Как пишут эссе в мгу. Эпиграфом к своему сочинению я взяла слова М

Абитуриентская доля, особенно когда речь идет о поступлении в такой престижный ВУЗ, как Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, очень нелегка. Какие бы темные слухи ни ходили вокруг приемных экзаменов в университет, как бы родители вчерашнего школьника ни суетились, разыскивая нужного человека, чтобы с его помощью попасть в "нужный" список, самого абитуриента все это не касается — ему предстоит выдержать три-четыре сложных экзамена (в зависимости от выбранного факультета), подготовка к которым, как правило, начинается за год, а то и за два. И несмотря на долгие часы, проведенные за книгами и в компании с высокооплачиваемыми репетиторами, абитуриента, когда он переступает порог аудитории и остается один на один с экзаменаторами, охватывает вполне понятный страх.

Самый, пожалуй, сложный экзамен, который сдается практически на всех факультетах МГУ, это сочинение. На гуманитарных специальностях он — главный, первый по очереди и наиболее ответственный. Оценки за остальные экзамены абитуриенту будут выставлять с оглядкой на оценку за письменную работу по русскому языку и литературе. На технических и естественнонаучных факультетах сочинение пишут во вторую и третью очередь, но и там этот экзамен представляет из себя существенное препятствие для поступающего, просто потому, что будущий физик весь предыдущий год готовился к экзамену по физике, отодвигая чтение и анализ произведений Пушкина и Толстого на второй план. Поэтому нередки случаи, когда при поступлении на технический факультет с высоким конкурсом абитуриенты, успешно сдавшие профильные экзамены, "резались" именно на сочинении.

Следует иметь в виду, что абсолютных критериев оценки качества вступительных сочинений нет. Есть ежегодно складывающаяся ситуация: приемная комиссия каждого факультета по мере сил пытается регулировать соотношение свободных мест и поданных заявлений. Поэтому в случае высокого конкурса проверяющим дается указание проявлять строгость по-максимуму; если конкурс небольшой, некоторые виды ошибок и неточностей разрешается игнорировать. Поэтому "четверка" за сочинение, написанное на, допустим, филологическом факультете МГУ, и та же "четверка" на факультете почвоведения — совсем не одно и то же. Конкурс на филфаке (как и на журфаке, юридическом, историческом, психологическом, философском факультетах) традиционно высок, и чем больше "троек" и "двоек" экзаменаторы выставят на первом экзамене, тем легче потом будет приемной комиссии укомплектовать будущий первый курс нужным количеством студентов, не обижая остальных и не давая им повода для апелляций и судебных исков (как правило, оспорить устный экзамен проще, чем письменный).

Сочинения проводят и оценивают члены экзаменационных комиссий. В них обычно входят преподаватели МГУ с факультетов литературно-языкового профиля — филологического и факультета журналистики, иногда присоединяются сотрудники факультета иностранных языков. Иногда в помощь к ним поступают школьные учителя. Стандартная комиссия состоит из пятнадцати-двадцати человек, часть из которых — филологи, часть — журналисты, часть — школьные преподаватели. Каждая такая комиссия в течение всего хода приемных экзаменов обслуживает от двух до четырех факультетов МГУ (всего их около тридцати).

При этом все построено так, чтобы сами экзаменаторы (и вообще посторонние люди) как можно дольше ничего не знали ни о темах, ни о том, на каком факультете они будут принимать экзамен и кто у них будет старшим. Также в целях секретности после экзамена работы шифруются: абитуриенты подписывают только титульный лист, а собственно работа (чистовик и черновик) после экзамена отделяется от титульного листа, обозначается специальным шифром и передается на проверку. По этой причине поступающим не разрешают подписывать вложенные листы и вообще оставлять на них какие-то специальные метки. К тому же каждый отдельный экзаменатор на проверке имеет дело не более чем с сорока-пятьюдесятью сочинениями, таким образом риск того, что заинтересованный человек пристрастно проверит нужную ему работу, сведен к минимуму. Кроме того, каждую работу в обязательном порядке проверяют два человека, а "двойки" и "пятерки" перепроверяют еще по несколько раз.

Сам экзамен проходит в больших, так называемых поточных, аудиториях различных корпусов МГУ. Если абитуриентов не более ста — ста тридцати человек, они помещаются в одну аудиторию, если больше — разбиваются на группы по сто, сто пятьдесят, двести человек. Все группы пишут работы в один день, в одно и то же время. На экзамен разрешается приносить с собой только ручки и трафареты (для письма на нелинованной бумаге), а также воду и шоколад. При входе в аудиторию абитуриентов допрашивают на предмет наличия мобильных телефонов (списывать по телефону — новшество, появившееся недавно), рассаживают (как правило, через ряд и через место), снабжают бумагой (все листы стандартной формы, со штампом соответствующего факультета).

Перед самым началом экзамена старший экзаменатор обращается к присутствующим со стандартным объявлением. Он спрашивает абитуриентов о самочувствии (до объявления тем больные могут уйти и потом писать с другим факультетом), напоминает, что в аудитории во время экзамена запрещается разговаривать, самовольно покидать свое место, пользоваться шпаргалками, писать ручками красного и зеленого цветов, ручками разных цветов, пользоваться карандашами и резинками, сообщает, что выход из аудитории в туалет разрешен не раньше, чем через два часа после начала экзамена и только в сопровождении дежурных и так далее. Под конец он объясняет правила оформления работы.

Затем наступает самое интересное — на свет появляются темы. Они составляются в ректорате МГУ и экзаменаторам передаются в последнюю минуту, в запечатанном конверте. Темы оглашаются вслух (с этого момента начинается отсчет начала экзамена) и крупно пишутся на доске. Как правило, одна из них касается русской литературы первой половины XIX века, вторая — второй половины и третья — литературы ХХ века. Через четыре часа абитуриенты должны сдать готовые работы.

Срок очень небольшой, учитывая, что поступающему предстоит придти в себя, собраться с мыслями, выбрать тему, написать сочинение на черновике, перечитать и перепроверить его и переписать на чистовик. При этом далеко не все готовились именно к тем темам, которые были объявлены, не все понимают постановку тем, не все уверены в своих знаниях настолько, чтобы немедленно приступить к работе. Поэтому первые полчаса у основной массы абитуриентов уходят на то, чтобы справиться с волнением и сосредоточиться. Потом аудитория успокаивается, абитуриенты погружаются в работу.

Большая часть поступающих честно сражается с темой один на один; меньшая часть полагается на разговоры с соседями и на шпаргалки. И то и другое экзаменаторы, присутствующие в аудитории (обычно три — пять человек), пресекают. Особенно болтливых отсаживают, чтобы они не мешали другим, шпаргалки ловят и провинившихся безжалостно выставляют с экзамена (это автоматически означает "двойку" и непоступление в университет).

Техника пользования шпаргалками за последние годы не претерпела значительных изменений — разве что появились карманного формата издания типа "Золотых школьных сочинений", которые удобно проносить с собой на экзамен. Но, во-первых, в этих изданиях публикуют полную чушь (которую, даже если перепишешь, легко могут оценить на "тройку" или "двойку"), а во-вторых, даже заучивание "золотых" сочинений на память не гарантирует, что тема, предложенная на экзамене, совпадет с опубликованной хотя бы на тридцать процентов.

Кроме того, экзаменаторы, которые во время экзамена ходят по рядам, — профессиональные преподаватели МГУ, принимающие по две сессии в год и легко замечающие списывающих. У такого человека, как правило, специфический вид — или чересчур напряженный, или чересчур активный. Любителей шпаргалок подводят нервы — риск очень высок, а вчерашние школьники не настолько хорошо владеют собой, чтобы в течение четырех часов убедительно играть роль человека, выдумывающего сочинение из головы. Как правило, экзаменаторы сразу чувствуют напряжение в том или ином углу аудитории и засекают подозрительных. Остальное — дело техники, у каждого преподавателя имеется свой набор охотничьих приемов. Впрочем, нет правил без исключений, и кому-то списывать все же удается — но чаще всего там, где у экзаменаторов нет установки на строгое "прореживание" абитуриентов.

После того как все работы сданы и зашифрованы в приемной комиссии, начинается проверка. В зависимости от количества сочинений она длится два-три дня. Экзаменаторам предстоит оценить грамотность автора каждой работы и то, насколько он разбирается в литературном материале и умеет внятно излагать свои мысли. "Пятерки" ставят крайне редко — для этого работа должна быть идеальной. Такое сочинение может написать только человек безусловно грамотный, с хорошо поставленным стилем, твердо знающий русскую литературу и неплохо владеющий литературоведческими понятиями. Пять-шесть "пятерок" на поток, даже многочисленный, — редкость. Ни одной "пятерки" — норма.

Самый сложный случай — относительно грамотная работа, с хорошей "дробью", но написанная не по теме. "Дробь" — это соотношение орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок (кроме них учитываются также ошибки фактические и логические). Работа с "дробью" 0/1/0 или 0/0/1 еще может претендовать на "пятерку", а, скажем, 3/3/2 или 4/1/1 — это уже верная "тройка". Для того чтобы получить "двойку", достаточно сделать пять орфографических, или шесть пунктуационных, или шесть грубых стилистических ошибок. Однотипные ошибки отмечаются и "обнуляются", то есть в дробь засчитывается только первая из них.

К каждой работе проверяющий пишет рецензию — когда краткую ("Тема не раскрыта, автор работы в недостаточной степени владеет литературным материалом, в работе много ошибок"), когда развернутую, если надо доказать, что, несмотря на общую грамотность, абитуриент писал не по теме. Тут в ход идет литературоведческая терминология, учитывается количество словесных и смысловых повторов, общих и совершенно не нужных рассуждений (вроде "Александр Сергеевич Пушкин — гениальный русский поэт и писатель первой половины девятнадцатого века. Мы до сих пор с удовольствием читаем его произведения. Они учат нас быть честными, умными и достойными."), умение абитуриента мыслить и излагать свои мысли, его знания материала и так далее. Развернутых рецензий требуют и работы, получившие "четверку" или "пятерку" — тут, напротив, надо доказать, что данное сочинение по праву претендует на высокую отметку.

Наконец, все работы проверены и все оценки выставлены. Начинается следующий этап письменного экзамена — показ. Каждый абитуриент имеет право в установленное время придти и посмотреть, какие ошибки экзаменаторы нашли в его сочинении. Добрая половина из поступающих на показе хватается за голову — они, безусловно, знали правила и не наделали бы столь глупых и очевидных ошибок, если бы у них было больше времени, если бы не экзаменационный стресс, если бы не нервы... Что поделаешь, экзамен есть экзамен.

Те, кто недоволен рецензией или "дробью", имеют право подать апелляцию, изложив свои претензии в письменном виде. После показа собирается апелляционная комиссия, которая рассматривает каждое заявление. Сразу следует сказать, что апелляции удовлетворяются редко. Среди абитуриентов немало людей, которых родители настраивают на борьбу до конца — получил "двойку", все равно иди на апелляцию, бейся, доказывай, что ты прав, авось, поможет. Как правило, не помогает. К тому же на апелляции, после еще одной пристальной проверки, в работе могут найти новые ошибки и не повысить, а понизить оценку.

Лишь после этого экзамен считается законченным — абитуриенты готовятся к очередному испытанию, экзаменаторы — к приему очередного потока экзаменуемых. Или все радуются, что очередная лихорадка, связанная с летним поступлением в МГУ, осталась позади. Каков бы ни был результат.

Поэтом быть ты не обязан, но гражданином должен быть Ну и, конечно, "перлы" — без них не обходится ни один письменный экзамен по русскому языку и литературе. Порой та или иная работа производит такое впечатление, будто автор лишь вчера впервые взялся за перо, настолько неуклюже он владеет письменной речью. Но пусть читатель вспомнит свои собственные выпускные или вступительные сочинения, пусть учтет, что абитуриенты в течение четырех часов борются не столько с русским языком, сколько со своим волнением и общим экзаменационным стрессом, и пусть он не будет строг к авторам нижеследующих высказываний...

В этом году на вступительных экзаменах ряда факультетов МГУ были предложены темы по творчеству А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, М.А. Булгакова. В целях человеколюбия мы приводим отрывки из сочинений абитуриентов без учета их специфической орфографии и пунктуации.

В лицее из кучерявого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Кстати, эта фраза — из "Золотых сочинений", встретилась несколько раз на разных потоках.

Допустим, в лицейский период жизнь Пушкину казалась веселой и беспроблемной, а уже после лицея он понял, что это не так.

Но параллельно с эволюцией в гражданской лирике у Пушкина обнаруживаются агрессивные взгляды в плане политического строя.

"Воздвиг я памятник нерукотворный, к нему не зарастет народная трава..."

Не стало великого гения... А его стихотворения актуальны и по сей день. Они пробудили во мне патриота, взирающего на страну как кузницу талантливых людей. Я постараюсь построить свою жизнь в срезе великих идей и замыслов.

Пушкин верит в светлое будущее России и понимает, что его юность прошла и пора как-то проявить себя.

Увидев реальную картину деревенской жизни, Пушкин невольно начинает переход от романтизма к реализму.

Пушкин-реалист, набравшись опыта, понимает, что жизнь совсем не прекрасна, как он раньше думал.

Литература закостенела, она умирала, выставив всему миру напоказ свой вывалившийся и почерневший язык.

Пушкин был первым, кто преступил границы жанров, он разрушил стены тюрьмы, его убили тюремщики, но, черт побери, если волной крови, хлынувшей из его разорванной груди, не смыло целую армию этой, трупного вида, шагающей плоти, именовавших себя литераторами.

Стихи Пушкина рождались больными и недоношенными.

И все так же в наше время встречаются Софьи, которые из-за правил в обществе не идут к своим Чацким, а наоборот — отвергают их. А после этого идут к своим Молчалиным и надеются на вечную любовь и преданность друг другу.

Если бы царь знал, что эта женщина замужем, он бы не позволил Кирибеевичу ее трогать.

Эпиграфом к своему сочинению я взяла слова М. Горького, который говорил, что смелый, храбрый человек безумен.

Жизненным предназначением М.Е. Салтыкова-Щедрина было донесение до народных масс всего того, что происходит вокруг: несправедливости, лицемерия, подлости и непонимания людьми друг друга.

После выстрела пистолетом в потолок посыпались деньги, и множество рук потянулось за летящими бумажками. Писатель снова использует сатиру, когда рисует картину большого скопления голов, рук и тел, извивающегося по направлению к деньгам.

Поразительно, до каких высот доходит воображение Михаила Булгакова.

Булгаков — писатель, вошедший в умы многих читателей, он в своем романе "Мастер и Маргарита" с особой точностью отразил изображение московского быта. Ярким примером этого изображения является московская "интеллигенция", где каждый из людей принадлежит к разным кругам общения, но вместе составляющие нашу "проблему". Из этого вытекает, что все они занимаются тем делом, которое для них не имеет ни малейшего значения.

А тот факт, что Иван Бездомный купался в Москве-реке, говорит о еще хорошей экологии города.

Итак, жизнь и быт москвича тридцатых годов разнообразен. Живет он, скорее, в коммунальной квартире, в большом мегаполисе. Он может культурно отдохнуть, поесть в ресторане, имеет множество других возможностей. Но его жизнь и его быт во многом зависят от других людей. А это, к сожалению, создает для него множество новых проблем.

Решила собрать темы сочинений филфака в один файл. Получилось 22 года:). То есть 21, поскольку в 2009-м году на филфаке не было вступительного сочинения:).

2017 год, основной поток


1. Читательский кругозор женщины как средство её характеристики в произведениях А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.
2. Мотивы радости и скорби в лирике Ф.И.Тютчева и Н.А.Некрасова.
3. Сюжетная ситуация поединка в произведениях А.Т.Твардовского и М.А.Шолохова ("Василий Тёркин", "Судьба человека").

2017 год, резервный день


1. Музыкальные мотивы в романе И.А.Гончарова "Обломов" и повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет".
2. Персонажи-резонёры в драматургии А.С.Грибоедова и А.Н.Островского ("Горе от ума", "Гроза").
3. Некрасовские традиции в лирике В.В.Маяковского.

2016 год, основной поток


1. Рассуждения о литературном труде как тема авторских отступлений в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин" и поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души".
2. Дмитрий Разумихин и Дмитрий Старцев как литературные типы (по произведениям Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" и А.П.Чехова "Ионыч".
3. Комические эпизоды в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин".

2016 год, резервный день


1. Особенности «места действия» в комедиях А.С. Грибоедова «Горе от ума» и А.П. Чехова «Вишневый сад».
2. Своеобразие женских портретных характеристик в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
3. Мотив нежности в лирике С.А. Есенина.

2015 год, основной поток


1. Образы персонажей-пленников в произведениях Л.Н. Толстого и М.А. Шолохова («Война и мир», «Судьба человека»).
2. Смысл финальных сцен в драмах А.Н. Островского «Гроза» и А.М. Горького «На дне».
3. Сатирические образы в лирике Н.А. Некрасова и В.В. Маяковского.

2015 год, резервный день


1. «Русское поле»: сельский пейзаж в лирике М.Ю. Лермонтова и С.А. Есенина.
2. Герой-индивидуальность и герой-народ в поэмах Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хоро-шо» и А.Т. Твардовского «Василий Теркин».
3. Принципы изображения человека на войне в произведениях Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова и В.П. Астафьева.

2014 год, основной поток


1. Сны и их художественные функции в поэзии В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
2. «Заветы отца» на страницах произведений русской литературы XIX века.

2014 год, резервный день


1. Жизнь губернского города в произведениях Н.В. Гоголя и А.П. Чехова.
2. Исторические сражения на страницах произведений XIX века.
3. Черты эпохи в поэмах А.А. Блока («Двенадцать»), В.В. Маяковского («Во весь голос»), А.А. Ахматовой («Реквием»).

2013 год, основной поток


1. Русская элегия XIX века (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов).
2. Функции авторских отступлений в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
3. Мотив воспоминания в пьесах А.П. Чехова «Вишневый сад» и М. Горького «На дне».

2013 год, резервный день


1. Мотив пути в поэмах М. Лермонтова «Мцыри» и А. Блока.
2. Средства сатирического изображения представителей власти в прозе Н.В Гоголя и в «Сказках» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
3. Новые социальные типы в литературе 1920-х годов (М.А. Булгаков, А.П. Платонов, М.А. Шолохов).

2012 год


1. Внутренний мир «маленького человека» в изображении Н.В. Гоголя и А.И. Куприна («Шинель» и «Гранатовый браслет»).
2. Мотив страдания в произведениях Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского.
3. Традиции М.Е. Салтыкова-Щедрина в сатире В.В. Маяковского.

2011 год


1. Образ Швабрина и его функции в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
2. Образ главного героя и основные средства его создания в романе И.А. Гончарова «Обломов».
3. Мотив любви в пьесе М. Горького «На дне».


1. Мотивы мечты и сна в поэзии М.Ю. Лермонтова.
2. Сцены дуэли и их роль в романах И.С. Тургенева «Отцы и дети» и Л.Н. Толстого «Война и мир».
3. Проблематика веры и неверия в драме М. Горького «На дне».


1. Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова и А.А. Блока.
2. Образ Штольца и его роль в романе И.А. Гончарова «Обломов».
3. Особенности конфликта в пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных».


1. Гипербола и гротеск в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
2. Образы студентов в русской литературе второй половины XIX века («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Студент» А.П. Чехова).
3. Мир природы в поэзии Б.Л. Пастернака.


1. Ирония и ее роль в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
2. Изображение усадебной жизни в романах И.С. Тургенева («Отцы и дети») и Л.Н. Толстого («Война и мир»).
3. Своеобразие метафор в лирике В.В. Маяковского.

2004 год, 1-й поток


1. Мотив возвращения к прошлому в лирике А.С. Пушкина.
2. Женские образы в комедии А.Н. Островского «Лес».
3. Социально-нравственная проблематика рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор».

2004 год, 2-й поток


1. Романтическая образность «Песни про… купца Калашникова» и «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.
2. Патриархальный мир в изображении И.А. Гончарова («Обломов») и А.Н. Островского («Гроза»).
3. Сюжетно-композиционное своеобразие рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».


1. Русская деревня в изображении А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
2. Человек на войне в изображении Л.Н. Толстого.
3. Москва и москвичи в произведениях М.А. Булгакова.


1. Художественное мастерство Н.В.Гоголя в создании словесного портрета героя (поэма «Мертвые души»).
2. Ирония и юмор в рассказах А.П.Чехова.
3. Образ Куликова поля в творчестве А.А.Блока.


1. Мотив странствий в русской литературе первой половине XIX века.
2. Народное миропонимание и авторская позиция в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Образ Москвы в повести «Собачье сердце» и романе «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.


1. Внесюжетные элементы и их художественная роль в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
2. Мотив гибели «дворянского гнезда» и художественные способы его воплощения в комедиях А.Н.Островского («Лес») и А.П.Чехова («Вишнёвый сад»).
3. Поэт и Россия в творчестве А.А Ахматовой.


1. Письма и их художественная роль в произведениях А.С.Пушкина.
2. Роль эпилога в романах Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" и Л.Н.Толстого "Война и мир".
3. Тема любви в поэзии С.А.Есенина и традиция русской лирики XIX века.

1997 год, 1-й поток


1. Лирический герой в поэзии В.А.Жуковского.
2. Художественное значение внесценических событий и персонажей в пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад".
3. "Тихий Дон" М.А.Шолохова как роман-эпопея.

1997 год, 2-й поток


1. Место и роль образа автора в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин".
2. Средства сатирической типизации в комедии Н.В.Гоголя
3. Проблема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".

1996 год, 1-й поток


1. Образ автора в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин".
2. Внутренний монолог в романах Л.Н.Толстого "Война и мир" и Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".
3. Чеховские традиции в пьесе М.А.Булгакова "Дни Турбиных".

1996 год, 2-й поток


1. Мотив слухов и сплетен в произведениях А.С.Грибоедова и Н.В.Гоголя.
2. Авторская позиция и ее художественное выражение в пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад".
3. Личность и история в пьесе М.А.Булгакова "Дни Турбиных".

Выматывающие экзамены для абитуриентов остались в прошлом: спасибо ЕГЭ. Можно долго спорить о пользе этой системы для российского образования, но факт остается фактом: теперь достаточно набрать нужное количество баллов во время теста – и двери любого вуза откроются перед старательным выпускником. Тем не менее, некоторые учебные заведения продолжают отсеивать неподходящих кандидатов при помощи дополнительных испытаний. В их числе находится и всем известный МГУ . Даже если вы превосходно сдадите ЕГЭ, вам придется проявить себя еще и на вступительном сочинении. Готовы ли вы к нему?

Что происходит за закрытыми дверями аудитории?

Типичное испытание, организованное на гуманитарном факультете, проводится в просторной поточной аудитории. За присутствующими тщательно следят, так что воспользоваться какими-либо шпаргалками или техническими устройствами вряд ли получится. В какой из залов вы попадете, зависит от буквы, с которой начинается ваша фамилия: участников экзамена разделят на группы по алфавиту. Приготовьтесь к долгой очереди на входе и не забудьте взять с собой необходимые документы, иначе в здание вас не пропустят. В аудиторию каждый абитуриент может пронести лишь несколько ручек, а также воду в прозрачной пластиковой бутылке.

На создание сочинения абитуриентам отводится 4 часа , при этом никакими материалами им пользоваться не разрешается. В назначенный срок член приемной комиссии открывает конверт с темами, а затем выписывает их на доске. Традиционно в МГУ на выбор предоставляется 3 темы. Они могут включать в себя как анализ одного произведения известного писателя, так и нескольких его творений. Кроме того, зачастую абитуриентам предлагаются темы, где нужно сопоставить творчество сразу двух авторов. Естественно, такая работа будет сложнее. Возможно также, что для сочинения вам придется вспомнить поэтическое произведение, например, элегию или басню. Излишне говорить, что в выигрыше окажется тот кандидат, который успел выучить несколько стихотворений наизусть. Недаром в учебных пособиях, о которых будет сказано ниже, советуется учить хотя бы по одному стихотворению в неделю во время подготовки к поступлению. Прозу же следует читать вдумчиво, отмечая наиболее важные цитаты, которые могут вам пригодиться в будущем. Самые яркие и значительные фразы стоит зазубрить – с их помощью вы будете доказывать свои тезисы во вступительном сочинении.

Для работы вам выдадут несколько листов большого формата. Часть из них будет вашим черновиком, остальные понадобятся для создания итогового варианта сочинения. Если бумага закончится, вы можете попросить о дополнительных листах, подняв руку и дождавшись, когда к вам приблизится экзаменатор. Вы также можете задать ему вопросы, если вам что-то не понятно в процедуре испытания. На вопросы о теме сочинения или самом произведении экзаменатор не ответит. Чтобы проверяющий смог отличить ваши ненужные листы от итоговой работы, каждый использованный лист необходимо подписать «черновик» или «чистовик» соответственно. Помните, что ваш черновик экзаменатор читать не будет. Если же вы не успели что-либо переписать на чистовик, сделайте надпись «смотреть далее в черновике» - и пометьте нужную страницу. Какие-либо посторонние рисунки или подписи на листах не допускаются – из-за них вашу работу могут не принять.

Какие книги вам понадобятся?

В первую очередь вам следует перечитать как можно больше произведений из школьной программы. Не полагайтесь на то, что вы уже просматривали те или иные повести или романы несколько лет назад. В сочинении вам придется подробно вспомнить и описать поведение не только главных героев, но и второстепенных, и рассказать о мельчайших подробностях сюжета, которые обычно остаются без внимания во время разбора в классе. Каждая вдумчиво прочитанная книга добавит вам шансов на поступление – помните об этом и не тратьте времени даром.

Необходимые пособия для абитуриентов вы можете приобрести в здании 1-го ГУМа. Среди них вы увидите и сборники вступительных сочинений. Вы можете ознакомиться с этими работами для примера, но не слишком полагайтесь на них: к сожалению, ошибок в подобных творениях довольно много. Опытные студенты советуют приобрести так называемые «шурики». Это смешное название получил двухтомник с изображениями Пушкина и Блока на обложках. Данные книги под авторством Бугрова Б.С. и Голубкова М.М. окажут вам большую пользу при поступлении. Они настолько широко известны в МГУ, что достаточно будет упомянуть «шуриков» - и в книжной лавке поймут, что именно вам требуется. В них вы прочтете, на что стоит обратить внимание при анализе произведения, и освежите свои знания о некоторых авторах. Если же вам вдруг попадется учебник по литературе, написанный Лионом П.Э. и Лоховой Н.М. – берите его, не задумываясь. В нем вы найдете не только подсказки по написанию сочинений и хорошие примеры, но и советы по самому экзамену, например, как избавиться от волнения и правильно распределить свое время.

Подготовительные курсы или частные уроки?

Не так давно, до введения ЕГЭ, подготовительные курсы были порой единственным шансом для учеников из регионов набраться нужных знаний и поступить в МГУ. Сейчас все большее внимание уделяется именно сдаче тестов, а дополнительному испытанию не придается особого значения. Тем не менее, если у вас есть возможность посещать учебные курсы в течение года – глупо ей не воспользоваться. Во-первых, это поможет погрузиться в неповторимую атмосферу, царящую в Университете, перезнакомиться с будущими однокурсниками, войти в рабочий ритм. Кроме того, на курсах предоставляют некую «выжимку» из необходимых знаний, благодаря которым вы будете свободнее ориентироваться в теме. Наконец, на занятиях у вас появится шанс потренироваться в написании сочинений: порой для этого абитуриентам устраивают даже пробный экзамен, полностью похожий на настоящий! Разумеется, после таких испытаний волнение на реальном экзамене пропадает – и ученик спокойно берется за дело!

Частные занятия обойдутся вам значительно дороже. Тем не менее, они могут быть необходимы, если вы чувствуете, что катастрофически не успеваете подготовиться к экзамену. Но не стоит возлагать на них слишком много надежд: как бы ни был хорош преподаватель, сочинение за вас он не напишет и книгу перед экзаменом не прочтет. Расспросите о порядке проведения экзамена, узнайте о тонкостях, которых не сообщают простым абитуриентам. Приходите на занятия подготовленными – так они пройдут продуктивно, а вы произведете хорошее впечатление. Цените это время: старайтесь писать побольше сочинений «для себя», а затем показывайте их учителю, чтобы тот нашел ошибки.

Когда задание кажется невыполнимым…

Первая реакция абитуриента, увидевшего темы на доске, как правило, паника. Как бы хорошо ни готовился вчерашний школьник, скорее всего, все знания вылетят у него из головы в этот миг. Постарайтесь успокоиться и понять: какое задание вам ближе всего. В первую очередь стоит посмотреть на текст, который вы читали недавно и, соответственно, лучше знаете. Затем определите вопрос, заключенный в теме – понятно ли вам, о чем придется писать? И, наконец, подумайте, какие цитаты вы можете привести, помните ли точно имена героев, порядок событий. Руководствуясь этим, выберите одну из тем и сконцентрируйтесь на ней.

Начните свою работу с черновика. Не стоит писать на нем сочинение целиком, гораздо удобнее будет создать подробный план. Также переносите на него все мысли касательно сочинения, приходящие в голову. Пишите схематично, используйте сокращения, зачеркивайте и нумеруйте фразы – это ваше право. Для собственного успокоения стоит подробно расписать на черновике введение и заключение. Во вступлении должны содержаться идеи и тезисы, которые вы будете раскрывать в основной части. В заключении, как правило, находятся выводы, сделанные на основе анализа произведения. Напишите также на черновом листе все необходимые цитаты, чтобы потом привести их в нужный момент. Работе над планом вы можете посвятить примерно час экзаменационного времени. После переходите к чистовику – и пишите на нем, постоянно заглядывая в черновые записи.

Как минимум час вы должны оставить для проверки вашей работы. Не торопитесь сдавать сочинение – вам незачем спешить. Просматривайте текст несколько раз, то быстро пробегая взглядом по странице, то вдумываясь в каждое слово. Не забывайте, что на итоговую оценку влияют не только ваши знания по теме, но и грамотность, а также логичность повествования. Если готовое сочинение будет структурированным: сначала тезисы, затем доказательства, а после – выводы, это произведет благоприятное впечатление на экзаменатора.

Ключ к успешной сдаче вступительного испытания кроется в спокойствии и накопленных знаниях. Вы поможете себе, тренируясь в написании сочинений дома. Выставляйте таймер на 4 часа – и пытайтесь создать работу по прошлогодним темам. Если они кажутся вам сложными – освежите в памяти текст произведения. Практика показывает, что достаточно года усиленных занятий, чтобы человек со средними способностями создал достойное сочинение, которое получит проходной балл. Ворота лучшего учебного заведения страны распахнутся лишь перед теми, кто не пожалел времени на подготовку и сделал все возможное, чтобы поступить в МГУ.

Здравствуйте! Сколько дополнительных баллов будет начисляться при поступлении в МГУ на юридический факультет в 2017 году за золотой значок ГТО, а также за золотую медаль и "президентское" сочинение, которое является допуском к сдаче ЕГЭ? Что касается последнего, то хотелось бы тоже понимать, каковы критерии оценки сочинения? Если абитуриент является и обладателем золотого значка ГТО, и золотой медали за окончание школы, то дополнительные баллы суммируются или начисляются за что-то одно? И последнее - какой алгоритм действий при поступлении на программу двойных дипломов? И на каких факультетах она действует? Заранее благодарю за ответ.

10.05.2017 | - деканат юридического факультета

При приеме в МГУ в 2017 г. на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета начисляются баллы за следующие индивидуальные достижения:

Наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, лица, занявшего первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, наличие золотого знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и удостоверения к нему установленного образца - 2 балла;

Наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием или аттестата о среднем общем образовании (среднем (полном) общем образовании), содержащего сведения о награждении золотой или серебряной медалью или диплома о среднем профессиональном образовании с отличием - 5 баллов;

Оценка, выставленная по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования - не более 3 баллов.

Баллы, начисленные за индивидуальные достижения, включаются в сумму конкурсных баллов.

06.06.2016 | Минера

Прямая ссылка

Добрый день. Подскажите пожалуйста, какие документы предоставляются для подтверждения сдачи сочинения в 2016 году. Спасибо за ответ.

23.06.2016 | Проректор - начальник Управления академической политики и организации учебного процесса Петр Владимирович Вржещ

Вам необходимо указать в личном заявлении факт написания итогового сочинения. Подтверждение написания итогового сочинения осуществляется автоматически в Федеральной информационной системе обеспечения проведения единого государственного экзамена и приёма граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего образования.

21.01.2016 | Виктор Бушуев

Прямая ссылка

Здравствуйте. Я обучаюсь в одной из школ Санкт-Петербурга. В декабре все одиннадцатиклассники писали обязательное итоговое сочинение по литературе, за которое в Университете начисляется до 3-ех дополнительных баллов. Есть ли необходимость получать копию данного сочинения в школе, чтобы предоставить его в Приемную комиссию при подаче документов, или есть специальный ресурс, благодаря которому Университет получит доступ к моему сочинению?

05.02.2016 | Проректор - начальник Управления академической политики и организации учебного процесса Петр Владимирович Вржещ

Доступ к итоговым сочинениям абитуриентов будет осуществляться автоматически. От абитуриента требуется только указать в личном заявлении на факт наличия такого сочинения.

11.12.2015 | Настя

Прямая ссылка

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, учитывается ли итоговое сочинение (2 декабря), при поступлении на биологический факультет МГУ?

18.12.2015 | Проректор - начальник Управления академической политики и организации учебного процесса Петр Владимирович Вржещ

В соответствии с пунктом 19 Правил приема в МГУ в 2016 году в число индивидуальных достижений, за которые начисляются баллы при приеме в МГУ на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, входит оценка, выставленная по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (не более 3 баллов).

06.04.2015 | Алиса

Прямая ссылка

Здравствуйте, на пресс-конференции ректора прозвучала фраза: "Во время сдачи вступительных экзаменов для абитуриентов предусматривается возможность получить дополнительные баллы. Десять балов мы начислим, если поступающий предоставит свое проверенное и оцененное школьное сочинение. За аттестат с отличием - шесть баллов, нормы ГТО - четыре балла" Насколько актуальна эта информация для абитуриентов поступающих в этом году. В правилах поступления в МГУ это не прописано. Чему(кому) верить?

06.04.2015 | Проректор - начальник Управления академической политики и организации учебного процесса Петр Владимирович Вржещ

В соответствии с п. 19 Правил в приема в Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова в 2015 году предусмотрено начисление баллов за индивидуальные достижения: При приеме в МГУ на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета начисляются баллы за следующие индивидуальные достижения: . наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, победителя первенства мира, первенства Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, наличие серебряного и (или) золотого значка, полученного за результаты сдачи норм физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне», - при поступлении на обучение по специальностям и направлениям подготовки, не относящимся к специальностям и направлениям подготовки в области физической культуры и спорта - 4 балла; . наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием - 6 баллов; . оценка за итоговое сочинение в выпускных классах организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования (в случае представления поступающим указанного сочинения) порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки Российской Федерации - не более 10 баллов. Правила приема в Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова в 2015 году размещены на официальном сайте МГУ по адресу: http://cpk.msu.ru/files/2015/rules.pdf

Подготовка к сдаче вступительных испытаний на все факультеты МГУ им. М.В.Ломоносова, в другие вузы, к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), Государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов (ГИА) и сочинению по литературе. Набор учащихся 11, 10 и 9 классов на 2017/18 учебный год. Занятия проводят преподаватели
МГУ им. М.В. Ломоносова. Высокий уровень подготовки абитуриентов.

Задания МГУ >>

Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2010г.

Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2008г.

Гуманитарные факультеты

1. Пейзаж и его функции в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Средства создания сатирических образов в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
3. Тема творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Естественные факультеты

1. Мотивы «сна» и «мечты» в поэзии М.Ю. Лермонтова.
2. Сцены дуэли в романах И.С. Тургенева («Отцы и дети») и Л.Н. Толстого («Война и мир»).
3. Художественное своеобразие поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах».

Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2007г.

Факультеты: филологический, иностранных языков и регионоведения

1. Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова и А.А. Блока.
2. Образ Штольца и его роль в романе И.А. Гончарова «Обломов».
3. Особенности конфликта в пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных».

Факультеты: исторический, философский, юридический, институт стран Азии и Африки, государственного управления, социологический, мировой политики, искусств, высшая школа перевода, высшая школа государственного аудита

1. Средства раскрытия характеров в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
2. Типы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Трагическое и героическое в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».

Факультеты: географический, экономический, психологии, высшая школа бизнеса, московская школа экономики, глобальных процессов

1. Представители молодого поколения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
2. Изображение быта и нравов городских низов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
3. Национальное и общечеловеческое в поэзии С.А. Есенина.

Факультеты: физический, почвоведения

1. Историческая достоверность и вымысел в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
2. Образы крестьян в лирике Н.А. Некрасова.
3. Социально-политическая проблематика прозы А.И. Солженицына («Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор»).

Факультеты: механико-математический, химический, физико-химический, биологический, геологический, наук о материалах, биоинженерии и биоинформатики

1. Изображение представителей поместного дворянства в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2. Образ Агафьи Пшеницыной и его значение в романе И.А. Гончарова «Обломов».
3. Социально-нравственная проблематика рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Факультеты: вычислительной математики и кибернетики, фундаментальной медицины

1. Социально-нравственные ориентиры московского общества в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
2. Проблематика и художественное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Душечка».
3. Юмористическая образность в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

Источник: Справочник для поступающих в Московский университет в 2008 году.


Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2006г.

Факультеты: филологический, иностранных языков и регионоведения, журналистики

1. Гипербола и гротеск в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
2. Образы студентов в русской литературе второй половины XIX века («Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Студент» А.П. Чехова).
3. Мир природы в поэзии Б.Л.Пастернака.

Факультеты: исторический, философский, юридический, институт стран Азии и Африки, социологический, искусств, государственного управления, мировой политики, переводоведения

1. Тематика и роль лирических отступлений в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
2. Типы купцов в пьесах А.Н.Островского и А.П.Чехова («Гроза» и «Вишневый сад»).
3. Своеобразие сатиры в поэзии В.В.Маяковского.

Факультеты: биологический, биоинженерии и биоинформатики, высшая школа бизнеса

1. Москва и москвичи в образном мире романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
2. Тема меняющегося времени в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».
3. Фантастическое и реальное в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Экономический факультет

1. Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Роль иронии в сценическом действии комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».
3. Мотивы одиночества и тоски в поэзии С.А.Есенина.

Факультет психологии

1. Конфликт личности и государства в поэме А.С.Пушкина «Медный Всадник».
2. Образы Марьи Болконской, Наташи Ростовой и их значение в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Комическое в драме М.А.Булгакова «Дни Турбиных».

Московская школа экономики

1. Образ Москвы в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Герои партизанской войны в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Художественное воплощение народного характера в поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».

Географический факультет

1. Образ русской провинции в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
2. Жизненный путь Николая Ростова и эволюция его характера («Война и мир» Л.Н.Толстого).
3. Тема России в поэзии А.А.Блока.

Факультеты: наук о материалах, глобальных процессов

1. Мотив страха в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
2. Образ крестьянской семьи в творчестве Н.А.Некрасова.
3. Изображение провинциального города в рассказах А.П.Чехова.

Факультеты: механико-математический, физический, почвоведения

1. История жизни Чичикова и ее осмысление автором-повествователем («Мертвые души» Н.В.Гоголя).
2. Художественная роль контрастов и антитез в драматургии А.Н.Островского («Гроза», «Лес»).
3. Природа как источник поэтической образности в творчестве С.А.Есенина.

Факультеты: химический, физико-химический

1. События прошлого в рассуждениях героев комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Картины природы в творчестве Н.А.Некрасова.
3. Образы иноземцев в романе А.Н.Толстого «Петр Первый».

Факультеты: геологический, фундаментальной медицины

1. Юмор в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Портрет как средство характеристики героев в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского.

Факультет вычислительной математики и кибернетики

1. Тема петербургской жизни в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
2. Типы крестьян в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Мотивы прошлого времени в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой».

Источник: Справочник для поступающих в Московский университет в 2007 году.


Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2005г.

1. Сатирические портреты героев в поэме H .В.Гоголя «Мертвые души».
2. Женские образы в пьесах А.Н.Островского «Гроза», «Лес».
3. Тема Родины в поэзии С.А.Есенина.

1. Женские образы в комедии H .В.Гоголя «Ревизор».
2. Взаимоотношения барина и мужика в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Тема Великой Отечественной войны в рассказе А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Физический факультет

1. «Евгений Онегин» А.С.Пушкина как роман, в котором «отразился век».
2. Молодое поколение в драме А.Н.Островского «Гроза».
3. Сторонники и противники профессора Преображенского в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Химический факультет, факультет наук о материалах

1. Нравственная основа духовного совершенства Татьяны Лариной («Евгений Онегин» А.С.Пушкина).
2. Народ и власть в «Сказках» М.Е.Салтыкова-Щедрина.
3. Герои ранней романтической прозы М.Горького («Старуха Изергиль»).

Биологический факультет

1. Философская проблематика романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Роль Кулигина и Феклуши в системе образов драмы А.Н.Островского «Гроза».
3. Образ возлюбленной в лирике А.А.Блока.

Факультет почвоведения

1. Тема женской верности в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
2. Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Революционная эпоха и судьба интеллигенции в драме «Дни Турбиных» М.А.Булгакова.

Геологический факультет

1. Тема любви в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
2. Люди искусства в комедии А.Н.Островского «Лес» и драме М.Горького «На дне».
3. Русская деревня в изображении А.И.Солженицына (рассказ «Матрёнин двор»).

Географический факультет

1. Образы людей из народа в поэме H .В.Гоголя «Мертвые души».
2. Настоящее и будущее России в поэзии Н.А.Некрасова.
3. Тема любви в драме М.А.Булгакова «Дни Турбиных».

Факультет фундаментальной медицины

1. Максим Максимыч как герой-повествователь в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»,
2. Судьба женщины-крестьянки в поэзии Н.А.Некрасова.
3. Драма русского офицерства в сценическом воплощении М.А.Булгакова («Дни Турбиных»).

Факультет биоинженерии и биоинформатики

1. Тема государственной службы в комедии А.С.Грибоедова Горе от ума».
2. Картины народной жизни в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Эволюция портретных описаний Григория Мелехова в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».

Исторический факультет

1. «Купечество да гражданство» в комедии H .В.Гоголя « Ревизор».
2. Мотивы лирики Н.А.Некрасова.
3. Трагические конфликты эпохи в романе М.А.Шолохова Тихий Дон».

Филологический факультет

1. Ирония и ее роль в комедии H .В.Гоголя «Ревизор».
2. Изображение усадебной жизни в романах И.С.Тургенева («Отцы и дети») и Л.Н.Толстого («Война и мир»).
3. Своеобразие метафор в лирике В.В.Маяковского.

Философский факультет

1. Тематика и роль лирических отступлений в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
2. Гротеск в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина.
3. Фантастические ситуации и их образный смысл в пьесах В.В.Маяковского «Клоп» и «Баня».

Экономический факультет

1. Столица и провинция в изображении А.С.Пушкина (роман «Евгений Онегин»).
2. Любовные сюжеты в пьесах А.Н.Островского («Гроза», «Лес»).
3. Комическое в рассказах В.М.Шукшина «Чудик», «Миль пардон, мадам».

Юридический факультет

1. Описание снов и их роль в романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка».
2. Образ Дуни и его роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
3. Картины быта 1920-х годов в пьесах В.В.Маяковского «Клоп» и «Баня».

Факультет журналистики

1. Образы животных и их функции в баснях И.А.Крылова и сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина,
2. Группировка персонажей в пьесах А.Н.Островского «Гроза» и «Лес».
3. Мотивы скорби и страдания в поэзии А.А.Ахматовой.

Факультет психологии

1. Система персонажей в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»·
2. Милосердие и жестокость в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
3. Женские образы в поэзии А.А.Блока.

Институт стран Азии и Африки

1. Тема дворянского воспитания в романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка».
2. Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова («Смерть чиновника». «Хамелеон», «Человек в футляре»).
3. Образ времени в драме В.В.Маяковского «Баня».

Социологический факультет

1. Особенности пейзажных зарисовок в поэмах М.Ю.Лермонтова «Песня... про купца Калашникова» и «Мцыри».
2. Роль художественной детали в рассказах А.П.Чехова.
3. Образы людей искусства в пьесах В.В.Маяковского «Клоп» и « Баня».

Факультет иностранных языков и регионоведения

1. Образы-символы и их художественная роль в поэзии М. Ю. Лермонтова.
2. Второстепенные персонажи в пьесах А.Н.Островского «Гроза» и «Лес».
3. Батальные сцены в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый».

Факультет искусств

1. Добро и зло в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
2. Русский национальный характер в изображении Л.Н.Толстого (роман «Война и мир»).
3. Образы Елены и Лариосика в системе персонажей драмы М.А.Булгакова «Дни Турбиных».

Факультет государственного управления

1. Женские образы в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Функции пейзажа в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Русский народный характер в поэме А.Т Твардовского «Василий Тёркин».

Высшая школа бизнеса

1. Жизненная философия противников Чацкого в комедии А. С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Изображение угнетателей народа в поэме H .А Некрасова «К ому на Руси жить хорошо».
3. Судьба женщины-крестьянки в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

Факультет мировой политики

1. Жанр элегии в лирике А.С.Пушкина и M Ю.Лермонтова.
2. Сатирическое изображение помещичьего быта в комедии А.Н.Островского «Лес».
3. Тема любви в повести В.П.Астафьева «Пастух и пастушка».

Московская школа экономики

1. Сатирическое изображение чиновничества в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Сны Раскольникова и их сюжетно-композиционные функции в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
3. Жанр послания в лирике С.А.Есенина.

Факультет глобальных процессов

1. Образ крепостного слуги в русской прозе первой половины XIX века («Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Обломов» И.А.Гончарова).
2. Изображение нравов города Калинова в драме «Гроза» А.Н.Островского.
3. Гуманистические мотивы лирики С.А.Есенина.

Высшая школа перевода

1. Трагическое и героическое в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
2. Образы партизан в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Источник: Справочник для поступающих в Московский университет в 2006 году.


Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2004г.

Вступительный экзамен для победителей III и IV этапов Всероссийской олимпиады

Гуманитарные факультеты:

1 Мотив возвращения к прошлому в лирике А.С.Пушкина. 2 Женские образы в комедии А.Н.Островского «Лес». 3 Социально нравственная проблематика рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор».

Механико-математический факультет, Физический факультет, Факультет наук о материалах, Филологический факультет:

1 М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».
2 Образы Хлестакова и Осипа, в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
3 Символика и ее роль в поэме А.А.Блока «Двенадцать».

Биологический факультет, Географический факультет, Экономический факультет:

1 Исторические детали и их роль в «Песне … про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова.
2 Идеалы Обломова и авторская позиция в романе И.А.Гончарова «Обломов».
3 Образы офицеров в драме М.А.Булгакова «Дни Турбиных».

Механико-математический факультет

1 Философские мотивы лирики А.С.Пушкина.
2 Изображение внутреннего мира человека в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3 Женские образы в драме М.Горького «На дне».

Факультет вычислительной математики и кибернетики

1 Московское общество в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2 Женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов».
3 Природа как источник поэтической образности в произведениях А.А.Блока.

Физический факультет:

1 «Евгений Онегин» А.С.Пушкина как реалистический роман.
2 Сатира и юмор в комедии А.Н.Островского «Лес».
3 Пейзаж и его роль в рассказе М Горького «Старуха Изергиль».

Химический факультет, Факультет наук о материалах:

1 Отражение событий русской истории в стихотворениях и поэмах А.С.Пушкина и М.Ю Лермонтова.
2 Воссоздание купеческого быта в драме А.Н.Островского «Гроза».
3 Семья Бровкиных в системе персонажей резана А.Н.Толстого «Петр Первый».

1 Изображение природы в лирике М.Ю.Лермонтова.
2 Любовный сюжет в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
3 Спор о лжи и правде в драме М.Горького «На дне».

Факультет почвоведения:

1 София Фамусова и ее место в образной системе комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2 Проблематика и художественные особенности сказок М Е Салтыкова Щедрина.
3 Тема любви в поэзии В.В.Маяковского.

Геологический факультет:

1. Особенности художественного отображения исторических событий в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
2. Тема театра и судьба актеров в комедии А.Н.Островского «Лес».
3. Эпическое и лирическое в поэме А.А.Блока «Двенадцать».

Географический факультет:

1. Сатирическое изображение чиновников в поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголя и сказках М Е Салтыкова Щедрина.
2. Темы греха возмездия и покаяния в драме А.Н.Островского «Гроза».
3.«Во весь голос» В.В.Маяковского как поэтический рассказ «о времени и о себе».

Медицинский факультет:

1. Образ Маши Мироновой и его значение в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
2. Тема духовного рабства в поэме Н.А.Некрасова Жому на Руси жить хорошо».
3. Типы мещан в пьесах В.В.Маяковского «Клоп» и «Баня».

Исторический факультет:

1. Образы слуг в комедиях «Ревизор» Н.В.Гоголя и «Лес» А Н Островского.
2. Крестьянские семьи в поэтическом изображении Н А Некрасова.
3. Мотив превращения и его роль в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Филологический факультет:

1. Романтическая образность «Песни про … купца Калашникова» и «Мцыри» М.Ю.Лермонтова.
2. Патриархальный мир в изображении И.А.Гончарова («Обломов») и А.Н.Островского («Гроза»).
3. Сюжетно-композиционное своеобразие рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».

Философский факультет:

1. Эволюция идей в гражданской лирике А.С.Пушкина.
2. Лирический подтекст в комедии А.П.Чехова « Вишневый сад».
3. Этическая проблематика рассказов В.М.Шукшина «Срезал» и «Чудик».

Экономический факультет:

1. Парадоксы личности Печорина («Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова).
2. Типы крестьян-правдоискателей в поэме Н.А.Некрасова Кому на Руси жить хорошо».
3. Цели и средства сатирического обличения в пьесе В.В.Маяковского «Баня».

Юридический факультет:

1. Мотив воспоминаний в лирике А.С.Пушкина.
2. Образы детей в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание».
3. Комическое и трагическое в драме М.А.Булгакова «Дни Турбиных».

Факультет журналистики:

1. Образы друзей и мотив дружбы в поэзии А.С.Пушкина
2. Внутренний монолог как средство раскрытия характера в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
3. Платон Каратаев (роман Л.Н.Толстого «Война и мир») и Лука (драма М Горького «На дне») сопоставительный анализ

Факультет психологии:

1. Героическое в поэмах М.Ю Лермонтова («Песня про … купца Калашникова». «Мцыри»).
2. Роль второстепенных персонажей в драме А.Н.Островского «Гроза».
3. Изображение московского быта 1930 х годов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

1. Художественные детали и их функции в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
2. Типы помещиков в поэме Н А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Драматургическое мастерство М Горького в пьесе «На дне».

Социологический факультет:

1. Романтический идеал и действительность в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
2. Образы крепостных слуг в романах А.С.Пушкина («Капитанская дочка») и И.А.Гончарова («Обломов»).
3. Тема гордого человека в произведениях М Горького.

1. Изображение Бородинской битвы в произведениях М.Ю.Лермонтова и Л.Н.Толстого.
2. Нравственная проблематика комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».
3. Женские образы в романе А.Н.Толстого «Петр Первый».

Факультет искусств:

1. Значение образов Загорецкого и Репетилова в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Художественная роль портретов и пейзажей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. «Половодье чувств» в поэзии С.А.Есенина.

1. Изображение быта и нравов «водяного общества» в романе М.Ю..Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Комическое в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».
3. Образ автора и его роль в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

Высшая школа бизнеса:

1. Парные персонажи в произведениях Н.В.Гоголя («Ревизор» «Мертвые души»).
2. Теория Раскольникова и ее развенчание в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
3. Человек на войне в изображении А.Т.Твардовского (поэма «Василий Теркин»).

Факультет мировой политики:

1. Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова.
2. Изображение людей из народа в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Своеобразие конфликта в комедии В.В.Маяковского «Клоп».

Источник: Справочник для поступающих в Московский университет в 2005 г.


Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2003г.

Механико-математический факультет:

1. Любовь и дружба в произведениях А.С.Пушкина.
2. Образ Сони Мармеладовой и его художественная роль в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
3. Мастерство А.М.Горького - драматурга («На дне»).

Факультет вычислительной математики и кибернетики:

1. Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

3. Тема любви в лирике В.В.Маяковского.

Физический факультет:

1. «Повесть о капитане Копейкине» и ее сюжетно-композиционные функции в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
2. Духовная драма Раскольникова (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»).
3. Лирический герои поэзии В.В.Маяковского.

Химический факультет, факультет наук о материалах:

1. Тема «русского бунта» в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
2. Душевная драма Катерины (По пьесе А.Н.Островского «Гроза»).
3. Мотивы лирики А.А.Блока.

Биологический факультет, факультет биоинженерии и биоинформатики:

1. Размышления о смысле жизни любви и дружбе в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
2. Сатирические образы в произведениях А.П.Чехова.
3. Фронтовое товарищество в изображении А.Т.Твардовского (Василий Теркин).

Факультет почвоведения:

1. Образ поэта и тема творчества в лирике М.Ю. Лермонтова.
2. Сила и слабость базаровского нигилизма (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»*).
3. Раздумье о человеке в пьесе А.М.Горького «На дне»

Геологический факультет:

1. Бородинское сражение в изображении М.Ю.Лермонтова и Л.Н.Толстого.
2. Народное миропонимание и авторская позиция в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Образ Пилата, в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Географический факультет:

1. Фамусов и жизненная философия «отцов» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
2. Внутренняя красота человека в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Прекрасная Дама в лирике А.А.Блока.

Медицинский факультет:

Исторический факультет:

1. Мир «детей природы» и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Роль любовной интриги в пьесах А.Н.Островского («Гроза» «Лес»).
3. Тема жизни и смерти и ее художественное выражение в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан Франциске».

Филологический факультет:

1. Русская деревня в изображении А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
2. Человек на войне в изображении Л.Н.Толстого.
3. Москва и москвичи в произведениях М.А.Булгакова.

Философский факультет:

1. Тема чести и верности в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина.
2. Тема родины в поэзии Н.А.Некрасова и А.А.Блока (сопоставительный анализ).
3. Образы будущего в пьесах В.В.Маяковского «Клоп» и «Баня».

Экономический факультет:

1. Жизненные идеалы и нравственный облик Чичикова (Н В Гоголь «Мертвые души»).
2. Изображение русского дворянства в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
3. Судьба России б поэзии А.А.Блока.

Юридический факультет:

1 «Век минувший» в произведениях А.С.Грибоедова и А.С.Пушкина.
2 Проблема гармоничной личности и ее решение в романе И.А.Гончарова «Обломов».
3 Художественное воплощение жизни поэта в лирическом герое (лирика А.А.Блока).

Факультет журналистики:


2 Образы русской природы в пьесах А.Н.Островского «Лес» и А.П.Чехова «Вишневый сад».
3 Национальный характер в прозе В.А.Распутина и В.М.Шукшина.

Факультет психологии:

1. Образы природы в лирике М.Ю.Лермонтова.
2. Мастерство психологического анализа в романе Л.Н.Толстого Воина и мир».
3. Тема любви в поэзии А.А.Блока.

Институт стран Азии и Африки:

1 Мотив странствий в русской литературе первой половины ХIХ века.
2 Авторская позиция и форма ее выражения в романе Ф.М.Достоевского Преступлена и наказание».
3 Система персонажей в пьесе М.А.Булгакова «Дни Турбиных».

Социологический факультет:

1 Мотив судьбы в произведениях В.А.Жуковского А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
2 «Двойники» в системе образов романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
3 «На дне» М Горького как философская драма.

Факультет иностранных языков:

1 Принципы воспитания молодого дворянина в романе И.А.Гончарова «Обломов».
2 Тема поэта и общества в лирике М.Ю.Лермонтова.
3 Человек и история в романе Л.Н.Толстого «Петр Первый».

Факультет искусств:

1 Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
2 Трагизм образа Базарова (по роману И С Тургенева «Отцы и дети»).
3 Тема русского характера в рассказе М А Шолохова «Судьба человека».
4 Герой времени в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
5 Женские образы в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание».
6 Образ Родины в лирике А.А.Блока и С А.Есенина.

Факультет государственного управления:

1 «Пророк» А.С.Пушкина и «Пророк» М.Ю.Лермонтова (сопоставительный анализ)
2 Смысл названия пьесы А.Н.Островского «Гроза» и ее идейное содержание
3 Образ Города в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Высшая школа бизнеса:

1 Мотив одиночества в поэзии М.Ю.Лермонтова
2 «Дворянское гнездо» в изображении А.П.Чехова («Вишневый сад»)
3 Тема счастья в поэзии А А Блока.

Факультет мировой политики:

1 Печорин и Раскольников проблема раздвоения личности.
2 Роль художественной детали в произведениях А.П.Чехова.
3 Лирическое и эпическое в поэме С.А.Есенина «Анна Снегина».



gastroguru © 2017