Легенды о рыцарях. Рыцарская эпоха

Эпоха благородных рыцарей, турниров и прекрасных дам продолжалась практически восемьсот лет, и за это время родилось множество легенд, песен, рассказов, преданий и романов об этих благородных и справедливых представителях сильного пола. Современные авторы используют эти образы не только в литературе, но и в других видах искусства, таких как кинематограф, живопись, компьютерная графика.

История

Рыцарством называлось привилегированное сословие воинов в Западной Европе, сформированное в средние века. рассматривалось как проявление наивысшей милости от своего сюзерена, награда за верную службу. Зародившись во Франции и Испании, оно быстро распространилось на остальные страны и достигло апогея к XII-XIII векам, во времена

Имели собственный кодекс чести, регламентировавший их поведение, решение конфликтных ситуаций, необходимость участия в военных действиях, условия турниров, а также их проведение.

И в Средневековье, и в современном мире рыцари продолжают вдохновлять творческих людей на создание образов идеальных мужчин, которые популяризируются через кинофильмы, книги и анимацию.

Родовое гнездо

Когда рыцарь проявлял себя достойно в бою или оказывал определенные услуги королю и государству в его лице, то ему жаловали замок с прилегающими землями. Это давало благородному кавалеру средства к существованию, возможность иметь свою собственную дружину и занять видное положение среди богатых соседей. Частенько властитель раздавал наделы только на только что завоеванных территориях, на которых никаких зданий не было и в помине. Тогда рыцарю вменялось построить на своей земле укрепленный замок, готовый для обороны, если это будет необходимо. Рыцари и замки появлялись как грибы после дождя, особенно в период внешней военной экспансии французских и английских королей, мечтавших об императорском могуществе. Но повторить подвиг не удалось никому, поэтому земли переходили от одного владельца к другому, постройки разрушались и воздвигались вновь, а война все продолжалась. Рыцари и замки сменяли друг друга, погибая в неравном бою с монаршими амбициями, но какое дело было королю до своих подданных. Его интересовали куда более возвышенные замыслы.

Посвящение

В Древнем Риме вручение юноше оружия при большом скоплении народа провозглашало, что он стал совершеннолетним. Это делал либо старший в семье мужчина, либо вождь. Германцы, приемники Священной империи, так же посвящали своих сыновей, входящих в пору зрелости, а короли закрепляли за своими детьми право на трон. Этот обычай постепенно трансформировался в целый обряд посвящения в воины.

Легенды о рыцарях гласят, что сначала получить посвящение мог каждый мальчик двенадцати лет. Затем этот порог отодвинули до пятнадцати, а потом и до девятнадцати лет. Со временем возраст совершеннолетия, 21 год, был признан идеальным вариантом для принятия в рыцари.

Сначала это была просто передача оружия, но потом к нему присоединились надевание кольчуги, шлема и шпор, а также поражение мишеней копьем во время скачки галопом. Когда в силу вошло христианство, то перед тем, как получить свой меч, будущий рыцарь обязан был получить благословение в церкви. Постепенно священнослужители полностью забрали себе право посвящения, мотивируя это тем, что по кодексу чести рыцарь должен чтить Бога, защищать церковь и всех страждущих от ее имени.

Добродетели

Легенды о рыцарях гласят, что они представляли собой идеальных воинов: мужественных, сильных, отважных. Они были бесстрашны в бою, неукротимы в схватке и смиренны в повседневной жизни. Преданные своему сюзерену, стране и Богу, эти воители являли собой потрясающий образчик мужского рода.

Важными вещами в жизни каждого рыцаря были его вера, честь и дама сердца. Молитвы, посты и церковные налоги составляли большую часть жизни таких людей. Они добровольно отдавали себя в распоряжение служителей церкви и уже не могли жить исключительно светской жизнью.

Честь являлась особой гранью взаимоотношений между воинами. Легенды о рыцарях повествуют, что из-за поруганной чести развязывались серьезные конфликты, приводившие к гибели сотен и тысяч человек. Никто не имел права посягнуть на честь рыцаря и просто уйти.

Любовь и война

Дама же была чем-то вроде прообраза непорочной Девы. Ее восхваляли, ей преклонялись, но все это делалось не спеша, на расстоянии, постепенно продвигаясь к намеченной цели. Возвышенность чувств, которую превозносили трубадуры, строгость норм морали и светских правил поведения растягивало ухаживания на годы. Но это не делало процесс завоевания менее увлекательным. Наоборот, поднимаясь по социальной лестнице, рыцарь мог расчитывать на благосклонность не только своей дамы сердца, но и ее родственников по мужской линии. Ведь именно от их решения зависела судьба будущего счастливого союза.

Рыцарь по версии 2001 года

«История рыцаря» - это художественный фильм, основанный на «Кентерберийских рассказах» Джеффри Чосера. Но, сохранив контекст, режиссер ввел множество атрибутов современной жизни, превратив, таким образом, свою картину в некий симбиоз классики и эклектики.

В основе сюжета история безродного мальчишки Уильяма Тэтчера, который получает уникальный шанс изменить свою судьбу, подделав документы о своем происхождении. Будучи хорошо знакомым с кодексом чести рыцарей и участвуя в турнирах, он завоевывает сердца дам, пока на его пути не появляется граф Адемар. Однако получить мгновенную сатисфакцию герою не удается, и эта проблема гложет его изнутри. И вот, когда час расплаты настал, Уильяма арестовывают за подлог документов и ложь о своем происхождении.

В конечном счете король спасает его от позорного столба и дает возможность победить своего врага в честном поединке, но Адемар не настроен играть по правилам. Он хочет убить своего противника. Финал фильма счастливый: Уильям становится чемпионом, его соперник повержен и более не может претендовать на звание непобедимого рыцаря в турнирах на пиках.

«История рыцаря» оправдала надежды своих создателей, как в финансовом плане, так и в реализации художественной идеи.

Исторический боевик

«Железный рыцарь» представляет собой боевик, насыщенный всеми чудесами современной графики, но повествующий о войне, произошедшей восемь веков назад. После подписания значительно ограничивающей возможности и власть английского короля Иоанна Безземельного и всех его потомков, бароны, наконец, могли почувствовать себя в безопасности. Но правитель решил переиграть их и, собрав на юге страны армию, напал на замок Рочестер. Его защитники храбро сражались и смогли победить сильно превосходящего числом противника.

«Железный рыцарь» получил признание критиков и достаточно весомые кассовые сборы, чтобы удовлетворить запросы создателей и запомниться зрителям как яркий и красочный фильм.

Восточный взгляд

Как уже говорилось выше, не только европейская культура увековечила рыцарские подвиги. В стране Восходящего солнца тоже слышали об этих искателях правды и справедливости для всех.

«Легенда святых рыцарей» - это анимированный сериал, вышедший в 2009 году. Он показывает взгляд на кодекс чести рыцарей с иной, фантазийной стороны. Главный герой попадает в один из выдуманных миров и понимает, что оказался в самой гуще войны. Его заставляют выбрать одну сторону и колдовством принуждают к убийству. Но, чудом сбросив с себя чары, юный рыцарь обращает ситуацию в свою пользу.

К сожалению, получив хорошее начало, «Легенда святых рыцарей» не получила продолжения, хотя фанаты ждут его до сих пор, в надежде на то, что манга рано или поздно все-таки оживет.

Без комиксов не обошлось

Положительные герои романов, как обычных, так и графических, любят подчеркивать, что у них есть свой кодекс чести, который не дает им совершать зло. Не стал исключением и Бэтмен.

«Темный рыцарь» - история противостояния, когда главный герой и главный злодей не уступают друг другу в харизматичности, уме, логике и изощренности. Сюжет, игра актеров и кассовый успех в первые недели проката говорят сами за себя. продюсер и режиссер этой картины, в который раз показал всему миру, что снимать драматические триллеры у него получается лучше всего. А посмертный Оскар, присужденный Хиту Леджеру за эту роль, показывает, насколько удачен был подбор актеров.

Пересказывать сюжет фильма «Темный рыцарь» смысла нет, ведь каждый поклонник этой саги уже засмотрел его до дыр, а тот, кто далек от этой темы, все равно не поймет, в чем соль.

Виртуальная реальность

Технический прогресс дает практически любому человеку возможность побывать в теле мага, рыцаря, эльфа, гоблина и многих других персонажей жанра фэнтези. Достичь этого достаточно просто, нужно только зарегистрироваться в онлайн игре и выбрать себе героическое имя. А дальше интуиция подскажет, что нужно делать. Не стала исключением и такая знаменитая компьютерная эпопея, как World of Warcraft. Рыцарь смерти - это один из персонажей, которые можно выбрать для создания виртуальной личности. Они обладают набором готовых навыков, которые можно улучшать и тем самым повышать свой уровень, а еще нужно проходить обязательные задания, позволяющие расширить диапазон игровых возможностей. Рыцарь смерти был назван так, потому что, по сути, представлял собой некроманта, состоящего в магическом ордене. Они выступали в качестве воинов на стороне зла и не связывали себя никакими правилами.

Легенды о рыцарях содержали больше выдумки, чем исторической правды, но людям было все равно. Им хотелось иметь идеал, к которому хотелось бы стремиться. Ученые иногда остужают пыл самых ретивых романтиков, рассказывая, какой на самом деле была королевская служба, что требовалось от рыцаря при дворе и насколько уровень просвещения был низок в те времена. Не говоря уже о гигиене и медицине.

Действие легенды о короле Артуре разворачивается в 6 веке нашей эры. Британия, тогда еще не ставшая Англией, раздираема гражданской войной. Бритты, сами когда-то захватившие острова, подвергаются набегам племен англов и саксов. Рекой льется кровь... И все ждут героя, который объединит королевство, утешит обездоленных и защитит слабых. Такими героями становятся король Артур и рыцари Круглого стола. История воцарения Артура хорошо известна - только ему удалось извлечь заколдованный меч из наковальни (в некоторых вариантах легенды - из камня), которую сотворил волшебник Мерлин.

Круглый стол

Став королем, молодой Артур влюбился в прекрасную Гвиневру, дочь короля Камелиарда. В приданое дочери король дал Артуру круглый стол из темного дерева. За круглым столом не мог появиться спор о почетности места. А эти споры постоянно вспыхивали при королевских дворах и провоцировали взаимные обиды. Аристократы кичились своей знатностью и претендовали на то, чтобы сидеть ближе всех к хозяину дома. За круглым столом все формально были равны, и Артур решил собрать за ним самых достойных рыцарей Европы. Волшебник Мерлин сделал так, что над каждым стулом загоралось имя того рыцаря, кто был достоин занять его. Только одно место должно было до времени оставаться незанятым - "Гибельное сиденье". Оно предназначалось для избранника, рыцаря, чистого душой и неподвластного земным порокам. Именно этот рыцарь впоследствии должен был добыть Святой Грааль. Любой другой не смог бы противостоять проклятию и невольно начинал приносить гибель окружающим, как это случилось с несчастным рыцарем Балином. Девизом всех рыцарей Круглого стола было: «Сила еще не есть справедливость, справедливость и есть сила». Главной целью сидевших за круглым столом было не повседневное совершение подвигов. Рыцари круглого стола имели другую главную цель - отыскание Святого Грааля.

Сколько всего было рыцарей?

Рыцари круглого стола были лучшими из лучших. Но сколько их было? Легенды и баллады о короле Артуре называют самое разное число - от 12 до 1600 человек. Томас Мелори, в 15 веке объединивший сказания о короле Артуре в 8 книг и создавший фактически энциклопедию Артуровских времен, говорит о количестве в 150 человек. Но какого же размера был в таком случае стол?

Если на одного рыцаря выделять метр поверхности стола, то путем нехитрых подсчетов обнаружится, что его диаметр должен составлять почти 48 метров. Комфортно ли разговаривать на расстоянии 50 метров? Артур и рыцари круглого стола должны были обладать очень громким голосом, чтобы докричаться до человека, сидящего напротив. К тому же непонятно, где можно было поместить предмет мебели такого размера. Но, поскольку это легенда, никто не задается вопросом правдоподобности. Вероятно, тех, кого называют «рыцари Круглого стола», было все же либо 12, либо 16 - согласно Вальтеру Скотту - либо 24, но не больше.

Рыцари

Из легенды в легенду повторяются имена лишь 12 рыцарей. Рыцари Круглого стола далеко не всегда вели себя идеально, как предписывали правила рыцарского этикета. Непобедимый Ланселот Озерный, воспитанник девы Озера, влюбленный в королеву Гвиневру, в конечном итоге стал косвенным виновником гибели Артура и всего королевства. Сэр Кей, молочный брат Артура - хвастун и задира. Мордред, племянник, а по некоторым легендам и сын Артура, убивает короля, хотя при этом и сам погибает. Но есть и другие рыцари Круглого стола, например братья Аргавейн, Гарет, Гахерис и Гавейн, безупречные во всем. Или сэр Галахад, сын Ланселота, нашедший Святой Грааль и вознесенный на небо.

Истории рыцарей, верных королю, прекрасной даме и воинскому долгу уже много веков вдохновляют мужчин на подвиги, а людей искусства - на творчество.

Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278)

Ульрих фон Лихтенштейн не брал штурмом Иерусалим, не сражался с маврами, не участвовал в Реконкисте. Он прославился как рыцарь-поэт. В 1227 и 1240 он совершил путешествия, которые описал в куртуазном романе «Служение дамам».

По его словам, он прошёл от Венеции до Вены, вызывая каждого встречного рыцаря на бой во имя Венеры. Также он создал «Дамскую книгу», теоретическое сочинение о любовной поэзии.

«Служение дамам» Лихтенштейна является хрестоматийным примером куртуазного романа. В нем рассказывается о том, как рыцарь добивался расположения прекрасной дамы. Для этого ему пришлось ампутировать мизинец и половину верхней губы, победить на турнирах три сотни противников, но дама осталась непреклонна. Уже в конце романа Лихтенштейн заключает, «что только глупец может до бесконечности служить там, где нечего и рассчитывать на награду».

Ричард Львиное Сердце (1157-1199)

Ричард Львиное Сердце – единственный король-рыцарь в нашем списке. Кроме общеизвестного и героического прозвища было у Ричарда и второе - «Да и нет». Его придумал другой рыцарь, Бертран де Борн, окрестивший так молодого принца за нерешительность.

Уже будучи королем, управлением Англией Ричард совершенно не занимался. В памяти потомков он остался бесстрашным воином, заботившимся о личной славе более, чем о благополучии своих владений. Практически все время своего царствования Ричард провел за границей.

Он принял участие в Третьем крестовом походе, завоевал Сицилию и Кипр, осадил и взял Акру, однако на штурм Иерусалима английский король так и не решился. На обратном пути Ричард попал в плен к герцогу Австрии Леопольду. Только богатый выкуп позволил ему вернуться домой.

После возвращения в Англию Ричард ещё пять лет воевал с французским королем Филиппом II Августом. Единственная крупная победа Ричарда в этой войне - взятие Жизора под Парижем в 1197 году.

Раймунд VI (1156-1222)

Граф Раймунд VI Тулузский был нетипичным рыцарем. Он прославился противоборством Ватикану. Один из крупнейших феодалов Лангедока в Южной Франции, он покровительствовал катарам, религию которых исповедовало во время его правления большинство населения Лангодека.

Папа Иннокентий II дважды отлучал Раймунда от церкви за отказ от подчинения, а в 1208 году призвал к походу на его земли, вошедшему в историю как Альбигойский крестовый поход. Раймунд сопротивления не оказал и в 1209 году публично покаялся.

Однако слишком жестокие, по его мнению, требования к Тулузе привели к очередному разладу с католической церковью. Два года, с 1211 по 1213 год ему удавалось удерживать Тулузу, но после поражения крестоносцам в Битве при Мюре Раймунд IV бежал в Англию, ко двору Иоанна Безземельного.

В 1214 году он снова официально покорился папе. В 1215 году Четвёртый Латеранский собор, на котором он присутствовал, лишил его прав на все земли, оставив только маркизат Прованс его сыну, будущему Раймунду VII.

Уильям Маршал (1146-1219)

Уильям Маршал был одним из немногих рыцарей, чью биографию издали практически сразу же после его смерти. В 1219 году в свет вышла поэма под названием «История Уильяма Маршала».

Маршал стал знаменит не из-за ратных подвигах на войнах (хотя и в них он участвовал), а благодаря победам на рыцарских турнирах. Им он отдал целых шестнадцать лет жизни.

Архиепископ Кентерберийский называл Маршала величайшим рыцарем всех времен.

Уже в 70-летнем возрасте Маршал возглавил королевскую армию в походе на Францию. Его подпись стоит на Великой хартии вольностей в качестве гаранта ее соблюдения.

Эдуард Черный принц (1330-1376)

Старший сын короля Эдуарда III, Принц Уэльский. Свое прозвище он получил либо из-за тяжелого характера, или из-за происхождения матери, или по цвету доспехов.

Свою славу «Черный принц» стяжал в боях. Он выиграл две ставшие классическими битвы средневековья - при Кресси и при Пуатье.

За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Его брак на кузине, Джоанне Кентский, также добавил Эдарду рыцарской славы. Эта пара была одной из самых ярких в Европе.

8 июня 1376 года, за год до смерти отца, принц Эдуард умер, и был похоронен в Кентерберийском соборе. Английскую корону унаследовал его сын Ричард II.

Черный принц оставил след в культуре. Он является одним из героев дилогии Артура Конана Дойля о Столетней войне, персонажем романа Дюма «Бастард де Молеон».

Бертран де Борн (1140-1215)

Рыцарь и трубадур Бертран де Борн был правителем Перигорда, владельцем замка Отфор. Данте Алигьери изобразил Бертрана де Борна в своей «Божественной Комедии»: трубадур находится в Аду, и держит свою отрезанную голову в руке в наказание за то, что в жизни он раздувал ссоры между людьми и любил войны.

И пел, по мнению Данте, Бертран де Борн только для того, чтобы сеять раздор.

Де Борн, между тем, прославился и своей куртуазной поэзией. В своих стихах он прославил, например, герцогиню Матильду, старшую дочь Генриха II и Алиеноры Аквитанской. Де Борн был знаком со многими трубадурами своего времени, такими как Гильем де Бергедан, Арнаут Даниэль, Фольке де Марселья, Гаусельм Файдит и даже с французским трувером Кононом Бетюнским. К концу жизни Бертран де Борн удалился в цистерцианское аббатство Далон, где скончался в 1215 году.

Готфрид Бульонский (1060-1100)

Чтобы стать одним из предводителей Первого крестового похода, Готфрид Бульонский продал все, что у него было и отказался от своих земель. Вершиной его военной карьеры стал штурм Иерусалима.

Готфрид Бульонский был избран первым королем царства крестоносцев на Святой земле, но отказался от такого титула, предпочтя ему титул барона и Защитника Гроба Господня.

Он оставил распоряжение короновать своего брата Болдуина королем Иерусалима в случае, если сам Готфрид погибнет – так была основана целая династия.

Будучи правителем, Готфрид позаботился о расширении пределов государства, налагал подати на эмиссаров Кесарии, Птолемаиды, Аскалона и подчинял своей власти аравитян по левую сторону Иордана. По его инициативе было введено законоположение, которое получило название Иерусалимских Ассизи.

Погиб, по сообщению Ибн аль-Каланиси, при осаде Акры. По другой версии, умер от холеры.

Жак де Моле (1244-1314)

Де Моле был последним магистром ордена тамплиеров. В 1291 году, после падения Акры, тамплиеры переместили свою штаб-квартиру на Кипр.

Жак де Моле ставил перед собой две амбициозные задачи: он хотел реформировать орден и убедить папу и европейских монархов снарядить новый Крестовый поход на Святую землю.

Орден тамплиеров был самой богатой организацией в истории средневековой Европы, и его экономические амбиции начинали мешать европейским монархам.

13 октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен.

Последний магистр трамплиеров остался в истории в том числе благодаря легенде о так называемом «проклятии де Моле». Согласно Жоффруа Парижскому, 18 марта 1314 года Жак де Моле, взойдя на костёр, вызвал на Божий суд французского короля Филиппа IV, его советника Гийома де Ногарэ и папу Климента V. Уже окутанный клубами дыма, он пообещал королю, советнику и папе, что они переживут его не более чем на год. Также он проклял королевский род до тринадцатого колена.

Кроме этого, существует легенда о том, что Жак де Моле перед смертью основал первые масонские ложи, в которых должен был сохраниться в подполье запрещённый орден тамплиеров.

Жан ле Менгр Бусико (1366-1421)

Бусико был одним из самых прославленных французских рыцарей. В 18 лет он поехал в Пруссию, чтобы помогать Тевтонскому ордену, затем он участвовал в сражениях против мавров в Испании и стал одним из героев Столетней войны. Во время перемирия в 1390 году Бусико выступил на рыцарском турнире и занял на нем первое место.

Бусико был странствующим рыцарем и слагал стихи о своей доблести.

Его была настолько велика, что король Филипп VI сделал его маршалом Франции.

В знаменитой битве при Азенкуре Бусико попал в плен и умер в Англии через шесть лет.

Сид Кампеадор (1041(1057)-1099)

Настоящее имя этого прославленного рыцаря было Родриго Диас де Вивар. Это был кастильский дворянин, военный и политический деятель, национальный герой Испании, герой испанских народных преданий, поэм, романсов и драм, а также знаменитой трагедии Корнеля.

Сидом рыцаря прозвали арабы. В переводе с народного арабского «сиди» значит «мой господин». Кроме прозвания «Сид» Родриго также заслужил другое прозвище – Кампеадор, что переводится как «победитель».

Слава Родриго была выкована при короле Альфонсо. При нем Эль Сид стал главнокомандующим кастильской армией. В 1094 году Сид захватил Валенсию и стал её правителем. Все попытки Альморравидов отвоевать Валенсию кончились их поражениями в битвах при Куарте (в 1094) и Байрене (в 1097). После своей смерти в 1099 году Сид превратился в народного героя, воспетого в поэмах и песнях.

Считается, что перед последней битвой с маврами Эль Сид был смертельно ранен отравленной стрелой. Его жена облачила тело Компеадора в доспехи и усадила на коня, чтобы его армия сохранила боевой дух.

В 1919 году останки Сида и его жены доньи Химены были захоронены в Бургосском соборе. Здесь же с 2007 года находится Тисона - меч, предположительно принадлежавший Сиду.

Уильям Уоллес (ок. 1272-1305)

Уильям Уоллес - национальный герой Шотландии, одна из самых важных фигур в её войнах за независимость в 1296-1328 годах. Его образ воплотил Мэл Гибсон в фильме «Храброе сердце».

В 1297 году Уоллес убил английского шерифа Ланарка и вскоре зарекомендовал себя как один из лидеров шотландского восстания против англичан. 11 сентября того же года небольшая армия Уоллеса разбила 10-тысячное английское войско на Стерлингском мосту. Большая часть страны была освобождена. Уоллес был посвящен в рыцари и объявлен хранителем королевства, управляя от имени Баллиола.

Через год английский король Эдуард I вновь вторгся в Шотландию. 22 июля 1298 года состоялась Фолкеркская битва. Силы Уоллеса были разбиты, и он был вынужден уйти в подполье. Тем не менее, сохранилось письмо французского короля его послам в Риме от 7 ноября 1300 года, в котором он требует, чтобы те оказали поддержку Уоллесу.

В Шотландии в это время продолжалась партизанская война, и Уоллес в 1304 году возвратился на родину и принял участие в нескольких столкновениях. Однако 5 августа 1305 года он был схвачен в окрестностях Глазго английскими солдатами.

Обвинения в измене на суде Уоллес отверг, сказав: «Я не могу быть предателем Эдуарда, потому что я никогда не был его подданным».

23 августа 1305 года в Лондоне Уильям Уоллес был казнен. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии - Ньюкасле, Бервике, Стерлинге и Перте.

Генри Перси (1364-1403)

За свой характер Генри Перси получил прозвище «хотспур» (горячая шпора). Перси – один из героев исторических хроник Шекспира. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он под командованием отца участвовал в осаде и захвате Берика, через десять лет уже сам командовал двумя рейдами на Булонь. В том же 1388 году он был посвящен в рыцари подвязки королем Англии Эдуардом III, принимал активное участие в войне с Францией.

За поддержку будущего короля Генриха IV Перси стал констеблем замков Флинт, Конви, Честер, Карнарвон и Денби, а также был назначен юстициарием Северного Уэльса. В битве при Хомилдон-Хилле Хотспур захватил в плен графа Арчибальда Дугласа, который командовал шотландцами.

Выдающийся военачальник Столетней войны Бертран Дегюклен в детстве был мало похож на будущего прославленного рыцаря.

По словам трубадура Кувелье из Турне, составившего жизнеописание Дюгеклена, Бертран был «самым уродливым ребенком в Ренне и Динане» – с короткими ногами, слишком широкими плечами и длинными руками, некрасивой круглой головой и смуглой «кабаньей» кожей.

На первый турнир Дегюклен попал в 1337 году, в возрасте 17 лет, а позже избрал военную карьеру – как пишет исследователь Жан Фавье, он сделал войну своим ремеслом «столь же по необходимости, сколь и по душевной склонности».

Больше всего Бертран Дюгеклен прославился своим умением брать штурмом хорошо укреплённые замки. Его небольшой отряд, поддерживаемый стрельбой лучников и арбалетчиков, штурмовал стены с помощью лестниц. Большинство замков, имевших незначительные гарнизоны, не могло противостоять подобной тактике.

После гибели Дюгеклена при осаде города Шатонеф-де-Рандон ему была оказана высшая посмертная почесть: он похоронен в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V.

Джон Хоквуд (ок. 1320-1323 -1394)

Английский кондотьер Джон Хоквуд был самым известным предводителем «белой роты» - отряда итальянских наемников XIV века, послужившим прототипом для героев романа Конана Дойля «Белая рота».

Вместе с Хоквудом в Италии появились английские лучники и пешие латники. Хоквуд за свои боевые заслуги получил прозвище l’acuto, «крутой», которое впоследствии стало его именем - Giovanni Acuto.

Слава Хоквуда была так велика, что английский король Ричард II попросил разрешения флорентийцев похоронить его на родине в Хедингаме. Флорентийцы вернули прах великого кондотьера на родину, но заказали для его опустевшей могилы во флорентийском соборе Санта-Мариа-дель-Фиоре надгробие и фреску.

Здесь мы рассмотрим рыцарские доспехи с 11-го века до первой половины 12 века, в частности, времена битвы при Гастингсе по Первый Крестовый поход. Будем считать, что рыцарское снаряжение в Центральной Европе было очень похожее. Значительные региональные различия не могут быть получены из источников, но представленные здесь изобразительные источники не позволяют их выделить. Границы применимости данных конструктивных особенностей уходят далеко на восток, например типичные для Восточной Европы формы шлемов. Различия в снаряжении мы находим в Византийской империи и в подчиненных ей районах, также свои особенности имеет снаряжение испанских рыцарей.

В первом квартале 11 века следует отметить, что щиты все еще не миндалевидные, и большинство из шлемов, можно датировать только второй половиной 11-го века.

Кольчуга

Понятия: кольчужный доспех, хоуберк, кольчуга могут быть использованы как взаимозаменяемые, поэтому далее будем называть просто "кольчуга". Представленые выше термины описывают наиболее распространенный железный доспех из применяемых в то время. Сохранилось несколько кусков кольчужного полотна, датированных 11 веком. Целых почти не сохранилось. Чтобы получить представление о внешнем виде кольчуги, рассмотрим артефакты и изобразительные источники до и после и естественно во время выбранного периода.

(А) Кольчуга из Гьермундбю 10-го века

Очень короткая, по реставрации она длиной только чуть ниже талии (до бедренных костей) у человека ростом 1,75 м. Реставрация очень ненадежная, поскольку кольчуга сохранилось в виде многих мелких фрагментов. Рукава короткие, едва закрывают плечи. Собрана из переменных рядов склепанных и полностью замкнутых колец.

Клепанные кольца: проволока сечением от 1,09 мм до 1,4 или 1, 68 мм, кольцо диаметром 7,4 мм до 8,3 мм, и 7,7 мм кое-где. Проволока круглая в сечении. Шляпки заклепок только на одной стороне кольца, все шляпки заклепок на одной и той же стороне ряда.

Замкнутые кольца: материал сечением от 1,1 мм до 2 мм, внутренний диаметр кольца от 7,5 до 8,4 мм. Кольцо в сечении в форме "скругленного квадрата". Эти кольца скорее всего были откованы.

Всего вышеупомянутых колец было обнаружено около 25 000, общим весом в 5,5 кг. (2, 17)

(B1) Кольчуга, предписываемая святому Вацлаву, выставка "Европа до 1000 года н. э." Прага, Чехия, начало 10 века

Вес кольчуги B1 равен 10 кг. Длинная, у человека ростом 1,75 м доходит почти до колен. Длинные рукава, закрывают большую часть предплечья. Эта кольчуга в более поздние времена, по-видимому была отремонтирована и изменена. Кольца сечением от 0,75 мм до 0,8 мм, и 0,9 мм у воротника. Все кольца клепаные. Внутренний диаметр колец варьируется от 6,5 мм и 8 мм. Разрез был вероятно на затылке, то есть на этой фотографии кольчуга со спины. Очевидно что после того как кольчугу одевали этот самый разрез затягивали кожаным шнурком.

(C) Кольчуги, Государственный Исторический музей на Красной площади, Москва.

Судя по визуальной оценке кольчуги C длина её до середины бедра. Рукава короткие, закрывающие до середины плеч. Проволока сечением около 1.5 мм, внутренний диаметр кольца около 7-8мм. Кольца клепанные.

При рассмотрении этих трех рубашек возникают следующие впечатления: кольчуги являются очень разными по длине, они в конечном итоге где-то между талией и коленями. Они с короткими рукавами – максимум одна треть предплечья покрыта. Кольца слегка приплющены в сечении (круглые, овальные, почти квадратный, и т.д.). Но плоских колец не известно. Кольца кольчуг являются часто цельными, и кольчуги иногда были собраны из чередующихся рядов склепаных и цельных колец. Полностью замкнутые кольца, либо штампуют (Гьермундбю, 17) или соединяют сваркой (Коппергейт, 8). Шпильки имеют круглое сечение и в основном из железа, хотя некоторые присутствие сплавов цветных металлов были найдены. (8).

Как изобразительный источник для современных реконструкций кольчуг, мы рассматриваем конечно Гобелен из Байе (Bayeux Tapestry). Поздняя дата изготовления и обстоятельства его производства влияет на качество этого источника (он был изготовлен через 20 лет после битвы при Гастинсе). Кольчуги, простираются на колено и локоть, ну по крайней мере закрывают предплечья. Другие изобразительные источники подтверждают это впечатление. Закрывающие запястье длинные рукава представлены на рисунке Q1 из Апокалисиспса Сент Север (z.B. Apocalypse von St. Sever, Französische Ritter zwischen 1028 und 1072,).


(D1) деталь Гобелена из Байо. Здесь кольчуга изображена квадратиками, что интересно меч "прячется" под кольчугу, обратите внимание на квадрат на груди.

Кольчуга со временем стремится закрыть все тело. Она разрастается за пределы колена и охватывает все предплечье, и во второй половине 12 века закрывают кисть руки кольчужной рукавицей. Это развитие завершается в 13-м веке полным бронированием рыцаря в кольчугу. Среди находок на месте битвы при Висбю, на о. Готланд 1361 г., также присутствуют кольчуги, которые сильно напоминают кольчуги более ранних периодов. Кольцо основном 8-10мм в диаметре, с колебаниями от 4-17мм. Кольца, в основном, круглого сечения, но также присутствует и уплощенные кольца (16). Вероятно, широко распространены плоские кольца на кольчугах стали в 14 веке, они были склепаны при помощи заклепки из маленькой треугольной пластины. (8)

О разрезе на кольчугах нельзя сказать определенно: для коротких кольчуг они не нужны; разрезы по бокам очень удобны, но воин рискует получить по бедрам и тазу мечом (а в тот ранний период преобладающей техникой была рубка на мечах), поэтому предпочтительнее разрезы спереди и сзади. Такие разрезы очень часто встречаются на изобразительных источниках того периода, и к тому же такие разрезы очень полезны всадникам, а рыцари были всадниками.

Разрез в районе воротника встречается. Расклешенная юбка у кольчуг интересующего нас периода не обнаружена. Также фестонов на кольчугах интересующего нас периода не обнаружено.

Боковая щель для ножен меча появляется во второй половине 11-го века и встречается до середины 12 века у кольчуг. Из неё заметен меч рукояткой торчащий из этой щели, наконечник ножен часто при этом выглядывает снизу из под кольчуги. На Гобелене из Байе, (см. рис. D). мы видим каким образом носился меч также очень интересна фигра в Хильдесхаймском соборе (нем. Hildesheimer Dom) см. рис. К, "Избиение младенцев" (см. рис. I3) и посмотрите на фасад собора в Ангулеме (нем. Kathedrale von Angouleme) на рис. U. Более ранних данных о ношении меча под кольчугой не мне не известно.

Другой особенностью рыцарей на изобразительных источниках являются кольчужные квадраты на груди. Что это может быть является спорным вопросом. Возможно это закрепленный на кольчуге в области груди дополнительный лоскут-нагрудник, или кольчужный клапан который защищает шею и лицо. В пользу варианта с клапаном говорят крючки на наносниках некоторых найденных шлемов. Такие крючки имеют смысл только, если на них что-то смонтировано. Нагрудник по логике вещей должен быть прикреплен постоянно, но против этой теории говорят изображения на Гобелене из Байе. Если это нагрудник почему он в боевые сценах никогда не показан? Хотя в боевых сценах кольчужные квадраты часто уже не на груди, но лицо все равно отображается как полностью, как раньше. Но поскольку, я думаю что артефакт шлем является более значимым, чем Гобелен, я считаю что это был все таки клапан закрывающий лицо, см. также рис. I7. Есть также множество изображений без этого квадрата.

Кольчужная (и вообще любая) защита на ног и ступней в изобразительных источниках на 11 и первую половину 12 века крайне редко встречались, и если таковая все же имела место, то принадлежала самым высокопоставленным воинам. Епископ Одо изображен на Гобелене из Байе вполне вероятно имеет кольчужные чулки, Вильгельма несколько раз (правда в более поздних источниках) изображали в кольчужных чулках.

Возможно кольчуги были покрыты чем-то, для защиты от коррозии. С позднего средневековья и раннего нового времени есть примеры лужения, то есть покрытия оловом. И есть посеребренная кольчуга 10 века, которая хранится в национальном археологическом музее в Софии, Болгария (1). Так как на интересующий нас период и регион нет никаких доказательств, то покрытие маловероятно.

Толщина проволоки и диаметр колец сильно варьируется, так что мы можем предположить много вариантов.


Все цифры в мм. Почти все подлинные кольца находятся в зеленой зоне. Некоторые отдельные кольца достигают размеров до 2,9 мм толщиной и почти 15 мм внешнего диаметра. Интересно, что тенденция показывает, что древнее кольчуга, тем толще кольца (шестой/седьмой век), в то время как более ранние находки преимущественно меньшего диаметра (8-10 век).(20)


(Е) Немецкие пешие или спешенные воины 1130-1140, аббатства Андлау в Эльзасе (восток Франции) Abteikirche von Andlau im Elsaß). Даже довольно длинные кольчуги, по-видимому, не обязательно имели прорези. Щиты несмотря на середину 12 века круглые.

Кольчуг было сделано в десятках разновидностей, размеров и весов, их почти невозможно точно датировать. Так как они сделаны из железной проволоки, то очень подвержены коррозии. Поэтому совсем не удивительно, что сохранившихся средневековые атртефакты фрагментарны и неопределенного происхождения. Тем не менее, тщательно очищенные и смазанные (...) кольчуги практически не имеют срока хранения. Не простые солдаты были снабжены кольчатой ​​броней тем более новой и в хорошем состоянии. Поэтому вероятно, что уже в позднем средневековье использовались кольчуги сделанные очень давно (13).


(F) клепанное кольчужное полотно: два примера плоских колец, округлые и овальные в сечении кольца

Кроме нижеуказанной кольчуги (F2) из сведенных колец сделанных из круглой проволоки встречаются захоронении III в. до н.э. в Киумешти, в Румынии, где были обнаружены фрагменты кольчуги. Вероятно, они представляют собой остатки двух разных кольчуг, поскольку одна из них состоит из чередующихся рядов штампованных и соединенных встык колец, в то время как на второй кольчуге кольца второго типа - склепанные. Также фрагмент кольчужного полотна из "сведенки" был найден в захоронении Саттон-Ху 6-7 века, это курганный некрополь восточнее Вудбриджа в английском графстве Саффолк. При этом есть множество примеров кольчуг из клепаных колец древних времен и позднего средневековья.

(F2)Сведенная кольчуга, Аугсбург, 1582 г. Кавалерии броню курфюрста Кристиана, в арсенале Цвингер в Дрездене (18). кусок кольчужного полотна прикрывающий бедро.

Кольчужная защита головы

На данный момент создается впечатление, будто кольчужная защита головы была представлена в следующими вариантами:

  1. Кольчужный капюшон составляющий единое целое с кольчугой;
  2. Кольчужная бармица на шлеме;
  3. Отдельный кольчужный капюшон;
  4. Кольчуга на корпусе у воина есть, но отсутвует кольчужная защита головы и шеи

Кольчужная рубаха, составляющая единое целое с кольчужным капюшоном – является бесспорным вариантом. Хотя, конечно, ни одного такого артефакта не было найдено масса соответствующих изобразительных источников указывающих на то, что эта версия защиты головы не имеет никаких сомнений: Гобелен Байе, Великая Печать Генриха I, Библия Санкт-Этьен, Апокалипсис Санкт Север, и т.д.


(N1) Апокалипсис Иоанна Богослова (Beatus-Apokalypse), 10-й век.(975 год) датировано по сопутствующим артефактам из собора в Героне (im Besitz der Kathedrale von Gerona), северо-запад Испании. Но очень высокий армор клас изображенных воинов заставляет усомниться в датировке. Но это скорее всего особенности Испанского вооружения и снаряжения.

Рыцари на рис. N1 до кисти руки полностью защищены кольчугой. Также закованы в кольчугу ноги и ступни. Такая кольчужная защита больше похожа на ту что использовалась в конце 12 века. Виден по крайней мере один фригийский шлем, (подробнее ниже слева). Щиты круглые без умбонов, находки таких щитов присутствуют на 10 век. Изображены также наносники на некоторых шлемах, они нижнем краем соединены с кольчужным капюшоном.


(L) Деталь сосуда для святой воды из Лотарингии (ок. 1000 года) в настоящее время хранится в соборе Аахен. Отчетливо видна кольчуга закрывающая уши и шею, также две кольчуги с коротким рукавом, овальные щиты.

(М) Евангилие Эстернаха (Evangeliar von Echternach (Codex aureus Epternacensis)), 1030-1050. Сегодня хранится в Германском Национальном музей в Нюрнберге (Hs 156 142). Хороший изобразительный источник. (F), фреска из склепа базилика Аквилеи из провинции Удине (Krypta der Basilika von Aquileia) в северной Италии, начало 12 века.
(J) Два рыцаря из рукописи de Ebulo Liber. 1196 год "Liber ad honorem Augusti sive de rebus Siculis” von Petrus de Ebulo (Кодекс 120 II Гражданского библиотеки в Берне). Полная картина также показывает, епископа Конрада фон Вюрцбурга Рисунки (F и J) показывают, что в кольчужный капюшон в более поздние времена становится стандартом снаряжения. (I1) У отмеченного воина в отличии от многих других нет на теле кольчуги. Сегментный шлем с низу снабжен кольчужной бармицей. Изо. начала 11 века, иллюстрация "Видения Авакуума" из северной Франции библия бенедиктинского монастыря Сен-Вааст, недалеко от Арраса ("The Vision of Habukuk” aus der nordfranzösischen Bibel des Benediktinerklosters Saint-Vaast in der Nähe von Arras). MS 435, Муниципальный библиотеке, Аррас.

Кроме кольчужных капюшонов, присоединенных к рубашке, была распространена кольчужная бармица, крепившаяся к шлему (нем. Helmbrünne англ. Aventail). Кольчужная бармица закрывала шею и плечи, возможно иногда и лицо.

Шлем Печ, конец 10-го Века: "В нижней части купола все еще ​​присутствуют остатки креплений для кольчуги." (4),

Шлем из Ледницкого озера (Helm von Ostrow Lednicki), 11-12век: "На краю шлема отверстия, которая служили для крепления защиты шеи." (4)

Шлем Святого Вацлава (Helm des heiligen Wenzel), 10 век: "К нижней части шлема приковано железную полосу к которой была прикреплена (...) защита шеи." (4)

На шлеме из Гьермунбю (Gjermundbu helm) все еще есть остатки кольчуги, вставленной в отверстия в нижней части шлема. (3)

Все эти признаки в совокупности доказывают что небольшой кусок кольчуги крепился и к шлему.

Отдельные кольчужные капюшоны и ожерелья, которые даже не соединены с кольчужной рубашкой и не крепятся к нижней части шлема, трудно подтвердить. Однако, большая часть изобразительных источников, показывающих рыцарей в кольчуге и шлеме не может быть истолковано однозначно. Например, возможно что на рисунке M изображен рыцарь в шлеме с кольчужной бармицей, а возможно что к его кольчуге крепится кольчужный капюшон, есть мнение что он вообще не в кольчуге. Некоторые рыцари могли также носить отдельные капюшоны. В силу схематичности изобразительных источников и скудности артефактов можно строить предположения. То есть предположим что шлем одевается на кольчужный капюшон, тогда подбродочные ремешки или шнурки должны быть видны над закрытыми кольчугой щеками рыцаря, но художники того времени (а часто и более поздних времен) не слишком утруждали себя мелкими деталями. В случае применения кольчужной бармицы ремешки спрятаны под кольчугой, но если и использовалась отдельная кольчужная перелина или кольчужный капюшон, то художники и скульпторы во многих случаях не утруждали себя выведением стыка.

Нашел пока только два изобразительных источника, показывающих отдельные кольчужные капюшоны, смотрите ниже рисунок K, и в другом разделе рисунок T.

Было бы удивительно предполагать отсутствие у главнокомандующего доспеха. Вы скажете: а зачем, он же должен руководить боем? Но в то время главнокомандующий должен был атаковать в первых рядах, поэтому он должен быть защищен очень надежно.

Также немного странно предполагать в то время шлем без кольчужной бармицы и не одетый на кольчужный капюшон, то есть вообще без кольчуги. Казалось бы это так просто, но очень мало таких изображений. Из летописных источников известно что в разгар битвы при Гастингсе была разнесена весть о то том что Вильгельм погиб, и он открыл лицо и показал свои воинам что он жив. Значит во время боя его лицо было чем-то закрыто, наверняка ни личиной ни забралом, а клапаном кольчужного капюшона.

(G2) Печать Вильгельма Завоевателя. Такое впечатление что он вообще без кольчуги и шея голая. Шлем очень необычный - похож на шлема античности.

Норманнский шлем

Шлемы конической и сфероконической формы с наносником типа Аусбург распространились в с начала 11 века по всей Европе и сохраняли свою популярность на протяжении 12 века. С конца 12 века постепенно вытесняются горшкообразными шлемами, но используются и в 13 веке. (6)

(Р2) Шлем из в реки Маас , (территория Бельгии), 11-12 вв. Хранится в Майнце, в римско-германском центральном музее, выставка "Das Reich Salier"

Отбольшинства шлемов такого типа отличается отсутствием ребра жёсткости по центру шлема, как на пример на шлеме из Ольмуца и ем подобным. Так же интересно наличие навершия с кольцом, возможно служившим местом крепления яловца или подобного ему украшения. Также выкован из одного куска.



(В2 + W1 + СС1) шлем из Ледницкого озера (Ostrow lednicki) район Гнезно в провинции Познань в Польше. 11/ 12 век. Выкован изьодного куска. Слегка трапециевидная тулья. Крючок на наноснике присутствует.

Эти шлема очень похожи, шлем святого Вацлава является также представителем шлемов этого типа. Их высоты составляют 27,5 см, 26,5 см, 24,2 см, 24,4 см, 27,9 19,5 см, вероятно, измеряется от вершины к кончику наносника. Они все кованы из одного куска железа, и с наносниками. Также очень интересен для рассмотрения шлем, опубликованный в начале 20 века в немецком журнале "Историческая экспертиза" из Awarenwall,

(I2) Шлем найденный то ли в Темзе, то ли в северной Франции. Наносник восстановлен. Швы на передней правой и левой и задней правой и левой. Если вы посмотрите на шлем сверху носа и лицевой стороной вверх, в результате швы образуют букву X. На форуме налогичные из акционов,

Изобразительные источники демонстрируют по большей части только один тип шлема: Норманнский . То есть каску конической или сфероконической формы приплюснутый с боков так что при просмотре сверху напоминает овал, чаще всего с наносником. Они цельнокованные или сваренны из сегментов так что стыков не видно. На рисунках шлем часто выглядит так как будто был собран из сегментов. Сегменты были прикованы друг к другу непосредственно (например, из Темзы и ряд восточноевропейских шлемов). Шлема скрепленные при помощи полос (Гьермундбю, Бальденхем) могут встречаться, но уже устарели – в Западной и Центральной Европе датированного 11-12 векам ни сохранилось ни одного экземпляра. Но многие изобразительные источники и находки таких шлемов от более ранних эпох говорит в пользу этого предположения.

Особой формой конических шлемов является "Фригийский колпак", названный так по аналогии с шерстяными шапками из Фригии (области на западе современной Турции). Их отличает загнутая вперед верхушка тульи, смотрите рис. N. Видимо, это форма шлемов вошла в моду после 11 века и просуществовала на протяжении всего 12 века.

Шлем Шамосон (Chamoson) очень похож на шлем из замка Нидереальты (Niederrealta), в 1961 году, в настоящее время позволяет нам первоначально последить происхождение Черепников в Северной Италии, в 12 веке. Они были изготовлены в соответствии с традицией Гьермундбю и других сегментных шлемов, для соблюдения её на шлеме Chamoson были установлены сегменты, которые не добавляют оборонительных свойств(9).

Шлема Черепники и "Фригийские колпаки" в 11 - первой половине 12 века применяются очень ограничено, они актуальны только для конца рассматриваемого нами периода. В принципе шахматные фигуры из Аббатства Льюис в Шотландии, изготовленные в 12 веке применяют для реконструкции 11 века (а там у некоторых фигур как раз черепники), но все равно ограничено.

Не исключено что шлема могли быть ярко окрашены. Иллюстрации показывают красочные шлемы. Но материально подтвердить это невозможно. Ни на одном шлеме интересующего нас периода краски не сохранилось.

О наноснике

В 10-ом веке, большинство шлемов не имеют наносника. Но есть некоторые исключения, а с конца 10 века наносники все чаще появляются.


(S1) Шлема из рукописи Сен Галлен из университетской библиотеки Лейден (St. Gallen um 925. Leiden, Universitätsbibliothek, Ms. Periz. F17, fol. 22r (1.v.l.), 9r (2.v.l.). Верхняя строка показывает, шлема с наносниками. Нижний ряд показывает такие же шлемы без наносников.

На рис. S1 ясно различимые наносники, иногда даже с типичным крючком на кончике. Только слетающие с голов шлема изображены с наносниками. Может быть, это художник изобразил так, чтобы не закрывать лица воинов.


(DD) Филлипс Мидлтон, Райдейл, Северный Йоркшир, Англия, 10 век (Jellingstil). Викинг в шлеме с наносником с мечом, саксом, копьем и щитом.

До и после изучаемого нами периода, есть много примеров шлемов с наносниками. Эта преемственность и представленные здесь рисунки: S1, DD, N1 доказывают существование наносников в 10-м веке и естественно в 11 и 12 веке.

Рыцарь - тяжеловооружённый конный воин, носитель дворянской рыцарской традиции, восходящей ко временам андальского вторжения в Вестерос и тесно переплетённой с верой в Семерых . Рыцари занимают важное место в феодальном обществе и культуре Вестероса , стоя ниже лордов, но выше простонародья. Тяжёлая рыцарская конница является главным аргументом в любой войне Семи королевств , а подвигам и приключениям знаменитых рыцарей посвящены многие песни и книги. Рыцарь обязан служить образцом чести, отваги и благородства, служить королю и державе и защищать слабых - увы, далеко не все рыцари соответствуют этому идеальному образу.

К рыцарям обращаются «сир » (англ. ser ) . Звание рыцаря не является наследственным и не означает потомственного дворянства само по себе; законные дети рыцаря наследуют его фамилию, а в том случае, если сын рыцаря сам становится рыцарем, - и герб . Любой рыцарь может посвятить в рыцари любого человека, даже простолюдина, однако звание рыцаря требует немалых расходов - рыцарь обязан владеть дорогостоящим оружием, доспехами, несколькими лошадьми, вести соответствующий рыцарскому званию образ жизни, обычно связанный с военной службой и, в мирное время, турнирами .

В средневековой культуре рыцарство - не просто знак почести, как в нашем мире, когда королева Елизавета посвящает в рыцари Элтона Джона. Это род занятий, воинская профессия. Чтобы быть рыцарем, нужно богатство - как минимум, чтобы купить себе доспехи и лошадь, и у рыцаря есть обязанности. Рыцарь должен участвовать в сражениях, являться по призыву лорда, обучать и вооружать отряд латников. Некоторые люди физически не способны заниматься всем этим (Уиллас Тирелл , Сэмвелл Тарли), и они предпочитают карьеру септона , мейстера или просто лорда в своём поместье. Другим жизнь рыцаря просто неинтересна. Рыцарство также связано с религией, и по этой причине последователи Старых Богов не становятся рыцарями, даже если годятся в рыцари по всем остальным параметрам. Так сказал Мартин

История и распространение рыцарства

Рыцарь в латном доспехе и шлеме-бацинете. Иллюстрация Ruisma

Рыцарская традиция появилась во времена завоевания Вестероса андалами . Согласно летописям Долины Аррен - первой области Вестероса, завоеванной андалами, тяжёлая кавалерия, облачённая в доспехи, у андалов уже была, и андальские герои - например, Артис Аррен - носят в преданиях титул «сир». Серебряные доспехи и крылатый шлем Артиса Аррена делали его легко узнаваемым среди андальских воинов .

За пределами Вестероса рыцарство ассоциируется с выходцами из Семи королевств, сохранившими рыцарские традиции и веру в Семерых . На землях Вольных городов рыцари - эмигранты и потомки эмигрантов, бежавших за море по разным мотивам, - занимаются в основном наёмничеством, воююя то за один Вольный город, то за другой: так, Джорах Мормонт воевал на войне с браавосцами, а потом поступил на службу к Визерису Таргариену , а Осмунд Кеттлблэк служил в отряде Славных Кавалеров , воюя то за Лис , то за Тирош . В наёмном отряде Золотых Мечей служило пятьсот рыцарей .

Качества рыцаря

Рыцарь. Иллюстрация Jason Engle

Даваемые при посвящении в рыцари обеты, книги, песни, предания о знаменитых рыцарях создали в сознании вестеросцев идеальный образ благородного воина. На самом деле светлому образу «истинного рыцаря» соответствуют очень немногие носящие рыцарское звание. Проявление высоких рыцарских качеств вызывает у окружающих восторг и уважение, тогда как «ложные» рыцари, запятнавшие себя нерыцарскими поступками, пользуются дурной славой.

Рыцарь должен:

В песнях рыцари никогда не убивали волшебных зверей, таких, как, например, белые олени - только подходили и гладили .

Для рыцаря достойно добиваться славы и почестей, хотя бы и рискуя своей жизнью. Умереть, сражаясь за своего короля - славная смерть для рыцаря .

Рыцарь должен беречь свою честь. Недостойно обижать слабых и невинных; убеждение о том, что «истинные рыцари не причинят зла женщинам и детям» было не столь уж редким в Вестеросе . Считается, что ни один настоящий рыцарь не даст согласия на убийство женщин . Существуют рассказы о рыцарях и дамах, которые спали в одной постели, положив между собой меч - рыцарь таким образом демонстрировал, что не посягает на честь дамы . Рыцарь не должен целовать даму без её разрешения .

Клятва своей рыцарской честью священна , слово рыцаря многого стоит . Хороший рыцарь честен во всем и всегда говорит только правду, даже врагам . Запятнавший себя разбоем и насилием рыцарь может быть лишён рыцарского звания и предан смерти как обычный преступник

Если против конного рыцаря на поединок один на один выходит пеший противник, достойно спешиться . Позорно побеждать в поединке нечестным образом, например, убив под соперником лошадь ; намеренный проигрыш более высокородному и богатому противнику не считается достойным поступком, хотя и не приносит проигравшему позора . Бесчестно проиграть на турнире оружие и доспехи и не отдать их победителю, даже если это угрожает побеждённому потерей рыцарского звания . Пользование услугами шпионов и доносчиков позорит рыцаря .

Поскольку рыцари обычно сражаются верхом на коне, шпоры служат знаком рыцаря: о посвящении в рыцари говорят «получить шпоры» . Богатые рыцари и лорды могут носить золотые шпоры .

Пажи и оруженосцы

Оруженосец. Иллюстрация Пэта Лобойко (Pat Loboyko) для RPG от Green Ronin

Подготовка будущего рыцаря начинается с раннего возраста. Начиная с возраста восьми лет и старше мальчиков отдают на воспитание в другую семью - дом лорда или родовитого рыцаря, желательно, прославленного воина. Эта практика совмещается с традицией брать воспитанников и заложников из других домов. Маленькие дети часто прислуживают взрослым как пажи (англ. page ) и виночерпии (англ. cup-bearer ), и это занятие считается почётным и достойным даже для выходцев из благородных домов. Например, Аддам Марбранд в детстве служил пажом в Утёсе Кастерли , а Мерретт Фрей - в замке Крейкхоллов . Уже в этом возрасте детей начинают обучать военному делу - сражаться деревянными мечами, обмотанными тканью , ездить верхом, упражняться с чучелами, кинтанами и кольцами.

Когда мальчик подрастает достаточно, чтобы брать его на войну - к возрасту двенадцати и иногда даже десяти лет - он становится оруженосцем (англ. squire ) того или иного рыцаря. Оруженосцы обязаны в походе ухаживать за оружием, доспехами и лошадями рыцаря, готовить пищу, следить за здоровьем рыцаря, одевать его в доспехи перед боем и тому подобное. Под началом рыцаря оруженосец должен получить представление о началах рыцарства, основах рыцарской чести, долга и верности; обучиться фехтованию, верховой езде и куртуазному этикету. В реальности всё зависит от того, какому рыцарю служит оруженосец. Так, Подрика Пейна его первые хозяева-рыцари научили чистить лошадь, выбирать камешки из подков и воровать еду, но владеть мечом не учили совсем . Напротив, Арлан Пеннитри , даже будучи нищим межевым рыцарем, обучал своего оруженосца Дунка держать меч и копьё, ездить на боевом коне, натаскивал его в геральдике и внушал максимы вроде «Истинный рыцарь должен быть чист и телом и душой» и «Всегда делай больше того, что от тебя ожидают, и никогда - меньше» .

Проявивший себя оруженосец может быть посвящён в рыцари к совершеннолетию , хотя некоторые, особо отметившиеся оруженосцы удостаиваются этой чести и раньше - Джейме Ланнистер , например, стал рыцарем на пятнадцатом году жизни .

Наличие оруженосца является для рыцарей вопросом престижа, и бедные рыцари, как Арлан Пеннитри , могут брать себе в оруженосцы бездомных мальчишек, обещав кормить, учить и в неопределённом будущем - посвятить в рыцари . Напротив, у богатых и влиятельных рыцарей и лордов может быть сразу несколько оруженосцев из благородных домов - например, у Самнера Крейкхолла было не менее четырёх оруженосцев, включая Джейме Ланнистера и Мерретта Фрея , а сам Джейме Ланнистер позже взял в качестве оруженосцев сразу троих подростков знатного рода - Льюиса Пайпера , Гаррета Пэга и Джосмина Пеклдона . Дружба между рыцарем и его оруженосцем и оруженосцами одного рыцаря завязывается на всю жизнь; иногда - как в случае Ренли Баратеона и Лораса Тирелла - она обращается в гомосексуальную связь .

Оруженосец вовсе не обязательно должен быть подростком. У Мандерли были оруженосцы в возрасте до сорока лет , и на трапезе для оруженосцев во дворе Белостенного преобладали старые бывалые воины . Такие люди не становятся рыцарями никогда - часто у них просто не хватает денег на собственные оружие, доспехи и лошадь, иногда они просто не испытывают желания стать рыцарями, предпочитая верой и правдой служить другим .

…как армейский сержант, который не испытывает желания становиться лейтенантом, а тем более генералом. Так сказал Мартин

Посвящение в рыцари

Помазанный рыцарь. Иллюстрация Пэта Лобойко (Pat Loboyko) для RPG от Green Ronin

Любой рыцарь может посвятить любого другого человека в рыцари . Король может посвятить в рыцари любого своего подданного; не всякий лорд может посвятить кого-либо в рыцари, а только такой лорд, который сам является рыцарем. Иными словами, Бейлор Благословенный , будучи королём, мог посвящать людей в рыцари, а Эддард Старк , будучи лордом, но не будучи рыцарем - нет .

Обычный способ стать рыцарем - с детства и до шестнадцати-восемнадцати лет служить другому рыцарю в качестве оруженосца, проявив себя и доказав свое право стать рыцарем. Доблесть, проявленная в военной кампании, или успешное выступление на турнире для оруженосцев могут стать основанием для посвящения в рыцари. Это верно даже для людей, никогда не бывших оруженосцами, но проявивших себя на войне и вознаграждённых за это рыцарством: так, северянин Джорах Мормонт был посвящён в рыцари в качестве отличия за отвагу во время штурма Пайка в конце восстания Бейлона Грейджоя . Бывший контрабандист Давос Сиворт получил рыцарское звание в благодарность «за лук» - во время осады Штормового Предела он тайком провез в замок груз лука и рыбы и тем самым спас Станниса Баратеона и его людей от голодной смерти .

Отцы, дядья или старшие братья, будучи рыцарями, могут посвятить в рыцари младших членов семьи, рыцарь может посвятить в рыцари своего оруженосца, однако чаще это делает другой рыцарь - как можно более прославленный и известный, какого только удавалось найти, лучше всего рыцарь Королевской Гвардии , принц или сам король. Так, Джейме Ланнистер служил оруженосцем Самнеру Крейкхоллу , но посвящение принял от знаменитого рыцаря Королевской Гвардии Эртура Дейна ; Барристан Селми служил оруженосцем у Манфреда Сванна и был посвящён в рыцари королём Эйгоном V Таргариеном . Григора Клигана посвятил в рыцари принц Рейгар Таргариен . Все заслужившие рыцарство в битве на Черноводной - больше шестисот человек - были посвящены всего тремя рыцарями Королевской Гвардии : Бейлоном Сванном , Меррином Трантом и Осмундом Кеттлблэком , хотя в столице в этот момент находились многие тысячи менее знаменитых рыцарей .

Мартин сравнивает посвящение с получением диплома о высшем образовании в нашем мире:

Почему люди стремятся попасть в Гарвард, а не обходятся дипломом колледжа в родном городке? Очень престижно быть посвящённым в рыцари королём, принцем, одним из рыцарей Королевской Гвардии или какой-нибудь ещё знаменитостью. Получить посвящение в рыцари от брата - это как поцеловать сестру (Джейме Ланнистера и Таргариенов это сравнение не касается), а получить посвящение от уездного межевого рыцаря - это как парикмахерское училище закончить. «Корочки»-то вы получите, но на университетскую аспирантуру после этого замахиваться не стоит. Так сказал Мартин

Никто не запрещает рыцарю произвести в рыцари простолюдина или даже бастарда . Тем не менее, социальное давление обычно не дает корыстолюбивым рыцарям возможности посвящать в рыцари за деньги всех, кого им вздумается: рыцарская честь и высокий статус рыцарского звания имеют большое значение в обществе Вестероса, и запятнавший себя таким поступком рыцарь, а равно и те, кого он посвятил, легко могут оказаться изгоями . Тем не менее, такие прецеденты были: Дункан Высокий слышал истории о том, как рыцарства добивались взятками или угрозами, а рыцарское звание Глендона Флауэрса было куплено девственностью его сестры - безденежный рыцарь согласился посвятить юношу в рыцари в обмен на возможность переспать с девственницей . Однако Берик Дондаррион , руководствуясь своими идеалистическими воззрениями, посвятил в рыцари весь свой партизанский отряд - Братство без Знамён - от мала до велика и вне зависимости от наличия оружия и доспехов .

Помазание рыцаря. Иллюстрация Николь Кардифф (Nicole Cardiff)

Перед посвящением в рыцари посвящаемый обязан выстоять всенощную молитву в септе, от заката до рассвета. Небесным покровителем рыцарей является одна из семи ипостасей Бога - Воин, и будущие рыцари молятся ему, сложив меч и доспехи у изображения Воина и оставаясь в одной белой рубахе из некрашеной шерсти, символизирующей чистоту и смирение. В столице для этого может использоваться Великая Септа Бейлора , в походах посвящаемые могут провести ночь в ближайшей деревенской септе, какую только удалось найти .

Наутро посвящаемый обязан исповедаться септону и быть помазан, согласно обряду Семерых , семью елеями. В наилучшем случае исповедь и помазание принимает сам верховный септон , что придает посвящению особый престиж; так, например, сир Джорах Мормонт принял помазание от верховного септона . Прошедшие через этот обряд называются помазанными рыцарями .

В той же самой рубахе, босой посвящаемый проходит к месту посвящения, где в присутствии свидетелей становится на колени перед посвящающим рыцарем. Рыцарь обнажённым мечом, повернутым плашмя, легко ударяет по плечам посвящаемого, попеременно по правому плечу и по левому, произнося формулы обетов именем Семерых . Посвящаемый должен поклясться исполнять эти обеты .

- Раймун из дома Фоссовеев, - начал он торжественно, коснувшись клинком правого плеча оруженосца, - именем Воителя обязую тебя быть храбрым. - Меч лёг на левое плечо. - Именем Отца обязую тебя быть справедливым. - Снова на правое. - Именем Матери обязую тебя защищать юных и невинных. - Левое плечо. - Именем Девы обязую тебя защищать всех женщин… Межевой рыцарь

Полный текст рыцарских обетов в книгах не приводится, известно только общее содержание: «…быть истинным рыцарем, чтить семерых богов, защищать слабых и невинных, преданно служить моему господину и сражаться за свою страну» . Очевидно, в список обетов входят также какие-то обеты во имя Старицы, олицетворяющей мудрость и прозорливость, и Кузнеца, олицетворяющего здоровье, силу и стойкость, и - с куда меньшей вероятностью - обет во имя седьмого божьего лика - Неведомого. Неведомый олицетворяет смерть, и верующие в Семерых избегают упоминать его всуе.

Разумеется, многие посвящения совершаются вдали от септ, без свидетелей, в условиях нехватки времени, даже прямо на поле боя, поэтому посвящение сводится к ударам мечом по плечам коленопреклонённого посвящаемого и произнесению рыцарских обетов. Именно так рыцарское звание получили



gastroguru © 2017