3 х уровневая система оказания медицинской помощи. Стационарная акушерская помощь

Аналогичные изменения происходят и в других округах, но о них мы расскажем в следующих выпусках газеты.

Длинные очереди на прием к врачам, сложности с получением талончика к узким специалистам,неудовлетворительное качество медицинской помощи - все это, давно ставшее притчей во языцех, уходит в прошлое. Меры, принимаемые Департаментом здравоохранения города Москвы в рамках программы модернизации столичного здравоохранения, позволяют в корне изменить ситуацию к лучшему.

Разработана трехуровневая система оказания медицинской помощи, в результате внедрения которой каждое лечебное учреждение будет отнесено к одному из трех уровней.

Первый уровень:поликлиники, в том числе детские, призванные оказывать первичную доврачебную,врачебную помощь и некоторые виды первичной специализированной медико-санитарной помощи.

Второй уровень:амбулаторные центры, в том числе детские, в которых оказывают первичную доврачебную, врачебную помощь и первичную специализированную медико-санитарную помощь для уточнения диагноза и определения тактики дальнейшего ведения больного.

Третий уровень:консультативно-диагностические центры и отделения стационаров, в том числе детских, и научно-практических центров, где оказывают консультативную и диагностическую помощь в амбулаторном порядке на догоспитальном этапе и после выписки больных из стационара.

На территории Северного округа будут продолжать работу 26 поликлиник для взрослых и 14поликлиник для детей. Кроме того, для оказания амбулаторной помощи детям продолжат работу педиатрические поликлинические отделения Детской инфекционной больницы №12 и Городской поликлиники №193.

Определен контингент пациентов лечебных учреждений 1-го, 2-го и 3-го уровней.

Поликлиники первого уровня:

Здоровые пациенты для проведения профилактических мероприятий, диспансерных осмотров;

Пациенты с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии для контроля за течением болезни и получением лекарственного обеспечения;

Пациенты врача-геронтолога;

Первичные пациенты с острой патологией;

Пациенты,наблюдаемые на дому;

Поликлиники второго уровня - амбулаторные центры:

Пациенты с острой патологией, направленные из поликлинического отделения для дообследования и лечения;

Диспансерные больные трудоспособного возраста, состоящие на учете у врачей-специалистов;

Пациенты,которые обследуется перед направлением в центры третьего уровня, перед плановой госпитализацией, получением высокотехнологичной медицинской помощи;

Пациенты дневного стационара.

Лечебные учреждения третьего уровня:

Пациенты,нуждающиеся в высокотехнологичных видах медицинской помощи;

Пациенты,нуждающиеся в консультативной узкоспециализированной помощи (например: центр глубоких микозов, сомнологический кабинет, центр пароксизмальных состояний,аритмологическая служба и другие);

Пациенты дневного стационара.

По взрослой сети организуется работа четырех амбулаторных центров, за каждым из которых закреплены поликлиники первого уровня:

Амбулаторный центр на базе Городской поликлиники №6 будет обслуживать пациентов городских поликлиник №№21, 44, 93, 105, 142, 159, 164;

Амбулаторный центр на базе Консультативно-диагностического центра №6 будет обслуживать пациентов городских поликлиник №№138, 146, 155, 188, 193;

Амбулаторный центр на базе Медико-санитарной части №51 будет обслуживать пациентов городских поликлиник №№28, 81, 108, 136, 154;

Амбулаторный центр на базе Городской поликлиники №62 будет обслуживать пациентов городских поликлиник №№39, 62, 71, 113, 156, 157.

По детской сети также организуется работа четырех амбулаторных центров, за каждым из которых закреплены детские поликлиники первого уровня:

Амбулаторный центр на базе Детской городской поликлиники №39 будет обслуживать пациентов детских городских поликлиник №№19, 43, 22, 39, поликлинического отделения ДИБ№12;

Амбулаторный центр на базе Детской городской поликлиники №86 будет обслуживать пациентов детских городских поликлиник №№79, 68, 86, педиатрического отделения городской поликлиники №193;

Амбулаторный центр на базе Детской городской поликлиники №15 будет обслуживать пациентов детских городских поликлиник №№15, 77, 76;

Амбулаторный центр на базе Детской городской поликлиники №133 будет обслуживать пациентов детских городских поликлиник №№37, 87, 45, 133.

Если у вас,уважаемые москвичи, возникнут вопросы по поводу создания амбулаторно-поликлинических объединений, адресуйте их на сайт Департамента здравоохранения г. Москвы - departamentzd@ mail.ru.

Пресс-служба ГКУ Дирекции здравоохранения САО.

1. Рассмотреть проект примерной Программы модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации на 2011-2012 годы (см. www.minzdravsoc.ru).

2. Подготовить и представить сведения по приложению 1 (не приводится) (таблицы 1.2, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 3.4, 3.5, 3.8.1, 3.8.2, 3.8.3, 3.10, 4):

– для заполнения в электронном виде в системе ЕАИС (Мосздрав), модуль "Программа модернизации здравоохранения". Срок исполнения: до 12.00 19.08.2010;

– на бумажном носителе с подписью руководителя и печатью учреждения в Департамент здравоохранения (4-й этаж, конференц-зал) 18.08.2010 с 15.00 до 17.00; 19.08.2010 с 10 до 12 часов.

При подготовке информации руководствоваться примерной Классификацией учреждений здравоохранения по уровням оказания медицинской помощи (приложение к поручению).

3. Вопросы по проекту примерной Программы модернизации здравоохранения направлять e-mail: [email protected].

Первый заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы, председатель Рабочей группы С.В. Поляков

Приложение к поручению Департамента здравоохранения города Москвы от 13 августа 2010 г. N 2-18-81

КЛАССИФИКАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО УРОВНЯМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

1 уровень – учреждения здравоохранения, юридические лица, оказывающие специализированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную специализированную помощь:

1. ГКБ N 1 имени Н.И. Пирогова, 4, 7, 12, 13, 15 имени О.М. Филатова, 19, 20, 23 имени Медсантруд, 24, 29 имени Н.Э. Баумана, 31, 33 имени проф. А.А. Остроумова, 36, 40, 47, 50, 52, 57, 59, 62, 64, 67, 68, 70, 81, ГКБ имени С.П. Боткина, ГКУБ N 47, ГОКБ N 62, ОКБ.

2. ГВВ N 1, 2, 3, Челюстно-лицевой госпиталь для ветеранов войн.

3. Московский городской НПЦ борьбы с туберкулезом.

4. Московский НПЦ оториноларингологии.

5. Научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н.В. Склифосовского.

6. Научно-практический центр интервенционной кардиоангиологии.

7. Центр патологии речи и нейрореабилитации.

8. Центр планирования семьи и репродукции.

9. Центральный НИИ гастроэнтерологии.

10. Научно-практический центр медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы.

11. Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии.

12. Детская городская клиническая больница N 9 имени Г.Н. Сперанского.

13. Морозовская детская городская клиническая больница.

14. Тушинская детская городская больница.

15. Детская городская клиническая больница Святого Владимира.

17. Детская психоневрологическая больница N 18.

18. Детская городская клиническая больница N 13 имени Н.Ф. Филатова.

2 уровень – учреждения здравоохранения – юридические лица, оказывающие специализированную медицинскую помощь (без высокотехнологичной медицинской помощи):

1. ГКБ N 6, 11, 14 им. В.Г. Короленко, 51, 53, 55, 60, 61, 63, 71, 79;

ГБ N 3, 9, 10, 17, 43, 49, 54, 56, 72;

СКБ восстановительного лечения.

2. ИКБ N 1, 2, 3.

3. ТКБ N 3 им. проф. Г.А. Захарьина, 7;

4. ПКБ N 1 им. Н.А. Алексеева, 4 им. П.Б. Ганнушкина, 12, 15;

ПБ N 2 им. О.В. Кербикова, 3 им. В.А. Гиляровского, 7, 9, 10, 14, 16;

СКБ N 8 им. З.П. Соловьева (Клиника неврозов).

6. Московский НПЦ наркологии.

7. Центр медицинской и социальной реабилитации с отделением постоянного проживания подростков и взрослых инвалидов с тяжелыми формами ДЦП, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих.

8. Московский НПЦ спортивной медицины.

9. Центр восстановительной медицины и реабилитации.

10. Диагностический центр (Клиника женского здоровья).

11. Детские психиатрические больницы N 6, 11.

12. Детская городская больница восстановительного лечения N 3.

13. Детская городская больница N 19 им. Т.С. Зацепина.

14. Детские санатории N 20, 23, 39, 44, 64, 68.

15. Родильные дома N 1, 2, 3, 4, 5, 6 им. А.А. Абрикосовой, 8, 10, 11, 14, 16, 17, 18, 20, 25, 26, 27, 32.

3 уровень – учреждения здравоохранения – юридические лица, оказывающие специализированную и первичную медико-санитарную помощь (учреждения, на базе которых имеются монопрофильные и многопрофильные специализированные межмуниципальные центры):

1. Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова.

2. НПЦ экстренной медицинской помощи.

3. Городская больница N 8.

4. Гинекологические больницы N 1, 5.

5. Городской консультативно-диагностический центр по специфической иммунопрофилактике.

6. Московский городской центр реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями ДЦП.

7. Центр мануальной терапии.

8. Центры планирования семьи и репродукции N 2, 3.

9. Диагностический клинический центр N 1;

диагностические центры N 2, 3, 4, 5, 6.

10. МСЧ N 2, 6, 8, 13, 14, 15, 17, 18, 23, 26, 32, 33, 34, 42, 45, 48, 51, 56, 58, 60, 63, 66, 67, 68.

11. Поликлиники восстановительного лечения N 1, 2, 3, 4, 6, 7.

12. КВКД N 7, 8, 10, 23, 29;

КВД N 1, 3, 5, 6, 9, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 26, 27, 28, 30, 31.

13. ПНД N 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24.

14. Наркологический клинический диспансер N 5;

наркологические диспансеры N 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.

15. Противотуберкулезные клинические диспансеры N 4, 12, 21;

ПТД N 2, 5, 6, 7, 8, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20.

16. Онкологический клинический диспансер N 1;

17. Эндокринологический диспансер.

18. Кардиологический диспансер N 2.

19. Врачебно-физкультурные диспансеры N 4, 5, 6, 11, 13, 16, 17, 19, 27.

20. Первый Московский хоспис.

21. Хосписы N 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

22. Детские инфекционные больницы N 4, 5, 6, 8, 12, 21.

23. Дома ребенка специализированные для детей с органическим поражением ЦНС и нарушением психики N 6, 9, 12.

24. Специализированные дома ребенка N 20, 21, 23.

25. Туберкулезные санатории N 5, 58.

26. Детский нефрологический санаторий N 6.

27. Детские бронхолегочные санатории N 8, 15, 23, 29.

28. Детские туберкулезные санатории N 17, 64.

29. Детские кардиоревматологические санатории N 20 "Красная Пахра", 42.

30. Детские психоневрологические санатории N 30, 44, 65, 66.

31. Детский пульмонологический санаторий N 39.

Об утверждении уровней медицинских организаций при оказании медицинской помощи населению

Принят Департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области
  1. В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года, в целях реализации рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации о внедрении трехуровневой системы оказания медицинской помощи приказываю:
  2. 1. Утвердить:
  3. 1.1. Уровни медицинских организаций при трехуровневой системе оказания медицинской помощи (приложение 1).
  4. 1.2. Перечень медицинские организаций, оказывающих медицинскую помощь соответствующего уровня, требования к ним (приложения 2, 3, 4, 5).
  5. 2. Главным специалистам департамента охраны здоровья населения до 01.12.2012 разработать маршруты пациентов с заболеваниями соответствующего профиля в медицинские организации уровня, соответствующего тяжести заболевания, с учетом оптимальной транспортной доступности и времени доставки пациента.
  6. 3. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя начальника департамента охраны здоровья населения Кемеровской области О.В.Селедцову.
  7. Начальник департамента
  8. В.К.ЦОЙ

Уровни оказания медицинской помощи

  1. 1. Первый уровень - первичная медико-санитарная помощь, оказываемая в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
  2. 2. Второй уровень - специализированная медицинская помощь, оказываемая в условиях стационара.
  3. Медицинские организации, обеспечивающие второй уровень оказания медицинской помощи делятся на медицинские организации уровня 2А и уровня 2Б.
  4. 3. Третий уровень - специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, выполняемая в медицинских организациях клинического уровня.

Приложение

  1. {center}Требования к медицинским организациям, оказывающим первичную медико-санитарную помощь{/center}
  2. Первичную медико-санитарную помощь оказывают медицинские организации с любой формой собственности, самостоятельные или входящие в состав медицинских организаций в качестве структурных подразделений.
  3. Первичная медико-санитарная помощь осуществляется по территориально-участковому принципу.
  4. Медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, должны иметь в штате:
  5. - врачей-терапевтов (для взрослого населения);
  6. - врачей-терапевтов участковых (для взрослого населения);
  7. - врачей-педиатров (для детского населения);
  8. - врачей-педиатров участковых (для детского населения);
  9. - врачей общей практики (семейных врачей).
  10. Для оказания медицинской помощи по стационарозамещающим технологиям в медицинской организации должен быть развернут дневной стационар.
  11. К медицинским организациям, оказывающих первичную медико-санитарную помощь относятся:
  12. 1. Самостоятельные поликлиники:
  13. МБУЗ "Клиническая поликлиника N 5" г. Кемерово;
  14. МБУЗ "Поликлиника N 6" г. Кемерово;
  15. МБУЗ "Городская клиническая поликлиника N 20" г. Кемерово;
  16. МБУЗ "Клинический консультативно-диагностический центр" г. Кемерово;
  17. МБУЗ "Центр общей врачебной практики" г. Кемерово;
  18. МБЛПУ "Городская поликлиника N 1 (ОВП)" г. Новокузнецк;
  19. МБЛПУ "Амбулатория N 4 (ОВП)" г. Новокузнецк;
  20. МБУЗ "Городская поликлиника" г. Прокопьевск;
  21. МБУЗ "Городская больница N 2" г. Калтан;
  22. МБУЗ "Городская поликлиника N 6" г. Белово;
  23. ФКЛПУ "Клиническая больница N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области";
  24. Кемеровское ОАО "Азот";
  25. ОАО "Кокс";
  26. ЗАО Медико-санитарная часть "Центр здоровья "Энергетик";
  27. НУЗ "Узловая поликлиника на станции Мариинск открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
  28. 2. Поликлиники (поликлинические отделения), входящие в состав больнично-поликлинических объединений любой формы собственности.

Приложение
к Приказу от 13 ноября 2012 года № 1635

  1. {center}Требования к медицинским организациям уровня 2А{/center}
  2. К медицинским организациям уровня 2А относятся многопрофильные больницы.
  3. Учреждения уровня 2А должны иметь в составе:
  4. - межмуниципальные специализированные центры или межмуниципальные специализированные отделения;
  5. - наряду с основными профилями коек (терапия, хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия, инфекционные болезни) не менее двух специализированных отделений (специализированные койки в составе других отделений не учитываются);
  6. - наличие медицинских кадров, позволяющих выполнять лицензионные требования, порядки и стандарты оказания медицинской помощи;
  7. - условия для оказания экстренной и плановой медицинской помощи.
  8. К медицинским организациям уровня 2А относятся:
  9. 1. МБУЗ Анжеро-Судженского городского округа "Центральная городская больница"
  10. 2. МБУЗ "Городская больница N 8" г. Белово
  11. 3. МБУЗ "Детская городская больница N 1" г. Белово
  12. 4. МБУЗ "Городская больница N 4" г. Белово
  13. 5. МБУЗ "Городская инфекционная больница N 3" г. Белово
  14. 6. МБУ Городская больница N 1 г. Белово
  15. 7. МБУЗ "Центральная городская больница" г. Березовский
  16. 8. МБУЗ "Городская клиническая больница N 1 имени М.Н.Горбуновой" г. Кемерово
  17. 9. МБУЗ "Городская клиническая больница N 2" г. Кемерово
  18. 10. МБУЗ "Городская инфекционная клиническая больница N 8" г. Кемерово
  19. 11. МБУЗ "Городская клиническая больница N 11" г. Кемерово
  20. 12. МБУЗ "Детская клиническая больница N 2" г. Кемерово
  21. 13. МБУЗ "Детская клиническая больница N 7" г. Кемерово
  22. 14. МБУЗ "Детская клиническая больница N 1" г. Кемерово
  23. 15. МБУ "Городская больница N 2" г. Киселевск
  24. 16. МБУЗ "Городская больница N 1" г. Ленинск-Кузнецкий
  25. 17. МБУЗ "Городская инфекционная больница" г. Ленинск-Кузнецкий
  26. 18. МБУЗ "Центральная городская больница" г. Мыски
  27. 19. МБУЗ "Центральная городская больница" г. Междуреченск
  28. 20. МБУЗ "Центральная городская больница" Мариинского муниципального района
  29. 21. МБЛПУ "Детская городская клиническая больница N 3" г. Новокузнецк
  30. 22. МБЛПУ "Городская клиническая больница N 11" г. Новокузнецк
  31. 23. МБЛПУ "Городская клиническая больница N 22" г. Новокузнецк
  32. 24. МБЛПУ "Городская клиническая больница N 5" г. Новокузнецк
  33. 25. МБЛПУ "Городская клиническая больница N 2 Святого великомученика Георгия Победоносца" г. Новокузнецк
  34. 26. МБЛПУ "Родильный дом N 2" г. Новокузнецк
  35. 27. МБЛПУ "Клинический родильный дом N 3" г. Новокузнецк
  36. 28. МБЛПУ "Городская клиническая инфекционная больница N 8" г. Новокузнецк
  37. 29. ГБУЗ "Новокузнецкий клинический онкологический диспансер"
  38. 30. МБУЗ "Городская больница" Осинниковского городского округа
  39. 31. МБУЗ Детская городская больница г. Осинники
  40. 32. МБУЗ "Центральная городская больница" г. Полысаево
  41. 33. МБУЗ "Городская больница N 1" г. Прокопьевск
  42. 34. МБУЗ "Городская больница N 3" г. Прокопьевск
  43. 35. МБУЗ "Городская инфекционная больница" г. Прокопьевск
  44. 36. МБУЗ "Детская городская больница" г. Прокопьевск
  45. 37. МБУЗ "Городская больница N 1 города Юрги"
  46. 38. МБУЗ "Городская больница N 2 города Юрги"
  47. 39. МБУЗ "Таштагольская Центральная районная больница"
  48. 40. МБУЗ "Центральная районная больница Тисульского района"
  49. 41. МБУЗ "Юргинская центральная районная больница"

Приложение
к Приказу от 13 ноября 2012 года № 1635

  1. {center}Требования к медицинским организациям уровня 2Б{/center}
  2. К медицинским организациям уровня 2Б относятся больницы, работающие по региональным стандартам для городских и районных больниц и федеральным стандартам по отдельным заболеваниям.
  3. Учреждения уровня 2Б должны иметь в составе:
  4. - отделения по основным профилям медицинской помощи (терапия, хирургия, акушерство-гинекология, педиатрия, инфекционные болезни);
  5. - наличие медицинских кадров, позволяющих выполнять лицензионные требования;
  6. - условия для оказания экстренной и плановой медицинской помощи. К медицинским организациям уровня 2Б относятся:
  7. 1. МБУЗ "Городская больница N 2" г. Белово
  8. 2. МБУ "Городская больница N 1" г. Киселевск
  9. 3. МБУ "Детская городская больница" г. Киселевск
  10. 4. МБУЗ "Городская больница N 13" г. Кемерово
  11. 5. МБУЗ "Больница N 15" г. Кемерово
  12. 6. МБУЗ "Городская клиническая больница N 4" г. Кемерово
  13. 7. МБУЗ "Центральная городская больница" г. Калтан
  14. 8. МБУЗ "Краснобродская городская больница"
  15. 9. МБЛПУ "Городская больница N 16" г. Новокузнецк
  16. 10. МБЛПУ "Городская больница N 26" г. Новокузнецк
  17. 11. МБЛПУ "Городская детская больница N 28" г. Новокузнецк
  18. 12. МБЛПУ "Городская детская больница N 6" г. Новокузнецк
  19. 13. МБУЗ "Городская больница N 2" г. Прокопьевск
  20. 14. МБУЗ "Городская больница N 4" г. Прокопьевск
  21. 15. МБУЗ "Беловская центральная районная больница"
  22. 16. МБУЗ "Центральная районная больница" Гурьевского муниципального района
  23. 17. МБУЗ "Ижморская центральная районная больница"
  24. 18. МБУЗ "Крапивинская центральная районная больница"
  25. 19. МБУЗ "Центральная районная больница" Кемеровского муниципального района
  26. 20. МБУ "Центральная районная больница Новокузнецкого района"
  27. 21. МБУЗ "Прокопьевская центральная районная больница"
  28. 22. МБУЗ "Центральная районная больница Промышленновского района"
  29. 23. МБУЗ "Центральная районная больница Топкинского муниципального района"
  30. 24. МБУЗ "Тяжинская центральная районная больница"
  31. 25. МБУЗ "Центральная районная больница Чебулинского муниципального района"
  32. 26. МБУЗ "Яйская центральная районная больница"
  33. 27. МБУЗ Яшкинского муниципального района "Яшкинская центральная районная больница"
  34. 28. МБУЗ "Центральная районная больница" Ленинск-Кузнецкого муниципального района
  35. 29. ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области"
  36. 30. НУЗ "Отделенческая больница на станции Кемерово открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
  37. 31. НУЗ "Узловая больница на станции Белово открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
  38. 32. ФКЛПУ "Больница N 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области"
  39. 33. НУЗ "Узловая больница на станции Новокузнецк открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
  40. 34. НУЗ "Узловая больница на станции Тайга открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
  • Мощность больниц определяется с учетом их рентабельности и потребности населения в специализированных, в том числе высокотехнологичных видах медицинской помощи.
  • Медицинские организации третьего уровня должны иметь:
  • достаточную обеспеченность медицинскими кадрами с высокой профессиональной подготовкой;
  • наличие современного оборудования в соответствии с табелем оснащения, утвержденного в установленном порядке и обновляемого с учетом морального, и физического износа;
  • наличие на базе лечебной медицинской организации кафедр аккредитованных высших учебных заведений;
  • участие практических врачей в научно-исследовательской работе (наличие ученых степеней, монографий, публикаций, разработок новых медицинских технологий и их внедрение, патентов).
  • К медицинским организациям третьего уровня относятся:
  • 1. ГБУЗ КО "Кемеровская областная клиническая больница"
  • 2. ГБУЗ КО "Областной клинический госпиталь для ветеранов войн" г. Кемерово
  • 3. ГБУЗ КО "Кемеровская областная клиническая офтальмологическая больница"
  • 4. ГБУЗ КО "Областной клинический онкологический диспансер" г. Кемерово
  • 5. МБУЗ "Кемеровский кардиологический диспансер"
  • 6. МБУЗ "Детская городская клиническая больница N 5" г. Кемерово
  • 7. МБУЗ "Городская клиническая больница N 3 им. М.А.Подгорбунского" г. Кемерово
  • 8. ГБУЗ КО "Областной клинический перинатальный центр имени Л.А.Решетовой" г. Кемерово
  • 9. МБЛПУ "Городская клиническая больница N 29" г. Новокузнецк
  • 10. МБЛПУ "Городская клиническая больница N 1" г. Новокузнецк
  • 11. МБЛПУ "Зональный перинатальный центр" г. Новокузнецк
  • 12. МБЛПУ "Городская детская клиническая больница N 4" г. Новокузнецк
  • 13. ГБУЗ КО "Областная клиническая ортопедохирургическая больница восстановительного лечения" г. Прокопьевск
  • 14. Федеральное государственное бюджетное учреждение - "Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний" Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (ФГБУ "НИИ КПССЗ" СО РАМН) г. Кемерово (по согласованию)
  • 15. Федеральное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Научно-клинический центр охраны здоровья шахтеров" (ФГБЛПУ "НКЦОЗШ") г. Ленинск-Кузнецкий (по согласованию)
  • 16. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ФГБУ ННПЦ МСЭ и РИ Минтруда России) г. Новокузнецк (по согласованию)
  • Продолжительность жизни россиян достигла в этом году 72 лет, а уровень младенческой и материнской смертности упал до исторического минимума. Во многом такие результаты получены благодаря тому, что Минздрав изменил подход к системе оказания медицинской помощи. Эффективность здравоохранения теперь определяется не количеством больничных коек, а реальными показателями здоровья населения.

    Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова в своем докладе на итоговой коллегии министерства сообщила, что за прошедший год продолжительность жизни россиян увеличилась на полгода, впервые достигнув 72 лет. «Удалось сохранить на 17,5 тыс. жизней больше, чем за 2015 год. Это стало возможным благодаря снижению смертности от всех основных причин», – подчеркнула министр.

    Еще одно важное достижение 2016 года - уровни младенческой и материнской смертности достигли исторического минимума. Во многом это стало возможным благодаря переходу к трехуровневой системе охраны материнства и детства и формированию третьего уровня этой системы - сети перинатальных центров.

    На трехуровневую систему медицинской помощи сегодня переходит все отечественное здравоохранение. Это не просто очередная административная реформа, а необходимость, вызванная изменениями, произошедшими за последние десятилетия в медицинских технологиях. Во-первых, за это время возникли новые методы лечения, которые позволяют оказывать действенную помощь пациентам, находящимся в тяжелых, жизнеугрожающих состояниях, а не надеяться, что «организм справится», пока больной находится под присмотром врачей на больничной койке. Например, перестали звучать как приговор диагнозы «сосудистых катастроф»: инфаркт и инсульт. В наше время это - серьезные и опасные заболевания, но в большинстве случаев они поддаются лечению. Во-вторых, современные технологии требуют современного же оборудования и квалифицированных врачей, имеющих постоянную практику лечения пациентов по своей специализации. Поэтому для применения высокоэффективных медицинских технологий необходимо создание специализированных медцентров. В-третьих, значительно расширились возможности диагностики и профилактики заболеваний, в результате чего изменилась сама философия медицинской помощи: центр внимания сместился в сторону сохранения здоровья и предотвращения болезней.

    Трехуровневая система медицинской помощи - это адекватный способ организации современной медицины. Каждый уровень решает свои задачи. Первый уровень ориентирован на первичный прием, профилактику и амбулаторное лечение. Второй - работает с более сложными проблемами, зачастую требующими стационарного лечения. Третий - это медпомощь, дающая эффект в наиболее сложных случаях, многие из которых ранее считались безнадежными.

    Важнейшая характеристика первичной медико-санитарной помощи - ее территориальная доступность. Минздрав впервые с советских времен утвердил обязательные требования к доступности медицинских организаций и контролирует их выполнение при помощи специальной геоинформационной системы. Для каждого региона определены задачи по созданию недостающих медицинских ресурсов первичного уровня. Соответствующие региональные программы должны быть выполнены в течение ближайших двух лет. Уже в прошлом году в малых населенных пунктах было построено и введено 418 новых ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов) и 55 офисов врачей общей практики.

    Реформа благоприятно скажется на сфере российского здравоохранения, уверен основатель федеральной сети «ОртоДоктор» Роман Алехин. По словам врача, трехуровневая система позволит «разделить компетенции» медицинских учреждений, что приведет к повышению их эффективности. Особое значение это будет иметь для первичного амбулаторного звена, так как именно на него ложится очень большая нагрузка и отделение его от других стадий будет выгодно как врачам, так и пациентам.

    Активизация диагностических и профилактических мероприятий уже дает свои результаты. Так, массовая вакцинация населения позволила в десять раз уменьшить заболеваемость гриппом. Вакцинация детей и взрослых из групп риска против пневмококковой инфекции в 2016 году охватила более 2,2 млн человек, в том числе - 1,8 млн детей. «Это привело к значительному снижению смертности населения от пневмоний (на 10,6%), а детей раннего возраста - на 30%», - сообщила министр. Благодаря диспансеризации населения в 2016 году 55% злокачественных новообразований были выявлены на первой и второй стадиях.

    Основные больничные койки сейчас перемещаются на второй уровень системы здравоохранения. Укрупнение лечебных стационаров, конечно, дает возможность более эффективно использовать и оптимизировать имеющиеся ресурсы. Но главная цель - создание необходимых условий для внедрения в массовую врачебную практику современных методов лечения. Так, в стране создается служба экстренной специализированной медицинской помощи при жизнеугрожающих состояниях. Сейчас в нее входят более 590 сосудистых центров и 1,5 тыс. травмоцентров. Расположение таких центров позволяет доставлять в них пациентов в течение «терапевтического окна», когда медпомощь наиболее эффективна. Для обеспечения этих сроков до конца 2018 года во всех регионах должна быть создана единая централизованная диспетчерская служба скорой помощи. При помощи системы ГЛОНАСС она позволит оптимизировать маршрутизацию больных и сократить время доставки пациента в стационар.

    Что касается помощи больным с нарушениями мозгового кровообращения, то десять лет назад у нас какая-то приемлемая помощь оказывалась только в отдельных центрах и только за счет личных качеств отдельных людей. Не было системы, - объясняет ситуацию главный невролог Москвы, профессор Николай Шамалов. - Благодаря сосудистой программе сейчас по всей стране создана единая сеть специализированных отделений по инсульту. Были выделены существенные деньги - и федеральные, и региональные - на ремонт, закупку оборудования, обучение персонала и т.д. В результате у нас сейчас широко применяется множество современных методов диагностики и лечения, а наша противоинсультная система признана Всемирной инсультной организацией лучшей в мире.

    Запуск специализированных медицинских центров позволил за пять лет уменьшить смертность от инсультов более чем на 34%, а от травм, полученных при ДТП, - на 20%.

    Третий уровень медицинской помощи - это, например, уже упомянутые перинатальные центры. Это крупные клиники, оснащенные всем необходимым по современным стандартам, в которых создаются коллективы специалистов, способных оказывать медицинскую помощь в самых сложных ситуациях: пороки сердца, преждевременные роды, патологии развития и др. И предназначены они не для «элитных категорий», а для всех пациентов с высоким риском осложнений. Активное создание перинатальных центров началось десять лет назад. В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» было создано 23 региональных и два федеральных центра. Ныне действующая программа по организации 32 новых перинатальных центров должна быть завершена к концу этого года.

    К третьему уровню относится и самая современная - высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП): ангиопластика и стентирование артерий, технологически сложные виды микрохирургических операций, ЭКО и др. Еще лет 10–15 назад ВМП была монополией ведущих столичных НИИ. В 2013 году ее получили уже 505 тыс. пациентов, а в 2016 году 932 медицинские организации по всей стране оказали ее более чем 963 тыс. пациентов. По планам Минздрава, в 2018 году ВМП будут получать свыше 1 млн пациентов, что приближается к реальным потребностям населения в этом виде помощи.

    Доктор медицинских наук, ответственный секретарь Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко уверен, что главный вклад трехуровневой системы - эффективная помощь беременным:

    Я бы положительно отметил именно развитие сети перинатальных центров. Женщинам с патологиями в этих центрах оказывается высококвалифицированная помощь, развивается даже внутриматочная хирургия. Можно оперировать внутриутробно. Это очень важное достижение.

    Однако над многим еще предстоит работать. Главная задача, которую предстоит решить Минздраву, по мнению Алексея Старченко, - доступность лекарств для ВИЧ-инфицированных.

    Отдельный вопрос - кадры. Этой застарелой проблемой Минздрав занялся в 2012 году, когда вместе с регионами разработал целый комплекс мер, уже давших свои плоды: число врачей впервые медленно, но пошло вверх, а число совместителей, наоборот, вниз. Сельских медиков прибавилось на 24 тыс. Увеличилось число врачей и по самым дефицитным специальностям - например, онкологии или анестезиологии.

    В начале века средняя продолжительность жизни в России составляла 65 лет, сейчас - уже 72. Современная медицина позволяет продлить ее до 80 лет и дольше. Для этого под новые медицинские технологии и настраивается вся отечественная система здравоохранения.

    Совершенствование организации медицинской помощи в нашей стране будет основано на трёх блоках:

    • Прежде всего на том, чтобы больной мог попасть максимально быстро в то учреждение, которое может оказать медицинскую помощь согласно Стандарту .
    • Второй очень важный блок - этапность медицинской помощи согласно Порядку .
    • Третий важный блок - введение целевых показателей работы, отражающих не только виды и объемы оказанной медицинской помощи, но и её качество.

    1 уровень. Первичная медико-санитарная помощь

    Первичная медико-санитарная помощь, организованная по территориально-участковому принципу, была и остаётся приоритетным направлением отечественного здравоохранения в силу огромных размеров страны и неравномерной плотности населения.

    • Ликвидация дефицита кадров за счёт внутриотраслевого миграционного перераспределения.
    • Разукрупнение участков: уменьшение количества прикреплённого взрослого населения с 1700-2500 человек до 1,2-1,5 тыс. человек на 1 участок (станет возможным, когда будет ликвидирован дефицит кадров).
    • Создание человеческих условий для работы - повышение норматива уделяемого времени на одного взрослого больного до 20 минут.
    • Уменьшение нагрузки за счёт передачи среднему медперсонала ряда мероприятий: доврачебная помощь при острой патологии, диспансерное наблюдение пациентов с хронической патологией и т.д.
    • Дооснащение первичного звена замещающими стационар технологиями - развитие систем «стационаров на дому» и активного патронажа.
    • Переход на иные целевые показатели работы с акцентом на профилактической деятельности. Например, доля здоровых людей всех возрастных групп из общего числа прикреплённого населения, процент выявления заболеваний на ранних стадий среди всех впервые заболевших.

    2 уровень. Стационарная помощь

    • Главный момент - интенсификация работы койки. Это будет возможно, с одной стороны, если в первичное звено будут внедрены замещающие стационар технологии, а также будет развёрнута сеть отделений для долечивания и реабилитации. Стационарная медицинская помощь должна быть предназначена только для больных, требующих круглосуточного наблюдения.
    • Создание в каждом стационаре службы маршрутизации, через которую будет производиться выписка больных из стационара. Эта служба будет обеспечивать организацию поэтапного восстановительного лечения и реабилитации, преемственность в ведении больного на всех этапах, передачу информации о больном и медико-социальных рекомендаций в участковое патронажное подразделение по месту жительства больного.
    • Поэтапное создание головных региональных центров, координирующих весь объём профилактических, диагностических и лечебных мероприятий по социально-значимым медицинским проблемам.
    • Совершенствование целевых показателей работы учреждений стационарного уровня, отражающих качество медицинской помощи (летальность, степень восстановления нарушенных функций).

    3 уровень. Реабилитация

    Ни в одной из предыдущих Концепций развития здравоохранения, включая советский период, этот этап не входил (помните, у Минздрава не было собственных санаториев?). Таким образом, в России создаётся трёхуровневая (вместо двухуровневой) система здравоохранения: первичная медико-санитарная помощь, стационарная помощь и служба восстановительного лечения (реабилитации).

    • Создание и расширение сети учреждений (отделений) восстановительного лечения (долечивания), реабилитации, медицинского ухода путём перепрофилизации части работающих стационаров и санаторно-курортных учреждений.
    • Определение целевых показателей работы, отражающих качество медицинской помощи (степень восстановления нарушенных функций, показатели первичной инвалидности и утяжеления инвалидности).

    4 уровень. Парагоспитальная служба

    Это всего лишь пилотный проект, который будет запущен в тех регионах, которые достигнут хорошего развития к 2014-2015 году.

    Суть проекта: создаётся организационная структура, в которую объединяются приёмное отделение стационара и станция скорой помощи, плюс службы выписки и маршрутизации больных, патронажные службы первичного звена и службы долечивания.

    Эта служба будет предназначена для:

    • обеспечения населения скорой и неотложной медицинской помощью (впервые заболевшие и лица с обострением хронического заболевания);
    • определения необходимости (или отсутствия необходимости) в госпитализации больного в стационар;
    • проведения комплекса диагностических и лечебных мероприятий при патологических состояниях, не требующих непрерывного круглосуточного наблюдения;
    • организации оптимальной этапности долечивания больного («домашний стационар», отделения восстановительного лечения и реабилитации, хоспис) и осуществления активного или пассивного патронажа.


    gastroguru © 2017