Икона Божией Матери «Прибавление ума. Икона божией матери «прибавление ума

Среди православных икон Божией Матери икона «Прибавление Ума» предстает достаточно необычной. Особенность этой редкой иконографии заключается в том, что Дева Мария и Христос изображены спеленутыми вместе богослужебным облачением – фелонью. Иконография «Прибавления Ума» сложна и несколько непривычна. Как непривычна и история этой иконы.

В начале 20 века русский исследователь Андрей Александровия Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление Ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии:

«В Лорето находится Святой домик или Святая хижина, где помещается образ Богоматери.

Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Изображение Богоматери, в общем, сходно с нашей иконой «Прибавление Ума», которая западного происхождения, только переделана на «московский манер».

Предание приписывало авторство Лоретской статуи святому апостолу и евангелисту Луке, однако эксперты пришли к заключению, что она была изваяна умбро-маркеджанским скульптором в XIII–XIV веках. Эта старинная статуя была уничтожена пожаром, вспыхнувшим в Святом Доме в 1921 году. На следующий год ее заменили новой, которую Леопольдо Челани по модели Энрико Кваттрини вырезал из дерева ливанского кедра. Новая статуя была искусственно зачернена для придания большего сходства с утраченной, потемневшей от времени и копоти. Челани, возможно по ошибке, сделал черный цвет слишком насыщенным, тогда как лик древней статуи был не столь темным.

Считается, что первые изображения Лоретской Богоматери появились на Руси после посещения Святого Дома русскими паломниками в XVI веке. В мае 1524 года папа Климент VII вступил в переписку с великим князем Василием III, предлагая дружбу и союз. Василий Иванович посылал к папе Дмитрия Герасимова и Еремея Трусова для переговоров. Папа рекомендовал московским послам побывать в Лорето, осмотреть древний храм. После этого путешествия осталось письменное свидетельство под названием «Повесть о храме Святыя Богородицы, в нем же родися от Иоакима и Анны». Эта история распространилась по Руси в многочисленных списках. Вскоре после этого свидетельство об образе Богоматери из Лорето было воплощено не только в слове, но и в красках. Согласно исследованию А. А. Титова, после большого Московского пожара 1574 года с образа Лоретской Божией Матери была написана икона на «московский манер», – среди других новых изображений псковских и новгородских иконописцев, вызванных в Москву по приказанию царя Ивана Грозного, сына Василия III.Сохранилось предание, что икона с названием «Прибавление Ума» была написана одним иконописцем после видения Божией Матери, по Ее указанию, в XVII веке. Этот чудотворный образ обстоятельно описал в своем исследовании А. А. Титов. Старинное сказание о древней чудотворной иконе записано им со слов настоятеля Крестовоздвиженского собора города Романова протоиерея Владимира Мирославского:

«В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном… Стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом, и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы она возвратила ему разум…

Последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее «Прибавление Ума Пресвятой Богородицы».

Судя по всему, написанное русскими мастерами изображение Лоретской Богоматери вобрало в себя черты явленной в России иконы и позаимствовало ее имя «Прибавление Ума». Понятным становится необычность одеяния Богоматери с Младенцем на московской иконе – это далматик Лоретской статуи. Объясняются и архитектурные детали иконы в виде арки в верхней части образа и светильников – это изображение богато украшенной ниши, в которой помещается скульптурный образ Лоретской Богоматери. Память о первообразе сохранилась в почитании на Руси иконы Божией Матери с наименованием «Лоретская». Чтимый список Лоретской иконы находился в селе Песочине, недалеко от Харькова.

Чудотворная икона Богоматери «Прибавление Ума», написанная на холсте, находится в Покровском храме города Романова-Борисоглебска (сейчас – Тутаев). В литературе XIX века указывается, что в Рыбинске, в Спасо-Преображенском соборе, также имелась икона такого наименования. Икона «Прибавление Ума», имеет благодать дарования премудрости, разума и благих знаний, помощи в просвещении детей, исцеления слабости ума и повреждения рассудка. Другой чудотворный образ Пресвятой Девы «Прибавление Ума» начала XVIII века находится в Московской Тихвинской церкви в Алексеевском. Празднование ее памяти – в день Успения Богородицы, 15/28 августа.

Эзотерический прогноз на неделю с 3 по 9 декабря 2012 года
На переднем плане в эти дни стоят два разных, частично взаимодополняющих движения &nbs...

Всех скорбящих Радость
5 августа - праздник иконы Божией матери, именуемой "Всех скорбящих Радость" (с грошиками) (1888). ...

Происхождение образа Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» напоминает детективный сюжет в лучших его традициях. Предание переплетается с историей – икона, почитаемая с XVI века на Руси, имела свой древний прообраз. Евангелист, врач, один из семидесяти учеников Христа, помощник апостола Павла (наверное, вы слышали «Гимн любви» апостола Павла), евангелист Лука был и иконописцем. Авторству апостола Луки принадлежит несколько икон Божией Матери, например, Владимирская (в Третьяковке). Он же, по преданию, создал статую Лоретской иконы Божией Матери. Того самого прообраза иконы «Прибавления ума». Позже было установлено – статуя вылеплена в XIII–XIV веках и не апостолом Лукой, тем не менее, для православной аудитории факт создания образа иконописцем, евангелистом Лукой неоспорим: «Благослови евангельских тайн благовестника апостола Луку написати пречистого лика Твоего изображение».

Лорето

Лоретская статуя Божией Матери – статуя с внушительной историей, вобравшей в себя тысячелетия. По преданию, Образ Пресвятой Богородицы приплыл в Италию из Назарета в результате Крестовых войн XIII века. Находилась статуя в Святом доме – в нем, как доказали исследователи, Богоматерь провела свои детство и юность. Покидая завоеванный мусульманами Иерусалим, в 1297 году, крестоносцы перевезли Святой дом в Долмацию, а оттуда, в 1294 году, Святой дом вместе с образом Пресвятой Богородицы пропутешествовал в маленький портовый город Анкопу, а затем уже в Лорето. С этих пор Лорето стал центром паломничеств - в 1844 русский паломник, архимандрит Порфирий, записал в дневник свои впечатления о посещении Лоретской базилики: ««На самом месте дивного события построена великолепная церковь. Лишь только войдешь в нее, прямо взору представится та священная пещера, в которой Архангел благовестил Смиренной о воплощении в Ней Сына Божия. Эта пещера была внутри дома и, вероятно, составляла нижний этаж оного, где Богоматерь занималась рукоделием и богомыслием. Замечательно, что и ныне назаретянки работают в нижних частях дома, а в верхней комнате только покоятся ночью. Замечательно также, что и ныне в некоторых домах есть пещеры или, лучше, дома, пристроенные к пещерам. Я видел мимоходом один такой дом в верхней части города. Не мудрено же, что и дом Иосифа пристроен был к натуральной пещере, где была рабочая и кухня».

Появление на Руси

На Руси известия о Лоретской иконе появились благодаря взаимной заинтересованности православной и католической церквей. Русский князь Иван III, женившийся на Софии Полеолог, приобрел не только мудрую жену, но и обратил взгляд западного мира на Русское княжество. Сын своего отца, великий князь Василий III стремился на Запад, его контакты с папой наладились еще в 1503 году, уже в 1519 Василий III ломал голову, стоит ли православному народу Руси и католической пастве Льва X объединиться под эгидой Флорентийской унии. Оппоненты были, прежде всего, заинтересованы в создании общего «фонда» святынь Востока и Запада. В 1524 году по приглашению папы Климента VII, в очередной раз стремящегося распространить свое влияние на души русского княжества, в Италию отправилась русская депутация. Экскурсия к Святому дому в городе Лорето должна была склонить непреклонную православную делегацию на сторону папы. Еремей Трусов и Дмитрий Герасимов были поражены святыней из Назарета, по возвращении делегатов князь Василий услышал чудесную историю Святого дома и статуи Пресвятой Богородицы, а на Руси появились первые списки Лоретской иконы Божией Матери.

Сумасшедший иконописец

В 1547 году Москву охватили пожары, с образа Лоретской Богоматери была написана икона «на московский манер» «Прибавления ума». С фактами появления иконы «Прибавления ума» соседствует сказание. Авторство иконы приписывают неизвестному иконописцу. Сказание повествует о благочестивом человеке, вдруг заинтересовавшемся исправленными книгами патриарха Никона. Пытаясь понять, верна ли вера Никона, иконописец сошел с ума. В перерывах между припадками безумия, мужчина молил Пресвятую Богородицу о прощении и возвращении здравого ума. Пресвятая Богородица являлась иконописцу несколько раз, а он написал ее образ. Здравый рассудок к иконописцу вернулся, а икона получила название «Прибавление Ума».

Две иконы или больше

История Лоретской иконы Божией Матери положила начало созданию и почитанию ее русской интерпретации – иконы «Прибавления Ума». В Русской Православной Церкви почитаются обе иконы, поклониться иконам приходят по разным причинам. Долгое путешествие Лоретской статуи прочно вплелось в ее значение для верующих – к Пресвятой Богородице из Лорето приходят путешественники, к ее русскому списку - за умом. Образ «Прибавления ума» не единственный – с просьбой о мудрости православные обращаются также к иконе «Ключ разумения».

Загадки иконографии

Созданная в Москве икона «Прибавления ума» написана не по московским канонам. На иконе изображены Иисус Христос и Пресвятая Богородица – мотив привычный для мировой иконографии. Но перед нами не женщина с младенцем на руках – Мать и Сын изображены спеленатыми вместе богослужебным облачением. Головы Святого Семейства венчают венцы, в верхних углах мерцают лампады, под аркой портала виднеется звездное небо. Хитон – далматик, скрывающий тела Пресвятой Богородицы и младенца Христа напоминает о прообразе иконы – статуе Лоретской Богоматери. Изображенные вместе – Иисус Христос и Пресвятая Дева обращают нас к Софии - Премудрости Божией.

Почитание

Разграничивать обязанности тех или иных святых – обычай не новый. К Пантелеимону – от болезней, к Спиридону Тримифунтскому – за богатством. У иконы Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» просят о вразумлении неразумных детей, об удачных экзаменах и успокоении сумасшедших. Просят, помня об истории неразумного иконописца. Доступ к иконе ограничен – списков крайне мало. Редкая икона с особенной историей – образ Пресвятой Богородицы «Прибавления ума» находится в Ярославской области, в небольшом городке на берегу Волги – Тутаеве и совершает чудеса. Другой чудотворный образ Пресвятой Девы «Прибавление Ума» начала XVIII века находится в Московской Тихвинской церкви в Алексеевском.

Образ Божией Матери любим и почитаем христианами со всего мира. Икона «Прибавление ума» имеет ряд особенностей, а также уникальную и загадочную историю появления.

Любой образ Богородицы связан с явлением божественного чуда. С икон Пресвятой Девы на людей нисходит благословение, высшая защита и небесное покровительство. Обратившись в искренней молитвенной просьбе к Божией Матери, вы обретете то, чего желает ваша душа и сердце.

История иконы

Икона «Прибавление ума» имеет уникальную историю, переплетающуюся с жизнью евангелиста, помощника апостола Павла — иконописца Луки. Предание гласит, что авторству Луки принадлежит прообраз Божией Матери, выкованный в статуе Лоретской иконы, с которого позднее был написан лик «Прибавление ума». Благовестник создал ряд почитаемых ликов Пречистой Девы, которые имеют статус реликвии.

Иван III, великий князь, обратил внимание западной католической культуры на русское достояние. Благодаря взаимной заинтересованности запада и России христиане смогли узнать о столь невообразимом и чудесном образе Лоретской иконы. В 1524 православная делегация устремилась в святой дом в городе Лорето, чтобы лично узреть лик Божией Матери. Они были потрясены святыней, привезенной из самого Назарета. На Руси появились первые списки Лоретской иконы.

Если верить сказанию, в 1547 году в столице впервые появились упоминания об иконе «Прибавление ума». Она была переписана на московский лад неизвестным иконописцем. Авторство образа было скрыто, но факты сохранили в себе предысторию. Праведный человек, ревностно увлекшийся исправленными священными книгами, сошел с ума. Его терзало безумие, в минуты возвращения здравого рассудка мужчина молился Богородице о прощении и возвращении прежней жизни. Пречистая Дева являлась несколько раз к душевнобольному, пока тот писал ее образ. По окончанию работы здравый ум вернулся к иконописцу, а сама икона была названа «Прибавление ума».

Описание иконы

Написанная икона «Прибавление ума» не отвечает православным традициям и канонам написания. Она вобрала в себя католические нормы иконописи. На ней изображены Иисус и Пресвятая Дева Мария, но не как мать с младенцем на руках. Их сплетает воедино богослужебное облачение. На головах святых венцы. Богоматерь и Сын Божий находятся подле входа в небесный портал, под аркой которого видно звездное небо. Покрывало или хитон скрывают внешнее облачение стоящих на иконе Сына и Матери. Их окружают ангелы и мерцающие лампады. В нижней части иконы, под ногами Святых, располагаются маленькие дома, символизирующие Иерусалим.

Где находится икона

Подлинник святого образа украшал Спасо-Преображенский собор, находящийся в городе Рыбинск, но в советские годы из-за гонений и запретов на вероисповедание оригинал был утрачен. До сих пор место его нахождения неизвестно. Оставшиеся чудотворные списки можно встретить в других городах нашей Отчизны:

  • город Москва, храм Тихвинской иконы Божией Матери;
  • город Тутаев, Покровский собор;
  • город Москва, церковь святой Татьяны при МГУ.

В чем помогает икона «Прибавление ума»

Если вы нуждаетесь в просветлении, особенно при судьбоносных решениях, не медлите и обратитесь к Божией Матери за советом и помощью в искренней молитве подле ее чудотворного образа. Молитвенная просьба к Богородице направит вас на путь истинный, поможет в познании новых наук, прибавит духовных знаний и крепкой веры для постижения проблем. Молитва перед этой иконой Пречистой Девы помогает:

  • при слабом умственном развитии;
  • в случаях тяжелых душевных терзаний;
  • при слабоумии, рассеянности, невнимательности;
  • для вразумления неразумных детей, для их послушания и упорства в изучении новых наук;
  • при расстройствах психики;
  • при обучении для быстрого освоения материала;
  • при выполнении умственной и сложной работы;
  • для успокоения сумасшедших;
  • для удачной сдачи экзаменов, защиты дипломных работ и диссертаций.

Молитва перед образом Богородицы

«Царица Небесная, Пресвятая Дева, Матерь Сына Божьего. Ты воцаряешься над архангелами и людьми, заступаешься за грешные души. Сжалься над нами, не исполнившими простые заповеди Божьи, нарушившими обещания крещения и иночества. За грехи отвечаем, как некогда отвечал сам Царь Саул, на которого снизошел гнев Господа в виде отчаянья и безрадостной жизни. А мы по его стопам идем. Ум наш суетный и гонимый предался забвению о благодати Господа. Души наши омрачены темной пеленой, в сердцах затаилась печаль, тоска, гнев, злопамятность, ненависть и прочие прегрешения. Не знаем мы о счастье и успокоении, поэтому и взываем к Тебе, Милостивая Мать. Замоли пред Сыном Своим грехи наши, попроси Его о спасении нашем. Пусть ниспошлет Он нам в помощь Ангела-Утешителя. И ум наш просияет, и воспоем мы тогда: возрадуйся, Богородица, прибавившая нам к спасению ума. Аминь».

Дни почитания

Икону «Прибавление ума» православные христиане почитают ежегодно 28 августа. В этот день празднуется еще одна икона: образ Божией Матери «София, Премудрость Божия». Дата совпадает не случайно. Чудотворная икона Богородицы имеет высшее покровительство и ходатайство пред Сыном Своим в вопросах прибавления ума и одарения духовным просвещением и разумом людей. Именно такое покровительство и принято называть Божественной Мудростью.

Уверовавшие в Господа люди находятся под крепкой и нерушимой защитой Высших Сил. Молитесь искренне в минуты отчаянья и в минуты радости. Благодарите святых за каждый прожитый день и за возможности, подаренные вам. Мы желаем вам крепкой веры, счастья и благословения. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

Икона Прибавление ума, в чем помогает

Икона Прибавление ума, в чем помогает,в каких храмах находится, помощь лика Добавление разума, роль иконографической композиции Прибавление ума

Икона Прибавление ума,

Лик Богоматери Добавление разума является довольно уникальной иконописной композицией .


Мы видим на иконе стоящую с ребенком в руках Богородицу, у входа в чистые ворота, одетые в платок. Их охватывают ангелы с воспламененными свечами в ладонях.


А в исподней части представлены небольшие жилища, что воплощают Прекрасный Иерусалим. Молитва Девы Марии может помочь в подборе точной стези в бытие и в достижении удач в образовании.



Роль иконографической композиции Прибавление ума

Символическая ценность облика высказывает сущность жертвы избавления Христа , что раскрывает для абсолютно всех богомольных дорогу к Небесному Иерусалиму. На роль образа оказывает большое влияние и хроника его сотворения.


Еще в XVI – XVII столетиях один иконописец принялся за прочтение духовных книжек , прописанных вплоть до раскола и после него, чтобы тщательнейшим образом сориентироваться в исповедании христианском. Он стремился осознать, как верно воссылать молитву к богу и уклонится от греха. На этой основе у него и произошло затуманивание сознания . Во времена прояснения, он обращался с молитвословием к Деве о добавлении рассудка.


И вот как-то раз Богоматерь пришла к нему, и произнесла, что как он ее представляет, так следует и писать облик ее и возносить молитву ему.


Так и поступил затворник, а по окончанию собственной работы, Дева Мария подарила ему излечение, к нему возвратился здоровый разум. С тех времен, моление о добавлении разума Матери Божьей спасает абсолютно всех душевно хворых, и согласно религии, собственной они приобретают излечение недуга личного.



Помощь лика Добавление разума

Если вы имеете необходимость в прояснении мыслей, при избрании точного заключения , направитесь к Богородице за поддержкой в чистосердечной мольбе пред видом ее.


В случае если вы стали на стезю постижения чего-то нового, осязания познаний церковных, если появляются трудности с их пониманием, молитвенное обращение к иконографической композиции несомненно поможет победить все преграды.


Осуществление молитвословия пред данным чудодейственным ликом может помочь:


В случае если ваше Дитя не поспевает по учебе;


Если малыш весьма вертляв и никак не хочет находиться на уроках;


При слабом интеллектуальном созревании, как ребят, так и уже зрелых людей;


При душевном расстройстве;


Если нужно изучить новые трудоемкие познания;


При исполнении трудной деятельности, организации научных проектов и пр.


В соответствии со взглядами, что формировались на протяжении столетий , о чудодейственных деяниях данного вида Непорочной, моление избавляет и от суетливых положений людей, при появлении комаров и мошек, от атаки яростных и токсичных животных.


Еще есть позиция, при мощных шквальных ураганах, что имеет все шансы спровоцировать за собой финансовый ущерб , необходимо устремиться за поддержкой собственно к данному чудодейственному виду.


Молить Безгрешную о поддержки необходимо такого рода мольбой:



Молитвословие о дополнении ума

«О Пресвятая Дева! Ты – Суженая Господа Основателя и Пречистая богородица Божественного Его Отпрыска Иисуса Христа! Ты - Владычица Агнцев и защита людей, все свидетельница грешников и наказательница богоотступников. Помилуй, и нас, тяжело согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, преступивших клятву крещения и клятву монашества и некоторые прочие, что обещались выполнять. Когда Дух Святой отошел от государя Саула, тогда опасение и отчаяние напали на него и бездна уныния и безотрадное положение души терзали его. Сейчас и мы за грехи наши все утеряли благодать Духа Святого. Разум омрачен суматохой помышлений, забытье о Создателе помрачило души наши, и сейчас стесняют, душу всякого семейства грусти, горести, заболевания, злоба, враждебность, злопамятность, ехидность и другие грехи. И, не обладая радостью и успокоением, зовем к Тебе, Мать Господа нашего Иисуса Христа, несомненно умолиши Отпрыска Твоего помиловать нам все наши согрешения и отправить к нам Духа Утешителя, равно как отправил Он Его на апостолов, да обрадованные и просвещенные им воспоем Тебе признательное песнопение: возрадуйся Пресвятая Богородица, к спасению добавившая нам разума. Аминь».



В каком месте можно посмотреть чудодейственное изображение?

Оригинальная икона, созданный затворником, пребывала в Спасо-Преображенской церкви в городке Рыбинск, однако, к раскаянию, с ходом времени была бесследно потеряна. Не менее чудодейственные перечни можно посмотреть:


В Покровском соборе, что в городке Тутаев;


В церкви безгрешный Татианы при МГУ в Столице.


А почитают данный чудодейственный лик, лишь единожды в году – 28 августа . Торжество проходит в одни сутки с почитанием вида Мудрости Божией Софии, и подобрана данная день была не беспричинно.


Лик Добавление разума представляется символом прошения Всевышней пред Отпрыском собственным Священным и Зачинателем его в темах одарения молодых людей просвещением и интеллектом – той искрой, что принято именовать Мудростью Священной.



Среди православных икон Божией Матери икона «Прибавление Ума» предстает достаточно необычной. Особенность этой редкой иконографии заключается в том, что Дева Мария и Христос изображены спеленутыми вместе богослужебным облачением – фелонью. Иконография «Прибавления Ума» сложна и несколько непривычна. Как непривычна и история этой иконы.

В начале 20 века русский исследователь Андрей Александровия Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление Ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии:

«В Лорето находится Святой домик или Святая хижина, где помещается образ Богоматери. Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Изображение Богоматери, в общем, сходно с нашей иконой «Прибавление Ума», которая западного происхождения, только переделана на «московский манер».

Считается, что первые изображения Лоретской Богоматери появились на Руси после посещения Святого Дома русскими паломниками в XVI веке. В мае 1524 года папа Климент VII вступил в переписку с великим князем Василием III, предлагая дружбу и союз. Василий Иванович посылал к папе Дмитрия Герасимова и Еремея Трусова для переговоров. Папа рекомендовал московским послам побывать в Лорето, осмотреть древний храм. После этого путешествия осталось письменное свидетельство под названием «Повесть о храме Святыя Богородицы, в нем же родися от Иоакима и Анны». Эта история распространилась по Руси в многочисленных списках. Вскоре после этого свидетельство об образе Богоматери из Лорето было воплощено не только в слове, но и в красках. Согласно исследованию А. А. Титова, после большого Московского пожара 1574 года с образа Лоретской Божией Матери была написана икона на «московский манер», – среди других новых изображений псковских и новгородских иконописцев, вызванных в Москву по приказанию царя Ивана Грозного, сына Василия III.Сохранилось предание, что икона с названием «Прибавление Ума» была написана одним иконописцем после видения Божией Матери, по Ее указанию, в XVII веке.

Этот чудотворный образ обстоятельно описал в своем исследовании А. А. Титов. Старинное сказание о древней чудотворной иконе записано им со слов настоятеля Крестовоздвиженского собора города Романова протоиерея Владимира Мирославского:

В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном… Стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом, и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы она возвратила ему разум…

Последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее «Прибавление Ума Пресвятой Богородицы».

Судя по всему, написанное русскими мастерами изображение Лоретской Богоматери вобрало в себя черты явленной в России иконы и позаимствовало ее имя «Прибавление Ума». Понятным становится необычность одеяния Богоматери с Младенцем на московской иконе – это далматик Лоретской статуи. Объясняются и архитектурные детали иконы в виде арки в верхней части образа и светильников – это изображение богато украшенной ниши, в которой помещается скульптурный образ Лоретской Богоматери. Память о первообразе сохранилась в почитании на Руси иконы Божией Матери с наименованием «Лоретская». Чтимый список Лоретской иконы находился в селе Песочине, недалеко от Харькова.

Чудотворная икона Богоматери «Прибавление Ума», написанная на холсте, находится в Покровском храме города Романова-Борисоглебска (сейчас – Тутаев). В литературе XIX века указывается, что в Рыбинске, в Спасо-Преображенском соборе, также имелась икона такого наименования. Икона «Прибавление Ума», имеет благодать дарования премудрости, разума и благих знаний, помощи в просвещении детей, исцеления слабости ума и повреждения рассудка. Другой чудотворный образ Пресвятой Девы «Прибавление Ума» начала XVIII века находится в Московской Тихвинской церкви в Алексеевском.

Пред иконой Божией Матери «Прибавление ума» молятся о просвещении разума к учению грамоты, в слабом учении детей, об успешном учении. А так же об озарении светом истины не только детей, не только вступивших на путь веры, но и всех людей, блуждающих по распутьям мира сего.

Молитва ко Пресвятой Богородице
пред Ее иконою «Подательница ума», или «Прибавление ума»

Богородице Пречистая, Доме, Егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им союз любве нерушимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов честнейши и Серафимов славнейши сущая. Мы же, дивная дела и многоразумную Премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 3

Волею Отца Небеснаго зачала Сына Божия, без семене земнаго отца, прежде творения мира от Отца без матери рожденнаго плотию родила еси, и Егоже моли о даровании нам ума ко спасению душ наших.

Кондак, глас 6

Рожденнаго Духом от Отца Небеснаго, прежде сотворения денницы, Тобою плотию Рожденнаго без отца, не нарушив девства, Того умоли помочь нам победить завистию одержимаго падшаго денницу. Да одержим полную победу над диаволом, миром и плотию, Твоими молитвами, Богоневестная.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.



gastroguru © 2017