Выбор читателей
Популярные статьи
С помощью метода электроэнцефалографии (аббревиатура ЭЭГ), наряду с компьютерной или магнитно-резонансной томографией (КТ, МРТ), изучается деятельность головного мозга, состояние его анатомических структур. Процедуре отведена огромная роль в выявлении различных аномалий методом изучения электрической активности мозга.
ЭЭГ – автоматическая запись электрической активности нейронов структур головного мозга, выполняемая с помощью электродов на специальной бумаге. Электроды крепятся к различным участкам головы и регистрируют деятельность мозга. Таким образом осуществляется запись ЭЭГ в виде фоновой кривой функциональности структур мыслительного центра у человека любого возраста.
Выполняется диагностическая процедура при различных поражениях центральной нервной системы, например, дизартрии, нейроинфекции, энцефалитах, менингитах. Результаты позволяют оценить в динамике патологии и уточнить конкретное место повреждения.
ЭЭГ проводится в соответствии со стандартным протоколом, отслеживающим активность в состоянии сна и бодрствования, с проведением специальных тестов на реакцию активации.
Взрослым пациентам диагностика осуществляется в неврологических клиниках, отделениях городских и районных больниц, психиатрическом диспансере. Чтобы быть уверенным в анализе, желательно обратиться к опытному специалисту, работающему в отделении неврологии.
Детям до 14 лет ЭЭГ проводят исключительно в специализированных клиниках врачи педиатры. Психиатрические больницы не делают процедуру маленьким детям.
Электроэнцефалограмма показывает функциональное состояние структур головного мозга при умственной, физической нагрузке, во время сна и бодрствования. Это абсолютно безопасный и простой метод, безболезненный, не требующий серьезного вмешательства.
Сегодня ЭЭГ широко применяется в практике врачей-неврологов при диагностике сосудистых, дегенеративных, воспалительных поражений головного мозга, эпилепсии. Также метод позволяет определить расположение опухолей, травматических повреждений, кист.
ЭЭГ с воздействием звука или света на пациента помогает выразить истинные нарушения зрения и слуха от истерических. Метод применяется для динамического наблюдения за больными в реанимационных палатах, в состоянии комы.
Важной частью диагностики являются пробы с открыванием и закрыванием глаз, гипервентиляцией (глубокое и редкое дыхание) при ЭЭГ, сжатием и разжиманием пальцев, что позволяет дезорганизовать ритмику. Все тесты проводятся в виде игры.
После получения атласа ЭЭГ врачи диагностируют воспаление оболочек и структур мозга, скрытую эпилепсию, опухоли, дисфункции, стресс, переутомление.
Степень задержки физического, психического, умственного, речевого развития осуществляется с помощью фотостимуляции (мигание лампочки при закрытых глазах).
Взрослым процедура проводится с соблюдением следующих условий:
Перед манипуляцией врач проводит с пациентом беседу, настраивая его на положительный лад, успокаивает и вселяет оптимизм. Далее на голову крепят специальные электроды, подключенные к аппарату, они считывают показания.
Исследование длится всего несколько минут, совершенно безболезненно.
При условии соблюдения вышеописанных правил с помощью ЭЭГ определяются даже незначительные изменения биоэлектрической активности головного мозга, свидетельствующие о наличии опухолей или начале патологий.
Электроэнцефалограмма головного мозга показывает регулярные ритмы определенного типа. Их синхронность обеспечивается работой таламуса, отвечающего за функциональность всех структур центральной нервной системы.
На ЭЭГ присутствуют альфа-, бета-, дельта, тетра-ритмы. Они имеют разные характеристики и показывают определенные степени активности мозга.
Частота данного ритма варьирует в диапазоне 8-14 Гц (у детей с 9-10 лет и взрослых). Проявляется почти у каждого здорового человека. Отсутствие альфа ритма говорит о нарушении симметрии полушарий.
Самая высокая амплитуда свойственна в спокойном состоянии, когда человек находится в темном помещении с закрытыми глазами. При мыслительной или зрительной активности частично блокируется.
Частота в диапазоне 8-14 Гц говорит об отсутствии патологий. О нарушениях свидетельствуют следующие показатели:
Нарушения альфа-ритма свидетельствуют о вероятной асимметричности полушарий (asymmetry) вследствие патологических образований (инфаркт, инсульт). Высокая частота говорит о различных повреждениях головного мозга или черепно-мозговой травме.
У ребенка отклонения альфа-волн от норм являются признаками задержки психического развития. При слабоумии альфа-активность может отсутствовать.
В норме полиморфная активность в пределах 25 − 95 мкВ.
Beta-ритм наблюдается в пограничном диапазоне 13-30 Гц и меняется при активном состоянии пациента. При нормальных показателях выражен в лобной доле, имеет амплитуду 3-5 мкВ.
Высокие колебания дают основания диагностировать сотрясение мозга, появление коротких веретен – энцефалит и развивающийся воспалительный процесс.
У детей патологический бета-ритм проявляется при индексе 15-16 Гц и амплитуде 40-50 мкВ. Это сигнализирует о высокой вероятности отставания в развитии. Доминировать бета-активность может из-за приема различных медикаментов.
Дельта-волны проявляются в состоянии глубокого сна и при коме. Регистрируются на участках коры головного мозга, граничащих с опухолью. Редко наблюдаются у детей 4-6 лет.
Тета-ритмы варьируются в диапазоне 4-8 Гц, продуцируются гиппокампом и выявляются в состоянии сна. При постоянном увеличении амплитудности (свыше 45 мкВ) говорят о нарушении функций головного мозга.
Если тета-активность увеличивается во всех отделах, можно утверждать о тяжелых патологиях ЦНС. Большие колебания сигнализируют о наличии опухоли. Высокие показатели тета- и дельта-волн в затылочной области говорят о детской заторможенности и задержке в развитии, а также указывают на нарушение кровообращения.
Результаты ЭЭГ можно синхронизировать в комплексный алгоритм – БЭА. В норме биоэлектрическая активность мозга должна быть синхронной, ритмической, без очагов пароксизмов. В итоге специалист указывает, какие именно нарушения выявлены и на основании этого проводится заключение ЭЭГ.
Различные изменения биоэлектрической активности имеют интерпретацию ЭЭГ:
Как научиться самостоятельно интерпретировать экспертные заключения? Расшифровка показателей ЭЭГ представлены в таблице:
Показатель | Описание |
Дисфункция средних структур мозга | Умеренное нарушение активности нейронов, характерное для здоровых людей. Сигнализирует о дисфункциях после стресса и пр. Требует симптоматического лечения. |
Межполушарная асимметрия | Функциональное нарушение, не всегда свидетельствующее о патологии. Необходимо организовать дополнительное обследование у невролога. |
Диффузная дезорганизация альфа-ритма | Дезорганизованный тип активирует диэнцефально-стволовые структуры мозга. Вариант нормы при условии отсутствия жалоб у пациента. |
Очаг патологической активности | Повышение активности исследуемого участка, сигнализирующее о начале эпилепсии или расположенность к судорогам. |
Ирритация структур мозга | Связана с нарушением кровообращения различной этиологии (травма, повышенное внутричерепное давление, атеросклероз и др.). |
Пароксизмы | Говорят о снижении торможения и усилении возбуждения, часто сопровождаются мигренями и головными болями. Возможна склонность к эпилепсии. |
Снижение порога судорожной активности | Косвенный признак расположенности к судорогам. Также об этом говорит пароксизмальная активность головного мозга, усиленная синхронизация, патологическая активность срединных структур, изменение электрических потенциалов. |
Эпилептиформная активность | Эпилептическая активность и повышенная предрасположенность к судорогам. |
Повышенный тонус синхронизирующих структур и умеренная дизритмия | Не относятся к тяжелым нарушениям и патологиям. Требуют симптоматического лечения. |
Признаки нейрофизиологической незрелости | У детей говорят о задержке психомоторного развития, физиологии, депривации. |
Резидуально-органические поражения с усилением дезорганизации на фоне тестов, пароксизмы во всех частях мозга | Эти плохие признаки сопровождают тяжелые головные боли, синдром нехватки внимания и гиперактивности у ребенка, повышенное внутричерепное давление. |
Нарушение активности мозга | Встречается после травм, проявляется потерей сознания и головокружениями. |
Органические изменения структур у детей | Следствие инфекций, например, цитомегаловирус или токсоплазмоз, либо кислородного голодания в процессе родов. Требуют комплексной диагностики и терапии. |
Изменения регуляторного характера | Фиксируются при гипертонии. |
Наличие активных разрядов в каких-либо отделах | В ответ на физические нагрузки развивается нарушение зрения, слуха, потеря сознания. Необходимо ограничивать нагрузки. При опухолях появляются медленноволновая тета- и дельта-активность. |
Десинхронный тип, гиперсинхронный ритм, плоская кривая ЭЭГ | Плоский вариант характерен для цереброваскулярных заболеваний. Степень нарушений зависит того, как сильно будет ритм гиперсинхронизировать или десинхронизировать. |
Замедление альфа-ритма | Может сопровождать болезнь Паркинсона, Альцгеймера, послеинфарктное слабоумие, группы заболеваний, при которых мозг может демиелинизировать. |
Консультации специалистов в области медицины онлайн помогают людям понять, как могут расшифровываться те или иные клинически значимые показатели.
Электрические импульсы обеспечивают быструю передачу сигналов между нейронами головного мозга. Нарушение проводниковой функции отражается на состоянии здоровья. Все изменения фиксируются на биоэлектрической активности при проведении ЭЭГ.
Существует несколько причин нарушений БЭА:
ЭЭГ помогает выявить природу вариативности БЭА и назначить грамотное лечение, помогающее активировать биопотенциал.
Это регистрируемый показатель, свидетельствующий о резком росте амплитуды волны ЭЭГ, с обозначенным очагом возникновения. Считается, что это явление связано только с эпилепсией. На самом деле пароксизм характерен для разных патологий, в том числе приобретенного слабоумия, невроза и пр.
У детей пароксизмы могут быть вариантом нормы, если не наблюдается патологических изменений в структурах мозга.
При пароксизмальной активности нарушается в основном альфа-ритм. Билатерально-синхронные вспышки и колебания проявляются в длине и частоте каждой волны в состоянии покоя, сна, бодрствования, тревоги, умственной деятельности.
Пароксизмы выглядят так: преобладают заостренные вспышки, которые чередуются с медленными волнами, а при усилении активности возникают так называемые острые волны (спайк) – множество пиков, идущих один за другим.
Пароксизм при ЭЭГ требует дополнительного обследования у терапевта, невролога, психотерапевта, проведения миограммы и прочих диагностических процедур. Лечение заключается в устранении причин и последствий.
При травмах головы устраняют повреждение, восстанавливают кровообращение и проводят симптоматическую терапию.При эпилепсии ищут, что стало ее причиной (опухоль или пр.). Если болезнь врожденная, сводят к минимуму количество припадков, болевой синдром и негативное влияние на психику.
Если пароксизмы являются следствием проблем с давлением, проводится лечение сердечнососудистой системы.
Означает нерегулярность частот электрических мозговых процессов. Это возникает вследствие следующих причин:
Для оценки дизритмии показанием к ЭЭГ являются такие заболевания, как вегетососудистая дистония, возрастное или врожденное слабоумие, черепно-мозговые травмы. Также процедура проводится при повышенном давлении, тошноте, рвоте у человека.
Данная форма нарушений преимущественно наблюдается при опухолях с кистой. Характеризуется общемозговыми изменениями ЭЭГ в виде диффузно-корковой ритмики с преобладанием бета-колебаний.
Также ирритативные изменений могут возникнуть из-за таких патологий, как:
Проявляются, как следствие травм головы и сотрясений, которые способны спровоцировать серьезные проблемы. В этих случаях энцефалограмма показывает изменения, происходящие в головном мозге и подкорке.
Самочувствие пациента зависит от наличия осложнений и их серьезности. Когда доминирует недостаточно организованная корковая ритмика в легкой форме - это не влияет на самочувствие пациента, хотя может вызывать некоторый дискомфорт.
Визитов: 55 891
Кристина Курочкина
Возрастные особенности ЭЭГ как показатель готовности к школьному обучению
Весь период дошкольного детства требует повышенного внимания со стороны родителей и педагогов, а старший дошкольный возраст , когда ребенок находится на пороге школьного обучения – еще большего внимания. В этом возрасте ребенок претерпевает массу изменений, провозглашающих его переход от одной ступени развития к другой. В современных условиях инклюзивного образования, когда в учебных учреждениях учатся разные дети, готовность к школе имеет первостепенное значение. Преподавательский состав должен знать и понимать индивидуальные особенности ребенка и лишь на их основе строить учебный план. Во многом выявить эти особенности и установить готовность к школе нам может помочь электроэнцефалографическое обследование ребенка.
Целью нашего исследования является изучение возрастных особенностей электроэнцефалограммы как показателя готовности к школьному обучению .
Психологическая готовность к школьному обучению является итогом всего предшествующего развития ребенка в период дошкольного детства . Она формируется постепенно и во многом зависит от тех условий, в которых происходит развитие ребенка.
Психологическая готовность к обучению в школе имеет многокомпонентную структуру, которая включает : интеллектуальную, личностную, эмоционально-волевую, а также физиологическую готовность или , по-другому зрелость.
Нас в данном вопросе больше будет интересовать физиологическая зрелость организма, потому что именно ее нам может показать ЭЭГ .
ЭЭГ представляет собой сложный колебательный электрический процесс и является результатом электрической суммации и фильтрации элементарных процессов, протекающих в нейронах головного мозга . ЭЭГ всегда оставалась и продолжает оставаться сложным для расшифровки показателем мозговой активности . В ней различают амплитуду (размах) колебаний в микровольтах и частоту колебаний в герцах. В соответствии с этим в электроэнцефалограмме различают четыре типа волн (ритмов) : альфа, бета, тета и дельта. Эти четыре типа мозговых колебаний являются общими для всех людей, независимо от возраста , пола, национальности и культурной принадлежности.
Электроэнцефалограмма ребенка дошкольного возраста в значительной степени отличается от ЭЭГ взрослого человека. В процессе индивидуального развития электрическая активность различных областей коры претерпевает ряд существенных изменений, обусловленных гетерохронностью созревания коры и подкорковых образований и различной степенью участия этих структур мозга в формировании ЭЭГ.
Отличительной чертой ЭЭГ здоровых детей дошкольного возраста является наличие во всех отделах полушарий медленных форм электрической активности (дельта- и тета-волн, которые расцениваются на ЭЭГ взрослого человека как патологическая активность а также у детей отмечается слабая выраженность регулярных ритмических колебаний, которые занимают основное место на ЭЭГ взрослого человека.
Исследование данной проблемы показало , что наиболее общей тенденцией развития электрической активности мозга с возрастом является уменьшение , вплоть до полного исчезновения, неритмических медленных колебаний, доминирующих на ЭЭГ детей дошкольного возраста , и замена этой формы активности регулярно выраженным альфа-ритмом, являющимся основной формой активности ЭЭГ взрослого здорового человека .
ЭЭГ, как уже упоминалось выше, показывает физиологическую зрелость организма человека, а именно электрофизиологические показатели отражают процесс созревания НЦС и обычно совпадают с данными, указывающими на психологическую готовность ребенка к обучению . В основном это рассматривают в соответствии с процессом латерализации функций. В настоящее время известно, что отклонения от нормальной латерализации, проявляющиеся в несовпадении доминантности по руке, ноге и глазу и также отмечаемые на ЭЭГ, приводят к различным трудностям в обучении ребенка .
Так, электроэнцефалографическое обследование детей с завершенной и недозавершенной латерализацией показало , что у правшей с правым ведущим глазом и полных левшей ЭЭГ соответствует возрастной норме . У детей же с незавершенной латерализацией и нормальным психическим развитием ЭЭГ имела не зрелый характер и не соответствовала возрастной норме . У этих детей в лобно-центральных областях наблюдалось преобладание тета-ритма .
Помимо выявления латерализации корковых функций, ЭЭГ обследование позволяет выявить общие и локальные изменения электроактивности мозга, которые имеют большое значение для диагностики различных заболеваний и решения вопроса о готовности ребенка к обучению .
Таким образом, электроэнцефалографическое обследование имеет важное значение как в выявлении особенностей развития детей , так и в определении их готовности к школьному обучению , постановке клинического диагноза, определения школьного и социального прогноза.
Список использованной литературы
1. Вятлева О. А., Пучинская Л. М., Сунгурова Т. А. Электроэнцефалографические показатели зрелости кортикальных областей в соотношении с латерализацией функций у детей 6-7 лет. - В кн.: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М : Прометей, 1991. - С. 18-30
2. Зенков Л. Р. Клиническая электроэнцефалография (с элементами эпилептологии) 4-е изд. - М.: МИА, 2011. -368 с.
3. Основы психофизиологии : Учебник / Отв. ред. Ю. И. Александров. -- М.: ИНФРА-М, 1997. - 349 с
Публикации по теме:
Цикл коррекционно-развивающих занятий для оптимизации психологической готовности к школьному обучению детей 6–7 лет Школьное обучение носит предметный характер. Поэтому к 7 годам ребенок должен уметь различать разные аспекты действительности, видеть в.
Характеристика психологической готовности к школьному обучению Характеристика психологической готовности к школьному обучению Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый.
Конспект диагностического обследования-готовности к школьному обучению Цель: обследование уровня готовности к школьному обучению. Материал: листы с методиками: «Домик» - методика Н. И. Гуткина;.
Развитие навыков ориентировки в микропространстве как условие готовности к школьному обучению старших дошкольников с нарушением зрения.
Страница 48 из 59
11
ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЫ ДЕТЕЙ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЭГ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ
ЭЭГ ребенка в значительной степени отличается от ЭЭГ взрослого человека. В процессе индивидуального развития электрическая активность различных областей коры претерпевает ряд существенных изменений, обусловленных гетерохронностью созревания коры и подкорковых образований и различной степенью участия этих структур мозга в формировании ЭЭГ.
Среди многочисленных исследований в этом направлении наиболее фундаментальными являются работы Lindsley (1936), F. Gibbs и Е. Gibbs (1950), G. Walter (1959), Lesny (1962), Л. А. Новиковой
, Н. Н. Зислиной (1968), Д. А. Фарбер (1969), В. В. Алферовой (1967) и др.
Отличительной чертой ЭЭГ детей младшего возраста является наличие во всех отделах полушарий медленных форм активности и слабая выраженность регулярных ритмических колебаний, которые занимают основное место на ЭЭГ взрослого человека.
ЭЭГ бодрствования новорожденных детей характеризуется присутствием во всех областях коры низкоамплитудных колебаний различной частоты.
На рис. 121, А представлена ЭЭГ ребенка, записанная на 6-й день после рождения. Во всех отделах полушарий доминирующий ритм отсутствует. Регистрируются низкоамплитудные асинхронные дельта-волны и единичные тета-колебания с сохраненными на их фоне низковольтными бета-колебаниями. В период новорожденности при переходе ко сну наблюдается увеличение амплитуды биопотенциалов и появление групп ритмических синхронизированных волн частотой 4-6 Гц.
С возрастом ритмическая активность занимает все большее место на ЭЭГ и более устойчиво проявляется в затылочных областях коры. К 1 году средняя частота ритмических колебаний в этих отделах полушарий составляет от 3 до 6 Гц, а амплитуда достигает 50 мкВ. В возрасте от 1 года до 3 лет на ЭЭГ ребенка отмечается дальнейшее увеличение частоты ритмических колебаний. В затылочных областях преобладают колебания частотой 5-7 Гц, тогда как число колебаний частотой 3-4 Гц уменьшается. Медленная активность (2-3 Гц) устойчиво проявляется в передних отделах полушарий. В этом возрасте на ЭЭГ наблюдается наличие частых колебаний (16-24 Гц) и синусоидальных ритмических колебаний частотой 8 Гц.
Рис. 121. ЭЭГ детей младшего возраста (по Dumermulh et а)., 1965).
А - ЭЭГ ребенка в возрасте 6 дней; во всех областях коры регистрируются низкоамплитудные асинхронные дельта-волны и единичные тета-колебания; Б - ЭЭГ ребенка 3 лет; в задних отделах полушарий регистрируется ритмическая активность частотой 7 Гц; полиморфные дельта-волны выражены диффузно; в передних отделах проявляются частые бета-колебания.
На рис. 121, Б приведена ЭЭГ ребенка 3 лет. Как видно на рисунке, в задних отделах полушарий регистрируется устойчивая ритмическая активность с частотой 7 Гц. Полиморфные дельта-волны различного периода выражены диффузно. В лобно-центральных областях постоянно регистрируются низковольтные бета-колебания, синхронизированные в бета-ритм.
В 4 года в затылочных областях коры более постоянный характер приобретают колебания частотой 8 Гц. Однако в центральных областях доминируют тета-волны (5-7 колебаний в секунду). В передних отделах устойчиво проявляются дельта-волны.
Впервые четко выраженный альфа-ритм частотой в 8-10 Гц появляется на ЭЭГ детей в возрасте от 4 до 6 лет. У 50% детей этого возраста альфа-ритм устойчиво регистрируется в затылочных областях коры. ЭЭГ передних отделов носит полиморфный характер. В лобных областях отмечается большое число высокоамплитудных медленных волн. На ЭЭГ этой возрастной группы наиболее часто встречаются колебания частотой 4-7 Гц.
Рис. 122. ЭЭГ ребенка 12 лет. Альфа-ритм регистрируется регулярно (по Dumermuth et al., 1965).
В ряде случаев электрическая активность детей 4-6 лет носит полиморфный характер. Интересно отметить, что на ЭЭГ детей этого возраста могут регистрироваться группы тета-колебаний, иногда генерализованные но всем отделам полушарий.
К 7-9 годам происходит уменьшение числа тета-волн и увеличение количества альфа-колебаний. У 80% детей этого возраста альфа-ритм устойчиво доминирует в задних отделах полушарий. В центральной области альфа-ритм составляет 60% всех колебаний. В передних областях регистрируется низковольтная полиритмическая активность. На ЭЭГ некоторых детей в этих областях преимущественно выражены высокоамплитудные билатеральные разряды тета-волн, периодически синхронизированные но всем отделам полушарии. Преобладание тета-волн в теменно-центральных областях наряду с наличием пароксизмальных билатеральных вспышек тета-активности у детей в возрасте от 5 до 9 лет расценивается рядом авторов (Д. А. Фарбер, 1969; В. В. Алферова, 1967; Н. Н. Зислина, 1968; С. С. Мнухнн и А. И. Степанов, 1969, и др.) как показатель повышенной активности диэнцефальных структур мозга на этом этапе онтогенеза.
Изучение электрической активности мозга детей 10-12 лет показало, что альфа-ритм в этом возрасте становится доминирующей формой активности не только в каудальных, но и в ростральных отделах мозга. Частота его увеличивается до 9-12 Гц. Одновременно с этим отмечается значительное уменьшение тета-колебаний, по они все еще регистрируются в передних отделах полушарий, чаще в виде единичных тета-волн.
На рис. 122 представлена ЭЭГ ребенка А. 12 лет. Можно отметить, что альфа-ритм регистрируется регулярно и проявляется с градиентом от затылочных областей к лобным. В ряду альфа-ритма наблюдаются отдельные заостренные альфа-колебания. В лобно-центральных отведениях регистрируются единичные тета-волны. Дельта-активность выражена диффузно и негрубо.
В 13-18 лет на ЭЭГ во всех отделах полушарий проявляется единый доминирующий альфа-ритм. Медленная активность почти отсутствует; характерной особенностью ЭЭГ является увеличение числа быстрых колебаний в центральных областях коры.
Сопоставление выраженности различных ритмов ЭЭГ у детей и подростков разных возрастных групп показало, что наиболее общей тенденцией развития электрической активности мозга с возрастом является уменьшение, вплоть до полного исчезновения, неритмических медленных колебаний, доминирующих на ЭЭГ детей младших возрастных групп, и замена этой формы активности регулярно выраженным альфа-ритмом, являющимся в 70% случаев основной формой активности ЭЭГ взрослого здорового человека.
Электроэнцефалография или ЭЭГ является высокоинформативным исследованием функциональных особенностей центральной нервной системы. Посредством данной диагностики устанавливаются возможные нарушения работоспособности ЦНС, и их причины. Расшифровка ЭЭГ у детей и взрослых дает подробное представление о состоянии головного мозга и наличии отклонений. Позволяет выявить отдельные пораженные участки. По результатам определяют неврологический или психиатрический характер патологий.
Нейрофизиологи и сами пациенты отдают предпочтение ЭЭГ-диагностике по нескольким причинам:
Кроме того, для проведения ЭЭГ не предусмотрена предварительная подготовка. К недостаткам метода можно отнести возможное искажение показателей по следующим причинам:
В большинстве случаев, перечисленные причины можно устранить (провести исследование во время сна, отменить прием медикаментов, обеспечить ребенку психологический настрой). Если врач назначил малышу электроэнцефалографию, игнорировать исследование нельзя.
Диагностика проводится не всем детям, а только по показаниям
Показания к назначению функциональной диагностики нервной системы ребенка могут быть трех видов: контрольно-терапевтические, подтверждающие/опровергающие, симптоматические. К первым относятся обязательное исследование после поведенных нейрохирургических операций и контрольно-профилактические процедуры при диагностированной ранее эпилепсии, водянке мозга или аутизме. Вторую категорию представляют врачебные предположения на наличие злокачественных новообразований в головном мозге (ЭЭГ способна выявить атипичный очаг раньше чем, это покажет магнитно-резонансная томография).
Тревожные симптомы, при которых назначается процедура:
ЭЭГ головного мозга у детей дошкольного и младшего школьного возраста, чаще всего, проводится в присутствии родителей (грудничков держат на руках). Специальной подготовки не производиться, родителям следует выполнить несколько несложных рекомендаций:
Грудничкам удобнее проводить исследование во время естественного сна
Важно отменить прием лекарственных препаратов (если малыш получает лечение на постоянной основе, нужно уведомить об этом доктора). Детям школьного и дошкольного возраста нужно объяснить, что им предстоит делать, и для чего. Правильный психологический настрой поможет избежать излишней эмоциональности. С собой разрешается брать игрушки (исключая цифровые гаджеты).
Следует удалить с головы заколки, бантики, вынуть сережки из ушек. Девочкам не заплетать волосы в косы. Если ЭЭГ делается повторно, необходимо взять протокол предыдущего исследования. Перед обследованием у ребенка должны быть вымыты волосы и кожные покровы головы. Одним из условий является хорошее самочувствие маленького пациента. Если ребенок простужен, или имеются другие проблемы со здоровьем, процедуру лучше отложить до полного выздоровления.
По методу проведения, электроэнцефалограмма близка к электрокардиографии сердца (ЭКГ). В данном случае также используются 12 электродов, которые симметрично располагают на голове в определенных участках. Наложение и крепление датчиков к голове осуществляется в строгом порядке. Кожа головы в местах контакта с электродами обрабатывается гелем. Установленные датчики фиксируются сверху специальной медицинской шапочкой.
Посредством зажимов датчики присоединяются к электроэнцефалографу – прибору, который регистрирует особенности мозговой деятельности, и воспроизводит данные на бумажную ленту в виде графического изображения. Важно, чтобы маленький пациент держал голову прямо на протяжении всего обследования. Временной интервал процедуры вместе с обязательным тестированием составляет около получаса.
Тест на вентиляцию проводится детям с 3 лет. Чтобы контролировать дыхания, ребенку предложат надувать воздушный шарик в течение 2–4-х минут. Это тестирование необходимо для установления возможных новообразований и диагностики эпилепсии скрытого характера. Отклонение в развитии речевого аппарата, психических реакций поможет выявить световое раздражение. Углубленный вариант исследования, производится по принципу суточного мониторинга Холтера в кардиологии.
Шапочка с датчиками не причиняет ребенку боли или дискомфортных ощущений
Шапочку малыш носит на протяжении 24 часов, а расположенный на поясе небольшой прибор, непрерывно фиксирует изменение показателей активности нервной системы в целом и отдельных мозговых структур. Через сутки прибор и шапочку снимают и врач анализирует полученные результаты. Такое исследование имеет принципиальное значение для выявления эпилепсии в исходном периоде ее развития, когда симптомы еще не проявляются часто и ярко.
Декодированием полученных результатов должен заниматься только нейрофизиолог или невропатолог высокой квалификации. На графике довольно сложно определить отклонения от нормы, если они не имеют ярко выраженного характера. При этом нормативные показатели могут трактоваться по-разному в зависимости от возрастной категории пациента и состояния здоровья на момент проведения процедуры.
Непрофессиональному человеку правильно разобраться в показателях практически не под силу. Процесс расшифровки результатов может занимать несколько дней, в связи с масштабом анализируемого материала. Врач должен оценить электрическую активность миллионов нейронов. Оценку детской ЭЭГ усложняет то, что нервная система находится в состоянии созревания и активного роста.
Электроэнцефалограф регистрирует основные виды активности детского мозга, отображая их в виде волн, которые оцениваются по трем параметрам:
Кроме этого, учитывается ритмичность работы сердца и симметричность активности нейтронов в полушарьях (правом и левом). Основной оценочный показатель мозговой деятельности – это ритм, который генерируется и регулируется наиболее сложным по структуре отделом головного мозга (таламусом). Ритм определяется по форме, амплитуде, регулярности и частоте волновых колебаний.
Каждый из ритмов отвечает за ту, или иную мозговую деятельность. Для декодирования электроэнцефалограммы приняты несколько видов ритмов, обозначающихся буквами греческого алфавита:
Расшифровкой результатов занимается квалифицированный специалист
Проявление первого вида:
Проявление второго вида:
Совокупность характеристик всех видов мозговой ритмичности определяет биоэлектрическую активность мозга (БЭА). Согласно нормативам, данный оценочный параметр должен характеризоваться, как синхронный и ритмичный. Другие варианты описания БЭА в заключении врача свидетельствуют о нарушениях и патологиях.
Нарушение ритмов, отсутствие/присутствие определенных видов ритмичности, асимметрия полушарий указывают на сбои мозговых процессов и наличии заболеваний. Несимметричность на 35% и более может быть признаком кисты или опухоли.
Показатели электроэнцефалограммы для альфа-ритмичности и предварительные диагнозы
Атипии | Выводы |
отсутствие стабильности, увеличение частоты | травмы, сотрясения, ушибы головного мозга |
отсутствие на ЭЭГ | деменция или умственная отсталость (слабоумие) |
повышенная амплитудность и синхронизация, нехарактерное смещение области активности, ослабленная реакция на энергичность, усиленная ответная реакция на гиперветиляционное тестирование | задержка психомоторного развития ребенка |
нормальная синхронность при замедлении частоты | замедленные психастенические реакции (тормозная психопатия) |
укороченная реакция активации, усиление синхронности ритма | нервно-психическое расстройство (неврастения) |
эпилептическая активность, отсутствие или существенное ослабление ритма и реакций активации | истерический невроз |
Параметры бетта-ритмичности
Параметры δ- и τ-ритмичности
Кроме описанных параметров, учитывается возраст обследуемого ребенка. У младенцев до шестимесячного возраста количественный показатель тета-колебаний непрерывно растет, а дельта-колебаний падает. С полугодовалого возраста эти ритмы стремительно угасают, а альфа-волны, напротив, активно формируются. Вплоть до школы наблюдается стабильная замена тета- и дельта-волн на волны β и α. В пубертатный период активность альфа-ритмов превалирует. Окончательное формирование совокупности волновых параметров или БЭА завершается к совершеннолетию.
Относительно стабильная биоэлектроактивность с признаками пароксизма, независимо от области мозга, где это проявляется, свидетельствует о превалировании возбуждения над торможением. Это объясняет наличие систематической головной боли и при неврологическом заболевании (мигрени). Совокупность патологической биоэлектроактивности и пароксизма является одним из признаков эпилепсии.
Пониженная БЭА характеризует депрессивные состояния
При декодировании результатов во внимание принимаются любые нюансы. Расшифровка некоторых из них следующая. Признаки частого раздражения мозговых структур указывают на нарушение процесса циркуляции крови в головном мозге, недостаточности кровоснабжения. Очаговая анормальная активность ритмов является признаком предрасположенности к эпилепсии и судорожному синдрому. Несоответствие нейрофизиологической зрелости возрасту ребенка говорит о задержке развития.
Нарушение активности волн свидетельствует о перенесенных черепно-мозговых травмах. Преобладание активных разрядов с любой мозговой структуре и их усиление при физическом напряжении может вызывать серьезные нарушения в работе слухового аппарата, органов зрения, спровоцировать кратковременную потерю сознания. У детей с такими проявлениями необходимо строго контролировать спортивные и иные физические нагрузки. Медленный альфа-ритм может быть причиной повышенного мышечного тонуса.
К распространенным заболеваниям, которые диагностируются неврологом у детей после исследования, относятся:
При диагностированной эпилепсии ЭЭГ проводится регулярно
Электроэнцефалография дает возможность установить очаг и разновидность болезни. На графике отличительными признаками будут следующие изменения:
При подозрении на эпилепсии и на контрольном исследовании динамики болезни, тестирование проводят в щадящем режиме, поскольку нагрузка может вызвать эпилептический припадок.
Изменения на графика зависят от степени тяжести полученной травмы. Чем сильнее был удар, тем ярче будут проявления. Несимметричность ритмов указывает на неосложненную травму (легкое сотрясение головного мозга). Нехарактерные δ-волны, сопровождаемые яркими вспышками δ- и τ-ритмичности и разбалансировкой α-ритмичности могут быть признаком кровотечения между мозговой оболочкой и мозгом.
Поврежденная вследствие травмы зона мозга всегда заявляет о себе повышенной активность патологического характера. При исчезновении симптомов сотрясения (тошнота, рвота, сильные головные боли), на ЭЭГ отклонения будут все равно зафиксированы. Если же, наоборот, симптоматика и показатели электроэнцефалограммы ухудшаются, возможным диагнозом будет обширное поражение мозга.
По результатам доктор может рекомендовать или обязать пройти дополнительные диагностические процедуры. В случае необходимости детально обследовать ткани мозга, а не его функциональные особенности, назначается магнитно-резонансная томография (МРТ). При обнаружении опухолевого процесса следует обратиться к компьютерной томографии (КТ). Окончательный диагноз ставит невропатолог, суммируя данные, отраженные в клинико-электроэнцефалографическом заключении и симптоматику пациента.
При изучении нейрофизиологических процессов
используются следующие методы:
Метод условных рефлексов,
Метод регистрации активности мозговых образований(ЭЭГ),
вызванный потенциал: оптические и электрофизиологические
методы регистрации мультиклеточной активности групп нейронов.
Исследование мозговых процессов, обеспечивающих
поведение психических процессов с помощью
электронновычеслительной техники.
Нейрохимические методы, позволяющие определить
изменения в скорости образования и количества нейрогормонов,
поступающих в кровь.
1. Метод вживления электродов,
2. Метод расщепленного мозга,
3. Метод наблюдения за людьми с
органическими поражениями ЦНС,
4. Тестирование,
5. Наблюдение.
В настоящие время используется метод изучения
деятельности функциональных систем, что обеспечивает
системный подход в изучении ВНД. Таким образом содержание
ВНД- изучение условно-рефлекторной деятельности
во взаимодействии + и - условных рефлексов друг с другого
Поскольку при определении условий этого
взаимодействия происходит переход от нормально
до патологического состояния функций нервной системы:
нарушается баланс между нервными процессами и тогда
нарушается способности адекватно реагировать на воздействия
внесшей среды или внутренних процессов, что провоцирует
отношение психики и поведение.
Возрастные особенности ЭЭГ.
Электрическая активность головного мозга плода
появляется в возрасте 2 мес, она низкоамплитудная,
имеет прерывистый, нерегулярный характер.
Наблюдается межполушарная ассеметрия ЭЭГ.
ЭЭГ новорожденного представляет собой так же
аритмичные колебания,наблюдается реакция
активации на достаточно сильные раздражения- звук, свет.
ЭЭГ детей грудного и ясельного возраста характеризуется
наличием фи-ритмами, гамма-ритмами.
Амплитуда волн достигает 80мкВ.
На ЭЭГ детей дошкольного возраста преобладают
два типа волн: альфа- и фи-ритм, последний регистрируется
в виде групп высокоамплитудных колебаний.
ЭЭГ школьников с 7 до 12 лет. Стабилизация и учащение
основного ритма ЭЭГ, стабильность альфа-ритма.
К 16-18 годам ЭЭГ детей идентично ЭЭГ взро№31.Продолговатый мозг и мост:строение,функции,возрастные особенности.
Продолговатый мозг является непосредственным продолжением спинного мозга. Нижней его границей считают место выхода корешков 1-го шейного спинномозгового нерва или перекрест пирамид, верхней границей является задний край моста. Длина продолговатого мозга около 25 мм, форма его приближается к усеченному конусу, обращенному основанием вверх.
Продолговатый мозг построен из белого и серого вещества.Серое вещество продолговатого мозга представлено ядрами IX, X, XI, XII пар черепных нервов, олив, ретикулярной формации, центрами дыхания и кровообращения. Белое вещество образовано нервными волокнами, составляющими соответствующие проводящие пути. Двигательные проводящие пути (нисходящие) располагаются в передних отделах продолговатого мозга, чувствительные (восходящие) лежат более дорзально. Ретикулярная формация представляет собой совокупность клеток, клеточных скоплений и нервных волокон, образующих сеть, расположенную в стволе мозга (продолговатый мозг, мост и средний мозг). Ретикулярная формация связана со всеми органами чувств, двигательными и чувствительными областями коры большого мозга, таламусом и гипоталамусом, спинным мозгом. Она регулирует уровень возбудимости и тонуса различных отделов нервной системы, включая кору полушарий большого мозга, участвует в регуляции уровня сознания, эмоций, сна и бодрствования, вегетативных функций, целенаправленных движений.Выше продолговатого мозга располагается мост, а кзади от него находится мозжечок.Мост
(Варолиев мост) имеет вид лежащего поперечно утолщенного валика, от латеральной стороны которого справа и слева отходят средние мозжечковые ножки. Задняя поверхность моста, прикрытая мозжечком, участвует в образовании ромбовидной ямки. В задней части моста (покрышке) располагается ретикулярная формация, где залегают ядра V, VI, VII, VIII пар черепных нервов, проходят восходящие проводящие пути моста. Передняя часть моста состоит из нервных волокон, образующих проводящие пути, среди которых находятся ядра серого вещества. Проводящие пути передней части моста связывают кору больших полушарий со спинным мозгом, с двигательными ядрами черепных нервов и корой мозжечка.Продолговатый мозг и мост выполняют важнейшие функции. В чувствительные ядра черепных нервов, расположенные в этих отделах мозга, поступают нервные импульсы от кожи головы, слизистых оболочек рта и полости носа, глотки и гортани, от органов пищеварения и дыхания, от органа зрения и органа слуха, от вестибулярного аппарата, сердца и сосудов. По аксонам клеток двигательных и вегетативных (парасимпатических) ядер продолговатого мозга и моста импульсы следуют не только к скелетным мышцам головы (жевательным, мимическим, языка и глотки), но и к гладкой мускулатуре органов пищеварения, дыхания и сердечно-сосудистой системы, к слюнным и другим многочисленным железам. Через ядра продолговатого мозга выполняются многие рефлекторные акты, в том числе защитные (кашель, мигание, слезоотделение, чихание). Нервные центры (ядра) продолговатого мозга участвуют в рефлекторных актах глотания, секреторной функции пищеварительных желез. Вестибулярные (преддверные) ядра, в которых берет начало преддверно-спинномозговой путь, выполняют сложнорефлекторные акты перераспределения тонуса скелетных мышц, равновесия, обеспечивают «позу стояния». Эти рефлексы получили название установочных рефлексов. Расположенные в продолговатом мозге важнейшие дыхательный и сосудодвигательный (сердечно-сосудистый) центры участвуют в регуляции функции дыхания (вентиляции легких), деятельности сердца и сосудов. Повреждение этих центров приводит к смерти.При повреждениях продолговатого мозга могут наблюдаться расстройства дыхания, сердечной деятельности, тонуса сосудов, нарушения глотания - бульбарные расстройства, которые могут привести ксмерти.Продолговатый мозг к моменту рождения вполне развит и созрел в функциональном отношении. Его масса вместе с мостом у новорожденного равна 8 г, что составляет 2℅ массы головного мозга. Нервные клетки новорожденного имеют длинные отростки, в их цитоплазме содержится тигроидное вещество. Пигментация клеток усиленно проявляется с 3 – 4 -летнего возраста и увеличивается вплоть до периода полового созревания. К полутора годам жизни ребенка увеличивается количество клеток центра блуждающего нерва и хорошо дифференцированы клетки продолговатого мозга. Значительно увеличивается длина отростков нейронов. К 7 годам жизни ядра блуждающего нерва сформированы также как и у взрослого.
Мост у новорожденного расположен выше по сравнению с его положением у взрослого, а к 5 годам располагается на том же уровне, как и у взрослого. Развитие моста связано с формированием ножек мозжечка и установлением связей мозжечка с другими отделами центральной нервной системы. Внутреннее строение моста у ребенка не имеет отличительных особенностей по сравнению со строением его у взрослого человека. Ядра расположенных в нем нервов к периоду рождения сформированы.
Статьи по теме: | |
Школьная энциклопедия К какой расе относятся сирийцы
90 % населения Сирии составляют мусульмане, 10% христиане. Мусульмане... Лимонный кекс на кефире с маком
Лимонный кекс на кефире без яиц (с пропиткой) — мой любимый рецепт к... Салат из сайры - простые и оригинальные рецепты аппетитной закуски Салат из сайры консервированной с рисом
Я очень люблю салаты с консервированной рыбой. Их можно готовить... |