Семенович нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Семенович А.В

А.В. СЕМЕНОВИЧ

Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте

Часть I. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Раздел 1. СХЕМА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Введение

Нейропсихология детского возраста - наука о формировании мозговой организации психических процессов. В последнее время она приобретает все большую популярность как метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности у детей, связанного с той или иной мозговой недостаточностью (органической или функциональной) или несформированностью.

Широкое внедрение нейропсихологического луриевского анализа в практику установления причин детской дезадаптации «в норме» доказало его валидность и эффективность как дифференциально- диагностического, прогностического, профилактического и коррекционного инструмента. Правомерность такого утверждения подтверждается той популярностью, которой пользуются у психологов, логопедов, детских невропатологов и учителей разработки Э. Г. Симерницкой, Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной, Н.К. Корсаковой и других.

Нейропсихологический метод действительно занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения. Но описать - это значит понять. Понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого- педагогического сопровождения.

Ведь психические функции ребенка не даны ему изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. И этот путь отнюдь не прямая линия, он гетерохронен и асинхроничен: в какой-то момент начинается бурное и кажущееся «автономным» развитие определенного психологического фактора (фонематического слуха, избирательности памяти, координатных представлений, кинестезии и т. п.). При этом другой фактор находится в состоянии относительной стабильности, а третий - на этапе «консолидации» с совершенно, казалось бы, далекой от него функциональной системой. И самое удивительное состоит в том, что эти разнонаправленные процессы в определенные периоды синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на те требования, которые предъявляет ребенку окружающий мир, и прежде всего, социальное окружение.

Жанр настоящего учебного пособия не предполагает описания всего многообразия процессов,

Введение

Нейропсихология детского возраста - наука о формировании мозговой организации психических процессов. В последнее время она приобретает все большую популярность как метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности у детей, связанного с той или иной мозговой недостаточностью (органической или функциональной) или несформированностью.

Широкое внедрение нейропсихологического луриевского анализа в практику установления причин детской дезадаптации «в норме» доказало его валидность и эффективность как дифференциально-диагностического, прогностического, профилактического и коррекционного инструмента. Правомерность такого утверждения подтверждается той популярностью, которой пользуются у психологов, логопедов, детских невропатологов и учителей разработки Э. Г. Симерницкой, Л.С.Цветковой, Т.В.Ахутиной, Н.К.Корсаковой и других.

Нейропсихологический метод действительно занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения. Но описать - это значит понять. Понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого-педагогического сопровождения.

Ведь психические функции ребенка не даны ему изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. И этот путь отнюдь не прямая линия, он гетерохронен и асинхроничен: в какой-то момент начинается бурное и кажущееся «автономным» развитие определенного психологического фактора (фонематического слуха, избирательности памяти, координатных представлений, кинестезии и т. п.). При этом другой фактор находится в состоянии относительной стабильности, а третий - на этапе «консолидации» с совершенно, казалось бы, далекой от него функциональной системой. И самое удивительное состоит в том, что эти разнонаправленные процессы в определенные периоды синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на те требования, которые предъявляет ребенку окружающий мир, и прежде всего, социальное окружение.

Предложите ему выполнить обратную задачу. Дается аналогичный рисунок, на котором по инструкции психолога надо найти домик. При этом психолог диктует: «Вверх, направо, направо вниз, налево вниз» и т.д. После этого ребенку надо нарисовать письмо-схему само-стоятельно.
73. «Задачи Равена и Айзенка». Прекрасной тренировкой в уме-
нии устанавливать закономерности являются задания типа широко
известных матриц Равена и тестов Айзенка (рис. 32). Инструкция:
«Какой картинкой из нижнего ряда нужно заполнить пустующее
место?»
На начальном этапе решения таких задач взрослому необходимо помочь ребенку выявить закономерность и найти решение.
74. «Продолжи ряд чисел». Даны ряды чисел. Отметьте вместе с
ребенком особенность (закономерность) составления каждого ряда и
продолжите его, назвав (записав) подряд несколько чисел.

6 9 12 15 18 21... 5 10 15 20 25 30...
16 12 15 11 1 4 10.
( Ответ : 24 27 30 33) ( Ответ : 35 40 45 50) .. ( Ответ : 13 9 12 8) 15 12 14 11 13 10(...) 37 И 15 19 23(...) 11 16 14 19 17 22(...)
75. «Найди три числа». Ребенку предлагается: «Напиши три сле-
дующих числа в каждом ряду».
2 4 6 8... 1 4 7 10... 2 1 17 13... (Ответ: 10 12 14) (Ответ: 13 16 19) (Ответ: 9 5 1) 18 1064(...)
2 5 8 11 (...) 8 12 16 20 (...)


Раздел 3 Формирование смыслоообразующей функции психических процессов 237
Глава 7. Роль инициации . Наказание и поощрение
Огромное значение имеет соблюдение инициальных «обрядов». Ини- циация (посвящение) является языком, с помощью которого происходит присвоение ребенком своей новой роли, отражение им появления какого- то нового качества себя: «С сегодняшнего дня я не такой, каким был вчера, теперь я...». Инициация также объединяет членов группы, по- вышая их восприимчивость и способствуя соблюдению правил и иерархии.
Именно поэтому важно в процессе коррекционного курса фик- сировать завершение одного этапа и начало следующего. Неизбежное условие любой инициации— прохождение ребенком определенных «испы- таний», экзаменов, содержание которых вы можете варьировать в за- висимости от его возраста и возможностей.
Инициация в начале занятий может проходить в форме детско-родительского занятия, по завершении которого ребенок может ска- зать: «Видишь, мама, я теперь не такой, как все, у меня важное дело!»
Завершением одного этапа и переходом к следующему может быть проведение заключительной эстафеты, включающей пройден- ный материал. Тем самым психолог подводит черту и констатирует факт перехода к следующему уровню, сообщая ребенку о новых, более сложных и интересных заданиях, с которыми он уже способен спра-виться.
Каждый пройденный этап, а также достижения каждого ребен- ка должны быть обязательно отмечены психологом (родителями) внешними маркерами (значок, фанты, отличительная повязка и т.д.) и присвоением определенной роли («ведущий», «помощник» и т.д.).
В конце коррекционного цикла, наряду с уже упомянутыми мар- керами, абсолютно необходима «тронная» речь психолога: «Теперь вы стали... Вспомните, как трудно было вначале... Сегодня вы уже знаете и умеете так много, что можно назвать вас "Знайками"».
Наказание и поощрение
Необходимым условием любого коррекционного процесса явля- ется система наказаний и поощрений. При этом важно соблюдать «об- щественный договор»: обещанное наказание или поощрение в непрелож-ном порядке должно состояться. «Сила честности» — взаимная игра, законы которой неотвратимы и для взрослого, и для ребенка.
Частично примеры наказаний были описаны выше (выбывание из игры, «скамья запасных» и т.д.). Другим способом наказания яв-

Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002. - 232 с.

Учебное пособие является первым систематизированным изложением основ нейро-психологической диагностики и коррекции отклоняющегося развития (ОР). В нем содержится стимульный материал для нейропсихологического исследования речевых и неречевых психических функций; описание алгоритма (схемы) нейропсихологического обследования и основных нейропсихологических синдромов ОР у правшей и левшей; описание методов комплексной нейропсихологической коррекции ОР, разработанных в соответствии с принципом `замещающего онтогенеза`.
Предлагаемый системный подход эффективен не только в виде психологического сопровождения ОР, но и в работе с детьми, посещающими массовые детские учреждения, а также со взрослыми, так как базируется на классическом (по А.Р.Лурия) методе нейропсихологического анализа. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно психологам, логопедам, дефектологам, врачам.

СКАЧАТЬ

Часть I. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Раздел 1. СХЕМА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Введение
Глава 1. Анамнестические данные и клиническая беседа
Глава 2. Методы исследования латеральных предпочтений
§ 1. Опросник
§ 2. Моторные асимметрии
§ 3. Сенсорные асимметрии
Глава 3. Методы нейропсихологического обследования
§ 1. Двигательные функции
§ 2. Тактильные и соматогностические функции
§ 3. Зрительный гнозис
§ 4. Пространственные представления
§ 5. Слуховой гнозис
§ 6. Память
§ 7. Речевые функции
§ 8. Письмо, чтение и счет
§ 9. Интеллектуальные функции
Глава 4. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития (конспект)
§ 1. Функциональная несформированность лобных отделов мозга
§ 2. Функциональная несформированность левой височной области
§ 3. Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела)
§ 4. Функциональная несформированность правого полушария
§ 5. Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга
§ 6. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга.
§ 7. Атипия психического развития
Раздел 2. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРИ ОТКЛОНЯЮЩЕМСЯ РАЗВИТИИ
Введение
Глава 1. Нейропсихологический подход к анализу пространственных представлений
Глава 2. Методы нейропсихологического исследования пространственных представлений
Глава 3. Типология пространственных представлений и их нарушения у взрослых и детей
Глава 4. Модель иерархического строения пространственных представлений
Раздел 3. ЕСЛИ РЕБЕНОК ЛЕВША. ДИАЛОГ С РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ
Введение
Глава 1. Вглядитесь в своего ребенка!
Глава 2. Большие хитрости маленьких левшей
Глава 3. Не торопите левшу!
Глава 4. Попробуй, разберись в этом пространстве...
Часть II. КОМПЛЕКСНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1, СТАБИЛИЗАЦИЯ И АКТИВАЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗМА. ПОВЫШЕНИЕ ПЛАСТИЧНОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА ГЛУБИННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ МОЗГА, ФОРМИРОВАНИЕ БАЗИСА ПОДКОРКОВО-КОРКОВЫХ И МЕЖПОЛУШАРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
Глава 1. Дыхательные упражнения
Глава 2. Массаж и самомассаж
Глава 3. Работа с мышечными дистониями, патологическими ригидными телесными установками и синкинезиями
§ 1. Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Растяжки. Релаксация
§ 2. Работа с локальными мышечными зажимами и дистониями. Расширение сенсомоторного репертуара
§ 3. Преодоление патологических ригидных телесных установок и синкинезий
Глава 4. Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий
Глава 5. Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов
РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. ОПТИМИЗАЦИЯ И КОРРЕКЦИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПРАВОГО И ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЙ МОЗГА
Глава 1. Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы
Глава 2. Зрительный гнозис
Глава 3. Пространственные и «квазипространственные» представления
§ 1. Освоение телесного пространства
§ 2. Освоение внешнего пространства
§ 3. Пространственные схемы и диктанты
§ 4. Конструирование и копирование
§ 5. «Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции
Глава 4. Кинетические процессы
§ 1. Динамическая организация двигательного акта. Ловкость
§ 2. Графические способности
§ 3. Последовательность, ряд. Время
Глава 5. Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы
§ 1. Неречевые звуки и бытовые шумы. Чувство ритма
§ 2. Речевое звукоразличение. Фонематический слух
Глава 6. Мнестические процессы
§ 1. Тактильная и двигательная память
§ 2. Зрительная память
§ 3. Слухоречевая память
Глава 7. Номинативные процессы
РАЗДЕЛ 3. ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ. ОПТИМИЗАЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РОЛИ ЛОБНЫХ ОТДЕЛОВ МОЗГА
Глава 1. Программирование, целеполагание и самоконтроль. Ритуалы, правила игры и роли
Глава 2. Коммуникативные навыки
Глава 3. Причинно-следственные отношения. Последовательность
Глава 4. Произвольное внимание. Синестезии
Глава 5. Обобщающая функция слова. Многозначность и иерархия понятий. Интеллектуальные процессы
Глава 6. Роль инициации. Наказание и поощрение

КОМПЛЕКСНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра клинических основ специальной психологии и специальной педагогики

Психолого-медико-социальный центр помощи детям и подросткам Северо-Западного округа


Печатается по решению Методического Совета Центра Отдел нейропсихологии

к.п.н. А.В. Семенович, Е.А. Воробьева, Б.А. Архипов, Е.В. Сафронова, Н.А. Иванова, В.М. Шегай, Т.Н. Ланина

Под редакцией проф. А.В. Семенович.

Введение

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается среди учащихся массовых школ. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем проблемы обучаемости их подчас практически неразрешимы.

Заметно увеличивается количество коррекционных классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. При этом специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. Те есть в нынешней детской популяции актуализируются какие-то дизонтогенетические механизмы, не позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит психической деятельности ребенка непосредственно, по типу «симптом - мишень».

Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое - собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний, и формирование ВПФ. Например, целенаправленная работа в сфере слухо-речевой памяти, формирование счетных операций и т. д. Второе направление - методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы, которые зарекомендовали себя при работе со взрослой популяцией

Они направлены, в основном, на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.

Наличие этих двух противоположных по своей направленности подходов - «сверху» и «снизу» - открывают нам еще раз, в ракурсе психологической коррекции, вечную проблему соотношения души (психики) и тела, первый ориентирован «на голову», а второй - «на тело»

Немногочисленные попытки «связать» воедино эти два направления с целью преодоления имеющегося дуализма чаще всего сводятся к обычной суммации: например, в коррекционную программу вводятся и когнитивные, и двигательные методы. Опыт показывает, что желаемые результаты не достигаются, так как в современной популяции детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов.

Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния

Направление, в рамках которого разработана «Комплексная нейропсихологическая….», исходит из того, что воздействие на сенсо-моторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех. ВПФ. Так как он является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т. д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценною участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Последующее включение когнитивной коррекции, также содержащее большое число телесно-ориентированных методов, должно происходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.

Методологически «Комплексная нейропсихологическая коррекция.» опирается на современные (по А.Р. Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе (прежде всего - в ракурсе учения о 3 функциональных блоках мозга); учении Л.С.Цветковой о нейропсихологии и реабилитации; принципе «замещающего онтогенеза».

Методически - на адаптированный вариант базовых нейропсихологических, телесно-ориентированных, этологических, театральных и иных психотехник применительно к детскому возрасту.

Пособие включает 3 раздела, содержание которых отражает иерархически организованную трехуровневую систему комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации отклоняющегося развития Подчеркнем еще раз, что коррекция и абилитация (развитие способностей) практически неразделимы в детском возрасте, ввиду универсальных закономерностей единого онтогенетического процесса

Здесь нет специальных пунктов, посвященных нейропсихологической коррекции чтения (дислексий), письма (дисграфий), счета (дискалькулинй). Это связано с наличием двух соображений. Во-первых, укачанные процессы являются чрезвычайно с южной, как бы «надфункциональной» системой, в состав которой входят и операциональные (речевые, гностические, двигательные и т. д.) и регуляторные факторы. Нейропсихологическая коррекция и абилитация именно этих, ядерных, факторов является залогом адекватного формирования у ребенка и счета, и чтения. Соответственно в настоящем учебном пособии поставлена задача максимально полного описания работы именно с этими базовыми, основополагающими конструктами. Заметим, что практический опыт доказывает, что такой подход зачастую приводит к якобы «спонтанному» преодолению имеющейся недостаточности по математике или русскому языку и литературе.

С другой стороны нельзя не подчеркнуть, что именно дефициту названных процессов (равно, как и речи) и его преодолению у детей посвящено огромное множество дефектологической и логопедической литературы. В нейропсихологии эта проблематика всесторонне и глубоко (как методологически, так и методически) освещена в классических трудах школы Л.С.Цветковой. В этой связи, очевидно, нет необходимости специально останавливаться на данной тематике. Существенно продуктивнее для читателей будет обращение к первоисточникам, отраженным в списке рекомендованной литературы.



gastroguru © 2017