Пути воздействия на восприимчивость организма. Понятие об инфекционном процессе: источник инфекции, пути передачи, восприимчивый организм

Иммунопрофилактика является одним из наиболее эффективных мероприятий во всем комплексе противоэпидемических мероприятий.

Иммунопрофилактика осуществляется с применением вакцин (живых, убитых, химических, рекомбинантных и др.) и анатоксинов. Профилактические прививки проводятся в плановом порядке и по эпидемическим показаниям. В плановом порядке прививки проводятся в соответствии с действующими приказами, являются обязательными на территории действия приказа, включены в календарь прививок. На территории Беларуси – это прививки против вирусного гепатита В, туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, столбняка, коклюша, кори, эпидемического паротита, краснухи.

Прививки, проводимые по эпидемическим показаниям, подразделяются на плановые и экстренные. В плановом порядке прививаются люди, проживающие или выезжающие на неблагополучные территории (против клещевого энцефалита, туляремии и др.), а также лица, относящиеся к определенным профессиональным группам с повышенным риском заражения (медицинские, ветеринарные работники и др.) и население в предэпидемический период (против гриппа). Экстренная специфическая профилактика проводится восприимчивым людям, бывшим в общении с источником инфекции, а также при угрозе заноса и распространения инфекционных заболеваний на данную территорию. Экстренная профилактика подразделяется на активную и пассивную. Активная иммунизация проводится, если на протяжении инкубационного периода после введения вакцин или анатоксинов успевают образоваться антитела и у прививаемого нет противопоказаний для введения этих препаратов (экстренная профилактика кори, прививки против бешенства и др.). Пассивная экстренная профилактика проводится при наличии противопоказаний к проведению активной экстренной профилактики или ее неэффективности. Показаниями для проведения экстренной профилактики при отдельных инфекциях являются: общение с инфекционным больным; получение травмы (против столбняка); укусы, нанесенные животными (против бешенства и столбняка) и др. По экстренным показаниям могут вводиться вакцины и анатоксины, а также иммунные сыворотки, иммуноглобулины и бактериофаги.

В эпидемическом очаге, кроме мероприятий по специфической профилактике, в отношении лиц, общавшихся с источником инфекции, проводятся и другие мероприятия. Именно лица, окружающие больного, с одной стороны, подвергаются наибольшему риску заражения возбудителем, вызвавшим заболевание у больного (источника инфекции). С другой стороны, высока вероятность, что среди этих лиц находится источник инфекции, от которого произошло заражение больного. Врач, поставивший диагноз инфекционного заболевания, осуществляет выявление, учет и клинический осмотр лиц, общавшихся с источником инфекции, дома, по месту работы или учебы на протяжении максимального инкубационного периода до появления у заболевшего первых клинических признаков заболевания. Врач также собирает эпидемиологический анамнез в очаге (перенесенные общавшимися подобные заболевания и их дата, наличие подобных заболеваний по месту работы/учебы общавшихся).

При наличии показаний лица, общавшиеся с инфекционным больным, подлежат лабораторному обследованию. Это мероприятие позволяет выявить среди них источник инфекции, своевременно выявить лиц, заразившихся от данного инфекционного больного, у которых процесс протекает в субклинической форме или в виде носительства, а также дает возможность поставить диагноз инфекционного заболевания. Это дает возможность организовать проведение изоляционных мероприятий до появления первых симптомов заболевания (в инкубационном периоде), когда больные еще социально активны, но уже начинают выделять из организма возбудителей инфекции и представляют наибольшую опасность для окружающих (например, при вирусном гепатите А ).

За общавшимися по месту работы, учебы и жительства больного устанавливается медицинское наблюдение в течение максимального инкубационного периода со дня изоляции больного и проведения заключительной дезинфекции. Оно проводится для наиболее раннего выявления и последующей изоляции заболевших лиц и включает их регулярный клинический осмотр, термометрию, опрос о состоянии здоровья, осмотр стула, а также при необходимости лабораторные обследования. Это мероприятие чаще выполняется участковым персоналом по месту жительства больного и медицинским персоналом соответствующего учреждения в организованном коллективе. Результаты наблюдения вносятся в журнал наблюдений за общавшимися в организованном коллективе, в историю развития ребенка (ф.112у), в амбулаторную карту больного (ф.025у) или в медицинскую карту ребенка (ф.026у), а результаты наблюдения за работниками пищеблока – в журнал «Здоровье».

Режимно-ограничительные мероприятия в эпидемическом очаге чаще выполняются в детском коллективе, организуются эпидемиологом и включают:

Прекращение приема новых и временно отсутствовавших детей в группу/класс, из которой/го изолирован больной в течение максимального инкубационного периода после изоляции больного из этого коллектива;

Запрещение перевода детей из данной группы в другие группы в течение максимального инкубационного периода после изоляции больного из этого коллектива;

Недопущение общения с детьми других групп детского учреждения в течение того же периода времени;

Изоляцию больных, выявленных в период наблюдения за очагом.

В квартирном эпидемическом очаге возможно применение разобщения лиц, контактировавших с больным, и посещающих организованный коллектив. Это мероприятие заключается в ограничении общения их с населением и зависит от эпидемической опасности возникшего заболевания, а также от особенностей профессиональной деятельности общавшихся лиц. Как правило, разобщению подлежат «пищевики» и приравненные к ним лица, дети, посещающие дошкольные учреждения, школы-интернаты, летние оздоровительные учреждения, для профилактики заноса возбудителя инфекционного заболевания в коллектив. Лица, общавшиеся с источником инфекции в семье (квартире) до его госпитализации, не допускаются (разобщаются) в организованные коллективы в течение максимального инкубационного периода с момента последнего общения с больным. При постоянном общении в период болезни (при изоляции больного на дому) они не допускаются в организованный коллектив (разобщаются) в течение всего периода заразительности заболевшего и максимального инкубационного периода соответствующего заболевания. В течение этого периода времени они подлежат медицинскому наблюдению.

Экстренная профилактика общавшимся лицам в очагах инфекционных заболеваний назначается для предотвращения развития инфекционного заболевания в случае их инфицирования и может проводиться специфическими средствами экстренной профилактики (вакцины, анатоксины, сыворотки или иммуноглобулины, бактериофаги) и неспецифическими (антимикробные препараты, интерферон, препараты нормальной микрофлоры кишечника, иммуностимуляторы). Ее необходимость, круг лиц, подлежащих этому мероприятию, сроки проведения, дозы и схемы применения препаратов регламентируются соответствующими инструктивно-методическими документами или определяются совместно врачом-лечебником и эпидемиологом в каждом эпидемическом очаге индивидуально.

Раздел 2. Обеспечение безопасной больничной среды.

Тема 2.1. «Инфекционный контроль. Инфекционная безопасность».

Санитарно-противоэпидемический режим - это комплекс организационных, санитарно-профилактических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение внутрибольничной инфекции.

Санитарно-противоэпидемический режим включает требования к санитарному состоянию территории, на которой размещена больница, внутреннего оборудования больницы, освещения, отопления, вентиляции, санитарного состояния помещений. Внутри-больничная инфекция - это любое инфекционное заболевание,которое настигает больного в результате его доставки в больницу или обращения за врачебной помощью, или инфекционное заболевание работника вследствие его работы в этом заведении.

Дезинфекционно-стерилизационные мероприятия – основа профилактики ВБИ.

«Внутрибольничная инфекция. Инфекционный процесс и контроль»

Инфекционный процесс - это понятие, которое определяет взаимодействие макро- и микроорганизмов, способствующее возникновению инфекционной болезни в различных формах: острой, хронической, латентной, а также носительство.

Главным условием возникновения инфекционного процесса является наличие возбудителя болезни. ВБИ возникает только при наличии трех звеньев «инфекционного процесса»:

1. Возбудитель.

2. Путь передачи.

3. Восприимчивый к инфекциям организм человека (макроорганизм)


Возбудители ВБИ .

Условно-патогенная микрофлора: стафилококки, золотистый стафилококк, стрептококки, синегнойная палочка, псевдомонады, грамотрицательные бактерии и их токсины (кишечная палочка, протей, сальмонеллы и другое).

Резервуаром (источником) ВБИ являются:

Пациент (его кровь, выделения, секреты, раны, повязки, полость рта, кожа, слизистые, используемые ими судна, моче- и калоприемники, постельное белье);

Медицинский персонал (руки, кишечник, мочеполовая система, полость рта, носоглотка, кожа, волосы);

Окружающая среда (персонал, посетители, продукты питания, пыль, вода, оборудование, воздух, лекарственные средства, применение дезинфицирующих средств низкой концентрации).

Типичные места обитания ВБИ.

В медицинских учреждениях типичными местами обитания ВБИ, которые являются экзогенными источниками инфекции, могут быть:

Изделия из резины (катетеры, дренажные трубки);

Приборы, в которых используется вода и антисептики (дистиллятьры, ингаляторы, ионизаторы и др.)

Аппараты для искусственного дыхания;

Инструментарий.

Эндогенными источниками инфекции, т.е. преимущественными местами их обитания в организме человека, являются:

Кожа и мягкие ткани;

Мочевыводящие пути;

Полость рта, носоглотка, влагалище, кишечник.

Через руки персонала передаются: золотистый стафилококк, эпидермальный стафилококк, стрептококкА, энтерококк, эшерихии, клебсиелла, энтеробактерии, протей, сальмонелла, синегнойная палочка, анаэробные бактерии, грибки рода кандида, простой герпес, вирус полиомиелита, вирус гепатита А.

Заболевания, относящиеся к ВБИ

Это детские инфекционные заболевания (корь, скарлатина, дифтерия, краснуха, паротит и т.д.), кишечные (сальмонеллез, амебиаз, шигеллезы и т.д.), гнойно-воспалительные (пиодермиты, абсцессы и т.д.), особо опасные инфекционные заболевания (сибирская язва, чума, брюшной тиф и т.д.), а также вирусные заболевания (грипп, гепатиты, СПИД и т.д.).

Даже в высокоразвитых странах более чем у 5% пациентов больницы возникают ВБИ

Механизмы передачи ВБИ

Различают:

- аэрозольный (путь передачи - воздушно-капельный, воздушно-пылевой);

- контактный (путь передачи - контактный, контактно-бытовой, пищевой, водный);

- артифициальный механизм передачи инфекции (искусственный или медицинский путь передачи), играющий основную роль в распространении ВБИ и возникающий при контакте с кровью и другими биологическими жидкостями.

Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции

Основными факторами являются возраст человека, неблагоприятные условия окружающей среды, недостаточная иммунная защита организма, множество лечебно диагностических процедур, хронические заболевания организма, скопление возбудителей ВБИ из-за нарушении санитарно-противоэпидемического режима лечебно-профилактических учреждений, невыполнение правил асептики и антисептики, нарушение правил дезинфекции и стерилизации медицинского инструментария и приборов.

«Infectio» - в переводе с латинского языка означает «заражение» - это внедрение и размножение микроорганизма в макроорганизм с последующим развитием различных форм их взаимодействия: от носительства до клинической выраженной болезни.

Особенности течения инфекционных заболеваний:

1. специфичность возбудителя

2. массовость

3. иммунитет – относительная невосприимчивость организма к заболеванию. Иммунитет бывает естественный и искусственный, в свою очередь естественный иммунитет делится на: врожденный и приобретенный.

4. цикличность:

- инкубационный период (скрытый) - от момента внедрения микроорганизма до развития первых симптомов заболевания;

- продромальный – предвестники заболевания с симптомами неясной этиологии (повышение t, появление сыпи, насморка, головная боль и т.д.), характерные для нескольких заболеваний;

- разгар болезни – появляются симптомы, характерные для определенного инфекционного заболевания (например, при гепатите – иктеричность кожных покровов и слизистых оболочек);

- угасание болезни – симптомы заболевания уменьшаются и исчезают.

- реконвалесценция – выздоровление.

Некоторые инфекционные заболевания имеют хроническое течение, тогда после периода угасания начинается период ремиссии.

Пути передачи:

· водный – наиболее распространенный, т.к. вода используется человеком для приготовления пищи, питья, купания и т.д. Характеризуется массовостью, т.к. поражает сразу большое количество людей, внезапностью, подъем заболеваемости быстро снижается при устранении источника инфекции. Данным путем распространяются такие кишечные инфекции как: брюшной тиф, холера, дизентерия;

· пищевой – возникает при загрязнении пищи патогенными микроорганизмами. Примерами заболеваний, передающихся данным путем, являются кишечные заболевания - дизентерия сальмонеллез и др. Иначе эти заболевания называют «болезни грязных рук».

· контактно-бытовой – возникает при контакте возбудителя инфекции с макроорганизмом. Выделяют два вида:

а) прямой контакт – при непосредственном контакте возбудителя инфекции с макроорганизмом. Таким способом передаются все половые инфекции (сифилис, ВИЧ, гонорея, трихомониаз, гонорея и т.д), кожные – чесотка, вирусные – герпес.

б) непрямой – опосредованный контакт возбудителя инфекции с макроорганизмом через предметы общего пользования, т.е. домашнего и производственного обихода. Например, чесотка, микроспория (стригущий лишай) и др.

· воздушно-капельный, воздушно-пылевой (попадает в организм при кашле) – передается и локализуется в дыхательных путях.Примеры воздушно-капельных инфекций: дифтерия, коклюш, корь, грипп, скарлатина и т.д. Примеры воздушно-пылевых инфекций – туберкулез, сибирская язва. Возбудитель устойчив в окружающей среде.

· трансмиссивный – по току крови – через кровососущих насекомых: вши вызывают сыпной и возвратный тиф, блохи – чуму, клещи – энцефалит и т.д.

· артифициальный (искусственный) – через загрязненный медицинский инструментарий.

Инфекционный процесс – это процесс, развивающийся в макроорганизме в результате внедрения в него патогенного микроорганизма.

Инфекционный процесс не возникает спонтанно. У него имеются конкретные звенья, которые и вызывают развитие инфекционного процесса.

Основной путь профилактики ВБИ – разрушение цепочки инфекции!!!

Способы разрушения цепочки инфекции:

1. Осуществление эффективного контроля за ВБИ.

2. Устранение возбудителей инфекции (санитарно-противоэпидемический режим различных помещений меди­цинского учреждения).

3. Прерывание путей передачи.

4. Повышение устойчивости организма (иммунитета) человека.

Комплексные эпидемиологические мероприятия должны быть направлены на все три звена, кроме того, необходимо проведение комплекса медицинских мер: уменьшение травматичности медицинских вмешательств, антибиотико профилактика ВБИ и др.

ФГБОУВПО «Марийский государственный университет»

Оценочные средства

Б.2.19 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Направление подготовки 051000.62 Профессиональное обучение

Профиль подготовки:

Экономика и управление

Декоративно-прикладное искусство и дизайн

Металлургия и машиностроение

Транспорт

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Кафедра Теории и методики технологии и профессионального образования

Курс - 1 семестр 1

Форма обучения - очная

Составитель: зав. кафедрой МБД и БЖ, канд. пед. наук, доцент

Йошкар-Ола2011


факультета_________________________________________________________________________________

37. Перечислете школьные формы патологии.

1.2. Практические (семинарские), лабораторные занятия

Вопросы и задания для собеседования и демонстрации умений по ПМП по темам семинарско-практических занятий дисциплины "Основы медицинских знаний и ЗОЖ"

Вопросы для обсуждения

1. Здоровье и факторы, его определяющие.

2. Факторы, разрушающие здоровье человека.

3. Профилактика инфекционных заболеваний.

4. Понятие о смерти и ее этапах.

5. Основные приемы сердечно-легочной реанимации.

6. Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

7. Детский травматизм и его профилактика.

8. Первая медицинская помощь при травмах.

9. Десмургия.

10. Влияние злоупотребления психоактивными веществами на организм человека, формирование зависимости, профилактика.

11. Профилактика детских неврозов. Принципы моделирования эргономичной жизни ребенка.

Демонстрация умений по ПМП

1. Оказать первую медицинскую помощь при артериальном кровотечении из раны в области правого локтевого сустава.

2. Десмургия. Основные правила наложения повязок, рассказать и частично показать. Наложить шину Крамера при переломе левого плеча.

3. Оказать первую медицинскую помощь при переломе луча в типичном месте. При отсутствии шины (в школе).

4. Стерилизация. Разновидности, возможности стерилизации в домашних условиях.

5. Наложить окклюзионную повязку при проникающем ранении в правую половину грудной клетки.

6. Транспортная иммобилизация при переломе нижней трети голени в зимнее время с помощью шины Крамера.

7. Наложить крестообразную повязку на правый голеностопный сустав при растяжении связок.

8. Оказать первую медицинскую помощь при смешанном кровотечении из нижней трети левого предплечья.

9. Остановить кровотечение из раны головы (теменная область).

10. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, животных и змей.

11. Наложить повязку на 2 и 3 пальцы кисти.

12. Наложить повязку на кисть типа «варежка».

13. Наложить повязку на кисть типа «перчатка».

14. Наложить повязку типа « чепец».

15. Наложить давящую повязку на рану средней трети плеча.

16. Наложить черепашью повязку на локтевой сустав.

17. Наложить крестообразную повязку на затылочную область.

18. Оказать первую медицинскую помощь при артериальном кровотечении из раны в области правого локтевого сустава.

19. Наложить шину Крамера при переломе левого плеча.

20. Оказать первую медицинскую помощь при переломе луча в типичном месте. При отсутствии шины (в школе).

21. Ожоги, разновидности, степени, первая медицинская помощь.

22. Транспортная иммобилизация при переломе нижней трети голени в зимнее время с помощью шины Крамера.

23. Оказать первую медицинскую помощь при смешанном кровотечении из нижней трети левого предплечья.

24. Остановить кровотечение из раны головы (теменная область).

Тесты (образцы)

1. Нормальная частота пульса у взрослого человека в покое составляет ______ ударов в минуту

а) 30-40; б) 50-70; в) 60-80; г) 90-100

2. Гипертоническая болезнь может осложняться…

а) острыми язвами желудка; б) ишемической болезнью сердца; в) острой лёгочной недостаточностью; г) потерей сознания на фоне острой сосудистой недостаточности

3. Резкое повышение артериального давления на 20-25 % от исходных цифр продолжительностью от нескольких часов до нескольких дней называют …

а) гипертоническим кризом; б) приступом стенокардии; в) инфарктом миокарда; г) кровопотерей

4. Боли сжимающего или давящего характера за грудиной, появившиеся после физической или нервно-психической нагрузки, характерны для …

а) гипертонического криза; б) приступа стенокардии; в) бронхиальной астмы; г) шока

5. К общим характерным симптомам заболеваний сердечно-сосудистой системы относится …

а) жажда; б) кашель; в) изжога; г) одышка

6. Осложнением гипертонического криза является …

а) мозговой инсульт; б) снижение остроты слуха; в) обморок; г) онемение нижних конечностей

7. Как называется некротический очаг в сердечной мышце, вызванный отсутствием кровоснабжения данной области?

а) стенокардия; б) инфаркт миокарда; в) инсульт; г) асфиксия

8. Повышенное выделение мочи, сухость во рту, зуд кожных покровов, повышенный аппетит являются характерными признаками...

а) астмы; б) ожирения; в) сахарного диабета; г) зоба

9. Питание больных сахарным диабетом должно быть...

а) не менее 2-х раз в сутки с ограничением жиров; б) 2-3 раза в сутки с ограничением соли; в) 3 раза в сутки с ограничением белков; г) 5-6 раз в сутки с ограничением углеводов

10. Аллергическую реакцию вызывает …

11. Общая слабость, потеря аппетита, головная боль, нарушение дыхания, краснота и сухость кожных покровов, запах ацетона изо рта, потеря сознания являются симптомами...

а) гипергликемической комы; б) гипогликемической комы; в) обморока; г) приступа стенокардии

12. У больных сахарным диабетом при избытке инсулина может развиться ______ кома.

а) тиреотоксическая; б) гипогликемическая; в) гипотиреоидная; г) гипокортикоидная

13. Головные боли, головокружение, тошнота и рвота, заплетающийся язык, влажная кожа, красное лицо, судороги характерны для ________ комы.

а) гипергликемической; б) гипогликемической; в) травматической; г) ожоговой

14. При гипогликемической коме больному необходимо …

а) ввести сердечные средства; б) ввести инсулин с глюкозой; в) ввести инсулин; г) ввести глюкозу или дать сладкое

15. При сильной кинжальной боли в животе необходим...

а) покой, теплое молоко; б) покой, применение обезболивающих средств; в) голод, промывание желудка; г) покой, холод на живот, голодная диета

16. Внезапная сильная «кинжальная» боль в животе, в эпигастральной области сопровождающаяся резкой слабостью, холодным липким потом, характерна для...

а) кишечной непроходимости; б) острого аппендицита ; в) прободения язвы желудка, двенадцатиперстной кишки; г) почечной колики

17. Для извлечения из носа инородного тела округлой формы необходимо …

а) сильно высморкаться, закрыв при этом здоровую ноздрю; б) сильно откашляться; в) использовать пинцет; г) использовать крючок

18. Экстренная трахеотомия применяется при попадании инородного тела в …

а) мелкие бронхи; б) крупные бронхи; в) гортань; г) нос

19. Кратковременная потеря сознания, сопровождающаяся судорогами и выделением пенистой жидкости изо рта, цианозом, отсутствием реакции зрачков на свет характерно для …

а) истерического припадка; б) эпилептического припадка; в) коллапса; г) обморока

20. Сильнейший приступ болей в поясничной области, отдающих в пах, сопровождающийся резями при мочеиспускании характерны для …

а) почечной колики; б) острого аппендицита; в) кишечной непроходимости; г) внематочной беременности

21. К терминальным состояниям относятся...

а) клиническая смерть, биологическая смерть; б) потеря сознания, остановка дыхания, остановка сердца, гибель мозга; в) остановка сердца и дыхания, гибель коры головного мозга, гибель всего мозга; г) предагония, агония , клиническая смерть

22. Постепенное угнетение сознания, падение артериального давления, учащение дыхания и сердечных сокращений, сменяющееся их урежением, наличие терминальной паузы характерны для...

23. Временное улучшение состояния, сменяющееся резким падением артериального давления, нарушением дыхания, утратой сознания, исчезновением болевой чувствительности, сухожильных и кожных рефлексов, судорожным дыханием, характерно для...

а) предагонального состояния; б) агонии; в) клинической смерти; г) биологической смерти

24. Продолжительность клинической смерти в нормальных условиях составляет...

а) 30-40 сек.; б) 1-2 мин.; в) 4-6 мин.; г) 10-15 мин.

25. Отсутствие сердечных тонов, дыхания, зрачкового рефлекса, мышечного тонуса свидетельствуют о наступлении …

а) предагонального состояния; б) агонального состояния; в) клинической смерти; г) биологической смерти

26. Отсутствие сердечной и дыхательной деятельности, появление «кошачьего зрачка», «селедочного блеска» роговицы глаза, окоченение с дальнейшим появлением трупных пятен, характерны для...

а) клинической смерти; б) биологической смерти; в) коллапса; г) комы

27. Проведение реанимационных мероприятий необходимо только...

а) в предагональном состоянии; б) в агональном состоянии; в) в состоянии клинической смерти; г) в торпидной фазе шока

28. Прекардиальный удар осуществляется с расстояния ____ см.

а) 5; б) 10; в) 30; г) 50

29. При проведении закрытого массажа сердца взрослого человека грудина должна смещаться на ____ сантиметр (-а, - ов).

а) 1; б) 3; в) 6; г) 9

30. Продолжительность клинической смерти в холодной воде...

а) может уменьшаться; б) может увеличиваться; в) никогда не изменяется; г) может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от влажности атмосферного воздуха

31. Возникновение у раны широкой зоны повреждения тканей, развитием некроза, выраженным болевым синдромом и небольшим наружным кровотечением, характерны для _________ раны

а) рубленой; б) резаной; в) ушибленной; г) колотой

32. Раны, приводящие к развитию острой кровопотери, называют...

а) укушенными; б) резаными; в) ушиблено-рваными; г) колотыми

33. К ранам, приводящим к быстрому развитию травматического шока, относятся...

а) огнестрельные; б) резаные; в) ушиблено-рваные; г) колотые

34. Раневой канал зоны первичного травматического некроза и молекулярного сотрясения имеет_________ рана

а) огнестрельная; б) резаная; в) рубленая; г) колотая

35. Тяжелый травматический шок развивается при уменьшении объёма циркулирующей крови на ___ %.

а) 1; б) 3; в) 5; г) 30

36. Признаками правильно наложенного жгута являются…

а) остановка кровотечения, побледнение кожи, отсутствие пульса на периферической артерии; б) остановка кровотечения, потеря чувствительности на периферии; в) похолодание кожи конечности, остановка кровотечения; г) остановка кровотечения, синюшный оттенок кожи

37. Наиболее опасным для жизни является кровотечение …

а) венозное; б) артериальное; в) капиллярное; г) смешанное

38. К методам временной остановки венозного кровотечения относят...

а) наложение жгута; б) наложение давящей повязки; в) перевязка сосуда в ране; г) применение кровоостанавливающих средств

39. Признаком желудочно-кишечного кровотечения является...

а) кашель с кровью; б) выделение крови изо рта; в) ярко-алая пенистая кровь, выходящая изо рта синхронно с кашлевыми толчками; г) рвота цвета кофейной гущи, жидкий черный (дегтеобразный) стул

40. Первой медицинской помощью при растяжении связок является …

а) наложение согревающей мази и асептической повязки; б) наложение фиксирующей повязки, применение холода; в) наложение согревающего компресса, иммобилизация; г) наложение асептической повязки и массаж

41. К клиническим признакам растяжений относятся …

а) наличие сразу же после удара или через несколько часов багрово-фиолетового кровоподтека; б) острая боль в области сустава, ограничение движения в суставе; в) удлинение конечности; г) укорочение конечности

42. Первая помощь при разрывах связок включает …

а) проведение тугого бинтования; б) наложение асептической повязки; в) проведение массажа; г) наложение йодной сетки

43. Полное или частичное нарушение целостности кости – это...

а) растяжение; б) вывих; в) ушиб; г) перелом

44. Чаще переломы у детей являются…

а) полными; б) открытыми; в) поднадкостничными; г) патологическими

45. При переломах грудного или поясничного отделов позвоночника транспортировку осуществляют...

а) на щите; б) на носилках; в) в специальном гамаке; г) в полусидячем положении

46. Деформация нижней конечности по типу «галифе» характерна для перелома ____________

а) бедра в средней трети; б) шейки бедра; в) в области коленном суставе; г) костей голени

75. Формирование естественного пассивного иммунитета ребенка связано с...

а) употреблением витаминов; б) вакцинацией; в) грудным вскармливанием; г) введением сыворотки

76. Вследствие введения специфической сыворотки у человека возникает ___________ иммунитет.

а) врожденный; б) естественный активный; в) искусственный активный; г) искусственный пассивный

77. Вакцинация проводится с целью создания у ребенка _______ иммунитета.

а) естественного пассивного; б) естественного активного; в) искусственного активного; г) искусственного пассивного

78. В состав вакцин входят...

40. Проблемы биоэтики (проблема абортов , репродуктивных технологий, эвтаназии, фетальной терапии).

1.4. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТОВ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания как медицинская проблема.

2. Основные симптомы при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Ишемическая болезнь сердца и формы ее проявления.

3. Инфаркт миокарда. Профилактика.

4. Острые и хронические заболевания желудка.

5. Причины, признаки, лечение и профилактика дисбактериозов.

6. Аллергические ренит и конъюктивит.

7. Анафилактический шок. Причины возникновения, профилактика и первая медицинская помощь.

8. Заболевания верхних дыхательных путей и их осложнения.

9. Дизентерия: возбудители, пути передачи. Симптомы, профилактика.

10. Салмонеллез: возбудители, источник инфекции, пути передачи, клиника, лечение, профилактика.

11. Ботулизм: возбудители, пути передачи. Симптомы, профилактика.

12. Спид: пути передачи, клиника, профилактика.

13. Грипп: возбудители, пути передачи, лечение, профилактика.

14. Асептика. Антисептика. Понятие, методы, цели. Антисептические вещества

Реферат и контрольная работа по данному учебному курсу являются важным этапом обучения, способствующим формированию самостоятельного освоения учебного материала. Такие работы позволяют осуществлять контроль за самостоятельной работой студентов и оценить их подготовленность. Эти работы являются краткой самостоятельной разработкой конкретной темы с элементами научного анализа, отражающей уровень теоретических знаний и практических навыков, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обоснованные выводы. Тематика рефератов и контрольных работ, как правило, определяется преподавателем в соответствии с программой прохождения курса. Возможны и инициативные темы, предлагаемые студентами и согласованные с преподавателем. В этом случае студент должен обосновать ее необходимость. Идеи для выбора темы реферата могут возникать также и в ходе заслушивания и обсуждения докладов и выступлений на семинарах.

При выполнении реферата или контрольной работы необходимо учитывать, что ее минимальный объем должен быть не менее 10 страниц машинописного текста, включающих план изложения темы, ее содержания со ссылками на использованную литературу, выводы и библиографию , составленную в алфавитном порядке с учетом современных требований.

Название должно соответствовать содержанию. Исходя из названия работы, студент ограничивает круг вопросов, разрабатываемых в теме. Изложение должно быть достаточно развернутым, чтобы отражать рамки исследования, но при этом не содержать лишних слов. Студент должен пытаться избегать поверхностного, описательного характера работы. С выбором темы неразрывно связаны подбор и изучение студентом литературы. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса. Список источников и литературы составляется по алфавиту с точным указанием выходных данных книги, статьи(место и год выхода, издательство и др.). Приложения могут быть различными: таблицы, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации и т. д. Приложения оформляются после списка литературы и располагаются в порядке ссылок в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом «Приложение». Приложения должны нумероваться последовательно, арабскими цифрами (например, «Приложение 5») и иметь заголовок. Если приложение одно, то оно не нумеруется.

2. Промежуточная аттестация студентов

Вопросы и задания к зачету

1. Основные хронические неинфекционные заболевания как причина ранней инвалидности.

2. Гипертоническая болезнь: этиология, симптомы, осложнения, профилактика и лечение. Гипертонический криз, обморок, первая медицинская помощь.

3. Ревматизм: этиология, симптомы, осложнения, причины ранней инвалидности, профилактика и лечение.

4. Приобретенный порок сердца – стеноз митрального клапана.

5. Ишемическая болезнь сердца – ИБС. Стенокардия. Этиология, симптомы, осложнения, профилактика. Инфаркт миокарда. Первая медицинская помощь.

6. Бронхиальная астма: этиология, симптомы, осложнения, профилактика и лечение. Первая медицинская помощь при приступе бронхиальной астмы.

7. Пневмония: этиология, симптомы, осложнения, профилактика и лечение, первая медицинская помощь.

8. Сахарный диабет: этиология, симптомы, осложнения, профилактика и лечение. Диабетическая кома, первая медицинская помощь.

9. Гастрит, язвенная болезнь: этиология, симптомы, осложнения, профилактика и лечение. Первая медицинская помощь при приступе желчнокаменной болезни.

10. Вредные привычки, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания, токсикомания) и их профилактика.

11. Первая медицинская помощь при почечной колике, укачивании, эпилепсии. Характеристика этих заболеваний.

12. Пульс. Качества пульса. Методика и места определения, в том числе у детей. Измерение артериального давления.

13. Правила, места измерения температуры тела. Уход за больным при высокой температуре. Понятие об одышке, удушье, асфиксии. Техника подсчета дыхательных движений.

14. Меры воздействия на кровообращение (банки, горчичники, компрессы, грелки, пузыри со льдом, пиявки).

15. Уход за больными с заболеваниями желудочно-кишечного тракта (промывание желудка, клизмы, кормление больного, первая медицинская помощь при рвоте).

16. Применение лекарственных средств (перечислить способы введения лекарств в организм, их достоинства и недостатки).

17. Применение лекарственных средств (парентеральный метод: подкожные и внутримышечные инъекции).

18. Методы исследования больных. Анамнез. Основные принципы лекарственной помощи. Уход за больными. Профилактика пролежней.

19. Рациональное питание как один из факторов здорового образа жизни. Понятие о диетическом питании (лечебные столы).

20. Первая медицинская помощь при острых отравлениях недоброкачественной пищей, алкоголем.

21. Первая медицинская помощь при остановке сердцебиения и дыхания (приемы реанимации). Методика проведения искусственного дыхания изо рта в рот, изо рта в нос.

22. Первая медицинская помощь при состоянии клинической смерти. Методика проведения наружного (непрямого) массажа сердца.

23. Транспортировка больных на стандартных и импровизированных носилках.

24. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, животных и змей.

25. Первая медицинская помощь при электротравме, ударе молнии и солнечном ударе.

26. Помощь утопающему. Суицид. Медицинская помощь при повешенье.

27. Эпидемический процесс. Три звена эпидемического процесса.

28. Определение иммунитета, его виды.

29. Понятие об аллергии. Анафилактический шок.

30. Дизентерия: возбудители, пути передачи. Симптомы, профилактика.

31. Салмонеллез: возбудители, источник инфекции, пути передачи, клиника, лечение, профилактика.

32. Ботулизм: возбудители, пути передачи. Симптомы, профилактика.

33. Чесотка: пути передачи, клиника, профилактика, симптомы.

34. Дифтерия: возбудители, пути передачи. Лечение, профилактика.

35. СПИД: пути передачи, клиника, профилактика.

36. Грипп: возбудители, пути передачи, лечение, профилактика.

37. Асептика. Понятие, методы, цели. Наложить повязку на 2 и 3 пальцы кисти.

38. Антисептика. Понятие, методы, цели. Назвать основные антисептические вещества. Наложить повязку на кисть типа «варежка».

39. Раны: разновидности, характеристика. Опасности. Наложить повязку на кисть типа «перчатка».

40. Симптомы ран, опасности колотых, укушенных и проникающих ран. Наложить повязку типа «чепец».

41. Кровотечения: разновидности, способы временной остановки кровотечения. Наложить давящую повязку на рану средней трети плеча.

42. Внутренние кровотечения. Опасности, симптомы, первая медицинская помощь.

43. Наложить черепашью повязку на локтевой сустав.

44. Переломы костей. Разновидности, клинические симптомы, первая медицинская помощь. Наложить крестообразную повязку на затылочную область.

45. Возрастные особенности строения костей. Особенности переломов у детей. Оказать первую медицинскую помощь при артериальном кровотечении из раны в области правого локтевого сустава.

46. Десмургия. Основные правила наложения повязок, рассказать и частично показать. Наложить шину Крамера при переломе левого плеча.

47. Детский травматизм, разновидности, причины роста. Травмы в школе, профилактика. Оказать первую медицинскую помощь при переломе луча в типичном месте. При отсутствии шины (в школе).

48. Стерилизация. Разновидности, возможности стерилизации в домашних условиях. Наложить окклюзионную повязку при проникающем ранении в правую половину грудной клетки.

49. Ожоги, разновидности, степени, первая медицинская помощь.

50. Транспортная иммобилизация при переломе нижней трети голени в зимнее время с помощью шины Крамера.

51. Отморожения: степени, первая медицинская помощь. Наложить крестообразную повязку на правый голеностопный сустав при растяжении связок.

52. Общее замерзание: понятие, первая медицинская помощь. Ознобление: понятие, профилактика. Оказать первую медицинскую помощь при смешанном кровотечении из нижней трети левого предплечья.

53. Роль учителя в профилактике детского травматизма (уличного, бытового, школьного, умышленного, дорожно-транспортного). Остановить кровотечение из раны головы (теменная область).

54. Организационные основы оказания первой медицинской помощи при возникновении массовых поражений.

55. Состояние здоровья детей и подростков. Здоровье и образование.

56. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваний.

57. Школьные формы патологии.

58. Психическое здоровье как медико-педагогическая проблема.

59. Основные направления, формы и средства гигиенического воспитания, выработка навыков здорового образа жизни, воспитание здоровых привычек.

60. Факторы, влияющие на сохранение и укрепление здоровья человека.

61. Физическая культура и её оздоровительное значение.

62. Потребность в движении как физиологическая норма. Возраст и уровень физической нагрузки. Влияние недостаточной физической активности на здоровье человека.

63. Наследственность и здоровье. Профилактика наследственных заболеваний.

64. Репродуктивное здоровье.

65. Охрана здоровья беременных женщин.

66. Современные взгляды на зачатие. Дородовая педагогика.

67. Охрана здоровья беременных женщин. Родовспоможение.

68. Бесплодный брак. Профилактика бесплодия.

69. Проблемы биоэтики (проблема абортов, репродуктивных технологий, эвтаназии, фетальной терапии).

70. Альтернативная медицина в свете методологии науки и биомедицинской этики.

Тесты для проведения зачета (образцы)

1. Какое направление в оздоровлении человека XXI века является приоритетным?

а) социальное; б) соматическое; в) психическое; г) духовно-нравственное.

2. Какие заболевания по частоте случаев занимают первое место в России?

а) заболевания сердечно-сосудистой системы; б) заболевания дыхательной системы; в) заболевания нервной системы; г) онкологические заболевания;

3. Какие заболевания в структуре причин смертности населения занимают первое место?

а) онкологические заболевания; б) заболевания сердечно-сосудистой системы; в) травматизм и отравления; г) заболевания дыхательной системы;

4. Назовите среднюю продолжительность жизни мужчин и женщин в России?

а) 58, 74 года; б) 65, 56 лет; в) 60, 65 лет; г) 80, 90 лет;

5. Какие основные показатели характеризуют здоровье как социальную категорию?

а) рождаемость; б) смертность; в) уровень образованности; г) уровень заболеваемости; д) уровень обеспеченности; ж) продолжительность жизни.

6. О благополучии какой железы внутренней секреции должен помнить каждый житель Республики Марий Эл ?

7. К основным факторам, определяющим здоровье детей, относят:

а) здоровье родителей; б) особенности течения беременности; в) микроклимат и уровень жизни семьи; г) обстановку в республике; д) курс доллара; е) качество воздуха и воды; ж) международные отношения .

8. Если сумму факторов, определяющих здоровье, принять за 100%, то какую долю будут составлять услуги здравоохранения?

а) 10%; б) 15%; в) 20%; г) 30%; д) 40%.

9. Что такое норма в медицине?

а) фикция, не поддающаяся научному определению; б) норма зависит от личного мнения врача; в) каждый человек в известном смысле ненормален; г) норма для каждого человека – явление объективное, строго индивидуальная, реально ему присущая; д) норма – это зона оптимального функционирования системы.

10. Укажите правильный способ остановки венозного кровотечения из раны в нижней трети предплечья:

а) давящая повязка;

б) наложение жгута выше раны;

11. Укажите паренхиматозный орган из перечисленных:

а) сердце; б) желудок; в) слепая кишка; г) печень.

12. Что предпочтительнее в случае внутреннего кровотечения?

а) тепло; б) обезболивающие средства; в) пузырь со льдом.

13. Отметьте характерный признак кишечного кровотечения:

а) отсутствие аппетита; б) головная боль; в) черный, «дегтеобразный» стул; г) повышение температуры.

14. Ситуационная задача.

Женщина получила ожог предплечья паром. При осмотре: резкое покраснение кожи предплечья, в области лучезапястного сустава – несколько небольших пузырей с прозрачным содержимым. Укажите степень ожога и первую медицинскую помощь. Нуждается ли больная в госпитализации?

15. Для кого характерны переломы по типу «зеленой веточки»:

а) для стариков; б) для детей; в) для людей 20-30 лет.

16. Как называется некротический очаг в сердечной мышце, вызванный отсутствием кровоснабжения данной области?

а) стенокардия; б) инсульт; в) асфиксия; г) инфаркт миокарда.

17. При каком заболевании органов дыхания затруднен выдох?

а) пневмония; б) бронхиальная астма; в) бронхит ; г) гайморит.

18. Какую неотложную помощь следует оказать при приступе стенокардии:

а) дать таблетку анальгин; б) дать под язык валидол, нитроглицерин; в) сделать внутремышечно димедрол с анальгином.

19. Назовите самую действенную помощь при отравлениях;

а) обильное питье; б) молоко; в) промывание желудка; г) активированный уголь.

20. Какой признак, описывающий состояние клинической смерти, указан неверно:

а) пульс не прощупывается; б) дыхания нет; в) тоны сердца глухие и слабо прослушиваются; г) зрачки расширены, не реагируют на свет; д) давления нет.

Источник инфекции - различные одушевленные и неодушевленные объекты внешней среды, содержащие и сохраняющие патогенные микроорганизмы.

Антропонозы - инфекции, при которых источником инфекции является только человек.

Зоонозы - инфекции, при которых источниками инфекций являются животные, но ими могут болеть и люди. Сапронозы - инфекции, развивающиеся после проникновения свободноживущих бактерий или грибов в организм человека с объектов окружающей среды и поверхности тела (например, при попадании в рану).

Рис. 1. Источником инфекции чаще всего является больной.

Механизмы передачи :

фекально-оральный - возбудитель локализуется в кишечнике, передача алиментарным путем - с пищей, водой;

аэрогенный (респираторный, воздушно-капельный, аспирационный) - возбудитель локализуется в дыхательных путях, передается воздушно-капельным, воздушно-пылевым путем;

кровяной (трансмиссивный) - возбудитель локализуется в кровеносной системе (малярия, сыпной тиф), передается кровососущими насекомыми;

контактный: - возбудитель локализуется на наружных покровах (кожа и слизистые) а) прямой - передача возбудителя происходит при непосредственном соприкосновении (венерические болезни), б) непрямой - через зараженные предметы окружающей обстановки;

вертикальный - передача возбудителя через плаценту плоду от инфицированной матери (внутриутробное заражение) при таких болезнях, как токсоплазмоз, краснуха, ВИЧ-инфекция, герпетическая инфекция и др.

Восприимчивый организм или коллектив. Состояние невосприимчивости человека определяется его реактивностью на внедрение возбудителя и зависит от внутренних и внешних факторов.

К числу внутренних факторов самого организма относятся следующие:

Генетические особенности, характерные для данного вида индивидуума.

Состояние центральной нервной системы оказывает существенное влияние на восприимчивость к инфекции. Известно, что угнетение нервной системы, психические расстройства, депрессивные и аффективные состояния снижают резистентность человеческого организма к инфекции.

Состояние эндокринной системы и гормональная регуляция играют важную роль как в возникновении так и последующем развитии инфекции.

Кардинальное значение в инфекционном процессе играет иммунная система организма, обеспечивающая специфическую резистентность к инфекции.

Реактивность организма, а в связи с этим восприимчивость или напротив устойчивость к инфекции, имеет отчетливую возрастную зависимость.

Возникновение инфекционного процесса и особенности его течения находятся в зависимости от характера питания и витаминного баланса. Дефицит белка ведет к недостаточной выработке антител и к снижению резистентности. Дефицит витаминов группы В снижает устойчивость к стафилококковым и стрептококковым инфекциям. Дефицит витамина С также снижает устойчивость организма к ряду инфекций и интоксикаций. При дефиците витамина D у детей развивается рахит, при котором снижается фагоцитарная активность лейкоцитов.


Перенесенные заболевания, травмы, а также вредные привычки (алкаголь, курение и т.д.) снижает резистентность организма и способствуют развитию инфекции.

Внешние факторы, воздействующие на организм :

Условия труда и быта лю дей - большие физические нагрузки, переутомление, отсутствие условий для нормального отдыха снижают резистентность к инфекциям.

Климатические условия и сезонные факторы.

Физические и химические факторы. К их числу следует отнести действие ультрафиолетовых лучей, иониз ирующей радиации, СВЧ-поля, реактивных компонентов топлива, других химически активных веществ, загрязняющих внешнюю среду.

Перечисленные составные части - источник возбудителей инфекции, механизм передачи и восприимчивый коллектив присутствуют при любом варианте проявлений эпидемического процесса и при различных болезнях они формируют эпидемический очаг.

Эпидемический очаг – место пребывания источников инфекции с окружающей территорией, в пределах которой в конкретной обстановке возможна передача возбудителей и распространение инфекционной болезни.

Эпидемический очаг существует в течение определенного срока, исчесляемого по длительности максимального инкубационного периода от момента изоляции больного и проведения заключительной дезинфекции. Это срок, в течение которого возможно появление новых больных в очаге.

В становлении эпидемических очагов и формировании эпидемического процесса существенная роль принадлежит природной и социальной среде обитания людей.

Инфекционные заболевания возникают, если организм обладает восприимчивостью. Она определяется как способность реагировать на попадание в организм возбудителей инфекций возникновением болезни или носительства.

Выделяют две группы факторов, обеспечивающих невосприимчивость человека к возбудителям инфекции: факторы неспецифической физической резистентности и специфической невосприимчивости (иммунитет).

Факторы неспецифической физиологической резистентности (устойчивости) включают в себя многие морфологические и физиологические системы организма, защищающие его от проникновения и воздействия патогенных возбудителей. К ним относятся кожа и слизистые оболочки, слюна и желудочный сок, оказывающие противомикробное действие, макрофагальная и ретикуло-эндотелиальная системы. Кровеносная и лимфатическая системы и внутренние органы также имеют свои защитные механизмы. Все эти факторы, обладающие широким спектром защитных функций, обусловливают неспецифическую физиологическую устойчивость организма. Ее можно и нужно укреплять с помощью различных гигиенических средств (полноценное питание, рациональный режим труда и отдыха, закаливающие процедуры, оптимальный двигательный режим и др.).

Специфическая невосприимчивость (иммунитет) - это способность организма противостоять строго определенным возбудителям инфекционных заболеваний. Иммунитет связан с наследственными или приобретенными факторами, которые препятствуют проникновению в организм и размножению в нем возбудителей, а также действию токсинов. Иммунитет многообразен по своему происхождению, проявлению и другим особенностям.

Он может быть противомикробным, противовирусным, антитоксическим и т. п.

Важную роль в иммунитете играют специфические защитные компоненты сыворотки крови - антитела. Они образуются в организме в ответ на попадание в него возбудителей инфекций. Главной особенностью антител является их способность специфически взаимодействовать с соответствующими возбудителями. При попадании в организм токсинов в сыворотке крови образуются антитоксины.

По происхождению различают естественный и искусственный иммунитет.

Естественный иммунитет включает в себя видовой, материнский, постинфекционный, стерильный, нестерильный (инфекционный).

Видовой иммунитет (наследственный) является видовой особенностью организма. Так, человек обладает наследственным иммунитетом к ряду инфекционных заболеваний животных.

Материнский иммунитет определяется наличием у новорожденного антител, переданных ему от матери через плаценту или с молоком. Этот иммунитет проявляется лишь тогда, когда мать имеет иммунитет к какой-либо инфекции. Материнский иммунитет ярко выражен в первые три месяца жизни ребенка, а к шести месяцам обычно исчезает.

Постинфекционный стерильный иммунитет возникает после перенесенного инфекционного заболевания, когда возбудитель уже отсутствует в организме, а образовавшиеся антитела, или антитоксины, которые делают организм нечувствительным к данному возбудителю или бактериальным токсинам, еще не исчезли. Этот иммунитет возникает дочти после всех острых инфекционных заболеваний, однако его выраженность неодинакова. Так, после ветряной оспы, кори, коклюша, туляремии и ряда других заболеваний возникает стойкий пожизненный иммунитет, и повторные заболевания возникают редко. После брюшного тифа, дифтерии возникает менее стойкий иммунитет, а дизентерия и грипп оставляют лишь кратковременный постинфекционный иммунитет (3- 4 месяца).

Нестерильный (инфекционный) иммунитет образуется при инфекциях, для которых характерно затяжное, хроническое течение (туберкулез, сифилис, бруцеллез, малярия). Зараженный организм, если в нем находится живой возбудитель, в определенной мере устойчив к повторным заражениям. Нестерильный иммунитет утрачивается, когда возбудитель покидает организм.

Естественный иммунитет ко многим инфекционным заболеваниям (дифтерия, скарлатина, полиомиелит и др.) может быть приобретен посредством так называемой латентной иммунизации (иммунизация малыми дозами, бытовая иммунизация). В течение жизни в организм могут проникать небольшие дозы возбудителей, которые недостаточны для проявления выраженного заболевания, но они вызывают бессимптомную инфекцию, при которой возникает нестойкий иммунитет. При многократном повторении этого процесса формируется иммунитет, достаточный для предупреждения заболевания.

Искусственный приобретенный иммунитет возникает, когда для его создания в организм вводят специальные иммунизирующие препараты. Этот иммунитет подразделяется на активный и пассивный.

Активный иммунитет возникает после введения в организм вакцин и анатоксинов, в которых содержатся специальные антигены (особым образом обработанные возбудители или токсины). Это приводит к активному образованию в организме факторов, защищающих его от микробов и токсинов. Активный иммунитет вырабатывается обычно через 3-4 недели после окончания цикла иммунизации и сохраняется от нескольких месяцев до нескольких лет.

Для создания активного иммунитета используют различные вакцины.

Живые вакцины приготавливаются из живых, но специальным способом ослабленных возбудителей. Они применяются против бруцеллеза, кори, туляремии, туберкулеза, гриппа, паротита, полиомиелита и других болезней.

Инактивированные вакцины приготавливают из убитых возбудителей. Они используются против кишечных инфекций, коклюша, лепоспироза, бешенства и др.

Химические вакцины содержат антигены, полученные из клеток микробов при воздействии на них химическими веществами. Они применяются против брюшного тифа, менингококковой инфекции.

Наиболее продолжительный иммунитет создают живые вакцины. Они вводятся однократно, а инактивированные и химические вакцины вводят 2-3 раза.

Анатоксины - препараты, получаемые из специально обработанных токсинов, которые утрачивают токсические, но сохраняют антигенные свойства. Таким образом получены дифтерийный, столбнячный, ботулинический, стафилококковый и другие анатоксины.

Пассивный иммунитет создается путем введения в организм препаратов, содержащих уже готовые антитела, взятые с сывороткой крови человека или животных, переболевших соответствующими инфекциями или иммунизированных. Антитела связаны с глобулинами, поэтому вместо сывороток часто применяют глобулины, полученные из сывороток крови после удаления компонентов, не связанных с антителами.

По механизму действия различают антимикробные сыворотки, действующие против микроба-возбудителя (противосибиреязвенная, противочумная), и анатоксические сыворотки, нейтрализующие микробные экзотоксины (противодифтерийная, противостолбнячная и др.).

После введения сывороток (глобулинов) иммунитет возникает немедленно, но сохраняется недолго - 3- 4 недели. Поэтому эти препараты применяют для экстренной профилактики, т. е. для предупреждения заболевания при непосредственной угрозе заражения или в инкубационном периоде.

Для защиты от некоторых инфекций (малярия, холера, чума) может применяться химиопрофилактика различными препаратами.

Профилактическая вакцинация (прививки) проводится по следующим показаниям.

Плановые прививки проводятся всему населению в соответствии с возрастом независимо от эпидемиологической обстановки. Это прививки против дифтерии, коклюша, кори, туберкулеза, полиомиелита, эпидемического паротита, столбняка.

Прививки проводятся лицам определенных профессий или выезжающим в места, где имеется опасная эпидемическая обстановка.

Прививки проводятся по внезапно возникшим показаниям в связи с ухудшением эпидемической обстановки. Это активная иммунизация против гриппа, холеры, бешенства, а также пассивная иммунизация и другие методы экстренной профилактики.

Проведению прививок должен предшествовать медицинский осмотр для выявления лиц, имеющих противопоказания к прививкам. Перечень противопоказаний указывается в инструкциях и наставлениях к каждому препарату.

— Источник—

Лаптев, А.П. Гигиена/ А.П. Лаптев [и д.р.]. – М.: Физкультура и спорт, 1990.- 368 с.

Post Views: 80



gastroguru © 2017