |
Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса.
Обучающийся будет знать :
· основы проведения исследовательской работы;
· что такое мини – проект и творческий проект;
· методы исследования: наблюдение, опыт;
· способы поиска необходимой для исследования информации;
· правила сотрудничества в процессе исследования;
· основные логические операции, их отличительные особенности;
Обучающийся будет уметь :
· определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
· подбирать материал, необходимый для исследования;
· оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
· сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.
Способы проверки
Класс
Часа
N|N | МОДУЛИ | |||
«Развитие познавательной сферы» | «Формирование исследовательских умений» | «Исследовательская практика» | «Защита проектов исследовательской работы» | |
8 ч | 10 ч | 12 ч | 4 ч | |
1. | «Миллион изменений». (Тренировка наблюдательности, восприятия, внимания) 1 ч | Учимся определять направления темы. 1 ч | «Природные фантазии» (творческие групповые и инд. проекты) 2 ч | В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем. |
2. | Логическая игра «Молодцы и хитрецы» 1 ч | Как найти книгу в школьной библиотеке? (учимся работать с дополнительной литературой) 1 ч | «Дорога и мы» (групп. и инд. проекты) 2 ч | |
3. | Как сотрудничать со взрослыми. 1 ч | Учимся анализировать и обобщать. 1 ч | « Праздники моей семьи» (инд. проекты) 1 ч | |
4. | « Самый – самый!» Психологическая игротека. 1 ч | Виды оформления проектов. 1 ч | «Разговор о правильном питании» (групповой проект) 1 ч | |
5. | Искусство выдумывания историй. (речевой тренинг) 1 ч | Что такое эксперимент? 1 ч | «Корабли» (инд. и групповые проекты) 2 ч | |
6. | Рисование в масштабе. (графический тренинг, развитие пространственного воображения и умения пользоваться координатной сеткой) 1 ч | Секреты знакомых предметов. (практикум проведения опытов и экспериментов) 2 ч | «Комнатные растения в нашем классе» (групп. проект) 1ч | |
7. | Упражнение « Пословицы» (цель - развитие речи и мышления). 1 ч | Наши увлечения и исследовательская работа.(диспут) 1 ч | « Новогодняя красавица» (инд. и групповые проекты) 2 ч | |
8. | «Занимательная игротека» (цель – формирование навыка самоконтроля) 1 ч | Игра. «Мы - журналисты» (знакомство с методом интервьюирования) 1 ч | «Инопланетяне» (инд. проект.) 1 ч | |
9. | Маленькая дверь в большую науку.(Объясняем «фокус – покус») 1 ч |
Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса.
Обучающийся будет знать :
· что такое информационный проект и практико – ориентирован-
ный проект;
· методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
· правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления
проектов;
· правила осуществления самоконтроля;
· правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь :
· классифицировать предметы, явления и события;
· осуществлять сотрудничество со взрослыми;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
· выставки творческих работ учащихся;
· мини – конференции по защите исследовательских проектов;
Класс
Часа
N|N | МОДУЛИ | |||
«Развитие познавательной сферы» | «Формирование исследовательских умений» | «Исследовательская практика» | «Защита проектов исследовательской работы» | |
7 ч | 10 ч | 13 ч | 4 ч | |
1. | Тайны памяти. 1 ч | Что такое «копилка сведений проекта»? 1 ч | «Моя родословная» (инд. проекты) 1 ч | В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем. |
2. | Как улучшить свою память? 1 ч | Анкетирование как метод исследования. 1 ч | «Куклы» (инд. и групповые проекты) 2 ч | |
3. | Конкурс математических развлечений. 1 ч | Компьютер – друг и помощник. 1 ч | «Кругосветные путешествия» (инд. проекты) 1 ч | |
4. | Неповторимость и уникальность в проектной деятельности. 1 ч | «Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания» (групп. проект) 2 ч | «Гнездо мыши - малютки» (инд. проекты) 2 ч | |
5. | Что значит для меня ощущение успешности? (психологический тренинг) 1 ч | Проведение микроисследований в рамках проекта «Движение – жизнь» 1 ч | «Движение – жизнь» (инд. или парн. проекты) 2 ч | |
6. | Что значит умение договариваться? 1 ч | «Как выглядит орбита планет» (занятие – практикум) 1 ч | « Трудный путь картошки» (инд. или парн. проект) 2 ч | |
7. | Новые приборы в математических подсчётах (калькулятор, секундомер, рулетка) 1 ч | Изучаем трёхмерные предметы (моделирование) 1 ч | «Парк трёхмерных игрушек» (инд. или групп. проект) 2 ч | |
8. | Микроисследование «Что такое хорошая школа». 2 ч | «Вредные звуки» (инд. проект) 1 ч | ||
9. |
Ожидаемые результаты освоения программы 3 класса.
Обучающийся будет знать :
· основные особенности проведения исследовательской работы;
· метод исследования: анкетирование, моделирование;
· основы работы с компьютером;
· что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружаю-
· способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических
процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе;
Обучающийся будет уметь :
· самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
· правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
· собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
· пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
· осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
· презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
· выставки творческих работ учащихся;
· мини – конференции по защите исследовательских проектов;
Класс
Часа
N|N | МОДУЛИ | |||
«Развитие познавательной сферы» | «Формирование исследовательских умений» | «Исследовательская практика» | «Защита проектов исследовательской работы» | |
8 ч | 9 ч | 12 ч | 5 ч | |
1. | Преодоление трудностей в реализации проекта. 1 ч | Учимся самостоятельно составлять план действий. (практикум) 1 ч | «Как жили наши предки» (групповой проект) 2 ч | В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем. 1 ч – итоговая научно - практическая конференция в рамках класса (школы) |
2. | Что такое импровизация? 1 ч | Учимся выдвигать гипотезы исследования. (практикум) 1 ч | «Как считали на Руси» (инд. или парн. проекты) 2 ч | |
3. | Дисциплина и свобода выбора. Что такое учебное сотрудничество. 1 ч | Правила оформления реферата. 1 ч | «Вредные» звуки» (инд. проект) 1 ч | |
4. | Самооценка моих возможностей. (психологическая тренинг – игра) 1 ч | Учимся создавать вёб-сайт. 1 ч | « Охраняемые природные территории нашей местности» (групп. проект) 2 ч | |
5. | Учимся давать описание объекту наблюдения. 1 ч | Ролевая игра. Как распределить роли в проектной группе. 1 ч | « Мой учебник» (инд. – групповой проект. Делаем станицу учебника по любой теме (с текстами, рисунками, заданиями)). 1 ч | |
6. | «Учись учиться!» 1 ч | «Находим расстояние от дома до школы» (микроисследование) 1 ч | Разработка инд. тем в рамках проекта «Школа. Приходите к нам учиться» 1 ч | |
7. | Математика вокруг нас. 1 ч | Общие правила защиты проекта (тренинг) 1 ч | «Приходите к нам учиться» (рекламный групповой проект школы» 1 ч | |
8. | Самостоятельный выбор темы проекта. 1 ч | Способы хранения информации. 1 ч | Самостоятельная работа над проектами. 1 ч | |
9. | Макеты зданий из простых геометрических тел (моделирование). 1 ч | Подготовка к научно – практической конференции. 1 ч |
Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса.
Обучающийся будет знать :
· основные особенности и условия проведения исследовательской работы;
общие правила защиты проекта; правила оформления реферата;
· способы хранения информации;
· основы создания вёб - сайта;
· что такое социологический опрос, микроисследование, рекламный
· что такое учебное сотрудничество;
· способы преодоления трудностей в реализации проектов;
Обучающийся будет уметь :
· самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта;
· выбирать пути решения задачи исследования;
· составлять план действий совместного коллективного исследования;
· адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
· презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
· выставки творческих работ учащихся;
· мини – конференции по защите исследовательских проектов;
· школьная научно – практическая конференция;
В ходе освоения программы «Школа исследователя» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):
проектировочные | исследовательские | информационные | кооперативные |
Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. | Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы. | Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного. | Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения. |
коммуникативные | экспериментальные | рефлексивные | презентационные |
Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. | Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. | Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки. | Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы. |
В целях обобщения работы учащихся в «Клубе юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!» может быть представлено портфолио младшего школьника как индивидуального “портфеля” образовательных индивидуальных достижений ученика начальной школы в познавательной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности.
Статьи по теме: | |
Школьная энциклопедия К какой расе относятся сирийцы
90 % населения Сирии составляют мусульмане, 10% христиане. Мусульмане... Лимонный кекс на кефире с маком
Лимонный кекс на кефире без яиц (с пропиткой) — мой любимый рецепт к... Салат из сайры - простые и оригинальные рецепты аппетитной закуски Салат из сайры консервированной с рисом
Я очень люблю салаты с консервированной рыбой. Их можно готовить... |