Почему инициатива наказуема? Что значит выражение «инициатива наказуема Почему инициатива наказуема.

Выражение «инициатива наказуема» является довольно распространенным. Как правило, оно употребляется в ироническом смысле. Но не все понимают, что оно не так уж безобидно, если принять его как руководство к действию. О том, когда чаще всего говорят, что инициатива наказуема, о смысле этих слов и об авторстве порассуждаем в приведенной ниже статье.

В армии «лучше не высовываться»

Существует версия, что первоначально эта поговорка родилась в армейской среде и звучала несколько иначе. «В армии инициатива наказуема» - таков ее предполагаемый первоначальный вариант. Ни для кого не секрет, что у военных людей большое значение придается иерархической структуре взаимоотношений. Но это и правильно. Ведь без строгой дисциплины защищать страну никак не получится.

Но, как и в любом деле, существует и оборотная сторона медали. Порой отношения строгой субординации не дают возможности человеку, который стоит ниже по званию или по должности, проявить творческий подход и инициативу. Этому существуют как минимум три объяснения.

Три причины оставаться «в сторонке»

Во-первых, этому могут препятствовать положения устава, случайно или намеренно выйдя за рамки которого можно быть привлеченным к ответственности. Во-вторых, новобранец или младший офицер, неуверенный в себе, будет стараться «не высовываться», чтобы, как говорится, не наломать дров из-за своей некомпетентности и не получить нагоняй от начальства.

Третья причина - давление авторитета начальника, который считает, что в армии должны служить люди, которые беспрекословно выполняют приказы и не лезут со своими предложениями. А если уж пришлось проявить инициативу и действовать согласно ей, то в случае неудачи будет наказание, а в случае успеха - либо замалчивание, либо недовольство вышестоящих излишним «выпячиванием» собственной персоны подчиненным.

Представляется, что здесь будет уместно вспомнить слова Петра I о том, что человек подчиненный, стоя перед лицом начальника, обязан выглядеть лихо и придурковато, чтобы своим разумением не смутить его. Эти слова российского императора полностью перекликаются с выражением «инициатива наказуема», прямо следующего из их смысла.

Имеет место и еще одно предположение - о том, как инженеры времен Советского Союза решили, почему инициатива наказуема. Ведь им также приписывают «изобретение» этого выражения. Как известно, для плановой экономики, существовавшей в СССР, наряду со всеми ее многочисленными преимуществами, были характерны такие минусы, как излишний бюрократизм, регламентированность, определенная доля рутинности и неповоротливости.

С одной стороны, новые начинания приветствовались, а люди, бравшие на себя инициативу, были в почете, отмечались орденами, медалями и грамотами. Но не все было так гладко. Поддавшись однажды творческому порыву, для воплощения в жизнь новых идей необходимо было преодолеть те самые бюрократизм и рутину. Нужно было ходить по инстанциям, доказывать, пробивать, а удавалось это далеко не всегда. А добившись внедрения какого-либо проекта, нужно было сопровождать его до получения результата.

Отсутствие материального стимула

Существовал и еще один немаловажный момент. В СССР каждому трудящемуся человеку была гарантирована ежемесячная заработная плата, даже ее задержка на один день была исключена в принципе. Но при этом разница в оплате труда не могла быть очень большой, будь то рабочий или директор завода.

По статистическим данным того времени, вторая не могла превышать первую более, чем в семь раз. В отличие от сегодняшнего положения вещей, когда в обществе наблюдаются просто гигантские масштабы расслоения.

Поэтому советский инженер, исполняя свои каждодневные непосредственные обязанности, получая неплохую зарплату, вполне мог задуматься о том, стоит ли ему рваться вперед «на амбразуру», если в результате этого забот и хлопот он получит массу, а материальное вознаграждение может быть не таким уж и высоким. Поэтому и появилось выражение «инициатива наказуема исполнением».

Действовать или бездействовать - вот в чем вопрос

Имеет ли рассматриваемое нами выражение и выводы, которые из него делались военными и инженерами, под собой реальное основание? Думается, что скорее да, чем нет. Ведь такие черты, как предусмотрительность, расчетливость, осторожность, - это качества, необходимые человеку для выживания как виду, и полезны для конкретной личности.

Если, например, в условиях рыночной экономики, работая в коммерческой фирме, начать трудиться на уровне «выше среднего», то, конечно, внимание начальства этим привлечь можно. Но не факт, что за этим последует достойное вознаграждение, а не банальное повышение и нагрузки, и предъявляемых требований. Нередко в таких случаях инициатива бывает наказуема.

Но и в ответ на такие «трезвые» рассуждения можно привести массу возражений. Есть большая вероятность того, что в компании оценят умного, целеустремленного, выдающего оригинальные идеи сотрудника. Именно такие люди делают успешную карьеру и при этом приносят пользу себе, фирме, всему обществу, невзирая на определенные риски и трудности, встречающиеся у них на пути. Есть их представители и в коммерции, и в армии, и на государственной службе, несомненно, были они и в СССР.

Думается, что их немало. Поэтому представляется, что к поговорке о негативных последствиях проявления инициативы нужно относиться с известной долей иронии, но не забывая при этом и о разумном подходе к делу.

Выражение «Инициатива наказуема»: кто автор выражения

Вопрос о том, кто именно является автором этой распространенной поговорки, остается открытым. Как уже говорилось выше, ее «сочинение» приписывают таким коллективным авторам, как военнослужащие и советские инженеры. Но есть и еще один «претендент», которому приписывают «создание» этого выражения. Это И. В. Сталин.

Как известно, этой исторической фигуре приписывается очень многое, чего не было на самом деле. Попробуем разобраться с наказуемостью инициативы. Для того чтобы утверждать или отрицать факт принадлежности слов тому или иному человеку, следует обратиться к документам.

17 апреля 1940 года состоялось совещание командного состава Красной Армии, посвященное обобщению опыта военных операций против Финляндии. На нем выступил И. В. Сталин, который, в числе прочих, затронул и вопрос о слабом проявлении инициативы бойцами РККА в этой кампании.

Он говорил о том, что советским бойцам не хватает инициативы, потому что они пока еще недостаточно развиты индивидуально. Другой причиной является плохая обученность солдата, вследствие чего он никак не может проявить инициативу, не зная дела. Поэтому и дисциплина его хромает.

Исходя из сказанного, Иосиф Виссарионович сделал вывод о том, что можно и нужно создавать новых бойцов, которые будут развитыми, дисциплинированными и инициативными. Где же здесь наказуемость? Как говорится, комментарии излишни.

Мама, дай мне твою - мою третью руку.
Родители часто жалуются, что дети не дают им спокойно вздохнуть; они отнимают слишком много времени, им вечно что-то надо от родителей. На самом деле это не так. Если вы внимательно понаблюдаете за собой, то, возможно, заметите, что взрослые отнимают у детей ещё больше времени. И слишком часто берут инициативу на себя. Они предлагают игры, они исправляют ошибки, они ведут разговор. Казалось бы, а что тут плохого? МИНИ-ТЕСТ
Для начала ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: «Как поступить
Первая часть теста
1. Ваш малыш попросил почитать ему сказку, но вы были очень заняты и пообещали сделать это позже. Наконец, выкроив свободное время, вы подходите к нему с книжкой, но видите, что ребёнок увлечённо играет и до сказки ему нет никакого дела. Вы будете настаивать?
2. Вы хотите (собираетесь, намерены) поболтать со своим ребёнком или спросить его о чём-то, то есть пообщаться. Заходите в детскую и видите, что он сидит у окна, смотрит на улицу и о чём-то размышляет (а может, просто рассматривает что-то, невидимое вам). Вы прервёте его размышления?
3. Ваш любимый подросток уже с час валяется на кровати и ничего (ну ничегошеньки!) не делает. Что вам хочется ему сказать? (Вас это возмущает? Вы посчитаете, что он бездельничает?)
Большинство родителей отвечают «да». Что означает этот положительный ответ, вы сейчас поймёте сами.

Вторая часть теста
Сделайте разворот на 180° и спроецируйте на себя эту ситуацию (проще говоря, поставьте себя в подобные условия).
Представьте на минутку: вы упорно ломаете голову над какой-то проблемой, и вдруг - вас осенило! Пришла идея, свежая, сильная, оригинальная. Ещё немного, ещё немного - и проблема будет решена! И тут (в самый ответственный момент) заявляется приятельница. Так вот, является ваша приятельница и начинает без умолку болтать, требуя внимания к своей персоне. Вы намекаете, что сейчас вам не до неё; собственно, вам вообще ни до кого - вы боитесь потерять нить своих рассуждений. А приятельница не унимается: то настырно что-то предлагает, то чего-то требует от вас… Скажите честно, как вы отреагируете?
Впрочем, и так понятно: вы возмутитесь (внешне или внутренне - в зависимости от воспитания), или выйдете из себя, или просто печально вздохнёте и вступите в беседу. Но в любом случае вы будете не в восторге. Уж верно, такое поведение вам не покажется верхом тактичности.
А теперь представьте, что вы не обдумывали очень-очень важную проблему, а просто сидели и отдыхали от суеты, а в голове у вас кружились приятные воспоминания. И вот врывается ваша приятельница и требует заняться тем, что в данную минуту кажется ей самым интересным (нужным, важным, подходящим). Вам это понравится? Вы сможете в ту же секунду перестроиться и прийти в восторг от такого вмешательства?
А интересно, догадается ли ваша знакомая, что она проявила неуважение к вам как к личности?
Большинство родителей отвечают «нет». Вот вам и ответ на вопросы теста.
Также чувствует себя ребёнок, когда он занят, а вы пытаетесь переключить eго на себя.

Конечно, кто-то из взрослых может сказать, что он не собирался мешать ребёнку, а просто хотел сделать как лучше. Конечно, кто-то может сказать, что параллель эта не совсем верная. Вы-то занимались важным делом, а вот ребёнок...
А что - ребёнок? Давайте разбираться. Мы считаем свои личные занятия и важными, и нужными, а детские - так, по большей части прихотью и развлечениями. И потому запросто вмешиваемся в их дела, мысли, игры. Внезапно врываясь в дела и занятия своего ребёнка (хоть малыша, хоть подростка), мы:
ведём себя бестактно, так как отвлекаем ребёнка, мешаем ему, то есть проявляем неуважение к его личности;
гасим детскую инициативу.
Это раз.
Второе. Многие родители опасаются, что не успеют сделать для своего ребёнка всё, что нужно: объяснить, поиграть, научить… И буквально рвутся на части и стараются каждую свободную минутку посвятить детям. Они организуют игры, разжёвывают сложные понятия, тщательно отвечают на детские вопросы. В результате ребёнок, который всегда получает готовое (готовенькое), отучается думать сам. Его серые клеточки (те самые, которыми так восторгался Эркюль Пуаро) отвыкают активно работать. Мысли бегут по проторенным дорожкам, а новые прокладывать лень.
Что делать? Всего лишь две вещи:
1. Не перебивайте инициативы ребёнка. Занят он - и слава богу, пусть занимается.
2. Не торопитесь давать готовых ответов на все вопросы, которые задаёт вам ребёнок . Если вопрос пришёл в голову, значит, эта голова уже на 50 % знает, как на него ответить. Ваша задача - подтолкнуть к размышлению, наводящими вопросами или ассоциациями помочь найти правильный ответ.

Стоп, не надо слёз! Понимаю, как это тяжело морально, но вы всё же попробуйте.

В вашем дворе ничего нет, но вы сознательный гражданин и решаете на собственные средства (250 тысяч рублей) соорудить детскую площадку на неиспользуемой земле. Думаете, вас ждёт почёт и уважение? А вот и нет. Очень вероятно, что вас ждёт суд и крупный штраф.

Жительница дома №62 по улице Цвиллинга Маргарита Авдеева в прошлом году решила на свои деньги организовать детскую площадку во дворе.

Целый год никаких проблем с ней не было, но внезапно выяснилось, что казавшаяся бесхозной земля относится не к дому, а к территории общежитий Челябинского государственного института культуры (ЧГИК). Ректор ЧГИК Владимир Рушанин написал Авдеевой письмо, в которой потребовал снести площадку до 1 мая и пригрозил засудить её инициатора :

"На земельном участке, который находится в федеральной собственности и принадлежит Челябинскому государственному институту культуры, вами оборудована детская игровая площадка. Установлено игровое оборудование без согласования с правообладателем. Площадка установлена вплотную к действующей электроподстанции, поэтому является небезопасной для жизни и здоровья детей. Просим вас добровольно до 1 мая 2018 года демонтировать это оборудование и освободить земельный участок. Иначе будем вынуждены обратиться в земельный надзор для привлечения вас к административной ответственности за самовольное занятие участка. А также обратиться в Арбитражный суд с требованиями устранить нарушение прав, освободить земельный участок и демонтировать оборудование за счёт нарушителя".

Как мы с вами хорошо знаем, Челябинск славится ...

Впрочем, пиздец даже не в этом, а в том, что жители дома №62 напрочь лишены двора. И при покупке жилья они, видимо, были не в курсе, что придомовая территория фактически отсутствует. А то, что есть, используется только для проезда и парковки машин.

Вторая версия – ректор Рушанин просто не захотел брать на себя ответственность за жизнь и здоровье детей. Если вы внимательно прочитали письмо, то заметили: он говорит, что площадка установлена "вплотную к подстанции".

Не знаю, какие сейчас действуют нормы насчёт этого (и существуют ли они вообще), но вроде бы не совсем вплотную:


Фото: 74.Ru

Впрочем, намерения ректора понятны. После трагедии в Кемерово все чиновники сейчас сидят как на иголках. Чтобы не слететь со своего места, они готовы 20 раз перестраховаться и даже выпилить ради этого детскую площадку.

Понятно, что формально вуз прав, раз он собственник, а местной жительнице стоило сначала проверить, чья это земля. Но это тот случай, когда хочется не только соблюдения законодательства, но и немного здравого смысла. Надеюсь, ректор ЧГИК всё же не пойдёт в суд, а догадается сдать эту землю, которую вуз всё равно никак не использовал, жильцам дома №62 в дешёвую аренду лет на 20. Тем более что Авдеева готова "подвинуть" детскую площадку, если того требуют нормы.

Надоело! Все надоело, и уже больше вообще ничего не хочется. Любая чаша терпения рано или поздно переполняется. Надоело крутиться, как белке в колесе, пытаясь все успеть в этом куда-то несущемся мире. И надоело смотреть на то, как рядом с тобой живет человек, которого все это словно не касается, настолько размеренное и неторопливое у него существование.

Но стремительная жизнь предполагает наличие в человеке целеустремленности, разнообразных интересов, честолюбия, даже амбициозности и некоторой агрессивности. А ваш суженый оказывается совсем другой… мягкий, покладистый, совершенно безынициативный, какой-то… никакой! Ничего ему не надо, никуда он не стремится, радуется тому, что есть, и дальше своего носа заглянуть не пытается.

Может, пусть себе лежит на диване, а то еще с его инициативой мучиться? Но не все так просто… Иногда возникает желание как-то встряхнуть такого человека, разбудить что ли, заставить посмотреть на то, какая жизнь вокруг, на проблемы и заботы, которые возникают каждый день. Иначе получается, что, занимая пассивную позицию, безынициативные люди уже одним этим создают проблемы, решать которые приходится другим!

Психологи говорят, что безынициативность чаще всего бывает двух видов : обусловленная психофизиологическими характеристиками и приобретенная. Первая наблюдается у ярко выраженных флегматиков, непробиваемому спокойствию которых можно только позавидовать.

Вторую воспитывает с детства, так жестко подавляя любые проявления личности у ребенка, что развитие идет по одному из двух путей: повышенная агрессивность или практически полное отсутствие собственных инициатив.

В теории все понятно, но вот что интересно, безынициативные, пассивные по натуре мужчины, редко остаются невостребованными – их очень легко отвести в ЗАГС, достаточно только проявить некий напор и энергию.

А вот внутренне такие люди часто остаются одинокими в душе, ведь мало кто их понимает и еще реже принимает такими, какие они есть, беспрестанно требуя меняться. Но, даже будучи глубоко несчастным, изменить что-то без настойчивой посторонней помощи пассивный человек не в силах. Получается, что, решив женить на себе такого мужчину, женщина должна отдавать себе отчет, кого она выбрала в мужья, и не требовать от человека больше, чем он может дать . На практике получается иначе.

Довольные скорой победой и свежим штампом в паспорте, женщины не хотят понимать, что, благодаря их собственной инициативе, им теперь же самим придется строить дом, «добывать мамонта» и поддерживать огонь в очаге . И сетовать на то, что муж никуда не водит, не заботится, не строит активно гнездо и зарабатывает мало, не нужно, потому что не на кого! Он вам всего этого и не обещал!

В перспективе два варианта или смириться с «лежачим камнем» в роли супруга и самой тянуть семейную телегу к счастью, или же вооружиться терпением и пытаться всколыхнуть «стоячее болото» семейной жизни. Правда, есть и третий вариант – расстаться, не теряя времени. Тогда непонятно, зачем стоило сыр-бор городить, когда можно было подумать заранее?!

Вроде бы жалко потратить часть жизни и кучу сил и нервов на преодоление безынициативности второй половины. Но разве можно только за это судить человека, отрицая все хорошее, что в нем может быть?! Тем не менее, необходимо трезво оценить, какие черты партнера вызывают симпатию, а какие раздражают, постараться представить себе возможные конфликтные ситуации и честно ответить на вопрос – сможете ли вы мириться со всем этим и жить нормально?

Конечно, в корне изменить ситуацию без желания второй половины сложно, поэтому лучшее решение – принять человека таким, каков он есть, перестать на него давить, ругать, обливать пренебрежением и сокрушаться о своей неудавшейся жизни. Но это не значит, что нужно опустить руки. Если вы чувствуете, что многое в вашем муже вас устраивает , постарайтесь отнестись к нему с пониманием. Не ждите от него несвойственных поступков и спокойно воспринимайте их закономерное отсутствие. Не стоит обижаться, когда он о чем-то не догадался или что-то не сделал без напоминания.

Кстати, отсутствие инициативы часто сопровождается старательностью в исполнении. Поэтому, поручая какое-то дело, обязательно расскажите все подробно, чтобы ваш супруг точно представлял, что именно он должен сделать.

Вовлекайте его в ситуации , когда необходимо принимать решение, но без лишнего нажима, чтобы не ощущалось ваше давление. Покажите, что нуждаетесь в его внимании и защите и объясните, как вам помочь. И искренне радуйтесь каждому проявлению пусть небольшой, но инициативы, подчеркивая его участие в делах, рассказывая, как вам это помогает, как радует.

Безусловно, отсутствие инициативы может возникнуть, как результат имевших место быть психологических проблем. Тогда, чтобы совсем не испортить отношения в семье или не оказать чересчур сильного давления, лучше обратиться к психологам или самостоятельно изучить методы тренингов и психологических приемов.

На новую должность Зам.начальника ОМТС взяли активную 27-летнюю девушку, которая сразу же взялась вводить изменения, которые не пользуются популярностью у менеджеров, из-за чего исполнение заданий постоянно срывается. Начальник ОМТС ясности в полномочия не вносит, опасаясь молодой конкурентки. А однажды не сообщает о выполнении задания, которое дал замначальнику напрямую зам.директора, за что та получила выговор. Предстоит сложный разговор.

Ситуация "Инициатива наказуема?"

В компании по производству фармпрепаратов в связи с расширением производства и увеличением объема работ введена новая структурная единица - Заместитель начальника отдела материально-технического снабжения (ОМТС). После трех туров собеседований на работу взяли активную 27-летнюю девушку, которая сразу же взялась вводить изменения, которые, по ее мнению, позволят увеличить эффективность работы отдела.

Меры не пользуются популярностью, поскольку Менеджеры отдела предпочитают исполнять свои обязанности так, как привыкли, и не хотят никаких изменений. За подтверждением заданий Замначальника и необходимости их исполнения менеджеры по привычке обращаются к Начальнику ОМТС, 47-летней женщине, которая никак не препятствует такой практике. На предложение Замначальника отправлять менеджеров за разъяснениями к тому, от кого они получают задания, чтобы не нарушать субординацию и ее полномочия не ставить под сомнения, Начальник соглашается, но фактически ничего не меняется. Ситуация накаляется - менеджеры не понимают, кого они должны слушать и чьи задания исполнять. Задания дублируются, сроки их исполнения постоянно срываются.

Периодически Замначальника ОМТС получает задания напрямую от Заместителя директора, который, считая, что «прыгать через голову» неправильно, требует отчета об их исполнении через Начальника ОМТС, с его визой.

И вот однажды Замдиректора вызывает к себе Начальника ОМТС и её Заместителя и спрашивает, почему задание, данное две недели назад, до сих пор не выполнено. Замначальника удивленно смотрит на Начальника, так как еще неделю назад положила ей на стол выполненное задание. Та пообещала проверить его, завизировать и доложить Замдиректора. Начальник хранит молчание, ее Заместитель - тоже, поскольку не хочет ставить в неловкое положение своего прямого руководителя. Не дождавшись ответа, Замдиректора выражает недовольство и объявляет строгий выговор Замначальника ОМТС. Начальник ОМТС и её Заместитель восприняли это молча, но теперь им явно предстоит непростой разговор.

Роли и интересы:

Начальник ОМТС - не испытывает расположения к своему заместителю. Считает её слишком молодой и неопытной для самостоятельного принятия решений. Опасается, что более энергичная конкурентка со временем может вытеснить её с должности. Хочет сохранить доминирующее положение, контроль над деятельностью Заместителя, и окончательное принятие решений. Рада, что выговор получила не она, а Заместитель.

Замначальника ОМТС - имеет много идей для воплощения, чувствует в себе силы занять место начальника со временем. Понимает, что пока у нее недостаточно опыта в данной отрасли и в этой компании. Ощущает негативное отношение со стороны Начальника ОМТС, но не видит явных причин для этого, поэтому списывает все на свою мнительность. В идеале хочет добиться снятия несправедливого выговора, извинений со стороны Начальника, но, как минимум, считает необходимым получить полноценное делегирование полномочий и соблюдение субординации менеджерами.

Заместитель директора - заинтересован в эффективном функционировании ОМТС. При приеме на работу был впечатлен энергией и идеями Замначальника, планировал в случае эффективной работы назначить её на место начальника, но теперь, 8 месяцев спустя, не исключает её увольнения, так как не наблюдает за ней изначальной результативности. Не понимает причин этого. Хочет разобраться, что же происходит в отделе, не было ли назначение Заместителя ошибкой, предпринять эффективные меры.



gastroguru © 2017