Презентация на тему "александр александрович блок". Конспект урока по литературному чтению на тему "А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона Анализ стихотворения Блока «Ворона»

Продолжение изучения темы

Работа над стихотворением «Сны».

    Дети слушают стихотворение.

    Работа над содержанием.

Давайте разберем непонятные слова.

Словарная работа слайд 3

Найдите значение слов:

ЛАМПАДКА - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;

ВНЕМЛЮ - слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;

ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ - дремота - полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза;

ПОКРОВ - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.

    Чтение стихотворения «сильным» учеником.

– Подумайте, почему ему «жалко уснуть»? (Он боится пропустить хоть одно слово из сказки.)

Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (Да, стихотворение И. Сурикова «Детство».)

Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая красавица» и др.)

Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное, волшебное.)

А теперь послушайте это стихотворение на диске.

Физкультминутка

Гимнастика для глаз

Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол)

Работа над стихотворением «Ворона»

– У Саши Чёрного мы читали стихотворение о воробье, а вот Александр Блок написал стихотворение о другой птице, которую так же часто можно встретить в любом дворе, а стихотворение так и называется – «Ворона». Слайд 4

Дети слушают стихотворение.

Выборочное чтение.

Как вы поняли, о чем это стихотворение? (В стихотворении говорится о вороне, о наступлении весны.)

Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? (Здесь ему помогает слово лохматой .)

Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок?

(Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком.)

(Вниз на землю глядит она боком:

что белеет под нежною травкой?)

Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?

(Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...

Это всё у вороны - игрушки.

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..)

    Выразительное чтение детьми стихотворения.

Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством А. Бло­ка; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты:

Оборудование: портрет и выставка книг А. Блока; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение стихотворения «Ветхая избушка» наизусть.

III. Работа по теме урока

Прогнозирование произведения А. Блока «Сны»

Прочитайте название следующего стихотворения А. Блока. Рассмотрите иллюстрацию к нему. Предположите, о чем может рассказать нам автор этого стихотворения.

Ребята, а какие сны снятся вам? (Рассказы детей.)

Работа над стихотворением «Сны»

Прежде чем мы приступим к чтению стихотворения, раз­берем непонятные слова.

Лампадка - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой.

Внемлю - слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием.

Дрёмные покровы - дремота - полусон, состояние, при кото­ром хочется спать и невольно закрываются глаза.

Покров - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.

(Чтение стихотворения учителем. Вопросы после чтения.)

Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (Да, стихотворение И. Сурикова «Детство».)

Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и Серый Волк», «Сказка о мертвой царев­не...», «Спящая красавица» и др.)

Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, ска­зочное, волшебное.)

Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Физкультминутка

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

Дружно встанем, тихо сядем

Наступает, наступает,

Наступает тишина.

V. Продолжение работы по теме урока

Чтение стихотворения «Ворона»

(Учитель выразительно читает стихотворение.)

Выборочное чтение

Как вы поняли, о чем это стихотворение? (В стихотворении говорится о вороне, о наступлении весны.)

- Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное сло­во (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? (Лохматой.)

Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, пе­реваливаясь с боку на бок? (Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, / Вниз на землю глядит она боком.)



- Какая радость у вороны? В каких строках это выражено? (Вон желтеют под серою лавкой / Прошлогодние мокрые стружки... / Это все у вороны - игрушки. / И уж так-то ворона довольна, / Что весна, и дышать ей привольно!..)

Выразительное чтение стихотворения

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

Вы прочитали три стихотворения Саши Черного. О ком они: о животных или о людях? Что объединяет произведения?

Домашнее задание Выучить стихотворение, которое больше всего понравилось.

Урок 83. С. Есенин «Черемуха»

Цели: ознакомить учащихся с биографией и стихотворением «Черемуха» С. Есенина; учить понимать и чувствовать окружаю­щую природу; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать стихотворение, отражая настроение; находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.

Оборудование: портрет и выставка книг С. Есенина; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Прочитайте пословицу.

Никакое искусство не достигнет природы.

Как вы ее понимаете?

Прочитайте по слогам (еще: с ускорением, с вопроситель­ной интонацией, с утвердительной, с веселой).

Прочитайте выразительно.

III. Проверка домашнего задания

(Дети читают стихи наизусть.)

IV. Физкультминутка

Полетели листья,

Листья-огоньки.

Все летали, все летали,

Листья-мотыльки.

На дорожку прилетали,

Тихо все опали.

V. Работа по теме урока

Беседа о поэте

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром...



Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина. Он с читал, что «писать для детей - надо особый дар иметь». Поэтому специальных «детских» стихов у него очень мало...

Сергей Александрович Есенин (1895-1925) родился под Рязанью в селе Константиново.

В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано - в девять лет.

Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха.

«Ворона» Александр Блок

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…
А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…
Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вот желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки…
Это все у вороны — игрушки.
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..

Анализ стихотворения Блока «Ворона»

В 1913 году Блок выпустил две небольших детских книги: «Сказки» и «Круглый год». Поэту не посчастливилось познать радость отцовства. Поэтому его стихотворения для маленьких читателей основаны на впечатлениях, полученных в детстве. Исследователи отмечают, что Александр Александрович показал себя как человека, хорошо понимающего особенное мироощущение ребенка. Вероятно, основная причина тому — собственное счастливое детство. Блок рос в атмосфере любви. Немало времени он проводил в имении Шахматово, где имел возможность познавать прекрасную природу средней полосы России. Стихотворения маленький Саша начал писать в пять лет. Будучи подростком, поэт занимался изданием семейного литературного журнала.

Огромную любовь питал он к животным: собакам, ежам, зайцам. С симпатией относился к насекомым и червям. Столь нежное отношение к братьям нашим меньшим нашло отражение в стихах, написанных для детей. В частности, в произведении «Ворона», вошедшем в раздел «Весна» сборника «Круглый год». В нем описывается поведение птицы, с радостью встречающей весну — время обновления, перерождения. Она обращает внимание на всякие мелочи: на стружку, желтеющую под серой лавкой, на что-то белеющее под нежною травкой. Снег сошел, и теперь вороне прекрасно видны все потенциальные игрушки — просто рай для любопытной птицы. Ей даже дышаться весной стало привольнее! В стихотворении «Ворона» Блок предстает перед читателями как чуткий и внимательный наблюдатель, умеющий подмечать особенности поведения птиц. Более того — поэт придумывает характер для своей героини, описывает ее переживания. К «Вороне» близко другое стихотворение для детей — «Зайчик». Они разнятся по созданному настроению, но сопоставимы по трогательному отношению к представителям фауны.

К произведениям, сочиненным для детей, Александр Александрович подходил предельно серьезно и требовательно. Это доказывают пометки, сделанные в рукописях стихотворений для сборников «Круглый год» и «Сказки», а также незначительные изменения, внесенные через некоторое время после написания. Очень жаль, что лирика для ребятишек занимает небольшое место в творчестве Блока. Тем не менее, каждое произведение — это настоящий шедевр детской поэзии, понятный даже самым маленьким читателям, способствующий развитию у них эстетического вкуса, прививающий любовь к литературе.

Технологическая карта урока

Класс: 3г

Учитель: Коньшина Т.Г.

Дата: 10.02

Тема:

А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

Образовательные цели:

познакомить учащихся с содержанием произведения;

Продолжать работать над развитием беглого, выразительного, вдумчивого, грамотного чтения;

Научить поступки, поведение героев произведения;

Помочь понять детям как надо относиться к тем кто нас окружает;

Воспитывать чувство сострадания, любви к животным, правильного отношения к природе

Развивающие цели:

развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание

Воспитательные цели:

создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах, в группах

Тип урока:

урок «открытия» новых знаний.

Основные термины и понятия:

Словарные слова

Межпредметные связи:

Русский язык, окружающий мир

Познавательные УУД:

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,

иллюстрация и др.)

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Регулятивные УУД:

с амостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Личностные УУД:

формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися

Ресурсы

мультимедийная презентация, учебник.

Индивидуальная

- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.

Настраиваются на работу.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    Метод «Мозгового штурма»

Прочитайте стихотворение с удивлением.

Прочитайте сердито.

Прочитайте скороговоркой.

Избушка старая в лесу И ворон старый сторожит

У дуба старого стоит. Избу у старого пенька.

Колдунья старая живет

В избушке старой, что в лесу

У дуба старого стоит,

Где ворон старый сторожит

Избу у старого пенька.

Выполните дыхательную гимнастику. Представьте, что вы на лугу. Вас окружают эти чудесные цветы, почувствуйте этот прекрасный аромат цветущих растений: сделайте шумный вдох носом и выдохните ртом.

А сейчас вы маленькие медвежата и про́сите протяжно, баском, четко произнося звуки, у мамы-медведицы поесть

СТИХИ С. Чёрного выразительно

Постановка учебной задачи

Фронтальная

  • Создание проблемной ситуации

1 . Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Блока.

Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю:

Кончил учитель урок, В воздухе сыро, тепло,

Мирно сидит на крылечке. Белый туман за прудами.

Звонко кричит пастушок. Старый учитель сидит, -

Скачут барашки, овечки. Верно, устал от работы:

Солнце за горку ушло, Завтра ему предстоит

Светит косыми лучами. Много трудов и заботы.

Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы познакомимся сегодня на уроке. (Слайд 2)

2. Рассказ учителя о поэте.

А.Блок (Слайд №3)

Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею - первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки.

Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока. Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор, он проводил в ней каждое лето на протяжении 36 лет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли свое воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Этот уголок средней России называют его духовной Родиной. Здесь написано около 300 стихотворений. (Слайд №4)

В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.

Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.

Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения Александра Блока переведены на многие языки мира. (Слайд №5)

Памятник А. А. Блоку в Москве во дворе дома 8 по улице Спиридоновка. (Слайд №6)

3. Работа над стихотворением «Ветхая избушка»

(Слайд № 7 )

    Дети слушают стихотворение

    Работа над содержанием

Как вы понимаете выражение - «ветхая избушка»?
ВЕТХИЙ - разрушающийся, негодный от старости; дряхлый.

Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей).

    Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? (Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой).

П рочитайте стихотворение выразительно.

Первичное закрепление.

Фронтальная

Групповая

Решение логических заданий

Продолжение изучения темы

Работа над стихотворением «Сны». (Слайд № 8)

    Дети слушают стихотворение.

    Работа над содержанием.

Давайте разберем непонятные слова. Найдите значение слов:

ЛАМПАДКА - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;

ВНЕМЛЮ - слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;

ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ - дремота - полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза;

ПОКРОВ - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.

    Чтение стихотворения «сильным» учеником.

Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (Да, стихотворение И. Сурикова «Детство».)

Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая красавица» и др.)

Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное, волшебное.)

Работа над стихотворением «Ворона». (Слайд № 9)

    Дети слушают стихотворение.

    Выборочное чтение.

Как вы поняли, о чем это стихотворение? (В стихотворении говорится о вороне, о наступлении весны.)

Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? (Здесь ему помогает слово лохматой .)

Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок?

(Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком.)

- Прочитайте строчки, которыми автор показывает, что ворона была любопытна.

(Вниз на землю глядит она боком:

что белеет под нежною травкой?)

Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?

(Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...

Это все у вороны - игрушки.

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..)

Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела.

Осмысливать понятия .

Объяснять смысл названия рассказа.

Давать характеристику героев.

Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину.

Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Исследовательская работа

Выразительное чтение детьми стихотворения.

Рефлексия деятельности (итог урока).

    Метод «Мозгового штурма»

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.

Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке?

С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?



gastroguru © 2017