Чем может помочь психологическая коррекция ребенка? Особенности психокоррекции с детьми Индивидуальная психокоррекция детей.

Библиографическое описание: Буравцова Наталья Владимировна, Дмитриева Наталья Витальевна «Психокоррекция детских страхов посредством арт-терапии» // Ученые записки СПбГИПСР/ Выпуск 1/ Том 23/ 2015

Также описаны алгоритмы работы с детским страхом темноты. Авторская интерпретация техники введения ресурсного персонажа помогает понять значение данного метода работы с .

Откуда берутся детские страхи?

По сложившемуся сегодня мнению специалистов, являются иерархической структурой, которая определяется возрастными и гендерными закономерностями, индивидуальными особенностями личности ребенка, его специфическим опытом и установками, принятыми в социуме.

Cтрах выполняет защитную функцию – он прямое следствие инстинкта самосохранения, защищает человека от излишнего риска. В этом проявляется «охранительная» функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.

Согласно А. И. Захарову, страх представляет собой определенного рода границу, позволяющая сберечь нашу личность.

Исследования в области прикладной психологии

В отечественной и зарубежной психологических теориях проблема детских страхов исследовалась в разных аспектах, различными школами и направлениями. В бихевиористических теориях отмечается, что страх является результатом травматического опыта взаимодействия человека с пугающим объектом.

В рамках психоаналитического направления главной причиной возникновения страхов считается первичная родовая психотравма. С точки зрения А. Адлера, источниками страха являются переживание собственной неполноценности, которое испытывает ребенок в семье первые пять лет жизни, а также ожидание угрозы от окружающего мира.

Философия экзистенциализма определяет страх как важнейшую характеристику человеческого бытия, имеющую непосредственное значение для существования человека.

Представитель концепции гуманистической психологии А. Маслоу предполагал, что существует связь между причинами возникновения страха и фрустрацией потребности в безопасности, что препятствует самоактуализации личности.

Дж. Боулби выделил врожденные детерминанты страха, которые он называет природными стимулами и их производными. Производные стимулы скорее подвержены видоизменениям в опыте, чем природные. Природными стимулами страха являются одиночество, незнакомость, внезапное приближение, внезапное изменение стимула, высота и боль. Стимулы страха включают темноту, животных, незнакомые предметы и незнакомых людей.

Исследования Е. В. Пыкиной и Е. В. Опеваловой показали, что природные стимулы страха связаны с возрастом, то есть, зависят от процессов развития и созревания. Однако, кроме возрастных, существуют невротические страхи.

Их отличительные черты – большая эмоциональная интенсивность и напряженность, длительное или постоянное течение, неблагоприятное влияние на формирование характера и личности, болезненное заострение, взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями и т. п. Невротическими страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений и нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов.

Одним из наиболее распространенных детских страхов является боязнь темноты, возникающая в три–шесть лет. К этому возрасту ребенок владеет какой-то информацией, знаком со множеством сказок, мультфильмов, фильмов. Он уже сам в состоянии что-то придумать, вообразить. Но вот провести четкую границу между реальностью и вымыслом ребенку проблематично. Именно здесь лежит одна из причин страха темноты. Негативными факторами, влияющими на формирование страха темноты, зачастую являются психологические травмы: тяжелая болезнь кого-то из близких, смерть родных, авария, развод родителей, пережитое насилие. Все это ребенок воспринимает очень эмоционально, на это активно реагирует его подсознание. Возникающие чувства незащищенности и неуверенности детерминируют возникновение боязни темноты.

Наш практический опыт показывает, что при психокоррекции детских страхов эффективно использовать как «сказочные», так и портретные наборы ассоциативных карт. Они позволяют работать в синтезе , и .

А. В. Запорожец отмечал, что сказка вводит ребенка в воображаемые обстоятельства и заставляет его пережить вместе с героями такие чувства, прийти к таким новым представлениям, которые окажут влияние на его последующую жизнь. С точки зрения автора, если в игре обстоятельства – воображаемые, а действия – реальные, то при восприятии сказки и обстоятельства, и действия ребенка (на этапе интериоризации-содействия) – воображаемые.

Это дает ребенку уникальную возможность сосредоточиться при слушании сказки исключительно на внутренней активности, интенсифицировать ее в эмоционально-образном плане, что способствует быстрому формированию новых качеств и умений.

Алгоритмы работы с детским страхом темноты

Психолог предлагает ребенку из портретного набора ассоциативных карт выбрать карту с изображением симпатичного им мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка).

Ребенку предлагается рассказать о выбранном им герое: придумать, как его зовут, какой он, чем любит заниматься. Особое внимание следует уделить его позитивным личностным качествам.

Затем психолог начинает рассказывать сказку об этом герое и вводит ребенка в ситуацию, приближенную к его страху.

Например, можно взять начало терапевтической сказки, представленной в книге И. В. Маниченко:

«За окном темнело, наступал теплый весенний вечер. Солнце осторожно опускалось за город, уютно укутываясь в розовые облака. Скоро на небе появится луна, крохотными капельками заблестят звезды, и все заснут. Только Алеша будет крутиться в своей кроватке и плакать от страха» .

Далее психолог описывает, какими позитивными качествами обладает герой, это делается на основании рассказа ребенка о выбранной карте. Отмечается, что, несмотря на все эти позитивные качества, герой сказки боится темноты. Это позволяет снять у ребенка чувства стыда за испытываемый им страх, показать, что страх темноты – явление естественное.

Например: «Алеша – хороший и послушный мальчик, он совсем не трус. Он всегда помогает маленьким, не обижает слабых и заступается за своих друзей. Но по ночам ему иногда бывает страшно…» .

Далее психолог предлагает ребенку продолжить сказку и рассказать, чего боялся мальчик: что видел, слышал, о чем думал? Затем психолог просит из сказочного набора ассоциативных карт выбрать героя или героев, которые «присутствуют» в его страхе, влияют на него или вызывают такие же неприятные чувства, что и ночные страхи.

Психолог продолжает: «Однажды вечером Алеша, как всегда, долго не отпускал маму, плакал и не разрешал выключать свет. Мама погладила его по головке и включила маленький ночник над Алешиной кроваткой. Как только мама вышла из комнаты, начались обычные превращения» .

Далее, опираясь на рассказ ребенка, психолог еще раз в подробностях говорит о ночных страхах. На следующем этапе вводится ресурсный персонаж, который помогает главному герою сказочного сюжета. Психолог говорит, что «вдруг появился кто-то, кто помог нашему герою». Ребенку предлагается выбрать из набора ассоциативных карт сказочного персонажа, который будет помогать главному герою, и подробно описать этого помощника, сильные стороны его характера.

Затем карты с изображениями героя и помощника кладутся рядом, и ребенку предлагается рассказать, что будет происходить дальше, как завершится история. Важно сделать акцент на благополучном ее завершении. После того как ребенок придумает благополучное окончание истории, психолог интересуется его эмоциональным состоянием и закрепляет полученный результат. Для этого можно попросить ребенка:

  • найти как можно больше общих черт между ним и персонажем, который помог справиться с ночным страхом, тем самым подвести его к мысли, что и он сможет побороть страх;
  • нарисовать помощника (раскрасить), чтобы у ребенка была возможность взять картинку с собой домой, где он сможет помогать и ему тоже;
  • придумать «волшебные» слова, которые произносит помощник героя для того, чтобы справиться со страхами, и которые в будущем сможет использовать сам ребенок.

В своей работе мы прибегали к приемам реконструкции сказочных сюжетов. В процессе воссоздания переживаний персонажей сказки у участников работы эффективно формировалось отношение к приключениям героев как к необходимости через лишения и преодоление страхов обрести новые качества характера и более конструктивное отношение к происходящему.

Сказочные наборы ассоциативных карт можно использовать и совместно с рисуночной терапией. Алгоритм работы следующий.

На подготовительном этапе психолог говорит о том, что страх темноты в большинстве случаев представляет собой естественное состояние. Например, рассказывает такую историю: «Страх перед темнотой и ночными шорохами заложен в нас от природы. Ведь наши древние предки жили в лесах, в пещерах, и именно по ночам выходили на охоту волки и гепарды, которые как раз подкрадываются, а потом внезапно набрасываются. А еще были ядовитые змеи, которые шуршали, и пауки, и прочие малоприятные соседи. Надо было все время быть начеку. Прислушиваться к каждому шороху, замечать каждую тень. Если рядом были другие, и они не спали, то можно было расслабиться. А если человек оставался один – засыпать было опасно! И это был очень полезный страх. Если бы не этот страх, то всех наших прапрапрадедушек съели бы саблезубые тигры, нас с тобой и на свете бы не было. А мы есть! Только темноты все еще боимся… Но сегодня хищных зверей бояться нечего. Они сами так людей боятся, что не во всяком лесу их встретишь…».

Затем психолог подводит ребенка к мысли, что то, что мы видим, слышим в темноте – это результат нашей фантазии. И фантазия у ребенка настолько сильна, так хорошо развита, что он начинает в нее сам верить. На данном этапе психолог предлагает ребенку показать, как хорошо он умеет фантазировать; предложить проанализировать, как эти фантазии могут перевести пугающие элементы в другие формы – смешные, помогающие, требующие помощи самого ребенка и подобные.

Далее из сказочного набора ребенку предлагается выбрать карту, ассоциирующуюся с его ночным страхом. Психолог интересуется, какие эмоции испытывает ребенок, когда смотрит на эту карту, затем выдает ему копию карты формата А4 и просит, используя фантазию, изменить (перерисовать) ее так, чтобы она стала смешной или доброй.

Для усиления эффекта можно совместно с ребенком придумать причины, почему этот персонаж приходит к ребенку ночью. Например, он приходит, потому что:

  • он очень любит смотреть мультсериалы и не может уснуть, пока не узнает, что будет дальше;
  • ему грустно и одиноко и хочется найти друга;
  • ему страшно одному, ведь он еще совсем маленький.

После этого психолог интересуется, как изменилось настроение ребенка, какие эмоции он испытывает, что думает, глядя на нарисованную картинку.

Психолог может предложить ребенку забрать этот рисунок с собой, чтобы обращаться к нему ночью. Наш опыт психокоррекции страхов показывает, что применение методов арт-терапии, и, в частности, ассоциативных карт, нарративной психотерапии, сказкотерапии делает работу специалиста более эффективной, способствует формированию новых представлений и ассоциаций по отношению к имеющемуся травмирующему опыту, а также стратегий совладания со страхами.

Мы считаем, что приемы и методы, рассматриваемые в данной статье, помогут практическому психологу в работе по психокоррекции детских страхов.

На сегодняшний день мы все чаще сталкиваемся с неадекватным поведением младших школьников. Естественно, что такое неблагополучие в вызывает в голове у родителей и педагогов панику, а также множество вопросов: «Что происходит?», «Кто виноват?» и «Как все исправить?» В такой неприятной ситуации на помощь приходит психокоррекция детей, представляющая собой сочетание психологических приемов, которыми пользуется психолог для того, чтобы исправить недостатки в психологическом развитии человека или изменить поведение человека, считающегося психически здоровым. Из определения следует, что психокоррекция предназначена не только для людей с нарушениями психики, но также и для вполне здоровых людей разного возраста.

Методы психокоррекции

Безусловно, каждая ситуация требуют к себе индивидуального подхода. Специалист в каждом конкретном случае применяет разные методы психокоррекции, наиболее точно отвечающие потребностям человека. Для взрослых они свои, а для детей и подростков — свои. Среди существующих на сегодняшний день методов психокоррекции для детей особо выделяются следующие:

  • игротерапия — это самый распространенный метод, применяемый по отношению к детям, поскольку игра как форма взаимодействия и развития ближе и понятнее ребенку, нежели любая другая деятельность,
  • арттерапия в форме рисуночной терапии, библиотерапии, драматерапии, сказкотерапии и музыкотерапии, основной целью которых является гармонизация личности через развитие способностей к самовыражению и самопознанию,
  • поведенческий тренинг или психокоррекция поведения, обучающая ребенка адекватному поведению в проблемных ситуациях,
  • тренинг личностного роста, направленный на сферу развития ребенка как личности путем постановки нормативно-возрастных проблем и задач,
  • психогимнастика — невербальный метод групповой психотерапии, на основе выражения эмоций через движения,
  • метод социальной терапии, построенный на признании и принятии, а также положительной оценке ребенка значимым для него окружением — взрослыми и сверстниками,
  • психоанализ,
  • метод десенсибилизации.

Это были методы психокоррекции, теперь поговорим о ее видах. Все виды психокоррекции можно разделить по следующим параметрам и исходным условиям:

  • по характеру направленности:

— коррекция, имеющая целью снятие отельных симптомов,

— коррекция основного источника отклонений;

  • по содержанию:

— коррекция сферы познания,

— коррекция личности и ее поведения,

— работа с внутригрупповыми взаимоотношениями, а также детско-родительскими взаимоотношениями,

  • по наличию программы коррекции:

— программированная,

— импровизированная коррекция,

  • по масштабу решаемых задач:

— общая психокоррекция,

— частная,

— специальная коррекция,

  • по форме работы:

— индивидуальная коррекция,

— групповая психокоррекция.

Групповая психокоррекция

Групповая психокоррекция отличается от индивидуальной тем, что работа направлена на взаимодействие всех членов группы, включая психолога. Программа психокоррекции пишется таким образом, что группа рассматривается как основной инструмент воздействия. Человек имеет возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть то или иное поведение, узнать самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, сделать выводы и в результате расширить границы коррекционного процесса. Понятно, что метод групповой коррекции хорош для работы с проблемами в общении и взаимодействии с окружающим миром. Если у ребенка проблемы внутреннего характера, тогда уместнее индивидуальные сеансы и индивидуальная коррекция.

Психокоррекция подростков

Отклоняющееся поведение большей части детей — это вызов современности. Количество детей, у которых наблюдаются отклонения в поведении и восприятии себя растет, и перед взрослыми встают вопросы, как быть с такими детьми, как им помочь и адаптировать их для жизни в обществе.

Психокоррекция подростков — это огромный раздел психологии, имеющий своей целью разрушение негативных установок и поведенческих стереотипов подростка, а также формирование у подростка социально значимых черт и качеств личности.

Чаще всего психотерапия и психокоррекция, являющиеся составляющими частями психологии, используют следующие методы в работе с подростками:

  • метод разрушения отрицательного характера путем его «взрыва» или реконструкции,
  • метод перестройки мотивации и самосознания,
  • метод перестройки жизненного опыта,
  • метод предупреждения негативного и стимулирования позитивного поведения.

К счастью, детская психика гораздо более гибкая, нежели психика взрослого человека. Отрицательные установки или выводы не так сильны, как у взрослых. Ребенок обладает большими адаптивными способностями, в нем легче спровоцировать отклик и желание что-то изменить. Поэтому, если вовремя обнаружить какие-либо психологические проблемы и начать их решать сообща, тогда за небольшой промежуток времени ребенок станет жизнерадостным, общительным, у него появятся друзья, с ним будут считаться, а мир вокруг начнет улыбаться вместе с ним. Будьте внимательны к своим детям! Успехов Вам!

Психологическая работа с детьми дошкольного возраста - это целый комплекс специализированных видов деятельности, которым обязан владеть подготовленный в этой области специа­лист. Основными функциями педагога-психолога, работающего в детском дошкольном учреждении, являются создание условий, способствующих охране в первую очередь психического здоро­вья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, сво­бодному и эффективному развитию способностей каждого ре­бенка.

В связи с тем что маленький ребенок имеет тесную эмоцио­нальную связь с родителями, его сверх-Я, т.е. та часть личности, которая включает в себя комплекс социальных запретов и пред­писаний, не развита, самостоятельно существовать, принимать решения ребенок не может, желательно начало работы с малы­шом предварять встречей с родителями. Это необходимо по не­скольким причинам. Во-первых, необходимы анамнестические данные о ребенке, во-вторых, эффективная коррекционная рабо­та невозможна без сотрудничества с родителями, а в части случа­ев - без изменений в их поведении. Всего этого, а особенно по­следнего, без психологического консультирования добиться не­возможно. Кроме того, во время консультации родитель (воспита­тель) формулирует запрос, исходя из которого психолог выстра­ивает свою дальнейшую работу с ребенком.

Психодиагностика - это способ выявления и измерения ин­дивидуально-психологических особенностей ребенка с помощью специально разработанных и стандартизированных методик. Для составления наиболее полного представления о ребенке необхо­димы, как минимум, два вида диагностики: диагностика позна­вательной деятельности и диагностика эмоционально-личностной сферы. Для проведения психодиагностики следует владеть боль­шим набором психодиагностических методик, адаптированных специально к определенному детскому возрасту, и четко знать возрастную периодизацию развития психических функций.

Диагностика познавательной деятельности - это измерение познавательных функций: восприятия, памя­ти, внимания, мышления. Чем взрослее становится ребенок, тем шире перечень диагностируемых познавательных функций. Если в возрасте 3 лет основной акцент делается на развитие различных сторон восприятия, то к 6 годам требуется более глубокая диагно­стика уже всех высших психических функций (восприятия, памя­ти, внимания, произвольности и т.д.) с особым акцентом уже на функцию мышления. Таким образом, с возрастом меняется не только широта охвата высших психических функций при диагно­стике, но может изменяться и расстановка акцентов.

Диагностика эмоционально-личностной сферы - это выявле­ние и измерение особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка. В данном диагностическом разделе основное место зани­мают проективные методики, которые связаны с использованием различных материалов для проекции (вынесения вовне) лично­стных конструктов и эмоциональных состояний. Поэтому необхо­дим определенный уровень сформированных познавательных функций и моторных навыков. Этот уровень обычно формируется к 5 годам. В связи с этим эмоционально-личностную диагностику в полном объеме принято проводить начиная с этого возраста. Исходя из результатов диагностики познавательной деятельности, психолог всегда может подобрать тот объем методик, с которым может справиться каждый конкретный ребенок. Вот почему диаг­ностику познавательной деятельности следует проводить в пер­вую очередь. Для диагностики эмоционально-личностной сферы рекомендуется узнать характер внутрисемейных отношений, оп­ределить уровень тревожности, количество страхов, диагностику коммуникативной сферы, агрессии, самооценки.

Следует помнить, что ребенок - это не набор функций, а еди­ный организм. Поэтому как уровень развития познавательной сферы влияет на результаты и качество проведения диагностики эмоцио­нально-личностной сферы, так и уровень тревожности, характер самооценки, количество страхов и т.д. будут влиять на различные виды познавательной деятельности: скорость и качество запоми­нания, работоспособность, колебание внимания, скорость мыс­лительных процессов, развитие моторики и произвольности.

Эти две сферы психической деятельности ребенка взаимосвя­заны: негативный эмоциональный фон может оказать сильное влияние на результаты диагностики познавательной деятельно­сти, а от уровня интеллекта зависит сама диагностика эмоцио­нальной сферы и эффективность дальнейшей психотерапии.

Под детской психотерапией понимают лечебное воздействие на психику ребенка вербальных и невербальных методов. Объек­том психотерапии являются внутренние конфликты ребенка, по­рождающие тревожность, с которыми он пытается справиться с помощью защитных механизмов. Цель психотерапии - разреше­ние этих конфликтов, снятие тревожности и ее внешних проявле­ний в виде невротических симптомов.

Изначально детская психотерапия существовала в виде детско­го психоанализа, основа которого была заложена Анной Фрейд (дочь З.Фрейда), работа которой «Введение в технику детского психоанализа», вышедшая в 1927 г., явилась плодом длительной психотерапевтической практики. А. Фрейд впервые описала струк­туру психики ребенка в момент тревожной ситуации и те способности с помощью которых ребенок сам может справиться с тревожностью (специфически детские защитные механизмы): детское фантазирование, отрицание в слове и действии, детская навязчивость. На основе этих представлений А. Фрейд разработала прин­ципы детской психотерапии, которые остаются базовыми для пси­хотерапевтов самых разных направлений. Основной детский кон­фликт происходит между желаниями ребенка и требованиями ок­ружающего мира. Изначально решается вопрос: «Что победит - принцип удовольствия или принцип реальности?» Для защиты от реальности появляется фантазирование как иллюзорная защита от действительности. Детская фантазия - это отрицание суще­ствования объективных источников тревоги и неудовольствия.

В процессе фантазирования внутренний конфликт выносится наружу, прорабатывается тем или иным спо­собом, а результат в силу размытости у ребенка границы между фантазированием и реальностью настолько же правдив для него, как если бы ситуация разрешилась в действительности.

Способы проработки, т.е. методы, которые использует пси­хотерапевт, основываются на представлении о том, что наибо­лее развитым у ребенка дошкольного возраста является нагляд­но-образное мышление, а ведущей деятельностью, согласно Д.Б.Эльконину, - игровая. Кроме того, ребенок в дошкольном возрасте автосуггестивен, т.е. для самоуспокоения может дли­тельное время повторять одни и те же стереотипные фразы, при­думанные им самим или услышанные от взрослого: «Моя мама скоро придет», «Я совсем большой, как папа». Из этого следует, что во всех психотерапевтических методах должен быть элемент фантазии и игры, а приобретенный ребенком опыт может быть представлен для него в виде коротких автосуггестивных фраз. Наиболее распространенными методами, используемыми в дет­ской психотерапии, являются игровая психотерапия, арттерапия, сказкотерапия.

Игровая психотерапия - метод, когда ребенок получает воз­можность «проиграть» свои чувства и проблемы. Для этого исполь­зуется специально оборудованный кабинет, в котором имеется определенный набор материалов, игрушек, костюмов, масок, т.е. все то, что достаточно быстро может помочь ребенку воспроизве­сти проблемную ситуацию. Эти предметы должны быть просты­ми, чтобы не подавлять спонтанного фантазирования ребенка, во время которого вырисовываются контуры проблемной ситуации. Ребенок может играть как в режиссерские игры с игрушками, в которых он принимает на себя по очереди роли всех персонажей, выступая в качестве «режиссера», так и сюжетно-роле вые игры с использованием костюмов, масок и т.д. Игровая терапия может быть директивной - психотерапевт явно берет на себя ответствен­ность за руководство и интерпретацию игры или недирективной - управление игры осуществляется неявным способом и, с точки зрения ребенка, терапевт выступает в роли стороннего наблюда­теля. И в том и в другом случае психотерапевт служит проводни­ком для ребенка в мире его конфликтов и фантазий.

Сказкотерапия как способ лечения сказками, по Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, - это процесс образования связи между ска­зочными событиями и поведением в реальной жизни; процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказку либо рассказывает психотерапевт, либо врач и ребенок складывают сказку вместе. В случае совместного придумывания сказки врач постепенно и неторопливо проясняет суть проблемы (фокусировка), в ситуации рассказывания сказки он транслирует ребенку способы решения проблемы, заранее заложенные в ска­зочный сюжет. Психотерапевт может сам придумывать сказки, или брать известные ребенку сюжеты, в любом случае терапевтиче­ский эффект связан с особыми способом и планом изложения этой сказки. Сказкотерапия - это метод, который может исполь­зоваться для работы с детьми начиная с 3 лет, так как от него не требуются те операциональные системы, которые необходимы для игровой терапии или арттерапии, но у ребенка младшего до­школьного возраста еще не развиты.

Арттерапия - это лечение образом и изображением, позволя­ющее вывести конфликт на поверхность и проработать его с помощью изменения изображения, формы, уничтожения и т.д. В данном случае не важны сложность рисунка, его технические подробности, формальные характеристики, оригинальность, вы­чурность или, наоборот, стандартность. Важен конфликт, прое­цируемый с помощью изображения на бумагу. Психотерапевт не обращает внимания на технику изображения, не помогает рисо­вать, не исправляет рисунок.

В рамках этого вида терапии существуют спонтанное рисование и рисование на заданную врачом тему. При использовании второ­го способа важно помнить, психотерапевт не должен поощрять свободу фантазии, хотя дети занимаются арттерапией, которая, как может показаться на первый взгляд, активно развивает твор­ческое мышление. Все внимание концентрируется на конфликте. Ребенок не может свободно порождать любые образы, они фрустрируются психотерапевтом, так как выступают в роли защит, по­могающих избежать встречи с проблемой, уводящих от болезнен­ного контакта с ней. Неверно думать, что область арттерапии ле­жит в пределах рисования. Это и работа с пластилином, глиной, тестом, аппликацией. В ней также активно используется рисова­ние пальцами, ногами, даже бодиарт. Дети рисуют не только на бумаге за столом, но и на полу, на стенах. Для занятия арттерапи­ей нужно не только владеть определенными психотерапевтичес­кими техниками, но иметь специально подготовленное помещение, в котором можно спокойно работать, не боясь что-либо испачкать или испортить.

Все перечисленные методы часто используются в комплексе. Специалист в области детской психотерапии обязан владеть ими всеми, потому что нередко Сказкотерапия сопровождается актив­ной игровой деятельностью, многим упражнениям в арттерапии предшествует игровой сюжет или сказка и т.д. Психотерапевтические сеансы могут быть как индивидуальны­ми, так и групповыми (психотренинг). Но групповая работа воз­можна с детьми не моложе 6 - 7 лет из-за эгоцентричности дет­ского мышления.

Психологическая коррекция (психокоррекция) ребенка – это специально разработанная система психологических воздействий, направленная на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности. Посещая специальные занятия, ребенок избавляется от негативных личностных реакций, возникающих в результате эмоциональных нарушений, становится менее агрессивным, возбудимым и мнительным.

Цель коррекции

Главная задача психологической коррекции заключается в том, чтобы помочь ребенку, изменить некоторые модели мышления и поведения, которые осложняют жизнь ему и окружающим. Психокоррекция помогает привить позитивное мышление, создать условия для полноценного развития личности, самоактуализации. При этом раскрываются индивидуальные способности и личностный потенциал.

Показания для назначения

Те или иные методы психокоррекции применяют, если в поведении ребенка начинают наблюдаться следующие нарушения:

  • гиперактивность, импульсивность;
  • неконтролируемая агрессия;
  • тревожность, мнительность;
  • чрезмерная стеснительность, боязливость;
  • неоправданные страхи;
  • трудности запоминания;
  • неусидчивость;
  • нарушения мышления;
  • трудности в процессе обучения.

Этапы психологической коррекции

Психологическая коррекция обычно предусматривает соблюдение следующих этапов:

  • сбор информации;
  • создание программы проведения психокоррекции;
  • установочный этап;
  • процесс психологической коррекции;
  • завершающий этап.

Сбор информации происходит на первой встрече со специалистом, который будет составлять программу последующих занятий. Обычно она проходит без ребенка. Основной задачей предварительной встречи является передача психологу детальной информации о развитии ребенка, особых чертах его поведения. Может оказаться полезным изучение его индивидуальной медицинской карты.

Создание программы происходит с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Она включает в себя определение расписания посещаемых занятий, а также изменений, которые должны произойти в домашней обстановке и поведении родителей для осуществления психокоррекционного процесса.

Установочный этап представляет собой процесс формирования положительной установки на проведение занятий. На этом этапе все действия будут направлены на снижение эмоционального напряжения, активизацию самостоятельной психологической работы, повышение веры в достижение положительных результатов, формирование доверительного контакта специалиста с ребенком и его родителями.

Процесс психологической коррекции подразумевает точное выполнение всех рекомендаций в рамках психокоррекционной программы. Выполнение предписаний, направленных на решение конкретных задач: преодоление кризиса внутри семьи, изменение родительских позиций и установок, устранение дезадаптации в поведении ребенка, расширение сферы социального взаимодействия, формирование адекватного отношения к себе и окружающим.

Завершающий этап представляет собой оценку достигнутых результатов. При этом обычно просматривают отчеты родителей о поведении ребенка на начальном и конечном этапе занятий. Также происходит разбор и анализ поведенческих и эмоциональных реакций ребенка при помощи метода наблюдения. Анализ проделанной работы может выявить необходимость проведения дополнительных занятий.

Основные методы

Программу психологической коррекции специалист составляет индивидуально для каждого пациента, выбирая наиболее подходящие методы.

Самыми популярными методами психокоррекции детей являются игры. Игровые методы бывают направленные и ненаправленные. Направленная игротерапия построена на активном участии психолога в игре ребенка. Ненаправленная игротерапия проходит в свободной форме. Играя, ребенок учится самовыражаться, достигать эмоционального равновесия. К методам директивной игровой коррекции относят сюжетноролевые игры и психодрамы.

Сюжетноролевые игры помогают формированию достаточной самооценки ребенка и положительных отношений с окружающими. В начале игры психолог задает сюжет, выбирает игровой материал, планирует определенные ситуации. Этот метод эффективен в борьбе с межличностными конфликтами и нарушениями поведения.

Игры драматизации хорошо подходят для детей с ограниченным социальным опытом. Такая игра помогает рассмотреть характер межличностных отношений и прожитых ситуаций исходя из сюжетов знакомых сказок. При этом свои эмоции и личностные качества ребенок переносит на игровой образ, наделяя ими персонажей.

Арт-терапия это специализированный метод психотерапии, основанный на изобразительном искусстве, задачей которого является развитие самовыражения и самопознания ребенка. В рисунках детей отражается их уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности. Это своеобразная проекция личности. Анализируя детский рисунок необходимо выражать одобрение. Похвала вызовет гордость у ребенка за выполненное задание. В процессе псикоррекции методом арт-терапии, ребенку могут предложить изготовить маску, фигурку из пластилина, конструкцию из подручных материалов. 4.7 из 5 (9 голоса)



gastroguru © 2017