Л.р. «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений

Лабораторная работа « Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки»

Сокращаясь, сердце работает как насос и проталкивает кровь по сосудам, обеспечивая кислородом и питательными веществами и освобождая от продуктов распада клетки. В сердечной мышце в особых клетках периодически возникает возбуждение, и сердце самопроизвольно ритмически сокращается. Центральная нервная система постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсов. Существует два вида нервных влияний на сердце: одни снижают частоту сокращений сердца, другие – ускоряют. Частота сокращений сердца зависит от многих причин – возраста, состояния, нагрузки и др.

При каждом сокращении левого желудочка давление в аорте повышается, и колебание ее стенки распространяется в виде волны по сосудам. Колебание стенок сосудов в ритме сокращений сердца называется пульсом.

Цели: научиться подсчитывать пульс и определять частоту сокращений сердца; сделать вывод об особенностях его работы в разных условиях.

Оборудование: часы с секундной стрелкой.

^ ХОД РАБОТЫ

I.Приступая к работе, выполните теоретическую часть:

Запишите ответы на вопросы:


  1. Что такое пульс?

  2. Где еще на теле человека его можно обнаружить и почему?

  3. Чем обеспечивается непрерывный ток крови по сосудам

II.Практическая часть

Приложите два пальца к лучезапястному суставу. Нажмите. Вы тем самым прижали лучевую артерию к лучевой кости, поэтому почувствуете биение пульса.

2. Подсчитайте число ударов за 1 мин в спокойном состоянии. Данные внесите в таблицу

спустя 30, 60, 90, 120, 180 секунд. Данные внести в таблицу:


Пульс в покое

Пульс сразу после работы

Пульс через интервалы, сек

30с

1мин

90сек

2мин

3мин
На основе полученных данных начертите график зависимости восстановления частоты сердечных сокращений от времени

Какое значение для организма имеют изменения силы и частоты сердечных сокращений?

Сделайте вывод о работе собственного сердца на основе полученных данных.

^ Для справки

Если увеличение пульса составляет 35-50% от исходного (например, исходная ЧСС=80, прирост 40%, ЧСС-112), то нагрузка малая , если прирост 50-70%, то нагрузка средняя , если прирост 70-90%, то нагрузка высокая . Это хороший способ динамического контроля Вашего физического состояния и определения адекватной нагрузки. Т.е., если те же 20 приседаний вызывают у Вас минимальный прирост пульса, то считать это хорошей тренирующей нагрузкой вряд ли целесообразно. И наоборот, если пульс учащается чуть ли не вдвое, это означает, что данная нагрузка для Вас высоковата. (http://www.medicinform.net/cardio/cardio_pop6.htm )
"от недостатка физкультуры скончалось гораздо больше народу, чем от ее избытка".

Проблемные вопросы (по желанию)

1. Как доказать, что пульс, который прощупывается в некоторых точках тела – это волны, распространяющиеся по стенкам артерий, а не порция самой крови?
2. Как вы думаете, почему у самых разных народов возникло представление, что человек радуется, любит, переживает сердцем?

^ Несколько советов и интересных фактов

Для того чтобы подсчитать пульс, вам необходим секундомер или часы с секундной стрелкой. Пульс можно измерить на височной или сонной артерии, на бедренной артерии, подколенной артерии. Но чаще всего его измеряют на лучевой артерии

Подсчитайте частоту пульса за 1 минуту, также обратите внимание на ритмичность пульса, наполнение и напряжение.

Нормы пульса

В 3 – 7 лет – 90 – 110 ударов в минуту;
В 8 – 12 лет 75 – 80 ударов в минуту;
Старше 12 лет – 70 – 75 ударов в минуту.

Возрастание частоты пульса более 20% от нормы называется тахикардией. Пульс может увеличиваться при беспокойстве ребёнка, физической нагрузке, повышении температуры, кровопотере и т.д.

Замедление частоты более 20 % от нормы-брадикардия, более серьёзное заболевание, возникает при шоке, патологии сердца, приёме некоторых. (

Лабораторная работа 3

Функциональное состояние сердца и сосудов

Задачи

    Отработать навык подсчета пульса и измерения артериального давления.

    Определить зависимость скорости кровотока, частоты сердечных сокращений от физической нагрузки.

    Оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы.

Материалы и оборудование

    Секундомер.

    Тонометр.

    Сантиметровая линейка.

    Таблицы: строение сердца, схема кругов кровообращения.

    Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 448 с.

    Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология / И.М. Прищепа. – Минск, 2006. – с.

Вопросы для теоретической подготовки:

    Какое строение имеет сердце? Каковы его функциональные особенности?

    Какая взаимосвязь существует между деятельностью нервной системы и сердца и сосудов?

    Что такое «автоматия сердца»?

    Чем сердце ребенка отличается от сердца взрослого человека?

    Какие кровеносные сосуды вы знаете? В чем состоит отличие их строения?

    Круги кровообращения. Как изменяется состав крови в большом и малом кругах?

    Какой состав имеет кровь, каковы функции крови и ее составных частей?

    Запишите определение понятий: внутренняя среда организма, артерии, вены, капилляры, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, кроветворные органы, анемия, тахикардия, брадикардия, гипертония, гипотония.

Задания, предназначенные к выполнению

Задание 1. Определение пульса

Пульс – это ритмичные колебания стенки артериальных сосудов, вызываемые повышением давления в период систолы.

В основе регистрации пульса лежит пальпаторный метод, который заключается в прощупывании и подсчете пульсовых волн. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2, 3 и 4 пальцы накладываются несколько выше лучезапястного сустава, артерия прижимается к кости. После высокой нагрузки более точно можно подсчитать частоту сердцебиений, положив руку на область сердца.

Пульс необходимо измерять:

    В одном и том же положении (лежа, сидя, стоя).

    Лучше сразу после сна в положении лежа.

    Желательно сидя до или после занятий.

Ход работы

Подсчитайте собственный пульс в разных физических состояниях: сидя, стоя, после 10 приседаний.

Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Объясните, почему в разных физических состояниях происходит изменение величины пульса.

Таблица 1

Измерения пульса в разных условиях

Оценка результатов

Частота пульса в возрасте 15–20 лет в норме у людей составляет 60–90 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 уд/мин меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7–1- уд/мин чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах: 100–130 уд/мин свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки; 130–150 уд/мин характеризует нагрузку средней интенсивности; 150–170 уд/мин – нагрузку выше средней интенсивности; 170–200 уд/мин – предельную нагрузку.

Задание 2. Артериальное давление

Артериальное давление (давление крови в артериальных сосудах организма – АД) – важнейший показатель состояния сердца и сосудов. Уровень АД определяется рядом факторов, среди которых основными являются работа сердца и тонус мышц. АД в период систолы называется систолическим, в период диастолы – диастолическим. Разница между систолическим и диастолическим АД составляет пульсовое давление. Оно характеризует скорость кровотока.

Ход работы

Манжету тонометра оборачивают вокруг левого обнаженного плеча испытуемого. В область локтевого сгиба устанавливают фонендоскоп. Левая рука испытуемого развернута и под ее локоть подставляется ладонь правой руки. Экспериментатор нагнетает воздух в манжету до отметки 150–170и мм рт. ст. Затем медленно выпускает воздух из манжеты и прослушивает тоны. В момент первого звукового сигнала по шкале прибора фиксируется величина систолического давления. Постепенно звуковой сигнал будет ослабевать и наступит затишье. Кровь бесшумно протекает через пережатый участок. В это момент по шкале тонометра фиксируется величина диастолического давления. Для более точных результатов измерения следует повторить несколько раз.

Таблица 2

Артериальное давление

Сравните полученные данные со среднестатистическими (таблица 3). Сделайте вывод . Известно, что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм рт. ст.

Таблица 3

Средние показатели максимального и минимального

давления крови

Задание 3. Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга кровообращения

Экспериментатор перетягивает предплечье испытуемого резиновой трубкой примерно в средней части его. Начало эксперимента фиксируется с помощью секундомера. Когда четко обозначится рельеф вен, экспериментатор вновь фиксирует время.

При повторении опыта испытуемый сжимает кисть в кулак и разжимает ее (работа выполняется в среднем темпе).

Результаты эксперимента заносятся в таблицу 4. В каком случае наполнение кровью вен происходит интенсивнее и почему?

Таблица 4

Время кровенаполнения вен предплечья в разных условиях

Задание 4. Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки

Студенты работают индивидуально или в парах. Измеряется частота пульса в состоянии покоя (проделайте это 5–6 раз, найдите среднеарифметическое значение).

Сделайте 20 низких (глубоких) приседаний (ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед) в среднем темпе. Быстро сядьте на стул и подсчитайте пульс за 10 секунд сразу после нагрузки, затем спустя 30, 60, 90, 120, 150, 180 секунд. Результаты занесите в таблицу.

Таблица 2

Динамика восстановления частоты сердечных сокращений (ЧСС)

п/п

Измерения

Количественные

показатели

Пульс в состоянии покоя

Среднеарифметическое значение

Пульс сразу после глубоких приседаний

пульс спустя 30 секунд

пульс спустя 60 секунд

пульс спустя 90 секунд

спустя 120 секунд

спустя 150 секунд

спустя 180 секунд

По результатам исследования постройте график. Определите, насколько участился пульс по сравнению с исходным (в процентах).

У здоровых людей состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее при учащении пульса не более чем на 30% и меньше, если ЧСС растет больше чем на 30% – плохо , сказывается недостаточная тренированность. Если ЧСС восстанавливается за 2 минуты и меньше – прекрасно , если за время от 2 до 3 минут – удовлетворительно , если свыше 3 минут – следует заняться собой.

Задание 5 (домашнее). Измерение скорости кровенаполнения капилляров ногтевого ложа

Измерьте длину ногтя большого пальца руки от корня до того места, где кончается розовая часть ногтя и начинается прозрачный ноготь, который обычно периодически срезается. Нажмите указательным пальцем на ноготь большого пальца так, чтобы он побелел. Уберите указательный палец. Через некоторое время ноготь начнет краснеть. Повторите опыт вновь, зафиксируйте по секундомеру время до полного покраснения ногтя.

Рассчитайте скорость наполнения капилляров ногтевого ложа кровью по формуле:

V=S/t , где: V – скорость кровенаполнения; S – длина капилляров ногтевого ложа; t – время наполнения капилляров кровью.

Сравните скорость тока крови в крупных артериях, венах и капиллярах ногтевого ложа. Объясните, почему скорость движения крови по сосудам разная.

Как и обещала размещая лабораторные работы. Номера расставлять не буду. За выполнение каждой работы вы получаете отметку. За выполнение Познавательных заданий - дополнительная отметка при условии полного и правильного ответа.

Лабораторная работа №.
Определение кровенаполнения капилляров ногтевого ложа

Цель : научиться экспериментально определять движение крови по сосудам.

Оборудование: сантиметровая линейка, секундомер (часы с секундной стрелкой).

ХОД РАБОТЫ

Измерьте длину ногтя большого пальца от корня до места, где кончается его розовая часть и начинается прозрачный ноготь, который обычно срезается. Нажмите указательным пальцем на ноготь так, чтобы он побелел. Уберите указательный палец. Через некоторое время ноготь начинает краснеть. Повторите опыт, зафиксируйте по секундомеру время до полного покраснения ногтя.

Форма отчетности

Скорость наполнения капилляров ногтевого ложа кровью определите по формуле: V = S/t , где V — скорость кровенаполнения, t — время наполнения капилляров кровью, S — длина капилляров ногтевого ложа.


Сравните скорость тока крови в крупных артериях, венах и в капиллярах ногтевого ложа. Объясните, почему скорость движения крови по этим сосудам разная.

Лабораторная работа №
Проведение инструментальных измерений и функциональных проб

Цель : отработать методику измерения артериального давления, навык подсчета пульса в разных условиях.

Оборудование: тонометр, фонендоскоп, секундомер или часы с секундной стрелкой.

ХОД РАБОТЫ

Определение пульса

В основе регистрации пульса лежит пальпаторный метод. Он заключается в прощупывании и подсчете пульсовых волн. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2-, 3- и 4-й пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава, нащупывают артерию и прижимают ее к кости. В состоянии покоя пульс можно считать в течение 10-, 15-, 30- или 60-секундных интервалов. После физической нагрузки пульс считают 10-секундными интервалами.

Подсчитайте собственный пульс в разных физических состояниях: сидя, стоя, после 10 приседаний.

Форма отчетности

Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Объясните, почему в разных физических состояниях происходит изменение величины пульса.

Оценка результатов

Частота пульса в возрасте 15 — 20 лет в норме составляет 60 — 90 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 ударов в минуту меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7 — 10 ударов в минуту чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах 100 — 130 ударов в минуту свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки. Частота 130 — 150 ударов в минуту характеризует нагрузку средней интенсивности. Частота 150 — 170 ударов в минуту — нагрузку выше средней интенсивности. Частота 170 — 200 ударов в минуту свойственна предельной нагрузке.

Артериальное давление

Манжетку тонометра оборачивают вокруг левого плеча испытуемого (предварительно обнажив левую руку). В области локтевой ямки устанавливают фонендоскоп. Левая рука испытуемого разогнута и под локоть подставляется ладонь правой руки. Экспериментатор нагнетает воздух в манжетку до отметки 150 — 170 мм рт. ст. Затем воздух из манжетки медленно выпускается и прослушиваются тоны. В момент первого звукового сигнала шкала прибора показывает величину систолического давления (так как в этот момент только во время систолы левого желудочка кровь проталкивается через сдавленный участок артерии). Экспериментатор записывает величину давления. Постепенно звуковой сигнал будет ослабевать и исчезнет. В этот момент на шкале можно видеть величину диастолического давления. Экспериментатор фиксирует и эту величину. Для получения более точных результатов опыт следует повторить несколько раз.

Форма отчетности

1. Сравните данные, полученные в эксперименте со среднестатистическими табличными данными по артериальному давлению для вашего возраста. Сделайте вывод.

2. Рассчитайте значения пульсового (ПД), среднего артериального (АДср) и собственного артериального давлений (АДсист и АДдиаст). Известно, что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм рт. ст.

Артериальное (АД):

АДсист. = 1,7 х возраст + 83
АДдиаст. = 1,6 х возраст + 42

Пульсовое (ПД):

ПД = АДсист. — АДдиаст.

Среднее артериальное (АДср):

Адср. = (АДсист. — АДдиаст.)/3 + АДдиаст.

Оценка результатов

Сравните расчетные данные, полученные в эксперименте, с данными, представленными в таблице.

Ответьте на вопросы: Какую опасность для человека представляет постоянно высокое давление? В каких сосудах нашего организма максимально низкое давление и почему?

Лабораторная работа №

Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки

Сокращаясь, сердце работает как насос и проталкивает кровь по сосудам, обеспечивая кислородом и питательными веществами и освобождая от продуктов распада клетки. В сердечной мышце в особых клетках периодически возникает возбуждение, и сердце самопроизвольно ритмически сокращается. Центральная нервная система постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсов. Существует два вида нервных влияний на сердце: одни снижают частоту сокращений сердца, другие – ускоряют. Частота сокращений сердца зависит от многих причин – возраста, состояния, нагрузки и др.

При каждом сокращении левого желудочка давление в аорте повышается, и колебание ее стенки распространяется в виде волны по сосудам. Колебание стенок сосудов в ритме сокращений сердца называется пульсом.

Цели: научиться подсчитывать пульс и определять частоту сокращений сердца; сделать вывод об особенностях его работы в разных условиях.

Оборудование: часы с секундной стрелкой.

ХОД РАБОТЫ

1. Найдите пульс, приложив два пальца, как это показано на рис. 6 на внутреннюю сторону запястья. Слегка надавить. Вы почувствуете биение пульса.

Рис. 6

2. Подсчитайте число ударов за 1 мин в спокойном состоянии. Данные внесите в табл. 5.

3. Сделать 10 приседаний и снова подсчитать число ударов за 1 мин. Данные внести в табл. 5.

4. После 5 мин отдыха в положении сидя подсчитать пульс и внести данные в табл. 5.

Выполнить лабораторную работу (запись названия, цели, хода работы, таблица, вопрос и вывод; задание под * - по желанию (на «5»))

Работу отсканировать (или в документе Word), отправить по эл. почте biologi. *****@***ru

Лабораторная работа «Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки»

Сокращаясь, сердце работает как насос и проталкивает кровь по сосудам, обеспечивая кислородом и питательными веществами и освобождая от продуктов распада клетки. В сердечной мышце в особых клетках периодически возникает возбуждение, и сердце самопроизвольно ритмически сокращается. Центральная нервная система постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсов. Существует два вида нервных влияний на сердце: одни снижают частоту сокращений сердца, другие – ускоряют. Частота сокращений сердца зависит от многих причин – возраста, состояния, нагрузки и др.

При каждом сокращении левого желудочка давление в аорте повышается, и колебание ее стенки распространяется в виде волны по сосудам. Колебание стенок сосудов в ритме сокращений сердца называется пульсом.

Цели: научиться подсчитывать пульс и определять частоту сокращений сердца; сделать вывод об особенностях его работы в разных условиях.

Оборудование: часы с секундной стрелкой.

ХОД РАБОТЫ

I. Приступая к работе, выполните теоретическую часть (с.154-155):

Запишите ответы на вопросы:

Что такое пульс? Где еще на теле человека его можно обнаружить и почему? Чем обеспечивается непрерывный ток крови по сосудам

II. Практическая часть

Приложите два пальца к лучезапястному суставу. Нажмите. Вы тем самым прижали лучевую артерию к лучевой кости, поэтому почувствуете биение пульса.

2. Подсчитайте число ударов за 1 мин в спокойном состоянии. Данные внесите в таблицу

спустя 30, 60, 90, 120, 180 секунд. Данные внести в таблицу:

*На основе полученных данных начертите график зависимости восстановления частоты сердечных сокращений от времени

Ответьте на вопрос: какое значение для организма имеют изменения силы и частоты сердечных сокращений?

Сделайте вывод о работе собственного сердца на основе полученных данных.

Для справки

Если увеличение пульса составляет 35-50% от исходного (например, исходная ЧСС=80, прирост 40%, ЧСС-112), то нагрузка малая, если прирост 50-70%, то нагрузка средняя, если прирост 70-90%, то нагрузка высокая. Это хороший способ динамического контроля вашего физического состояния и определения адекватной нагрузки. Т. е., если те же 20 приседаний вызывают у Вас минимальный прирост пульса, то считать это хорошей тренирующей нагрузкой вряд ли целесообразно. И наоборот, если пульс учащается чуть ли не вдвое, это означает, что данная нагрузка для Вас высоковата.

"От недостатка физкультуры скончалось гораздо больше народу, чем от ее избытка".

Несколько советов и интересных фактов

Для того, чтобы подсчитать пульс, вам необходим секундомер или часы с секундной стрелкой. Пульс можно измерить на височной или сонной артерии, на бедренной артерии, подколенной артерии. Но чаще всего его измеряют на лучевой артерии.

Подсчитайте частоту пульса за 1 минуту, также обратите внимание на ритмичность пульса, наполнение и напряжение.

Нормы пульса

В 3 – 7 лет – 90 – 110 ударов в минуту
В 8 – 12 лет 75 – 80 ударов в минуту
Старше 12 лет – 70 – 75 ударов в минуту.

Возрастание частоты пульса более 20% от нормы называется тахикардией. Пульс может увеличиваться при беспокойстве ребёнка, физической нагрузке, повышении температуры, кровопотере и т. д.

Замедление частоты более 20 % от нормы-брадикардия, более серьёзное заболевание, возникает при шоке, патологии сердца



gastroguru © 2017