Правильный режим дня школьника, его обоснование и неукоснительное соблюдение. Правильный режим дня школьника, его обоснование и неукоснительное соблюдение График для ребенка 8 лет

Что же такое режим дня? Под этим явлением понимают организацию и упорядочивание биологических ритмов человеческого организма, распределение времени в течение суток. Если подобный жизненный график составлен верно, детский организм к нему быстро адаптируется.

Но чтобы правильно составить дневной распорядок для ребёнка определённого возрастного периода, необходимо понимать, как должны чередоваться важнейшие детские потребности: приём пищи, сон, активность, прогулки, учёба и прочие нужды.

Режим дня 5-месячного ребёнка и, конечно, новорождённого малыша – это последовательное чередование определённых действий, которые в обязательном порядке включают кормление, сон, активное бодрствование, гуляния, гигиенические мероприятия и отправление естественных нужд.

Если подобные процедуры будут осуществляться каждодневно примерно в одни и те же возрастные интервалы, матери будет проще распланировать свой день. А это, в свою очередь, позволит выделить время и на ребёнка, и на остальных членов семьи, и на себя. Значит, можно избежать усталости и конфликтов.

С момента появления на свет дети отличаются инстинктивным поведением. К примеру, младенцы приблизительно через равные временные интервалы требуют молока и много отдыхают. Однако у каждого ребёнка свои биологические ритмы.

Чтобы установить правильный дневной распорядок ребёнку в период новорождённости или в 8 месяцев, необходимо спланировать режимные моменты исходя из его личностных потребностей. Сделав это, мать облегчит жизнь и малышу, и другим домочадцам.

Преимущества составления дневного графика

Режим детского дня имеет определённые плюсы, причём не так важно, в каком возрасте малыша родители придерживаются дневного распорядка – в первые 4 недели жизни или в 10 месяцев. Рассмотрим основные преимущества данного подхода:

  1. Достаточно часто режим кормления защищает малыша от 2 до 6 месяцев от возникновения аллергических реакций, диатеза, проблем в работе пищеварительного тракта. Происходит это за счёт контроля объёма пищи в течение суток.
  2. Плач малыша не всегда означает голод, поскольку виной тому может быть и , и болезненное состояние. Если же родитель знает, что ребёнок сытый, то скорее найдёт истинную подоплёку негативных эмоций.
  3. Режим дня 10-месячного ребёнка или новорождённого помогает заранее спланировать свой день таким образом, чтобы успеть совершить покупки, порадовать близких кулинарными творениями и убраться в квартире.
  4. Установление дневного распорядка позволяет подключить к воспитанию, например, 6-месячного малыша отца, старших детей, бабушек/дедушек. При этом ребёнок будет привыкать оставаться с другими домочадцами, а не только с матерью.
  5. Соблюдение суточного графика позволит развивать малыша в соответствии с возрастными и физиологическими нормативами. То есть ребёнок будет гулять положенное время, достаточно питаться, играть и отдыхать.

Многие родители считают, что режим для 3-месячного ребёнка, а тем более новорождённого не нужен. Если у вас получается и укладывать спать без особых привязок к времени, продолжайте жить в таком ритме. Если же вы ничего не успеваете, следует задуматься о составлении индивидуального графика.

Как составить режим дня для младенца?

Важнейшее условие – учёт особенностей развития младенца в первые недели жизни и ближе к 12-месячному возрасту. Данный период можно условно поделить на четыре этапа, которые вмещают по 3 месяца и отличаются определённой спецификой.

Вопрос актуальности дневного распорядка для новорождённого остаётся открытым. Одни малыши спокойно выдерживают 3-часовые промежутки между приёмами пищи, другие же просят бутылочку или грудь через каждые два часа.

Матери новорождённого необходимо наблюдать за тем, когда он пробуждается, просит покушать, сколько минут «общается» и играет. Заставлять его что-то делать не нужно, лучше всего отмечать его особенности, подмечая индивидуальные биоритмы. Это и станет отправной точкой для создания дневного распорядка.

Если младенец с первых недель жизни подчиняется распорядку, матери нужно попробовать составить собственный дневной режим, чтобы немного упорядочить жизнь. За образец можно взять табличку с графиком для малыша младше года, составленную теледоктором Комаровским.

Таблица дневного режима для младенца

Мероприятия Основные периоды
С 1 до 3 месяцев С 3 до 6 месяцев С 6 до С 9 до 12 месяцев
Часы основных приёмов пищи 6.00, 9.00, 12.00, 16.30, 19.30, 21.30 8.00, 13.00, 19.00
Время введения первого прикорма 10.00, 16.00
Время второго завтрака и полдника 10.00, 15.30
Домашний сон 7.30 — 9.00, 17.00 — 18.00, 21.30-6.00 10.30 — 13.00, 16.30 — 18.30, 21.30 — 7.30 13.30 — 15.30, 21.30 — 7.30
Уличный сон 11.00 — 12.00 По желанию малыша
Бодрствование (игры, активность) 6.30 — 7.30, 12.30 — 16.30, 20.00 — 20.30 8.30 — 10.00, 13.00 — 14.30, 18.30 — 19.30 10.30 — 13.00, 16.00 — 18.30, 20.00 — 21.00
Гимнастика, массажные манипуляции 9.30 — 10.30 7.30 — 8.00
Гуляния на свежем воздухе 11.00 — 12.00, 18.30 — 19.30 14.30 — 16.00, 20.00 — 21.00 8.30 — 19.00, 18.30 — 19.30
Водные процедуры 20.30 — 21.00 21.00 — 21.30

Режим дня 4-месячного малыша и младенца в 8 месяцев всегда составляется индивидуально. Данная табличка – примерный ориентир для мам. Разумеется, время для той либо иной манипуляции и режимного момента можно поменять для своего и детского удобства.

На сегодняшний день эксперты по ГВ и детские врачи убеждены, что кормить новорождённого необходимо так часто, как он требует, и позволять сосать грудь столь долго, как он того желает. В этом и заключается смысл вскармливания по требованию.

Для ребёнка регулярное прикладывание к груди – не простое добывание молока, а своеобразное коммуникативное взаимодействие с матерью. Телесный контакт даёт ему чувство спокойствия, защищённости, психологического комфорта. Для мамы кормление по требованию позволяет наладить лактацию и предупредить лактостаз.

Примерно с двух — трёх месяцев можно попробовать увеличить время между приёмами пищи до 3,5 — 4 часов. При этом если ребёнок лишь недавно покушал и опять требует грудь, следует просто с ним поиграть. Возможно, он просто требует внимания.

Примерно с 6 месяцев, когда наступает время прикорма, следует приучать ребёнка к совместному завтраку или ужину. уже способен сидеть за одним столом со взрослыми и даже употреблять почти взрослые блюда.

Интересно! Несколько по-иному обстоят дела в случае искусственного кормления. График питания и в 2, и в 8 месяцев устанавливает детский доктор, ориентируясь на массу тела и прочие особенности ребёнка. Искусственника кормят не по требованию, а по часам.

Сон

Ещё один важнейшее режимное мероприятие – сон. Обычно новорождённые малыши, если, конечно, они хорошо покушали и чувствуют себя комфортно, спят от одного до другого приёма пищи. Однако некоторые дети просыпаются достаточно часто, что также может быть нормой.

Младенцы в 8 месяцев, а также годовалый ребёнок уже не спят в течение 20 часов. Днём они могут укладываться в кроватку два раза, ну а ночью также способны обойтись без пробуждений. Для наилучшего сна нужно создать оптимальные условия: проверить подгузник, проветрить помещение и т.д.

Многие ребятишки днём лучше засыпают на свежем воздухе. Идеальный вариант – гулять с крохой в тихом месте без машин, но также можно воспользоваться застеклённым балконом либо открыть форточку в помещении (важно исключить возникновение сквозняков).

Поначалу малыш бодрствует очень мало – до четверти часа, но ко второму месяцу активность увеличивается, поэтому мама может использовать данное время для развивающих занятий, массажных манипуляций и простого общения.

Дети в 6 месяцев – это полноценные «собеседники», так что сфера активности и игровых занятий резко расширяется. Родители могут читать малышу стихи, рассказывать потешки, предлагать различные игровые принадлежности.

Ребёнок в 10 месяцев уже хорошо ползает и даже пробует вставать на ножки. Следовательно, репертуар игр ещё более расширяется. Можно стимулировать его двигательную активность с помощью специальных упражнений и приспособлений.

Прогулки

С новорождённым ребёнком гуляют минимум дважды в сутки. При этом продолжительность пребывания на свежем воздухе постепенно увеличивается, начиная с нескольких минут и заканчивая 2 — 3 часами зимой при комфортной температуре. В летнее время сроки нахождения во дворе не ограничены.

По мере взросления малыша гуляния и игры нужно совмещать. В 8 месяцев ребёнок уже способен изучать окружающий мир, а чем активнее он будет днём, тем крепче и спокойнее станет его сон. Годовалые дети уже способны делать первые шажки на улице.

Водные и гигиенические процедуры

Купание ребёнка перед укладыванием в кроватку – это ежедневный ритуал, которые не просто является гигиенической процедурой, а становится настоящим «звоночком» к засыпанию, особенно если использовать расслабляющие ароматические масла или травы (предварительно следует убедиться в отсутствии аллергии).

Кроме того, требуются и прочие ежедневные гигиенические манипуляции: умывание утром, подмывание после опорожнения кишечника и мочевого пузыря, очищение носовой полости от засохших корочек и соплей, просмотр и очистка ушек.

Со временем выросший ребёнок поначалу окажется в яслях, потом в дошкольном учреждении, потом в школе, где основообразующим моментом является правильный режим дня. А если кроха с пелёнок приучен к распорядку, то ему будет намного проще привыкнуть к новым условиям.

Распорядок дня ребёнка раннего и дошкольного возраста существенно отличается от режима дня 4-месячного малыша. Ребёнок взрослеет, следовательно, снижается количество времени на сон и увеличивается продолжительность активного познания окружающего мира.

Изучение медицинских и психологических источников позволяет сделать вывод, что дошкольников необходимо приучать к следующему дневному распорядку:

  • максимальная длительность непрерывной активности – 5 — 6 часов;
  • общая продолжительность сна – 12 часов (при этом около 2,5 часов должно приходиться на дневной сончас);
  • в течение суток 4 основных приёма пищи с временным промежутком в 3,4 — 4 часа.

Обязательно узнайте, каков режим дня в детском саду, который посещает ваш ребёнок или только планирует посещать. Это позволит максимально сблизить домашний и детсадовский график, что крайне важно для нормального развития малыша.

Таблица дневного режима для дошкольника

Приблизительное время Основные мероприятия, занятия и процедуры
7.30 Пробуждение, утренние гигиенические процедуры, одевание
8.30 Первый приём пищи
9.00
10.00 Второй завтрак
10.15 — 12.30 Гуляние, игры на свежем воздухе
13.00 Обеденный перерыв
13.30 — 15.00 Сончас
15.30 Лёгкое перекусывание
16.00 Разнообразные развивающие занятия, включающие подвижную игровую деятельность, творческие задания, рисование и пр.
18.30 Вечерний приём пищи
19.30 Неактивные игры, общение, просмотр мультиков
20.00 Подготовка к засыпанию, чтение книжек, купание, гигиенические процедуры
21.00 Ночной сон

Питание

Для 3 — 6-летнего ребёнка характерен пятиразовый режим питания, который состоит из трёх основных приёмов пищи – утреннее, обеденное, вечернее кормление, а также двух дополнительных лёгких приёмов пищи – второго завтрака и полдника.

Основные приёмы пищи включают горячие блюда. При этом утреннее и вечернее кормление составляет 25 % по калоражу, обед – порядка 40 %. Остальная еда должна быть низкокалорийной и состоять из фруктов, кисломолочных продуктов.

Сон

В дошкольном детстве суточная длительность дремоты составляет 12,5 часов для малышей до 5 лет, 11,5 часов для детей 6 — 7-летнего возраста. При этом основная часть дневного сна – порядка 10 часов – приходится на тёмное время суток.

Послеобеденный сон обязателен в раннем дошкольном возрасте, однако режим дня ребёнка в 7 лет может и не включать данный момент. В этом случае для отдыха следует выбирать спокойные игры, чтение книжек, простое лежание в кровати или рисование.

Гуляния и игровая активность на свежем воздухе – обязательный элемент дневного распорядка дошкольника. Специалисты советуют совершать прогулки с ребёнком при любых погодных условиях, исключение – ливень и сильный холод.

Важно! Кроме того, регулярные «променады» можно считать закаливающими процедурами. Свежий воздух укрепляет здоровье, уменьшает вероятность простудных заболеваний, способствует улучшению обменных процессов в организме.

Развивающие занятия

С ребёнком дошкольного возраста проводят самые разные занятия: математические, физкультурные, творческие, музыкальные, танцевальные, речевые и т.д. Подобная деятельность должна осуществляться во время наибольшей работоспособности – 9 — 12 и 16 — 18 часов.

Не следует перегружать малыша разнообразные секциями, центрами развития. Для ребёнка, обучающегося в садике, будет достаточно двух — трёх добавочных занятий. В ином случае может произойти понижение иммунитета, рост невротических реакций, возникновение проблем со сном.

Чтобы разработать режим дня 6-летнего ребёнка или дошкольника помладше, необходимо соблюдать определённые правила. Рассмотрим основные советы психологов и детских врачей:

  • попробуйте играть с ребёнком, приучая его к дневному распорядку. В этом смогут помочь стишок, различные рисунки, которые схематически изображают расписание, раскраска по соответствующей теме;
  • старайтесь не отклоняться от составленного графика даже в выходные дни. Визит гостей не должен становиться поводом к изменению распорядка;
  • если ребёнок заболел, обязательно вносите коррективу в дневной режим. В данной ситуации не следует соблюдать график по минутам и секундам;
  • не нужно заменять активную подвижность и гуляния на свежем воздухе на компьютерные игры, многочасовой просмотр мультипликационных фильмов;
  • демонстрируйте положительный пример, то есть старайтесь сами соблюдать дневной распорядок. В ином случае ваш дошкольник поймёт, что правила выполнять необязательно;
  • включайте в воспитательный режим специальные ритуалы, которые помогут скорее засыпать, пробуждаться, начинать и заканчивать прогулки, расставаться перед садиком.

Главная цель родителей – отрегулировать дневной распорядок дошкольника в шесть — семь лет таким образом, чтобы режим дня первоклассника не пришлось изменять слишком радикально. Это позволит существенно ускорить процесс адаптации в начальной школе.

Переход в школьное учебное учреждение – новый и крайне важный период в жизни ребёнка. Режим дня первоклассника существенно отличается от графика жизни дошколёнка. Нагрузки только возрастают, к тому от детей теперь требуется большая собранность и ответственность.

Специалисты настоятельно советуют родителям разработать и соблюдать режим дня для школьника начальных классов. Подобная упорядоченная жизнь позволит уберечь юного ученика от переутомления и нервного истощения, а также сохранить оптимальную работоспособность.

Согласно научным данным, выделяют 2 пика работоспособности в течение суток: с 8.00 до 11.00 и с 16.00 до 18.00 часов. В перерывы между этими временными отрезками показатели трудоспособности существенно снижаются.

Именно поэтому так важно учитывать пики наибольшей психической и физической активности. Нередко родители удивляются тому, что ребёнок слишком долго выполняет домашние задания в вечернее время, хотя до этого демонстрировал завидную работоспособность. Просто он устаёт ближе к ночи.

Дневной график первоклашек, который представлен ниже, подойдёт и для учеников других классов, поскольку он учитывает время, требующееся для решения уроков и выполнения прочих видов внеклассной учебной деятельности.

Таблица распорядка дня для первоклассника

7.00 Пробуждение
7.00 — 7.20 Разминка, водно-гигиенические процедуры, уборка кровати
7.20 — 7.40 Первый приём пищи
7.40 — 8.10
8.15 — 8.25 Подготовка к урокам
8.30 — 12.30 Школьные уроки
10.00 — 10.15 Школьный завтрак
12.30 — 13.30 Возвращение домой и прогулка на свежем воздухе
13.30 — 14.00 Домашний обеденный перерыв
14.00 — 15.00 Тихий час, подразумевающий сон, просмотр мультфильмов или обычный отдых
15.00 — 16.00 Гуляние на улице, помощь родителям и пр.
16.00 — 16.15 Полдник
16.15 — 17.15 Решение уроков (2 класс – именно с этого времени в настоящее время задают детям домашние задания)
17.15 — 19.00 Гуляние на свежем воздухе, работа по дому, просмотр мультфильмов
19.00 — 20.00 Последний приём пищи, свободное время, спокойная игровая деятельность
20.00 — 20.30 Подготовка к засыпанию
20.30 — 7.00 Сон

Если режим дня ребёнка в 8 лет и немного старше меняется и для школьника 2 класса наступает вторая смена, не следует особо переживать, поскольку дневной распорядок будет строиться по тем же принципам, что и для «утренних» детей. Изменится только время на выполнение уроков и посещение учебного учреждения.

Пробуждение

Начало дня для школьника 1 класса и старше может начинаться с зарядки прямо в кровати. Не следует заставлять ребёнка мгновенно подниматься и выполнять силовую тренировку. Лёгкие упражнения предназначены для окончательного пробуждения, создания хорошего настроения.

Специалисты рекомендуют включать бодрящую музыку или заучить с детьми весёлые стишки. Подобное сопровождение развеселит ребёнка и обеспечит позитивный настрой на весь день. Также следует периодически менять музыкальное сопровождение и комплекс гимнастических движений.

Будить ребёнка в восемь — десять лет нужно в определённое время, чтобы он смог спокойно, без спешки провести водные процедуры, позавтракать, вымыть кружки-тарелки и прибыть в учебное заведение за четверть часа до начала первого урока.

Для ученика 1 класса особую важность представляет сбалансированный и полноценный рацион, поскольку ребёнок работает и физически, и умственно. В меню необходимо включать больше свежих плодов, кисломолочных продуктов, мясных и рыбных блюд.

Первый приём пищи должен быть довольно калорийным и питательным, поскольку в следующий раз он покушает только после 10.00. Медики рекомендуют готовить на завтрак горячую кашу, альтернативой которой могут стать сырники, запеканка из творога или омлет. Лучший напиток для юного ученика – какао с молоком.

После окончания уроков детей должен ожидать полноценный обеденный стол, состоящий из супа, тефтелей и прочих сытных блюд. Обязательно научите ребёнка пользовать микроволновой печью или храните обед в термосе.

Ужин не должен быть слишком калорийным. Идеальный вариант – повторить меню завтрака, то есть накормить ребёнка кашей, запеканкой (творожной либо картофельной), салатом из овощей. Также нельзя забывать о кисломолочных продуктах, кефир – лучшее окончание учебного дня.

Домашнее задание

Режим дня школяра в первом классе обычно не предусматривает выполнение домашних уроков, однако родителям следует составлять дневной распорядок с момента поступления в школу таким образом, чтобы в нём оставалось время на целенаправленные занятия.

Разумеется, речь не идёт о решении каких-либо сложных задачек. Можно почитать с ребёнком книгу, порисовать, закрепить пройденный в школе материал. При этом важно учитывать нагрузку и совершать перерывы через каждые 30 минут.

Создайте ребёнку комфортную учебную обстановку. Для этого необходимо организовать рабочее место, исключить громкую музыку, отказаться от просмотра телевизора, пищи на столе и прочих отвлекающих факторов.

Свободное время

Обычно время для отдыха и прогулок у детей начальных классов обнаруживается во вторую половину дня. Ребёнок может поиграть дома или с приятелями на улице, поиграть в спокойные или активные игры, посмотреть телевизор (не очень долго).

Поскольку в начальных классах детям свойственна повышенная активность, необходимо позаботиться о том, чтобы ребёнок больше бегал, прыгал, занимался подвижными играми. Вечером лучше погулять с ним на свежем воздухе. Если же погодные условия не позволяют выйти на улицу, предложите первоклашке настольную игру или книжку.

Сон

Детям в начальной школе необходимо спать по крайне мере 9 часов. Крепкий и продолжительный сон позволит восстановить силы, укрепить иммунитет и предупредить переутомление. В ином случае не исключены неврозы, плохая успеваемость.

Перед засыпанием следует исключить подвижные развлечения, телевизионные передачи, которые могут возбудить нервную психику, ссоры и выяснение отношений. Предложите ребёнку принять тёплую ванну, приготовьте ему кружку тёплого молочка с мёдом.

Хотя первоклашки достаточно скоро привыкают к дневному распорядку, они ещё неспособны составить и наладить его своими силами. Именно поэтому взрослые должны ввести в детскую жизнь упорядоченный режим, при этом учитывая особенности ребёнка. Как правильно разработать новый график?

  • для родителей первоклассника родительское собрание становится отличной возможностью узнать все нюансы от педагогов. Вероятно, будущий классный руководить сможет предложить примерный план составления портфолио для ученика;
  • в интернете можно скачать плакат с режимом дня школьника в картинках, различные шаблоны и яркие картинки, которые обязательно понравятся ребёнку. После этого распечатайте приблизительные схемы и повесьте в детской комнате;
  • поначалу все режимные моменты нужно выполнять совместно с ребёнком: и собирать портфель, и выполнять утренние гимнастические упражнения. Затем ответственность необходимо постепенно перекладывать на школьника;
  • старайтесь соблюдать режим и в выходные дни. Разумеется, небольшое отступление от графика не сможет навредить дневному распорядку, но всё же не следует поддаваться соблазну и разрешать ребёнку целый день за компьютером.

Распорядок дня 8-летнего ребёнка – обязательный элемент развития и воспитания ученика начальных классов. Для составления графика можно придумать собственную схему или скачать шаблон «Режим дня» с многочисленных интернет-ресурсов.

Правильный режим дня для старшего школьника во многом совпадает с дневным распорядком учеников начального звена. В основе графика лежат ранний подъём, водные процедуры, приёмы пищи, учебные занятия, гуляния на свежем воздухе. Отличаются только количественные показатели.

К примеру, ребята возрастом до 10 лет нуждаются в десятичасовом ночном отдыхе, тинейджеры же могут спать уже 9 часов. Регулярный недосып приводит к переутомлению, понижению трудоспособности, ухудшению процессов запоминания и внимательности.

Продолжительность познавательных нагрузок для первоклассников и старших школьников тоже отличается. Учебный график младших учеников состоит из четырёх уроков, подростков – из 6 — 7 занятий. Возрастают временные показатели для решения домашних заданий.

Имеются отличия в особенностях питания, отдыха, физических нагрузок. Взрослый ребёнок обычно питается 3 раза в сутки, больше занимается спортивными упражнениями, выбирает себе занятия по вкусу, у него появляются собственные пристрастия в плане развлечения и учёбы.

Таблица распорядка дня старшеклассников

Временные интервалы Режимные моменты
11 — 13 лет 14 — 17 лет
7.00 7.00 Подъём
7.00 — 7.30 7.00 — 7.30 Выполнение гимнастических упражнений, умывание, водные процедуры, заправка кровати
7.30 — 7.50 7.30 — 7.50 Первый приём пищи
7.50 — 8.15 7.50 — 8.15 Отправление в учебное учреждение (здесь следует учитывать расстояние от дома до школы)
8.30 — 14.00 8.30 — 14.30 Школьные уроки
14.00 — 14.30 14.30 — 15.00 Приём пищи в учебном заведении, возвращение домой
14.30 — 15.00 15.00 — 15.30 Обеденный перерыв дома
15.00 — 17.00 15.30 — 17.00 Гуляние на свежем воздухе, спортивные развлечения (футбол, лыжный спорт, ледовые или роликовые коньки)
17.00 17.00 Полдник
17.00 — 19.30 17.00 — 20.00 Выполнение школьных уроков, заданных на дом
19.30 — 21.00 20.00 — 21.30 Последний приём пищи и свободная деятельность
21.00 — 21.30 21.30 — 22.00 Приготовление к засыпанию (гигиенические процедуры, подготовка одежды и обуви)
21.30 — 7.00 22.00 — 7.00 Сон

Правильный режим дня для взрослого всегда подразумевает индивидуальный подход. Представленный выше график – лишь образец, родители же вместе с ребёнком должны обращать внимание на физически и познавательные особенности, привычки и интересы.

Оптимальное время на выполнение уроков – 2 — 2,5 часов в день. Если ребёнок не укладывается в данный временной интервал, необходимо разобраться, что стало причиной подобной нерасторопности. Возможно, старший школьник испытывает сложности в определённом предмете, не умеет работать рационально или его рабочее место организовано неправильно.

Следите за тем, чтобы ребёнок садился за учебный стол после того, как отдохнёт от школы, пообедает, побывает на улице пару часов. Лучше всего зафиксировать время начала решения уроков, это поможет упорядочить детский график.

Свободное время

Как составить дневной график, чтобы подросток смог уделять время своим склонностям и потребностям? Примерно 1,5 — 2 часа ребёнок должен заниматься своими делами: чтением, просмотром мультипликационных или художественных фильмов, общением в сети или игрой в компьютерные развлечения.

Ещё три часа необходимо выделить на активную деятельность на свежем воздухе. Это могут быть обычные гуляния с друзьями, игровые и спортивные развлечения. Однако важно объяснить ребёнку, что чрезмерная увлечённость физической активностью также может снизить работоспособность.

В летние и зимние каникулы, в выходные дни нахождение на свежем воздухе можно увеличить. При этом нужно не просто говорить о важности активного времяпрепровождения и вреде увлечения компьютерными играми, но и показывать положительный пример.

Питание

Правильно организованный рацион – важный элемент нормального самочувствия и работоспособности подростка. Необходимо следить за тем, чтобы ребёнок завтракал через полчаса после побудки и ужинал не позднее полутора часов до сна.

Обязательно делайте горячие первые и вторые блюда для старшего школьника, поскольку в этом возрасте появляется не самая лучшая привычка «перехватывать» бутерброды, хот-доги и прочие малополезные продукты на бегу между основными приёмами пищи.

Сон и подъём

Ещё один важный элемент правильного дневного распорядка – здоровый сон. Режим дня для старшеклассника должен учитывать потребность в ночном отдыхе, при этом, как мы уже отмечали, она снижается по мере роста ребёнка и постепенно приближается к взрослым показателям.

Утренняя побудка должна осуществляться в заранее обозначенные временные отметки, но исключение делается в субботу и воскресенье, праздничные дни, каникулярные периоды. Привычка подниматься в определённое время поможет выработать у ребёнка дисциплину и ответственность.

Подросток уже способен участвовать в составлении дневного графика. В этом ребёнку поможет презентация, шаблоны с рисунками, примерные схемы распорядка. Нарисуйте вместе с учеником расписание учебных и выходных дней.

В качестве заключения

Распорядок дня – это важнейшее условия для нормального развития ребёнка и в 10 месяцев, и в 7 лет, и в 15 лет. Однако важно понимать, что для каждого возраста имеются собственные параметры основных режимных моментов – сна, питания, свободной деятельности, занятий и отдыха.

Чтобы разработать график, подходящий для ребёнка, необходимо обращать внимание на индивидуальные особенности воспитанника. Помощью и основой может служить режим дня в стихах, специальные шаблоны, картинки, которые можно распечатывать и развешивать в комнате.

Значимой точкой в жизни ребёнка до года является возраст 8 месяцев. С этого момента малыш будет становиться более активным как физически, так и социально. Для правильного развития прекрасным решением станет режим дня. Поэтому молодым родителям нужно знать определённые педиатрические нормы: сколько кроха должен спать, есть, гулять. Кроме того, важно разобраться, как и чем занять 8-месячного малыша, чтобы не утомить его, но и не дать заскучать.

Сколько должен спать ребёнок в 8 месяцев

В возрасте 8 месяцев малыш становится более любопытным и с удовольствием изучает окружающий мир. Достаточное количество сна крайне важно для хорошего самочувствия, новых открытий и достижений. Ночью ребёнок спит примерно 8 часов, а дневной отдых разбивается на два этапа - по 1,5–2 часа каждый. Вариантом нормы является и один дневной сон, но в этом случае его продолжительность составляет не менее 4 часов. В общей сложности малыш спит 11–13 часов в сутки.

В 8-месячном возрасте больше половины детей способны спать всю ночь. Если малыша беспокоят частые просыпания, нужно убедиться, что в этом нет вины родителей. У сытого и чистого ребёнка, спящего в уютной комфортной кроватке в проветренной комнате сон чаще всего долгий и спокойный.

Малыши, мамы которых практикуют грудное вскармливание по требованию, могут просыпаться до 5–7 раз за ночь. Часто такие дети не умеют засыпать без материнского молока, поэтому при переходе в новый цикл сна им обязательно нужна мама. Однако многие женщины утверждают, что они приспособились к такой ситуации, просто обеспечив ребёнку свободный доступ к груди, укладывая его на ночь рядом с собой.

Причины нарушения режима сна

Чтобы улучшить ночной сон ребёнка, нужно найти причину нарушений. Их может быть несколько.

  1. Если из-за болезни или плохого самочувствия (режущихся зубов, боли в животе, заложенного носа) малыш не спал ночью, организм будет компенсировать это днём. После нескольких суток такой режим может войти в привычку, в результате чего день и ночь «поменяются местами».
  2. Продолжительный дневной сон может становиться причиной того, что ребёнок не успевает как следует устать к ночному укладыванию.
  3. Нарушения сна часто происходят из-за сухого воздуха и высокой температуры.
  4. Вечернее перевозбуждение не даёт вовремя настроиться на сон.
  5. Из-за недостаточного количества активных занятий днём ребёнок тратит мало энергии.
  6. Дискомфорт может причинять неудобная одежда и жёсткое постельное бельё.

В 8-месячном возрасте дети становятся более активными физически и эмоционально, поэтому их организм не всегда вовремя перерабатывает информацию, полученную за день. Родители могут замечать, как спящий малыш смеётся, лепечет, пытается ползти. Такое поведение - обычное явление, из-за которого не нужно беспокоиться.

Желание спать в конкретный момент времени зависит от трёх основных параметров: интенсивности энергетических затрат; продолжительности и глубины предшествующего эпизода сна и времени, которое прошло от этого самого эпизода; соотношения сна и приёма пищи. Упомянутые параметры применительно к ребёнку первого года жизни ещё более значимы.

Е.О. Комаровский, педиатр

http://articles.komarovskiy.net/bolezn-perevernutogo-rezhima.html

Как правильно организовать сон

  • в комнате, где спит ребёнок, должны быть созданы оптимальные условия: влажность в пределах 50–70%, а температура воздуха - не выше 24°С;
  • хорошо влияют на спокойный сон вечерняя прогулка и купание;
  • постельное бельё должно быть гладким, без складок;
  • массаж и колыбельная помогают малышу расслабиться и настроиться на спокойный лад;
  • перед сном обязательно проветривание, чтобы насытить воздух кислородом;
  • соблюдение ежедневного ритуала (повторение перед укладыванием одних и тех же действий, например, пение колыбельной, чтение книжки, укачивание, поглаживание) вырабатывает привычку засыпать в одно и то же время;
  • ребёнок должен отходить ко сну сытым, чтобы не просыпаться от голода.

Некоторые дети в этом возрасте во сне могут перевернуться со спинки на животик, уткнувшись лицом в подушку. Один из способов вовремя заметить это - приставить детскую кроватку вплотную к родительской и снять боковую перегородку.

Прогулки

Прогулки на свежем воздухе укрепляют иммунитет, положительно влияют на сон и аппетит, делают привычную обстановку разнообразной. По мнению врачей, ребёнок должен находиться на свежем воздухе не менее 4 часов в день (в сильные морозы это время сокращается, а летом - увеличивается). Если малыш спит в коляске, то с прогулкой можно совместить один из снов. Бодрствующего на улице кроху полезно занять рассказом об окружающих предметах, природе: как шуршат листья на деревьях, как светит солнце, как пахнут цветы.

  • первой должна одеваться мама, чтобы малышу не стало жарко;
  • возобновлять прогулки после простудных заболеваний нужно лишь после консультации с педиатром;
  • в холодное время года рассчитывать количество слоёв одежды для ребёнка нужно с учётом того, что он сидит в коляске и не двигается, а значит быстрее мёрзнет;
  • одевая кроху, можно проговаривать вслух свои действия - так он будет привыкать и проще относиться к ним;
  • для защиты кожи ребёнка при ветре, морозе, солнце нужно использовать особые детские средства;
  • чтобы понять, не замёрз ли малыш, можно потрогать участок кожи между шеей и спинкой - если там тепло, значит, ему не холодно.

Чем занять 8-месячного малыша

Каждый ребёнок в этом возрасте нуждается не только в уходе: мытье, кормлении, комфортном сне и прогулках. Ему обязательно нужны развивающие занятия, в которые включаются мама и папа. Для них можно использовать не только игрушки. Дети примерно в восемь месяцев начинают подражать взрослым, поэтому с удовольствием возятся с кухонной утварью или другими безопасными предметами обихода.

  1. Складывать и разбирать разноцветные пирамидки или кубики.
  2. Разворачивать предметы, завёрнутые в упаковку.
  3. Читать иллюстрированные книжек.
  4. Доставать небольшие игрушки из коробки.
  5. Бить ручкой по воздушному шару.
  6. Перебирать пальчиками макароны или бусины, насыпанные в банку.

Придумать таких игр можно большое множество. Главное, проявлять фантазию и наблюдать за тем, что интересно малышу.

Видео: развивающие игры и игрушки для детей до 1 года

Купание

Купание в этом возрасте остаётся ежедневным ритуалом. Многие ребятишки любят эту приятную процедуру. Чтобы оно приносило ещё больше удовольствия, можно подобрать резиновые или силиконовые игрушки. Обычно детей купают перед ночным сном в течение 25–30 минут - большинство из них успокаивается и легко засыпает. Но если ребёнок после купания становится активным и возбуждённым, лучше перенести мероприятие на дневное время.

Температура воды должна быть комфортной. Она подбирается индивидуально и обычно варьируется от 30 до 37°С.

Массаж и гимнастика

Массаж и гимнастика должны приносить только приятные ощущения. Их проводят для укрепления мышц растущего организма. Если нет медицинских противопоказаний, то родители могут заниматься с ребёнком самостоятельно.

Для того чтобы малыш полюбил массаж и гимнастику, они должны приносить только приятные эмоции

Малыш должен быть хорошо отдохнувшим и сытым (но не раньше чем через 30–40 минут после еды). Массаж начинается с лёгких поглаживаний каждой части тела снизу вверх (от стоп ног к половым органам, от кистей рук к плечам). Живот поглаживают по часовой стрелке, а спинку - вдоль позвоночника, при этом не затрагивая его. Затем используют методы растирания и разминания, а также вибрации. Гимнастику можно сопровождать весёлыми ритмичными стишками.

Режим кормления 8-месячного ребёнка

Как правило, при соблюдении режима дня ребёнок обладает хорошим аппетитом. Всё зависит от физической активности - прогулок на свежем воздухе, гимнастики, массажа, подвижных игр, ползания, для которых нужен большой источник энергии.

Общий суточный объём пищи (не считая воды, грудного молока или смеси) составляет около 1 литра.

Постепенно пищеварительная система малыша адаптируется к новым продуктам. Выбирая их, нужно учитывать реакцию и предпочтения ребёнка. В этот период в рацион вводятся мясо и желток. Их можно добавлять к третьему кормлению, но не давать в один день - они ещё слишком тяжелы для маленького желудка.

Таблица: примерный график кормления в 8 месяцев

Примерный режим дня 8-месячного ребёнка

Привычки каждого ребёнка индивидуальны, поэтому при составлении распорядка дня нужно ориентироваться не только на определённую последовательность действий, которую рекомендуют врачи, но и на поведение и привычки малыша.

Таблица: примерный распорядок дня детей, находящихся на грудном и искусственном вскармливании

Положительные стороны соблюдения режима

  1. Дети становятся спокойными и уверенными (уходит суета, хаос и беспорядок).
  2. Укрепляется иммунитет.
  3. В соблюдении распорядка кроется залог здоровья (правильное питание, ежедневные прогулки на свежем воздухе, своевременное укладывание на ночной сон).
  4. Развивается дисциплина и контроль.
  5. Режим дня помогает адаптироваться в дальнейшей жизни (детский сад, школа).
  6. Родители легко могут строить свои планы.

При соблюдении режима дня родители увидят, как легко и интересно с 8-месячным малышом. Он становится спокойным и весёлым, появляются хороший аппетит и крепкий сон. Распорядок дня полезен ещё и тем, что он подходит всем членам семьи и учитывает их привычки и интересы.

Ученикам младших классов, особенно первоклашкам, очень сложно порой бывает адаптироваться к условиям их новой школьной жизни. Отсюда и неуспеваемость, и конфронтация с одноклассниками, и нежелание ребенка ходить в школу/делать уроки и т.д. И основной задачей родителей является помочь ребенку справиться с нелегкой для него нагрузкой. Столкнувшись с этой проблемой, каждый родитель ищет свои пути ее решения. Но при составлении грамотного распорядка дня для ученика младшего класса с первого дня посещения школы помогло бы избежать большую часть этих проблем.

Зачем нужен распорядок дня школьнику младших классов

Не стоит относиться пренебрежительно к организации режима рабочего дня особенно для детей, начиная со школьных лет. Соблюдение определенного распорядка приводит к тому, что силы ребенка не тратятся понапрасну, дозировано распределяются и их хватает на все виды деятельности. При этом повышается жизненный тонус организма, сводится к минимуму утомление и быстро восстанавливаются силы.

Составление правильного режима дня зависит от индивидуальных особенностей школьника: состояния здоровья и особенностей того или иного возраста. В расписание должны быть включены в определенной очередности основные элементы:

мере того, как ребенок будет придерживаться ежедневного распорядка дня, у него выработается привычка делать все в определенное время, организм включит внутренние часы и впоследствии все действия войдут в привычку.

Как составить правильно распорядок дня школьника

Утренняя гимнастика: взбодрит организм, поможет зарядиться работоспособностью. Продолжительность зарядки зависит от здоровья школьника, поэтому этот вопрос необходимо решить в индивидуальном порядке.

Водные процедуры: включают в себя принятие душа после гимнастики, закаливающее обливание водой контрастных температур и утренние гигиенические процедуры – умывание и чистка зубов. Что касается процедуры закаливания, то необходимо обсудить этот вопрос со специалистом, не форсировать события во избежание простудных заболеваний.

Занятия спортом: посещение игровых спортивных секций, бассейна, игры на свежем воздухе.

Питание: прием пищи необходимо организовать таким образом, чтобы у ребенка был сытный и горячий завтрак, полноценный обед из горячих блюд и витаминных салатов, непоздний ужин. Принятие пищи в одно и то же время обеспечит бесперебойную работу желудочно-кишечного тракта.

Выполнение домашних заданий: их нужно запланировать, не отодвигая этот процесс на вечер, когда ребенок уже устал, и эффективности от работы не будет. После небольшого отдыха, примерно через час после обеда и прогулки, можно с новыми силами начинать делать уроки. При этом нужно делать перерывы для отдыха на несколько минут.

Выполненные домашние задания дают полное право прогуляться, подышать свежим воздухом. На игры во дворе можно выделить не менее двух часов. Это оптимальное время для того, чтобы дать отдых мозгу, переключившись на другой вид деятельности и вдохнуть свежего воздуха перед сном. Продолжительность сна младшего школьника должна быть 9-10 часов. Время пробуждения и отхода ко сну необходимо установить в одно и то же время, так как это приучит организм быстро засыпать и просыпаться.

Распорядок дня школьника по часам на неделю

Распорядок дня, включающий в себя основные режимные моменты:

Действия школьника Время
Подъем 06.30
Гимнастика, водные процедуры 06.30 — 07.00
Завтрак 07.00 — 07.30
Сбор и дорога в школу 07.30 — 07.50
Уроки в школе 08.00 -12.00
Прогулка 12.00 -12.30
Обед 12.30 -13.00
Прогулка 13.00 -14.00
Отдых 14.00 -14.30
Выполнение уроков 14.30 -16.00
Прогулка 16.00 -18.00
Ужин и свободное время 18.00 -21.00
Отход ко сну 21.00

Таблица распорядка дня школьника младших классов по часам

Естественно, что расписание необходимо корректировать в соответствии с тем, чем школьник занят помимо учебных занятий (посещение секции, кружки и прочее), но обязательные пункты должны в нем присутствовать обязательно.

Распорядок дня школьника в выходные дни

Если в семье введен режим дня, то он должен выполняться ежедневно, для него не может быть выходных и праздничных дней. Естественно, что в субботу и воскресенье он будет подкорректирован без учета похода в школу и выполнения домашних заданий. Но основные моменты исключать из него не рекомендуется. Допускается сдвинуть время подъема на один час попозже, заменить период посещения школы еженедельным совместным семейным мероприятием, а часы, отведенные на уроки, можно заменить походом в кино с друзьями. Но все остальные пункты должны оставаться неизменными.

Распорядок дня школьников, обучающихся во вторую смену

Есть очень неудобная для всех форма обучения — во вторую смену. Но это объективная причина, от которой школы пока не могут отказаться из-за загруженности. Соответственно, режим дня школьников, обучающихся во вторую смену, будет другим. Просто все действия, которые упомянуты в примерном распорядке после обеда, нужно перенести на первую половину дня, соблюдая их продолжительность: то есть подъем в 7 часов утра, гимнастика, душ, завтрак, а потом прогулка, выполнение домашних заданий, обед, учебные занятия, ужин, вечерняя прогулка и сон. Привыкнув к такому распределению времени, школьник не будет испытывать дискомфорт от учебных занятий во 2 смену.

Приучая свое чадо к выполнению определенного распорядка дня, было бы очень уместно родителям стать примером и принять участие в этом процессе. Тогда и привыкание пройдет быстрее, и рейтинг родительского авторитета значительно вырастет.

Питание младших школьников определяет их предрасположенность к заболеваниям и в целом успешность на много лет вперед. Этот фактор медики обозначают как решающий при формировании детского организма.

В целом в 8 лет мальчики и девочки уже питаются не какими-то особенными блюдами, а теми, что родители готовят на всю семью. Пищеварительная система к этому возрасту считается уже сформированной, плюс – наличие зубов. Это позволяет есть взрослую пищу.

Правильный распорядок закладывает у школьника 8 лет дисциплину относительно регулярности питания. Именно в этом возрасте формируются важные навыки на всю жизнь. В случае успеха и диету в будущем соблюдать не придется, и вес всегда будет в норме.

Ваше чадо должно усвоить для себя основные правила:

  • наедаться на ночь – жить в будущем на диете;
  • крекеры, сухарики и чипсы нельзя считать полноценной едой, это плохие, вредные продукты;
  • приемы пищи должны быть регулярными.

Дисциплина в еде способствует эффективному усваиванию питательных веществ из разнообразных продуктов. Важно запустить рефлекторный алгоритм активности детской пищеварительной системы по часам.

Родителям стоит усвоить базовые закономерности относительно здорового питания своих детей.

Суточное меню школьника младших классов должно быть разбито хотя бы на 4 приема пищи. Между каждым из них нельзя допускать слишком больших промежутков, в противном случае возрастает риск резкого ухудшения здоровья. Особенно это касается восьмилеток, ведущих активный образ жизни, и тех, кто посещает много внеклассных занятий.

Например, еды юному хоккеисту, затрачивающему много сил на тренировках, требуется больше, чем девочке, занимающейся рисованием. Для маленьких спортсменов существуют особые диеты, которых рекомендуется придерживаться.

Составляем меню

Детский рацион должен быть продуманным. Жиры обязательны – в виде сметаны, масла, мяса. Отдельно нужно сказать о рыбе, ведь она богата незаменимыми жирными кислотами, которые отлично влияют на мозговую деятельность.

Количество поступающего в организм с пищей белка для детей указанного возраста должно составлять около 60 % от общего объема пищи в сутки, но не более того. Белок содержится в молочных продуктах, яйцах, сыре, твороге, говядине и других продуктах животного происхождения. В 8-летнем возрасте молочные зубы у ребенка меняются на коренные, поэтому ему не составляет особого труда пережевывание кусочков мяса.

Объем употребления углеводов в сутки для школьника составляет не менее 300-400 г.

Когда ребенок в школе усваивает новый материал, а это происходит постоянно, на его глаза повышается нагрузка. Поэтому в меню необходимо вводить морковь, томаты, киви, абрикосы, цитрусовые и рыбий жир. Можно побаловать и .

Соленые, копченые и консервированные продукты следует строго дозировать, то же самое касается и сладостей. Вместо батончиков и печенья лучше положить ребенку в школу на перекус фрукты. Несмотря на всю очевидность данного совета, многие родители позволяют своему чаду гастрономические вольности, не задумываясь о последствиях.

Режим по часам

Если ваш сын или дочь занимается внешкольными занятиями, например ходит в спортивную секцию или в музыкальный кружок, необходимо предусматривать для него перекус – это может быть пакет сока и фрукты.

Суточная энергетическая ценность для восьмилетнего школьника должна составлять порядка 2350 ккал.

Режим питания детей 8 лет на будний день выглядит следующим образом (время примерное):

  • домашний завтрак – 7.30;
  • школьный завтрак –10.00;
  • горячий обед – 12.30;
  • полдник – 15.30;
  • ужин – 18.00;
  • легкий перекус – 20.00.

Питание в школе

Поскольку много времени ученики проводят на занятиях, в столовой школы должны подавать разнообразное и полноценное меню, которое меняется каждую неделю. На завтраках часто можно встретить манники, каши – то, что необходимо для активной умственной деятельности.

На обед, как правило, дают супы и салаты, а на второе – блюда из картофеля, рыбу, макароны, мясо, птицу и др. Рыба является важным продуктом в рационе любого школьника.

Высокую оценку детских диетологов заслужила , ведь она богата всеми полезными веществами, в которых нуждаются школьники. Морепродукты хорошо сказываются на умственном развитии детей самого разного возраста (не только 8-леток) и, главное, поддерживают стабильное состояние коры головного мозга, поэтому в рационе без них не обойтись. Главное – при приготовлении соблюдать правила гигиены и подвергать продукты тщательной тепловой обработке.

Современным родителям следует контролировать не только домашнее питание ребенка, но и школьное меню, поскольку в школе ваше чадо питается 5-6 дней в неделю. Но если по медицинским причинам ребенку прописана диета, общепит вам не подойдет.

На вечер

В промежутках между обедом и ужином ребенку разрешаются: творожок, йогурт, немного фруктов или сдобная булочка. Родителям важно ужинать вместе с ребенком, при этом меню может быть общим для всей семьи.

Вечером к столу подайте главное блюдо, а также компот или чай. Для детей употребление мясных продуктов на ужин крайне нежелательно. Лучше всего приготовить сырники из творога, потушить овощи и т. д.

Перед сном можно предложить йогурт, стаканчик молока или кефира. И не забывайте о твердых овощах и фруктах – они полезны для зубов и при этом не перегружают желудок.

В сбалансированном питании школьников младших классов ключевую позицию занимает животный белок, который можно получить из мяса крупного рогатого скота или птицы, а также рыбы. Для правильного и полноценного развития 8-летнего ребенка эти продукты просто необходимы. Но предпочтение следует отдавать постным сортам мяса и нежирной рыбе.

Оптимальные варианты термической обработки детских блюд – приготовление на пару, тушение и запекание в духовке. В этом плане ничего не изменилось со времен введения первого прикорма.

Если нарушать правила, предписанные педиатрами, можно спровоцировать у ребенка нарушение обмена веществ и, как следствие, – заболевания желудка и кишечника, проблемы с учебой, повышенную нервозность и избыточный вес.

Важным моментом в правильном детском питании является получение удовольствия от приема пищи. Нельзя заставлять, ребенок должен сам хотеть кушать.

Лучшим режимом питания считается тот, при котором пища поступает в желудок через определенные временные промежутки. Между приемами пищи должны быть интервалы: не менее 3 часов, и не более 5. В организме здорового школьника спустя 4 часа после очередной трапезы заканчивается переваривание ранее съеденной пищи и желудок пустеет.

Если ребенок питается правильно, то его вес в 8 лет должен составлять примерно 29 кг. Это относится и к мальчикам, и к девочкам. Понятно, что нельзя этот показатель применять ко всем без исключения, потому что соотношение роста и веса определяет еще и наследственность.

В наше время нередко можно столкнуться с проблемой лишнего веса у подрастающего поколения. При необходимости врач порекомендует специальную детскую диету, учитывающую физиологические особенности вашего ребенка, а также историю его болезней.

Во время школьных каникул и родительских отпусков дети отвыкают от привычного распорядка дня. Какой режим отдыха оптимален для ребенка летом, как сделать так, чтобы каникулы действительно пошли на пользу и до какой степени можно позволить ребенку расслабиться, разбираем в этом материале.

Распорядок дня

Каникулы и масса свободного времени вовсе не означают, что ребенок должен быть предоставлен себе самому и может делать все, что придет в голову. Четкий режим необходим ребенку всегда, пусть даже на время каникул он будет более щадящим. Время отхода ко сыну можно сдвинуть на час-полтора в зависимости от возраста (но крайне желательно, чтобы ребёнок ложился не позднее одиннадцати вечера). От ранних утренних подъемов по будильнику ребенка тоже желательно избавить, хотя, конечно, многие детки сами по себе жаворонки и рано встают даже на каникулах, чтобы побольше успеть. Норма сна для дошкольников и школьников - 9-10 часов, если спать дольше, появятся вялость, разбитость, да и времени на игры и прочие радости останется меньше, так что не бойтесь будить ребенка после 9 утра.

Летний режим также обязательно включает все привычные гигиенические процедуры, утреннюю зарядку (перед школой или садиком на нее часто не остается времени), две прогулки - до обеда и вечером, и обеденный сон или отдых (в зависимости от возраста).

Питание

Да, летом почти все дети едят мало, и все, что вам остается - смириться с этим и скорректировать меню. Минимум жареного, мясного и горячих супов, максимум ягод, овощей, фруктов, компотов и молочных продуктов. Не паникуйте, если ребенок ничего не ест, не заставляйте его насильно и не соблазняйте его фастфудом, ведерком мороженого и другими обычно запретными, но зато сытными по вашему мнению продуктами - ничего, кроме вреда со всех сторон, это не принесет.

Летний досуг

Поездка с родителями на море, лагерь или бабушка в деревне? Конечно, все эти варианты для ребенка более предпочтительны, чем лето в четырех стенах квартиры. Учтите, однако, что отпуск за пределами привычной широты (за границей или на отечественном юге) нельзя назвать в полном смысле отдыхом для ребенка - дорога и смена климата может стать для его организма стрессом, сводящим на нет весь оздоровительный эффект морского воздуха. Если есть возможность, отправляйтесь за пределы родного города минимум на месяц - тогда организм успеет привыкнуть к новым условиям и отдых действительно пойдет ребенку на пользу.

Дача, деревня, турбаза за Волгой - оптимальные для ребенка варианты летнего досуга. Много свежего воздуха, привычные или более натуральные продукты, новые друзья, подвижные игры - никакое море в Турции с аниматорами ребенку этого не заменят.

Что же касается лагерей, ситуация здесь двоякая. Обычные и знакомые нам с детства загородные лагеря со сменами, кострами и вожатыми - вариант неплохой, если ваш ребенок морально готов расстаться с вами и видеться только в «родительские дни». Согласитесь, для шестилетнего малыша (а именно с этого возраста многие лагеря готовы брать детей) разлука с родителями может стать немалым стрессом, а лет с 10-11 дети только рады будут такой самостоятельности. А вот так называемые «лагеря дневного пребывания» в черте города - по сути, просто шанс пристроить ребенка хоть куда-нибудь. Программы в них могут быть насыщенными и интересными, но основной задачи - пребывание на свежем воздухе и отдых - они не решают.

Полезные занятия

Кроме бесконечных игр и беготни, в летний режим дня ребенка должны обязательно входить творческие занятия - рисование, лепка и т.п. Если ребенок отказывается сидеть на одном месте, предложите ему выйти с альбомом на пленэр в ближайший парк, раскрасить собранные на прогулке камушки, собрать гербарий или вместе создать летний фотоальбом. Не стоит забывать и про учебные занятия - чтению, письму, математике и прочим полезным дисциплинам ребенок, начиная с 5 лет, должен уделять хотя бы полчаса даже на каникулах.

Детям 7-8 лет и старше на летних каникулах можно делегировать часть домашних дел. Это дисциплинирует и, как правило, делает ребенка более взрослым в его собственных глазах. Начать можно с ухода за домашними питомцами или помощи бабушке на грядках. Не забывайте благодарить юного помощника и отмечать, как хорошо у него получается то или иное дело.

Возвращаемся к привычному

Самый большой минус лета - то, что оно обязательно заканчивается. Чтобы возвращение к будням не стало для ребенка слишком большим стрессом, потихоньку возвращать его к обычному режиму нужно уже с середины августа. Каждый день сдвигайте время отхода ко сну и пробуждения на 10 минут, плавно увеличивайте время, уделяемое творчеству и учебным занятиям. Если ребенок еще слишком мал и бунтует против «закручивания гаек», обязательно проговаривайте и объясняйте происходящее. Хорошим решением могут быть активные параллельные приготовления к школе или переходу в новую группу в детском саду - вы можете вместе спланировать покупку новой одежды или игрушки для сада, выбрать новые школьные принадлежности, сделать в комнате небольшую перестановку. В этом случае ребенок проще смирится с окончанием каникул и изменением летнего режима и будет с нетерпением ждать сентября.

Татьяна Выводнова



gastroguru © 2017