Парные части тела у человека. Интегрированное коррекционное занятие на тему: «Человек

2016-09-04
Вы когда-нибудь смотрели вы на себя в зеркало и думали: "Почему люди имеют 2 глаза 2 уха, но только один рот и нос?"

Эта странная характеристика человека распространяется не только на части тела снаружи, но также верно для многих внутренних органов. Например, у нас есть пара почек и пара легких, но только один мозг и сердце.

Самая простая гипотеза, что дублирование органов дает нам резерв мощности. Например, если нам вдруг требуется очень много кислорода (активная физическая нагрузка). Один орган не будет предоставлять этот резерв, но это позволяет нам оптимально функционировать в нашей повседневной жизни. Взглянем на проблему глубже.

Симметрия в живых организмах

Почему так распространена симметрия в природе. Точная причина, к сожалению, неизвестно, но природа имеет тенденцию делать вещи аккуратно в процессе эволюции. Тем не менее, есть несколько гипотез, которые представляют возможную причину, почему эта форма настолько распространена. Согласно одному из них, то считается, что такие организмы могут двигаться более легко, так как придатки с обеих сторон опоры тела имеют лучшую мобильность. Еще одна причина, связанная с этим состоит в том, что вполне возможно, что этот тип симметрии поддерживает центральную нервную систему, так как спинной мозг проходит через центр тела.

Почему мы имеем пары некоторых органов?

Ученые полагают, что наличие пары органов не является признаком избыточности. На самом деле, почти каждая пара органов не менее важна для правильного функционирования организма.

Например, у нас есть пара глаз. Очевидно, что мы можем видеть и одним глазом тоже, но второй глаз обеспечивают нам ощущение глубины.
Теперь, давайте поговорим о почках. Вы наверняка слышали о пожертвованиях почек, при котором человек жертвует одним из своих почек к кому-то другому. Исследование, проведенное в журнале “нефрологии, диализ, трансплантация изучило то, как люди жили после того, как им удалил одну из почек. Было установлено, что это не влияло на здоровье людей в течение следующих 16 лет, и только по прошествии 24 лет, субъекты стали испытывать некоторые побочные эффекты.

Интересно отметить, что в случае сердца ситуация отличается. Животные с большим количеством сердец, например, осьминоги используют аж три штуки, потому что они не могут обеспечить достаточное давление для конкретных органов. С той же проблемой сталкиваются млекопитающие и человек, кровь, которая выходит из легких, высоко насыщенна кислородом, проходя через большую площадь поверхности легких, теряет большую часть давления. Однако решение млекопитающего является более изобретательным и эффективным, и устраняет необходимость в дополнительных сердцах. Кровь перекачивается обратно через дополнительные камеры в сердце, так что можно с допущением считать, что у нас два отдельных сердца.
Когда мы находимся в эмбриональной стадии развития, у нас на самом деле два сердца. Зачатков в зародыше на самом деле два, но в конечном итоге они сливаются в одно сердце с четырьмя камерами. Эмбриологи в 1920-х и 30-х годов проводили эксперимент, удерживая зачатки от сплавления в эмбриональных лягушки, они смогли вырастить лягушек с двумя сердцами. То же самое относится и к нашим глазам. Если зачатки удерживается от расщепления, один центральный глаз развивается, как у циклопа.

Таким образом, существует несколько гипотез и предположений, которые частично подтверждается. Но основной вывод в том, что природа стремиться к эффективным решениям и симметричные органы являются именно такими решениями.

А Вы задумывались о том, почему именно так устроен наш организм. Почему некоторые части нашего тела парные и расположены симметрично. А другие нет?


Вначале попробуем ответить на вспомогательный вопрос: почему у человека некоторые части тела симметричны, а другие — нет?

Симметрия — базовое свойство большинства живых существ. Быть симметричным очень удобно. Подумайте сами: если у вас со всех сторон есть глаза, уши, носы, рты и конечности, то вы успеете вовремя почувствовать что-то подозрительное, с какой бы стороны оно ни подкрадывалось, и, в зависимости от того, какое оно, это подозрительное, — съесть его или, наоборот, от него удрать.

Самая безупречная, «самая симметричная» из всех симметрий — сферическая , когда у тела не отличаются верхняя, нижняя, правая, левая, передняя и задняя части, и оно совпадает само с собой при повороте вокруг центра симметрии на любой угол. Однако это возможно только в такой среде, которая сама идеально симметрична во всех направлениях и в которой со всех сторон на тело действуют одни и те же силы. Но на нашей земле подобной среды нет. Существует по крайней мере одна сила — сила тяжести, — которая действует только по одной оси (верх-низ) и не влияет на остальные (вперед-назад, вправо-влево). Она всё тянет вниз. И живым существам приходится к этому приспосабливаться.

Так возникает следующий тип симметрии — радиальная . У радиально-симметричных существ есть верхняя и нижняя части, но правой и левой, передней и задней нет. Они совпадают сами с собой при вращении только вокруг одной оси. К ним относятся, например, морские звезды и гидры. Эти создания малоподвижны и занимаются «тихой охотой» за проплывающей мимо живностью.

Актинии (морские анемоны) — пример радиально симметричных организмов. Рисунок из книги Эрнста Геккеля «Красота форм в природе» . Изображение с сайта en.wikipedia.org


Но если какое-то существо собирается вести активный образ жизни, гоняясь за жертвами и удирая от хищников, для него приобретает важность еще одно направление — передне-заднее. Та часть тела, которая находится впереди, когда животное двигается, становится более значимой. Сюда «переползают» все органы чувств, а заодно и нервные узлы, которые анализируют полученную от органов чувств информацию (у некоторых счастливчиков эти узлы потом превратятся в головной мозг). К тому же, спереди должен находиться рот, чтобы успеть ухватить настигнутую добычу. Всё это обычно располагается на отдельном участке тела — голове (у радиально-симметричных животных головы нет в принципе). Так возникает билатеральная (или двусторонняя ) симметрия. У билатерально-симметричного существа отличаются верхняя и нижняя, передняя и задняя части, и только правая и левая идентичны и являются зеркальным отображением друг друга. Этот тип симметрии характерен для большинства животных, включая и человека.

У некоторых животных, например у кольчатых червей, помимо билатеральной есть и еще одна симметрия — метамерная . Их тело (за исключением самой передней части) состоит из одинаковых члеников-метамеров, и если сдвигаться вдоль тела, червь сам с собой «совпадает». У более развитых животных, включая человека, сохраняется слабое «эхо» такой симметрии: в каком-то смысле, наши позвонки и рёбра тоже можно назвать метамерами.

Итак, почему у человека есть парные органы, мы разобрались. Теперь обсудим, откуда взялись непарные.

Для начала попробуем понять: что же является осью симметрии для самых простых, радиально симметричных, примитивных многоклеточных? Ответ простой: это пищеварительная система. Вокруг нее и выстраивается весь организм, и организован он так, чтобы каждая клеточка тела находилась близко к «кормушке» и получала достаточное количество питательных веществ. Представим себе гидру: ее рот симметрично окружен щупальцами, которые загоняют туда добычу, а кишечная полость находится в самой середине организма и является осью, вокруг которой формируется всё остальное тело. Пищеварительная система у таких существ одна по определению, потому что «под нее» и выстраивается весь организм.


Постепенно животные усложнялись, и их пищеварительная система тоже становилась всё более совершенной. Кишечник удлинился, чтобы более эффективно переваривать пищу, и поэтому ему пришлось сложиться в несколько раз, чтобы поместиться в брюшной полости. Появились дополнительные органы — печень, желчный пузырь, поджелудочная железа, — которые расположились в организме асимметрично и «подвинули» некоторые другие органы (например, из-за того, что печень расположена справа, правая почка и правый яичник/яичко сдвинуты вниз относительно левого). У человека изо всей пищеварительной системы только рот, глотка, пищевод и анальное отверстие сохранили свое положение на плоскости симметрии организма. Но пищеварительная система и все ее органы так и остались у нас в единственном экземпляре.


Теперь посмотрим на кровеносную систему.

Если животное маленькое, у него нет проблемы с тем, чтобы питательные вещества дошли до каждой клеточки, — ведь все клетки находятся достаточно близко к пищеварительной системе. Но чем больше живое существо, тем острее для него возникает проблема доставки питания до «отдаленных провинций», находящихся на большом расстоянии от кишечника, на периферии тела. Появляется потребность в чём-то, что «кормило» бы эти участки, а кроме этого, соединяло всё тело воедино и позволяло далеко расположенным регионам «общаться» между собой (а у некоторых животных также разносило бы кислород от органов дыхания по всему телу). Так появляется кровеносная система.


Кровеносная система выстраивается вдоль пищеварительной, и поэтому состоит она, в самых примитивных случаях, всего лишь из двух главных сосудов — брюшного и спинного — и нескольких соединяющих их дополнительных. Если существо маленькое и слабоподвижное (как, например, ланцетник), то для того, чтобы кровь двигалась по сосудам, достаточно сокращения самих этих сосудов. Но относительно крупным существам, ведущим более активный образ жизни (например, рыбам), этого мало. Поэтому у них часть брюшного сосуда превращается в специальный мышечный орган, с силой толкающий кровь вперед, — сердце. Поскольку оно возникло на непарном сосуде, то и само оно «одинокое» и непарное. У рыб сердце симметрично само по себе и в теле располагается на плоскости симметрии. Но у наземных животных, в связи с появлением второго круга кровообращения, левая часть сердечной мышцы становится больше правой, и сердце сдвигается в левую сторону, теряя и симметричность своего положения, и свою собственную симметрию.


Можно ли получить квалифицированную информацию по магии, не выезжая в Индию, Тибет, Мексику или Перу, и не уединяясь на несколько недель (или лет) в неблагоустроенном погребе (так называемый темный ретрит), для того, чтобы получить высшее знание, отключившись из жизненных проблем и ценностей?

Многим начинающим эзотерикам уже хорошо известно, что каждую субботу в 22-30 по Москве в Европейской Школе магии Мастерство Духа проводятся ОТКРЫТЫЕ БЕСЕДЫ О МАГИИ. Вход в видео-конференцию Начните заниматься, а дальше уже осознанно решите, можно ли развиваться в том социуме, который ваш окружает, или все-таки ваш путь зовет вас в погреб на Тибете. …

Сейчас сложно найти человека, не слышавшем о восточной медицине. Кто-то слышал истории шарлатанства, кто-то истории чудесного излечения. Мнений много, однозначных нет. Подходы восточной медицины совсем не похожи на западные, но их медицине тысячи лет и их нации сильнее наших. Может стоит задуматься почему? Давайте рассмотрим наш организм с точки зрения тибетских учений, используя принципы взаимопорождения пяти первоэлементов.

Много лет назад я участвовала в организации приезда и выступления доктора тибетской медицины в родном городе. Я встречала Госпожу Чен- доктора Тибетской медицины с ученой степенью и заботилась о ней во время её прибывания в нашем городе. Поле 3 часовой лекции я забрала её с переводчиком к себе домой, где её ждал вкусный обед в китайском стиле. Во время лекции поступил вопрос из зала, который ввел её в ступор. Женщина спрашивала- «что нужно закапывать в глаза при глаукоме?»

За обедом мы разговорились- она была в недоумении- «Странные у вас люди! Зачем капать глаза, печень лечить надо!» Для нас это высказывание кажется абсурдным, для китайцев это вполне связанные вещи. У каждого органа есть парный орган (Инь и Ян), кроме того есть органы, которые называются окном(орган, заболевание которого сигнализирует о начале заболевания другого) и органы- зеркала(органы, которые отзеркаливают состояние одного из 5 главных органов). Глаза как раз являются окном печени. Так что с их точки зрения все логично. Давайте рассмотрим подробно наш организм в разрезе восточной медицины.

Стихия Орган
Зеркало Эмоции Регуляция системы Дополни-тельная фунуция

Инь Ян Окно
Выделения


Вода Почки Мочевой пузырь Уши Кости Моча Страх Кровеносная система Управление наследствен-ностью









Дерево Печень Желчный пузырь Глаза Связки и ногти Слезы Гнев Имунная система Регуляция обмена








веществ
Огонь Сердце Тонкий кишечник Язык Сосуды Пот Радость Эндокринная система Управление психикой









Земля Селезенка Желудок Рот Мышцы Слюна Задум-чивость Пище-варительная система Регуляция обмена








веществ
Металл Легкие Толстый кишечник Нос Кожа и волосы Слизь из носа Грусть Дыхательная система Циркуляция крови









Как расшифровывается эта таблица? На первый взгляд «китайская грамота» кажется запутанной и непонятной, на самом деле все просто.

Почки принадлежат к стихии воды . Их парный орган -мочевой пузырь(здесь не поспоришь) Уши- окно почек. То есть если ослаб слух или начали болеть уши- это предпосылки заболеваний почек. Зеркало кости. То есть неправильная работа почек приводит к нарушениям костной системы. Выделения- моча- чрезмерное или недостаточное выделение мочи, её цвет и запах тоже сигналят о нарушениях работы почек(тоже не новость) . Эмоции, которые соответствуют энергии почек- это страх. Беспричинное проявление страха- повод беспокойства о почках. Почки собирают все вещества Цзин, а также отвечают за органы воспроизводства, за движение жидкости по организму. Почки влияют на кроветворение. В женском организме почки влияют на зачатие и развитие беременности. А в мужском организме на качество спермы (это связано с выработкой гормонов корой надпочечников)

Восстанавливают и укрепляют почки , и , растворяет и выводит камни

Сердце соответствует перво-элементу Огонь- это огонь нашей жизни. Кроме самой сердечной мышцы, китайская медицина обязательно учитывает и функции сердца, к которым относят регулирование течения крови, работы сосудов. По мнению китайских врачей, сердце отвечает и за выработку пота и даже за состояние сознания, быстроту мыслительных процессов. Сердце контролирует движение Ци по организму. Парный орган- тонкий кишечник- именно из него проникает в кровь большое количество веществ. «Окно» сердца – это язык, а его «зеркалом» человеческое лицо. По мнению китайских врачей, если сердце в порядке, человек хорошо мыслит, не сомневается в своих целях. Из всех составляющих сердца, наибольшего внимания со стороны китайской философии заслужил перикард, представляющий из себя сердечную сумку. Считается, что перикард охраняет сердце от различных опасностей со стороны окружающего мира. Практически любые нарушения в сердце тут же сказываются на состоянии перикарда. Через сердце проходит малый инь сердца – это меридиан, идущий к верхним конечностям.

Когда лицо то краснеет, то бледнеет, уже можно говорить о сердечной недостаточности. Когда сердце наполнено Ци и кровью, тогда кожа лица блестящая, гладкая и розовая.
При недостатке крови в сердце пульс не наполненный, а кожа приобретает сероватый оттенок; при недостаточности Ци в сердце ухудшается кровообращение, а кожные покровы бледнеют;при недостаточном кровообращении вены не наполнены, а кожа имеет серо-зеленый оттенок.

Селезенка соответствует перво-элементу земля и считается «второй матерью» организма человека. Функции селезенки заключаются в движении питательных веществ по организму, в их усвоении и распределении (парный орган- желудок) Селезенка также отвечает за состав крови и работу мускулатуры. «Окно» селезенки – это рот, а точнее губы, а «зеркало» селезенки – мускулатура рук и ног. Селезенка делает кровь чистой, не дает развиваться в организме кровотечениям. Селезенка отвечает за согрев пяти плотных органов. От работы селезенки зависит то, худой человек или толстый, насколько он силен физически. Если селезенка работает плохо, то возможны синяки на разных частях тела, мускулатура слабеет, у женщин менструации становятся обильными и мучительными. У человека нарушается нормальное восприятие пищи, ухудшается работа мозга, тяжелее воспринимается информация, ухудшаются защитные силы.

Поддержать селезенку можно капсулами , и, в запущенных случаях, капсулами Эти капсулы помогают даже при начальных стадиях онкологии, улучшают состояние онкобольных на последних стадиях и при прохождении курса химио и лучевой терапии.

Легкие соответствуют перво-элементу металл и от их состояния зависит состояние всех дыхательных органов, носа, волос и кожи. Легкие управляют течением жизненных энергий и жидкостей, а также отвечают за функцию дыхания. «Окно» легких – это нос, а «зеркало» легких – это волосы, покрывающие тело. Любые нарушения в состоянии кожи, такие как чесотка, шелушение, сухость связаны с работой легких. Кроме этого, при нарушении функции легких появляется одышка, кашель, проблемы с мочевыделением, отечность. Янский канал толстой кишки проходит через легкие. Чаще всего проблема заложенности носа(грипп не считается) как раз забитый кишечник.

У вас слабые волосы? Выпадают, истончаются? Наружно им помочь конечно можно, используя и но может стоит прислушаться к восточным мудрецам и поддержать свои ? вам в помощь! И насморк заодно пройдет, и настроение улучшится)

Гомзяк О., учитель-логопед.

  • Коррекционно-образовательные:

    Учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы.

    Коррекционно-развивающие:

    Закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов;

    Развивать словарь антонимов;

    Закреплять знания о назначении частей тела.

    Коррекционно-воспитательная:

    Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших хорошими поступками.

    Оборудование: предметная картина с изображением человека, сюжетные картинки к играм.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Игра “Назови ласково”

    Сядет тот, кто назовет ласково:

    голова - нос - руки - грудь -

    лоб - подбородок - локти - спина -

    брови - рот - пальцы - живот -

    ресницы - язык - ногти - ноги -

    глаза- горло- плечи- колени -

    затылок - зубы - шея - пятки -

    щеки - губы - уши - лопатки -

    2. Объявление темы.

    Сегодня на занятии мы будем говорить о человеке, о строение его тела и о том, какие они люди.

    3. Вводная беседа.

    Взрослые и дети, мальчики и девочки это люди. Их тела устроены по одному принципу, но при этом различаются между собой. Тело напоминает мудрый механизм, который способен выполнять множество различных функций. С его помощью мы можем смеяться, плакать, говорить, бегать, думать, работать и играть. Двух абсолютно одинаковых людей не бывает. Люди из одной семьи больше похожи друг на друга, чем на других. Близнецы обладают наибольшим сходством.

    Человеческое тело состоит из различных частей. Внутри тела человека находятся мягкие части, называемые органами, постоянно занятые работой. Каждый орган имеет особые обязанности и выполняет их, чтобы наше тело нормально работало. Все органы взаимодействуют друг с другом, как детали машины.

    4. Развитие лексико – грамматических категорий.

    Игра “Что делает, а что сделал, сделала?”

    Покажите и расскажите, где действие еще совершается, а где уже совершилось. (По картинкам)

    Мыла - вымыла вешает - повесила

    Рисует – нарисовал умывается – умылся

    Одевается – оделся прячется – спрятался.

    Прыгает -перепрыгнул наливает – налил

    Ест – съел бросает – бросила и т.д.

    Игра “Расскажи о себе”

    Ребята! Я буду говорить о других, а вы мне в ответ расскажите о себе. (По заданию логопеда)

    Девочка купается, а я купаюсь и т.д.

    Игра “Скажи наоборот”

    А теперь на заданное слово, подберите слово наоборот.

    Добрый - … (злой), большой – маленький, высокий - низкий, толстый – худой, больной – здоровый, друзья – враги, одеваться - раздеваться, трудиться – лениться, старый – молодой, веселый – грустный, чистый – грязный, аккуратный - неряшливый, входит – выходит, залезает – слезает.

    Игра “Справа, выше, ниже”

    Рассмотрите троих друзей, которые изображены на картине. Обратите внимание на их рост, возраст, где они стоят по отношению друг к другу. А теперь составьте предложение, используя слово справа (слева, выше, ниже, между, старше, моложе).

    Физкультминутка.

    Ах ты, девочка чумазая, Качают головой.

    Где ты носик так измазала? Касаются кончика носа указательным

    Кончик носа черный.

    Будто закопченный. Качают головой.

    Я на солнышке лежала, Руки над головой, пальцы растопырены.

    Нос кверху держала. Голову запрокидывают назад,

    Вот он и загорел. к воображаемому солнцу.

    К заданному слову подберите слово, которое обозначает часть тела человека:

    Видят- слышат- работают- бегают-

    Дышит- жуют- стоят- машут-

    Игра “Два, две”

    Что у человека бывает по паре. Назовите эти части тела, используя слова два, две.

    Игра “Назови части тела человека, которых нет у домашних животных”

    А теперь подумайте и скажите, каких частей у домашних животных не бывает, а у человека они есть.

    Лицо, подбородок, ладони, пальцы, ногти, локти, руки, плечи).

    Игра “Узнай по описанию” или “Какой, какие?”

    Вы много узнали о частях тела человека, и вам будет нетрудно догадаться, о чем я говорю:

    Красивые, серые, зеленые, голубые, большие (что?) - глаза.

    Густые, длинные, короткие, блестящие, вьющиеся, пышные - волосы.

    Большой, конопатый, орлиный, маленький, горбатый – нос.

    Пухлые, розовые, узкие, большие – губы.

    5. Итог занятия.

    О ком говорили на занятии?

    Как должны относиться люди друг к другу?

    Что можно сказать о человеке, какой он?

    Материал для закрепления вне занятий логопеда.

    Лексико – грамматические игры.

    Игра “Назови части тела”

    Части тела: голова, руки, ноги, туловище.

    Части головы: волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, нос, щеки, рот, губы, зубы, подбородок.

    Части туловища: шея, плечи, живот, спина.

    Игра “Назови ласково”

    голова - нос - руки - грудь -

    лоб - подбородок - локти - спина -

    брови - рот - пальцы - живот -

    ресницы - язык - ногти - ноги -

    Игра “Подбери предмет” (часть тела)

    Видят- слышат- работают- бегают-

    Дышит- жуют- стоят- машут-

    Трогают- нюхает- говорит- пишут-

    Игра “Два, две”

    Парные части тела: две брови, два глаза, две щеки, два уха, два плеча, две руки, два локтя, две ладони, две ноги, два колена, две пятки, две ступни).

    Игра “Мой, моя, мои”.

    Мой – нос, язык, рот и т.д.

    Моя – рука, нога, голова и т.д.

    Мои - руки, плечи, ноги, уши и т.д.



  • gastroguru © 2017