Что волнует студентов. «Образование и наука должны быть вне политики

Татьяна

23 года. Поступила в РОАТ в 2014 году на факультет экономической безопасности. Отчислилась в 2017 году

«Я училась в Российской открытой академии транспорта - подразделении Московского государственного университета путей сообщения. Там был открыт набор по собеседованию, а не по результатам ЕГЭ - поступить было достаточно легко. Я училась на платном отделении, год стоил 56 тысяч рублей, учебу оплачивала я сама, хотя иногда брала деньги у родителей. Из вуза решила уйти, поняв, как бессмысленно я трачу время и деньги.

Осознание пришло после устройства на работу: у меня был необычный график - СУР, то есть совмещение учебы и работы, позволявший два дня учиться, а два дня зарабатывать. До 31 декабря я была оператором на железной дороге - полноценным сотрудником с серьезными обязанностями и ответственностью. Все необходимое для работы я узнала на практике, а те знания, которые мне давали в вузе, оказались бесполезны. Никто из преподавателей или кураторов не пытался отговорить меня от решения бросить учебу. Учебную часть волнует только платежеспособность студентов, в деканате не интересуются, какая у тебя успеваемость. Если ты своевременно платишь, то хвосты и незакрытые зачеты никого не смутят. Если есть задолженность по оплате, то разговор будет короткий: либо оплачиваешь, либо вылетаешь.

Работа меня тоже разочаровала: там нет способов реализации, развития и перспектив. Даже закончив институт и получив диплом, я бы все равно осталась на своем месте. Мое начальство оказалось не заинтересовано в моем развитии и не готово было давать рекомендации - так что мне придется самой рассказывать о своих достижениях. Из студенческого общежития я выселилась неделю назад - теперь снимаю квартиру. Я устала от большого количества людей и бытового дискомфорта, надоело постоянно находиться с кем-то в одной комнате.

Думать о продолжении образования и о другой специальности мне пока рано. Я не нашла себя, сейчас буду стараться понять, чего хочу. Родителям о своем решении отчислиться я пока не сообщила: не знаю, как они к этому отнесутся, потому что они люди старой закалки, с дипломами, и уверены, что образование нужно каждому. Мой молодой человек меня не поддерживает: у него самого высшее образование, и он считает, что хорошо или плохо, но надо учиться, чтобы просто поставить галочку. Отчасти близкие правы: сегодня сложно получить работу без диплома. Но, наверное, им придется принять мое решение, так как я все-таки уже взрослый человек и имею право распоряжаться жизнью. Мне нужно стремиться к большему, а не просиживать часы на неинтересных парах, которые я могла бы потратить на самообразование. Поэтому сейчас я не только отчисляюсь, но и увольняюсь с работы. Мне нужна свобода, чтобы вдохновиться и выбрать новое направление».

Зоя

23 года. Поступила в МГУ в 2013 году на факультет журналистики. В 2017 году взяла академический отпуск по состоянию здоровья


«В МГУ я поступила со второго раза. Четыре года назад набрала по 83 и 84 по русскому и английскому, еще 60 баллов по литературе, но до проходного минимума так и не дотянула. Поэтому один год я училась в Казанском федеральном университете на факультете филологии. Чтобы поступать снова, второй раз сдавала все ЕГЭ, заново проходила вступительные экзамены, в итоге поступила на бюджетное вечернее отделение журфака.

Прошлым летом меня сбила машина в Казани - пришлось взять академический отпуск на год. У меня были множественные травмы, некоторое время я находилась в коме. Восстановление оказалось долгим, я до сих пор не вернулась к прежнему состоянию. Моя группа меня очень-очень поддержала - я им благодарна. Осенью я вернулась в МГУ, снова пошла на третий курс, но поняла, что еще не готова возобновить обучение. Из-за аварии у меня ухудшилась память, чтобы жить в Москве, нужно работать, потому что содержать меня некому, - я не в состоянии это делать, поэтому снова беру академ. Со стороны факультета я не встретила особого участия: мне рассказали, какие нужно предоставить справки, чтобы меня не отчислили и дали именно отпуск. Естественно, никаких зачетов не закрыли и автоматов за экзамены не поставили.

Несмотря на трудности, я не потеряла желание учиться и не разочаровалась в МГУ. Когда я только восстановилась после первого отпуска, мне нужно было досдать экзамен и зачет. На зачете обнаружились мои катастрофические проблемы с памятью: пришлось ждать, когда все студенты уйдут из аудитории и мы останемся с преподавателем с глазу на глаз. Я рассказала, что меня сбила машина, и он сразу сказал: «Давайте зачетку».

Сейчас ко всему произошедшему я отношусь легко. Скорее всего, закончив дела в университете, поеду к родным в Екатеринбург. Потом, наверное, полечу в какую-нибудь теплую страну, потому что мне сейчас по-настоящему необходимо отдохнуть. Потом, возможно, вернусь в Москву и начну работать, после восстановлюсь».

Катя

18 лет. Поступила в МПГУ в 2016 году. Отчислилась в 2017 году


«В школе у меня были нормальные оценки, но ЕГЭ я сдала плохо - набрала 220 баллов за три экзамена. Однако их хватило, чтобы поступить в Московский педагогический университет. Официально я отучилась там полгода, но фактически на учебу перестала ходить еще в ноябре, а отчислилась неделю назад. Когда я поступала, не ожидала, что так ошибусь с вузом и факультетом. Первый месяц мы вообще не учились, было погружение: слушали одну-две лекции в день о том, какой у нас хороший университет, нам рассказывали его историю, водили по музеям. А потом, когда наконец началось обучение, я удивлялась, что процесс организован так неинтересно, и решила, что не буду здесь учиться.

Свое желание уйти из университета я ни с кем из преподавателей и с учебной частью не обсуждала, но и мне не задавали вопросы о моей успеваемости и пропусках. Только один раз через старосту группы со мной пытались связаться, попросив написать куратору курса, почему я не хожу на пары. Но я никому ничего писать не стала, и больше меня не беспокоили. Со своей группой я особенно не общалась; знаю, что ушла еще одна моя одногруппница.

Родители отнеслись к моему решению с пониманием; они согласны с тем, что нужно найти другой университет и другую специальность. Я родилась и выросла не в Москве и пока живу в общежитии, но уже нашла компанию, с которой буду снимать квартиру. Собираюсь подрабатывать и готовиться к поступлению, ведь мне придется заново сдавать ЕГЭ. Документы подам в СПбГУ и МГУ на географический факультет».

Николай

19 лет. Поступил в МГМСУ им. Евдокимова в 2015 году на факультет стоматологии. В 2017 году отчислен за неуплату


«У меня в семье почти все врачи, и с 8-го класса я думал, что хочу продолжить традицию. Учился в профильном химико-биологическом классе, у нас было по восемь часов химии и биологии, но в 11-м классе эти предметы мне уже не очень нравились. Тогда же я увлекся фотографией и, выбирая между учебником и фотоаппаратом, часто выбирал второе. В итоге ЕГЭ сдал средне, заявления подал в Первый и Третий медицинские университеты, учиться пошел в Третий на платное отделение: год обучения обошелся моим родителям в 350 тысяч рублей.

В самом начале было интересно, но сложно. Мы ездили на пары в разные корпуса, а не как в школе сидели в одном здании. Сразу началась практика - выполняли обязанности санитаров в больнице. А когда пошли зачеты и контрольные, нам, первокурсникам, стало ясно, как сказываются реформы образования на учащихся. По многим предметам нам сократили часы, а вот отчетности и всяких проверочных работ добавили, увеличив в два раза объем материала. Первую сессию я сдал хорошо, но во втором семестре интерес у меня пропал, к тому же мне не нравился контингент и поведение студентов. Оказалось, что в медицинский идут люди, которые не обладают творческими задатками и в то же время не сильны в точных науках. Я ненавижу серость - с детства рисую, играю на гитаре и на фортепиано, пишу стихи, фотографирую и пытаюсь снимать кино. С однокурсниками мне скучно. Еще я понял, что не могу 12 часов в день учить анатомию, у меня не такой склад ума. Зато мое увлечение фотографией переросло в нечто большее: с первого курса я постоянно фотографирую, причем только на пленку, сам проявляю, иногда снимаю по ночам.

Еще в апреле я решил уходить из вуза - не ушел сразу только из-за армии. Плату за обучение на втором курсе вовремя не внес и был отчислен. Сейчас у меня есть время до весеннего призыва, я съеду с квартиры, где прописан, буду снимать жилье, работать, а летом собираюсь поступать в Школу Родченко. Новости родители восприняли вначале негативно - они люди консервативных взглядов; мама считает, что у человека должна быть профессия, и не верит, что фотограф тоже профессия, хотя сама она дизайнер. Сейчас они изменили мнение и хотят, чтобы я учился, любил свое дело и мог обеспечивать себя. Работу я пока не нашел: думаю устроиться администратором в фотостудию, еще мне предложили работать в антикафе».

Иван

21 год. Поступил в МГТУ им. Баумана в 2013 году на факультет энергомашиностроения. Отчислился в 2017 году

«Я учился в физико-математическом лицее, у меня технический склад ума, родители сказали, что в Бауманку я поступлю легко, и я начал готовиться. Набрал 258 баллов за три экзамена ЕГЭ - по математике, физике и русскому языку - и попал на бюджет. Учиться именно на этом факультете не было моей мечтой, но вуз мне нравился. У меня есть старший брат, он тоже учился в МГТУ на той же специальности и сейчас по ней работает. Но в какой-то я момент понял, что электромашиностроение мне неинтересно, уходил в академ. Второй раз уйти в академический отпуск, чтобы все обдумать, мне не дали - отчислили. С преподавателями свое решение я не обсуждал - это мое решение, на которое повлиять никто не сможет.

Сейчас я занимаюсь продажей автозапчастей, работа мне нравится, и, кажется, она повлияла на решение выбрать другой институт - думаю через какое-то время продолжить образование в МАДИ. Родители были в шоке, конечно, но через какое-то время стали спокойнее. Их, кстати, не пугает и мое желание отслужить год в армии - ведь это полезно для мужчины. Я бы хотел попасть в ВДВ или автомобильные войска - служба может мне пригодиться в дальнейшей профессии. Возможно, через какое-то время я буду жалеть о том, что сейчас бросил учебу, но узнать об этом я точно пока не могу и менять ничего не буду».

Имена некоторых героев материала изменены.


24.01.2011

Взятки за экзамены, угроза отчисления из университета, отсутствие общежитий, положенных стипендий или льгот. Эти и другие проблемы осветила во время онлайн-конференции кандидат юридических наук, член Союза юристов образовательных учреждений Наталья Васильева. За час юрист ответила более чем на 50 вопросов. Из них корреспондент “МК” выбрал наиболее волнующие российских студентов.

— Имеет ли право государственный вуз брать деньги за вступительные испытания в аспирантуру?

— Плата за экзамены в государственных вузах с абитуриентов, поступающих в аспирантуру, не взимается. В соответствии с законодательством обучение может оплачиваться, поскольку заключается договор об оказании платных образовательных услуг. Однако вступительные испытания не входят в этот перечень и должны быть только бесплатными.

— Каков процесс перевода студента из одного вуза в другой?

— Процедура начинается с заявления на имя ректора принимающего вуза. Нужно узнать, имеются ли свободные места. Если ответ положительный, то учащемуся дается справка, подтверждающая, что он может перевестись на данный факультет. После чего стоит обратиться в деканат своего вуза с просьбой об отчислении в порядке перевода. Учебное заведение в свою очередь должно выдать академическую справку с перечислением освоенных предметов, количеством часов и оценками по дисциплинам. На основании этого документа принимающий вуз проводит аттестацию, перезачитывая имеющиеся предметы и выделяя те, которые еще стоит сдать. Но есть и ограничение дисциплин на досдачу. Их количество не должно быть больше 20. В противном случае переводят на курс ниже.

— Что делать студенту, если его отчислили во время болезни? Имеет ли он право на восстановление?

— В соответствии с пунктом 9 статьей 16 ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” отчисление студента во время болезни не допускается. Учащемуся необходимо написать заявление на имя ректора с требованием восстановить его на свой курс и приложить копии справок и больничного листа. В течение месяца жалоба должна быть рассмотрена.

— Кто имеет право на получение общежития и есть ли нормы жилплощади?

— В первую очередь на общежитие имеют право иногородние студенты. Если они обеспечены местами, то могут рассматриваться и другие категории обучающихся. Кроме того, преимущественным правом на заселение обладают малоимущие и ребята из многодетных семей. Еще один важный момент: оплата за проживание в общежитиях не должна превышать 5% от размера стипендии. Согласно Жилищному кодексу РФ на каждого учащегося полагается 6 кв. м. Если эти условия нарушаются, то обращайтесь в администрацию общаги.

— В каких вузах есть военная кафедра?

— В России всего 52 таких вуза. Перечень утвержден Правительством РФ от 6 марта 2008 года. Среди них МГУ, МАИ и другие.

Перечень факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования

Факультет военного обучения при Дальневосточном государственном университете путей сообщения, г. Хабаровск

Факультет военного обучения при Казанском государственном технологическом университете

Факультет военного обучения при Морской государственной академии имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск

Факультет военного обучения при Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана

Факультет военного обучения при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Факультет военного обучения при Пензенском государственном университете

Факультет военного обучения при "МАТИ" - Российском государственном технологическом университете имени К.Э. Циолковского, г. Москва

Факультет военного обучения при Ростовском государственном университете путей сообщения

Факультет военного обучения при Санкт-Петербургском государственном университете

Факультет военного обучения при Санкт-Петербургском государственном политехническом университете

Факультет военного обучения при Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени М.Ф. Решетнева, г. Красноярск

Факультет военного обучения при Уральском государственном техническом университете - УПИ, г. Екатеринбург

Факультет военного обучения при Южно-Российском государственном техническом университете, г. Новочеркасск

Факультет военного обучения при Южно-Уральском государственном университете, г. Челябинск

Факультет военного обучения при Южном федеральном университете, г. Ростов-на-Дону

Военная кафедра при Алтайском государственном техническом университете имени Н.И.Ползунова, г. Барнаул

Военная кафедра при Балтийском государственном техническом университете "ВОЕНМЕХ" имени Д.Ф.Устинова, г. Санкт-Петербург

Военная кафедра при Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии

Военная кафедра при Воронежском государственном университете

Военная кафедра при Воронежском государственном техническом университете

Военная кафедра при Государственном университете по землеустройству, г. Москва

Военная кафедра при Государственном университете - Высшей школе экономики, г. Москва

Факультет военного обучения при Дальневосточном государственном техническом университете имени В.В. Куйбышева, г. Владивосток

Военная кафедра при Ивановском государственном энергетическом университете имени В.И. Ленина

Военная кафедра при Казанском государственном техническом университете имени А.Н. Туполева

Военная кафедра при Ковровской государственной технологической академии

Военная кафедра при Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете

Военная кафедра при Костромском государственном технологическом университете

Военная кафедра при Кубанском государственном аграрном университете, г. Краснодар

Военная кафедра при Морском государственном университете имени адмирала Г.И. Невельского, г. Владивосток

Военная кафедра при Московском авиационном институте (государственном техническом университете)

Военная кафедра при Московском автомобильно-дорожном институте (государственном техническом университете)

Военная кафедра при Московском государственном университете леса

Военная кафедра при Московском государственном институте международных отношений (университете)

Военная кафедра при Московском государственном институте электронной техники (техническом университете)

Военная кафедра при Московском государственном строительном университете

Военная кафедра при Московском государственном университете геодезии и картографии

Военная кафедра при Московском инженерно-физическом институте (государственном университете)

Военная кафедра при Московском государственном агроинженерном университете имени В.П. Горячкина

Военная кафедра при Московском государственном институте радиотехники, электроники и автоматики (техническом университете)

Военная кафедра при Московском государственном лингвистическом университете

Военная кафедра при Московском физико-техническом институте (государственном университете)

Военная кафедра при Нижегородском государственном университете имени Н.И. Лобачевского

Военная кафедра при Омском государственном техническом университете

Военная кафедра при Российской академии правосудия, г. Москва

Военная кафедра при Российском государственном гидрометеорологическом университете, г. Санкт-Петербург

Военная кафедра при Российском государственном университете нефти и газа имени И.М. Губкина, г. Москва

Военная кафедра при Ростовском государственном строительном университете

Военная кафедра при Рязанском государственном радиотехническом университете

Военная кафедра при Самарском государственном аэрокосмическом университете имени академика С.П. Королева

Военная кафедра при Самарском государственном техническом университете

Военная кафедра при Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете

Военная кафедра при Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения

Военная кафедра при Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций имени М.А. Бонч-Бруевича

Военная кафедра при Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете имени В.И. Ульянова-Ленина

Военная кафедра при Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики

Военная кафедра при Санкт-Петербургском государственном горном институте имени Г.В.Плеханова (техническом университете)

Военная кафедра при Саратовском государственном техническом университете

Военная кафедра при Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, г. Омск

Военная кафедра при Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики, г. Новосибирск

Военная кафедра при Сибирском федеральном университете, г. Красноярск

Военная кафедра при Тольяттинском государственном университете

Военная кафедра при Томском государственном университете

Военная кафедра при Томском политехническом университете

Военная кафедра при Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации (институте)

Военная кафедра при Уфимском государственном авиационном техническом университете

Военная кафедра при Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Военная кафедра при Хабаровской государственной академии экономики и права

Перечень создаваемых учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования

Учебный военный центр при Балтийском государственном техническом университете "ВОЕНМЕХ" имени Д.Ф.Устинова, г. Санкт-Петербург

Учебный военный центр при Владивостокском государственном медицинском университете

Учебный военный центр при Воронежском государственном университете

Учебный военный центр при Воронежском государственном техническом университете

Учебный военный центр при Дальневосточном государственном техническом университете имени В.В.Куйбышева, г. Владивосток

Учебный военный центр при Дальневосточном государственном университете путей сообщения, г. Хабаровск

Учебный военный центр при Ивановском государственном энергетическом университете имени В.И.Ленина

Учебный военный центр при Костромском государственном технологическом университете

Учебный военный центр при Кубанском государственном аграрном университете, г. Краснодар

Учебный военный центр при Московском авиационном институте (государственном техническом университете)

Учебный военный центр при Московском государственном институте электронной техники (техническом университете)

Учебный военный центр при Московском государственном медико-стоматологическом университете

Учебный военный центр при Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова

Учебный военный центр при Московском государственном техническом университете имени Н.Э.Баумана

Учебный военный центр при Нижегородском государственном университете имени Н.И.Лобачевского

Учебный военный центр при Омском государственном техническом университете

Учебный военный центр при Пензенском государственном университете

Учебный военный центр при "МАТИ" - Российском государственном технологическом университете имени К.Э. Циолковского, г. Москва

Учебный военный центр при Российском государственном университете нефти и газа имени И.М. Губкина, г. Москва

Учебный военный центр при Ростовском государственном медицинском университете

Учебный военный центр при Ростовском государственном строительном университете

Учебный военный центр при Ростовском государственном университете путей сообщения

Учебный военный центр при Рязанском государственном радиотехническом университете

Учебный военный центр при Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете

Учебный военный центр при Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения

Учебный военный центр при Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций имени М.А. Бонч-Бруевича

Учебный военный центр при Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, г. Омск

Учебный военный центр при Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени М.Ф.Решетнева, г. Красноярск

Учебный военный центр при Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики, г. Новосибирск

Учебный военный центр при Сибирском федеральном университете, г. Красноярск

Учебный военный центр при Тольяттинском государственном университете

Учебный военный центр при Томском государственном университете

Учебный военный центр при Уральском государственном техническом университете - УПИ, г. Екатеринбург

Учебный военный центр при Уфимском государственном авиационном техническом университете

Учебный военный центр при Хабаровской государственной академии экономики и права

Учебный военный центр при Южно-Российском государственном техническом университете, г. Новочеркасск

Учебный военный центр при Южном федеральном университете, г. Ростов-на-Дону.


Сохранить ссылку:

Считается, что студенческие организации в России развиваются быстрыми темпами: молодежь активнее принимает участие в соуправлении университетами, в региональной политике и формировании федеральной повестки. «Наш университет_онлайн» поговорил с уполномоченным по правам студентов в РФ Артемом Хромовым о том, что больше всего волнует российское студенчество.

Какие проблемы больше всего волнуют студентов?

Подавляющее большинство студентов беспокоят проблемы перевода студентов ликвидируемых университетов, повышение платы, неблагоприятные условия проживания в общежитиях, прозрачность выплаты стипендий, вымогательство взяток, сложности трудоустройства и многое другое.

Нередко приходится сталкиваться и с новыми историями, когда выпускникам массово не выплатили стипендии или студентов не допустили до выборов, нарушая прямое указание федеральных властей.

Наша главная задача с командой – добиться того, чтобы студент оперативно получил консультацию, а также сопровождать и сохранять анонимность студента, чтобы решить проблему безболезненно и без негативных последствий.

Реализации каких инициатив, в общих чертах, вы добиваетесь?

В настоящее время меня беспокоит, что подавляющее большинство не имеют возможности получить образовательные кредиты с государственной поддержкой, что у нас совершенно не развита внутрироссийская академическая мобильность, волнуют факты нарушения прав студентов при ликвидации университетов, а также то, что не создан стандарт студенческого обеда, в университетах и колледжах не соблюдаются правила пожарной безопасности и так далее. И я сделаю все возможное, чтобы добиться реализации намеченных прогрессивных реформ, которые решат данные проблемы.

Давайте вспомним недавний случай с урезанием стипендий для украинских студентов, итогом которого стал запуск торта в замминистра финансов. Как обычно решаются ситуации такого плана?

На самом деле во всех странах мира студенческие организации десятилетиями добивались того, чтобы получить возможность влиять на молодежную политику. В одних странах до сих пор принято проводить уличные мероприятия, в других – вести публичные дебаты, в третьих – достигать результатов путем переговорного процесса.

В основном серьезные протестные настроения возникают тогда, когда проводятся непопулярные и жесткие реформы, которые сокращают социальные обязательства государства.

В Канаде и ЮАР студенты переворачивали машины и дрались с полицией, выступая против коммерциализации образования. Но бывают протесты, которые обусловлены другими причинами: мексиканские студенты протестовали, требуя объективного расследования похищения бандитами молодых людей, грузинские студенты устроили забастовку, требуя проведения честных выборов в университете.

Но чаще всего причины возникновения протеста связаны с тем, что решения принимаются непрозрачно или грубо продавливаются. Вместе с тем, многие европейские независимые студенческие организации редко выражают недовольство, так как все решения изначально с ними обсуждаются и согласовываются.

В России в последние годы важные вопросы молодежной политики активно обсуждаются со студенческими организациями, расширяются полномочия студенческих организаций, в наших университетах внедряются процедуры всеобщих прямых выборов студенческих лидеров. Но нужно продолжать повышать открытость принятия решений, совершенствовать формы публичной дискуссии.

Резонанс вызвала история с «голым» посвящением в КГУ, также обсуждается история с непригодными условиями в общежитиях ДВФУ. Положительно ли явление такой «громкой связи», или внутренние проблемы все же стоит решать «не выходя из дома»?

Я считаю, что это разные сюжеты. Почему общественность задела история в КГУ? А просто мероприятие проводилось сотрудниками университета, и многим кажется, что в других университетах посвящения могли происходить абсолютно аналогично. Получается, что тема является социально значимой, поэтому она стала резонансной.

А локальные социальные и бытовые конфликты становятся публичными, когда не решаются или «замыливаются». Вот как студент, которого призывают поступать по уму и не нарушать установленный порядок, будет относиться к тому, что его в нарушение закона и со словами «знаешь ли, что!» выселяют из общежития, не переводят на бюджетное место, вымогают взятку? Он будет добиваться справедливости всеми законными способами.

Сегодня Якутия для иностранных студентов не холодный неизвестный край, а настоящий дом, место не только для учебы, но и для научных исследований. Как должно развиваться «обменное» направление в будущем?

В настоящее время действует государственная программа «Глобальное образование», которая предполагает полную оплату обучения и проживания студентам, которые поступят в зарубежные вузы.

Но мне кажется, что важно развивать внутрироссийскую академическую мобильность.

Вы бы хотели поучиться полгода в ЮФУ или получить двойной диплом СВФУ и СПБГУ? Вот я бы с большим удовольствием поехал учиться на некоторое время в другой российский вуз. В настоящее время мы начинаем активно готовиться к реализации данного проекта в России.

Если сравнить зарубежное студенчество и российское, в чем их основные отличия? И в чем отличие образования в нашей стране и в других странах?

Проблем в российской системе образования хватает. Но самом деле наше образование очень конкурентоспособное. Не случайно наших выпускников всеми силами перетягивают крупные зарубежные корпорации. И не случайно мы поднялись в последнее время в зарубежных рейтингах… И наши студентки умнее, интереснее и красивее!

Большую ли роль играет сегодня политика в жизни молодежи? Не пагубно ли влияет на российское студенчество нынешняя напряженная политическая обстановка в мире?

Не вызывает сомнений, что нынешние студенческие лидеры – это будущая политическая элита нашей страны. Тем не менее, образование и наука всегда должны находиться вне политики. Поэтому мне не нравятся попытки зарубежных партнеров повлиять на академическую мобильность и совместную научную деятельность. Но пропаганда не может повлиять на дружбу умных и добрых людей, которыми мир полон. Давайте жить дружно!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



gastroguru © 2017