Начальное, среднее и высшее профессиональное образование инвалидов. Обеспечение обучения инвалидов в вузе Высшее образование для инвалидов

НАША АКАДЕМИЯ ВСЕГДА ДОЛЖНА БЫТЬ ПЕРВОЙ
В.А.Чистяков СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта

Современные информационно-педагогические технологии дистанционного обучения. сочетая в cебе преимущества быстроразвивающихся компьютерных и телекоммуникационных систем, выдвигаются на передние позиции массовой образовательной деятельности, в том числе и в сфере физической культуры и спорта.
Развитиe глобальных информационных технологий, постоянное совершенсшенствование их структуры и качества предоставляемых услуг позволяет в настоящее время обеспечить эффективное взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Ограниченные физические и материальные возможности инвалидов являются причиной их оторванности от общественной жизни, затрудняют образование и трудоустройство. Дистанционное обучение (ДО) - это возможность для инвалида получить профессиональное образование. Для человека с ограниченными возможностями естественными требованиями к ДО являются:
- возможность получения, не выходя из дома, информации о востребованности тех или иных специалистов на рынке труда, об условиях обучения, о преподаваемых специальностях, о факультетах и их программах;
- возможность заочного зачисления в вуз по результатам предыдущего обучения или опыта работы по выбранной специальности (в том числе перевод с очного обучения на ДО);
- нерегламентированная общая и "курсовая" продолжительность обучения;
- дистанционные технологии сдачи зачетов и экзаменов;
- возможность консультаций по телефону, Internet или по почте;
- льготная стоимость обучения;
- безналичная оплата обучения и почтовая рассылка методической литературы и рубежных контрольных заданий (в том числе по электронной почте).
Следует отметить, что во всех Российских вузах дистанционное обучение платное. Местами очень дорогое (до нескольких тысяч долларов за семестр). Правда, в некоторых случаях инвалидам при оплате ДО делается скидка (до 30%).
Можно констатировать, что на сегодняшний день предоставление услуг, связанных с продажей информационных технологий, востребовано и имеет ярко выраженную коммерческую направленность. А отсюда, как следствие, бурный рост предложений. Три года назад суммарное количество сайтов, посвященных общим проблемам дистанционного обучения исчерпывалось тремя десятками, основным поставщиком которых являлось Министерство образования России. Каково же было мое удивление, когда в начале марта 2004 года я обнаружил в Internet более 1100 сайтов, связанных не с общими проблемами дистанционного обучения, а с развитием и внедрением систем дистанционного обучения для инвалидов.
Как же обстоят дела с дистанционным обучением в СПбГАФК имени П. Ф. Лесгафта?
В нашей Академии создана, пожалуй, самая современная система дистанционного обучения. Система адаптирована к задачам, стоящим перед вузами физической культуры. Разработан и апробирован алгоритм сжатия информации, позволяющий резко сократить время обмена информацией между сервером и конечным пользователем. Система не критична к типу операционной системы (начиная с Windows 95) конечного потребителя информации. Создана и постоянно используется технология издания мультимедийных учебников и учебных пособий. В разработке системы дистанционного обучения, созданной в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. II. Ф. Лесгафта, принимали участие сотрудники Академии, являющиеся признанными специалистами, как и России, так и за рубежом в области адаптивной физической культуры, психологии и физиологии инвалидов, суммарный стаж научно-практической деятельности которых, насчитывает десятки лет.
И чего же не хватает?
Наша беда - это катастрофическое отсутствие денег.
Многие вузы физической культуры выделяют серьезные деньги для поддержания своих сайтов, наша же Академия, к сожалению, испытывает трудности с оплатой выделенной линии подключения к Интернету сервера для организации полномасштабного дистанционного обучения, хотя все научные и технические предпосылки для этого созданы.
К счастью, в отечественном опыте есть примеры успешного решения подобного рода проблем. Так депутаты Законодательного собрания Челябинской области еще в 2002 году предусматривали в бюджете-2003 расходы на создание в городах Южного Урала центров дистанционного обучения инвалидов.
Челябинский государственный университет создал целую систему обучения инвалидов и планирует ее расширение (Челябинская ГРТК, 04.12. 2002).
Аналогичным образом решаются задачи в Алтайском крае, в Общественном объединении по защите инвалидов с детства "АКСАНА. (Татария). Для того чтобы сдвинуть с мертвой точки положение с системой дистанционного обучения инвалидов в сфере физической культуры и спорта необходимо, как можно скорее, организовать на базе крупнейшей Российской Академии физической культуры, а именно СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта Федеральный центр, имеющий свой бюджет и перспективный план работы. По возможности, укомплектовать его специалистами, получающими достойную зарплату, хотя опыт нашей академии, - это опыт энтузиастов. Следует понимать, что выделяемые финансовые ресурсы в первую очередь будут направлены на обучение инвалидов, на решение важнейших реабилитационных и образовательных задач.

Около 1,2 миллиона москвичей — люди с ограниченными возможностями здоровья. В Международный день инвалидов рассказываем, куда пойти учиться, где искать работу и какие ещё виды помощи существуют в городе.

Инвалидность — сложное понятие, у которого есть медицинский, социальный и юридический аспекты. Она может быть врождённой или приобретённой — из-за тяжёлой травмы или несчастного случая, временной или постоянной. Согласно одному из определений, инвалид — человек, чьи возможности ограничены из-за физических, сенсорных, умственных или психических нарушений.

Сейчас в Москве живут около 1,2 миллиона людей с ограниченными возможностями здоровья. Общее количество инвалидов, состоящих на диспансерном учёте, составляет 878 774 человека, из них трудоспособного возраста — 852 690, детей — 26 084.

Часто инвалидность становится барьером между человеком и обществом. Речь идёт не только о физическом препятствии, не менее страшны психологические, экономические и другие преграды. У человека сужается круг общения, становится меньше способностей для учёбы, работы, путешествий — всего, что доступно другим людям.

При этом у каждого из нас есть способности или таланты, которые зачастую не зависят от наших физических способностей. Чтобы их развить, нужны лишь подходящие условия.

Таким образом, инвалидность — проблема не только для самого человека, но и для общества. В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и принимает меры по её реализации. Её основная цель — поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также поощрение уважения присущего им достоинства.

В рамках государственной программы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы» в столице действует подпрограмма «Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения».


Право на труд и чемпионат профмастерства

Несмотря на ограниченные возможности здоровья, многие могут и хотят работать. Помогает в этом . За 10 месяцев этого года сюда обратились более 2200 москвичей с инвалидностью, более половины из них получили работу. Также для них проходят занятия по профориентации, обучающие курсы, консультации психологов и лекции, где можно узнать, как открыть собственное дело.

В ноябре в банке вакансий службы занятости было около 900 предложений для инвалидов. Средняя зарплата по рабочим профессиям составляет почти 30 тысяч рублей, для служащих — около 40 тысяч рублей.

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы не только следит за трудоустройством инвалидов, но и контролирует предприятия, выделяющие соответствующие рабочие места.

II Национальный чемпионат конкурсов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», прошедший в Москве 18-19 ноября, позволяет оценить высокую компетенцию и трудолюбие участников. Это своеобразная трудовая олимпиада организована в рамках международных конкурсов «Абилимпикс», которые проходят во многих странах мира с 1972 года. Показывая, каких высот мастерства можно достичь, инвалиды подают пример другим и внушают неподдельное уважение. Один перечень профессий чего стоит — от резьбы по дереву, поварского и парикмахерского искусства до флористики, ювелирного дела, художественного, ландшафтного и компьютерного дизайна.

В этом году чемпионат посетили более пяти тысяч человек, непосредственными участниками стали около 500 человек из 63 регионов России. Среди победителей «Абилимпикса» — 45 представителей Московского региона, в том числе 26 школьников. Кроме того, на чемпионате прошла ярмарка вакансий, где было представлено около 8500 предложений. Соискателям помогали составлять и размещать резюме в банках данных, оказывали консультации по условиям труда и профессиональному обучению.

Куда пойти учиться?

В Москве работает восемь реабилитационно-образовательных учреждений, где созданы благоприятные условия для обучения и воспитания граждан с ограниченными возможностями здоровья. Их основная аудитория — дети от трёх лет и молодёжь, но есть и специальные проекты для людей среднего возраста (до 45 лет). Сейчас в них обучаются более двух тысяч детей-инвалидов, в том числе более 300 — по программам профессиональной подготовки.

Кроме того, внедряются методики раннего вмешательства: детям от одного года, у которых выявлены отклонения в развитии, оказывают всестороннюю помощь, чтобы предотвратить инвалидность или минимизировать возможные последствия для здоровья. Активными участниками программ становятся родители и близкие родственники.

Один из самых востребованных центров профессионально-трудовой реабилитации — «Ремёсла» в Зеленограде. Гончарная, деревообрабатывающая, текстильная и полиграфическая мастерские проводят индивидуальные и групповые занятия для инвалидов в возрасте от 14 до 45 лет, есть также группы раннего развития (от трёх лет), летние детские лагеря и другие направления. В 2016 году услугами центра воспользовались более 1500 человек.

Научно-практический реабилитационный центр также проводит обучение по популярным творческим и техническим специальностям — живописи, дизайну, ландшафтному строительству, издательскому делу, документообороту, экономике, праву и так далее. В этом году здесь учатся более 300 человек.

Все виды помощи: отдых и лечение, спорт и обучение

Реабилитация инвалидов включает психологическую, медицинскую и юридическую помощь, профориентацию и обучение востребованным специальностям, физкультуру, спорт и различные виды терапии. В Москве работает более 100 госучреждений, занимающихся реабилитацией, в основном на базе территориальных центров социального обслуживания. По итогам первых трёх кварталов этого года их услугами воспользовались более 41 тысячи человек. Планируется, что до конца года комплексную реабилитацию пройдут более 55 тысяч москвичей с инвалидностью. Новейшие технологии используются в Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л.И. Швецовой и реабилитационном центре «Текстильщики» .

На основе действующих учреждений создаются многопрофильные комплексы, в которых используются современные программы и методики. Один из таких центров планируется открыть в следующем году в Бутове (улица Поляны, дом 42): в помещении проводится ремонт, идёт закупка необходимого оборудования и обучение персонала.

Также услуги комплексной реабилитации оказывают негосударственные центры: реабилитационный центр для инвалидов «Преодоление», Марфо-Мариинский медицинский центр «Милосердие», научно-производственный центр «Огонёк», реабилитационный центр «Три сестры», Российский реабилитационный центр «Детство» и другие.

Кроме того, применяются уникальные методики, например иппотерапия — лечебная верховая езда— и канистерапия, когда положительный эффект достигается благодаря общению со специально обученными собаками.

Развивается программа по реабилитации детей-инвалидов и молодых инвалидов в здравницах Подмосковья, средней полосы России, Краснодарского края, Северного Кавказа и Крыма. Только для детей-инвалидов Департамент труда и соцзащиты закупил в 2016 году порядка 14 тысяч путёвок в лучшие отечественные санатории.

Фестивали, выставки и мастер-классы

В ноябре — декабре в Москве пройдёт около 300 концертов, мастер-классов, экскурсий, квестов, выставок, ярмарок, творческих вечеров и других мероприятий, приуроченных к Международному дню инвалидов. Организаторы ожидают, что в них примут участие более 29 тысяч инвалидов, но на самом деле количество гостей в несколько раз превысит эту цифру. Во-первых, многие придут с сопровождающими. Во-вторых, большинство мероприятий открыто для всех желающих, так как их главная цель — преодолеть психологические и коммуникативные барьеры, показать возможности и таланты особенных людей.

Одним из мероприятий станет десятый фестиваль прикладного искусства для инвалидов «Я такой же, как ты!», который состоится 3 декабря в Экспоцентре, — он соберёт более 1500 человек. Посетителей ждут выставка-ярмарка предметов, сделанных руками инвалидов, мастер-классы по бисероплетению, живописи, росписи по дереву, вязанию и скульптуре.

Центральный дом художника 6 декабря соберёт детей-инвалидов и сирот на традиционную, седьмую по счёту благотворительную акцию «Дерево желаний». Ребята встретятся со знаменитостями, примут участие в мастер-классах, пройдут квест «Дорогою добра» и, конечно, получат подарки. Эту встречу можно считать своеобразной репетицией Нового года.

7 декабря в ГЦКЗ «Россия» в «Лужниках» наградят победителей ежегодного конкурса «Город для всех», а также отметят представителей общественных организаций, которые способствуют социальной интеграции инвалидов. После торжественной части состоится праздничный концерт. На мероприятие приглашены около 2500 инвалидов.

Человеческое сострадание всегда помогало инвалидам хоть как то облегчить их жизнь. В настоящий момент данная функция возложена на государство.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Принятие новых законов, которые направлены на поддержку детей-инвалидов, сейчас достаточно актуальны.

Возможность получения образования детям-инвалидам в 2019 году была скорректирована государством, неся новые возможности этому незащищенному сегменту общества.

Что нужно знать

Инвалид — данный термин вызывает у нас чувство жалости к нетрудоспособному человеку, которому не доступны все радости повседневной жизни.

Мы сочувствуем человеку, который передвигается в коляске, с тростью или имеющего другие серьезные патологии. Мы живем полной жизнью и считаем, что нас никогда не коснется эта участь.

Но болезнь может войти в нашу с тобой жизнь, и мы не сможем ничего поменять. Мы оказываемся по другую сторону жизни, к которой мы привыкли.

Необходимые термины

Человек, который перенес серьезную травму или болезнь первое, что слышит от врачей — «Вы стали инвалидом».

Причины, по которым устанавливается инвалидность следующие:

  • устойчивая утрата способности трудится, что вынуждает пациента покинуть работу на продолжительный период времени;
  • вынужденное, существенное изменение условий работы;
  • ограничение жизнедеятельности, что не позволяет человеку обслуживать себя;
  • потребность в реализации мер соцзащиты индивидуума.

Человек признается инвалидом после прохождения . МСЭ изучает заключения врачей разной специализации о физическом и психическом состоянии больного.

Классификация инвалидов и критерии их оценки установлены Министерством здравоохранения.

Степень нарушения функций организма больного влияет на группу инвалидности, а граждан, не достигших шестнадцати лет, относят к категории «детей- инвалидов». МСЭ проходят по месту жительства.

Если больной по состоянию здоровья не может самостоятельно приехать для прохождения МСЭ, то обследование пациента и заключение проводится:

  • дома у больного;
  • заочно на основании документов, которые предоставляются с согласия больного или его представителя;
  • в стационаре, где больной проходит лечение.

Законодательная база

Теперь поступить в высшее заведение без очереди на бакалавра и специалиста в рамках квоты могут:

  • инвалиды с детства;
  • инвалиды I и ;
  • дети-инвалиды;
  • лица, получившие инвалидность в период военной службы.

Законодательный акт предусматривает выделение квоты, при этом заключение МСЭ не нужно.

На законодательном уровне за детьми-инвалидами закреплено право на получение образования. Под действия данного закона попадают все субъекты РФ.

Условия развития дистанционного образования детей-инвалидов

В 2019 году Министерство образования продолжает вносить изменения, которые призваны улучшить образование детей-инвалидов, осуществляемого дистанционно.

В России планируется поэтапное формирование условия для обучения инвалидов дистанционно.

При такой форме обучения можно кроме общих предметов, получить и дополнительное образование детям .

Основной целью такого обучения является наличие условий для формирования качественного обучения ребенка-инвалида, учитывая его увлечения и предпочтения, с применением интернета.

Обучаться дистанционно можно:

  1. Дома.
  2. Дистанционно.

Варианты организации процесса

В настоящий момент в России, кроме отсутствия надлежащего образования лиц с ОВЗ, ребенок сталкивается со следующими проблемами:

  1. Недостаток общения со сверстниками и взрослыми людьми.
  2. Нарушение связи с окружающей средой.
  3. Ограничение доступа к информационным технологиям.
  4. Нехватка общения с ценностями культуры и природой.

Дети с ограниченными возможностями испытывают:

  • низкую самооценку;
  • им присуща неуверенность в себе;
  • им тяжело понять и выбрать свою жизненную цель.

Все это ведет к медленному процессу интеграции детей-инвалидов. Решить эти проблемы поможет доступность дистанционного образования и обучения на дому.

На дому

Когда ребенок-инвалид не может на постоянной основе посещать школу, то он может учиться дома. Принять такое решение могут компетентные органы местной власти.

Для этого родителям требуется представить ряд документов:

  • заявление на необходимость проходить обучение малышом дома;
  • заключение МСЭ о необходимости ребенку-инвалиду учиться на дому из-за состояния его здоровья.

Родителям необходимо заключить договор с администрацией школы или с органом исполнительной власти, которые осуществляют работу в области образования.

Следует знать, что соглашение на обучение в домашних условиях составляется в определенной форме, которая утверждена законодателем.


Если малыш обучается дома с применением дистанционных средств, то ему на период обучения должны предоставляться средства связи и компьютер за счет бюджета населенного пункта, где проживает ребенок.

Дистанционное

Различают несколько видов дистанционного обучения:

  • веб и чат-занятия;
  • телеприсутствие;
  • телеконференции;
  • использование сети Интернет.

При обучении в дистанционном режиме можно:

  • проходить обучение в общеобразовательном учреждении, независимо от материальных условий семьи инвалида и от места ее проживания;
  • слушать лекции в удобном для себя месте, заниматься по расписанию, согласованному с родителями школьника, применяя специализированное компьютерное оборудование.
  • получать дополнительное образование;
  • использовать и получать навыки коллективной работы;
  • пройти подготовку к поступлению в ВУЗ;
  • осуществить развитие творческих способностей школьника;
  • принять участие в исследовательской работе;
  • получить возможность консультироваться с профильными врачами (психологом, логопедом, дефектологом и т.д.).

Дистанционного обучения позволяет детям-инвалидам получить реабилитацию и коррекцию развития, достичь полной интеграции среди своих сверстников.

Возможные компенсации

Обязанность государства – дать инвалиду образование, на которое выделяются бюджетные средства. Это осуществляется 2 способами:

  1. В общеобразовательной школе.
  2. На дому.

Родителям, обучающих инвалида дома, выплачивается после того, как ребенок достигнет возраста 6 лет и 6 месяцев.

То есть с того периода времени, когда инвалид может начать учебу в общеобразовательной школе. Выплаты компенсации производятся до завершения обучения в школе (по достижению 18 лет).

Срок получения образования в школе может быть увеличен, если у подростка, имеются различные серьезные патологии.

Если ребенок обучается дома, то количество часов занятий с учителем из школы намного меньше, чем при обычном посещении школы. Поэтому большую часть работы ребенок должен делать сам

Родители могут согласовать с педагогом из учебного заведения о дополнительных занятиях, но количество часов таких занятий ограничено законом до 3 часов в неделю.

Только фактические расходы на обучение будут компенсированы и они не должны превышать установленный норматив.

Чтобы семья инвалида получила компенсацию, родители должны подать заявление о необходимости дополнительных общеобразовательных руководителю школы, который утвердит размер компенсации, выплачиваемую семье инвалида.

При составлении заявления, в нем нужно указать:

  • паспортные данные;
  • справка из ЖЭКа, подтверждающая регистрацию малыша.
  • документ о рождении ребенка-инвалида.

К заявлению следует приложить ряд документов:

Когда договор об обучении на дому подписан, в он заключается сроком на 1 год, можно будет получить компенсацию.

Если расходы превышают установленный лимит, то их несут родители ребенка. Дети-инвалиды не достигшие школьного возраста имеют право присутствовать на некоторых занятиях детсаду.

Плата с родителей не взимается, если малыш болеет определенным заболеванием. Так же государство предоставляет для определенных групп населения, чей малыш посещает детский сад.

К ним относятся:

  • семьи военных;
  • одинокие матери;
  • родители, имеющие ребенка-инвалида;
  • многодетные семьи;
  • семьи, где один из родителей призван на военную службу;
  • если оба родителя студенты.

Перечень льгот

Для детей-инвалидов, не достигших 7 лет, предоставляется возможность на получение мер реабилитации и получение всего необходимого для пребывания в детском саду.

Существует ряд льгот для этой категории инвалидов:

  • зачисление в дошкольное заведение без очереди;
  • за пребывание и питание в дошкольном учреждении с родителей плата не взимается.

Если малыш не способен посещать детский сад из-за его состояния здоровья, то ему в обязательном порядке предоставляется возможность на безвозмездное поступление в специализированный детский сад без очереди.

Школьники обладают теми же правами, которые перечислены выше. Они могут учиться как в общих, так и в специализированных школах

Денежные средства на содержание детей-инвалидов в детских садах и школах выделяются бюджетом.

Дети и школьники, имеющие физиологические и психологические патологии, с согласия родителей могут проходить обучение в специальных учебных заведениях.

Обучение в данных заведениях осуществляется с учетом заключения . Родители могут выбрать вариант обучения ребенка-инвалида на дому.

Государство предоставляет возможность детям-инвалидам поступать в государственные учебные заведения вне конкурса.

Какие существуют проблемы в России

В настоящее время можно выделить 2 проблемы, с которыми сталкивается ребенок-инвалид:

Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, речи, слуха и незначительными отклонениями в интеллекте может посещать учебные заведения.

Но, огромное количество детей-инвалидов не может посещать общеобразовательные заведения, и вынуждены обучаться по индивидуальной программе.

Часто педагог затрудняется подобрать правильную индивидуальную систему обучения ребенка. Часто это касается детей с психическими отклонениями

У нас в стране очень мало учителей, которые способны обучать таких детей. Цель школы – подготовить ребенка к жизни в социуме и дать ему необходимые для этого знания.

И хоть в пединститутах на лекциях читают специальные предметы, такие как дефектология, коррекционная педагогика, специальная психология, учителей готовят для обучения детей, которые не имеют ярко выраженных нарушений со здоровьем.

7 июня в Москве пройдет презентация вузов и колледжей, обучающих студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Об этом рассказали представители факультета дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета.

«В программе презентации: знакомство с образовательными программами вузов и колледжей, знакомство с технологиями и методиками обучения в вузах и колледжах, обсуждение возможностей и особенностей приема в этом году.

Кроме того, Вы сможете более подробно узнать по вузам и колледжам: о факультетах, о направлениях подготовки, о вступительных экзаменах, о работе подготовительных курсов МГППУ, о правилах поступления и условиях обучения по программам бакалавриата и специалитета, о льготах победителям и призерам Олимпиад, о перспективах трудоустройства, о конкурсах прошлых лет и обо всем остальном, что Вам интересно», — говорится в сообщении, опубликованном на странице факультета.

К участию в Дне открытых дверей для абитуриентов с инвалидностью приглашаются все желающие. Контакты и ссылка для предварительной регистрации размещены на сайте ФДО МГППУ.

«Это была наша давняя мечта – на базе одного вуза собрать те вузы и колледжи, которые учат студентов с инвалидностью, рассказал порталу Милосердие.ru декан факультета дистанционного обучения МГППУ Бронюс Айсмонтас . — На 7 июня мы запланировали День открытых дверей для детей с инвалидностью и их родителей, чтобы представить образовательные программы вузов и колледжей, адаптированных для обучения молодых людей с инвалидностью. Хочется, чтобы об этом узнало больше людей. Мы будем проводить такие мероприятия систематически, возможно – раз в 2 месяца.

Речь идет о всех формах обучения. Прежде всего – об очной, но в ряде вузов есть и дистанционные программы. Они для многих людей с инвалидностью более приемлемы. В нашем вузе, на нашем факультете мы развиваем дистанционное обучение по психологии. Есть вузы, у которых есть такие программы по правоведению, по экономике… Их не так много, но они есть.

Министерство образования и науки РФ сейчас уделяет большое внимание обеспечению доступной среды и образовательных возможностей для инвалидов. Сейчас начинается набор в вузы, и, к сожалению, многие абитуриенты плохо ориентируются в том, какие образовательные программы могут быть для них доступны.

Когда инвалиды обращаются к нам, мы тоже не всегда можем предоставить им полную информацию. Поэтому мы решили начать вместе с Общественным Советом родителей детей-инвалидов и молодых инвалидов при Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы кампанию по информированию об образовательных программах для людей с инвалидностью.

За последние годы количество вузов, доступных для людей с инвалидностью, немного увеличилось. По Закону об образовании для молодых людей с инвалидностью должно выделяться 10% бюджетных учебных мест. К сожалению, этот показатель не выполняется. Частично это связано с тем, что плохо поставлена работа с абитуриентами.

Нужна профориетнационная работа, нужно развитие образовательных программ, психологическая поддержка абитуриентов с инвалидностью, подготовительные курсы. Такую программу необходимо развивать по всей России, чтобы абитуриенты с инвалидностью знали о том, какие возможности у них есть.

Всех желающих узнать об адаптированных программах вузов для молодых людей с инвалидностью ждем 7 июня в Московском государственном психолого-педагогическом университете 7 июня в 18:00 по адресу: Москва, ул. Сретенка, 29, 506 аудитория».

Список вузов и колледжей, принимающих участие в Дне открытых дверей для абитуриентов 7 июня 2016 года

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж малого бизнеса № 4»

Начальное, среднее и высшее профессиональное образование инвалидов

Гарантии инвалидам в сфере образования

В сфере образования инвалидам установлены следующие гарантии.

1. Необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки:

Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях.

2. Обеспечение получения образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида:

    основного общего;

    среднего (полного) общего

    начального профессионального;

    среднего профессионального;

    высшего профессионального.

3. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования:

Создание специальных профессиональных образовательных учреждений различных типов и видов или соответствующих условий в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Специальные условия указанных образовательных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:

    приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;

    адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.

4. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов:

В специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

5. Обеспечение:

    инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой;

    инвалидам возможности пользования услугами сурдопереводчиков.

6. Предоставление дополнительных льгот и возможностей при получении образования:

    на уровне Российской Федерации;

    в отдельных субъектах РФ.

7. Право на неоднократное бесплатное профессиональное образование, согласно п. 7 ст. 50 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании »:

"Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации".

Особенности приема инвалидов в вузы

Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 № 2895 "Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования " предусмотрено, что прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться:

Согласно п. 3.4, прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться как на основании результатов ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно (при отсутствии результатов ЕГЭ), особенности проведения которых установлены главой VI настоящего Порядка .

К лицам с ограниченными возможностями здоровья в данном случае относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии:

  • слабослышащие;

  • слабовидящие;

    с тяжелыми нарушениями речи;

    с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

    другие, в том числе дети-инвалиды, инвалиды.

"Приемная комиссия на официальном сайте высшего учебного заведения и на информационном стенде до начала приема документов размещает не позднее 1 февраля информацию, подписанную председателем приемной комиссии, об особенностях проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья" (пп. 21-21.1).

"Лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.

Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, имеющие на момент зачисления в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "Об образовании " право на прием в высшие учебные заведения вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, предоставляют заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в соответствующих образовательных учреждениях" (п. 29).

Особенности проведения вступительных испытаний в вузы

Особенности проведения вступительных испытаний в вузы для различных категорий инвалидов конкретно определены в документе "Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования ", утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 2895, а конкретно - в главе VI. Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья .

Специальные профессиональные образовательные учреждения для инвалидов?

На основании приказа Минобразования РФ от 24 мая 2004 г. № 2356 «О федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов » для профессионального обучения инвалидов создана система образовательных учреждений, включающих в себя:

Федеральные головные центры по обучению инвалидов

    по обучению инвалидов, имеющих нарушение слуха, - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана";

    по обучению инвалидов, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата , - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный институт-интернат";

    по обучению инвалидов, имеющих нарушение зрения, - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена" (г. Санкт-Петербург);

    по непрерывному профессиональному образованию инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии, - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новосибирский государственный технический университет";

    по обучению инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии, по педагогическим специальностям - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский педагогический государственный университет".

Окружные учебно-методические центры по обучению инвалидов

Право инвалидов на получение стипендии повышенного размера

В соответствии с п. 3 ст. 16 ФЗ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании » студенты федеральных государственных высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 1 100 рублей.

Студентам-инвалидам I и II групп размер стипендии увеличивается на 50%.

Формы профессионального обучения безработных инвалидов

Профессиональное обучение безработных инвалидов может проводиться в следующих формах [См. постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2000 г. № 3/1 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения »]:

    профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения навыков, необходимых для выполнения определенной работы;

    обучение инвалида, имеющего профессию, второй профессии для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы по совмещаемой профессии;

    повышение квалификации инвалида с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;

    стажировка для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков;

    повышение квалификации с целью роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющейся у инвалида профессии, а также изучение новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности.

Безработные инвалиды имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение по указанным формам.

Материалы по темесоциальная защита и социальная поддержка инвалидов,
а также материалы по проблеме получения образования инвалидами:

    Социальная поддержка инвалидов. Социальная поддержка инвалидов в России

    Шашкова О. В. Инвалиды. Права, льготы, поддержка. - М.: Эксмо, 2012. С. 79-87.



gastroguru © 2017