Существуют ли ложные воспоминания. Ученые установили почему у человека появляются ложные воспоминания Что такое ложные воспоминания

Парамнезия: «околовспоминания», или по ложному следу «параллельной» памяти.

Так уж он устроен, человек, что себя такого, каков есть, ему всегда мало. И потому в детстве он, словно господь бог, стремится простереть себя на всю Вселенную, везде быть, во всём участвовать.

Он весь – в жажде чудес и волшебных подвигов – но в итоге старость его всегда отравлена терзаниями: мог бы сделать и то, и это – да так и не сподобился. Ибо в возраст молодой и зрелый – когда все можется – весь распылился на потуги и усилия по захвату жизненного пространства (с последующим ревностным его охранением) – до мечты ли было?!

Но с тем, что не сбылось, расстаться не так просто. Оно живуче. Оно приходит в снах, в фантазиях – и вот уже собственная личность исподволь вплетается в строки читаемого романа, просматриваемого фильма…

Ибо то, что не сбылось, жаждет своего воплощения. Хотя бы в виде искусственно – и искусно – вызываемых виртуальных ощущений.

Не впускаемое в размеренно-стабильную жизнь, в минуты отчаяния оно приходит в голову в виде ложных воспоминаний – извращений памяти, часто – весьма хитроумного устройства.

Ну, не хватает личности того, что есть! Не хватает красок, запахов, телесных ощущений, звуков!

И тогда ложные воспоминания всем этим заботливо её снабжает: возьми – и долюби, дожми, дочувствуй!

Парамнезия — вкус несуществующей жизни

Парамнезия («параллельная», ложные воспоминания) – частый атрибут неврологических и психических заболеваний. Но это не обязательно так.

В тех или иных проявлениях она может быть свойственна и личностям творчески-артистическим (или же просто чрезмерно чувствительным и впечатлительным).

Присуща она и «специально созданным» для неё возрастам – детскому и старческому. Возрастам, когда еще – или уже – не хватает сил творить в материи.

Причиной состояния может быть и хроническая, непрекращающаяся интоксикация (как таковая при алкоголизме, так и вследствие хронически текущей инфекции, например, при туберкулёзе).

Словом, парамнезия – суть и удел бессильных творить физическую жизнь. Но – лишь тех, кто уже знает (или ещё помнит) её вкус.

И на основе этой памяти и знаний они создают новую жизнь – жизнь на основе ложной памяти. С собой (не реализовавшимся в жизни истинной) во всех главных ролях.

Но ведь главных ролей существует великое множество. Значит, и вариантов «развития сюжета», чтобы иметь возможность сыграть их все, должно существовать не меньше.

И они существуют. Вот они.

Классификация «подмен памяти»

На данный момент к парамнезиям относят следующие расстройства памяти:

  • криптомнестические (криптомнезию);
  • эхомнестические (эхомнезию);
  • конфабуляционные (или );
  • псевдореминисцентные (или псевдореминисценции);
  • фантазматические (или фантазмы).

Криптомнезия: и я – не я, и память не моя

При данном виде ложной памяти возможны 2 варианта проживания симптомокомплекса.

При первом (своя жизнь – словно чужая) больной – либо впечатлительная личность – относится к собственной жизни так, словно та истинной жизнью вовсе не является. Она – всего лишь глава когда-то кем-то написанного романа (или снятого кино). В которой данная личность всего лишь играет одну из ролей.

При втором «сценарии» (жизнь чужая – как своя) пациент не просто проживает сюжет прочитанной книги или увиденного спектакля – он «вплетает» в этот «вензель» себя, и в итоге абсолютно уверен: всё произошло именно с ним, это – история его жизни, его любви и ненависти.

Основными симптомами криптомнезии становятся потеря личности (деперсонализация), когда возникают проблемы с разделением:

  • сна – и реальности;
  • мыслей и убеждений на свои – и некогда услышанные либо прочитанные;
  • событий жизни своей – и происшествий из жизни чужих людей.

Криптомнезия, относимая к разряду заимствованных воспоминаний – это почти всегда перенесение чужих воспоминаний (прочитанного, увиденного и пр.) из времени прошлого в настоящее.

Данное расстройство может быть следствием неврологических заболеваний и нарушений:

  • депрессий и эмоциональных травм;
  • бредовых проявлений вследствие интоксикации алкоголем либо наркотическими и иными химическими веществами.

Из причин психиатрического класса это чаще всего проявления:

  • шизофрении;;

Эхомнезия: мы – долгое эхо друг друга

В название данного расстройства не случайно кроме древнегреческого слова mnesis – память входит и слово эхо – отражение.

Ибо событие прошлого, словно потерявшееся и не находящее покоя эхо, бесконечно повторяется в голове «пострадавшего» от любовного «недуга» либо от иной похожей причины. Описан даже случай, когда свидание с одной и той же особой «повторялось» для страдальца «в той же самой комнате» не менее 80 раз!

В то время навязчивое состояние объяснили интоксикационным психозом (Дибенамином), очень похожие симптомы наблюдаются и при акрихиновой интоксикации.

Относимое к двойственному восприятию, явление эхомнезии (или редуплицирующей парамнезии Пика), может быть следствием:

  • корсаковского синдрома;
  • паралича;
  • патологического процесса в височно-теменной области.

Фантазии бессовестной полёт

— термин, буквально переводимый как «досочинительство», объединяет целую группу иллюзий памяти, которые могут быть:

  • экмнестическими (заякоренными на событиях прошлого);
  • мнемоническими (основанными на настоящем моменте);
  • фантастическими (с присоединением к действительным событиям воображаемых фрагментов);
  • бредовыми (с присоединением бреда обыденного либо фантастического содержания);
  • онирическими ( либо генеза);
  • спонтанными (самопроизвольными, например, при корсаковском психозе);
  • наведёнными (или внушёнными – при ).

Особенностью явления является приукрашивание-искажение безудержно, до патологии, разыгравшейся фантазией реально произошедшего в прошлом события, становящегося отныне ложным воспоминанием.

«Нырнув» в прошлое, сознание возвращается, гордо волоча за собой «на поверхность» настоящего времени произошедшее в прошлом какое-либо незначительное событие, неузнаваемо, до блеска, переделанное безудержной игрой воображения.

Возникают конфабуляции в результате:

  • психозов различного генеза;
  • парафрений;
  • синдрома Корсакова;
  • шизофрении с бредовыми проявлениями;
  • выхода из сумеречного состояния сознания.

Всё, что было не со мной – помню!

Псевдореминисценции с древнегреческого языка переводится буквально как «ложное воспоминание». Или «воспоминание» о том, чего в действительности с данной личностью никогда не случалось.

Данная патология является исключительно продукцией человеческого мозга – разновидностью галлюцинации. Но галлюцинации, случившейся не с восприятием, а с его памятью на почве органической патологии мозга, либо в результате развития парафренического либо паранойяльного синдрома.

Нередки сочетания псевдореминисценций с действительно актуальными расстройствами памяти (гипомнезией и амнезией).

Фантазм! Ещё фантазм!

Это гиперпродукция мозга в виде неудержимого патологического фантазирования на самые «щекотливые» и «пикантные» темы, рассуждать о которых в «приличном обществе» не принято. Своего рода «ментальный онанизм» с «добычей ментального оргазма» любой ценой (фантазмы истерической категории).

Паралитические фантазмы отличаются более «топорно»-грубым, часто нелепым «сюжетом», во многом походя на конфабуляции фантастического характера.

Как и иные обманы памяти, фантазмы часто являются одним из признаков её серьёзного расстройства.

Ошибочное узнавание, или «маска, я Вас знаю!»

Характеризуется уверенным (ложным по сути) «узнаванием» деталей местности, в которой данное лицо никогда не пребывало, других лиц либо предметов, с которыми оно встречаться раньше просто никак не могло.

Может иметь и противоположный характер – человек не может узнать себя в зеркальном отражении, перестаёт узнавать хорошо ему знакомых (близких и родных) людей.

Данная патология весьма свойственна шизофрении.

Диагностика, или как отдифференцировать парамнезию

Поставить «с лёту» такой диагноз, как парамнезия, не зная ни личности, ни условий, в которых она «произрастала», совершенно немыслимо. За исключением, разве, случаев откровенного «жонглирования» общеизвестными фактами и истинами.

Инструментальное обследование как мозга ( , ), так и показателей его (ЭЭГ) и состояния организма вообще (общеклинические и биохимические исследования) также способно выявить лишь физически воплощенную основу иной, чем парамнезия, патологии.

Обман памяти же материального воплощения не имеет – это исключительная особенность тонкого душевного настроя конкретной личности.

Основная заслуга в её дифференциальной диагностике всегда принадлежит психиатру (либо психоневрологу). Он – единственный, кто в хитросплетении чувств и слов способен отделить признаки парамнезии от бреда, способного сопровождать как болезни природы нервной, так и психической.

Между бредом любой этиологии и данными нарушениями существует сходство. Оно в том, что оба состояния являются вариантами ложного восприятия действительности.

Основных же отличия между ними два. Бредовые состояния:

  • абсолютно не поддаются коррекции;
  • имеют основу в виде эндогенных психических расстройств.

Чем могут помочь врачи?

Последнее слово во врачевании такой патологии, как парамнезия, психиатрами ещё не сказано – его пока нет.

Предлагаются методы лечения и «укрепления» головного мозга и аналогичными им препаратами, улучшающими кровоснабжение и метаболизм его структур ( , Фенотропилом).

Необходимо сбалансированное питание с достаточным содержанием жизненно необходимых веществ, рациональные физические нагрузки, отвлекающие подвижные игры на свежем воздухе.

Из методов психологического воздействия могут быть предложены гипнотерапия, релаксирующая терапия, а также методы восточной медицины: иглотерапия, цигун, йога, позволяющие достигать максимальной концентрации внимания на настоящем моменте, не «убегая» в события времени прошлого и будущего.

И, несомненно, главным условием успеха лечения должно быть желание сотрудничества больного с врачом-специалистом.

Задачи профилактики

Неоценимую пользу для жизни взрослого больного принесёт пересмотр привычного уклада жизни с исключением травмирующих психику стрессовых ситуаций.

Но начинать профилактику парамнезий следует всё-таки с раннего детства.

Учитывая, что данной патологии привержены, в первую очередь, представители артистических и иных «богемных» кругов, следует отметить, что воспитание их детей часто бывает однобоким, направленным исключительно на творчество.

Зачастую имеет место изоляция собственных чад от «ужасов жизни», и потому несбывшееся пророчество безоблачного будущего и блестящей карьеры часто «ломает» юную личность при первой же неудаче, приравнивающейся всей семьёй к «концу света».

Речь идёт не о том, чтобы будущий музыкант или скульптор ломал себе пальцы в уличной драке – речь лишь о том, что только полное знание и принятие всех реалий жизни может выпестовать личность, способную достойно выдержать все ураганы и штормы непредсказуемой, как океан, жизни.

Ибо даже самый уютный вид из окна на уставленную цветами, чисто вымытую улицу не заменит собой широко открытого жизненного горизонта!

Парамнезии - нарушения памяти в виде искажения, обмана памяти, ложных воспоминаний. Встречается в следующих формах:
Псевдореминисценции - ошибочные воспоминания, иллюзии памяти. Воспоминания о действительно имевших место событиях относятся больным в иной временной отрезок. Перенос событий осуществляется обычно из прошлого в настоящее, в котором замещает провалы памяти, возникающие в результате фиксационной или прогрессирующей амнезии. Их разновидностью являются экмнезии - сдвиг ситуаций в прошлом, давние события переносятся такой болезненной памятью в настоящее. Входят в структуру корсаковского синдрома, прогрессирующей амнезии, парамнестической деменции.
Криптомнезии - искажения памяти, при которых происходит отчуждение или присвоение воспоминаний.

Варианты криптомнезии:
Ассоциированные (болезненно присвоенные) воспоминания-услышанное, прочитанное, увиденное во сне, в кино, вспоминается как имевшее место в действительности.
Ложные ассоциированные (отчужденные) воспоминания - противоположное расстройство. Реальные события из жизни больного в воспоминаниях пролетают как имевшие место с кем-то иным.

Криптомнезии входят в структуру некоторых вариантов психоорганического синдрома при поражении теменно-височных отделов головного мозга и параноидного синдрома.

Эхомнезии (редуплицирующая парамнезия Пика) - обманы памяти, при Которых какое-то событие, факт, переживание в воспоминаниях предстают удвоенными, утроенными.
Входят в структуру психоорганического синдрома с преимущественным поражением теменно-височной области.

Конфабуляции («вымыслы памяти», «галлюцинации памяти», «бред воображения») - яркие, образные ложные воспоминания с патологической убежденностью в их истинности. Больной вспоминает события и факты, которые якобы имели место в его жизни, тогда как в действительности они отсутствовали. Существует три варианта конфабуляций:
- Замещающие конфабуляции - ложные воспоминания, которые заполняют провал памяти. Входят в структуру корсаковского синдрома, прогрессирующей амнезии, парамнестической деменции.
- Фантастические конфабуляции - ложные воспоминания о неверных фантастических событиях, якобы имевших место в отдаленном или давнем прошлом.
Входят в структуру конфабуляторно-бредовых и острых парафренных синдромов.
- Паралитические конфабуляции - ложные воспоминания нелепого содержания.

Входят в структуру паралитического слабоумия.
Галлюцинаторные воспоминания Кальбаума - факт, узнанный в галлюцинаторном переживании, фиксируется памятью как реальное событие проецируется в прошлое, где в действительности места не имел.

Псевдогаллюцинаторные псевдовоспомипания (В.Х. Кандинский) созданный воображением факт тут же становится содержанием слухов (чаще) или зрительной галлюцинации и с этого момента предстает в сознании пациента как воспоминание о реальном событии, якобы имевшем место в прошлом его жизни.

Входят в структуру галлюцинаторного варианта синдрома Кандинского, парафренных синдромов.

Парамнезия или псевдоамнезия представлена в виде одного из типов нарушения процесса запоминания и характеризуется искажением воспоминаний и замещением реальных событий выдуманными.

Есть и другие расстройства памяти, которые проявляются в нарушениях запоминаний, хранения, забывания и воспроизведения информации.

В зависимости от того, какая функция памяти нарушена, кроме парамнезии выделяют следующие виды расстройств памяти:

  1. Дисмнезия или слабость памяти – патология, при которой пациент теряет способность эффективно запоминать текущую фактическую информацию. Наиболее выражена в моменты, когда ответ необходимо дать максимально быстро.
  2. – полная или частичная потеря воспоминаний в связи с травмирующим эмоциональным или физиологическим фактором. Может быть как временной – от нескольких минут до нескольких недель, так и необратимой.

Парамнезия отличается от всех остальных патологий тем, что при ней память не ослабевает или теряется, а только искажается.

Качественные нарушения связаны первостепенно с искажением самоосознавания. Понятие было введено в 1886 году Эмилем Крепелином. По-другому это заболевание он назвал «обманом памяти» .

У людей, страдающих парамнезией, смешиваются прошлые и текущие события, а также реальные и выдуманные воспоминания. В основном это происходит из-за того, что пациент придает большое значение тем событиям или ролям, которые происходили с ним в прошлом. В психологии термин обозначает неточные или ошибочные интерпретации фактов своей автобиографии.

Причины

Самая распространенная причина возникновения парамнезии – это стрессы, переутомления, а также аффекты. Приступы могут быть системными. В этом случае можно говорить об органических поражениях структур головного мозга и его отделов, отвечающих за процессы памяти.

Парамнезия также может возникнуть по следующим причинам:

  • вследствие инсульта ишемического или геморрагического типа;
  • спровоцированная церебральным параличом;
  • в результате атеросклероза артерий;
  • как последствие черепно-мозговой травмы;
  • развитие шизофрении;
  • симптом параноидального психоза;
  • при ;
  • во время сенильных изменений структуры личности;
  • при возникновении ;
  • при и при .

Психологический и функциональный характер искажения памяти может встречаться в юношеском и молодом возрасте. Ярко выраженной чертой нарушения является подмена негативных воспоминаний и фактов своей жизни наиболее приятными образами и событиями.

Психологическими причинами в этом случае может считаться комплекс неполноценности или ощущение ущербности личности человека.

Искажение можно диагностировать на фоне несостоятельности личности, ее подверженности самовнушениям и влияниям извне. Обычно такие люди очень зависимы от мнения окружающих, они доверяют рекламе и всем стереотипам, сформированных в обществе.

Ложные воспоминания у таких людей возникают в результате внешнего негативного воздействия, которому они остро подвержены.

Постановку правильного диагноза может усложнить наличие серьезного психического заболевания, схожего по симптомам с данной патологией, которое может принести существенный вред психологическому здоровью личности. К таким заболеваниям относят шизофрению, состояние бреда и при .

Классификация и симптоматика

Парамнезия — довольно обширное понятие, и оно включает в себя множество качественных изменений памяти.

Все эти виды были выделены в отдельную классификацию:

  1. Псевдореминисценция (др.-греч. ψευδο- - ложно-, лат. reminiscentia - воспоминание) подразумевает под собой перенос прошлых событий в настоящее. Человек при данном расстройстве описывает факты, которые на самом деле с ним происходили, но только не относящиеся к ситуации в настоящем. Такое нарушение обычно проявляется при деменции, синдроме Корсакова и других состояниях, для которых характерна .
  2. . Ее симптомы заключаются в искажении воспоминания за счет внедрения в них вымышленных элементов.
  3. Конфабуляции, в свою очередь, подразделяются на:

  • экменестические (иллюзии памяти акцентируются на прошлом);
  • мнемонические (иллюзии, которые связаны с настоящим);
  • фантастические (в памяти используются воображаемые детали);
  • бредовые (трансфер фантастического бреда в более ранние периоды возникновения заболевания);
  • онирические спровоцированы онейроидом, делирием, сумеречным бредом;
  • спонтанные — конфабуляции, сопровождающие Корсаковский синдром;
  • внушенные возникают при болезни Альцгеймера.
  • Фантазмы — это те воспоминания, которые лежат в основе проявлений галлюцинаций. Обычно фантазмы возникают у людей, страдающих шизофренией. Отличительной чертой является грубость и нелепость воспоминаний, а иногда они имеют интригующий сюжет.
  • Редуплицирующая амнезия или по-другому двойственное восприятие. Термин был описан чешским психиатром А. Пиком в 1991 году (одни и те же события человек переживает по несколько раз). Типом такого двойственного восприятия является эхомнезия, при которой человек уверен, что факты его жизни повторяются, и переживания множатся в реальной жизни. Эхомнезия возникает у человека, у которого проявляется паралич, психоз и многие другие расстройства.
  • Ложное узнавание — неузнавание лица или предмета, привычной местности, помещений и собственного отражения в зеркале. Если нарушение очень сильное, человек не узнает своих самых родных и близких людей. Ложные узнавания распространены при шизофрении.
  • Диагностика

    Основной целью диагностики является выявление главного психического заболевания и его причин. Диагностика проводится в несколько этапов:

    1. Сбор анамнеза, составление на его основе психологического портрета личности.
    2. Проведение специальных психологических тестов, оценивающих фактический уровень воспоминаний и восприятие действительности.
    3. МРТ головного мозга, которое позволит увидеть изменения в структурах головного мозга и оценить степень активности работы его основных зон.
    4. Анализ крови, который позволит исключить наркотическую и другие зависимости.

    Лечение

    В настоящее время не существует конкретного медикаментозного лечения, которое могло бы восстановить процессы запоминания, поскольку нет доказанного и проверенного фармакологического средства.

    В основном используются косвенные методики лечения, среди которых стоит отметить следующие:

    • терапия основного психического заболевания;
    • применение ноотропов, которые восстанавливают структуры мозга, к ним относится ноотропил, фенотропил и многие другие.
    • стабилизация кровообращения основных мозговых структур;
    • психотерапия;
    • диагностика и исключение психотравмирующих ситуаций в жизни человека, устранение стрессового состояния.

    Лечение необходимо проводить в условиях диспансерного наблюдения, необходима постоянная регистрация всех изменений. Лечение зависит от специфических черт основной патологии, которой страдает человек. Помимо ноотропов, ускоряющих работы нервных клеток, назначаются витамины и антиоксиданты. Также важно обеспечение и создание благоприятной обстановки вокруг пациента. Больной должен быть ограничен от любых факторов, провоцирующих стресс.

    Прогноз и профилактика

    Парамнезия развивается в зависимости от причин возникновения. В большинстве случаев, на ранних этапах и при правильном, адекватном лечении нарушение удается скорректировать. Если в процессе лечения фантазмы продолжают проявляться и усиливаются, появляется бред и галлюцинации, можно говорить об ухудшении состояния. Профилактика парамнезии заключается в недопущении органического поражения центральной нервной системы и травм головного мозга.

    Правда ли то, что вы помните? Мы привыкли думать, что память устроена, как книга. Когда мы вспоминаем, мы будто открываем нашу память на нужной странице и читаем текст. Мы обычно думаем, что станицы памяти могут потускнеть, потеряться, а что-то нам самим хочется вырвать из книги с клочьями, чтобы забыть.

    Однако современные исследования показали: память не книга, воспоминания не статичны, они могут меняться время от времени, пополняться новыми деталями и фантазиями..

    А был ли Дед Мороз

    – Я помню, что в детстве перед Новым годом ко мне пришли Дед Мороз и Снегурочка. Родители впервые их пригласили, хотели сделать необычный подарок. Но я испугалась посоха Деда Мороза, заплакала и все испортила, – рассказывает мне недавно моя старшая сестра Лена. У нас с ней разница в возрасте почти 10 лет.

    – Лена, все было не так, – перебиваю я сестру. – Это ко мне пришел Дед Мороз, и я его испугалась. Даже фотографии есть в детском альбоме, как я рыдаю, сидя у них на коленях. Тебе тогда было лет 15, ты могла их сама испугать.

    Мы немного спорим, кто же был героем истории и решаем, что это все же была я. Удостовериться помогли фотографии. С фактами не поспоришь.

    Почему произошла путаница? Ведь у нас с сестрой большая разница в возрасте, и на первый взгляд сложно перепутать, к кому пришел Дед Мороз.

    Исследователи памяти говорят, что искажения воспоминаний происходят постоянно. Каждый раз, когда мы вспоминаем и рассказываем семейные истории, мы как бы проживаем их снова и в этот момент можем случайно присвоить себе те воспоминания, которые с нами не происходили.

    Грехи нашей памяти

    Психологи утверждают: воспоминания изменчивы, со временем они могут искажаться или отмирать.

    "Наши воспоминания в некоторой степени являются ложными, поскольку каждый акт памяти включает в себя процессы воображения и реконструкции", – пишет в своих научных работах профессор психологии МГУ имени Ломоносова Вероника Суркова.

    Американский психолог Дэниел Шектер 15 лет назад в статье с громким названием "Семь грехов памяти", описал накопившиеся в психологии претензии к недостаткам памяти. Перечислим главные из них.

    • Во-первых, люди не запоминают многое, что потом могло бы им пригодиться и забывают то, что уже знают.
    • Во-вторых, они часто не могут в нужный момент вспомнить что-то нужное и забыть что-то ненужное, избавиться от навязчивых воспоминаний.
    • В-третьих, мы забываем источники информации.
    • В-четвертых, наши воспоминания – это сплав, где перепутаны события прошлого и то, что мы думаем об этих событиях сейчас.
    • В-пятых, наши воспоминания схематичны и скудны на детали.

    Сколько было бунтовщиков

    В современной науке один из главных исследователей памяти – американский психолог Элизабет Лофтус. В экспериментах она доказала, что наводящие вопросы экзаменатора могут влиять на воспоминания испытуемых.

    Она провела эксперимент, в котором 40 испытуемым показывали ролик, где восемь студентов-бунтовщиков громили университетскую аудиторию. После просмотра видео испытуемых разделили на две группы. Первую группу спросили: "Был ли лидер четырех бунтовщиков, которые ворвались в аудиторию, мужчиной?". Вопрос для второй группы звучал так: "Был ли лидер 12 бунтовщиков, которые ворвались в аудиторию, мужчиной?".

    Спустя неделю испытуемых снова опросили. Ученые выяснили, что в группе, где в наводящем вопросе анкеты шла речь о четырех бунтовщиках люди говорили, что видели в среднем 6,4 бунтовщика на видео. В группе с наводящим вопросом о 12 бунтовщиках испытуемые в среднем говорили, что видели 8,85 бунтовщика. Напомним, всего было восемь.

    Так, ученые доказали, что наводящие вопросы и свидетельства других очевидцев событий могут искажать наши воспоминания.

    Потерялся в магазине

    Кроме того, Лофтус доказала, что память можно не только изменить с помощью наводящих вопросов, но и вообще в сознание человека можно легко внедрить ложное воспоминание.

    Первый эксперимент на эту тему проводился еще в 1995 году. Испытуемым рассказывали истории, которые как будто бы случились с ними в раннем детстве, а потом просили их рассказать подробности этих воспоминаний.

    Участники эксперимента верили в то, что информация достоверна и получена психологами от членов их семей, тогда как в действительности это были "псевдособытия", которые никогда с ними не случались.

    В исследовании около 25 процентов испытуемых удалось убедить, частично или полностью, что в возрасте 5–6 лет они надолго потерялись в большом супермаркете, были весьма напуганы и, в конце концов, спасены кем-то из взрослых и возвращены родителям. Причем многие испытуемые потом дополняли свои "воспоминания" красочными подробностями. Феномен был назван "потерялся в магазине".

    Верим в хорошее

    Психологов настолько вдохновили эксперименты Лофтус по внедрению ложных воспоминаний, что потом они стали повторять эти исследования снова и снова. В чем только не убеждали людей.

    Например, что в детстве испытуемые попали в больницу во время семейного праздника, или что они чуть не утонули в озере и спасатели их еле вытащили из воды, или что на них напало бешеное животное и покусало их, или что они лично встречали Багза Банни в Диснейленде (чего не могло быть, так как это персонаж студии Warner Brothers).

    Исследования показали, что в среднем каждый третий (30 процентов) присваивает себе ложные воспоминания, начинает верить в них и даже дополняет их выдуманными деталями и эмоциональным отношением.

    Эксперименты также показали, что мы больше склонны присваивать позитивные ложные воспоминания, чем негативные. В то, что человек в детстве летал с родителями на воздушном шаре, поверили 50 процентов испытуемых. В то, что в детстве они проходили неприятный ректальный осмотр с применением клизмы, удалось убедить не многих.

    Здесь помню, здесь не помню

    Ученые выяснили, что в стрессовой ситуации память подводит. Например, очевидцы преступлений обычно не могут вспомнить, как выглядел преступник, в чем он был одет, куда побежал. Но зато помнят четко какую-нибудь мелкую и неожиданную деталь, например, марку пистолета, из которого стрелял преступник. Феномен был назван "фокусировка на оружии".

    Выявленные ошибки памяти поставили под вопрос достоверность свидетельских показаний при раскрытии преступлений.

    Вся жизнь перед глазами

    Как отмечают исследователи, память нам нужна, чтобы ориентироваться в жизни, принимать верные решения и хорошо адаптироваться к обстоятельствам. Именно поэтому мы лучше помним то, что используем в повседневной жизни и забываем то, что нам не пригодилось, например, школьную программу по алгебре.

    В стрессовой ситуации многие люди говорят, что помнят, как у них "вся жизнь промелькнула перед глазами".

    Профессор МГУ Вероника Нуркова в научной статье "Проблема неточности воспоминаний в перспективе многокомпонентной модели памяти" объясняет этот феномен тем, что в ситуации угрозы жизни наша память не знает, какая именно информация нам сейчас нужна, чтобы выжить. Поэтому память подгружает в наше сознание сразу серию жизненно-значимых событий, которые с нами происходили из долговременной памяти. Это нужно, чтобы мы смогли опереться на свой жизненный опыт, сориентироваться в ситуации, принять верное решение и спасти свою жизнь.

    Мы перекраиваем свою память

    Получается интересная закономерность. С одной стороны, память влияет на нашу жизнь, мы принимаем решения опираясь на нее и наше представление о себе зависит от наших воспоминаний. С другой стороны, память определяется настоящим, а не прошлым. Все, что мы помним, зависит от того, что с нами происходит сейчас.

    "Память человека – не просто собрание всего, что с ним происходило в течение жизни, это нечто большее: воспоминания – это еще и то, что человек думал, что ему говорили, во что он верил, – утверждает Элизабет Лофтус. – Наша сущность определяется нашей памятью, но нашу память определяет то, что мы из себя представляем и во что склонны верить. Создается впечатление, что мы перекраиваем свою память и становимся воплощением собственных фантазий".

    Невероятные факты

    Большинство из нас помнят интересные события своей жизни, будь то кролик Багс Банни в мире Диснея или кадры атаки террористов в Лондоне 2005 года. Мы даже помним некоторые вещи из нашего далеко детства, к примеру, в какие игры мы играли в дошкольных учреждениях.

    Единственная проблема заключается в том, что ни одно из вышеперечисленного не может быть: Багс Банни не является персонажем Диснея, видеозаписи бомбардировки не существует, а мозг детей до трех лет не способен хранить долгосрочные воспоминания.

    Тем не менее, простое предположение, что хранить подобного рода воспоминания – это вполне нормальное явление, возможно "зондирует" вашу память. Предположение и ожидание – это лишь два фактора, которые способствуют формированию так называемых ложных воспоминаний. Эти ошибочные воспоминания, как правило, связаны со смешением ключевых деталей, таких как время и место.

    Память постоянно формируется нашими чувствами, знаниями и убеждениями, поэтому воспоминания, которые мы извлекаем, часто кажутся нам отдельными кусочками, когда-то "загруженными" в мозг. Вероятнее всего, точность – это не основная задача памяти. Так как память часто используется нами как инструмент, который помогает человеку в будущих действиях, ее реконструкция "как нам нужно" часто может привести к принятию менее обдуманных решений.

    Многие мозговые процессы, ответственные за точности и неточности памяти, на самом деле могут помочь нам сохранять большие объемы информации, но за эту способность нам нужно платить. Хотя благодаря памяти мы и знаем, как приготовить себе завтрак с утра и куда ехать на работу, она может нас подвести в любой момент. Ниже представлены пять способов того, как в нашем мозгу могут сформироваться ложные воспоминания.

    5. Дезинформация

    Память имеет тенденцию к манипулированию собою, когда с определенными воспоминаниями вступают в контакт все больше людей. К примеру, вы только что стали свидетелем преступления. Позже вы говорите с другим очевидцем произошедших событий и читаете об этом в новостях. Далее полицейский задает вам ряд наводящих вопросов. У каждого из этих действий есть потенциал по изменению информации, которая изначально хранилась в вашем мозгу. Если другой свидетель преступления говорит о синем пиджаке преступника, этот момент может очень хорошо отложиться в ваших воспоминаниях. Кроме того, наводящие вопросы, типа "Вы видели оружие преступника?" может заставить вас полагать, что вы видели, как преступник размахивал оружием в руке, даже если на самом деле этого не было.

    Используя различные формы дезинформации, исследователям удавалось "имплантировать" в мозг обычных людей ложные воспоминания абсолютно обо всем, начиная от того, что они заблудились в торговом центре, как дети, и заканчивая тем, что они стали жертвой жестокого нападения опасного животного. В таких случаях подтверждение другими делают дезинформацию еще более мощной. В одном из исследований, абсолютно невиновный ни в чем человек признался в том, что он взломал компьютер своего коллеги по работе, и даже рассказал подробности произошедшего, причем сделал признание он после того, как другой коллега отметил, что наблюдал за всем происходящим.

    4. Домысливание

    Не все ложные воспоминания связаны с внешними факторами, некоторые мы создаем сами. Домысливание происходит тогда, когда вы путаете детали двух абсолютно различных событий и объединяете их в одно воспоминание. Говоря о том, что вчера вечером вам ваш дядя рассказал смешной анекдот, хотя это бы ваш брат, вы наглядно демонстрируете случай домысливания. Согласно некоторым теориям памяти, домысливание является результатом ошибки "связывания" памяти отдельных частей в одно единое целое. В случае с шуткой, ваше воспоминание о шутке не было надлежащим образом связано с воспоминанием о вашем брате.

    Одной из наиболее мощных форм домысливания является воображение. Называемое "инфляцией воображения", воображаемое событие, якобы произошедшее в вашем детстве, увеличивает вашу уверенность в том, что оно действительно произошло.

    Аналогичным образом, наблюдение за тем, как один человек что-то делает, может заставить другого человека поверить в то, что он тоже выполняет эту задачу. В данном случае наш мозг может просто "путать" наблюдаемое действие с проделываемым. Вам наверняка доводилось сталкиваться с подобным проявлением домысливания, когда выкинув мусор, вы через какое-то время спрашиваете у близких людей, выкинули ли вы мусор.

    3. Нечеткое прослеживание мысли

    Если вас попросить сейчас о том, чтобы вспомнить первое и последнее предложение на предыдущей странице, вы, вероятнее всего, лишь разведете руками. Но если вас спросить об общей идее, то вы, скорее всего, сможете ответить. Эта теория памяти известна как нечеткое прослеживание мысли. Теория говорит о том, что люди фиксируют воспоминания двумя различными способами: реальные события, основанные на том, что на самом деле произошло, и личное восприятие событий, то есть собственная интерпретация человеком произошедшего. Хотя вспоминая что-то с точки зрения личного восприятия, может быть полезным, поскольку в мозгу освобождается ценное пространство. Однако, то, как человек воспринимает то или иное произошедшее событие не означает, что именно так все и происходило, а именно в результате этого и формируются ложные воспоминания.

    В доказательство этой теории бы проведен эксперимент, во время которого людям произносили связанные между собой слова, такие как, к примеру, конфеты, леденцы, печенье, сахар и чай. Когда их просили повторить то, что они услышали, многие люди говорили о том, что также слышали слово "сладкий". Тот факт, что они запомнили перечень с точки зрения их общего смысла, а не каждый компонент по отдельности, говорит о том, что у них сформировалась "неточная" память.

    Из-за того, что дети не обладают такими же способностями как и взрослые и не умеют извлекать общий смысл, их воспоминания иногда оказываются более точными. В общем, дети чаще опираются на те части мозга, которые склонны запоминать детали, в то время, как взрослые чаще запоминают общий смысл, поэтому взрослые люди более подвержены формированию у них ложных воспоминаний.

    2. Эмоции

    Любой, кто пытался вспомнить подробности неприятной ссоры, может подтвердить, что эмоции могут "нанести ущерб" памяти. Хотя хорошо известно, что сильные эмоции часто создают особенно яркие воспоминания, однако, эти воспоминания не всегда точны.

    Хотя исследования показывают, что все эмоции могут расширить возможности человека по запоминанию деталей, отрицательные делают это особенно хорошо. Эмоции счастья, как правило, помогают человеку запомнить что-то в более общем смысле, уделяя меньше внимания деталям, таким образом, ложные воспоминания, связанные со счастливыми моментами, формируются чаще. Гнев же, наоборот, обладает противоположным эффектом, человек начинает сосредотачиваться на произошедшем и помнить больше подробностей.

    В одном из исследований специалисты протестировали способность студентов восстанавливать информацию после просмотра телевизионного приговора О. Джея Симпсона (O. J. Simpson), который был известным игроком в американский футбол и который получил скандальную известность после того, как его обвинили в убийстве своей бывшей жены и ее друга, и который, не взирая на улики, все же был оправдан. В целом те студенты, которые считали, что приговор вынесен правильно, помнили больше, однако, часто называли те события, которых не было на самом деле. Те же студенты, которые разочаровались в решении суда, помнили меньше, но и делали гораздо меньше ошибок в пересказе деталей.

    Состояние разума человека также может влиять на типы памяти, которые активируются в тот или иной момент. Так, люди, которые счастливы, более вероятно будут помнить только положительные моменты своей жизни, те же, кто серьезно опечален и вспоминает чаще всего о плохом. Если вы когда-нибудь пытались избавить себя от плохого настроения воспоминаниями о лучших временах, вы, вероятно, сталкивались с этой уловкой селективной памяти.

    1. Предубеждение

    Если вы склонны полагать, что все футбольные болельщики вашей средней школы были светловолосыми, а все футбольные игроки были глупыми спортсменами, вы можете быть жертвой предубеждения. Эти типы ложных воспоминаний часто возникают при реконструкции памяти: проще говоря, когда мы пытаемся вспомнить о чем-то, где наша память показывает пробелы, мы просто заполняем эти пробелы той информацией, которая, как нам кажется, подходит. Хотя эти временные реконструкции часто бывают точными, они, тем не менее, искажаются нашими нынешними знаниями, чувствами и убеждениями, а не истинными представлениями.

    Ложные воспоминания, основанные на предубеждениях, обычно являются желанием уменьшить психологический дискомфорт, при этом оставляя свои мысли неизменными. В результате люди склонны полагаться на предубеждение в самых разных ситуациях. Наряду со стереотипом предубеждения, о котором упоминалось в предыдущем абзаце, исследования показывают, что люди могут говорить, что они видели и знают причину события, хотя на самом деле они видели только само событие. Люди также будут помнить о том, что они чувствовали себя определенным образом в прошлом, что будет совпадать, как правило, с тем, как они чувствуют себя в настоящем. Они даже могут говорить о том, что чувствовали себя намного хуже много лет назад, тем самым они подсознательно лучше себя чувствуют в настоящем.



    gastroguru © 2017