Протокол род собрания игра не забава. Конспект родительского собрания по тему «Игра – не забава

Повестка дня.

1. Беседа с родителями «Что дает игра ребенку?»

2. Вопрос-Ответ «Значение игры во всестороннем развитии личности ребенка»

3. Решение педагогических ситуаций

4. Обмен семейным опытом по выбору игрушек.

5. Игровая пауза (игры на кухне, по дороге в детский сад, в выходной день)

6. Творческая работа родителей.

7. Советы взрослым по организации игровой деятельности в домашних условиях.

Ход собрания.

Воспитатель. Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в своем детстве?
(Предлагает перечислить игры.)

Воспитатель. Немного статистики. Из 300 опрошенных родителей никто не сказал, что ребе нок не любит играть. Многие из них отметили роль игры в развитии их детей, но не отличают ее от других видов деятельности. Так, к игре детей они относят забавы, шалости, досуг, занятия лепкой, слушание книг, просмотры телепередач и др. Любимые игры детей, по их мнению, это "школа", "детский сад", "больница", "куклы", "война" и др. подвижные, настольно-печатные, компьютерные. Вместе с тем некоторые взрослые недооценивают роль игры в развитии их ребенка.

Вопрос родителей. Моя дочка все время играет. Она постоянно разговаривает сама с собой, сделала кассу, нарезала бумажные "деньги", перекладывает их с места на место... Разве это помогает ее развитию?

Воспитатель. Да, роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распре деление ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.

О значении игры в развитии ребенка сказано очень много.
Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.

Вопросы родителям.

  1. В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?
  2. Как вы думаете, обучается ли ребёнок во время игры?

(Воспитатель предлагает желающим высказаться, после чего обобщает ответы.)

Воспитатель.

В игре ребёнок обучается:

  • Эмоционально вживаться, "врастать" в сложный социальный мир взрослых людей.
  • Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.
  • Осознать своё реальное место среди других людей.
  • Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра - это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых - закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.
  • Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.
  • Свободно выражать свои чувства. Ребёнок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относится к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.
  • Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

Ситуация для анализа.

На участке детский гомон. Новенький, мальчик пяти лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.

  • Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? обращается к ребенку воспитатель.
  • Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:
  • Не-е-е... Я их сейчас расстреляю!
  • Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.
  • За что же ты их хочешь расстрелять? снова обращается к мальчику педагог.
  • Атак, ни за что... Я разбойник! Сейчас совершу на них на лет! В голосе недружелюбные нотки.
  • Ему бы только стрелять да в войну играть, жалуется вечером мать воспитателю.
  • Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистона ми, самодельный щит, лежащие в хозяйственной сумке матери.
  • Да, конечно, соглашается мать, он требует, приходится покупать. Боевой растет, даже слишком.
  • А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например...
  • А зачем? недоумевает женщина. Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!

Вопросы родителям.

  1. Какое значение, по-вашему, мнению, имеют в нравственном становлении личности те роли, которые берет на себя ребенок?
  2. В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?

Воспитатель.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Мнение родителей.

На игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он и так получит в детском саду.

Вопросы родителям.

Есть ли другие точки зрения о значении детской игры?
(Желающим предлагается высказаться.)

Воспитатель.

Значение игры порой недооценивается. Впервые году советской власти считалось, что игра ребенку не нужна это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там.

Современные исследования показали, что оперирование предметами-заменителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно "приготовить" кукле "яичницу", палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам настоящий капитан или летчик.

Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, пре рвать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: "Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать", или напомните "водителю", что машины едут в гараж.
На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения "понарошку", "как будто", "по правде". Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, "понарошку". Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передачу.

Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он; посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни.

Ситуация для анализа.

Однажды Слава предложил ребятам, играющим в семью:

Вопросы родителям.

  1. Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?
  2. Почему, по вашему мнению, она сложилась?

Вопрос родителей.

Почему моя дочь не хочет играть одна? Если вместе с нею взрослые, она увлекается. Стоит оставить одну, тотчас игра прекращается. Была поменьше, думали, вот начнёт ходить - станет легче, с рук сойдет, и забавлять не придётся. А ведь у малышки имеются все условия: специальный уголок, множество интересных игрушек. Может, это зависит от особенностей ребёнка?

Вопросы родителям.

  1. Почему ребёнок не хочет играть один?
  2. Как обучить ребёнка умению играть?

Воспитатель.

Ребенок 4 - 5- летнего возраста нуждается в совместной игре с взрослыми. Дети этого возраста могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются многотемные игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре "дочки-матери" куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

С детьми 4 - 5 лет используйте косвенные методы, например наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Большую роль оказывает воз действие на ребенка через роль. Например, играя в магазин, можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, организовать доставку продуктов людям и т. д.

Актуальной является проблема воспитания предпосылок женственности у девочек и мужественности у мальчиков. Для воспитания этих качеств целесообразно формировать представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Например, можно почитать с девочками произведения, где главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть ее положительные качества. После игры побеседуйте с дочкой о том, какой была мама в игре: например, ласковой, заботливой или, наоборот, равнодушной, злой. Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, спасателей, милиционеров, обратить их внимание на положительные качества представителей этих профессий. Опирайтесь также на художественные произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость, смелость. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например, предложить ребенку: "Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым". Если не удалось переключить игру, то надо ее прекратить, объяснив ребенку, почему не следует ее продолжать.

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишай те его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

Организация: МБДОУ Детский сад № 38 «Лесная поляна»

Населенный пункт: Пермский край, г. Чайковский

Цель: просвещение родителей по вопросу организации игры детей младшего дошкольного возраста.

1) Развивать навыки группового взаимодействия.

2) Познакомить родителей с разнообразием предметов, которые можно использовать для игр с ребенком.

3) Вызвать интерес к освещенной теме через организацию практических упражнений.

Форма проведения: Семинар – практикум

Предварительная работа:

1. Анкетирование родителей по теме собрания.

2. Оформление фотовыставки «Детские игровые уголки» (ответственные - родители).

3. Оформление фотовыставки «Мой маленький мир» (ответственные - воспитатели).

4. Подготовка мини-лекции «Игра – не забава».

5. Изготовление памяток для родителей «Как правильно выбирать игры и игрушки для детей 3-4 лет».

6. Сбор необходимого материал для проведения практической части семинара:

Семена арбуза, яблок, кабачков, тыквы;

Горох, бобы, фасоль;

Орехи (грецкие, фундук, желуди);

Емкости для воды;

Пластмассовые и деревянные шарики, губки, воронки, ложки, стаканчики, коктейльные трубочки;

Альбомные листы;

Шнурки различных цветов;

Материалы для изготовления игрушки – «Мякиш» (воздушный шарик (плотный), мука, воронки, ложки, самоклеящаяся бумага, ножницы, маркеры).

7. Изготовление пригласительных на собрание для родителей в форме осенних листочков

Уважаемые родители!

Как с помощью игр сделать жизнь детей интересной, как играть с ребенком, какие игрушки покупать и как развивать детей через игру – об этом пойдет разговор на родительском собрании «Игра – не забава», на котором ждем вас __________ в ____ часов.

Оформление зала:

* Фотовыставка силами родителей «Детские игровые уголки»

* Фотовыставка детских игровых уголков «Мой маленький мир»

* В зале три стола, на каждом материал для определенных игр:

С водой;

С крупой;

С именами.

Ход собрания:

Родителей приглашают в зал и просят сесть за тот стол, где им будет удобно.

1. Вступительное слово воспитателя.

Воспитатель: Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня у нас собрание пройдет в форме семинара-практикума.

Повестка дня

1. Мини-лекция «Игра – не забава» - Балашова Жанна Геннадьевна.

2. Семинар-практикум «Игра на кухне» - Самарина Марина Леонидовна.

3. Изготовление игрушки «Мякиш».

4. План мероприятий группы, сада на год.

5. Вручение благодарственных писем родителям.

2. Мини-лекция «Игра – не забава».

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребенка есть потребность в игре, и ее нужно удовлетворять не потому что делу время, потехе час, а потому что, играя ребенок учится и познает жизнь.

И сейчас мы предлагаем начать наш разговор с диалога.

Родителям предлагается вытянуть по одному вопросу – билету.

Вопрос 1: Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребенка, играть вместе с ребенком и принимать на равных участие в его игре?

(Ответы родителей)

Воспитатель: Если не играть с ребенком, не руководить его игрой с ранних лет, то у малыша не сформируется умение играть как самостоятельно, так и со сверстниками.

Игры таких детей сводятся к бесцельному катанию машинки или укачиванию куклы. Не находя игрушкам другого применения, дети быстро бросают игру, и требуют новое.

Вопрос 2: Как необходимо играть с детьми?

(Ответы родителей)

Воспитатель: В младшем детском возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если она построена на содержательном общении со взрослыми. Играя с ребенком, не подавляйте его инициативу, будьте с ним на равных.

Необходимо несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребенка к новым действиям и в свою очередь способствует более успешному умственному развитию.

Вопрос 3: Как вы учите ребенка играть?

Что в ваших семьях делается для того, чтобы ребенок умел играть?

(Ответы родителей)

Вопрос 4: Где хранить игрушки?

(Ответы родителей)

Воспитатель: Когда разговор заходит о том, куда убирать игрушки, взрослые обычно жалуются на недостаток места. Не обязательно, что все игрушки находятся в поле зрения ребенка. Само их расположение в детском уголке придумано так, чтобы подсказать малышу игру.

Собранную пирамидку можно поставить на низенький столик, игрушечного мишку посадить на машинку. Куклу усадить за столик, или на кроватку, строительный материал конструктор в коробку.

Книги, журналы, карандаши – не игрушки, выделить для них особое место.

Для хранения игрушек хорошо иметь открытые полки, чтоб ребенок самостоятельно мог взять игрушку.

Вопрос 5: Как правильнее вмешаться в игру ребенка: «Ну, хватит возиться со своей машинкой - иди обедать! Сколько можно тебя ждать!» или «Когда машина доедет до … пусть водитель идет обедать».

(Ответы родителей)

Воспитатель: Спокойное игровое подключение родителей к игре даст гораздо лучшие результаты, чем грубые окрики.

Вопрос 6: Что делать, если вы устали от шума, который поднимает малыш? Вам хочется тишины, да и ребенку необходимо успокоиться перед сном.

(Ответы родителей)

Воспитатель: Ваш малыш активен и подвижен – это хорошо. Но уже сейчас он может научиться играть тихо, если только вы его этому научите. Попробуйте поиграть с ним в тишину. Ведь дети любят все, что называется игрой, ведь игра – это самая интересное занятие в жизни.

Продолжим мини-лекцию. «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком» - писал В.Н. Сухомлинский.

Давайте и мы, дорогие родители, проникнем в этот дворец детства не строгими судьями, командирами и сторожами, а добрыми помощниками, советчиками, партнерами в играх.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Наши дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки, творчества.

3. Практикум «Игра на кухне»

Воспитатель обращает внимание родителей на предметы, которые лежат на столе.

Родителям предлагается все это рассмотреть и подумать, для чего это нужно, и что с этим можно делать.

(Ответы родителей)

Воспитатель: Я с вами согласна: эти богатства, или предметы, мы можем использовать для детских игр.

Каждая команда рассказывает и показывает, как они будут играть с детьми с теми предметами, которые находятся у них на столе.

Воспитатель: Возьмите ребенка с собой на кухню, ведь там он сделает столько новых открытий для себя.

Покажите малышу, как можно играть с тем или иным предметом, и вскоре он не только повторит предложенную вами игру, но и придумает много новых развлечений.

4. Изготовление игрушки «Мякиш»

А сейчас мы с вами сделаем игрушку своими руками. Это – мякиш. Игрушка для развития мелкой моторики рук.

* Берем воздушный шарик, наполняем его мукой, муку утрамбовываем.

* Завязываем оставшуюся часть шарика на узелок.

* Срезаем лишний «хвостик»

* Оформляем мордочку с помощью самоклеящейся бумаги и цветных маркеров.

Воспитатель: Молодцы, вы сделали такие симпатичные игрушки «Мякиши»

Я думаю, что эта игрушка - подарок вашим детям очень понравится! А сейчас хотелось бы услышать ваше мнение о прошедшем собрании.

Надежда Чугаева
Родительское собрание на тему «Игра - не забава»

Родительское собрание в средней группе

«Игра – не забава»

«От того, как ребенок играет, зависит, как он будет трудиться».

А. С. Макаренко

Повысить уровень педагогической культуры родителей;

Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;

Выслушать суждения родителей по данной проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их;

Вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.

Предварительная работа:

1. Изготовить приглашения для родителей.

2. Провести анкетирования родителей.

3. Магнитофонная запись с вопросами:

Вы любите играть?

В какие игры играете дома?

У вас есть любимые игрушки? Какие? Расскажите, как Вы играете с ними?

Играют ли вами в игры взрослые? Кто?

Как поступают в вашей семье, если игрушка сломалась, порвалась? Как беречь игрушки?

4. Оформить выставку детских рисунков «Моя любимая игрушка»

5. Оформить стенд или альбом «Игровой уголок дома».

Форма проведения: Дискуссия.

Ход собрания.

(Звучит песня «Куда уходит детство» муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва)

1. Вступление.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»

А. С. Макаренко

Давайте сегодня поговорим об игре.

2. Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?»

a) прослушивание магнитофонной записи

b) вопросы родителям: Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребёнка?

c) Обобщение воспитателем:

В среднем возрасте игра является средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении со взрослым. Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу ребенка нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Потому, надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру ребенка, это побуждает его к новым действиям и, в свою очередь способствует более успешному умственному развитию.

Дискуссия: Как вы учите ребенка играть? Что в ваших семьях делается для того, чтобы ребенок умел играть?

В ходе обсуждения этого вопроса зачитываются ответы родителей на 1-й вопрос анкеты: какие условия созданы для игр ребенка дома?

3. Рассказы об играх детей группы из наблюдения родителей.

4. Работа с памятками

a) Задание: подчеркните те пункты, которые вами уже выполнены

b) Обобщение воспитателем «Что такое хорошая игрушка?»

Прежде всего, это игрушка безопасная, без острых углов и токсичной краски, имеющая сертификат и соответствующая возрасту ребёнка. Чем разнообразнее игрушки, тем интереснее, игры детей. Но разнообразие не означает их изобилия. Поговорим о том, какие бывают игрушки, для чего они нужны и что каждая из них может дать для развития. Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.

1. Сюжетные, или образные, игрушки - куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода.

Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным игрушкам также относятся те, что изображают зверей, домашних животных. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулки

2. Технические игрушки.

Эти игрушки все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

3. Игрушки-забавы.

Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение - позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

4. Маскарадно - елочные игрушки.

Они связаны с празднованием Нового года. Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки, но этого достаточно, чтобы дети играли - жили в образе.

5. Спортивно-моторные игрушки.

Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

6. Театральные игрушки.

Эти игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение - служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо.

7. Музыкальные игрушки.

Это погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

8. Дидактические игрушки.

Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторику.

9. Строительные игрушки.

Они состоят из геометрических тел.

Среди всех вышеперечисленных игрушек, есть крупногабаритные, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, тракторы и др. Сидя за столом, ребенок захочет, скорее всего, играть маленькими, устойчивыми игрушками, а вот для улицы мелкие игрушки не годятся.

К 4-5 годам особое значение для детей приобретают предметы, дополняющие игры, например шапочки, сумочки с красным крестом, халатики, фуражки, бинокли и др. Спросите у ребенка, как он будет играть с игрушкой, кого он пригласит для совместной игры, что ему еще понадобится. Можно изготовить необходимый атрибут совместно своими руками. В этом возрасте развитие игры идет не от игрушки, а от мысли. Если раньше игрушка наталкивала ребенка на игру, то детям постарше по ходу игры требуется какой-либо предмет, они могут найти его заменитель или довольствоваться деталями костюмов, биноклем, шапочками и т. д.

Прежде, чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, как он с ней будет играть. Если 90% игры приходится на долю ребёнка и только 10% на долю игрушки, то это хорошая игрушка. Прекрасной игрушкой для малыша может стать пустая картонная коробка, в которую можно забраться. Она может быть и кораблём, и крепостью, и ракетой. Такая игрушка стимулирует и фантазию и воображение. Её можно использовать такой, какая она есть. А можно прорезать в ней дырки – иллюминаторы, разрисовать. Игрушки-самоделки имеют большое воспитательное значение. Важно также, чтобы интерес ребенка к игрушке не угасал, чтобы он подольше «»исследовал» её, находил в ней новые достоинства. Этому, несомненно, мешает то, что ему на глаза попадается слишком много игрушек одновременно. Поэтому, часть игрушек убирайте, меняйте их время от времени.

Игрушка полезная и вредная. К сожалению, хорошо покупаемая игрушка - та, что нравится взрослым. Но часто она меньше всего годится для детей. Во многих нынешних игрушках детское только то, что они маленькие. Чем же должна быть игрушка для ребенка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. В противоположность этому современные игрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества.

Сейчас в продаже большое количество мягких игрушек, сошедших с экранов телевизоров и «раскрученных» детскими телесериалами: покемоны, монстры и др. Эти персонажи, выдуманные хитроумными английскими, японскими, американскими психологами, приносят разработчикам огромные доходы.

Черепашки Ниндзя, трансформеры - роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным или маленьким детям. Семилетний мальчик - любитель подобных игрушек - ловил цыплят и мучил их на глазах четырех- пятилетних малышей, невзирая на их слезы и просьбы. До этого он много раз смотрел кассеты с детскими «ужастиками», а любимой игрушкой у него был паук.

Есть известная психологическая методика «несуществующее животное»: взрослому или ребенку предлагают нарисовать животное, которого нет на свете, дать ему название (имя) и рассказать, где оно живет, что любит делать, чем питается и пр. По характеру рисунка и рассказу специалист может определить уровень способностей человека, характер отношений с окружающим миром, такие черты, как открытость или тревожность, отзывчивость или агрессивность и т. п.

Так вот. Покемонов придумал, видимо, человек, знакомый с этой методикой, но сам чрезвычайно агрессивный и тревожный. Судите сами. В переводе «покемон» - карманный монстр. Такое существо не может иметь точных аналогов в живой природе, оно не похоже ни на одно из известных живых существ. Например, обыкновенный зайчик покемоном не является, но зайчик ярко-желтого цвета, способный бить током, как электрический скат, уже называется покемоном Пикачу. Максимальная нелепость, неестественность, коварство и агрессивность - вот что присуще всем покемонам.

Показ в Японии несколько лет назад мультфильма о покемонах вызвал у более чем 600 детей различные психические и соматические расстройства, многие попали в больницу с симптомами эпилептических припадков. Мультфильм был снят с показа, его переделали и.. продали в Россию. Наши дети полюбили покемонов и носят их на одежде, едят в виде сладостей, читают о них в книжках и, главное, требуют у родителей покупать такие игрушки. А те и рады, не задумываясь о последствиях вступления их чада в общение с «резко негативным информационным полем», как говорят ученые.

Показ мультсериала «Покемоны» на Первом канале был прекращен, но потребление продукции по его мотивам продолжается. Почти половина мальчиков и девочек всего мира без ума от покемонов, а мировые продажи «покемонских» товаров - игральные карты, видеоигры, рас-краски, сладости и пр. - оцениваются в 6 млрд. долларов. Случаи краж этих «драгоценностей» из портфелей и драк из-за них нередки, поэтому в ряде московских школ ввели «запрет на покемонов».

К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки - трансформеры; человекмашина, человек-чудище, человек-робот. Какие чувства воспитывают у малыша эти игрушки? Так посредством уродливой игрушки цинично эксплуатируется потребность ребенка в волшебстве и сказке! Взрослые словно забыли, что игрушка, как мы сказали вначале, это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, причем опасность эта прямо пропорциональна агрессивности персонажа.

Что плохого в монстрах - это же только игрушки? Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет. Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка, как мы могли убедиться, может быть антиигрушкой.

Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам. Работы у них становится все больше. Вот один пример.

На прием к психологу пришла бабушка шестилетней внучки: девочка плохо спит, вскакивает ночью, часто плачет, боится входить в темную комнату. Выяснилось, что суперсовременная мама купила дочери черного с рогами и хвостом, вполне, как теперь модно выражаться, «прикольного» монстра. Поначалу девочка обрадовалась, играла с ним. Но потом начались все эти невротические проявления, а сама девочка жаловалась бабушке, что «чертик на нее смотрит», и становилась все беспокойнее. Мудрая бабушка, вместе с внучкой взяли игрушку, и на прогулке в парке, соорудив подобие костра, сожгли монстра, а остатки закопали под деревом. Девочка успокоилась, невротические проявления исчезли.

Если ваш ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована, может быть, навсегда. Став взрослым, он будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал он первые в своей жизни моменты игры, с чьей помощью происходило познание мира.

Вопрос родителям.

Почему детям нравятся мягкие игрушки?

(Мнение родителей)

Воспитатель.

Самое главное назначение мягкой игрушки - дарить малышу нежность. Эта ее особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны «вылечить» ребенка от страхов и даже ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глубинные потребности маленького существа, причем не только человеческого.

Американские исследователи-психологи супруги Харлоу, исследуя детенышей обезьян, обнаружили следующее: если обезьянке дать возможность выбора между двумя «суррогатными мамами», одна из которых из проволоки, но с бутылочкой молока, а другая из искусственного меха, но без бутылки, то испуганный и голодный детеныш выбирает.. вторую, мягкую и уютную, дающую столь необходимое ему чувство безопасности. Неудивительно, что наши маленькие детки, так любят пушистых зверят.

5. Если дети не убирают игрушки.

Что же делать, если дети не убирают игрушки?

Вопрос: Как вы поступаете, если ребенок отказывается убирать игрушки?

(Заслушиваются мнения родителей.)

Иногда, если ребенок отказывается что-то делать, можно прибегнуть к маленьким хитростям:

a) «Ну-ка, - говорит мама, -кто быстрее наведет порядок: ты или я? Ты уберешь свои игрушки, а я вымою посуду».

b) «Пора собираться гулять. Все игрушки - по местам. Кукла Наташа посмотри, как Машенька наведет порядок- говорит мама, пошептав кукле на ухо.

c) «Хитрый глаз» Предложите поиграть детям в игру и стать волшебниками, то есть закрыть глаза, сложить ладошки вместе и сказать: «У меня есть хитрый глаз, он всегда видит игрушки, которые лежат не на месте». Желательно, чтоб в этой игре приняли участие и взрослые.

Вопросы родителям: Бережно ли ваши дети относятся к игрушкам?

Зачитываются ответы родителей на вопрос анкеты: часто ли ребенок ломает игрушки, и как Вы поступаете в таких случаях?

Включается магнитофонная запись ответов детей.

Обобщение. Приучайте ребенка ухаживать за игрушками: стирать кукольное белье, мыть посуду, игрушки. Если игрушка сломалась, попробуйте её отремонтировать вместе с ребенком.

6. Игра-задание.

А теперь мы с вами немного поиграем. Вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.

1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми

2. Рассказываю о своих играх в детстве

3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком

4. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры

5. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду

6. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки

7. Часто дарю ребёнку игру, игрушку

Обобщение:

Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш ребенок активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.

7. Экскурсия в игротеку

Воспитатель рассказывает о любимых играх и игрушках детей, отвечает на вопросы родителей.

Обобщение.

«Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком», - писал В. А. Сухомлинский.

Давайте и мы, дорогие родители, проникнем в этот дворец детства не строгими судьями, командирами, сторожами, а добрыми помощниками, советчиками, партнерами в играх.

Не жалейте своего свободного времени на игры с детьми.

Игра с вами для ребенка в тысячу раз интереснее и полезнее любой игрушки. Сотни удивительных игрушек не заменят ему душевного подъема, который он получает, играя с вами.

8. Разное.

9. Решение родительского собрания

1. принять участие в сборе ненужных дома игрушек, для игр детей дома и на улице;

2. принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке;

3. организовать семейные экскурсии по интересам детей;

4. принять участие 1 раз в год в играх детей, развлечениях

У Вас на столах лежат листочки, на которых написано пожелание наших детей

«Поиграйте с нами, пожалуйста, мы ждем вас. Ваши дети». Напишите, пожалуйста, на этих листочках ответ: когда вы сможете прийти к детям всей группы и поиграть с ними в какую-нибудь игру.

Это могут быть подвижные игры в группе или на улице, организация сюжетной игры в «магазин», где вы вместе с детьми слепите конфеты для магазина из соленого теста, пластилина, научить делать детей простейшие игрушки из бумаги и т. д.

Этот вопрос очень серьезный и от его решения зависит на сколько, интересной будет жизнь ваших детей. Напишите ответ сейчас или подумайте и передайте его завтра с детьми.

Ольга Пинигина

Родительское собрание в группе раннего возраста «Ладушки»

Воспитатели : Пинигина О. Н. Войтова Т. В.

Тема : «Игра – не забава » .

Цель : 1. Обеспечить понимание родителями необходимости игры в жизни ребенка как неотъемлемой части его развития.

2. Вызвать интерес и желание участвовать в обсуждение проблемы-необходимости детской игры.

3. Расширить представление родителей об игре .

4. Познакомить родителей с игровой деятельностью в группе через проигрывание различных игр.

5. Укрепить сотрудничество родителей и педагогического коллектива.

1. Вступительное слово. Сообщение темы родительского собрания .

2. Сообщение, «Какие бывают игры и игрушки» .

3. «В какие игрушки играет ваш ребенок

4. Пальчиковые игры.

5. Игра – задание .

6. Подведение итогов за год.

7. Подведение итогов родительского собрания (рефлексия) .

Ход собрания:

1. (Звучит песня «Куда уходит детство» муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва) .

Добрый день, уважаемые родители ! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание .

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра . В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя , ребёнок учится и познаёт жизнь.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра » Эти простые истины нам, взрослым, напоминает известный педагог А. С. Макаренко.

2. Сегодня мы собрались , для того чтобы обсудить важную тему : «Игра и развитие ребенка » .

Для начала поговорим о том, какие бывают игрушки, для чего они нужны и что каждая из них может дать для развития. Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.

Театральные игрушки. Игры – драматизации необходимы и полезны детям на разных этапах их развития.

Это особые игры, дети сами изображают героев литературных произведений, а чаще сказок, песен, стишков. Ребёнок создаёт свой маленький мир и чувствует се6я творцом : сам строит, сам управляет, разговаривает голосами своих героев, он как бы перевоплощается в образ, живёт его жизнью.

Во время таких игр идёт интересное развитие речи, обогащение словарного запаса, развиваются творческие способности ребёнка, его воображение, учится мыслить самостоятельно и логично.

Всё это отражается на дальнейшем его развитии, а дальше на учебной деятельности.

До года в основном берется одна игрушка, любимая малыша, в руках мамы поёт, танцует, рассказывает стихи.

После года, когда ребенок понимает речь, можно ставить спектакль с двумя игрушками.

После двух лет можно устраивать маленькие спектакли вместе с ребенком.

Очень популярны пальчиковые куклы. Малыши с удовольствием играют с куклами , проговаривают текст, петь с игрушкой на одном пальце, а затем на нескольких. Театр пальчиковых кукол очень полезен для развития мелкой моторики, что благотворно сказывается в подготовке кисти к письму.

Самые большие возможности для игры – драматизации дают перчаточные куклы или куклы Би-ба-бо, куклы, у которых нет ног, но есть рука. Голова одевается на указательный палец, средний и большой в руки.

При всех играх драматизации расширяются знания детей об окружающем мире. Ребенок учится передавать своё эмоциональное состояние в движениях, мимике, жестах. Учится понимать особенности поведения животных, учится звукоподражанию, у детей развивается речь, чувство коллективизма, налаживаются взаимоотношения между сверстниками и взрослыми.

Всё это влияет на жизненный потенциал ребенка.

Очень важно включение в процесс организации и знакомства детей с играми – драматизации родителей . Ведь из-за нехватки внимания у детей появляются нарушения в развитии не только речи, но и остальных функциональных систем.

Вы являетесь участниками воспитательно-образовательного процесса. Участвуйте в подготовке и проведении праздников, развлечений, игр.

Дидактические игрушки. Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторику.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребенка. Вся история развития человечества доказывает, что движения рук тесно связаны м речью. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция рук и речи развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть . Ребенку говорят : «Играй Он берет игрушки и со скучным лицом усаживает космонавта верхом на зебру, а куклу Мальвину - на носорога, потом заводит мотоциклиста, и долго смотрит, как тот кружится по полу. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть . Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.

А теперь мы предлагаем вам поиграть в игрушки ,

в которые играют ваши дети !

Для игры с родителями были приготовлены столы с играми и игрушками :

Для драматизации была приготовлена ширма :


Началось всё с пальчиковых игр :

«Зайка, ушки на макушке, Скачет, скачет по опушке…»


«Мы капусту, рубим, рубим,

Мы морковку трём, трём…»


«Это глазки вот, вот…»


«Кисоньки-мурысоньки, где вы были?.»


Играем сказку «Теремок»






К следующей игре мы едем на поезде!

Настольные игры :




Игры с платочками и карандашом :


Подвижная игра «Кошка и воробьи»


Вручение Благодарственных писем за активное участие в жизни группы!

Всем большое спасибо!

Решение общих вопросов.



gastroguru © 2017