Биологические и социальные факторы развития. Биологическое и социальное в человеке

Статья «Биологические факторы развития ребенка»

Гурьянова Екатерина Петровна, воспитатель Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад комбинированного вида №11 «Шатлык» Мензелинского муниципального района РТ
Назначение материала: данный материал предназначен для воспитателей детских садов. Представленный материал станет полезным для воспитателей детского сада
Цель: распространить педагогический опыт среди воспитателей детских садов.
Задача: раскрыть значимость биологического фактора в развитии детей дошкольного возраста.
На развитие ребенка оказывают влияние различные факторы. Самым первым и значимым фактором до появления ребенка на свет является биологический фактор. Биологический фактор находит своё развитие во внутриутробном состоянии.
Основополагающим показателем выступает биологическая наследственность. Биологическая наследственность включает в своё содержание общие показатели.
Наследственность индивидуальна для каждого представителя человечества. Она позволяет отличать и различать у каждого представителя человечества не только внутренние, но и внешние характеристики.
Родители по наследству передают своему ребенку некие особенности и качества личности. Передача наследственных качеств формируют генетическую программу.
Огромная значимость наследственности состоит в том, что она служит источником получения человеческого организма, нервную систему, мозг,
органы слуха.
Внешние факторы позволяют отличить одного человека от другого. Специфика нервной системы, передаваемая по наследству, развивает определенный тип нервной деятельности.
Влияние наследственности насколько велика, что она способна формировать определенные способности в различных видах деятельности. Данная способность формируется на основе природных задатков.
Исходя из данных физиологии и психологии, можно сделать вывод о том, что при рождении у ребенка приобретаются не способности, а всего лишь задатки к какой-либо деятельности.
Однако для развития и раскрытия определенных задатков необходимо создать благоприятную атмосферу, для правильного развития.
Наследственность включает в себя не только благоприятные, положительные стороны для развития ребенка, не редко по наследству ребенку передается ряд болезней
Причина данных заболеваний: нарушение наследственного аппарата (гены, хромосомы).

В современном мире на правильное развитие ребенка влияет не только наследственность, но и губительное влияние оказывает сама окружающая среда.
Загрязненная атмосфера отрицательно влияет на развитие ребенка, уже находясь во внутриутробном состоянии. Загрязнение воздушных масс в атмосфере, резкое ухудшение водных и лесных ресурсов способствуют тому, что повышается процент рожденных детей с некими нарушениями. Например, рождение глухонемых, слепых детей.
Развитие у глухонемых и слепых детей значительно отличается от развития здоровых детей, оно замедленно.
Несмотря на этот факт в педагогике разработаны и созданы особые методики способствующие развитию особых детей. Ежегодно стоятся и открываются новые специализированные учреждения, центры для особых детей. Немало важно указать и на то, что ведется активная работа и переподготовка рабочих кадров в данной области. Над данной проблемой трудятся многочисленные специалисты, такие как педагоги, психологи и т. д.
На данных специалистов возлагаются серьезные и порой сверхдостигаемые задачи. Однако главной задачей в работе квалифицированных специалистов является помощь каждому особому ребенку хоть на чуть-чуть приблизиться к реальному миру, оказать поддержку в приспособление ребенка к окружающему миру.

Фактор - переводе с латинского «делающий, производящий», т.е. движущая сила какого-либо процесса, явления.

Выделяют 3 фактора, обуславливающие становление личности:

v Наследственность;

v Воспитание;

Их можно объединить в 2 большие группы: биологические и социальные.

Задача педагогической науки заключается не в констатации какого-либо фактора как основного а развитии личности, а в определении соотношения факторов: под влиянием каких из них в большей степени происходит развитие.

Наследственность- то, что передается от родителей к детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и переменную части.

Постоянная часть - обеспечивает рождение человека представителем человеческого рода.

Переменная часть- это то, что роднит человека с его родителями. Это могут быть внешние признаки: цвет глаз, группа крови, предрасположенность к определенным заболеваниям, особенности нервной системы и тд.

Дети похожи на родителей и это бесспорно признается всеми. Но предметом обсуждения является вопрос о наследовании моральных, интеллектуальных качеств, специальных способностей.

Передаются ли способности и задатки? Многие зарубежные ученые (М. Мнтессори, Э.Фром и др.) убеждены, что не только интеллектуальные, но и моральные качества передаются по наследству.

Педагогические теории советского периода отстаивали только биологическое наследование, все остальное – мораль, интеллект, считали приобретаемыми в процессе социализации. Однако академики Н.М. Амосов и П.К. Анохин высказываются в пользу наследования нравственных качеств или, в крайнем случае, наследственной предрасположенности ребенка к агрессивности, жестокости, лживости. Эта проблема пока не имеет однозначного ответа.

Однако следует различать врожденное наследование и генетическое.

В последние годы появилась новая отрасль педагогики - пренатальная педагогика , изучающая возможность влияния на развитие зародыша. При этом можно воздействовать не только на здоровье будущего младенца, но и на его эмоциональную сферу, а через нее на эстетическое и интеллектуальное развитие. Такое влияние осуществляется через образ жизни (хорошо, если мама переживает положительные эмоции, слушает музыку, читает стихи, беседует с народившимся малышом. Если ребенок слышит голоса обоих родителей, он привыкает и после рождения узнает и успокаивается, когда слышит. В этом случае ребенок рождается с врожденными качествами . Но и врожденное и генетическое не следует считать неизменным.

«По моему мнению,- пишет японский ученый Масару Ибука,- в развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность. Вопрос о том, какое образование и какая среда лучше всего развивают потенциальные способности ребенка».

Среда в широком и узком смысле слова.

В широком означает- климатические и природные условия, государственное устройство, культура, быт, традиции. В узком смысле- непосредственное предметное окружение.

В современной педагогике существует понятие «развивающая среда» (В.А. Петровский). Под развивающей средой понимается не только предметное наполнение. Она должна быть особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка.

Когда речь идет о среде как факторе воспитания имеется в виду еще и человеческое окружение, принятые в нем нормы взаимоотношения и деятельности.

Социальная среда представляет ребенку возможность вступать во взаимодействие с окружающими его людьми, видеть социальные явления со всех сторон. Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер. Это приводит ко многим трудностям на пути к становлению личности.

Но изолировать ребенка от среды нельзя. Это чревато задержкой в социальном развитии.

Влияние среды на формирование человека постоянно на протяжении всей его жизни. Разница лишь в степени восприятия этого влияния. Для маленького ребенка важную роль в выборе средового окружения выполняет взрослый. Среда может тормозить развитие личности, активизировать его, но не может быть безучастной к развитию.

Третий фактор, влияющий на становление личности - воспитание. В отличие от первых двух оно всегда носит:

  1. целенаправленный характер;
  2. соответствует социально-культурным ценностям общества;
  3. предполагает систему влияний на личность- единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.

При всей значимости наследственность, среда и воспитание не обеспечивают полноценного развития ребенка. Почему? Потому что все они предполагают воздействия, не зависящие от самого ребенка. Он никак не влияет не то, что будет заложено в его генах, не может изменить среду, не определяет цели и задачи собственного воспитания.

Активность выступает в качестве необходимого условия развития. Активность является стимулом к деятельности. Но если деятельность не организуется, то активность находит выход и может принимать нежелательные формы (баловство, агрессия).

Вопросы для обсуждения:

Задание для самостоятельной работы:

Выписать из словаря основные понятия наследственность, среда, воспитание

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.

Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий.

Известно, насколько велико многообразие людей, как многолики и иногда значительны индивидуальные их качества. Среди, более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не существует двух совершенно одинаковых людей, двух однотипных индивидуальностей. Эти громадные различия усложняют, если не делать вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности. Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.

Предметом моего исследования является процесс формирования человеческой личности под влиянием биологических факторов.

Цель работы состоит в анализе влияния этих факторов на развитие личности. Из темы, цели и содержания работы следуют ниже-перечисленные задачи :

· определить влияние на развитие личности человека таких биологических факторов как наследственности, врожденных особенностей, состояния здоровья;

· в ходе теоретического анализа педагогической, психологической литературы по теме работы попытаться выяснить, какие же факторы оказывают более весомое влияние на формирование личности: биологические особенности или ее социальный опыт.

Слово «личность», как и многие другие психологические понятия, широко используются в повседневном общении наряду с другими терминами. Поэтому что бы ответить на вопрос: «Что такое личность?», необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «личность», «индивидуальность», «индивид».

Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью. Недаром же, наверное, можно слышать об одном «настоящая личность!», а о другом – «нет, это не личность».

Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.

Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальный и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируется как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и фейлогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.

Другие ученые считают, что каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.

Допустимо ли игнорировать, не принимать во внимание биологическую сущность человека? Нет, его биологическую, природную, естественную сущность игнорировать нельзя. Разумеется, соответствующие природные, биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, что бы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека.

Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда даже не станет подобием личности. Известен случай, когда в Индии в 1920 году были найдены две девочки, живущие в волчьей стае, младшая быстро умерла, а старшая (ее назвали Камалой), которой было 6-7 лет, прожила более 10 лет. Печать сообщала еще о нескольких подобных случаях: один мальчик был обнаружен снова в Индии и снова среди волков и два мальчика обнаружены в Африке в стае обезьян. По-видимому, дети были похищены животными, но оставлены в живых. Во всех этих случаях наблюдалась одна и та же картина: дети не умели ни стоять, ни ходить, но быстро передвигались на четвереньках или ловко лазали по деревьям; не владели речью и не могли произносить членораздельные звуки; отказывались от человеческой пищи, питались сырым мясом или дикими растениями, жуками и стрекозами; воду лакали, срывали с себя одежду, кусались, выли, спали на голом полу.

Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного "Я", так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.

У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывают, что человек – существо биологическое и социальное.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Фактически каждый из них – уже индивидуальность… Но еще не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения.

Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела отдельного индивида реально существует не личность, а ее односторонняя проекция на экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.

Процесс развития осуществляется как совершенствование человека – биологического существа. В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.

Кирпичный дом не может быть построен из камня или из бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом множеством различных способов. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Молодым людям, вступающим в брак, следует помнить, что по наследству передаются не только внешние признаки и многие биохимические особенности организма (обмен веществ, группы крови и др.), но и некоторые болезни или предрасположенность к болезненным состояниям. Поэтому каждому человеку необходимо иметь общие представления о наследственности, знать свою родословную (состояние здоровья родственников, их внешние особенности и таланты, продолжительность жизни и др.), иметь представления о влиянии вредных факторов (в частности алкоголя и курения) на развитие внутриутробного плода. Все эти сведения могут быть использованы для ранней диагностики и лечения наследственных заболеваний, профилактики врожденных пороков развития.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.

На протяжении 19 века ученые предполагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся внутри яйца – подобно микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. Но в первой половине 20 века доказали, что врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что еще из человека получится великая личность. Можно иметь хорошую наследственность, но оставаться при этом умной ненужностью.

Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности . Великий русский ученый И.П.Павлов в своем учении о типах высшей нервной деятельности предпринял наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека. Он предположил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности.

Темперамент тесно связан с другими особенностями личности. Он является как бы той природной канвой, на которую жизнь наносит узоры характера.

Темпераментом называется совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизиологических свойств человека, определяющих динамические особенности его психических процессов, психических состояний и поведений. Поясним приведенное выше определение темперамента.

В нем речь идет об устойчивых психологических свойствах человека, от которых зависит его поведение, а значит, и о личностных особенностях. Термин «психофизиологические» в данном случае означает, что соответствующие свойства составляют не только часть психологии, но также и часть физиологии человека, то есть одновременно являются и психологическими, и физиологическими.

Иными словами, речь идет об индивидуальных свойствах человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными. Это на самом деле так: темперамент представляет собой единственную, чисто природную личностную особенность человека, основанием считать его именно личностным свойством является тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которые совершает человек.

Из сказанного о темпераменте, из приведенного выше его определения вытекает, что темперамент как личностная особенность человека имеет свои собственные свойства. Свойства темперамента определяют, прежде всего, динамику психической жизни человека. Психолог В. С. Мерлин приводит очень образное сравнение. « Представьте себе, – говорит он, – две реки: одну – спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены…

Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенностях течения) психической жизни разных людей».

Согласно учения И. П. Павлова индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в деятельности нервной системы считают различные проявления, связь и соотношение нервных процессов – возбуждение и торможение.

И. П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения:

1. силу процессов возбуждения и торможения;

2. уравновешенность процессов возбуждения и торможения;

3. подвижность процессов возбуждения и торможения.

Комбинацией указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основные типа высшей нервной деятельности.

По силе нервных процессов И. П. Павлов различал сильную и слабую нервную систему. Представителей сильной нервной системы он в свою очередь подразделял по уравновешенности на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных (с преобладанием возбуждения над торможением). Сильных уравновешенных по подвижности делил на подвижных и инертных. Слабость нервной системы Павлов считал таким определяющим, существенным признаком, который перекрывает все другие различия. Поэтому представителей слабого типа он уже не делил далее по признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов. Так была создана классификация типов высшей нервной деятельности.

И. П. Павлов соотнес выделенные им типы с психологическими типами темпераментов и обнаружил полное совпадение. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведении человека. В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом:

1. сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И.П. Павлову) – сангвинический темперамент ;

2. сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И. П. Павлову) – флегматический темперамент ;

3. сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тип, по И. П. Павлову) – холерический темперамент ;

4. слабый тип («слабый», по И. П. Павлову) – меланхолический темперамент .

Слабый тип никоим образом нельзя считать инвалидным или неполноценным типом. Несмотря на слабость нервных процессов, представитель слабого типа, вырабатывая свой индивидуальный стиль, могут добиться больших достижений в учении, труде и творческой деятельности, тем более что слабая нервная система высокочувствительная нервная система.

Тип нервной системы – это природное, врожденное свойство нервной системы, которая, однако, может несколько изменяться под влиянием условий жизни и деятельности. Тип нервной системы придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека – определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, ног не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

Размышляя о своем темпераменте и темпераментах других людей, следует иметь в виду два важных обстоятельства. Во-первых, изучение типов темперамента у большого количества современных людей показало, что соответствующие традиционным описаниям, так называемые чистые, типы темперамента встречаются в жизни довольно редко. Подобные случаи составляют от 25% до 30% всех случаев. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Более того, казалось, что около 25% людей вообще нельзя отнести к определенному типу темперамента, так как свойства, присущие различным типам темперамента, у них перемешаны. Во-вторых, нельзя смешивать свойства темперамента и черты характера. Честным, добрым, вежливым, дисциплинированным или, наоборот, лживым, злым, грубым можно быть при любом темпераменте. Хотя проявляться эти черты у людей с разными темпераментами будут по-разному. Кроме того, на базе определенных темпераментов одни черты вырабатываются легче, а другие труднее.

Кому, например, легче выработать у себя дисциплинированность, последовательность в работе, настойчивость – холерику или флегматику? Конечно, последнему. Зная свой темперамент, человек стремиться опереться на его положительные особенности и преодолеть отрицательные.

Как было сказано выше, И. П. Павлов открыл три основных свойства нервной системы. Оказалось, что трех свойств недостаточно для того, чтобы охарактеризовать все особенности темперамента. Отечественные психофизиологии Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и В. М. Русалов доказали, что нервная система человека обладает многими другими свойствами. Они же, в конечном счете, пришли к выводу о том, что в нервной системе человека имеется не три, как предполагал Павлов, а четыре пары основных свойств и еще несколько пар дополнительных свойств. Было открыто, например, такое свойство нервной системы, как лабильность , то есть быстрая откликаемость на стимулы, а так же противоположное ему свойство, названное ригидностью – медленная откликаемость нервной системы.

Кроме того, исследования, приведенные этими учеными, обнаружили, что разные части нервной системы могут обладать различными наборами свойств. Есть, например, свойства, относящиеся ко всей нервной системе в целом, свойства, характеризующие отдельные, крупные блоки нервной системы, и свойства, присущие небольшим ее участкам или частям, например отдельным нервным клеткам.

В связи с этим картина о природных основах типов темпераментов людей (при сохранении убежденности в том, что тип темперамента зависит от индивидуального сочетания свойств нервной системы) стала намного более сложной и достаточно запутанной. Пока еще до конца прояснить ситуацию, к сожалению, не удалось, но современные ученые все-таки сходятся в следующем.

Прежде всего, они признают, что тип темперамента человека определяется не сочетанием трех простых свойств нервной системы, о которых говорил Павлов, а множеством разнообразных свойств. Затем, ими допускается, что разные структуры мозга человека, в частности те, которые отвечают за общение данного человека с людьми и за его активность с неодушевленными предметами, могут обладать разными наборами свойств. Отсюда следует, что один и тот же человек вполне может обладать и проявлять в работе и в общении с людьми разные типы темперамента.

Но и это представление об органической основе темперамента, вероятно, изменится в ближайшие годы, что связано с успехами генетики человека.

С помощью наследственности человеку передаются определенные задатки способностей. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.

Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо-физиологической основой способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено им в процессе жизни – системы условных рефлексов. Задатки – это то, на основе чего у человека формируются те или иные способности. Задатки – это также предпосылки к формированию и развитию способностей, то есть то, что дано (или задано – отсюда название «задатки») человеку еще до того, как у него будут формироваться и развиваться соответствующие способности.

Самое общее, традиционное определение задатков связывает их с некоторыми врожденными свойствами, которыми обладает организм человека. Речь идет о таких свойствах, появление и развитие которых у человека практически не зависит от его обучения и воспитания, и которые возникают и развиваются по законам генетики, в процессе созревания организма.

Что же такое способность? Способности можно определить как устойчивые индивидуально – психологические особенности личности, от которых зависят их успехи в различных видах деятельности.

Понимание способностей человека, которое характерно для современной психологии сложилось не сразу. В разные исторические эпохи и различные периоды развития психологии под способностями понимали различные вещи.

В самом начале накопления психологических знаний, с древнейших времен и до 17 века, способностями души назывались все возможные психологические качества присущие человеку. Это было наиболее широкое и неопределенное понимание способностей, в котором не выделялась специфика способностей как таковых на фоне других психологических свойств человека.

Когда было доказано, что не все способности являются врожденными, что их развитие зависит от обучения и воспитания, способностями стали называть лишь такие психологические свойства, которые человек приобретает в процессе жизни. Это произошло в 18-19 вв. Окончательное современное представление о том, что такое способности и чем они отличаются от других психологических свойств человека, сложилось лишь в 20 веке.

Наряду с понятием «способности» в научный оборот вошли такие понятия как одаренность, талант и гениальность. Попытаюсь ответить на следующий вопрос: в чем разница между этими понятиями.

Одаренность – это врожденная склонность к успешному освоению некоторой человеческой деятельности. Одаренным, соответственно, называют человека, который имеет хорошие задатки данному виду деятельности. Нужно отметить, что быть одаренным – не означает быть способным к выполнению соответствующей деятельности. Это лишь означает, что человек легко может освоить данный вид деятельности и добиться в нем значительных успехов.

Талант – это обладание уже развитыми способностями, а не только задатками. При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант – это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) – выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта.

Одаренным может быть ребенок, человек, который только приступает к освоению соответствующей деятельности, а талантливым – как правило, взрослый человек, ученый, писатель, художник и любой другой, кто своим трудом доказал свою талантливость на деле.

Гениальный – это человек, который не только талантлив, но уже добился в своей области выдающихся и признанных успехов. Если одаренных людей очень много (практически каждый человек может быть в чем-то одаренным), способных – тоже не мало, но несколько меньше, чем одаренных (далеко не все из них в силу разных причин могут полностью развить свои задатки и превратить их в способности), то талантливых довольно не много, а гениальных – только единицы.

У человека имеется множество различных способностей, которые делятся на следующие основные группы: природно-обусловленное (иногда их не совсем верно именуют врожденными) и социально-обусловленные способности (иногда их также и вполне справедливо называют приобретенными), общее и специальные способности, предметные и коммуникативные способности.

Рассмотрим природно-обусловленную группу способностей. Это такие способности, для которых, во-первых, необходимы врожденные природные задатки, во-вторых, способности, которые в основном формируются и развиваются на основе таких задатков. Обучение и воспитание, безусловно, оказывают положительное влияние и на формирование этих способностей, однако конечный результат, который может быть достигнут в их развитии, существенно зависит от имеющихся у человека задатков. К примеру, если человек имеет с рождения высокий рост и неплохие задатки к развитию точных, координированных движений, то при прочих равных условиях он сможет добиться больших успехов в развитии своих спортивных способностей, связанных, например, с игрой в баскетбол, чем тот человек, который подобных задатков не имеет.

Способности человека могут находиться на разных уровнях развития, и в связи с этим можно предложить еще одно, нетрадиционное понимание задатков как того, что фактически предшествует появлению и развитию у человека способностей определенного уровня. В этом случае в качестве задатков или предпосылок к развитию способностей более высокого уровня могут рассматриваться уже сформировавшиеся у человека способности более низкого уровня. При этом способности более низкого уровня развития не обязательно являются врожденными. Например, знание элементарной математики, полученное в школе, может выступать в качестве предпосылки, задатка к развитию способностей к высшей математике.

Вопрос о том, каковы органические основы задатков, занимает умы ученых очень давно, примерно с XVII века и до сих пор привлекает к себе повышенное внимание. Самая последняя версия о возможной анатомо-физиологической основе задатков, возникшая к середине XX века связывает задатки с генотипом человека, т.е. со строением генов. Эта идея частично подтверждается по отношению к фактам, касающимся врожденных нарушений интеллектуальной деятельности человека. Действительно, умственная недостаточность часто имеет генетическую основу. Однако до сих пор не удалось обнаружить генетическую особенность положительных способностей, т.е. задатков в их позитивном понимании.

К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека . Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.

Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать – это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

На личность человека оказывают воздействие также кризисы возрастного развития . Переходя из одного возраста в другой, более старший, человек оказывается психологически не вполне подготовленным к вынужденному изменению потребностей, ценностей, образа жизни. Многие люди, став старше, болезненно расстаются со старыми привычками и с трудом отказываются от возможностей, которые они имели будучи молодыми. Они не в состоянии быстро психологически приспособиться к новому для себя положению и образу жизни. Человек, становясь пожилым, как правило, теряет внешнюю привлекательность, друзей молодости. Он уже не в состоянии выдерживать длительные и психологические нагрузки, которые раньше были ему вполне по силам. Все это начинает оказывать влияние на характер человека, и он как личность постепенно изменяется. В период возрастных кризисов могут происходить аномальные изменения личности человека. Аномальным является такое направление развития человека как личности, в ходя которого он или утрачивает прежнее, положительные личностные свойства, или приобретает новые отрицательные личностные качества.

Состояние здоровья также является одним из компонентов биологического формирования личности. Хорошее состояние здоровья способствует успешному развитию. Неудовлетворительное здоровье тормозит процесс развития. Тяжелое хроническое заболевание сказывается на психологии человека как личности. Больной человек обычно чувствует себя неполноценным, вынужден отказываться от того, что доступно здоровым людям и необходимо ему самому. В итоге у человека могут появиться разного рода комплексы, и он как личность постепенно изменится. Кроме того, больной человек физически чувствует себя не вполне благополучно, и от этого его настроение становится хронически негативным. Вольно или невольно это настроение начинает сказываться на взаимоотношениях с окружающими людьми. Отношения с ними портятся, и это, в свою очередь, начинает оказывать неблагоприятное воздействие на характер человека. Замечено, что при многих хронических нервных и органических заболеваниях со временем изменяется, причем не в лучшую сторону, характер человека.

Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.

В своей работе я не стремилась охарактеризовать все биологические факторы формирования личности, а только проанализировать влияние некоторых из них на развитие личностных качеств человека.

В ходе теоретического анализа педагогической и психологической литературы по теме данной работы я поняла, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Если человеческое дитя даже с самыми “ лучшими” структурными особенностями мозга попадает в условия изоляции от человеческого общества, то развитие его как личности прекращается. Это многократно подтверждено в случаях, когда дети раннего возраста попадали в стаи диких животных или подвергались искусственной изоляции. Психическое развитие ребенка как человеческой личности возможно лишь в окружении других людей при активном и пассивном обучении поведенческим навыкам.

Таким образом, в результате развития идет становление человека как биологического вида и социального существа. В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом обусловливает фактор наследственности. Наследственность проявляется в том, что ребенку передаются основные биологические признаки человека. С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, тип нервной деятельности, характер обмена веществ, ряд рефлексов. Не передаются по наследству приобретенные в течение жизни навыки и свойства, наукой не выявлено так же особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

К биологическим факторам относится врожденные особенности человека. Врожденные особенности – это особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

На личность человека оказывает воздействие так же кризисы возрастного развития. Изменение личности человека, которые происходят в период возрастных кризисов, могут оказаться аномальными, или отрицательными.

Биологическим фактором, оказывающим влияние на становление человека как личности, относится так же состояние здоровья. Хорошее состояние здоровья способствует успешному развитию. Неудовлетворительное здоровье тормозит процесс развития, сказывается на психологии человека как личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

· Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.– М., 1986г.

· Водзинский Д.И., Кочетов А.И., Кулинкович К.А. и др. Семейно – бытовая культура. Пособие для слушателей нар.ун-тов.–Мн.: Нар. асвета, 1987 г..–255 с.

· Герасимович Г.И., Делец М.И. и др. Энциклопедия молодой семьи.– Мн., 1987 г.

· Денисюк Н.Г. Традиции и формирования личности.– Мн., 1979 г.

· Ильенков Э.В. Что такое личность? – М; 1991 г.

· Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3, переработ. и доп. – М.,«Просвещение», 1969 г.

· Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.–М.: Просвещение, 1980 г.

· Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинскойпсихологии.– М.; «Медицина» (1976 г.)

· Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений М., Просвещение, 1995 г.

· Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997 г.

· Хьелл Д. ; Зиглер Д. Теория личности – М.; 1997 г.

Состояния, занятия маленького ребенка рассматриваются сторонниками теории рекапитуля-ции как отголоски давно ушедших веков. Ребенок раскапывает ход в куче песка - его притягивает пещера так же, как его далекого предка. Он просыпается в страхе ночью - значит ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Развитие детского рисунка также рассматривается как отражение стадий, которые проходило изобразительное искусство в истории человечества.

Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении, истоки которого заключаются в идеях философа XVII в. Джона Локка (1632-1704), который считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть окружающие.


Представления о неограниченных возможностях формирования личности ребенка получили достаточно широкое распространение. Эти идеи были созвучны идеологии, господствовавшей в нашей стране до середины 1980-х гг., поэтому их можно найти во многих педагогических и психологических работах тех лет.

Что понимается под факторами развития в настоящее время (рисунок 1)?

Рисунок 1. Факторы формирования личности ребенка

Биологический фактор включает в себя прежде всего наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике человека генетически обусловлено. К наследственным факторам относят особенности физиологии высшей нервной деятельности, определяющие темперамент человека и анатомо-физиологические особенности - задатки, облегчающие развитие способностей. У разных людей центральная нервная система функционирует по-разному. Сильная и подвижная нервная система, с преобладанием процессов возбуждения, дает холерический, “взрывной” темперамент , при уравновешенности процессов возбуждения и торможения - сангвинический. Человек с сильной, малоподвижной нервной системой, с преобладанием торможения - флегматик, отличающийся медлительностью и менее ярким выражением эмоций. Меланхолик, обладающий слабой нервной системой, особенно раним и чувствителен. Стараясь погасить аффективные вспышки холерика или побуждая флегматика чуть-чуть быстрее выполнять учебные задания, взрослые должны в то же время постоянно учитывать их особенности, не требовать непосильного и ценить то лучшее, что приносит каждый темперамент.

Наследственные задатки придают своеобразие процессу развития способностей, облегчая или затрудняя его. Развитие способностей зависит не только от задатков. Если ребенок с абсолютным слухом не будет регулярно играть на музыкальном инструменте, успехов в исполнительском искусстве он не добьется, и его специальные способности не разовьются. Если ученик, который “схватывает все на лету” во время урока, не занимается добросовестно дома, он не станет отлич-ником, несмотря на свои данные, и его общие способности к усвоению знаний не получат разви-тия. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развития.

Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.

Социальный фактор - понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения - макросреда. От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей, начиная с государственных и частных учебных заведений (детских школ, домов творчества и т.д.) и кончая спецификой семейного воспитания. Социальный фактор - это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья или священник) - микросреда. Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрастах могут существенно воздействовать некоторые социальные группы (средства массовой информации, проповеди в религиозных общинах и т.п.).

Природногеографическая среда влияет на психическое развитие опосредованно - через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. На крайнем Севере, кочуя с оленеводами, ребенок будет развиваться несколько иначе, чем житель промышленного города в центре Европы.

Американским психологом Ури Бронфенбреннером предложена модель экологических систем, согласно которой, растущий индивидуум активно реструктурирует свою многоуровневую жизненную среду и в то же время сам испытывает воздействие со стороны элементов этой среды и взаимосвязей между ними, а также со стороны более широкого окружения. По У. Бронфенбреннеру, экологическая среда развития ребенка состоит из четырех вложенных одна в другую систем, которые обычно изображают в виде концентрических колец. Он называет эти системы микросистемой, мезосистемой, экзосистемой и макросистемой (рисунок 2).

Микросистема , или первый уровень модели, имеет отношение к занятиям, ролям и взаимо-действиям индивидуума и его ближайшему окружению, такому как семья, детский сад или школа. Например, развитие ребенка в семье может поддерживаться чуткостью матери по отношению к первым шагам дочери на пути к независимости. В свою очередь, проявление ребенком незави-симости может побудить мать к поиску новых способов поддержки развития такого поведения.

Микросистема - это уровень жизненной среды, наиболее часто исследуемый психологами.

Мезосистема , или второй уровень, образуется взаимосвязями двух или более микросистем. Так, существенное влияние на развитие оказывают формальные и неформальные связи между семьей и школой или семьей, школой и группой сверстников. Например, постоянное общение родителей с учителями может положительно сказаться на успехах ребенка в школе. Аналогичным образом, внимательное отношение учителей к этому ребенку, скорее всего, благотворно скажется на его взаимодействиях с членами семьи.

Экзосистема , или третий уровень, имеет отношение к тем уровням социальной среды или общественным структурам, которые, находясь вне сферы непосредственного опыта индивидуума, тем не менее влияют на него. Можно привести ряд примеров, начиная с формальной социальной среды, например места работы родителей, местных отделов здравоохранения или улучшения бытовых условий, и кончая таким неформальным окружением, как расширенная семья ребенка или друзья его родителей. Например, фирма, в которой служит мать, может разрешить ей несколько дней в неделю работать дома. Это позволит матери проводить больше времени с ребенком, что косвенно повлияет на его развитие. В то же время возможность уделить ребенку больше внимания снимет с матери напряжение и тем самым повысит производительность ее труда.

Рисунок 2. Четыре уровня окружающей среды, входящие в состав модели
экологических систем, предложенной У. Бронфенбреннером
в качестве модели развития ребенка

Макросистема , или внешний уровень, не имеет отношения к определенному окружению, а включает в себя жизненные ценности, законы и традиции той культуры, в которой живет индивидуум. Например, правила, согласно которым дети с задержками развития могут учиться в классах основного потока обычной школы, вероятно, оказывают существенное влияние на уровень образования и социальное развитие как детей с нарушениями развития, так и здоровых детей. В свою очередь, успех или провал этого педагогического эксперимента может содействовать или, наоборот, помешать дальнейшим попыткам администрации объединить эти две группы детей.

Хотя вмешательства, поддерживающие и стимулирующие ход развития, могут осуществ-ляться на всех четырех уровнях модели, У. Бронфенбреннер полагает, что наиболее значительную роль они играют на уровне макросистемы. Это происходит потому, что макросистема обладает способностью воздействовать на все другие уровни. Например, правительственная программа развития сети дошкольных учреждений, начатая в середине 1960-х гг. (Head Start) оказала огромное влияние на рост уровня образования и социальное развитие многих поколений американских детей.

Вне влияния социальной среды ребенок не может стать полноценной личностью. Известны случаи, когда в лесах обнаруживали детей, потерянных совсем маленькими и выросших среди зверей.

Так, в начале ХХ века индийский психолог Рид Сингх получил известие, что около одной деревни замечены два загадочных существа, похожие на людей, но передвигающиеся на четвереньках. Однажды Сингх с группой охотников спрятались у волчьей норы и увидели, как волчица выводит на прогулку детенышей, среди которых оказались две девочки - одна примерно восьми, другая - полутора лет. Сингх увез девочек с собой и пытался их воспитать. Они бегали на четвереньках, пугались и пытались скрыться от людей, огрызались, выли по ночам по-волчьи. Младшая - Амала - умерла через год. Старшая - Камала - прожила до семнадцати лет. За девять лет ее удалось, в основном, отучить от волчьих повадок, но все-таки, когда она торопилась, то опускалась на четвереньки. Речью Камала, по существу, так и не овладела (с большим трудом она обучилась правильно употреблять всего 40 слов). Оказывается, что человеческая психика не возникает и без человеческих условий жизни.

Согласно многочисленным исследованиям этнологов, психологов биологическое и социальное в развитии человека столь прочно воссоединены, что разделять эти две линии можно лишь теоретически. Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется действию общественно-исторических, а не биологических, как у животных, законов. Ребенок проходит закономерный процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Биологический тип развития происходит в процессе приспособления к природе путем наследования свойств вида и путем индивидуального опыта.

Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном базируются на положениях Л.С. Выготского (1896-1934).

Л.С. Выготский в работе “Развитие высших психических функций” подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции - продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственности. В то же время в развитии всегда “участвует” среда. Никогда никакой признак детского развития, в том числе базовые психические функции, не является чисто наследственным.

Каждый признак, развиваясь, приобретает что-то, чего не было в наследственных задатках, и благодаря этому удельный вес наследственных влияний то усиливается, то ослабляется и отодвигается на задний план. Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака оказывается различной на разных возрастных этапах. Например, в развитии речи значение наследственных предпосылок рано и резко уменьшается, и речь ребенка развивается под непосредственным влиянием социального окружения, а в развитии психосексуальности роль наследственных моментов возрастает в подростковом возрасте. На каждом этапе развития по отношению к каждому признаку развития необходимо устанавливать конкретное сочетание биологичеких и социальных моментов, изучать его динамику.

В онтогенезе человека безусловно представлены оба типа психического развития, которые в филогенезе изолированы: биологическое и историческое (культурное) развитие; оба эти процесса имеют свои аналоги.

“Врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития - естественный и культурный - совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют, в сущности, единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка. Поскольку органическое развитие совершается в культурной среде, постольку оно превращается в исторически обусловленный биологический процесс. С другой стороны, культурное развитие приобретает совершенно своеобразный и ни с чем не сравнимый характер, поскольку оно совершается одновременно и слитно с органическим созреванием, поскольку носителем его является растущий, изменяющийся, созревающий организм ребенка”, - писал Л.С. Выготский.

Созревание - процесс развития, заключающийся в предварительно запрограммированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом. Идея созревания лежит в основе выделения в онтогенетическом развитии ребенка особых периодов повышенного реагирования - сензитивных периодов - периодов наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. Так, например, сензитивный период развития речи - от года до 3 лет, и если этот этап упущен, компенсировать потери в дальнейшем, как показано выше, практически невозможно. Взрослые должны учитывать, что легче всего ребенок усвоит в конкретном возрасте: этические представления и нормы - в дошкольном, начала наук - в младшем школьном и т.д.

Какие же действия способствуют «второму рождению» личности? На что следует обращать внимание педагогу в воспитательной работе? Бесспорно, на факторы формирования личности.

Первым фактором является биологическая обусловленность личности, то есть биологическая наследственность. Носители наследственности - гены хранят и передают из поколения в поколение всю информацию об организме. Последние исследования в области генной информации заставляют переосмысливать многие положения психологической и педагогической наук. Например, П. К. Анохин и Н. М. Амосов в последнее время начинают говорить о наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения. Эта проблема чрезвычайно сложная, поэтому к п решению следует подходить очень взвешенно.

За П. Я. Гальпериным, в биологическом факторе самое главное - это строение головного мозга, что является предпосылкой развития личности. Средний вес мозга - 1400 граммов. Он один из самых сложных и самых удивительных творений природы на земле. Только у двух животных мозг больше, чем у человека - слона и кита, но их общая масса во много раз больше веса человека. Существенное значение имеет кора больших полушарий головного мозга, а особенно для сложных форм поведения, становление нервно-психических функций. Толщиной она 3-4 мм и покрывает полушария мозга. Если бы сгладить эти борозды и распрямить их, то кора головного мозга человека имела бы площадь около 2200 кв. см, в орангутанга - лишь 500 кв. см, а в коня - чуть больше 300 кв. см.

Кора больших полушарий человеческого мозга и по своему строению намного сложнее, чем у любого животного. Когда в коре мозга орангутанга около 1 млрд нервных клеток, то в коре человеческого мозга - 14-16 млрд клеток. Насколько огромна эта цифра, можно судить из того, что перечень этих клеток (по клетке на секунду) человеку понадобилось бы пять веков.

По А. Г. Лурией, мозг как саморегулируемая система состоит из трех основных блоков. Первый - энергетический - поддерживает тонус, необходимый для нормальной работы высших отделов коры головного мозга. Он состоит из систем верхних отделов мозгового ствола, сетчатой формации, а также образования древней коры. Второй блок обеспечивает прием, переработку и хранение информации различной модальности. В него входят задние отделы обоих полушарий, теменные и затылочные отделы коры. Третий - обеспечивает программные действия и движения, регуляцию активных процессов и сравнения эффекта действий с исходными намерениями. Все блоки принимают участие в психической деятельности человека, в регуляции поведения. Нарушение работы одного из них приводит к нарушениям психической деятельности. Например, ненормальная работа первого блока способна вызвать неустойчивость внимания, быструю истощаемость, сонливость, сильное беспокойство и тому подобное. Нарушение второго - вызывает отклонение в приеме и переработке информации различной модальности, а третьего - приводят, например, к бессмысленных повторов движений, которые не направлены заданной целью, и тому подобное.

Сущность биологического фактора заключается в обеспечении генетических предпосылок дальнейшего развития человека как социального существа. Становление человеческого организма происходит по определенной программе, заданной в его генотипе. Генотип определяет человеческий тип анатомо-физиологической структуры организма, его морфологических и физиологических признаков, строения нервной системы, пола, характера созревания и тому подобное. Генотип также определяет динамические свойства нервных процессов, безусловно-рефлекторные мозговые связи, с которыми рождается ребенок и которые регулируют первые акты поведения. Самое главное - это наследственно обусловленные огромные возможности образования новых потребностей и форм поведения нервной системы человека, то есть - это задатки человека. Они реализуются только в общественной жизни. Исследования Г. С Костюка, А. Г. Лурий, Бы. М. Теплова, В. Д. Небилицина, М. Ю. Малкова свидетельствуют, что психические свойства людей нельзя непосредственно и прямолинейно выводить из их задатков. Они, по Г. С Костюком, является результатом индивидуальной истории развития, обусловленных не только природными данными, но и общественными обстоятельствами и деятельностью самого ребенка. Народная педагогика о роли наследственности в развитии личности: «какие корни, такое и семена»; «плотина, такая мельница, какой отец, такой и сын».

Как вывод можно привести мнение Г. С Костюка: «ребенок не представляет собой чистой доски (tabula rasa) или просто воска, из которого можно лепить, кому что захочется. Ребенок рождается с определенными предпосылками для дальнейшего психического развития».



gastroguru © 2017