Примерный режим ребенка в 2 года. Как составить режим дня с двумя маленькими детьми? Интеллектуальные игры для детей двух лет

Вашему малышу уже два годика? Спешим вас поздравить с этим достижением. Вероятно, вы уже заметили, как настойчиво кроха тянется к знаниям, он проявляет интерес абсолютно ко всему: природным явлениям, работе домашней техники, животным и птицам, а также многим другим событиям, попадающим в зону его внимания. Теперь ребенок действует осознанно, он стремится приобрести как можно больше навыков и знаний.

Режим дня по часам

В два годика ребенок привык жить по расписанию и любой сбой воспринимает проблемно. Поэтому по возможности старайтесь придерживаться режима дня, не допуская его нарушений. Самое главное правило - прием пищи всегда должен происходить в одно и то же время. Это же касается и сна. Все остальные занятия можно переносить на другой час без особого вреда для ребеночка. Вариант дневного расписания:

  • 07:00 - просыпание;
  • 07:00–07:30 - чистка зубов, ушек и носика, умывание, переодевание;
  • 07:30–08:00 - утренняя гимнастика, ее желательно делать вместе с мамой или папой;
  • 08:00–08:30 - завтрак, молочная каша или овощное пюре, к чаю можно предложить печенье;
  • 08:30–09:00 - развивающие игры;
  • 09:00–11:00 - первая прогулка, в холодный сезон лучше выйти на улицу позже, когда станет немного теплее, летом постарайтесь выгулять ребенка до наступления жары;
  • 11–00:12:00 - игры дома, чтение книг, прослушивание музыки совместно с мамой;
  • 12:00–12:30 - обед, к этому времени у ребенка обычно уже есть аппетит, предложите ему супчик, в качестве питья подойдет компот;
  • 12:30–13:00 - самостоятельные игры, подготовка к дневному сну;
  • 13:00–15:00 - послеобеденный сон;
  • 15:00–15:30 - пробуждение;
  • 15:30–16:00 - игра с конструктором, рисование;
  • 16:00–16:30 - полдник, легкая закуска перед прогулкой не помешает;
  • 16:30–18:30 - пора отправиться на свежий воздух;
  • 18:30–19:00 - возвращение домой, мытье рук;
  • 19:00–19:30 - общение со старшими, изучение новых песенок или развивающие игры;
  • 19:30–20:00 - ужин в кругу семьи;
  • 20:00–21:00 - воздушные ванны, купание, массаж, подготовка ко сну;
  • 21:00 - сон.

Расписание плотное, но это не значит, что вам необходимо каждую минуту находиться возле ребенка. Малыша можно «озадачить» чем-нибудь, оставив его в поле зрения, а в это время заняться приготовлением обеда или другими домашними заботами. Кроху необходимо постепенно приучать к тому, что у мамы и папы тоже могут быть какие-то занятия. Если такой вариант дневного расписания не подходит, его можно адаптировать под потребности своей семьи. Главное, чтобы оно соответствовало биоритмам малыша.

Что умеет двухлетний малыш?

Одно из самых любимых развлечений детей этого возраста - рисование. Конечно, до Леонардо да Винчи или Айвазовского им еще далеко, но вы сами убедитесь в том, что нет ничего приятнее, чем рассматривать очередные «творения» собственного ребенка. И даже если лошадь почему-то схожа с Медведь-горой, а машина практически точно повторяет очертания лодки, не забудьте похвалить малыша, ведь он так старался.

Самое время привлечь кроху к творческим процессам. Один из вариантов - лепка. Для этого придется запастись пластилином. Малыш с удовольствием будет создавать из него фигурки, но вряд ли стоит его оставлять одного, с большой вероятностью можно утверждать, что ребенок обязательно пожелает испробовать новый материал на вкус. Популярный вариант занятий - пальчиковое рисование. Для этого вам понадобятся акварельные краски. Попробуйте выделить место на стене, где можно было бы закреплять лист ватмана - малыш с удовольствием будет на нем рисовать фантастические узоры.

Не знаете, какие игрушки лучше купить двухлетнему ребенку? Это отличный период для знакомства с пазлами и конструкторами. Разумеется, детали наборов должны быть достаточно крупными, чтобы малыш не мог их случайно проглотить. Не лишним будут комплекты кубиков, в том числе с буквами. Периодически во время совместных игр можно демонстрировать крохе одну из литер, поверьте, эта информация отложится у крохи в подсознании. Основные навыки:

  • рисование;
  • прослушивание сказок;
  • первичные навыки вербального общения с детьми и взрослыми;
  • аккуратный прием пищи;
  • проведение гигиенических процедур - умывание, чистка зубиков;
  • одевание - пусть медленно, но ребенок уже в состоянии справиться с большинством предметов гардероба без помощи взрослых;
  • раскладывание по местам игрушек и одежды;
  • контролированное отправление физиологических потребностей.

Ежедневно необходимо находить время для общения с ребенком. Игры для него не просто развлечение, а способ познания окружающего мира. Родители должны стать для него проводниками, которые попутно объяснят, почему светит Солнце, что хорошо, а от каких поступков лучше воздерживаться.

Физическое развитие детей в два года

Малыш уже двигается намного увереннее, чем в полтора года. Он с удовольствием ходит по ровной линии - это может быть бордюр тротуара или уложенная на поверхность доска. Чаще всего двухлетние детки радостно и оживленно развлекаются во время подвижных игр. Им можно предложить поиграть с мячом или попрыгать. Каждый день с ребенком стоит проводить гимнастику, времени это займет немного, до получаса, зато польза огромная:

  • вдох–выдох, этим упражнением следует начинать и завершать занятие;
  • ходьба под музыку с высоким поднятием колен и движением руками в разные стороны;
  • перемещение по комнате прыжками - на протяжении 40–50 секунд;
  • «гусиная» ходьба;
  • «велосипед» – одно из самых популярных упражнений.

По желанию вы можете дополнить этот перечень другими движениями. Под каждое упражнение можно придумать историю, тогда малышу будет приятнее заниматься.

Интеллектуальные игры для детей двух лет

Есть много игр, стимулирующих умственное развитие. Например, поиск изображения, которое соответствует объемной фигуре. Для этого можно поискать готовые наборы в розничной сети или самостоятельно изготовить комплект собственными силами. Другие варианты:

  • сборка пирамидок, матрешек;
  • игра с конструктором - начинать следует с простейших элементов, позже можно перейти к сложным вариантам, содержащим больше деталей;
  • подборка игрушек по цвету или форме;
  • контрасты - твердый–мягкий, плоский–объемный, легкий–тяжелый, теплый–холодный;
  • рисование геометрических фигур.

Если вы замечаете, что малыш устал, лучше прервать занятие. Как правило, в два года детки способны концентрировать внимание в течение 20–30 минут. По истечении этого времени они переключаются на что–то другое.

Характер двухлетнего ребенка

Для детей этого возраста свойственно стремление повсюду успеть и активность. Маленькие непоседы с трудом остаются на одном месте, им постоянно хочется смены обстановки, они с удовольствием гуляют по новым местам, удивленными глазами озирая незнакомые окрестности. Важный момент! Для двухлетних малышей очень важно регулярно получать одобрение взрослых, поэтому не забывайте похвалить их за достижения.

Частая проблема - капризы ребенка . Как с этим бороться? Чаще всего малыш проявляет недовольство в следующих случаях:

  • когда он хочет привлечь к себе внимание окружающих;
  • если нет желания делать то, что ему велят старшие;
  • при потребности скопировать поведение одного из родственников или друзей.

В таких случаях можно лишь посоветовать сохранять самообладание и не срываться. Один из способов - отвлечь внимание крохи, предложить ему интересное занятие или же показать что–то новое. Другие характерные особенности поведения:

  • отказ идти на контакт с незнакомыми людьми - зачастую в два года детки проявляют подозрительность;
  • активные жесты, склонность громко говорить для привлечения внимания;
  • желание общаться вербально;
  • малыши в два годика с удовольствием просматривают мультфильмы и детские программы - по интернету или телевизору.

Особое отношение у двухлетних детей к музыке, причем, это характерно и для мальчиков, и для девочек. Они с воодушевлением поют вместе с взрослыми, как правило, любят пританцовывать в такт музыке.

Питание двухлетнего ребенка

Малышу регулярно необходимо давать мясо и рыбу, свежие овощи и фрукты, крупы. В рационе обязательно должны присутствовать кисломолочные продукты, вместе с которыми в организм поступает кальций. Именно от него зависит формирование костно-скелетной системы ребенка. Основные принципы питания:

  • рыба - дважды в неделю;
  • творог - ежедневно не менее 100 г;
  • твердый сыр - не более 40 г;
  • фрукты с овощами в свежем виде - каждый день;
  • в рационе малыша обязательно должны быть салаты и тушеные овощи;
  • достаточное количество питья - один из факторов полноценного развития.

Не перекармливайте ребенка! Это распространенная ошибка многих родителей. Особенно опасно вечернее переедание, которое может способствовать снижению аппетита на следующий день. В переходные периоды (весной и осенью) давайте ребенку витамины - по этому поводу лучше проконсультироваться с педиатром.

Основой воспитания на третьем году жизни ребенка остается, как и раньше, правильно составленный и четко проводимый режим дня. Но в связи с развитием ребенка в него нужно внести изменения.

В этом возрасте здоровый, нормальный ребенок должен спать в течение суток 12-13 часов, из них ночью 10-11 и среди дня 2,5-l,5 часа. Бодрствовать активно, без переутомления, он может в пределах 6,5-5,5 часов, не больше. Указанные колебания в продолжительности бодрствования и сна зависят от индивидуальных особенностей детей. Одни дети могут бодрствовать не больше 5,5 часов и спят днем не меньше 2-2,5 часов.

Другие - бодрствуют 6-6,5 и спят днем всего лишь 1,5- 2 часа. В пределах возрастных норм имеются и другие индивидуальные отклонения в продолжительности бодрствования и сна.

Нервные, легко утомляющиеся дети и дети после перенесенных ими тяжелых заболеваний нуждаются в более коротком бодрствовании и более частом и длительном сне. Иногда их даже следует снова временно перевести на два дневных сна.

Как же определить, какой режим сна и бодрствования требуется вашему ребенку? Об этом можно судить по его поведению. Если перед сном ребенок становится либо возбужденным (кричит, много и иногда беспричинно смеется, беспорядочно много двигается, шалит, делает заведомо недозволенное, не слушает, что ему говорят, в конце концов разражается слезами), либо, наоборот, вялым (ничем не может заняться, хнычет по малейшему поводу, обижается без причины),- это показывает, что он уже исчерпал свои возможности, что он уже переутомился.

В этом случае надо уменьшить длительность бодрствования на 30-40 минут, а иногда даже и на час, чтобы не доводить его до переутомления. Если же ребенок к моменту укладывания уравновешен, бодр, хорошо себя чувствует и, уложенный спать, долго не засыпает, то можно продлить время его бодрствования, отсрочив на некоторое время начало сна.

Следовательно, режим сна и бодрствования надо устанавливать каждому ребенку не только в соответствии с его возрастом, но и учитывая его индивидуальные возможности. При наличии твердого режима, отвечающего потребностям ребенка, он обычно в положенное время быстро засыпает и пробуждается в положенное время в хорошем настроении. Следует помнить, что в иные дни ребенок спит несколько дольше, чем обычно. Это вполне естественно и зависит от многих причин: от физического состояния ребенка, пережитых впечатлений, окружающей обстановки, погоды и др. Такие случайные колебания не должны служить поводом для изменения установленного режима. Не следует беспокоиться, если малыш иногда несколько дольше поспит или не сразу заснет. Сигналом к изменению режима служит повторение таких случаев, а главное - изменение самочувствия ребенка перед сном.

Иногда родители отмечают, что летом дети худеют, становятся более раздражительными и непослушными, их бывает трудно усадить за какую-либо спокойную игру. Это объясняется тем, что летом дети, много бывая на воздухе, получают значительно больше разнообразных впечатлений, чем зимой. Будучи легко одеты и видя много нового, интересного, они очень много двигаются. И в то же время летом они меньше спят.

В силу естественных природных явлений летом дети обычно засыпают вечером примерно на час позже и раньше просыпаются утром. Все это и приводит к переутомлению. Поэтому в летнее время следует укладывать ребенка спать днем на час-полтора раньше обычного и тем самым дополнять укороченный ночной сон.

Летом ребенок по возможности должен весь день проводить на воздухе. В холодное время года ежедневно два раза гулять. Дети 2-3 лет могут уже свободно двигаться во время прогулок, даже одетые в теплую одежду и обувь.

Это позволяет увеличить время зимней прогулки до 1,5-2 часов.
Весной и осенью длительность пребывания на воздухе увеличивается в зависимости от погоды на большее или меньшее время.

Ребенок двух-, трехлетнего возраста не может длительное время заниматься чем-либо одним, так как быстро утомляется. Но сам он регулировать свою деятельность еще не умеет. Поэтому в режиме дня надо определить время для разных видов его занятий, обеспечив их разнообразие и чередование спокойных и подвижных игр, самостоятельных игр и игр-занятий со взрослыми.

Если малыш посещает ясли, то необходимо его домашний режим согласовать с ясельным, посоветовавшись с педагогом или врачом.

Многие матери жалуются, что им трудно утром разбудить ребенка. Это говорит о том, что он за ночь не выспался. Время утреннего подъема нельзя отсрочить, особенно если мать работает и ребенок ходит в ясли. Остается одно - вечером раньше укладывать его спать, чтобы ночью он спал не меньше 10 часов.

Все необходимое для ребенка следует подготовить с вечера, это даст возможность утром спокойно, не торопясь в течение получаса поднять и одеть его.

В выходной день кормление, дневной сон и прогулку следует проводить в те же часы, к которым ребенок привык в яслях, т. е. строго соблюдать ясельный режим.

Помните, что нарушение привычного режима дня вызывает различные отрицательные изменения в настроении и поведении ребенка (отказывается есть, долго не засыпает, капризничает и т. д.). Единый режим в яслях и дома обеспечит бодрое, уравновешенное поведение ребенка.

Для того чтобы ребенок во время бодрствования был активен, не уставал и чтобы это время приносило пользу для его развития, надо правильно организовать всю деятельность малыша.

Ребенок 2-3 лет может значительное время играть самостоятельно, но все же его нельзя на все время бодрствования предоставлять самому себе. Он нуждается в присмотре, помощи и руководстве старших. Поэтому надо правильно решить два вопроса: когда и в какое время ребенок может играть самостоятельно и когда взрослые должны уделить специальное время для игры и занятий с ним.

После ночного сна, т. е. длительного хорошего отдыха и большого перерыва в деятельности, ребенок может хорошо сам чем-либо заняться.
В утренний отрезок дня остающиеся дома близкие обычно заняты домашним хозяйством, а поэтому очень хорошо эту часть дня организовать так, чтобы ребенок в основном мог заниматься сам лишь при очень небольшом участии взрослых.

Утром до завтрака, когда все заняты, ребенок, после того как он умыт, одет, может поиграть самостоятельно. После завтрака, пока ребенок еще бодр, полон сил, хорошо дать ему какое-либо занятие, более сложного характера, например, рассматривание книжки, постройку из кубиков и т. п.

Если мать или бабушка делают в это время то, в чем может принять какое-либо участие и маленький ребенок, то хорошо привлечь и его к своей работе, что он очень охотно и с интересом делает. Часа через полтора после завтрака, когда ребенок исчерпает свои возможности самостоятельно играть, а мать или бабушка уже выполнят необходимые хозяйственные дела, надо пойти с ним гулять.

На прогулке он должен играть в подвижные игры, наблюдать окружающее, т.е. находиться в активном, деятельном состоянии. Взрослым следует чередовать подвижные игры с более спокойными занятиями (наблюдение, разговор).

Возвратиться с прогулки надо не позже чем за 30- 40 минут до еды, чтобы малыш успел немного отдохнуть. Хорошо, чтобы это время ребенок снова играл самостоятельно. Можно и очень полезно привлечь ребенка к участию в приготовлении к еде и уборке игрушек: «Давай подвинем с тобой вместе столик, сейчас будем есть», «Убери куклу со стола, мне надо поставить посуду» и т. д.

Вечером приходят с работы взрослые члены семьи меняется характер домашних работ и у матери. Поэтому можно уделить больше времени непосредственно занятиям с ребенком. В течение второй половины дня надо обязательно позаниматься с ним и второй раз погулять. Старшие братья и сестры обычно вечером готовят уроки, взрослые отдыхают, нужно сделать так, чтобы малыш им не мешал, занять его спокойной игрой.

Но ребенок не может весь вечер провести в спокойных играх, его потребность в движениях должна быть удовлетворена на прогулке, где он, никому не мешая, может побегать.

При такой организации бодрствования ребенок в течение всего дня чувствует себя хорошо. Он занят, и взрослые могут выполнять домашнюю работу.

Если ребенок посещает ясли, то вечером по возвращении домой необходимо выделить минут 30-40, чтобы заняться с ним какой-нибудь спокойной игрой, либо рассказать ему сказку, посмотреть с ним книжку. Оставшееся перед сном время пусть он поиграет самостоятельно.

Новые и очень интересные игрушки лучше давать ребенку в выходной день, так как вечером у ребенка слишком мало времени для игры и он, не желая с ними расстаться, не захочет пойти спать.

Возвращение из яслей желательно превратить в прогулку. Лучше, если позволяет расстояние, идти с ребенком пешком. При этом не надо торопиться. Пусть он подольше побудет на воздухе. Находясь среди других детей в течение дня, он несколько перевозбуждается, и прогулка будет для него разрядкой.

Примерный режим дня ребенка от 2 до 3 лет.

Для полноценного развития малышу необходим грамотно составленный распорядок дня. Он должен включать в себя регулярные прогулки и занятия, игры и прием пищи в определенное время. Кроме того, режим дня ребенка в 2 года по-прежнему подразумевает дневной отдых и сон не менее 13 часов в сутки. Придерживаясь определенных правил, родители могут правильно организовать все процессы в течение дня, создав дома лучшие условия для воспитания своего малыша.

Если семья планирует отдать подрастающее чадо в детский сад после окончания маминого отпуска по уходу за ребенком, то следует заранее приучить его к режиму, близкому к тому, что соблюдается в дошкольном учреждении. Для этого будет необходимо обратиться за консультацией к воспитателю: когда начинается завтрак? сколько по времени занимают занятия, прогулка? во сколько дети принимают пищу и ложатся спать? сколько по времени занимает дневной сон? какие блюда готовят на кухне?

Обязательный период подготовки необходим для лучшей адаптации к условиям детского сада.

Дневной сон ребенка - залог крепкой нервной системы его родителей

Уложить спать спокойного карапуза после вкусного обеда несложно, а вот, чтобы усыпить днем гиперактивного ребенка - придется постараться. Иногда родители отказываются от дневного отдыха, из-за сложностей с укладыванием или из-за того, что качество ночного сна с дополнительным периодом днем заметно ухудшается.

Все же педиатры настойчиво советуют укладывать малыша спать на 2-2,5 часа в светлое время суток, чтобы он мог восстановить силы и, что не менее важно, усвоить накопленный в первой половине дня опыт. Дело в том, что именно во сне сознание разгружается от информации, полученной в период бодрствования. В этом возрасте ребенок активно познает мир, ежечасно получая новые сведения об устройстве мира. Короткий сон днем и длительный ночью помогают ему избежать нервного переутомления, повышают его познавательную активность и позволяют эффективно усваивать новую информацию.

Если возникают трудности с укладыванием чада в кровать, когда светло, прислушайтесь к следующим советами.

Поднимать малыша с кровати утром следует раньше, в 6-7 ч утра. При этом запланировать дневной сон нужно не более чем через 6-6,5 ч после подъема.

Укладыванию в постель должна предшествовать длительная прогулка на свежем воздухе в течение 2-2,5 ч и обед. Некоторые дети плохо засыпают после еды, поэтому часы дневного сна лучше перенести на 30-40 минут позже (или выбрать другое время, которое в лучшей степени подходит малышу).

В первые несколько дней привыкания к новому распорядку дня ребенка не следует перекармливать, пусть самой плотной трапезой будет обед перед дневным сном. Если кроха хорошо проголодается во время утренней прогулки, он с большей долей вероятности уснет дома в скором времени после приема пищи.

Нужно отслеживать состояние чада во время дневных занятий. Если он начнет капризничать, устанет, начнет потирать глазки, зевать, раздражаться, станет вялым, значит, ему нужно незамедлительно отправиться в кровать. Большой ошибкой будет в это время торопить его умыться перед сном, попросить прибрать игрушки и т.д. Несколько минут пройдет, и ребенок может отказаться идти спать (фаза торможения сменится возбуждением).

Отходу ко сну в дневное время должны предшествовать размеренные занятия, во время которых карапуз расслабится и успокоится. Будет ошибкой разрешить ему бегать и прыгать, играть в другие активные игры дома после прогулки, так как от этого могут устать только родители, малыш же быстро восстановится и перевозбудится. Обстановка дома должна быть умиротворяющей и располагать к отдыху.

Перед тем, как укладывать чадо в кровать, желательно проветрить спальню (не только днем, но и перед вечерним отходом ко сну). Температура воздуха в помещении не должна превышать +20° С. Чем больше будет показывать термометр, тем дольше будет засыпать малыш. Неправильный температурный режим часто становится причиной и тяжелого пробуждения, капризов, плохого настроения после «отдыха».

Если ребенок в какой-то период начнет отказываться от дневного сна («я узе босооооой!»), родителям не стоит поддаваться на провокации. В это время малыш может просто проверять границы дозволенного. Нужно поговорить с ребенком, объяснить ему пользу отдыха («мальчики становятся сильнее», «девочки после сна еще красивее»). Кроме того, возрастает роль традиционных ритуалов перед укладыванием в постель.

Как настроить малыша на соблюдение режима дня

Сложно представить себе ситуацию, в которой пришла пора заниматься активными играми, а ребенок отказывается (возможно, если он болеет). Но зато легко представить себе моменты в течение дня, когда нужно идти купаться, кушать или ложиться спать, а малыш не хочет отрываться от игрушек.

Самый быстрый и при этом травматичный для психики ребенка вариант - заставить его выполнять указание взрослых против его воли. Другой плохой вариант - проигнорировать распорядок дня и делать так, как хочет ребенок. Гораздо лучше увлечь малыша чем-то, что ему нравится. Поможет родителям в такой ситуации соблюдение ритуалов, которые предшествуют тому или иному действию и доставляют удовольствие крохе. Например, считалочки, песенки, чтение книжки или игра. Теплые объятия и разговор с мамой у нее на коленях - тоже прекрасный вариант.

Совет
Используйте несложные ритуалы-действия. Это может быть колыбельная с поцелуем на ночь, «походка пингвина» из детской в столовую на обед или прыжки лягушкой в ванную комнату для умывания и т.д. Чем проще и интереснее будут действия, тем лучше.

Другим помощником родителям в соблюдении режима станут привычка и природа. Достаточно нескольких повторений для того, чтобы привыкнуть к нововведению. 3 недели однообразных действий уже формируют потребность. Так желудочный сок начинает вырабатываться по часам, ко времени приема пищи, организм привыкает самостоятельно просыпаться и засыпать в определенное время и т.д.

Сколько спать? Сколько раз есть? Когда купаться и гулять?

Стандартный распорядок дня двухлетнего ребенка включает в себя:

  • ранний подъем, гигиенические процедуры,
  • утреннюю гимнастику,
  • 5-разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин),
  • одну или две прогулки на свежем воздухе в зависимости от времени года,
  • игры и занимательные занятия в течение дня,
  • купание перед сном,
  • дневной и ночной отдых (в совокупности около 13 часов в сутки).

Если ребенок не спит днем, тогда он должен спать ночью все 12-13 часов. Сон при этом должен быть спокойным и проходить без пробуждений. Малыш не должен просыпаться для того, чтобы поесть (даже если он продолжает получать грудное вскармливание), попроситься на руки и т.д. Если же карапуз отлично спит в светлое время суток, то его сон днем не должен быть дольше 2,5 часов. Ночью он проспит, соответственно, меньше.

Приведенный перечень родители должны адаптировать под запросы своего 2-годовалого ребенка, времени года и климатические условия, состояние его здоровья, рекомендации наблюдающего педиатра, режим занятости родителей. К примеру, если отец возвращается с работы в 21.00, то отход ко сну допустимо отложить на один час, и утром встать на час позже.

Примерный режим дня (таблица):

1 график 2 график Действие
07.00 08.00 Подъем
07.00 08.00 Утренние гигиенические процедуры, зарядка
07.30 08.30 Завтрак
08.00 09.00 Развивающие занятия и игры
9.00 10.00 Прогулка
10.30 11.30 Игры
12.00 13.00 Обед
12.30 13.30 Подготовка к дневному сну
13.00 14.00 Сон
14.00 15.00 Развивающие занятия / игры
15.30 16.30 Перекус (полдник)
16.00 17.00 Прогулка
18.00 19.00 Ужин
18.30 19.30 Развивающие занятия и игры
20.00 21.00 Вечерние гигиенические процедуры, ритуал отхода ко сну
21.00 22.00 Сон

Что касается прогулки на свежем воздухе, то ее педиатры считают одной из необходимых составляющих режима дня для карапуза этого возраста. Если позволяет погода, то гулять лучше два раза в день по 1-2 часа. Если же ветер или мороз, то время пребывания вне дома сокращается до приемлемого. Доктор Е.О. Комаровский, к примеру, считает, что проводить время на улице необходимо при любой погоде, если только у ребенка нет высокой температуры во время болезни.

Водные процедуры традиционно малыш принимает утром после сна (умывает лицо и руки) и в течение дня «по мере загрязнения». Ежедневное купание вечером в значительной степени способствует крепкому ночному сну.

Чем заняться с ребенком в периоды свободного времени?

Для двухгодовалого малыша игры - это самая важная часть его занятости в течение дня. Их нельзя целиком заменить на развивающие занятия с книгами, тетрадями и карточками. Карапуз должен активно двигаться, бегать, прыгать, использовать для своих забав разнообразные предметы и игрушки.

Отлично, если в его комнате есть шведская стенка с мягкими матами, батут и спортивный инвентарь. Доказано, что дети, увлеченные разнообразными видами спорта, интеллектуально более развиты, чем их сверстники. В тоже время, если малыш не проявляет особого интереса к динамичной двигательной активности, спокоен и предпочитает собрать конструктор, чем поиграть в хоккей, ему будет полезен массаж.

Процедуру массажа, как и раньше, могут выполнять сами родители, применяя такие несложные приемы, как поглаживание, растирание, разминание, а также легкие поколачивающие движения. Техника массажа для ребенка должна быть щадящей, нельзя применять силу. Все прикосновения - легкие и упругие.

Приобщение к занятиям физической культурой в 2-2,5 года по-прежнему должно носить игровую форму. Гимнастика по утрам состоит из нескольких упражнений на все группы мышц и связок. Это могут быть задания:

  • изобразить, как ветер качает деревья, как растут помидоры (из земли прорастает семечко, набирает силу, потом дает ветки, потом тяжелые плоды, томаты вызревают и лопаются);
  • показать руками ножницы или как дровосек пилит дерево;
  • «накачать воздухом» папу, изображая насос (при этом карапуз старательно наклоняется вниз, «надавливая на ручку насоса». Отец «наполняется воздухом» и «лопается» к восторгу малыша или «сдувается»;
  • попрыгать как лягушка или зайчик и т.д.

Важно, чтобы все занятия доставляли карапузу настоящее удовольствие и поощряли его познавательную активность. Увлекаться просмотром мультфильмов не полезно, учить ребенка писать и читать еще рано, но зато будут полезны игры на развитие мелкой и крупной моторики.

В целом режим ребенка в 2 года - это полезное и для развития ребенка, и для нервов родителей условие. Режим одинаково необходим и в дошкольном учреждении, и дома. И, если малыш в это время уже посещает детский садик, то в выходные дни взрослые должны также помогать ему соблюдать предписания: вовремя кушать, гулять и ложиться днем спать.

Ребенок в 2,5 года незаметно становится совсем другим: он глубже чувствует, становится всё самостоятельнее, приобретает собственный характер. Можно сказать, что середина третьего года жизни – это некий рубеж личностного развития, переходить через который непросто как родителям, так и самому малышу. Эмоциональность, требовательность и капризность – частые спутники детей в два с половиной года. Мамам и папам предстоит проявить значительную мудрость и терпение в данный период.

Физическое развитие ребенка в 2,5 года

Рост и вес ребенка в 2 года 6 месяцев согласно нормативам отечественных педиатров:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Рост и вес ребенка в 2 года 6 месяцев по данным ВОЗ:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Сколько зубов должно быть у ребенка в 2,5 года? Нормой считается как наличие всех молочных зубов, так и продолжающееся их прорезывание. ВОЗ утверждает, что малыш должен обзавестись полным рядом молочных зубов к 3 годам.

Режим дня, сна и питания ребенка в 2,5 года

Режим дня ребенка в 2 года 6 месяцев остается стабильным: общий сон около 12-12,5 часов, включая дневной сон в течение 1,5-2,5 часов. Несмотря на то, что малыш кажется уже довольно взрослым, не следует пренебрегать его дневным отдыхом. Активное бодрствование более 6 часов негативно сказывается в этом возрасте на нервной системе ребенка. Педиатры акцентируют внимание родителей на необходимости дневного сна вплоть до 5-6-летнего возраста. Постарайтесь соблюдать стабильный режим, включающий ранний подъем (в 7-8 часов утра) и раннее же укладывание (примерно в 21.00).

В два с половиной года малыш кушает 4 раза в день, временной интервал между приемами пищи составляет около 4 часов. Наиболее калорийным приемом пищи должен быть обед. Помните о важности здорового питания: не стоит предлагать своему ребенку блюда фаст-фуда, копченую, жареную пищу и сладости (за исключением натуральных). Следите, чтобы малыш получал также достаточное количество воды. В 2,5 года потребность в воде составляет около 1,5 литров в сутки.

Психология и психическое развитие ребенка в 2,5 года

Середина третьего года жизни обычно становится началом периода отстаивания собственного «Я», что связано с постепенным психологическим отделением от родителей и осознанием себя как отдельной личности. Ребенок внимательно наблюдает за окружающим миром, формирует свои взгляды и представления о действительности. Два с половиной года – возраст создания в мышлении малыша устойчивых поведенческих шаблонов, формирования характера.

Эмоциональность ребенка в 2,5 года становится еще ярче: он испытывает явную гордость своими достижениями, чувствует любовь и нежность к близким, жалеет и обижается, радуется и злится, завидует, сочувствует, боится и тоскует. При этом пока он не всегда может оценить чужой добрый поступок или понять причину наказания. Малыш проявляет искренний интерес к животным и растениям, восторгается и удивляется явлениям природы (прыгающему кузнечику, сильному ветру или летящему по воздуху листику). Ребенок 2,5 лет имеет четкие эмоциональные ассоциации, связанные с прожитыми им когда-либо ситуациями: болеть – неприятно, в гостях у тети Маши – весело, а долго ехать в машине – скучно.

В возрасте двух с половиной лет дети по-прежнему очень привязаны к близким взрослым : маме, папе, бабушкам и дедушкам. Ко всем членам семьи кроха относится по-разному, осознавая индивидуальность каждого из них. Разлука с родным человеком вызывает у малыша беспокойство и тревогу, однако успокаивается он теперь гораздо быстрее. Незнакомые люди вызывают у ребенка настороженность и желание быть поближе к маме. Однако, чувствуя доброжелательное к себе отношение, малыш легко вступает в контакт. Возраст 2,5 года для начала посещения детского сада, несомненно, лучше, чем 1,5-2 года, однако до трех-трех с половиной лет дошкольное образование является лишь вынужденной мерой, не несущей для ребенка какой-либо пользы.

Наиболее частая характеристика детей в возрасте 2,5-3 лет – возросшая самостоятельность . Ребенок старается делать всё сам, без помощи взрослых. «Я сам!» – любимая фраза малышей, вступивших в возраст так называемого «кризиса 3 лет ». При этом из-за высокой эмоциональности они не всегда адекватно реагируют на обращение взрослого, проявляя необыкновенное упрямство в, казалось бы, пустячных вопросах. От родителей в этот период требуется, прежде всего, терпение.

При всей своей кажущейся самостоятельности ваше чадо остается чрезвычайно зависимым от отношения близких, положительной оценки своих действий и общего благополучия окружающей его атмосферы. Ребенок реагирует на любые изменения семейного микроклимата. Нехватка внимания, несправедливость и грубость в его адрес вызывают не только огорчение, но и ярко выраженный протест. Будьте внимательны к своему поведению, проявляйте к малышу чуткость и любовь – сейчас они ему особенно необходимы. Помните: крики или шлепки как реакция на «вредность» малыша принесут результат, далекий от ожидаемого вами. Кризис – всего лишь этап взросления вашего крохи, и в основном от родителей зависит, насколько легко он пройдет.

Отношения взрослых с ребенком в 2,5 года строятся, можно сказать, заново. Постарайтесь находить баланс между запретами и мнением малыша. Давайте ему возможность выбора везде, где это возможно, не забывая при этом о рамках поведения и категорических запретах (обычно связанных с опасностью для ребенка).

Умения и навыки ребенка в 2,5 года

Физическое развитие детей 2,5 лет позволяет им:

  • хорошо бегать и прыгать, пробегать до 60 м в небыстром темпе;
  • перешагивать через препятствия на полу (приставным шагом);
  • ходить по наклонной доске самостоятельно;
  • подниматься и ходить на цыпочках, удерживая равновесие;
  • бросать мяч одной или двумя руками из разных положений, ловить его двумя руками, перебрасывать через препятствие;
  • точно бить ногой по мячу;
  • пробегать между линиями (расстояние 25-35 см), не наступая на них;
  • подлезать под препятствие высотой до 40 см;
  • подниматься по лестнице, иногда даже не держась за перила, спрыгивать с нижней ступеньки.

Интеллектуальное развитие ребенка в 2,5 года характеризуется следующими умениями:

  • Умеет собирать пирамидку из 4-8 колец;
  • Строит башни из 7-8 кубиков, «мостик» (два кубика с промежутком между ними и один сверху) и «паровоз» (ряд кубиков и один сверху в виде трубы);
  • Ориентируется в 4-6 геометрических формах (шарик, кубик, кирпичик, цилиндр, конус, призма). Подбирает с помощью прикладывания к отверстию или плоскому изображению объемную геометрическую фигуру;
  • Правильно подбирает нужные детали к отверстиям сортера или рамки-вкладыша. Почти не пытается вставить один неподходящий предмет в другой силой;
  • Из простых подсобных материалов (кубики, элементы конструктора) составляет сюжетные постройки и дает им названия – «дом», «дорога», «гараж»;
  • Собирает простые пазлы;
  • Отличается хорошей памятью;
  • С легкостью переворачивает страницы в книге;
  • Любит рисовать и, возможно, уже умеет держать карандаш тремя пальцами.

Игровая деятельность ребенка 2,5 лет носит сюжетный характер. С помощью любимых персонажей он воспроизводит и анализирует окружающую его реальность. В игре происходит уже не два, а три-четыре последовательных действия (покормить куклу, раздеть, уложить спать; нагрузить машинку, покатать и разгрузить). Кроха начинает использовать предметы-заместители – это говорит о развивающемся воображении. В исполнении ребенка доктор – это обязательно тот, к которому вы недавно ходили на прием.

Малыш в игре в семью изображает одного из персонажей, обычно своего пола: чаще всего девочки копируют маму, а мальчики – папу. Уже в 2,5-3 года можно заметить разницу в игровых действиях в зависимости от пола ребенка. Девочки предпочитают воспроизводить бытовые сюжеты с использованием кукол, мальчики чаще интересуются техническими игрушками.

Примерно в 2,5 года дети начинают учиться взаимодействовать со сверстниками в простых подвижных играх, запоминая простые правила (например, необходимость очередности – «твоя очередь», «моя очередь»). Интереса к таким играм пока хватает на 1-2 минуты. Также малышам очень нравится повторять за действиями других детей на детской площадке: куда-то бежать или влезать, прыгать или подлезать под препятствие.

Бытовые навыки ребенка в 2,5 года очень радуют его родителей. Малыш в своем стремлении к независимости и самостоятельности старается сам одеваться (носки, штанишки, кофту на застежке, свободную курточку, трусики) и обуваться. Он пытается застегивать пуговицы и молнии (хотя в 2,5 года это и не у всех получается). Шнурки завязывать пока не может. Кроха сразу замечает «оплошности» в одежде других людей, показывая свое недовольство и указывая на ошибку – развязавшийся шнурок или расстегнувшуюся пуговицу. Любовь к порядку в собственном понимании ребенка выглядит очень мило: карапуз постоянно «наводит порядок», потому что, по его мнению, все вещи должны быть на своих местах! Ребенок в два с половиной года умеет уверенно и аккуратно есть ложкой и вилкой, пользоваться туалетными принадлежностями; контролирует свои физиологически потребности. Может снять и надеть штанишки перед туалетом. Малыш сам поднимается по лестнице, возможно, даже чередуя ноги. Половина детей уже умеет ездить на трехколесном велосипеде, крутя педали (другие малыши для этого отталкиваются ногами от пола).

Речь ребенка в 2,5 года

Речь ребенка двух с половиной лет еще, конечно, отличается от взрослой, но при этом очень приближена к ней. Распространенные предложения (из трех и более слов) довольно осмысленны и включают союзы, предлоги, местоимения. Малыш хорошо разграничивает единственное и множественное число, знает названия основных цветов и частей тела.

Дети 2,5 лет стараются подражать взрослым, и в речи в том числе. Однако, пытаясь образовывать некоторые формы слов по аналогии с уже знакомыми, ребенок может несколько путаться: говорить «жеваю» и «вставаю» вместо «жую» и «встаю» (наподобие «играю», «кусаю»). Возможны и проблемы с произнесением длинных слов. Дети часто упрощают сложные слова («атобус» вместо «автобус», «леопад» вместо «леопард», «электитетво» вместо «электричество»). Не умиляйтесь коверканью слов, а всегда терпеливо и последовательно поправляйте ребенка, объясняя, как нужно говорить правильно. В противном случае в мозге малыша закрепятся именно неправильные формы слов, а переучивание будет довольно сложным делом.

Кроме того, могут наблюдаться некоторые сложности с окончаниями слов и обозначением себя. Многие дети говорят о себе в первом лице: «Я, мне, я сам», однако некоторые продолжают называть себя по имени: «Маша пошла, Ваня хочет спать». Нормой также считается, если малыш любит говорить о себе как о любимом персонаже или близком взрослом.

Дети в 2,5 года хорошо понимают речь взрослого и могут в двух-трех предложениях описать картинку со знакомым сюжетом, отвечая на наводящие вопросы: «Кто это? Что он делает?». Также ребенок может изобразить движения показанного персонажа и повторить за взрослым слова известной ему сказки.

Малыш в этом возрасте имеет обширный словарный запас (названия животных, одежды, посуды и других бытовых предметов). Кроме того, он легко копирует в речи даже незнакомые слова; может выучить короткий стишок или петь без подсказки строчки любимой песенки.

Тон речи ребенка меняется в различных ситуациях и по настроению. Он задает очень много вопросов: не только «Где?», «Куда?», но и «Зачем?», «Почему?», «Как?». Это говорит о том, что малышу теперь важно знать причины происходящего. Он старается разобраться в том, как устроено всё, что его окружает.

С малышом двух с половиной лет можно вести настоящий диалог. Он отвечает (возможно, упрощенно) на вопрос: «Как тебя зовут?» и другие. Знает, как зовут маму, папу, бабушку и дедушку, а также имена знакомых детей. Ребенок разговаривает со сверстниками во время игры и подражает им, например, на детской площадке.

Если же ребенок в 2,5 года не разговаривает вообще или говорит мало/плохо, обязательно проконсультируйтесь у невролога или логопеда. Это не просто предосторожность – ожидание речевого прогресса до трех лет (как любят советовать на форумах) может быть чревато серьезными проблемами с речью и правописанием в будущем.

2 года 9 месяцев >>


Ребенок постоянно растет и развивается. Разница между годовалым малышом и двухлетним очень заметна. Потребности его также меняются. О них надо помнить, чтобы сформировать удобный режим дня.

Сон двухлетнего малыша

В этом возрасте кроха спит днем один раз. В зависимости от особенностей его темперамента сон может длиться 1,5–3 часа, ночной - 10–11 часов. Период бодрствования составляет от 5 до 6 часов.

Если режим повторяется изо дня в день, то малыш постепенно к нему привыкает, уложить его и днем, и вечером легко. Но важно определить, какой распорядок отдыха подходит конкретному ребенку. Для этого нужно обращать внимание на его поведение. Бывает, что после нескольких часов бодрствования карапуз становится чрезмерно активным, он беспорядочно носится, капризничает по малейшему поводу, не слушается, делает что-то запрещенное. Или наоборот - он чересчур спокойный, его ничего не интересует, хнычет по поводу и без. Так психика детей реагирует на переутомление. Если это не разовая ситуация, то дневной сон нужно немного сдвинуть, чтобы уложить кроху раньше на полчаса-час.

Возможна и противоположная проблема: укладывание затягивается, так как карапуз бодр и полон сил. Лучше отсрочить ненадолго сон, чтобы он успел устать. Иначе малыш все равно не заснет, а маминых нервов и сил будет потрачено немало.

Если режим налажен правильно, с учетом биологических часов ребенка, то он легко засыпает, а затем просыпается в хорошем настроении. Иногда кроха в два года может спать немного больше или меньше под влиянием самочувствия, погоды, полученных впечатлений. Это нормально. В случаях, когда подобные ситуации повторяются редко, предпринимать ничего не надо.

Распорядок дня ребенка может меняться в разное время года. Особенность летнего периода - за окном раньше светлеет и позже темнеет. В результате малыш тоже начинает вставать раньше, а ложиться позже. Чтобы избежать переутомления, укладывать днем его надо пораньше. Скорее всего, дневной сон будет более длительным.

Этому способствует не только уменьшение ночного отдыха, но и изменения в прогулках на свежем воздухе. Они становятся более длительными, чем зимой, так что кроха получает больше впечатлений. Также они более активные благодаря легкой одежде и обуви, ребенок много двигается. Вернуться с прогулки надо за полчаса до обеда.

Режим питания

Питание двухлетнего малыша остается четырехразовым. Детям в два года надо есть достаточно часто, ведь у них ускорен метаболизм, а день они проводят обычно более активно, чем взрослые. А вот от ночных кормлений в этом возрасте следует отучать. Теперь это дело привычки, а не потребность, поэтому режим надо менять.

Первый прием пищи имеет особенное значение. Завтраком нужно кормить через полчаса-час после пробуждения. Он должен обеспечить малыша энергией до самого обеда. Помогут в этом:

  • углеводы, получаемые из каш;
  • белки (можно предложить крохе сваренное вкрутую яйцо или омлет);
  • клетчатка, которая обеспечит чувство сытости и положительно повлияет на пищеварение.

Следующий прием пищи - обед. Кормить ребенка следует после прогулки, незадолго до дневного сна. В меню должны входить супы, мясные блюда с гарниром. Бывает, что малыш в два года не доедает порцию до конца, отказывается от тех или иных продуктов. Такое поведение в рамках возрастной нормы. Если он выглядит здоровым, активным и жизнерадостным, то ему наверняка хватает получаемой пищи.

После дневного сна приходит время полдника. Он не должен быть чересчур сытным. Полдник помогает продержаться до ужина, а не заменить его. Выспавшийся малыш очень активен, ему нужна «быстрая» энергия для игр. Оптимальный вариант - кефир, творог или йогурт с фруктами.

Если ребенка сложно утром поднять, то, вероятно, ему не хватает ночного сна. Стоит пересмотреть режим.

Ужин желательно делать легким. Это могут быть разные блюда из овощей, творожная запеканка, яйца в разных видах. Выбирать нужно то, что карапуз не ел в течение дня.

Другие дневные занятия

День следует начинать с высаживания на горшок. В два года малыш уже, скорее всего, готов им пользоваться. Так что если он еще не приучен, то этому надо уделять больше внимания и соответственно строить режим. Затем наступает время гигиенических процедур и несложной зарядки. Лучше всего делать ее вместе с карапузом: он с удовольствием повторяет действия за родителями. Полезно сопровождать процесс стихами и потешками.

После завтрака – оптимальное время для любых развивающих занятий. В первой половине дня информация хорошо усваивается. Так что стоит заняться рисованием, чтением, поучиться считать, различать цвета и другим полезным для ребенка навыкам. Если в планах домашние дела, то к ним стоит приобщить и кроху. Например, выдать ему тряпочку для протирания пыли.

Малыш двухлетнего возраста быстро устает от своего занятия, поэтому виды деятельности нужно постоянно менять. Желательно чередовать спокойные игры с более активными или танцами. После домашних мероприятий очень желательна прогулка, если позволяют погодные условия. Стоит обеспечить возможность много двигаться.

После возвращения домой карапуз моет руки, обедает, спит, полдничает. Затем опять приходит время для игр и прогулок. Чем ближе к вечеру, тем спокойнее занятия следует выбирать. Перед сном можно почитать книгу, спеть песенку малышу. Телевизор в это время смотреть не стоит: быстрая смена картинок на экране возбуждающе действует на неокрепшую нервную систему ребенка.

Пример распорядка дня

Приблизительный режим дня малыша в 2 года выглядит так.

С 8.00 до 9.00 ребенок просыпается, умывается, делает зарядку.

С 9.00 до 9.30 завтракает.

С 9.30 до 13.00 – время для домашних занятий, игр, прогулки.

С 13.00 до 13.30 – обедает.

С 13.30 до 16.30 – готовится ко сну, укладывается на дневной сон.

С 16.30 до 17.00 – полдничает.

С 17.00 до 19.30 время проходит за играми и вечерней прогулкой.

С 19.30 до 20.00 – ужинает.

С 20.00 до 20.30 – купается.

С 20.30 до 21.30 – готовится к ночному сну, укладывается.

Подобный режим дня приблизительный, в него можно вносить поправки, чтобы удобно было всей семье. Важно только следить, чтобы достаточно времени отводилось на ночной сон и полноценное питание. В два года ребенок уже способен ненадолго занимать себя, поэтому нужно приучать его играть самостоятельно.



gastroguru © 2017