Правила соблюдения личной гигиены для школьников. Личная гигиена младшего школьника

Гигиена школьника


Всем взрослым известно, что здоровье человека напрямую зависит от соблюдения правил гигиены. Поэтому эти знания нужно доносить детям с раннего возраста, чтобы в будущем не возникало нежелательных проблем. Часто дети не понимают, насколько важно следить за собой. Поэтому родители и педагоги обязаны проводить соответствующие беседы и воспитательные работы, которые касаются здоровья школьников. Если говорить о школьных занятиях, то частота их проведения зависит от возрастной категории детей: если это малыши 1-4 классов, то подобные уроки могут быть раз в 1-2 недели, для старших учеников педагоги устраивают лекции раз в 1-2 месяца. Целью таких занятий является ознакомление учащихся с правилами охраны здоровья и развитие навыков личной гигиены. Стоит отметить, что школьными занятиями обучение правилам гигиены обходиться не должно. Родители, как никто другой, должны приложить максимум усилий для объяснения этих правил...

В

чем же заключается личная гигиена школьника? Данное понятие означает совокупность определенных правил гигиены, которые способствуют укреплению и сохранению человеческого здоровья. К понятию личной гигиены относят режим дня школьника, правильное питание, правильное распределение физических и умственных нагрузок, гигиенические требования содержания места проживания, личного тела, одежды и белья. Следует приучать школьника к ежедневным водным процедурам, которые заключаются в умывании, чистке зубов и принятии душа. Так, умываться рекомендуется в проточной воде, чистить зубы и принимать душ - дважды в день (утром и перед сном) . За день кожа человека вырабатывает достаточное количество кожного сала и пота, которые имеют неприятный запах и закупоривают поры. Вследствие этого кожа перестает дышать, в ней нарушаются защитные свойства, потоотделение, теплообмен. Это приводит к размножению различных болезнетворных микроорганизмов, на коже могут появиться ранки и гнойники. Поэтому ежедневные водные процедуры - обязательное правило для каждого ребенка...

Особое внимание следует уделять чистоте рук. Известно, что наибольшее количество вредных микробов и бактерий находится под ногтями, чуть меньше - на кожном покрове рук. Более того, под ногтями могут быть яйца гельминтов, которые попадают туда с шерсти животных или с мест общего пользования. Поэтому очень важно своевременно стричь ногти, а также чистить их специальной щеткой. Руки рекомендуется мыть, обязательно используя мыло, по несколько раз в день: перед едой, после улицы или школы, после похода в магазин или в туалет, после игр с животными. Ноги желательно мыть перед ночным отдыхом. Очень важным пунктом в личной гигиене школьника является регулярная смена нательного белья, одежды, носков, колготок. Поскольку дети постоянно находятся в движении, то совершенно справедливо, что одежда быстро пачкается. Чтобы избежать возникновения раздражения кожи или высыпаний, для детей нужно выбирать нательную одежду из натуральных тканей, например, из хлопка.

Чтобы ребенок рос здоровым и бодрым, чтобы его организм нормально функционировал, чтобы у него было всегда прекрасное настроение, он должен знать основные правила гигиены для школьников, которые заключаются в следующем:

Первое правило личной гигиены - ежедневное умывание. Ребенок должен сам помнить об этом пункте и выполнять его добровольно несколько раз в день. Во время утреней процедуры школьник должен промыть носовые проходы от накопившейся за ночь слизи. Это позволит уничтожить болезнетворные микроорганизмы, которые могли попасть в носоглотку за прошедшие сутки. После улицы или школы детям рекомендуется во время умывания использовать мыло, которое поможет устранить бактерии, вирусы или грибок, которые могли попасть на кожу в общественном месте.

Второе правило: мытье рук. К тому же, чем чаще ребенок будет выполнять это правило, тем лучше.

Третье: чистка полости рта. Ежедневно, не менее двух раз, ребенок должен чистить зубы щеткой, используя зубную пасту. При этом важно, чтобы зубная щетка была подобрана правильно: не стоит использовать слишком жесткую щетину, поскольку она может ранить слизистую десен, и лучше отказаться от слишком мягкой щетки, поскольку она не способна хорошо вычистить зубной налет и остатки еды. К тому же вода должна быть теплой во время чистки зубов, поскольку слишком холодная или горячая вода разрушает зубную эмаль. Ребенка нужно учить пользоваться зубной нитью, которая помогает удалить остатки еды между зубами. Важно также после каждого приема пищи полоскать рот, используя теплую воду.

Девочкам рекомендуется ежедневно принимать душ, а вот мальчики могут выбирать, как им купаться, в душе или в ванной. Мыться следует, используя мочалку и мыло. Таким образом лучше удаляются все возможные загрязнения с кожи. Дети обязательно должны остригать ногти хотя бы раз в семь дней. Важно следить за тем, как ребенок выполняет все правила и выполняет ли он их вообще, поскольку часто дети ленятся следить за собой, что, в итоге, приводит к болезням кишечника, к появлению гельминтов, кариесу и других неприятных недомоганий...

Поскольку гигиена и здоровье школьника зависит в основном от родителей и педагогов, то именно они должны прививать гигиенические навыки. При этом между ними должно быть тесное сотрудничество. Для того чтобы дети лучше усвоили правила гигиены, взрослые должны доходчиво объяснить их смысл и значение, а также рассказать о возможных рисках в случае невыполнения этих правил. Школьники охотнее выполняют гигиенические процедуры, если родители показывают правильный пример и ежедневно придерживаются тех же инструкций. Также взрослые должны показывать, как правильно выполнять ту или иную процедуру до тех пор, пока ребенок не усвоит ее (например, расчесывание волос, мытье рук и ног, умывание, чистка зубов и прочее) . Приучать детей выполнять гигиенические процедуры нужно ежедневно в одно и то же время, не нарушая режима дня. При этом приветствуется поощрение за выполнение или разумное наказание за невыполнение этих процедур. Гигиена и здоровье ребенка зависит и от чистоты в доме, где он проживает. Так, влажная уборка должна проводиться не менее одного раза в неделю. Мести пол нужно увлажненным веником, а пыль с мебели рекомендуется вытирать влажной тряпкой после каждого подметания. Кроме этого, важно регулярно проветривать жилье, поддерживая температуру воздуха не меньше 18 градусов. В теплое время года окна должны быть открыты круглосуточно, а в холодный период проветривание должно быть не менее четырех раз в сутки. Также важно приучать ребенка убирать за собой самостоятельно...

Школьники должны следить за своими школьными принадлежностями: вовремя точить карандаши, менять обложки на книгах и тетрадках, если они испачкались, держать все приспособления для письма в специальном пенале.

Правила гигиены, если постоянно и беспрекословно соблюдать их, способны поддержать и сохранить здоровье школьника в течение многих лет. Но для этого нужно приложить максимум усилий и научиться использовать гигиенические навыки...

Список используемых источников:

1.http://veselajashkola.ru/zdorovie-rebenka/gigiena-i-zdorove-shkolnika/
2.Энциклопедия здоровья

Важным условием для поддержания здоровья и должного уровня жизни является соблюдение правил гигиены. Она изучает влияние факторов окружающей среды на человека, ставит цель не просто сохранить, а укрепить здоровье. В нее входит целый комплекс процедур.

Особенность гигиены для детей и подростков в том, что их организм находится на стадии роста. Все, что сформируется сейчас, имеет последствия в дальнейшей жизни. Эту возрастную категорию рассматривают отдельно.

Необходимость ухода за собой заключается в том, что мы живем в социуме. Легче заводить новые контакты с людьми и выстраивать общение, если человек приятно и располагающе к себе выглядит.

Личная гигиена ребенка дает основы воспитания. Он приобретает навыки хорошего тона, начинает осознавать, какое поведение приемлемо, а какое нет. Формирует представления о внешнем мире, устройстве общества. Такие базовые знания перенесутся во взрослую жизнь.

Гигиена детей и подростков делится на:

  • детскую;
  • дошкольную;
  • школьную;
  • подростковую.

Дети повторяют модели поведения взрослых. Бесполезно пытаться чему-то учить, если вы ведете себя совершенно противоположно. При правильном примере, ребенок будет сам все делать, а при положительном подкреплении, привычки четко отложатся на подсознании и останутся на всю жизнь.

Гигиена детей до 3 лет

До того момента, пока ребенок не начал ходить и говорить, ответственность за его чистоту и здоровье лежит на родителях.

Ежедневно должно осуществляться купание, лучше в вечернее время. Это обусловлено тем, что детская кожа не имеет еще защитного барьера, она подвержена воздействию бактерий. Очищать ее нужно постоянно. Если этого не делать, могут начаться аллергические реакции, и в целом будет более слабый иммунитет. Важным является температура воды и продолжительность купания. Нельзя повышать ее до 38 градусов – это слишком горячо, вызовет жар и болезненные состояния у ребенка, участится сердцебиение и дыхание.

Подмывать малыша следует после каждого похода в туалет. Безопасней и экономней это делать под проточной водой, а не салфетками. Неправильно держать ребенка над раковиной одной рукой, как это принято. Дело в том, что ребенок так находится анальным отверстием к верху, и вода из крана попадает сначала на него, а уже потом стекает к половым органам. При таком положении есть риск занесения инфекции на половые органы. Правильное подмывание мальчиков и девочек мы рассмотрим ниже.

Уход за глазами, носовыми пазухами и ушами

Глаза аккуратно протираются ватным диском, смоченным в теплой воде. Не нужно сильно их тереть, пройдитесь по одному месту несколько раз: достаточно будет 1–2 движений, чтобы очистить веко. Также не следует протирать глаза какими-то растворами. Любая жидкость, кроме воды, может вызывать нагноение слизистой и опухание.

За носом нужен особый уход, так как пазухи еще маленькие, они очень легко и быстро забиваются. Не стоит лезть туда ватной палочкой: вы можете повредить проходы. Рациональнее будет сделать это специальным отсосом, который безболезненно и быстро удалит ненужное из носа вашего ребенка. Пользоваться им желательно через день или каждый день. При плохом очищении носа ребенок не сможет нормально дышать, а это очень опасно.

А вот уши можно прочистить ушной палочкой, но осторожно, не нужно лезть вглубь и сильно давить: достаточно просто убрать скопившуюся серу и пыль снаружи.

Подстригать ногти лучше раз в неделю специальными маникюрными ножницами. Частые процедуры будут болезненны, а при более редком подстригании ногти успевают отрасти, что становится опасным для ребенка: он может сам себя поранить.

Роль кислорода в детской гигиене

Отдельно можно выделить значимость свежего воздуха. Помещение, где находится ребенок, следует несколько раз в день проветривать. Циркуляция кислорода снижает риски попадания вируса в квартиру, повышает иммунитет и питает организм нужными веществами для правильного развития.

Один раз в день с ребенком нужно выходить на улицу. От сильного закутывания он может вспотеть и простыть. Прогулки на свежем воздухе действуют как легкое закаливание, и положительно влияют на нервную систему малыша. Прогулки должны быть пешие, ребенок может в этот момент как находится в коляске, так и идти рядом, в зависимости от возраста. Сильно продолжительными их делать не стоит: это может переохладить ребенка. Прогулки на улице должны проходить с пользой: в эти моменты малыш познает окружающий мир, повышает свои знания о цветах, формах, животных и растениях.

Гигиена детей от 3 до 5 лет

Когда ребенок уже начинает осознавать себя и мир вокруг, имеет смысл объяснить ему, что же такое правила ухода за собой. Детская гигиена начинается с беседы. Малышу необходимо рассказать о важности ежедневных гигиенических процедур.

Ребенок должен уметь чистить зубы. Существуют специальные детские зубные щетки. Они более мягкие и адаптированы специально под детскую маленькую руку и рот. Это позволит быть уверенным в том, что малыш не поранится. Не разрешайте чаду брать взрослую зубную пасту: она может слишком раздражать слизистую. Лучше купить специальную пасту для детей, их сейчас огромный выбор. Они безопасны при проглатывании и имеют повышенное содержание кальция для формирования здоровых зубов. Нужно показать малышу правильную последовательность чистки зубов. Научите его делать это тщательно, но без фанатизма, чтобы не поранить десна. Можно показать мультфильм на эту тему, чтобы он лучше запомнил, как это делается. Несколько дней подряд желательно чистить зубы вместе, для наглядности и помощи в случае возникновения у него вопросов.

Важно выделить отдельную щетку, полотенце, расческу для ребенка. Объяснить, что это его личные вещи, и никто не должен ими пользоваться. Аналогично запретите брать чужие принадлежности.

Умывать лицо ребенку нужно по утрам и вечерам. Специальные средства не понадобятся: достаточно обычной теплой воды. После этого лицо нужно промокнуть чистым полотенцем, предназначенным только для лица. Не нужно его сильно растирать, просто приложите, и оно само впитает всю лишнюю жидкость.

Правильное мытье рук

Наглядно покажите, как правильно мыть руки. Будет хорошо, если вы распечатаете и повесите возле раковины картинку-инструкцию, где пошагово описывается правильная методика намыливания. Даже взрослые сейчас редко уделяют должное внимание этому процессу. Мыть руки необходимо 20–30 секунд, особое внимание уделяют области возле ногтей. Можно хорошо помассировать руки – это положительно скажется на работе организма в целом, а особенно желудочно-кишечного тракта. Малыш должен понимать, почему необходимо мыть руки перед едой, после улицы, похода в туалет и контакта с домашними животными.

Если в семье несколько детей, ситуация с прививанием полезных привычек становится намного проще, ведь младший ребенок лично видит, как соблюдается гигиена старшими братьями и сестрами, которые вместе с родителями напоминают о важности этих процедур.

Правила интимной гигиены для девочек

В раннем возрасте родители показывают, как правильно ухаживать за половыми органами. К возрасту 5 лет ребенок вполне может сам осуществлять данные процедуры, иногда под присмотром. В этом плане действия девочек и мальчиков отличаются.

Основным при подмывании девочек является соблюдение направления движений. Правильными будут движения спереди назад. Это минимизирует риск попадания бактерий из ануса на слизистую и образования воспаления.

Не используйте мыло или специальные интимные гели: они нарушают кислотно-щелочной баланс, что чревато различными сыпями, зудом, вагинитом. Лучше всего подойдет обычная проточная вода, которая вполне справится с деликатным очищением. Девочке объясните, что подмываться обязательно как минимум раз в день, так же как и менять нижнее белье. Периодически можно смазывать кожу слизистой маслом, но делать это надо осторожно, и ни в коем случае не трогать внутреннюю оболочку влагалища.

Покупать детские трусики надо из натуральных тканей, например, хлопка. Белье не должно мешать двигаться, а к коже нужно обеспечить приток воздуха. Выделяют отдельное полотенце для интимных целей, не допускается пользование им кем-то другим.

После каждого посещения туалета нужно промокнуть половые органы бумагой. До полового созревания слизистая на этом место особенно чувствительная, и оставшиеся на ней выделения могут вызвать воспаление.

Правила интимной гигиены для мальчиков

При подмывании мальчика соблюдать направленность движений не нужно. Оттягивать крайнюю плоть не стоит: это приводит к микротравмам. Головка сама откроется к пяти годам. После ее открытия нужно регулярно и тщательно промывать места под ней, чтобы удалять лишнюю смегму. Если этого не делать, она накапливается в избыточном количестве и начинает воспаляться, опухать и даже гноиться.

Не нужно использовать специальные средства, подойдет обычная вода. Если ребенок осознает важность таких процедур, он не будет о них забывать, и вам не придется его контролировать. После мочеиспускания мальчикам стоит промачивать излишки влаги бумагой, во избежание воспалений.

Гигиена детей от 5 до 7 лет

В дошкольном возрасте регулируют режим дня ребенка. Важно привить будущему школьнику правильные часы сна и бодрствования, чтобы в последующем ему было легче рано просыпаться. Стоит взять за правило ранний отход ко сну и такие же подъемы.

В этом возрасте можно предложить ребенку закаливание. Это приносит пользу для иммунитета, центральной нервной системы, регулирует правильную работу гормонов и дисциплинирует. Не обливайте ребенка сразу ледяной водой, лучше после принятия ванны или душа заканчивать процедуру более прохладной водой, постепенно понижая градус. Либо предложите ребенку обтирание холодным полотенцем – это более мягкий и щадящий вариант закаливания.

Важно следить, чтобы у ребенка было достаточно физической активности в течение дня. Благодаря этому он не будет испытывать перевозбуждение к вечеру. Его опорно-двигательная система сможет правильно развиваться, в целом повысится уровень силы и выносливости.

Можно попробовать записать ребенка в специальную секцию, которых сейчас много. Девочек, скорее всего, заинтересуют танцы или гимнастика, а мальчиков футбол, хоккей или каратэ.

Гигиена школьного периода

С началом учебы начните особенно заботиться о зрении подростка. Лучше на практике показать, как делается гимнастика для глаз – это предотвратит уставание глаз во время занятий в школе и дома, снизит риск возникновения сухого глаза, близорукости и дальнозоркости. Объясните, через какое время нужно делать перерывы в работе.

Не забывайте о правильной осанке за рабочим местом – позвоночник находится прямо, во избежание сколиоза. Неправильное положение спины влечет серьезные проблемы: в будущем будет ассиметричная фигура, у девушек не сможет правильно развиться красивая грудь, у юношей не нарастет должным образом мышечная масса. С возрастом начнутся боли в пояснице и шее, придется носить выравнивающий корсет, что довольно неудобно. Поэтому лучше предотвратить болезнь, чем потом от нее избавляться.

Правильная поза за столом – ноги под углом 90 градусов, а между животом и ребром стола можно легко поместить кулак. Не допускайте слишком сильного наклона головы к тетрадям или учебникам. Раскачивания на стуле, сидение нога на ногу или поджимание ног под себя также недопустимы: это пережимает сосуды, кровь должным образом не циркулирует, могут онеметь конечности, начаться различного рода затекания и отеки. Кончик ручки при написании должен смотреть в плечо, что позволяет кисти руки меньше уставать и одновременно ставит красивый почерк.

К тому моменту, как вы отправляете ребенка в первый класс, он должен четко знать о том, что необходимо самостоятельно следить за собой и своим внешним видом, иметь представление, как должна выглядеть опрятная одежда. Ребенок в этом возрасте уже осознает, что нельзя ходить с грязной головой или подолгу не принимать душ.

Важно научить его следить за чистотой и аккуратностью своих ногтей. В этом деле ему, скорее всего, понадобится ваша помощь, но он сам может оценить состояние своих рук. Именно под ногтями собираются микробы, яйца глистов, от которых не получится избавиться обычным мытьем, так как они спрятаны за ногтевой пластиной.

Особенности подростковой гигиены

В подростковом возрасте гигиена усложняется из-за физиологических изменений. Происходит перестройка гормонов, поэтому без ежедневных процедур не обойтись.

Вместе с ребенком выберите правильный, безопасный дезодорант, так как у подростков встречается повышенное потоотделение. При этом нужно помнить, что все дезодоранты забивают железы, что препятствует полноценному выходу отработанных жидкостей, это может вызывать лимфатические воспаления и даже рак. Лучше, если вы подберете бережный экологический дезодорант, который будет просто устранять запах пота.

Начало роста волос на лобке и в подмышечных впадинах не улучшает ситуацию: бактерии на них плодятся еще больше, и запах присутствует почти постоянно. При необходимости оповестите ребенка о методах удаления нежелательных волос, можно дать небольшое пособие по депиляции. Лучше, если подросток займется этим сам, а в случае возникновения проблем обратится к вам за советом. Проинформируйте об уходе за кожей до и после депиляции, и особенностях этой процедуры.

Подростку необходимо правильно питаться, соблюдать гигиену еды и питья. Мыть овощи и фрукты, пить только очищенную воду. При сбалансированном питании повышается энергия, активность и настроение. Важно обеспечить организм достаточным количеством белков, жиров и углеводов. От фаст-фуда необходимо отказаться совсем, в нем нет никаких питательных макро и микроэлементов. Также избыток сахара и соли не идет на пользу здоровью. Магазинные газировки и пакетированные соки лучше заменить свежевыжатыми. Периодически важно пропивать курс витаминов: это поможет избежать авитаминоза и весенне-осенней хандры.

Алкоголь и табак

Наличие в жизни растущего организма таких отравляющих наркотических веществ, как алкоголь и табак – недопустимо. Они вызывают кислородное голодание, отмирание клеток мозга, нарушают работу гормонов и нервной системы. Алкоголь в женском организме наносит тотальный вред: он растворяет оболочку яйцеклеток, данных при рождении. В дальнейшем они не восстанавливаются и не синтезируются новые. Чем больше в жизни было алкоголя, тем сильнее вероятность оплодотворения в будущем именно нарушенной яйцеклетки, что ведет к развитию мутаций, уродства и просто физически слабого потомства.

Сон и отдых

Важно следить за режимом сна и отдыха. В сутки нужно спать не менее 8-9 часов: это позволит организму восстановить силы и обеспечить правильной работой внутренние органы. Спать необходимо в хорошо проветриваемом помещении. Лучше теплее укрыться одеялом, но открыть форточку в холодную погоду, чем остаться на ночь в душном помещении.

Для предотвращения гиподинамии, ежедневно надо ходить пешком, не менее 10 километров: это питает клетки кислородом и дает мышцам возможность правильно развиваться.

Важно оставлять в своем распорядке дня время на отдых и хобби: нельзя полностью загружать себя учебой и дополнительными кружками, что ведет к перегруженности, повышенному уровню стресса и в дальнейшем к синдрому хронической усталости. Даже между уроками нужно делать перерывы. Лучше, если вы немного пройдетесь, поболтаете с родными и близкими. Плохим вариантом будет игра в компьютерные игры и просмотр телевизора.

Частое явление в детстве – прыщи. Правильный уход за кожей лица и внимательное отношение к изменениям, происходящим в теле, могут снизить риск развития акне.

Если подросток соблюдает правила личной гигиены, но у него появляются высыпания, значит, началась активность половых гормонов. Улучшить ситуацию поможет правильное питание и уход за проблемной кожей. Можно приобрести в аптеке или специализированном магазине очищающее средство для борьбы с повышенной выработкой кожного сала. Поможет антибактериальный лосьон. Его наносят два раза в день: утром и вечером. Это подсушивает высыпания, выравнивает цвет кожи, помогает регулировать кожные процессы.

Когда высыпания появляются быстро и в больших количествах, надо посетить дерматолога. Он возьмет соскобы, проверит их на наличие аллергии, кожного клеща: это является частой причиной неожиданных высыпаний. Может направить вас на сдачу анализа на гормоны, чтобы проверить правильность работы щитовидной железы. В тяжелых случаях назначаются гормональные таблетки, антибиотики или мази на их основе.

Поход к гинекологу

Девушке необходимо сходить к гинекологу. Врач сможет проверить, правильно ли идет развитие. Возьмет мазок на анализ микрофлоры. Детский гинеколог проверит созревание и рост груди, расскажет о менструации, и поможет разобраться в выборе гигиенических средств. Во время критических дней помните о том, что лучше воздержаться от плавания в бассейне из-за риска занесения инфекции, от принятия ванны, посещения бани, так как повышение температуры вызовет усиление кровотечения.

Тампоны и прокладки меняются регулярно: в них скапливаются болезнетворные бактерии, которые вызывают воспаление и раздражение. В обычной жизни не советуют пользоваться даже ежедневными прокладками: они тоже являются рассадниками инфекции. Все дело во влажной среде, которая очень благотворно влияет на развитие такого типа бактерий, а при ее отсутствии они погибают, не начав размножаться.

При слишком болезненной менструации врач может выписать обезболивающее средство, но обычно помогает простое ограничение активности, правильное питание и продолжительный сон. При боли в животе необходимо лечь и приложить теплую грелку.

Интимная гигиена девочек-подростков не отличается от женской, только с наступлением менструации девушка должна увеличить число ежедневного подмывания и следить, чтобы ее выделения не были обильными или долгими: в таких случаях лучше показаться специалисту.

Такая вещь, как стринги, нежелательна: они сдавливают половые органы и разносят инфекцию от ануса к гениталиям, вызывают раздражение, зуд и покраснение, а также пережимают лимфатические каналы, что может спровоцировать приступ.

Интимная гигиена мальчиков-подростков похожа с гигиеной девочек, только волосы у них начинают расти еще и на лице. Важно, чтобы папа показал, как правильно бриться с использованием специального крема и нанести лосьон. Подростка стоит предупредить о таких вещах, как ночные поллюции, рассказав, что это нормально. Лучше, если он окажется информационно подготовленным и к первой эрекции, чтобы увиденное не напугало его. В целом правила остаются те же: ежедневный душ, смена белья, обязательный утренний и вечерний ритуалы.

Половое воспитание

Правильно будет, если эту тему осветят родители в домашней обстановке. Самое важное, о чем нужно проинформировать юношу или девушку, – предохранение. Перед вступлением в половую связь, подросткам стоить узнать о заболеваниях, передающихся половым путем, и о способах предотвращения получения инфекций. Мальчику нужно рассказать об использовании презервативов, а девушка, возможно, захочет проконсультироваться с гинекологом о начале принятия гормональных контрацептивов.

Каждый школьник, не зависимо от возраста, должен содержать свое тело и одежду в чистоте. Также очень важно соблюдать распорядок дня, режим питания, регулярно бывать на свежем воздухе, делать спортивные упражнения и равномерно распределять время для труда и отдыха. Все эти пункты можно объединить одним названием – правила личной гигиены школьника.

  1. Гигиена тела

Ежедневный контрастный душ, утреннее и вечернее умывания, чистка зубов дважды в день и мытье рук перед каждым приемом пищи и после посещения туалета должны стать обязательными правилами, которые соблюдаются неукоснительно.

Особенно это касается подростков, так как в период полового созревания

Также к этому пункту можно отнести систематическое обрезание ногтей на руках и ногах раз в 10 дней.

Маникюрные ножницы, расческа, полотенце, мочалка и зубная щетка должны быть индивидуальными у каждого человека.

  1. Гигиена одежды

В течение дня потовые и сальные железы людей постоянно работают, из-за чего кожа может начать издавать неприятный запах.

Очень важно менять белье, в особенности колготки или носки, ежедневно. Рубашки и блузки также лучше стирать каждый день, а вот брюки, юбки и пиджаки можно стирать чуть реже, раз в неделю или по мере их загрязнения.

Очень важно уделить внимание чистоте обуви.

Одежду, в которой ходят в школе и на улице, дома нужно менять на домашний комплект.

  1. Правильное питание

Еда – топливо для организма. Своевременное потребление пищи необходимо для слаженной работы организма.

В ежедневный рацион школьника должны входить завтрак, обед, полдник и ужин. Желательно, чтобы эти приемы пищи случались через равные промежутки времени.

Также важно не переедать, так как из-за обильной и жирной пищи появляется лишний вес.

  1. Режим дня

Правильное планирование времени, своевременный подъем, зарядка, завтрак, поход в школу и прочие дела помогут успевать сделать все запланированное с наименьшим стрессом для растущего организма.

Вставать утром, ложиться спать, есть, делать уроки, заниматься спортом нужно каждый день в одно и то же время.

  1. Физические нагрузки

Чтобы обладать красивым подтянутым и здоровым телом, необходимы занятия спортом. 10 минут на зарядку утром и 10-20 минут на упражнения днем, например, в перерыве между выполнением домашнего задания, дадут заряд бодрости на несколько часов.

Правила личной гигиены школьника – это несложные условия, которые человек должен усвоить с юных лет и принести их с собой во взрослую жизнь.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Школьная гигиена -- представляет отдел общественной гигиены, имеющий задачей охранение здоровья учащихся от тех вредных влияний, которые оказывает школа; она учит, каким образом нужно устраивать школьные помещения, как нужно приспособлять школьные принадлежности (классные скамьи, доски и т. п.), как распределять занятия и т. д. В более широком смысле Ш. гигиена обнимает заботы о гармоническом развитии тела и духа детей в школе. Для достижения этих стремлений, помимо других условий, необходимо, чтобы рука об руку со Ш. гигиеной шла домашняя гигиена учащихся. Основателем современной Ш. гигиены считается венский врач Франк. После его труда (Joh.-Pet. Frank, "System einer vollst д ndigen medizinischen Policey", Мангейм, II т., 1780), появившегося в 1780 г., наступает довольно продолжительный период застоя в этой области; в 1836 г. выходит книга Лоринзера: "В защиту здоровья учащихся". Главные же работы по вопросам Ш. гигиены относятся к последним 40--50 годам, когда появляются исследования Парова и Мейера о механизме сидения, Фарнера о реформе школьной мебели, Кона о школьной близорукости, Петтенкофера о воздухе, Шуберта о письме; позже, с 70 годов XIX столетия, начинают разрабатывать вопросы умственной и нравственней гигиены учащихся, о методах преподавания, о переутомлении (Кей, Грисбах, Крепелин и др.). В России первый занялся Ш. гигиеной в 70-х годах XIX столетия бывший московский профессор Эрисман; помимо собственных исследований, он еще руководил многими работами других, по преимуществу земских врачей (Жбанков, Нагорский, Амстердамский, Зак, Старков и др.).

Массовые исследования школьников, произведенные у нас и за границей, обнаружили с несомненностью тот факт, что школа, главным образом благодаря своим антигигиеническим условиям, с одной стороны, вызывает развитие некоторых болезненных состояний своих питомцев, с другой стороны -- поддерживает расстройства организма, в которых, однако, не может считаться единственной виновницей. К первой группе относятся: близорукость, боковое искривление позвоночника, переутомление -- школьные болезни по преимуществу; ко второй: расстройства пищеварения, малокровие, привычная головная боль, привычные носовые кровотечения, болезни костей, зубов, уха и проч.; некоторые причисляют также к школьным болезням припухание щитовидной железы (зоб). Наконец, школа является посредницей в передаче и эпидемическом распространении многих заразных болезней детского возраста (скарлатина, дифтерит, корь, коклюш, свинка, парша, стригущий лишай и т. д.). Статистические данные показывают, что в школах заболеваемость очень велика. В шведских высших школах найдено болезненных и больных 55 %, а в общинных школах -- 34--38 % всех детей, в датских школах для мальчиков 29 %, для девочек 41 %. В московских городских школах было обнаружено в 1889 г. на 11188 осмотренных детей 5081 (45,4 %) больных; по отчетам петербургских школ за 1890 г., мальчиков оказалось больных 51 %, девочек 72,8 %;

Не все, однако, так называемые школьные болезни могут быть отнесены на счет школы. Так, исследования 48000 учеников, произведенные в Норвегии и Дании, показали, что четвертая часть больных детей принесли уже с собой свои болезни из родительского дома.

1. Гигиена школьника

Гигиена -- область медицины, изучающая влияние природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья. Каждый человек должен знать правила гигиены. Она включает соблюдение рационального суточного режима, уход за кожей и полостью рта, правильное питание, закаливание, физкультуру, отказ от вредных привычек.

Правила личной гигиены определяются возрастом, полом, состоянием здоровья. гигиена питание зрение школьный

Наш организм приспособлен к ритмичной работе. Мы встаем и ложимся спать, занимаемся, трудимся, едим и отдыхаем приблизительно в одно и то же время; в нервной системе формируется динамический стереотип -- система условнореф-лекторных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Это повышает работоспособность, улучшает самочувствие и способствует полноценному отдыху. Режим дня надо строить с учетом возраста.

Вставать следует в одно и то же время, не позднее 7 ч, и начинать день с утренней гигиенической зарядки, цель которой -- ускорить переход от сна к бодрствованию. Упражнения, требующие большой физической силы и выносливости, в нее включать не следует. Так как в течение дня работоспособность человека меняется, наиболее ответственную и напряженную работу, в том числе и спортивные тренировки, лучше планировать от 10 до 13 и от 16 до 20 ч, когда она наиболее высокая.

Очень важно тщательно умываться, принимать душ утром и вечером. Каждый человек в доме должен иметь свое полотенце, пасту, зубную щетку. Зубы надо чистить каждый день. Особого внимания требует уход за руками. Наибольшее количество болезнетворных микробов скапливается под ногтями. Там могут оказаться и яйца гельминтов (глистов), поэтому ногти надо регулярно стричь и вычищать грязь под ногтями специальной щеткой. Умываться лучше проточной водой. Общий таз для мытья использовать нельзя: можно заразиться чесоткой, желудочно-кишечными и другими заболеваниями.

Одежда должна соответствовать погоде. В холодное время года она должна быть теплой, но кутаться не следует. Слишком теплая одежда приводит к перегреву организма.

Обувь должна быть легкой, эластичной, хорошо вентилируемой и правильно подобранной по ноге. При длительном использовании узкой обуви пальцы стопы деформируются, появляются потертости и мозоли. На тренировках, в туристских походах надо носить разношенную и прочную обувь, следить, чтобы она не промокала, а носки оставались сухими. В резиновые тапочки и кеды необходимо подкладывать войлочную стельку и надевать шерстяные носки.

Дорога в школу для многих -- хорошая прогулка. Поэтому всегда стоит иметь небольшой запас времени.

Работа в школе и дома часто связана с чтением и письмом, поэтому следует соблюдать гигиену зрения. Все необходимое для работы должно быть приготовлено заранее, каждая вещь должна быть на своем месте.

Учеба не только дает знания, умения, навыки, но и тренирует физические и умственные способности, совершенствует память, воображение, мышление, волю, чувства, готовит к труду. Для любой работы, физической и умственной, характерны три периода. Первый период -- врабатывание, когда человек приступает к работе. Второй -- оптимальная работоспособность (адаптация), когда человек работает с полной отдачей сил. Третий период -- истощение: вследствие утомления происходит падение производительности труда. Важно сократить первый и третий периоды и возможно дольше продлить второй. Поэтому в работу надо включаться постепенно. Во время периода врабатывания не рекомендуется делать перерывы и отвлекаться от занятий даже тогда, когда работа не получается сразу. После каждого перерыва работа снова и снова начинается с периода врабатывания, и период оптимальной работоспособности может не наступить, сразу наступит период истощения. Имея это в виду, советский физиолог А.А. Ухтомский заметил, что мы часто устаем не потому, что много работаем, а потому, что плохо работаем.

Самые трудные задания целесообразно выполнять во время оптимальной работоспособности. При переходе от одних занятий к другим следует делать небольшие перерывы, не более 5--10 мин. Более длительные перерывы нарушают состояние оптимальной работоспособности, а более короткие лишают человека полноценного отдыха. Во время перерыва хозаболеваний или теплового перегрева необходимо закаливание организма. Водные процедуры -- обтирания или купание в воде с температурой +20 +22°С -- следует проводить при температуре воздуха не менее 20°С после физзарядки, начиная с 3--4 мин и доводя до 15--20 мин. Воздушные ванны можно начинать при температуре воздуха +15° в течение 15-- 20 мин и постепенно доводить их до 2--3 ч.

Солнечные ванны лучше всего принимать летом с 8 до 11 ч (осенью с 11 до 14 ч), начиная с 5--10 мин и доводя до 20--60 мин. При этом кожа загорает, в ней образуется витамин D, который повышает сопротивляемость организма простудным болезням.

Употребление алкоголя приводит к расширению сосудов кожи, увеличению теплоотдачи и легкому обморожению и замерзанию на холоде, а курение табака сужает капилляры кожи и уменьшает теплоотдачу, что способствует тепловому перегреву при высоких температурах. Хорошо проделать небольшие физические упражнения, умыть лицо холодной водой либо ненадолго переключиться на другой род деятельности. Это поможет поддержать рабочую форму.

С наступлением третьего периода (истощение) работу надо прекратить и отдохнуть. Различают отдых активный, связанный с переменой деятельности: прогулки на воздухе, игры, чтение художественной литературы, посещение кино, театра или музея, спорт; и пассивный: отдых в кресле, на диване, сон. Надо научиться правильно дозировать умственные и физические нагрузки, чередовать труд и отдых, рационально планировать свою работу. Поскольку к концу учебной четверти и учебного года работоспособность обычно понижается, режим необходимо в это время выдерживать более строго.

Малоподвижный образ жизни приводит к значительным нарушениям физического развития. При этом страдает не только мускулатура тела, недостаточно развиваются и другие системы организма, прежде всего нервная и сердечнососудистая, задерживается формирование произвольных движений, человек плохо владеет своим телом.

Необходимо следить за своей осанкой не только в положении стоя или сидя, но и во время ходьбы, а также при работе. В школьной мастерской и дома надо следить за точностью рабочих движений и позой, правильно держать инструмент, соблюдать постоянный ритм в работе.

Важная проблема -- борьба с инфекционными, функциональными заболеваниями, а также с травмами. Скопление большого числа людей в одном помещении -- благоприятное условие для развития многих болезнетворных микроорганизмов. Чтобы избежать заражения, необходимо соблюдать правила личной и общественной гигиены: содержать в чистоте школьное помещение, не уклоняться от профилактических прививок, закалять свой организм.

Во время уроков труда, физики, химии, биологии и других предметов важно тщательно соблюдать правила техники безопасности. При работе на станках с подвижными частями следует убрать под кепку или косынку волосы, застегнуть пуговицы, надеть предохранительные очки. Опилки не сбрасывать с верстака руками и не сдувать, а пользоваться специальной щеткой. Инструмент надо содержать в исправном состоянии. Это поможет избежать травм. При шитье следует пересчитать иголки и булавки, а после окончания работы проверить, все ли они на месте, иначе забытая иголка может стать причиной опасной травмы.

Перед допуском к сельхозмашинам и перед другими сельскохозяйственными работами необходимо сдать экзамен по правилам техники безопасности. Работать с химикатами можно только в присутствии взрослых. При необходимости надевать спецодежду, а после окончания работы вымыть руки с мылом. Обычно в каждой мастерской рядом с умывальником находится аптечка, в которой хранятся предметы и средства первой помощи. При травме во время полевых работ необходимо оказать пострадавшему первую помощь, затем доставить к врачу и сделать противостолбнячную прививку.

Необходимо правильно питаться и соблюдать рациональный питьевой режим. Калорийность пищи зависит от многих причин: от возраста, энергетических затрат, климатических условий. В среднем для учащихся младших и средних классов необходимо 2000--2500 ккал в сутки, а для старшеклассников -- 2500--3000 ккал. Вредно как недоедание, так и переедание. Недостаток питания у детей и подростков часто приводит к отклонениям в деятельности больших полушарий головного мозга и задержке интеллектуального и физического развития, переедание -- к избыточной массе тела.

Спать желательно ложиться в одно и то же время. Комнату перед сном надо хорошо проветрить. Температура в спальне не должна превышать 18° С.

Помните, что ваше здоровье и работоспособность во многом зависят от вас самих.

2. Личная гигиена детей дошкольного и младшего школьного возраста

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.

Приходить в детский сад или школу с чистыми руками - это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в детский сад или школу больным? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители.

Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная гигиена - это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней. Когда ребенок бегает, прыгает и ему становится жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать.

Каждое утро все дети должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером.

* К умыванию нужно подготовить мыло, полотенце и если нет крана и умывальника, то кувшин с водой и таз;

* Полотенце следует повесить на вешалку или гвоздик, а не накидывать себе на шею или плечи, т.к. на полотенце при умывании попадут брызги, и оно будет мокрым и грязным;

* Умываться лучше всего раздетым до пояса или в трусиках и майке;

* Сначала надо хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана или кувшина, но не в тазу. Руки следует намыливать один-два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей;

* Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши;

* После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем. У каждого ребенка должно быть свое полотенце.

Если полотенце, после того как им вытирались, остается чистым, значит, ребенок умылся хорошо.

Ребенок в 4 года должен научиться самостоятельно мыть лицо, уши, верхнюю часть груди и руки до локтя, а с 5 - 7-летнего возраста - обтираться до пояса. После умывания следует помочь ему хорошенько растереться полотенцем до ощущения приятной теплоты.

Перед сном необходимо мыть ноги потому, что на ногах особенно сильно потеет кожа и накапливается грязь. Редкое мытье ног, ношение грязных носков, чулок способствует появлению опрелостей и потертостей, а также предрасполагает к грибковым заболеваниям. По этой причине не рекомендуется надевать и мерить чужую обувь. В бане, бассейне, на пляже нужно надевать специальные тапочки.

После мытья ноги нужно тщательно вытирать специальным полотенцем. Чулки и носки менять не реже, чем через день. Дома переодевать домашние туфли или тапочки.

Водные процедуры утром и вечером перед сном имеют не только гигиеническое, но и закаливающее значение, хорошо влияют на нервную систему, способствуют быстрому засыпанию.

Все тело необходимо мыть не реже одного раза в неделю дома в ванне, под душем или в бане. Для того чтобы снять с кожи жир и грязь, мыться нужно обязательно теплой водой, натирать тело мочалкой с мылом. После мытья следует одеть чистое белье.

Очень тщательно нужно промывать волосы, т.к. на них и между ними накапливается много кожного жира, грязи и пыли. Легче ухаживать за короткими волосами: они лучше промываются. Поэтому желательно, чтобы мальчики стриглись коротко, особенно в летнее время. Девочкам, у которых длинные волосы, нужно мыть голову не реже одного раза в неделю, после мытья их тщательно расчесывать только своей и обязательно чистой расческой.

Требуют также ухода ногти на пальцах рук и ног. Один раз в 2 недели их необходимо аккуратно подстригать потому, что под длинными ногтями обычно скапливается грязь, удалить которую трудно. Кроме того, такими ногтями можно поцарапать кожу себе и окружающим. Грязные ногти - признак неаккуратного, неряшливого человека, который не соблюдает правил личной гигиены. Ни в коем случае ногти нельзя грызть!

Особенно важно следить за чистотой рук. Ребенку нужно объяснить, что руками он берет различные предметы: карандаши, ручки, книги, тетради, мячи, игрушки, гладит животных (кошек, собак), берется за дверные ручки, притрагивается к различным предметам (ручкам, цепочкам, крючкам и т.д.) в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая глазом и она остается на коже пальцев. Если брать немытыми руками продукты питания (хлеб, яблоки, конфеты и т.д.), то эта грязь попадает сначала в рот, а потом в организм. С грязью передаются различные болезни от больного человека здоровому. Поэтому нужно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после всякого загрязнения (уборка комнаты, работа в огороде, игра с животными и т.д.) и перед сном. Совершенно недопустимо брать пальцы в рот.

Каждый ребенок должен следить за чистотой зубов и ухаживать за ними, ибо зубы влияют на здоровье, настроение, мимику и поведение человека. Приятно видеть, как преображают человека красивые зубы и, наоборот, неприятное впечатление оставляет человек с гнилыми зубами.

Самой распространенной болезнью зубов является кариес - разрушение зуба с образованием в нем полости. При этом возникает сильная боль от приема холодной или горячей, кислой или соленой пищи. Если такой зуб не запломбировать вначале заболевания, то внутри зуба развивается сложный воспалительный процесс с поражением зубного нерва, корня и надкостницы. Кариозные зубы, как и другие очаги хронического воспаления могут быть причиной гайморита, тонзиллита, отита, менингита, а также ревматизма, бронхиальной астмы, болезней почек. При наличии кариозных зубов пища попадает в желудок плохо пережеванная и мало пропитанная слюной. Такая пища механически раздражает стенки кишечника, желудка и медленнее переваривается. Возникают хронические гастриты, спастические колиты, боли в животе, запоры и др. Как правило, кариес наблюдается у детей старше 2 - 3 лет. Непосредственной причиной кариеса зубов является гниение остатков пищи, застревающей между зубами. В результате гнилостного брожения остатков пищи у детей возникает неприятный запах изо рта и начинается разрушение зубов. Развитию кариеса зубов благоприятствует деформация прикуса и нарушение зубного ряда.

Деформация прикуса часто развивается из-за привычки сосать пальцы или является следствием врожденной предрасположенности. Как же сохранить зубы ребенка здоровыми?

Детям нужно давать твердую пищу, чтобы для ее разжевывания потребовалась значительная работа зубов и челюстей с обеих сторон. Не старайтесь кормить детей с молочными зубами протертой пищей. Пусть грызут яблоки, репу, морковь и корки от хлеба. Энергичное жевание усиливает не только отделение слюны, но и приток крови к челюстям, улучшая их питание. При этом челюсти развиваются нормально, и постоянные зубы располагаются ровными рядами. Важно своевременно начать уход за полостью рта и зубами ребенка. Родителям следует помнить, что уход за молочными зубами и их сохранение здоровыми до появления постоянных зубов также необходимы, как и уход за постоянными зубами, т.к. кариес молочных зубов вызывает разрушение постоянных. Поэтому, как только у ребенка появились молочные зубы, следует после каждого кормления давать кипяченую воду, а более старших детей приучать полоскать рот после каждой еды. Приучите чистить зубы утром и обязательно вечером перед сном. Чистка зубов выполняется так: сначала нужно вымыть руки с мылом и хорошо промыть зубную щетку под струей воды; тщательно прополоскать рот водой комнатной температуры, затем на смоченную водой зубную щетку взять немного детской зубной пасты или порошка и чистить при сомкнутых зубах передние и боковые поверхности зубов, при этом щетка должна двигаться снизу вверх и обратно. После этого ребенок должен открыть рот и чистить жевательную и внутреннюю поверхность зубов. Заканчивают чистку зубов тщательным полосканием водой несколько раз, до тех пор, пока не останется частиц порошка или пасты. При чистке зубов не следует щадить десны, даже если они немного кровоточат. Далее тщательно промыть зубную щетку, стряхнуть и поставить в стакан ручкой вниз, чтобы щетка хорошо просохла. Хранить свою зубную щетку, пасту или порошок следует в чистоте, в определенном месте (на полочке, на подставке и т.п.).

Детей старшего дошкольного возраста и школьников нужно обучить приемам массажа десен: пальцем руки, вымытой с мылом, массируют движением сверху вниз для верхней челюсти, а для нижней челюсти - движениями снизу вверх. Движения пальца должны сочетаться с небольшим давлением на челюсть. Массаж десен очень полезен для зубов.

Однако чистка зубов и массаж десен не избавляют от неправильного расположения зубов и деформации челюстей. Исправить их может только специалист - врач стоматолог-ортодонт, к которому необходимо обращаться своевременно.

Очень важно устранить болезни, вызывающие затрудненное дыхание через нос, и не допускать дурных привычек, таких например, как сосать пальцы, грызть твердые предметы (карандаши, ручки, орехи, леденцы и т.п.). Для удаление частиц пищи, застрявшей в межзубных пространствах, нужно пользоваться зубочисткой. Ни в коем случае не применять для этого иголки и булавки. Не есть много сладкого. Побольше есть фруктов, овощей, черного хлеба, творога и пить молоко. Избегать резкого перехода от горячей пищи к холодной и наоборот. Два раза в год посещать зубного врача.

С раннего детства необходимо приучать ребенка обязательно пользоваться носовым платком. Он должен знать, что, кашляя и чихая из носоглотки, выделяется большое количество микробов и если не пользоваться платком, то с брызгами происходит заражение окружающих. Кроме того, если у ребенка нет носового платка, он втягивает в себя отделяемое из носа и проглатывает, что крайне вредно.

Ребенок должен иметь отдельный платок для носа и отдельный для глаз (особенно во время простуды), во избежание попадания инфекции из носа на глаза и наоборот.

Платки должны быть чистыми. Менять их необходимо ежедневно, даже если они не использованы. Вытирать рот, лицо или перевязывать царапину нужно только чистым платком.

Начиная пользоваться носовым платком его нужно полностью развернуть и сморкаться в середину, освобождая сначала одну ноздрю, а потом другую. Потом платок нужно свернуть использованной частью внутрь, не комкать, но и не складывать. Дело в том, что если использованный, например, для носа платок сложить, то можно забыть, что он использован, и через некоторое время воспользоваться им как чистым. Это опасно, т.к. инфекция с платка может попасть на глаза, кожу, губы и т.д., вызывая такие заболевания как конъюнктивит, герпес, стоматит и т.п.

Не разрешайте детям вытирать нос пальцами, тереть руками глаза, брать пальцы в рот.

Возмутительно и совершенно недопустимо, когда взрослые люди плюют и сморкаются "в два пальца" на улице, а потом вытирают грязные руки об одежду или окружающие предметы, чем распространяют инфекцию и вызывают омерзение!

Старайтесь, чтобы Ваши дети не пили из стаканов или кружек, которыми пользовались много людей, а использовали разовые стаканчики. Но если такой возможности нет, то Вы всегда должны помнить, что общий стакан или кружку нужно хорошо вымыть, прежде чем пить из них. Особенно важно хорошо вымыть края, так как к ним прикасаются губами и вместе со слюной возбудители болезней от больного человека могут перейти к здоровому. Недопустимо также пить воду из крана, прикасаясь к нему губами.

Не разрешайте Вашему ребенку навещать товарищей, заболевших инфекционными заболеваниями.

Очень важно следить за своевременным опорожнением кишечника и мочевого пузыря у Вашего ребенка. Запоры и задержка мочи очень вредны и могут вызвать отравление организма. Детям необходимо об этом знать, т.к. некоторые из них терпят, особенно первоклассники, потому что стесняются попроситься в туалет. Туалетом же нужно пользоваться аккуратно.

Дети также должны знать, что при возникновении зуда или других неприятных ощущений в области половых органов, нельзя их трогать, а необходимо сразу, не стесняясь, обратиться к близким взрослым.

Личная гигиена включает вопросы гигиены быта, в первую очередь - поддержание чистоты воздуха в жилище, уход за одеждой и постельными принадлежностями, создание нормальных условий для сна и отдыха.

Воздух жилого помещения легко подвергается загрязнению, при котором увеличивается содержание в нем микробов. Проветривание позволяет снизить загрязненность воздуха в 3 - 5 раз. Оно должно производиться зимой не менее 3-х раз в день (утром, во время уборки и перед сном) продолжительностью не менее 30 минут. Наиболее эффективно сквозное проветривание. При наличии печного отопления целесообразно сочетать топку печей с одновременным проветриванием. Наиболее благоприятная температура в жилых помещениях 18 - 20 и относительная влажность 30 - 60%. Во избежание сырости следует избегать сушки белья в жилых помещениях. Уборка должна проводиться влажным способом (влажной тряпкой, щеткой) или с помощью пылесоса. Сухое подметание приводит к подъему в воздух большого количества пыли и микробов. С раннего возраста детей необходимо приучать всегда вытирать ноги при входе в помещение, и дома переодевать сменную обувь; проветривать свою комнату в течение дня и перед сном, а в школе на перемене проветривать класс; систематически вытирать пыль и убирать свою комнату; содержать в порядке свое рабочее место, книги, тетради, игрушки; аккуратно и быстро стелить постель и ежедневно ее проветривать.

Обращаем Ваше внимание на то, что у ребенка должна быть отдельная постель, чистая и не слишком мягкая. Длина кровати должна быть на 15 - 25 см больше длины тела ребенка. Спать он должен в ночной рубашке или пижаме из мягкой хлопчатобумажной ткани и его не надо слишком укутывать. Одежда в процессе носки и постельное белье подвергаются загрязнению пылью и микроорганизмами. Накопление загрязнений в белье за 6 дней носки достигает 4 - 5% его веса; за 120 дней носки - 11%, в верхней одежде накапливается грязи до 15%. Очищение одежды от грязи достигается чисткой щеткой, выколачиванием и стиркой.

Каждый ребенок должен быть опрятным в одежде и обуви, уметь пользоваться одежной и обувной щетками и ежедневно чистить свою одежду и обувь. Так, придя с улицы, одежду надо снять, очистить от пыли при помощи платяной щетки и проветрить. Далее переодеться в специальную чистую одежду для дома. Верхнюю одежду необходимо хранить изолированно в специальном месте (вешалка, шкаф и т.д.).

Постельные принадлежности (простыни, пододеяльники и верхние наволочки) следует менять не реже 1 раза в неделю, а одеяла вытряхивать на открытом воздухе. Почаще выносить подушки и одеяла на открытый воздух и подвергать их солнечному облучению.

Совершенно недопустимо садиться и тем более ложиться на кровать в верхней одежде, не сняв обувь и класть домашних животных на постель. Для животных, содержащихся в доме, необходимо отводить специальное место, выделять посуду, расческу, подстилку.

В городах выгуливать собак в специально отведенных для этой цели местах. В сельской местности не заносить в дом новорожденных животных (теленка, ягненка, жеребенка и др.).

Не гладить и не трогать бездомных и чужих кошек и собак. При укусе животных срочно обращаться к врачу или к взрослому.

Во многих городах и поселках люди пользуются водопроводной водой, которая очищается от примесей при помощи специальных очистительных сооружений и устройств. Кроме того, водопроводная вода хлорируется, и болезнетворные микробы в ней погибают. Но прежде, чем употреблять эту воду некипяченой, нужно, чтобы она отстоялась несколько часов в графине, бачке, ведре. Весной, во время таяния снега, вода загрязняется, и водопроводная вода загрязняется также, изменяются ее цвет, вкус. В это время вода может представлять опасность для здоровья человека. Вот почему нельзя забывать, что каждую весну сырую воду пить нельзя, а только кипяченную. Кипячение обезвреживает воду, делает ее безопасной для здоровья.

Во многих поселках нашей страны летом используется озерная и речная вода, а зимой воду получают изо льда и снега. Она подолгу хранится в бочках, ведрах и другой посуде. В такой воде много различных примесей, в ней могут содержаться и болезнетворные микробы. Эту воду необходимо кипятить и хранить не более суток в закрытой посуде.

Совершенно недопустимо купаться в загрязненных водоемах, в заросших прудах, в местах стока канализации, в местах водопоя скота. Ребенок дошкольного возраста легко поддается воспитательному воздействию благодаря развитому чувству подражания, наблюдательности, любознательности и потребности в самостоятельных действиях. Поэтому необходимо использовать эти свойства ребенка при привитии детям гигиенических навыков (своевременное мытье рук, чистка зубов, бережное хранение своей одежды и т.п.). Для этого широко практикуется наглядный показ правильного выполнения гигиенических процедур. Закрепление этих навыков происходит быстрее, если по времени они совпадают с очередными режимными моментами (чистка зубов перед сном, полоскание рта после еды и т.д.). Большое значение имеет личный пример взрослых, которым дети обычно подражают и уважительное отношение к ним.

Дети должны иметь возможность обращаться за разъяснениями при возникновении каких-либо вопросов к близким взрослым. Для этого необходимы дружба и откровенность с родителями.

Дети хорошо слушают рассказы, стихотворения, смотрят картинки, диапозитивы, плакаты, с большим интересом воспринимают детские фильмы, постановки кукольного театра на гигиенические темы. Разнообразные игры, особенно с куклами, помогают воспитанию гигиенических навыков. Этому способствует и посильная помощь взрослым по хозяйству.

О сохранении и укреплении здоровья детей наряду с семьей должна заботиться школа.

В начальных классах школы необходимо, прежде всего, закрепить знания и навыки, приобретенные в дошкольном возрасте. Кроме того, детей знакомят с тем, какое значение имеют утренняя гимнастика и закаливающие процедуры для укрепления здоровья и хорошей работоспособности.

Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков, т.е. перехода их в стойкие привычки.

Многие навыки прививаются с трудом, и требуется немало усилий и терпения от родителей и педагогов, чтобы они стали привычками.

Гораздо легче достигается успех в воспитании здорового школьника, если имеется контакт семьи и школы.

3. Гигиена питания школьников

Сознательное отношение к питанию предполагает, что человек руководствуется при приеме пищи не только аппетитом, но и требованиями гигиены питания.

Взрослые, не знакомые с требованиями гигиены питания, склонны перекармливать детей. Постоянно им кажется, что он слишком «худой». Порою, они прибегают к уговорам, просьбам и даже наказаниям, чтобы заставить учащегося есть столько, сколько считают нужным они. В результате у ребёнка развивается невротическое отношение к еде. Прием пиши в этом случае происходит в обстановке скандала и протестов.

Учащимся следует принимать пищу 4 раза в сутки:

Первый завтрак - дома в 7.45 - 8.00;

Второй, тоже горячий завтрак - в школе, во время большой перемены;

Обед - в 13.00 - 14.00, по возвращению из школы;

Полдник - в 16.30 - 17.00, в перерыве между приготовлением домашних заданий;

Ужин - не позже, чем за полтора часа до сна.

Учащиеся школ и групп продлённого дня должны получать в школе, помимо второго завтрака, и обед; в сумме это должно составить около половины суточного рациона.

Основное требование гигиены питания - прием пищи в строго определённое время. Благодаря этому пища лучше усваивается, меньше вероятность развития желудочно-кишечных заболеваний. В промежутках между основными приёмами пищи, детям и подросткам, следует разрешать есть только фрукты.

Следует учитывать, что многие физиологические процессы в организме протекают ритмически, волнообразно. При этом наряду с суточными ритмами есть и ритмы большей продолжительности. Применительно к питанию это проявляется периодическим повышением и снижением аппетита, причём без каких-либо видимых причин. Это вполне естественное явление, и ухудшение аппетита учащегося должно настораживать взрослых лишь в случае, если оно сопровождается какими-либо признаками недомогания, снижением его двигательной и умственной активности.

Пища по возможности должна быть свежеприготовленной и обладать приятным вкусом, запахом и внешним видом. Необходимо иметь в виду, что внешний вид, а также обстановка, в которой происходит прием пищи, очень важны для хорошего её усвоения.

Для того чтобы пища лучше усваивалась, следует начинать с тех блюд, которые оказывают наиболее выраженное сокогонное действие (в обед - бульон, наваристый суп).

Во время еды не следует отвлекать учащихся, так как это снижает аппетит и ухудшает усвоение питательных веществ.

Не следует непосредственно перед завтраком, обедом и ужином есть что-либо сладкое, так как при этом аппетит тоже снижается. Питание преимущественно бутербродами (т.е. хлебом с маслом, сыром, колбасой т.д.) вредно, так как эта пища неполноценна по составу и к тому же раздражает желудок, способствуя развитию хронического воспаления слизистой оболочки - гастрита.

При употреблении пищи наскоро, второпях ухудшается её пережевывание, и более грубые её частицы, поступая в желудок, раздражают её слизистую оболочку. Важно учитывать также, что тщательное пережевывание пищи укрепляет десны и зубы, развивает весь костно-мышечный аппарат.

Слишком горячая пища (температура пищи свыше 50?С) раздражает, обжигает слизистую оболочку пищевода и желудка, что может вести к её хроническому воспалению. Вредна и холодная пища.

Острая пища раздражает слизистую оболочку пищевода и желудка, а также вредно действует на печень. Эти продукты нельзя употреблять детям и подросткам.

Организация питания учащихся должна быть чёткой, продуманной и исключать спешку. Охват их питанием в школе должен быть полным. Соблюдение правил поведение в школьной столовой столь же необходимо, как и в учебных помещениях. Это касается чистоты, порядка, уважительного отношения учащихся к продуктам и условиям приема пищи. Следует решительно пресекать неуважительное отношение к пищи (например, разбрасывание хлеба), небрежность и неаккуратность во время её приема. Необходимо помнить,что чистота и порядок в таких помещениях школы, как столовая и туалет, намного более достоверный признак качественно поставленной работы, чем красочное оформление вестибюля и коридоров.

Возможно, использовать различные формы организации питания учащихся. При групповых завтраках и обедах дежурные заблаговременно сервируют и подают пищу на столы. После её приема учащиеся сами относят использованную посуду к соответствующему отделению пищеблока или ставят её на специальные столы. За каждым классом в столовой закрепляется определённое место. Приходят учащиеся в столовую организованно, вместе с классным руководителем, который следит за их поведением во время приёма пищи. Наряду с этим в школьной столовой может быть буфет, в котором учащиеся покупают холодные закуски, молочные продукты и т.д.

4. Гигиена зрения. Освещение

Общую глазную заболеваемость, которая у детей и подростков городов выше, чем в сельской местности, принято подразделять на невоспалительные и воспалительные болезни. Распространенность невоспалительных болезней глаз существенно ниже, чем воспалительных. Среди последних наиболее часты конъюнктивиты, болезни век и слезных желез. С возрастом у детей и подростков увеличивается частота травм глаз.

К мерам профилактики заболеваний глаз дошкольников прежде всего относится строгое соблюдение правил личной гигиены: частое мытье рук с мылом, частая смена личных полотенец индивидуального пользования, наволочек, носовых платков. Существенное значение имеет и питание, степень его сбалансированности по содержанию пищевых веществ и особенно витаминов.

В случаях возможного непосредственного воздействия интенсивной ультрафиолетовой радиации или высоких уровней яркости от освещенных поверхностей обязательно использование специальных защитных очков.

Освещение помещений. Динамика работоспособности и зрительных функций оказывается в равных уровнях освещенности более благоприятной при люминесцентном освещении, нежели при освещении лампами накаливания. Освещение учебных помещений наиболее благоприятно влияет на зрительные функции и работоспособность тогда, когда оно равномерно рассеянно. Неравномерное естественное и искусственное освещение отрицательно влияет на зрительные функции и снижает работоспособность детей.

Окраска помещения, мебели и оборудования в светлые теплые тона при одной и той же мощности источников света намного повышает уровень освещенности помещений и уже этим оказывает положительное влияние на зрительные функции и работоспособность.

Вместе с тем резкий солнечный свет и длительная инсоляция неблагоприятно сказываются на состоянии зрительных функций и на работоспособности учащихся. Яркий слепящий солнечный свет снижает эффективность занятий. Такие неблагоприятные световые условия создаются в случае неправильной ориентации окон учебных помещений по сторонам света и при отсутствии каких-либо солнцезащитных приспособлений, особенно при чрезмерно увеличенной светонесущей поверхности окон (при применении ленточного остекления).

Естественное освещение комнат, учебных кабинетов и других основных помещений считается достаточным, когда коэффициент_естественной освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75-2%.

Коэффициент естественной освещенности -- величина постоянная, не меняющаяся от времени года и погоды, он представляет выраженное в процентах отношение освещенности (в люксах) в данное время в помещении к освещенности в то же время на открытом месте вблизи здания при рассеянном свете. Максимальным уровнем естественной освещенности считается 2000лк. Более высокие уровни естественной освещенности неблагоприятно сказываются на зрительных функциях и работоспособности человека

Для классных комнат, кабинетов во всех климатических зонах оптимальной является ориентация окон на восток, юго-восток. В условиях оптимальной ориентации окон помещения достаточно инсолируются, в то же время воздух в них не перегревается. В случаях ориентации окон учебных комнат на запад и юго-запад в помещениях в весенние и осенние месяцы, благодаря глубокому проникновению солнечных лучей и длительной инсоляции, создаются дискомфортыые условия микроклимата и зрительной работы детей. Наблюдается напряжение терморегуляторных процессов, снижение остроты зрения вследствие большой слепимости потока солнечных лучей, резко падает работоспособность. Тем более нежелательна ориентация на запад окон спальных комнат.

Список литературы

1. Кондратьев В.Г «Общая гигиена», издательство «Медицина», Москва 1972 год

2. Кардашенко В.Н «Гигиена детей и подростков» Москва, «Медицина» 1980 год

6. Сердюковская Г.Н. «Гигиена детей и подростков», Москва, «Медицина»,1989

10. Ермолаев Ю.А. «Возрастная физиология» Москва, «Высшая школа» 1985 год

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Вопросы и проблемы питания. Увеличение производства разнообразных пищевых продуктов. Основные функции и правила гигиены питания. Динамическое действие пищи. Энергетическая ценность. Гигиена, режим и различные формы организации питания школьников.

    реферат , добавлен 24.11.2008

    Производственная санитария на предприятиях общественного питания. Индивидуальная гигиена работников при трудовой деятельности. Медицинское обследование и санитарная документация. Санитарная одежда и правила ее использования. Санитарный режим поведения.

    презентация , добавлен 25.02.2016

    Особенности школьного курса основ безопасности жизнедеятельности в разделе "Дорожная безопасность". Поведение на дороге ребенка дошкольного возраста, младшего школьника и подростка. Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2017

    Витамины и микроэлементы. Особенности детского питания. Влияние алкоголя и табакокурения на организм человека. Первая помощь при ожогах и травмах. Профилактика инфекционных заболеваний. Формирование навыков здорового образа жизни. Личная гигиена.

    шпаргалка , добавлен 20.05.2009

    Личная гигиена человека и условия окружающей среды. Теория и практика рационального питания. Оздоровительный эффект и приемы закаливания. Сознательное отношение к здоровью. Двигательная активность, физическое самовоспитание и искоренение вредных привычек.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2010

    Здоровье, как важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Занятие спортом, физическими упражнениями, правильное питание, закаливание, личная гигиена – факторы сохранения здоровья.

    презентация , добавлен 05.04.2011

    История и современные проблемы гигиены атмосферного воздуха. Быстрое развитие его гигиены в ХХ в. в связи с растущим загрязнением атмосферы выбросами промышленных предприятий. Гигиенические показатели качества воздушной среды: температура, влажность.

    презентация , добавлен 23.11.2016

    Водоснабжение и освещение производственных помещений пищеблока медицинского учреждения. Защита работников от шума. Отделка стен помещений. Способы транспортирования пищевых продуктов и правила их хранения. Личная гигиена работников пищевых производств.

    презентация , добавлен 13.04.2015

    Изучение основных проблем гигиены труда пользователей ПЭВМ, при решении которых используются самые разнообразные методики исследования: физические, химические, физиологические, психологические, токсикологические. Функции санэпиднадзора по гигиене труда.

    реферат , добавлен 18.08.2011

    Здоровый образ жизни и его составляющие. Личная гигиена, режим дня. Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения. Каким должно быть правильное питание. Основные способы борьбы с последствиями гиподинамии, закаливание организма.

ГКОУ ДОД «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» Минобрнауки КБР

Занятие беседа с элементами игры «Личная гигиена школьника»

Цель: показать важность и необходимость соблюдения правил личной гигиены; привить бережное отношение к своему здоровью.

Задачи:

Образовательные: продолжать учить осознанно подходить к своему здоровью, уточнить значимость соблюдения правил личной гигиены для ценности здоровья.

Развивающие: развивать познавательный интерес, мыслительную активность.

Воспитательные: воспитывать желание заботиться о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни. Активизация словаря: здоровый образ жизни, предметы личной гигиены.

Материалы и оборудование: дидактический материал о здоровом образе жизни, чудесный мешочек с предметами личной гигиены, ватные палочки, мыльно-спиртовой раствор, раздаточный материал: карточки с заданиям.

План занятия.

1. Организационный момент.

2. Загадки о предметах личной гигиены. Сообщение темы занятия.

3. Игра «Чудесный мешочек».

4. Беседа о личной гигиене.

5. Самостоятельная работа.

6. Итог занятия.

Ход занятия :

Здравствуйте, дорогие ребята! Говорить друг другу ЗДРАВСТВУЙ – это, значит, желать здоровья. Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Здоровье не купишь за деньги. Ребята, а что значит – быть здоровым? (ответы детей). Сегодня мы с вами поговорим о том, как помочь нашему организму и никогда не болеть, но сначала вспомним предыдущие занятия и поиграем в игру. Отвечайте дружно хором «Это я!», если вы со мной согласны. Если это не про вас, то молчите, не шумите:

кто из вас всегда готов жизнь прожить без докторов? +

кто не хочет быть здоровым, бодрым, стройным и веселым? –

кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру? +

кто мороза не боится, на коньках летит, как птица? +

ну а кто начнет обед жвачкой с парою конфет? –

кто же любит помидоры, фрукты, овощи, лимоны? +

кто поел и чистит зубки регулярно дважды в сутки? +

кот из вас, из малышей, ходит грязный до ушей? –

кто, согласно распорядку, выполняет физзарядку7 +

кто, хочу у вас узнать, любит петь и отдыхать? +

Ребята, когда я к вам шла на занятие, встретила странного мальчика, он был весь грязный, неопрятный и передал вам письмо, давайте его прочитаем

Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо

Это глупое занятие не приводит ни к чему,

Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо

Так зачем же тратить силы,

Время попусту идет.

Угадайте, как звали этого мальчика, вы с ним согласны?

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

В моем волшебном мешочке собраны предметы(мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды), помогающие нам сохранить свое здоровье! А чтобы узнать что там за предметы, давайте отгадаем загадки и расскажем, для чего они предназначены и как ими пользоваться! Я вам загадываю загадки, а вам нужно будет догадаться, что лежит в мешочке!

Отгадывание загадок

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

Скажите, сколько раз в день вы должны мыть руки?

Зубов много,

А ничего не ест. (Расческа)

А кто ещё может пользоваться твоей расческой?

Хвостик из кости,

На спинке – щетинка.

Эта вещь поможет нам

Пластмассовая спинка,

Жесткая щетинка,

С зубной пастой дружит,

Нам усердно служит. (Зубная щетка)

Сколько раз нужно чистить зубы?

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет –

Все как есть ему покажет. (Зеркало)

Вытираю я, стараюсь,

После ванной паренька.

Все намокло, все измялось –

Нет сухого уголка. (Полотенце)

Лёг в карман и караулю –

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос. (Носовой платок)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без...

(Воды).

Ребята, как вы думаете, можно ли заболеть от несоблюдения личной гигиены? (микробы), что такое личная гигиена? (демонстрация опыта) . Грязь и неряшливость в одежде – это пренебрежение к своему здоровью. Грязнулями бывают, как правило, ленивы люди. Ленивые школьники плохо учатся, не любят чисто писать в тетрадях, скучают на уроках, не читают книги. Они не любят трудиться, помогать родителям в домашних делах.. Давайте послушаем стихотворение про такого мальчика и может кто - нибудь узнает в нем себя..

Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать

И само бы меня мыло,

Хорошо бы это было!

Если б книжки и тетрадки

Научились быть в порядке,

Знали все свои места –

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!

Знай, гуляй, да отдыхай!

Тут и мама б перестала

Говорить, что я лентяй!

Ребята, о чем мечтал Петя?

Мечтаете ли вы об этом?

Физкультминутка "Веселый режим дня "

Солнце глянуло в кроватку. Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку. Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире. Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку. Дружно делаем зарядку.

Ой, а Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу,

Оба глаза!

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка!

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся!

Грязь, смывайся!

А вы знаете, что о здоровье народ сочинил много пословиц и поговорок? Сейчас я раздам вам конверты, в которых находятся гроздья вишен, на одной из них написано начало пословицы, а вторая чистая. Вы должны дописать ее, а для облегчения задачи приложен листочек с словами подсказками.

ПОСЛОВИЦЫ

Чистота – залог …… (здоровья)

Здоровье в порядке – спасибо - ……(зарядке)

Если хочешь быть здоров - ……..(закаляйся)

В здоровом теле – здоровый … (дух)

Кто аккуратен, тот людям ………..(приятен)

Чистота – лучшая ……..(красота).

Молодцы, ребята, верно отвечали! А самый быстрый получает в подарок мыло от Мойдадыра

Дидактическая игра «Правильный совет»

Вам, мальчишки и девчушки,

Приготовила частушки.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: нет, нет, нет.

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем невкусный,

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

НЕТ, НЕТ, НЕТ

Чтобы блеск зубам придать,

Нужно крем сапожный взять.

Выдавить полтюбика

И почистить зубики.

Это правильный совет?

НЕТ, НЕТ, НЕТ!

Ох, неловкая Людмила,

На пол щетку уронила,

С пола щетку поднимает,

Чистить зубы продолжает.

Кто даст правильный ответ –

Молодчина Люда? НЕТ!

Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Зубы вы почистили

И идете спать.

Захватите булочку сладкую в кровать!

Это правильный совет НЕТ, НЕТ, НЕТ!

Итог: Молодцы, а теперь давайте постараемся составить правила личной гигиены:

Мыть руки перед едой, чистить зубы 2 раза в день, умываться, принимать ванну (душ)…

Вы сегодня отлично занимались. Я вижу на ваших лицах улыбку. Это очень хорошо! Ведь радостное, хорошее настроение помогает нашему здоровью. Угрюмый, злой и раздражительный человек легко поддается болезни. А хорошее настроение и улыбка – как защита от болезней. Давайте же делать это чаще.

Список литературы:

1.Интернетресурс (Сайт первое сентября, www. *****)

2. «Гигиена школьника».



gastroguru © 2017