Как рассчитать правильный размер инвалидной коляски. Правила подбора инвалидной коляски Размер инвалидной коляски ширина гост

Время чтения: ~13 минут Татьяна Григорьева 865

В последние несколько десятилетий рынок реабилитационного оборудования достаточно широк. Это является, с одной стороны, положительным моментом, а с другой – во много раз усложняет людям с ограниченными физическими возможностями (ОФЗ) выбор необходимого приобретения. К примеру, инвалидные коляски (ИК) имеют различное предназначение и могут быть использованы как для передвижения в помещениях, так и на длительные поездки.

Кроме того, они оборудованы самыми разнообразными механизмами, позволяющими инвалиду быть максимально маневренным и комфортно осуществлять все необходимые действия. Но для этого следует скрупулезно подходить к выбору данного средства передвижения и изначально тщательно вычислить его параметры, а именно длину, высоту и ширину инвалидной коляски.

Что необходимо учитывать в выборе?

При подборе ИК нужно по возможности учесть все обязательные факторы, о которых будет написано ниже. Если при заказе и покупке будут соблюдены все правила, то передвижение, а следовательно, и сама жизнь человека с ОФВ будет более легка и комфортна. У него будет возможность удобно маневрировать в ванной комнате, дверных проемах и прочих помещениях, имеющих ограниченное пространство.

Во многих магазинах, не только в Москве, но и в гораздо меньших городах, представлено большое количество инвалидных кресел-колясок, имеющих достаточно широкий ценовой диапазон. Можно приобрести как экономичные и доступные для людей с ОФЗ, ведущих простой образ жизни, так и более дорогие ИК, в основном предпочитаемые активными инвалидами. Это могут быть многофункциональные и облегченные коляски, ИК для дома и улицы, для полных людей, детей, с электроприводом, санитарным оснащением, а также ИК активного типа.

Оборудование импортного производства в большинстве случаев практичнее и удобнее – оно изготавливается с особой тщательностью и продуманностью, учитывая разнообразные потребности инвалидов. Эти коляски выполняются на цельнолитых дисках, из-за чего и стоимость их немного выше отечественных, но и прослужат они гораздо дольше. Поэтому такой выбор является полностью оправданным.

Виды транспортного оборудования для людей с ОФВ

Изначально инвалидные кресла подразделяются на ИК и кресло-каталку, и в свою очередь каждая группа имеет свои разновидности, характеризующиеся массой отличий.

Инвалидная каталка

Такое средство предназначено в основном для инвалидов, не имеющих возможности перемещаться самостоятельно, то есть без посторонней помощи. В основном это лица с дисфункцией опорно-двигательной системы, что не позволяет им выполнять необходимые действия самим. Тогда как кресла-коляски производятся именно для самостоятельного использования, что обеспечивается благодаря присутствию больших колес.

ИК с рычажным приводом

Данные средства перемещения оборудованы пневматическими шинами, благодаря которым они могут амортизировать на ухабистой дороге, что позволяет инвалидам преодолевать значительные расстояния на улице. ИК для квартиры или других помещений по большей мере оснащены литыми шинами, благодаря которым человек легко маневрирует по гладкой поверхности. Размеры комнатных (домашних) колясок, как правило, следующие: длина – до 110 см, ширина до 67 см.

Рычажный привод обеспечивает качественную и одновременно высокую мобильность, а также плотный контакт с покрытием пола, даже если оно недостаточно ровное. Большинство таких ИК дополнительно оснащены регулировкой положения, что позволяет осуществлять плавный наклон задней спинки. Они рассчитаны на длительные расстояния и поэтому имеют максимально комфортные для инвалидов характеристики.

Если у человека с ОФВ передвижение может осуществляться при помощи только одной руки, то необходимо приобретать коляску, специально предназначенную для подобных случаев, то есть с односторонним управлением. Такие удобства предоставляются за счет рычажного и приводного управления ИК, и они дают возможность гражданам с инвалидностью вести относительно активный (в их состоянии) образ жизни.

Многие, имея подобное средство передвижения, способны быстро и достаточно легко перемещаться, уверенно маневрировать на дороге и даже заниматься доступными видами спорта. Коляски для уличного использования выпускаются до 120 см в длину и 70 в ширину.


Разновидности колясок для инвалидов

ИК с электроприводом

Коляски, оснащенные электроприводом, используются для самостоятельного быстрого перемещения как в различных зданиях и постройках, так и на уличных тротуарах (и пандусах) с ровным и качественным покрытием в благоприятные погодные условия. В зависимости от активности человека либо его потребностей такие ИК могут оснащаться механическим приводом (когда задние (ведущие) колеса запускаются усилием рук) либо электрическим приводом, работающим на аккумуляторных батареях.

Электроприводные ИК оборудованы отличной от стандартных ходовой частью и широко применяются для передвижения на улице и в различных помещениях. Пульт, при помощи которого осуществляется управление, расположен на подлокотнике и поэтому комфортен в использовании. При этом в большинстве ИК доступна переустановка пульта на более удобную сторону, посередине, либо вообще можно сделать управление ножным.

Это обеспечит пользователю минимальные траты своих сил, но такое оборудование зачастую недешево. Такие модели могут быть как для уличного применения, так и для домашнего и иметь соответственно размеры от 110 до 120 в длину и 65-70 в ширину.

Коляски активные

Такие ИК – оптимальный вариант для людей, привыкших к активному образу жизни и даже с появлением инвалидности не готовых лишить себя скорости перемещения. Они предоставляют возможность быстро и относительно свободно передвигаться, преодолевать барьеры и заниматься спортом.

Для изготовления данных ИК используются сверхпрочные материалы, которые способны выдержать экстремальные нагрузки, зачастую связанные со спортом. При этом облегченная конструкция (9-14 кг), оснащенная маленькими и большими колесами, обеспечивает их длительное использование при значительных нагрузках. Размеры могут варьироваться с учетом физиологических особенностей пациента – ширина сиденья от 28 до 46 см, длина коляски – от 100 см и выше.

Детские ИК

Чтобы правильно подобрать кресло-коляску для ребенка, необходимо учесть его возраст и размеры тела. Это обеспечит малышу максимальный комфорт при движении и осуществлении своих потребностей, а также предоставит больше самостоятельности и независимости от близких.

В связи с чем зачастую коляски для детей производятся на заказ, опираясь на конкретные характеристики маленьких пациентов, и могут быть от 107 до 121 см в длину и от 32 до 56 см в ширину, включая все необходимые приспособления (к примеру, подголовник).

ИК с санитарным оснащением

Данные ИК предназначены для применения в качестве душевого или туалетного приспособления, так как оборудованы съемным судном. Также выпускаются специальные коляски, предназначенные для тучных людей (до 300 кг) или пациентов с ампутированными нижними конечностями. Их размеры заметно превышают стандартные и достигают в длину до 175 см и ширину до 81 см.

Важно! Подбирая коляску для человека с ОФВ, нужно учитывать его массу и размеры тела, чтобы ничто не мешало передвижению и нахождению в ней. Какая она должна быть, полностью обусловлено физическими возможностями и потребностями пациента.

Характеристика габаритов

Размеры инвалидной коляски – очень важный момент, который обязательно следует учитывать, прежде чем ее выбирать. Кроме того, необходимо брать во внимание основные параметры человека, который будет ею пользоваться. Чтобы сделать правильный выбор, в результате которого инвалиду не придется ощущать дискомфорт и различные проблемы, связанные с неудобным положением, рекомендуется изначально произвести замер 6 позиций. Сюда входят: ширина и глубина сидения, высота спинки и сиденья, длина ног и высота предплечий.


Выбор коляски для инвалидов – очень важный аспект

Существует общепринятые, то есть ГОСТ размеры ИК, рассчитанные на людей средней комплекции. Такое оборудование с легкостью проходит во все двери, ванные комнаты и туалеты, так как оно создано с учетом данных конструкций. Стандартные габариты коляски для инвалидов следующие:

  • длина между передними и задними элементами – 120 см;
  • ширина между колесами или боковыми элементами – 70 см 4 мм;
  • высота от верхней детали до пола – 109 см.

Ширина сиденья

Если выбирать с учетом индивидуальных особенностей и характеристик человека, то для взрослых людей коляска изготовляется из расчета размера одежды. Если, например, человек носит одежду до 48 размера, то ширина сиденья должна быть 38 или 40 см.

  • до 52 – 42 см;
  • 54-56 – 43 см;
  • 56-58 – 46 см;
  • до 64 – 50 см.

При этом не следует забывать, что ширина ИК, превышающая 42 см, значительно снижает ее возможность проходить в лифты, туалеты и другие узкие проемы. Измерение ширины сиденья считается самым важным. Его задача заключается в том, чтобы:

  • обеспечить равномерное распределение массы тела инвалида на максимально широкой и удобной поверхности;
  • облегчить передвижение и предупредить соприкосновение и трение частей тела человека о поручни и боковые стенки;
  • выяснить наиболее возможную ширину ИК с расчетом, позволяющим беспрепятственному маневрированию в ванной комнате, узких дверных проемах и прочих ограниченных пространствах.

Важно! Неправильный выбор ИК может привести к негативным последствиям для здоровья человека.

Замеры ширины производятся путем определения расстояния между наиболее удаленными участками подвздошных костей либо бедер при применении сантиметровой ленты. Для данной цели можно установить по бокам две средние по ширине книги и вымерять расстояние между ними. Далее к полученному значению прибавляется 3-5 см, что делается с учетом ношения толстой (зимней или осенней) одежды.

Следует помнить, что слишком узкое сиденье значительно снизит степень подвижности пациента, так как туловищу будет сложно поворачиваться по оси. А в результате того, что масса тела будет распределяться по малой поверхности, повысится давление на седалищные бугры. Это может вызвать вторичные осложнения, к примеру, такие как возникновение пролежней.

Чрезмерно широкое сиденье зачастую становится причиной формирования проблем физического характера, а также внешнего. Снижение устойчивости в сидячем положении в обязательном порядке сказывается на нормальном положении тела. Появляются затруднения при поступательном передвижении ИК, и для облегчения передвижения вперед человеку придется пользоваться руками.

Для контроля соответствия габаритов коляски и размеров человека можно разместить ладони между боковыми стенками кресла-коляски и его бедрами. Если все вымерено правильно, то руки будут размещаться свободно, не ощущая какого-либо давления с обеих сторон.

Глубина сиденья

Измерение глубины ИК производится так, чтобы распределение массы тела на бедра и ягодицы не вызывало на седалищные бугры чрезмерного давления. Это поможет предотвратить ухудшение циркуляции крови и лимфы, а также предупредит появление раздражения кожных покровов под коленом. Замеры производят вдоль бедра, начиная от края ягодицы и постепенно доводя до внутреннего коленного сгиба.


Подбор глубины сиденья

Для получения правильного размера от данного показателя отнимается 5-7,5 см. При недостаточной глубине сиденья кресла-каталки дополнительный вес будет также распределяться на бедра и ягодицы, что приведет к смещению центра тяжести и росту давления на седалищные бугры.

Габаритные замеры с такими ошибками в несколько раз повышают опасность выпадения инвалида-колясочника при движении вперед. Излишняя глубина ИК нередко становится причиной давления, которое приводит к ухудшению микроциркуляции тазовых органов и нижних конечностей, а также провоцирует появление раздражения под коленом и на верхнем участке лодыжки.

Совет! Для контроля соответствия сиденья размерам больного оценивается расстояние между областью под коленом и передним краем сиденья (или обивки). Его ширина не должна быть больше 3-4 пальцев взрослого человека, что равняется примерно 7,5 см.

Длина ног

Проведение замеров длины ножной части, так же как высоты самого сиденья, непосредственно связаны между собой, поэтому их следует оценивать в комплексе. Кроме того, нужно помнить, что площадку для размещения ног нужно закрепить в 5 см от пола. Благодаря этому пациент сможет безопасно осуществлять повороты плечами и туловищем.

Достаточная высота сиденья позволит предотвратить нарушение микроциркуляции и сдавливание в данной зоне. Замеры выполняются от пятки либо края каблука (если человек с ОФВ носит туфли) до уровня бедра.

Подушка предоставляет дополнительный комфорт и минимизирует давление на кожу. При чрезмерно низком установлении подставки для ног нередко появляются трудности с безопасностью. Инвалиду будет трудно выполнять развороты туловища и плеч – при этом он может даже упасть из ИК.

Вращающиеся колесики, прикрепленные снизу, способны нанести повреждения голеностопа либо лодыжки в случае свисания стоп при низкорасположенной площадке для ног. Есть риск выпадения из коляски, если она зацепится за какое-либо возвышенное препятствие.


Рекомендации по выбору высоты спинки

Высота сиденья

Цель замера данного параметра заключается в предупреждении давления на наиболее повреждаемые участки, находящиеся в седалищных буграх и под коленом. Кроме этого, правильно вымеренная высота сиденья ИК обеспечит инвалиду возможность достигнуть максимально маневренные условия для передвижения и сохранить его коленные суставы от всевозможных ударов и ушибов.

Замеры осуществляются посредством прибавления к длине согнутой нижней конечности 5 см. Это позволяет закрепить на безопасном расстоянии от пола подставку. При этом не следует забывать, что каждые 2,5 см увеличения высоты сиденья должны сочетаться с расширением расстояния между поверхностью пола и площадкой для ног.

Если во время сидения пациент пользуется полиуретановой подушечкой, то ее объем под давлением среднего веса снижается наполовину. Из чего следует, если высота подушки равна 10 см, то при давлении она станет 5 см, поэтому всегда необходимо иметь в виду данный момент. Очень низко расположенное сиденье ИК и подставка для ног – весьма опасно для человека с ОФЗ.

Поэтому нужно его посадить выше, предварительно подложив на сиденье подушку, и переустановить подставку для ног. В таком случае седалищные бугры избавятся от чрезмерного давления. При несоразмерно высоком закреплении сиденья колени будут задраны вверх, и человеку станет неудобно выполнять различные манипуляции за столом.

Чтобы выяснить, соответствует ли высота сиденья правилам, нужно ввести два пальца под бедро до глубины второй фаланги, плавно перемещаясь под подушкой или обивкой коляски. В норме такой размер должен не выходить за рамки 3,75-5 см.

Высота спинки

Инвалидные кресла часто изготавливаются с низкой спинкой. Высота спинки коляски должна регулироваться в зависимости от физических отклонений человека и его степени активности. Достаточная высота и правильная форма кресла предоставят возможность инвалиду находиться в удобной позе, что также подразумевает его устойчивое положение и комфорт при перемещении.

При выполнении замеров выясняется высота от подмышечной впадины пациента и поверхности сиденья, при этом руки человек должен вытянуть вперед и приподнять параллельно полу. Для получения верных размеров данного параметра, а именно высоты спинки вместе с обивкой, нужно отнять от результата 10 см. Такая высота позволяет добиться минимальной потребности в поддержке туловища.

Если пациент нуждается в полной поддержке корпуса, то тогда вымеряется высота от сиденья до требуемой линии поддержки (плечи, шея либо нижняя половина головы). В случае потребности полной поддержки корпуса, как правило, подбирается коляска со спинкой, предоставляющая возможность пациенту отклониться назад, а иногда рекомендуется пользование ИК со спинкой, оснащенной секционной регуляцией высоты.

Такое приспособление позволяет менять степень поддержки по мере восстановления работоспособности отдельных частей корпуса. Чтобы проверить соответствие высоты спинки у людей, имеющих минимальные отклонения в функционировании туловища, нужно 4 пальца руки уместить между подмышечной впадиной и верхним краем обивки ИК. Данное расстояние должно быть около 10 см.

Высота подлокотников

Для сохранения правильной посадки инвалида и обеспечения ему равновесия, требуется уделить не меньшее внимание высоте подлокотников. Их расстояние измеряют от локтя до поверхности сиденья. Затем к полученному результату нужно прибавить 2,5 см.

При несоразмерно высоких подлокотниках плечи пациента будут приподняты, а это приведет к чрезмерному и скорейшему утомлению мышц. Кроме того, инвалид не сможет пользоваться подлокотником по его прямому предназначению, что станет причиной его неустойчивости в сидячем положении.


Правила установки подлокотника

При несоразмерно низком расположении подлокотников инвалид не сможет принять комфортную для себя позу. Он будет вынужден сутулиться, чтобы получить возможность опираться предплечьями. Вследствие согнутого положения человек быстрее устанет, нарушится его равновесие, а также возникнут трудности с дыханием. Подвижность диафрагмы снизится, что приведет к ухудшению дыхательной функции.

Памятка . Безусловно, выбор коляски для человека с ОФВ достаточно сложное и емкое дело, но пренебрегать вышеуказанными правилами не следует. Благодаря правильному и скрупулезному подходу к приобретению данного средства перемещения можно как обеспечить пациента большей самостоятельностью и маневренностью, так и снизить его и без того небольшой комфорт. Кроме того, не стоит забывать, что в неудобной и выбранной не по размеру коляске у человека могут развиться различные заболевания, которые усугубят его состояние.

Видео по теме

На рынке существует многообразие размеров , что позволяет выбрать наиболее подходящий вариант как для малыша, так и для подростка, так и для взрослого пациента. Мы отказались от использования только росто-весовой характеристики. Поскольку твердо убеждены, что любое должно подбираться с учетом широкого круга индивидуальных антропометрических показателей. Распространенным же методом подбора и покупки считается определение размера сиденья пациента, и в соотношении с этим подбор по ширине. Других замеров человека не производится. Необходимая ширина высчитывается также утилитарными методами:

1. в соотношении с размером верхней одежды. Например, если пациент носит 52 размер одежды, то ему приобретают коляску с шириной сиденья 42. Для простоты занесем данные соотношения размеров одежды с шириной коляски в таблицу:

Размер одежды
Ширина сиденья
до 48
38-40 см
до 52
42 см
54-56 43 см
56-58 46 см
до 64
50 см

2. в соотношении с размером брюк пациента за минусом 10 см,
3. в соотношении с замером внутреннего расстояния между книгами, приставленными к бокам пациента, с добавлением 2 см с каждой стороны.
Так высчитывается ширина сиденья коляски. Так покупается.

При таком подходе могут быть допущены ошибки и неточности: может быть выбрана неправильно, не по размеру пациента, а значит она скорее навредит человеку, чем будет полезной.

К процедуре снятия мерок нельзя относиться спустя рукава. Недостаточно сделать лишь один замер и выбирать коляску только по ширине сиденья. Важно, чтобы коляска была удобной, нетяжелой, безопасной при передвижении и легкоуправляемой. Прежде, чем сделать выбор инвалидной коляски, рекомендуем проконсультироваться с врачом и сделать все замеры. Существует шесть основных точек, на которые нужно ориентироваться: ширина сидения, глубина сидения, высота сиденья, высота спинки, высота предплечий, длина ног.
Мерки с пациента
Ширина бедра и ширина сиденья


Измерение проводится по самым широким точкам бёдер с использованием сантиметровой ленты. К полученному результату добавляется 5 см. Это делается для того, чтобы человек мог ездить в коляске с комфортом даже в плотной одежде. Проверить правильность замера можно следующим образом. Если между боковинами коляски и бедрами пациента проходит ладонь в вертикальном положении, значит всё сделано правильно.

Замер расстояния вдоль ягодиц до изгиба колена в соотношении с глубиной сиденья .


Для снятия мерок используется сантиметровая лента. Измерения проводятся от края ягодиц вдоль бедра до внутреннего сгиба колена. От полученный величины отнимают 5 - 7,5 см. Проверить правильность полученного измерения можно следующим образом. Посадите пациента в в положение "спина откинута на спинку". Между краем обшивки сиденья и внутренним сгибом колена должно входить три-четыре пальца.

Замеры длины согнутой ноги и высота сиденья с подножкой

Сантиметровой лентой необходимо замерить длину согнутой ноги от до пятки и прибавить 5 см к полученному результату. Это и будет высотой сиденья.
Подножка должна находиться на уровне длины ноги.
Проверить правильность измерения можно следующим образом. Расстояние по нижней кромке присоединённой подножки до пола должно составлять 5 см.

Высота спины и спинки

Высота спинки должна быть отрегулирована по показаниям пациента. Она может оказывать минимальную и максимальную поддержку в зависимости от потребностей.
При этом измеряется высота от поверхности сиденья до подмышечной впадины (руки вытянуты и расположены параллельно поверхности пола). Если от полученной величины отнять 10, то мы получим высоту, минимально обеспечивающую поддержки туловища. При необходимости полной поддержки туловища измеряют высоту от поверхности сидения до требуемого уровня поддержки (обычно это уровень плеч, шеи, средней части головы). При необходимости полной поддержки туловища можно подобрать со спинкой, позволяющее откинуться назад, а в некоторых случаях рекомендовать использовать спинку кресла с секционной регуляцией высоты.

Подлокотники также должны соотноситься с размерами туловища человека.
Необходимо измерить расстояние от сиденья до локтя в согнутом состоянии под углом 90.


Надеемся, что эта заметка будет вам полезной и поможет сделать правильный выбор.
Помните, что правильно подобранная инвалидная коляска способна обеспечить надежное размещение больного в и быть безопасной при передвижении.

Для того чтобы проектировать здания и сооружения с учетом доступа инвалидов-колясочников, необходимо знать:
- габариты кресла-коляски;
- параметры инвалида в кресле-коляске.

В России большинство инвалидов и дома, и на улице обычно используют для передвижения так называемую “комнатную” инвалидную коляску (рис. 4.1). Ширина комнатной коляски, на которой предпочитают передвигаться большинство взрослых инвалидов, составляет около 620 мм. Именно коляска такой ширины с огромным трудом, но все же входит в узкий пассажирский лифт (обычно устанавливаемый в 9-этажных домах). Максимальная ширина коляски составляет 670 мм. Максимальная длина коляски составляет 1100 мм.
Таким образом, габариты комнатной коляски без человека составляют 670х1100 мм.
Габариты комнатной коляски с человеком несколько больше. Ширина самой коляски определяется расстоянием между ободами на колесах. Так как комнатная коляска приводится в движение руками инвалида, толкающего обода, то необходимо по бокам коляски дополнительное пространство для рук около 50 мм с каждой стороны (рис. 4.2). Ширина комнатной коляски с человеком составит 770 мм. Если при проектировании дверей ориентироваться только на ширину коляски 670 мм, то коляска в дверь пройдет, но инвалид должен быть в дверях осторожен, чтобы не поцарапать или не повредить кисти рук. По длине комнатная коляска с человеком будет тоже больше за счет выступающих за подножку стоп ног.
Часть инвалидов для поездки на улицу используют другую коляску – прогулочную (рычажную), которая тоже приводится в действие руками инвалида, но не за обода, а с помощью специальных механических приспособлений-рычагов (см. фото 4.1). Габариты и вес прогулочной коляски больше, чем у комнатной.

Габариты прогулочной коляски без человека составляют 703х1160 мм.
Размер прогулочной коляски, как более широкой, примем в качестве габаритов типовой инвалидной коляски без человека.
Чтобы инвалид на коляске чувствовал себя более ли менее уютно, не задевал при движении стены и косяки, ему необходима достаточная зона для размещения кресла-коляски: ориентировочно 850х1200 мм.
Однако иногда этой зоны может быть недостаточно. К примеру, некоторые инвалиды не могут передвигаться сами. Значит, необходимо позади коляски предусмотреть дополнительную зону для сопровождающего. Инвалидам, которые хотя и пользуются коляской, но могут вставать на ноги, необходима перед коляской свободная зона. Параметры комфортной зоны для размещения кресла-коляски составят не менее 900х1500.

Хочу сразу предупредить, что терминология “достаточная зона” и “комфортная зона” для размещения кресла-коляски в нормативной литературе не используется, а придумана мной для удобства объяснения. Цель всех этих рассуждений – объяснить, почему в нормативной литературе одни и те же параметры представлены разными цифрами. На мой взгляд, это определяется только субъективной позицией авторов нормативов. Получив необходимые знания, Вы сможете в каждом конкретном случае иметь свое собственное мнение. Особенно это важно при реконструкции зданий, когда возможности архитекторов по обеспечению доступа инвалидов весьма ограничены.

Таким образом, для проектирования зданий и сооружений с учетом особенностей инвалидов, передвигающихся при помощи кресла-коляски, можно использовать следующие параметры:

Ширина коридоров и проходов должна быть достаточной для свободного движения инвалидов, пользующихся креслами-колясками. Ширина зон прохода при различных видах движения представлена в таблице 4.1

Эта таблица – попытка логического обобщения имеющейся нормативной литературы, в которой логика цифр начисто (!) отсутствует, так как зоны прохода представлены самыми разнообразными цифрами. Но важно то, что “ширина пандуса должна соответствовать основным параметрам проходов” (“Рекомендации…Вып. 1”, стр. 21). Вот почему возникла необходимость в создании унифицированной таблицы. Я думаю, она поможет Вам в каждом конкретном случае самим определить необходимую ширину зоны прохода, коридора или проектируемого пандуса. Но надо помнить одно правило:
Минимальная ширина коридора, в котором сможет повернуть или развернуться инвалидная коляска, составляет не менее 1200 мм.
При местном сужении прохода возможно уменьшение его ширины до 0,85 м.
Что такое “местное сужение прохода”? Например, два участка коридора разделены между собой стеной. Ширина каждого коридора – 1500 мм. Соединяет коридоры между собой открытый проем в стене. Его ширина может быть 850 мм.
Обращаю ваше внимание, что в таблице дана ширина зон прохода в чистоте. Объекты и устройства (почтовые ящики, укрытия таксофонов, информационные щиты и т. п.), размещаемые на стенах зданий, сооружений или на отдельных конструкциях, а также выступающие элементы и части зданий и сооружений не должны сокращать пространство, необходимое для проезда и маневрирования кресла-коляски. Ни одно препятствие в коридорах не должно перекрывать минимально необходимую ширину прохода. В противном случае необходимо расширить ширину тротуарной дорожки или коридора с учетом возможных препятствий.
На стр. 42–45 можно увидеть пример неграмотно установленного информационного щита, перекрывающего доступ к пандусу инвалида на коляске, и познакомиться с образцом бездумной установки мусорного контейнера, который не дает инвалиду на коляске подъехать к кнопке вызова.
При повороте тротуарной дорожки, коридора, пандуса и т. п. на 90° должна соблюдаться минимально необходимая зона для поворота кресла-коляски, приведенная в разделе “Зоны разворота кресла-коляски”. В тупиковой части пешеходных дорожек и коридоров необходимо обеспечить возможность разворота кресла-коляски на 180°.
Высота прохода до низа выступающих конструкций должна быть не менее 2,1 м.
Подходы к оборудованию и мебели должны иметь ширину не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90° – не менее 1,2 м.
При расстановке оборудования в торговом зале необходимо оставлять проходы между стеллажами не менее 0,9 метра.
Если торговля осуществляется по системе самообслуживания, то на входе ширина одного из турникетов должна быть достаточной для въезда инвалида на коляске. На выходе ширина прохода возле хотя бы одного из контрольных кассовых постов должна быть не менее 1,1 м (минимально допустимая ширина – 0,9 м). Расчетная плоскость этого кассового поста должна быть расположена на высоте, не превышающей 0,8 м от уровня пола.
В магазинах одежды хотя бы одна из примерочных кабин должна быть шириной не менее 0,9 метра, глубиной 1,2–1,5 метра. Но это минимальные стандарты. В СП 31-102-99 рекомендуется проектировать примерочную кабину с размерами, не менее: площадь – 2,0х1,7 кв.м, высота – 2,1 м, чтобы обеспечить инвалидам необходимый уровень комфорта. Хорошо было бы не забыть поставить во всех примерочных кабинках (или возле них) стул, который будет нужен не только инвалидам на костылях, но и обычным людям. А несколько крючков на разной высоте окажут покупателям незаменимую услугу. В примерочных кабинах для инвалидов необходимо предусматривать небьющиеся зеркала или выполнять противоударное ограждение нижней части зеркала на высоту 0,3 м.
Хотелось бы посоветовать шире использовать откидные сиденья (в лифтах, в телефонных будках, душевых и т. п.). Они создают дополнительные удобства для людей, передвигающихся с помощью тросточек и костылей, но при этом не сокращают пространство, необходимое для маневрирования инвалида-колясочника.
Около столов, прилавков и других мест обслуживания, у настенных аппаратов и устройств, которыми пользуются маломобильные посетители, следует предусматривать свободное пространство размерами в плане не менее 0,9х1,5 м.
Иными словами, необходимо всегда предусматривать свободную зону подхода (к телефону, к пандусу, к двери, к примерочной и т. д.).
Ширина галерей, а также балконов и лоджий (в санаториях, гостиницах и т. п.) должна быть не менее 1,5 метра в свету. Жилые помещения специализированных жилых зданий и территориальных центров социального обслуживания следует проектировать с балконами (лоджиями) глубиной не менее 1,4 м.

4.3. Зоны разворота кресла-коляски

В основе размеров пространства для разворота кресла-коляски лежат параметры инвалида в кресле-коляске.
Все имеющееся многообразие цифр, определяющих параметры пространства для маневрирования кресел-колясок, систематизировано мною для удобства пользования в виде таблицы 4.2. Замечу, что названия зон в таблице не являются нормативными, а предложены мною для придания таблице логической законченности.

В зависимости от конкретной ситуации возможны различные варианты устройства площадки для маневрирования коляски перед входной дверью в здание или помещение. Габариты данных площадок зависят не только от вида входных дверей и направления их открывания, но и от направления подъездов к дверям. При проектировании надо помнить габариты инвалида в кресле-коляске (850 х 1200 мм) и знать требования по глубине площадок и тамбуров (СНиП 2.08.02-89*, п.4.7.):
Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании “от себя” должна быть не менее 1,2 м, а при открывании “к себе” – не менее 1,5 м.
Следовательно, можно вывести “золотое правило” на все случаи жизни:
Глубина площадки перед входной дверью и глубина тамбура не могут быть меньше 1,2 м.
Сразу замечу, что такая глубина необходима не только для маневрирования инвалидов на креслах-колясках, но и для обычных людей. Рассмотрим это на конкретных примерах.
Если глубина узкой площадки перед входной дверью всего 600 мм, а полотно распашной двери – 900 мм, то человек, открывающий дверь, должен сначала подняться по ступенькам на площадку, а затем, открывая дверь и пятясь назад, спуститься (!) на одну-две ступеньки, так как полотно распахнутой двери будет фактически нависать над верхними ступеньками лестницы. А как быть при этом с детской коляской, если по лестнице поднимается женщина с маленьким ребенком? Из этого можно сделать вывод: глубина и ширина площадки перед входной дверью должна быть не меньше ширины открываемого полотна дверей (рис. 4.3).

Для того чтобы на такой узкой площадке (рис. 4.3) человеку при открывании дверей не приходилось спускаться назад на ступеньки, глубина площадки должна быть еще дополнительно увеличена приблизительно на 300 мм (рис. 4.4). Общая глубина площадки составит 1200 мм.
Но и эта более глубокая площадка имеет существенный недостаток. Заключается он в том, что при открывании дверей человеку все равно придется пятиться назад по площадке. Чтобы решить эти проблемы, необходимо расширить площадку со стороны ручки двери.
На рис. 4.5 показаны недопустимый и правильный варианты установки дверей. Минимальное расстояние от двери до угла должно быть не менее – 300 мм. Этой зоны хватает для размещения сбоку от двери обычного человека.
Если же дверь, расположенную от угла на расстоянии 300 мм, будет открывать инвалид на коляске, то глубина площадки должна быть больше – не менее 1700 мм!
Можно расстояние от угла до двери увеличить до 500 мм. Тогда для маневрирования кресла-коляски будет достаточно обычной глубины площадки – 1500 мм. Именно поэтому, наверное, в нормативах нет упоминания о 300 мм, а говорится о 500 мм, но немного в другой форме:
Для дверей, расположенных в углу коридора или помещения, расстояние от ручки до боковой стены должно быть не менее 0,6 м.

Таким образом, размеры площадки перед входом должны быть такими, как на рис. 4.6.
Минимальная площадь тамбуров при входах в здания и сооружения должна устанавливаться в соответствии с возможностью беспрепятственного проезда и поворота инвалида на кресле-коляске. Габариты тамбура зависят от расположения дверей и направления их открывания.
На рис. 4.7 представлены для примера размеры тамбура при открывании двери внутри тамбура наружу на себя. Если расстояние от двери до стены Вы захотите уменьшить с 500 до 300 мм, то глубину тамбура Вам придется увеличить на 300 мм до 1800–2000 мм. Размеры входных площадок при оборудовании у входа одновременно лестницы и пандуса рассмотрены в разделе “Пандусы”.

Пандус для инвалидов представляет собой наклонную конструкцию для безопасного спуска и заезда на лестничные площадки лиц с ограниченными возможностями. Состоит пандус из двух горизонтальных площадок, которые располагаются на разных уровнях. Поскольку предназначены такие сооружения для инвалидов и мам с колясками, к таким конструкциям предъявляются довольно жесткие требования. Требования к размерам пандусов для инвалидов по ГОСТу установлены на законодательном уровне, поэтому их важно знать.

Особенности конструкции

Большинство современных пандусов делятся на несколько типов, в зависимости от конструктивных особенностей:

  • съемные - такие конструкции легко снимаются с лестничной площадки;
  • стационарные - их устанавливают на длительный срок;
  • откидные - такие изделия обычно крепятся на петли, благодаря чему их можно откидывать при необходимости;
  • выдвижные или телескопические;
  • рампы.

Независимо от того, насколько сильны различия между пандусами для инвалидов, требования к таким конструкциям предъявляются одни. Их следует рассмотреть более внимательно.

Угол наклона

Начать обзор основных требований к пандусам следует с определения угла наклона. Такой показатель является очень важным для повышения безопасности эксплуатации. От выбора правильного угла наклона зависит легкость перемещения колясок в обоих направлениях. Такое значение указывают в процентах.

Этот показатель часто определяется метрической системой мер. При выборе 10% уклона каждый метр пролета превышает по высоте предыдущий на 10 см. Наклон, по ГОСТу, должен отвечать таким требованиям:

  • при высоте подъема около 80 см допустимым является угол наклона - 5%.
  • При небольшом перепаде плоскости (не больше 20 см), угол увеличивают до 10%.

При высоте конструкции не более полуметра и длине до 60 см, можно выполнить угол наклона равным 8%. В таких случаях ГОСТ определяет, что подобные сооружения не выполняются стационарными. Их монтируют на определенный срок.

Размеры

Такой важный параметр, как размеры конструкции, должен учитываться в первую очередь. В государственном стандарте такой параметр прописан довольно четко:


Такие размеры пандусов для инвалидов установлены в законодательном порядке. Если соблюдать эти требования, коляски удобно будет закатывать и скатывать с лестничного пролета. Требования ГОСТ к пандусам для инвалидов достаточно четко приписаны в соответствующе документации, поэтому узнать их не составит труда.

Перила

Не на каждый пандус необходимо монтировать ограждение. Однако при высоте подъема более 15 см и при длине пролета больше 1,8 м перила следует устанавливать в любом случае. Их необходимо размещать с двух сторон. Перила должны быть длиннее дорожки минимум на 30 см. Ограждение выполняется из металла. Трубы для изготовления поручней необходимо выбирать от 30 до 50 мм диаметром.

Высота ограждения для взрослых должна иметь два уровня - 60 и 80 см. В случае с детскими пандусами этот показатель составляет полметра. В нижней части пролета обязательно устанавливают ограждение - бортик или бордюр. Он предназначается для противостояния движению коляски задним ходом. Бортик выполняется высотой 5 см.

Различия в конструкциях

При монтаже уличных пандусов необходимо учитывать, что лучшим вариантом является создание стационарных моделей. Чаще всего их возводят из бетона. Такое сооружение является прочным и надежным. Оно будет служить довольно долго при условии правильной эксплуатации.

Может быть выполнена и конструкция из металла. Для ее создания понадобится подготовить металлические профили. В качестве рабочего инструмента используют сварочный аппарат. Такой вариант сооружения пандуса довольно требовательный. Металл, находясь на открытом воздухе, быстро начнет покрываться ржавчиной. Чтобы этого избежать, его придется регулярно окрашивать.

Пандусы из дерева чаще встречаются при устройстве частных домов. Это обуславливается необходимостью сочетать внешний вид строения остальными постройками на участке. В этом плане пандус представляет собой довольно функциональную пристройку, как, например, входная лестница.

Существуют и более простые варианты. К примеру, на лестничный пролет могут быть установлены металлические профили. Их называют швеллерами. Такие элементы просто крепят на ступени анкерами. При этом необходимо соблюдать определенные требования.

  • Между профильными изделиями необходимо сделать расстояние, которое равно промежутку между колесами колясок.
  • Ширина швеллера должна превышать ширину колеса коляски.

При этом следует монтировать пролеты из металла таким образом, чтобы они не препятствовали свободному перемещению по лестнице ходячих людей. Стоит помнить, что большинство современных производителей реализует готовые устройства, которые можно использовать для создания отличных пандусов. При этом большинство таких изделий отвечает требованиям ГОСТов. Изготавливаются подобные пандусы из стали, алюминия или пластика.

Многие домашние мастера собирают пандусы из дерева, чтобы устанавливать их в подъездах многоэтажных зданий. Их устанавливают на ребро к стене. При необходимости подняться или спуститься такие конструкции укладывают на лестничный марш. В этом положении по нему можно свободно передвигаться на коляске. Затем пандус снова устанавливают на ребро к стене.

Однако с такой задачей инвалиды не могут справиться самостоятельно. Однако чаще всего других вариантов просто нет. Главное - чтобы пандус соответствовал всем требованиям СНиП и ГОСТов. Это позволит обеспечить безопасность инвалидов.

Пандус в подъезде должен быть безопасным при перемещении как инвалидных колясок, так и детских. Нередко подобные конструкции монтируются на входах в общественные здания. Конструкция обычно монтируется на входах в общественные здания. Конструкция таких изделий довольно проста. Она представляет собой наклонную поверхность. Пандус предназначен для соединения верхней и нижней площадки лестничного марша. Существует множество вариаций подобных изделий.

Виды пандусов

Существует несколько основных разновидностей пандусов для инвалидов. Каждый тип изделий следует рассмотреть подробнее. Это объясняется их существенными различиями как в особенностях устройства, так и в стоимости.

Стационарные

Подобные изделия предназначаются для продолжительной эксплуатации. Их сооружение предусматривается еще на стадии проектирования дома. Подобные конструкции обычно монтируются на входах в жилые дома и магазины. Такие изделия могут иметь один или два пролета. Довольно часто они выполняются П-образными.

Основные материалы для их изготовления - бетон и металл. Они довольно прочные и могут прослужить не одно десятилетие.

Откидные изделия

Пандусы откидного типа не могут быть сняты с лестничного пролета при необходимости. Однако их можно свободно сдвинуть для обеспечения свободного перемещения ходячих людей. Подобные конструкции монтируют в многоэтажных жилых домах. Откидные пандусы могут быть представлены в виде параллельно расположенных полотен или платформ. Изготавливают подобные изделия из алюминия.

Съемные

Пандусы съемного типа можно отнести к группе мобильных. Их изготавливают из дюралюминия, учитывая специфику подобных устройств. Такие изделия обычно делятся на несколько подгрупп:


Такие виды пандусов довольно распространены, поскольку их используют повсеместно.

Технические требования

Создание любой конструкции подразумевает разработку проекта. Для изготовления качественного пандуса потребуется сделать его таким, чтобы он соответствовал основным требованиям. Чертеж такой конструкции обычно подчиняется определенным нормам. Требования к пандусам освещены в ГОСТе Р51261-99. Такие изделия должны соответствовать следующим нормативам:


Такие требования стоит учитывать при оборудовании пандусов для инвалидов. Эти нормы установлены законодательно, поэтому в случае их нарушения могут последовать серьезные взыскания.

Регулярное движение на свежем воздухе необходимо каждому человеку для поддержания жизненного тонуса. Не важно, временные или постоянные проблемы с опорно-двигательным аппаратом испытываете вы или ваши близкие. Сегодня это не должно становиться препятствием для регулярных прогулок на свежем воздухе. Рынок реабилитационного оборудования насыщен различными типами и моделями инвалидных кресел, доступных для бюджетов разных уровней.

В нашем интернет-магазине вы можете купить кресла-коляски различных размеров и функциональных возможностей. Цена инвалидного кресла-коляски зависит от типа оборудования, функциональных возможностей и производителя.

Особенности конструкции инвалидных колясок

Для начала определимся с используемыми понятиями.

Базовая инвалидная коляска. В каждом типе колясок предполагается наличие основных обязательных элементов: подлокотники, подножки, колеса, рама, стояночный тормоз. Это стандарт, который есть в любой коляске, как у велосипеда присутствует руль, колеса, педали и сама рама. К базовой стандартной инвалидной коляске мы можем уже добавлять дополнительные опции, такие как транзитные колеса, антиопрокидыватели, ручной тормоз для сопровождающего лица, ремни для фиксации и многое другое.

Типы привода: механический (ручной) или электропривод

Инвалидные кресла-коляски чаще всего управляются самим инвалидом, но возможность управлять сопровождающим лицом также присутствует.

  • Кресло-коляска с ручным приводом – это наиболее распространенный тип колясок, используемый для самостоятельного передвижения больных. По-другому их называют механическое кресло-коляска. Оно приводится в движение или от обода колеса (наиболее распространенный тип) или с помощью рычажного привода. Последние модели называют кресло-коляски с рычажным приводом. Они не особо популярны среди инвалидов, но тем не менее есть категория людей, предпочитающих именно такой способ управления.
  • Кресло-коляски с электроприводом, в основном, эксплуатируются на улице или открытых пространствах. Такие коляски позволяют преодолевать большие расстояния до 30-40 км на одном заряде аккумулятора, давая возможность инвалиду быть мобильнее и при этом затрачивать меньше сил. Движение таких колясок происходит за счет электродвигателей и управляется коляска с помощью джостика (пульта).

Предназначение инвалидной техники

Все кресла-коляски для инвалидов делятся на комнатные и прогулочные. Комнатные модели комплектуются цельнолитыми колесами, прогулочные кресла-коляски – пневматическим (надувными) колесами.

  1. Вариант с литыми колесами идеален для твердых ровных поверхностей в помещении. Использование коляски с такими колесами на асфальте или тротуарной плитке будет менее комфортно, так как они тоньше и жестче, чем пневматические аналоги. Но у них есть явное преимущество – это отсутствие необходимости надувать колеса. Также цельнолитые колеса не боятся проколов.
  2. Вариант с пневматическим (надувными) колесами – более подходящий выбор для прогулок вне зданий. Пневматические колеса дают ощутимую амортизацию при езде.
  3. Комбинированные. В последние несколько лет многие производители начали комплектовать инвалидные коляски специальными «универсальными» колесами, в которых объединены преимущества обоих типов колес. Это, по сути, те же литые колеса, но из более мягкого материала. Плюс они имеют такой же уличный протектор резины, как и у надувных пневматических колес.

Функциональный диапазон инвалидных колясок

Перед покупкой необходимо определить вес и рост пациента, а также понять, где вы планируете использовать коляску большую часть времени и какие дополнительные функции вам будут нужны. После этого наши консультанты подберут вам подходящую коляску в соответствии с вашими потребностями и бюджетом.


Типы подножек

  • Фиксированные – имеют регулировку по высоте, предназначены для посадки людей разного роста.
  • Съемные – имеют регулировку по высоте, их можно снимать при необходимости транспортировки или более удобной посадки в коляску.
  • С регулировкой угла наклона – такие подножки не только можно отрегулировать под рост, но и есть возможность изменить угол наклона для более комфортной посадки. Подножки так же съемные.

Подлокотники

  • Съемные – для удобного перемещения пациента из медицинского кресла.
  • Откидные – в отличие от съемных, откидные подлокотники убираются назад.
  • Регулируемые по высоте – для настройки более комфортного положения, а также возможности вплотную подъезжать к обеденному или письменному столу.
  • Удлиненные или короткие - наличие длинных или удлиненных и широких подлокотников создает больший комфорт для рук. Более короткие подлокотники придают коляске больше маневренности и присущи многим активным коляскам

Регулировка угла наклона спинки

В зависимости от модели коляски угол наклона спинки может регулироваться от 0 до 90 градусов, давая возможность комфортно разместится. За счет регулировки спинки человек может принять физическое положение, при котором естественная нагрузка на позвоночник, мышцы спины и внутренние органы значительно снижается.

Быстросъемные колеса

Задние колеса снимаются нажатием одной кнопки для быстрой погрузки коляски в автомобиль или для того, чтобы быстро и беспроблемно заехать в узкий лифт (при наличии транзитных колес).

Возможность регулирования колесной базы

Изменение положения задних и передних колес повышает маневренность кресла-коляски. Это позволяет идеально настроить устройство под человека: глубина сидения, угол наклон сидения и прочие параметры. Данная функция не доступна для колясок эконом-класса.

Антиопрокидыватель

Устройство крепится на заднюю часть кресла. Оно облегчает перемещение по неровностям и преодоление препятствий, не давая опрокинуться коляске назад. Увеличивает устойчивость кресла и гарантирует безопасность перемещения, не создавая при этом трудностей для движения.

Транзитные колеса

Когда снимаются основные колеса, за счет уменьшения общей ширины коляски можно проехать в очень узкие коридоры, проемы, проходы в самолете и лифты.

Зауженная или стандартная рама

Зауженная рама дает преимущество при проезде в узких местах, например, дверных проемах, лифтах в старых домах. При схожей ширине сидения со стандартной коляской эти коляски на 4 – 10 см. уже.

Тормоза для сопровождающего лица

Человек, помогающий инвалиду в передвижении, имеет возможность пользоваться отдельными тормозами. Особенно их наличие актуально при движении по наклонным дорогам.

Все модели инвалидных колясок из нашего медицинского магазина имеют медицинские сертификаты качества, надежны и долговечны в эксплуатации. Заказывайте подходящее оборудование с доставкой на дом по Москве, с бесплатным самовывозом или доставкой по России.

Виды инвалидных колясок

  1. Многофункциональные с высокой спинкой.

    Обладают более широким функционалом по сравнению со стандартными колясками. Рассчитаны, в основном, для тяжелых больных. Коляски позволяют принимать полностью лежачее положение, чтобы человек мог поспать. Есть функция для поддержки, туловища и головы, если человек не может самостоятельно сидеть. Предусмотрены дополнительные элементы фиксации человека.
  2. Спортивные коляски.

    Легкие и прочные конструкции выдерживают большие нагрузки, в основном, предназначены для специализированного спорта. Для повседневной эксплуатации не очень комфортны.
  3. Активные инвалидные коляски.

    Облегченная алюминиевая конструкция, повышенная маневренность, малый вес, часто укороченные подлокотники для активного пользования и интенсивного самостоятельного передвижения.
  4. Базовые инвалидные коляски.

    Недорогие модели для комфортного ежедневного перемещения. Отличаются по грузоподъемности, подлокотникам, подножкам и колесам. Часто используются как временная техника в период реабилитации, удобны для передвижения с помощью сопровождающего.
  5. Кресла-коляски с санитарным оснащением.

    Это кресло со съемным или откидным сиденьем, которое дополняет съемный пластиковый резервуар. Пластмасса обладает небольшим весом и легко поддается мытью и чистке.
  6. Сверхпрочные кресла для полных людей.

    Устройства повышенной грузоподъёмности. При выборе обращайте внимание на конкретные указания весового предела в килограммах.


gastroguru © 2017