Жить с одним полушарием: что такое пластичность мозга. На острие науки

Музыка мозга. Правила гармоничного развития Прен Анет

Пластичность мозга

Пластичность мозга

Так почему же мы можем играть на собственном мозге, как на музыкальном инструменте? Главное – это пластичность мозга, его способность изменяться.

До начала 1990-х большинство исследователей считали, что все нервные клетки человек получает при рождении и что после двадцати пяти лет они начинают отмирать, постепенно ослабляя прочность и сложность нервных связей.

Но сегодня благодаря передовым технологиям мнение ученых по этому вопросу радикально изменилось. Теперь известно, что человеческий мозг содержит около сотни миллиардов нейронов, соединенных между собой через так называемые синапсы, и что на протяжении всей нашей жизни каждый день в одной только зоне памяти создается не менее двухсот новых нервных клеток. Иными словами, наш мозг пребывает в состоянии перманентных изменений.

Наш мозг находится в состоянии перманентных изменений.

Кроме того, еще несколько лет назад исследователи полагали, что за речь, чувства, зрение, равновесие и т. д. отвечают конкретные центры. Сегодня ученые пришли к выводу, что это не совсем так. Базовые функции, управляющие нашей моторной активностью и обратной сенсорной связью, действительно локализованы в конкретных зонах мозга, однако сложные когнитивные функции распределены по разным его участкам. Все восемь клавиш, представленных в этой книге, соотносятся с различными зонами мозга, однако ни одна клавиша не ограничена какой-то одной его частью.

Например, функция речи – результат командной деятельности ряда участков мозга, способных сотрудничать друг с другом разными способами. Именно этим объясняется, почему каждый человек использует свои уникальные речевые конструкции и почему структура нашей речи меняется в зависимости от окружения.

Кроме того, мозг постоянно реорганизуется. Исследователи обнаружили, что ослабленные мозговые функции можно восстановить с помощью других участков мозга. Психиатр Норман Дойдж считает одним из величайших открытий XX века тот факт, что практическое и теоретическое научение и действие способны «включать и выключать наши гены, формируя анатомию нашего мозга и наше поведение». А невролог Вилаянур Субраманиан Рамачандран называет сделанные в последние годы открытия в области мозговой деятельности пятой революцией.

Практическое и теоретическое научение и действие способны включать и выключать наши гены.

Однако надо признать: сегодня ученые стоят лишь на пороге познания бесчисленных чудес человеческого мозга. И прочтя эту книгу, вы придете к пониманию лишь малой, хоть и чрезвычайно важной, доли этих чудес.

В этой книге говорится и о биологических, и о ментальных составляющих мозга, но в основном все-таки о последних. Биологическая часть касается химии и физики мозга, нейромедиаторов, таких как серотонин и дофамин, а также пластичности нейронов. Ментальная составляющая касается нашей способности думать и действовать, а также познания в широком смысле этого слова.

Здесь читатель может задаться вопросом: «Но я и так немало знаю о мозге – что мне еще нужно знать?» Поверьте, что вас ждет масса сюрпризов, поскольку сегодня многие укоренившиеся представления о мозге безнадежно устарели. Например, раньше ученые считали, что чем глубже они проникнут в мозг, тем дальше смогут продвинуться в познании эволюции человека, и что «цивилизованная» кора головного мозга отвечает за базовые и примитивные функции. Так вот: вам придется пересмотреть эту популярную теорию. Наш мозг не состоит из эволюционных слоев: его вообще нельзя считать модульной конструкцией. Он функционирует скорее как сеть, он гораздо сложнее и интереснее, чем мы можем себе представить.

А другие наши читатели могут заявить: «Мы таковы, каковы есть, и все эти разговоры о позитивных изменениях не что иное, как очередные пустые обещания». Но вы забываете о пластичности – важнейшем качестве мозга: он податлив и постоянно меняется, адаптируясь к окружающей среде. Сегодня вы используете при совершении того или иного действия одни нервные клетки, а через пару недель, выполняя то же самое, уже иные. Например, после того как вы прочтете эту книгу, ваш мозг уже никогда не будет таким, как прежде.

Человек развивает свой мозг постоянно, когда совершает очередной выбор или учится чему-то новому в повседневной жизни. Наглядным примером пластичности мозга могут послужить знаменитые лондонские таксисты. От двух до четырех лет они готовятся и тренируются: заучивают названия улиц, маршруты и достопримечательности в радиусе десяти километров от центра города. Исследования показали, что в результате этого их правый гиппокамп увеличивается – по сравнению с представителями других профессий, – а пространственная память заметно улучшается. И чем больше таксист, колеся по городу, заучивает новых сведений, тем больше становится эта часть мозга. Подумайте: а какие участки мозга вы тренируете и развиваете в повседневной жизни? Какие из них натренированы лучше других?

Некоторые считают, что перемены вообще не для них. Они рассуждают так: «Я уже слишком стар, а старого пса новым трюкам не обучишь». Однако сегодня уже доказано, что возбужденные нейроны вырабатывают на 25 % больше нервных связей, увеличиваются в размерах и улучшают кровоснабжение мозга, причем происходит это в любом возрасте. Человек может измениться независимо от того, сколько ему лет. Это не обязательно произойдет в один миг, хотя и такое возможно. Одно новое знание, немного соответствующей настройки и доработки – и то, что недавно казалось непреодолимым, вдруг видится совершенно иначе, и вы обнаруживаете, что действуете уже совсем по-другому.

Возбужденные нейроны вырабатывают на 25 % больше нервных связей.

В жизни каждого человека найдутся примеры перемен обоих видов – как в результате целенаправленного практического обучения, так и в результате резких скачков в понимании, которые буквально в одночасье меняют наше ви дение себя, окружающего мира и доступных нам возможностей.

Из книги Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире автора Эйрон Элейн

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Из книги Мозг. Инструкция по применению [Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок] автора Рок Дэвид

Из книги Мозг 2.0 [Саморазвитие в XXI веке] автора Шервуд Роб

1.1. Строение мозга Если посмотреть на мозг человека со стороны, то внешне он напоминает ядро грецкого ореха. Он имеет такие же два полушария, покрытые большим количеством извилистых бороздок, но, конечно, в отличие от ореха, его структура более мягкая и сложная.Мозг живого

Из книги Идеальные переговоры автора Глейзер Джудит

Из книги Думай [Почему надо сомневаться во всём] автора Гаррисон Гай

Из книги Хочу… совершить прорыв! Удивительно простой закон феноменального успеха автора Папазан Джей

Из книги Креативное решение проблем [Как развить творческое мышление] автора Лемберг Борис

Из книги Флипноз [Искусство мгновенного убеждения] автора Даттон Кевин

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Из книги Супертренажер мозга для развития сверхспособностей [Активизируй «зоны гениальности»] автора Могучий Антон

Из книги Развитие памяти по методикам спецслужб автора Букин Денис С.

Из книги Мышление наоборот автора Дониус Уильям

Пища для мозга Вашему мозгу нужна пища и в переносном, и в прямом смысле! Да, организм вообще не может без пищи, но мозг в этом смысле требует особо тщательной заботы. Ведь для мозга важно не просто получить определенное количество калорий для насыщения. Чтобы сохранять

Из книги Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе автора Гоулман Дэниел

Питание для мозга Головной мозг, составляя всего 2 % веса тела, потребляет около 20 % энергии. Для сохранения высокого тонуса нервной системы в рационе питания должны быть: белки (йогурты, орехи, яйца, рыба); сложные углеводы (грубый хлеб, необработанные крупы, макароны

6 сентября 2016 в 15:25

Нейропластичность: перестраиваем мозг

  • Научно-популярное ,
  • Мозг
  • Перевод

Наш мозг необычайно пластичен. Не как пластиковая посуда или кукла Барби – в неврологии пластичность означает удивительную способность мозга меняться и адаптироваться практически ко всему, что с нами происходит. В былые времена учёные считали, что когда человек переставал быть ребёнком, его мозг застывал, как глиняный горшок, и оставался в одной форме. Но кипы исследований опровергли их мнение – мозг больше напоминает пластилин . Эти изменения могут происходить на разных масштабах: от отдельного нейрона, меняющего связи, до целой корковой области, уменьшающейся или разбухающей. Структуру мозга могут менять множество факторов, от травм и инсультов, до медитации, упражнений или ежедневных занятий на пианино. И как всё в жизни, пластичность – это палка о двух концах. Плюс в том, что мозг может перестроить себя во время реабилитации после инсульта. Минус – фантомные боли после потери конечности. Давайте посмотрим, как, что и почему происходит.

Начнём с небольших масштабов и синаптической пластичности (если вы не в курсе, что есть синапс, прочтите сначала ). Эта разновидность пластичности, которую часто называют длительной потенциацией (ДПЦ) и длительным подавлением (ДПД), критична для нашего понимания процессов запоминания и обучения. Очень упрощённо она работает так: связи между нейронами усиливаются или ослабляются (происходит потенциация или депрессия) в зависимости от их действий. Когда нейрон А постоянно возбуждает нейрон Б, связь между ними усиливается.


Естественно, обычно это происходит на нескольких синапсах – так могут появиться целые сети, в случае, если они достаточное количество раз именно в таком составе проявили активность (и мы считаем, что память формируется примерно так же). Так что целуйте вашу половинку достаточно часто во время прослушивания композиций Лу Бега, и скоро песня «Mambo number five» будет вызывать у вас романтические чувства. Дональд Хебб , канадский невропсихолог, придумал поговорку «Вместе запускаются, вместе заплетаются» для описания этого процесса. Изначально эти связи хрупкие, но если вы активируете их достаточное количество раз, они превратятся в прочные (их нельзя будет разделить, как Бритни и Джастина в 99-м). Обратный процесс, ДПД, запускается другой процедурой стимуляции, и, как считается, ослабляет ненужные связи – вы забываете имя вашей бывшей или облагораживаете новые танцевальные движения. Пластичность синапсов – концепция, которую когнитивные и поведенческие терапевты рекомендуют своим пациентам: для смены устоявшихся мысленных шаблонов нужно шаг за шагом при помощи практики формировать новые. И новые пути проходят эволюцию от грунтовых дорог до скоростных шоссе (по которым передвигается здоровое поведение), а сломанные контуры уплывают в небытие.

Пластичность на больших масштабах проявляется по-другому. Растущее количество исследований показывают, что чем больше вы используете определённый мускул, тем большую область мозг для него выделяет. Например, одно из исследований показывает, что хотя области, отвечающие за движения пальцев, обычно имеют одинаковый размер, это не неизменно. После пяти дней упражнений на пианино были найдены определённые и вполне видимые изменения в двигательной области коры мозга. Области, отвечающие за движения пальцев, расширились и заняли другие части соседних областей, будто сорняки, разрастающиеся в саду. Исследователи пошли ещё дальше: они показали, что даже если испытуемые думали об упражнениях, эффект получался почти таким же! Мысленные упражнения оказались настолько же эффективными в реорганизации структуры мозга, как и физические. Ещё один пример (о котором студенты-неврологи слышали, наверное, чаще, чем жители «Bible Belt» – областей США, где особенно силён протестантский фундаментализм – об Иисусе) – это лондонские таксисты. Опытные таксисты, которым приходится запоминать карту столицы, включая десятки тысяч улиц и десятки достопримечательностей, обладают большим задним гиппокампом – структурой мозга, отвечающей за пространственную память и ориентацией. У контрольной группы, водителей автобусов с постоянными и устоявшимися маршрутами, гиппокамп обычного размера. Чтобы предотвратить обычные комментарии типа «корреляция не гарантирует причинности» (ведь, возможно, именно увеличенный размер гиппокампа и привёл таксистов на эту работу?), исследователи показали, что увеличении объёма гиппокампа позитивно коррелировала со временем, проведённым за баранкой. Чем дольше вы водите, тем больше ваш мозг адаптируется.

Вы уже согласны с тем, что мозг невероятно пластичен? Не спешите, у нас есть ещё примеры. Если вы отказались от медитации, как от хипповой ерунды, обратите внимание: долговременная практика медитации связана с весьма положительными изменениями в мозгу. Воспринимайте её как тренировку – как уроки на пианино. Исследования показывают, что если сидеть спокойно и медитировать, то можно увеличить толщину коры (то есть, больше серых клеточек, то есть, больше нейронов для обработки сигналов) в областях, связанных с вниманием, памятью и управлением эмоциями. Более того, миндалина, центр реакций, связанных со страхом и отвращением, уменьшается и ослабляет связи с префронтальной корой головного мозга, местом, где расположены высшие исполнительные функции. Проще говоря, медитация позволяет реагировать на стресс более вдумчиво и подавлять инстинкты. Последнее по очереди, но не по значимости – сеть пассивного режима работы мозга, ответственная за самоопределение и грёзы наяву, также снижает активность, что позволяет меньше отвлекаться (и предотвращает перескакивание мыслей со вчерашней вечеринки на неотвратимость смерти или что-то подобное). И пока я тут занимаюсь скрытой пропагандой ЗОЖ , упомяну, что ещё меняют ваш мозг к лучшему физические упражнения. Всего три часа быстрой ходьбы в неделю увеличивает рост и рождение нервных клеток, что, в свою очередь, предотвращает возрастное уменьшение мозга. Исследование показывают, что особенно выигрывают от этого передние области и гиппокамп – то есть, их объём после длительных упражнений вырастал. Вот вам и пример того, как память и способность рассуждать улучшаются благодаря ЗОЖ.

Ваш мозг, словно идеальный супруг, существует с вами вместе в хорошие времена и в плохие, в болезни и в здоровье. После перенесённой травмы или инсульта нейропластичность помогает вам. Реабилитационные тренировки после инсульта или травмы показали, что мозг проводит реорганизацию вокруг повреждённого региона. Допустим, инсульт повредил часть мозга, отвечающую за движения левой руки. Использование технологии под названием «терапия принудительных двигательных ограничений» (когда вас заставляют пользоваться «плохой» рукой, в то время как другую руку ограничивают в движениях), ведёт к увеличению объёма серого вещества в двигательном отделе, меняет смежные с повреждённым регионы так, что они берут на себя его функции и даже заставляют контралатеральную полусферу участвовать в восстановлении. Мозг перестраивает себя, чтобы приспособиться к новым обстоятельствам и сделать это наилучшим образом. Однако, не всегда это проходит так здорово. Иногда мозг может подложить свинью и доставить вам неприятностей – это я насчёт фантомных болей. Вы, наверно, слышали о людях, у которых сохраняется ощущение ампутированных рук или ног. Это также заслуга нашего неугомонного пластичного мозга, хотя на 100% этот процесс не изучен. Одна из общепринятых теорий говорит, что область соматосенсорной коры, соседствующая с той, что отвечала за функции отсутствующей конечности, хватается за новую возможность и занимает вакантное место. К примеру, область лица расположена рядом с областью рук. И если потерять руку, область лица занимает место своего соседа и воспринимает все ощущения лица вдвойне: как идущие от щеки, так и от несуществующего большого пальца.

Становится понятно, что мы не ограничены теми картами, что нам раздала природа: возможно поменять некоторые из них (и это даже не будет воспринято, как шулерство). Мозг отражает наше окружение, наши решения, эмоции и стиль жизни, и поменять всё это, на самом деле, никогда не поздно.



В предыдущей статье мы определили несколько областей мозга, которые являются ключевыми для наших когнитивных способностей, и нанесли их на карту мозга. Когнитивная нейробиология достигла пика своего развития в 1990-е годы, когда были изобретены приборы, позволяющие получить изображения мозга, и сосредоточилась на картографии мозга. Разные области мозга отвечают за разные функции.

Противники картографии мозга в шутку называют ее современной френологией. Френологи, эти шарлатаны XIX века, судили о способностях людей по строению и форме черепа. Придавая решающее значение форме головы и черепа, они не просто культивировали лженауку, но и лили воду на мельницу расово-биологических учений начала XX века.

И все же сравнение с френологией несколько упрощает проблему. Верной Маунткастл, один из выдающихся неврологов XX века, сам не занимаясь изображением мозга, отчасти выступил в защиту френологов 86 . По его мнению, френология опирается на два основных постулата. Первый из них: различные функции локализованы в различных областях мозга. И второй: функции мозга отражаются на форме черепа. Второй постулат - абсолютный нонсенс, но первый постулат можно считать корректным и теоретически очень важным.

Одно из первых исследований, показавших, как локализованы функции мозга, провел французский невролог Поль Брока. Ему попался пациент, который внезапно лишился дара речи. После смерти пациента Брока обследовал его мозг и обнаружил кровотечение - в нижней части лобной доли. Эта часть мозга сейчас известна как «зона Брока». Однако в то время Поль Брока еще полагал, согласно традиционным представлениям, что эта зона является симметричной для обоих полушарий. Но затем, опираясь на данные многочисленных наблюдений, он решительно заявил о том, что функция речи принадлежит левому полушарию. Открытие моторного центра речи было первым анатомическим доказательством локализации функции мозга.

В начале XX века Корбиниан Бродман на основании огромного сравнительно-анатомического материала разделил поверхность мозговых полушарий на множество более или менее автономных участков, отличающихся один от другого по клеточному строению и, следовательно, по функциям. Он составил одну из первых карт мозга, разделив его на 52 области. Кстати, эту карту используют и поныне 87 .

Методики позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) и функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ) обеспечили прорыв в картировании мозга. Опираясь на новые знания, ученые со временем отказались от упрощенного представления о том, что одна область мозга отвечает за определенную функцию. Наоборот, каждая функция соотносится с сетью областей, а одна и та же область может входить во множество разных сетей. Но фиксация на картах осталась, и так или иначе в таком системном описании проявляются следы статичного мышления. Карты изображают нечто неизменное. Горы и реки находятся там, где они находятся. И только в последнее время наука обратила внимание на то, что карты могут меняться, притом самым существенным образом.

Как перекраиваются карты мозга

Мозг изменяется - и это не новость, а бесспорный научный факт. Если, допустим, школьник к среде не выучил урок, но пришел домой и позанимался, а к четвергу он уже знает, что представляют собой семенные растения, то его мозг изменился. Больше информацию хранить негде (за исключением шпаргалок). Нас же прежде всего интересует, когда, где и как изменяется мозг.

Мы уже говорили о том, что функциональные карты мозга перекраиваются, когда мозг лишается притока информации.

Если человек, к примеру, потерял какой-то орган или часть тела, и сенсорная область мозга больше не получает оттуда информацию, окружающие области мозга начинают посягать на этот участок. Если сигналы от указательного пальца перестают поступать в мозг, то эта область соответственно сужается. Зато соседняя область, которая получает сигналы от среднего пальца, наоборот, расширяется.

Речь идет не о нейронах, которые мигрируют из одной области мозга в другую. Большое количество новых нейронов отмирает вскоре после окончания миграции. В долгосрочной перспективе около 50 процентов оставшихся клеток также отмирают. Считается, что судьба новых клеток зависит от характера образованных ими связей и их отсев служит механизмом поддержания постоянства численности нейронов.

Конечно, новообразование нейронов в определенных областях мозга возможно, но нет доказательств того, что они будут наделены какими-либо функциями в определенных зонах коры головного мозга. Изменения в первую очередь наблюдаются в структуре нейронов, где одни маленькие отростки отмирают, и их замещают другие. На отростках находятся синапсы, которые контактируют с другими нейронами. Изменения отростков и синапсов приводят, в свою очередь, к изменению функции нейронов. Если мы взглянем на мозг сверху, то увидим, что сенсорная зона мозга, которая сначала принимала сигналы от указательного пальца, затем стала получать сигналы от среднего пальца. Таким образом, карта мозга перекраивается 88 .

Возможно, за счет этих же механизмов зрительные области мозга у слепых активизируются при чтении текстов, набранных по методу Брайля. Но тот факт, что зрительные области активизируются, не обязательно свидетельствует о том, что слепые с их помощью анализируют сенсорную информацию. До конца не ясно, какие процессы происходят в этих зонах. Возможно, зрительные области активируются за счет механизма бессознательной визуализации.

Основополагающий вопрос заключается в том, как изменяются различные участки мозга. Или они изначально запрограммированы на выполнение специальной задачи, или их функции зависят от характера получаемых стимулов. Какой фактор играет первостепенную роль в этом процессе - наследственность или среда, природа или воспитание?

Весомый вклад в изучение этих механизмов внесла научная группа исследователей из Массачусетско- го технологического института под руководством Мри- ганки Сура (штат Массачусетс, США). Ученые делали хорькам хирургическую операцию: подсаживали оба зрительных нерва к таламокортикальным путям, ведущим в слуховую сенсорную кору 89 . Цель эксперимента - выяснить, какие структурные и функциональные изменения происходят в слуховой зоне при передаче ей зрительной информации. Это привело к перестройке слуховой области, и по своей структуре она стала больше напоминать зрительную. Функция сигналов также переориентировалась. Оказалось, что животные, передвигаясь, использовали слуховую область для того, чтобы видеть. Никто из ученых не считает, что в этом «виноваты» только природа или только воспитание, но результаты Мриганки Сура подтверждают важность сенсорной стимуляции для организации мозга, что в свою очередь подчеркивает неоценимую роль окружающей среды 90 .

Эффект стимуляции

Приведенный выше пример показывает, как перекраивается карта мозга, когда в организме происходят структурные изменения, например какая-либо функция прекращает свою работу и мозг перестает получать информацию от того или иного органа. Другой тип изменений вызван дополнительной стимуляцией, например при тренировке специальной функции. О феномене пластичности нам известно не так много. Первые работы в этом направлении проводились в 1990-е годы.

Например, тренировали обезьян - у них развивали способность различать тональность звука. Обезьяны осваивают этот навык. Последовательно услышав два звука, они определяют, одной ли они тональности, а затем нажимают на кнопку. Исследование показало, что поначалу, когда звуки сильно отличались друг от друга, обезьяны успешно справлялись с тестом. Зато они почти не различали звуки, близкие по тональности. Через несколько недель после сотен тренировок обезьяны начали различать и звуки, очень близкие по тональности. Когда ученые решили выяснить, какие нейроны слуховой области активируются при выполнении этой задачи, оказалось, что после нескольких недель тренировок количество активированных нейронов возросло. То есть область, которая активировалась в процессе тестов, после тренировок расширилась 91 .

Похожий эксперимент проводился на обезьянах, когда они отрабатывали определенное движение пальца. После нескольких недель тренировок моторная область, ответственная за движение этого пальца, увеличилась. Эти эксперименты показывают, что карта мозга в высшей степени подвержена изменениям 92 .

Музыка и жонглирование

Наиболее существенные изменения ученые обнаружили в связи с совершенствованием моторных навыков. Исследователи изучали изменения, происходящие в мозге в процессе длительных упражнений на музыкальных инструментах. У музыкантов, играющих на смычковых инструментах, область, принимающая сенсорный импульс от левой руки, больше, чем та же область у не музыкантов 93 .

Сара Бенгтссон и Фредрик Уллен (Каролинский институт, Стокгольм) также обнаружили, что проводящие пути в белом веществе мозга, по которым передаются моторные сигналы, у пианистов более развиты. Причем различия оказались тем существеннее, чем дольше упражнялись музыканты 94 .

Но при упражнениях на музыкальном инструменте речь идет об очень длительном воздействии на мозг. А как действуют на людей более короткие тренировки? В одном исследовании испытуемые тренировали специфический навык - они сгибали пальцы в определенной последовательности: средний палец - мизинец - безымянный палец - средний палец - указательный палец и так далее 95 . Поначалу они совершали много ошибок. Через десять дней они уже освоили это упражнение и начали выполнять его в хорошем темпе и почти без ошибок. Одновременно наблюдался рост активности в основной двигательной зоне коры головного мозга, то есть в той области, которая управляет мускулатурой.

В научной литературе часто ссылаются на результаты экспериментов с жонглерами (о чем уже упоминалось во вступлении) 96 . Согласно этим исследованиям, область затылочной доли увеличивалась уже через три месяца после начала тренировок. Это исследование также демонстрирует, что непродолжительные тренировки могут привести к столь серьезным изменениям, что их видно даже при магнитно-резонансном сканировании, которое дает не слишком точные показания. Впрочем, тот факт, что изменения не всегда можно зафиксировать, также демонстрирует, что пластичность - это обоюдоострый меч; пассивность тоже оказывает влияние на мозг.

Что такое use и что такое it?

Данные экспериментов с жонглерами и музыкантами убеждают нейрофизиологов и психологов в непреложности тривиальной истины «use it or lose it» («используй, иначе потеряешь»). Даже если мы согласимся с тем, что изменения в мозге зависят от того, чем мы занимаемся, этот факт не следует чересчур переоценивать. Надо в первую очередь задаться вопросом, что означает «используй» в данном контексте? Все ли виды активной деятельности равноценны? Ведь никто не усомнится в пользе активного образа жизни, все знают, что тренировки и упражнения очень благотворны для физического здоровья. Когда после перелома на ногу накладывают гипс, нам очень трудно вернуться к здоровому образу жизни - неподвижность и гипс атрофируют наши мышцы. В разных ситуациях мы даем разную нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Одно дело - ходить на работу и проводить весь день в офисе, и другое дело - тренироваться в гимнастическом зале, давая полную нагрузку на все мышцы.

Насколько интенсивной и продолжительной должна быть интеллектуальная тренировка, чтобы мы почувствовали результаты? Ведь между занятиями в фит- нес-клубе и профессиональной силовой тренировкой есть большая разница.

Следует также помнить о том, что «it» относится не ко всему мозгу. « It» в данном случае апеллирует к специфическим функциям и специфическим областям мозга. Если мы начнем тренироваться, чтобы различать тональность звуков, то изменения произойдут в слуховых областях, а не в лобной или затылочной долях. И снова можно провести параллель с физической тренировкой. Если сгибать и разгибать правую руку, с тяжелой гантелью, то у нас разовьются бицепсы именно правой руки при условии, что гантель достаточно тяжелая, что упражнения проводятся регулярно и что тренировка длится несколько недель. Но мы не можем обобщить, что «упражнение с гантелями развивает мускулатуру» или «полезно для физического здоровья». Это будет не вполне корректно.

У музыкантов, играющих на смычковых инструментах, увеличена сенсорная область, отвечающая за сигналы от левой, а не от правой руки. Упражнения с жонглированием развивают координацию движений и визуально-пространственную ориентацию.

Итак, фразу « use it or lose it» можно истолковать предельно упрощенно. Например, «для мозга полезно делать то-то и то-то…». Если определенный тип деятельности оказывает воздействие на мозг, это не обязательно означает, что мы тренируем мозг и улучшаем показатели интеллекта. Специфические функции помогают развиваться специфическим областям.

В предыдущей главе мы пытались объяснить парадокс: каким образом интеллект каменного века справляется с информационным потоком. Возможное объяснение этого феномена заключается в том, что мозг, вероятно, приспосабливается к среде и к тем требованиям, которые она выдвигает. В этой же главе мы привели немало примеров того, как мозг может приспосабливаться к среде и меняться в процессе тренировок и упражнений. Пластичность может быть присуща и лобной, и теменной долям, включая те ключевые области, которые связаны с объемом рабочей памяти. Так что теоретически тренировать рабочую память можно. Возможно, пластичность - это результат адаптации к той определенной среде, в которой мы находимся. И в то же время феномен пластичности можно использовать вполне целенаправленно, развивая определенные функции.

Итак, если мы хотим тренировать свой мозг, нам придется выбрать функцию и область. Умение жонглировать едва ли пригодится в повседневной жизни, и, наверное, не имеет особого смысла развивать этот навык. Лучше потратить время на области, отвечающие за общие функции. Мы уже знаем, что определенные области в теменной и лобной долях носят полимодальный характер, то есть не связаны с какой-либо специфической сенсорной стимуляцией, а активируются при выполнении задач как на слух, так и на зрение. Тренировка полимодальной области принесла бы больше пользы, чем тренировка области, отвечающей, например, только за слух. Эти ключевые области также имеют отношение к тому, что наша рабочая память ограниченна.

Если тренировать и развивать эти области, это пошло бы на благо нашим интеллектуальным функциям. Но реально ли это? Если бы мы могли путем упражнений повлиять на эту область, являющуюся «узким местом», достигли бы мы серьезных результатов? В каких жизненных ситуациях нас чаще всего подводит память?

ПРИМЕЧАНИЯ

86 О френологии см.: Mountcastle,V. The evolution of ideas concerning the function of the neocortex’, Cerebral Cortex, 1995, 5:289-295.
87 Brodmann, K. Vergleichende Lokalisationslehre der Gros- shirnrinde. Leipzig: Barth. 1909.
88 О пластичности в сенсорных областях см.: Kaas, J.H., Merzenich, М.М. & Killackey, Н.Р. The reorganization of somatosensory cortex following peripheral nerve damage in adult and developing mammals, Annual Review of Neuroscience, 1983, 6:325-356; Kaas, J.H. Plasticity of sensory and motor maps in adult mammals. Annual Review of Neuroscience. 1991, 14:137-167.
89 О трансплантации зрительного нерва см.: Sharma, J., Angelucci, A. & Sur, M. Induction of visual orientation modules in auditory cortex. Nature. 2000, 404:841-847.
90 О поведенческих эффектах см.: von Melchner, L., Pallas, S.L. & Sur, M. Visual behaviour mediated by retinal projections directed to the auditory pathway. Nature. 2000, 404: 871-876.
91 0 тренинге и его воздействии на слуховую зону см.: Recanzone, G.H., Schreiner, С. Е. & Merzenich, М.М. Plasticity in the frequency representation of primary auditory cortex following discrimination training in adult owl monkeys. Journal of Neuroscience. 1993,13:87-103.
92 О двигательном тренинге и его воздействии на кору головного мозга см.: Nudo , R.J., Milliken, G. W., Jenkins, W. M., & Merzenich, М.М. Use- dependent alterations of movement representations in primary motor cortex of adult squirrel monkeys. Journal of Neuroscience. 1996,16, 785-807.
93 См. исследование о музыкантах, играющих на смыч ковых инструментах: Elbert, Т., Pantev, С., Wienbruch, С., Rockstroh, В. & Taub, Е. Increased cortical representation of the fingers of the left hand in string players. Science. 1995, 270.
94 Об исследовании белого вещества у пианистов см.: Bengtsson, S.L., Nagy, Z., Skare, S., Forsman, L., Forssberg, H. & Ullen, F. Extensive piano practicing has regionally specific effects on white matter development. Nature Neuroscience. 2005,8.
95 О функциональном магнитно-резонансном исследовании заучивания движений пальцев см.: Kami, A., Meyer, G., Jezzard, P., Adams, M.M., Turner, R. & Ungerleider, L.G. Functional MRI evidence for adult motor cortex plasticity during motor skill learning. Nature. 1995, 377:155-158.
96 О жонглировании см.: Draganski, В., Gaser, С., Busch, V., Schuierer, G., Bogdahn, U. & May, A. Neuroplasticity: changes in grey matter induced by training. Nature. 2004, 427: 311-312.

Торкель Клингберг

Предполагается, что новые программные продукты способны «построить» мозг малыша на заказ. Какую пользу могут извлечь родители из современной науки? Что происходит с мозгом ребенка, когда мы его воспитываем?

Открытие природы и степени пластичности мозга привело к огромному прорыву в нашем понимании того, что происходит с мозгом во время учебного процесса, а также к появлению множества программных продуктов, которые, как заявляют производители, повышают пластичность мозга развивающихся детей. Многие продукты рекламируют использование обширных возможностей пластичности мозга в качестве ключевого преимущества; наряду с этим утверждение, что родители с помощью данных компьютерных программ могут сделать мозг ребенка намного «умнее», чем у других, безусловно, крайне привлекательны. Но что такое «пластичность» и что на самом деле должны делать родители, чтобы использовать этот аспект развития головного мозга своих детей?

Пластичность - это неотъемлемая способность мозга образовывать новые синапсы, связи между нервными клетками, и даже прокладывать новые нервные пути, создавая и укрепляя связи так, что в результате ускоряется обучение, а способность обращаться к информации и применять то, что было изучено, становится все более и более эффективной.

Научные исследования пластичности проследили изменение архитектоники мозга и мозговой «проводки» в тот момент, когда его подвергают воздействию непривычных, нестандартных ситуаций. В данном случае под термином «мозговая проводка» подразумеваются аксоновые взаимосвязи между областями мозга и видами активности, которые эти области осуществляют (т. е. на которых они специализируются). Так же как архитектор чертит схему электропроводки вашего дома с указанием маршрута, по которому провода пойдут на плиту, холодильник, кондиционер и так далее, исследователи чертили электрическую схему для мозга. В результате они установили, что кора головного мозга - это не фиксированная, а непрерывно модифицирующаяся вследствие обучения субстанция. Оказывается, что «провода» коры головного мозга постоянно формируют новые взаимосвязи и продолжают делать это, основываясь на входящих данных, поступающих из внешнего мира.

Давайте взглянем на то, что происходит с пластичностью мозга, когда ребенок в первый раз учится читать. Первоначально ни одна часть мозга не настроена специально на чтение. Когда ребенок учится читать, все больше и больше клеток головного мозга и нервных цепочек вовлекаются в поставленную задачу. Мозг использует пластичность, когда ребенок начинает распознавать слова и понимать то, что читает. Слово «мяч», которое ребенок уже понимает, теперь ассоциируется у него с буквами М-Я-Ч. Таким образом, обучение чтению является одной из форм нейронной пластичности.

Открытие того, что развивающийся мозг может «проложить проводку» для процесса распознавания букв, и другие удивительные открытия о пластичности нейронов часто воплощаются в коммерческих продуктах, рекламирующих пользу усиленного «мозгового фитнеса». Но факт, что научный эксперимент показывает, что определенная деятельность активирует пластичность мозга, не означает, что эта конкретная деятельность, как, например, способность различать буквы на мониторе компьютера, необходима для достижения эффекта, и не означает, что такая деятельность - это единственное средство добиться пластичности.

Занятия на распознавание букв на компьютере действительно активизируют и тренируют центры распознавания символов в зрительном участке коры головного мозга, используя пластичность мозга. Но вы добьетесь того же эффекта, если сядете и почитаете с вашим ребенком книгу . Этот интерактивный подход «родитель-ребенок» называется «диалогическое чтение» (способ чтения, позволяющий детям принять более активное участие в рассказе). Но компьютерный экран и приложения тренируют мозг распознавать только буквы, а не понимать смысл слов, состоящих из этих букв. В отличие от этого диалогическое чтение - интуитивное и интерактивное - естественным образом задействует нейронную пластичность для выстраивания аксоновых взаимосвязей между центрами распознавания букв и языковыми и мыслительными центрами головного мозга.

Исследователи продемонстрировали, что нормально развивающиеся дети учатся различать звуки речи достаточно эффективно как с помощью, так и без помощи специальных упражнений на различие звуков речи или компьютерных игр. Эти игры, развивающие умение различать звуки речи, продаются как особенный продукт, способствующий активизации пластичности нейронов, и были разработаны ведущими неврологами. На самом деле, дети, которых никогда не знакомили с такими упражнениями и играми, успешно развивают прекрасно организованный и гибкий участок коры головного мозга, отвечающий за



gastroguru © 2017