Время сна для ребёнка 1 год. Беспокойный сон у малыша в полтора года: варианты решения проблемы

Первый год жизни малыша приносит немало радостных моментов и открытий и малышу, и его родителям. Кроха растет и взрослеет с каждым днем, в двенадцать месяцев он уже слабо напоминает тот маленький сверток, что недавно приехал из роддома на руках у мамы.

Каждый ребенок индивидуален, и достижения к тринадцатому месяцу жизни также могут быть различными. Некоторые дети в год уже уверенно ходят, другие только делают первые шаги. То же можно сказать и о нервной системе малышей: у одних она ещё слаба, у других же настолько окрепла, что позволяет долго бодрствовать в отличном настроении, лишь единожды прерываясь на дневной сон.

Совет родителям : не подстраивайте режим дня малыша под собственный ритм жизни. Организм ребенка сам подскажет ему и вам, когда необходимо отложить другие дела и укладываться в кроватку.

Если кроха капризничает, трет глаза руками, зевает – ему необходимо поспать, несмотря на то, что так сложно оторваться от любимых игрушек.

День годовалового малыша включает следующие занятия:

  • гимнастика;
  • кормление;
  • прогулки;
  • развивающие занятия и игры;
  • купание (не обязательно ежедневное);

Утренняя гимнастика

Физическое развитие будет полноценным при ежедневной утренней гимнастике. Она может включать в себя такие упражнения как приседания, прыжки, ползание через «полосу препятствий», махи ногами и руками.

Дети с удовольствием повторяют упражнения

Крохе будет интересно выполнять упражнения совместно с мамой под музыку или подходящие стишки.

Организация питания

Рацион малыша составляют каши, легкие бульоны, фрукты и овощи, молоко и кисломолочные продукты, мясные и рыбные блюда, куриные или перепелиные яйца. Ребенок постепенно переходит на общий стол и маме уже не нужно готовить пищу


Рацион питания в 1 год — пример

Ребенку в возрасте 1 года нельзя употреблять в пищу:

  • соленые, жареные, жирные и острые продукты;
  • копчености;
  • грибы;
  • колбасные изделия;
  • консервы;
  • цитрусовые;
  • шоколад;
  • орехи;
  • десерты из магазина.

В течение дня ребенок съедает в среднем 1100 граммов еды.

Прогулки

Находясь большую часть дня в квартире, ребенок нуждается в ежедневных прогулках. Свежий воздух способствует хорошему настроению и сну. При хорошей погоде желательно гулять с ребенком два раза по 1,5 – 2 часа.


Зимняя прогулка так же обязательна. как и летняя

Совет родителям: во время прогулки беседуйте с малышом, рассказывайте ему о том, что происходит вокруг. Он уже все понимает, хоть и не может выразить мысли словами. Регулярные беседы способствуют более активному развитию речи.


Стишки для прогулок весной — детям от года
Стишки для прогулок летом — детям от года
Стишки для прогулок осенью — детям от года
Стишки для прогулок зимой — детям от года

Малыш уже достаточно взрослый, чтобы начать общение или хотя бы наблюдение за другими детьми, поэтому можно отправиться с ним на детскую площадку.

Если кроха любит поспать на воздухе, не стоит этому препятствовать, дневной сон вполне можно совместить с одной из прогулок.

Развитие во время игр

Ребенок бодрствует значительную часть времени. Он становится любопытным и стремится ознакомиться со всей домашней утварью, электрическими приборами и содержимым нижних полок шкафов.

Совет родителям: предоставляйте вашему чаду свободу, но всегда держите ситуацию под контролем.


Игра в 1 год — важный способ развития

Позволяйте изучить кастрюли с крышками, пластмассовую посуду, неострые столовые приборы, пока сами готовите обед. Пусть вынет содержимое шкафа с одеждой, однако помогите вернуть всё на место. Не пресекайте любознательность малыша даже в таких бытовых моментах.

Развитие маленького первооткрывателя происходит в процессе игры. Наиболее подходящими игрушками для малыша в 1 год будут:

  • пирамидки;
  • кубики;
  • сортеры (игрушки с отверстиями, куда необходимо вставлять фигурки соответствующей формы);
  • заводные игрушки;
  • каталки;
  • музыкальные инструменты.


Стоит ориентироваться на потребности маленького человечка, внимательному родителю не составит труда определить, к каким видам игрушек тянется больше их малыш.

Не стоит забывать о том, что в процессе игры ребенок повторяет действия взрослого, поэтому можно вместе «покормить» любимую игрушку, уложить её спать и взять с собой на прогулку, одев по погоде.

Помимо игр можно заняться совместным рисованием пальчиковыми красками для малышей, прочтением книг с интересными картинками или лепкой из детского пластилина.


Если есть возможность, купите малышу спортивный уголок

Купание

С самого рождения малыш нуждается в водных процедурах. В год их можно проводить уже не ежедневно, однако два раза в неделю обязательно нужно купать ребенка с применением детских средств. Температура воды должна быть примерно 35 градусов, перед окончанием купания полезно проводить обливание водой ещё на градус холоднее.


Веселое купание — настоящее удовольствие

Чтобы непоседливый кроха не мешал маме проводить над ним гигиенические процедуры, можно занять его резиновыми игрушками, предназначенными для игр в ванной.

Сон

Важную роль в расписании дня любого человека, а особенно, столь юного, играет полноценный сон.

От того, достаточно ли малыш поспал, зависит, насколько он будет активен и весел в течение бодрствования.

Для того чтоб кроха уснул быстро и сладко, необходимо примерно за час до сна сменить подвижные игры на более спокойные занятия, например, почитать книжку, неторопливо собрать все игрушки. Возможно купание с применением успокаивающих трав.


Сон малыша в год должен быть не меньше 12 часов в сутки

К году малыша важно научить засыпать без применения укачивания на руках или в кроватке, а также кормления или соски. Так он уснет быстрее и будет спать крепче.

Общее количество сна за день сейчас примерно 13 часов.

От количества дневных снов напрямую зависит то, как строится день крохи, как правило, к году сон требуется 1-2 раза. Представим примерные варианты распорядка дня ребенка в возрасте 1 года в виде таблицы.

Вид деятельности

Время начала определенного вида деятельности
Сон 2 раза Сон 1 раз
Пробуждение, утренние гигиенические процедуры, гимнастика 6.30 7.30
Завтрак (каша, чай) 7.30 8.00
Бодрствование, сопровождающееся активными играми 8.00 8.30
Легкий перекус (например, фруктовое пюре) В любой удобный момент
Прогулка, возможно совмещение со сном 10.00
Сон 10.30
Обед (суп, пюре из овощей и мясо/рыба, приготовленные на пару) 12.30 12.00
Прогулка 13.00
Бодрствование с умеренными физическими нагрузками 14.30 12.30
Сон 15.30 13.30
Полдник (творог, фруктовый сок или компот) 16.30 16.30
Прогулка 17.00 17.00
Игры/занятия с родителями 18.30 18.00
Ужин (вареное яйцо, пюре из овощей, сок или компот) 20.00 19.00
Принятие теплой ванны 20.30 19.30
Бодрствование, предполагающее проведение спокойных занятий, например, чтение книг 21.00 20.00
Сон 21.30 20.30

Подобный режим дня сохранится, пока малышу не исполнится 1,5 и даже, возможно, 3 года.

Видео: Доктор Комаровский — Ребёнок и режим

В 1 год ребенок уже различает запахи и имеет свои любимые блюда. Также он четко выражает эмоции и свое отношение к людям или событиям. Именно в этом возрасте малыш начинает активно изучать окружающий мир и интересоваться устройством вещей. Для родителей очень важно создать такой распорядок дня для годовалого ребенка, при котором ребенку будет комфортно развиваться.

Питание

Когда малышу исполняется 1 год, необходимо пересмотреть его рацион. Ребенку уже можно давать почти все продукты, постоянно открывая для него новые вкусы. Нужно исключить перетирание твердой еды и постоянное употребление молочных каш. В этот период многие женщины уже завершают кормление грудным молоком и переводят кроху на обычное питание. Помните, что в 12 месяцев у ребенка все еще должен оставаться 1 прием пищи, состоящий из молочной смеси. Количество приемов пищи в этом возрасте составляет 4–5, а объем съеденного – 1200–1300 г, в зависимости от роста ребенка. Между едой ребенку можно давать воду, сок, чай, но без добавления меда или сахара. Это поможет сохранить молочные зубы в хорошем состоянии.

Количество приемов пищи в этом возрасте составляет 4–5, а объем съеденного – 1200–1300 г

В 1 год малышу можно готовить мелконарезанное мясо и рыбу. Регулярно давайте овощи и фрукты, но с цитрусовыми будьте аккуратны – они могут вызвать аллергию. Не добавляйте приправы в еду малыша. Не стоит предлагать ребенку орехи, шоколад, грибы, твердые сорта хлеба, колбасные изделия и консервированные продукты.

Если у мамы еще есть желание и возможность кормить грудным молоком, то лучше всего делать это утром и перед сном. На обед давайте супы и паровые котлеты с овощным пюре. Два раза в неделю предлагайте ребенку рыбу и два раза в месяц – говяжью печень. На полдник давайте творожок, запеканку, фруктовое пюре и сок.

Физические упражнения

До 12 месяцев родители регулярно проводят с малышом несложную гимнастику. Это помогает ему правильно развиваться. В 1 год режим дня ребенка кардинально меняется, а вместе с ним и тренировки, поскольку необходимо постоянно наращивать мышечную массу.

  • Лучше всего заниматься 15–20 минут, но активно и без перерывов.
  • Чтобы ребенку не стало скучно, шутите с ним и смейтесь, включайте его любимую музыку.
  • Перед тренировкой проветрите помещение и оставьте окно открытым для доступа свежего воздуха.
  • В 1 год с ребенком можно совершать пешие прогулки на длинные дистанции, это укрепляет все группы мышц.

Посоветуйтесь с педиатром, он поможет разработать комплекс упражнений и, если нужно, подобрать детский тренажер.

В ежедневные тренировки нужно включить ходьбу по различным поверхностям (прямым, бугристым, наклонным), упражнения на турнике, приседания, ползание, наклоны, упражнения для пресса и бросание мяча. Необходимо также усвоить и закрепить навыки слезания со стула и кровати. Многие мамы записываются с детьми в школы развития, где под контролем специалистов выполняют упражнения и играют в развивающие игры.

Водные процедуры

День ребенка должен начинаться и заканчиваться гигиеническими процедурами. Важно, чтобы утреннее и вечернее умывание вошли в привычку. Научите его чистить зубы и постоянно контролируйте процесс. В этом возрасте дети очень любят купаться. Можно проводить купание каждый день или же 2–3 раза в неделю. После водной процедуры хорошо наносить на кожу ребенка детский крем или масло. В год можно начинать проводить легкие закаляющие процедуры, например обливание. Но предварительно обязательно посоветуйтесь с педиатром: он подскажет, как сделать все правильно и не навредить здоровью малыша.

Температура воды при купании не должна превышать +33 °С, для закаленных детей ее можно снизить на 3–4 °С. В этом возрасте начинайте учить ребенка правильно мыть голову и другие части тела.

Развивающие игры

Для годовалого ребенка необходимо приобрести развивающие игрушки. Обычно в их число входят кубики (мягкие, пластиковые или деревянные), матрешки, пирамидки, барабаны или пианино на батарейках, сенсорные коврики с застежками, кнопками, липучками для развития мелкой моторики, пазлы, лото, мячи и другие.

Также важно играть с ребенком.

  • Для развития мелкой моторики мамы часто используют пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Пальчик-Мальчик».
  • Полезной для малыша будет игра «Найди и покажи». Листайте с ним книжку с картинками и просите показывать определенные предметы или животных, их части тела.
  • Тренировать слух и чувство ритма можно, распевая с ребенком песни и танцуя с ним.
  • Развивать усидчивость и глазомер можно с помощью песка, пластилина или глины.
  • Также будут полезны занятия по рисованию, они, ко всему прочему, формируют эстетический вкус. Отлично подойдут акварельные краски или гуашь, фломастеры, карандаши или ручки. В качестве холста можно использовать любую бумагу или белую ткань. Дети также очень любят рисовать мелками. Это можно делать на улице на асфальте или же поставить дома небольшую доску для рисования.

Сон

Правильный сон необходим для физического и психического развития ребенка. Многие мамы укладывают спать годовалого малыша 2 раза днем и 1 раз ночью. Такая схема уместна только в том случае, если ребенку это необходимо. Если вы стали замечать, что во время первого и второго сна ребенок плохо засыпает и ночью долго ворочается, пора оставить один двух-трехчасовой отдых. Он также уместен, если вы готовите малыша к детскому саду. Сон должен приходиться на период между приемом пищи и активными играми. Важно приучить малыша засыпать и просыпаться в одно и то же время.

Примерный распорядок

Важно ежедневно придерживаться одного распорядка дня.

  1. Установите время просыпания. Для годовалого малыша больше всего подходит время между 7:00 и 8:00. После подъема проведите необходимые гигиенические процедуры и гимнастику.
  2. С 7:30 до 9:00 накормите ребенка завтраком.
  3. С 9:00 до 11:00 – дневной сон; если ребенку он не требуется, можно уделить внимание развивающим играм.
  4. 11:00–11:30 – обед. После этого до 15:00 играйте с ребенком, выйдите на прогулку.
  5. 15:00–17:30 – время для сна. Затем накормите ребенка полдником.
  6. До 19:30 занимайтесь развивающими играми. После этого снова отправьтесь на прогулку. В 20:30 начните подготовку ко сну, проведите все гигиенические процедуры.
  7. Перед ночным отдыхом покормите малыша и в 21:30–22:00 уложите его спать.

Режим дня ребенка в 1 год очень важен для его правильного развития. Прислушивайтесь к малышу и корректируйте временные рамки, опираясь исключительно на его предпочтения.

Нередко после рождения малыша новоявленные мама и папа больше всего на свете мечтают просто по-настоящему выспаться. Впрочем, эта проблема может затягиваться гораздо позже младенческого возраста. И если сон новорожденного контролировать очень тяжело, т.к. у него свой режим дня, то детям постарше родители вполне могут помочь спать лучше, заодно помогая лучше спать себе.

Ведь, согласитесь, измотанные, вечно усталые от недосыпа родители, которые спят на ходу и раздражаются «на ровном месте», не лучшие воспитатели.

Ключ к спокойному сну

Один из самых распространенных мифов о сне - миф о том, что дети по ночам НЕ СПЯТ. Это не так. Дети не враги сами себе и они хотят спать не меньше, чем мы, взрослые. Конечно, есть исключения - дети, которые практически не спят или спят очень мало, но даже таким деткам можно помочь, применяя следующие советы. Перед тем, как воспользоваться ими, убедитесь, что проблема именно во сне и что ребенок не болен, не голоден и не испытывает жажды.

Для начала важно понять: ночной сон ребенка начинается еще с утра.

Если день был очень насыщенным, к вечеру ваш малыш может быть изрядно взбудоражен. Поэтому прежде, чем «отправлять» спать, его следует успокоить.

При этом на состояние ребенка могут влиять даже абсолютно незаметные для родителей факторы.

Если в вашем доме постоянным фоном включён телевизор, обращайте внимание на то, какие телепрограммы служат этим фоном. Криминальные сериалы вряд ли будут хорошо сказываться на нервной системе ребенка. Даже если это просто мультфильмы, то в них часто кричат персонажи, приводя маленьких зрителей в возбужденное состояние. А между мультфильмами зачастую показывают короткие, но очень нужные всем вставки новостей, способные вывести из равновесия даже взрослого человека. Эти кадры могут откладываться у ребенка в подсознании и потом всплывать перед сном - как раз в то время, когда он ни о чем особенном не думает. И страшная картина несущейся на скорости машины из новости об аварии, стреляющих бородатых дядек из военной сводки или другие «десерты» для мозга могут стоять у него перед глазами, пугая и не давая уснуть.

Значение также имеет то, о чем мама и папа разговаривают друг с другом в присутствии ребёнка. У детей прекрасно развито воображение, но в силу отсутствия жизненного опыта недостаточно развиты аналитические способности и логика. Поэтому зачастую достаточно одной лишь неаккуратно брошенной пугающей фразы или страшного тона, чтобы ребенок стал додумывать все остальное перед сном, представляя все в самых черных красках. Слишком радостные или положительные новости тоже имеют возбуждающий эффект. Поэтому, если вы узнали, что скоро вас навестит долгожданная тетя из Сан-Франциско и привезет много шоколада, возможно, не надо сообщать это ребенку сразу перед сном.

Постарайтесь думать о сне ребенка в течение всего дня и сделать все, что от вас зависит, чтобы ребенок пришел ко времени сна спокойным и невозбужденным.

Ночные ритуалы

Начиная с самого раннего возраста, когда хаос в распорядке ребенка сменяется постоянным режимом, имеет смысл сопровождать отход ко сну ритуалом. Ритуал отхода ко сну - это серия простых последовательных шагов, призванных помочь вам настроить ребёнка на нужный лад и погрузить его в сон тогда, когда это требуется.

Для начала укладывайте ребенка спать в постоянное время. Делайте это всегда.

Разумеется, бывают различные форс-мажоры, при которых привычный график отклоняется в ту или иную сторону. Но в целом час отхода ребёнка ко сну должен быть постоянным. Некоторые родители считают, что укладывать ребенка один вечер в 20:00, другой в 22:00 или вообще когда ребенок захочет спать – это хорошая идея. Нет, это не хорошая идея. Детям нужен режим, в том числе и для их внутреннего спокойствия. Поэтому две вещи должны оставаться неизменными – время отхода ко сну и место отхода ко сну. Если ребенок засыпает в своей кроватке, он должен засыпать там каждую ночь. А не день в кроватке, день в салоне, день у мамы не руках.

Затем переходим к основной фазе, собственно, отходу ко сну. Многие родители думают, что он состоит из всего одной фазы – засыпания. Это ошибка. Он состоит их нескольких частей, предшествующих самому засыпанию, которые не менее важны. Ритуал может быть любым, например, таким:

  • ужин;
  • ванна;
  • книжка;

В нашей семье этот ритуал работал на ура. При этом ужин должен начинаться изо дня в день в одно и то же время. Это время также должно быть постоянным, как и время отхода ко сну.

Перед ужином, который становится предвестником сна, мы подготавливаем ВЕСЬ дом ко сну:

  • уменьшаем громкость телевизора, а лучше выключаем его совсем;
  • приглушаем свет в комнате;
  • заканчиваем все подвижные, возбуждающие игры;
  • переходим на пониженные тона в разговоре.

Таким образом, день изо дня вы готовите ребенка ко сну.

Не хочу спать!

Скорее всего, если вы читаете эту статью, ваш ребенок ни в какую не хочет засыпать и всячески этому сопротивляется. Вы уложили ребенка в кроватку, укрыли его одеялом, поцеловали лобик. И тут начинается самое интересное: ребенок начинает вскакивать, кричать, бегать, плакать, хочет пить и просится в туалет, и желательно одновременно. На этом этапе вы должны понять, что вашему ребенку тяжело засыпать и вы должны ему помочь. Он не засыпает, потому что не умеет, и его надо научить.

Первое и основное правило. Если вы не усвоите его, вы не сможете научить ребенка спать.

Ни в коем случае не кричите на ребенка и не злитесь на него.

Выпейте травяной чай, включите концерт Вивальди в ля-минор в наушниках, обнимите кошку – главное, успокойтесь.

Затем приступайте ко второму этапу. Подготовьте себя морально, что вам придется подходить к ребенку несколько раз. Возможно, пять. Возможно, десять. Возможно, пятнадцать. В этот вечер и все последующие вечера, когда вы будете учить ребенка спать, вы больше ничего не сможете сделать. Поэтому ничего не планируйте, кроме как обессиленно рухнуть на кровать.

Пожелайте ребенку спокойной ночи и выйдите из комнаты. Он встанет, побежит за вами. Возьмите его на руки и верните обратно в кровать. Если ребёнок не желает оставаться к своей кровати и норовит из неё выбраться, необходимо без всяких разговоров уложить его назад. Не сразу, иначе это напоминает веселую игру «попробуй, уложи меня!». Выждите полминуты, уложите ребенка обратно и укройте одеялом. Не стоит требовать от него лежать ровно и не двигаться. Пусть сидит, ёрзает или даже стоит на голове, главное - чтобы он не покидал пределы кровати.

Ваша задача на этом этапе, чтобы ребенок оставался в пределах кровати. Это сейчас границы. Вы выполнили ритуал – почитали, поели, попили, провели вместе время. Теперь наступило время спать. Если вы верите в понятие «время спать», то оно станет вашей религией и вскорости - религией вашего ребенка. Если вы считаете, что «время спать» - ненужная абстрактная концепция, ваш ребенок будет считать также.

«Я не хочу спать!», - может сказать ребенок. Нет никаких проблем. Скажите ему: «Можешь не спать, но ты остаешься в кровати». Более того, не надо настаивать, чтобы ребенок «спал» и «засыпал», иначе эти вещи превращаются в камень преткновения. Замените это понятие на «отдыхать» и пользуйтесь этим словом. Оно гораздо мягче и для него не надо насильно засыпать.

Итак, ребенок в кроватке. Но ненадолго. Он будет вставать и выходить. Каждый раз, когда это происходит, вы будете мягко возвращать его в кровать. Не злитесь и не кричите. Можно тихо говорить ребенку «спокойной ночи».

Теперь наступает самое тяжелое для родителей. Ребенок начинает проявлять недовольство - кричать, возмущаться и плакать. Здесь сдаются большинство родителей. Однако с криком и плачем ребенка можно эффективно работать без того, чтобы делать ребенку плохо. Расскажу вам, как.

Помогите вашему малышу успокоиться. Обнимите его, прижмите к груди, скажите, что любите его. Подержите его некоторое время, затем снова уложите в кровать и выйдите из комнаты. Если ребенок не выходит, дайте ему минуту, чтобы свыкнуться с мыслью о предстоящем сне. Затем зайдите и вновь обнимите его. Если он встал и вышел из комнаты, верните его обратно в кроватку.

Этот ритуал должен выполняться спокойно, с любовью и в то же время твердо. Если вы твердо верите в пользу ночного сна и в то, что здоровый ночной сон нужен и взрослым, и детям, ваш ребенок тоже в это поверит.

В какой-то момент вы почувствуете, что хотите сдаться - взять ребёнка на руки, отнести к себе. Вы можете это сделать, но помните: через день всё придётся начинать заново.

Приучение ко сну может занять от нескольких дней до 2-3 недель.

Ты плохо себя ведешь - я отправлю тебя спать!

Знакома ли вам эта угроза?

А между тем фразы, вроде «Не мешай мне, или пойдешь спать раньше!» или «Перестань щипать брата, иначе я уложу тебя спать» должны навсегда исчезнуть из вашего лексикона.

Помните: дети любят спать! Сон - это прекрасная возможность восстановить силы для того, чтобы на следующий день проверять на прочность и выдержку своих родителей. Поэтому крайне важно, чтобы ко сну в семье было выработано правильное отношение.

Не угрожайте ребёнку сном! В таком случае он станет воспринимать его (а также всё, что с ним связано) как наказание, и ему даже ночью не захочется лежать в ненавистной кровати. Сон, кровать, спальня должны вызывать у ребёнка лишь положительные эмоции и казаться чем-то приятным и желанным.

«Оля уже спит...»

Начиная с определённого возраста, когда ваш ребёнок ходит в детский сад, он часто повторяет действия других детей. Вы можете воспользоваться этим, подготавливая его ко сну.

«Оля из садика уже спит. Она покушала, почистила зубы, легла в свою кроватку и уснула. Все детки из садика уже лежат в своих кроватках и спят. И мама с папой тоже ложатся спать». При этом хорошо бы сладко зевнуть. Думаю, вы сможете сделать это с лёгкостью!

Кстати, сообщение о планах мамы и папы хорошо действует на детей, поскольку нередко они считают, что, засыпая, пропускают самое интересное. «Как только я засыпаю, - думает ребёнок, - мама и папа надевают конусовидные шапочки, включают музыку и начинают танцевать. Возможно, даже прыгают по диванам! И всё это - без меня! Я не могу такое пропустить!».

Приглушенный свет и тишина в квартире помогут ребенку погрузиться в атмосферу сна и убедят его в том, что все-все домашние собираются последовать его примеру.

Читая ребёнку книжку на сон грядущий или напевая колыбельную, мы часто не обращаем внимания на то, о чём именно говорится в сказке или песне. Мы поём колыбельную и уже не удивляемся тому, что, если ты ляжешь на край, то «придёт серенький волчок и укусит за бочок». Читаем малышу «Муху-Цокотуху» и с выражением описываем драматические события, разворачивающиеся в сказке: «Вдруг какой-то старичок Паучок нашу Муху в уголок поволок...». Или сказку, действие которой происходит в темном-тёмном лесу, где на каком-то этапе один из персонажей умирает, даже если это отрицательный персонаж. Отличная поддержка нервной системы ребенка! А как вам пугалка с Бабайкой, который приходит по ночам к «непослушным» детям? Попробуй тут засни!

Это я к тому, что сказку на ночь тоже нужно выбирать внимательно и стараться, чтобы в ней ни в коем случае не было устрашающих сюжетов и картин.

Детские кошмары

В чем детям точно не откажешь - это в отлично развитом воображении. Оно помогает им представлять, что коробка из-под обуви - это автомобиль, деревянная палочка - меч, а сами они - рыцари или принцессы.

Однако у развитого воображения есть «побочное» явление - оно генерирует страхи. Страх является базисным чувством, которое испытывают люди в любом возрасте. Однако у детей, в отличие от взрослых, нет достаточного жизненного опыта для того, чтобы отличить реальные причины для страха от воображаемых. Поэтому очень важно нам, взрослым, помочь им преодолевать страх.

Итак, главное правило: не говорите ребенку «не бойся!» («это не страшно», «причины для страха нет» и так далее). Скажите, вас когда-нибудь вызывал начальник, заранее не сообщая предмет разговора? Вы боялись? Волновались, как минимум. А если бы в этот момент коллега хлопнул бы вас по плечу и сказал: «Не бойся!», страх бы исчез? То-то же.

Страх служит для нас своего рода защитой от негативного влияния внешнего мира. Поэтому, когда ребёнок говорит вам о том, что он боится, не убеждайте его в том, что для страха нет причин. Поговорите о том, что он чувствует и чего именно боится. Обязательно скажите ему, что бояться - это нормально и что вы тоже боитесь различных вещей. Подробно расспросите его о причине страха и помогите построить необходимую «защиту».

Если ребенок боится ночных воров, скажите ему, что вы живете высоко, и воры ни за что до вас не доберутся. Если малыш боится чудовища или Бабу-Ягу, убедите его в том, что ни одно чудовище или Баба-Яга никогда не проникнут к вам в дом, поскольку смертельно боятся вас, его родителей (разумеется, вы можете придумать свои варианты!).

Если после всех ваших доводов малыш не успокаивается и говорит, что ему по-прежнему страшно, не убеждайте его в обратном. Главное, что хочет знать ваш ребёнок, - это то, что его родители - такие большие и сильные, которые к тому же всё знают - его непременно защитят! Поэтому основной ваш посыл должен быть таким: «Мы с тобой. Мы тебя любим, заботимся о тебе и ВСЕГДА, в любой ситуации, тебя защитим».

Сон – это не просто закрывание глаз. Здоровый сон начинается еще днем. Чувство безопасности и защищенности поможет вашему ребенку легче засыпать и крепче спать. Режим сна, ритуалы, спокойствие и уверенность родителя в том, что сон – это действительно здорово, поможет ребёнку наладить режим сна.

На прощание хочу рассказать о паре, к которой все время вечером приходила их дочка и занимала место по диагонали на их кровати. Я научил их, как возвращать ребенка в кровать и помогать ему засыпать. Через несколько месяцев после того, как кровать снова перешла в безраздельную собственность родителей, женщина забеременела. Так родители получили назад интимность, а девочка не только научилась спать, но и стала сестричкой маленькому братику. Так что здоровый детский сон полезен во всех отношениях!

Режим дня ребенка в 1 год

После пробуждения и краткого утреннего туалета ребенка нужно одеть в спортивную форму: трусики и тапочки, если прохладно - в рубашечку и колготки. Комнату к этому времени надо проветрить, а в теплую погоду распахнуть окно.
Зарядка начинается с ходьбы.
На первых порах малыша можно поддерживать за руку или, отойдя на 2-3 шага, манить к себе. Так повторяется несколько раз. С каждым днем пройденный путь должен увеличиваться. Упражнение второе - преодоление препятствий. Пустой ящик письменною стола (или любой другой не выше 10-12 см) находится на пути малыша к игрушке. Помогите ему перелезть через бортики ящика, взять игрушку и вернуться с ней обратно. Третье упражнение - вы и ребенок, стоя напротив, держитесь за обруч, кольцо или палочку. При четкой команде «сядем» - «встанем» приседайте и вставайте вместе с ребенком. Следующее упражнение - подползание под препятствие, например под скамейку или журнальный столик. Цель - подойти к препятствию, присесть, подползти под него, достать игрушку с другой стороны, взять ее, выпрямиться и отнести взрослому. Такое трудное упражнение при правильном выполнении должно вознаграждаться словесной похвалой. Пятое упражнение - покажите малышу, как перешагивать препятствия. Вначале они должны быть не очень высокие: кубики, брусочек, мячик. Через несколько недель высота их увеличивается в 2 раза (узкая коробка или ящик и т. п.).Усилия достигнут цели, когда ребенок самостоятельно легко преодолеет эти препятствия.

Для выполнения следующего упражнения нужно дать ребенку в руки мяч и предложить бросать его перед собой. Взрослый должен сам ловить мяч и возвращать малышу. Зарядка завершается кратковременной ходьбой.

С ростом ребенка меняются объем и характер гимнастических упражнений. Следующий комплекс подойдет для малыша в возрасте 14-18 месяцев. В этот период при проведении гимнастических упражнений и игр необходимо в течение дня многократно демонстрировать ребенку правильное дыхание, учитывая его стремление подражать взрослым, легко перенимать их действия. Если делать при малыше шумный вдох и выдох, он легко повторит это. Все упражнения должны иметь внешнюю форму игровых моментов, даже дыхание («подуем в трубочку», «надуем шарик», «скажем у-у-у»).

Ребенок овладел ходьбой по полу, и теперь она должна усложняться. Надо научить малыша пройти по одной половице или доске. В качестве «половицы» при паркетном, плиточном или пластиковом покрытии можно использовать специальную или даже гладильную доску. Вначале ее нужно положить ровно, и ребенок с посторонней помощью проходит по ней приставным, а потом и обычным шагом. По мере овладения способностью сохранять равновесие упражнение усложняется: дальний конец доски приподнимается над поверхностью пола на 5-10-15 см.

Следующее упражнение выполняется сидя. Малыш двумя руками поднимает игрушку как можно выше, затем ее к ногам. Взяв игрушку второй раз, прячет ее за спину, достает и снова кладет к ногам. Количество повторений упражнения с возрастом увеличивается с 2 до 6. Пятое упражнение - небольшой мяч поднимается с пола как можно выше и бросается взрослому то левой, ТО правой рукой. Взрослый ловит его и опять подкатывает К ребенку. В заключение ходьба в быстром и обычном ритме.

Полный заряд от утренних упражнений ребенок получит только в том случае, если они завершатся водной процедурой - теплым душем или (если нет подходящих условий) влажным теплым обтиранием тела мягкой тряпочкой, поролоновой губкой. Такое начало дня - залог бодрого настроения и хорошего аппетита. Высокий эмоциональный тонус малыша должен поддерживаться неукоснительным соблюдением возрастного режима дня. Без этого нарушается гармония, взаимосвязь биологических ритмов организма.

Режим дня ребенка в 1 год (возрасте от одного года до полутора лет) следующий:

7-8 ч подъем, туалет, утренняя гимнастика;

8 ч - 8 ч 30 мин завтрак;

8 ч 30 мин - 10ч утреннее бодрствование;

10-12 ч первый дневной сон;

12 ч - 12 ч 30 мин обед;

12 ч 30 мин-15 ч дневное бодрствование, прогулка;

15 ч - 16 ч 30 мин второй дневной сон;

16 ч 30 мин - 17 ч полдник;

17 ч - 19 ч 30 мин вечернее бодрствование, вторая прогулка, купание через день;

19 ч 30 мин - 20 ч ужин;

20-7 ч ночной сон.

Специалисты разработали примерный режим дня для ребенка в возрас м-от 1 года до 3 лет.

Распорядок дня

1-2 года

Распорядок дня

2-3 года

Пробуждение, туалет, водные процедуры

Игра - прогулка

Игра - прогулка

Игра - прогулка

Игра - прогулка

Игра - прогулка

Разумеется, это примерный распорядок дня. Отталкиваясь от него, как от основы, родители смогут составить свой собственный, удобный режим дня для ребенка

Правильная организация режима дня – важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания. На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняться трижды.

    Следует помнить о том, что любая информация по организации режима дня носит рекомендательный характер, каких-то строгих норм и стандартов не существует .

    Режим составлен оптимально, если время кормления, укладывания спать и проведения туалета совпадают с потребностями ребенка в данный момент .

    В связи с тем, что резкие изменения в суточном режиме тяжело переносятся детьми , перевод ребенка на другой возрастной режим должен быть постепенным, и не вызывать отрицательных эмоций. О правильности такого перевода будут свидетельствовать хорошее настроение малыша и ровное поведение.

    При установлении режима дня, кроме возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.

    Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и его родителям. Ребенку, соблюдающему режим, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:

  • ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным
  • частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием
  • отсутствует нормального развития нервно-психической деятельности
  • трудность сформирования культурно-гигиенические навыков, опрятности.

Режим дня ребенка от года – до года и шести месяцев (1,5 лет)

На втором году жизни происходят значительные изменения в развитии малыша. В первом полугодии дети физически еще достаточно слабы, быстро устают. Высокая двигательная активность сочетается с недостаточной координацией движений. Ребенок в этом возрасте самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнять простые просьбы взрослого, правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их. Начинает активно употреблять облегченные слова, при этом словарный запас быстро расширяется. Начинает самостоятельно пользоваться ложкой, но делает это пока не умело.

Сон

Ребенок спит днем два раза: первый дневной сон – 2-2,5 часа, второй – 1,5-2 часа. Подготовка ребенка (прекращение шумных игр, умывание) ко сну происходит заранее, хотя бы за полчаса до того, как его будут укладывать в постель. Укладывать спать днем и на ночь следует в один и тот же час – у детей вырабатывается условный рефлекс на время и в последующие дни ребенок сам просыпается и засыпает в установленное по режиму время. При приучении ребенка к режиму, нужно его будить, если он сам не просыпается в положенное время, допускается отклонение от точного времени на 15-20 минут. В дальнейшем, когда режим уже установлен, нежелательно будить ребенка, так как это ухудшает его настроение, поднимать малыша следует после сна по мере пробуждения, и учить одеваться, показывая и называя предметы одежды.

В летнее время года рекомендуется дневной сон ребенка осуществлять на свежем воздухе – на улице или на веранде, в крайнем случае, в помещении с открытой форточкой. С мая по август ребенка можно укладывать на ночной сон немного позже, соответственно, продлевая дневной сон.

Кормление

Кормить следует четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), с интервалами 3-4 часа. Режим строится таким образом, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления. Такое соблюдение правил чередования процессов обеспечивает оптимальное состояние ребенка в каждом возрастном периоде. После того, как ребенок выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает воздействия окружающего мира.

В этом возрасте ребенка следует приучить пользоваться ложкой самостоятельно. Сначала он учится есть ложкой густую пищу, затем жидкую. Первые две-три ложки ребенок съедает самостоятельно, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормлении малыш сам съедает еще две-три ложки.

Бодрствование

Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 – 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Период бодрствования в основном включает в себя игру, прогулки водные процедуры. В игре в основном используются игрушки, которые можно тянуть (машинки, коляски), кубики, различные вкладывающиеся одна в другую коробочки, книжки с простыми яркими картинками, фигурки зверей, пирамидки.

Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника), продолжительность одной прогулки 1,5 часа, в летнее время года это время может быть увеличено до 2 часов при хороших погодных условиях.

Водные процедуры перед полдником. В этом возрасте можно использовать общие обтирания. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние, грудь и спинку. Начальная температура воды 33-36 0 . Постепенно, один раз в 5 дней, температуру воды снижают на 1 0 и доводят до 24 0 . Водные процедуры – важный элемент закаливания, включение их в режим дня – неотъемлемая часть здорового воспитания.

Гигиеническое купание 2-3 раза в неделю перед ночным сном.

Одежда ребенка должна соответствовать росту, не стеснять движений, иметь минимальное количество завязок и застежек. До 1,5 лет девочкам, как и мальчикам, целесообразно надевать штанишки и кофточки, так как платье затрудняет ходьбу. Ребенок принимает участие в процессе одевания и раздевания, учится снимать простые предметы одежды (расстегнутые ботинки, майку).

В этом возрасте важно воспитывать следующие культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, садиться на детский стул, учиться самостоятельно аккуратно есть ложкой, после еды пользоваться салфеткой. Необходимо учить ребенка садиться на горшок и сидеть на нем до результата. Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с неё.

Примерный режим дня для детей от 1 до 1,5 лет:

Кормление : 7.30, 12, 16.30, 20.

Бодрствование : 7 – 10, 12 – 15.30, 16.30 – 20.30.

Сон : первый 10 – 12, второй 15.30 – 16.30, ночной сон 20.30 – 7.

Прогулка : после обеда и полдника.

Купание : 19.

Режим дня ребенка от года и шести месяцев (1,5 лет) до 2 лет

Особенности возрастного периода

Ребенок перешагивает через предмет, лежащий на полу, бегает, при умывании потирает руки под струей воды. Может назвать предметы, обобщает их по существенному признаку, знает основные части тела. Самостоятельно снимает расстегнутую обувь, держит чашку при питье, более умело пользуется ложкой. Воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, складывает башню из кубиков и т. п. Он может различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка). Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.

Сон

После полутора лет ребенок переводится на режим с одним дневным сном.

Продолжительность дневного сна составляет 3-3,5 часа. Общая продолжительность сна в этом возрасте от 13 до 14,5 часов, из них ночной сон - 10 – 11 ч. Приучая ребенка к самостоятельности, не следует заставлять его долго, самостоятельно раздеваться перед сном – это приводит к утомлению и плохому засыпанию.

Кормление

Кормить ребенка следует четыре раза в день. Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов. Если ребенок в периоды между кормлениями бодрствует, этот интервал не должен превышать 3,5 часа. Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет около 12 – 13 часов. Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин – не менее чем за час до укладывания ребенка, чтобы обеспечить ему спокойный сон.

Бодрствование

Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 – 5,5 часов.

Во время игры в этом возрасте ребенок уже активно задействует лопатки, мячи.

Прогулки на воздухе организуются два раза в день, после завтрака и полдника. Продолжительность прогулок такая же, как и в предыдущей возрастной группе.

Водные процедуры проводятся перед обедом. С 1,5 лет в качестве водных процедур можно использовать душ, эффект которого сильнее, чем при обтирании, так как кроме температурного воздействия ребенок испытывает и механическое. Температура воды снижается постепенно, один раз в 5 дней на 1 0 , от 35-37 0 и доводится до 24 – 28 0 . Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. Длительность процедуры 1,5 минуты. Гигиеническое купание проводится 2 раза в неделю перед ночным сном.

К двум годам навык опрятности должен быть практически сформирован, но заигравшись, ребенок может забыть попроситься на горшок, поэтому им нужно об этом напоминать и высаживать на горшок перед сном и после сна.

Примерный режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:

Кормление : 8, 12, 15.30, 19.30.

Бодрствование : 7.30 – 12.30, 15.30 – 20.20.

Сон : 12.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : после завтрака и полдника.

Купание : 18.30.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Особенности возрастного периода

Словарный запас существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Говорит многословными предложениями. Речь ребенка начинает приближаться к речи взрослого. Малыш ест аккуратно, надевает и снимает майку или рубашку, в течение дня проситься на горшок. Сосредоточенно занимается с игрушками, увлеченно рассматривает книжки, картинки. Третий год – это период развития самостоятельности и творческой деятельности.

Сон

На протяжении третьего года жизни ребенок может находиться на режиме с однократным дневным сном. Если ребенок категорически отказывается от дневного сна, тогда это в этом время он должен находиться в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривание картинок в книжке), это позволит нервной системе ребенка отдохнуть и избежать переутомления.

Кормление

Четырехразовое кормление с интервалом 3,5 – 4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин).

Бодрствование

Каждый период бодрствования занимает 6 - 6,5 часов. Для детей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 – 5,5 часов за счет удлинения сна. Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20 - 30 минут. Периоды бодрствования должны состоять из рационального чередования разных видов активной деятельности ребенка. В игру ребенка включаются детские музыкальные инструменты, цветные карандаши, конь-качалка, куклы, формочки для песка.

Как и в предыдущие возрастные периоды, определенную часть периода бодрствования дети должны проводить на воздухе даже в зимнее время года, но не более 1,5 часов, так как они еще довольно быстро охлаждаются. В теплое время года прогулки могут удлиниться до 2ч, а при соответствующих условиях весь период бодрствования может быть перенесен на воздух.

Водные процедуры включают себя обливания, но для ослабленных детей может быть использование обтирание. Рекомендации по температурному режиму водных процедур, как и в предыдущих возрастных группах. Гигиеническую ванну ребенка на третьем году проводят один раз в неделю перед ночным сном.

Несмотря на то, что ребенок в основном уже умеет регулировать свои физиологические отправления, все же следует высаживать его на горшок перед сном, прогулкой и обязательно следить за аккуратностью этого процесса.

В этом возрасте важно стимулировать у детей активную самостоятельную деятельность, развивать и закреплять уже появившиеся навыки и умения постоянным их повторением.

Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:

Кормление : 8, 12.30, 16.30, 19.

Бодрствование : 7.30 – 13.30, 15.30 – 20.30.

Сон : 13.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : 2 раза в день после завтрака и полдника.

Обливания : после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).

Купание : перед ночным сном.



gastroguru © 2017