1 понятие социальной стратификации. Социальная стратификация: понятие, критерии, виды

Понятие социальной стратификации. Конфликтологическая и функционалистская теория стратификации

Социальная стратификация - это совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев (с лат. - слой и - делаю).

Автором термина является американский ученый, бывший житель России, Питирим Сорокин.Понятие "стратификация" он заимствовал из геологии.В этой науке этим термином обозначают горизонтальное залегание различных слоев геологических пород.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) родился на Вологодчине, в семье русского, ювелира и крестьянки коме.Окончил Петербургский университет, магистр права.Был активистом партии правых эсеров.В 1919г.основал социологический факультет и стал его первым деканом.В 1922 г. вместе с группой ученых и политических деятелей был выслан Лениным из России.В 1923 работает в США в университете Миннесоты, а в 1930 г. основывает социологический факультет в Гарвардском университете, приглашает на работу Роберта Мертона и Толкотта Парсонса.Именно в 30-60-х годов - пик научного творчества ученого.Всемирную славу ему приносит четырехтомный монография "Социальная и культурная динамика" (1937-1941).

Если социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, то социальная стратификация, т.е. иерархия социальных групп - по поводу общественного распределения результатов труда (социальных благ).

Социальные отношения в любом обществе характеризуются как неравные. Социальное неравенство – это условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам как деньги, власть и престиж. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными. Естественные различия могут стать основой для появления неравных отношений между индивидами. Сильные принуждают слабых, которые одерживают победу над простаками. Неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства. Однако главной чертой общества является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями.

Теории социального неравенства подразделяются на два принципиальных направления: Функционалистская и конфликтологический (марксистский).

Функционалисты , в традициях Эмиля Дюркгейма, выводят социальное неравенство с разделения труда: механического (природного, статевовикового) и органического (возникает вследствие обучения и профессиональной специализации).

Для нормального функционирования общества необходимо оптимальное сочетание всех видов деятельности, но некоторые из них, с точки зрения общества важнее, чем другие, поэтому в обществе всегда должны быть специальные механизмы, для поощрения тех людей, которые выполняют важные функции, например, из-за неравномерности в оплате труда, предоставления определенных привилегий и т.п..

Конфликтологи подчеркивают доминирующую роль в системе общественного воспроизводства дифференциальных (таких, которые распределяют общество на слои) отношений собственности и власти.От того, кто получает контроль над значимыми общественными ресурсами, а также на каких условиях - зависит характер формирования элит и характер распределения социального капитала.

Последователи Карла Маркса, например, главным источником социального неравенства считают частную собственность на средства производства, которая порождает социальное расслоение общества, его разделение на антагонистические классы. Преувеличение роли этого фактора побудило К. Маркса и его последователей к идее, что с ликвидацией частной собственности на средства производства удастся избавиться социального неравенства.

Социодиалект - условные языки и жаргон. Жаргон различают: сословный, профессиональный, возрастной и др.. Условные языки ("Арго") - это лексические системы, выполняющие функции отдельного языка, непонятной непосвященных, например "феня"-язык преступного мира ("бабки" - деньги, "бан" - вокзал, "угол" - чемодан " Клифт "- пиджак).

Типы социальной стратификации

В социологии обычно выделяют три базисных вида стратификации (экономическую, политическую, профессиональную), а также небазисные виды стратификации (культурно-речевая, возрастная и т.д.).

Экономическое расслоение характеризуется показателями дохода и богатства. Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Сюда входят заработная плата, пенсия, пособия, гонорары и т.д. Доходы обычно тратятся на поддержание жизни, но могут накапливаться и превращаться в богатство. Доход измеряется в денежных единицах, которые получает отдельный индивид (индивидуальный доход) или семья (семейный доход) в течение определенного периода времени.

Политическая стратификация характеризуется объемом власти. Власть - способность осуществлять свою волю, определять и контролировать деятельность других людей с помощью различных средств (право, насилие, авторитет и т.д.). Таким образом, объем власти измеряется, в первую очередь, количеством людей, на которых распространяется властное решение.

Профессиональная стратификация измеряется уровнем образования и престижем профессии. Образование - это совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения (измеряется числом лет обучения) и качеством полученных знаний, навыков и умений. Образование также, как доход и власть, является объективной единицейизмерения стратификации общества. Однако важно учитывать также субъективную оценку социальной структуры, ведь процесс стратификации тесно увязан с формированием системы ценностей, на основе которой формируется «нормативная шкала оценивания». Так, каждый человек, исходя из своих убеждений и пристрастий, по-разному оценивают существующие в обществе профессии, статусы и т.п. При этом оценка осуществляется по многим признакам (место жительства, тип досуга и т.д.).

Престиж профессии - это коллективная (общественная) оценка значимости, привлекательности определенного рода занятий. Престиж - это уважение статуса, сложившееся в общественном мнении. Как правило, он измеряется в баллах (от 1 до 100). Так, профессия врача или юриста во всех обществах пользуется уважением в общественном мнении, а профессия дворника, например, имеет наименьшее статусное уважение. В США наиболее престижные профессии - врач, юрист, ученый (профессор университета) и т. п. Средний уровень престижности - менеджер, инженер, мелкий собственник и т.п. Низкий уровень престижности - сварщик, водитель, сантехник, сельскохозяйственный рабочий, дворник и т.п.

В социологии известны четыре главных типа стратификации - рабство, касты, сословия и классы . Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые. Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещения из одной страны в другую никак официально не ограничены.

Рабство - форма, при которой один человек выступает собственностью другого; рабы составляют низкий слой общества, который лишен всех прав и свобод.

Каста - социальная страта, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.Между кастами существуют практически непреодолимые барьеры: человек не может изменить касту в которой она родилась, разрешаются и браки между представителями разных каст.Классическим примером кастовой организации общества является Индия.Хотя з1и949 г. в Индии провозглашена политическую борьбу с кастовостью, в этой стране и сегодня существует 4 основные касты и 5000 неосновных, особо устойчивым кастовый строй есть на юге, в бедных регионах, а также в селах.Однако индустриализация и урбанизация разрушают кастовую систему, так как трудно придерживаться кастовых разграничений в переполненном незнакомыми людьми городе.Пережитки кастового строя существуют также в Индонезии, Японии и других странах.Своеобразной кастовостью отмечался режим апартеида в Южно-Африканской Республике: в этой стране белые, черные и "цветные" (азиаты) не имели права вместе жить, учиться, работать, отдыхать.Место в обществе определялось принадлежностью к определенной расовой группы.Уи994 г. апартеид был ликвидирован, но пережитки его будут существовать еще не одно поколение.

Сословие - социальная группа, обладающая определенными правами и обязанностями, закрепленными обычаем или законом, передаются по наследству.Во времена феодализма в Европе существовали, например, такие привилегированные сословия: дворянство и духовенство; непривилегированной - так называемое третье сословие, который состоял из ремесленников и купцов, а также зависимые крестьяне.Переход из одного состояния в другое был очень сложный, практически невозможно, хотя отдельные исключения случались крайне редко.Скажем, простой казак Алексей Розум, волею судьбы будучи фаворитом императрицы Елизаветы, стал русским вельможей, графом, а его брат Кирилл - гетманом Украины.

Классы (в широком смысле) - социальные страты в современном обществе.Это открытая система, поскольку, в отличие от предыдущих исторических типов социального расслоения, решающую роль здесь играют личные усилия индивида, а не его социальное происхождение.Хотя для того, чтобы перейти из одной страты в другую также приходиться преодолевать определенные социальные барьеры.Есть сыну миллионера всегда легче достичь вершин общественной иерархии.Скажем, среди 700 самых богатых людей мира, по подсчетам журнала "Форбс", - 12 Рокфеллеров и 9 Мэллоун, хотя богатая сегодня человек в мире - Билл Гейтс - отнюдь не был сыном миллионера, он даже университет не закончил.

Социальная мобильность: определение, классификация и формы

Согласно определению П. Сорокина, под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, группы или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой, в результате чего социальное положение индивида или группы меняется.

П.Сорокин различает две формы социальной мобильности:горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Например, переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Но наиболее важным процессом является вертикальная мобильность , представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность) или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность, или социальный подъем и социальное падение. Восходящие течения профессиональной экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем из низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов. Эти группы включаются в высший слой рядом с уже существующими или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует как в форме выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и форме понижения социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильности может служить падение социального статуса профессиональной группы инженеров, которая некогда занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть.

Также различают индивидуальную социальную мобильность и групповую (групповая, как правило, является следствием серьезных социальных сдвигов, как революции или экономические преобразования, иностранные интервенции или изменения политических режимов и др.)..Примером групповой социальной мобильности может быть падение социального статуса профессиональной группы учителей, которые в свое время занимали очень высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, из-за поражения на выборах или в результате революции потеряла реальную власть. Согласно образному выражению Сорокина, случай нисходящей индивидуальной социальной мобильности напоминает падение человека с корабля, а групповой - корабль, затонувший со всеми людьми, которые были на борту.

В обществе, которое развивается стабильно, без потрясений, преобладают не самые групповые, а индивидуальные перемещения по вертикали, то есть поднимаются и опускаются ступенями социальной иерархии не политические, профессиональные, сословные или этнические группы, а отдельные индивиды.В современном обществе индивидуальная мобильность очень высока.Процессы индустриализации, затем - сокращение доли неквалифицированных рабочих, рост потребности в служащих менеджерах, бизнесменах, побуждают людей изменять свой социальный статус.Однако даже в наиболее традиционном обществе не существовало непреодолимых барьеров между стратами.

Социологи различают также мобильность между поколениями и мобильность в пределах одного поколения.

Межпоколенная мобильность (интергенерационная мобильность) определяется сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (например, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Исследования показывают, что значительная часть, возможно даже большинство, российского населения перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении.

Внутрипоколенная мобильность (интрагенерационная мобильность) предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени. Результаты исследований свидетельствуют о том, что многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий. Однако мобильность у большинства носила ограниченный характер. Перемещения на короткое расстояние являются правилом, а на большое - исключением.

Стихийная и организованная мобильность.

Примером стихийной м обильности могут служить перемещения с целью заработка жителей ближнего зарубежья в крупные города России.

Организованная мобильность - перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством. Эти перемещения могут осуществляться:

а) с согласия самих людей,

б) без их согласия.

Примером организованной добровольной мобильности в советское время могут служить перемещения молодежи из разных городов и сел на комсомольские стройки, освоение целинных земель и т.п. Примером организованной недобровольной мобильности может служить репатриация (переселение) чеченцев и ингушей в годы войны с немецким нацизмом.

От организованной мобильности следует отличатьструктурную мобильность . Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов.Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей.

Каналы вертикальной мобильности

Самое полное описание каналоввертикальной мобильности дано П. Сорокиным. Только он их называет «каналами вертикальной циркуляции». Он считает, что между странами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные «лифты», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.

Особый интерес представляют социальные институты - армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции.

Армия функционирует в качестве канала вертикальной циркуляции больше всего в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости.

Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого ранга, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и тысячи других командующих достигли самого высокого положения благодаря армии.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей из низов до вершин общества. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 - из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII, католическое духовенство обязывал не иметь детей. Благодаря этому после смерти должностных лиц, освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.

Помимо восходящего движения, церковь стала каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высших рангов.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы Конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. В открытом обществе «социальный лифт» движется с самого низа, происходит по всем этажам и достигает самого верха.

В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты. Таким образом, китайская школа постоянно возвышала простых людей и препятствовала продвижению высших слоев, если они не соответствовали требованиям. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом социальной циркуляции.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они - один из самых простых и действенных способов социального продвижения. Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел.

Любое общество, состоящее из отдельных единиц, наделённых индивидуальностью, не может быть однородным. Оно неизбежно расслаивается на группы, разделяемые по типу выполняемого труда (физический либо умственный), типу поселения (городское либо сельское), уровню достатка и т.д.

Всё это напрямую оказывает влияние на каждого из членов общества, порождая социальные различия, нередко закрепляемые укладом жизни, получаемым воспитанием и образованием.

Социальная стратификация общества

Изучением социального неравенства занимается специальная наука – социология. В её понятийном аппарате общество не является единым, а разделено на слои, называемые стратами. Разделение общества на страты называют социальной стратификацией, причём для удобства изучения страты рассматриваются в вертикальной шкале по какому-либо изучаемому критерию.

Так, если рассматривать стратификацию по уровню образования, в самую нижнюю страту войдут полностью неграмотные люди, чуть выше – те, кто получил необходимый образовательный минимум, и так далее, до верхней страты, в которой расположится интеллектуальная элита общества.

Основными критериями социальной стратификации принято считать:

— уровень дохода отдельных лиц и семей;

— уровень властных полномочий;

— уровень образования;

— престиж занимаемой социальной ниши.

Несложно заметить, что первые три показателя выражаются в объективных цифрах, тогда как престиж зависит от отношения других членов общества к статусу конкретного человека.

Причины социального неравенства

Расслоение любого общества, или образование иерархических групп, является процессом динамическим. Теоретически любой член общества, повысив, к примеру, свой образовательный уровень, переходит в более высокую страту. На практике же многое зависит от уровня доступа к социальным благам. Стратификация – это иерархическое построение, базирующееся на распределении в обществе произведённых им социальных благ.


В социологии считается, что причинами социальной стратификации являются:

— разделение по половому (гендерному) признаку;

— наличие и уровень врождённых способностей к тому или иному занятию;

— изначально неравный доступ к ресурсам, т.е. классовое неравенство;

— наличие политических прав, экономических привилегий и/или каких-либо социальных льгот;

— престижность той или иной деятельности в сложившемся социуме.

Социальная стратификация касается не только отдельных индивидуумов, но и целых кластеров внутри общества.

Социальное неравенство с древнейших времён было и остаётся одной из основных проблем любого социума. Оно является источником множества несправедливостей, в основе которых лежит невозможность для тех членов общества, которые принадлежат к низшим социальным стратам, полностью раскрыть и реализовать свой личностный потенциал.

Функциональная теория стратификации

Как и всякая другая наука, социология для построения моделей общества вынуждена упрощать различные социальные явления. Функциональная теория стратификации для описания страт общества использует в качестве исходных постулатов:

— принцип изначально равных возможностей для каждого члена общества;

— принцип достижения успеха самыми приспособленными членами общества;

— психологический детерминизм: успех зависит от индивидуальных психологических черт личности, т.е. от интеллекта, мотивации, потребности роста и т.д.;

— принцип этики труда: упорство и добросовестность обязательно вознаграждаются, тогда как неудачи вытекают из отсутствия или недостатка хороших качеств личности и т.д.

Функциональная теория стратификации предполагает, что в высших стратах должны пребывать наиболее квалифицированные и способные люди. От уровня личных способностей и квалификации зависит место, занимаемое человеком в иерархической вертикали.


Если в ХХ столетии идеологической основой служила классовая теория, то сегодня её предлагается заменить теорией социальной стратификации, основы которой были разработаны М. Вебером, а после него – другими известными социологами. В её основе – извечное и непреодолимое неравенство членов общества, которое предопределяет его многообразие и служит основой динамичного развития.

Если посмотреть на социальную структуру общества как на комплекс социальных групп, что имеют разительные отличия друг от друга, социологи обязаны ответить на вопрос о том, как отличить эти группы между собой. Изучает этот вопрос стратификация в обществознании. Это система выверенных признаков, согласно которым индивида относят к определенной группе. Именно об этом социальном явлении сегодня и поговорим.

Теория стратификации

Чтобы иметь возможность различать социальные группы, а также изучать их, в начале 40-х годов ХХ века была разработана теория социальной стратификации. Над ее созданием работали Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Дэвис, У. Мур. Социологи уверяли, что стратификация в обществознании - это процесс, который был спровоцирован распространением исполняемых функций необходимых для жизни общества. Согласно их мнению, благодаря социальной стратификации в обществе можно выделить упорядоченные слои, которые сформировались на основе важных признаков.

Не стоит также забывать, что подход социальной стратификации является одновременно методом и методологией изучения социальной структуры общества. Он основан на принципах:

  • Обязательного исследования всех общественных трат.
  • Необходимости применения в сравнительном анализе одинаковых критериев.
  • Применения достаточного количества критериев, которые позволят провести глубокий анализ социального пласта.

О стратификации

Понятие «стратификация» было взято из геологии Питиримом Сорокиным. В обществознании стратификация - это процесс социального воспроизведения, в ходе которого все слои, классы, касты и группы являются неравными, поэтому вынуждены размещаться в иерархическом порядке. Другими словами, общественная стратификация - это разделение социума на разные группы людей, что объединены по одинаковым признакам. Основные критерии стратификации в обществознании - это уровень доходов, доступ к власти и знаниям, характер труда, проведение досуга.

Таким образом, выделяют экономическую, профессиональную и политическую стратификации. Но это еще не все, стратификация в обществознании - это источник, позволяющий определить устойчивые элементы общественной структуры. В ходе исторического развития образовалось три типа стратификации.

Касты

Одним из этих типов являются касты. В дословном переводе с португальского это слово значит «происхождение». То есть под кастами понимают закрытые группы, которые связаны происхождением и статусом. Чтобы стать членом этого объединения, нужно в нем родиться, к тому же не предусмотрена возможность вступать в браки представителям разных каст. Проще говоря, кастовая система очень ограничена, это место для тех, кому просто повезло.

Самой знаменитой кастовой системой считается пример стратификации в Индии. Согласно преданиям, общество первоначально было разделено на 4 варны, которые были созданы из разных частей тела, символизировавших человека. Так, «устами» общества выступали брахманы (жрецы и эрудиты). «Руками» были кшатрии (предводители и солдаты). Роль «торса» исполняли вайшьи (торговцы и селяне), а «ступнями» считались шудры (зависимые лица).

Сословия

Еще один тип стратификации в обществознании получил название "сословие". Это особая группа людей, чьи правила поведения, повинности и права передаются по наследству. В противоположность кастовой системе стать частью определенного сословия проще, так как это осознанный выбор человека, а не результат фатального стечения обстоятельств. В странах Европы XVIII-XIX века существовала следующая система сословий:

  • Дворянство - группы людей с особыми привилегиями, обычно им присваивали разные титулы, такие как герцог, барон, князь и т.д.
  • Духовенство - если исключать жрецов, то все остальные, кто служил церкви, считались духовенством. В свою очередь, оно разделялось на два вида: «черное» - вся монашеская братия, «белое» - не монашествующие люди, которые оставались верны церковным догмам.
  • Купечество - когорта людей, промышляющих торговлей.
  • Крестьянство - люди, у которых основу трудовой деятельности составляло земледелие и сельскохозяйственный труд.
  • Мещанство - группы людей, что живут в городах, занимаются ремеслом, торговлей или состоят на службе.

Классы

Определение стратификации в обществознании невозможно без понятия «класса». Под классом подразумевают группу людей, которая отличается свободой доступа к собственности. Впервые такое понятие в обществознание ввел Карл Маркс, он говорил, что положение индивида в социуме определяется его доступом к материальным благам. Так возникло классовое неравенство. Если рассматривать на конкретных исторических примерах, то в рабовладельческой общине определялись всего два класса: рабы и их хозяева. Основными слоями феодального общества выступали феодалы и зависимые от них селяне.

Однако в современных социологических науках классами называют группы индивидов, которые похожи по критериям политической, экономической и социально-культурной принадлежности. Поэтому в каждом современном социуме можно выделить:

  • Высший класс (элита или богатые люди).
  • Средний класс (профессионалы своего дела, служащие, рабочие с квалификацией).
  • Низший класс (рабочие без квалификации, маргиналы).
  • Андеркласс (люди, находящиеся на самом «дне» системы).

Страты

Таким образом, можно сказать, что единицей общественной стратификацией выступают страты - группы людей, которые объединены по определенному признаку. Понятие «страта» - самый универсальный термин, которым можно характеризовать как большие классы людей, так и малые группы, что объединены по одному критерию.

Что касается примеров стратификации в обществознании, это могут быть представители элиты и массы. Как говорил Паретто, в каждом обществе есть 20% элиты - людей, что руководят общественным порядком и предотвращают возникновение анархии. И 80%, так называемой массы - простых людей, которые не имеют доступа к общественной власти.

Стратификация - это тот критерий, что является показателем неравенства, которое царит в обществе. Разделение на группы показывает, в насколько разных условиях проживают люди в обществе. У них неодинаковый потенциал и доступ к социальным благам. Но вопреки всему, лишь благодаря стратификации можно получить подробную характеристику общественной структуры.

Мобильность

В обществознании социальная стратификация и мобильность - неразрывно связанные между собой понятия. Под мобильностью принято подразумевать динамические изменения. Как говорил Питирим Сорокин: «Социальная мобильность представляет собой процесс перемещения индивида или другого объекта (нормы, ценности) в иную социальную плоскость».

Например, человек может изменить свое положение в социуме, а вместе с этим начнет принадлежать к другому классу. Хорошим примером качественной социальной мобильности может быть банальная история о том, как бедный парень стал миллионером.

Так же как и общественная стратификация, мобильность имеет свои разновидности. В первую очередь выделяют вертикальную и горизонтальную мобильность.

Вертикальная мобильность

Вертикальная мобильность - это процесс, который характеризуется изменениями, которые можно описать как «лучше того, что было» или «хуже того, что было». Например, человек получил повышение на работе, надбавку к жалованию или высшее образование. Это положительные изменения, которые называют восходящей мобильностью.

Примером нисходящей мобильности может стать увольнение, понижение по службе или любая другая ситуация, которая изменяет обстоятельства в худшую сторону.

Горизонтальная мобильность

Помимо вертикальной мобильности существует еще и горизонтальная динамика. Если в первом случае человек имел возможность перемещаться в пределах своей страты, то в этом случае он перемещается исключительно по своему слою.

Например, программист поменял место работы и переехал в другой город. Он так и принадлежит к среднему классу населения, просто изменил свое территориальное положение. Или если человек меняет специфику работу без существенного повышения в заработке. Например, он работал секретарем, а стал помощником бухгалтера. Специфика работы вроде и другая, обязанностей больше, а зарплата существенно не изменилась. Поэтому можно сказать, что мобильность считается горизонтальной, если человек меняет свою социальную группу на ту, что расположена на том же уровне.

Межпоколенная и внутрипоколенная мобильность

Такое понятие больше распространено в странах Америки, в частности в Штатах, где в обществе придерживаются мнения, что последующее поколение должно жить лучше, чем предыдущее. А под анархией понимают не безвластие, о котором говорил Дюркгейм, а несоответствие потребностей и ресурсов.

Межпоколенная мобильность определяется процессом, в ходе которого ребенок занимает лучшее или худшее положение в обществе, чем его родители. Например, если родители были низко квалифицированными работниками, а их ребенок стал ученым, это положительная межпоколенная мобильность.

Внутрипоколенная мобильность определяется изменением социального статуса на протяжении всего жизненного периода независимо от достижений родителей.

Группы и люди

Исследуя понятия общественной мобильности и стратификации, сложно не отметить такие определения, как индивидуальная и групповая динамика.

Особого внимания заслуживает групповая мобильность - динамический процесс, при котором свое положение в социуме меняет целое сословие, каста или класс. К примеру, после распада СССР, когда остановилось множество заводов, невостребованными стали инженеры. Целый класс инженеров в краткие сроки вынужден был менять свою специализацию. Этот вид мобильности является характерной особенностью обществ, которые находятся в состоянии тотальных изменений.

При индивидуальной мобильности каждый человек самостоятельно меняет свою принадлежность к конкретной страте.

Выводы

В общем, как показывают исследования, на социальную мобильность оказывает влияние политический режим, этапы модернизации и социально-экономическая ситуация в социуме. А также особенности самого индивида: его образование, характер и т.д.

Но что такое стратификация в обществознании? Простыми словами - это разграничение социума на богатых и бедных. А уже потом этих богатых и бедных можно поделить на страты с разными характеристиками. Общественная структура в любом социуме - это основной критерий, который помогает обществу эволюционировать. Благодаря тому, какие страты превалируют в определенном социуме, можно определить, какая стратегия развития подойдет ему больше всего.

1. Понятие и основные критерии социальной стратификации

Стратификация - это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Причем социальное неравенство воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества.

Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. - М.: наука. 1994. С. 154. .

Основой стратификации в социологии выступает неравенство, т.е. неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Первыми пытались объяснить природу социальной стратификации К.Маркс и М.Вебер.

К. Маркс считал, что в капиталистических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средствами производства,- класс капиталистов-угнетателей, или буржуазия, и тех, кто может продавать только свой труд,- угнетенный рабочий класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении.

Полагая, что Маркс чересчур упростил картину стратификации, Вебер утверждал, что в обществе существуют и другие линии раздела, которые не зависят от классовой принадлежности или экономического положения, и предложил многомерный подход к стратификации, выделив три измерения: класс (экономическое положение), статус (престиж) и партию (власть). Каждое из этих измерений является отдельным аспектом социальной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать

Функционалистская теория стратификации была сформулирована в 1945 г. К.Дейвисом и У.Муром. Стратификация существует в силу своей универсальности и необходимости, общество не может обойтись без расслоения. Социальный порядок и интеграции требуют определенной степени стратификации. Система стратификации позволяет заполнить все статусы, образующие социальную структуру, вырабатывает у индивида стимулы для выполнения обязанностей, ассоциирующихся с их положением.

Распределение материальных благ, властных функций и социального престижа (неравенство) зависит от функциональной значимости позиции (статуса) индивида. В любом обществе есть позиции, которые требуют специфических способностей и подготовки. У общества должны быть определенные выгоды, которые используются в качестве стимулов для занятия людьми позиций и выполнения ими соответствующих ролей. А также определенные способы неравномерного распределения этих выгод в зависимости от занимаемых позиций. Функционально важные позиции должны вознаграждаться соответствующим образом. Неравенство выполняет роль эмоционального стимула. Блага встроены в социальную систему, поэтому стратификация - структурная особенность всех обществ. Всеобщее равенство лишило бы людей стимула к продвижению, желания прилагать все усилия для выполнения обязанностей. Если стимулов недостаточно и не статусы оказываются незаполненными, общество распадается. Данная теория имеет ряд недостатков (не учитывает влияние культуры, традиций, семьи и др.), но является одной из наиболее разработанных.

Одним из создателей современной теории стратификации является П.А.Сорокин. Он вводит понятие «социальное пространство» как совокупность всех социальных статусов данного общества, заполненное социальными связями и отношениями. Способ организации этого пространства - стратификационный. Социальное пространство является трёхмерным: каждое его измерение соответствует одной из трех основных форм (критриев) стратификации. Социальное пространство описывается тремя осями: экономический, политический и профессиональный статус. Соответственно позиция индивида или группы описывается в этом пространстве с помощью трёх координат.

Совокупность индивидов, обладающих схожими социальными координатами и образуют страту. Основа стратификации - неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния.

Большой вклад в решение практических и теоретических задач стратификации российского общества внесла Т.И. Заславская. По её мнению, социальная структура общества - это сами люди, организованные в разного рода группы (слои, страты) и выполняющие в системе экономических отношений все те социальные роли, которые рождает экономика, которых она требует. Именно эти люди, их группы проводят в жизнь определенную социальную политику, организуют развитие страны, принимают решения. Таким образом, в свою очередь, социальное и экономическое положение этих групп, их интересы, характер их активности и взаимоотношения друг с другом влияют на развитие экономики Глотов М.Б. Современные концепции социальной стратификации// Социальные проблемы, 2008. № 5. С. 14. .

Таким образом, можно выделить следующие критерии социальной стратификации:

1. Экономическое положение . Экономическое измерение стратификации определяется богатством и доходом. Богатство - то, чем люди владеют. Доход понимается упрощенно как количество получаемых людьми денег.

2. Престиж - авторитет, влияние, уважение в обществе, степень которых соответствует определенному социальному статусу. Престиж - явление неосязаемое, нечто подразумеваемое. Однако в повседневной жизни человек обычно стремится придать престижу ощутимость - присваивает титулы, соблюдает ритуалы уважения, выдает почетные степени, демонстрирует свое «умение жить». Эти действия и объекты выполняют роль символов престижа, которым мы присваиваем социальную значимость.

3. Власть определяет, какие именно люди или группы смогут воплотить свои предпочтения в реальность социальной жизни. Власть - это способность отдельных лиц и социальных групп навязывать свою волю другим и мобилизовывать имеющиеся ресурсы для достижения цели.

4. Социальный статус - это тот относительный ранг, со всеми вытекающими из него правами, обязанностями и жизненными стилями, который индивид занимает в социальной иерархии. Статус может приписываться индивидам при рождении независимо от качеств индивида, а также на основании пола, возраста, семейных взаимосвязей, происхождения, или может являться достигнутым в конкурентной борьбе, что требует особых личных качеств и собственных усилий Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология:

2. Т ипы социальной стратификации

Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации:

-рабство;

-касты;

- сословия;

- классы.

Первые три системы характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые. Закрытость общества определяется запретом социального перемещения из нижней страты в высшую. В открытом обществе официальных ограничений на переход нет.

2.1 Рабство

Рабство - это тип стратификации, который характеризируется экономической, юридической и социальной формой закрепощения людей, которая граничит с крайним социальным неравенством и полным бесправием. На пути становления рабство свершило эволюционное развитие.

Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб.: Питер, 2002. С.688..

Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, осужденные на пожизненные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

Не везде статус раба передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически тоже становились рабами, хотя в некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев.

Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов

Таким образом, рабство было следствием военного поражения, преступления или невыплаченного долга, а не признаком некоего, изначально присущего каким-то людям природного качества.

Хотя рабовладельческая практика была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой - рабом (не имеющим привилегий) Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарики, 1998. С. 161. .

Есть две формы рабства: классическая и патриархальная.

При патриархальной форме раб обладает всеми правами младшего члена семьи, при классической форме - раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда).

На типе зрелости рабство становится рабовладением. Когда упоминается рабство как исторический тип стратификации, то имеют виду его высшую стадию - рабовладение. Указанная форма социальных отношений единственная в истории, когда человек, принадлежащий к нижнему слою, является собственностью того, кто выше по чину.

2. 2 Касты

Кастовая система не настолько древняя как рабовладельческий строй. Рабство наблюдалось практически во всех странах, а о кастах целесообразно говорить только в Индии и частично в Африке. Индия - классическое кастовое общество. В первые столетия новой эры оно пришло на смену рабовладельческого общества.

Каста - это социальная группа (страта), принадлежать к которой человеку разрешено исключительно в зависимости от рождения Социология. Учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. С. 211. .

Базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия - браки в рамках собственной группы - и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Невозможен переход в другую касту при жизни, только вновь родившись человек, сможет находиться в другой касте. Кастовое положение фиксируется религией индусов. Религиозные представления таковы, что человеку дано прожить больше одной жизни. Попадание в ту ил иную касту зависит от того, как человек ведет себя в предыдущей жизни.

Наиболее ярким примером кастового общества является индия. В Индии существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из различных частей бога Брахмы:

а) брахманы - священнослужители;

б) кшатрии - воины;

в) вайшьи - купцы;

г) шудры - крестьяне, ремесленники, рабочие.

Четыре основные индийские касты, или Варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом.

Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию. Их прикосновение к представителю высшей касты делает этого человека «нечистым». В некоторых случаях нечистой считается даже тень неприкасаемого, поэтому ранним утром и в полдень, когда фигуры отбрасывают самые длинные тени, членам касты неприкасаемых даже запрещается заходить в некоторые деревни. Те, кто «испачкался» от прикосновения с отверженным, должны исполнить ритуалы очищения, или омовения, для восстановления чистоты.

Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кастовой системы, силу вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, которые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, диктуются кастовыми законами.

Еще одним примером общества, в котором существовала кастовая система является Южная Африка. Население страны разделялось на четыре расовые группы: европейцы (белые), африканцы (черные), цветные (смешанная раса) и азиаты. Принадлежность к конкретной группе определяла, где тот или иной человек имеет право жить, учиться, работать; где тот или иной человек имеет право купаться или смотреть кино - белым и не-белым запрещалось находиться вместе в общественных местах. После десятилетий международных торговых санкций, спортивных бойкотов и т.п. африканеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую систему.

2.3 Сословия

Сословие является социальной группой, где закреплен обычай и юридический законы, которые передаются по наследству обязанностями и правами.

Сословия были частью европейского феодализма, но имелись также во многих других традиционных обществах. Феодальные сословия включают страты с различными обязанностями и правами; некоторые из этих различий устанавливаются законом Григорьев С.И. Основы современной социологии: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2009. С. 181. .

Европа на рубеже XIV и XV веков являлась классическим образцом сословного общества. В Европе сословия включали аристократию и дворянство. Духовенство составляло другое сословие, имея более низкий статус, но обладая различными привилегиями. К так называемому «третьему сословию» относились слуги, свободные крестьяне, торговцы и художники. В противоположность кастам, межсословные браки и индивидуальная мобильность воспринимались толерантно.

Основой распределения на сословия была земельная собственность. В каждом сословии права и обязанности фиксировались юридическим законом и подкреплялись священными узами религиозной доктрины. Наследство определяло членство в сословии. Что касается социальных барьеров, то в сословии они были очень жесткими.

В каждом сословии наблюдалось большое количество рангов, профессий, уровней и чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).

Сословие, которое находилось на высшей иерархической позиции, имело более высокий статус.

Характерная черта сословий - наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения.

В феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сословию - дворянству. Именно им давались титулы, мундиры и т.д.Титулы - установленные законом словесные обозначения служебного и сословно-родового положения их обладателей, кратко определявшие правовой статус. В России в XIX в. существовали такие титулы, как «генерал», «статский советник», «камергер», «граф», «флигель-адъютант», «статс-секретарь», «превосходительство» и «светлость».

Мундиры - официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и визуально выражавшая их.

Ордена - вещественные знаки отличия, почетные награды, дополнявшие титулы и мундиры. Орденское звание (кавалер ордена) представляло собой частный случай мундира, а собственно орденский знак - обычное дополнение любой форменной одежды.

Стержнем системы титулов, орденов и мундиров выступал чин - ранг каждого государственного служащего (военного, штатского или придворного). 24 января 1722 г. Петром I в России была введена новая система титулов, правовой основой которой послужила «Табель о рангах». Табель предусматривала три основных рода службы: воинскую, штатскую и придворную. Каждая делилась на 14 рангов, или классов.

Государственная служба строилась на принципе, согласно которому служащий должен был пройти всю иерархию снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. Класс обозначал ранг должности, который получил название классного чина. За его обладателем закрепилось наименование «чиновник».

К государственной службе допускалось лишь дворянство - поместное и служилое. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родословия, родового герба, портретов предков, предания, титулов и орденов. Общая численность дворянского сословия и классных чиновников (с членами семей) равнялась в середине XIX в. 1 млн Кравченко А.И. Социология. Общий курс. Пособие для вузов. - М.: Логос, 2002. С. 411. .

2.4 Классы

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному, хотя на самом деле классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.

Принадлежность к социальному слою в рабовладельческом, кастовом и сословно-феодальном обществах фиксировалась официально-правовыми либо религиозными нормами. В дореволюционной России каждый человек знал, в каком сословии он состоит. Людей что называется приписывали к той или иной социальной страте.

В классовом обществе дело обстоит иначе. Государство не занимается вопросами социального закрепления своих граждан. Единственный контролер - общественное мнение людей, которое ориентируется на обычаи, сложившуюся практику, доходы, образ жизни и стандарты поведения. Поэтому точно и однозначно определить число классов в той или иной стране, число страт или слоев, на которые они разбиваются, принадлежность людей к стратам очень сложно.

Класс - это большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям, доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу, обладающая одинаковым социально-экономическим статусом. Термин «класс» был введен в научный оборот в начале XIX в., заменив такие термины, как «ранг» и «порядок», использовавшиеся для описания основных иерархических групп в обществе Маршак А.Л. Социология: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. С. 89. .

Истоки теории социального класса можно найти в трудах таких политических философов, как Томас Гоббс, Джон Локк и Жан Жак Руссо, которые обсуждали вопросы социального неравенства и расслоения, а также французских и английских мыслителей конца XVIII - начала XIX в., выдвинувших идею о том, что неполитические общественные элементы - экономическая система и семья - в значительной мере определяют форму политической жизни в обществе. Эту идею развивал французский социальный мыслитель Анри Сен-Симон, утверждавший, что государственная форма правления соответствует характеру системы экономического производства.

Первую типологию классов США предложил в 40-е гг. XX в. американский социолог Л. Уорнер. Верхний-высший класс включал так называемые старые семьи. Они состояли из наиболее преуспевающих бизнесменов и тех, кого называли профессионалами. Проживали они в привилегированных частях города.

Низший-высший класс по уровню материального благополучия не уступал верхнему - высшему классу, но не включал старые родовые семьи.

Верхний-средний класс состоял из собственников и профессионалов, которые обладали меньшим материальным достатком в сравнении с выходцами из двух верхних классов, но зато они активно участвовали в общественной жизни города и проживали в довольно благоустроенных районах.

Нижний-средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие. Верхний-низший класс включал малоквалифицированных рабочих, занятых на местных фабриках и живущих в относительном достатке.

Нижний-низший класс составляли те, кого принято называть «социальным дном». Это обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений.

Во всех двусоставных словах первое слово обозначает страту, или слой, а второе - класс, к которому данный слой относится.

В настоящее время социологи придерживаются единого взгляда на характеристики основных социальных классов в современных обществах и обычно выделяют три класса: высший, низший и средний.

Высший класс в современных индустриальных обществах состоит преимущественно из представителей влиятельных и богатых династий. К примеру, в Соединенных Штатах более 30% всего национального богатства сконцентрировано в руках 1% верхушки собственников. Владение столь значительной собственностью обеспечивает представителям этого класса прочность положения, которое не зависит от конкуренции, падения курса ценных бумаг и пр. Они имеют возможность влиять на экономическую политику и политические решения, что нередко помогает сохранять и преумножать семейное благосостояние.

Средний класс включает в себя наемных работников - чиновников среднего и высшего уровня, инженеров, преподавателей, руководителей среднего звена, а также владельцев небольших магазинов, предприятий, ферм.

На самом высоком своем уровне -состоятельные профессионалы или управляющие крупными компаниями - средний класс сливается с высшим, а на самом низком уровне - занятые рутинными и низкооплачиваемыми видами работ в сфере торговли, распределения и транспорта - средний класс сливается с низшим.

Рабочий класса индустриальных обществах традиционно включает в себя наемных рабочих, занятых физическим трудом в добывающем и производственном секторах экономики, а также тех, кто выполняет низкооплачиваемую, низкоквалифицированную, не охваченную профсоюзами работу в индустрии услуг и розничной торговле. Существует разделение рабочих на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных, что, естественно, отражается на уровне заработной платы. В целом для рабочего класса характерны отсутствие собственности и зависимость от высших классов в отношении получения средств к существованию -- заработной платы. С этими условия-ми связаны относительно низкие стандарты жизни, ограниченный доступ к высшему образованию и исключение из сфер принятия важных решений.

Во второй половине XX в. в промышленно развитых странах произошел общий сдвиг в экономике от производственного сектора к сектору услуг, что привело к сокращению численности рабочих. В Соединенных Штатах, Великобритании, в других странах упадок в добывающей и обрабатывающей отраслях промышленности привел к появлению постоянного «ядра» безработных, оказавшихся в стороне от главного экономического потока. Эта новая прослойка постоянных безработных или не полностью занятых рабочих была определена некоторыми социологами как низший и класс.

Заключение

социальная стратификация рабство неравенство

Таким образом, изучив понятие социальной стратификации и рассмотрев ее исторические формы можно сделать следующие выводы:

1. Обращаясь к социальной структуре общества, важно не только анализировать многообразие социальных групп и их классификации, но и их «расположение» в социальном пространстве, причем расположение неравное. Последнее делается с помощью теории социальной стратификации. Необходимо отметить, что социальная стратификация является той же социальной структурой общества, в которой социальные группы расположены в определенной иерархии, представляющей собой социальное неравенство.

2. Социальная стратификация - это то же самое, что социальное расслоение по определенному критерию. Такими главными критериями в современной социологии считаются размер доходов, доступ к власти, статус уровень образования. Эти критерии выражают отношения неравенства между людьми. Ни один из критериев нельзя абсолютизировать, использовать их надо комплексно, в сочетании, к тому же значение отдельных критериев может расти и падать вместе с социальными изменениями, переживаемыми обществом.

3. В социологии выделяют 4 исторических типа социальной стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

Исторически первой системой социальной стратификации является рабство. Рабство - это экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Когда говорят о рабстве как об историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию.

Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Касты - это наследственные группы людей, занимающие определённое место в социальной иерархии, связанные с традиционными занятиями и ограниченные в общении друг с другом.

Формой стратификации, предшествующей классам, являются сословия.

Сословия - это социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий.

Основной же характеристикой такой системы социальной стратификации как класс является относительная гибкость ее границ. Класс можно определить как большую социальную группу людей, которые владеют или же не владеют средствами производства, занимающую свое место в системе разделения труда в обществе и характеризующуюся определенным способом получения дохода.

4. Из вышеуказанных исторических типов социальной стратификации рабство, кастовый и сословный строй относят к закрытым обществам, то есть к таким в которых переход из одной страты в другую практически запрещен. Приписываемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратификации.

В социологических исследованиях теория социальной стратификации не имеет единой целостной формы. Основу ее составляют разноплановые концепции, касающиеся теории классов, общественных масс и элит, как взаимодополняющие, так и не соответствующие друг другу. В качестве основных критериев, определяющих исторические типы стратификации, выступают имущественные отношения, права и обязанности, система подчинения и др.

Основные понятия стратификационных теорий

Стратификация представляет собой «иерархически организованное взаимодействие групп людей» (Радаев В. В., Шкаратан О. И., «Социальная стратификация»). К критериям дифференциации применительно к историческому типу стратификации относятся:

  • физико-генетический;
  • рабовладельческий;
  • кастовый;
  • сословный;
  • этакратический;
  • социально-профессиональный;
  • классовый;
  • культурно-символический;
  • культурно-нормативный.

При этом собственный критерий дифференциации и способ выделения различий будут определять все исторические типы стратификации. Рабство, например, как исторический тип в качестве основного критерия будет выделять права гражданства и собственности, а в качестве способа детерминации - кабальное право и военное принуждение.

В наиболее обобщенном виде можно представить следующим образом исторические типы стратификации: таблица 1.

Основные типы стратификации

Определение

Субъекты

Форма неравенства, при которой одни индивиды являются полной собственностью других.

рабы, рабовладельцы

Социальные группы, придерживающиеся жестких норм группового поведения и не допускающие в свои ряды представителей иных групп.

брахманы, воины, крестьяне и др.

Сословия

Большие группы людей, имеющих одинаковые права и обязанности, передающиеся по наследству.

духовенство, дворяне, крестьяне, горожане, ремесленники и др.

Социальные общности, выделяемые по принципу отношения к собственности и общественному разделению труда.

рабочие, капиталисты, феодалы, крестьяне и др.

Следует отметить, что исторические типы стратификации - рабство, касты, сословия и классы - не всегда имеют четкие границы между собой. Так, например, понятие касты используют преимущественно к индийской стратификационной системе. Категорию брахманов мы не встретим в какой-либо другой Брахманы (они же жрецы) наделялись особыми правами и привилегиями, которых не было больше ни у одной другой категории граждан. Считалось, что жрец говорит от имени Бога. По индийскому преданию, брахманы были созданы из уст Бога Брахмы. Из его рук были сотворены воины, главным из которых считался царь. При этом человек принадлежал к той или иной касте с рождения и не мог менять ее.

С другой стороны, крестьяне могли выступать как в качестве отдельной касты, так и в качестве сословия. При этом они также могли разделяться на две группы - простые и богатые (зажиточные).

Понятие социального пространства

Известный отечественный социолог Питирим Сорокин (1989-1968 гг.), исследуя исторические типы стратификации (рабство, касты, классы), в качестве ключевого понятия выделяет «социальное пространство». В отличие от физического, в социальном пространстве находящиеся рядом друг с другом субъекты могут одновременно располагаться на абсолютно разных ступенях. И наоборот: если к историческому типу стратификации относятся определенные группы субъектов, то совсем не обязательно, чтобы они территориально располагались рядом друг с другом (Сорокин П., «Человек. Цивилизация. Общество»).

Социальное пространство в концепции Сорокина имеет многомерный характер, включая в себя культурный, религиозный, профессиональный и другие векторы. Данное пространство тем более обширно, чем сложнее представляется общество и выделяемые исторические типы стратификации (рабство, касты и т. д.). Также Сорокин рассматривает вертикальный и горизонтальный уровни разделения социального пространства. Горизонтальный уровень включает в себя политические объединения, профессиональную деятельность, и др. Вертикальный - дифференциацию индивидов с точки зрения иерархической позиции в группе (руководитель, заместитель, подчиненные, прихожане, электорат и т. п.).

В качестве форм социальной стратификации Сорокин выделяет такие, как политическая, экономическая, профессиональная. Внутри каждой из них существует дополнительно собственная стратификационная система. В свою очередь, французский социолог (1858-1917 гг.) рассматривал систему разделения субъектов внутри профессиональной группы с точки зрения специфики их трудовой деятельности. В качестве особой функции данного разделения выступает создание между двумя или несколькими личностями чувства солидарности. При этом он приписывает ей моральный характер (Дюркгейм Э., «Функция разделения труда»).

Исторические типы социальной стратификации и экономическая система

В свою очередь, американский экономист (1885-1972 гг.), рассматривающий социальную стратификацию в рамках экономических систем, среди одной из ключевых функций экономических организаций выделяет поддержание/улучшение социальной структуры, стимулирование социального прогресса (Найт Ф., «Экономическая организация»).

Об особой связи экономической сферы и социальной стратификации для субъекта пишет американо-канадский экономист венгерского происхождения Карл Поланьи (1886-1964): «Человек действует не для того, чтобы обеспечить свои личные интересы в сфере владения материальными благами, он стремится гарантировать свой социальный статус, свои социальные права и преимущества. Материальные же предметы он ценит лишь постольку, поскольку они служат этой цели» (Поланьи К., «Общества и экономические системы»).

Классовая теория в социологической науке

Несмотря на определенную родственность характеристик, в социологии принято дифференцировать исторические типы стратификации. Классы, например, следует отделять от понятия Под социальным слоем подразумевают общественную дифференциацию в рамках иерархически организованного общества (Радаев В.В., Шкаратан О.И., «Социальная стратификация»). В свою очередь, социальный класс является группой свободных в политическом и правовом отношениях граждан.

К наиболее известному примеру классовой теории принято относить концепцию Карла Маркса, в основе которой - учение об общественно-экономической формации. Смена формаций приводит к появлению новых классов, новой системы взаимодействия и производственных отношений. В западной социологической школе существует ряд теорий, определяющих класс как многомерную категорию, что, в свою очередь, приводит к опасности стирания грани между понятиями «класс» и «страта» (Жвитиашвили А. С., «Интерпретация понятия «класс» в современной западной социологии»).

С позиции других социологических подходов исторические типы стратификации подразумевают также разделение на высший (элитарный), средний и низший классы. Также возможные вариации данного разделения.

Понятие элитарного класса

В социологии понятие элиты воспринимается достаточно неоднозначно. Например, в стратификационной теории Рэндалла Коллинза (1941) в качестве элиты выделяется группа лиц, очень многими распоряжающаяся, при этом мало с кем считающаяся (Коллинз Р.«Стратификация сквозь призму теории конфликта»). (1848-1923), в свою очередь, разделяет общество на элиту (высшая страта) и неэлиту. Элитарный класс также состоит из 2 групп: правящая и неправящая элита.

К представителям высшего класса Коллинз относит глав правительств, предводителей армий, влиятельных бизнесменов и т. д.

Мировоззренческие характеристики данных категорий определяются, прежде всего, продолжительностью нахождения данного класса у власти: «Ощущать готовность к подчинению становится смыслом жизни, а неподчинение рассматривается в этой среде как нечто немыслимое» (Коллинз Р., «Стратификация сквозь призму теории конфликта»). Именно принадлежность к данному классу определяет ту степень власти, которой обладает индивид как ее представитель. При этом власть может носить не только политический, но и экономический, религиозный и идеологический характер. В свою очередь, данные формы могут быть связаны между собой.

Специфика среднего класса

К данной категории принято относить так называемый круг исполнителей. Специфика среднего класса такова, что его представители одновременно занимают доминирующее положение над одними субъектами и подчиненное по отношению к другим. Средний класс также имеет собственную внутреннюю стратификацию: высший средний класс (исполнители, имеющие дело только с другими исполнителями, а также крупные, формально самостоятельные бизнесмены и профессионалы, зависимые от хороших отношений с клиентами, партнерами, поставщиками и др.) и низший средний класс (администраторы, управляющие - те, кто находится на низшей границе в системе властных отношений).

А. Н. Севастьянов характеризует средний класс как антиреволюционный. По мнению исследователя, данный факт объясняется тем, что представителям среднего класса есть что терять - в отличие от класса революционного. То, что средний класс стремится приобрести, можно получить и без революции. В связи с этим представители данной категории равнодушны к вопросам переустройства общества.

Категория рабочего класса

Исторические типы социальной стратификации общества с позиции классов в отдельную категорию выделяют класс рабочих (низший класс в иерархии общества). Его представители не включены в организационную коммуникационную систему. Они направлены на непосредственное настоящее, а зависимое положение формирует у них определенную агрессивность в восприятии и оценке общественной системы.

Для низшего класса характерно индивидуалистическое отношение к себе и собственным интересам, отсутствие устойчивых социальных связей и контактов. Данную категорию составляют временные чернорабочие, перманентные безработные, нищие и т. д.

Отечественный подход в теории стратификации

В российской социологической науке также существуют различные взгляды на исторические типы стратификации. Сословия и их дифференциация в обществе - это основа социально-философского мышления в дореволюционной России, которая впоследствии вызывала споры в советском государстве до 60-х годов ХХ века.

С началом же хрущевской оттепели вопрос социальной стратификации подпадает под строгий идеологический контроль со стороны государства. Основу социальной структуры общества представляет класс рабочих и крестьян, также отдельную категорию составляет прослойка интеллигенции. Перманентно в общественном сознании поддерживается идея о «сближении классов» и формировании «социальной однородности». В то время темы бюрократии и номенклатуры в государстве замалчивались. Начало активных исследований, объектом которых были исторические типы стратификации, закладываются в перестроечный период с развитием гласности. Внедрение рыночных реформ в экономическую жизнь государства обнаружило серьезные проблемы в социальном устройстве российского общества.

Характеристика маргинальных слоев населения

Также отдельное место в социологических стратификационных теориях занимает категория маргинальности. В рамках социологической науки под данным понятием принято понимать «промежуточное положение между социальными структурными единицами, либо самое низкое положение в социальной иерархии» (Галсанамжилова О. Н., «К вопросу о структурной маргинальности в российском обществе»).

В данном понятии принято выделять два типа: Последняя характеризует промежуточное положение субъекта при переходе от одной социально-статусной позиции к другой. Данный вид может быть следствием социальной мобильности субъекта, а также результатом смены социальной системы в обществе при кардинальных изменениях в образе жизни субъекта, виде деятельности и др. Социальные связи при этом не разрушаются. Характерным признаком данного вида является определенная незавершенность процесса перехода (в отдельных случаях субъекту сложно адаптироваться к условиям новой социальной системы общества - происходит своего рода «зависание»).

Признаками периферийной маргинальности являются: отсутствие объективной принадлежности субъекта к определенной социальной общности, разрушение его прошлых социальных связей. В разных социологических теориях данный тип населения может носить такие названия, как «аутсайдеры», «изгои», «отверженные» (у некоторых авторов - «деклассированные элементы») и др. В рамках современных стратификационных теорий следует отметить исследования статусной неконсистентности - несоответствия, рассогласованности определенных социально-статусных характеристик (уровень дохода, профессия, образование и т. д.). Все это приводит к дисбалансу стратификационной системы.

Теория стратификации и комплексный подход

Современная теория стратификационной системы общества находится в состоянии трансформации, вызванной как изменением специфики ранее существовавших социальных категорий, так и образованием новых классов (прежде всего, вследствие социально-экономических реформ).

В социологической теории, рассматривающей исторические типы стратификации общества, значимым моментом является не сведение к одной доминирующей социальной категории (как в случае с классовой теорией в рамках марксистского учения), а проведение широкого анализа всех возможных структур. Отдельное место следует отвести комплексному подходу, рассматривающему отдельные категории социальной стратификации с точки зрения их взаимосвязи. В данном случае возникает вопрос иерархии данных категорий и характера их влияния друг на друга в качестве элементов общей социальной системы. Решение подобного вопроса подразумевает исследование различных стратификационных теорий в рамках сравнительного анализа, сопоставляющего ключевые моменты каждой из теорий.



gastroguru © 2017