Егэ профиль дальний восток. Хождение молодежи за три моря

Центр социальных инноваций «Чёрный куб» провел социологическое исследование среди 8310 жителей дальневосточных регионов. Специалисты Центра выяснили отношение респондентов к проведению Единого государственного экзамена, возможному введению онлайн-курсов в программу высшего образования, а также вводу электронных дневников, учебников и тетрадей в школах.

За последние два месяца в информационном пространстве страны и региона время от времени происходили «громкие» для сферы образования события, на которые экспертное сообщество не могло не отреагировать. Речь идет, как о давно известных попытках отменить систему ЕГЭ, так и о новых инициативах Минобрнауки по оптимизации и внедрению новых технологий в сферу высшего образования.

Данные вопросы легли в основу программы нового исследования Центра социальных инноваций «Чёрный куб». Опрос проводился во всех 9 субъектах Дальнего Востока согласно выборке, составленной исходя из половозрастной и профессиональной структуры населения, а также размещения жителей в макрорегионе.

Прошедшая президентская избирательная кампания на заключительной стадии включила в свою повестку вопрос об отмене ЕГЭ. Соответствующий законопроект тогда внесла на рассмотрение в Госдуму одна из парламентских фракций. Вместе с тем, данная система реализуется в нашей стране уже немалое количество лет. Последние регионы включились в этот процесс около 10 лет назад, а первые – около 15. Тем не менее, 70,7% опрошенных в ходе исследования граждан поддержали отмену Единого государственного экзамена. Основные аргументы, прозвучавшие «против» ЕГЭ – необъективность экзамена (41%), а также слишком длительный процесс подготовки или даже «натаскивания» детей к тестам (39%). 29% опрошенных отметили, что ЕГЭ – это большой стресс для учеников и их родителей. 5% респондентов рассматривают госэкзамен в качестве образовательного фильтра, «не дающего шансов на самореализацию детей». Некоторые опрошенные дальневосточники (2%) отметили, что ЕГЭ создал организованную коррупцию в системе образования ряда российских регионов.

Тем не менее, почти треть жителей Дальнего Востока (29,3%) не хотят замены ЕГЭ в качестве выпускного школьного экзамена. 18% опрошенных отметили, что Единый госэкзамен – более простая и (или) удобная система для поступления в вузы. Сдав ЕГЭ в школе один раз, можно с полученными баллами поступить в любой вуз без сдачи дополнительных экзаменов. Кроме того, результаты Единого государственного экзамена действительны четыре года. По мнению 10% опрошенных, ЕГЭ снизил коррупцию в системе образования, устранив «человеческий фактор» при оценке выпускников школ. Каждый десятый респондент опроса отметил, что ЕГЭ дал дополнительный шанс детям из малых сел и городов поступить в престижные вузы страны. 7% принявших участие в опросе жителей ДВ регионов сказали, что ЕГЭ объективнее традиционного экзамена как раз за счет устранения «человеческого фактора» и бальной системы оценки.

В наибольшей степени отмену ЕГЭ поддерживают в Еврейской автономной области (80%), Магаданской области (74,5%) и в Хабаровском крае (73,5%). Наиболее лояльны к Единому госэкзамену жители Чукотки (67,2%), Якутии (68,1%) и Приморского края (68,6%).

Недавно в Минобрнауки также предложили протестировать систему электронных курсов на «заочниках» и даже определили пилотные специальности и университеты, где новая система будет испытываться. По данным Центра социальных инноваций «Чёрный куб», большинство жителей дальневосточного региона (73,7%) не против введения онлайн-курсов для студентов, но только в качестве дополнения к традиционным методам обучения. 9,8% опрошенных поддержали введение онлайн-курсов для «заочников» в качестве альтернативы нынешней системы образования, мотивируя это неэффективностью заочного высшего образования в России. 16,5% жителей Дальнего Востока выступают против введения онлайн-курсов в программу высшего образования. В шести регионах ДФО это показатель даже выше (в Камчатском крае – 18,3%, Магаданской области – 18,2%, ЕАО – 18,2%, Сахалинской области – 17,3%, Амурской области и Хабаровском крае – по 16,8%), а в трех – аналогичный или ниже (в Приморском крае – 16,5%, Чукотском автономном округе – 15,5% и Республике Саха – 15%).

В России давно зреет официальное ведение электронных дневников. Во многих школах они введены самостоятельно. Существуют целые общероссийские онлайн-системы, позволяющие без проблем наладить этот процесс. С другой стороны, следующим шагом может стать полная цифровизация всех учебников и даже тетрадей, чего опасаются многие, поскольку образование – это не только процесс обучения, но и воспитания. Следует отметить, что большинство жителей Дальнего Востока не против введения электронных дневников. Только четверть опрошенных (24,8%) против замены традиционного дневника на электронный. По данным социологического исследования Центра социальных инноваций «Чёрный куб», 36,1% поддерживают ввод электронных дневников, еще 19,6% считают, что оцифровать следует не только дневники, но и учебники и еще 19,5% – что перевести в электронную форму можно и ученические тетради.

Отметим , что наиболее скептически к вводу электронных дневников относятся в Еврейской автономной, Магаданской и Сахалинской областях (32,8%, 32,7% и 29,3% соответственно). В Хабаровском крае (25,7%), Амурской области (25,7%), на Камчатке (25%), в Якутии (23%), Приморье (22%) и на Чукотке (19%) – показатели средние или ниже среднего.

Фото: Пресс-служба администрации Приморского края

Письмо в редакцию DVhab.ru по поводу вбрасывания в интернет прорешенных заданий ЕГЭ по математике.

Обратившийся неистовствует по поводу утечки заданий ЕГЭ по математике для центральных районов России, который проходил 1 июня.

Таким образом, по словам написавшего в редакцию, сейчас происходит масштабный сбор петиций по поводу слива (есть доказательства) и заданий, которые выше по сложности, чем предлагает банк заданий ФИПИ. Дальневосточные школьники, которые писали сами, в отличие от жителей других регионов, прорешавших варианты заранее, требуют пересдачи ЕГЭ по математике в резервный день и понижения баллов для поступления, чтобы хоть немного восстановить справедливость.

— Я готовился с пятого класса к этому экзамену — мама вкладывалась в репетитора, мы скупали все методички и КИМы прошлых лет, чтобы подготовиться тщательно. И я сдавал сам. На самом деле работа была сложной, особенно 17 задача. Обидно, что чужими знаниями и стараниями просто воспользовались ученики школ других городов. Теперь они получат баллы и, соответственно, больший шанс поступить в центральные вузы России. Это нечестно, — сказал Глеб Разувакин, ученик школы № 43.

Учителя математики хабаровских школ задания не видели, потому о сложности судить пока не могут. Но у педагогов есть уверенность: такое масштабное вбрасывание в Сеть могло пойти не от школьников.

— Я думаю, что такое могли сделать только на уровне власти — не школьники. Они пишут под камерами, телефоны забирают, КИМы не выносятся из аудитории. Более того, сейчас же задания печатают с диска прямо в аудитории перед началом экзамена. Никто из детей не стал бы так рисковать, по моему мнению. О сложности заданий в этом году нам, математикам, трудно судить. Работы мы видим только после публикации, ведь на экзамене по математике, по правилам, присутствуют учителя других профилей, — сказала Светлана Муравьёва, учитель математики хабаровской школы № 43.

Краевое минобрнауки располагает информацией о произошедшем на уровне пользователей Сети — прочитали в новостях.

— Этим всем занимается не наше ведомство, — говорит Виктор Москвин, заместитель министра образования и науки Хабаровского края — начальник управления по надзору и контролю. — Мы не знаем КИМы. Не видим их. Они запечатаны и будут храниться в таком виде до марта примерно. Сможем говорить о том, что вброс был или не был, когда будут опубликованы результаты, и мы проследим, будут ли какие-то аномальные результаты. Сейчас Рособрнадзор, который контролирует это, дает информацию о том, что это неправда.

— Публикации материалов, якобы являющихся каким-то образом полученными заданиями реального ЕГЭ, появляются в социальных сетях перед каждым экзаменом. Специальная группа мониторинга Интернета фиксирует такие публикации на тысячах ресурсов и передает их на соответствующую поверку,— сообщили федеральным СМИ в Рособрнадзоре.— В 2018 году не зафиксировано ни одной публикации заданий реальных экзаменационных вариантов ЕГЭ по математике в Сети до начала экзамена. Материалы, опубликованные на данной странице, также не соответствуют ни одному из вариантов, которые были предложены участникам ЕГЭ сегодня. Меры контроля, применяемые при разработке и доставке экзаменационных материалов, позволили полностью исключить их утечки в последние пять лет, — добавили в службе.

Отметим, сами участники экзамена подтвердили факт того, что задания дублировались. Разговоры об этом активно ведутся под ютубовским видео, где идет разбор заданий ЕГЭ по математике от 1 июня.

Напомним, по информации регионального министерства образования и науки, экзаменационная работа по математике базового уровня включает в себя 20 заданий, на выполнение которых отведено ровно 3 часа (180 минут). Базовый уровень сдают те выпускники, кому не понадобится . Минимальный порог составляет 12 баллов. В Хабаровском крае этот экзамен выбрали 5 332 человека.

Вера Чеботарёва, новости Хабаровска на DVhab.ru

Источник - новости Хабаровска на DVhab.ru

Сегодня почти полмиллиона школьников пишут ЕГЭ по математике профильного уровня - этот экзамен выбрали 61% участников основного периода. Три года назад математику разделили на два уровня, и если с «базой», по рассказам выпускников, справились почти все, то вот с профильным уровнем часто бывают проблемы. В прошлом году, например, средний балл участников составил 47 (из 100), а минимальный порог не перешел каждый девятый ученик. Как обстоят дела с математикой в этом году и правда ли, что школьникам попались задания, которые были слиты в Интернет еще вчера? «Пять углов» поговорили с выпускниками из разных городов:

«Все было ожидаемо: первая часть легкая, вторая посложнее. Абсолютно ничего сверхъестественного. Времени хватило вполне, списывать не пытался - под камерами страшновато. Надеюсь на 60+».

Роман, Бийск

«Контроль был не очень жесткий. Из-за металлодетекторов, конечно, у многих изъяли телефоны. Но вот калькуляторы и шпоры проносили без проблем».

Карина, Мурманск


«Я вообще не волновался: в аудитории сидели все мои знакомые, экзаменаторы были доброжелательны, в общем, напряжения не было. Когда я выходил в туалет, какой-то парень спросил меня: «Что в шестом?» Ну, естественно, я ответил. Мы все помогали друг другу по возможности».

Акоп, Москва


«В 7:30 мы пришли к математичке и прорешали задания с Дальнего Востока. И оказалось, что не зря - нам попался точно такой же ким, только с другими числами. Так что экзамен прошел на ура».

Даша, Мурманск


«В моем варианте были задания, которые я ни разу за два года не решал. Было очень сложно. Я пытался сделать одно такое - в итоге потерял два часа».

Григорий, Новосибирск


«Сам экзамен гораздо сложнее, чем пробник. Но с базой, конечно, не сравнится».

Маргарита, Санкт-Петербург


«Кому в голову пришла эта отвратительная идея печатать кимы при нас? Я, конечно, понимаю, что так чище и честнее результаты, но неприятно сидеть в аудитории с 9:40 и час ждать начала ЕГЭ. Кстати, не такой уж честный получился экзамен - вчера Гущин слил задания, и сегодня они нам попались, некоторые прямо точь-в-точь. Готов его расцеловать. Так что экзамен был несложным, и я все быстро сделал».

Никита, Мурманск

«Задания были вполне ожидаемы, так как я прорешал много других вариантов. Формат решения был почти всегда одинаков, поэтому было не так уж и сложно. Времени хватило - успел решить, дважды проверить, поспать, подумать о будущем и нарисовать кота на черновике. Сколько у меня будет баллов - не знаю. По предварительным подсчетам, если я все правильно написал, меня ждут 78-80 баллов».

Александр, Красноярск

«Задания были очень похожи на те, которые есть в Интернете. Не думаю, что нас заставят переписывать экзамен из-за того, что у многих они совпали. А на каком основании? И что, если мы эти задания увидели только сейчас, а не заранее? Несправедливо»

Никита, Санкт-Петербург

«Все были спокойными, экзаменаторы перед началом ЕГЭ даже шутили. От организаторов, на самом деле, очень многое зависит. Важно создать хорошую атмосферу, чтобы школьники могли успокоиться и сосредоточиться только на заданиях».

Кристина, Нижнеудинск


«Вторая часть была ожидаемо непростой, а вот первая, наоборот, - неожиданно легкой. Я вышел, разок посмотрел в шпаргалки, которые пронес во внутреннем кармане. В принципе, ничего такого интересного. Только за окном вороны громко каркали, и это сбивало».

Миша, Санкт-Петербург

Twitter WhatsApp Viber Google+ Facebook

Распределения тем по Зонам (Регионам):

Зона 1. Часовой пояс MSK -1 (UTC+2)
Калининградская область

Темы:

106.Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…

211.Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие обедняет жизнь человека?

308.Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели?

411.Что помогает человеку преодолеть страх?

513.Какого человека можно назвать сложившейся личностью?

Зона 2. Часовой пояс MSK (UTC+3)
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия, Краснодарский край, Ставропольский край, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская обл., Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Кировская и Костромская обл., Курская область, Ленинградская область, Липецкая обл., Московская область, Мурманская область, Нижегородская обл., Новгородская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Смоленская обл., Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Ненецкий автономный округ; города федерального значения - Москва, Санкт-Петербург, Севастополь

Темы:

111.Когда измену можно простить?

201.Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?

305.Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?

403.Чем смелость отличается от безрассудства?

508.Бывает ли общественное мнение ошибочным?

Зона 3. Часовой пояс MSK +1 (UTC+4)
Астраханская обл., Удмуртская Республика, Ульяновская область, Самарская обл., Саратовская область

Темы:

113.Могут ли быть оправдания у измены?

209.Когда равнодушие бывает показным?

311.Согласны ли Вы с утверждением Б.Л. Пастернака: «Надо ставить себе задачи выше своих сил»?

405.Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?

511.Конфликт поколений как общественная проблема.

Зона 4. Часовой пояс MSK +2 (UTC+5)
Республика Башкортостан, Пермский край, Курганская область, Оренбургская область, Свердловская обл., Тюменская область, Челябинская обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа

Темы:

108.Что значит быть верным долгу?

204.Может ли отзывчивый человек быть одиноким?

310.Какого человека называют целеустремленным?

402.Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх?

507.В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?

Зона 5. Часовой пояс MSK +3 (UTC+6)
Омская обл

Темы:

101.Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой?
205.Согласны ли Вы с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым?
304.Какие цели в жизни можно считать главными?
409.Как связаны трусость и слабость?
504.Может ли один человек противостоять окружающему обществу?

Зона 6. Часовой пояс MSK +4 (UTC+7)
Республика Алтай, Алтайский край, Республика Тыва, Респ. Хакасия, Красноярский край, Кемеровская, Томская и Новосибирская область

Темы:

109.Как Вы понимаете фразу из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете»?

202.Какого человека называют отзывчивым?

313.В чём разница между целью и мечтой?

412.В каких жизненных ситуациях нужно быть готовым к смелым поступкам?

503.Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?

Зона 7. Часовой пояс MSK +5 (UTC+8)
Республика Бурятия, Иркутская область

Темы:

110.Можно ли изменить мечте?

206.Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие?

309.Что помогает людям достигать намеченных целей?

407.Почему человек может бояться высказать свою позицию?

510.Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?

Зона 8. Часовой пояс MSK +6 (UTC+9)
Республика Саха (Якутия) (Алданский, Амгинский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Жиганский национальный эвенкийский, Кобяйский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Намский, Нерюнгринский, Нюрбинский, Олекминский, Оленекский эвенкийский национальный, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Хангаласский, Чурапчинский и Эвено-Бытантайский районы), город Якутск, Амурская область, Забайкальский край

ПРОГНОЗ НА СОКРАЩЕНИЕ

Несмотря на разнонаправленные миграционные потоки, население Дальнего Востока продолжает сокращаться. Согласно официальному прогнозу Росстата, в 2018 году численность населения ДФО должна уменьшиться на 30 тысяч человек. В 2017 году отрицательное сальдо миграции составило 17 тысяч человек. В ближайшие годы, согласно прогноз, Приморский и Хабаровский края, а также Амурская область войдут в лидеры по оттоку населения среди регионов России. Можно говорить о том, что усилия федеральных властей по перелому демографического тренда и привлечению населения в регион до настоящего времени не приносят ожидаемого эффекта.

Тем не менее, миграционные процессы, как правило, не бывают однородны. Абстрактные единицы, в которых измеряются потоки приезжающих и убывающих из региона, могут обладать разными характеристиками, которые присущи любому человеку с биологической или социальной точки зрения - возрастом, полом, семейным состоянием, уровнем образования и доходов. Оценка миграционных процессов с этой точки зрения позволяет придать конкретное наполнение происходящему - и, в частности, увидеть, что именно происходит в регионе, в какую сторону меняется его население.

Одна из подобных характеристик - образовательный уровень населения. Разница образовательных потенциалов приезжающих и убывающих из региона позволяет многое сказать о том, как развивается Дальний Восток - какие ниши имеются там для качественного развития экономики, требующей квалифицированных образованных кадров. Это же - если посмотреть на отъезд или приезд в регион молодежи с различным уровнем образования - позволяет понять, как видит перспективы региона с точки зрения обустройства жизни и карьеры его молодое поколение.

"ВЫМЫВАНИЕ" МОЛОДЫХ

Эксперты говорят о том, что в целом образованная молодежь, к сожалению, "вымывается" из региона. Но этот процесс нельзя представлять линейно. Некоторые факторы - в частности, изменение процедуры поступления в вузы и развитие Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), способны повлиять на общую неблагоприятную тенденцию.

"Входящие и исходящие миграционные потоки на Дальнем Востоке существенно различаются: значительная часть приезжающих на Дальний Восток не имеет высшего образования (в первую очередь это касается трудовых мигрантов из стран Центральной Азии), тогда как значительная часть населения, покидающего регион, имеет высшее образование", - говорит доцент департамента социальных и психологических наук ДВФУ Кирилл Колесниченко.

На своем опыте об этом говорит заведующий кафедры демографии Высшей школы современных социальных наук МГУ Владимир Ионцев: "Из всех ребят с Дальнего Востока, учившихся и защищавшихся в Москве, которых я знаю, обратно в регион не вернулся ни один. Квалифицированная молодежь продолжает уезжать с Дальнего Востока". Владимир Ионцев высказывает предположение, что некоторое сокращение общего оттока населения с Дальнего Востока, наблюдавшееся в последнее время, может объясняться тем, что на авансцену сейчас выходит "маленькое" поколение - родившиеся во время демографического провала 90-х, а значит, число отъезжающих в абсолютном выражении должно снижаться.

Заместитель заведующего международной лаборатории демографии и человеческого капитала Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Сергей Шульгин отмечает, что на возраст окончания школы и вуза в России приходится один из самых высоких миграционных всплесков. Это же относится и к населению Дальнего Востока. При этом, как правило, поступившие в вузы в другом регионе России уже не возвращаются назад: "Обучение в качественном вузе - это время интенсивной наработки социальных контактов. Студент обрастает связями как со сверстниками, так и с потенциальными работодателями, получает первую работу. Ему слишком расточительно бросать этот новый ресурс". Поэтому, как объясняет Шульгин, переехав на учебу в другой регион, молодой человек с Дальнего Востока скорее всего останется в регионе учебы. Исключение могут составлять те, чей ресурс для успешного трудоустройства составляют родственники, проживающие на Дальнем Востоке.

Кирилл Колесниченко, опираясь на исследования, проведенные ДВФУ указывает также на то, что и в случае учебы на Дальнем Востоке квалифицированные и талантливые студенты предпочитают переезжать в Центральную Россию. "Мы проводили социологические исследования, включая анализ карьерных траекторий выпускников вузов Дальнего Востока. На основании этих исследований можно сделать некоторые выводы. Решение о переезде в другой регион России принимается на основании ряда важнейших факторов, и уровень образования играет в этом далеко не последнюю роль. Получив качественное образование, выпускники дальневосточных вузов могут вполне успешно конкурировать на рынке труда Москвы или Санкт-Петербурга, а поскольку по многим сегментам рынка труда зарплаты в этих городах выше аналогичных показателей по Дальнему Востоку, возможность более высоких заработков и перспективы быстрого карьерного роста служат существенным стимулом для переезда молодежи в эти города".

Таким образом, столичные регионы кажутся, более привлекательной целью для обустройства карьеры, ради которой можно рискнуть наработанными социальными связями. По словам Колесниченко, подобное решение действительно сопряжено с риском. Переезжающие в Москву, как правило, вынуждены менять 5-6 работ в течение полутора-двух лет, причем такие работы редко оказываются связаны со специальностью. В итоге некоторая часть уехавших возвращается в регион.

ОТЪЕЗД ПО СТУПЕНЯМ ИЛИ ФАКТОР ЕГЭ

Тем не менее, едва ли такую траекторию миграции можно считать сознательным и желательным выбором в пользу региона. По словам Колесниченко, некоторые выпускники используют нынешнюю двуступенчатую систему высшего образования как стратегию для безболезненного обустройства на новом месте. Окончив бакалавриат на Дальнем Востоке, они поступают на магистерские программы столичных вузов и используют два года обучения в магистратуре для постепенного вращивания в новую социальную среду.

Впрочем, изменения, принесенные образовательными реформами последних лет, могут сработать и как фактор перенаправления части миграционных потоков в пользу Дальнего Востока. На это обращает внимание Сергей Шульгин. И связано это, прежде всего, с новой мобильностью, предоставляемой возможностью поступления в вуз по результатам ЕГЭ.

"Из-за ЕГЭ меняется социальная норма. Если в предыдущем десятилетия она звучала "надо обязательно поступить", то теперь она принимает вид "можно поступить где угодно". Именно это "открывает" для многих выпускников вузы других регионов. В том числе - и Дальнего Востока. По большому счету, именно ЕГЭ сделал возможным реализацию проекта федерального университета на Дальнем Востоке, в который могут поступать выпускники из других регионов.

Кирилл Колесниченко также отмечает фактор вуза для миграционных траекторий Дальнего Востока: "Создание ДВФУ оказывает определенное влияние на миграционные потоки. В ДВФУ приезжает очень много абитуриентов из регионов Сибири и Дальнего Востока, центральной части страны, на сегодняшний день география поступающих включает более 60 регионов РФ – ребята получают возможность прямого общения друг с другом, устанавливают дружеские и деловые связи, которые в дальнейшем также способствуют успешному карьерному росту". Впрочем, говорить о решающем вкладе не приходится. "Конечно, ДВФУ не может, да и не должен играть системообразующую роль в формировании миграционных потоков. Но положительную динамику в социально-демографические процессы создание ДВФУ однозначно привнесло", - говорит Колесниченко.

Современные экономические и социальные реалии пока работают не в пользу демографии Дальнего Востока. Не становится он и однозначным выбором для образованной молодежи региона. И все же некоторые изменения - как на региональном, так и на федеральном уровне - такие, как система ЕГЭ и развитие ДВФУ, закладывают и некоторый положительный потенциал, слабые эффекты от которого можно наблюдать уже сейчас. Ситуация развивается неинерционно и, возможно, правильно распорядившись новыми тенденциями, можно будет компенсировать по-прежнему сильную среди талантливой дальневосточной молодежи установку на отъезд привлечением новых молодых выпускников, пожелавших попробовать себя на берегах Тихого океана.



gastroguru © 2017