В каких случаях православные могут не носить крестик и можно ли приступать к Святому Причастию без крестика? Остановись и посмотри на свой нательный крестик! Если видишь распятие или другие символы… На чем носить нательный крест.

Одно из древнейших дошедших до нас изображений распятого Иисуса Христа находится на двери базилики Санта Сабина – церковь на Авентинском холме в Риме. Оно датируется 5 веком . До этого христиане не изображали Христа на кресте. Даже так называемый crux gemmata – крест, украшенный драгоценными камнями, но без фигуры распятого Христа, — появился только в 4 веке.

Христиане избегали того, чтобы изображать крест. Не столько потому, что это было запрещено, сколько из-за противоречивой природы символа. Ведь по крайней мере еще два столетия после пришествия Христа вдоль дорог Римской империи стояли кресты с распятыми рабами, умирающими мучительной смертью. Так что крест был весьма неоднозначным символом, вызывающим вопросы.

Крест должен вызывать вопросы

И именно поэтому я ношу крест. Он должен вызывать вопросы - во мне! Потому что, с одной стороны, в Распятии нет «ни вида, ни величия » (Исаия 53:2-3); а с другой, оно напоминает о данном Отцом обетовании: « Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Крест, который я ношу на шее, заставляет меня спрашивать себя, «Угоден ли я Отцу? Угодны ли Ему мои мысли, принятые мной решения, слова, дела? Принимаю ли я свой крест?». Ношение креста, таким образом, — ежедневное приглашение к простому испытанию своей совести.

Я не ношу крест напоказ. Крест, который я ношу — не знак моей личной святости и не выражение моих взглядов. И ношение креста не говорит обо мне ровном счетом ничего хорошего.

Сам факт надевания креста не может автоматически стать свидетельством о Том, кто умер на кресте. Ведь крест есть на многих флагах и эмблемах, а люди несут их отнюдь не всегда с добрыми намерениями.

Я ношу крест, потому что в мире бесконечных битв и протестов он является якорем для моей лодки жизни, пришвартованной к иному миру. Я ношу его для того, чтобы помнить, что земля, из которой я пришел, и в которую я вернусь, принадлежит иному миру. Крест для меня – это врата, за которыми я неспешно шествую к царству истины и жизни, царству святости и благодати, царству справедливости, любви и мира.

Я куплен «дорогою ценою»

Крест — это не талисман или амулет. Я ношу его не для того, чтобы защитить себя от несчастного случая или чтобы что-то на моем пути изменилось независимо от моей воли. Даже с крестом на шее меня может сбить машина, поразить рак или постичь увольнение с работы. Кроме того, нося крест на шее, я могу обманывать, распространять клевету и быть кошмаром для тех, кто должен жить со мной каждый день. Потому что крест не меняет волшебным образом ни меня, ни жизнь вокруг меня. Преображение моей жизни и мира вокруг меня может завершить только Бог - Царь мира и моего сердца.

Но ношение креста напоминает мне о Том, кто сотворил весь мир, о Том, кто скажет в этом мире последнее слово. Нательный крест напоминает мне, что я куплен «дорогою ценою» (1 Коринфянам 6:19-20), и Тот, кто искупил меня и омыл Своею Кровью, никогда не оставит меня.

Крест на моей шее — это обетование и приглашение для Него работать во мне и со мной. Работать вместе для моего спасения. Здесь и сейчас. На том месте, где я сейчас пытаюсь бороться.

Иисус взошел на Крест, чтобы « всех привлечь к Себе» (Ин. 12:32). Он умер и воскрес, и все же драматическая история моего спасения продолжается.

Паскаль писал, что агония Христа будет продолжаться до конца света. Так что нам еще рано спать. Я ношу крест, потому что мне нужен «пробуждающий зов».

Перевод с английского Марии Строгановой

Должен ли православный христианин носить нательный крест всегда, объясняет иерей Андрей Чиженко.

В минувшее воскресенье в храмах читались такие прекрасные евангельские слова: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14). То есть Спаситель прямо сравнил свое распятие, воздвижение Креста с медным змием, тысячи лет назад вознесенным святым пророком Моисеем на древе посреди пустыни для того, чтобы укушенные змеями евреи взирали на этого медного змия и исцелялись. «И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека] ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис. 21:8). В вышеупомянутом стихе Святого Евангелия Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос прямо сравнивает себя с медным змием, а знамя, о котором говорил Бог святому пророку Моисею, с Распятием – Крестным Древом.

Фактически дважды в Священном Писании Бог почти прямо говорит о том, что крест есть главное оружие против врага и основное средство спасения падшего человека. «Взирание на него» – то есть не просто физическое действие, но главное – порыв души, любовь к Богу, к Его страданиям, к Распятию, молитва веры, осенение себя крестным знамением, ношение нательного креста является спасительным актом, избавляющим и от диавола, и от бед, и от различных неприятностей.

Ведь, по сути, ношение нательного крестика есть телесной физической молитвой – исповеданием веры, эдаким немым Символом Веры. Кроме того, Господь прямо говорит, что Крестный подвиг Христа явился спасительным для человечества, а значит, святой крест имеет особенную благодатную силу. Праведный Иоанн Кронштадтский писал о том, что крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».

В свою очередь святитель Игнатий (Брянчанинов) в труде «Слово о смерти» писал о том, что вокруг нас существует невидимый мир духов – добрых Ангелов и злых бесов. Из-за своей косности и грубой телесности мы его не видим, но тысячи, если не миллионы бесплотных существ роятся вокруг нас. И в этом духовном мире постоянно идет борьба за душу человеческую. Святые Ангелы желают ей спасения, бесы подталкивают к погибели.

Крест же, по заповеди Самого Бога и свидетельству святых, является самым действенным оружием против врагов бесплотных. Потому не ношение православным христианином нательного креста, на мой взгляд, можно сравнить с тем, как если бы пасечник вдруг подошел к пчелиному улью без соответствующего защитного костюма или бы дрессировщик тигров вошел в клетку с хищниками без хлыста и револьвера. Человек, не носящий нательный крест, обрекает себя на поражение в битве с бесами и вполне может стать их жертвой.

Замечательный проповедник начала ХХ столетия священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский сказал в своем сочинении «Что надо знать о дьяволе»: «Совершается и вторая величайшая ошибка, когда из жизни христианина улетучивается мысль о дьяволе и необходимости борьбы с ним. Тогда человек сам отдает себя стихии зла, отдает свободно и добровольно. Происходит следующее: человек думает, что всё кругом спокойно, врага нет, и он беспечен, живет без оглядки, силы души спят, все душевные движения принимаются как свои, как естественные. Этим состоянием людской беспечности и пользуется сила зла, ибо для неё нет никаких препятствий. Души покойны, души беспечны, души открыты… Бери человека голыми руками без сопротивления. Трагическая картина! Человек уверил себя, что врага нет – все происходит по естественным законам. А враг смеется… Свободно приходит, когда всё открыто, и хозяйничает. Один французский писатель (Гюисманс) сказал изумительные слова: “Величайшей победой дьявола было внушить людям, что его нет”. Слышите? Да, это величайшая победа сатаны. Это он внушил. Какой дьявол?! Да его же никогда и не было, и нет! Это старый глупый предрассудок! И дьявол отошел в сторону. А теперь он зло смеется. Его нет, врага нет… Долой внимание, предосторожность! Он будет хозяйничать. Перед ним всё открыто, приходи и в человека и делай с ним, что хочешь. Случилось подобное тому, как если бы воры и бандиты уверили людей, что их нет, что воровства никакого нет. Люди бы открыли настежь двери, предались беспечности. О, как расцвели бы тогда кражи и преступления! Да, в материальных делах люди умно запираются на десять замков, охраняют добро, а сберечь добро души не додумаются. Душа – проходной двор. Все настежь. Воришек боитесь, а духовный бандит вам не страшен!».

И еще он писал: «Святая Церковь верует, что во главе этого мира (имеется в виду ад. – Прим. авт.) стоят родоначальники его, первые отпавшие от Бога духи зла, пронизанные ложью, спаянные злобой, умудренные тысячелетним опытом. Их задача – борьба со Светом. Их руководство всем миром злых духов клонится к ведению конечной борьбы с царством Правды, т. е. царством Христа. Отсюда вся жизнь мира есть борьба с добром, насаждение зла или греха, потому что зло и грех – понятия тождественные. И мир добра насыщен невидимыми духами зла, все существование которых преследует одну цель: погасить Свет, уничтожить добро, насадить везде ад, чтобы всюду было торжество мрака и ада. Вот самые основные понятия о царстве зла и его насельниках. Это совершенно реальное царство!»

Из своего священнического опыта скажу, что лично сталкивался с тем, что бесы пытались убедить умирающего снять с себя крестик. И это была воистину трудная и страшная борьба для него.

Потому, конечно же, православный христианин по возможности должен носить нательный крестик всегда. Тем более во время причащения Святых Христовых Таин – этого реального соприкосновения с Богом.

Исторический пример: у наших предков были специальные деревянные «банные» крестики. Если у человека нательный крест был сделан из металла, то в бане ему давали специальный деревянный крестик, чтобы металл не обжигал кожу в парильне. Наши предки нигде не хотели остаться незащищенными от бесов.
В наше же время, когда тысячи христиан в Африке и Ближнем Востоке умирают за исповедание Христовой веры – за Крест Божий, когда некоторые из них татуируют распятие у себя на коже, чтобы не было соблазна во время мучений и смерти отречься от Бога, нам ли – православным – снимать с себя кресты, чтобы стать жертвой лукавого духа?

Вспомним же, дорогие братья и сестры, знамение Креста на небе, явленное святому равноапостольному императору Константину, и глас: «Сим побеждай». Крест – это наша ника. Крест – это наша победа. Не будем же лишать себя спасения добровольно…

Иерей Андрей Чиженко

Нательный крестик давно стал для многих людей неотъемлемым атрибутом христианства. Возникает вопрос - нужно ли носить крестик? Что говорит о ношении крестика? Некоторые утверждают, что традиция носить нательный крест пошла от самого .

Говорил ли Иисус о ношении крестика?

Библия очень много говорит о кресте. Но давайте будем внимательными читателями Библии - о каком именно кресте говорил Иисус? Говорил ли Иисус о ношении крестика на шее или Иисус говорил о другом кресте?

«Если кто-то хочет идти за Мной, пусть отречётся от себя, пусть изо дня в день несёт свой крест и следует за Мной» (Евангелие от Луки 9:23).

Конечно, Иисус не говорил здесь о ношении нательного крестика. Может ли хоть один разумный человек полагать, что Иисус, говоря о кресте в 9 главе Евангелия от Луки, говорит о ношении крестика на шее?

Иисус Христос говорил о кресте в свете испытаний и страданий.

В чем был «крест» Иисуса? Его крест был в исполнении воли Бога. Его крест был в том, чтобы отдать за всех людей Свою жизнь. Его крест был в том, чтобы поступать согласно воле Бога, а не Своей собственной. Во время молитвы в Гефсиманском саду Иисус Христос сказал следующие слова:

Была ли практика ношения нательного крестика в ранней церкви?

ФАКТЫ говорят о том, что ранняя церковь первого века не носила никаких крестиков. Они даже не размещали крестов на своих строениях и не использовали изображения креста на своих богослужениях. Крест в христианстве стали использовать значительно позже, но и тогда это было в текстах, а не в реальности.

Ранняя церковь вообще не стала бы использовать крест как символ, поскольку в первые два века она была против использования любых физических предметов, включая иконы и другие изображения. Крест использовался лишь метафорически, а до 4 века н.э. не использовался в искусстве вообще. Физическое использование креста началось позже — в 4-5 веках н.э.

В любом случае, неужели нам надо так подробно изучать историю ранней церкви, чтобы понять, что Иисус не говорит о физическом ношении крестика на шее в 9 главе Евангелия от Луки?

В те времена крест использовался лишь одним способом — для казни преступников. Это глупо думать, что Иисус Христос говорил о ношении крестика на шее, говоря о том, что человек должен «нести свой крест».

Так можно ли носить крестик?

Итак, зачем христиане носят нательный крестик? Библия ничего не говорит о ношении нательного крестика. И носить его или нет - решать вам самому. Библия так же и не запрещает носить крестики. Но при этом необходимо понимать, что ношение крестика на шее, либо подвешивание крестика в автомобиле или дома не несет в себе никакой силы и никакого смысла. Ведь спасает людей Бог, а не какой-либо предмет. Вера в спасительную силу предметов - это удел языческих верований. Христианство не имеет с этим ничего общего!

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".

Больше статей по теме


Христианские видео и ролики


Еще видео

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Крестик является величайшей святыней православных. Он явный знак того, что человек принадлежит к Православию. Для церкви не имеет никакого значение то, что он изготовлен из метала или из дерева, ювелирное изделие или обычный сплав.

Основным для православного должна быть его форма и правильность по отношению к религии. Необходимо помнить о важных моментах при выборе крестика:

  • Крест может быть 4-,6-,8 конечной формы.
  • Если Вы выбираете крестик для малыша, то на нем не должно быть острых углов.
  • Размер, как и материал крестика не имеет значения.
  • Церковь рекомендует выбирать не декоративные крестики, а с надписью «Спаси и Сохрани» с обратной стороны.
  • Крестики, купленные в церкви, уже освящены, а магазинные – следует освятить.

В основном атрибут мы получаем при крещении, но бывает и такое, когда мы теряем крестик. Что же делать? Необходимо купить новый и освятить его. А что делать если нашел чужой крестик? По этому поводу существует много суеверий, мол если взять чужой крестик и носить его, то это то же, если взять на себя чужой крест.

Можно ли носить чужой крестик?

Крестик – считается символом веры каждого православного человека. Священнослужители говорят, что хождение в церковь без него не приветствуется. Также принято считать крестик самым сильным оберегом от всяких бед. Если у Вас чернеет крестик, рвется нитка или цепочка, на котором он находится, то это может быть свидетельством того, что Вы подвергаетесь мощным энергетическим атакам.

Бытует мнение о том, что носить чужой нательный крестик запрещено. Он является неким сосудом, в котором после крещения собирается вся информация о человеке: о его прошлом, настоящем и будущем.

Некоторые люди говорят о том, что если Вы дома нашли чужой крестик, то это может быть признаком того, что на Вас навели порчу. Ведь часто крестики могут быть использованы в различных магических ритуалах. Но верующие люди такие утверждения считают ни чем иным как суевериями.

Что делать с чужим крестиком в доме? Если Вы все же нашли крестик у себя дома, то отнесите его в церковь и отдайте нуждающимся. Только перед этим его нужно освятить.

Можно ли носить чужой крестик — ответ священника

Зачастую все суеверия вокруг чужого крестика священники считают необоснованными. По их мнению носить чужой нательный крестик можно и даже нужно. Ведь бывали такие случаи, когда даже священнослужители снимали с себя кресты и дарили обычным людям.

В данном случае они объясняют это тем, что священник хотел показать каким важным есть крестик в православии и что каждый христианин должен носить его. Многие часто задают священникам такой вопрос: почему нельзя носить чужой крестик? Мол слышали различные мнении о том, что это равносильно тому, что взять на себя чужой крест.

Так вот они отвечают, что свой крест мы получаем сами на протяжении жизни своими деяниями и несем его также сами, а чужой крестик в данном случае не имеет никакой роли. Также они советуют в случае потери собственного крестика, купить новый и освятить его. А если Вы нашли чужой, то это может быть и даром Господа для Вас. Может эту святыню хотели поругать, втоптать в грязь. А Вы ее нашли и не дали это сделать.

Искать какие-то скрытые неблагоприятные умыслы в таком не стоит. У Святого Василия есть слова, которые можно отнести к суевериям « А ты не верь – и не сбудется!». Говорят, что если человек чист в своих деяниях и помыслах, то негативному влиянию не за что зацепится.

  • Освятить и носить самому
  • Освятить и подарить крестнику
  • Подарить человеку, который не имеет крестика, и не имеет возможности его купить, но искренне верит в Господа
  • Можно оставить в церкви для украшения какой-либо чудотворной иконы
  • Пожертвовать в храм для исполнения данного обета.

Помните всегда то, что решение о том, что сделать с найденным крестиком, должно быть принято только Вами. Прислушайтесь к тому, что Вам подсказывает Ваша душа и сердце. Прежде всего, Вы должны взять и освятить его в церкви, а дальше уже решайте: забрать себе или оставить в церкви. И помните, что церковь не прислушивается ни к одному суеверию по отношению к оберегу.

Господь всегда с Вами!

В этом видео Вы услышите ответ на вопрос можно ли носить наведенный крестик, из уст священника:

Друзья, часто можно видеть женщин и молоденьких девушек, которые носят нательный крестик поверх одежды.

Вероятно, они не задумываются как правильно носить нательный крестик.

Поверх одежды надевают служебные кресты только священники, а под одеждой у каждого священнослужителя обязательно есть свой нательный крест.

Это не украшение, крест должен быть без всяких «прибамбасов», простой формы.

И нет никакой разницы из какого материала он изготовлен. На чем его носить? На цепочке, кожаном шнурке или суровой нити?

В принципе безразлично, но на цепочках они теряются чаще (цепочка рвется и ломается).

До того, как Вы купили священное изделие в магазине, его нужно обязательно освятить.

Некоторые производители предлагают освященные изделия со специальной пометкой на заводском ярлыке.

Это является заблуждением.

Кресты и иконы освящаются в алтаре церкви на престоле.

Поэтому на предприятии освящение всей выпускаемой продукции практически невозможно.

Кроме того, в магазинах изделия смотрят разные люди, берут его в руки.

Крест - зримый символ христианской веры, средство благодатной защиты. Для православного человека это святыня.

Нательный крестик носят на теле. На Руси его так и называли - тельник.

Лицевой стороной является та, на которой изображен Иисус Христос.

Это неправильное ношение нательного крестика (на фото)

Крестик, с которым крестили, задача которого защищать, не стоит выносить на всеобщее обозрение.

Ибо в этом случае мы нарушаем третью заповедь Закона Божия: «не приемли имена Господа Бога твоего всуе…»

Грех – тем, кто носит крест для моды. Осознанное же его ношение является бессловесной молитвой, позволяющей являть подлинную силу Первообраза – Креста Христова. Это защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи, или не имеет возможности перекреститься.

Мною замечено, что золотые нательные кресты выставляют напоказ поверх одежды люди, относящиеся к бедным слоям населения.

Этим они хотят показать, что имеют золото. И как ЭТО богатство можно прятать под одеждой?!

А вот поверх одежды, выполненных из недорогих металлов, таких «украшений» мне встретить не пришлось…

«Крест всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно от злодейства невидимых врагов».

Никогда не расставайтесь с Вашим оберегом. Даже на один день.

Как быть, если дама приглашена на вечер и к её наряду необходимо колье, рядом с которым крестик «не смотрится»?

Выход есть: приколите его булавкой к подкладке вашего платья.

В советские времена многие люди, вынужденные скрывать свою веру, никогда не расставались с крестом, прикалывали булавкой к подкладке одежды.

Можно ли носить крестик умершего? Можно.

Ничего в этом страшного нет. Например, умирают дедушки, бабушки.

Остаются их крестики, иногда старинные. Почему их нужно куда-то убрать подальше?

Можно носить и детям и внукам, передавая их по наследству.

В бане или душе крест снимать не нужно. Он всегда должен быть с Вами.

Иногда его можно снимать при занятии спортом. Борьба, например.

В это время крестик должен оставаться при Вас в каком-нибудь кармане. Несложно вшить в одежду маленький кармашек.

Если Вы найдете крестик на улице, поднимите, не бойтесь - это же святыня! Грех, если Вы просто переступите его.

Суеверия же относительно того, что нельзя его брать, якобы тем самым мы берем чужие скорби и искушения, безосновательны.

Находку можно оставить себе, если владелец не найден.

А если нашли крестик в церкви, то отдайте его священнику, чтобы он объявил о находке.

Священники не советуют приобретать нательный крестик без особой надобности.

Например, из-за его красоты или просто от того, что вам захотелось купить новый.

Так можно поступать только с обычными аксессуарами: кольцами, серьгами или браслетами.

А вот в случае, если старый крестик пришел в негодность, поменять его на другой даже необходимо.
***

На Руси существовали специальные банные крестики из дерева. Их надевали взамен металлического, когда отправлялись в парную.

Если по какой-либо причине вам пришлось-таки снять крестик, прочтите молитву, когда будете снова надевать его.

Что делать со сломанным крестиком?

Если крестик сломался или еще по каким-либо причинам пришел в негодность, его нельзя выбрасывать как обычный мусор.

Ни один из освященных предметов, говорят служители церкви, будь то бутыль из-под святой воды или церковный календарь, не должен быть попран ногами. Поэтому если крестик еще можно починить, не возбраняется отнести его в обычную ремонтную мастерскую.

Но если это уже невозможно, лучше просто передать крестик в церковь.

Православная церковь не приемлет никаких примет и суеверий, в том числе и тех, которые касаются нательных крестов. Все представления о «порче», «сглазе», «передаче судьбы» абсурдны с точки зрения христианина: судьбой человека распоряжается Бог, а священный символ не может нести в себе какой-либо «негативной энергии», существование которой, к тому же, не доказано.

Для христианина нательный крест, подаренный кем-либо – не источник мифической опасности, а драгоценный дар, исполненный глубокого духовного смысла, связанный с пожеланием Божьего благословения. Особенно ценным подарком станет нательный крест, освященный в каком-либо святом месте. Принять такой драгоценный дар, конечно же, можно и нужно.

Если у человека, получившего крестик в подарок, уже есть нательный крест, он может носить оба креста одновременно, поочередно или же хранить один из них рядом с иконами, а другой носить – ни один из этих вариантов церковью не запрещается.

Щекотливая ситуация имеет место лишь в том случае, если православный христианин получил в подарок католический крест. Принять подарок нужно, ведь он продиктован любовью, но носить такой крест не следует.

Нательный крест и побратимство

Особая ситуация возникает, когда два человека дарят друг другу свои нательные кресты.

Не так давно, еще в начале 20 века, такое действие делало людей «крестовыми братьями» или сестрами.
Обычай побратимства существовал и в дохристианские времена – язычники братались, смешивая кровь или обмениваясь оружием.

В христианскую эпоху заключение побратимства связывалось с нательным крестом – священным предметом, неразрывно связанным с верой и душой. Такое «духовное родство» представлялось даже более священным, чем родство кровное.
В современном мире обычай побратимства путем обмена нательными крестами почти забыт, но ничто не мешает современным православным христианам возродить его.

Крест возлагается на человека при Крещении, на Руси его еще называют «тельник».

Во время Таинства Крещения крестик возлагается как исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

Нательный крест освящается священником, который читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он влил в крест небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил.

Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!».

Главные различия православного и католического распятия

Православный крест (ниже)

1. На православном Распятии Христос пригвожден ко Кресту четырьмя гвоздями, на католическом – тремя;

2. Самое главное. Католическое Распятие очень натуралистично и чувственно, православное – являет духовную суть события.

На католических Распятиях Христос изображается с провисшим на руках телом, со страдальческим лицом, с терновым венцом на голове, с кровью и ранами.

На классической православной иконе Распятия (Дионисий, 1500 год) изображен Христос – Победитель, Его вид выражает Божественный покой и величие. Он не беспомощно свисает на руках, а как бы парит в воздухе, призывая в Свои объятия всю Вселенную (на что указывают как руки Его, так и раскрытые ладони). Богородица мужественно сопереживает страданиям Своего Сына.

Иконография православного Распятия свое окончательное догматическое обоснование получила в 692 году - в 82-м правиле Трулльского собора. Главным условием становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения.

Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест, руки раскинутые и - прямые.

Господь открывает свои объятия всем, кто к нему обращается.

В этой иконографии решается сложная задача изображения двух ипостасей Христа - Человеческой и Божественной, показывающих одновременно и смерть, и победу над ней Спасителя

Правила Тульского собора, католики, отказавшиеся от своих ранних взглядов, не приняли.

Не приняли они соответственно и символического духовного изображения Иисуса Христа.

Таким образом и возникает в Средние века католический тип распятия, в котором преобладающими становятся натуралистические черты сугубо человеческих мук: тяжесть тела на провисающих, а не прямых руках.

Голова Иисуса, увенчанная терновым венцом. Перекрещенные ступни, пригвожденные одним гвоздем, - новшество XIII века.

Анатомические подробности католического изображения, передавая правдивость самой казни, тем не менее скрывают главное - торжество Иисуса, победившего смерть и открывающего нам вечную жизнь, концентрируя внимание на муках смерти.

***

«Не носите крестик как на вешалке, - часто повторял Псково-Печерский старец Савва, - Христос оставил на Кресте свет и любовь.

От крестика исходят лучи благодатного света и любви. Крест отгоняет злых духов.

Целуйте свой крестик утром и вечером, не забывайте его целовать, вдыхайте эти лучи благодати, из него исходящие, они невидимо проходят в душу, сердце, совесть, характер.

Под действием этих благодатных лучей нечестивый человек становится благочестивым.

Целуя свой крестик, помолитесь за близких грешников: пьяниц, блудников и других, кого знаете.

Чрез ваши молитвы они исправятся и будут хорошими, ибо сердце сердцу весть подает. Господь всех нас любит.

Он за всех пострадал ради любви, и мы должны всех любить ради Него, даже врагов своих.

Если вы так начнете день, осеняясь благодатию от своего крестика, то и весь день проведете свято.

Не будем забывать так делать, лучше не поесть, чем забыть о крестике!».

МОЛИТВА СТАРЦА САВВЫ ПРИ ЦЕЛОВАНИИ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТИКА

Старец Савва составил молитвы, какие нужно читать при целовании крестика. Вот одна из них:

«Пролей, Господи, каплю Святейшей Крови Твоей в мое сердце, иссохшее от страстей и грехов и нечистот душевных и телесных. Аминь. Имиже веси судьбами спаси меня и сродников, и знаемых моих (имена) ».



gastroguru © 2017