Средства обучения для учителя. Сообщение темы урока

Урок в 5 классе (УМК,Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов,Л.А.Троснецова Просвещение 2007 г.)

Тема: «Корень слова. Однокоренные слова».

Цели урока:

Дать понятие о корне как морфеме;

Научиться находить корень слова, подбирать однокоренные слова.

Задачи урока:

1. Личностные :

Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения;

Способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в обсуждениях.

3. Предметные:

Освоение базовых основ лингвистики; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: проектор, ноутбук, интерактивная доска, доска, учебник, карточки.

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Структура урока.

1. Оргмомент.

2. Мотивация.

3. Актуализация знаний.

4. Введение в тему урока.

5. Объяснение темы урока.

6. Закрепление по теме.

7. Физкультминутка.

8. Тест на усвоение полученных знаний.Закрепление.

9. Итоги урока. Рефлексия.

10. Домашнее задание.

11. Выставление оценок за урок.

Ход урока.

    Оргмомент. (Слайд 1)

Добрый день, ребята! Меня зовут Ляйсан Камиловна! Вы готовы начать урок? Улыбнитесь друг другу. Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по стране “Морфемика”.

Внимательно слушайте – и всё услышите.

Внимательно смотрите – и всё увидите.

Думайте – и всё поймёте.

    Мотивация.

Во время нашего путешествия мы будем собирать “секреты”, которые помогут вам лучше разобраться в теме урока и правильно выполнить задания на уроке. Вы должны быть дружными, активными, внимательными. Только таким ребятам страна Морфемика открывает свои секреты!

Интересно, что это за страна Морфемика? Кто её жители?

    Актуализация знаний.

Давайте возьмем рюкзак, в который положим знания. Эти знания помогут нам в путешествии.

Продолжи предложение:

Морфемика – наука, которая изучает. . . . (морфемы)

Морфема – это . . . (значимая часть слова)

Я знаю морфемы : . . ., . . ., . . ., . . . (приставка, корень суффикс, окончание)

Молодцы! Страна Морфемикас радостью открывает двери перед вами!

Для этого выполним задание.

    Введение в тему урока.

Орфографическая разминка.Продолжим разминку, внимание на слайд.

Вставьте пропущенные буквы. Из вставленных букв составьте слова.

Хок…ей, м…рфема, тер…итория, извинит…, тен…ис, буд…те добры;

…делать, кол…екция, пр…стите, здра…ствуйте, бл…годарю.

(корень слова)

Молодцы! Страна Морфемика радостью открывает двери перед вами!

Вывод темы.

Верно, ребята. Сегодня на уроке мы отправимся в гости к Корню, чтобы узнать все его секреты.

- А какие цели нашего урока-путешествия? (научиться правильно выделять корень в словах, подбирать однокоренные слова…). На листах запишите число и тему.

5. Объяснение нового материала.

1. Раскрываем первый секрет!

На нашем пути первый секрет. Для того чтобы раскрыть 1 секрет, нужно выполнить задание, которое оставил нам КОРЕНЬ.

подсказка

Я, как морфема, очень важна !
“Слова не может быть без меня!”

Посмотрите внимательно, какие морфемы вы видите?

Какая морфема потерялась?

Можно ли без корня понять значение слова?

Задание №1 : запишите слова и выделите главную значимую часть.

Вывод (1 секрет): Корень – главная значимая часть слова.

Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 1 секрет!

2. Раскрываем второй секрет!

подсказка

Есть у слова корень, ветви и листва,
Ствол как
смысл , которым наша речь жива.

Что общего у всех слов? Значение

Как называются слова, каждого дерева? Однокоренные

В какой морфеме заключено общее лексическое значение?

Назовите эту морфему

А теперь присмотритесь внимательнее: Все ли слова с этого дерева? Все ли слова являются однокоренными?

Задание №2 : найти слова с другим лексическим значением. Придумать 2 предложения со словами ПРОВОД и ВОДА.

Вывод (2 секрет): В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

ТРЕНИРОВКА. Найди лишнее слово по значению. (У ребят на парте прикреплен лист со словами. Учащиеся работают в парах.

Задание № 3 : взять лист, найти лишнее слово, объяснить значение)

1 парта Соль, солонка, солнце, солнышко

2 парта Лес, лестница, лесник,

3 парта Больной, больница, большой, боль

4 парта Гора, горный, гореть,пригорка

5 парта Косичка, косить, покос,

ПРОВЕРКА: Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 2 секрет!

3. Раскрываем 3 секрет .

Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ.

подсказка

Есть у слова формы, а есть родня
Корень вам поможет найти лишь она.

Как найти корень в слове?

В каком столбике записаны слова, помогающие найти корень?

Как они называются? Как назовем остальные слова?

Задание № 4 : найдите корень слова упр.

Вывод (3 секрет): Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова.

ТРЕНИРОВКА. Задание № 5

Продолжи ряд однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень. Учащиеся выполняют задание на выбор:

1 –вариант

2 – вариант

Грязненький

Грязнуля

потемнеть

Загрязнить…

затемнение…

ГРЯЗЬ, грязевый

потемки, темень

Потемки -мрак, темнота, отсутствие света.

Темень -темнота, мгла

ПРОВЕРКА: Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 3 секрет!

4. Раскрываем 4 секрет!

Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ

подсказка

Одной или разных частей речи слова
Помогут вам корень найти всегда

6. Закрепление по теме.

Заполни таблицу, подбери однокоренные слова.

Какой частью речи могут быть однокоренные слова?

ПРОВЕРКА (по цепочке)

Вывод (4 секрет): Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.

Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 4 секрет!

7.Физминутка .

Встать, потянуться, разминка плеч.

Выполняются упражнения на снятие утомления с глаз.

8. Тест на усвоение полученных знаний. Закрепление.

Ребята, вот мы и добрались до дома Корня. Стал ли наш рюкзак тяжелее? А что принесли мы в своем рюкзаке? (Секреты корня) Корень решил проверить, хорошо ли вы запомнили все его секреты.

Ребята переворачивают листок и выполняют задания самостоятельно.

Задание № 6

1)теория - выбрать верное утверждение,

2) практика – выбрать букву в слове, подобрать проверочное слово.

Секреты КОРНЯ :

1. Теория: Выбери верное утверждение

Корень – это

А) главная значимая часть слова

Б) часть речи

В) часть предложения

В корне заключено

А) значение одного слова

Б) значение предметности

В) общее лексическое значение однокоренных слов.

Чтобы найти корень, нужно

А) изменить слово

Б) подобрать однокоренные слова

В) объяснить значение слова.

Однокоренные слова

А) могут быть только одной частью речи

Б) могут быть только разных частей речи

В) могут быть одной частью речи, а могут относится к разным частям речи.

ПРОВЕРКА

9. Подведение итогов. Рефлексия.

Мнения детей заслушиваются.

10.Домашняя работа.

11. Выставление оценок за урок.

Тема . : «Что такое корень слова?»

Тип урока : Формирование новых знаний.

Результаты деятельности:

а) личностные : развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях,

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

б) метапредметные

-регулятивные : планировать решение учебной задачи, оценивать правильность выполнения действия по результату.

- познавательные : воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; классифицировать объекты по родовым признакам, сравнивать, обобщать;

- коммуникативные : участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; работать в парах,группах, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной .

Предметные: -распознавать однокоренные слова, находить в словах корень;

Выделять морфему в соответствии с предложенным алгоритмом.

Цель : Вспомнить понятие-корень, однокоренные слова, пополнять словарный запас учащихся.

Оборудование : Проектор, экран, компьютер, карточки для работы в паре, группах

Результат этапа

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1 Орг.момент.

Самоопределение к деятельности.

2. Актуализация знаний (мотивация)

3Постановка учебной задачи

4.Решение учебной задачи.

5.Первичное закрепление

Физ.минутка

6.Самостоятельная работа

9.Рефлексия.

Готовность к уроку.

Понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно

Осознание необходимости получения новых знаний.

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Учатся пользоваться алгоритмом работы

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, умение оценивать готовность к предстоящей деятельности.

Умение оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке)

Определение границ знания и незнания.

Обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Участие в учебном диалоге и строить монологические высказывания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Уметь классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку;

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Приветствие.

«Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»

Почему сегодня у нас такой девиз?

А вы хотите стать сильнее?

Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка?

Тогда прикрыли глазки и мысленно сказали:

«Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе».

Подарите улыбку и пожелаем друг - другу удачи!

Прочитайте отрывок из стихотворения

Н. Островского:

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под серым кустом.

Когда я слышу:

-Защити меня!

Это значит:

- Укрой меня, за щитом!

Может ли это стихотворение помочь определить тему нашего урока?

Эта тема для нас новая?

Какую цель мы поставим перед собой?

Прочитайте слова на доске. Что вы можете сказать о словах?

уч.ник учит.ль учебный

Разминка для пальцев

Наш девиз не забываем и всё чаще повторяем:

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Запишите слова, вставляя пропущенные орфограммы. Поставьте ударение, выделите корень.

Корень учения горек, а плод сладок.

Прочитайте пословицу и объясните, почему так говорят.

Какое значение у слова корень в пословице?

Слово корень – многозначное: корень – подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова.

Что общего в значении этого слова?

Что же растет от корня слова?

Как они называются?

Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова?

Тогда поиграем в игру «Кто больше?» картинки (по щелчку)

Я убедилась в том, что вы хорошо умеете подбирать однокоренные слова. - -Откройте учебник стр.74

Прочитайте на какие вопросы нам предстоит ответить на уроке?

Какие качества ученика помогут в этом?

Я предлагаю задать другие вопросы корню слова

На какие поставленные вопросы вы уже можете ответить?

Предлагаю на оставшиеся вопросы ответить после того, как вы поработаете в группах . Проведите небольшое исследование группы слов. Исследование всегда проходит по плану. Я вам его предлагаю.

Учащиеся получают слова:

Теперь попрошу представителя от каждой группы представить результаты исследования

А теперь предлагаю ваши выводы сравнить с выводами учебника на стр. 74,75.

Итак, на все поставленные вопросы ответили. Можно заканчивать урок?

Путешествие в лес

Предлагаю поработать в паре дидактические игры

«Третий лишний», «Рассели жильцов»

Самооценка.

Учебник стр.75 упр. 132

В завершении урока поработайте с рефлексивной карточкой. Поставьте знак «+» в квадратике напротив того утверждения, с которым вы согласны. В таблицу запишите буквы, соответствующие ответам на вопросы теста. Кружком определенного цвета покажите уровень своей успешности на уроке.

Дети приветствуют друг друга.

Чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях…

Умение грамотно писать. Развиваем орфографическую зоркость.

Да, тема урока «Корень слова»

Продолжить изучение корня в словах. Умение находить корень, грамотно писать.

Можно выделить «лишнее» слово: учебный, т. к. это прилагательное. Кроме этого, оно не является словарным. Во всех трех словах есть одинаковая часть.

(Может прозвучать ответ, что у этих слов одинаковый корень, что они являются однокоренными).

Запись учащимися слов.

Ответы учащихся.

Это важная, главная часть чего-либо. Например, корень учения – основа знаний.

- Новые слова.

- Однокоренные

Учащиеся называют как можно больше однокоренных слов (фронтальная работа).

Что такое корень слова?

Как найти корень слова?

Внимательность, целеустремленность, желание узнавать новое, трудолюбие.

Что такое корень слова? Как его находить? Как его выделять (значок)? Какова его роль в слове? Как пишутся корни? Для чего нужно находить корень?

Мы знаем, для чего нужно уметь находить в слове корень. Мы знаем, что это часть слова. Мы уже знаем, каким значком он обозначается.

Учащиеся работают в группах.

Один учащийся из каждой группы представляет результат работы:

Слова являются однокоренными, т. к. общая часть у них лес и значение всех слов связано с лесом. Лес – это корень слова, обозначаем значком (дугой). Прочитав все слова без корня лес, убедились, что нет таких слов, значит, корень - главная часть слова, в нем заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корни пишутся одинаково.

Учащиеся убеждаются в том, что их выводы совпадают с правилами в учебнике.

Нет. Нам нужно упражняться в подборе однокоренных слов.

Дети работают в паре обсуждая и оценивая результат своей работы.

Учащиеся выполняют задание и оценивают свою работу.

Ученики самостоятельно выполняют упр.с последующей проверкой.

Учащиеся индивидуально работают с карточкой, на которой перечислены знания и умения по теме (текст карточки на слайде № 15).

Этап урока

Рефлексивная карточка

Я знаю

Я умею

    У меня возник вопрос: _________________________

I группа – лес, лесок, лесной, лесник.

II группа – цветы, цветок, цветник, цветочек.

III группа – гриб, грибной, грибочек, грибник.

    Спишите слова. Выделите орфограммы.

    Докажите, что слова являются однокоренными.

    Обозначьте корень. Как вы это сделали?

    Подумайте, какова роль корня. Для этого попробуйте прочитать слова без корня.

    Обратите внимание, как пишутся корни в однокоренных словах.

Елена Лобач
«Знакомство с понятием «Корень». Конспект урока по русскому языку во втором классе

Тема занятия : «Родственные слова»

Выполнила : учитель-логопед МКДОУ № 22 г. Аша

Цель : Сформировать понятие родственных слов , ввести понятие корень , развитие умения распознавать однокоренные слова по двум признакам (имеют общую часть-корень , близкие по значению слова, находить в слове корень .

Задачи :

к-о : научить учащихся находить родственные слова.

к-р : развитие активного словаря через изучение новых понятий .

к-в : воспитывать самостоятельность через выполнение индивидуальных заданий.

Оборудование : презентация.

Словарная работа : родственные слова, однокоренные слова , корень , водомерка.

Ход занятия.

1. Орг. момент

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок .

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно (слайд № 2) .

Всё ли к уроку у вас готово ? (Зеркало, тетрадь, ручка, карандаш)

2. Артикуляционная гимнастика

Перед уроком разомнём свои мышцы лица. Сделаем артикуляционную гимнастику.

Возьмите зеркала.

1. Надувам щёчки

2. Чередование улыбка-хоботок

3. Сдуй снежинку с носа

3. Подготовка к восприятию

–Мы продолжаем изучать тайны русского языка . Сегодня, каждый из вас на уроке будет исследователем. Но чтобы начать путешествие мы должны проверить наши знания. ======== Если я употребляю предлог в предложении правильно, то вы киваете головой, а если называю не правильно, то вы качаете головой.

Сидит в стуле

Уехал под работу

Выехал за двора

Молодцы! Справились с заданием, теперь мы можем начать наше путешествие.

Сегодня мы будем исследовать пока неизвестное нам понятие «родственные слова» .

Начнём наше исследование с прослушивание рассказа о «гостях воды» , (прослушивание аудио-рассказа слайд № 3) . Щелк по слайду и далее по мере чтения слов автора . Каждый гость – щелчок.

Собрались у воды родственники : подводник с водицей беседует, водолаз с водопадом на солнышке греются, водитель на гармошке наигрывает, водомерка с водорослями разыгралась, водичка по камушкам на одной ножке скачет, даже сам водяной пожаловал. Все старуху - воду ждут. Вышла мудрая вода на крыльцо. Глянула на гостей, и сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.

4. Объяснение нового материала.

Кто же был чужак среди гостей?

По каким признакам вы определили гостя ? (Слово «водитель» «уезжает» с машиной)

Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке ?

Тема сегодняшнего урока «Родственные слова» (слайд № 4, 5)

Что такое однокоренные слова ?

Что называется корнем слова?

Давайте вспомним, кто приходил в гости к воде?

(Подводник, водица, водолаз)

(Учитель записывает слова, которые вспомнили ученики, на доске, выделяя корень ). Ученики списывают слова в тетрадь, выделяя корень .

Запишите в тетрадь по памяти еще несколько слов с этим корнем (выделяя корень ) .

Ребята, кто может объяснить значение слова «водомерка» ?

Водомерки небольшие (от 2 до 34 мм) насекомые с тонким вытянутым телом и длинными ногами. Быстро скользят или свободно ходят по поверхности воды (отсюда название) (слайд № 6) .

Составить предложение со словом водомерка.

Используя предлог.

5. Гимнастика для глаз

Представьте себе большой круг. Обведите его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Представьте себе квадрат. Переведите взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотрите в углы воображаемого квадрата.

6. Закрепление

Работа по карточкам.

Задание : Прочитай. Назови однокоренные слова , выдели корень слова . Поставь ударение. Какие слова нельзя считать однокоренными ?

Учитель разбирает вместе с учениками первую строчку задания.

(Согласование в роде и числе, прил+сущ)

С одним из однокоренных слов из каждой строчки, придумать словосочетание.

Например : Храбрый моряк

7. Подведение итогов

С какой темой мы познакомились сегодня ?

Какие моменты урока показались вам трудными? Почему?

Сформулируйте, как понимаете термин "однокоренные (родственные) слова"

Приведите 2-3 своих примера таких слов.

Что узнали нового?

Выставление оценок.

Тема урока: Корень, его строение.

Цель урока: Сформировать понятие о корне как о вегетативном органе.

Задачи урока;

Образовательные : создать условия для усвоения знаний о:

  1. Видах корней – уметь распознавать главные, придаточные и боковые корни;
  2. Типах корневых систем – сравнивать корневые системы однодольных и двудольных растений;
  3. Зонах корня, их расположении и функциях.
  4. Провести лабораторную работу.

Развивающие задачи: создать условия для формирования и развития умений:

  1. Сравнивать биологические объекты;
  2. Классифицировать, обобщать;
  3. Выделять главное;
  4. Устанавливать причинно-следственные связи;
  5. Применять на практике полученные теоретические знания, делать выводы и обобщения.

Воспитательные задачи: создать условия для формирования коммуникативных, кооперативных и информационных учебных умений; воспитание бережного отношения к растениям.

Форма организации учебной деятельности . Работа в малых группах. Работа с текстами учебника, гербариями, немыми рисунками в рабочей тетради. Оформление схем и таблиц в тетради.

Методы и методические приемы обучения : частично поисковый, проблемный, наблюдение.

Оборудование: гербарии растений с различными типами корневых систем, таблица «Зоны корня», «Типы корневых систем» живые экземпляры комнатных растений, микроскоп.

Ключевые слова и понятия: , виды корней (главный, боковые, придаточные), типы корневых систем (стержневая, мочковатая), корневой чехлик, корневые волоски, зоны корня, корневое давление

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • формирование систематизированных представлений о строении корня и функциях его частей, о зонах корня, о взаимосвязи строения и функций зон корня, об особенностях роста корня;
  • освоение навыков использования методов биологического исследования – наблюдения и описания типов корневых систем, особенностей роста корня, изменений в верхушечной части корня в период роста.
  • соблюдение правил работы в кабинете биологии, обращение с лабораторным оборудованием.

Метапредметные:

Овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, защищать свои идеи;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально ив группе.
- развитие интереса к работе с дополнительными источниками информации;
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к познанию нового;- формирование коммуникативной компетентности в процессе общения и сотрудничества со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1. Орг. момент

Проверяет готовность учащихся к уроку

Подготовка оборудования (тетради, учебники и т.д.)

Организационные

регулятивные

2. Актуализация опорных знаний урока .

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала.

Актуализация и контроль знаний о семени как органе размножения растения; об особенностях строения семян однодольных и двудольных растений об условиях прорастания семян. (фронтальный опрос, выполнение теста).

Приложение 1 .

Отвечают на вопросы, выполняют задания теста.

Регулятивные

Познавательные

3. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

Обеспечение мотивации учащихся. Подведение детей к формулировке темы и поставленных задач.

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

Выдвигает проблему (задаёт вопрос):

На обратной стороне этого листа изображён якорь, насос и кладовая растения, как вы думаете, что это?

Что необходимо знать о корне, чтобы представлять как он выполняет свои функции?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Итак, тема нашего урока: Корень, его строение.

Составляют план действий:

1.определить виды корней, типы корневых систем

2. узнать внешнее и внутреннее строение корня и функции различных зон корня.

Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Регулятивные (самооценка)

Познавательные (установление причинно-следственных связей, ответы)

Коммуникативные (беседа с учителем)

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

Физкультминутка

1. Корневые системы растений. Происхождение главного и придаточных корней. Корни, образующие корневую систему: главный, боковые и придаточные. Понятие о стержневой и мочковатой корневых системах. (беседа с опорой на знания, наблюдения и личный опыт учащихся, а также рисунки 39, 40 на стр. 57).

Я предлагаю изучить текст на с.56-57 и рисунки 39,40 учебника и выполнить задание 1 на с.27, в РТ.

Беседа по вопросам:

  1. какие виды корней бывают у растения?(показ стеблевого черенка с корнем- определить название корня)
  2. Ребята, я хочу задать вам такой вопрос:для чего окучивают картофель, капусту т.е. присыпают землей нижнюю часть стебля. (увеличение количества придаточных корней, а значит увеличение поверхности всасывания)

Лабораторная работа. “Типы корневых систем”.

Цель: изучить строение корневых систем, научиться распознавать типы корневых систем

Оборудование: гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.

Ход работы :

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

2. Прочитайте в учебнике (параграф 12, стр. 56) , какие корневые системы называются стержневыми, какие – мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой

6. Заполните таблицу с.28 РТ

- Сейчас мы проведём профилактику искривления позвоночника. физкультминутка:

1. главный корень появляется из зародыша семени

2.Все корни растения называются корневой системой.

3. В мочковатой корневой системе хорошо виден главный корень.

4. придаточные корни появляются от главного корня.

5. придаточные корни отрастают от стебля или от листьев.

Хоть зарядка коротка.

Отдохнули мы слегка.

2. Строение корня. Зоны молодого корня и их функции. (рассказ учителя с элементами беседы). Рост корня. Особенности роста корней.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Работают с материалом учебника. Фиксируют в тетради новые термины и понятия. Выдвигают предположения, высказывают своё мнение. Участвуют в коллективной беседе.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Самостоятельно работают с текстом и рис. 39, 40 § 12 учебника.

Выполняют упражнения

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Осуществляют систематизацию и обобщение информации в соответствии с поставленной задачей.

Осуществляют профилакти- ку утомляемости.

5. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепление знаний о корне как главном вегетативном органе, о разнообразии корней; о типах корневых систем и зонах корня.

Приложение 3 .

Организует проверку выполнения заданий.

Отвечают на вопросы, участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнени-ями.

Выполняют задание

Осуществляют обобщение и систематизацию знаний. Формулируют выводы.

Рефлексия учебной деятельности

Что нового вы узнали на уроке?

Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?

Довольны ли вы своей работой?

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами.

Подведение итогов

Оценивается работа учащихся во время урока, комментирование оценок.

Д/З: § 12, вопр. после параграфа на с. 59, задание 3 в рабочей тетради.

Слушают учителя, записывают д/з.

Приложение 1.

Фронтальный опрос:

  1. Какие органы цветковых растений вы знаете?
  2. Какие органы относят к вегетативным?
  3. Какие органы относят к генеративным?
  4. Какой орган мы изучали на прошлых уроках?
  5. Вспомните, какова основная функция семян?
  6. Какие растения называют однодольными, а какие двудольными?
  7. Какие условия необходимы для прорастания семян?
  8. Что происходит с неживыми семенами при замачивании?
  9. Почему не все набухшие семена всходят?
  10. Для чего прорастающим семенам необходима вода?
  11. От чего зависит глубина посева семян?
  12. Какие растения называются теплолюбивыми, а какие холодостойкими?

Тест по теме «Строение семени. Условия прорастания семян»

1.Первым при прорастании появляется:

А) корешок

Б) стебелек

В) семядоли

2. Во время прорастания зародыш питается:

А) Вообще не питается

Б) Запасными питательными веществами

В) Минеральными веществами почвы

3. Для прорастания семян необходимы:

А) кислород

Б) вода

В) тепло

Г) Все варианты верны

4. Семя имеет:

А) Только запас питательных веществ

Б) Только зародыш

В) Зародыш с запасом питательных веществ

5. Высокая t прорастания нужна для:

А) огурца

Б) пшеницы

В) гороха

Г) ячменя

6. Глубина заделки семян зависит от:

А) Количества воды и воздуха в почве

Б) Размеров семени и структуры почвы
В) Размеров семени и количества воды
7. Потеря всхожести семян – это следствие:

А) Переизбытка воды

Б) Гибели зародыша
В) Недостатка воздуха

8. Органические вещества, содержащиеся в семенах, растение запасает для:

А) Животных и человека

Б) Всех органов растения
В) Зародыша семени

9. Холодостойкими называют растения:

А) Зимующие под снегом зелеными

Б) Растущие в экстремальных условиях

В) Семена которых прорастают при низких t

10. Во время набухания семена увеличиваются за счет:

А) прорастания

Б) недостатка воды

В) впитывания воды

Критерии оценивания:

«5»- 0 -1 ошибка

«4»- 2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

Приложение 2.

  1. Какие виды корней бывают у растения?(показ стеблевого черенка с корнем- определить название корня). Откуда появляются?
  2. Ребята, я хочу задать вам такой вопрос: в начале лета садоводы окучивают некоторые овощи, т.е. присыпают землей нижнюю часть стебля. Кто из вас скажет, зачем они это делают? (увеличение количества придаточных корней, а значит увеличение поверхности всасывания)
  3. Что такое корневая система?
  4. С какими корневыми системами вы познакомились?
  5. Какими корнями образована стержневая корневая система, для каких растений она характерна (двудольные и голосеменные)
  6. Какими корнями образована мочковатая корневая система? (придаточные, боковые). Для каких растений она характерна? (однодольные, некоторые двудольные подорожник, лютик)

Приложение 3.

Основные понятия

Определение понятий

1.Корни

А) подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве

2.Корневая система

Б) система всех корней растений

3.Главный корень

Г) корень, уходящий в почву глубже всех

4.Боковые корни

В) корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней

5.Придаточные корни

Д) корни, отходящие по бокам от стебля

6.Стержневая корневая система

Ж) система, состоящая из главного и боковых корней

7.Мочковатая

корневая система

Е) система, состоящая из придаточных и боковых корней

1. Роль корневого чехлика в том, что он:

а) обеспечивает передвижение веществ по растению;

б) выполняет защитную роль;

в) придают корню прочность и упругость;

г) участвует в делении клеток.

а) зона деления;

б) зона роста;

в) зона всасывания;

г) зона проведения.

3. Корневые волоски находятся в зоне:

А) роста

Б) деления

В) всасывания

Г) проведения

4. В поглощении воды и минеральных солей участвует одна из зон корня:

а) зона деления;

б) зона роста;

в) зона всасывания;

г) зона проведения.

5.. Мертвые клетки, по которым вода и растворённые вещества поднимаются вверх по стеблю к листьям, называются:

а) межклетники;

б) сосуды

в) механическая ткань

г) корневой волосок.

а) зона роста;

б) зона деления;

в) зона проведения;

г) зона всасывания.


Пасечник Н. В. МБОУ школа №17 г. Феодосии

Корень. Строение корня. Виды корней.

Типы корневых систем.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Использованные педагогические технологии: ИКТ, критического мышления, проблемного обучения.

Задачи урока: изучить строение и функции корня, виды корней и корневых систем.

Цели урока:

дидактические: формирование понятий – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верхушка корня, зоны корня; знакомство с особенностями строения и функциями корня, строением и образованием корневых систем.

развивающие: продолжить формирование навыков работы с биологическими терминами, учебником, микроскопом; развитие творческого и экологического мышления, монологической речи; развитие умений исследовать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
воспитательные:формирование информационной культуры, культуры общения и рефлексивных качеств личности; формирование коммуникативной компетентности.

Формы организации учебной деятельности.

Работа в парах с микроскопами и с натуральными объектами, фронтальная беседа, работа с учебником.

Оборудование: мультимедийный комплекс, микроскопы, микропрепараты,

натуральные объекты, схемы корневых систем и видов корней.

1. Организационный момент 1 мин.

2. Актуализация опорных знаний (проводится в форме фронтальной

Из каких органов состоит растение?

На какие группы делятся органы растения по функциям? (вегетативные

и генеративные).

На какие группы делятся органы растения по расположению?

(подземные и надземные).

Назовите надземные органы. (Побег).

Какие органы относятся к подземным? (Корень).

Что такое ткань?

Какие виды тканей встречаются у растений?

Мотивация и целеполагание.

Мы изучили строение стебля и листа, нам предстоит изучить корень.

Таким образом в ходе коллективного обсуждения формулируются цели

урока: изучение корня,видов корней и типов корневых систем и

задачи урока:

Изучить внутреннее строение корня;

Изучить виды корней;

Изучить типы корневых систем;

Установить биологическую роль корня;

Выяснить возможности влияния агротехнических приемов на формирование корневой системы.

Для того, чтобы выяснить биологическую роль корня, изучим его клеточное

строение. Для этого воспользуемся учебником $ 31 стр. 80,а также проекцией микропрепарата на мультимедийной доске.

Учащиеся в парах работают с учебником над заполнением таблицы:

Клеточное строение корня

Зоны корня

Виды тканей образующих

Роль зоны

Корневой чехлик

Покровная

Защитная

Зона деления

Образовательная

Образование новых

Зона растяжения и

Образовательная

Рост корня в длину

Зона всасывания

Всасывающая – разновид –

ность покровной ткани

Всасывание воды и

растворенных мине –

ральных солей из почвы

Зона проведения

Проводящие: флоэма и кси-

лема, покровная, основная.

Проводит растворы ми –

неральных солей вверх,

а растворы органичес-

ких веществ вниз.

После заполнения и обсуждения таблицы формулируется проблема, а какие

функции может выполнять корень в соответствии с его строением.

В результате обсуждения проблемы выясняются основные функции

Укрепление растений в почве (корень – якорь).

Минеральное питание растений (всасывание воды и растворенных минеральных солей и подъем их вверх по ксилеме).

Учащимся предлагается выяснить роль корневых волосков (увели –

чивают площадь контакта с почвой).

После этого учитель демонстрирует натуральные корнеплоды свеклы и моркови и предлагает выяснить, какова их биологическая роль и какая ткань в каких корнях больше развита (запасающая- основная).

Учитель демонстрирует корневые черенки облепихи, малины с почками

и предлагает установить их роль в жизни растении (вегетативное размножение растений).После демонстрации растения из семейства Орхидных с зелеными корнями учащиеся приходят к выводу, что корни могут выполнять и функцию фотосинтеза.

Демонстрация корней растений из семейства Бобовые позволяет установить

функцию взаимодействия растений с представителями другого царства (бактериями) с помощью корней т.е. формирование микоризы.

Таким образом, в процессе поисковой беседы формулируются возможные функции корня.

Динамическая и офтальмологическая паузы (4 -5) минут.

После этого учащиеся приступают к выполнению лабораторной работы по

выяснению видов корней и типов корневой системы. По ходу выполнения

работы обучающиеся заносят результаты в рабочие тетради:

1. Виды корней

Главный Боковые Придаточные

(формируется из (отрастают (развиваются

корешка зародыша) от главного на стебле и листьях)

и придаточных)

2.Корневая система-

3. Типы корневых систем

Стержневая Мочковатая

(главный корень (система придаточных

хорошо выражен) корней)

Делают выводы о сходстве и различии между стержневой и мочковой

корневой системой.

Перед учащимися ставится вопрос какая корневая система эффективнее

выполняет свои главные функции? (Это зависит от условий обитания растения), а после ответов формулируется проблема: может ли человек

повлиять на развитие корневой системы и для чего это можно было бы

сделать? В ходе обсуждения проблема решается, что сделать это можно с

помощью окучивания или пикировки с целью повышения интенсивности

минерального питания в условиях, создаваемых человеком при выращивании растений, что приведет к повышению урожайности. Учащиеся делятся опытом о применении таких приемов при выращивании растений на дачных участках.

Ученики оформляют лабораторную работу в тетради.

После изучения осуществляется первичный контроль и коррекция с помощью игрового момента «светофор»:

учащиеся поднимают зеленую карточку при правильном утверждении и

красную при неправильном.

1. Корень осевой орган растения.

2. Корни растут по направлению к солнцу.

3. Корни имеют двухстороннюю симметрию.

4. Образовательная ткань корня прикрыта корневым чехликом.

Выберите один правильный ответ:

1. Корневой чехлик образован тканью:

а) проводящей; б) покровной; в) основной; г) механической. (1 б).

2. Корневые волоски расположены в зоне:

а) проведения; б) деления; в) всасывания; г) растяжения. (2 в).

а) корневой чехлик; б) всасывания; в) роста; г) проведения. (3 г).

4. Из корешка зародыша развивается корень:

а) главный; б) боковые; в) придаточные; г) все корни. (4 а).

Рефлексия:

Выполнили ли мы цель и задачи урока?

Какие трудности при этом возникли?

Где и как можно будет применять полученные знания?

После этого задается дифференцированное домашнее задание:

$ 31 стр. 80 – 81, дополнительно желающие могут подготовить информа –

ционное сообщение по темам:

Видоизменение корней.

Подыскать литературные произведения, где упоминались бы корни



gastroguru © 2017