Модальная классификация ощущений психология. Основные классификации восприятия (классификация по модальности, по форме существования материи)

2. Классификация видов ощущений

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. Б.Г. Ананьев говорил об одиннадцати видах ощущений. А.Р. Лурия считал, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам – систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения – с другой) .

Рассмотрим систематическую классификацию ощущений (рис. 3). Данная классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений, он разделил их на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности .

Основой восприятия являются экстерорецепторы, поскольку именно они обеспечивают объективное представление о внешнем мире.

Как известно, человек обладает пятью органами чувств. Видов внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает. Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ощущения.

Рис. 3. Систематическая классификация основных видов ощущений

Основным источником информации о внешнем мире является зрительный анализатор. С его помощью человек получает до 80% от общего объема информации. Орган зрительных ощущений – глаз. На уровне ощущений он воспринимает информацию о свете и цвете. Воспринимаемые человеком цвета разделяют на хроматические и ахроматические. К первым относятся цвета, составляющие спектр радуги (т.е. расщепления света – всем известные «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Ко вторым – черный, белый и серый цвета. Цветовые оттенки, содержащие около 150 плавных переходов из одного в другой, воспринимаются глазом в зависимости от параметров световой волны.

Зрительные ощущения оказывают большое влияние на человека. Все теплые цвета положительно влияют на работоспособность человека, возбуждают его и вызывают хорошее настроение. Холодные цвета успокаивают человека. Темные цвета угнетающе действуют на психику. Цвета могут нести предупреждающую информацию: красный говорит об опасности, желтый – предостерегает, зеленый – сигнализирует о безопасности и т.п.

Следующим по своей важности в получении информации является слуховой анализатор. Ощущения звуков принято делить на музыкальные и шумовые. Их отличие состоит в том, что музыкальные звуки создаются периодическими ритмическими колебаниями звуковых волн, а шумы – неритмичными и нерегулярными колебаниями .

Слуховые ощущения тоже имеют большое значение в жизни человека. Источником слуховых ощущений являются разнообразные звуки, действующие на орган слуха. Слуховые ощущения отражают шумовые, музыкальные и речевые звуки.

Ощущения шума и шороха сигнализируют о наличии предметов и явлений, издающих звуки, о месте их нахождения, о приближении или удалении. Они могут предупреждать об опасности и вызывать определенное эмоциональное переживание.

Музыкальные ощущения характеризуются эмоциональным тоном и мелодичностью. Эти ощущения формируются у человека на основе воспитания и развития музыкального слуха и связаны с общей музыкальной культурой человеческого общества.

Речевые ощущения являются чувственной основой речевой деятельности человека. На базе речевых ощущений формируется фонематический слух, благодаря которому человек может различать и произносить звуки речи. Фонематический слух оказывает влияние не только на развитие устной и письменной речи, но и на овладение иностранным языком .

У многих людей существует интересная особенность – сочетание звукового и зрительного ощущений в одно общее ощущение. В психологии это явление называют синестезией. Это устойчивые ассоциации, возникающие между объектами слухового восприятия, например мелодиями, и цветовыми ощущениями. Часто люди могут сказать, «какого цвета» данная мелодия или слово.

Несколько реже встречается синестезия, основанная на ассоциации цвета и запаха. Она часто присуща людям с развитым обонянием. Таких людей можно найти среди дегустаторов парфюмерной продукции – для них важен не только развитый обонятельный анализатор, но и синестетические ассоциации, позволяющие сложный язык запахов перевести в более универсальный язык цвета. Вообще же обонятельный анализатор, к сожалению, чаще всего у людей не очень сильно развит. Люди, подобные герою романа Патрика Зюскинда «Парфюмер», – явление редкое и уникальное .

Обоняние – вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте – впереди, в выдающейся части тела. Путь о рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принимаются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных переключений попадают в головной мозг.

Часть мозга, которая называется обонятельной, также является и наиболее древней, и чем ниже живое существо стоит на эволюционной лестнице, тем большее пространство в массе головного мозга она занимает. У рыб, например, обонятельный мозг охватывает практически всю поверхность полушарий, у собак – около одной ее трети, у человека его относительная доля в объеме всех мозговых структур равна примерно одной двадцатой части.

Указанные различия соответствуют развитости других органов чувств и тому жизненному значению, которое данный вид ощущений имеет для живых существ. Для некоторых видов животных значение обоняния выходит за пределы восприятия запахов. У насекомых и высших обезьян обоняние также служит средством внутривидового общения.

Система классификации запахов, известная как «Призма Хеннинга» (цветочный, фруктовый, пряный, смолистый, пригорелый, гнилостный), образует углы призмы с промежуточными качествами, расположенными на плоскостях (рис. 4).

Рис. 4. «Призма Хеннинга»

Имеются и другие классификации. В практике часто используют сравнение данного запаха с известным эталоном (сирень, сено и т.д.) .

Ощущения вкусовые – отражение качества пищи, обеспечение индивида информацией о том, можно ли употребить внутрь данное вещество. Вкусовые ощущения (часто вместе с обонянием) вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы (вкусовые почки), расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и надгортаннике.

Система классификации вкусов представлена «Тетраэдром Хеннинга» (рис. 5), в которой четыре основных вкуса (сладкий, кислый, соленый, горький).

Рис. 5. «Тетраэдр Хеннинга»

Они располагаются в углах тетраэдра (четырехугольной пирамиды), а все другие ощущения вкуса располагаются на плоскостях Тетраэдра и представляют их как комбинации двух или более основных вкусовых ощущений .

Кожная чувствительность, или осязание, – это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности. Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, не представляет собой элементарного осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, более простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, причем для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.

Наличие таких рецепторов можно обнаружить практически на всех участках кожи. Однако специализированность кожных рецепторов до сих пор точно установить не удалось. Неясно, существуют ли рецепторы, исключительно предназначенные для восприятия одного воздействия, порождающие дифференцированные ощущения давления, боли, холода или тепла, или качество возникающего ощущения может меняться в зависимости от состояния одного и того же рецептора, а также от специфики воздействующего на него свойства. Известно только, что сила и качество кожных ощущений сами по себе относительны. Например, при одновременном воздействии на поверхность одного участка кожи теплой водой ее температура воспринимается по-разному в зависимости от того, какой водой мы воздействуем на соседний участок кожи. Если она холодная, то на первом участке кожи возникает ощущение тепла, если она горячая, то ощущение холода. Температурные рецепторы имеют, как правило, два пороговых значения: они реагируют на высокие и низкие по величине воздействия, но не отзываются на средние.

На примерах кинестетических ощущений и ощущений равновесия можно подтвердить тот факт, что далеко не все ощущения являются осознаваемыми. В повседневной речи, которой мы пользуемся, отсутствует слово, обозначающее ощущения, идущие, например, от рецепторов, расположенных в мышцах и работающих при их сокращении или растяжении. Тем не менее эти ощущения все же существуют, обеспечивая управление движениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Они формируются автоматически, поступают в мозг и регулируют движения на подсознательном уровне. Для их обозначения в науке принято слово, которое происходит от понятия «движение», – кинетика, и их поэтому называют кинестетическими.

Без ощущений подобного рода мы бы испытывали большие трудности, связанные с одновременным согласованием движений различных частей тела, сохранением позы, равновесия, контролем различных непроизвольных движений (безусловно-рефлекторные реакции, навыки и т.п.), потому что все они включают в себя такие двигательные моменты, которые выполняются автоматически и очень быстро. Кроме мышц рецепторы кинестетических ощущений находятся в других органах. Например, формирование ощущений, которые способствуют поддержанию и сохранению равновесия, происходит благодаря наличию особых рецепторов равновесия, имеющихся во внутреннем ухе. От работы этих рецепторов зависит чувство ускорения или замедления движений .

Существуют данные о том, что и с помощью обычных органов чувств человек воспринимает раздражители, находящиеся за нижним порогом его чувствительности. Эти раздражители (их называют субсенсорные) способны оказывать влияние даже на осознаваемые ощущения. Это доказывает существование у человека восприимчивости к неощущаемым сознательно раздражителям. С помощью такой чувствительности мы уточняем, например, локализацию звука. Физиолог Г.В. Гершуни, в частности, пишет, что «сразу после контузии, когда слуховые ощущения либо полностью отсутствуют, либо появляются только при воздействии очень сильных звуков, возникают такие ответные реакции организма, как изменение спонтанной электрической активности коры головного мозга – появление ритмов более высоких частот… изменение разности потенциалов кожи (кожно-гальваническая реакция) и улитко-зрачковый рефлекс – изменение диаметра зрачка при действии звука» .

Зона неслышимых звуков, вызывающих улитко-зрачковый рефлекс, была названа Гершуни «субсенсорной областью». На стадиях постепенного восстановления слуха эта зона увеличивается, а при полной нормализации уменьшается. Подобным же образом ведут себя другие непроизвольные реакции, регистрируемые в ходе патологического процесса. В норме пределы субсенсорной области существенно зависят от состояния человека и для улитко-зрачкового рефлекса колеблются в пределах от 5 до 12 дб .

Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств. К таким ощущениям относятся слух и зрение. Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно, принадлежат данному предмету. В этом и заключается двойственность положения, занимаемого обонянием в классификации ощущений.

Поскольку ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражителя на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений, рассмотренная нами, исходит, естественно, из типа рецептора, который дает ощущение данного качества, или «модальности».

Однако существуют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определенной модальностью. Такие ощущения называют интермодальными. К ним относится, например, вибрационная чувствительность, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой.

Ощущение вибрации – это чувствительность к колебаниям, вызываемым движущимся телом. По мнению большинства исследователей, вибрационное чувство является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью.

В частности, некоторые авторы считают, что тактильно-вибрационная чувствительность есть одна из форм восприятия звука. При нормальном слухе она особенно не выступает, но при поражении слухового органа эта ее функция отчетливо проявляется. Вибрационная чувствительность приобретает особое практическое значение при поражениях зрения и слуха. В жизни глухих и слепоглухонемых она играет большую роль. Слепоглухонемые, благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности, узнавали о приближении грузовика и других видов транспорта на большом расстоянии. Таким же образом посредством вибрационного чувства слепоглухонемые узнают, когда к ним в комнату кто-нибудь входит.

Следовательно, ощущения, являясь самым простым видом психических процессов, на самом деле весьма сложны и в полной мере не изучены .

Ощущения интероцептивные – объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма, чувствительность к собственным обменным процессам (голод, жажда, удушье и т.п.). Обычно они замыкаются на субсенсорном (неосознаваемом) подкорковом уровне и осознаются лишь в случае существенного нарушения нормального состояния организма, нарушения необходимого постоянства его внутренней среды (гомеостаз). Возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Интероцептивные ощущения относят к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.

Следует также отметить, что интероцептивные ощущения весьма часто называют органическими .

Ощущения проприоцептивные («глубокая чувствительность») – ощущения, передающие информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений. Эти ощущения создают основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Эта группа ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение. Периферические рецепторы этой чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини. Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха .

Следует отметить, что существуют и другие подходы к классификации ощущений. Попытку создания генетической классификации ощущений предпринял английский невролог X. Хэд, выделивший более древнюю – протопатическую и более молодую – эпикритическую чувствительность. Ощущения протопатические (греч. protos – первый, первичный, pathos – болезнь, страдание) – филогенетически это более древние ощущения, примитивные и недифференцированные, смешанные с эмоциями и локализованные. Чаще это понятие употребляется относительно кожной чувствительности. Сюда относятся органические ощущения (голод, жажда и пр.).

Ощущения эпикритические (греч. Epikrisis – суждение, решение) – филогенетически новые ощущения. Они характеризуются более низким порогом раздражения, способностью ощущать легкие прикосновения, точной локализацией внешнего раздражения, более совершенным распознанием качества внешнего раздражителя. К ним относятся все основные виды ощущений человека .

Виды ощущений классифицируют по модальности, месту расположения рецепторов, по контакту с раздражителем.


Заключение

Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Жизнь каждого человека сложна и многогранна. Она раскрывается через целый ряд важных процессов. Их условно можно разделить на социальную и деловую активность индивида, культуру, медицину, спорт, общение, межличностные отношения, научную и исследовательскую деятельность, развлечение и отдых.

Полноценное протекание всех вышеперечисленных процессов проблематично, а порою даже невозможно представить без задействованности всех наших органов чувств. Поэтому необходимо оценить роль ощущений в жизни человека, так как иногда это знание помогает в организации благополучного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.

Итак, ощущение – это процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств). Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку. С помощью ощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы. Ощущения являются предпосылкой для создания образов и их познания.

Существует несколько классификаций видов ощущений. По модальности (видам анализаторов) различают ощущения: зрительные, слуховые, осязательные (тактильные, температурные и болевые), обонятельные и вкусовые. Выделяют также интермодальные ощущения.

По характеру отражения и месту расположения рецепторов классификация ощущений представлена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. На основе анатомического расположения рецепторов ощущения делятся на три класса: интероцептивные (рецепторы расположены во внутренней среде организма), проприоцептивные (рецепторы расположены в мышцах, сухожилиях и суставных сумках) и экстероцептивные (рецепторы расположены на поверхности тела). К экстероцептивным относят: контактные (вкус, осязание) и дистантные (обоняние, слух, зрение). А.Р. Лурия дополняет последний ряд двумя категориями: интермодальными (промежуточными) и неспецифическими видами ощущений.

По происхождению (генетическая классификация X. Хэда) выделяют: протопатические и эпикритические ощущения.


Список литературы

1. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие. – М.: Ось-89, 2007. – 352 с.

3. Гершуни Г.В., Соколов Е.Н. Объективные изменения чувствительности и субсенсорная ее область // Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М. 1975. – с. 227.

4. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 368 с.

5. Дмитриева Н.Ю. Общая психология. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2007. – 128 стр.

6. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2007. – 511 с.

8. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.

9. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.

10. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.

11. Максименко С.Д. Общая психология. – М.: Рефл-бук, 2004 – 528 с.

12. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688.

13. Общая психология: Учебник/ Под общ. Ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2002. – 232 с.

14. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2002. – 315 с.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.

16. Сорокун П.А. Основы психологии. – Псков: ПГПУ, 2005 – 312 с.


Развивались способности человека, в том числе и способность ощущать. Поэтому человек может ощущать гораздо большее количество свойств окружающих его предметов, чем животное. 2. ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ И ИХ МЕХАНИЗМЫ Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов) основных видов ощущений, выделяя обоняние, вкус, осязание, слух и зрение. Эта...


А С - постоянная интегрирования. Отсюда следует, что интенсивность ощущения растет гораздо медленнее, чем сила раздражителя. Этот закон справедлив лишь в зоне комфорта. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги. В образной форме они представлены в таблице 2. Таблица 2 Средние значения абсолютных порогов ощущений для разных органов чувств человека Органы чувств Величина...

И отдельных частей тела относительно друг друга, дают многообразные ощущения по преимуществу от внутренних органов, от мышечной системы и суставных поверхностей и отчасти от кожи. Статические ощущения в жизнедеятельности человека играют роль: определения тела в пространстве. Основным органом для регулирования положения тела в пространстве является лабиринтный аппарат, а именно его вестибулярный...

Группой ощущений, и связывает человека с внешней средой. Экстероцептивные ощущения разделяют на две подгруппы: контактные (вкус, осязание) и дистантные (слух, зрение, обоняние) ощущения. 2. Ощущение как источник познания Ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и...

Изучение различных видов чувствительности

Классификации ощущений.

Существует множество классификаций ощущений, сгруппированных по различным критериям (сходство и различие функций, общность происхождения, уровень развития и т. д.). В данной теме мы подробнее рассмотрим лишь те из них, которые получили широкое распространение в психологии, психофизиологии сенсорных систем и физиологии.

1. Классификация ощущений по модальностям.

Поскольку ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит из рецептора, который дает ощущения данного качества или модальности.

Принято различать пять внешних чувствительных систем: зрение, слух, обоняние, вкус, кожную чувствительность. Фактически же их значительно больше (например, воздействия на кожу вызывают ощущения давления, боли, холода, тепла и др.).

Различные модальности ощущений сложились в процессе эволюции. Однако, по мнению С.Л. Рубинштейна, до сих пор существуют еще не достаточно изученные интермодальные (межмодальные) виды чувствительности. Такими являются, например, вибрационная и болевая чувствительность .

2. Генетическая классификация г. Хэда.

Данная классификация исходит из скорости регенерации афферентных волокон после перерезки периферического нерва и отнесения центральной части анализатора к древней или новой коре головного мозга. Г. Хэд выделяет два различных вида чувствительности –протопатическую и эпикритическую.

Протопатическая чувствительность – более примитивная и аффективная, менее дифференцированная и локализованная. Волокна, проводящие протопатическую чувствительность, Хэд считает генетически более старыми, примитивными по своему строению и поэтому восстанавливающимися быстрее. Эпикритическая чувствительность – более тонко дифференцированная, объективированная и рациональная; вторая контролирует первую. Эпикритическая чувствительность проводится волокнами филогенетически более молодой системы и более сложно построенной, следовательно, восстанавливается медленно.

3. Генетическая классификация ч. Шеррингтона.

В данной классификации выделяются три основных класса ощущений:

1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела;

2) проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках;

3) интероцептивные (органические), которые сигнализируют с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.

В свою очередь экстероцептивные ощущения делятся на два подкласса: дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами .

Пороги чувствительности и методы их изучения.

Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную степень интенсивности. Диапозон нашей чувствительности ограничен нижним и верхним абсолютными порогами.

Минимальная величина раздражения, необходимая для возникновения едва заметного ощущения, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 мм поверхности кожи.

Верхний абсолютный порог ощущений – это максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущения.

Абсолютные пороги – верхний и нижний – определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира. По аналогии с измерительным прибором абсолютные пороги определяют диапазон, в котором сенсорная система может измерять раздражители.

Абсолютная чувствительность численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений. Если абсолютную чувствительность обозначить буквой Е, а величину абсолютного порога P, то связь абсолютной чувствительности и абсолютного порога может быть выражена формулой: Е=1/P .

Наряду с абсолютной различается относительная чувствительность – чувствительность к изменению интенсивности воздействия.

Относительная чувствительность измеряется порогом различения (дифференциальным или разностным). Разностный порог – это минимальное различие в силе однотипных раздражителей, необходимое для изменения интенсивности ощущения. Разностный порог измеряется относительной величиной (дробью), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.

Так, если взять груз в 1 кг и затем прибавить еще 10 г, то этой прибавки никто ощутить не сможет; чтобы почувствовать прибавление увеличение прибавки в весе, необходимо добавить 1/30 часть первоначального веса, т. е. 30 гр. Таким образом, относительный порог различения силы тяжести равен 1/30 части силы первоначального раздражителя. Относительный порог различения яркости света равен 1/100; громкости звука – 1/10; вкусовых воздействий – 1/5. Указанные закономерности являются психофизическими зависимостями. Они впервые были самостоятельно открыты в первой половине 19 века французским физиком П. Бугером и немецким психофизиком Э.Г. Вебером и носят название закона Бугера–Вебера (психофизический закон, выражающий постоянство отношения приращения величины раздражителя и силы ощущения ).

Таким образом, нижние и верхние пороги ощущений (абсолютная чувствительность) и разностные пороги (относительная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности .

В психофизике разработан ряд методов определения абсолютных и разностных порогов чувствительности .

Методы определения абсолютных порогов чувствительности

Метод установки (средней ошибки).

Применение целесообразно только в тех случаях, когда есть возможность непрерывно (плавно) изменять предъявляемый стимул. При измерениях по данной методике испытуемый сам регулирует величину стимула. Начиная от первоначально вызвавшей у него отчетливое ощущение, он плавно снижает интенсивность стимула до тех пор, пока не установит такое её значение, при котором он впервые утрачивает ощущение его воздействия. Если опыт начинается с явно неощущаемой интенсивности стимула, то испытуемый должен найти такое её значение, при котором ощущение появляется.

При обработке полученных результатов в качестве показателей абсолютного порога чувствительности используют меры центральной тенденции – медиану (Ме) и среднюю арифметическую величину (М). Метод границ (метод минимальных изменений).

Метод предусматривает определение величины порога путем предъявления испытуемому последующего ряда раздражителей, постепенно, минимальными и равными ступенями возрастающей и убывающей интенсивности. Например, при измерении абсолютного порога громкости испытуемому дают инструкцию говорить «да», если он сигнал слышит, и «нет» – если не слышит. Сначала предъявляют стимул, который он явно может расслышать. Затем при каждом предъявлении величина стимула уменьшается. Эту процедуру проводят до тех пор, пока не изменятся ответы испытуемого.

Величина стимула, при которой изменяются ответы испытуемого, соответствуют порогу исчезновения ощущения (P1). На втором этапе измерения в первом предъявлении испытуемому предлагают стимул, который он никак не может слышать. Затем на каждом шаге величина стимула возрастает до тех пор, пока ответы испытуемого перейдут от «нет» к «да» или «может быть, да». Это значение стимула соответствует порогу появления ощущения (P2). Но порог исчезновения ощущения редко бывает равен порогу появления. Соответственно абсолютный порог (Stp) будет равен среднеарифметическому порогов появления и исчезновения.

Проводится на основании статистической обработки достаточно большого числа показаний испытуемого. Метод состоит в следующем.

Раздражители различной интенсивности предъявляются испытуемому в беспорядочной последовательности. В случае определения абсолютного порога испытуемый должен говорить: ощущает он или не ощущает предъявленное ему раздражение. Величина порога вычисляется в результате подсчета правильных и ложных ответов, данных испытуемым при многократной оценке предъявляющихся ему раздражителей разной интенсивности. Этот метод требует предварительного опыта, цель которого состоит в ориентировочном определении диапозона пороговой зоны. Пороговая зона – это такой диапозон интенсивности раздражителя, на границах которого испытуемый практически всегда начинает или перестает ощущать воздействие стимула. Выявленный в опыте диапозон пороговой зоны разделяют на равное, желательно нечетное, число интервалов интенсивности (от 5 до 9). Поэтому все разности между величинами всех стимулов в пороговой зоне одинаковы. В течение всего опыта эти выбранные интенсивности остаются неизменными (отсюда название метода: метод констант). Во время опыта стимулы разной интенсивности предъявляются в случайном порядке, причем обязательно стимулы каждой интенсивности необходимо предъявлять одинаковое число раз.

Методы определения разностного порога

Метод минимальных изменений (метод границ).

Определение разностного порога данным методом предполагает выбор эталонного стимула среди континуума сверхпороговых стимулов. По отношению к нему и производят сравнение всех остальных стимулов. Сравнение эталонного и остальных, т. е. переменных, стимулов можно осуществлять последовательно и одновременно. В первом случае первым предъявляют эталонный стимул, а во втором – эталонный стимул и сравниваемый с ним стимул одновременно. Использование метода границ для определения разностных порогов требует учета не двух, а трех категорий ответов испытуемого: «больше», «меньше» и «равно». При обработке экспериментальных данных для каждого стимульного ряда находят границы между сменой категорий ответов: от «меньше» к «равно» и от «равно» к «больше». Усредняя значения интенсивностей стимулов, соответствующие интервалам между этими границами (совместно для нисходящих и восходящих рядов стимуляции), получают средние значения «верхнего» (для ответов «больше») и «нижнего» (для ответов «меньше») порогов чувствительности.

Разность между ними определяет интервал неопределенности и разделенная пополам она дает нам искомую величину разностного порога чувствительности.

Метод постоянных раздражителей (метод констант).

Основные предпосылки при определении разностных порогов методом постоянных раздражителей остаются теми же, что и при определении абсолютного порога чувствительности. Разностный порог определяется по отношению к произвольно выбранному стандартному стимулу сверхпороговой интенсивности. В процессе измерений можно пользоваться таким планом эксперимента, согласно которому от испытуемого требуется две категории ответов (и «больше», и «меньше», чем эталон). Но можно использовать и другой план, предусматривающий три категории ответов (аналогично методу границ). Однако второй вариант методики используется реже, поскольку наличие в нем третьей категории ответов приводит к снижению точности полученных результатов измерения.

Метод средней ошибки.

Испытуемому предъявляют одновременно два стимула – эталон и переменный, причем величину переменного стимула испытуемый изменяет самостоятельно. Аппаратура должна позволять плавную регулировку измеряемого параметра переменного стимула. Задача испытуемого состоит в подравнивании переменного стимула к эталону. Для вычисления разностного порога испытуемый должен произвести множество подравниваний, что дает возможность рассчитать среднюю арифметическую величину (М) и среднее квадратичное отклонение (σ) точности подравнивания. В эксперименте с использованием метода средней ошибки величина разностного порога чувствительности в значительной мере зависит от формулировки инструкции, даваемой испытуемому. Испытуемому можно предложить подравнивать переменный стимул относительно эталона, сказав, что переменный стимул будет, например, всегда меньше (или всегда больше), чем эталон, или испытуемому дают иную инструкцию: «найти равенство между переменным и эталонным стимулами».

Теснейшим образом связаны между собой. И одно и другое является так называемым чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств: в этом их единство. Но восприятие — осознание чувственного данного предмета или явления; в восприятии перед нами обычно расстилается мир людей, вещей, явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения. Этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся. Ощущение же — отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего. В этом последнем случае ощущения и восприятия различаются как две разные формы или два различных отношения сознания к предметной действительности. Ощущения и восприятия, таким образом, едины и различны. Они составляю: сенсорно-перцептивный уровень психического отражения. На сенсорно-перцептивном уровне речь идет о тех образах, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств.

Понятие об ощущениях

Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состояниях организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной. Известны факты, говорящие о том, что человек, лишенный постоянного источника информации, впадает в сонное состояние. Такие случаи: имеют место, когда человек внезапно лишается зрения, слуха, обоняния и когда сознательные ощущения его ограничиваются каким-либо патологическим процессом. Близкий к этому результат достигается, когда человека на некоторое время помещают в свето- и звуконепроницаемую камеру, изолирующую его от внешних воздействий. Такое состояние сначала вызывает сон, а затем становится труднопереносимым для испытуемых.

Многочисленные наблюдения показали, что нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психического развития. Если детей, рожденных слепо-глухими или лишенными слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их психическое развитие станет невозможным и они не будут самостоятельно развиваться.

Как будет описано ниже, высокая специализированность различных органов чувств имеет в своей основе не только особенности строения периферической части анализатора — “рецепторов”, но и высочайшую специализацию нейронов, входящих в состав центральных нервных аппаратов, до которых доходят сигналы, воспринимаемые периферическими органами чувств.

Рефлекторная природа ощущений

Итак, ощущения — начальный источник всех наших знаний о мире. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением . Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.

Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых .

Каждый анализатор состоит из трех частей:
  1. периферического отдела, называемого рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс);
  2. афферентные или чувствительные нервы (центростремительные), проводящие возбуждение в нервные центры (центральный отдел анализатора);
  3. корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии в коре головного мозга, так как определенным клеткам периферии (рецепторов) соответствуют определенные участки корковых клеток. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Анализатор — не пассивный приемник энергии. Это орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей.

Физиологические исследования показывают, что ощущение вовсе не является пассивным процессом, оно всегда включает в свой состав двигательные компоненты. Так, наблюдения с помощью микроскопа за участком кожи, проведенные американским психологом Д. Неффом, позволили убедиться, что при раздражении ее иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что в состав каждого ощущения входит движение, иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т.д.). Таким образом, ощущения вовсе не являются пассивными процессами — они носят активный характер. В указании на активный характер всех этих процессов и состоит рефлекторная теория ощущений.

Классификация ощущений

Издавна принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух . Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам — систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения — с другой).

Систематическая классификация ощущений

Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа; интероцептивные, проприоцептивные и экстероцентивные ощущения . Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.

Интероцептивные ощущения

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводит до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.

Проприоцептивные ощущения

Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и имеют формы особых нервных телец (тельца Паччини). Возбуждения, возникающие в этих тельцах, отражают ощущения, происходящие при растяжении мышц и изменении положения суставов. В современной физиологии и психофизиологии роль проприорицепции как афферентной основы движений у животных была подробно изучена А. А. Орбели, П. К. Анохиным, а у человека — Н. А. Бернштейном. Описываемая группа ощущений включает специфический вид чувствительности, называемый ощущением равновесия, или статическим ощущением. Их периферические рецепторы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Экстерорецеотивные ощущения

Третьей и самой большой группой ощущений являются экстерорецеотивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу зкстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и, особенно, слух и зрение.

Генетическая классификация ощущений

Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности:
  1. протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод; жажда и пр.);
  2. эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные органы чувств человека.

Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

Общие свойства ощущений

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время — так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс; для болевых — 370, а для вкусовых — всего 50 мс.

Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Наличие положительных последовательных образов объясняет, почему мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами кинофильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров — последовательными образами от них. Последовательный образ изменяется во времени, положительный образ заменяется отрицательным. При цветных источниках света последовательный образ переходит в дополнительный цвет.

Вопрос 1. Познание

Познание - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закомерностях объективного мира.

В человеческом познании на банальном (бытовом) уровне выделяют, прежде всего, такие уровни, как чувственное и рациональное познание .

Чувственное познание – это познание мира с помощью органов чувств (зрение, осязание, обоняние, вкус, слух), главными из которых являются зрение и слух. Оно носит конкретный и образный характер, оно оперирует единичными предметами, отличается наглядностью.

Рациональное познание – это изучение мира с помощью разума, то есть мышления, интеллекта. Оно характеризуется абстрактностью, т.к. оперирует универсалиями (понятиями).

На уровне физиологии мозга за чувственное познание отвечает правое полушарие, а за рациональное – левое полушарие мозга. Филогенетически первичным считается именно чувственное познание, а рациональное развивается на его основе.

Аналогами чувственного и рационального уровней познания в науке выступают эмпирический и теоретический уровни.

Эмпирический уровень связан со сбором первичной информации об объекте, её классификацией и первичным обобщением. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект, имеет дело с «живой действительностью» и реализуется в основном посредством наблюдения и эксперимента. Здесь выявляют свойства объектов и процессов, фиксируют события, устанавливают закономерности (повторяемости, регулярности). Основная задача эмпирического исследования – достаточно точно зафиксировать, описать свойства, качества объектов. В результате такой деятельности формируются факты (фактуальный базис) науки.

Теоретический уровень надстраивается над эмпирическим, т.е. теоретические исследования опираются на данные, полученные эмпирическим путём. На основе анализа и обобщения последних здесь формулируются гипотезы, законы и теории, касающиеся объекта исследования. Главные цели теоретического исследования состоят уже не в описании, а в объяснении изучаемых явлений, поиске законов, которым они подчинены, создании идеальных моделей явлений и процессов.

Теоретическое познание носит не непосредственный, а опосредованный характер, имеет дело с понятиями или некими идеальными конструкциями, несуществующими в реальности (материальная точка, идеальный газ, абсолютно твердая поверхность). Такие идеальные объекты, в отличие от реальных, имеют конечное число свойств. Например, материальная точка имеет только два свойства: обладает массой и возможностью перемещаться в пространстве и времени.

Считается, что эмпирический уровень более прочен и устойчив, чем теоретический: теории приходят и уходят, а факты остаются в науке навсегда, только по-разному интерпретируются.

Можно также сказать, что на эмпирическом уровне происходит познание явлений, а на теоретическом осуществляется познание сущности, или на эмпирическом уровне познаётся сущность первого порядка, а на теоретическом – сущность второго (т.е. более глубокого) порядка.

В ходе научного познания оба уровня взаимодействуют друг с другом. Действует принцип согласованности.

Каждому уровню познания соответствуют свои особенные формы познания, а эмпирическому и теоретическому уровням – не только формы, но также и методы познания.

Ощущения – первичная форма отражения действительности. Информация о внешнем мире может попасть в головной мозг только через соответствующие рецепторы. При воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы, мы получаем зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные, тактильные и другие ощущения.

Ощущение – это отражение отдельных свойств объекта (предмета) при непосредственном контакте с ним. В языке ощущения фиксируются обычно с помощью характеристик-прилагательных (зеленый, кислый, горячий, пронзительный, твердый и пр.).

Ответная реакция организма на раздражения внешней или внутренней среды– рефлекс . Она считается основным механизмом нервной деятельности. Все психические процессы имеют рефлекторную природу, т.е. возникают в ответ на раздражения внешней или внутренней среды.

Классификация ощущений по модальностям

Различают пять основных модальностей (видов) ощущений: осязание, зрение, слух, обоняние и вкус.

Со времён Аристотеля считалось, что у человека пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. На самом деле их, видимо, значительно больше, потому что человек способен ощущать тепло и холод, давление, земное притяжение, ускорение, вибрацию, положение своего тела (или отдельных его частей) в пространстве. И всё же человек ощущает далеко не все факторы окружающей среды. У нас нет анализаторных систем, которые бы позволяли чувствовать электрическое поле, рентгеновские лучи, радиоволны и многое другое.

В процессе эволюции живые организмы развивались в разных направлениях, поэтому многие способны ощущать то, что не дано человеку. Орёл имеет более зоркое зрение, а собака различает недоступные человеку звуки и запахи. Кроме того, у некоторых живых существ сформировались органы чувств, которые отсутствуют у человека. Киты, дельфины, летучие мыши, бабочки способны ощущать ультразвуки; нильская щука и электрический сом улавливают даже слабые колебания электрического поля, многие рыбы тонко чувствуют изменение давления водной среды.

Свойства ощущений

1. Качество – основная особенность ощущения, отличающая его от других видов ощущений.

2. Интенсивность – количественная характеристика ощущения. Интенсивность определяется функциональным состоянием рецептора и силой воздействующего на него раздражителя.

3. Длительность характеризует время действия ощущения. Длительность ощущения главным образом определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителей на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время – так называемый латентный (скрытый) период ощущения.

Ощущения также не исчезают одновременно с прекращением действия раздражителя, а обладают некоторой инерцией. На этом свойстве основана иллюзия отсутствия перерывов между кадрами кинофильма.

4. Локализация. Анализ информации, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.

5. Чувствительность. Она характеризуется порогами ощущений Абсолютно низкий порог ощущения – это минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное раздражение. Верхний абсолютный порог – это наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида.

Например, болевые ощущения . В формировании боли участвуют корковые, а также подкорковые образования. Боль возникает как при непосредственном воздействии на тело внешних раздражителей, так и при изменениях в самом организме, вызываемых различными патологическими процессами.

Болевая реакция представляет собой наиболее инертную и сильную безусловную реакцию. Болевое ощущение в известной мере поддается влиянию со стороны высших психических процессов. Многочисленные примеры свидетельствуют как о мужестве, об умении, испытывая боль, не поддаваться ей, а действовать, подчиняясь высоконравственным мотивам, так и о малодушии, сосредоточении на своих болевых ощущениях.

6. Адаптация – изменение чувствительности наших органов чувств, применительно к внешним условиям. Для разных органов чувств, различны временные характеристики адаптации. Так, чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 минут. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 сек. Слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией . Например, красильщики могут воспринимать до 50 – 60 оттенков черного цвета; сталевары различают тончайшие оттенки раскаленного потока металлов, указывающие на присутствие посторонних примесей.

7. Компенсация – усиление чувствительности одних ощущений из-за утраты чувствительности другими ощущениями. Например, утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности. Скажем, глухие часто они способны понимать речь собеседника по движениям губ.

Вторая форма чувственного познания – восприятие. Оно базируется на ощущениях и ранее приобретённом опыте. Восприятие – это целостное наглядно-образное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и качеств, действующих в данный момент на органы чувств . Восприятие является действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии.

Многие наши загадки дают нам описание предмета через ряд ощущений, а мы их должны синтезировать и понять, что же за предмет подразумевается («Зимой и летом одним цветом», «Не лает, не кусает, а в дом не пускает», «Желтое коромысло над домом повисло»). Или попробуйте объединить в единый предмет такие ощущения, как сладкий, красный и круглый или твердый, черный и сладкий.

КЛАССИФИКАЦИИ ОЩУЩЕНИЙ

различные формы (способы) логической группировки ощущений («чувств», видов чувствительности ). К. о. тесно связаны с классификациями рецепторов , органов чувств и сенсорных систем ; часто классификация, скажем, рецепторов, берется за основу К. о., а К. о. м. б. использована для классификации органов чувств. Рассмотрим наиболее часто используемые в психологии К. о.

В 1826 г. Э. Вебер (см. ) предложил разделить осязание на чувство прикосновения, чувство веса и температурное чувство. и др., более диффузные («темные», по выражению И . Сеченова ) переживания, вроде чувства движения (см. ), чувства равновесия и ощущений внутренних органов (см. ), объединялись им под названием das Gemeingefuhl, или общих ощущений .

2. Г . фон Гельмгольц делил ощущения по категориям модальности ; фактически, эта классификация - продолжение классической К. о., поскольку модальности выделяются по соответствующим органам чувств (ощущения, связанные с глазом, относятся к зрительной модальности; ощущения, связанные с ухом, - к слуховой модальности; и т. д.). В современном варианте этой К. о. используется дополнительное понятие субмодальности; напр., внутри такой модальности, как кожное чувство, различают субмодальности: механические, температурные и . Аналогично внутри зрительной модальности выделяют субмодальности ахроматических и хроматических ощущений (с дальнейшим разделением на качества).

3. В . Вундт считается родоначальником К. о. (а также рецепторов, органов чувств, сенсорных систем) на основе типа энергии адекватного раздражителя для соответствующих рецепторов: с этой т. зр. ощущения можно делить на световые, механические (в т. ч. звуковые, тактильные, вестибулярные), химические, электрические, термические. Еще Ч. Шеррингтон заметил, что подобное деление справедливо лишь для тех рецепторов, которые обладают узкой избирательностью (специализацией), или, др. словами, имеют определенные адекватные стимулы. Для некоторых рецептивных систем более приемлема физиологическая классификация.

4. Физиологическая классификация рецепторов (и соответствующих ощущений), разработанная англ. физиологом Чарлзом Шеррингтоном (Sherrington, 1861-1952; лауреат Нобелевской премии 1932 г.), имеет иерархическое строение (рис. 4) и опирается на 2 основания: критерий объективной (соматической) локализации рецепторов и критерий субъективной локализации ощущений (дистантная, т. е. внешняя, экстрасоматическая, и контактная, т. е. соматическая локализация).

Рис. 4. Классификационная схема рецепторов, разработанная Ч. Шеррингтоном.

Однако некоторые виды ощущений не укладываются строго в одну категорию физиологической К. о. Напр., болевые ощущения и соответствующие рецепторы формально м. б. отнесены ко всем 3 основным категориям: экстероцепция, и , что, в принципе, находится в соответствии с существующей классификацией боли на поверхностную, висцеральную и глубокую.

5. Г. Хэд делил ощущения (виды чувствительности) на 2 категории (субмодальности): протопатические и эпикритические ощущения (см. ). Это деление первоначально относилось только к кожной модальности, но по аналогии предполагается, что и в др. модальностях, хотя и в разных пропорциях, представлены более древние и более молодые субмодальности. (См. также Ощущения ) (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "КЛАССИФИКАЦИИ ОЩУЩЕНИЙ" в других словарях:

    Разделение ощущений по критерию соотнесения с анализаторами, ответственными за их появление. Так, выделяются ощущения зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприорецептивные, двигательные и пр. Согласно классификации… …

    Классификация Обонятельных Ощущений - Х. Хеннинга выделение 6 основных запахов (фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый), между которыми существуют определенные взаимоотношения (т.н. призма запахов). В дальнейшем выявлена неточность классификации Хеннинга … Психологический словарь

    Отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. В рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим … Большая психологическая энциклопедия

    Способность ощущать пахучие вещества, воспринимая их как запахи. Химические вещества, распространяемые в виде пара, газа, пыли и прочего, попадают в полость носа, где взаимодействуют с соответственными рецепторами. Кроме хеморецепторов, в… … Большая психологическая энциклопедия

    ЭМОЦИИ - [син. чувствования (Geffihle), аф фективность (см. Аффект)], субъективное переживание удовольствия, наслаждения (положительные Э.) или неудовольствия и страдания (отрицательные Э.) при воздействии на организм внешнего раздражения (ощущения) или… … Большая медицинская энциклопедия

    - (от лат. modus способ) одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет в зрении, тон и тембр в слухе, характер запаха в обонянии и т. п.). Модальные характеристики ощущений, в отличие от других их характеристик… … Большая психологическая энциклопедия

    Категория. Форма ощущений. Специфика. Возникают как ответ организма на такие воздействия, которые могут вести к нарушению его целостности, характеризуются отрицательной эмоциональной окраской и вегетативными сдвигами (учащение сердцебиения,… … Большая психологическая энциклопедия

    Категория. Форма чувствительности. Специфика. Чувствительность, позволяющая распознавать вредоносные для организма воздействия. Ноцицептивная чувствительности субъективно может быть представлен в виде боли, а также в виде различных… … Большая психологическая энциклопедия

    - (англ. sense organ; нем. Sinnesorgan; фр. organe sens) разговорный и научный термин, иногда неточно употребляемый вместо терминов «анализатор», «сенсорная система», но обозначающий лишь периферический отдел анализатора. Этот термин является… … Большая психологическая энциклопедия

    Этимология. Происходит от греч. protos первый, pathos болезнь. Категория. Форма чувствительности. Специфика. Характеризуется тем, что на этапе восстановления после травмы несильное прикосновение к коже или вообще не вызывает ощущения, или… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • 100 ресторанов Москвы. Путеводитель `Афиши` , Евгения Куйда. В книгу вошли описания заведений, которые показались авторам заслуживающими внимания благодаря кухне, интерьеру или особенной публике. Именно поэтому каждая рецензия делится на три части под… Купить за 893 грн (только Украина)
  • Основы психиатрии. Учебник для студентов теологического, религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей высших учебных заведений. Часть 1:Понятие психического расстройства. Расстройства ощущений и восприятий. Расстройства мышления , Б. А. Воскресенский. Учебник подготовлен на основе курса лекций в Свято-Филаретовском православно-христианском институте и многолетнего опыта клинической – консультативной и лечебно-диагностической – работы с…


gastroguru © 2017