Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, - значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приёмных экзаменах в высшие

древнерусский певец-сказатель

музыкальный инструмент

не козье дело на нем играть

персонаж Пушкина, певец, «Руслан и Людмила»

персонаж пьесы «Клоп»

разновидность большой гармоники со сложной системой ладов

разновидность гармони, названная по имени легендарного древнерусского певца-сказителя

хроматическая гармоника

сказочный древнерусский поэт

что могут порвать на свадьбе?

на его правой клавиатуре расположен полный хроматический звукоряд - от си-бемоль большой октавы до до-диез четвертой

герой Леонида Броневого в фильме «Маяковский смеется»

какой изобретенный в прошлом веке музыкальный инструмент был назван в честь одного из первых бардов?

так называется музыкальный инструмент, который англичане называют «русским аккордеоном»

клавишно-пневматический музыкальный инструмент

продвинутая гармошка

дореволюционный литературный журнал

музыкальный инструмент, не нужный козе

персонаж поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»

персонаж пьесы Маяковского «Клоп»

русская хроматическая гармоника

с мехом, но не зверь

хроматическая гармонь

вещий песнотворец у славян

«Попу - гармонь, козе - ...»

сельская гармонь

потомок гармони

вид гармоники

русская гармонь

его тянешь - он играет

певец-сказитель на Руси

гармонь «нараспашку»

на картине

род гармоники

аккордеон

порванный на свадьбе

«русский аккордеон»

сказочный поэт

«на фига козе...»

меха плюс восемь кнопок (музык.)

народ считает, что козе он не нужен

старший братишка русской гармошки

он козе не нужен

гармонь, играющая в оркестре

гармоника

русская гармоника

не нужная козе гармонь

гармоника с «кнопками»

брат аккордеона

лучший крейсер порт-артурской эскадры

картина Виктора Васнецова

большая гармонь

гармошка, сделавшая карьеру

даже животным он не нужен

то, что козе не нужно

какое слово получится, если перемешать буквы в слове «баня»?

считается, что козе он не нужен

какой муз. инст. козе не нужен?

мешанина из слова «баня»

анаграмма к слову баня

поменяйте буквы в слове «баня»

меха + восемь кнопок (музык.)

сорок пуговиц и рубашка вскладу

(баян) в русской мифологии эпический поэт-певец (мифическое)

археологическая культура эпохи неолита (4-е тысячелетие до н. э.), на территории Румынии, Болгарии

древнерусский сказатель былин

легендарный древнерусский певец-сказитель, имя которого упоминается в «Слове о полку Игореве»

мужское имя: (болгарское) имя легендарного певца, бесстрашный

партия в опере «Руслан и Людмила» Глинки

сказитель былин

дума русского поэта К. Рылеева

значение мужского имени (болг.) имя легендарного певца, бесстрашный

персонаж Пушкина, «Руслан и Людмила»

персонаж оперы русского композитора М. Глинки «Руслан и Людмила»

«песнетворец» от Васнецова

старорусский песнотворец

дума русского поэта Рылеева

сказитель

былинный бард

славянский бард

былинный поэт-певец

певец и гусляр

«творец песен» Древней Руси

бард из русских былин

Для участия в игре приглашаются ребята 9-11 классов, активно исследующие образовательные порталы Интернета, интересующиеся русским языком.

Русский языковед, лингвист, педагог Лев Владимирович Щерба ещё в 1927 году в своей статье «Безграмотность и её причины» писал очень важные слова, которые и сегодня остаются актуальными: «…обязательная грамотность - мера для изживания общественного бедствия».

В процессе решения предложенных задач вы приобретете навык работы в Интернете, навык поиска нужной дополнительной информации, навыки общения, поведения в трудной ситуации. Активизируется долговременная память, активность, повысится ваша эрудиция. Эта работа поможет вам подготовиться и к участию в олимпиадах, и к сдаче ГИА и ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальная викторина

«Решение филологических задач».

Поверь в себя! Проверь себя!

Учебный предмет:

русский язык.

Уровень образования школьников.

Для участия в игре приглашаются ребята 9-11 классов, активно исследующие образовательные порталы Интернета, интересующиеся русским языком.

Форма работы:

Внеурочная деятельность

Цели игры:

  • учить решать проблемные вопросы; чувствовать слово; приобщать учащихся к работе с научно-популярной и справочной литературой по русскому языку;
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся; развитие интеллекта, внимания, памяти, воображения;
  • содействовать формированию положительной мотивации изучения предмета; воспитание любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Задачи игры:

  • Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;
  • Формирование учебных и культурных навыков работы с информацией;
  • Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях научный, интеллектуальный характер.

Дорогие ребята! Приглашаем вас в удивительный мир русского языка.

Русский языковед, лингвист, педагог Лев Владимирович Щерба ещё в 1927 году в своей статье «Безграмотность и её причины» писал очень важные слова, которые и сегодня остаются актуальными: «…обязательная грамотность - мера для изживания общественного бедствия».

В процессе решения предложенных задач вы приобретете навык работы в Интернете, навык поиска нужной дополнительной информации, навыки общения, поведения в трудной ситуации. Активизируется долговременная память, активность, повысится ваша эрудиция. Эта работа поможет вам подготовиться и к участию в олимпиадах, и к сдаче ГИА и ЕГЭ.

Предлагаем вам 7 лингвистических задач, решение которых потребует от вас собранности и терпения. Но игра стоит свеч! Начните искать ответы и почувствуете, как захватывает вас удивительный и загадочный мир русского языка, как необыкновенно вкусно бывает найти верное решение простой, казалось бы, задачки! Мы желаем вам успеха на этом увлекательном пути познания родного языка!

Присылайте ваши ответы на почтовый ящик: [email protected] до 25 ноября 2011 года. Победители и призеры нашей лингвистической игры будут награждены дипломами на торжественной линейке, завершающей месячник русского языка и литературы.

Удачи вам!!!

Эти упражнения полезны для глаз, и стимулируют умственную деятельность.

  • Глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
  • Сесть удобно. Глазами написать цифры от 0 до 9 или наоборот.
  • Глазами написать свое имя и фамилию
  • Глазами написать сегодняшнюю дату.

Филологическая задача №1.

Из истории русского языка. Двойственное число.

Сколько чисел у существительного в русском языке?

Конечно, два: единственное и множественное. Но в древнерусском языке было двойственное число и употреблялось, когда речь шла только о двух предметах. Двойственное число в русском языке исчезло приблизительно 600 лет назад. Но в современном русском языке остались напоминания о двойственном числе. Найдите существительное двойственного числа в знаменитом стихотворении А. А. Фета

* * *

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди...

На заре она сладко так спит!

1842

Филологическая задача №2.

«Стословный список» Мориса Свадеша.

Около пятидесяти лет назад американский лингвист Морис Свадеш обследовал много разных языков и составил список ста самых «устойчивых» слов. Этот список часто так и называется – «список Свадеша» (или ещё «стословный список»). Слова из этого списка исчезают очень медленно: например, считается, что за тысячу лет в среднем должно исчезать всего около 15 слов из ста. В каждом языке есть своя группа «слов-долгожителей», и в очень многих языках долгожителями оказываются близкие по смыслу слова. Попробуйте привести в пример «10 слов – долгожителей» из русского языка?

Филологическая задача №3.

Этот удивительный эсперанто

Издавна существует миф о том, как люди решили построить в Вавилоне башню, которая достигнет неба. Строители начали свою работу, но разгневанный Бог «смешал их языки», они перестали понимать друг друга и не смогли продолжить постройку.
Попытки создания языка, который был бы понятным, общим для всех людей, стали предприниматься ещё в античную эпоху. В IV-III вв. до н.э. древнегреческий мыслитель Алексарх на базе греческого койне (от греч. koine4 dialektos - «общий язык») разработал первый в истории искусственный язык. С тех пор появились сотни и сотни проектов международных искусственных языков, но лишь некоторые из них получили распространение и поддержку. К таким языкам относятся волапюк (воляпюк), интерлингва, идо, оксиденталь и, конечно, эсперанто. Самым распространенным международным искусственным языком является, безусловно, эсперанто , созданный в 1887 году варшавским врачом и полиглотом Людвиком Заменгофом (1859–1917), псевдоним которого доктор Эсперанто (esperanto на языке эсперанто - «надеющийся») стал названием нового языка. Язык этот чрезвычайно лёгкий, его можно изучать «шутя». Краткий курс эсперанто займёт у вас меньше двух часов, после чего вы сможете читать тексты на эсперанто со словарём. Он является вторым по распространённости языком в Интернете (после английского).
Зная основные правила эсперанто, переведите с него следующие поэтические строки:

Blankada velo unusola
En la nebula mara blu’.

Филологическая задача №4.

Загадки и тайны филологии.

Об именах собственных и нарицательных. Имена собственные возникают на базе нарицательных. Но возможен и обратный процесс, когда нарицательные имена создаются на базе собственных. Легендарный древнерусский певец-поэт и музыкальный инструмент, римский патриций и покровитель наук и искусств, французский император и пирожное из слоёного теста с заварным кремом…

Можно ли обнаружить связь между этими понятиями?

Филологическая задача №5.

Какого цвета платье было на старой графине?

Откроем страницу толстовского романа с эпизодом первого бала Наташи Ростовой. Но не сам бал нас интересует, а те мгновения, которые предшествовали ему: «Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни... Все силы её с самого утра были устремлены на то, чтоб они все: она, мама, Соня – были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шёлковых чехлах, с розанами в корсаже».
Итак, на Соне и Наташе платья были бело-розовые, а на старой графине... И вот здесь читатель невольно делает паузу, как бы «спотыкается», пытаясь решить семантическую задачу: что означает слово масака ? Скорее всего, цвет. Но какой именно? Заодно вспомним другие аналогичные слова со значением цвета: беж, бордо, хаки (?), электрик (?) и т.п. По значению – явно прилагательные: цвет (какой?) бордо , платье (какое?) электрик . Кроме уже названных, к ним относятся маренго, терракот, фрез, кардинал .

масака - ? беж - ? бордо - ? хаки - ? электрик - ?

маренго - ? терракот- ? фрез -? Кардинал- ?

Филологическая задача №6.

Тайны частей речи.

Вы знаете, что тайны бывают государственные, военные, коммерческие, банковские… Неужели с ними можно сравнивать тайны частей речи?!
По степени важности, может быть, нет. Но одно несомненное основание для сопоставления есть: все эти тайны не открываются человеку постороннему, случайному. Части речи всегда начинают изучать с имени существительного. Это логично, но не очень справедливо: оказывается, и среди частей речи есть «звёзды», которым уделяется первостепенное внимание. А ведь каждое предложение должно быть дружной командой слов. Неверное употребление одного второстепенного члена может исказить смысл всего высказывания. Правило для запоминания:

В предложении глагол-сказуемое выражает основное действие,
а деепричастие-обстоятельство – добавочное, второстепенное действие одного и того же подлежащего. Иными словами, у деепричастия и глагола,
от которого это деепричастие грамматически зависит, должен быть
один хозяин – подлежащее, производитель действий.

Ориентируясь на это правило, исправьте ошибочные предложения.

Филологическая задача №7.

К истокам слова.

Вряд ли кто из нас, употребляя слова перец и пряник , предполагает, что эти слова являются родственными. Естественно: что может быть общего между горьким перцем и сладким пряником?!
– Ничего, – скажете вы.
– Многое, – возразит вам филолог. – Эти слова восходят к общему корню.
Перец – это суффиксальное производное древнерусской эпохи (суффикс -ьць > -ец ) от слова пьпьрь , являющегося общеславянским заимствованием из латинского языка, в котором piper восходит к греческому peperi , усвоенному из древнеиндийского языка...
И филолог пригласит вас отправиться с ним в увлекательное и познавательное путешествие по
Стране Этимологии . Итак...
Термин этимология происходит от грече-ского etymologia , образованного от слов etymon («истина») + logos («слово, учение»), и в языкознании употребляется ныне в двух значениях: 1) раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов и морфем; 2) происхождение и история слов и морфем.
Интерес к этимологии проявляется как у взрослых, так и у детей: каждый хочет узнать, откуда произошло то или иное слово, и так или иначе его объяснить.
Объясните происхождение слова близорукий ?

Задание «на закуску»:

Воровские, преступные, профессиональные жаргоны - языки отдельных групп людей (моряков, солдат, торговцев, …), которые не положено знать всем тем, кому не положено.

В старину на Руси был известен жаргон бродячих торговцев, коробейников (их называли офенями) – это один из самых богатых и самых загадочных жаргонов. Одним из слов «офенского языка» было хорошо знакомое теперь многим из вас, оно означает «отличный, замечательный». Это слово долгое время прозябало где-то на обочине языка и вдруг «ожило» и снова стало употребительным.

Было ли вам интересно принимать участие в данном внеклассном мероприятии?

Узнали ли вы что–то новое?

Свои отзывы я прошу вас написать в виде синквейна – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором покажите своё отношение к игре или к русскому языку, или к одной из самой интересной, на ваш взгляд, задач и отправить на указанный выше почтовый ящик вместе с вашей работой. Автор лучшего синквейна будет награжден поощрительным призом.

ВСЕМ СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ИГРЕ!


Боян или Баян — древнерусский персонаж, о котором упоминается в . Боян — это древнерусский певец и сказитель . Бояна считают покровителем музыки, поэзии и творчества, а также внуком языческого бога .

Имя Боян лингвисты переводят по-разному. Боян — распространённое древнеславянское имя, имеющее двойное обозначение: 1. наводящий страх и 2. , заклинания, колдун; Пуян — болгарско-тюркского происхождения, означает — Богатый; Баян — казахского происхождения, означающее — повествовать, рассказывать; Баальник, баание — ворожить, заговаривать; Баянъ — чародей, волшебник, колдун. Образ поэта связывают с обоими значениями его имени и понимают как сказителя-волшебника. После того как имя сказителя Бояна стало мифологическим, оно стало означать сказание, разговоры и песни — баян, баянить, басня, баять, баюкать и т.д. В литературе XX века Боян и вовсе стал нарицательным для указания русского певца и гусляра. Карамзин внёс Бояна в Пантеон Российских Авторов, как «славнейшего в древности стихотворца русского».

Самая распространенная точка зрения исследователей русской истории состоит в том, что древнерусский Боян Вещий был придворным певцом русских князей XI века (предположительно чернигово-тмутороканских князей). В Слове о Полку Игореве говорится, что Боян воспевал трёх князей: Мстислава Владимировича Храброго, Ярослава Мудрого и Романа Святославича (внук Ярослава). Так же упоминается Всеслав Полоцкий, которого Боян порицал за то, что тот захватывал Киев. Здесь мы видим характерную для придворных певцов манеру составлять песни-хвалы и песни-хулы. Он был автором и исполнителем своих песен, сам пел и сам играл на музыкальном инструменте. Вот одна из припевок его песни о Всеславе Полоцком: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути «. Другие слова, которые цитирует автор повести: «Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню «, » Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы «. Однако вся информация по этому поводу взята из одного источника, доверять которому или нет — до сих пор спорят учёные.

Автор Слова о полку говорит, что Боян не только певец, но и вещун, который способен к оборотничеству — «Боян бо вещий, аще кому хо ше песнь творит, то растекашется мыслию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы «. Автор называет его внуком Велеса, от которого тот и был наделён особыми поэтическими способностями.

Стоит сказать, что в сохранилась очень старая улица Бояна, вероятно от имени Новгородца, который жил здесь. По этому поводу существует масса предположений, одна из которых — Боян был тем самым Новгородским . Очень интересное исследование предлагает нам Б.А.Рыбаков. Эта история относится к крещению Новгорода в 988 году. Высший жрец славян Богомил, который жил в Новгороде, активно сопротивлялся новой вере князя Владимира и поднял настоящий бунт. Добрыня с Путятой разбили сопротивление Новгорода, сокрушили идолы и капища. Так вот, того самого жреца Богомила называли Соловьём, прозванный так от своего красноречия. Соловьём же называли и Бояна. Позже, в Новгородской Земле, в слое датируемом 1070-1080 гг., были найдены гусли с надписью «Словиша» т.е. Соловей, которые предположительно принадлежали тому самому жрецу и волхву Богомилу-Соловью. Всё это, и ещё практически одинаковое время существования и того и другого человека, даёт право делать предположение, что Богомил и Боян могли быть одним и тем же лицом.

Краткая аннотация. Разработка представляет собой внеурочное занятие, которое проводится в конце первого полугодия. В течение этого времени в школьном уголке висел материал из серии “Это интересно”, заранее ребята были предупреждены о проведении по данному материалу игры.

Учебный предмет: русский язык.

Уровень образования школьников. Для участия в игре приглашаются ребята 9-11 классов. Они сами создают группы “Эрудитов”, куда входят ребята, активно исследующие образовательные порталы Интернета, интересующиеся русским языком.

Форма учебной работы: внеурочная.

Полное описание разработки.

Приобретаемые навыки. В ходе подготовки ребята приобретают навык работы в Интернете, навык поиска нужной дополнительной информации. В ходе игры – навыки общения, поведения в трудной ситуации. Активизируется долговременная память, активность учащихся, повышается эрудиция игроков. Происходит своего рода подготовка детей к участию в олимпиадах.

Особенности роли учителя. Роль учителя заключается в подготовке задач интеллектуальной игры и компьютерной презентации, сопровождающей их. Важен также эмоциональный настрой детей на игру, это в большей степени зависит от учителя.

Технологические особенности. Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер, проектор для показа презентации, презентация (Приложение №1), раздаточный материал (он висел в школьном уголке русского языка, но возможно кто-то не читал его).

Организация работы

Организация подготовки к игре. По материалам школьного уголка необходимо составить несколько вопросов в расчёте на проведение мероприятия в течение 2-х уроков. Создать компьютерную презентацию. Участники игры (9-11 классы) предупреждаются о мероприятии ещё в сентябре (когда оформляется школьный уголок). Непосредственно перед мероприятием дети сами создают группы из учащихся своих классов (чтобы комфортно работалось). Компьютерной презентацией управляет сам преподаватель. Подсчёт правильных ответов ведут преподаватели русского языка, классные руководители 9-11 классов.

Цели игры:

  • учить решать проблемные вопросы; чувствовать слово; приобщать учащихся к работе с научно-популярной и справочной литературой по русскому языку;
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся; развитие интеллекта, внимания, памяти, воображения;
  • содействовать формированию положительной мотивации изучения предмета; воспитание любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Задачи игры:

  • Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;
  • Формирование учебных и культурных навыков работы с информацией;
  • Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях научный, интеллектуальный характер.

Филологические задачи:

  • Задача №1. Из истории русского языка. Двойственное число.
  • Задача №2. “Стословный список” Мориса Свадеша.
  • Задача №3. “Этот удивительный эсперанто”.
  • Задача №4. Загадки и тайны филологии.
  • Задача №5. Какого цвета платье было на старой графине?
  • Задача №6. Тайны частей речи.
  • Задача №7. К истокам слова.

Девиз: “Поверь в себя! Проверь себя!”.

Здравствуйте, ребята и взрослые! Сегодня мы проводим интеллектуальную игру “Решение филологических задач”. Цель игры: популяризация знаний по русскому языку. Русский языковед, лингвист, педагог Лев Владимирович Щерба ещё в 1927 году в своей статье “Безграмотность и её причины” писал очень важные слова, которые и сегодня остаются актуальными. (Приложение№2)

Наше внеклассное мероприятие - это та “мера для изживания общественного бедствия”, которую мы предпримем уже сейчас. Мероприятие будет проходить под девизом: “Поверь в себя! Проверь себя!”.

Филологическая задача №1.

Сколько чисел у существительного в русском языке?

Конечно, два: единственное и множественное. Но в древнерусском языке было двойственное число и употреблялось, когда речь шла только о двух предметах. Двойственное число в русском языке исчезло приблизительно 600 лет назад. Но в современном русском языке остались напоминания о двойственном числе. Найдите существительное двойственного числа в знаменитом стихотворении Фета “На заре ты её не буди” (это середина прошлого века).

Филологическая задача №2.

Около пятидесяти лет назад американский лингвист Морис Свадеш обследовал много разных языков и составил список ста самых “устойчивых” слов. Этот список часто так и называется – “список Свадеша” (или ещё “стословный список”). Слова из этого списка исчезают очень медленно: например, считается, что за тысячу лет в среднем должно исчезать всего около 15 слов из ста. В каждом языке есть своя группа “слов-долгожителей”, и в очень многих языках долгожителями оказываются близкие по смыслу слова. Попробуйте привести в пример “10 слов – долгожителей” из русского языка?

Филологическая задача №3.

Издавна существует миф о том, как люди решили построить в Вавилоне башню, которая достигнет неба. Строители начали свою работу, но разгневанный Бог “смешал их языки”, они перестали понимать друг друга и не смогли продолжить постройку.
Попытки создания языка, который был бы понятным, общим для всех людей, стали предприниматься ещё в античную эпоху. В IV-III вв. до н.э. древнегреческий мыслитель Алексарх на базе греческого койне (от греч. koine4 dialektos - “общий язык”) разработал первый в истории искусственный язык. С тех пор появились сотни и сотни проектов международных искусственных языков, но лишь некоторые из них получили распространение и поддержку. К таким языкам относятся волапюк (воляпюк), интерлингва, идо, оксиденталь и, конечно, эсперанто. Самым распространенным международным искусственным языком является, безусловно, эсперанто , созданный в 1887 году варшавским врачом и полиглотом Людвиком Заменгофом (1859–1917), псевдоним которого доктор Эсперанто (esperanto на языке эсперанто - “надеющийся”) стал названием нового языка. Язык этот чрезвычайно лёгкий, его можно изучать “шутя”. Краткий курс эсперанто займёт у вас меньше двух часов, после чего вы сможете читать тексты на эсперанто со словарём. Он является вторым по распространённости языком в Интернете (после английского).
Зная основные правила эсперанто, переведите с него следующие поэтические строки:

Blankada velo unusola
En la nebula mara blu’.

Слово жюри. Физкультминутка.

Эти упражнения полезны для глаз, и стимулируют умственную деятельность.

  • Глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
  • Сесть удобно. Глазами написать цифры от 0 до 9 или наоборот.
  • Глазами написать свое имя и фамилию
  • Глазами написать сегодняшнюю дату.

Филологическая задача №4

Об именах собственных и нарицательных. Имена собственные возникают на базе нарицательных. Но возможен и обратный процесс, когда нарицательные имена создаются на базе собственных. Легендарный древнерусский певец-поэт и музыкальный инструмент, римский патриций и покровитель наук и искусств, французский император и пирожное из слоёного теста с заварным кремом… Можно ли обнаружить связь между этими понятиями?

Филологическая задача №5

Откроем страницу толстовского романа с эпизодом первого бала Наташи Ростовой. Но не сам бал нас интересует, а те мгновения, которые предшествовали ему: “Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни... Все силы её с самого утра были устремлены на то, чтоб они все: она, мама, Соня – были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шёлковых чехлах, с розанами в корсаже”. Итак, на Соне и Наташе платья были бело-розовые, а на старой графине... И вот здесь читатель невольно делает паузу, как бы “спотыкается”, пытаясь решить семантическую задачу: что означает слово масака? Скорее всего, цвет. Но какой именно? Заодно вспомним другие аналогичные слова со значением цвета: беж, бордо, хаки (?), электрик (?) и т.п. По значению – явно прилагательные: цвет (какой?) бордо, платье (какое?) электрик. Кроме уже названных, к ним относятся маренго, терракот, фрез, кардинал.

масака - ? беж - ? бордо - ? хаки - ? электрик - ?

маренго - ? терракот- ? фрез -? кардинал- ?

Филологическая задача №6.

Вы знаете, что тайны бывают государственные, военные, коммерческие, банковские… Неужели с ними можно сравнивать тайны частей речи?!
По степени важности, может быть, нет. Но одно несомненное основание для сопоставления есть: все эти тайны не открываются человеку постороннему, случайному. Части речи всегда начинают изучать с имени существительного. Это логично, но не очень справедливо: оказывается, и среди частей речи есть “звёзды”, которым уделяется первостепенное внимание. А ведь каждое предложение должно быть дружной командой слов. Неверное употребление одного второстепенного члена может исказить смысл всего высказывания. Правило для запоминания:

В предложении глагол-сказуемое выражает основное действие, а деепричастие-обстоятельство – добавочное, второстепенное действие одного и того же подлежащего. Иными словами, у деепричастия и глагола, от которого это деепричастие грамматически зависит, должен быть один хозяин – подлежащее, производитель действий.

Ориентируясь на это правило, исправьте ошибочные предложения.

Филологическая задача №7.

Вряд ли кто из нас, употребляя слова перец и пряник , предполагает, что эти слова являются родственными. Естественно: что может быть общего между горьким перцем и сладким пряником?!

– Ничего, – скажете вы.

– Многое, – возразит вам филолог. – Эти слова восходят к общему корню. Перец – это суффиксальное производное древнерусской эпохи (суффикс -ьць > -ец) от слова пьпьрь, являющегося общеславянским заимствованием из латинского языка, в котором piper восходит к греческому peperi, усвоенному из древнеиндийского языка...

И филолог пригласит вас отправиться с ним в увлекательное и познавательное путешествие по Стране Этимологии . Итак...

Термин этимология происходит от грече-ского etymologia , образованного от слов etymon (“истина”) + logos (“слово, учение”), и в языкознании употребляется ныне в двух значениях:

  1. Раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов и морфем;
  2. Происхождение и история слов и морфем.

Интерес к этимологии проявляется как у взрослых, так и у детей: каждый хочет узнать, откуда произошло то или иное слово, и так или иначе его объяснить.Объясните происхождение слова близорукий?

Задание для болельщиков:

Воровские, преступные, профессиональные жаргоны - языки отдельных групп людей (моряков, солдат, торговцев, …), которые не положено знать всем тем, кому не положено.

В старину на Руси был известен жаргон бродячих торговцев, коробейников (их называли офенями) – это один из самых богатых и самых загадочных жаргонов. Одним из слов “офенского языка” было хорошо знакомое теперь многим из вас, оно означает “отличный, замечательный”. Это слово долгое время прозябало где-то на обочине языка и вдруг “ожило” и снова стало употребительным.

ОТВЕТ: клёвый.

Подведение итогов решения филологических задач, награждение.

РЕФЛЕКСИЯ.

  • Было ли вам интересно принимать участие в данном внеклассном мероприятии?
  • Узнали ли вы что–то новое?

Свои отзывы я прошу вас написать в виде синквейна – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором покажите своё отношение к игре или к русскому языку, или к одной из самой интересной, на ваш взгляд, задач.

ВСЕМ СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ИГРЕ!

баян

Древнеисламское – bon (речь, слово).

Слово было известно в древнерусскую эпоху, но в словарях впервые встречается с 1935 г. в качестве названия музыкального инструмента, большой гармони.

Возможно, что существительное «баян» образовано от древнерусского глагола «баяти», происходящего от церковнославянского «баю», «баяти» – «рассказывать, говорить». Слово имеет индоевропейское происхождение и восходит к греческому fani – «говорю» от fono – «голос», а также является родственным древнеисламскому bon – «речь, слово».

Родственными являются:

Украинское – баян.

Чешское – bajan.

Производное: баянист.

баян

См. поэт...

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари , 1999

1. Сказочный древнерусский поэт.
2. Картина Виктора Васнецова.
3. Что могут порвать на свадьбе?
4. На его правой клавиатуре расположен полный хроматический звукоряд - от си-бемоль большой октавы до до-диез четвертой.
5. Герой Леонида Броневого в фильме «Маяковский смеется».
6. Какой изобретенный в прошлом веке музыкальный инструмент был назван в честь одного из первых бардов?
7. Так называется музыкальный инструмент, который англичане называют «русским аккордеоном».
8. Клавишно-пневматический музыкальный инструмент.
9. Продвинутая гармошка.
10. Дореволюционный литературный журнал.
11. Музыкальный инструмент.
12. Музыкальный инструмент, не нужный козе.
13. Не козье дело на нем играть.
14. Персонаж поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».
15. Персонаж пьесы Маяковского «Клоп».
16. Разновидность гармони, названная по имени легендарного древнерусского певца-сказителя.
17. Русская хроматическая гармоника.

Баян

или Боян - мифический певец, имя которого упоминается несколько раз в "Слове о полку Игореве". Форма "Баян" теперь сделалась популярна в России, между тем как у других славян и в "Слове о полку Игореве" встречается исключительно форма Боян. В нынешнем столетии слово Б. сделалось нарицательным для обозначения поэта, и почти все славяне считают Баяна своим певцом. В действительности, однако же, это историческое или мифическое лицо всецело принадлежит России, и только в русском литературном памятнике можно найти кое-какие о нем сведения, которые, впрочем, совершенно неудовлетворительны. В "Слове о полку Игореве" имя Баяна повторяется четыре раза, и все случаи разобраны подробно двумя русскими учеными, которые почти ни в чем не согласны друг с другом. Всеволод Миллер в своем "В...

А, м. Разновидность большой гармоники со сложной системой ладов. II прш. баянный, -ая, -ое. Русская баянная школа.

Баян I Бая́н (Нур Баян)

Нур Галимович (15.5.1905, деревня Аняк, ныне Актанышский район Татарской АССР, - 23.4.1945, Австрия), татарский советский поэт. Родился в крестьянской семье. Печататься начал в 1925. Стихи Б. насыщены высоким патриотизмом - «Наши знамена» (1937), «Ленин в народе» (1941). Фронтовые песни Б. периода Великой Отечественной войны проникнуты верой в победу советского народа: «Весна» (1942), «На нашем пути - ленинская веха» (1943) и др. Погиб в боях за освобождение Австрии.

Соч.: Шигырьлэр. Поэмалар, Казан, 1954: Шигырьлэр. Поэмалар, Казан, 1960.

II Бая́н (по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна, или Бояна ...

Баян

бая́нами,

(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)


БАЯН - один из наиболее совершенных и распространенных видов хроматической гармони. Назван по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна (Бояна).

(по имени легендарного др.-рус. певца-сказителя Баяна (Бояна)) - клавишно-пневматич. инструмент, усовершенствованная гармоника с хроматич. звукорядом для исполнения мелодии и басо-аккордового аккомпанемента во всех тональностях. Прототипом первого Б. была четырёхрядная петерб. гармоника. Назв. "Б." первоначально (1903) было применено к рояльной гармонике. В совр. понимании термин введён мастером П. Е. Стерлиговым и гармонистом Я. Ф. Орланским-Титаренко. По заказу последнего в 1907 Стерлиговым был изготовлен Б. с 4 рядами клавишей (в виде лопаточек) на правой клавиатуре. Система Стерлигова получила назв. петербургской (ленинградской). Существовали также системы В. П. Хегстрема, Н. З. Синицкого и др. Общеупотребительной системой стала московская. В ней кнопки правой клавиатуры (обычно 52) располагаются по типу баварской гармоники тремя рядами. В каждой позиции правой руки исполнитель имеет под пальцем 3 расположенные по диагонали кнопки - в первом, втором и третьем рядах. Они позволяют и...

баян Искон. Неологизм русского гармониста А. Ф. Орланского-Титаренко (1877-1941) на базе собственного имени древнерусского поэта Баяна (ср. маузер , макинтош , галифе и т. п.). Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004

Баян БАЯ Н , -а, м. . 1. Положение фишек в домино шесть к шести. 2. Шприц. 3. Ерунда, безделица, глупость. 4. Разговорчивый человек, болтун, пустобрех, трепло.

Думские баяны.

2. - из нарк. См. также Взять в руки баян

Словарь русского арго. - ГРАМОТА.РУ . В. С. Елистратов

(или боян), баяна, м. (муз.). Музыкальный инструмент, (По имени сказочного древнерусского поэта Баяна, упоминаемого в "Слове о полку Игореве".)

в "Слове о Полку Игореве" так называется песнопевец древних времен.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)

песнопевец в "Слове о полку Игореве".

(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)

Баян

русская хроматическая гармоника; названа конструктором П. Е. Стерлиговым и гармонистом Я. Ф. Орлан-ским в 1907 г. по имени певца-сказителя Баяна (Бояна).

Баян (Боян)

древний (XI или начало XII в.) русский или славянский песнотворец, певец-сказитель; слагал песни славы в честь подвигов русских князей. Впервые упомянут в «Слове о полку Игореве», где назван «соловьем старого времени» и «вещим» певцом. Упоминается также в «Задонщине» (XIV в.). Имя Бояна стало нарицательным для обозначения поэта.


Судьба эпонимов. 300 историй происхождения слов. Словарь-справочник . М.Г. Блау .

Баян`Биографический словарь`

Баян, см. Боян.

1) литp водки, 2) станок для дактилоскопиpования, 3) пила, 4) шпpиц для инъекции наpкотиков

см. шприц

баян

, м.

Большая гармоника со сложной системой ладов.

[По имени древнерусского поэта Баяна]

Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957-1984

БАЯН - см. Слово о полку Игореве.

баян

БАЯН

1. БАЯ́Н , -а; м. Большая гармоника со сложной системой ладов. По имени легендарного древнерусского певца-сказителя Бояна (Баяна).

Бая́нный, -ая, -ое. Б. регистр.

2. БАЯ́Н см. Боян.

Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов.

Баян`Толковый словарь Ефремовой`

1. м. 1) Легендарный древнерусский певец-сказитель. 2) Поэт, исполнитель песен, сказаний. 2. м. Большая гармоника со сложной системой ладов.

баян

БАЯ´ Н (боян ) - 1) легендарный певец-поэт древней Руси, о котором упоминается в «Слове о полку Игореве»: «Начати же ся тъй песни по былинам сего времени, а не по замышлению Бояню. Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы». 2) Нарицательное имя древнего русского поэта.

Поэтический словарь. - М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966



gastroguru © 2017